На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 сентября 1954 г., № 227 (5069). 9Р Б д и т е л ь н о н е с т и х о д о в у ю в а х т у ! Вышел в море —смотри в оба! — Матрос Валуйко, вы опять не на своем месте! — строго сказал старшина 2 статьи Преображенский стоящему в стороне от работающего механизма матро су. — Делаю вам второе замечание и... последнее. Матрос покинул место у раструба и по дошел к приборам. Поведение Валуйко обеспокоило Пре ображенского. До этого воин нес вахту у заведования бдительно, не допускал ни чего, что противоречило бы эксплуата ционной инструкции. II вдруг такая бес печность! Два раза старшина спускался в машинное отделение, чтобы проверить, как несут вахту его подчиненные, и два раза делал замечание Валуйко за то, что он оставил без надзора масляный насос. А ведь от исправной работы этого меха низма зависит действие многих агрегатов. Старшина внимательно осмотрел заве- дывапия подчиненных, проверил показа ния приборов и в задумчивости остано вился перед матросом. «Раз'яснить ли ему сейчас, как нужно нести ходовую вахту, или позднее, когда освободится, — думал старшина. — Лучше потом. Не буду от влекать, за и шум мешает обстоятельно поговорить и указаib на ошибку». — Если еще раз увижу, что вы по кинули пост, — категорически заявил старшина нерадивому вопну, — сниму с Вахты и строго накажу. Не забывайте о бдительности. Копа сменитесь, зайдите ко мне. Матрос ответил: —г- Есть, бдительно нести вахту. Краткое внушение старшины и тон, не допускающий возражений, сделали свое дело. Хотя попрежнему было жарко стоять у насоса и ноги ныли от усталости, ма трос не посмел ни на шаг отойти от за- вегывания, чтобы подставить под живи тельную струю свежего прохладного воз духа покрывшуюся крупными каплями пота грудь и разгоряченную голову... — Прибыл по вашему приказанию, то варищ старшина! — доложил матрос, явившись к командиру после вахты. — Садитесь! — Преображенский ука зал на кожаный диван и, обождав, пока Валуйко нерешительно уселся, пододви нулся ближе к подчиненному.— Ну как, устали? — сочувственно спросил он. Да ничего, только вот жарко было, — ответил матрос и с удивлением по смотрел на командира. Почему он так ла сков, почему не ругает? А Преображен ский тем временем продолжал: — Вы, конечно, думали, что я вызвал вас ругать. Следовало бы. Обслуживая та кой важный механизм, как турбомасля- ный насос, вы допустили непроститель ную халатность и невнимательность. Кто разрешал уйти от насоса и зачем вы это сделали? —г- Никто не разрешал, — виновато проговорил Валуйко, — я же оказал, что очень жарко было, вот и решил немного прохладиться... А если бы в это время сбросил, допу стим, быстрозапорнып клапан. Представ ляете, что было бы? — Могли поплавиться подшипники в механизмах... — Другими словами, корабль на зна чительное время лишился бы возможно сти выполнять учебные задачи, не говоря об огромном материальном убытке. — Это я все хорошо понимаю, това рищ старшина, но только за свое заведы вание ручаюсь. Вы ведь сами недавно го ворили, что у меня материальная часть в самом лучшем состоянии. — Вот оно в чем дело! Вы решили, что если старшина поставил в пример другим ваше заведывание, значит вахту нести можно спустя рукава? Все ядно: зазна лись, самоуспокоились!.. — Нет, что вы! Зря говорите, това рищ старшина, — энергично запротесто вал воин. — Никакой самоуспокоенности у меня нет. — Зазнались, товарищ Валуйко, ведь вы раньше несли вахту бдительно. Я ни разу не замечал, чтобы вы уш ли от действующего механизма, хотя ус ловия были иногда намного тяжелее. Что же касается ваших знаний и состояния материальной части, так они те же... Ска лите тогда, почему вы отступаете от ин струкции? Воин растерялся. В самом деле, почему? Неужели, услышав из уст старшины по хвалу, Валуйко вдруг зазнался, успокоил ся и решил, что если заведывание содер- я;ит в отличном состоянии, то можно всецело положиться на него: оно, мол, не подведет? — Поняли свою ошибку, матрос Валуй ко? — спросил старшина, по выражению лица подчиненного угадав, что он, нако нец, осознал опасность допущенной им се годня оплошности. — Так точно! — ответил матрос. — Этого больше не будет. Но только, това рищ старшина, в свое заведывание я все-таки верю. Не подведет. — Это бесспорно хорошо. Так должно и быть. Но ведь всякое может случиться. А поэтому возьмите себе за правило и неуклонно придерживайтесь его: встал на вахту — смотри в оба! Ни на минуту не отвлекайтесь посторонними делами. Сле дите внимательно за приборами, за со стоянием подшипников, за охлаждением... Много времени прошло с/Тех пор, когда матросу Валуйко пришлось выслушивать нравоучения от старшины за свою бес печность на вахте. Но тому золотому пра вилу, о котором говорил Преображенский, он никогда не изменял. Однажды ему пришлось убедиться, насколько был прав старшина. Корабль готовился выполнять стрельбу из орудий главного калибра. Над морем спускалась по-осеннему темная полярная ночь, быстро скрывались от взоров моря ков и без того потерявшие вдали четкость очертаний волнистые контуры берегов. Цель близко. На корабле сыграна «бое вая тревога». Все быстро, без суеты за нимают свои места. С особой тщательно стью и усердием умелые матросские ру ки готовят заведывания к немедленному действию. Валуйко внимательно осматри вает и прослушивает заведывание, еще раз убеждается, что все в порядке. Механизм работает четко. Казалось, можно и ослабить внимание, поговорить с товарищами, отвлечься чем- нибудь. Но нет! Валуйко помнит беседу со старшиной Преображенским и неуто мимо смотрит на приборы, где стрелки, плавно покачиваясь, показывают давле ние масла, поступающего для смазки под шипников. Мощный, немного приглушенный за палубными надстройками залп заставил матроса вздрогнуть. Еще залп... Третий... Четвертый... Корабль вздрагивает всем корпусом и на мгновенье кренится. Ма трос с гордостью думает в это время, ка кую несокрушимую силу представляет корабль. Ему хочется поделиться мнением на этот счет с товарищем. Внимательный глаз опытного специа листа вдруг замечает, что стрелки прибо ров медленно поползли вниз. Валуйко прильнул к быстрозапорному клапану, и через секунду клапан был введен. «Что случилось бы, будь я хотя в двух шагах от насоса? — было первой мыслью матроса, озадаченно смотревшего на приборы, стрелки которых теперь вста ли на свои места. — Ход большой, и остановись насос всего на несколько се кунд, все подшипники оказались бы вы плавленными. Вот что значит нести вах ту бдительно! Как был прав старшина, когда говорил, что всякое может случить ся Он дал себе слово впредь быть еще вни мательней. Можно привести еще много примеров, которые подтверждают, что только бди тельное несение вахты обеспечивает без аварийную эксплуатацию техники, а в конечном счете успешное плавание. Высокая бдительность нужна везде. Пусть то будет машинист-турбинист, внимательно и ревностно следящий за работой мощных машин, обеспечивающих ход кораблю, или электрик, снабжающий электроэнергией разнообразные механиз мы, а также зенитчик, готовый в любой момент открыть сокрушительный огонь по вражеским самолетам. Твердое знание материальной части, за ботливый уход за нею, высокая бдитель ность советских морядов на вахте — вот что обеспечивает боеспособность родного корабля. Старшина 2 статьи А. СМИРНОВ. Б е з малейших у с л о в н о с т е й В кубрике собрался личный состав. Командир подразде ления поставил перед моряками задачи на предстоящий по ход. Особое внимание он обратил на бдительное несение вахты у механизмов и строгий учет расхода топлива. И вот каждый матрос и старшина проверяет свое заве дование, старается ничего не упустить из виду. Старшина 2 статьи Шатило принял доклад от матроса Каныгина о том, что не проворачивается щиток. По приказанию офицера стар ший матрос Машкарев и Каныгин быстро устранили неис правность. Поступил сигнал: «Походной вахте заступить». Техника вводится в действие. Корабль дал ход. Каждый воин уверен, его плавание пройдет успешно. За кормой всего лишь несколько миль, а старшина 2 статьи Семоков уже выпустил боевой листок. В заметках рассказывается о том, как специалисты готовили заведыва ния к походу, отмечены те, кто работал умело. ...Далеко позади остались родные берега. Водны, набега ют одна за другой и с силой разбиваются о борт корабля. А он уверенно идет вперед по заданному курсу, наперекор ветру и дождю. Моряки бдительно несут вахту. Старшина вахты Сомов регулярно проверяет действия подчиненных и работу механизмов, всякий раз докладывает, что замечаний нет. Да их и не должно быть. На посту опытные специали сты Туполенко, Новиков, Каныгин и другие. Они обслужива ют механизмы строго по инструкции. Беспрерывно проводятся тренировки, точно и быстро выполняются вводные, подаваемые с командных пунктов. Никаких условностей. Вот старшие матросы Матвеев, Шутов и другие фактически ликвидируют «пожар». Практические задачи решают и другие воины. Плавание подходит к концу. Задание выполнено, личный состав потрудился на славу. Старший начальник об’явил отличившимся воинам благодарность. Офицер * ЛЕБЕДЕВ. Связь действует безотказно У т о п к и к о т Радисты знают, что при удалении ко рабля на большое расстояние от базы слышимость значительно понижается, ощу щается уход частоты, изменяется тон ко лебаний, происходит большая загрузка сети. Все это затрудняет радиоприем. Только хорошо натренированный, опыт ный радиотелеграфист может без искаже ний принять радиограмму. Благодаря прочным практическим навы кам специалист второго класса старшина 2 статьи Бушенев умело несет вахту, по тону и ритму отличает работу передаю щей станции нужного корреспондента от других стаицпй, осуществляя тем самым безошибочный прием. Бушенев хорошо действует на ключе. Обладая выносливостью и морской за калкой, он в каждом походе успешно справляется со своими обязанностями. З а бдительное несение ходовой вахты радио телеграфист Бушенев сфотографирован при развернутом Военно-морском флаге. Подчиненные старшины 2 статьи Буше- нева в любых условиях обеспечивают ко рабль надежной и беспрерывной связью . Однажды поход проходил в штормовую погоду. Поступило приказание — устано вить с берегом связь. Вахту открыл старший матрос Гаранин. Спустя минуту после вызова последовал ответ береговой станции. Зн ачи т связь установлена. Вдруг слышимость резко упала Н начала посте пенно ухудшаться. Н апрягая слух, Гара нин продолжал вести прием, стараясь не пропустить ни одного сигнала. Слыши мость становилась все хуже. «Чувствует ся, что у корреспондента садятся аккуму ляторы», — подумал Гаранин. О трудно стях приема воин доложил старшине. Бушенев быстро принял решение, он приказал старшему матросу Крымцову от крыть вахту на втором приемнике. Включив телефоны, "старшина сам на чал записывать работу передающей стан ции. Т а к , благодаря хорошей боевой вы учке, связь с постом была обеспечен» на требуемый период. Экипаж корабля об разцово выполнил поставленную перед ним задачу. Подчиненные старшины Бушенева — »то дружный, крепко сплоченный коллектив. Они настойчиво совершенствуют свое во инское мастерство, безупречно действуют на боевом посту в условиях походной об становки* В отделении не пропадает ни одна минута драгоценного учебного вре мени. Если корабль находится в базе, связисты не бывают без дела. Они систе матически тренируются в работе на клю че, изучают правила обслуживания радио аппаратуры. Старшина 2 статьи Бушенев — квали фицированный мастер своего дела. Н а груди передового моряка красуется знак «Отличный связист». Е го богатый прак тический опыт усердно воспринимают ма тросы. Старшина 2 статьи Ю . ГУ РКИН . Н А С Н ИМ К Е : отличник боевой и по литической подготовки, классный специа лист старшина 2 статьи И . Бушенев. Ф ото старшего матроса С. Вальнева. л а Все идет своим чередом. Глухо шумят вентиляторы, однообразно гудит пламя в топке, слышно жужжание работающих на малых оборотах всномогательных механиз мов. Включено всего две форсунки. Обста новка не меняется несколько часов под ряд. В это время лица молодых машини стов выражают полное удовлетворение. — Какая благодать! — думает матрос Антонов. — Вот всегда бы так, — тешит воин себя мыслью. Видимое спокойствие и благополучие «пленили» его, и он приту пил внимание. Антонов беззаботно проха живается по котельному отделению, бег лым взглядом осматривает приборы и ме ханизмы. Он занят не ими, а чем-то дру гим. Антонов удивляется, почему старший матрос Скворцов ведет себя так насторо женно. С чего бы? Классный специалист, опытный моряк, а как будто неуверен в себе. Матрос еще не имел случая убе диться, как ответственна каждая минута вахты. А Скворцов знает, что притупле ние бдительности в эти моменты затишья опасно. Кажется, все обстоит благополуч но, делать нечего, заботы никакой. Но чуть забылся — хлопот не оберешься. Строгим напоминанием звучит резкий сигнал ревуна, вспыхивает электричесчая лампочка. Инженер-механик выражает ewe неудовольствие. Вахтенный на горе нии встрепенулся. Глянул в смотровое ок но — топку заволокло дымом. Попробуй теперь быстро сообрази, почему топливо сгорает не полностью. Причин может быть много. Голова Скворцова привычно запрокину та. От этого мускулистая шея моряха вы глядит крепче. Полупрпщуренные гл.па воина обращены к приборам. Стрелка ма нометра — на красной черте, значит пар на марке. Тягомер показывает, что давле ние воздуха нормальное. Обороты вентиля торов не изменились. Старший матрос Скворцов наклоняется к смотровому глазку. Сноп искр проносит ся от переднего фронта внутрь котла. Та кие же яркие огоньки в глазах моряка. Он видит каждую капельку горящей жид кости, отчетливо различает каждый кир пич огнеупорной кладки, по трепетным желто-соломенным очертаниям замечает форму факела. Вот истинная характери стика работы топки — показатель ма стерства и бдительности всех воинов вах ты! Лицо старшего матроса озарено не то улыбкой, не то ярким светом пламени. В общем успехе есть доля и его труда. Старшина вахты Семенчинский подзы вает к котлу матроса Антонова. — Вот смотрите, как нужно выполнять обязанности на посту, — говорит он под чиненному, кивая на Скворцова, увлечен ного своим делом. — Видите, какой хоро ший распыл топлива. Так не получится, если вахтенный у вспомогательных меха низмов недоглядит и температура топлива будет ниже, чем полагается. Топливо ста нет вязким, воспламеняться будет плохо. Вот вам и черный дым. Обратите внима ние на то, что пламя не касается т р уш . Иначе они будут загрязняться. Разговор прервался. Раздался короткий звонок котельного телеграфа. Момент, которого так напряженно жд« Скворцов, наступил. Сейчас увеличивает ся ход. Стрелка манометра несколько па дает — увеличился отбор пара. Старший матрос Семенчинский делает Антонову знак рукой остаться и тотчас приоткры вает клапан подачи воздуха. Тем временем Скворцов открывает малый регистр и включает форсунку, а затем передергивает ручки наружного регистра. В такой же по следовательности вводится в действие еще несколько форсунок. Вентиляторы уже на- бг.эли обороты, пламя в топке неистоко бушует. Но попрежнему промежутки меж ду потоками искр в котле прозрачны. Пе реход на новый режим работы произведен умело. ■— Это очень ответственный момент, — поясняет старшина вахты Антонову.— Ес ли немного замешкаться, будет избыток воздуха—появится белый дым. Тогда труб ки охлаждаются и, чтобы напреть их, нуж но больше топлива, Некоторые епедиали- сты не соблюдают порядок действий. Ду мают — лишь бы скорее выполнить при казание. Конечно, если сначала подать топливо, а потом воздух, горение будет. Однако от избытка топлива опять дым ность. Н еще одно замечание. Надо пра вильно работать регистрами. По внутрен нему воздух движется прямой струей, по наружному — завихряется. Так и полу чается факел — компактный, имеющий самую выгодную форму. А все это во мно гом зависит от воинов, стоящих у вспо могательных механизмов. Старшина вахты дал матросу возмож ность увидеть конкретный результат ра- боты специалистов, мастерство и бдитель-* ность лучших из них. Подчиненный по нял, какие ответственные обязанности возложены на него. В топке появился темный подвижной клубок. Загрязнилась форсунка — безошибочно определяет Скворцов. Сильными движе ниями он тотчас отдает башмак и выни мает форсунку. На ее место поставлена запасная. И опять дело идет на лад. Плавание закончилось. Выведены из действия механизмы. Скворцов торцем де ревяшки усердно трет зашлаковавшуюгя Форсунку. Нагар так плотно пристал к ме таллу, что отодрать его трудно. От него легко можно избавиться, применив какой- нибудь металлический предмет. Но этого нельзя допускать. Поцарапаешь форсунку, оставишь задиры в прижимном отверстии. Работа потеряет всякий смысл. Распыл то плива будет неправильным. Скзорцов не поступит так, как однажды старший ма трос Е рохов , который напильником прочи * щал прижимное отверстие. Он кпопдтямао трет форсунку, промывает ее керосином. Не успели окончательно остыть после длительной работы механизмы, как стало известно, что вновь предстоит выход в мо ре. Скворцов готовит заведывание к дей ствию. Форсунки установлены правильно. Воин уверен — в топке будет один цент рализованный клубок пламени, а значит выше температура. Возможности котла должны использоваться полностью. В подготовке техники к работе довольно активно участвует матрос Антонов, — Надеюсь на этот раз вы будете не сти вахту старательно, —- говорит ему сослуживец. — Смотрите, если подведете, добра не ждите. Главное, не давайте во лю слабостям. Антонов смущен. Но как-то он поведет себя в очередном походе? Скворцов вышел на верхнюю палубу покурить. Здесь он застал других маши нистов, которые воспользовались коротким перерывом и тоже поднялись наверх. — Ну, как дела, небокоптитель?— по шутил один из турбииистов, забыв, что обращается не по адресу. — Вы, кажется, маневрист? Так знайте, что установка не мотоцикл и баранку надо крутить умеючи. А то вы иногда вра щаете ее неразумно, глаза-то разбе гаются, где тут заметить котельный теле граф. — уязвил старший матрос шутни ка. явно намекая на то. что он иногда забывает сообщив^ котельным машини стам об изменении хода. — Уж мы как-нибудь постараемся не сесть в галошу, — возразил задетый за живое моряк. — Посмотрим, — многозначительно протянул Скворцов. Моряки разошлись по боевым постам с намерением подготовить все для успешно го плавания, а в море грамотно обслужи вать материальную часть. Ими руководит сознание долга перед Советской Родиной. Офицер Г. АНАНЬИН. Перед новЬядг учебнЬт годом Д о конца изжить недостатки в работе вечернего университета марксизма-ленинизма Вечерние универ ситеты марксизма- ленинизма на флоте, как известно, имеют своей задачей повы шение политических знании и идейного уровня офицеров, вос питание их в духе беспредельной любви и преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, высокой бди тельности и постоянной боевой готовности, выполняя решения XIX с’езда КПСС и последующие постановления Центрального комитета по вопросам идеологической ра боты, вечерние университеты марксизма- ленинизма призваны непрерывно совер шенствовать свою учебно-воспитательную работу. Наш университет марксизма-ленинизма укомплектован хорошо подготовленными преподавательскими кадрами. К работе привлечены лучшие пропагандистские силы. В текущем учебном году несколько повысился идейно-теоретический уровень лекций и семинарских занятий, более плодотворно работали предметные комис сии. Хорошо была, например, подготовлена лекция «Хозяйственный расчет и рен табельность. Себестоимость и цена». Про пагандист четко изложил основные во просы темы, дохедчиво рассказал» о су ществе хозрасчета, как основного ме тода руководства социалистическими пред приятиями. Лектор умело использовал кон кретные примеры из жизни лучших пред приятий Москвы и Ленинграда. Внимательный, серьезный подход к разработке каждой темы по курсу фило софии характерен также для офицера Се- рина и других преподавателей. В этом году вечерний университет окон чила большая группа офицеров. На эк заменах большинство слушателей пока зало хорошие и отличные знания по исто рии КПСС, политэкономии, по диалектиче скому и историческому материализму. Многие офицеры, в том числе тт. Греков, Бойко, Журба, Ицкович, Нечаев и другие,, сдали экзамены по всем учебным дисцип линам на «отлично». Офицер Греков в период учебы в уни верситете очень часто бывал в море, мно го времени уделял выполнению своего служебного долга по обучению и воспита нию личного состава, принимал активное участие в общественной жизни . И все это не мешало ему учиться на «отлично». Но было бы ошибочно не йидеть недо статков в работе вечернего университета марксизма-ленинизма. Итоги учебного го да показали, что здесь еще не изжиты формализм, начетничество, отрыв теории от жизни, от задач, решаемых нашей пар тией, советским народом и его Вооружен ными Силами. Знание марксистско-ленинской теории нужно вам для того, чтобы правильно понимать и успешно осуществлять зада чи коммунистического строительства, за дачи укрепления военного могущества на шей Родины. От работников всех отрас лей и степеней, в том числе и от военных кадров, требуется • глубокое усвоение су щества марксистско-ленинской теории и умение руководствоваться ею в практиче ской деятельности. К сожалению, мы еще не всегда с должной принципиальностью и настойчивостью воплощаем в жизнь эти важнейшие требования партии. Главным недостатком в работе универ ситета является низкий идейно-теорети- ческий уровень ряда лекций и семинар ских занятий. Некоторые лекции стра дают отсутствием строгой научности, чет кости в изложении теоретических положе ний, ясности и убедительности. Иногда важнейшие положения марксистско-ленин ской теории излагаются догматически, абстрактно, вне связи с конкретной исто рической обстановкой, с практической деятельностью партии. Такой схоластиче ский и начетнический характер, напри мер, носили леедии по философии препо давателя тов. Трунева. Отрыв теории от практики коммунистического строитель ства был допущен и в лекции \ «Общест венная собственность на средства произ водства —* основа социалистических производственных отношений», прочитан ной старшим преподавателем политэконо мии тов. Павличенко. Тов. Павличенко не показал огромного значения решений партии и правительства по вопросам сельского хозяйства в укреплении и раз витии колхозно-кооперативной собствен ности, в под’еме общественного хозяйства колхозов. В отдельных лекциях по исто рии КПСС плохо раскрывались основные идеи изучаемых слушателями трудов классиков марксизма-ленинизма, слабо разъяснялись важнейшие решения пар тийных с’ездов, конференций, Пленумов Центрального Комитета, в которых изло жена выработанная за долгие годы муд рая политика нашей партии. Школярство и догматизм, формальный подход к изучению теории марксизма- ленинизма наносят большой вред учебе слушателей. Это можно показать на сле дующих примерах. На экзаменах по фило софии слушатель тов. Шипицын, хорошо изложив основные закономерности марк систской диалектики, не смог привести ни одного примера из практической жиз ни. Отвечая да вопрос «Торжество нацио нальной политики Коммунистической пар тии», слушатель тов. Черников совершен но ничего не сказал о таком выдающемся историческом собы тии, как 300-летие воссоединения Укра ины с Россией. Наша задача—до биваться усвоения слушателями не отдельных формулиро вок и цитат, а существа марксистско- ленинской теории, полного понимания ее великой преобразующей силы. Каждый преподаватель, пропагандист, лектор дол жен всегда помнить, что его лекции заин тересуют и увлекут слушателей, окажут пользу лишь при условии, если они носят живой, творческий характер, если они хорошо аргументированы, а их содержание связано с практической деятельностью партии и советского народа, с конкрет ными задачами личного состава флота. Центральный Комитет КПСС сурово ссудил допускаемые в практике пропаган дистской работы упрощенчество и вуль гаризацию марксизма-ленинизма в вопро се роли народных масс и л и ч н о с т и в исто рии. Партийная пропаганда нередко сби валась на *чуждую духу марксизма- ленинизма идеалистическую теорию культа личности. Необходимо отметить, что это указание партии еще не полностью осу ществлено в учебной работе нашего уни верситета. Об этом свидетельствует факт неудовлетворительного чтения лекции пре подавателем тов. Ивановым по теме: «На родные массы — решающая сила обще ственного развития». Наша задача состоит в том, чтобы до конца искоренить малейшие отступления от марксистско-ленинского учения в вопро се о роли народных масс и личности в истории. Надо глубже показывать реша ющую роль народа — творца истории и роль Коммунистической партии как ру ководящей и направляющей силы со ветского общества в борьбе за Б*ммунизм. Некоторые слушатели университета еще недостаточно разобрались в об'ективных закономерностях общественного развития. Слушатель тов. Максимов слабо ответил на вопрос о противоречии между произ водительными силами и производственны ми отношениями, не осмыслил полностью непреложного марксистского закона обя зательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Это свидетельствует о том, что в ря де лекций мы неправильно подходили к оценке важнейших явлений общественной жизни, подчас освещали их в отрыве от об’ективных законов общественного раз вития. Одним из крупных недостатков в рабо те вечернего университета было забве ние научно-атеистической пропаганды. Партия выдвигает эту задачу как важ нейшую во всей идеологической работе. Все преподаватели особенно по курсу диалектического и исторического ма териализма в своих лекциях должны с научных позиций разоблачать реакцион ную сущность религии, вредность рели гиозны; пережитков в сознании людей. '^Задача состоит в том, чтобы быстрее покончить с указанными ошибками и не допускать их впредь, поднять пропаганду марксистско-ленинской теории ра новую, более высокую ступень, как этого требует Центральный Комитет КПСС. Сейчас вечерний университет готовит ся к новому учебному году. В основном укомплектован состав преподавателей, предметные комиссии приступают к об суждению первых лекций по всем учеб ным предметам. 1 -го октября начнутся занятия. В этом году значительно уве личилось число желающих учиться в университете марксизма-ленинизма. Осо бенно большое количество заявлений по дано от подводников. Слушатели всех курсов теперь будут заниматься по трехгодичной учебной про грамме. Переход на трехгодичное обуче ние имеет большое значение. Существо вавшая ранее учебная программа не могла быть полностью и 'глубоко изучен ной в течение двух лет. Эта ее несораз мерность по времени не способствовала должным обрезом глубокому усвоению ма териала. Теперь есть все возможности для более плодотворной учебы слушателей. Занятия будут проводиться б раз в ме сяц по четыре часа. Основными формами организации занятий в университете яв ляются лекции и семинары. Главное в учебе слушателя — его самостоятельная работа. Только те товарищи, которые си стематически и неустанно работают над изучением произведений классиков марк сизма-ленинизма, могут успешно овладе вать знаниями. Преподавателям следует особое внимание обратить на оказание всемерной помощи слушателям в пх са мостоятельной работе. На это же должно быть обращено внимание политорганов и партийных организаций на кораблях и в частях. Военное дело непрестанно движется впе ред, совершенствуется боевая техника, улучшается вооружение частей и кораб лей. Поэтому задачи офицеров в деле обу чения и воспитания подчиненных возра стают. Чтобы успешно их выполнять, на ши офицеры должны иметь глубокие зна ния в области марксизма-ленинизма, со ветской военной науки, уметь творчески применять эти знания в своей практиче ской деятельности. Офицер П. СОРОКИН, начальник вечернего университета марксизма-ленинизма. Благодарность sa успехи на политзанятиях Личный состав выстроился на вечернюю псверку... —• За высокую активность на политза нятиях и глубокое знание материала старшему матросу Рева об’являю благодар ность, — сказал командир подразделения. Это поощрение старший матрос Рова за служил упорной и настойчивой учебой. Отведенное по распорядку учебное время, а нередко и часы личного отдыха он ис пользует для изучения тем, для подготов ки к политзанятиям. Систематическая работа над повышени ем своего идейного роста помогает комсо мольцу Рева добиваться успехов и в бое вой учебе. Трудолюбивый воин является классным специалистом. Старший матрос А. ТИМАКОВ. Это помогает в работе В нашей части проводится воспитатель ная работа с вольнонаемным составом. Ор ганизуются беседы, политические инфор мации, читка газет, демонстрируются ки нофильмы. Все это помогает вольнонаемным оабот- никам еще выше поднять уровень своей сознательности, лучше выполнять служеб ные обязанности, активнее участвовать в общественной жизни подразделения. Ефрейтор Ь. БАСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz