На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 сентября 1954 г., N° 227 (5969). В провинции Цинхай Почти в самом центре Китая, на плоско горье. высоко поднятом над уровнем моря, лужит провинция Цинхай. Она получила это название по имени одного из круп нейших в стране озер — Кукунор (Цин хан), что в переводе означает «Голубое море». Когда, перевалив через песчаные холмы, под’езжаешь к озеру, оно пленяет своей чистой, спокойной голубизной. Под паля щими лучами солнца барханы отливают ярким золотом, и это заставляет еще силь нее ощущать прохладу голубой озерной глади. На другом берегу виднеются неяс ные очертания высоких гор. затянутых розовой дымкой... На склонах гор пасутся отары овец и небольшие стада мохнатых коров: более крупные стада остались на высокогорных лугах. В провинции Цинхай берут начало две великие реки Китая — Хуанхэ и Янцзы. На востоке в долинах рек население за нимается земледелием, сеет пшеницу, ячмень. Но основное занятие жителей Цинхая— скотоводство. Зима здесь сухая, с\ровая, и летом вершины гор не снимают сьоих белых шапок. Зато потоки тающих снегов обильно орошают склоны гор и до лины. и ранней весной опи покрываются петым зеленым ковром. Гама природа создала здесь условия для в^еме^ного развития скотоводства. Однако до освобождения Цинхая поголовье скота уменьшалось из года в год. За десять лет оно сократилось более чем наполовину. II когда спрашиваешь людей о причинах, то в ответ слышишь одно: — Виноваты были гоминдан и Ма Бу фан! Население Цинхая многонационально. Но с кем бы вы ни заговорили — с тибетцем или монголом, дунганином или китайцем, с одинаковой ненавистью они произносят: — Ма Бу-Фан! На протяжении долгих лет этот гомин дановский сатрап был некоронованным ца рем Цинхая. Он действовал по принцппу «разделяй и властвуй». Ма Бу-фан натрав лял одну народность на другую, сеял рознь и взаимную вражду. Семь народностей, на селяющих Цинхай, были семью постоянны ми врагами... Нередко раздоры вспыхивали к внутри отдельных племен — не было го да который не отмечался бы здесь крова выми междоусобицами. Высокогорные луга — девять десятых всей площади Цинхая — летом и зимой с избытком могут обеспечить кормом скот. Однако Ма Бу-фаном была установлена особая система выдачи грамот на право пользования пастбищами: его чиновники вручали прамоты на один и тот же участок сразу трем— четырем племенам. Весной все эти племена появлялись на пастбище, и дело решалось кровавой стычкой, губив шей десятки и сотни людей. Разжигание национальной вражды об легчало эксплуатацию скотоводов. Налого вых норм в Цинхае вообще не существова ло. Не успевало племя уплатить один на лог, как являлся новый чиновник и пред’являл новое требование. Кром§ того, скотоводы обязаны были поставлять для гоминдановской армии лошадей, посылать людей на ремонт дорог, перевозить товары, принадлежавшие Ма Бу-фану и его при хвостням. То немногое, что после этого прабежа оставалось у скотовода, выкачивалось торговой компанией Дэсинхай. во главе ко торой стоял тот же Ма Бу-фан. Другие тор говцы в Цинхай не допускались. Тибетцы и монголы должны были продавать мясо, шерсть и кожу только компании Дэсинхай по установленным ею грлоительским це нам. За 100 цзиней шерсти (цзпнь= 0.5 килограмма), например, давались од- на-две плитки кирпичного чая: верблюд обменивался на кусок грубого полотна. Но даже и эта ничтожная плата не выдава лась сполна: каждый агент компании но ровил поживиться за счет неграмотных людей. Чтобы держать население Цинхая в без ропотном повиновении, гоминдановские воеводы совершали карательные походы против монгольских и тибетских племен. Во время этих набегов они сжигали кибит ки и юрты, мужчин убивали, а женщин и девушек угоняли... Имущество скотоводов подвергалось полному разграблению. — Казалось, конца не будет бедности и нищете, — говорит тибетец Сарацзе из >езда Хайянь.— II зимой и летом мы ходи ли в одной одежде, зимой—мехом внутрь, а летом — наружу. Многие были вынужде-. ны продавать пли закладывать дочерей и сыновей. За два года до освобождения и мне пришлось расстаться с дочерью — чи новники требовали податей, а в кибитке не было ничего... Когда, тесня разгромленные банды Ма Б}-фана, в Цинхай вошла Народно-освобо дительная армия, в сердцах людей за жглась надежда на счастье. Но новая ( лсизнь утвердилась не сразу. Тибетцы, монголы, дунгане и все другие народности Цинхая оставались еще под влиянием агентов Ма Бу-фана. Среди дунган рас пространялись клеветнические слухи о том, что, мол, с помощью Народно-освободитель ной армии китайцы будут мстить всем дунганам за то, что Ма Бу-фан был родом из дунган. Тибетцев и монголов стращали тем, что коммунисты якобы уничтожают религию, принуждают менять обычаи и привычки. Вожакам тибетских и монголь ских племен грозили тем, что коммунисты, мол, отберут у скотоводов овец, коров, ло шадей... Сломить вражескую клевету, рассеять ложные представления о народной власти, положить конец извечным конфликтам и сплотить воедино все народности, населя ющие Цинхай, — такова была задача, вставшая перед коммунистами. Настойчиво и терпеливо доказывали коммунисты вождям племен, что политика народной власти не имеет ничего общего с клеветническими выдумками гоминданов цев, что народная власть уважает права и обычаи всех народностей. Кадровые работ ники, приезжавшие в племена, действова ли не через голову вожаков и старшин, а только с их помощью, внимательно при слушивались к ним. — Привлекая на свою сторону прежде всего верхние, наиболее авторитетные слои племен, — говорит председатель провинци ального комитета по «.делам национально стей тов. Чжоу Жэнь-шань. — мы выка зывали глубокое уважение к их Вере. Все обычаи и привычки тибетцев, монголов, племен сала и ту соблюдались полностью. Вождям племен было, конечно, об’явлено, что новая власть не посятает ни на их скот, ни на их имущество. И то. что мы сумели вырвать их из-под влияния контр революционеров, послужило залогом всех наших дальнейших успехов, сыграло реша ющую роль в уничтожении остатков го миндановских банд. Чтобы содействовать развитию скотовод ства, провинциальное правительство на первых порах вообще освободило скотово дов от уплаты налогов. На пастбища были направлены медицинские и ветеринарные отряды. Повсеместно открылись отделения государственной торговой компании, заку павшей продукцию по новым, справедли вым ценам. В 1952 году, например, торго вые организации выдавали за 10 0 цзиней шерсти 41 плитку чая, или пять кусков хлопчатобумажной ткани, или 600 кило граммов зерна. Учитывая низкий культурный уровень населения и сильное влияние служителей культов, коммунисты не допускали ущем ления прав ламаистских монастырей и лам. Народное правительство не трогало мо настырские земельные угодья, и монасты ри, сдававшие земли в аренду, сами пошли на уступки крестьянам, значительно сни зив арендную плату. Постепенно возникли условия для орга низации национальных автономных рай онов. При этом, раз'ясняя основы нацио нальной политики Центрального народного правительства, коммунисты старались глу боко вникать в то, как именно строится управление в том или ином племени. Существовавший с давних времен режим не отменялся — он использовался, под вергаясь постепенным преобразованиям. В районных органах власти представле ны и простые скотозоды, и ламы, и вожа ки племен, и «живые будды». Все дела ре шаются ими самими. Вот один из крупных автономных райо нов — Юйшу, образованный в феврале 1952 года. Он расположен на юге Цинхая, среди горных хребтов Куэньлунь, Баян- Кара-ула и Тангула. В Юйшу проживают 10 0 тысяч тибетцев, и в местных органах власти работают 246 человек этой нацио нальности. Среди делегатов провинциаль ной конференции широко представлены все народности и все слои населения. От на циональных меньшинств избрано две пя тых всех делегатов. Заместителем предсе дателя провинциального правительства яв ляется Сицзяожаоцо — один из почитае мых тибетцами и ламами ученых. Автономные власти построили в Юйшу две школы, а в уездах Чэндо и Нанцянь открыли лечебницы. Недавно закончилась постройка типографии, где будут печатать ся газеты и брошюры на тибетском языке. Меры, принятые народной властью, ве дут к быстрому развитию скотоводства во всей провинции. В общей сложности за три года поголовье скота в Цинхае увеличилось более чем на 35 процентов. В 1952 году было настрижено овечьей шерсти на 60 процентов больше, чем в любой год го миндановского владычества. Понятно, что и доходы скотоводов теперь растут из года в год. Например, тибетец Цайжицзе из уезда Гуйдэ до освобождения никогда не сводил концы с концами. На во семь человек была одна пара истрепанных сапог... А в 1952 году у Цайжицзе было уже 240 овец, 31 корова, девять лошадей. За год он настриг 540 цзиней овечьей шер сти и сбил 230 цзиней масла. Собирая ле карственные травы и перевозя грузы. Цай жицзе заработал еще два миллиона юаней. В результате его семья смогла приобрести 2.240 цзиней пшеничной муки и достаточ нее кЬлпч^ство чац, заколоть &я себя двух коров и десять овец. Семья Цайжиц зе обзавелась новой посудой, каждому был сшит новый халат и куплена пара сапог. Да и живет Цайжицзе теперь не в старой, обветшалой кибитке, а в новой, надежно укрывающей от ветра и дождя. С каждым днем улучшается быт всех народностей Цинхая. Белые рабы Ма Бу- фана приобрели в новом Китае все воз можности для строительства счастливой жизни. Л. ДЕЛЮСИН. Окончание сессии Государственного собрания Венгрии БУДАПЕШТ, 22 сентября. (ТАСС). Се годня сессия Государственного собрания Венгерской Народной Республики закон чила свою работу. На утреннем заседании был единогласно принят закон о Советах (местных органах государственной, власти — Ред.) с поправками, внесенными в не го на основании всенародного обсужде ния. Новый закон предусматривает предо ставление большей самостоятельности местным советам. Сессия приняла также новый закон о выборах в местные советы. На основании этого закона 28 ноября будут проводить ся выборы в местные советы в связи с истечением срока их полномочий. Д Е Н Ь Н А Р О Д Н О Й А Р М И И Б О Л Г А Р И И СОФИЯ, 23 сентября. (ТАСС). Сегодня болгарский народ празднует 1 0 -ю годов щину создания Народной армии. Газеты посвятили сегодня передовые статьи На родной армии. Вчера по случаю дня болгарской Народ ной армии в Софии состоялось торжест венное собрание, на котором с докладом выступил министр народной обороны ге нерал армии Петр Панчевский. Клеветническая кампания в иранской печати в отношении СССР ТЕГЕРАН, 23 сентября. (ТАСС). Как стало здесь известно, 2 2 сентября с. г. посол СССР в Иране А. П. Лаврентьев по сетил министра иностранных дел Ирана А. Энтезама и сделал ему следующее за явление: «В последние дни, в связи с арестами офицеров армии и полиции Ирана, стали появляться в иранской печати провока ционные сообщения относительно «сек ретной связи арестованных с Москвой» (газета «Эттелаат», газета «Кейхан» и др.). Клеветнические сообщения относи тельно советского военного атташе гене рала Родионова (газета «Кейхан» от 15 сентября), клеветнические и враждебные выступления некоторых ,депутатов медж лиса по адресу Советского Союза и, нако нец, ничем не оправданное дискримина ционное мероприятие иранских властей в части показа советских фильмов в Иране. Указанные выше факты свидетельству ют о том, что в Иране начала проводить ся враждебная в отношении СССР кампа ния, очевидно, преследующая цели нане сти ущерб советско-иранским добрососед ским отношениям в угоду третьим стра нам. Посольство ожидает, что МИД Ирана примет надлежащие меры к прекращению враждебной в отношении СССР кампании и, в частности, примет меры к отмене дискриминационных распоряжений иран ских властей в отношении советских фильмов». Министр иностранных дел Ирана г-н Энтезам обещал довести это заявление посла СССР до сведения иранского пра вительства. В генеральном комитете ООН НЬЮ-ЙОРК, 23 сентября. (ТАСС). Днем 22 ■ сентября генеральный комитет приступил к утверждению повестки дня девятой сессии Генеральной Ассамблеи. ‘На этом заседании генеральный коми тет рассмотрел наибольшую часть вопро сов, предлагаемых для обсуждения на Генеральной Ассамблее, и принял реше ние о включении их в повестку дня дан ной сессии. При обсуждении включения в повест ку дня вопроса о приеме новых членов представитель СССР А. Я. Вышинский предложил по соображениям целесообраз ности не рассматривать на настоящей сессии Генеральной Ассамблеи вопроса о приеме в ООН Лаоса и Камбоджи до пол ного урегулирования политических вопро сов в Индо-Китае в соответствии с согла шениями, достигнутыми на Женевском совещании министров иностранных дел. Против этого возражали представители Франции и Австралии. Генеральный ко митет большинством голосов включил в повестку дня вопрос о приеме в члены ООН Лаоса и Камбоджи. Представители СССР и Чехословакии при голосовании воздержались. Представители колониальных держав— Англии, Франции, Австралии — возража ли против включения в повестку дня ря да вопросов, связанных с расовой дискри минацией, с правом наций на самоопре деление. В частности, они выступали и голосовали против включения в повестку дня вопроса о Западном Ириане (запад ная часть Новой Гвинеи), внесенного де легацией Индонезии. В поддержку индонезийского предло жения выступили представители СССР, Чехословакии, Бирмы, Сирии и другие. Большинством голосов генеральный ко митет включил этот вопрос в повестку дня нынешней сессии Генеральной Ас самблеи. Комитет также принял решение о включении в повестку дня марокканского и тунисского вопросов. Предварительной датой окончания ра боты девятой сессии Генеральной Ассам блеи комитет наметил десятое декабря се го года. Сегодня генеральный комитет продол жит утверждение повестки дня сессии и распределит вопросы для рассмотрения их в комитетах Генеральной Ассамблеи. ПОМОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ ВОСТОЧНОГО ПАНИСТАНА В последнее время на территории Во сточного Пакистана имело место большое наводнение, от которого пострадали мил лионы жителей, был нанесен значитель ный ущерб урожаю, разрушены тысячи жилищ. 21 сентября с. г. Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Пакистане А. Г. Стеценко посетил Премьер-Министра Пакистана г-на Мохаммед Али и от име ни Советского правительства выразил со чувствие по случаю постигшего население Восточного Пакистана бедствия от навод нения. Председатель Исполнительного Комите та Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР профессор Г. А. Митерев направил Председателю пакистанского Общества Красного Креста телеграмму, в которой выразил сочув ствие от имени Советского Красного Кре ста. Одновременно Исполнительный Коми тет Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР перевел па кистанскому Обществу Красного Креста для оказания помощи населению, постра давшему от наводнения, 50 тысяч паки станских рупий. {ТАСС). Заявление президента Демократической Республики Вьетнам ‘ Хо Ши Мина корреспонденту агентства Синьхуа ПЕКИН, 22 сентября. (ТАСС). Агент ство Синьхуа передало заявление прези дента Демократической Республики Вьет нам Хо Ши Мина корреспонденту агент ства. Президент Хо Ши Мин указал на но вые задачи вьетнамского народа после освобождения Северного Вьетнама. «Вьетнамское национально-освободи тельное движение вступило теперь в но вую фазу, — заявил президент Хо Ши Мин. — Характерной чертой этой фазы является переход от войны к миру, пере несение центра тяжести с деревни на го род, переход от разбросанности к центра лизации». «Мы должны многое сделать, — ска зал Хо Ши Мин, — чтобы упрочить пе ремирие и мир. Мы должны взять и уме ло управлять всеми вновь освобожденны ми деревнями и городами, бороться за то, чтобы залечить раны, нанесенные вой ной, восстановить национальную экономи ку и развивать внешнюю торговлю и торговлю между городскими и. сельскими районами. Это будет основой для увели чения производства и улучшения жизни народа». «Мы должны укреплять вьетнамскую партию Лао-Донг, демократическое прав- лепие и народную армию, а также союз рабочих и крестьян. Мы должны об’еди- нить городскую буржуазию, интеллиген цию и просвещенное дворянство; пра вильно осуществлять политику свободы вероисповедания, укреплять патриотиче ское единство всего народа страны, а также расширять и укреплять националь но-демократический единый фронт. Мы будем бороться за то, чтобы склонить на свою сторону и об’единиться со всеми теми, кто поддерживает мир, единство; независимость и демократию, независимо от того, сотрудничали ли они в прошлом с другой стороной или нет. Путем кон сультаций и переговоров и на основе ра венства и взаимной выгоды мы устано вим отношения и будем развивать эконо мическую и торговую деятельность с Францией и укреплять единство и друж- бу между вьетнамским и французским народами. Мы установим отношения с Камбоджей и Лаосом на основе пяти принципов взаимного уважения террито риальной целостности и суверенитета, ненападения, невмешательства во внут ренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды и мирного сосущество вания. Мы будем крепить единство с дру гими азиатскими странами и твердо ста- есм на сторону сил мира и демократии для решительной борьбы против амери канской военной политики и агрессивно го блока в Юго-Восточной Азии и за осу ществление обвинения, независимости и демократии Вьетнама». «Новое положение требует от нас боль шой работы, — заявил президент Хо Ши Мин. — Мы будем проводить всю эту ра боту, осуществляя правильную политику. Все будет подчинено интересам мира, единства, независимости и демократии». «Естественно, — указал в заключение Хо Ши Мин, — перед нами стожг много трудностей и препятствий. -Но мы увере ны, что в результате совместной борьбы партии, армии и народа всей страны ми ролюбивый, единый, независимый и де мократический новый Вьетнам будет не сомненно создан». К празднованию 10-летней годовщины освобождения Северной Норвегии Советской Армией ОСЛО, 21 сентября. (ТАСС). В связи с исполняющимся в октябре с. г. 1 0 -летием со дня освобождения Советской Армией Северной Норвегии от немецко-фашист ской оккупации правительство Норвегии решило организовать 24 октября 1954 года в г. Киркенесе торжественную це ремонию и передало приглашение Совет скому Правительству направить для уча стия в указанной церемонии советскую делегацию. На днях посол СССР в Норвегии Г. П. Аркадьев сообщил министру иностран ных дел Норвегии X. Ланге, что Прави тельство СССР приняло приглашение нор вежского правительства и решило на править для..участия в торжественной це ремонии в Киркенесе делегацию в следую щем составе: посол СССР в Норвегии Ар кадьев Г. П. (глава делегации), генерал- лейтенант Щербаков В. И. (командовав ший советскими войсками при. освобож дении Северной Норвегии), контр-адмирал Зюзин С. Д. — участник боев за осво бождение Северной Норвегии, военно-мор ской атташе при посольстве СССР в Нор вегии, капитан 1 ранга Прошнпков М. А., и. о. военного атташе при посольстве СССР в Норвегия полковник Задумкин А. Н. Для концертных выступлений в связи с празднованием 1 0 -летней годовщины освобождения Северной Норвегии из СССР прибудет группа советских артистов. НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ ПО БОКСУ СОФИЯ, 23 сентября. (ТАСС). Вчера здесь закончились международные со ревнования по боксу. В последний день соревнований решался вопрос о победи теле и распределении мест в турнирной таблице. Первыми на ринг вышли боксеры Поль ши и Чехословакии. В напряженной борь бе со счетом 6:4 выиграли польские бок серы. Встреча команд Венгрии и ГД'Р за кончилась победой венгров с результатом 7:3. Советские боксеры победили болгарских с результатом 8 : 2 ’ Конечный результат соревнований та ков: на первом месте команда Польши, набравшая 10 очков, на втором — СССР — 8 очков,«иа третьем — Болгария — 5 очков, и & четвертом — Венгрия — 4 очка, на пятом — Чехословакия — 2 очка, на шестом — Германская Демокра тическая Республика — 1 очко. Логово реакции исредневекового мракобесия В столице Италии Риме, на территории площадью в 44 га, расположен Ватикан — центр католической церкви, резиден ция главы этой церкви — папы римского. С 1929 года, по договору с фашистским правительством Италии, Ватикан образует самостоятельное государство с населением свыше тысячи человек. Ватикан имеет свою небольшую гвардию, тюрьму, собст венную монету, свой суд, прессу, свою ра диостанцию и телеграф. Через своих пред ставителей — нунциев он осуществляет дипломатические отношения с 40 государ ствами. В свою очередь целый ряд госу дарств (США, Англия и др.) имеют при Ватикане своих представителей. На протяжении многих веков католиче ская церковь, возглавляемая Ватиканом, была (и ныне продолжает оставаться) но сительницей самой дикой реакции и мра кобесия, врагом науки и культуры, врагом прогрессивного человечества. Католическая церковь — это костры средневековой ин квизиции, на которых сжигались передо вые мыслители и их творения. Это мрач ные застенки и пытки для всех, кто не был согласен с проповедями католической церкви. Католической инквизицией брошен в костер великий ученый-материалист Джордано Бруно: до конца дней подвер гался диким преследованиям, друггй выда ющийся мыслитель Галилео Галилей: на костре инквизиции был сожжен борец за освобождение чехословацкого народа Ян Гус. Бесчисленна цепь преступлений ка толицизма против лучших представителей человечества. В наше время Ватикан и его подручные не могут кострами и пытками расправиться с людьми, неугодными церк ви. — они делают это другими средства ми, в числе которых тайное убийство сто ит не на последнем месте. Так, в 1949 го ду, по заданию Ватикана, был зверски убит в Львове известный украинский пи сатель и общественный деятель Ярослав Галан, беспощадно разоблачавший подлую деятельность главы Ватикана — папы Пия XII и всей католической иерархии. Католическая церковь имеет богатый опыт преследования науки. Она всегда считала, что «все зло» идет от разума, и петому с яростью преследовала великие открытия человеческого разума. Католиче ская церковь утверждает, что вера выше разума, выше науки. Нынешний глава Ватикана папа Пий XII («отец тьмы» — как назвал его Яро слав Галан), в одном из своих выступле ний лиловался, что наука «ослепила» лю дей, и требовал от католических «уче ных», чтобы они подчинили науку като лической церкви. Особую ненависть Вати кана вызывает марксисТско-ленлнское учение, ибо оно, по словам папы, сеет «сомнения» среди молодежи. В противовес марксистско-ленинской науке «святой» отец требует пропаганды католической философии и в первую оче редь учения средневекового мракобеса Фо мы Аквинского, который является духов ным отцом католицизма, философия Фомы Дквинекого провозглашена официальной философией католической церкви ^и яв ляется орудием борьбы с передовой нау кой. В чем суть этой средневековой филосо фии, которая ныне приспособляется като лическими богословами к интересам импе риалистической буржуазии? Фома Аквинский утверждал, что суще ствуют истины разумные, познаваемые с помощью разума, и истины, сверхразумные. которые можно познать лишь путем сверх- естественного «откровения». Истинами первого рода может заниматься наука и философия. Вторые истины — это уже область религии и церкви. Только через специальных людей «святых» (к ним церковь относит папу, епископов и т. п.) бог «открывает» свои тайны. Сверхразум- ная истина выше разумной — она «бо жественна». Таким образом вера ставится выше научной истины — такова сущ ность этой реакционной философии като лицизма. Идеализавдя средневековья является од ной из характерных черт католицизма. Страх перед будущим заставляет империа листическую буржуазию и ее прислужни цу — католическую церковь искать спа сения в возврате к прошлому. У Ватикана имеются на это особые мотивы. Средние века были эпохой господства католической церкви, ее пап, епископов, временем все силия инквизиции. «Назад к средневе ковью» — таков лозунг католической церкви. Ядом своего реакционного учения като лическая церковь отравляет сознание мил лионов трудящихся, задавленных капита листической эксплуатацией. Она разжи гает среди верующих фанатизм, фабрикует всякого рода «святых», инсценирует, «чу деса», бессовестно обманывая простых людей в угоду эксплуататорам. В целях обуздания верующих Ватикан использует такие средства религиозного террора, как отлучение от церкви, проклятия, запуги вание «адскими муками» всех тех, кто не согласен с требованиями католической церкви. В. И. Ленин писал: «Все современные религии и церкви, все и всяческие рели гиозные организации марксизм рассматри вает всегда, как органы буржуазной ре акции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса». Деятель ность Ватикана полностью подтверждает эти ленинские слова. Во всех своих посла ниях и проповедях' попы и епископы на стойчиво твердят, что частная собствен ность и деление на классы — вечны, они «от бога», что капиталистический строй— «божественное» установление. Именно так писал в своем послании к американским католикам пана Пий XII в 1939 году. Он же заявил, что бедность тоже «от бога». Пролетариат он утешает тем, что «бедные занимают у бога почетное место» и что им обеспечено после смерти «царство не бесное». Если бы все это говорилось 4— 5 веков назад, то не было бы удивительным. Но это утверждается в середине XX века, ког да на земле более трети человечества, ру ководствуясь бессмертным учением Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, на всегда сбросило с себя капиталистическое иго и доказывает всем ходом своего раз вития, что возможна иная жизнь — жизнь без эксплуататоров. Убеждаясь в том, что ее позиции с каждым годом ослабевают, католическая церковь с еще большим ожесточением об рушивается на демократические силы все го мира. Острие ее отравленного жала на правлено в первую очередь против Совет ского Союза и стран народной демократии. Опираясь на свою агентуру, Ватикан орга низует заговоры против стран народной демократии, насаждает шпионов и прово каторов. В послевоенные годы была разоб лачена целая серия заговоров и шпион ских центров, возглавляемых католиче ской церковью. Ватикан тесно связан с американским империализмом, возглавляющим ныне всю международную реакцию. В этом нет ни чего удивительного. Ватикан всегда слу жил самым темным силам реакции. В 1922 году Ватикан помог фашистам захватить власть в Италии. В 1933 г. он способст вовал захвату власти Гитлером в Германии, он оказывал финансовую помощь палачу испанского народа — Франко. Осведом ленный о предстоящем нападении гитле ровской Германии на Советский Союз в июне 1941 года, Ватикан целиком одобрил этот разбойничий' план Гитлера. Во всех вопросах современности Вати кан целиком солидарен с политикой аме риканского империализма. Вся его деятель ность — идеологическая, политическая, шпионская — поставлена на службу американскому капиталу. Может ли быть иначе, если 80 проц. доходов Ватикана по ступает из США и Канады? С 1939 г. в резиденции папы постоянно пребывает специальный представитель американско го президента. В числе кардиналов, назна ченных в 1946 г. папой, — четыре аме риканца. Католическая церковь не только орудие духовного закабаления трудящихся масс. Католическая иерархия срослась в эпоху империализма с промышленной и финан совой буржуазией. Ватикан имеет огром ные капиталы. Только в одной Италии че рез подставных лиц папский престол конт ролирует не менее 30 акционерных об ществ. Капиталы Ватикана вложены в предприятия Франции, Аргентины, Брази лии, Испании. Он тесно связан с амери канскими банками, в частности с домом Моргана, через который проводит своп спекулятивные операции в США. Католическая церковь имеет широко разветвленный аппарат во многих странах капиталистического мира. Достаточно ска зать, что в одних США насчитывается 40 тыс. католических попов, 28 тыс. архие пископов и несколько десятков тысяч мона хов и монахинь. В Испании— 30 тыс. ка толических попов и 60 тыс. монахов и мо нахинь. В Италии же имеется 70 тыс. ка толических священников, 400 тыс. мона хов и монахинь. Следует сказать, что в Италии гнет католической церкви особен но тяжел. Католицизм проникает всюду — в государственные органы, в политические партии, молодежные и другие обществен ные организации. Ватикан открыто вме шивается в дела просвещения, подвергая своему контролю школьные программы, из дание учебников, которые составляются в духе примирения с существующей дейст вительностью, слепого повиновения церкви и ненависти ко всему прогрессивному. Опираясь на свой опромный аппарат, като лическая церковь стремится и в других странах держать миллионные массы в слепом повиновении у империалистиче ских эксплуататоров. Однако прошли те времена, когда като лическая церковь и ее реакционная идео логия безраздельно господствовали над многими государствами и народами. Ан тинародная деятельность Ватикана, лакей ская преданность католической церкви им периалистической буржуазии и американ ским поджигателям войны вызывает все большее недовольство среди трудящихся. Вопреки проклятиям Ватикана, к лагерю борцов за мир присоединяются и трудя щиеся католики. Коммунистические пар тии зарубежных стран, об’единяющие во круг себя все демократические силы, ус пешно борются с темными силами католи ческой религии, вовлекая в общий фронт борьбы за мир все большие слои верую- щих-католиков. Для трудящихся капиталистических стран все более очевидной становится грязная роль Ватикана — душителя сво боды и прогресса, проповедника тьмы, по слушного орудия американского империа лизма в подготовке новой мировой войны. П. ЛУКОВ. Зам. ответственного редактора В. БЕЛОВУСЬКО. А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И И И З Д А Т Е Л Ь С Т В А : гор. Североморск. Мурманской области. ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76, вам. редактора — 2-48. с е к р е т а р ь -- 1-64. нач. издательства и нач. типографии — 5-83. отделы: информации и культуры и быта — 3-63. боевой подготовки и писем — 28, пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. отдел подписки и бухгалтерия — 2 -01, ГМ 0900227 . Заказ Л: 227 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz