На страже Заполярья. 1954 год. Январь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь Т5 января 1954 г., N° 12 (4854 ), вахте—молодые матросы Вместе со старослужащими моряками на кораблях и б подразделениях несут службу, овладевают боевой техникой молодые матросы. Воспитанные Коммунистиче ской партией в духе беспредельной преданности социалистической Родине, они про никнуты горячим стремлением стать умелыми защитниками страны социализма, с честью и достоинством оправдать доверие народа. Первостепенная задача молодых воинов — неустанно учиться тому, что необходи мо на войне, усердно перенимать опыт бывалых моряков, настойчиво осваивать флот ские специальности, закалять себя морально и физически. Все эти воинские качества воспитываются в упорном труде, в напряженной учебе. Ниже публикуются материалы, в которых рассказывается о боевой учебе моло дых матросов, о несении ими самостоятельной вахты. -л, ,А_ По примеру старших товарищей Шли последнее приготовления к похо ду. Рулевой Анатолий Полещук находился в штурманской рубке, проверяя согласов- ку приборов и точность их показаний. В рубку вошел молодой матрос Бубнов. За сравнительно небольшой срок службы на корабле воин ознакомился с устройством материальной части, правилами ее обслу живания. Старослужащие .моряки деловпто работа ли у механизмов, крепили предметы по- по.ходному. Когда корабль лег на ладанный курс, молодые матросы находились у своих за- ведываний. Моряки испытывали чувство удовлетворения тем, что они участвуют в учебном походе, который даст им возмож ность приобрести некоторые практические навыки использования технических средств. Матрос Бубнов внимательно на блюдал за действиями старослужащих. За тем молодого матроса вызвали в ходовую рубку и впервые разрешили нести вахту. Рядом с ним стоял Анатолий Полещук. — Право руля! — отдал приказание командир. Бубнов переложил руль, но не отрепе товал приказание. — Надо обязательно повторять коман ды. — заметил Полещук. Б этот день Бубнов с разрешения командира корабля, под наблюдением командира отделения, еще раз стал за руль. Ему было очень трудно, но он ста рался четко выполнять свои обязанности. — Можете отдохнуть, — сказал Поле щук воину. — Разрешите остаться? — попросил Бубнов... На следующий день некоторые из моло дых матросов заступили на вахту. Они дублировали обязанности своих старших товарищей, приобретали необходимые на выки. Молодой комендор Матвеев занял место у орудия. Старшина Вазиев с первых же дней начал требовать от матроса четких дейсгвий, раз’яснял, как обслуживать ма териальную часть, управлять ею в слож ных условиях. Все это время старшина присматривался к подчиненному. Он заме тил. что воин старательно выполняет свои обязанности тогда, когда корабль качает но сильно, но, как только качка усили вается, матрос, выполняет ооязанности с большим трудом, вяло. — Не обращайте внимания на ■качку, больше работайте на посту, тогда легче преодолевать трудности, — сказал стар шина. Молодой комендор последовал совету своего старшины. Он старался действо вать сноровисто, но все же это ему уда валось очень трудно... Колючий ветер обдал молодого сигналь щика Лялина, когда тот поднялся на сиг нальный мостик. Внизу бурлило море. Ве тер завывал в вантах и фалах. Оде тый в теплый полушубок, шапку и ва ленки. матрос Лялин почувствовал, как. холод пронизывает его тело. Матвеев сто ял на мостике и смотрел, как опытный, закаленный сигнальщик Николай Филип пов. невзипая ни на шторм, ни на холод быстро передает сигналы. Окончив переда вать семафор, матрос Филиппов спросил дружески: — Замерз, Лялин? — Холодновато, — признался молодой сигнальщик. — Пдогаыкай. Моряк должен перено сить любые трудности. Долго простоял в этот раз на сигналь ном мостике Лялин. Он пристально смот рел, как умело и ловко работает у и н жектора Филиппов, а сам думал о том, чтобы скорее научиться действовать так же, как е>то старшие опытные товарищи... Этот поход явился серьезным испыта нием для молодых матросов. Почти все время не унимался шторм. Несколько ча сов подряд новички находились в штормо вой обстановке. П вот. возвращаясь из по хода, они снова вышли на ют, чтобы пере курить. А море, как всегда., было неспо койным. Но никто из молодых матросов не проронил слова о шторме. Они победи ли стихию. Весь экипаж «шал. что матрос Бубнов неплохо справлялся с обязанностя ми рулевого и уже часами работал у ма нипулятора, удерживая корабль на курсе. Матрос Матвеев перестал бояться кач ки, и под наблюдением старшины Вазне- ва безукоризненно обслуживал механизмы орудия. Обветренные, возмужалые, узнавшие море, возвратились молодые матросы в ба зу. Ведь недаром говорят, что поход — лучшая школа для моряка. Старший матрос А. БОНДАРЕНКО. У с п е х и в у ч ё б е Матрос Савченко одним ив первых среди молодых воинов допущен к само стоятельному несению вах ты. Командир отделения Ро- венский отзывается о под чиненном, как о любозна тельном и трудолюбивом воине. Савченко за корот кое время овладел специ альностью трюмногомаши ниста. Ровенский уделяет мно го внимания обучению молодых матросов. Прежде всего он ознакомил их с организацией службы. Серьезное внимание уделя лось изучению устройства корабля, его систем и тех нических средств. Коман дир посылал матроса в ка кой-либо отсек и прика зывал начертить все. что там имеется. Это дает хо рошие результаты. При контрольном опросе Сав ченко показал глубокие знания. Трюмное хозяйство боль шое. Нет такого уголка на кора&ле, где бы ни прохо дила какая-либо система или магистраль. Чтобы справиться с обязанностя ми на посту, моряку все надо знать. Это хорошо по нимает Савченко. В походе к трюмному пред’являются большие требования. Их образцово выполняет Савченко. Старшина 2 статьи В. КРИВЦОВ. Успешно осваивает свою специальность молодой матрос Валентин Дегтярев. В этом ему много помогают старшины и старослужащие матросы корабля. За высокие показатели в боевой и полити ческой учебе матросу Дегтяреву об'яв- лена благодарность. НА СНИМ КЕ : старший матрос Юрий Мокрый (слева) об'ясняет молодому ма тросу Валентину Дегтяреву устройство электрической части рулевой машины. Фото И. Ннкишова. Совершенствует практические навыки Матрос Горяйнов, овладевая своей спе циальностью, одновременно тренировался в выполнении обязанностей каждого из своих товарищей. Старшина 1 статьи Ра зумов развивал стремление подчиненного к мастерству и поручал ему чистку при боров. Под руководством коман,ргра отде ления Горяйнов полностью разбирал каж дый узел, приводил в порядок все детали и затем монтировал их. Повседневная учеба принесла молодому воину много пользы. Он приобрел навы ки, необходимые для несения вахты. Но и после того, как Горяйнов был допущен к самостоятельному обслуживанию поста, Разумов не ослаблял своего внимания к боевой учебе матроса. Одна из вахт Горяйнова совпала по времени с тренировкой. Осмотрев заведы вание, воин обнаружил, что помпа ох лаждения работает нормально, а должно го давления воды не создает. «В чем же дело? Кажется, все дей ствия по приготовлению и запуску произ водились правильно?'» — думал Горяй нов. Разумов, специально сделавший неис правность, внимательно следил за матро- ссм. — Почему же нет давления? — спро сил он подчиненного. Матрос ответил не сразу. Он начал вспоминать все возможные неисправности. «Засорение трубопровода... Не может быть. Я хорошо его чистил. Не поступает вода извне... Но ведь анемометр показывает давление». Перебирая могущие встретиться слу чаи, Горяйнов нашел причину неполадки, доложил об этом старшине и тотчас при ступил к делу. Он выключил прибор, от винтил трубопровод, а затем, устранив неполадку, собрал его и включил помпу. Прибор заработал нормально. Знание ма териальной части помогло Горяйнову' бы стро устранить неисправность. Старший матрос Л. ОВОДКОВ. — Наглядная агитация — — ■ важное средство воспитания воинов Выполняя исторические решения XIX с езда партии об усилении идеологиче ской работы, многие командиры, полит работники, партийные и комсомоль ские организации стали повседневно проявлять заботу о нагляднойагитации, о ее высокой идейности, целеукгпюмлен- ности, злободневности. Например, в под разделении, где служит старший ма трос Зинаков, вопрос о наглядной аги тации обсуждался ш партийном бюро и ■Комсомольском собрании. В этом подраз- I делении хорошо оборудована комната политпросветработы. В ее оформлении | принимали участие многие активисты. Старшие матросы Столбовой, Иутя- гин и Зинаков изготовили красочный ) стенд об отличниках боевой и полити ческой подготовки, витрины на темы: ! «Служи по уставу — завоюешь честь и ! славу!», «Великий план великого наро- | да», «Забота о благе народа — высший I закон нашей партии». Кроме того, стар- ) шли матрос Зинаков оформил три пла ката, посвященных отличникам боевой и политической подготовки старшему ! матросу Бородину, который за безу- ! пречную службу имеет от командова ния 28 поощрений, младшему сержан ту Никитину и старшему матросу Ка- неву. В комнате имеются также плака ты, призывающие воинов быть бдитель ными. Хорошая наглядная агитация оформ лена и в подразделении, где служит старший матрос Кондаков. Здесь име ются стенды и витрины: «СССР — ве ликая морская и авиационная держава», окно политсатиры «Вот она, Америка». Очень привлекательно сделан стенд на тему: «На благо народа», посвященный решениям сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Кроме самих решений вывеше ны также две карты новостроек легкой и пищевой промышленности. Сейчас готовится стенд о ЗОО-.тетии воссоединения Украины с Россией. Необходимо отметить, что за послед нее время наши агитаторы л пропаган дисты в своей раз’ясиительной работе стали все чаще попользовать нагляд ную агитацию. Так, в комнате полит- просветработы, которой заведует млад ший сержант Скробов, регулярно про водятся доклады и беседы. В своих вы ступлениях пропагандисты и агитаторы используют наглядную агитацию. Хоро шо, например, прошла беседа агитато ра комсомольца старшего сержанта Оце- бера на тему: «На заботу Коммунисти ческой партии и Советского правитель ства ответим новыми успехами в служ бе и работе». Она была щюв^дена у стенда, посвященного постановлению сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Бесе ды состоялись также у стендов «Пере довые экипажи» и у других материа лов. Силами членов ВЛКСМ оформлены наглядной агитацией боевые посты. На щитах написаны призывы, посвящен ные овладению воинами осевой техни кой. Но наряду с некоторыми успехами в этом деле в ряде подразделений имеют ся и серьезные недостатки. Так, напри мер, в подразделении, гдеслужит млад ший сержант Филаретов, наглядной аги тации не уделяется серьезного внима ния. Она находится в запущенном со стоянии, исполнена небрежно, не це.те- устремлена, не отражает жизнь под разделения. Ни партийная, ни комсо мольская организации этого подразделе ния не интересуютея состоянием на глядной агитации, никогда не обсужда ли этот в'нрос ни на собраниях, ни на заседаниях бюро. Наглядная агитация, как и вся идео логическая работа, является партийным делом и о ней должны постоянно про являть заботу командиры, политработ ники. партийные и комсомольские ор ганизации. Надо решительно покончить с недооценкой этого важного дела и до биться такого положения, чтебы каж дый стенд, витрина, призыв, плакаты, рисунок служил задаче политического и воинского воспитания личного соста ва, мобилизации его на выполнение Военной присяги, уставов и наставле ний, приказов Министра Обороны СССР, воспитывал бы у воинов любовь к своей Советской Родине, к великой Ком мунистической партии и всемерно раз жигал бы ненависть к вратам нашего государства. И. КОМАРОВ. Заботливый старшина Гвардии старшина 2 ста тьи Пусиков — отличник боевой и политической подготовки. Он в совер шенстве овладел специаль ностью корабельного элек трика и учит мастерству подчиненных, стремясь, чтобы они были умелыми воинавги, готовыми в лю бую минуту с честью вы полнить свой долг перед Советской Родиной. Подчиненный Пусикова ■гвардии матрос Григорьев недавно пришел на ко рабль. С первых дней он старается быть достойным высокого звания гвардей ца, настойчиво овладевает своим делом, ревностно вы полняет обязанности. Пусиков рассказывает подчиненному о флотской службе, о первоклассной технике корабля, о северо морцах — героях Великой Отечественной войны. Вме сте с тем, старшина зна комит матроса с поучи тельными случаями из своей службы, с устройст вом корабля и заведова ния. Специальность заинте ресовала Григорьева. Он с большим желанием за нимается освоением тех ники и уже может само стоятельно решать многие учебные и практические задачи. Классный специалист Пусиков не жалеет сил, чтобы воспитать подчи ненного умелым и закален ным воином, помочь ему встать в ряды отличников боевой и политической подготовки. Гвардии старший матрос А. РОДИОНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ Мне хочется выразить глубокую, ис креннюю благодарность коллективу меди цинских работников родильного дома гор. Североморска и. в частности, врачу Яне Яковлевне Мосевицкой за спасение моей жизни. В тяжелом, бессознательном состоянии доставили меня в родильный дом. Но бла годаря правильному установлению диагно за болезни, чуткости и заботе ко мне все го коллектива медицинских работников состояние моего здоровья стало быст улучшаться. За двадцать пять суток прерыва ния в родильном доме я увидела, какие большие перемены произошли здесь по с;>авнению с прошлым годом: вырос и окреп коллектив, улучшилось обслужива ние больных, в палатах тепло и уютно. Выражая благодарность врачу Мосевиц кой и всему коллективу медицинских ра ботников родильного дома, огне хочется пожелать им новых успехов в их почет ной работе — охране здоровья советского человека. 0. ОВЧИННИКОВА. 1 НА КОРАБЛЕ НЕТ ЛЫЖ И коньков Все матросы нашего корабля любят лыжный и конькобежный спорт. Понятно поэтому, с каким нетерпением ожидзли они наступления зимы. Однако воинам не удается заняться зимними видами спорта: на корабле нет ни одной пары лыж или коньков. Отсут ствие спортивного снаряжения не позволя ет наладить физкультурно-массовую рабо ту. Старший матрос П. УМАЛИНОВ. Матрос И. ПОНОМАРЕВ. По следам наших выступлений У С Е Р Д И Е В С Л У Ж Б Е Личный состав нашего подразделения хорошо понимает задачи, поставленные перед воинами в приказах Министра Обо роны Союза ССР. Воины охвачены единым стремлением — повседневно повышать политические и специальные знания и практические навыки по обслуживанию материальной части заведываний. Особенно огЬичается своим усердием классный специалист Булыгин. Он со держит свое завецывание в образцовом порядке, .как этого требуют инструкции и наставления. Командир, проверявший работу специалиста, дал высокую оценку его умелым и грамотным действиям. Недавно старший матрос Булыгин вновь отличился. Он вместе с матросом Легким i3 короткий срок отремонтировал один из агрегатов. Матрос Н. КУЗЮТИН. «ЗА ЧЕТКУЮ РАБОТУ КОНТОРЫ СВЯЗИ» В Лг 280 нашей газеты под таким за головком был опубликован обзор писем читателей о недостатках в работе Северо морской конторы связи. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что в целях оказания прак тической помощи Североморской конторе связи на место выезжала бригада Мур манского областного управления Мини стерства связи. Так, член бригады — почтальон Мурманской городской конторы связи тов. Федорова, передавая свой опыт, доказала возможность двухразовой достав ки почты населению. На производствен ном собрании обсуждены опубликованные за последнее время в печати статьи о непорядках в работе Североморской кон торы связи. В соответствии с выводами бритады приказом начальника Мурманского обла стного управления связи руководителю Североморской конторы предложено: до ставку почты населению города произво дить два раза в сутки: обеспечить пол ную сохранность почтовых ценностей, ликвидировать обезличку в работе: улуч шить работу по рассмотрению жалоб тру дящихся; принять решительные меры к укреплению трудовой дисциплины: орга низовать производственно-техническую учебу; улучшить политико-воспитатель ную работу; развернуть социалистическое соревнование; чаще практиковать созыв производственных совещаний и т. д. В числе мероприятий, намеченных Мурманским областным управлением свя зи, предусмотрено также увеличение штата Североморской конторы. В помощь изучающим марксизм - ленинизм И д е о л о г и , честсже о с н о в ы ХСолглгу хгис т и ч е с х с о й п а р т я и Творчески развивая марксизм в новых исторических условиях классовой борьбы пролетариата — в эпоху империализма и пролетарской революции,— В. И. Ленин высоко поднял значение революционной теории, социалистической идеологии, со знательной деятельности рабочего класса и его партии. Он доказал, что только партия, руководимая революционной тео рией, вооруженная знанием законов об щественного развития, может выполнить роль передового борца и подлинного вож дя трудящихся, со всей силой подчерк нул значение соединения массового рабо чего движения с научным социализмом. В. II. Ленин всесторонне обосновал вопрос об исторической необходимости создания партии нового типа, коренным образом отличной от оппортунистических партий II Интернационала. Эти важнейшие положения, составляю щие идеологические основы Коммунисти ческой партии, были всесторонне разрабо таны в гениальной книге В. И. Ленина «Что делать?», вышедшей в свет в марте 1902 года. Идеологические основы Коммунистиче ской партии разрабатывались В. U. Левиным в ожесточенной борьбе с оппор тунизмом «экономистов», выступавших против создания революционной партии пролетариата, против внесения социали стического сознания в рабочее движение. Произведение В. П. Ленина «Что де лать?» — этот классический образец за щиты и творческого развития марксизма, наглядный пример воинствующей проле тарской партийности, — явилось идеоло гической подготовкой революционной марксистской партии. З Н А Ч Е Н И Е Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н О Й Т Е О Р И И К началу XX века в международной социал-демократии сложилось два проти воположных направления — революцион ное и реформистское, борьба между кото рыми приняла исключительно острый ха рактер. Выражением международного реформиз ма явилось бернштейнианство, разновид ностью которого на русской почве был «экономизм». Бернштейнианцы, будучи агентурой буржуазии в рабочем движе нии, предприняли ревизию марксизма, пытаясь выхолостить из него революци онную душу — учение о социалистиче ской революции и диктатуре пролетариа та. Они проповедывали теорию «мирного врастания капитализма в социализм». Борьбу революционных марксистов про тив реформизма и ревизионизма возглавил В. П. Ленин. Он разоблачил буржуазную сущность бернштейяианства и его рус ской разновидности — «экономизма». Бернштейнианство, так же как и про чие течения оппортунизма, явилось про дуктом эпохи империализма, когда^бур жуазия за счет максимальной прибыли, получаемой в результате усиления экс плуатации рабочих своих стран и трудя щихся колоний, имеет возможность прямо и косвенно подкупать верхушечную часть ■рабочего класса и создавать так называе мую «рабочую аристократию» и профсо юзную бюрократию. Именно этот верху шечный слой рабочего класса, а также выходцы из среды мелкой буржуазии а составляют социальную базу оппортуниз ма. «Экономисты» в России так же, как и оппортунисты на Западе, всячески воспе вали стихийность рабочего движения. Бу дучи вульгарными материалистами, они отрицали значение передовых идей, со циалистического сознания, руководящую роль пролетарской партии. Теория сти хийности и самотека, проповедуемая «эко номистами», означала также игнорирова ние революционной творческой роли ра бочего класса, народных масс. Разоблачая «экономизм», как разновид ность международного рабочего оппорту низма, В. И. Ленин первый в истории марксистской мысли обнажил до корней идейные истоки оппортунизма, показал, что они заключаются прежде всего в пре клонении перед стихийностью рабочего движения и в принижении роли социали стического сознания в рабочем движении. Борясь против российского и междуна родного оппортунизма, В. И. Ленин высо ко поднял знамя революционного марксиз- ма. Первостепенное значение он придавал творческому развитию марксистской тео рии, прочному соединению рабочего дви жения с теорией научного социализма, ибо этого настоятельно требовали задачи растущего рабочего движения России. В своей знамешггой книге «Что делать?» В. И. Ленин показал те обстоятельства, которыми в то время обусловливалось особое значение революционной теории для классовой борьбы российского проле тариата. Только блатодаря марксистско-ленин ской теории русский рабочий класс под руководством Коммунистической партии избрал правильный путь революционной борьбы. Он не только критически исполь зовал опыт революционной борьбы проле тариата других стран, но и обогатил ми ровое рабочее движение новым опытом. Наша Коммунистическая партия проде лала такую гигантскую политическую ра боту, которая по богатству опыта, глу бине разработки марксистской теории и творческого применения ее в ходе рево люции не знает себе равных в (мире. На громадный опыт КПСС ныне опираются коммунистические и рабочие партии все го мира в борьбе за демократию и социа лизм. Как и предвидел Ленин, русский рабочий класс действительно стал аван гардом международного революционного пролетариата, . а сто Коммунистическая- партия превратилась в «Ударную брига ду» международного революционного и рабочего движения. Классовая борьба пролетариата, учит марксизм-ленинизм, ведется в трех нераз рывно связанных друт с другом основных формах — политической, теоретической и экономической. Главной из них является политическая борьба — борьба за дикта туру пролетариата. Только в совокупно сти все эти три основные формы превра щают борьбу пролетариата в подлинно классовую, сознательную пролетарскую борьбу. Теоретическая, идеологическая борьба- рабочего класса и его партии своим острием направлена против буржуазной идеологии. Она имеет своей целью разо блачение антинаучной и реакционной сущности буржуазной идеологии, полное освобождение из-под ее влияния трудя щихся, внедрение в сознание рабочего класса социалистической идеологии, как единственно научной, выражающей его коренное интересы. Исключительная роль и значение марксистско-ленинской теории, социали стической идеологии, обгоняются тем, что она есть научное отражение об’ективных законов общественного развития, клас совой борьбы пролетариата. Революцион ная теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его наиболее общем виде. Сила марксистско-ленинской теории в ее связи с революционной практикой. Теория вне связи с практикой, вне связи с жизнью беспредметна, а практика, если она не освещает себе дорогу научной, ре волюционной теорией, слепа. Марксист ско-ленинская теория дает рабочему клас су и его партии возможность ориентиро ваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть направление исторического процесса, про кладывать новые пути революционной практике. В. И. Ленин учил, что без революцион ной теории не может быть и револю ционного движения, что роль передового борца может выполнить только партия, руководгмая передовой теорией. Ни отна партия не уделяла такого вни мания всесторонней разработке марксист ской теории, как наша Коммунистическая партия, вся история которой есть марк сизм-ленинизм в действии* - М А Р К С И С Т С К А Я П А Р Т И Я ЕСТ Ь С О Е Д И Н Е Н И Е Р А Б О Ч Е Г О Д В И Ж Е Н И Я С С О Ц И А Л И З М О М Важнейшей проблемой, составляющей сущность идеологических основ Коммуни стической партии, является марксистско- ленинское решение вопроса о соотноше нии стихийности и сознательности в ра бочем движении, о марксистской партии как соединении массового рабочего дви жения с научным социализмом. Этот во прос нашел свое полное и всестороннее освещение в трудах Ленина и Сталина. Еще Маркс и Энгельс указывали на ог ромное значение революционной теории. Иедчеркивая, что идеи, теории являются отражением материальной жизни обще ства, они говорили и об обратном воздей ствии общественных идей на развитие условий материальной жизни общества. После смерти Энгельса оппортунисты II Интернационала во главе с Бернштей ном открыто выступили с ревизией мар ксизма. Стоя на позициях вульгарного ма териализма, ничего общего не имеющего с диалектическим материализмом, они всячески воспевали стихийность, самотек, сознательно искажали взгляды Маркса и Энгельса о происхождении и активной роли идей. Преклоняясь перед стихийно стью рабочего движения, ревизионисты, э том числе и «экономисты», отрицали мо билизующую, организующую и преобра зующую роль революционной теории. Необходимо было поэтому не только от стоять взгляды марксизма об активной роли передовых щей, о роли и значении социалистического сознания, но и всесто ронне разработать и обосновать этот важ нейший вопрос идеологических основ мар ксистской партии. Эта задача блестящг была разрешена В. П. Лениным в его кни ге «Что делать?». Марксизм-ленинизм учит, что общест венное бытие определяет общественное сознание. В условиях капитализма в соот ветствии с существованием двух основ ных классов и сознание вырабатывается двоякое: буржуазное и социалистическое. Положению рабочего класса соответствует сепиалислпеское сознание. В своей кни ге» «Что делать?» В. И. Ленин, развивая и конкретизируя это общефилософское положение марксизма, всесторонне осве тил вопросы о выработке теории научно го социализма, о внесении социалистиче ского сознания в рабочее движение, об отношении пролетариата к революцион ной теории, о руководящей рати марк систской па'ртии в классовой борьбе про летариата. В. И. Ленин подверг уничтожающей критике «экономистов», которые утверж дали, что рабочие в условиях капитализ ма вырабатывают социалистическое созна ние исключительно своими силами в ходе стихийного движения. Теория научного социализма появилась в результате глу бокого изучения закономерностей общест венного развития представителями рево люционной интеллигенции, то есть людь ми науки. Марксизм появился как теоре тическое, научное отражение классовой борьбы пролетариата. Маркс и Энгельс не только явились основоположниками теории научного со циализма. Они в то же время возглавили борьбу за соединение рабочего движения с социализмом. Ярким свидетельством это му является деятельность созданных и руководимых ими «Союза коммунистов» и I Интернационала. «Направление социа лизма к слиянию с рабочим движением,— писал В. И. Ленин, — есть главная за слуга К. Маркса и Фр. Энгельса: они создали такую революционную теорию, которая об’яснила необходимость этого слияния и поставила задачей социали стов организацию классовой борьбы про летариата» (Соч., т. 4, стр. 236). Обосновывая коренное марксистское по ложение, гласящее, что марксистская пар тия есть соединение рабочего движения с социализмом. В. И. Ленин показал, что этот процесс соединения происходит пу тем внесения социалистического сознания в рабочее движение извне. Стихийное рабочее движение — это движение без социализма, и если в него не вноситея социалистическое сознание, то оно неизбежно попадает под влияние буржуазной идеологии, примером чего мо жет служить тред-юнионизм в Англии. Ло тех пор. пока в рабочем движении от сутствует социалистическая идеологая. ->0 место неизбежно, занимает буржуазная идеология. «...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идео логия. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz