На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

7 января 1954 г., N; 5 (4847 ). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 П а рти й н а я жи з н ь Секретарю нужна помощь Почему плохо выполняется решение отчетно-выборного собрания На отчетно-выборном партийном соира- вии отмечалось, что -коммунист Самсонов слабо вел воспитательную -работу среди личного состава подразделения, не высту­ пал перед воинами. Учтя критику, тон. Самсонов на ближайшем же комсомольском собрании сделал доклад о подготовке к XII с'езду ВЛКСМ. Быстро, оперативно выполняются здесь и многие другие кри- ттгческие замечания и предложения. Одна- | к о в этом важном деле имеются л серьез- яые недостатки. Основной irx причиной является неумение вновь избранного се­ кретаря по-настоящему организовать ра­ боту. • ...Перед нами документ. Видно, что сил и времени на его составление' потрачено немало. Заголовок гласит: «План работы по выполнению критических замечаний и предложений, высказанных на огчетно- сыбориом партийном собрании 14 декабря 1953 roia». Но, читая его, убеждаешься, что составлен он недостаточно продуман- но. Вот пример. В первой графе пла­ на записано, что ранее партийная ор­ ганизация уделяла мало внимания заботе о быте личного состава, своевременно во ■реагировала на недостатки в обеспече­ нии воинов всем необходимым. Казалось, что за етим последуют конкретные меро­ приятия. Но этото не произошло. В плане читаем: «Коммунистам больше проявлять ваботы о быте личного состава, свое®ре менно реагировать на жалобы и заявле­ ния военноелужащих, о всех ненормаль­ ностях в обеспечении воинов информиро­ вать командование и секретаря партий­ ной организашги. Коммунистам-руководи* Телям своевременно принимать меры по жалобам и сигналам». Таких неконкретных пунктов в плане, несколько. Например, один из них гла­ сит: «Вести повседневную работу по. ук­ реплению воинской дисциплины, пропа­ гандировать требования Военной присяги и уставов...». О неумелом подходе к реализации за­ мечаний и предложений коммунистов говорит и такой факт. Вместо того, что­ бы немедленно сообщить тем или иным товарищам о критике, раздававшейся в их адрес на отчетно-выборном собрании, секретарь сначала составил план, затем снял копии с него и только тогда поста­ вил их в известность. В плане, в частности, записано: довести до сведения тов. Рымарчука критические замечания, высказанные в его адрес на отчетно-выборном собрании. А ведь тов. Рымарчук лично присутствовал на этом собрании и критику в свой aj'pec слышал. Ему следовало бы с первых же дней приступить к устранению недостатков в своей работе, не ожидая письменных на­ поминаний. К сожалению, он этого не сде­ лал. Коммунист Рымарчук, являясь анти- вистом, не оказывает должной помощи молодому, впервые избранному секретарю в налаживании настоящей, живой работы по выполнению решения отчетно-выбор­ ного собрания, критических замечаний и предложений коммунистов. Секретарь, полагая, что план реали­ зации критических замечаний и предло­ жений является основным отправным до­ кументом для деятельности партийной ор­ ганизации, не составил месячного плана работы парторганизации. По сути цела всю вторую половину декабря деятель­ ность коммунистов состояла лишь в том, что они помогли комсомольской организа­ ции в проведении тематического вечера и собраний членов ВЛКСМ, приняли участие в выпуске стенгазет и подготовке некото­ рых культурно-массовых мероприятий. Та­ кую работу проводить нужно. Но следова­ ло с первых же дней также настойчиво и другие неотложные задачи, в решении отчетно-выборного выполнять указанные собрания. В наказе коммунистов говорится, что главным в работе секретаря и всей парт­ организации должно являться воспитание воинов в духе высокой сознательности, дальнейшего повышения бдительности и успешного выполнения производствен­ ного плана. Именно этим вотпгсеам се­ кретарь уделяет мало внимания. Если до отчета и выборов теоретические собесе­ дования коммунистов проводились, то сейчас такие мероприятия не готовятся. Между тем, в решении отчетно-вьгборното собрания ясно сказано: «Организовать и проводить собеседования коммунистов по Уставу КПСС, решениям XIX с езда пар­ тии». Коммунисты на отчетно-выборном собра­ нии говорили о необходимости организовы­ вать для сержантов и отдельно для моло- цых офицеров лекции и доклады. К вы­ полнению этого наказа членов КПСС се­ кретарь еще не приступил. Раньше в течение длительного времени не проводились партийные собрания, бе­ седы и другие массовые мероприятия, на правленные на повышение качества и производительности труда. Теперь кое-что сделано и делается. Но и здесь секретарь нуждается в помощи. Он, например, за­ планировал совещание партийного и ком­ сомольского актива с участием сержант­ ского состава и руководителей бригад. На нем намечено заслушать доклад о п е р о ­ вых методах труда флотских строите­ лей. Но мероприятие уже готовится как совещание с другой повесткой дня, где будут обсуждаться вопросы орга­ низации труда, т. е. методы работы руководителей. Для распространения же опыта рядовых воинов-строителей нужно готовить новое мероприятие. Так получилось потому, что молодой сек­ ретарь, намечая совещание, не разобрался в обстановке. А обстановка показывает, что внедрением центового опыта нужно заниматься неиос^нчдетвенно на участках. Для этого у секретаря имеются все воз­ можности. Он хорошо знает производст­ венный процесс, положительные стороны и недостатки в оргатпиции труда. В под­ разделении много опытных активи­ стов. Секретарю следует смело опираться на актив, прислушиваться к голосу масс. Один из экземпляров плана, составлен­ ного секретарем, был направлен в полит­ отдел. Там, видимо, не заметили недостат­ ков в этом важном документе, если не по­ могли активисту исправить их. Критические замечания и предложения коммунистов, как и решения отчетно-вы­ борных собраний — результат глубокого анализа работы секретарей, членов бюро и других коммунистов кораблей и подраз­ делений. Овоев 1 ременное устранение недо­ статков и выполнение положений ком­ мунистов послужит делу улучшения всей партийно-политической работы, на­ правленной на дальнейшее повыше­ ние бдительности и боеготовности фло­ та. Секретари и члены бюро сознаюг это. Но они порой не могут правильно ор­ ганизовать работу на первых шагах своей деятельности. Долг политработников и по- литорганов — помочь им в этом. Однако некоторые руководители ждут, пока всюду закончатся отчетно-выборные партийные собрания, и тогда намереваются начать ра­ боту с молодыми секретарями. Поступать так неправильно. Нужно с первых же дней учить молодых активистов практике рабо­ ты, помогать им находить главное в дея­ тельности парторганизации. Физкультура и спорт K R K П Р О В О Д И Т Ь У Т Р Е Н Н Ю Ю Г И М Н А С Т И К У — Счастливая, 1 Настойчиво осваивает свою специаль­ ность молодой матрос Борис Гаврилов. Он самостоятельно обслуживает боевую технику, умело эксплуатирует ее, содер­ жит в чистоте и постоянной готовности. Н А С Н И М К Е : матрос Б. Гаврилов проверяет работу щитка. Фото И. Никишова. Больше внимания пропаганде книги Многолюдно и оживленно по вечерам в нашей библиотеке. Сюда после напряжен­ ного трудового дня собираются воины, что­ бы заменить прочитанные книги и обме­ няться мнениями о них, узнать о поступ­ лении новой литературы. Библиотекарю ефрейтору Деваеву рабо­ ты хватает. Одному читателю нужно по­ добрать материал к очередной теме полит­ занятий, другому — дать книгу, расска­ зывающую о героических подвигах совет­ ских воинов в годы Великой Отечествен­ ной войны, третьему — посоветовать про­ читать ту или иную книгу. Обычно большинство читателей требует ту литературу, которая им необходима, но встречаются и такие, которые просят «что-нибудь». Они читают все, что попа­ дется под руку. Безусловно, этот не­ достаток можно вполне устранить, если широко пропагандировать книги сре­ ди личного состава. Однако беда в том, что этим важным делом у нас почти не занимаются. Единственным ме­ тодом пропаганды книги является список новинок советской литературы, вывешен­ ный в библиотеке. Но ведь этого явно не­ достаточно. Нужны другие, более дейст­ венные формы популяризации хороших книг. Для этого, конечно, нужно иметь желание, а его как раз и нет у наших комсомольских вожаков, которые обязаны заниматься щюпагандой литературы. Этот вопрос неоднократно' поднимался на ком­ сомольские собраниях, однако дальше дело не пошло. Бюро ВЛКСМ не предпринимало и не предпринимает решительных мер по пропаганде книг. Важным средством пропаганды книги являются и читательские конференции. Несколько месяцев назад бюро комсомоль­ ской организации пыталось организовать читательскую конференцию по роману Н. Островского «Как закалялась сталь», но она так и не состоялась. Бюро обязано серьезно заняться пропа­ гандой книг среди личного состава. Рядовой И. МОКРУШАН. Полезный труд художника К. ВАСИЛЬИЧЕВ. БЕСЕДА АГИТАТОРА На днях агитатор старший сержант Оцебера провел с авиаторами беседу у стенда на тему: «На заботу Партии л Правительства о благе народа ответим новыми успехами в учебе и работе». Он рассказал о том, как в нашей стране с каждым днем жизнь рабочих и крестьян становится зажиточнее и краше. Агитатор привел .много интересных примеров, ха­ рактеризующих отеческую заботу Комму­ нистической партии я Советского прави­ тельства о благосостоянии трудящихся. И. КОМАРОВ. Младший сержант А. Чернышев хорошо рисует. В свободное от занятий время его часто можно видеть за работой над какой- либо картиной или плакатом. Тов. Чернышев немало оформил натляд- кых пособий в помощь слушателям полит­ занятий. Он сделал выписки из уставов, постановлений Партии и Правительства. Младший сержант является членом 1 ред­ коллегии стенной газеты. Он красиво оформляет ее номера. На днях тов. Чернышев оформил окно политсатиры. Старший матрос М. ВИНОГРАДОВ. Благодаря неустанной ’.заботе Коммуни­ стической партии и Советского правитель­ ства, в нашей стране созданы все необхо­ димые условия для физического воспита­ ния трудящихся, для укрепления и сохра­ нения их здоровья. Регулярные физические упражнения во многом способствуют укреплению здо­ ровья. Они оказывают всестороннее воз­ действие на организм человека, улучшают работу всех его органов и, прежде всего, центральную нервную систему. Укрепля­ ются и развиваются мышцы. Важное зна­ чение в этом отношении на кораблях и подразделениях нуеет утренняя физзаряд­ ка. Но для того, чтобы физические упраж­ нения оказывали благотворное влияние на здоровье человека, ими нужно заниматься регулярно. Занятия от случая к случаю никогда не дадут желаемого результата, иногда могут принести даже вред. Известно, что для достижения высокого уровня физической подготовки и хороших спортивных результатов первостепенное значение имеют регулярные тренировки Регулярность — это основное требование к занятиям спортивными упражнениями, без выполнения которого немыслимы сколько-нибудь серьезные успехи в физи­ ческой подготовке. Утренняя зарядка пол­ ностью отвечает этому требованию, так как она проводится ежедневно. Хорошо организованная и правильно проводимая в подразделениях и на кораб­ лях утренняя зарядка имеет большое зна­ чение в воспитании у матросов, старшин и офицеров привычки и любви к регулярным занятиям спортивными упражнениями. Между тем, далеко не все наши воины понимают, какое зна^нне имеет утренняя гимнастика. Некоторые ссылаются на то, что каждое утро совершают достаточно движений. Но эти беспорядочные движе­ ния не имеют того оздоровляющего влия­ ния на организм, какое оказывает комп­ лекс гимнастических упражнений. Другие считают, что утреннюю гимнасти­ ку заменяет хождение пешком на службу. И это неверно. Конечно, хождение пеш­ ком, пребывание на воздухе очень полез­ но, но оно не заменяет гимнастики. От некоторых лиц приходятся слышать, что им не нужна общая гимнастика, а нужны только отдельные упражнения. Та­ кое отношение к гимнастике неправильно, ибо организм человека составляет единое целое и требует всестороннего развития. Выполняя различные упражнения, воин укрепляет как весь организм, так и от­ дельные мышцы. В утренние физические упражнения включаются: вольные упражнения, пар­ ные, групповые упражнения и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах, ходьба и бег. Применение на зарядке разнообразных упражнений позволяет успешно разрешать задачи повышения физической подготов­ ленности и укрепления здоровья воинов. Вольные упражнения — это движения рук, ног и туловища, всевозможные прыж­ ки. повороты, выполняемые в различных сочетаниях. Эти упражнения выполняются без использования снарядов или с пред­ метами в руках (гантелями, карабинами, палками, булавами и т. п.). Вольные упражнения, выполняемые одно за другим в виде слитных комплексов, повторяемых по нескольку раз подряд, являются хорошим средством развития мышц и укрепления связок, увеличения подвижности в суставах, выработки пра- .внльной осанки. Парные, групповые упражнения и эста­ феты — физические упражнения, которые характеризуются тем, что основным усло­ вием их проведения является соревнова­ ние, борьба. По своему физическому воз­ действию это весьма ценные упражнения, так как они дают нагрузку на весь орга­ низм. В зарядку включаются и упражнения на снарядах, не требующие разучивания или хорошо усвоенные на учебных занятиях по гимнастике. Эти упражнения должны быть несложными по технике выполнения, ччебы их могли делать одновременно не­ сколько человек или «потоком» — один за другим. Например: подтягивание, размахи­ вание, поднимание и опускание ног на турнике, передвижение по брусьям на ру­ ках, сгибание и разгибание рук в упоре, размахивание, поднимание и опускание ног в упоре, лазание по канату или шесту и другие упражнения. Ходьба и бег на зарядке проводятся обязательно. Ходьбу и бег нужно прово­ дить перед началом упражнений и закан­ чивается зарядка бегом и ходьбой. Физическую нагрузку во время ходьбы и бега нужно постепенно увеличивать. Повышение нагрузки — необходимое усло­ вие для роста физической подготовки вои­ нов. Физическая нагрузка на зарядке за счет ходьбы и бега повышается путем увеличения дистанции ходьбы и бега, уве­ личения темпа ходьбы и бега, проведения бросков — бега на скорости, преодоления на дистанции простейших препятствий. Увеличивать темп ходьбы и бега нуж­ но постепенно. Вначале ходьба и бег про­ водятся в умеренном, спокойном темпе. Умеренный темп следует чередовать с ус­ коренным, т. е. отдельные отрезки дистан­ ции пробегать в умеренном темпе, затем переходить на ускоренный, а потом опять на умеренный и т. д. При достаточной втянутостн бойцов в бег нужно от чередо­ вания одного темпа с другим переходить к ускоренному темпу бега на всей ди­ станции. Если из-за малой площадки невозможно проводить ходьбу и бег, то прекрасно межно применять ходьбу и бег на месте, чередование нужно распределять поминут­ но. В первые дни занятий утренними физи­ ческими упражнениями могут появиться боли в мышцах живота, ног и рук. Через три-четыре дня, по мере втягивания орга­ низма в мышечную работу, эти явления исчезают. Занятия утренней зарядкой отнимут 15 — 20 минут, но это время окупится той бодростью, улучшением трудоспособности, жизнерадостностью, которые они прине­ сут. Заниматься утренними физическими уп­ ражнениями нужно только на воздухе. Тем, кто занимается индивидуальной гимнасти­ кой в помещении, требуется обязательно проветривать комнату. Большое значение для укрепления здоровья имеют и водные процедуры (обтирание, обливание, душ), которыми обычно заканчивают зарядку. зажиточная жизнь Р А С С К А З О Т П У С К Н И К А Мне довелось побывать в отпуске в ста­ нице Марьинской, Ставропольского края Это — обычная станица Ставрополья Ночью за несколько километров видишь над нею зарево света. Это в домах кол­ хозников, на уличных столбах горят сот­ ни лампочек Ильича. Ток дает колхоз­ ная электростанция. Далеко в степь раз- нэсятся музыка, песни — станичный ра­ диоузел транслирует передачи из столи­ цы нашей Родины — Москвы. С каждым годом все счастливее и за­ житочней становится жизнь колхозников. Ьще три-четыре года тому назад редко кто имел в станице приемник или мото­ цикл. Сейчас их имеют многие, да и «Москвич» или «Победа» — уже не но­ вость для нашего станичника. Около двух лет тому назад четыре Марьинских колхоза об единились в один. За это время укрупненный колхоз ок­ реп. Его доходы увеличились. Только за последнее время он приобрел три грузо­ вика. А всего их в колхозе двенадцать. Все основные работы на колхозных по­ лях производятся машинами. Механиза­ ция сельскохозяйственных работ позво­ лила значительно увеличить урожай­ ность зерновых и технических культур. Повысилась стоимость колхозного трудо­ дня. Взять любую семью в станице, погово­ рить с людьми и узнаешь, что они жи­ вут сейчас зажиточно и культурно. Вот рядовой колхозник Алексеи Федорович Моргашов. Семья его состоит из пяти человек, трудоспособных двое. Сам он в этом году заработал 420 трудодней, же­ на — 170. Одной пшеницы Моргашовы получили около трех тонн, денег — свы­ ше четырех тысяч рублей. Кроме того, им выдали на трудодни просо, кукуру- | зу, масло, мед, картофель. Если вдоба­ вок ко всему этому учесть доходы с приусадебного участка и хозяйства, то станет ясно, что в этом году семья пол­ ностью обеспечена всем необходимым. Можно привести немало подобных примеров. Все они говорят о том, как благодаря заботе Партии и Правитель­ ства неуклонно повышается жизненный •I уровень советских хлеборобов. Члены сельхозартели, выполняя постановление Пленума Ц К К П С С «О мерах дальней­ шего развития сельского хозяйства СССР», неустанно повышают свои агро­ технические знания, борются за даль­ нейшее повышение урожайности сель- ; скохозяйственных культур. Посмотрел я на радостную жизнь j своих земляков и еше глубже почув- „ ствовал, как хорошо живется в на­ шей Советской стране! В отпуске я с особой силой почувствовал необходи­ мость нам, воинам, учиться еще упорней и настойчивей, настойчиво совершенство­ вать боевое мастерство, чтобы, если по­ требуется, умело защитить интересы лю­ бимой Родины. Старший матрос Н. ГУЖЕВ. В выходной день на корабле Г. НИКОЛАЕВ. Одни обещания В нашем подраше4внияг лыжный спорт не в почете. Многие войны желают тре­ нироваться на местности, повышать свое спортивное мастерство. Но об этом никто не заботится. В подразделении нет лъгж и креплений к ним, а также спортивных костюмов. Правда, политработник, выступая на ком­ сомольском собрании, обещал «утрясти этот вопрос», оборудовать спортзал, орга­ низовать секцию бокса. Однако до сих пор ничего не сделано. Фанты говорят о том, /что в нашем под­ разделении не уделяется должного внима­ ния физическому воспитанию воинов, кап нсотемлемон части боевой подготовки. н. КОНЧИН. РезоннЬш вопрос Большую роль для развития массовости в спорте имеет, прежде всего, комплекс ГТО — основа советской системы физиче­ ского воспитания. В течение лета наши воины успели сдать большинство норм. Остались только зимние виды спорта, и в частности лыжи. Каждый воин нашего подразделения стремится отлично подготовиться к сдаче норм комплекса ГТО по лыжам. Для этого они своевременно начали тренировки. Однако вся беда в том, что лыж у нас очень мало. Часть их, оставшаяся от про­ шлогоднего зимнего сезона, хранится на складе. Остальные же непригодны к ис­ пользованию. Однако товарищи, ответст­ венные за снабжение воинов лыжами, не придают этому никакого значения. Долго ли будет так продолжаться? В. ТАЛАЙКО. Омех моряков и стук косточек домино сливаются в один веселый шум. Но вот в •кубрик вошел секретарь комсомольской организации. — Товарищи! Внимание! — громким голосом сказал он. — Сейчас коллектив кораоельной художественной самодеятель­ ности исполнит ряд номеров. Моряки одобрительно встретили это из­ вестие. Они быстро расставили банки, расселись потесней, завели оживленную беседу. Вскоре концерт начался. Он прошел успешно. После выступления самодеятельности начались игры на первенство корабля по домино, шахматам и шашкам. Они прохо­ дили в упорной борьбе вплоть до обеда. После обеда моряки проводили время за различными играми, читали художест­ венную литературу. Вечером они про­ смотрели кинофильм. Выходной день на корабле прошел ин­ тересно. Воины хорошо отдохнули. Н. КУЛЕШОВ. Hekomopbie итоги первого селшнара Организованно начался новый учебный год в системе марксистско-ленинской под­ готовки офицеров в Н-ской части. Здесь политработники* секретари пар­ тийных организаций побеседовали с каждым офицером, помогли им опреде­ лить, по какому учебному плану следует заниматься, подобрали руководителей групп, а также литературу, ^ наглядные пособия, закрепили за каждой группой оборудованные помещения. На высоком идейном уровне тов. Може- реико прочитал для офицеров лекцию «Борьба за создание социал-демократиче­ ской рабочей партии в 'России. (1883 — 1901 годы)». Слушатели записали план лекции, рекомендованную им для чтения литературу, получили указан!»я для само­ стоятельной работы. Каждому из них был выдан план семинара, в котором указы­ вались основные вопросы, литература, те­ мы докладов и сроки подготовки их. Самостоятельная работа над первоисточ­ никами явилась основной формой подго­ товки офицеров к семинарским занятиям. Многие слушатели изучили первую главу Каткого курса истории Коммунистической партии Советского Союза, произведения В. И. Ленина «Что такое «друзья нароца» и как они воюют против социал-демокра­ тов?», «Развитие капитализма в России» и другие. Доклад на тему: «Борьба Ленина против народничества и «легального марксизма» был поручен офицеру Сафронову. Руково­ дитель помог ему составить план доклада, порекомендовал литературу, указал, какие вопросы необходимо разобрать. В докладе были поставлены два основных вопроса: 1. Борьба Ленина против народничества и «легального марксизма». 2. Книга В. К. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демокра­ тов?». Ленинская идея союза рабочего класса и крестьянства. В группе на днях состоялась первая часть семинара. Офицер Сафронов в основ­ ном справился с поставленной перед ним задачей. Он хорошо изучил всю рекомен­ дованную ему для подготовки к докладу литературу, составил обстоятельный док­ лад и сумел раз’яснить слушателям мате­ риал. Докладчик правильно отметил, что быстрое развитие капитализма в России в конце XIX века и рост рабочего движе­ ния подтверждали марксистское положе­ ние о том, что рабочий класс является пе­ редовой, могучей силой, способной к орга­ низованной революционной борьбе. Но этой организованной борьбе рабочего клас­ са и распространению марксизма в России тогда мешали русские народники. Раз'яс- нив антинародную деятельность народни­ ков и рассказав о том, как Плеханов на­ нес. но ним сокрушительный удар, до­ кладчик отметил ошибки группы «Осво- Гмж.учшо тр\ца», на которые указывал В. II. Ленин. Тов. Сафронов показал идей­ ный разгром народников В. И. Лениным и его борьбу против «легального марк­ сизма». Разбирая книгу «Что такое «друзья на­ рода» и как они воюют против социал- демократов?», докладчик указал, что этой работой великий вождь трудящихся до конца разоблачил истинное лицо народни­ ков, как фальшивых «друзей народа», идущих на деле против народа, завершил идейный разгром народничества. Офицер подчеркнул также, что в этой работе В. И. Ленин впервые выдвинул идею ре­ волюционного союза рабочего класса и крестьянства, как главного средства свер­ жении царизма, помещиков и буржуазии. Слушатели группы приняли активное участие в обсуждении доклада. Лейтенант Сасков рассказал об отмене крепостного права и развитии капитализма в России. Основываясь на глубоком анализе книги В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», он показал, что крепостное пра­ ве) было отменено не случайно, что весь ход экономического развития страны, а также поражение царизма в Крымской войне и крестьянские бунты вынудили царское правительство к этому. Однако и после от­ мены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась, так как реформу проводи­ ли в своих интересах сами крепостники- помещики, которые отрезали у крестьян значительную и лучшую часть земли. .Что обстоятельство вызвало разорение миллио­ нов крестьян, •расслоение их на деревен­ скую буржуазию (кулачество) и бедноту, пролетариев и полупролетариев. Но отмена крепостного права, общий Х01 промышленного под’ема, участие Рос­ сии в мировой торговле дали значитель­ ный толчок развитию капитализма в стра­ не. Тов. Сасков говорил о росте горнодо­ бывающей, металлургической и нефтяной промышленности в эти годы и подчеркнул ,1 что народнические выводы о том. что Рос­ си/» будто бы минует путь капиталисти­ ческого развития, — жизнь опровергла. Докладчика и тов. Сасковадополнил лей­ тенант Щербавскии. Он сказал о том, что главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и социал-де­ мократического движения э России в то время были нарщничеекие взгляды, преоб­ ладавшие тогда среди передовых рабочих и революционно настроенной части интел­ лигенции. Не разбив идейно народников, нельзя было создать марксистскую пар­ тию и вооружить трудящиеся массы ре­ волюционной теорией, знанием законов классовой борьбы. Эту задачу решил В. П. Ленин, который всю свою жизнь посвятил делу освобождения трудящихся от гнета капитализма. В целом семинар прошел удовлетвори­ тельно. Но не обошлось и без серьезных недостатков. Так, тов. Сафронов не ис­ пользовал возможности тесно связать свой доклсд с современностью. Когда шла речь о ленинской идее союза рабочего класса, и крестьянства, можно было ожидать, что этот вопрос в докладе получит более глу­ бокое раз’яснение. Именно союз рабочих и крестьян, за который боролись Ленин и его сторонники, явился той главной, решающей силой, которая свалила царизм и капитализм в Россия, что укреплению этого союза Коммунистическая партия придает и сейчас первостепенное значе­ ние. Благодаря крепости союза рабочих и крестьян в нашей стране построен социа­ лизм и осуществляется постепенный пере­ ход от социализма к коммунизму. Офице­ рам не было также рассказано и о том, как братские коммунистические и рабочие партии руководствуются ленинскими идея­ ми и практическим опытом Коммунисти­ ческой партии Советского Союза. А если бы все это нашло отражение в докладе, он, несомненно, вызвал бы боль­ ший интерес у слушателей, приблизил бы изучение истории КПСС к практическим задачам офицеров, вдохновил бы их на бо­ лее глубокое изучение марксистско- ленинской теории. Не дополнили докладчика по этому во­ просу и выступающие. Более того, тов. Морозов в своем выступлении показал яв­ ное незнание важнейшего марксистского положения о роли народных масс и лич­ ности в истории. Выяснилось, что он со­ вершенно не читал литературы по этому вопросу. Некоторые слушатели прибыли на семи­ нарские занятия слабо подготовленными. Эти факты говорят о том, что самосто­ ятельная подготовка еще не стала для всех офицеров главным методом марксистско- ленинской учебы, что политработники, партийные организации в этой части не сделали должных выводов из решений XIX с’езда Коммунистической партии об улуч­ шении идейно-политического воспитания советских людей, не изжили до коцца по­ рочной практики невмешательства в са­ мостоятельную учебу офицеров. Вместе с тем, некоторые офицеры, используя попу­ стительство со стороны политоргана, командиров и партийных организаций, пе­ рестали серьезно работать над повышени­ ем своих знаний. Задача заключается в том, чтобы еще выше поднять идейный уровень семина­ ров, добиться такого положения, чтобы они были действительной школой углубления знаний офицеров. Для этого необходима не только конкретная практическая помощь слушателям в их самостоятельной работе, но и постоянный контроль со стороны командиров, политработников и партий­ ных организаций. М. КОБЫЛЬСКИЙ. Улучшить показ кинофильмов Кино имеет огромное воспитательное значение. Но когла несколько раз пока­ зывают одни и те же кинокартины, — они не дают должного эффекта. ■ Советская кинематография выпускает на экраны все новые и новые кинокар­ тины. Но они не доходят до личного со­ става нашего подразделения. Когда мы спрашиваем, почему не показывают но­ вые кинокартины, нам отвечают, что их нет на кинобазе. Надо навести порядок в этом деле. Младший сержант М. АМИРОВ. С л о в а р ь В помощь слушателям групп политзанятий и агитаторам И Д Е О Л О Г И Я — система идей, пред­ ставлений, понятий, выраженная в различ­ ных формах общественного сознания (в философии, политике, морали, искусстве, религии). Идеология определяется, в ко­ нечном- счете, условиями материальной жизни общества, является отражением об­ щественного бытия в сознании людей и в спою очередь активно воздействует на раз­ витие общества, способствуя ему (прогрес­ сивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом об­ ществе идеология всегда является клас­ совой. Господствующая идеология выра­ жает и защищает интересы господствую­ щего класса. Идеологическая борьба яв­ ляется одной из основных форм классовой борьбы. Идеология революционного проле­ тариата — марксизм-ленинизм — является величайшей организующей, мобилизующей и преобразующей силой в руках Коммуни­ стической партии и рабочего класса в борьбе за революционное преобразование старого общества и построение нового, коммунистического общества. М О ТА — официальное дипломатическое письменное обращение одного государства к другому. Ш Л Я Х Т А — исторический термин. Так называли польское мелкопоместное дво­ рянство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz