На страже Заполярья. 1954 год. Январь.

о L* Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 января 1954 г., ft: 3 (4345). I ☆ i z Много раз ефрейтор Николай Щежин выполнял боевую задачу, находясь часо­ вым на посту, и всегда он бдительно, по-уставному нес службу. За отличные пока­ затели в боевой и политической подготовке Щежин имеет, ряд поощрений. Однажды в складе, который он охранял, вспыхнул пожар. Щежин мужественно боролся с ог­ нем и потушил пожар, за что был награжден именными часами. Ниже мы публикуем статью ефрейтора Щежина. Воин всегда и везде должен быть бди­ тельным. Но особенно бдительным он обя- г-ан -быть во время несения караульной службы. От воина, заступившего на пост, Устав ларнизанной и караульной служб требует непреклонной решимости, смело­ сти, иницштивы и находчивости. Часо­ вой должен уметь по еле заметным при­ знакам обнаружить приближение врага, пытающегося' проникнуть на об’ект, быть готовым встащить в единоборство с ПРО­ ТИВНИКОМ и доОиться победы. Как п другим воинам, мне часто прихо­ дится бывать и карауле. II всегда я стремлюсь бдительно, в точном соответст­ вии с требованиями устава нести службу. Находясь на nocrs. советский воин про­ никается чувством особой ответственно­ сти. Он мысленно представляет, что за ним раскинулась наша прекрасная Ро­ дина, строящая величественное здание коммунизма. Вот побьему еще зорче де­ лается глаз часового, еще внимательнее щягслупгивается он к каждому шороху. Спокойно работают советские люди, ибо они знают, что воины Вооруженных Сил бдительно стоят на страже государствен­ ных интересов Советского Союза, надежно оберегают мирный созидательный труд нашего на!рода. Советские воины никогда не забывают о происках американских империалистов дг пх пособников. Готовясь напасть на Со­ ветский Союз и страны демократического лагеря, империалисты США организуют военные союзы и блоки, строят военные базы, засылают в наш тыл шпионов и диверсантов, стремятся выведать военные и государственные тайны. Сотни миллио­ нов долларов расходуют американские- мо­ нополисты на подрывную деятельность против лагеря мира. Особый интерес вражеские лазутчики проявляют к воинским частям, военным кораблям, к войсковым складам и другим военным об’ектам. Все это обязывает вои­ нов проявлять высокую революционную бдительность, особенно во время несения караульной службы. Недаром народная поговорка гласит: «На посту, что на вои­ не. будь бдителен вдвойне». Не раз я охранял склады, парк боевых машин. Но особенно памятен для меня день, когда пришлось спасать склад от огня. К заступлению в наряд, как всегда, я хорошо подготовился: повторил обязан­ ности часового, уверенно действовал на инструктивном занятии, которое проводил с нами командир подразделения, тщатель­ но осмотрел оружие, проверил снаряже­ ние. Уже стало темнеть, когда я заступил на пост. Оклад, который подлежал охра­ не, находится сравнительно далеко от ка­ раульного помещения. К тому же, удоб­ ные подступы дают возможность подойти к об’екту скрытно на близкое расстояние. В таких условиях требуется особое внима­ ние. Ослабишь наблюдение — и враг мо­ жет подобраться к складу. Держа автомат в положении изготовки для стрельбы стоя, я медленно ходил во­ круг склада, внимательно следил за под­ ходами к об’екту. Внезапно я увиделв си­ не свет. «Что это? — подумал я. — Ведь в помещении никого нет».' Подбежал ближе к окну, смотрю— внут­ ри языки пламени. Огонь охватил ящики и другое имущество, находившееся в складе. Напали дымиться стены. Пожар! В таких случаях нельзя медлить — надо действовать решительно и инициа­ тивно. Сообщив сигналом в караульное помещение о случившемся, я выбил окон­ ную раму и вскочил во внутрь склада. Горячий воздух и дым упарили мне в ли­ цо. Взяв автомат в пл.тожоние «на грудь» и схватив полотнище, я стал им сбивать пламя. Огонь обжигал мне руки, лицо, тяжело было дышать, ко я продолжал энергично тушить пожар. Одновременно не прекращал наблюдения за подступами к складу. Через несколько минут мне удалось ликвидировать пожар. Образцово выполнять свой долг перед Отечеством учат нас командиры. Они воо­ ружают военными знаниями, необходимы­ ми для достижения победы над врагом, учат действовать по-фронтовому, бдитель­ но нести службу. Офицеры и сержанты обучили меня умело обращаться с боевой техникой, метко стрелять, закалили фи­ зически, укрепили волю, научили преодо­ левать любые препятствия, стоящие на пути. Поэтому в ответственный момент я не растерялся. Нелегкой является служба часового. Приходится стоять на посту и в мороз, а в дождь, и в буран. Чем сложнее обста­ новка, тем бдительнее должен быть часо­ вой. Непогода — благоприятное обстоя­ тельство для вражеского лазутчика. В тем* ную ночь, в плохую погодуврат стремится проникнуть на пост, уничтожить часово­ го, взорвать об’ект. Поэтому ночью, э непогоду надо быть особенно бдительным. Немало героических подвигав соверши­ ли советские воины, неся караульную службу. В период Отечественной воины рядовой Сочнев, охраняя железнодорож­ ный мост, вступил в неравный бои с пятью диверсантами. Будучи раненым, Сочнев продолжал вести борьбу и убил Ti>ex вражеских солдат, а остальных за­ де?)жали подоспевшие караульные. Никогда не забудет советский народ мужественного поступка Прокофия Чер­ нышева, который, находясь на посту, са­ моотверженно боролся с огнем и погиб смертью храбрых, но не покинул охра­ няемого об'екта. На посту часовой должен уметь само­ стоятельно оценить сложившуюся обста­ новку, быстро принять решение, действо­ вать инициативно и смело. А для этого он должен хорошо знать и безупречно вы­ полнять свои обязанности. Устав гарнизонной и караульной служб •возлагает на часового ответственные обя­ занности. Он должен бдительно охранять и стойко оборонять свои об’ект. Ни при каких обстоятельствах часовой не имеет права покидать пост без разрешения оп­ ределенного крута лиц. На посту надо стоять бодро,- ничем не отвлекаться от несения службы, не выпускать из рук и иикому не отдавать оружие, никого не подпускать к посту, кроме лиц, указан­ ных в уставе. Часовой должен дерскать оружие всегда готовым к действию, щж любой опасности немедленно сигнализировать в караульное помещение, уметь применять средствадля тушения пожара. Устав запрещает часо­ вому спать, сидеть, прислоняться к чему- либо, читать, писать, петь, разговари­ вать, есть, пить, курить и т. д. Надо помнить, что отступление от уставных т^бований ведет к потере бдительности, а иногда к очень тяжелым последствиям. Оплошностью часового может воспользо­ ваться враг, совершить диверсию, причи­ нить ущерб нашему государству. Большую роль играет караульная слу­ жба в воспитании воинов. Она прививает им высокие морально-боевые качества: преданность Родине, чувство ответствен­ ности за порученное дело, смелость, отва­ гу. находчивость, постоянную бдитель­ ность. Ефрейтор Н. ЩЕЖИН. Молодой матрос Виктор Живодров всесторонне осваивает боевую технику. Его служба является примером добросовестного выполнения воинского долга. Большую помошь в изучении своей специальности матросу Живодрову оказывает старшина 1 статьи Константин Богданов. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи К. Богданов (справа) проверяет знания молодого матроса В. Жнводрсва. Фото И. Никишова. На техническом собеседовании Болыпое значение в деле повышения боевого мастерства воинов имеют техни­ ческие собеседования. Ца них моряки еще глубже познают боевую технику, прини­ мают активное участие в изучении тех пли иных узлов механизмов. При подготовке матросов к сдаче заче­ тов на классность выяснилось, что неко­ торые (воины еще слабо знают устройство механизмов и не разбираются в чертежах. Старший матрос Бородий, например, недо­ статочно знал норму зазоров между дета­ лями и взаимодействие частей одного из механизмов. Но инициативе командира в под­ разделении на эту тему было пров?де- но техническое собеседование. В нем при­ няли участие передовые воины, члены ком. сомольского бюро старшина 2 статьи Ла­ зарев и старший матрос Шилов. Они тща­ тельно подготовились к беседе, составили конспект, подобрали необходимые чертежи и детали механизма. Дли того, чтобы ма­ териал изложить проще и доходчивее, Ла­ зарев и Шилов сами изготовили нагляд­ ные пособия. Немалую помощь в этом де­ ле оказал им коммунист офицер Владими­ ров. Он проверил' подготовленность Лаза­ рева и Шилова к собеседованию, посове­ товал морякам доходчивее изложить ма­ териал, проверил конспект, внес в него поправки и добавления. Когда все было готово, в кубрике вывесили об'явление о предстоящем собеседовании. Это дало воз­ можность воинам заранее продумать инте­ ресовавшие их вопросы по устройству и обслуживанию механизма. На собеседование пришли и молодые воины. Некоторые из них на таком меро­ приятии присутствовали впервые. Нович­ ков разместили ближе к чертежам. — Внимание, товарищи! — начал свое выступление Лазарев. — Сегодня прове­ дем собеседование по устройству механиз­ ма, поподробнее разберем его тактико- технические данные, взаимодействие ча­ стей и возможные неисправности в рабо­ те. Рассказывал Лазарев доходчиво и ясно, используя при этом конспект, наглядные пособия и доску, на которой можно было мелом начертить ту или иную деталь. Старшина в своем рассказе приводил яркие и убедительные примеры из пов­ седневной службы моряков. — У нас был такой случай, — гово­ рил он. — Однажды из-за халатного от- ношшия к порученному ему делу стар­ ший матрон Бородин вывел из строя на некоторое время механизм. Боро­ дин разобрал самостоятельно один из уз­ лов, а когда потребовалось немедленно за­ пустить механизм, он оказался не готовым к действию. Многие матросы задавали вопросы по теме. Они получали убедительные ответы. Если на какой-либо вопрос затруднялся ответить рассказчик, на помощь ему при­ ходил офицер Владимиров. Техническое собеседование прошло ин­ тересно и помогло морякам лучше освоить механизм. В заключение технического собеседова­ ния офицер обратился к воинам с вопро­ сом: — У кого, товарищи, есть предложе­ ния? — Есть пожелание, — ответил моло­ дой матрос Кузнецов. — Надо чаще соби­ раться и устраивать такие беседы. Это особенно .важно для нас, молодых матро­ сов. Данное предложение поддержали и остальные воины. —■Хорошо, — ответил офицер. — Те­ перь будем чаще проводить такие меро­ приятия. Они, безусловно, помогут вам лучше изучить технику, еще выше под­ нять техническую культуру моряков. Старшина 2 статьи А. ДЕМУШКИН. ПовЫшаем морскую вЫучку Моряки нашего корабля за леший се­ зон добились немалых успехов в спортив­ но-массовой работе. Так, ваиример, почти весь личный со­ став сдал нормы на значок ГТО первой и второй ступеней, а отличники боевой и политической подготовки и классные спе­ циалисты Еустарев, Петровский. Бабиц­ кий, Зотов и другие получили значки разрядников. Интересным и любимым видом спорта для нас является гребло-парусный спорт. Хождение на шлюпке под парусом и на веслах стало нашим повюеднеяшым заня­ тием. В этом большая заслуга комсомоль­ ца Александрова. Развивать гребно-парусный спорт — значит способствовать физической закалке моряков, повышению их морской выучки. Матрос Б. ПУЗЫРЁВ . Устранить недостатки о проведении полтических информаций В политическом и воинском воспита­ нии матросов и старшин видное место принадлежит политическим информациям. Их цель — раз’яснять личному составу политику Коммунистнческоп партии и Со­ ветского правительства, вопросы внут­ ри него и международного положения страны; пропагандпрыгать успехи совет­ ского народа в борьбе за построение ком­ мунистического общества, славные боевые традиции Советской Армии и Военно- Морского Флота, требования уставов и Присяги; мобилизовывать матросов и старшин на успешное решение задач бое­ вой и политической подготовки. Высокое идейное содержание и дейст­ венность политических информаций зави­ сят, прежде всего, от правильного плани­ рования, умелого подбора пропагандистов, их методической и теоретической учебы и постоянной помощи им со стороны коман­ дира и его заместителя по политической части. Серьезно и вдумчиво подбирает темы политических информаций заместитель командира корабля, на котором служит старший матрос дудник. В этом политра­ ботнику серьезно помогают постоянное об­ щейие с матросами и старшинами, глубо­ кое знание повседневной жизни, нужд и запросов личного состава. Политические информации здесь плани­ руются на неделю. Офицеры узнают об очередной теме за несколько дней до вы­ ступления перед личным составом. Это дает им возможность хорошо готовиться, подащкать яркие п убедительные приме­ ры, умело" увязывать общеполитические задачи советского народ с жизнью лич­ ного состава. О действенности изводимых на кораб­ ле политических инфор 1 мацнй, как и дру­ гих форм идеологической работы, убеди­ тельно говорит тот факт, что моряки ус­ пешно выполняют задачи боезой подго­ товки. Многие матросы и старшины яв­ ляются отличниками, классными специа­ листами. Но еще встречаются факты неумелого иснепродуманного планирования иодитп- например, на иногда выбирают та­ кт** обширные темы, как <О международ­ ном положении Советского Союза». Это — тема лекции или доклада, но не по­ литинформации. В одном из подразделений на политических информациях воинам раз’яснялись... некоторые вопросы меди­ цинской практики, а также ряд техниче­ ских вопросов. Нередко при планировании политиче­ ских информаций упускаются вопросы пропаганды славных боевых традиций Со­ ветской Армии и Военно-Морского Флота. Этот недостаток тем более недопустим сейчас, когда на флот пришли молодые воины, которым надо повседневно расска­ зывать о той роли, которую сыграл Се­ верный Флот в боях за нашу Советскую Родину, о героических подвигах моряков- ссвероморцев в годы Великой Отечествен­ ной войны. Необходимо также раз’яснять значение флота в активной обороне стра­ ны. В политических информациях должны •находить отражение и такие важные во- нросы, как пропаганда достижений трудя- нгихся в развитии народного хозяйства Мурманской области. Пропагандистам не­ обходимо широко использовать письма, получаемые воинами от родных и знако­ мых, в которых сообщается о том, как советский народ борется за претворение в жизнь решений Партии и Правительства, за построение коммунизма в нашей стра­ не. Качество политических информаций, их воспитательное .'значение определяются идейным содержанием, тесной и умелой связью материала с задачами личного со­ става. На флоте есть немало офицеров, . д ч&ских информаций. Так. оАюм из кораблей АПТТТИПНМР TM(W КЯК которые хорошо понимают это требование партии. Офицер Артемов, например, серьезно готовится к каждому своему вы­ ступлению перед воинами, хорошо изуча­ ет материалы по теме, составляет план политической информации, подбирает ин­ тересные факты из жизни личного соста­ ва подразделения. Большое внимание ком­ мунист уделяет пропаганде опыта клас­ сных специалистов, отличников боевой и политической подютонки. Излагая тему: «Советский моряк, будь бдителен!». <!1>ицер Артемов сначала рас­ сказал о иреторсиии в жизнь советским^ народом исторических решении партии,f об успехах коммунитического строитель­ ства в нашей стране. Далее пропагандист говорил, что достижения Созетското Сою­ за и стран народной демократии в мирном строительстве вызывают бешеную злобу у американо-английских империалистоз. стремящихся развязать новую мировую войну. В этих условиях, продолжал офи­ цер, мы должны еще настойчивее совер­ шенствовать свое боевое мастерство, бди­ тельно стоять на страже морских рубежей социалистической Родины и быть всегда готовыми к отпору агрессору. Внимательно слушали матросы и стар­ шины ]»ассказ пропагандиста о героях Ве­ ликой Отечественной войны — генерале Карбышеве, рядовом Юрин Смирнове, ма­ тросе Евгении Никонове зг других. Подробно раз’яснив значение бдительно­ сти, тов. Артемов привел в пример ма­ троса Кочергина, старшину 1 статьи Ста­ ровойтова, безупречно и бдительно несу­ щих службу. Содержательное и целеуст­ ремленное выступление офицера оказало серьезное влияние на воспитание моряков в духе высокой бдительности и образцово­ го выполнения воинского долга. Однако идейному содержанию и органи­ зации политических информаций кое-где еще не уделяют должного внимания. Так, на корабле Н. на одной политинформации многие матросы и старшины отсутствова­ ли, большая группа моряков явилась на нее с опозданием. Лейтенант Попов к сьоему выступлению не был подготовлен, он ограничился лишь общими рассум е ­ ниями о задачах Армии и Флота и ничего не сказал о том, какой вывод должны сде­ лать матросы и старшины для своей практической деятельности. Политическая информация была проведена на низком идейном уровне, она не достигла своей цели. Для того, чтобы серьезно поднять орга­ низационный и идейный уровень полити­ ческих информаций, надо проводить их регулярно, в точно отведенное для этой цели распорядком дня время, заботиться о том, чтобы охватить ими всех матросов дг старшин, свободных от вахт. Офицеры должны получать инструктажи, индиви­ дуальную методическую и другую помощь. Полезно также организовывать взаимное посещение офицерами политических ин­ формаций, отдельные, наиболее содержа­ тельные выступления подробно разбирать на совещаниях, рассказывая также о не­ достатках молодых пропагандистов. Заслуживает всяческого поощрения опыт офицеров, которые на политических информациях широко используют геогра­ фические карты, наглядные пособия, а также яркие, образные примеры из со­ ветской действительности, из кинофильмов и нашей художественной литературы. Необходимо, чтобы каждый офицер вел устную пропаганду и агитацию не начет­ нически, а творчески, целеустремленно, постоянно заботился о высоком идейном уровне своих выступлений, тесно увязы­ вал общеполитические вопросы с конкрет­ ными фактами из жизни личного состава подразделения, с задачей неуклонного и непрерывного повышения боеготовности кораблей и частей. И. СУЩЕНКС. В помощь слушателям политических занятий Точно выполнять требования воинских уставов. Быть дисциплинированным воином I. XIX с’езд Коммунистической партии Со­ ветского Союза наметил пути строитель­ ства коммунизма в нашей стране и опре­ делил главные задачи партии на совре­ менном этапе. Одной из главных задач, по­ ставленных партией, является всемерное укрепление активной обороны Советской Родины от агрессивных действий ее вра­ гов. Для успешного осуществления этой задачи важнейшее значение имеет даль­ нейшее повышение организованности и боеспособности частей и кораблей Совет­ ских Вооруженных Сил. Советские воины, глубоко сознавая свой долг перед Родиной и следуя указаниям партии, с чувством высокой личной ответ­ ственности относятся к своим обязанно­ стям, настойчиво овладевают техникой и оружием, укрепляют дисциплину и орга­ низованность, учатся тому, что необходи­ мо на войне. Вся история Советской Ар­ мии и Флота показывает, что там. где военнослужащие точно выполняют все требования уставов, наиболее успешно решаются задачи боевой и политической подготовки, а на войне — боевые зада­ ния. Воинские уставы — великая организу­ ющая сила. Они определяют жизнь и дея­ тельность Армии и Флота Воинские уста­ вы глубоко проникнуты благостной иде­ ен советского патриотизма и содержат в себе основы советского воинского воспита­ ния. В уставах изложено все ценное и лучшее из многолетнего опыта строитель­ ства Вооруженных Сил, они основываются на самой передовой, советской военной науке. В них воплощены лучшие тради­ ции советских воинов, многократно умно­ женные ими в годы Ве.тикой Отечествен­ ной войны. Все уставные положения направлены на укрепление военного могущества соци­ алистической Отчизны. Они вооружают личный состав Армии и Флота знаниями военного дела, учат бить врага наверня­ ка. Каждый пункт устава проверен жизнью и дает воину точное, безошибоч­ ное указание, как надо поступать в самых разнообразных условиях учебы, службы, боевой деятельности. Вместе с тем, наши уставы глубоко проникнуты заботой о во­ ине, о его здоровье, быте, культурном досуге. Советские воинские уставы в корне от­ личаются от уставов капиталистических армии и флотов. Уставы империалисти­ ческих армий и флотов служат средст­ вом оболванивания солдат и матросов, превращения их в слепое и послушное орудие осуществления империалистиче­ ских целей. В армии и на флоте США все воспитание солдат и матросов строится на идеях «исключительности англо-саксон­ ской расы», так называемого «превосход­ ства американского образа жизни», на клеветнической антисоветской пропаган­ де. Воинские уставы капиталистических стран направлены на то, чтобы любыми с^дствами, вплоть до применения самых жгстоких средств насилия, заставить сол­ дат и матросов защищать интересы импе­ риалистов. Совершенно иной характер имеют налги уставы. Они являются уставами совет­ ских, подлинно народных Армии и Флота. Советские воины призваны защищать ин­ тересы своего народа, своего государства. Они законно гордятся тем, что им оказано такое высокое доверие, и стараются с честью выполнить свой священный долг перед Родиной. II. Общими уставами для всех Советских Вооруженных Сил являются Устав внут­ ренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Союза СОР, Строевой устав -Вооружен­ ных Сил Союза ССР, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Союза ССР. Кроме того в Военно-Морском Флоте, помимо общих, действует Корабельный устав. Устав внутренней службы определяет правила внутреннего порядка в части и подразделениях, общие и должностные обязанности военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. На воен­ ных кораблях внутренняя служба и обя­ занности должностных лиц определяются, кроме того. Корабельным уставом. Устав внутренней службы требует от советского воина свято и неру’шимо соблю­ дать Военную присягу; быть честным, правдивым, храбрым и не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воин­ ского долга; беспрекословно повиноваться начальникам и защищать их в бою; как зеницу ока оберегать Знамя своей части. Военнослужащий должен оказывать ува­ жение начальникам и старшим, строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания чести, всегда быть по форме, чи­ сто и аккуратно одетым. Устав внутренней службы четко опре­ деляет взаимоотношения военнослужащих. По своему воинскому званию и служебно­ му положению одни военнослужащие по отношению к другим могут быть началь­ никами или подчиненными, старшими или младшими. Подчиненные должны беспре­ кословно повиноваться командирам. При­ каз начальника — закон для подчинен- ного. Положения Устава внутренней службы имеют своей целью обеспечить твердый внутренний порядок в каждой воинской части и ос подразделениях, на каждом ко­ рабле. Вот почему каждый солдат и ма­ трос должен изучить уставы, твердо ус­ воить свои права, общие и должностные обязанности и точно выполнять их в сво­ ей службе. Норабельный устав Военно-Морских Сил Союза ССР четко определяет порядок повседневной службы на военных кораб­ лях, права и обязанности всех должност­ ных лиц. Точное знание требований Кора­ бельного устава, их строгое выполнение являются непременным условием высокой боевой готовности каждого корабля, части. Устав требует высоко держать честь и до­ стоинство советского военного моряка, честь и славу своей Родины, Военно-мор­ ского флага. Военно-Морской Флот зорко охраняет морские рубежи Советской Отчизны, за­ щищает государственные интересы Совет­ ского государства. Чтобы оправдать на­ дежды, возложенные на флот народом, на­ ши моряки должны неустанно совершенст­ вовать свою боевую ^выучку, повышать боеготовность кораблей. Этому и подчине­ на вся боевая подготовка моряков, задачи и цели которой точно определены Кора­ бельным уставом. Она предполагает дове­ дение боевой выучки, знаний, навыков личного состава корабля в области исполь­ зования оружия, боевой техники и такти­ ческих приемов до такой степени совер­ шенства, которая обеспечивала бы успеш­ нее решение поставленных задач в самых разнообразных условиях боевой обстанов­ ки. Главным же в боевой подготовке, как указывает устав, является практическое освоение своей специальности, умение пользоваться вверенным оружием. Учеба моряков должна проводиться в обстановке, максимально приближенной к боевым ус­ ловиям. Установленные уставом повседневный распорядок и правила обеспечивают ус­ пешное проведение боевой и политической подготовки. Поэтому точно их соблюдать обязан каждый советский моряк. Дисциплинарный устав обязывает всех командиров предъявлять к подчиненным высокую требовательность, твердой рукой насаждать с|>сди них воинскую дисципли­ ну. постоянно воспитывать их в духе строжайшего соблюдения уставов, разви­ вать и» поддерживать у них сознание во­ инской чести и воинского долга. Вез креп­ кой дисциплины п строгого порядка Ар­ мия и Флот немыслимы, воины не могут плодотворно и организованно ооучаться, исправно нести службу, четко и сплочен­ но действовать в бою. В уставе коротко и ясно изложены ос­ новы советской воинской дисциплины, ее сущность, ее значение; обобщен опыт дис­ циплинарной практики наших командиров. Дисциплинарный устав требует от нашего воина строго соблюдать Присягу и уста­ вы, быть честным, правдивым, бдитель­ ным и всеща готовым умело и храбро за­ щищать интересы великого Советского Союз;!.. Воинская дисциплина обязывает точно и беспрекословно выполнять приказы и распоряжения командиров и начальников. В Дисциплинарном уста<эе говорится, что в интересах защиты Родины начальник не должен оставлять без воздействия ни од­ ного проступка подчиненных, строго взы­ скивать с нерадивых и поощрять достой­ ных за проявленное усердие, подвиги и отличия ио службе. С этой целью уста­ вом предусмотрены меры дисциплинарных взысканий и поощрений. Устав обязывает всех военнослужащих содействовать на­ чальнику в поддержании воинской дис­ циплины и порядка. Е сли военнослужащий нарушил дисцип­ лину и установленный порядок в подраз­ делении или во время увольнения из ча­ сти, то он подвергается дисциплинарному взысканию, если тяжесть совершенного нм проступка не влечет за собой предания суду. За преступления и злостные нару­ шения дисциплины военнослужащие при­ влекаются к судебной ответственности. Ме- ру воздействия командир определяет в за­ висимости от 1обстоятельств и характера нарушения дисциплины. Налагая взыска­ ние, он преследует цель воспитать подчи­ ненного примерным воином, внушить ему недопустимость нарушения уставов, а так­ же предостеречь других военнослужащих от проступков. Если командир видит, что воин осознал свою ошибку, ревностно вы­ полняет свои обязанности, то может снять с подчиненного ранее наложенное взыска­ ние. Г» случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненных устав обязы­ вает начальника применять все меры при­ нуждения. Этот метод воздействия, приме­ няемый в Армии и Флоте, направлен про­ тив тех, кто нерадиво, преступно относит­ ся к службе, кто мешает выполнению от­ ветственных и почетных задач, постав­ ленных перед советскими воинами наро­ дом. Партией и. Правительством. За ревностную службу и усердную уче­ бу. безупречное выполнение служебных обязанностей, требований уставов и При­ сяги советские воины поощряются и на­ граждаются. В Дисциплинарном уставе дается перечень поощрений применяемых властью начальников. Кроме них^сущест­ вуют правительственные наград^. Орде­ нов и медалей Советского Союза удостаи­ ваются те военнослужащие, которые со­ вершили боевые подвиги, имеют особые заслуги перед Родиной, а также много лет безупречно служат в рядах Советских Во­ оруженных Сил. Орденами награждаются также части, корабли и соединения за подвиги и от.тичия в боях с вратами. Высшей степенью отличия является присвоение военнослужащим звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и гра­ моты Президиума Верховного Совета СССР. Это высокое звание присваивается воинам за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и ге­ роизм. Все это свидетельствует о том. что со­ ветский народ высоко ценит ратный труд своих воинов, их геройство и преданность социалистической Родине. Строевой учггав определяет требования строевого обучения военнослужащих и правила действий в пеших строях для всех родов войск, обязанности военнослу­ жащего в строю, порядок выполнения ими строевых приемов и отдания воинской чр - сти. Строевое обучение является важней­ шей частью боевой подготовки, ибо воины значительное количество времени прово­ дят в строю. Строевая подготовка имеет своей целью не только обучать воинов боевым и поход­ ным построениям для совместных jpi V t - вий. но и воспитать в них высокую воин­ скую шециплину. Строй олицетворяет бое­ вую сплоченность советских воинов, воз­ главляемых командиром. Нодаром ерши советских воинов бытует поговорка: «Хо­ рога в строю — силен в бою».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz