На страже Заполярья. 1954 год. Январь.
За нашу Советскую Родину! НА СТРАЖЕ Заполярья № 4 (4846). Среда, 6 января 1954 года. Год издания 18-й. Г а з е т а С е в е р н о г о фл о т а Торпедисты-подводники, неустанно овладевайте воинским мастерством ж Велика роль торпедистов на подволной Ягодке. Им советский народ вручил гроо- ную и сильную технику. Боевая торпеда — мощное оружие, предназначен ное для выполнения боевых задач на мо ре. Грамотно, в соответствии с инструк циями использовать его могут только лю ди, полностью изучившие это оружие, имеющие высокую специальную подготов ку и твердые практические навыки. В суровые годы Великой Отечественной войны торпедисты-подводники внесли большой вклад в дело разгрома ненавист ного врага. В боях с немецко-фашистски ми захватчиками они показали замеча тельные образцы мужества и отваги, сме лости и выносливости, слаженности и вы сокой боевой выучки. В совершенстве зная свое сложное оружие, матросы и старшпны умело использовали его в самых разнообразных условиях войны на море. Экипаж одной из подводных лодок за время боевых походов потопил девять вра жеских кораблей. В этом немалая заслуга (принадлежала торпедистам. Вот один из многих примеров. Корабль находился на позиции. Вахтенный офицер заметил ка раван неприятельских кораблей. Мгнове ние, и экипаж занял свои места по боево му расписанию. Боцман, мотористы, элек трики, трюмные делали все, чтобы помочь командиру выйти в атаку и обеспечить торпедистам возможность успешно произ вести выстрел. Советская лодка пошла в атаку. Командир видел трубы миноносца противника и катера, а среди них боль шой транспорт. Придя «в точку залпа», командир подал команду. Торпеды вышли из аппаратов. Через некоторое время взрывы были отчетливо услышаны в каж дом отсеке. Вражеский транспорт погру зился в морскую пучину. Так же, как и в этой атаке, успех и в следующий раз в значительной степени зависел от работы торпедистов. С короткой дистанции были потоплены тральщик и транспорт. А если бы экипаж нашей лодки попустил промед ление? Это могло бы грозить срывом бое вой задачи. Действия подводников, и в частности торпедистов, были успешными потому, что они беспредельно любили свою Родину, с честью и достоинством выпол няли воинский долг, в совершенстве вла дели воинским мастерством и тактически ми приемами боя. Чтобы научиться бить врага умело и на верняка, каждому торпедисту-подводнику необходимо отлично знать свою специаль ность, любить вверенное оружие, обладать высокими морскими навыками, быть стой ким и выносливым. Для овладения в совершенстве совре менным торпедным оружием требуется на стойчивая и кропотливая учеба. Торпеди стам. прежде всего, надо отлично изучить тактико-технические данные вверенного им оружия, устройство торпеды и аппара тов. электросхемы и т. I. Без этого нельзя стать квалифицирован ным специалистом, мастером своего дела^. Опыт показывает, что, если тот или иной матрос имеет недостаточную теоретическую подготовку, слабо разбирается в устрой стве материальной части, он не сможет четко выполнить свои обязанности, при сложившейся трудной обстановке допустит растерянность и замешательство. А в бое вой обстановке это чревато серьезными опасностями. Большое значение имеет безупречное знание торпедистами и правил обслужива ния материальной части. Этого можно до стигнуть тогда, когда изучение этих пра вил тесно увязывается с показом «действий при работе на боевых механизмах. Поэто му очень важно, чтобы матросы-торпеди- сты были внимательными на занятиях, старательно изучали инструкции, настав ления и памятки, тверто запоминали во инские приемы. Особенно это касается мо лодых воинов. Им необходимо как можно быстрее овладеть специальностью, на учиться мастерски использовать боевые средства. Тщательно повторяя пройденное, систематически тренируясь в приготовле- .нии торпед, наведении аппаратов, матросы изо дня в день будут оттачивать свои практические навыки, вооружать себя теопетическими знаниями. Старшины групп и командиры отделе ний обязаны больше уделять внимания молодым матросам, проводить с ними ин дивидуальную раооту, учить их показом и рассказом. Высокого качества учебы мож но достигнуть при том условии, если офи церы и старшины будут тщательно подхо дить к организации каждого урока, отбить учебный процесс на должном методическом и организационном уровне, повседневно заботиться о выращивании .отличников боевой и политической подго товки, классных специалистов, мастеров тощтедного дела. Походы — наиболее благоприятные ус ловия для привития навыков в обслужи вании торпедного оружия. Целе устремленные практические тренировки, доводимые в обстановке, максимально приближенной к боевой, закаляют моря ков, приучают их уверенно действовать в море. Следовательно, каждый поход нужно максимально насыщать различными уп ражнениями, непрерывно проводить бое вую подготовку, вести ]>ешительную борь бу против условностей и упрощенчества. Ненормально, когда при свежей пого де. похолодании, в туман темп трениро вок снижается. В таких условиях личный состав не привыкнет побеждать трудности. Очень важно после походов производить тщательный разбор тренировок — отме чать положительные результаты и пра вильные действия воинов, выявлять недо четы, намечать пути для их устранения. При этом особое внимание следует уделять уходу и сбережению торпедного оружия, неукоснительному выполнению специаль ных инструкций и наставлений. Большую работу по обучению и воспи танию подчиненных проводит мичман Но виков. Он участник Великой Отечествен ной войны и за период боевых действий накопил богатый практический опыт. Свои знания и навычи бывалый моряк усердно передает подчиненным. Занятия по специальности и практические трени ровки. Новиков проводит на высоком тех ническом уровне. Индивидуальный подход в обучении, работа с каждым в отдельно сти матросом стало непреложным пра вилом для мичмана. И это дает ощутимые результаты. Подчиненные Новикова хоро- ш j овладели специальностью, научились умело использовать материальную часть оружия. Однажды личному составу пред стояла тренировка в сложных условиях,, требующая глубоких знаний и твер дых навыков. Сознавая свой долг, моряки тщательно подготовились к похо ду, провели несколько практических за нятий непосредственно на боевом посту. .Когда корабль прибыл в заданный район, воины приступили к тренировке. Действия их были четкими, слаженными и уверенными. Они выполняли свои обя занности в точном соответствии с положе ниями инструкций и наставлений, дейст вовали без условностей и упрощенчества. Командир тогда высоко оценил работу .мпчмана Новикова и его подчиненных. 'Сейчас личный состав группы продолжает настойчиво учиться, стремясь с честью выполнить требования Министра обороны Союза ССР. Каждый торпедист-подводник должен считать своим прямым долгом — стать отличником боевой и политической подго товки, мастером высокого класса, дисцип линированным и исполнительным моряком. Чем больше будет отличников учебы и классных специалистов, тем выше боевая готовность кораблей, неизмеримо подни мется выучка и мастерство личного соста ва. Пример в учебе и дисциплине призва ны показывать, прежде всего, коммунисты и комсомольцы. Патриотическая обязанность торпеди стов подводных лодок — любить свою специальность, свое боевое оружие, гор диться им, помнить, что оно предназначе но для уничтожения врагов Родины. Это оружие сделано на советских заводах, ру ками наших отцов и братьев. Этим ору жием матросы, старшины .и офицеры в го ды Великой Отечественной войны мужест венно защищали морские рубежи великой социалистической державы. Торпедисты-подводники! Настойчиво бо- питесь за образцовое выполнение приказов Министра Обороны Союзэ ССР, неустанно совершенствуйте боевое мастерство и по литические знания, крепите воинскую дисциплину, повышайте морскую куль туру! На третьем участке Большого кольца метро Близится день, когда откроются двери двух новых станций Московского метро — «Краснопресненской» и «Киевекой-коль цевой». С вводом в эксплуатацию треть его участка Большого кольца метро жите ли столицы получат дополнительные удоб ства. На обеих станциях метро сейчас завер шаются монтажные и отделочные работы. В центральном зале подземного дворца «Киевская-кольцевая» трудятся художни ки, создающие монументальные произведе ния из мрамора, смальты и разноцветных камней. Семнадцать картин уже установ лены. В мастерской заканчивается набор последнего панно. Картины, созданные «вечными красками» — мозаикой, посвя щены нерушимой дружбе русского и ук раинского народов. Платформа станции «Киевская-кольце- вая» заливается асфальтом, идет побелка сводов. Эскалаторы — в полной готов ности. Художественное оформление станций «Краснопресненская» посвящено револю ционным событиям 1905 года в Москве. Работы здесь также заканчиваются. (ТАСС). 80 тысяч пар обуви из сэкономленной кожи РИГА, 4 января. (ТАСС). В Млнистер- стве промышленных товаров широкого потребления Латвийской ССР подвалены итоги соревнования за экономию еыоья и материалов на предприятиях обувной про мышленности. Фабрика «Пионер» изготовила из сбере женных кож более 32 тысяч пар детских сандалей. Коллективы предприятий «1 Мая» з «Рекора» выпустили дополни тельно около 30 тысяч пар модельных цветных женских туфель и мужских бо тинок. Фабрика «Эрглис» изготовила из сэкономленного сырья более 0 тысяч пар спортивной обуви. Неустанно изыскивая резервы произ водства, обувщики Латвии изготовили в истекшем году из сэкономленной кожи бо лее 80 тысяч пар добротной обуви. для Машины сельского хозяйства Силосоуборочные комбайны КУП-БЫШЕВ. Сьгзраньский комбайновый завод начал подготовку к выпуску сило соуборочных комбайнов. Новая машина скашивает растения и одновременно измельчает их. Производи тельность агрегата до 70 тонн силосной м^ссы в час. Сеялки новой конструкции КИРОВОГРАД. Десятки тысяч сеялок для посева различных сельскохозяйствен ных культур изготовил в истекшем году коллектив завода «Красная звезда». Сегодня выпущены первые образцы ма шин новой конструкции — овощных на весных сеялок «СОН-28». Инженеры и техники заканчивают внедрение в произ водство еще одной овощной дисковой се ялки — «СОД-24». В новом году предприятие будет вы пускать для сельского хозяйства ВО ма шин различных марок. 4 января. (ТАСС). П Р Е Д П Р И Я Т И Я П О М О Г А Ю Т С Е Л У ДНЕПРОПЕТРОВСК, 4 января. (ТАСС). Вчера в сельскохозяйственной артели имени Молотова, Днепропетровского райо на, сдана в эксплуатацию теплица пло щадью в 300 квадратных метров. Она со оружена шефами колхоза — металлистами завода имени Молотова. В цехах предпри ятия были изготовлены металлоконструк ции, деревянные детали, отопительные установки. Коллектив завода помогает и другим колхозам этого района. В сельхозартели имени Парижской Коммуны бригада куз нечного цеха заканчивает ремонт сельско хозяйственного инвентаря. Рабочие инст рументального цеха снабдили оборудова нием, слесарным и кузнечным инструмен том мастерские подшефного колхоза имени Буденного. Сейчас шефы приступили к комплексной механизации животноводче ских ферм. Металлурга завода имени Карла Либк- пехта оборудовали межколхозную электро станцию, которая снабдит электроэнергией подшефные сельхозартели имени Чкалова, имени Калинина и имени Горького, Ново- Московского района. Они проложили водо провод к фермам колхоза имени Горького, изготовили баки для животноводческих ферм сельхозартелей имени Чкалова и имени Калинина. В цехах предприятия изготовляются станки для производства торфоперегнойных горшочков. За 6.500 килограммов молока от каждой коровы КОСТРОМА, 4 января. (ТАСС). Коллек тив племенного молочного совхоза «Кара- ваево» борется за то, чтобы в ближайшие 2— 3 года повысить средний годовой удой молока до 6.500 килограммов без умень шения в нем содержания жира. Бригада дважды Героя Социалистиче ского Труда Евдокии Греховой уже превы сила этот показатель. В минувшем году от каждой из 80 коров бригада получила до 6.723 килограммов молока — на 602 ки- ло 1 рамма больше среднего удоя. По совхо зу первенство в соревновании доярок в 1953 году завоевала Герой Социалистичз- ского Труда Александра Голубева, надоив шая в среднем от коровы свыше 7.700 килограммов молока. Животноводы совхоза вырастили 10 но вых коров-рекордисток с годовым удоем от 10 до 14 тысяч килограммов молока от каждой. Большие изменения произошли в сов хозном поселке: тридцать семей рабочих и служащих получили квартиры в новых домах, открыт магазин. \ Л А А Классные спеииаписты флота с. наставлении, стар- боевую технику. бы полня я требования уставов, инструкции и шина i статьи Александр Соковой мастерски обслуживает содержит ее в постоянной готовности к действию. Старшина 1 статьи Соковой добросовестно готовится к занятиям по спе циальности. При обучении подчиненных он особое внимание обращает на мо лодых воинов, добиваясь от них четких и уверенных действий у заведывания. Подчиненные классного специалиста Сокового имеют высокие показатели в боевой и политической подготовке. За безупречную службу комсомолец Соковой награжден нагрудным зна ком «Отличный комендор* и ценным подарком Командующего флотом. Н А С Н И М К Е : специалист первого класса старшина 1 статьи А. Соковой. Фото И. Никишова. Молодые матросы на вахте Когда в наше подразде ление пришли молодые ма тросы, их тепло встретили моряки. Вновь прибывшие были окружены заботой и вниманием командиров, опытных специалистов. Воины знакомились с техникой, инструкцией вахтенного на посту'. И вот первая подвахта. Матрос Сидоров заступил на пост. Натренированный сигналь щик старший матрос Амо сов предупредил его, что необходимо с самого нача ла учиться строго выпол нять инструкцию. И Сидо ров внимательно присмат ривался к действиям стар шего товарища. А Амосов бдительно следил за морем, четко докладывал обо всем замеченном. Он на большом расстоянии быстро опозна вал -корабли по силуэтам. — Как ля вы опреде ляете тип и класс кораб ля, когда его и разглядеть- то трудно? — опросил Си доров. Амосов рассказал об этом товарищу, а затем добавил: — Приемов наблюдения очень много, — заключил он. — Их необходимо пе ренимать у других специ алистов, вырабатывать са мому. А главное надо твор чески понимать инструк цию и выполнять ее. Этому воины учились повседневно. Матрос Жули- дов медленно осваивал тех нику передачи светограмм. Старший матрос Амосов стал больше уделять вни мания воину. Сначала он тренировал Жулидова в пе редаче депеш на близкое расстояние, а затем за дальнее. С каждым кнем молодые матросы все больше и боль ше приобретают знаний, практических навыков. Сейчас они несут вахту самостоятельно. А это хо рошая школа для моряков. Сигнальщики совершенст вуют свою выучку. Матросы Сидоров и Жу- лидов несут ватту без на рушений и замечаний. Впереди много забот и тру да. Необходимо долго еще работать с полным напря жением, чтобы стать ма стерами своего дела, уме лыми защитниками Совет ской Родины. Старший матрос Г, БОРИСОВ. С него берут пример Большим уважением пользуется в под разделении коммунист тов. Емельяненко. Он настойчиво повышает свои военные и по литические знания, уделяет большое вни мание воспитанию воинов. В результате повседневной индивиду альной работы с каждым моряком многие его подчиненные стеля отличниками уче бы и службы. Коммунист Емельяненко не останавливается на достигнутом, апро должает сам настойчиво учиться и этого требует от всех воинов. С него берутпри мер моряки. Рядовой А. РОГУЛИН. Рассказ отпускника Гвардии старший матрос Сливко, кото рый недавно вернулся из отпуска, провел с личным составом беседу. Воины с ие- тересом слушали рассказ отпускника о механизации сельскохозяйственных работ, о повышении ства и других животновод- украинских достижениях колхозников — земляков гвардейца. Гвардии старший матрос И. КАЩУК. ЗЯДЯЧЯ ВЫПОЛНЕНЯ УСПЕШНО Прозвучал сигнал: «Корабль к походу изготовить!». Специалист второго класса, старший матрос Ильин тщательно осмат ривает, придирчиво проверяет материаль ную часть. Убедившись в исправности механизма, моряк докладывает об этом командиру отделения. Ильин — высокодисциплинированный и исполнительный воин, хорошо кгадеющий техникой. Он не успокаивается на достиг нутом, а продолжает совершенствовать и закреплять ранее полученные знания. -И этом походе моряк показал возросшее бое вое мастерство, настойчивость в достиже нии цели. За успешное выполнение учеб ной задачи командир поблагодарил стар шего матроса Ильина. Старший матрос В. ЛИНЕЦКИЙ. Все пули — в цель! Предстояли очередные стрельбы из лич- ihcto оружия. •Солдаты и сержанты тща тельно готовились к выполнению упраж нения. В подразделении регулярно прово зились тренировки. Под руководством командиров отделений воины отрабатыва ла: приемы изготовки к стрельбе, правила наводки и производства выстрела. Наступил день стрельб. Выходя на ог невой рубеж, каждый воин был уверен в том, что непременно поразит цель. Тща тельная подготовка к стрельбам позволила успешно выполнить упражнение. Каждая пусти пошла в цель. Высокую боевую выучку показали под чиненные младшего сержанта Емичева — бойцы Молодцов, Шелемеха и другие. Во ины, успешно выполнившие упражнение, удостоены благодарности командира. В. АНДРЮШИН. Сф от ографированы при р а зв ерн ут ом З н а м е н и Систематически повышают своя поли тические знания ефрейторы Бурило® и Гудьгрев. Высокая политическая созна тельность помогает воинам совершенство вать свое боевое мастерство. За отличные показатели в учебе и службе воины Бу- рилов и Гудырев были сфотографированы при развернутом Знамени части. Рядовой С. БЫСТРОВ. К новым успехам Младший сержант Жигалов — увеаый командир отделения. Отличник боевой и политической подготовки, он настойчиво борется за укрепление диецшпины и ор ганизованности среди личного состава, старататьно обучает воинов мастерству. На подведении итогов боевой учебы за 1953 год офицер отметил достижения от деления Жигалова. За успехи в службе подчиненному младшего сержанта рядово му Нагаеву присвоено воинское звание «ефрейтор». В новом году воины будут добиваться еще больших достижений в ук реплении боеготовности отделения. Рядовой К. ЛЕЖЕБОКОВ. Лекция о Николае Островском На днях на нашем корабле офицер Карнавин прочитал личноиу составу лек цию о жизни и творчестве4 Николая Остравского. Офицер подробно рассказал о романе «Как закалялась сталь». В заклю чение тов. Карнавин призвал всех воинов любить нашу Родину и ненавидеть ее вра гов так, как это делали герои этого ро мана Павел Корчагин, матрос Жушрай и друга». Моряки остались довольны лекцией. Многие матросы и старшины нашего ко рабля с интересом и большой охотой чита ют произведения Николая Островского. Некоторые из них приобрели книги писа теля. Старший мэтров Д. УДЕЛЬНОВ. ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТАРШИП матрос Ашак чув ствовал себя подготовлен ным к занятию, но все же волновался. Ведь малознать материал, нужно суметь в простои, доходчивой форме „передать его подчиненным. Сможет ли он *сделать это, хватит ли у него умения? Эти вопросы беспокоили старшего матроса. Вечером, накануне занятия, он еще раз зашел в учебное помещение. Выбрав нуж ную литературу, Ашак внимательно пере читал все те. что говорилось в ней об устройстве прибора. Затем он повторил инструкцию по запуску и остановке дви гателя, а потом проделал все это непо- с;-едственно у механизмов. «Для меня все ясно, а вот будет лаг понятно матросам?» — думал Ашак. Как всегда в трудную минуту, он решил и сейчас обратиться к командиру. Сколько раз на протяжении своей службы Ашак получал дельные, хорошие советы от сво их начальников. Офицер, к которому обратился старший матрос, внимательно выслушал подчинен ного. «Робеет, еще не дарен в своих силах, но это пройдет, — думал офицер. — Первое занятие... Да кто не волновал ся...». Командир дал старшему матросу ряд практических советов, как лучше приве сти занятие, сделать его интересным и действенным. — Прежде всего вам нужно сосредото чить внимание слушателей, — говорил оФипер. — Если сумеете это сделать, мож но считать, что наполовину успех обеспе чен. Прежде чем приступить к об’ясне- нию устройства прибора, не зайгудьтерас сказать о его значении для корабля, об’ясните на конкретных интересных примерах всю его важность и напомните матросам, чем пользовались на флоте до того, как был создан прибор. Можно и нужно упомянуть об отечественных кон структорах, создавших прибор. Все это обязательно заинтересует матросов и при влечет их внимание к рассказу. Когда Ашак вышел от офицера, он внал, с чего ему начинать. Он пересмотрел со ставленный им ранее план и сделал в нем ряд изменений. План был одобрен и ут вержден старшим начальником. ...Сигнал возвестил начало занятий... Сколько раз Ашак, i-слышав его, бегом устремлялся на свое место, чтобы успеть занять его до прихода командира. А сей час другие матросы лятут ого. Стараясь к;юатьея спокойным, он открыл дверь и вошел в помещение. Приняв рапорт, Ашак подошел к столу и открыл план занятия. Он чувствовал, как матросы настороженно следят за ним, что каждый из них ждет его первого сло ва. и только сейчас окончательно понял, что его авторитет во многом будет зави сать от этого первого урока. — Прежде чем говорить об устроГк-твг данного прибора, я расскажу вам о том значении, которое он имеет на корабле,— начал Ашак. — От этих незаметных на первый вягляд механизмов зависит успех боевых операций корабля. По тому, как сразу стало тихо н поме щении и внимательные взгляды сосредо точились на никелированных частях при бора, старший матрос понял, что начало им сделано правильно. Он спокойно рассказывал о тех прими тивных средствах, которыми пользовались моряки раньше, до появления изучаемого прибора, как настойчиво трудились совет ские конструкторы, стараясь облегчить и без того тяжелый труд матросов, и как их творческие искания увенчались успехом. Прибор полностью оправдал себя на (щ>актике. Но для того, чтобы уметь его обслуживать, во-время устранять причи ны, мешающие его бесперебойной работе, и оредунреяч 1 ать их возникновение, нуж ны глубокие знания. Ашак приступил к об’яшению устрой ства прибора. Называя какой-нибудь ме ханизм, он показывал и говорил об его устройстве и значении в общей работе лрибора. Для того, чтобы матросы лучше понимали, он использовал всевозможные наглядные пособия, изготовленные зара нее. Так, например, рассказывая об элек- тртгческой схеме одного из узлов агрегата, где в наличии имелся как постоянный, так и переменный ток, старший матрос использовал схему, на которой путь одно го и другого тока указан линиями раз личной окраски. При об’яснении работы другого узла руководитель занятия вос пользовался деревянной моделью, точно вое п роизвод ящей механизм. Незаметно прошел первый час занятий. Па перерыве матросы окружили Атака. Посыпались самые разнообразные воло сы. Отвечая на них. Ашак не мог сдер жать радостной улыбки. Он был доволен тем, что занятие заинтересовало матросов. Значит оно проведено правильно. Во втором часу, согласно плана заня тии, надо было об’яснить последователь ность запуска прибора и показать это практически. Окончив рассказ, старший матрос подошел к рубильнику и включил его. Вспыхнули контрольные лампочки, загудел, набирая обороты, электродвига тель. И вдруг что-то случилось. Накал электроламп стал слабеть, утих и оста новился мотор. Ашак еще несколько раз включил рубильник, но агрегат не рабо тал. Что-то произошло с прибором и при том совсем не во-время, на первом заня тии. «Если прибор не включается в работу, нужно проверить предохранители цепи питания...» — припомнились Атаку сло ва инструкции. Он знал ее наизусть и поэтому действовал уверенно и быстро. Несколько секунд понадобилось на то, чтобы открыть крышку коробки. Взгля нув на предохранители, воин сразу же нашел неисправность. Через несколько минут вновь гудел мо тор. двигались .на освещенной шкале стрелки, и старший матрос спокойно, слов но ничего не случилось, продолжал заня тие. А матросы внимательно слушали его рассказ. Теперь они были уверены, что у этого моряка с одной золотой нашивкой на погонах есть чему поучиться. И кому из них сейчас не хотелось быть похожим in старшего матроса, умело управляющего работой прибора! И по тому, как дружно в один голос простились с ним матросы, когда он уходил, Ашак понял, что первое занятие прошло успешно. В. ЛЫКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz