На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 8 января 1954 г., №. 6 (4848 ). Молодые матросы овладевают техникой — Сейчас пройдем в машинное отде­ ление. и бы увядите механизмы. (Которые будет 0 эксплуатировать. — сказал коман­ дир отделения старшина 2 статьи Поте- хин. обращаясь к молодым матросам. — Неужели я должен изучить всю эту технику? — удивленно спросил матрос Якушенко. — Сразу, кпечно. познать все h w j - можно. но со временем вы разберетесь в устройстве этих агрегатов и сумеете гра­ мотно эксплуатировать их, — ответил старшина. — Скоро вы увидите четкие и бы­ стрые действия классных специалистов вашего отделения — Парахневича, Ва- отл и других. Они умело обслуживают механизмы в походе, бдительно несут вахту и с охотой помогут вам освоить сложную боевую технику, — дгродатжал командир отделения. В конце беседы старшина оказал, что от боевой выучки магаинистов-гурбинш- стов. от их тоелых п быстрых действии при выполнении комаш с мостика зави­ сит успешное решение задач всем экипа­ жем корабля. Начались дни учебы. Матросьг «настой­ чиво овладевали своим делом. Прозвучал знакомый сигнал: «Команде на занятия!». Матросы собрались в кубрике. Внима­ тельно слушают они своего командира от­ деления, рассказывающего об устройства системы уплотнения сальников. Потессин подробно рассказывает, из ка­ ких основных узлов состоят это устрой­ ство. Чтобы матросы представляли все наглядно, старшина показывает детали на чертеже. — А почему поддерживается одинако­ вое давление во всех сальниках? — спрашивает матрос Овча-ревко. — Смотрите на схему, — отвечает старшина, — все сальники механизма под­ ключены к уравнительному бачку, пред­ ставляющему собой резервуар. Поэтому давление во всех сальниках поддержи­ вается одинаковое... Заканчивая рассказ, командир отделе­ ния посоветовал морякам самостоятельно прочитать описание механизма и еще раз внимательно разобраться в схеме. Ответив на заданные вопросы, он спросил матро­ сов об устройстве некоторых узлов. Пз ответов подчиненных было видно, что за­ нятие прошло с пользой для них. Старшина Потесши хорошо понимает, что для закрепления знаний, полученных вя занятиях, необходимо поработать на материальной части. Через некоторое время потребовалось перебрать и осмотреть механизм. Коман- 3 ®р отделения не упустил этого случая. Оп собрал матросов у разобранного регу­ лятора. — Ери настройке регуляторов, — об’- ясвяег Потехин, — положение отражате­ ля относительно отверстия дроссельной головки устанавливается вот этим вин­ том, а давление пара достигается натяже­ нием пружины, верхний конец которой упирается в дно обоймы, а нижний — в соответствующее гнездо рычага. Величина усилия пружины регулируется путем на­ винчивания или свинчивания гаек, синя­ щих на верхнем конце стойки, закреплен- вой в корпусе. После рассказа командира отделения матросы разбирают и собирают отдельные узлы агрегата. Это дает полную ясность об его устройстве и принципе действия. Во время работы у воинов возникают в-'Ацюгы. Старшина не может отвечать на все вопросы одновременно. Тогда на по­ мощь командиру отделения приходят спе­ циалисты высокого класса Парахневич и Васин. — Расскажите об устройстве регулято­ ра. продельного числа оборотов турбины, — обращается матрос Бахарев к Васину. — Принцип действия этого ]>егу.тято- ра. — 'ггвечает классный специалист, — аналогичен работе регулятора, который стоит на масляном насосе и других ме­ ханизмах. А особенности устройства я ьам покажу на схеме. Позднее Васин подробно об'яснил ма­ тросу устройство этого прибора. Один из матросов хотел глужбе знать, как используется турбинное масло на ко­ рабле. Исчерпывающий ответ моряк полу­ чил на техническом собеседовании. Немало времени уделили моряки изуче­ нию инструкции по сбережению и эксплу­ атации механизмов. На практических за­ нятиях матросы действовали четко, сла­ женно. Так, изо дня в день, в дружном коллек­ тиве новички упорно и настойчиво изуча­ ют свою специальность. ...Корабль вьппел в море. Матросам предстояло показать свои знания на прак­ тике — у работающих механизмов. Коман­ дир отделения особенно внимательно наб­ людает за действиями молодых воинов. — Тщательно следите за температурой подшипников, — напоминает старшина вахтенному на замерах матросу Якушей- ко. — Смотрите, чтобы не повторится случай, который был в прошлый раз. — заметил командир отделения. Это произошло впервые дни пребывания ■молодого матроса на корабле. Якушенко было поручено следить за температурным режимом подшипников. Он не заметил, что термометр на турбине давал ошибоч­ ные, неверные показания. В результате боин докладывал неправильные данные о температуре подшипников. Классный спе­ циалист старший матрос Оитякин прове­ рил действия товарища и обнаружил эту неисправность. Термометр был заменен. Командир отделения подробно разобрал этот случай с матросами и пояснил им, что такал -неисправность может принести к тяжелым последствиям. А причина до­ пущенной ошибки заключалась в том, что матрос Якушенко не знал эксплуатацион­ ную инструкцию и невнимательно нес вахту. С тех пор прошло немало времени, и Якушенко тщательно изучил свои обязан­ ности. Теперь его действия иа боевом по­ сту' быстры и правильны. Обойдя все посты, старшина 2 статьи Потехин убедился, что матросы бдительно несут ходовую вахту. Его труд по обу­ чению матросов не пропал даром. Тех­ ника находится в надежных руках. Командир отделения дал несколько ввод­ ных. Матросы успешно выполнили их. После похода командир дал высокую оцен­ ку действиям личного состава. — В следующих походах, — говорят воины, — мы постараемся достигнуть еще лучших результатов в решении по­ ставленных перед нами задач. Старший лейтенант П. БОГДАНОВ. — Ц Е Л Ь Д О С Т И Г Н У Т А ^ Обеспечение корабля бесперебойной связью требует от специалиста все­ сторонней подготовка и больших навыков Это хорошо понял старший матрос Неудахин. Он поставил перед собой задачу — стать мастером своего дела, классным специалистом. Но на первых порах ему пришлось испытать немало трудностей. Прием на слух и передача на ключе давались нелегко. Это про­ исходило потому, что воин торопился, не отрабатывал чистоту работы на клю­ че. Видя оплошность подчиненного, старшина помог ему устранить этот недо­ статок. Неудахин стал работать четко, постепенно наращивая скорость. После упоркых тренировок матроса Неудахина поставили на самостоятель­ ную вахту. Однако и это его не успокоило. Воин продолжал настойчиво учиться, совершенствовать свое мастерство. Когда принимались зачеты на классность, он успешно сдал на второй класс. Старший матрос И. Ф Р О Л О В . Н б о е в о м п о с т у В наше подразделение прибыли молодые матросы. Впервые они увидели слож­ ную боевую технику. Но новички с большим жела­ нием и настойчивостью взялись за изучение своей специальности, за овладе­ ние техникой. На комсомольском собра­ нии воины дали слово в ко­ роткое время изучить уст­ ройство корабля. Свое сло­ во они сдержали. Вскоре матросы Ефимен­ ко и Ермаков были назна­ чены на штатную долж­ ность. Большая заслуга в обучении воинов принадле­ жит командиру отделения мотористов специалисту второго класса Рощину. Он старательно прививает под­ чиненным глубокие знания и навыки, занятия прово­ дит на высоком организа­ ционном и метолптеском уровне. Практические тре­ нировки. как правило, про­ водятся на боевом посту. Все это помогает матросам в совершенстве овладеть специальностью. Однажды проходили практические занятия. Ма­ тросы четко репетовали и выполняли команды. Осо­ бенно хорошо действовали на боевом посту старший матрос Колтовский и ма­ трос Лапенюк. Они значи­ тельно перекрыли установ­ ленные нормативы по при­ готовлению материальной части к действию. Отли­ чившимся воинам коман­ дир об’явил благодарность. Мичман Ю. ГРЕВЦОВ. Завеаывание — в образцовом порядке Передовые воины нашего подразделения Шевченко. Шаповалов и Малышев бе­ режно ухаживают за материальной частью заведывания. Во время вахты они внима­ тельно следят за работой приборов. При каждом малейшем подозрительном стуке или отклонении стрелки воины принима­ ют необходимые меры. Механизмы и приборы, которые нахо­ дятся в заведовании Шевченко, Шапова­ лова и Малышева, всегда исправны и го­ товы к действию. После каждого прак­ тического занятия воины-комсомоль­ цы старательно протирают материальную часть ветошью, а где нужно, аккуратна смазывают детали. Старший матрос А. КАЦИМАН. В новом году—к новым успехам На осенней проверке политзанятий в минувшем учебном году старший матро: Зеленков показал отличные знания. За это ему командир об'явил благодарность. В новом учебном году моряк Зеленков еще старательнее повышает свой полити­ ческий уровень. В часы самостоятельно:;» чтения он внимательно изучает каждый вопрос и обстоятельно конспектирует ма­ териал. Являясь передовиком учебы, Зеленков помогает товарищам в изучении програм­ много материала. Так, недавно он провел с воинами беседу у карты нашей Родины. Высокая политическая сознательность помотает соину и в службе. Зеленков — отличник боевой и политической п ^го­ товки, свое заведыванпе содержит в чи­ стоте и постоянной боевой готовности. Младший сержант В. КАПРАЛОВ. Воины готовились к за­ ступлению в караул. Они тщательно проверили свое оружие, привели в поря­ док обмундирование я вы­ строились по команде на­ чальника караула на ин­ структаж. Командир вни­ мательно осмотрел строй. — Рядовой Тпхончик, расскажите об обязанно­ стях часового, — сказал он. Рядовой четко, по уста- С т р о г о п о у с т а в у на заданный ву ответил ему вопрос. И вот североморцы за­ ступили в каграул. Ночь. Идет снег. На посту — часовой Тихончик. Он зорко охраняет вверен­ ный об’ект. Вдруг до слуха часового донесся звук шагов. Внимательно всмотревшись в темноту, он увидел, что к нему приближаются два челове­ ка. — Стой, вто идет? — раздался окрик часового. •— Начальник кадауаа, — последовал ответ. — Начальник караула ко мне, остальные на ме­ сте! — скомандовал часо­ вой. Так всеща по уставу несет службу рядовой Ти- хончик. Младший сержант А. КОСТИРОВИЧ. Больше внимания организации марксистско-ленинской учёбы оФицеооо Опытный электрик, специалист первого класса Виктор Кураков — один из лучших старшин корабля. Свои знания он повседневно передает подчинен­ ным, многие из которых стали классными специалистами и отличниками боевой и политической подготовки. Безупречная служба и умелое воспитание подчиненных старшиной 2 статьи Кураковым отмечены многими поощрениями. Н А С Н И М К Е : специалист первого класса старшина 2 статьи В. Кураков кон­ тролирует действия молодого матроса Николая Гринько у заведывания. Фото И . Никншова. Недавно в одной из групп марксистско- ленинской учебы офицерш состоялось первое занятие но теме: «Образование Российской социал-демократической рабо­ чей партии. Появление внутри партии фракций большевиков и меньшевиков. (1901— 1904 годы)». Двухчасовая лек­ ция о( 1 лгцера Воробьева освещала первую половину темы, т. е. вопросы, относящие­ ся к характеристике под ела революцион­ ного движения в России в 1901— 1904 гг., к ленинскому плану построения марксистской партии, книге В. И. Ленина «Что делать?», к идеологическим основам марксистской партии. Пропагандист тщательно подготовился к лекции, излагал материал правильно, просто и доходчиво, сосредотачивая вни­ мание слушателей на главных вопросах, умело доводил до сознания слушателей сложные вонросы марксистско-ленпнекои теории. Рассказывая о выдающемся про­ изведении В. И. Ленина «Что делать?», лектор дал правильную характеристику исторической обстановки, в которой была написана книга, хорошо раскрыл содер­ жание книги, четко и ясно показал ее историческое значение для нашей пар­ тии. а также для братских коммунисти­ ческих и рабочих партий зарубежных стран. К недостаткам лекции следует отнести то. что лектор, говоря о значении теории, не подчеркнул задач офицеров в идейно- политическом воспитании личного соста­ ва, не указал на го, что офицеры долж­ ны принимать личное участие в идеоло­ гической работе среди моряков, что каж­ дый офицер-коммутгист обязан показывать образец настойчивости в овладении марк- спстско-ленинскоТ! теорией. Тов. Воробьеву следовало также в за­ ключительной части лекции более ярко подчеркнуть, что победа ленинских прин­ ципов в программных вопросах, выдвину­ тых в книге «Что делать?», и успешная борьба «Искры» за ленинский организа­ ционный план подготовили все условия для создания марксистской партии, для созыва Второго с езда РСДРП, который и положил начало марксистской партии в России. Эго нацелило бы слушателей на подготовку к следующей двухчасовой лекции, помогло бы связать обе лекции в единый стройный рассказ, охватывающий один из важнейших этапов истории нашей Коммунистической партии. Несмотря на достаточно высокий уро­ вень лекции, занятие в группе нельзя признать вполне удовлетворительным. Де­ ло в том, что к нему никто, кроме лекто­ ра, по существу не готовился. Организа­ ционно занятие было подготовлено плохо. На занятии отсутствовало шесть слуша­ телей гпуппы. Один из них, выде­ ленный помощником руководителя группы (сам руководитель на этом занятии не присутствовал — читал лекцию в другой группе), до конца занятий не принял ни­ каких мер для того, чтобы выяснить при­ чины отсутствия такого -большого числа слушателей. Не оказалось у помощника журнала посещаемости занятий, кю стою работу он ограничил составле­ нием списка офицеров, присутствовавших на занятии. Здесь почему-то считают нормальным, когда проверку присутств\- ющих на занятии слушателей производят не в начале занятия с обязательной от­ меткой в журнале, а делают это потом... когда будет свободное время. Не было подготовлено к уроку и поме­ щение, в котором проходило занятие. Вна­ чале лектору совершенно не на что бы­ ло положить даже конспект. Подгототк• места для лектора здесь считают ме­ лочью. Хотя известно, что такие «мело­ чи» очень часто снижают уровень заня­ тии. « ----- CD Никто всерьез не позаботился и о под­ готовке к занятию наглядных посо­ бий. На корабле, где проходило занятие, имеются альбомы но истории партии. Можно и следовало в помещении во время лекции вывесить листы альбома, отно­ сящиеся к Первому с’езду партии, к вы­ ходу в свет первых номеров ленинской «Искры», диаграммы |мн:та промышленно­ го пролетариата и революционного дви­ жения в России в тот период, листы из альбома, показывающие борьбу В. И. Ленина нритив народников, «ле­ гальных марксистов», ««экономистов» и других врагов рабочего класса, врагов марксистской партии. Целая странидщ альбома, как известно, посвящена книг™ В. II. Ленина «Что делать?». На ней вос­ произведены выдержки из самого ленин­ ского тр^а, а также из Краткого курса истории партии, в которых сжато сфор­ мулированы идеологические основы марк­ систской партии и историческое значение книги В. И. Ленина «Что делать?». Зна­ комство с этими наглядными пособиями, использование их лектором помогли бы слушателям группы закрепить в памяти важные положения марксистско-ленинской теории, помогли бы им более наглядно представить себе важнейшие события изу­ чаемого периода истории Коммунистиче­ ской партии. Однако никто не побеспо­ коился о том, чтобы использовать имею­ щиеся возможности для обеспечения на­ глядности и доходчивости в пропатанде згарксистско-ленинокой теории. Организационным вопросам марксист­ ско-ленинской подготовки офицеров не придают должного значения в этом под­ разделении. Здесь забывают о том, ч т с Л идейное содержание и организационный™ уровень занятий тесно связаны между ссбой, являют неразрывное единство, обу­ славливают и предопределяют успех за­ нятия в целом. Только не изжитой еще до конца не­ дооценкой идеологической работы можно об’яснить также имеющиеся в отдельных случаях срывы занятий. Известно, на­ пример, что одно занятие сорвалось лишь по вине руководителя группы тов. Дан- дина, который проспал время занятий, а офицеры, прибывшие на учебу, так и ра­ зошлись, не дождавшись прихода руково­ дителя. Здесь был нарушен принцип доб­ ровольности выбора офицерами учебного плана марксистско-ленинской подготовки. Капитан-лейтенанту Годубицкому, напри­ мер, здесь без всяких оснований отказали в зачислении в группу по изучению политической эконоогии, забыв о том, что комплектование групп должно проводить­ ся не по служебному признаку я по во­ инскому званию, а по уровню теоретиче­ ской подготовки офицера, с учетом его желания изучать ту п.ти иную дисципли­ ну. Марксистско-ленинская подготовка офи­ церского состава — дело живое и сутубо партийное. Оно не терпит формализма и казенщины. Командиры и политорганы должны обеспечить высокий идейный, методический и организационный уровень каждого занятия. Не могут стоять в сто­ роне от этого дела и партийные органи­ зации. Они обязаны повседневно контро­ лировать, как офицеры-коммунисты обес­ печивают личную примерность в марк­ систско-ленинской учебе, как они выпол­ няют свою обязанность члена КПСС— глу­ боко овладевать теорией, идейным богат­ ством Коммунистической партии. Партий­ ные организации должны помогать руко­ водителям групп добиваться высокого идейного и организационного уровня марксистско-ленинской учебы. Г. КАРЕВ. Нет лыж и коньков У нас есть хороший каток. Но. к сожа­ лению, пользоваться им нельзя. В подраз­ делении нет ни одной пары коньков. Плохо обстоит дело и с лыжами. Тре­ нировки на местности не проводятся, ма­ ло воинов умеет хорошо ходить на лыжах. Мы любим спорт и хотим заниматься им, но для этого необходимо, чтобы в под­ разделении было больше лыж и коньков. Старший матрос П. НОШИН. В п о м о щ ь и з у ч а ю щ и м м а р к с и з м - л е н и н и з м Народ Марксизм рассматривает развитие об­ щества как строго вакономерный естест­ венно-исторический процесс, не зависящий от воли и желания людей, той или иной выдающейся личности. История человече­ ского общества есть история развития про­ изводительных сил и производственных от­ ношений. Каков способ производства, тако­ во само общество, его идеи и учреждения. Осуществляют производство материальных благ и создают великие сокровища духов­ ной культуры трудящиеся. Следовательно, история общества — прежде всего история самих трудящихся масс, история народов. Марксистско-ленинское учение о роли народных масс и личности в истории со­ здавалось в борьбе с различными враждеб­ ными. реакционными идеалистическими и метафизическими взглядами, извращающи­ ми действительность. В XIX веке реакционные суб’ективно- идеалистические взгляды на роль личности и народных масс в истории развивали младогегельянцы в Германии. Они выдви­ нули положение о критически мыслящей личности — законодателе общественного прогресса. Известно, что французские со- циалисты-утописты также не видели в де­ ятельности народных масс ведущей силы истории, они связывали фантастические планы организации будущего общества не с общретвенной силой — пролетариатом, а с благотворительной деятельностью «ве­ ликих» мира сего — коронованных особ, богачей. В России в 80— 90 гг. прошлого века суб'ективно-идеалистические взгляды на роль народных масс и личности в истории проводили народники (Лавров, Михайлов­ творец истории ский), а позднее — эсеры. Народники хо­ тя и выдавали себя за «друзей» народа— на деле же были врагами его. Народники отрицали закономерность ис­ торического процесса. Выступая против марксизма, они считали, что признание закономерного характера развития общест­ ва сковывает личность, ее активность, что история создается по разумению героев— выдающихся деятелей, что эти герои стро­ ят общественную жизнь, общественные формы соответственно своему сознанию, по заранее определенным схемам. Исходя из своей теории, народники оправдывали и защищали на практике тактику индиви­ дуального террора. Проводя гигантскую работу по созданию марксистской партии в России, великий Ленин вел непримиримую борьбу с врага­ ми марксизма, в том числе и с народника­ ми. Тактику индивидуального террора Ленин считал вредной для революционно­ го движения, так как она означала неве­ рие в народно-революционное движение и подменяла борьбу масс борьбой одиночек- героев. Наиболее презрительное, гнусное^ отно­ шение к народу выражал немецкий реак­ ционный философ Ницше. С наглой цинич­ ностью Ницше заявлял, что народные мас­ сы — это «рабы», «стадо». Его приводи­ ла в бешенство даже мысль о социализме, о каких-либо правах рабочих. Выражая и|ч>тест против нарастающего революцион­ ного движения, он воспевал культ силь­ ных и озверелых хищников. Его идеал— это - «сверхчеловек», «человек-зверь», «белокурая бестия», который не считает­ ся с моралью большинства, идет к власти среди пояарищ и потоков крови. Звериная философия Ницше была использована Гит­ лером и гитлеровцами в их разбойничьей пропаганде идей завоевания мирового гос­ подства. Ньгне подобного рода фашистская «философия» пропагандируется махровыми реакционерами СИГА типа сенатора Мак­ карти и его покровителей. Другой разновидностью антинаучных представлений о роли народных масс и личности в истории является фаталисти­ ческий взгляд. Фатализм — это вера в судьбу (фатум), вера в предопределение. Согласно этому взгляду, личность — нич­ то. деятельность людей сводится к нулю, люди не могут своей деятельностью ни на ноту изменить ход и течение историческо­ го процесса, ибо весь этот процесс во всех своих деталях заранее предопределен. Та­ кой взгляд возник как реакция на преуве­ личение роли личности в истории, на стремление отвести личности исключи­ тельно большую роль в истории. На позициях фатализма стояли фран­ цузские материалисты, а также француз­ ские историки эпохи реставрации. Они придавали большое значение борьбе клас­ сов в истории общества, сделали шаг впе­ ред в развитии взглядов на роль народ­ ных масс и личности в истории. За это их ценили Маркс и Энгельс. События Великой Французской револю­ ции наводили этих историков на мысль, что широкие народные волнения сильнее личности, они видели, как и результате выступления народных масс свергаются кумиры, прежде всесильные, а теперь ока­ завшиеся беспомощными перед лицом вос­ ставшего народа. В противовес суб’ектив- ным идеалистам французские мыслители пытались подчеркнуть значение истори­ ческой необходимости, которая осущест­ вляется неотвратимо и неумолимо, и при этом они впадали в другую крайность — игнорировали роль личности в истории, в ускорении или замедлении исторического процесса. Только марксизм-ленинизм дает научное решение вспроса о роли народных масс и личности в истории. Маркс и Энгельс уже в ранних своих произведениях разбили идеалистические представления о том, будто история является результатом дея­ тельности отдельных выдающихся лично­ стей. До Маркса и Энгельса никто из мысли­ телей -не поднимался до материалистиче­ ского об’яснения истории. Маркс и Энгельс впервые открыли законы общественного развития, создали исторический материа­ лизм — цельную стройную научную тео­ рию, показывающую, как из одного обще­ ственного уклада закономерно вырастает другой, высший уклад. Маркс и Энгельс вскрыли глубинные процессы истории, по­ казали действительного творца истории— народ. С виду незаметная, скромная деятель­ ность народа фактически решает судьбы истории. В прошлом народные массы бы­ ли угнетены, бесправны, отстранены от политической деятельности, от управле-к н!гя государством, но в эпоху освободи­ тельных войн и в эпоху революций народ поднимался к активной борьбе. В эти пе­ риоды массы играют особенно великую рель. История нашей Родины свидетельству­ ет о решающей роли народных масс в раз­ громе захватчиков, пытавшихся порабо­ тить нашу землю. Наш народ своей ^герои­ ческой, упорной и иногда длительной борь­ бой под руководством своих славных пол­ ководцев очищал Россию от немецких псов-рыцарей, от татаро-монгольского ига, от нашествия наполеоновских полчищ. Особенно ярко выступает роль народных масс в эпоху революций, представляющих настоящие «праздники истории». С тех пор. как общество раскололось на проти­ воположные классы — на эксплуататоров — грабителей народного труда — и на эк­ сплуатируемые угнетенные массы, классо­ вая борьба трудящихся масс против эк­ сплуататоров стала движущей силой исто­ рии. Известно, что переход от одной обще­ ственной формации к другой происходил через революции. Роль народных масс изменяется от одно­ го исторического периода к другому, поэ­ тому нельзя рассматривать народ вообще, отвлеченно, вне тех исторических усло­ вий, в которых оп действует. Необходимо при конкретном подходе учитывать способ производства, господствующий в общест­ ва сплоченность и организованность на­ рода в борьбе с эксплуататорами, понима­ ние целей борьбы, наличие руководящей партии. Роль рабочего класса, сплачивающего вокруг себя все угнетенные и эксплуати­ руемые массы, прежде всего крестьянство, и способного под руководством Коммуни­ стической партии, опирающейся на рево­ люционное учение, осуществить задачу свержения капитализма, уничтожения эк­ сплуатации и утверждения нового, социа­ листического общества, — неизмеримо вы­ ше, чем роль крепостных крестьян в ус­ ловиях Феодального строя. Революционное движение рабочего класса отличается от разрозненных, неорганизованных, стихий­ ных восстаний крестьян. Следует сказать, что сами об’ективные законы обществен­ ного развития обусловливают возрастание роли народных масс в эпоху пролетарской революции. При рабовладельческом и фео­ дальном обществах нельзя было совсем учшчтожить эксплуатацию, так как не было еще материальных основ освобожде­ ния от эксплуатации. Естественно, что пролетарская револю­ ция отличается от всех предшествующих своей глубиной, своим размахом, своими масштабами и своими результатами, ибо она втягивает в революционную борьбу гигантские массы трудящихся. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась переворотом во всемирной исто­ рии. Она была совершена в интересах тру­ дящихся, все плоды этой революции до­ стались народу. Народные массы впервые начали тру­ диться не на эксплуататоров, а на себя, на свое социалистическое общество. В прежних, досоциалистических обществен­ ных формациях народные массы не прив­ лекались к политической деятельности, а, наоборот, отстранялись от нее; трудящие­ ся массы проявляли себя главным образом в сфере материального производства. Те­ перь же, в результате победы Октябрьской революции, трудящиеся массы участвуют не только в сфере материального производ­ ства. строят фабрики, заводы, шахты, дворцы для народа, но и получают широ­ кую возможность быть активными творца­ ми и участниками политической жизни страны. В. И. Ленин говорил, что советский строй располагает чудесным средством, ко­ торым ни одно капиталистическое государ­ ство никогда не располагало и располагать не может. Это средство — привлечение трудящихся к работе по управлению госу­ дарством, к сознательному историческому творчеству. Наша Коммунистическая пар­ тия, вышедшая из недр рабочего класса, тесно связанная с широкими массами на­ рода, после Октября немедленно приступи­ ла к привлечению трудящихся к управле­ нию государством, к развитию инициативы и активности трудящихся масс, к их вос­ питанию. «Товарищи-трудящиеся! — обращался Ленин сразу же пссле установления Со- 1 ХТСКОЙ власти к трудящимся. — П омни - tv, что вы сами теперь управляете госу­ дарством... Ваши Советы — огньгне орга­ ны государственной власти, полномочные, решающие органы» (Соч. т. 26, стр. 2GG). Буржуазия возводит клевету и ложь на трудящиеся массы, идеологи буржуазии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz