На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

14 января 1954 г., N° 11 (4853 ). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Комсомольцы овладевают современной боевой техникой Моряки корабля Н., борясь за выполнение тре­ бований приказов Министра Обороны С С С Р , на­ стойчиво овладевают современной боевой техни­ кой, закаляются в морских походах, учатся тому, что необходимо на войне. Впереди идут коммунисты и комсомольцы. Чле­ ны В Л К С М , стремясь ознаменовать открытие XII с’езда комсомола новыми достижениями в учебе и | службе, с каждым днем все настойчивей совер­ шенствуют свое мастерство. Комсомольское бюро корабля умело направляет силы молодежи на безу­ пречное овладение современной техникой. Здесь рассказывается о повседневных делах комсомольцев этого корабля. ЗАБОТЯ КОМАНДИРА О ПИТАНИИ ВОИНОВ tsMBfl Опытный л ю р я к обучает м ол од ы х Настойчиво передает подчиненным свои знания классный специалист старшина 2 статьи Михаил Николаев. Он воспиты­ вает у матросов любовь к специальности комендора. Воины его отделения содержат технику в образцовом порядке, безупречно выполняют обязанности по службе. Таких успехов старшина добился благодаря то­ му, что офицер и активисты-комсомольцы повседневно помогают ему в работе но востгитанию матросов. Как-то командир вызвал старшину и сказал: — Матрос Бедов назначен в ваше от­ деление. Моряк он малоопытный, специ­ альности не знает. Возьмито его под свое наблюдение, помогите ему стать хорошим специалистом и передовым воином. Выполняя указание командира. Никола­ ев внимательно присматривался к тому, как комсомолец ведет себя в коллективе, на тренировках, на занятиях. Матрос был дисциплинирован и исполнителен, строго соблюдал требования уставов и точно вы­ полнял приказания и распоряжения стар­ ших. Но у него явно не хватало практи­ ческих навыков в работе на боевом посту, не было достаточных специальных знании. Поэтому он сомневался, сумеет ли управ­ лять •механизмами и служить так, как служат отличники. Старшина 2 статьи Николаев начал свою т>аботу с подчиненным с того, что подробно рассказам ему об устройстве и наеначении боевого поста, о тактико­ технических данных. Затем показал, как надо действовать на различных механиз­ мах, обратив особое внимание на ра­ боту того комендора, обязанносги ко­ торого матросу предстояло выполнять. После этого приступили к изучению тео­ рии. Занятия по специальности старшина проводил непосредственно у механизмов... План урока и подробный конспект тщательно продуманы. Развешаны схемы и чертежи. Живо и доходчиво об’ясняет старшина материал. Тем не менее у под­ чиненных иногда возникают неясные для них вопросы. — Я не запомнил, как нам произво­ дить замену стреляющего приспособления, — говорит матрос Лапин. Старшина еще раз показывает порядок выполнения этой работы. На занятиях по специальности Нико­ лаев не употребляет лишних ело® и выражений. Тем самым он дисципли­ нирует воинов, приучает их к четкости и точности в ответах. Старшина следит за тем, чтобы подчиненные на занятиях не отвлекались посторонними делами, внима­ тельно слепили за рассказом и практиче­ ским показом действий на механизмах. Особое внимание старшина обратил на молодого матроса комсомольца Бедова. И это не случайно. На одном из занятий изучали очень важную часть орудия. Ни­ колаев подробно об’яснил ее устройство, но Бедов не смог запомнить. -Старшина повторно об’яснил ему устройство меха­ низма, называя все его детали, показал порядок разборки и сборки. После этого он предложил матросу самостоятельно ра­ зобрать механизм и назвать назначение каждой детали. Первый раз разборка не клеилась, матрос путал детали, нарушал порядок их с’емки. С большим трудом уда­ лась и сборка механизма. Тогда Николаев заставил воина еще раз разобрать и со­ брать механизм. Так прсдоджалось до тех пор, пока Бедов не изучил сложный агре^ гат. Старшина, оказывая помощь моряку в изучении специальности, привлек к этому делу и передовых членов ВЛКСМ. Чувст­ вуя постоянную поддержку со стороны коАгандагра отделения и комсомольцев. Бе­ дов начал более старательно изучать ма­ териялшуго часть, лучше выполнять свои служебные обязанности. Его упорный труд не пропал даром. Молодому матросу разре­ шили самостоятельно обслуживать мате­ риальную часть. Старшина 2 статьи Михаил Николаев по праву считается мастером воспитания своих подчиненных. В основе его успехов лежит индивидуальная работа с матроса­ ми. Недавно корабль выходил в море. По сигналу командира расчет старшины 2 статьи Николаева быстро занял свои ме­ ста у механизмов и приступил к трени­ ровке. Особенно четко действовали на бое­ вом посту комсомолец Бедов, матросы Ка­ таев. Жернов и другие. Труд старшины не пропал даром. Стал жслассшым специалист ом На комсомольском собрании докладчик и выступающие в прениях говорили о том, как достойно встретить XII с’езд ВЛКСМ. Затем были названы фамилии многих воинов, которые добились новых успехов в учебе и службе. — Виктор Садофьев — отличный спе­ циалист, активный общественник, — го­ ворили выступающие. — Комсомольские получения он выполняет добросовпстно, службу несет исправно, имеет много по­ ощрений. Это и действительно так. Виктор Са- дофьев является специалистом второго класса. Он неустанно совершенствует зна­ ния, никопа не останавливается па до- c t ’ t h v t o m . If л корабль воин пришел сов­ сем недавно. Но какие разительные пере­ мены произошли в его жизни! Моряк ча­ ст.» вспоминает тот день, когда впервые увидел сложные корабельные приборы. — Вся эта техника будет послушна вам тогда, — говорил командир отделения комсомолец Новиков, — когда вы изучи­ те ее всесторонне, полюбите всей душой. II воин горячо взялся за дело. Он хоро­ шо понимал, что корабль представляет со­ бой сложныц боевой организм, где от каж­ дого человека зависит успех в выполне­ нии поставленной задачи. II поэтому мо­ ряк прилагал все силы к тому, чтобы изучить свое заведывание так, как требу­ ет Военная присяга. Стакание и любозна­ тельность мат{юса не прошли мимо вни­ мания командира отделения. Новиков является специалистом перво­ го класса, строгим и требовательным командиром отделения. Он ясно пони­ мает, какое огромное значение в становле­ нии молодого матроса имеет точное и не­ укоснительное выполнение им уставных требований. Исходя из этого, он не допу­ скал панибратства в обращении с подчи­ ненным, но всегда шел ему навстречу, ес­ ли воин обращался с каким-либо вопросом. Постепенно матрос Садофьев совершенст­ вовал свои знания по специальности • и ныне добился первого успеха в учебе и службе. На корабле готовились к походу. Моря­ ки тщательно осматривали свои заведы- вания, не упускали из вида ни одной «мелочи». Садофьев впервые участвовал в такой ответственной работе, и по его ли­ цу, движениям было заметно, что он вол­ нуется. Времени на подготовку было от­ ведено мало, а сделать надо было многое. Однако это не смущало молодого матроса. На боевом посту он внимательно проверил вощение прибора вручную и приступил к его согласованию с основными прибора­ ми. Механизм работал исправно, и матрос доложил командиру. Новиков, приняв до­ клад, лично проверил состояние заведыва- нд!я. Вскоре он убедился, что боевой пост подготовлен к действию в строгом^соответ­ ствии с требованиями инструкций и на­ ставлений. Вскоре корабль вьгшел в море. Моряки самоотверженно трудились на боевых по­ стах. совершенствуя свое боевое мастерст­ во. Хорошую морскую выучку в этом по­ ходе показал и матрос Садофьев. Задачи, поставленные перед ним, были выполне­ ны успешно. Новиков гордился успехами своего под­ чиненного и как-то напомнил Садофьеву о предстоящей сдаче зачетов на клао спость. — Я давно мечтаю об етом, но мне ка­ жется, что у меня знаний еще маловато, — ответил Садофьев. — А вы усильте напряжение в учебе, время для подготовки еще есть. Специа­ лист вы грамотный, и я уверен, что вы­ держите зачет — подбадривая воина, проговорил Новиков. — Все зависит от вас. С помощью комсомольцев Разумова и Новикова Садофьев начал глубоко изучать принципы действия сложных приборов. Подолгу задерживался он на боевых по­ стах и не уходил оттуда до тех пор, пока не уяснял тот или иной трудный для не­ го вопрос. Сбылось заветное желание война-ком­ сомольца. Он стал специалистом высокого класса. Командир оценил старание матро­ са и об’явил ему поощрение. Старший матрос В. ЗЕЛЕНОВ. порах моряк иногда невпопад отвечал на вопросы командира отделения или просто сознавался, что не успел еще хорошо изу­ чить данного раздела темы. В таких слу­ чаях Герасименко снова терпеливо об’яс- иял ему по чертежам и схемам прощен­ ный материал. Не ограничиваясь плановыми занятиями по специальности, Игорь Таищев стал за­ ниматься в свободное время. Немалую помощь ему в этом оказал комсомолец ма- Т|юс Попов, который хорошо знал заведы- вание молодого матроса. Попов обстоятель­ но рассказал моряку об отличительных огнях, приучил его содержать технику в чистоте и порядке. Когда Таищев добился первых успехов в изучении своей специальности, Гераси­ менко начал щшвивать ему практические навыки. Во время тренировок он учил его, как надо правильно выполнять различные команды. Если матрос неправильно вы­ полнял ту или иную команду, он тут же показывал ему, как надо действовать. И все. же, несмотря на ставшие, Таищев значительно отставал от своих товарищей но службе. Однажды по время проворачивания ме­ ханизмов Таищев обнаружил неисправ- шчггь в коммутаторе кильватерных огней. После долгих, но безуспешных поисков причины неисправности он обратился за помощью к Герасименко. Старший матрос подробно об’ясннл воину устройство ком­ мутатора, рассказал, какие могут возник­ нуть неполадки в его работе, а затем по­ казал перегоревшую катуипку бленкера и посоветовал заменить ее. Когда командир увидел, что замена катушки заняла боль­ ше времени, чем это положено по норме, он тут же дал вводную. Действия моряка были неуверенными, и это смущало его. — Не волнуйтесь, тов. Таищев. Делай­ те медленно, но верно, — поучал коман­ дир отделения. — А скорость в работе придет позднее, в процессе тренировок. Делайте так, как я. — И Герасименко показал ему, как надо поступать в дан­ ном случае. Горячее желание отлично овладеть спе­ циальностью, советы командира отделения и его умение доходчиво показать любой прием помогли комсомольцу накопить зна­ ния и практический опыт. Боевые товари­ щи стара.пгсь во всем помочь воину. Вско- ]н‘ за усердие и старание в учебе Таище- ву была об’явлена первая благодарность. Это воодушевило моряка. С еще большим напряжением сил он стал осваивать слож­ ную специальность электрика. Благодаря повседневной помощи коман­ дира. коммунистов и комсомольцев и своей прилежности в учебе комсомолец Таищев достиг значительных успехов в изучении своей специальности. Его имя занесено на Доску от.тичников боевой и политической подготовки. Шторма и ветры наседают. В обнимку с морем шел туман. И стонет Арктика седая, И грозно дышит океан. А мы идем обычным строем — В кильватер, не сбавляя ход. Кромсаем месиво густое Морских и океанских вод. А ночь свалилась в снежной вате, Пути закрыла кораблям. Мы видим все в морском квадрате: Где волны, звезды и земля. И рвем густую пелену тумана, Идем уверенно в морской простор. У главных входов океана Несем непробиваемый дозор. А. ЖЕЛЕЗНЫЙ. Новых успехов в учёбе и службе! П И С Ь М О ИЗ Р О Д Н О Г О К О Л Х О З А П а р — ууха м а р к е € € уу Д е л а Атеу к а к «я** Неопытным специалистом пришел на корабль комсомолец матрос Игорь Таищев. Обилие сложной техники вызвало у него некоторую растерянность и сомнение. Он думал, см<^ет ли когда-либо овладеть ею, стать мастером своего дела. «А не плохо бы освоить специальность электдогка», — говорил друзьям матрос, г.тядя на слож­ ные механизмы. Внимательно наблюдал комсомолец за работой евоих сослуживцев, которые без особого труда находили нужный электри­ ческий щит, быстро и точно выполняли любое приказание командира. Матроса очень удивляло, когда опытные специали­ сты могли наизусть перечислить все элек­ трические подстанции и рассказать об их назначении. Таищев глубоко^переживал свои неуда­ чи, стеснялся задавать вопросы товари­ щам. Но дружный матросский коллектив пришел ему на помощь. Инициативу в этом деле проявили комсомольцы. Николай Гера­ сименко по заданию бюро ВЛКСМ ознакомил матроса с историей корабля, рассказал, где и какие расположены механизмы, об их назначении. Вечером, коща кончались ни# работы и занятия, Герасименко долго бе­ седовал с комсомольцем. Он старался при­ вить воину любовь к технике, напоминал ему о личной ответственности за защиту Родины. В конце одной из таких бесед ак­ тивист рассказал Таищеву о том, что от­ деление. в котором он служит, является передовым в подразделении и что боль­ шинство матросов в. нем — комсомольцы. — В прошлом году, — сказал Гераси­ менко, — наше отделение успешно спра­ вилось с поставленными перед ним зада­ чами, а в этом мы должны добиться еще более высоких показателей в учебе. Так требует Министр Обороны СССР, Родина. Старайтесь и вы как можно быстрее изу­ чить технику, стать отличным специали­ стом. Игорь Таищев внимательно слушал сво­ его командира. У воина вскоре исчезли робость и неуверенность в своих силах, появилось желание хорошо изучить бое­ вую технику, быть настоичиьым в прео­ долении трудностей. ...Началась напряженная учеба. Наи­ большие затруднения встретил он при изу­ чении теоретических вопросов. На первых Корабль снялся с якоря и, постепенно набирая скорость, уходил все дальше г и дальше в открытое море. Низкие свинцо­ вые тучи заволакивали горизонт. Поры­ вистый ветер срывал седые гребни волн, качка становилась сильнее. Нелегко е свежую погоду стоять вахту в котельном отделении. Малейшая оплош­ ность может привести к серьезным послед­ ствиям. Об этом всегда помнят котельные машинисты и зорко несут ходовую вахту у механизмов. Вахту на питании котла несет комсо­ молец матрос Чуприн. Внимательно следит моряк за приборами. Вот корабль изменил ход. На телеграфе в котельном отделении стрелка показывает, что нужно увеличить число работающих форсунок. Воин дейст­ вует продуманно и точно. Пар «на мар­ ке» докладывает он старшине. • Не отстает от него и комсомолец При- шляк. Он также следит за питанием котла водой, но только в другом котельном отде­ лении. Оба моряка — усердные воины. Они хорошо овладели своей специаль­ ностью, умеют грамотно обслуживать бое­ вую технику и сейчас безупречно несут ходовую вахту. С приходом на корабль мо­ ряки поставили перед собой благородную цель — стать классными специалистами. Сейчас они удостоены этого почетного зва­ ния. Высокую бдительность на походе проя­ вил комсомолец матрос Дидык. Он нес вахту у турбопитательного насоса. Его впнмание было сосредоточено на конт­ рольно-измерительных приборах. Вдруг, он заметил, что насос увеличил число обо­ ротов. — Вышел из строя турбопитательный насос, — доложил командиру матрос Дидык. — Запустить резервный и устранить неисправность, — приказал командир. Выполнение этой задачи требует от ко­ тельного машиниста твердых практиче­ ских павыков и расторопности. Промедле­ ние и неправильные действия могут при­ вести к выходу из строя главного котла. Но Дидык не медлит. Он останавливает насос и быстро запускает резервный. За­ тем воин приступает к устранению неис­ правности. Вскоре он докладывает о вы­ полнении приказания. За умелые дейст­ вия командир об’явил моряку благодар­ ность. Боевая выучка котельных машинистов за время похода поднялась на новую, бо­ лее высокую ступень. Они с гордостью ра­ портуют о том, что встречают XII с’езд ВЛКСМ новыми успехами в боевой и по­ литической подготовке и что приложат все свои силы к тому, чтобы стать под­ линными мастерами своего дела. Старшина 2 статьи Н. ТАРАСЕНКО. Недавно я получил на свое письмо от­ вет от щ>едседателя колхоза имени Хрущева, Воронежской области. Председа* тсль колхоза тов. Лещев пишет: «Прошу передать, тов. Авдеев, горячий привет морякам Северного флота от твоих земляков. Наши колхозники на. заботу Партии и Правительства о благосостоянии народа, на решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС отвечают большими трудовыми де­ лами. В 1953 году наш колхоз полностью рассчитался с государством по поставкам сельскохозяйственных продуктов. Колхоз­ ники получили много хлеба и других продуктов. Зерна, например, было выдано по 2,5 килограмма на ка!ждьш трудодень. Колхоз купил две грузовые автомашины «ГАЗ*51» и одну легковую — «Победу». Сейчас нага колхоз об’единился с дру гим. Теперь работа пойдет куда веселее. Можно будет значительно шире использо­ вать машины на полевых работах. Это намного облегчит труд колхозников, по­ высится урожай полей. Желаю вам новых успехов в учебе и службе, будьте бдительными, зорко охра­ няйте границы нашей любимой Родины. С сердечным приветом М. Лещев». Раньше у нас на кашбузе было нема­ ло недостатков. Появление таких необ­ ходимых к пище приправ, как горчица., перец, было ре-дкостыо. Может бытьио- тому, что к этому уже привыкли, их отсутствие почти не-замечалось. Сама пища готовилась неплохо, но ее приго­ товлением коки занимались без огонь­ ка. Никто из них даже не интересовал­ ся, удовлетворяет ли такая пища лич­ ный состав. Однажды в столовую зашел командир. Побеседовав с матросами и старшинами, он выявил их пожелания в улучшении работы столовой. — Как нравится вам сегодняшний обед? — спросил командир у старши­ ны 2 статьи Кретова. — Приготовлено неплохо, товарищ командир, да жаль, что на столах нет ни перца, ни горчицы, — ответил старшина. — Будут! — сказал командир. И действительно, все это появилось на столах на следующий же день. Почему-то делалось всегда так. В праздничные дни коки готовили обеды и ужины hccikibhch но лучше и вкус­ нее, чем в обычные, хотя продукты были те же самые. Матросы одного из подразделений обратились к своему командиру с вощюсом, почему это про­ исходит. Офицер внимательно выслушал их и ш»сле этого вызвал к себе коков. — Почему, товарищ Ершов, в празд­ ники вы готовите пищу гораздо лучше, чем в обычные дни? — спросил он у кока-инструктора. — Да как же, товарищ командир, ведь праздник, он праздник и есть. В такой день нельзя не постараться для личного состава. Все силы отдашь, а сделаешь. — А подумали ли вы над тем, что было бы действительно хорошо, если бы вы свое старание проявляли не толь­ ко по праздникам, а каждый день. Раз вам неудобно приготовлять в празднич­ ные дни обычную пищу, то почему же удобно подавать ее в будничные дни? Выходит, что по праздникам вы старае­ тесь, а в будни нет. Нехорошо. Этот 1 >азговор офицер передал стар­ шему начальнику. Последний отнесся к нему так, как должно. Он вызвал к се­ бе старшину, в ведении которого нахо­ дилась столовая, и обязал его еще стро­ же контролировать работу коков и не только контролировать, но и всемерно помогать им, давать практические со­ веты, как вкуснее готовить то или ин<ц} блюдо. Одно время были непорядки с достав­ кой хлеба. Он завозился к нам с вече­ ра, зачастую на два дня вперед и вы­ давался черствым. Об этом узнал коман­ дир. Но его приказанию хлеб к нам стали завозить утром и только на один день. Кроме этого, командир рас­ порядился выдавать на столы только нарезанный хлеб и в специально пред­ назначенных для этого тарелках. 'Благодаря заботе командира значи­ тельно улучшилось приготовление пи­ щи. Мясные блюда — рагу, котлеты и другие — стали обычными в нашей столовой. Конечно, не все далось сразу. На­ пример, для того, чтобы приготовить и разделать мнео на котлеты, нужно иметь электрическую мясорубку, а для обработки картофеля — специальную механическую качкгофелечистку. Их то у нас и не было. Поэтому предвари­ тельная обработка продуктов занимала .много времени и труда у воинов. После того, как командир обязал соответ­ ствующих работников приобрести необ­ ходимое оборудование для столовой, де­ ло пошло совершенно по-другому. У ко­ ков стало гораздо больше времени, ко- то|>ое они использовали для того, чтобы приготовить пищу повкуснее. II не только о качестве питцп, при­ готовляемой личному составу, заботится командир. Он заботится и о том, чтобы матросы питались в теплом, удобном и чистом помещении. Если зайти в нашу столовую, то сразу бросится в глаза, что пол в ней чистый, столы аккурат­ но накрыты клеенками, окна украше­ ны белыми занавесками. В столовой имеется и новая посуда. А ведь хоро­ шо. когда обед не только приготовлен вкусно, но и подан в хорошей посуде, на аккуратный и чистый стол. И ку­ шать тогда как-то особенно приятно. Личный состав у нас получает вкус­ ную, сытную пишу, питается в хорошо оборудованной столовой. Большая за­ слуга в этом нашего командира, кото­ рый постоянно заботится об улучшении питания воинов. Л. ВИНТОРОВ. Содержательная лекция Д ля моряков нашего корабля была про­ читана поучительная и содержательная лекция на тему: «Роль народных масс и личности в истории». Воины с большим интересом и внима­ нием прослушали ее. Лектору было задано много вопросов, на которые он дал подробные, исчерпы­ вающие ответы. Старший матрос В. ВЕРЕТЕННИКОВ. Силами актива В подразделении уделяется большое внимание наглядной агитации. Активисты рядовые Шутов, Козловский и другие по указанию командира красочно оформили стенд, отображающий достижения колхоз­ ного крестьянства в выполнении решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Выве­ шены плакаты, призывающие воинов до­ биваться новых успехов в учебе и служ­ бе. Рядовой А. КАРНЕЙ . Обед на корабле. Зарисовка 3. Мелентьева. Выступление ансамбля народного танца Башкирской АССР в Североморске Задание выполнено в срок В нашем подразделении есть хорошо оборудованная сушилка. В ней воины по-1 имели еле рабочего дня просушивают одежду. В Доме офицеров флота с успехом вы­ ступил ансамбль народного танца 'Баш­ кирской АССР. За годы Советской власти искусство этой республики поднялось на небывалую ступень. До Октябрьской революции башкиры не профессионального искусства, не было у них театров и дру- обувь, портянки. Но вот однажды вышла I П1Х творческих коллективов. С первых из строя печка. Восстановить ’ ее было дней Советском власти в республике приказано рядовому Иреснову. Ему не раз организуется государственный театр дра- приходилось выполнять такие работы. И мы« затем театр оперы и балета, государ- теперь рядовой Преснов успешно сира- |ственныи вился с заданием. Печка в сушилке бы­ ла восстановлена точно в указанный срок. хор, музыкальное училище. Многие талантливые представители баш­ кирского народа учатся в учебных заме- Ломандир об’явил рядовому Преснову бла- Дениях Москвы и Ленинграда, где созданы годарноегь. специальные студии. В 1939 гаду из уча- Еще сравнительно недавно рядовой стников коллективов ^ художественной са- Преснов не знал специальности печника, медеятельности ресиубланки организуется Однако большое желание овладеть новым | государственный ансамбль танца, который путем тщательного изучения народных танцев и плясок создал целый ряд ярких национальных хореографических протгзве- дений. Ансамбль проделал сложный творческий путь, стал профессиональным коллекти- В магазины «Военная книга» поступили |вом и показал свое мастерство во многих следующие книги: Работа партийной организации подраэ- для него делом обеспечило ему успех. Рядовой Л. КОВОЛЕВСНИЙ. Книжная, полка городах Советского Союза. ь _ . Свой концерт ансамбль открывает мае* деления. Соорних статей. В помощь секре- 1М(М0№Ж1К>Й ПЛЯской. В красочных тарю партийной организации подразделе ния. М ., Воениздат, 1953. Московский В. Советское войсковое то­ варищество. М ., Воениздат, 1953. Гребенщиков Д . Военная хитрость и сметка. 2-е переработанное и дополнен* ное издание. М ., Воениздат, 1953. национальных костюмах коллектив испол­ няет пляску «Гюль Назира» из жизни на­ родов горно-башкирских районов. Быст­ рая, стремительная пляска, исполненная на высоком профессиональном уровне, была тепло встречена флотскими зрите- Основы военного дела. М ., Издательство ля^ Д О С А А Ф , 1953. Учебник шофера третьего класса. М., Сельхозгиз, 1953. Архипов С. Н . Наблюдение и связь на военном корабле. 4-е издание перерабо­ танное и дополненное. М ., Воениздат, 1953. Брагин М . Путь генерала. М., Воениз- дг.т, 1953. Большой успех выпал на долю лауреа­ та 4-го международного фестиваля демок­ ратической молодежи Анвара Фахрутдино- ва. исполнившего лихую пляску «Танец татарского джигита». Свое яркое дарова­ ние в области хореографического искусст­ ва 1 Ц)одемонстрир(!вала народная артист­ ка Башкирской АССР Хазина Магазова в танцах «Кубэпегем» (Мой мотылек) и «Хыу буенда» (Свидание у ручья). Тепло были встречены зрителями та­ кие танцы, как «Кляу» (Жених), «Усьт- уган» (Три брата). Очень ярким и эф­ фектным был танец «Семь девушек». Успеху концертд способствовало нали­ чие в репертуаре ансамбля разнообразных по форме и содержанию танцев и плясок. Коллектив широко цопуляризнрует хорео­ графическое искусство народов СССР. Ан­ самблем с успехом были исполнены та­ кие танцы и пляски, как «Украинский гопак». «Татарский танец», «Горшьма- рг.Пская пляска», «Солдатский переп­ ляс». «Матросская пляска», «Русская полька» и другие. Произведение Саифи Кудаш «Слово о старшем брате», раскрывающее вечную и: нерушимую дружбу русского и башкир­ ского народа, с под’омом прочитала Исма- ги.това Мария. Марш, посвященный народ­ ному башкирскому герою Саля-ват Юлаеву, исполнил дует баянистов. Хорошие во­ кальные данные и высокое исполнитель­ ское мастерство иротсмонстрнровала со­ листка Башкирской государственноп фи­ лармонии Магфара Галоева, спевшая баш­ кирскую песню «Соловушка» и русскую народную песню «Пряха». Свое выступление ансамбль закончил массовой русской молодежной пляской. С. ВЕСНОВСКИЙ. Концерт на корабле Недавно на нашем кораоле перед ма­ тросами выступил коллектив художествен­ ной самодеятельности. Личный состав с Юнга П. Морские дороги. М., Военнз- I большим интересом прослушал шуточные дат, 1953. куплеты в исполнении своих товарищей. Станюкович К. М. Избранные произве- Затем старшие матросы Гуманюк, Шнун- деиия. М., Военмориздат, 1953. тов и Налетов на струнных инсгрумен- Алексеев М. Пути-дороги. Роман. М., тах исполнили несколько популярных Воениздат, 1953. I русских песен. В заключение группа ма- любимый матросский тросов исполнила танец «Яблочко». Присутствовавшие на концерте воины тепло поблагодарили участников самодея­ тельности за концерт и пожелали им но­ вых творческих успехов. Командир корабля об’явил участникам коллектива самодеятельности поощрения. Старший матрос К. АгИШАРНИН. i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz