На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь 31 января 1954 г., N° 26 (*8G8). t"7 fV*r« /**4 ьus вах i s Бдительность сигнальщиков не ослаблять ни на минуту Взгляд сигнальщика скользит по ион­ ным греоням золи вдаль. где мире кап будто спокойнее и исходит нл бескрай нюю степь. покрытую небольшими холма­ ми с белыми колышущимися под ветром цветами. Над четко очерченной темной полосой горизонта серое, мутное небо. Старшина 1 статьи Михаил Аверкеев осматривает все вокруг себя от борта ко­ рабля до горизонта и от горизонта до зз- иита. «ощупывает» взором каждый уча- cl ок воды и воздуха. Сквозь шум ветра и плеск волн до вахтенного офидера доносится точный и четкий доклад наблюдателя, обращающий на себя внимание. Такал манера, докла­ дывать вырабатывается годами, достигает­ ся практикой. Офицеру понятно — на, сигнальщика, можно положиться, оп не подведет. Аверкеев знает свое дело. На вахте он, как в бою. Моряк во многом отвечает 3 4 навигационную безопасность плазання. Ов помнит, что море омывает берега на­ шей Советской Родины, значит мы пл границе, и притуплять бдительность нельзя ни на минуту. Плавание требует большого напряже­ ния всех сил. Зато практика в походных условиях, как никакая другая форма уче­ бы, обеспечивает формирование полноцен­ ного специалиста. Михаил Аверкеев зна­ ет это по себе, видит по тому, как каж­ дый день, каждая вахтл приносят новые знания и опыт его подчиненным. Забот­ ливый командир, сейчас он ревностно следит за действиями воинов его вахты. Молодой матрос Ягненков беспокойно зашаркал валенками по палубе и приста­ вил к глазам бинокль. — Перископ подводной лодки, спра­ ва,.., дистанция.., — крикнул он. Появившийся на мгновение узкий дви­ жущийся бурун заметил и старшина. Кроме того, он успел разглядеть острый верхний плавник касатки, находящейся в это вре<мя у самой поверхности воды. Аверкее® поправил доклад воина. Вместе с тем он подтвердил, что сигнальщик правильно определил признаки, по кото рым можно распознать перископ, и что их нужно запомнить. После этого случая старшина был уверен, что подчиненный не растеряется, увидев перископ, и безошибочно доложит о нем вахтенному офицеру. Старшина и матрос еще раз убедились, что Ягненкову надо много работать, чтобы освоить прак­ тику своего дела. — Я учту ваши замечания и поста­ раюсь точно определять характер целей, — сказал молодой матрос Аверкееву. Некоторое время спустя Ягненков по­ нял, что сделать это нелегко. В воздух ои заметил подвижную точку. — Самолет, справа.., — вновь раздал* ся голос воина. — Заметьте, то, что вы видите, часто меняет свое место по высоте, долго не приближается и не исчезает. Если вы наблюдательный, то могли бы заметить, что иногда чайки, распластав крылья, дер­ жатся в теплой струе воздуха, которая и несет из. Именно с этим явлением вы встретились сейчас, — об’яснш под­ чиненному старшина. — Зоркость и зри­ тельную память надо развивать в себе постоянно. Вот можете .ти вы сейчас мы­ сленно представить окружающую нас об­ становку, помните .ти, какие находятся в видимости сука? В это время вахтенный офицер дал команду на руль и приказал сигнальщи­ кам передать соответствующий сигнал. Ягненков стал работать сигнальным фона­ рем. При этом он не замечал, как изме­ няется положение корабля относительно берега. учел, что оурун не двигается, над ним нет отличительных огнен. Воин забыл, что в этом месте недалеко от берега есть над­ водный камень. Разбиваясь о него, вода бурлила и пенилась. — А что еще есть в вашем секторе, вок там, правее? — спрашивает комлн- Иоворот окончен. Командир приказыва- дир отделения, ет передать семафор. Ягненков подбежал к Ягненков докладывает о том, что видит прожектору. Но куда направить его луч? судно. Но какого оно класса, гражданское .Матрос растерялся и все перепутал. «Ка- или военное — этого матрос не знает, жегся, в эту сторону над * направить — А вы обратите внимание на ходо- луч», — решил вопп и хогел нажать на вые- огни. Видите, топовый и отличитель* рукоятку, но Аверкеез предупредил его пый огни расположены на одной верти- словами: калькой линии, совсем не так, как у во- — Развернитесь на 90 градусов влево, енного корабля. Да и по скорости двгоже- От быстрых движении и от досады за ннь можно догадаться, если учесть ха- свои промахи Ягненкову стало жарко, хо- рактср данного района, — подсказывает тя ветер был попрежнему сильный и подчиненному Аверкеев. брызги холодной воды летели в лицо На траверзе корабля береговой пост, воина. Невольно вспомнился разговор с Ягненкову приказано установить с ним командиром отделения, который о с тоялея <-вязь. Луч света прорезает темноту' ночи, незадолго до выхода в море. Тогда Авер- Матрос старается поскорее получить от­ кос-® журил подчиненного за нешима- вет. А адресат, как назло, дает воироси- тельность на вахте. тельный знак. Ему не ясна депеша, — Ведь я отвлекся всего .тишь на, — Нечетко пишете, — об'ясняет по- минуту, — оправдывался матрос. ложение Аверкее®. Не глядя в сторону — В военное время не только минута, '.матроса, он знает все по стуку ручки а даже секунда может решить исход боя. инжектора. — Если вы таким почерком Вы забываете о том, что современные ко- напишете товарищу письмо, оп, наверное, рабли и самолеты обладают высокий ско- откажется читать его. II вам неудобно ростыо и маневренностью, вооружены но- будет за свою мазню на бумаге. Выраба- вейшим оружием. Чтобы обеспечить побе- тьгвайте морской почерк л у прожектора, ду в сражении, нужна исключительно При возвращении в базу Ягненков не четкая организация наблюдения. Бдитель- доложил о бревне, проплывавшем вдоль ность должна быть непрерывной. Нам на- борта. Он заметил его только тогда, когда до бороться не за минуты, а за секунды, дерево было почти на траверзе. Воин об'- за доли секунд. яснял это тем, что он устал и зрение у Сумерки короткого полярного дня опу- него притупилось, стилнсь на море. Потемнели небо и во* Позднее на подведении итогов Аверке- да. Еще сильней напрятали зрение сиг- ев заяшил, что невнимательность на вах- налыщгкп. ^ те он расценивает, как безответственное — Ночь или день, а корабль должен отношение к порученному делу. Ни уста- надежно обеспечиваться наблюдением и лость, ни различные трудности, ничто связью, — говорит Азервеев. — Вот другое не должно влиять на непрерыв- сейчас ветрено, холодно и качает крепко, ность и зоркость наблюдения. Современная А вахту нести надо, да так, чтобы все война требует большого напряжения мо- видегь. ральных и физических сил. К этому дол- ...Вдали открывается маяк. Старшина жен быть готов каждый моряк, первым заметил его, по характеру огня Оценивая работу сигнальщиков на по­ елределил наименование и доложил вах- ходе, старшина заявил, что не может or тенному офицеру. Вскоре можно было метить ее, как хорошую. Он обосновал увидеть несколько береговых огней. Но- это там, что поскольку один вахтенный казывая рукой сначала на один, а потом неполностью выполнял обязанности по на другой, Аверкее® спрашивал подчи- инструкции, значит обеспечение корабля ненных, какие это огни. Изученное ра- наблюдением и связью было ослаблено, нее теоретически, закреплялось на прак- Ссылаться из неопытность кого-либо из тике. матросов нельзя. Военное дело быстро — Скоро надо будет связываться с бе- развивается. Каждому воину надо в со- реговым постам. Какой пост ближе всех и вершенстве владеть специальностью, где он расположен? — спрашивает коман* По прибытии в базу на вахту заступил дир отделения матроса Ягненкова. матрос Марченко. Воин напрягает мысль, вспоминает, — Смотрите не только за об’екгами, старается определить направление. Нако- откуда нас могут вызывать, но и за во* нец, это ему удается. Теперь Ягненков дой л воздухом, — предупредил подчи- неплохо ознакомился с районом плавания неиного старшина, и э следующем походе может более сво- А вечером в матросском кубрике шел бедно ориентироваться в нем. оживленный разговор. — Пначе нельзя вести наблюдение и I — В годы Великой Отечественной вой- быстро осуществлять связь, — говорит ны, — рассказывал старшина, — был по этому поводу Аверкее®. — В нашем такой случай. Сигнальщик заметил на деле оперативность очень важна. поверхности воды мертвую рыбу. Внима- — Торпедный катер, справа.., дистан- тельно приглядевшись, он увидел, что ция.., — докладывает уже привыкший она «изрублена» винтом корабля. Так одновременно слушать л наблюдать Яг- благодаря сообразительности сигнальщика ненко®. была обнаружена вражеская подводная Опять произошла ошибка. Но она го- ледка, которая шла в косяке рыбы, вощт о том, что молодой матрос внима- — Бдительное несение вахты, — за- тельно следит за окружающей обегано®- кончил он свою беседу, — важнейшее кой. Заметив такой бурун, он шел право условие победы в бою. доложить, что видит корабль. Но воин не I Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. Матрос Виктор Герасимов добросо­ вестно выполняет свои служебные обя­ занности, настойчиво повышает знания по специальности, грамотно эксплуати­ рует боевую технику. Безупречная служ­ ба комсомольца Герасимова не раз ста­ вилась в пример другим воинам и отме­ чена рядом благодарностей. Комсомоль­ цы подразделения оказали большое до­ верие матросу Герасимову, избрав его членом комсомольского бюро. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос В. Герасимов на вахте у дизель-генератора. Фото И . Никишова. Воины стреляли метко Недавно в нашем подразделении прохо­ дили стрельбы из личного оружия. Все воины к этому отнеслись с полной ответ­ ственностью и показали хорошие резуль­ таты. Па «отлично» выполнили упражне­ ние воины отделений, которыми команду­ ют сержанты С. Хорун и В. Вассель. Младший сержант А. ОГНЕВ. -О’ к ^ о т ж г т Л Ъ С Т Р О Г О В Ы П О Л Н Я Т Ь Т Р Е Б О В А Н И Я У С Т Я В О В Когда старший матрос Губов вернулся из увольнения, воины подразделения уже отдыхали. Несмотря на это, Гу­ бов шумел, мешал сослуживцам отды­ хать. Дежурный сделал ему замечание. Не лучше вел себя л матрос Яковлев. Оп грубо разговаривал со старшими. Хо­ чется спросить Губога й Яковлева, по­ чему они не выполняют требования уста­ вов, не уважают своих товарищей? С этим пора покончить. м: лесной . о С Т А РШ И Н А 1 С Т А Т ЬИ Деми­ дов умело воспитывает своих подчи­ ненных. Большинство из них успешно справляется с порученным им делом, стало классными специалистами. А. Манько. О Б Е З У П Р Е Ч Н О Н Е С Е Т С Л У Ж ­ БУ рядовой Черепанов. Во всех слу­ чаях он действует точно по уставам.в соответствии с требованиями инст­ рукции. Командир не раз отмечал усердие воина. Рядовой J1. Коволевский. о З Н А Ч И Т Е Л Ь Н Ы Х У С П Е Х О В в учебе и службе добился матрос Со- лодилов. Он имеет 7 благодарностей. Недавно передовой воин об’явлен от­ личником боевой и политической под­ готовки. М . Кулаго. О У М Е Л О В О С П И ТЫ В А Е Т своих подчиненных младший сержант Шев­ ченко. Являясь отличником боевой и политической подготовки, он показы­ вает воинам образцы честного служе­ ния Родине. В. Алексеев. О О Т Д Е Л Е Н И Е , которым коман­ дует младший сержант Арбузов, по праву считается передовым. Все вои­ ны выполняют производственные за­ дания на 150— 170 процентов. Рядовой Г. Русаков. О О Б Р А З Ц О В О несет карауль­ ную службу ефрейтор Каримов. За I бдительность на посту командир на­ градил его ценным подарком. Рядовой А. Григорьев. БЛИЖЕ КЖИЗНИ, КЗАДАЧАМ ВОИНОВ С совещания руководителей групп политических занятий Коммунистическая партия и Советское j полпенни задач, стоящих перед экипажем правительство поставили перед советски- корабля. Вопрос, поставленный руководи­ ли воинами задачи огромной важности. Их телем, непосредственно касался всех вон* решение требует'неустанного повышения нов. Поэтому на беседе по теме каждый идейно-политического урозня каждого во- из них из’явпл желание выступить, и<>- еннос.тужащего. делиться своими мыслями. Первоклассная боезая техника и свя- Индивидуальный подход к слушателю занные с нею способы веления современ- — один из важнейших элементов работы ного боя требуют дальнейшего повышения руководителя группы и его _ помощника, военной, физической и морально-полити- Матрос Родин, например, не был уверен з ческой подготовки личного состава Армии том, что он может учиться и служить тай и Ф.тога. Советские воины всегда должны же успешно, как и его товарищи. Руко- быть готовыми к смелым, инициативным водитель группы тов. Васильев стал боль* и решительным действиям. Современные ше уделять внимания матросу, поручил технические средства борьбы еще больше своему помощнику систематически помо- уеили®атот то положение, что решающую гать Родину в небе, посоветовал комео* роль на воине выполняет человек с его бо- Кольским активистам побеседовать с воп- евым мастерством, высокими моральными нем и оказать ему необходимую помощь, качествами. Вот почему политические В результате длительной и систематиче- занятня — основная форма идейного вое- ской работы руководителя, его пом-.1^ питания воинов — дают высокие резуль- ника и комсомольских активистов Р<>гаГ таты лишь при том условии, если они добился некоторых успехов в учебе к тесно увязываются с конкретными зада- сейчас строчится стать отличником, чами, стоящими перед кораблем, частью, I Очень важно, чтобы прямые и непос- с повседневной жизнью и деятельностью редственные начальники матросов и стар- личного состава. шин повседневно следили за учебой своих Вопросу о тесной связи политических подчиненных. Однако об этом кое-где еще занятий с жизнью моряков, с задачами, забывают. В группе. которой руководит которые они решают, было посвящено со- то®. Воронов, занимаются воины из раз- етоявшсеся недавно совещание руководи- ных подразделений и служб, но ни один телей групп политических занятий. С до- офицер, политработник, которым подчи* кладом о задачах руководителей груши и нены эти воины, не поинтересовался, как состоянии полипгческой учебы выступил они учатся, не побывал в группе, не no- начальник политоргаиа. Передовые иропа- говорил с пропагандистом. Сам тов. Воро- гандисты поделились опытом своей paw- ков тоже не изучает слушателей,' не пя­ ты, познакомились с теми задачаоот, ко- тересуется их службой, торые личный состав будет решать вбли- Подготовка руководителя, его добросо- жайшее время. вестное отношение к порученному делу — На совещании приводилось в пример основа успеха в политической учебе во* кемало руководителей групп иолитиче- инев. Разве может быть высокимидейный ских занятий, умеющих правильно свя- уровень занятий и их действен* зать материал изучаемой темы с жизнью ность. когда руководитель тов. Гусаро®за корабля, нацелить воинов на решение пять минут до начала занятий поручил стоящих перед ними задач. Высокой ус- их проведение своему помощнику, который^ певаемости добились, например, слушате- на семинаре не быт и к рассказу не го­ ли группы, которой руководит старший товился? О какой связи занятия с жизнью лейтенант Фрадкин. Они не только хоро- слушателей может идти речь, если руко- шо знают материал, но и показывают водитель одной группы то®. Маргарянц пример в изучении осевой техники, ин- подготовку к уроку ограничил переписы* струкций. Многие из них стали клас- ванием конспекта рассказа у пропаган- сными специалистами. Пропагандист диета другой группы? Фрадкин знает, как служит тот или иной Всемерное повышение и укрепление мо- с.тушатель, его успехи и недостатки, ана- рально-боевьгх качеств воинов неотделимо лизирует все события, происходящие на от воспитания их в духе строжайшей во* корабле, шшерживает тесную связь с инской дисциплины. точного и беспре­ офицерами, подчиненные которых учатся кословного выполнения ими своих служеб- в группе. Это дает ему возможность в ных обязанностей и уставного порядка, рассказе по теме приводить яркие, злобо* На это должно быть нацелено каждое по­ дневные факты, строить свое выступление литическое занятие. Однако некоторые доходчиво, убедительно. руководители групп допускают нарушение Своему помощнику главному старшине дисциплины на занятиях, не следят за Евстратову пропагандист перед каждым выполнением слушателями уставных пра- занятием дает указания, какие наглядные вил. В группе, которой руководит лей- пособия следует подготовить, на что на- тенант Червинский. при изучении темы до обратить внимание слушателей во вре- «Значение воинской дисциплины в укреп- мя самостоятельного чтения литературы, лонии боеспособности Советски:. Воору- Руководитель группы и его помощник не жениых Сил» слушатели были не по фор* ограничиваются подготовкой к беседе по ме отеты.‘ не соблюдали уставной порядок, томе только в часы, отведенные по рас- Политические занятия — одна из порядку дня, но используют для этого и важнейших форм воспитания v в^ноэ время для массово-политической работы, высоких морально-боевых качеств. Пра- Гзлагая материал по одной из тем, то®, вильно поступил политорган. поставагв Фрадкин поста/вил перед группой вопрос: этот вопрос на обсуждение совещания ру- <;Почему изучение военного дета являет- ководител^й групп, ся обязанностью каждого воина» и пред- Участники совещания прослушали .тек* ложил слушателям подготовиться к вы- щда «Пстория Коммунистической партии ступлениям на беседе по теме. При этом Советского Союза — марксизм-ленинизм то®. Фрадкин напомнил, чтобы высту* I в действии», получили указания о подто­ пления слушателей были основаны на , товке к изучению в группах «Положения примерах того боевого поста, на котором 0 выборах в Верховный Совет СССР», носут службу воины. Это заставило вои­ нов лучше проанализировать свою служ- Г. КАРЕВ. 5у, еще глубже уяснить свою роль в вы-1 М. XAMETQB. Тематический вечер в подразделении В нашем подразделении состоялся тема­ тический вечер по пятому' пятилетнему плану. Вечер открыл член бюро то®. Бельчиков. Затем слово было предоставле­ но комсомольцу Соснину. Он подробно рас­ сказал воинам о задачах пятого пятилег- него плана, о ходе его выполнения Тематический вечер прошел на высо­ ком идейном и организационном уровне. А. БУТКО. Агитатору — для бесед с избирателями Коренные преимущества советской демократии над буржуазной Подготовка к выборам в Верховный Со­ сет СССР проходит в обстановке огромного политического и трудового под’ема нашего народа. Советские люди борются за прет­ ворение в жизнь исторических решений XIX с’езда партии, пятой сессии Верхов­ ного Совета СССР и сентябрьского Плену­ ма ЦК КПСС — решений, направленных на крупой под’ем материального и куль* аурного уровня трудящихся. Верные за­ щитники мирного созидательного труда советских людей, воины Армии и Фло­ та совершенствуют свою боевую выучку, повышают боевгую готовность частей и ко* раелей. Советская демократия восторжествова­ ла на основе уничтожения власти л гнета капитала, на основе уничтожения поме* щичье-капиталогического строя. Она яв­ ляется детищем Великой Октябрьской со­ циалистической революции, демократией высшего типа, демократией для всех тру­ дящихся нашей Родины. Коренное отличие советской демократии от буржуазной состоит прежде всего в том. что советская демократия осуществ­ ляется в условиях уничтожения всякой эксплуатации человека человеком. Наше общество состоит из двух дружественных классов — рабочих и крестьян, а также интеллигенции, вышедшей из трудового народа. Экономической основой союза рабочего класса и крестьянства является социали­ стическая собственность на орудия и средства производства и социалистическая система хозяйства. На основе социалисти­ ческой собственности у нас установились нопые отношения людей, основанные на товарищеском сотрудничестве и социали­ стической взаимопомощи свободных от эк- стуатацпп трудящихся. Социалистическая система хозяйства обеспечив!от быстрый рост производи­ тельных сил страны я неуклонный р->ст материального и культурного уровня тру­ дящихся. Советский человек уверенно смотрит в завтрашний день. Растет богат­ ство страны, растут и доходы рабочих, служащих и крестьян. На одного работаю­ щего доходы в 1952 году были на 64 процента выше, чем в 1940 г. Доходы крестьян на одного работающего за это же время увеличились соответственно на 6 8 процентов. Законом жизни советского народа стали право на труд, право на отдых, на обра­ зование, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и по­ тери трудоспособности. 0 таких правах для трудящихся в условиях капитализма не может быть и речи. Огромные средства Советскоеправитель­ ство расходует, например, на образова­ ние. С 1932 года у нас введено всеоб­ щее начальное обучение, с 1949 года — всеобщее обязательное семилетнее обуче­ ние. В пятой пятилетке поставлена зада­ ча ввести всеобщее среднее образование в республиканских, краевых, областных цен­ трах а важнейших промышленных горо­ дах. а также подготовить условия^ для перехода на повсеместное среднее образо­ вание. В настоящий момент в нашей стране учится 57 миллионов человек. Большая забота в нашей стране прояв­ ляется об укреплении здоровья советских людей. У нас широко развита больничная сеть. Каждый гражданин СССР обеспечи­ вается бесплатным медицинским об­ служиванием, рабочие и служащие — отпусками с сохранением зарплаты. Для трудящихся нашей страны пре­ доставлены санатории, дома отдыха, клу­ бы, стадионы. Рабочие и служащие за счет социального страхования получают по льготной стоимости путевки, а потеряв- ггтге работоспособность по старости или по пнвалпитостп — пененп и пользуются ря:;личпыми льготами. В основе буржуазной демократии лежит частная собственность на орудия и сред­ ства производства и эксплуатация чело века человеком. Такая демократия приз нает лишь формальное равенство граждан, а на деде узаконивает неравенство. Сколь­ ко бы буржуазия яп кричала о свободе и правах, какими бы пышными словами ни прикрывалась буржуазная демократия, она в действительности является раем для бо­ гатых, ловушкой и обманом для эксплуа тируемых. Тот, кто владеет орудиями и средствами производства, у кого земля, заводы, фабрики и банки, тот и господст­ вует в политике. Можно ли вести речь о наличии под­ линной демократии в США, когда в ру­ ках одного процента населения сосредото­ чено 60 процентов всех национальных богатств, в то время как 87 процентов населения имеют лишь около 8 процентов богатств. В Англии в руках двух процен­ тов населения находится 67,5 процентов всех богатств страны. Известно, что магнаты капитала загребают огромные прибыли, обставляют свою жизнь ро­ скошью. Так, Рокфеллер -01 ладший по­ строил своим детям специальный домдля игр стоимостью в 500 тысяч долларов. Крупнейший капиталист Морган потратил несколько миллионов долларов на отделку прогулочной яхты. В то же время миллио­ ны трудящихся США влачат голодное, ни­ щенское существование. Буржуазные правительства не заботят­ ся об укреплении здоровья тру!ящихся и их образовании. Например, в США на на­ родное образование вместе с здравоохра­ нением расходуется лишь 2 процента бюджета, тогда как на подготовку к вой­ не расходуется 74 процента бюджета. Пз взрослого населения в США более 10 мил­ лионов человек неграмотных. Одним из великих завоеваний советско­ го демократизма является установление подлинного братства и равноправия паро- доп СССР. Нигде в капиталистических странах этого не было и нет. Советская власть обеспечила всем народам СССР не уклонный под’ем экономики и националь­ ной культуры. В этом — всепобеждающая сила советской демократии, ее великое значение для действительно прогрессивно­ го развития народов. Нерушимая дружба народов страны Советов — великое завое­ вание Коммунистической партии, ее му­ дрой ленинско-сталинской национальной •политики. Советское многонациональное государство служит образцом разрешения национального вопроса для всех народов. В друзкбе народов СССР, в их тесном спло­ чении вокруг русского народа заложена такая сила, которую никогда не удастся одолеть никаким врагам нашей Родины. В нашей стране — около 60 наций и народностей. У гразкдан различных на­ циональностей, населяющих СССР, есть своп особые интересы, связанные с на­ циональными особенностями каждого на­ рода — особенностями его языка, куль­ туры, быта. Эти особые интересы каждого из советских народов представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Нащгональностей, которые избираются по союзным и авто­ номным республикам. На местах органы местной власти избираются из представи­ телей трудового народа и ведут все дела на родном языке. Какое бы то ни было ограничение прав или установление пре­ имуществ в зависимости от расовой и на- шгснальной принадлежности караются э нашей стране законом. Иное положение в капиталистических странах. Миллионы негров в США подвер­ гаются гонениям и унижениям, их отст­ раняют от выборов, они находятся в бес­ правном положении. Население английских колоний, по чис­ ленности в 1 0 раз большее, чем население Англии, не имеет даже формальных демо- к^тических прав, находится под эконо­ мическим. политическим и национальным гнетом английского капитала. Советская социалистическая демократия характеризуется подлинной свободой сло­ ва. печати, собраний, демонстраций, с подлинной гарантией этих свобод. В нашей стране свобода слова и печати гаранти­ руется тем. что у нас типографии, запасы бумаги, помещения, радио находятся в руках организаций трудящихся и исполь­ зуются в интереоах всего народа. Свобода слова и свобода печати фор­ мально провозглашены и в США. Но что это за свобода, для кого она? Газеты, радио помещения для собраний находятся в рас­ поряжении тех, кто владеет миллионамии миллиардами долларов. А эти миллиарде­ ры никогда не допустят свободы печати и слова для трудящихся. Пресловутая аме­ риканская свобода слова — это свобода антисоветской пропаганды, свобода фа­ шизма и реакции. Важнейшей особенностью советской де­ мократии, как демократии высшего типа, является активное и притом решающее участие миллионных масс народа в управ­ лении государством. Выборы у нас про­ водятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такие выборы полностью обеспечивают подлинно народный харак­ тер государственной власти СССР. В Со­ ветском Союзе все депутаты как высших, так и местных органо® масти, — это ра­ бочие. крестьяне и интеллигенты. На вьгбсрах в Верховный Совет С€СР в 1950 г. было избрано 1.316 депутатов. Среди них — 418 рабочих. 269 крестьян, 629 представителей ннтеллигениии. Советский строй пробудил к сознатель­ ной политической жизни миллионы тру­ дящихся. Во всех отраслях государствен­ ной и хозяйственной деятельности всеми делами управляют у нас люди из народа. Советский демократизм есть глав­ ное средство вовлечения масс в управле­ ние государством, в строительство комму­ низма. В буржуазных странах все больше и оолыпе суживаются демократические пра- вн трудящихся, а в такой стране, как США. прокладывает дорогу к власти фа­ шизм. Выборы в буржуазный парламент мно­ гих стран не являются всеобщими, демо- к 1 атнческими. Некоторые конституции буржуазных государств провозглашают всеобщее, равное, прямое избирательное право. Но на деле существуют многочис­ ленные ограничения и цензы, посредством которых многие миллионы трудящихся лишаются избирательных прав. В США до 944 года военнослужащие вообще не имели избиратрльных прав. В 29 штатах IIIА со.паты и теперь лишены прав го­ лоса R Турпин солдаты и матросы также не имоют избирательных прав. Это. одна­ ко, не касается офицеров и генералов, по­ скольку они являются представителями господствующих классов. Иное положение солдат и матросов в нашей стране. Воины наших Вооружен­ ных Сил — полноправные граждане Со­ ветского Союза. Они. как и все советские люди, пользуются всеми политическими правами. В странам 'Капитала сами выборы об­ ставляются так. чтобы трудящиеся не смогли принять участие в голосовании. Для достижения победы на выборах аме­ риканская реакция проводит кампанию травли прогрессивных алиментов, запуги­ вания и шантажа избирателей. На выбо­ рах в конгресс США в 1950 году 45 мил­ лионов граждан различными способами были лишены избирательных прав. Кроме того, миллионы граждан были устранены от участия в голосовании путем открытых упюз и насилий. Американские рабочие в 82 конгрессе 1 гме.ти только одного пред­ ставителя. Ие-тикое превосходство советской земо- кратии перед демократией буржуазной со­ стоит в руководящей роли Коммунистиче­ ской партии в советском обществе. Ком­ мунистическая партия Советского Союза является общепризнанным вождем рабоче­ го класса и всего советского народа. .V нас нет антагонистических классов, а. следо­ вательно. нет и почвы для существования других партий. Вся история Коогагунпспгческой партии — это беззавегное служение народу. Со­ ветский народ на многолетнем опыте убе­ дился в том. что v Коммунистичеекой пар­ тии нет иной заботы, кроме заботы о на­ роде, о макепмальном удовлетворении по­ стоянно растущих материальных и куль­ турных потребностей трудящихся. Забота о благе советского народа — высший за­ кон нашей партии. На всех выборах, которые происходили в нашей стране, советские люди едино­ душно голосовали за блок коммунистов и беспартийных. Предстоящие выборы в крховный Совет СССР явятся новой де­ монстрацией нерушимой сплоченности и единства Коммунистческой партии. Со­ ветского правительства, народов нашей прекрасной страны, уврренно идущих к сияющим вершинам коммунизма. В. МЕЛЬНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz