На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 сентября 1954 г., № 227 (5069). 9Р Б д и т е л ь н о н е с т и х о д о в у ю в а х т у ! Вышел в море —смотри в оба! — Матрос Валуйко, вы опять не на своем месте! — строго сказал старшина 2 статьи Преображенский стоящему в стороне от работающего механизма матро­ су. — Делаю вам второе замечание и... последнее. Матрос покинул место у раструба и по­ дошел к приборам. Поведение Валуйко обеспокоило Пре­ ображенского. До этого воин нес вахту у заведования бдительно, не допускал ни­ чего, что противоречило бы эксплуата­ ционной инструкции. II вдруг такая бес­ печность! Два раза старшина спускался в машинное отделение, чтобы проверить, как несут вахту его подчиненные, и два раза делал замечание Валуйко за то, что он оставил без надзора масляный насос. А ведь от исправной работы этого меха­ низма зависит действие многих агрегатов. Старшина внимательно осмотрел заве- дывапия подчиненных, проверил показа­ ния приборов и в задумчивости остано­ вился перед матросом. «Раз'яснить ли ему сейчас, как нужно нести ходовую вахту, или позднее, когда освободится, — думал старшина. — Лучше потом. Не буду от­ влекать, за и шум мешает обстоятельно поговорить и указаib на ошибку». — Если еще раз увижу, что вы по­ кинули пост, — категорически заявил старшина нерадивому вопну, — сниму с Вахты и строго накажу. Не забывайте о бдительности. Копа сменитесь, зайдите ко мне. Матрос ответил: —г- Есть, бдительно нести вахту. Краткое внушение старшины и тон, не допускающий возражений, сделали свое дело. Хотя попрежнему было жарко стоять у насоса и ноги ныли от усталости, ма­ трос не посмел ни на шаг отойти от за- вегывания, чтобы подставить под живи­ тельную струю свежего прохладного воз­ духа покрывшуюся крупными каплями пота грудь и разгоряченную голову... — Прибыл по вашему приказанию, то­ варищ старшина! — доложил матрос, явившись к командиру после вахты. — Садитесь! — Преображенский ука­ зал на кожаный диван и, обождав, пока Валуйко нерешительно уселся, пододви­ нулся ближе к подчиненному.— Ну как, устали? — сочувственно спросил он. Да ничего, только вот жарко было, — ответил матрос и с удивлением по­ смотрел на командира. Почему он так ла­ сков, почему не ругает? А Преображен­ ский тем временем продолжал: — Вы, конечно, думали, что я вызвал вас ругать. Следовало бы. Обслуживая та­ кой важный механизм, как турбомасля- ный насос, вы допустили непроститель­ ную халатность и невнимательность. Кто разрешал уйти от насоса и зачем вы это сделали? —г- Никто не разрешал, — виновато проговорил Валуйко, — я же оказал, что очень жарко было, вот и решил немного прохладиться... А если бы в это время сбросил, допу­ стим, быстрозапорнып клапан. Представ­ ляете, что было бы? — Могли поплавиться подшипники в механизмах... — Другими словами, корабль на зна­ чительное время лишился бы возможно­ сти выполнять учебные задачи, не говоря об огромном материальном убытке. — Это я все хорошо понимаю, това­ рищ старшина, но только за свое заведы­ вание ручаюсь. Вы ведь сами недавно го­ ворили, что у меня материальная часть в самом лучшем состоянии. — Вот оно в чем дело! Вы решили, что если старшина поставил в пример другим ваше заведывание, значит вахту нести можно спустя рукава? Все ядно: зазна­ лись, самоуспокоились!.. — Нет, что вы! Зря говорите, това­ рищ старшина, — энергично запротесто­ вал воин. — Никакой самоуспокоенности у меня нет. — Зазнались, товарищ Валуйко, ведь вы раньше несли вахту бдительно. Я ни разу не замечал, чтобы вы уш­ ли от действующего механизма, хотя ус­ ловия были иногда намного тяжелее. Что же касается ваших знаний и состояния материальной части, так они те же... Ска­ лите тогда, почему вы отступаете от ин­ струкции? Воин растерялся. В самом деле, почему? Неужели, услышав из уст старшины по­ хвалу, Валуйко вдруг зазнался, успокоил­ ся и решил, что если заведывание содер- я;ит в отличном состоянии, то можно всецело положиться на него: оно, мол, не подведет? — Поняли свою ошибку, матрос Валуй­ ко? — спросил старшина, по выражению лица подчиненного угадав, что он, нако­ нец, осознал опасность допущенной им се­ годня оплошности. — Так точно! — ответил матрос. — Этого больше не будет. Но только, това­ рищ старшина, в свое заведывание я все-таки верю. Не подведет. — Это бесспорно хорошо. Так должно и быть. Но ведь всякое может случиться. А поэтому возьмите себе за правило и неуклонно придерживайтесь его: встал на вахту — смотри в оба! Ни на минуту не отвлекайтесь посторонними делами. Сле­ дите внимательно за приборами, за со­ стоянием подшипников, за охлаждением... Много времени прошло с/Тех пор, когда матросу Валуйко пришлось выслушивать нравоучения от старшины за свою бес­ печность на вахте. Но тому золотому пра­ вилу, о котором говорил Преображенский, он никогда не изменял. Однажды ему пришлось убедиться, насколько был прав старшина. Корабль готовился выполнять стрельбу из орудий главного калибра. Над морем спускалась по-осеннему темная полярная ночь, быстро скрывались от взоров моря­ ков и без того потерявшие вдали четкость очертаний волнистые контуры берегов. Цель близко. На корабле сыграна «бое­ вая тревога». Все быстро, без суеты за­ нимают свои места. С особой тщательно­ стью и усердием умелые матросские ру­ ки готовят заведывания к немедленному действию. Валуйко внимательно осматри­ вает и прослушивает заведывание, еще раз убеждается, что все в порядке. Механизм работает четко. Казалось, можно и ослабить внимание, поговорить с товарищами, отвлечься чем- нибудь. Но нет! Валуйко помнит беседу со старшиной Преображенским и неуто­ мимо смотрит на приборы, где стрелки, плавно покачиваясь, показывают давле­ ние масла, поступающего для смазки под­ шипников. Мощный, немного приглушенный за палубными надстройками залп заставил матроса вздрогнуть. Еще залп... Третий... Четвертый... Корабль вздрагивает всем корпусом и на мгновенье кренится. Ма­ трос с гордостью думает в это время, ка­ кую несокрушимую силу представляет корабль. Ему хочется поделиться мнением на этот счет с товарищем. Внимательный глаз опытного специа­ листа вдруг замечает, что стрелки прибо­ ров медленно поползли вниз. Валуйко прильнул к быстрозапорному клапану, и через секунду клапан был введен. «Что случилось бы, будь я хотя в двух шагах от насоса? — было первой мыслью матроса, озадаченно смотревшего на приборы, стрелки которых теперь вста­ ли на свои места. — Ход большой, и остановись насос всего на несколько се­ кунд, все подшипники оказались бы вы­ плавленными. Вот что значит нести вах­ ту бдительно! Как был прав старшина, когда говорил, что всякое может случить­ ся Он дал себе слово впредь быть еще вни­ мательней. Можно привести еще много примеров, которые подтверждают, что только бди­ тельное несение вахты обеспечивает без­ аварийную эксплуатацию техники, а в конечном счете успешное плавание. Высокая бдительность нужна везде. Пусть то будет машинист-турбинист, внимательно и ревностно следящий за работой мощных машин, обеспечивающих ход кораблю, или электрик, снабжающий электроэнергией разнообразные механиз­ мы, а также зенитчик, готовый в любой момент открыть сокрушительный огонь по вражеским самолетам. Твердое знание материальной части, за­ ботливый уход за нею, высокая бдитель­ ность советских морядов на вахте — вот что обеспечивает боеспособность родного корабля. Старшина 2 статьи А. СМИРНОВ. Б е з малейших у с л о в н о с т е й В кубрике собрался личный состав. Командир подразде­ ления поставил перед моряками задачи на предстоящий по­ ход. Особое внимание он обратил на бдительное несение вахты у механизмов и строгий учет расхода топлива. И вот каждый матрос и старшина проверяет свое заве­ дование, старается ничего не упустить из виду. Старшина 2 статьи Шатило принял доклад от матроса Каныгина о том, что не проворачивается щиток. По приказанию офицера стар­ ший матрос Машкарев и Каныгин быстро устранили неис­ правность. Поступил сигнал: «Походной вахте заступить». Техника вводится в действие. Корабль дал ход. Каждый воин уверен, его плавание пройдет успешно. За кормой всего лишь несколько миль, а старшина 2 статьи Семоков уже выпустил боевой листок. В заметках рассказывается о том, как специалисты готовили заведыва­ ния к походу, отмечены те, кто работал умело. ...Далеко позади остались родные берега. Водны, набега­ ют одна за другой и с силой разбиваются о борт корабля. А он уверенно идет вперед по заданному курсу, наперекор ветру и дождю. Моряки бдительно несут вахту. Старшина вахты Сомов регулярно проверяет действия подчиненных и работу механизмов, всякий раз докладывает, что замечаний нет. Да их и не должно быть. На посту опытные специали­ сты Туполенко, Новиков, Каныгин и другие. Они обслужива­ ют механизмы строго по инструкции. Беспрерывно проводятся тренировки, точно и быстро выполняются вводные, подаваемые с командных пунктов. Никаких условностей. Вот старшие матросы Матвеев, Шутов и другие фактически ликвидируют «пожар». Практические задачи решают и другие воины. Плавание подходит к концу. Задание выполнено, личный состав потрудился на славу. Старший начальник об’явил отличившимся воинам благодарность. Офицер * ЛЕБЕДЕВ. Связь действует безотказно У т о п к и к о т Радисты знают, что при удалении ко­ рабля на большое расстояние от базы слышимость значительно понижается, ощу­ щается уход частоты, изменяется тон ко­ лебаний, происходит большая загрузка сети. Все это затрудняет радиоприем. Только хорошо натренированный, опыт­ ный радиотелеграфист может без искаже­ ний принять радиограмму. Благодаря прочным практическим навы­ кам специалист второго класса старшина 2 статьи Бушенев умело несет вахту, по тону и ритму отличает работу передаю­ щей станции нужного корреспондента от других стаицпй, осуществляя тем самым безошибочный прием. Бушенев хорошо действует на ключе. Обладая выносливостью и морской за ­ калкой, он в каждом походе успешно справляется со своими обязанностями. З а бдительное несение ходовой вахты радио­ телеграфист Бушенев сфотографирован при развернутом Военно-морском флаге. Подчиненные старшины 2 статьи Буше- нева в любых условиях обеспечивают ко­ рабль надежной и беспрерывной связью . Однажды поход проходил в штормовую погоду. Поступило приказание — устано­ вить с берегом связь. Вахту открыл старший матрос Гаранин. Спустя минуту после вызова последовал ответ береговой станции. Зн ачи т связь установлена. Вдруг слышимость резко упала Н начала посте­ пенно ухудшаться. Н апрягая слух, Гара­ нин продолжал вести прием, стараясь не пропустить ни одного сигнала. Слыши­ мость становилась все хуже. «Чувствует­ ся, что у корреспондента садятся аккуму­ ляторы», — подумал Гаранин. О трудно­ стях приема воин доложил старшине. Бушенев быстро принял решение, он приказал старшему матросу Крымцову от­ крыть вахту на втором приемнике. Включив телефоны, "старшина сам на­ чал записывать работу передающей стан­ ции. Т а к , благодаря хорошей боевой вы­ учке, связь с постом была обеспечен» на требуемый период. Экипаж корабля об­ разцово выполнил поставленную перед ним задачу. Подчиненные старшины Бушенева — »то дружный, крепко сплоченный коллектив. Они настойчиво совершенствуют свое во­ инское мастерство, безупречно действуют на боевом посту в условиях походной об­ становки* В отделении не пропадает ни одна минута драгоценного учебного вре­ мени. Если корабль находится в базе, связисты не бывают без дела. Они систе­ матически тренируются в работе на клю­ че, изучают правила обслуживания радио­ аппаратуры. Старшина 2 статьи Бушенев — квали­ фицированный мастер своего дела. Н а груди передового моряка красуется знак «Отличный связист». Е го богатый прак­ тический опыт усердно воспринимают ма­ тросы. Старшина 2 статьи Ю . ГУ РКИН . Н А С Н ИМ К Е : отличник боевой и по­ литической подготовки, классный специа­ лист старшина 2 статьи И . Бушенев. Ф ото старшего матроса С. Вальнева. л а Все идет своим чередом. Глухо шумят вентиляторы, однообразно гудит пламя в топке, слышно жужжание работающих на малых оборотах всномогательных механиз­ мов. Включено всего две форсунки. Обста­ новка не меняется несколько часов под­ ряд. В это время лица молодых машини­ стов выражают полное удовлетворение. — Какая благодать! — думает матрос Антонов. — Вот всегда бы так, — тешит воин себя мыслью. Видимое спокойствие и благополучие «пленили» его, и он приту­ пил внимание. Антонов беззаботно проха­ живается по котельному отделению, бег­ лым взглядом осматривает приборы и ме­ ханизмы. Он занят не ими, а чем-то дру­ гим. Антонов удивляется, почему старший матрос Скворцов ведет себя так насторо­ женно. С чего бы? Классный специалист, опытный моряк, а как будто неуверен в себе. Матрос еще не имел случая убе­ диться, как ответственна каждая минута вахты. А Скворцов знает, что притупле­ ние бдительности в эти моменты затишья опасно. Кажется, все обстоит благополуч­ но, делать нечего, заботы никакой. Но чуть забылся — хлопот не оберешься. Строгим напоминанием звучит резкий сигнал ревуна, вспыхивает электричесчая лампочка. Инженер-механик выражает ewe неудовольствие. Вахтенный на горе­ нии встрепенулся. Глянул в смотровое ок­ но — топку заволокло дымом. Попробуй теперь быстро сообрази, почему топливо сгорает не полностью. Причин может быть много. Голова Скворцова привычно запрокину­ та. От этого мускулистая шея моряха вы­ глядит крепче. Полупрпщуренные гл.па воина обращены к приборам. Стрелка ма­ нометра — на красной черте, значит пар на марке. Тягомер показывает, что давле­ ние воздуха нормальное. Обороты вентиля­ торов не изменились. Старший матрос Скворцов наклоняется к смотровому глазку. Сноп искр проносит­ ся от переднего фронта внутрь котла. Та­ кие же яркие огоньки в глазах моряка. Он видит каждую капельку горящей жид­ кости, отчетливо различает каждый кир­ пич огнеупорной кладки, по трепетным желто-соломенным очертаниям замечает форму факела. Вот истинная характери­ стика работы топки — показатель ма­ стерства и бдительности всех воинов вах­ ты! Лицо старшего матроса озарено не то улыбкой, не то ярким светом пламени. В общем успехе есть доля и его труда. Старшина вахты Семенчинский подзы­ вает к котлу матроса Антонова. — Вот смотрите, как нужно выполнять обязанности на посту, — говорит он под­ чиненному, кивая на Скворцова, увлечен­ ного своим делом. — Видите, какой хоро­ ший распыл топлива. Так не получится, если вахтенный у вспомогательных меха­ низмов недоглядит и температура топлива будет ниже, чем полагается. Топливо ста­ нет вязким, воспламеняться будет плохо. Вот вам и черный дым. Обратите внима­ ние на то, что пламя не касается т р уш . Иначе они будут загрязняться. Разговор прервался. Раздался короткий звонок котельного телеграфа. Момент, которого так напряженно жд« Скворцов, наступил. Сейчас увеличивает­ ся ход. Стрелка манометра несколько па­ дает — увеличился отбор пара. Старший матрос Семенчинский делает Антонову знак рукой остаться и тотчас приоткры­ вает клапан подачи воздуха. Тем временем Скворцов открывает малый регистр и включает форсунку, а затем передергивает ручки наружного регистра. В такой же по­ следовательности вводится в действие еще несколько форсунок. Вентиляторы уже на- бг.эли обороты, пламя в топке неистоко бушует. Но попрежнему промежутки меж­ ду потоками искр в котле прозрачны. Пе­ реход на новый режим работы произведен умело. ■— Это очень ответственный момент, — поясняет старшина вахты Антонову.— Ес­ ли немного замешкаться, будет избыток воздуха—появится белый дым. Тогда труб­ ки охлаждаются и, чтобы напреть их, нуж­ но больше топлива, Некоторые епедиали- сты не соблюдают порядок действий. Ду­ мают — лишь бы скорее выполнить при­ казание. Конечно, если сначала подать топливо, а потом воздух, горение будет. Однако от избытка топлива опять дым­ ность. Н еще одно замечание. Надо пра­ вильно работать регистрами. По внутрен­ нему воздух движется прямой струей, по наружному — завихряется. Так и полу­ чается факел — компактный, имеющий самую выгодную форму. А все это во мно­ гом зависит от воинов, стоящих у вспо­ могательных механизмов. Старшина вахты дал матросу возмож­ ность увидеть конкретный результат ра- боты специалистов, мастерство и бдитель-* ность лучших из них. Подчиненный по­ нял, какие ответственные обязанности возложены на него. В топке появился темный подвижной клубок. Загрязнилась форсунка — безошибочно определяет Скворцов. Сильными движе­ ниями он тотчас отдает башмак и выни­ мает форсунку. На ее место поставлена запасная. И опять дело идет на лад. Плавание закончилось. Выведены из действия механизмы. Скворцов торцем де­ ревяшки усердно трет зашлаковавшуюгя Форсунку. Нагар так плотно пристал к ме­ таллу, что отодрать его трудно. От него легко можно избавиться, применив какой- нибудь металлический предмет. Но этого нельзя допускать. Поцарапаешь форсунку, оставишь задиры в прижимном отверстии. Работа потеряет всякий смысл. Распыл то­ плива будет неправильным. Скзорцов не поступит так, как однажды старший ма­ трос Е рохов , который напильником прочи * щал прижимное отверстие. Он кпопдтямао трет форсунку, промывает ее керосином. Не успели окончательно остыть после длительной работы механизмы, как стало известно, что вновь предстоит выход в мо­ ре. Скворцов готовит заведывание к дей­ ствию. Форсунки установлены правильно. Воин уверен — в топке будет один цент­ рализованный клубок пламени, а значит выше температура. Возможности котла должны использоваться полностью. В подготовке техники к работе довольно активно участвует матрос Антонов, — Надеюсь на этот раз вы будете не­ сти вахту старательно, —- говорит ему сослуживец. — Смотрите, если подведете, добра не ждите. Главное, не давайте во­ лю слабостям. Антонов смущен. Но как-то он поведет себя в очередном походе? Скворцов вышел на верхнюю палубу покурить. Здесь он застал других маши­ нистов, которые воспользовались коротким перерывом и тоже поднялись наверх. — Ну, как дела, небокоптитель?— по­ шутил один из турбииистов, забыв, что обращается не по адресу. — Вы, кажется, маневрист? Так знайте, что установка не мотоцикл и баранку надо крутить умеючи. А то вы иногда вра­ щаете ее неразумно, глаза-то разбе­ гаются, где тут заметить котельный теле­ граф. — уязвил старший матрос шутни­ ка. явно намекая на то. что он иногда забывает сообщив^ котельным машини­ стам об изменении хода. — Уж мы как-нибудь постараемся не сесть в галошу, — возразил задетый за живое моряк. — Посмотрим, — многозначительно протянул Скворцов. Моряки разошлись по боевым постам с намерением подготовить все для успешно­ го плавания, а в море грамотно обслужи­ вать материальную часть. Ими руководит сознание долга перед Советской Родиной. Офицер Г. АНАНЬИН. Перед новЬядг учебнЬт годом Д о конца изжить недостатки в работе вечернего университета марксизма-ленинизма Вечерние универ­ ситеты марксизма- ленинизма на флоте, как известно, имеют своей задачей повы­ шение политических знании и идейного уровня офицеров, вос­ питание их в духе беспредельной любви и преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, высокой бди­ тельности и постоянной боевой готовности, выполняя решения XIX с’езда КПСС и последующие постановления Центрального комитета по вопросам идеологической ра­ боты, вечерние университеты марксизма- ленинизма призваны непрерывно совер­ шенствовать свою учебно-воспитательную работу. Наш университет марксизма-ленинизма укомплектован хорошо подготовленными преподавательскими кадрами. К работе привлечены лучшие пропагандистские силы. В текущем учебном году несколько повысился идейно-теоретический уровень лекций и семинарских занятий, более плодотворно работали предметные комис­ сии. Хорошо была, например, подготовлена лекция «Хозяйственный расчет и рен­ табельность. Себестоимость и цена». Про­ пагандист четко изложил основные во­ просы темы, дохедчиво рассказал» о су­ ществе хозрасчета, как основного ме­ тода руководства социалистическими пред­ приятиями. Лектор умело использовал кон­ кретные примеры из жизни лучших пред­ приятий Москвы и Ленинграда. Внимательный, серьезный подход к разработке каждой темы по курсу фило­ софии характерен также для офицера Се- рина и других преподавателей. В этом году вечерний университет окон­ чила большая группа офицеров. На эк­ заменах большинство слушателей пока­ зало хорошие и отличные знания по исто­ рии КПСС, политэкономии, по диалектиче­ скому и историческому материализму. Многие офицеры, в том числе тт. Греков, Бойко, Журба, Ицкович, Нечаев и другие,, сдали экзамены по всем учебным дисцип­ линам на «отлично». Офицер Греков в период учебы в уни­ верситете очень часто бывал в море, мно­ го времени уделял выполнению своего служебного долга по обучению и воспита­ нию личного состава, принимал активное участие в общественной жизни . И все это не мешало ему учиться на «отлично». Но было бы ошибочно не йидеть недо­ статков в работе вечернего университета марксизма-ленинизма. Итоги учебного го­ да показали, что здесь еще не изжиты формализм, начетничество, отрыв теории от жизни, от задач, решаемых нашей пар­ тией, советским народом и его Вооружен­ ными Силами. Знание марксистско-ленинской теории нужно вам для того, чтобы правильно понимать и успешно осуществлять зада­ чи коммунистического строительства, за­ дачи укрепления военного могущества на­ шей Родины. От работников всех отрас­ лей и степеней, в том числе и от военных кадров, требуется • глубокое усвоение су­ щества марксистско-ленинской теории и умение руководствоваться ею в практиче­ ской деятельности. К сожалению, мы еще не всегда с должной принципиальностью и настойчивостью воплощаем в жизнь эти важнейшие требования партии. Главным недостатком в работе универ­ ситета является низкий идейно-теорети- ческий уровень ряда лекций и семинар­ ских занятий. Некоторые лекции стра­ дают отсутствием строгой научности, чет­ кости в изложении теоретических положе­ ний, ясности и убедительности. Иногда важнейшие положения марксистско-ленин­ ской теории излагаются догматически, абстрактно, вне связи с конкретной исто­ рической обстановкой, с практической деятельностью партии. Такой схоластиче­ ский и начетнический характер, напри­ мер, носили леедии по философии препо­ давателя тов. Трунева. Отрыв теории от практики коммунистического строитель­ ства был допущен и в лекции \ «Общест­ венная собственность на средства произ­ водства —* основа социалистических производственных отношений», прочитан­ ной старшим преподавателем политэконо­ мии тов. Павличенко. Тов. Павличенко не показал огромного значения решений партии и правительства по вопросам сельского хозяйства в укреплении и раз­ витии колхозно-кооперативной собствен­ ности, в под’еме общественного хозяйства колхозов. В отдельных лекциях по исто­ рии КПСС плохо раскрывались основные идеи изучаемых слушателями трудов классиков марксизма-ленинизма, слабо разъяснялись важнейшие решения пар­ тийных с’ездов, конференций, Пленумов Центрального Комитета, в которых изло­ жена выработанная за долгие годы муд­ рая политика нашей партии. Школярство и догматизм, формальный подход к изучению теории марксизма- ленинизма наносят большой вред учебе слушателей. Это можно показать на сле­ дующих примерах. На экзаменах по фило­ софии слушатель тов. Шипицын, хорошо изложив основные закономерности марк­ систской диалектики, не смог привести ни одного примера из практической жиз­ ни. Отвечая да вопрос «Торжество нацио­ нальной политики Коммунистической пар­ тии», слушатель тов. Черников совершен­ но ничего не сказал о таком выдающемся историческом собы­ тии, как 300-летие воссоединения Укра­ ины с Россией. Наша задача—до­ биваться усвоения слушателями не отдельных формулиро­ вок и цитат, а существа марксистско- ленинской теории, полного понимания ее великой преобразующей силы. Каждый преподаватель, пропагандист, лектор дол­ жен всегда помнить, что его лекции заин­ тересуют и увлекут слушателей, окажут пользу лишь при условии, если они носят живой, творческий характер, если они хорошо аргументированы, а их содержание связано с практической деятельностью партии и советского народа, с конкрет­ ными задачами личного состава флота. Центральный Комитет КПСС сурово ссудил допускаемые в практике пропаган­ дистской работы упрощенчество и вуль­ гаризацию марксизма-ленинизма в вопро­ се роли народных масс и л и ч н о с т и в исто­ рии. Партийная пропаганда нередко сби­ валась на *чуждую духу марксизма- ленинизма идеалистическую теорию культа личности. Необходимо отметить, что это указание партии еще не полностью осу­ ществлено в учебной работе нашего уни­ верситета. Об этом свидетельствует факт неудовлетворительного чтения лекции пре­ подавателем тов. Ивановым по теме: «На­ родные массы — решающая сила обще­ ственного развития». Наша задача состоит в том, чтобы до конца искоренить малейшие отступления от марксистско-ленинского учения в вопро­ се о роли народных масс и личности в истории. Надо глубже показывать реша­ ющую роль народа — творца истории и роль Коммунистической партии как ру­ ководящей и направляющей силы со­ ветского общества в борьбе за Б*ммунизм. Некоторые слушатели университета еще недостаточно разобрались в об'ективных закономерностях общественного развития. Слушатель тов. Максимов слабо ответил на вопрос о противоречии между произ­ водительными силами и производственны­ ми отношениями, не осмыслил полностью непреложного марксистского закона обя­ зательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Это свидетельствует о том, что в ря­ де лекций мы неправильно подходили к оценке важнейших явлений общественной жизни, подчас освещали их в отрыве от об’ективных законов общественного раз­ вития. Одним из крупных недостатков в рабо­ те вечернего университета было забве­ ние научно-атеистической пропаганды. Партия выдвигает эту задачу как важ­ нейшую во всей идеологической работе. Все преподаватели особенно по курсу диалектического и исторического ма­ териализма в своих лекциях должны с научных позиций разоблачать реакцион­ ную сущность религии, вредность рели­ гиозны; пережитков в сознании людей. '^Задача состоит в том, чтобы быстрее покончить с указанными ошибками и не допускать их впредь, поднять пропаганду марксистско-ленинской теории ра новую, более высокую ступень, как этого требует Центральный Комитет КПСС. Сейчас вечерний университет готовит­ ся к новому учебному году. В основном укомплектован состав преподавателей, предметные комиссии приступают к об­ суждению первых лекций по всем учеб­ ным предметам. 1 -го октября начнутся занятия. В этом году значительно уве­ личилось число желающих учиться в университете марксизма-ленинизма. Осо­ бенно большое количество заявлений по­ дано от подводников. Слушатели всех курсов теперь будут заниматься по трехгодичной учебной про­ грамме. Переход на трехгодичное обуче­ ние имеет большое значение. Существо­ вавшая ранее учебная программа не могла быть полностью и 'глубоко изучен­ ной в течение двух лет. Эта ее несораз­ мерность по времени не способствовала должным обрезом глубокому усвоению ма­ териала. Теперь есть все возможности для более плодотворной учебы слушателей. Занятия будут проводиться б раз в ме­ сяц по четыре часа. Основными формами организации занятий в университете яв­ ляются лекции и семинары. Главное в учебе слушателя — его самостоятельная работа. Только те товарищи, которые си­ стематически и неустанно работают над изучением произведений классиков марк­ сизма-ленинизма, могут успешно овладе­ вать знаниями. Преподавателям следует особое внимание обратить на оказание всемерной помощи слушателям в пх са­ мостоятельной работе. На это же должно быть обращено внимание политорганов и партийных организаций на кораблях и в частях. Военное дело непрестанно движется впе­ ред, совершенствуется боевая техника, улучшается вооружение частей и кораб­ лей. Поэтому задачи офицеров в деле обу­ чения и воспитания подчиненных возра­ стают. Чтобы успешно их выполнять, на­ ши офицеры должны иметь глубокие зна­ ния в области марксизма-ленинизма, со­ ветской военной науки, уметь творчески применять эти знания в своей практиче­ ской деятельности. Офицер П. СОРОКИН, начальник вечернего университета марксизма-ленинизма. Благодарность sa успехи на политзанятиях Личный состав выстроился на вечернюю псверку... —• За высокую активность на политза­ нятиях и глубокое знание материала старшему матросу Рева об’являю благодар­ ность, — сказал командир подразделения. Это поощрение старший матрос Рова за­ служил упорной и настойчивой учебой. Отведенное по распорядку учебное время, а нередко и часы личного отдыха он ис­ пользует для изучения тем, для подготов­ ки к политзанятиям. Систематическая работа над повышени­ ем своего идейного роста помогает комсо­ мольцу Рева добиваться успехов и в бое­ вой учебе. Трудолюбивый воин является классным специалистом. Старший матрос А. ТИМАКОВ. Это помогает в работе В нашей части проводится воспитатель­ ная работа с вольнонаемным составом. Ор­ ганизуются беседы, политические инфор­ мации, читка газет, демонстрируются ки­ нофильмы. Все это помогает вольнонаемным оабот- никам еще выше поднять уровень своей сознательности, лучше выполнять служеб­ ные обязанности, активнее участвовать в общественной жизни подразделения. Ефрейтор Ь. БАСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz