На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 января 1954 г., N° 11 (4853 ). Над белыми вершинами сопок подбил ­ ся самолет . Fro курс пересекала черная туча. Но она н* предвещала ни дождя. ли снега. Ее быстро гнал к морю бо­ ковой г ^ т рр . — Погода становится нелетной. — про. пт,нес на стоянке кто-то из механиков. Яти слова услышал статпгпгй матрос Навел Васильев. — Старое изречение. — отозвался он. — Для моего командира погода, всегда летная... Он летает в любых метеорологи­ ческих условиях. В меховой куртке и шапке. Васильев неподвижно стоял у до-рожки. Взгляд его был устремлен в небо, к самолету. К гу­ лу его двигателя прислушивался «земной хозяин машины». «Нелегко. — думает механик.— стоять на земле, когда твое сердце в вицухе. Вот оно...». Он узнает свою, родную машину, за которой ухаживает. Механик присталь­ но следит за тем, как командир выпол­ няет задачу. Успех офицера в воздухе обеспечен на земле неутомимым тружени­ ком, высококвалифицированным специа­ листом Васильевым. Он по праву считает­ ся боевым помощником летчика. Вскоре самолет показался в зоне аэро­ дрома. Приблизившись к нему, он пошел на посадку. Летчик, развернув машину вправо, стал рулить, освобождая посадочную по­ лосу. Первым его встретил механик Ва­ сильев. Сейчас его интересовало состоя­ ние всех узлов и агрегатов. — Как работал двигатель? — Исправны ли приборы? — Какова обстановка в воздухе? Летчик одобрительно отозвался о ра­ боте. двигателя и приборов. Ободренный похвалой командира, стар­ шин матрос Васильев стал проверять уз­ лы самолета. Он внимательно осматривал каждую деталь, следил, нет ли где цара­ пин, вмятич, проверял узлы крепления шасси, все ли агрегаты действуют нор- • мально. Начался основной вид осмотра самоле­ та — послеполетный. Не впервые Ва­ сильеву приходится заниматься этим де­ лом. II всегда он с волнением и чувством большой ответственности осматривает боевую машину. Строгая последовательность — прави­ ло механика. Соблюдение этого правила обеспечивает тщательный контроль за со­ стоянием каждой детали. Вот и теперь Васильев наметанным глазом окинул при­ борную доску, убедился в том, что краг ники и рычажки находятся в нейтраль­ ном положении. Все в порядке! Кабина блистает чистотой, ее оборудование — в отличном состоянии. Проба механизмов управления самолетом прошла нормально. Специальной линейкой механик опре­ деляет наличие горючего. Дело это ответ- ' ственное, требующее большой точности. Данные сверяются с показаниями прибо­ ров. Так поступать учит авиаторов прак­ тика. Васильев помнит, как однажды лет­ чик другой машины едва не совершил посадку на первый взгляд из-за мелочи. Сигнальное средство, контролирующее расход горючего, сработало раньше вре­ мени. Причина стала понятной на земле, и дефект быстро устранили. Этот поучи­ тельный случай еще раз показал, что в работе механика мелочей нет. Старший матрос Васильев учитывает и такие случаи. Вскрьгв Сейчас капот мо­ тора и лючки, он по-хозяйски, внима­ тельно и неторопливо оглядывает каждую деталь. Дюрптовые соединения — в по­ рядке, течи горючего и масла нет. Кон­ тровка гаек и хомутов не вызывает сом- ODi^JkHUlM •нения. Крепление агрегатов надежно. Пальцы проворно ощупывают проводни­ ки. На память приходит «каприз» фиш­ ки. который наблюдался на машине това­ рища. Только да-за того, что эта злопо­ лучная Фишка была слабо подсоединена, нарушался контакт. В результате темпе­ ратуру масла прибор показывал непра­ вильно. Тогда виновник этого происшествия похвалился перед товарищем, что он за­ просто может обнаружить любую неис- тавность и устранить ее. Но по-иному рассудил Васильев. Он иронически заме­ тил: — Допустить неисправность, а затем устранить ее — это все равно, что при­ кусить себе язык, а. потом радоваться, что удачно зализал болячку... Раздался взрыв смеха. «Бравый» това­ рищ стушевался и промолчал. Здесь о каждом, даже незначительном де^юкте говорят, как о позорном явлении. II -многие не раз присматривались, как обслуживает материальную часть комсо­ молец Павел Васильев, в чьих руках бое­ вая техника действует безотказно. Он, например, знает, что, если двига­ тель не запускается, значит свечи не да­ ют искру. Их следует немедленно почи­ стить. т. к. на них, зачастую, натапли­ вается нагар. Это и многое другое хорошо знает опытный авиатор. Жизнь, практика учат механика высо­ кой бдительности на боевом посту. Лю­ бовь к авиационной технике, твердые знания и точное соблюдение требований уставов, инструкций и наставлений, а такжо своевременное проведение регла­ ментных работ — вот чем обеспечивает­ ся боевая готовность самолета. И в втом отношении Васильев делает очень многое. Глядя на работу механика, невольно по­ думаешь: «Техническое обслуживание — в надежных руках...». Холодный ветер обжигал лицо. Однако руки воина, прикасаясь к металлу, как буцто бы не чувствовали стужи. Настав­ ление требует, чтобы механик особенно внимательно проверял состояние двигателя и органов управления самолетом и при­ земления. Однажды механик другой машины об­ наружил на резиновых покрышках шасси «лысины». Так называются места, стер­ тые при резком торможении. Натрениро­ ванному специалисту немного понадобится времени на замену покрышки. Был такой случай и на машине Васильева.* Но воин быстро устранил неисправность, пере­ крыв существующие нормативы. Для не­ го достаточно одного взгляда на шасси, чтобы убедиться в исправности щитков, в совпадении красной линии, нанесенной на барабане и колесе. Последнее значит, что резина не провернулась, нииель не срсзан, все в порядке. Жажда знаний — характерная черта трудолюбивого авиатора Павла Васильева. — Чем больше учусь, — говорит он, — тем больше знать хочется. Это не только слова. Как-то механики Васильев и Суделовсжий разговорились по душам. Суделовсвкй в подразделении счи­ тался знатоком конструкции двигателя и теории самолета. Тягаться с ним никто не мог. Вччсильев попросил его раз'яснить ряд трудных вопросов по эксплуатации материальной части. Тот охотно согласил­ ся. Когда у одного воина вопросы были ис­ черпаны, они появились у другого. Суде- ловского интересовали некоторые подлин­ ности в конструкции самолета. Это Ва­ сильев знал блестяще. Непосредственно на боевой технике он показал товарищу все, что его интересовало. Разговор помог обоим воинам пополнить свои знания. Вскоре такие беседы в процессе работы на материальной части стали обыденным явлением. Они способствовали росту зна­ ний воинов, стали привычкой. Теперь оба механика со знанием ддла вникают во все, что касается боевой техники и правиле© обслуживания. Они подсказывают товари­ щам, как и что следует делать в различ­ ных условиях создавшейся обстановки.. — Когда, например, принято горючее, — говорит Васильев. — десять раз про­ верь, закрыта ли и законтрена пробка за­ ливной горловины. Так комсомолец Павел Васильев делом помотает командиру в поддержании высо­ кой боевой готовности подразделения. Но-деловому относится старшин матрос Васильев к предполетной подготовке л стартовому осмотру самолета. При этом авиатор строго соблюдает маршрут щю- верки. Как и во время послеполетного ос­ мотра, он проверяет состояние и действие всех деталей, узлов и агрегатов. Хозяин боевой машины должен быть убежден, что она исправна и готова к полету. Но и по­ сле этого он не успокаивается, а еще я еще раз проверяет наиболее ответствен­ ные узлы, которые в процессе эксплуата­ ции самолета выдерживают большие и длительные нагрузки. Особое внимание уделяет механик Ва­ сильев кабине летчика. Он следит за тем, чтобы управление самолетом действовало без помех, а в кабине находилось только штатное оборудование. Много хлопот у авиационного механи­ ка. Но они не пугают отличника боевой и политической подготовки комсомольца Васильева. Он смело идет навстречу труд­ ностям и преодолевает их. Потребовалось •как-то выполнить срочное и трудоемкое задание. Воин мобилизовал все свое уме­ ние и в срок справился с порученным делом. За это ему было об’явлено поощ­ рение. Итогом учебы, вершиной зрелости авиа­ тора была проверка его знаний офицером. На вопросы один труднее друтого прихо­ дилось отвечать без подготовки — по ходу внешнего осмотра самолета. Офицера ин­ тересовало. насколько твердо знает под- чиненный устройство и назначение каби­ ны и ее оборудование,. тактико-техниче­ ские данные самолета и двигателя, их конструкцию и многое другое. Надо было не только обстоятельно рассказать, ко и показать это непосредственно на машине. Павел волновался. Еще бы! Он отчиты­ вается перед тем, кто лучше всех в под­ разделении знает замечательную отечест­ венную технику. Знал авиатор, насколько придирчивым бывает офицер, когда видит пробелы в знаниях подчиненных, а на по­ хвалы он всегда считался скупым. Однако здесь произошло по-иному. Офи­ цер похвалил Павла Васильева за знания и навыки. А затем, словно подводя итоги деятельности авиатора, он по-отечески проникновенно сказал: — Вы добросовестпо служите любимой Родине! Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . ВЫполняя требования Военной присяги Принимая Военную присягу, рядовой Борисов дал клят­ ву беспрекословно выполнять все уставы л приказы коман­ диров, добросовестно изучать военное дело, неустанно совер­ шенствовать свои знания. Воин с честью выполняет данную им клятву. Он несет службу строго по уставу. Успехи рядового Борисова высоко оценил командир, об’явив ему благодарность. Сейчас воин проявляет еще больше усердия и старания в службе и учебе, он всегда бдителен на посту. Рядовой М. КАЛАБУШКИН. Устранить недостатки в спортивной работе Состоялось открытие зимнего спортив­ ного сезона по русскому хоккею на пер­ венство гарнизона. Первые встречи показали, что отдель­ ные команды к играм по хоккею не под­ готовлены, спортсмены плохо знают пра­ вила игры. Перерывы между играми очень большие. В настояi.ve время стоит хорошая по- j>ua, и игры должны проводиться чаще. Иначе может случиться, как и в прош­ лом зимнем сезоне, когда не были закон­ чены состязания на первенство Северного флота, а кубок так и не разыгрывался. В нынешнем зимнем спортивном сезоне •надо со всей серьезностью отнестись к розыгрышу первенства и кубка, необхо­ димо проявлять заботу о состоянии льда и стюевремеинои подготовке его к соревно­ ваниям. В настоящее время все идет, как в прошлом году. Назначается игра, а ле­ дяное поле не подготовлено. Команды вынуждены прежде, чем начать состяза­ ние, расчистить поле. Непонятно, почему врач на играх не присутствует. Эти недостатки нужно устранить в ближайшее время. Старшина 1 статьи ГОЛИКОВ. Старший матрос МАТЮШЕНКОВ. ■О* По следам наших выступлений «ПОРА ПОДУМАТЬ /О КАТКЕ» Под таким заголовком в нашей газете 20 декабря было опубликовано письмо в редакцию старшего лейтенанта 1Б. Удало- ва. Редакцией получен ответ, в котором со­ общается, что в настоящее время каток работает. кхяз&7пЛЬ о З Н А Ч И Т Е Л Ь Н Ы Х У С П Е Х О В в труде добилась бригада, которой руко­ водит рядовой Жуков. Члены бригады ежедневно выполняют производствен­ ные нормы на 120— 140 процентов. За умелое руководство воинами-строите- лями командир подразделения поощ­ рил рядового Жукова краткосрочным отпуском. Ефрейтор В. Жиляков. О З А С Л У Ж Е Н Н Ы М А В Т О Р И Т Е ­ Т О М пользуется в нашем подразде­ лении комсомолец рядовой Павел Черноок. Передовой воин ежедневно выполняет производственный план на 130— 150 процентов. За успехи, до­ стигнутые в труде, он поощрен крат­ косрочным отпуском. Рядовой В. Нилов. О Н А С Т О Й Ч И В О овладевает сво­ ей специальностью старший матрос Харитонов. На практических трени­ ровках он старательно запоминает показанные ему воинские приемы, стремится выполнять их четко и бы­ стро. Н. Кулешов. О Л Ю Б Я Т Б О Е В У Ю Т Е Х Н И К У воины Натурьев и Филиппов и бере­ гут ее, как зеницу ока. За содержа­ ние заведывания в образцовом по­ рядке командир об'явил им благо­ дарность. М . Конев. О Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь К О М А Н ­ Д И Р А за проявленное усердие по службе получили молодые матросы Иванов и Волков. Эти воины поль­ зуются заслуженным уважением в подразделении. Старший матрос С. Федоров. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О совершенствует боевое мастерство отличник боевой и политической подготовки Дерябин. За успехи в службе на днях ему при­ своено воинское звание «ефрейтор». Младший сержант Ю . Смирнов. Так сражались советские воины Герой Советского Союза Василий Зайцев Коммунистическая партия Советского Союза воспитывала и воспитывает наше молодое поколение горячими патриотами социалистической Родины, мужественны­ ми и стойкими борцами: за дело комму­ низма. Величайший массовый героизм, упорство и самоотверженность показали всему миру советские воины, и в том чи­ сле молодежь, в суровые годы Великой Отечественной войны. Прославленный сталинградский снай­ пер Герой Советского Союза Василий Гри­ горьевич Зайцев был одним из многих, кто, не щадя крови и самой жизни, сра­ жался с врагами за честь, свободу и неза­ висимость нашего Отечества. К началу Великой Отечественной вой­ ны старшина В. Зайцев служил на Тихо­ океанском флоте. Когда фашистские пол­ чища стати подходить к Сталинграду, он вместе с отрядом тихоокеанских моряков прибыл на Сталинградский фронт. Здесь в 62-й армии в период героической обо­ роны города и раскрылись замечательные воинские способности снайпера - комсомоль ­ ца . «На той стороне Волги для нас замли нет. Наша земля здесь, и мы ее отстоим 31 выстоим» — этими словами В. Зайцев выразил мысли и чувства всех защитни­ ков Сталинграда. После первых встреч с врагом он по­ вял, что для победы недостаточно быть смелым и отважным, надо обладать еще отличными военными знаниями, уметь перехитрить врага, при любых условиях ко терять присутствия духа, трезво оце­ нивать обстановку. i Не сразу Василий Зайце® стал искус­ ным и метким стрелком-снайпером. Вы­ сокое боевое мастерство пришло к нему после усиленной и напряженной работы: он терпеливо и упорно изучал свое ору­ жие, много тренировался в стрельбе. В конце 1942 года командир полка пе­ редал Василию именную снайперскую винтовку с оптическим прицелом. Много раз приходилось отважному' пат­ риоту вступать с этим оружием в поеди­ нок с гитлеровцами. Умело маскируясь, скрываясь от фашистов там, где они и не могли предположить присутствия совет­ ского снайпера, — он всегда выходил победителем из схваток? Однажды Зайцев пробрался к сгоревше­ му дому, от которого осталась лишь чер­ ная от копоти печь. Снайпер залез в нее: отсюда хорошо просматривались два входа в блинцажи противника, а также подход к трехэтажному дому, где фашисты в под­ вале готовили пищу. Вылазка была удач­ ной: в тот день Василий уничтожил де­ сять гитлеровцев. В сложных условиях уличных боев, в развалинах и закоулках зданий снайперу было где проявить ини­ циативу и сметку. Он вел огонь из различных мест: из цехов, через отверстия вентиляторов, ис­ пользовал для маскировки заводские тру­ бы и т. д. Вскоре Зайцев стал прославленным снайпером, грозой для фашистских за­ хватчиков, у которого ни одна пуля не пропадала даром. ...На Мамаевом кургане надо было уни­ чтожить огневую точку, где засел гит­ леровский снайпер. Эта боевая задача бы­ ла поручена В. Зайцеву. Взяв с собой двух подручных, он отправился в этот район. Фашистский снайпер был, видимо, оиытным: каждый раз, как только Зай­ цев высовывал каску из окопа — разда­ вался выстрел — и каска падала. Часов пять продолжался поеоинок. Никак не удавалось выследить, где гитлеровец за­ лет. Наконец, Зайцев применил такую хитрость: сняв с руки варежку, надел ее на дощечку и слегка высунул из тран­ шеи. В тот же момент щелкнул выстрел. Опустив вл:режку, Василий увидел, чго она пробита в середине. Теперь стало яс­ но, что вражеский снайпер прямо впере­ ди. Если бы он находился справа или слева, то варежка была бы пробита сбоку, косо. Зайцев стал выслеживать врага и, когда тот на секунду приподнялся, мет­ ким выстрелом уложил его наповал. Та­ ких случаев было немало. Среди защитников Сталинграда ' боль­ шой размах полутало снайперское дви­ жение. Свои военные знания, богатый опыт прославленный снайпер охотно передавал товарищам по оружию. Он явился органи­ затором своеобразной фронтовой снайпер­ ской школы. В кузнице одного завода под огнем вражеской артиллерии и минометов он создал снайперский тир. где обучал меткой стрельбе. Желающих стать снай­ перами было много. Обычно брали стрел­ ков, владеющих оружием. С такими вои­ нами Зайцев и проводил занятия, знако­ мил с материальной частью, с оптическим прицелом. Убедившись, что его ученики хорошо подготовлены. Зайцев брал их с собой в засады. Самый надежный метод обучения — на переднем крае. Снайпер учил своих воспитанников не только ис­ кусству метко стрелять, но и стойкости, мужеству, ненависти к врагу. По вечерам все снайперы части собирались в блинда­ же, где обменивались опытом, приобретен­ ным за день, разбирали ошибки, учились воевать так, чтобы каждая пуля наносила урон врагу. Пример показывал сам В. Зайцев. К моменту окружения под Сталинградом I Фашистской армии на его боевом счету было уже 242 гитлеровца. Так же успеш­ но действовали его последователи. Снай­ перы полка, в котором он служил, к 15 декабря 1942 года истребили 1035 фашистских солдат и офицеров. Сто одиннадцать дней сражался В. Зай­ цев на Сталинградском фронте. В октябре 1942 года он вступил здесь в ряды Ком­ мунистической партии, здесь же ему бы­ ло присвоене первое офицерское звание. В боях с фашистами герой Сталинграда был тяжело ранен. Выйдя из госпиталя, он учился на высших курсах переподго­ товки офицерского состава. Вернувшись в родную часть, В. Г. Зайцев принял уча­ стие в освобождении Украины, участво­ вал в битве за Днепр, сражался под Одес­ сой и на Днестре. За беззаветное мужество, героизм и от­ вагу, проявленные в боях с врагами Ро­ дины. ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Окончилась Великая Отечественная воина. В. Зайцев после демобилизации приехал в Киев и был назначен дирек­ тором завода запасных частей для сель­ скохозяйственных машин. Герой Совет­ ского Союза В. Зайцев — студент-заоч­ ник института и скоро станет инжене­ ром. Он не порывает связи с воинами Со­ ветской Армии. Не раз он выступал пе­ ред ними с беседами, рассказывая о бое­ вых делах снайперов Сталинграда, пере­ давал им опыт фронтовиков. Десятки пи­ сем приходят к В. Зайцеву со всех кон­ цов Советского Союза. «Мы, солдаты, — писал Зайцеву млал- ший сержант В. Рева. — учимся у геро­ ев Сталинграда, стремимся быть достой­ ными поодолжлтелями их славных боевых традиций». Священный долг каждого советского воина — овладевать опытом героев Вели­ кой Отечественной войны, совершенство­ вать свои военные знания, учиться ис­ кусству меткой стрельбы. Герой Советского Союза майор А. МАКРИДИН. Пропагандисты обмениваются опытом Как я ведурассказ по теме Политические занятия с волнами я ве­ ду в течение нескольких лет. На своем опыте убеждаюсь, что содержательный, продуманный рассказ по той или иной теме не только обогащает слушателей оп­ ределенными знаниями, но и дает им пра­ вильное направление для самостоятельной работы над рекомендованной литературой, способствует лучшему усвоению материа­ ла. Подготовку к рассказу по теме: «По­ стоянно совершенствовать свои военные и политические знания, отлично владеть оружием и боевой техникой» я начал сра­ зу же после инструктивного доклада ру­ ководителя семинара. На семинаре указы­ валось, что рассказ нужно вести последо­ вательно, сосредотачивая внимание слуша­ телей на выводах: правильно распреде­ лить материал по времени. Руководитель семинара рекомендовал также привести воинам яркие факты и примеры из жизни Вооруженных Сил, своего подразделения, раз’яснить слушателям очередные задачи, поставленные командиром. Продумывая, как лучше организовать занятие в группе, я выделил для расска­ за три основных вопроса: 1. Высокое во­ инское мастерство, хорошая идейно-поли­ тическая закалка наших воинов — залог успеха в бою; 2. Учиться тому, что необ­ ходимо на войне. В совершенстве владеть оружием и боевой техникой; 3. Быть от­ личником боевой и политической подго­ товки — долг каждого советского вои­ на. Перед составлением конспекта внима­ тельно изучил всю рекомендованную ли­ тературу, сделал выписки из книги И. В."-Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и из воинских уставов и, посоветовавшись с команди­ ром, подобрал примеры из жизни и учебы личного состава подразделения. Занятия в группе начались в точно на­ значенное время. Сообщив слушателям план темы, я приступил к изложению со­ держания основных вопросов. В рассказе подчеркнул, что Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно за­ ботятся об укреплении активной обороны нашей Родины, о повышении боеспособно­ сти и боеготовности Советской Армии и Военно-Морского Флота, напомнил воинам требования Присяги и уставов об овладе­ нии военным делом. Здесь же указат. что военное дело не стоит на месте, а непре­ рывно и быстро развивается, и поэтому обязанность всех военнослужащих — на­ стойчиво повышать свои военные и поли­ тические знания, совершенствовать боевое мастерство. Этого требуют интересы Со­ ветского государства. Нельзя забывать, что американо-английские империалисты ведут усиленную подготовку к новой мировой войне — к войне против Совет­ ского Союза и стран народной демократии. В этих условиях нашим Вооруженным Си­ лам необходимо поддерживать постоянную и высокую боевую готовность. Известно, что современный бой требует, чтобы каждый военнослужащий в совер­ шенстве владел сложным компле^ом воен­ ных знаний по тактической, огневой, строевой, физической и другим видам бое­ вой подготовки, умел мастерски применять вверенное ему оружие. Всесторонней про­ веркой мощи наших Вооруженных Сил. морально-боевых качеств личного состава Армии и Флота явилась Великая Отечест­ венная война. Говоря об этом, я привел примеры, иллюстрирующие умелые дейст­ вия советских воинов в бою. Большой ин­ терес у слушателей вызвал, в частности, рассказ о подвигах североморского летчи­ ка дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Раскрывая значение морально-боевых качеств наших воинов — мужества, сме­ лости, решительности и т. д. — для достижения победы, я указал, что эти ка­ чества неразрывно связаны с политиче­ ской сознательностью воинов, что способ­ ность умело действовать в бою приобре­ тается на практических занятиях. Здесь же привел в пример образцовую службу отличника боевой и политической подго­ товки младшего сержанта Филиппова. Бла­ годаря настойчивому повышению своего иаенного уровня, воин добился значитель­ ных успехов в изучении техники и ору­ жия. Филиппов не успокаивается на до­ стигнутом. Неустанно совершенствуя свое мастерство, он умело обучает подчинен­ ных, прививает им любовь к военному де­ лу. Рассказ я старался вести просто, доход­ чиво, своими словами, тесно увязывая его с задачами, решаемыми личным составом. В ходе занятий использовал заранее под­ готовленные моим помощником плакаты о героях-североморцах Сафонове, Гаджиеве и другие наглядные пособия. Это оживило урок, дато возможность слушателям лучше запомнить содержание материала. Обра­ щаясь к воинам с тем пли иным вопросом, я убеждался, что они правильно понима­ ют стоящие перед ними задачи. Слеиуе отметить, что постоянный контакт руко водителя со слушателями — важное ус­ ловие действенности политических заня­ тий. Перейдя ко второму вопросу, я отметил, что в основу боевой подготовки Советских Вооруженных Сил положено требование: учить войска тому, что необходимо на войне, а это обязывает каждого воина ста­ рательно приобретать навыки умелых дей­ ствий, мастерски использовать оружие и технику в любых условиях, проявлять ра­ зумную инициативу, сноровку, находчи­ вость. Обратив внимание слушателей на лист Л? 59 Альбома наглядных пособпй для политических занятий, рассказал о важности взаимодействия в бою различ­ ных роцов войск. Далее говорил о том. что военная служба требует от воина большо­ го напряжения сил и умения стойко переносить лишения и трудности, ибо в бою трудности возрастают во много раз. Одно из главных условии боеготовности подразделения — отличное знание каж- . дым воином своего оружия и техники, умение использовать до дна их высо­ кие боевые качества. Раскрывая это поло­ жение на конкретных примерах из жизни и учебы самих слушателей группы, я в заключение подчеркнул, что только такой воин сумеет мастерски использовать тех­ нику на поле боя. который хорошо знает устройство и умеет практически исполь­ зовать ее. может быстро устранить неисправности и задержки. Поэтому под­ линным мастером своего оружия станет лпшь тот. кто своп первоначальные зна­ ния и навыки будет повседневно углуб­ лять и совершенствовать. Оружие и техника становятся могучей силой лишь при условии, если они нахо­ дятся в умелых руках. Этот вывод я под­ крепил примером из боевой пстории на­ шей части. Во время Отечественной гой- ны прославился командир расчета сер­ жант Ждановский, подчиненные которого' сбили несколько фашистских самолетов. В числе других воинов сержант Ждановскпй был награжден орденом Красного Знамени. Среди слушателей моей группы — не­ мало отличников боевой и политической подготовки. Однако есть и такие товари­ щи, которые порой не проявляют долж­ ного усердия в учебе. Поэтому, перейдя к изложению третьего вопроса, я прежде всего напомнил воинам об их высокой личной ответственности за охрану сози­ дательного труда советского народа, защи­ ту государственных интересов Редины. Я раз’яснил слушателям, что отличником мо­ жет стать каждый матрос и сержант. Для этого надо упорно тпудиться. всегда сле­ довать велениям Присяги и уставов, не жалеть сил для достижения отличных по­ казателей в учебе и дисциплине. Далее рассказал о службе старшего матроса Кругляка, который проявляет большую старательность в овладении специаль­ ностью и, регулярно тренируясь, непре­ рывно совершенствует полученные зна­ ния и навыки. Отметив, что успехи в боевой и поли­ тической подготовке немыелнмы без креп­ кой воинской диспиплины и организован­ ности, в заключение призвал воинов изо дня в день повышать свою выучку, рас­ ширять военные и политические знания, крепить уставной порядок. Затем я оста­ новился на ближайших конкретных зада­ чах подразделения. В оставшиеся до конца занятий 10 ми­ нут я отвечал на вопросы слушателей, рекомендовал им, что ну$но прочитать по данной теме. Таким образом воины по­ лечили направление для самостоятельной работы над учебными пособиями. Старший лейтенант Н. ЧИГИР, руководитель группы политзанятий. •о- Важнейшая задача офицеров В установленное время в помещении собрались офицеры, чтобы обменяться опытом воспитательной работы с подчи­ ненными. Доклад на тему: «О роли и за­ дачах офицеров в политическом и воин­ ском воспитании подчиненных» сделал командир. Докладчик отметил, что воины с чувствам законной гордости за свою лю­ бимую Родину и за защиту ее государст­ венных интересов неустанно совершенст­ вуют боевое мастерство.. Воодушевленные историческими решениями Партии и Пра­ вительства о дальнейшем нод’еме матери­ ального и культурного уровня советского народа, они еще настойчивее повышают качество боевой и политической подготов­ ки. укрепляют дисциплину. Воспитание воинов — почетное и от­ ветственное дело, требующее от команди­ ров высокого методичеокого мастерства и отличного знания военного дела. Основ­ ным требованием, пред’являемым к офи­ церу, является воспитание у подчинен­ ных высоких морально-боевых качеств, нерушимой верности Военной ирисяте. Далее докладчик рассказал о том, что успех офицера в обучении подчиненных достигается прежде всего хорошо нала­ женной политико-воспитательной рабо­ той, идейной закалкой самого офицера, его примерностью в учебе и дисциплине. Докладчик остановился на формах пар­ тийно-политической работы — политзаня­ тиях, политинформациях, лекциях, докла­ дах, собраниях военнослужащих. Затем разверну.тись оживленные пре­ ния. В своем выступлении старший лей­ тенант Горлов рассказал о работе со стар­ шинами, о помощи и контроле за их ра­ ботой. Офицер Горлов благодаря кропотливой воспитательной работе добился того, что старшины стали классными специалиста­ ми, отличниками учебы. В подразделении стало правилом ежедневно просматривать план-конспекты занятий на следующий день. Однажды старшина представил на утверждение непродуманный план заня­ тий. полагая, что все равно командир внесет необходимые замечания и поправ­ ки. Офицер Горлов обратил внимание старшины на его несерьезность, предло­ жил ему подготовить новый план-кон­ спект. Свое выступление лейтенант Кустов посвятил уставной требовательности и по­ стоянной заботе о подчиненных. Он го­ ворил. что требовательность должна быть во всем, как в больших, так и в малых делах. Даже самое малейшее упущение по службе не должно оставаться не заме­ ченным, его следует устранять и не допускать впредь. Офицер обязан органи­ зовать глубокое изучение полчиненнымп уставов п постоянно требовать ог воинов безупречного выполнения их требований. На собрании выступили и другие офи­ церы, которые поделились опытом обуче­ ния и воспитания личного состава. Капитан В. КУЗЬМЕНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz