На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь Т5 января 1954 г., N° 12 (4854 ), вахте—молодые матросы Вместе со старослужащими моряками на кораблях и б подразделениях несут службу, овладевают боевой техникой молодые матросы. Воспитанные Коммунистиче­ ской партией в духе беспредельной преданности социалистической Родине, они про­ никнуты горячим стремлением стать умелыми защитниками страны социализма, с честью и достоинством оправдать доверие народа. Первостепенная задача молодых воинов — неустанно учиться тому, что необходи­ мо на войне, усердно перенимать опыт бывалых моряков, настойчиво осваивать флот­ ские специальности, закалять себя морально и физически. Все эти воинские качества воспитываются в упорном труде, в напряженной учебе. Ниже публикуются материалы, в которых рассказывается о боевой учебе моло­ дых матросов, о несении ими самостоятельной вахты. -л, ,А_ По примеру старших товарищей Шли последнее приготовления к похо­ ду. Рулевой Анатолий Полещук находился в штурманской рубке, проверяя согласов- ку приборов и точность их показаний. В рубку вошел молодой матрос Бубнов. За сравнительно небольшой срок службы на корабле воин ознакомился с устройством материальной части, правилами ее обслу­ живания. Старослужащие .моряки деловпто работа­ ли у механизмов, крепили предметы по- по.ходному. Когда корабль лег на ладанный курс, молодые матросы находились у своих за- ведываний. Моряки испытывали чувство удовлетворения тем, что они участвуют в учебном походе, который даст им возмож­ ность приобрести некоторые практические навыки использования технических средств. Матрос Бубнов внимательно на­ блюдал за действиями старослужащих. За­ тем молодого матроса вызвали в ходовую рубку и впервые разрешили нести вахту. Рядом с ним стоял Анатолий Полещук. — Право руля! — отдал приказание командир. Бубнов переложил руль, но не отрепе­ товал приказание. — Надо обязательно повторять коман­ ды. — заметил Полещук. Б этот день Бубнов с разрешения командира корабля, под наблюдением командира отделения, еще раз стал за руль. Ему было очень трудно, но он ста­ рался четко выполнять свои обязанности. — Можете отдохнуть, — сказал Поле­ щук воину. — Разрешите остаться? — попросил Бубнов... На следующий день некоторые из моло­ дых матросов заступили на вахту. Они дублировали обязанности своих старших товарищей, приобретали необходимые на­ выки. Молодой комендор Матвеев занял место у орудия. Старшина Вазиев с первых же дней начал требовать от матроса четких дейсгвий, раз’яснял, как обслуживать ма­ териальную часть, управлять ею в слож­ ных условиях. Все это время старшина присматривался к подчиненному. Он заме­ тил. что воин старательно выполняет свои обязанности тогда, когда корабль качает но сильно, но, как только качка усили­ вается, матрос, выполняет ооязанности с большим трудом, вяло. — Не обращайте внимания на ■качку, больше работайте на посту, тогда легче преодолевать трудности, — сказал стар­ шина. Молодой комендор последовал совету своего старшины. Он старался действо­ вать сноровисто, но все же это ему уда­ валось очень трудно... Колючий ветер обдал молодого сигналь­ щика Лялина, когда тот поднялся на сиг­ нальный мостик. Внизу бурлило море. Ве­ тер завывал в вантах и фалах. Оде­ тый в теплый полушубок, шапку и ва­ ленки. матрос Лялин почувствовал, как. холод пронизывает его тело. Матвеев сто­ ял на мостике и смотрел, как опытный, закаленный сигнальщик Николай Филип­ пов. невзипая ни на шторм, ни на холод быстро передает сигналы. Окончив переда­ вать семафор, матрос Филиппов спросил дружески: — Замерз, Лялин? — Холодновато, — признался молодой сигнальщик. — Пдогаыкай. Моряк должен перено­ сить любые трудности. Долго простоял в этот раз на сигналь­ ном мостике Лялин. Он пристально смот­ рел, как умело и ловко работает у и н ­ жектора Филиппов, а сам думал о том, чтобы скорее научиться действовать так же, как е>то старшие опытные товарищи... Этот поход явился серьезным испыта­ нием для молодых матросов. Почти все время не унимался шторм. Несколько ча­ сов подряд новички находились в штормо­ вой обстановке. П вот. возвращаясь из по­ хода, они снова вышли на ют, чтобы пере­ курить. А море, как всегда., было неспо­ койным. Но никто из молодых матросов не проронил слова о шторме. Они победи­ ли стихию. Весь экипаж «шал. что матрос Бубнов неплохо справлялся с обязанностя­ ми рулевого и уже часами работал у ма­ нипулятора, удерживая корабль на курсе. Матрос Матвеев перестал бояться кач­ ки, и под наблюдением старшины Вазне- ва безукоризненно обслуживал механизмы орудия. Обветренные, возмужалые, узнавшие море, возвратились молодые матросы в ба­ зу. Ведь недаром говорят, что поход — лучшая школа для моряка. Старший матрос А. БОНДАРЕНКО. У с п е х и в у ч ё б е Матрос Савченко одним ив первых среди молодых воинов допущен к само­ стоятельному несению вах­ ты. Командир отделения Ро- венский отзывается о под­ чиненном, как о любозна­ тельном и трудолюбивом воине. Савченко за корот­ кое время овладел специ­ альностью трюмногомаши­ ниста. Ровенский уделяет мно­ го внимания обучению молодых матросов. Прежде всего он ознакомил их с организацией службы. Серьезное внимание уделя­ лось изучению устройства корабля, его систем и тех­ нических средств. Коман­ дир посылал матроса в ка­ кой-либо отсек и прика­ зывал начертить все. что там имеется. Это дает хо­ рошие результаты. При контрольном опросе Сав­ ченко показал глубокие знания. Трюмное хозяйство боль­ шое. Нет такого уголка на кора&ле, где бы ни прохо­ дила какая-либо система или магистраль. Чтобы справиться с обязанностя­ ми на посту, моряку все надо знать. Это хорошо по­ нимает Савченко. В походе к трюмному пред’являются большие требования. Их образцово выполняет Савченко. Старшина 2 статьи В. КРИВЦОВ. Успешно осваивает свою специальность молодой матрос Валентин Дегтярев. В этом ему много помогают старшины и старослужащие матросы корабля. За высокие показатели в боевой и полити­ ческой учебе матросу Дегтяреву об'яв- лена благодарность. НА СНИМ КЕ : старший матрос Юрий Мокрый (слева) об'ясняет молодому ма­ тросу Валентину Дегтяреву устройство электрической части рулевой машины. Фото И. Ннкишова. Совершенствует практические навыки Матрос Горяйнов, овладевая своей спе­ циальностью, одновременно тренировался в выполнении обязанностей каждого из своих товарищей. Старшина 1 статьи Ра­ зумов развивал стремление подчиненного к мастерству и поручал ему чистку при­ боров. Под руководством коман,ргра отде­ ления Горяйнов полностью разбирал каж­ дый узел, приводил в порядок все детали и затем монтировал их. Повседневная учеба принесла молодому воину много пользы. Он приобрел навы­ ки, необходимые для несения вахты. Но и после того, как Горяйнов был допущен к самостоятельному обслуживанию поста, Разумов не ослаблял своего внимания к боевой учебе матроса. Одна из вахт Горяйнова совпала по времени с тренировкой. Осмотрев заведы­ вание, воин обнаружил, что помпа ох­ лаждения работает нормально, а должно­ го давления воды не создает. «В чем же дело? Кажется, все дей­ ствия по приготовлению и запуску произ­ водились правильно?'» — думал Горяй­ нов. Разумов, специально сделавший неис­ правность, внимательно следил за матро- ссм. — Почему же нет давления? — спро­ сил он подчиненного. Матрос ответил не сразу. Он начал вспоминать все возможные неисправности. «Засорение трубопровода... Не может быть. Я хорошо его чистил. Не поступает вода извне... Но ведь анемометр показывает давление». Перебирая могущие встретиться слу­ чаи, Горяйнов нашел причину неполадки, доложил об этом старшине и тотчас при­ ступил к делу. Он выключил прибор, от­ винтил трубопровод, а затем, устранив неполадку, собрал его и включил помпу. Прибор заработал нормально. Знание ма­ териальной части помогло Горяйнову' бы­ стро устранить неисправность. Старший матрос Л. ОВОДКОВ. — Наглядная агитация — — ■ важное средство воспитания воинов Выполняя исторические решения XIX с езда партии об усилении идеологиче­ ской работы, многие командиры, полит­ работники, партийные и комсомоль­ ские организации стали повседневно проявлять заботу о нагляднойагитации, о ее высокой идейности, целеукгпюмлен- ности, злободневности. Например, в под­ разделении, где служит старший ма­ трос Зинаков, вопрос о наглядной аги­ тации обсуждался ш партийном бюро и ■Комсомольском собрании. В этом подраз- I делении хорошо оборудована комната политпросветработы. В ее оформлении | принимали участие многие активисты. Старшие матросы Столбовой, Иутя- гин и Зинаков изготовили красочный ) стенд об отличниках боевой и полити­ ческой подготовки, витрины на темы: ! «Служи по уставу — завоюешь честь и ! славу!», «Великий план великого наро- | да», «Забота о благе народа — высший I закон нашей партии». Кроме того, стар- ) шли матрос Зинаков оформил три пла­ ката, посвященных отличникам боевой и политической подготовки старшему ! матросу Бородину, который за безу- ! пречную службу имеет от командова­ ния 28 поощрений, младшему сержан­ ту Никитину и старшему матросу Ка- неву. В комнате имеются также плака­ ты, призывающие воинов быть бдитель­ ными. Хорошая наглядная агитация оформ­ лена и в подразделении, где служит старший матрос Кондаков. Здесь име­ ются стенды и витрины: «СССР — ве­ ликая морская и авиационная держава», окно политсатиры «Вот она, Америка». Очень привлекательно сделан стенд на тему: «На благо народа», посвященный решениям сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Кроме самих решений вывеше­ ны также две карты новостроек легкой и пищевой промышленности. Сейчас готовится стенд о ЗОО-.тетии воссоединения Украины с Россией. Необходимо отметить, что за послед­ нее время наши агитаторы л пропаган­ дисты в своей раз’ясиительной работе стали все чаще попользовать нагляд­ ную агитацию. Так, в комнате полит- просветработы, которой заведует млад­ ший сержант Скробов, регулярно про­ водятся доклады и беседы. В своих вы­ ступлениях пропагандисты и агитаторы используют наглядную агитацию. Хоро­ шо, например, прошла беседа агитато­ ра комсомольца старшего сержанта Оце- бера на тему: «На заботу Коммунисти­ ческой партии и Советского правитель­ ства ответим новыми успехами в служ­ бе и работе». Она была щюв^дена у стенда, посвященного постановлению сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Бесе­ ды состоялись также у стендов «Пере­ довые экипажи» и у других материа­ лов. Силами членов ВЛКСМ оформлены наглядной агитацией боевые посты. На щитах написаны призывы, посвящен­ ные овладению воинами осевой техни­ кой. Но наряду с некоторыми успехами в этом деле в ряде подразделений имеют­ ся и серьезные недостатки. Так, напри­ мер, в подразделении, гдеслужит млад­ ший сержант Филаретов, наглядной аги­ тации не уделяется серьезного внима­ ния. Она находится в запущенном со­ стоянии, исполнена небрежно, не це.те- устремлена, не отражает жизнь под­ разделения. Ни партийная, ни комсо­ мольская организации этого подразделе­ ния не интересуютея состоянием на­ глядной агитации, никогда не обсужда­ ли этот в'нрос ни на собраниях, ни на заседаниях бюро. Наглядная агитация, как и вся идео­ логическая работа, является партийным делом и о ней должны постоянно про­ являть заботу командиры, политработ­ ники. партийные и комсомольские ор­ ганизации. Надо решительно покончить с недооценкой этого важного дела и до­ биться такого положения, чтебы каж­ дый стенд, витрина, призыв, плакаты, рисунок служил задаче политического и воинского воспитания личного соста­ ва, мобилизации его на выполнение Военной присяги, уставов и наставле­ ний, приказов Министра Обороны СССР, воспитывал бы у воинов любовь к своей Советской Родине, к великой Ком­ мунистической партии и всемерно раз­ жигал бы ненависть к вратам нашего государства. И. КОМАРОВ. Заботливый старшина Гвардии старшина 2 ста­ тьи Пусиков — отличник боевой и политической подготовки. Он в совер­ шенстве овладел специаль­ ностью корабельного элек­ трика и учит мастерству подчиненных, стремясь, чтобы они были умелыми воинавги, готовыми в лю­ бую минуту с честью вы­ полнить свой долг перед Советской Родиной. Подчиненный Пусикова ■гвардии матрос Григорьев недавно пришел на ко­ рабль. С первых дней он старается быть достойным высокого звания гвардей­ ца, настойчиво овладевает своим делом, ревностно вы­ полняет обязанности. Пусиков рассказывает подчиненному о флотской службе, о первоклассной технике корабля, о северо­ морцах — героях Великой Отечественной войны. Вме­ сте с тем, старшина зна­ комит матроса с поучи­ тельными случаями из своей службы, с устройст­ вом корабля и заведова­ ния. Специальность заинте­ ресовала Григорьева. Он с большим желанием за­ нимается освоением тех­ ники и уже может само­ стоятельно решать многие учебные и практические задачи. Классный специалист Пусиков не жалеет сил, чтобы воспитать подчи­ ненного умелым и закален­ ным воином, помочь ему встать в ряды отличников боевой и политической подготовки. Гвардии старший матрос А. РОДИОНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ Мне хочется выразить глубокую, ис­ креннюю благодарность коллективу меди­ цинских работников родильного дома гор. Североморска и. в частности, врачу Яне Яковлевне Мосевицкой за спасение моей жизни. В тяжелом, бессознательном состоянии доставили меня в родильный дом. Но бла­ годаря правильному установлению диагно­ за болезни, чуткости и заботе ко мне все­ го коллектива медицинских работников состояние моего здоровья стало быст улучшаться. За двадцать пять суток прерыва­ ния в родильном доме я увидела, какие большие перемены произошли здесь по с;>авнению с прошлым годом: вырос и окреп коллектив, улучшилось обслужива­ ние больных, в палатах тепло и уютно. Выражая благодарность врачу Мосевиц­ кой и всему коллективу медицинских ра­ ботников родильного дома, огне хочется пожелать им новых успехов в их почет­ ной работе — охране здоровья советского человека. 0. ОВЧИННИКОВА. 1 НА КОРАБЛЕ НЕТ ЛЫЖ И коньков Все матросы нашего корабля любят лыжный и конькобежный спорт. Понятно поэтому, с каким нетерпением ожидзли они наступления зимы. Однако воинам не удается заняться зимними видами спорта: на корабле нет ни одной пары лыж или коньков. Отсут­ ствие спортивного снаряжения не позволя­ ет наладить физкультурно-массовую рабо­ ту. Старший матрос П. УМАЛИНОВ. Матрос И. ПОНОМАРЕВ. По следам наших выступлений У С Е Р Д И Е В С Л У Ж Б Е Личный состав нашего подразделения хорошо понимает задачи, поставленные перед воинами в приказах Министра Обо­ роны Союза ССР. Воины охвачены единым стремлением — повседневно повышать политические и специальные знания и практические навыки по обслуживанию материальной части заведываний. Особенно огЬичается своим усердием классный специалист Булыгин. Он со­ держит свое завецывание в образцовом порядке, .как этого требуют инструкции и наставления. Командир, проверявший работу специалиста, дал высокую оценку его умелым и грамотным действиям. Недавно старший матрос Булыгин вновь отличился. Он вместе с матросом Легким i3 короткий срок отремонтировал один из агрегатов. Матрос Н. КУЗЮТИН. «ЗА ЧЕТКУЮ РАБОТУ КОНТОРЫ СВЯЗИ» В Лг 280 нашей газеты под таким за­ головком был опубликован обзор писем читателей о недостатках в работе Северо­ морской конторы связи. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что в целях оказания прак­ тической помощи Североморской конторе связи на место выезжала бригада Мур­ манского областного управления Мини­ стерства связи. Так, член бригады — почтальон Мурманской городской конторы связи тов. Федорова, передавая свой опыт, доказала возможность двухразовой достав­ ки почты населению. На производствен­ ном собрании обсуждены опубликованные за последнее время в печати статьи о непорядках в работе Североморской кон­ торы связи. В соответствии с выводами бритады приказом начальника Мурманского обла­ стного управления связи руководителю Североморской конторы предложено: до­ ставку почты населению города произво­ дить два раза в сутки: обеспечить пол­ ную сохранность почтовых ценностей, ликвидировать обезличку в работе: улуч­ шить работу по рассмотрению жалоб тру­ дящихся; принять решительные меры к укреплению трудовой дисциплины: орга­ низовать производственно-техническую учебу; улучшить политико-воспитатель­ ную работу; развернуть социалистическое соревнование; чаще практиковать созыв производственных совещаний и т. д. В числе мероприятий, намеченных Мурманским областным управлением свя­ зи, предусмотрено также увеличение штата Североморской конторы. В помощь изучающим марксизм - ленинизм И д е о л о г и , честсже о с н о в ы ХСолглгу хгис т и ч е с х с о й п а р т я и Творчески развивая марксизм в новых исторических условиях классовой борьбы пролетариата — в эпоху империализма и пролетарской революции,— В. И. Ленин высоко поднял значение революционной теории, социалистической идеологии, со­ знательной деятельности рабочего класса и его партии. Он доказал, что только партия, руководимая революционной тео­ рией, вооруженная знанием законов об­ щественного развития, может выполнить роль передового борца и подлинного вож­ дя трудящихся, со всей силой подчерк­ нул значение соединения массового рабо­ чего движения с научным социализмом. В. II. Ленин всесторонне обосновал вопрос об исторической необходимости создания партии нового типа, коренным образом отличной от оппортунистических партий II Интернационала. Эти важнейшие положения, составляю­ щие идеологические основы Коммунисти­ ческой партии, были всесторонне разрабо­ таны в гениальной книге В. И. Ленина «Что делать?», вышедшей в свет в марте 1902 года. Идеологические основы Коммунистиче­ ской партии разрабатывались В. U. Левиным в ожесточенной борьбе с оппор­ тунизмом «экономистов», выступавших против создания революционной партии пролетариата, против внесения социали­ стического сознания в рабочее движение. Произведение В. П. Ленина «Что де­ лать?» — этот классический образец за­ щиты и творческого развития марксизма, наглядный пример воинствующей проле­ тарской партийности, — явилось идеоло­ гической подготовкой революционной марксистской партии. З Н А Ч Е Н И Е Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н О Й Т Е О Р И И К началу XX века в международной социал-демократии сложилось два проти­ воположных направления — революцион­ ное и реформистское, борьба между кото­ рыми приняла исключительно острый ха­ рактер. Выражением международного реформиз­ ма явилось бернштейнианство, разновид­ ностью которого на русской почве был «экономизм». Бернштейнианцы, будучи агентурой буржуазии в рабочем движе­ нии, предприняли ревизию марксизма, пытаясь выхолостить из него революци­ онную душу — учение о социалистиче­ ской революции и диктатуре пролетариа­ та. Они проповедывали теорию «мирного врастания капитализма в социализм». Борьбу революционных марксистов про­ тив реформизма и ревизионизма возглавил В. П. Ленин. Он разоблачил буржуазную сущность бернштейяианства и его рус­ ской разновидности — «экономизма». Бернштейнианство, так же как и про­ чие течения оппортунизма, явилось про­ дуктом эпохи империализма, когда^бур­ жуазия за счет максимальной прибыли, получаемой в результате усиления экс­ плуатации рабочих своих стран и трудя­ щихся колоний, имеет возможность прямо и косвенно подкупать верхушечную часть ■рабочего класса и создавать так называе­ мую «рабочую аристократию» и профсо­ юзную бюрократию. Именно этот верху­ шечный слой рабочего класса, а также выходцы из среды мелкой буржуазии а составляют социальную базу оппортуниз­ ма. «Экономисты» в России так же, как и оппортунисты на Западе, всячески воспе­ вали стихийность рабочего движения. Бу­ дучи вульгарными материалистами, они отрицали значение передовых идей, со­ циалистического сознания, руководящую роль пролетарской партии. Теория сти­ хийности и самотека, проповедуемая «эко­ номистами», означала также игнорирова­ ние революционной творческой роли ра­ бочего класса, народных масс. Разоблачая «экономизм», как разновид­ ность международного рабочего оппорту­ низма, В. И. Ленин первый в истории марксистской мысли обнажил до корней идейные истоки оппортунизма, показал, что они заключаются прежде всего в пре­ клонении перед стихийностью рабочего движения и в принижении роли социали­ стического сознания в рабочем движении. Борясь против российского и междуна­ родного оппортунизма, В. И. Ленин высо­ ко поднял знамя революционного марксиз- ма. Первостепенное значение он придавал творческому развитию марксистской тео­ рии, прочному соединению рабочего дви­ жения с теорией научного социализма, ибо этого настоятельно требовали задачи растущего рабочего движения России. В своей знамешггой книге «Что делать?» В. И. Ленин показал те обстоятельства, которыми в то время обусловливалось особое значение революционной теории для классовой борьбы российского проле­ тариата. Только блатодаря марксистско-ленин­ ской теории русский рабочий класс под руководством Коммунистической партии избрал правильный путь революционной борьбы. Он не только критически исполь­ зовал опыт революционной борьбы проле­ тариата других стран, но и обогатил ми­ ровое рабочее движение новым опытом. Наша Коммунистическая партия проде­ лала такую гигантскую политическую ра­ боту, которая по богатству опыта, глу­ бине разработки марксистской теории и творческого применения ее в ходе рево­ люции не знает себе равных в (мире. На громадный опыт КПСС ныне опираются коммунистические и рабочие партии все­ го мира в борьбе за демократию и социа­ лизм. Как и предвидел Ленин, русский рабочий класс действительно стал аван­ гардом международного революционного пролетариата, . а сто Коммунистическая- партия превратилась в «Ударную брига­ ду» международного революционного и рабочего движения. Классовая борьба пролетариата, учит марксизм-ленинизм, ведется в трех нераз­ рывно связанных друт с другом основных формах — политической, теоретической и экономической. Главной из них является политическая борьба — борьба за дикта­ туру пролетариата. Только в совокупно­ сти все эти три основные формы превра­ щают борьбу пролетариата в подлинно классовую, сознательную пролетарскую борьбу. Теоретическая, идеологическая борьба- рабочего класса и его партии своим острием направлена против буржуазной идеологии. Она имеет своей целью разо­ блачение антинаучной и реакционной сущности буржуазной идеологии, полное освобождение из-под ее влияния трудя­ щихся, внедрение в сознание рабочего класса социалистической идеологии, как единственно научной, выражающей его коренное интересы. Исключительная роль и значение марксистско-ленинской теории, социали­ стической идеологии, обгоняются тем, что она есть научное отражение об’ективных законов общественного развития, клас­ совой борьбы пролетариата. Революцион­ ная теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его наиболее общем виде. Сила марксистско-ленинской теории в ее связи с революционной практикой. Теория вне связи с практикой, вне связи с жизнью беспредметна, а практика, если она не освещает себе дорогу научной, ре­ волюционной теорией, слепа. Марксист­ ско-ленинская теория дает рабочему клас­ су и его партии возможность ориентиро­ ваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть направление исторического процесса, про­ кладывать новые пути революционной практике. В. И. Ленин учил, что без революцион­ ной теории не может быть и револю­ ционного движения, что роль передового борца может выполнить только партия, руководгмая передовой теорией. Ни отна партия не уделяла такого вни­ мания всесторонней разработке марксист­ ской теории, как наша Коммунистическая партия, вся история которой есть марк­ сизм-ленинизм в действии* - М А Р К С И С Т С К А Я П А Р Т И Я ЕСТ Ь С О Е Д И Н Е Н И Е Р А Б О Ч Е Г О Д В И Ж Е Н И Я С С О Ц И А Л И З М О М Важнейшей проблемой, составляющей сущность идеологических основ Коммуни­ стической партии, является марксистско- ленинское решение вопроса о соотноше­ нии стихийности и сознательности в ра­ бочем движении, о марксистской партии как соединении массового рабочего дви­ жения с научным социализмом. Этот во­ прос нашел свое полное и всестороннее освещение в трудах Ленина и Сталина. Еще Маркс и Энгельс указывали на ог­ ромное значение революционной теории. Иедчеркивая, что идеи, теории являются отражением материальной жизни обще­ ства, они говорили и об обратном воздей­ ствии общественных идей на развитие условий материальной жизни общества. После смерти Энгельса оппортунисты II Интернационала во главе с Бернштей­ ном открыто выступили с ревизией мар­ ксизма. Стоя на позициях вульгарного ма­ териализма, ничего общего не имеющего с диалектическим материализмом, они всячески воспевали стихийность, самотек, сознательно искажали взгляды Маркса и Энгельса о происхождении и активной роли идей. Преклоняясь перед стихийно­ стью рабочего движения, ревизионисты, э том числе и «экономисты», отрицали мо­ билизующую, организующую и преобра­ зующую роль революционной теории. Необходимо было поэтому не только от­ стоять взгляды марксизма об активной роли передовых щей, о роли и значении социалистического сознания, но и всесто­ ронне разработать и обосновать этот важ­ нейший вопрос идеологических основ мар­ ксистской партии. Эта задача блестящг была разрешена В. П. Лениным в его кни­ ге «Что делать?». Марксизм-ленинизм учит, что общест­ венное бытие определяет общественное сознание. В условиях капитализма в соот­ ветствии с существованием двух основ­ ных классов и сознание вырабатывается двоякое: буржуазное и социалистическое. Положению рабочего класса соответствует сепиалислпеское сознание. В своей кни­ ге» «Что делать?» В. И. Ленин, развивая и конкретизируя это общефилософское положение марксизма, всесторонне осве­ тил вопросы о выработке теории научно­ го социализма, о внесении социалистиче­ ского сознания в рабочее движение, об отношении пролетариата к революцион­ ной теории, о руководящей рати марк­ систской па'ртии в классовой борьбе про­ летариата. В. И. Ленин подверг уничтожающей критике «экономистов», которые утверж­ дали, что рабочие в условиях капитализ­ ма вырабатывают социалистическое созна­ ние исключительно своими силами в ходе стихийного движения. Теория научного социализма появилась в результате глу­ бокого изучения закономерностей общест­ венного развития представителями рево­ люционной интеллигенции, то есть людь­ ми науки. Марксизм появился как теоре­ тическое, научное отражение классовой борьбы пролетариата. Маркс и Энгельс не только явились основоположниками теории научного со­ циализма. Они в то же время возглавили борьбу за соединение рабочего движения с социализмом. Ярким свидетельством это­ му является деятельность созданных и руководимых ими «Союза коммунистов» и I Интернационала. «Направление социа­ лизма к слиянию с рабочим движением,— писал В. И. Ленин, — есть главная за­ слуга К. Маркса и Фр. Энгельса: они создали такую революционную теорию, которая об’яснила необходимость этого слияния и поставила задачей социали­ стов организацию классовой борьбы про­ летариата» (Соч., т. 4, стр. 236). Обосновывая коренное марксистское по­ ложение, гласящее, что марксистская пар­ тия есть соединение рабочего движения с социализмом. В. И. Ленин показал, что этот процесс соединения происходит пу­ тем внесения социалистического сознания в рабочее движение извне. Стихийное рабочее движение — это движение без социализма, и если в него не вноситея социалистическое сознание, то оно неизбежно попадает под влияние буржуазной идеологии, примером чего мо­ жет служить тред-юнионизм в Англии. Ло тех пор. пока в рабочем движении от­ сутствует социалистическая идеологая. ->0 место неизбежно, занимает буржуазная идеология. «...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идео­ логия. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz