На страже Заполярья. 1954 год. Январь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 января 1954 г., N° 11 (4853 ). Над белыми вершинами сопок подбил ся самолет . Fro курс пересекала черная туча. Но она н* предвещала ни дождя. ли снега. Ее быстро гнал к морю бо ковой г ^ т рр . — Погода становится нелетной. — про. пт,нес на стоянке кто-то из механиков. Яти слова услышал статпгпгй матрос Навел Васильев. — Старое изречение. — отозвался он. — Для моего командира погода, всегда летная... Он летает в любых метеорологи ческих условиях. В меховой куртке и шапке. Васильев неподвижно стоял у до-рожки. Взгляд его был устремлен в небо, к самолету. К гу лу его двигателя прислушивался «земной хозяин машины». «Нелегко. — думает механик.— стоять на земле, когда твое сердце в вицухе. Вот оно...». Он узнает свою, родную машину, за которой ухаживает. Механик присталь но следит за тем, как командир выпол няет задачу. Успех офицера в воздухе обеспечен на земле неутомимым тружени ком, высококвалифицированным специа листом Васильевым. Он по праву считает ся боевым помощником летчика. Вскоре самолет показался в зоне аэро дрома. Приблизившись к нему, он пошел на посадку. Летчик, развернув машину вправо, стал рулить, освобождая посадочную по лосу. Первым его встретил механик Ва сильев. Сейчас его интересовало состоя ние всех узлов и агрегатов. — Как работал двигатель? — Исправны ли приборы? — Какова обстановка в воздухе? Летчик одобрительно отозвался о ра боте. двигателя и приборов. Ободренный похвалой командира, стар шин матрос Васильев стал проверять уз лы самолета. Он внимательно осматривал каждую деталь, следил, нет ли где цара пин, вмятич, проверял узлы крепления шасси, все ли агрегаты действуют нор- • мально. Начался основной вид осмотра самоле та — послеполетный. Не впервые Ва сильеву приходится заниматься этим де лом. II всегда он с волнением и чувством большой ответственности осматривает боевую машину. Строгая последовательность — прави ло механика. Соблюдение этого правила обеспечивает тщательный контроль за со стоянием каждой детали. Вот и теперь Васильев наметанным глазом окинул при борную доску, убедился в том, что краг ники и рычажки находятся в нейтраль ном положении. Все в порядке! Кабина блистает чистотой, ее оборудование — в отличном состоянии. Проба механизмов управления самолетом прошла нормально. Специальной линейкой механик опре деляет наличие горючего. Дело это ответ- ' ственное, требующее большой точности. Данные сверяются с показаниями прибо ров. Так поступать учит авиаторов прак тика. Васильев помнит, как однажды лет чик другой машины едва не совершил посадку на первый взгляд из-за мелочи. Сигнальное средство, контролирующее расход горючего, сработало раньше вре мени. Причина стала понятной на земле, и дефект быстро устранили. Этот поучи тельный случай еще раз показал, что в работе механика мелочей нет. Старший матрос Васильев учитывает и такие случаи. Вскрьгв Сейчас капот мо тора и лючки, он по-хозяйски, внима тельно и неторопливо оглядывает каждую деталь. Дюрптовые соединения — в по рядке, течи горючего и масла нет. Кон тровка гаек и хомутов не вызывает сом- ODi^JkHUlM •нения. Крепление агрегатов надежно. Пальцы проворно ощупывают проводни ки. На память приходит «каприз» фиш ки. который наблюдался на машине това рища. Только да-за того, что эта злопо лучная Фишка была слабо подсоединена, нарушался контакт. В результате темпе ратуру масла прибор показывал непра вильно. Тогда виновник этого происшествия похвалился перед товарищем, что он за просто может обнаружить любую неис- тавность и устранить ее. Но по-иному рассудил Васильев. Он иронически заме тил: — Допустить неисправность, а затем устранить ее — это все равно, что при кусить себе язык, а. потом радоваться, что удачно зализал болячку... Раздался взрыв смеха. «Бравый» това рищ стушевался и промолчал. Здесь о каждом, даже незначительном де^юкте говорят, как о позорном явлении. II -многие не раз присматривались, как обслуживает материальную часть комсо молец Павел Васильев, в чьих руках бое вая техника действует безотказно. Он, например, знает, что, если двига тель не запускается, значит свечи не да ют искру. Их следует немедленно почи стить. т. к. на них, зачастую, натапли вается нагар. Это и многое другое хорошо знает опытный авиатор. Жизнь, практика учат механика высо кой бдительности на боевом посту. Лю бовь к авиационной технике, твердые знания и точное соблюдение требований уставов, инструкций и наставлений, а такжо своевременное проведение регла ментных работ — вот чем обеспечивает ся боевая готовность самолета. И в втом отношении Васильев делает очень многое. Глядя на работу механика, невольно по думаешь: «Техническое обслуживание — в надежных руках...». Холодный ветер обжигал лицо. Однако руки воина, прикасаясь к металлу, как буцто бы не чувствовали стужи. Настав ление требует, чтобы механик особенно внимательно проверял состояние двигателя и органов управления самолетом и при земления. Однажды механик другой машины об наружил на резиновых покрышках шасси «лысины». Так называются места, стер тые при резком торможении. Натрениро ванному специалисту немного понадобится времени на замену покрышки. Был такой случай и на машине Васильева.* Но воин быстро устранил неисправность, пере крыв существующие нормативы. Для не го достаточно одного взгляда на шасси, чтобы убедиться в исправности щитков, в совпадении красной линии, нанесенной на барабане и колесе. Последнее значит, что резина не провернулась, нииель не срсзан, все в порядке. Жажда знаний — характерная черта трудолюбивого авиатора Павла Васильева. — Чем больше учусь, — говорит он, — тем больше знать хочется. Это не только слова. Как-то механики Васильев и Суделовсжий разговорились по душам. Суделовсвкй в подразделении счи тался знатоком конструкции двигателя и теории самолета. Тягаться с ним никто не мог. Вччсильев попросил его раз'яснить ряд трудных вопросов по эксплуатации материальной части. Тот охотно согласил ся. Когда у одного воина вопросы были ис черпаны, они появились у другого. Суде- ловского интересовали некоторые подлин ности в конструкции самолета. Это Ва сильев знал блестяще. Непосредственно на боевой технике он показал товарищу все, что его интересовало. Разговор помог обоим воинам пополнить свои знания. Вскоре такие беседы в процессе работы на материальной части стали обыденным явлением. Они способствовали росту зна ний воинов, стали привычкой. Теперь оба механика со знанием ддла вникают во все, что касается боевой техники и правиле© обслуживания. Они подсказывают товари щам, как и что следует делать в различ ных условиях создавшейся обстановки.. — Когда, например, принято горючее, — говорит Васильев. — десять раз про верь, закрыта ли и законтрена пробка за ливной горловины. Так комсомолец Павел Васильев делом помотает командиру в поддержании высо кой боевой готовности подразделения. Но-деловому относится старшин матрос Васильев к предполетной подготовке л стартовому осмотру самолета. При этом авиатор строго соблюдает маршрут щю- верки. Как и во время послеполетного ос мотра, он проверяет состояние и действие всех деталей, узлов и агрегатов. Хозяин боевой машины должен быть убежден, что она исправна и готова к полету. Но и по сле этого он не успокаивается, а еще я еще раз проверяет наиболее ответствен ные узлы, которые в процессе эксплуата ции самолета выдерживают большие и длительные нагрузки. Особое внимание уделяет механик Ва сильев кабине летчика. Он следит за тем, чтобы управление самолетом действовало без помех, а в кабине находилось только штатное оборудование. Много хлопот у авиационного механи ка. Но они не пугают отличника боевой и политической подготовки комсомольца Васильева. Он смело идет навстречу труд ностям и преодолевает их. Потребовалось •как-то выполнить срочное и трудоемкое задание. Воин мобилизовал все свое уме ние и в срок справился с порученным делом. За это ему было об’явлено поощ рение. Итогом учебы, вершиной зрелости авиа тора была проверка его знаний офицером. На вопросы один труднее друтого прихо дилось отвечать без подготовки — по ходу внешнего осмотра самолета. Офицера ин тересовало. насколько твердо знает под- чиненный устройство и назначение каби ны и ее оборудование,. тактико-техниче ские данные самолета и двигателя, их конструкцию и многое другое. Надо было не только обстоятельно рассказать, ко и показать это непосредственно на машине. Павел волновался. Еще бы! Он отчиты вается перед тем, кто лучше всех в под разделении знает замечательную отечест венную технику. Знал авиатор, насколько придирчивым бывает офицер, когда видит пробелы в знаниях подчиненных, а на по хвалы он всегда считался скупым. Однако здесь произошло по-иному. Офи цер похвалил Павла Васильева за знания и навыки. А затем, словно подводя итоги деятельности авиатора, он по-отечески проникновенно сказал: — Вы добросовестпо служите любимой Родине! Капитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН . ВЫполняя требования Военной присяги Принимая Военную присягу, рядовой Борисов дал клят ву беспрекословно выполнять все уставы л приказы коман диров, добросовестно изучать военное дело, неустанно совер шенствовать свои знания. Воин с честью выполняет данную им клятву. Он несет службу строго по уставу. Успехи рядового Борисова высоко оценил командир, об’явив ему благодарность. Сейчас воин проявляет еще больше усердия и старания в службе и учебе, он всегда бдителен на посту. Рядовой М. КАЛАБУШКИН. Устранить недостатки в спортивной работе Состоялось открытие зимнего спортив ного сезона по русскому хоккею на пер венство гарнизона. Первые встречи показали, что отдель ные команды к играм по хоккею не под готовлены, спортсмены плохо знают пра вила игры. Перерывы между играми очень большие. В настояi.ve время стоит хорошая по- j>ua, и игры должны проводиться чаще. Иначе может случиться, как и в прош лом зимнем сезоне, когда не были закон чены состязания на первенство Северного флота, а кубок так и не разыгрывался. В нынешнем зимнем спортивном сезоне •надо со всей серьезностью отнестись к розыгрышу первенства и кубка, необхо димо проявлять заботу о состоянии льда и стюевремеинои подготовке его к соревно ваниям. В настоящее время все идет, как в прошлом году. Назначается игра, а ле дяное поле не подготовлено. Команды вынуждены прежде, чем начать состяза ние, расчистить поле. Непонятно, почему врач на играх не присутствует. Эти недостатки нужно устранить в ближайшее время. Старшина 1 статьи ГОЛИКОВ. Старший матрос МАТЮШЕНКОВ. ■О* По следам наших выступлений «ПОРА ПОДУМАТЬ /О КАТКЕ» Под таким заголовком в нашей газете 20 декабря было опубликовано письмо в редакцию старшего лейтенанта 1Б. Удало- ва. Редакцией получен ответ, в котором со общается, что в настоящее время каток работает. кхяз&7пЛЬ о З Н А Ч И Т Е Л Ь Н Ы Х У С П Е Х О В в труде добилась бригада, которой руко водит рядовой Жуков. Члены бригады ежедневно выполняют производствен ные нормы на 120— 140 процентов. За умелое руководство воинами-строите- лями командир подразделения поощ рил рядового Жукова краткосрочным отпуском. Ефрейтор В. Жиляков. О З А С Л У Ж Е Н Н Ы М А В Т О Р И Т Е Т О М пользуется в нашем подразде лении комсомолец рядовой Павел Черноок. Передовой воин ежедневно выполняет производственный план на 130— 150 процентов. За успехи, до стигнутые в труде, он поощрен крат косрочным отпуском. Рядовой В. Нилов. О Н А С Т О Й Ч И В О овладевает сво ей специальностью старший матрос Харитонов. На практических трени ровках он старательно запоминает показанные ему воинские приемы, стремится выполнять их четко и бы стро. Н. Кулешов. О Л Ю Б Я Т Б О Е В У Ю Т Е Х Н И К У воины Натурьев и Филиппов и бере гут ее, как зеницу ока. За содержа ние заведывания в образцовом по рядке командир об'явил им благо дарность. М . Конев. О Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь К О М А Н Д И Р А за проявленное усердие по службе получили молодые матросы Иванов и Волков. Эти воины поль зуются заслуженным уважением в подразделении. Старший матрос С. Федоров. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О совершенствует боевое мастерство отличник боевой и политической подготовки Дерябин. За успехи в службе на днях ему при своено воинское звание «ефрейтор». Младший сержант Ю . Смирнов. Так сражались советские воины Герой Советского Союза Василий Зайцев Коммунистическая партия Советского Союза воспитывала и воспитывает наше молодое поколение горячими патриотами социалистической Родины, мужественны ми и стойкими борцами: за дело комму низма. Величайший массовый героизм, упорство и самоотверженность показали всему миру советские воины, и в том чи сле молодежь, в суровые годы Великой Отечественной войны. Прославленный сталинградский снай пер Герой Советского Союза Василий Гри горьевич Зайцев был одним из многих, кто, не щадя крови и самой жизни, сра жался с врагами за честь, свободу и неза висимость нашего Отечества. К началу Великой Отечественной вой ны старшина В. Зайцев служил на Тихо океанском флоте. Когда фашистские пол чища стати подходить к Сталинграду, он вместе с отрядом тихоокеанских моряков прибыл на Сталинградский фронт. Здесь в 62-й армии в период героической обо роны города и раскрылись замечательные воинские способности снайпера - комсомоль ца . «На той стороне Волги для нас замли нет. Наша земля здесь, и мы ее отстоим 31 выстоим» — этими словами В. Зайцев выразил мысли и чувства всех защитни ков Сталинграда. После первых встреч с врагом он по вял, что для победы недостаточно быть смелым и отважным, надо обладать еще отличными военными знаниями, уметь перехитрить врага, при любых условиях ко терять присутствия духа, трезво оце нивать обстановку. i Не сразу Василий Зайце® стал искус ным и метким стрелком-снайпером. Вы сокое боевое мастерство пришло к нему после усиленной и напряженной работы: он терпеливо и упорно изучал свое ору жие, много тренировался в стрельбе. В конце 1942 года командир полка пе редал Василию именную снайперскую винтовку с оптическим прицелом. Много раз приходилось отважному' пат риоту вступать с этим оружием в поеди нок с гитлеровцами. Умело маскируясь, скрываясь от фашистов там, где они и не могли предположить присутствия совет ского снайпера, — он всегда выходил победителем из схваток? Однажды Зайцев пробрался к сгоревше му дому, от которого осталась лишь чер ная от копоти печь. Снайпер залез в нее: отсюда хорошо просматривались два входа в блинцажи противника, а также подход к трехэтажному дому, где фашисты в под вале готовили пищу. Вылазка была удач ной: в тот день Василий уничтожил де сять гитлеровцев. В сложных условиях уличных боев, в развалинах и закоулках зданий снайперу было где проявить ини циативу и сметку. Он вел огонь из различных мест: из цехов, через отверстия вентиляторов, ис пользовал для маскировки заводские тру бы и т. д. Вскоре Зайцев стал прославленным снайпером, грозой для фашистских за хватчиков, у которого ни одна пуля не пропадала даром. ...На Мамаевом кургане надо было уни чтожить огневую точку, где засел гит леровский снайпер. Эта боевая задача бы ла поручена В. Зайцеву. Взяв с собой двух подручных, он отправился в этот район. Фашистский снайпер был, видимо, оиытным: каждый раз, как только Зай цев высовывал каску из окопа — разда вался выстрел — и каска падала. Часов пять продолжался поеоинок. Никак не удавалось выследить, где гитлеровец за лет. Наконец, Зайцев применил такую хитрость: сняв с руки варежку, надел ее на дощечку и слегка высунул из тран шеи. В тот же момент щелкнул выстрел. Опустив вл:режку, Василий увидел, чго она пробита в середине. Теперь стало яс но, что вражеский снайпер прямо впере ди. Если бы он находился справа или слева, то варежка была бы пробита сбоку, косо. Зайцев стал выслеживать врага и, когда тот на секунду приподнялся, мет ким выстрелом уложил его наповал. Та ких случаев было немало. Среди защитников Сталинграда ' боль шой размах полутало снайперское дви жение. Свои военные знания, богатый опыт прославленный снайпер охотно передавал товарищам по оружию. Он явился органи затором своеобразной фронтовой снайпер ской школы. В кузнице одного завода под огнем вражеской артиллерии и минометов он создал снайперский тир. где обучал меткой стрельбе. Желающих стать снай перами было много. Обычно брали стрел ков, владеющих оружием. С такими вои нами Зайцев и проводил занятия, знако мил с материальной частью, с оптическим прицелом. Убедившись, что его ученики хорошо подготовлены. Зайцев брал их с собой в засады. Самый надежный метод обучения — на переднем крае. Снайпер учил своих воспитанников не только ис кусству метко стрелять, но и стойкости, мужеству, ненависти к врагу. По вечерам все снайперы части собирались в блинда же, где обменивались опытом, приобретен ным за день, разбирали ошибки, учились воевать так, чтобы каждая пуля наносила урон врагу. Пример показывал сам В. Зайцев. К моменту окружения под Сталинградом I Фашистской армии на его боевом счету было уже 242 гитлеровца. Так же успеш но действовали его последователи. Снай перы полка, в котором он служил, к 15 декабря 1942 года истребили 1035 фашистских солдат и офицеров. Сто одиннадцать дней сражался В. Зай цев на Сталинградском фронте. В октябре 1942 года он вступил здесь в ряды Ком мунистической партии, здесь же ему бы ло присвоене первое офицерское звание. В боях с фашистами герой Сталинграда был тяжело ранен. Выйдя из госпиталя, он учился на высших курсах переподго товки офицерского состава. Вернувшись в родную часть, В. Г. Зайцев принял уча стие в освобождении Украины, участво вал в битве за Днепр, сражался под Одес сой и на Днестре. За беззаветное мужество, героизм и от вагу, проявленные в боях с врагами Ро дины. ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Окончилась Великая Отечественная воина. В. Зайцев после демобилизации приехал в Киев и был назначен дирек тором завода запасных частей для сель скохозяйственных машин. Герой Совет ского Союза В. Зайцев — студент-заоч ник института и скоро станет инжене ром. Он не порывает связи с воинами Со ветской Армии. Не раз он выступал пе ред ними с беседами, рассказывая о бое вых делах снайперов Сталинграда, пере давал им опыт фронтовиков. Десятки пи сем приходят к В. Зайцеву со всех кон цов Советского Союза. «Мы, солдаты, — писал Зайцеву млал- ший сержант В. Рева. — учимся у геро ев Сталинграда, стремимся быть достой ными поодолжлтелями их славных боевых традиций». Священный долг каждого советского воина — овладевать опытом героев Вели кой Отечественной войны, совершенство вать свои военные знания, учиться ис кусству меткой стрельбы. Герой Советского Союза майор А. МАКРИДИН. Пропагандисты обмениваются опытом Как я ведурассказ по теме Политические занятия с волнами я ве ду в течение нескольких лет. На своем опыте убеждаюсь, что содержательный, продуманный рассказ по той или иной теме не только обогащает слушателей оп ределенными знаниями, но и дает им пра вильное направление для самостоятельной работы над рекомендованной литературой, способствует лучшему усвоению материа ла. Подготовку к рассказу по теме: «По стоянно совершенствовать свои военные и политические знания, отлично владеть оружием и боевой техникой» я начал сра зу же после инструктивного доклада ру ководителя семинара. На семинаре указы валось, что рассказ нужно вести последо вательно, сосредотачивая внимание слуша телей на выводах: правильно распреде лить материал по времени. Руководитель семинара рекомендовал также привести воинам яркие факты и примеры из жизни Вооруженных Сил, своего подразделения, раз’яснить слушателям очередные задачи, поставленные командиром. Продумывая, как лучше организовать занятие в группе, я выделил для расска за три основных вопроса: 1. Высокое во инское мастерство, хорошая идейно-поли тическая закалка наших воинов — залог успеха в бою; 2. Учиться тому, что необ ходимо на войне. В совершенстве владеть оружием и боевой техникой; 3. Быть от личником боевой и политической подго товки — долг каждого советского вои на. Перед составлением конспекта внима тельно изучил всю рекомендованную ли тературу, сделал выписки из книги И. В."-Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» и из воинских уставов и, посоветовавшись с команди ром, подобрал примеры из жизни и учебы личного состава подразделения. Занятия в группе начались в точно на значенное время. Сообщив слушателям план темы, я приступил к изложению со держания основных вопросов. В рассказе подчеркнул, что Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно за ботятся об укреплении активной обороны нашей Родины, о повышении боеспособно сти и боеготовности Советской Армии и Военно-Морского Флота, напомнил воинам требования Присяги и уставов об овладе нии военным делом. Здесь же указат. что военное дело не стоит на месте, а непре рывно и быстро развивается, и поэтому обязанность всех военнослужащих — на стойчиво повышать свои военные и поли тические знания, совершенствовать боевое мастерство. Этого требуют интересы Со ветского государства. Нельзя забывать, что американо-английские империалисты ведут усиленную подготовку к новой мировой войне — к войне против Совет ского Союза и стран народной демократии. В этих условиях нашим Вооруженным Си лам необходимо поддерживать постоянную и высокую боевую готовность. Известно, что современный бой требует, чтобы каждый военнослужащий в совер шенстве владел сложным компле^ом воен ных знаний по тактической, огневой, строевой, физической и другим видам бое вой подготовки, умел мастерски применять вверенное ему оружие. Всесторонней про веркой мощи наших Вооруженных Сил. морально-боевых качеств личного состава Армии и Флота явилась Великая Отечест венная война. Говоря об этом, я привел примеры, иллюстрирующие умелые дейст вия советских воинов в бою. Большой ин терес у слушателей вызвал, в частности, рассказ о подвигах североморского летчи ка дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Раскрывая значение морально-боевых качеств наших воинов — мужества, сме лости, решительности и т. д. — для достижения победы, я указал, что эти ка чества неразрывно связаны с политиче ской сознательностью воинов, что способ ность умело действовать в бою приобре тается на практических занятиях. Здесь же привел в пример образцовую службу отличника боевой и политической подго товки младшего сержанта Филиппова. Бла годаря настойчивому повышению своего иаенного уровня, воин добился значитель ных успехов в изучении техники и ору жия. Филиппов не успокаивается на до стигнутом. Неустанно совершенствуя свое мастерство, он умело обучает подчинен ных, прививает им любовь к военному де лу. Рассказ я старался вести просто, доход чиво, своими словами, тесно увязывая его с задачами, решаемыми личным составом. В ходе занятий использовал заранее под готовленные моим помощником плакаты о героях-североморцах Сафонове, Гаджиеве и другие наглядные пособия. Это оживило урок, дато возможность слушателям лучше запомнить содержание материала. Обра щаясь к воинам с тем пли иным вопросом, я убеждался, что они правильно понима ют стоящие перед ними задачи. Слеиуе отметить, что постоянный контакт руко водителя со слушателями — важное ус ловие действенности политических заня тий. Перейдя ко второму вопросу, я отметил, что в основу боевой подготовки Советских Вооруженных Сил положено требование: учить войска тому, что необходимо на войне, а это обязывает каждого воина ста рательно приобретать навыки умелых дей ствий, мастерски использовать оружие и технику в любых условиях, проявлять ра зумную инициативу, сноровку, находчи вость. Обратив внимание слушателей на лист Л? 59 Альбома наглядных пособпй для политических занятий, рассказал о важности взаимодействия в бою различ ных роцов войск. Далее говорил о том. что военная служба требует от воина большо го напряжения сил и умения стойко переносить лишения и трудности, ибо в бою трудности возрастают во много раз. Одно из главных условии боеготовности подразделения — отличное знание каж- . дым воином своего оружия и техники, умение использовать до дна их высо кие боевые качества. Раскрывая это поло жение на конкретных примерах из жизни и учебы самих слушателей группы, я в заключение подчеркнул, что только такой воин сумеет мастерски использовать тех нику на поле боя. который хорошо знает устройство и умеет практически исполь зовать ее. может быстро устранить неисправности и задержки. Поэтому под линным мастером своего оружия станет лпшь тот. кто своп первоначальные зна ния и навыки будет повседневно углуб лять и совершенствовать. Оружие и техника становятся могучей силой лишь при условии, если они нахо дятся в умелых руках. Этот вывод я под крепил примером из боевой пстории на шей части. Во время Отечественной гой- ны прославился командир расчета сер жант Ждановский, подчиненные которого' сбили несколько фашистских самолетов. В числе других воинов сержант Ждановскпй был награжден орденом Красного Знамени. Среди слушателей моей группы — не мало отличников боевой и политической подготовки. Однако есть и такие товари щи, которые порой не проявляют долж ного усердия в учебе. Поэтому, перейдя к изложению третьего вопроса, я прежде всего напомнил воинам об их высокой личной ответственности за охрану сози дательного труда советского народа, защи ту государственных интересов Редины. Я раз’яснил слушателям, что отличником мо жет стать каждый матрос и сержант. Для этого надо упорно тпудиться. всегда сле довать велениям Присяги и уставов, не жалеть сил для достижения отличных по казателей в учебе и дисциплине. Далее рассказал о службе старшего матроса Кругляка, который проявляет большую старательность в овладении специаль ностью и, регулярно тренируясь, непре рывно совершенствует полученные зна ния и навыки. Отметив, что успехи в боевой и поли тической подготовке немыелнмы без креп кой воинской диспиплины и организован ности, в заключение призвал воинов изо дня в день повышать свою выучку, рас ширять военные и политические знания, крепить уставной порядок. Затем я оста новился на ближайших конкретных зада чах подразделения. В оставшиеся до конца занятий 10 ми нут я отвечал на вопросы слушателей, рекомендовал им, что ну$но прочитать по данной теме. Таким образом воины по лечили направление для самостоятельной работы над учебными пособиями. Старший лейтенант Н. ЧИГИР, руководитель группы политзанятий. •о- Важнейшая задача офицеров В установленное время в помещении собрались офицеры, чтобы обменяться опытом воспитательной работы с подчи ненными. Доклад на тему: «О роли и за дачах офицеров в политическом и воин ском воспитании подчиненных» сделал командир. Докладчик отметил, что воины с чувствам законной гордости за свою лю бимую Родину и за защиту ее государст венных интересов неустанно совершенст вуют боевое мастерство.. Воодушевленные историческими решениями Партии и Пра вительства о дальнейшем нод’еме матери ального и культурного уровня советского народа, они еще настойчивее повышают качество боевой и политической подготов ки. укрепляют дисциплину. Воспитание воинов — почетное и от ветственное дело, требующее от команди ров высокого методичеокого мастерства и отличного знания военного дела. Основ ным требованием, пред’являемым к офи церу, является воспитание у подчинен ных высоких морально-боевых качеств, нерушимой верности Военной ирисяте. Далее докладчик рассказал о том, что успех офицера в обучении подчиненных достигается прежде всего хорошо нала женной политико-воспитательной рабо той, идейной закалкой самого офицера, его примерностью в учебе и дисциплине. Докладчик остановился на формах пар тийно-политической работы — политзаня тиях, политинформациях, лекциях, докла дах, собраниях военнослужащих. Затем разверну.тись оживленные пре ния. В своем выступлении старший лей тенант Горлов рассказал о работе со стар шинами, о помощи и контроле за их ра ботой. Офицер Горлов благодаря кропотливой воспитательной работе добился того, что старшины стали классными специалиста ми, отличниками учебы. В подразделении стало правилом ежедневно просматривать план-конспекты занятий на следующий день. Однажды старшина представил на утверждение непродуманный план заня тий. полагая, что все равно командир внесет необходимые замечания и поправ ки. Офицер Горлов обратил внимание старшины на его несерьезность, предло жил ему подготовить новый план-кон спект. Свое выступление лейтенант Кустов посвятил уставной требовательности и по стоянной заботе о подчиненных. Он го ворил. что требовательность должна быть во всем, как в больших, так и в малых делах. Даже самое малейшее упущение по службе не должно оставаться не заме ченным, его следует устранять и не допускать впредь. Офицер обязан органи зовать глубокое изучение полчиненнымп уставов п постоянно требовать ог воинов безупречного выполнения их требований. На собрании выступили и другие офи церы, которые поделились опытом обуче ния и воспитания личного состава. Капитан В. КУЗЬМЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz