На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 сентября 1954 г., N° 2 2 6 (5068). Трибуна классного специалиста Вахта гидроакустика Большие и ответственные обязанности выполняет на корабле гидроакустик. Пн должен своевременно обнаруживать цели, умело готовить командиру необходимые данные для ее атаки. Успешная боевая деятельность современной подводной лод­ ки во многом зависит от образцовой ра­ боты гидроакустиков. Поэтому высокая бдительность, бы-стпота и четкость бы­ ли и остаются впжнонпгими качествами гидроакустиков. Находясь в походе, они должны настойчиво учиться вести поиски подводных и надводных целей в самых разнообразных условиях обстановки. Ма­ лейшее притупление бдительности во | время несения вахты может быть чрева­ то самыми серьезными последствиями для корабля и всего экипажа. Не доложил ги­ дроакустик о быстром изменении пелен­ га на цель, не расслышал изменения тона эха — комапдпр пе заметит маневра под­ водной лодки, п она выйдет из зоны поражения глубинными бомбами. Здесь очень важна высокая боевая выучка. Только систематические и целеустремлен­ ные тренировки дают возможность правильно и быстро ориентироваться в обстановке, четко докладывать командиру корабля все данные гидроакустической станции, необходимые для атаки. Особенно важную роль при классифика­ ции контакта и при выдаче данных, необходимых для атаки, имеет опреде­ ление тона эха по сравнению с тоном ре­ верберации. В этом случае крайне необ­ ходимо заметить изменение тона эха. Как правило, изменение тона эха указывает на изменение курса и скорости цели, а во-время заметить маневр цели очень важ­ но для атакующего. Задача акустика со­ стоит в том, чтобы уметь определять тон эха не в отрыве от других действии (определение протяженности цели, веду­ щего среза, пеленга и т. д.), а одновре­ менно. Поэтому надо постоянно трениро­ вать слух, совершенствовать навыки по несению гидроакустической вахты, дово­ дить свои действия до автоматизма. Сознавая, какую важную роль играет в боевой обстановке специальность гидро­ акустика. старшин матрос Дергачев с первых дней службы на корабле усердно осваивает вверенную ему сложную тех­ нику. Вначале он много встречал труд­ ностей, но они не остановили его стрем­ ление стать мастером своего дела. Прежде всего воин изучил инструкции, затем приступил к освоению устройства и работы отдельных блоков. Большую по­ мощь ему оказал старшина 2 статьи Аль- шин. Занятия он проводил следующим образом: сначала рассказывал о назначе­ нии, устройстве и работе отдельных де­ талей, затем об’яснял работу прибора в целом. Окончив рассказ, старшина спра­ шивал, какие есть неясные вопросы. Ра­ зобрав все до подробностей. Алыпин зада­ вал подчиненному различные вопросы и здесь же выяснял, какие детали не ус­ воены молодым специалистом. Таким об­ разом, неясностей в процессе занятий не оставалось. Теоретические знания закреплялись на практике непосредственно у техники. Старшина давал подчиненному различные вводные и требовал правильного их ре­ шения. Подводя итоги тренировок, Алыпин ука­ зывал матросу на допущенные им ошибки и недостатки, советовал, как следовало бы поступить в том или ином случае. Когда воин действует непосредственно у материальной части — это куда полез­ нее. чем изложение вопроса в форме рас­ сказа. Если матрос обнаружил и устранил какую-нибудь неисправность сам. то она навсегда запомнится ему, и в следующий раз он мгновенно ее устранит, если она повторится. Во время походов матрос Дергачев зани­ мается тренировками по обнаружению це­ ли, по определению класса корабля и ди­ станции до цели. Это даст положительные результаты, ибо морс — лучшая школа для гидроакустика, где он приобретает твердые практически** навыки при работе на станциях. Во время учебных походов или r боевой обстановке, имея oitf . i t , гид­ роакустик будет обеспечивать командира надежными и точными данными, а от это­ го зависит успех решения задачи, постав­ ленной перед кораблем. Понимая это, Дергачев учился с пол­ ным напряжением сил. Вскоре его допу­ стили к самостоятельному несению вахты. С обязанностями он справляется успеш­ но. С большой любовью относится воин к технике. Его заведыванис находится в образцовом порядке и чистоте и всегда готово к немедленному действию. Недавно я был временно откомандирован с корабля, а старшина 2 статьи Алыпин отбыл в краткосрочный отпуск. Все забо­ ты, вся ответственность за обслуживание и сбережение аппаратуры легли на стар­ шего матроса Дергачева. И он не подвел, технику содержал в полной боевой готов­ ности и не допустил ни одной поломки приборов. Это говорит о том, что Дергачев эксплуатировал технику строго по ин­ струкции. На достигнутом гидроакустик не оста­ навливается. Зная, что умение и опыт приходят в результате настойчивой учебы и что только систематические трениров­ ки обеспечивают наиболее полное исполь­ зование гидроакустической станции, стар­ ший матрос Дергачев продолжает неустан­ но повышать свое воинское мастерство. В свободное время он изучает электро- и радиотехнику, с большим интересом чи­ тает статьи из газет, которые дают ему новые знания. На днях производился опрос по спе­ циальности. При подведении итогов офи­ цер снова отмстил хорошие знания гидро­ акустика Дергачева. За успехи в боевой и политической подготовке моряк имеет несколько благо­ дарностей и приказом командира об’явлен отличником учебы. Его фотография нахо­ дится теперь на Доске передовиков вме­ сте с фотографиями других специалистов, лучших людей нашего корабля. Опытным акустиком Дергачев стал благодаря тому, что каждую минуту похо­ да использует для совеошенствования боевой выучки, приобретения прочных практических навыков. Это дает ему воз­ можность образцово нести ходовую вахту, быстро отыскивать цель, определять эле­ менты ее движения и своевременно докла­ дывать об этом командиру. Однако надо отметить, что так учатся не все гидроакустики. Порой наблюдаются факты, когда тренировки проводятся только в благоприятную погоду, в упро­ шенных условиях и они, естественно, да­ ют мало пользы. Необходимо добиться такого положения, чтобы гидроакустик нес вахту подводно­ го наблюдения в штормовых условиях, при различных помехах. Надо решительно пресекать малейшие нарушения правил ведения поиска. На разборах тренировок в маре необходимо тщательно анализиро­ вать действия каждого специалиста, ука­ зывать на его недостатки и добиваться быстрейшего их устранения. Бдительно и умело нести гидроакусти­ ческую вахту сможет тот моряк, который хорошо знает материальную часть и ме­ тоды ее использования. Поэтому изучению техники следует уделять неослабное вни­ мание, полностью использовать время, отводимое на теоретическую и практиче­ скую подготовку. Выращивание высококвалифицирован­ ных гидроакустиков, классных специали­ стов — дело большой важности. К реше­ нию этой задачи надо относиться со всей серьезностью. Старшина 2 статьи Б. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, специалист второго класса. Его уважают сослуживцы Рядовой Липочкпн является библиоте­ карем передвижки. К своим обязанностям он относится с усердием. Когда воины об­ ращаются к нему с просьбой выдать ту или иную книгу, Липочкин сразу же удовлетворяет их просьбы. Он хорошо разбирается в произведениях и всегда посоветует, какую книгу лучше взять. Библиотекарь своевременно доставляет ли­ тературу по заказам. Воин честно и добросовестно выполня­ ет свой воинский долг. Рядовой П. СОЛНЫШНИН. Без условностей и упрощенчества Комендоры совершенствуют свое боевое мастерство Комендорам корабля доверена сложная боевая техника, управлять которой невоз­ можно без глубоких знаний и навыков. Понимая это, отличник боевой и полити­ ческой подготовки старшина 2 статьи Утин проявляет высокую требователь­ ность при обучении подчиненных. Теоре­ тические знапия он стремится закреплять работой непосредственно на боевой тех­ нике. Корабль вышел в море, и старшина Утин сразу же приступил к практическим тренировкам подчиненных. — Орудие к бою! — командует стар­ шина. Моряки быстро заняли свои места, из­ готовили технику к действию. Старшина 2 статьи Утин тем временем внимательно паблюдал за работой подчиненных. Опыт­ ный специалист, он не пропустил ни од­ ной неточности в действиях моряков. — Вы допустили несколько ошибок, — сказал старшина, обращаясь к матросу Глинке. — В чем они состояли? В том, что вы доложили о готовности, а шплин- та-то нет на месте. Вторая ошибка в том, что прежде надо снимать чехол с меха­ низмов, а затем стопора. Вы не соблюдали эту последовательность, делали все наобо­ рот. — Мы ведь на учении, — пытался оп­ равдаться матрос Глинка. — В том-то и смысл, чтобы каждый | на учении действовал, как в бою. В этом и состоит главная задача тренировок. А вы этого главного и не понимаете. В этом третья н основная ваша ошибка, — за ­ кончил старшина и подал новую вводную. Матрос Глинка почувствовал свою вину перед товарищами. Ведь он действительно без особого напряжения и внимания отно­ сился к исполнению подаваемых, команд. И сейчас моряк острее почувствовал не­ правильное отношение к учебе, потому что его товарищи по оружию действова­ ли быстро и четко. Вот старшина прика­ зывает старшему матросу Шнайдеруку оп­ ределить данные самолета, нарисованпого на фанере. Воин точно сообщает, какой тип самолета, его скорость, вооружение... — По самолету, правый борт... Дистан­ ция... Угол места... Орудие зарядить! — командует старшина. — Есть правый борт! — докладывает наводчик, за ним другой, третий. Орудия быстро разворачиваются на указанные углы. Производится / условный выстрел. Старшина хорошо подготовился к про­ ведению практических занятий, продумал все вводные и подавал их в такой после­ довательности, которая обеспечивала отра­ ботку всех действий артиллеристов в на­ стоящей стрельбе. — Заменить стреляющее! — приказы ­ вает старшина матросу Цейко, а сам смотрит и на него и на стрелку секундо­ мера. Прошло определенное время. Комен­ дор доложил «готово», и тут же щелкнул секундомер: — Хорошо. Норматив выполнен! — по­ хвалил командир отделения молодого ар ­ тиллериста. Т у т же он взглянул на ма­ троса Глинку. — Матрос Глинка, заменить затвор! Воин и здесь допустил ошибку. С тар­ шина 2 статьи Утин тут же лично два раза произвел замену затвора и наглядно показал, в чем именно допускал ошибку артиллерист. Вечером командир отделения Утин об’я- вил благодарность матросу Цейко н стар» шему матросу Шнайдеруку, которые по­ казали лучшие результаты на трениров­ ках в походе. Старшина 2 статьи Утин не только ма­ стер артиллерийского дела. Он хорошо владеет специальностью сигнальщика, неплохо знает морское дело. Вот почему старшина умело воспитывает подчиненных, пользуется уважением у всего личного со­ става. Он неустанно учится сам, повы­ шает военные и политические знания, вос­ питывает в себе качества, необходимые каждому защитнику нашей любимой Ро­ дины. Старшин матрос Л . УМ А Н ЕЦ . Подготовка к зиме развернулась В нашем подразделении широко развер­ нулась подготовка к зиме. Личный состав стремится использовать каждый свободный час для ремонта жилых и хозяйственных помещений. Особенно много усилий при­ лагают рядовые Тузов. Гоглев, Рыжаков, Леонов и другие. В жилом помещении они перебрали пол, побелили стены и печки, покрасили оконные рамы. У помещения сделали новое крыльцо. Рядовой Мажоров застеклил окна. Сейчас помещение выглядит хорошо. Ефрейтор Йт МУРИН. ч В борьбе за высокое качество учёбы ТОБЫ БЫТЬ отличным радистом, быстро и четко передавать на ключе и безошибочно принимать радиограммы, надо неустанно и •истематическп тренироваться. Пменно это требование и положил в основу повышения квалификации радистов командир отделения старшина 2 статьи Кочетов. В наращивании скорости передачи и приема бывает ка­ кой-то переломный момент: радист доходит до определенного числа знаков, затем скорость несколько снижается. Требует­ ся настойчивая тренировка, чтобы преодолеть эту грань. Проверив работу радистов на ключе и качество приема на слух, старшина Кочетов выяснил, что у отдельных матросов есть существенные недостатки. Матрос Зайцев, например, никак не мог повысить скорость приема. На вопрос команди­ ра, почему он так медленно принимает, Зайцев ответил: «Быстрее не получается, у меня рука тяжелая. Не успеваю записывать». Но на самом деле, как выяснилось, причина была не в этом. Зайцев тренировался мало, только во время занятий, а этого для него было недостаточно. — С сегодняшнего дня вы будете ежедневно в установ­ ленное время тренироваться в приеме на слух и передаче на ключе, — сказал командир отделения. — Зачеты буду при­ нимать каждую неделю. Тренировка проводилась тая: старшина давал матросу Зайцеву текст, а остальные подчиненные принимали с эфи­ ра. Трудно давалась скорость радисту. Но старшина знал, чте только упорной работой можно добиться хороших резуль­ татов. Кочетов не ошибся. Вскоре матрос стал уже принимать с эфира. Но и здесь прием шел не совсем четко. Как извест­ но, в эфире работает много станций, бывают различные по­ мехи. Эти помехи сбивали Зайцева, он терялся, прекращал прием. «Не успеваю принимать», — огорченно говорил ма­ трос. Командир отделения посоветовал воину: — Пишите, не останавливайтесь. Пусть будут пропус­ ки, а вы принимайте. Тренируйтесь и научитесь. И Зайцев снова брался за ключ. Скорость постепенно уве­ личивалась, он уже успевал записывать. Одновременно старшина проводил занятия по изучению материальной части. Теория у него постоянно сочеталась с практикой. Кроме того, в целях совершенствования знаний и прак­ тических навыков старшина посоветовал матросу занимать­ ся в свободное время. Радист, выполняя указания команди­ ра, упорно тренировался. Это дало хорошие результаты. Ма­ трос твердо усвоил свои обязанности и материальную часть. Теперь старшина Кочетов уверен, что Зайцев сможет обес­ печить надежную связь. Следит старшина Кочетов и за тем, как радисты успева­ ют на политзанятиях. Периодически он проверяет их кон­ спекты, дает советы, показывает, как лучше записать ос­ новное содержание темы. Командир отделения требует^от подчиненных повседнев­ но соблюдать установленный порядок. Однажды матрос Белов во-время не явился на боевой пост. Старшина нес вахту и не сразу мог проверить, чем вызвано отсутствие подчинен­ ного. Когда Кочетов передал вахту и вошел в кубрик, Белов находился там. — Почему вы опоздали на занятия? — спросил старши­ на. Матрос попытался оправдываться тем, что перед началом занятий он только что сменился с вахты. — Нельзя нарушать распорядок дня, — строго сказал старшина. — Надо все успевать делать во-время. Матрос Белов теперь четко выполняет распорядок дня. Подчиненные уважают Кочетова, как требовательного, справедливого и заботливого начальника. Командир подразде­ ления часто ставит отделение Кочетова в пример другим. В. ВАСИЛЬЕВ. ШИРЕ ПОДГОТОВКУ К ПРОВЕРКЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С И Я Л З Н А Н И Й Заканчивается учебный год в группах политических заня­ тий. Можно подвести некоторые итоги учебы слушателей. Вуду говорить о группе, которой я руковожу. Бесспорно, что политическая подготовка воинов, их сознательность значи­ тельно возросли. Воины свободно разбираются в вопросах, о которых раньше имели смутное представление. Важным со­ бытием в этом году для нас явилось изучение истории Ком­ мунистической партии Советского Союза. Беседы по изучен­ ным темам показали, что материал матросы усваивают ус­ пешно. Весьма отрадным результатом роста политической созна­ тельности моряков является повышение их активности в бо­ евой учебе, дальнейшее укрепление дисциплины. Это можно проследить на ряде примеров. Взять хотя бы старшего матро­ са Савельева. В политической учебе он раньше не успевал. Нечем было ему похвалиться и в боевой подготовке. Более того, он показал себя как недисциплинированный воин. Од­ нажды вернулся из увольнения пьяным. Поставить Савельева на правильный путь в службе по­ могла комсомольская организация. Влияние бюро, мои бесе­ ды с воином дали положительные результаты. Наняв свои ошибки, моряк теперь не допускает их. Он с усердием стал овладевать политическими знаниями, повысил требователь­ ность к себе. Это сказалось на его учебе но специальности и в поведении. Савельев теперь — один из передовых воинов корабля, оказывает товарищам помощь в учебе. Командова­ ние поручило ему выполнять ответственные обязанности. Во­ ин настойчиво готовится к сдаче зачетов на классность. Высокие морские качества он показал в недавнем штормовом походе. Недооценивал раньше значение политзанятий старший матрос Денисов и относился к ним с холодком. Когда же удалось развеять это его глубоко ошибочное мнение, дело по­ шло на лад. Вскоре он стал примерным слушателем. Значи­ тельных успехов моряк добился и в боевой учебе. Как дис­ циплинированный и передовой воин, Денисов также неодно­ кратно поощрен командованием. Встречаются воины, которые старательно овладевают зна­ ниями, но учеба дается им с большим трудом. Таким в нашей группе является старший матрос Петров. Он зачастую не осмысливает сути раз'ясняемого вопроса. С ним приходится больше работать. Слушатель сам ревностно относится к уче­ бе и не отстает от товарищей, усваивает изучаемый мате­ риал. Сейчас он готовится стать классным специалистом. Как правило, воины, настойчиво повышающие свою поли­ тическую сознательность, успешно овладевают боевым ма­ стерством. Они проникаются глубоким пониманием своего долга перед Родиной, чут*ством личной ответственности за вы- полнеете порученного дела. Значительно возросла их боевая выучка, укрепилась дисциплина в подразделении. Вот, к примеру, старший матрос Клюкин. Он отличник боевой и по­ литической подготовки, классный специалист. Много и пло­ дотворно он помогает в учебе старшему матросу Петрову. Сейчас мы включились в подготовку к проверке полит­ занятий. Составляем перечень вопросов по пройденным те­ мам, хронологическую таблицу с раз’яснением основных со­ бытий. На дополнительных занятиях в группе будут прово­ диться обзорные рассказы по изученному’ материалу. Сейчас усиливается взаимопомощь слушателей в учебе. Есть все основания сказать, что слушатели группы во время проверки политзанятий покажут прочные знания, свою возросшую политическую подготовку. Проверка еще бо­ лее углубит их знания, поможет отчетливее уяснить вопро­ сы по изученному материалу. Она поможет командованию мобилизовать моряков на дальнейшее повышение боеготов­ ности корабля. Лейтенант В. ТКАЧ, руководитель группы политзанятий. Начало большой работы В Н-ском подразделении все шире раз­ вертывается подготовка к осенней провер­ ке политических занятий. Активное уча­ стие в этой работе принимают коммуни­ сты и комсомольцы. На открытом комсомольском собрании, где присутствовали почти все воины под­ разделения, члены ВЛКСМ обсудили свои задачи по обеспечению личной примерно­ сти в учебе, по мобилизации воинов на образцовую подготовку и проведение осенней проверки политзанятий. В своем докладе коммунист Быков рас­ сказал комсомольцам, что они должны сделать по оказанию командованию дей­ ственной помощи в устранении недостат­ ков в организации и содержании полит­ занятий, поднятии их идейного уровня. Докладчик отметил, что подавляющее боль­ шинство слушателей добросовестно овла­ девает политическими знаниями. Серьез­ ных успехов в учебе добились старшины 2 статьи Биричев и Малецкий. старшие матросы Бабкин и Остащенко, матросы Гладун, Кислый и многие другие воины. — Однако, — сказал тов. Быков, — в проведении политзанятий в группах име­ ются существенные недостатки. Были случаи, когда отдельные занятия проходи­ ли на низком идейном уровне, оторван­ ными от жизни и задач личного состава. Не случайно поэтому некоторые матросы не усваивают существа изучаемых вопро­ сов. Есть еще слушатели, которые поверх­ ностно изучают теорию и историю Ком­ мунистической партии, не вникают глу­ боко в материал, мало работают над по­ вышением своей сознательности. Неподго­ товленными, например, приходили на за­ нятия комсомольцы Ершов и Яворский. На отдельных беседах по темам они вооб­ ще не принимали участия. В группах проводятся дополнительные занятия. Между тем еще не все матросы посещают их. Недопустимым является и тот факт, что командиры отделений мало интересуются политической подготовкой своих подчиненных, слабо контролируют их учебу в группах. Они придерживают­ ся ошибочного мнения, будто это должны делать офицеры, руководители политзаня­ тий и их помощники. Коммунист Быков подверг справедливой критике комсомольское бюро за то, что оно недостаточно вникает в политическую учебу членов ВЛКСМ, на своих заседани­ ях не заслушивает комсомольцев, кото­ рые нерадиво относятся к повышению своих знаний. Выступавшие в прениях воины гово­ рили о положении в своих группах, вскры­ вали недостатки в политзанятиях и вно­ сили деловые предложения. Матрос Бычков, например, сказал, что в группе, в которой он занимается, беседы по изу­ ченным темам иногда не были творчески­ ми, активными. В этом вина не только руководителя, но и слушателей, которые плохо готовились к занятиям. Комсомолец выразил пожелание воинов организовы­ вать в эти дни, кроме дополнительных за­ нятий, и консультации по изученному материалу. Он призвал собравшихся про­ вести подготовку к проверке политзаня­ тий под знаком дальнейшего улучшения несения службы, укрепления дисциплины и повышения бдительности личного соста­ ва подразделения. Собрание приняло деловое решение. Комсомольцы сейчас прилагают все уси­ лия, чтобы выполнить его полностью и в срок. На днях бюро, заслушав члена ВЛКСМ Ершова, осудило его беспечное отношение к политической учебе, под­ сказало, что ему нужно сделать, чтобы наверстать упущенное и хорошо подгото­ виться к осенней проверке. Комсомольцы- отличники усилили помощь товарищам, отстающим в учебе. Старший матрос Остащенко и другие активисты приводят в порядок наглядные пособия, изготавли­ вают хронологические таблицы по истории КПСС, альбомы с материалами из газет о решениях партии и правительства, на­ правленных на дальнейшее повышение благосостояния советских людей. В под­ разделении была выпущена стенгазета, посвященная подготовке к проверке по­ литзанятий. В ней с заметками и статья­ ми выступили руководитель политзаня­ тий, слушатели. В последнее время в группах прошли дополнительные занятия по первой теме истории партии. В помощь слушателям заместитель командира по политчасти про­ чел лекцию о международном положении Советского Союза. После лекции воины просмотрели кинофильм «Пх было пяте­ ро», разоблачающий пресловутый амери­ канский образ жизни. Дополнительные занятия в дни подго­ товки к проверке будут проводиться один- два раза в неделю. На днях коммунист Ковалев проведет две консультации о жизни стран народной демократии, о тя­ желом положении трудящихся в странах капитала, а члены КПС€ Быков и Чистя­ ков — по второму с’езду Российской со­ циал-демократической рабочей партии. Матросы и старшины прослушают лек­ цию о Пражской партийной конференции. Все это говорит за то, что коммунисты и комсомольцы — активисты подразделе­ ния правильно поняли свои задачи в под­ готовке к проверке политзанятий. По сде­ ланное ими — лишь начало большой ра­ боты, которую предстоит проделать. Сей­ час надо раз’яснить каждому матросу и старшине задачи предстоящей проверки, помочь в повторении материала, добиться, чтобы коммунисты и комсомольцы были передовиками учебы и службы. Обязан­ ность партийной и комсомольской органи­ заций — помочь командованию мобили­ зовать весь личный состав на повыше­ ние качества политической учебы, на борьбу за успешное решение всех задач, стоящих перед подразделением. Старший лейтенант М. ХАМЕТОВ. Передовые воины помогают отстающим Прибыв в наше подразделение, рядо­ вой тов. Гальков с большим трудом разби­ рался в географической карте. Комсомоль­ цы на своем собрании поставили вопрос о необходимости помочь тов. Талькову и другим товарищам, которые слабо знают географическую карту. Сразу же после собрания комсомолец Родионов начал активно помогать рядово­ му (Талькову. Пх часто можно было встре­ тить вдвоем за изучением материалов к очередной теме политических занятий. Комсомолец сумел привить своему сослу­ живцу вкус к самостоятельному чтению литературы, вызвал у него стремление к настойчивой учебе. Благодаря помощи товарищей сейчас Гальков лучше разбирается в географиче­ ской карте, активно готовится к предсто­ ящей проверке политических занятий. Сержант В. АНДРЮШИН. На комсомольском собрании Деятельную подготовку к предстоящей проверке политических занятий проводят комсомольцы нашей организации. Недавно у нас состоялось собрание, посвященное этому вопросу. Заместитель командира по политической части в своем докладе отметил комсомоль­ ца Лабонаускаса, Лебедева и других, до­ бившихся отличных результатов в поли­ тической подготовке, рассказал об их опыте учебы. Одновременно докладчик критико­ вал комсомольцев Старовойтова и Олейни­ кова за то, что они за последнее время ху­ же стали готовиться к занятиям. Выступавшие в прениях подвергли рез­ кой критике членов бюро Демидова и Плю­ щенко, которые перестали самостоятельно работать над повышением своих политиче­ ских знаний. Собрание помогло мобилизовать воинов на успешную подготовку к проверке поли­ тических занятий. Младший лейтенант Л. АЙНСАЛУ. Не повторять ошибон В прошлом году при проверке полити­ ческих занятий некоторые слушатели группы, которой руководит тов. Киреев, показали слабые знания. Это встревожило партийную и комсомольскую организации. На собраниях было обсуждено ненормаль­ ное положение, вскрыты существенные причины, которые мешали политической учебе. Так, например, выяснилось, что учебу слушателей никто не контролировал, неко­ торые занятия проходили без всякой ак­ тивности слушателей, часто менялись про­ пагандисты, самостоятельное чтение ли­ тературы было организовано неправильно. Все это не могло не сказаться на успевае­ мости слушателей. Коммунисты и комсомольцы приняли все меры к тому, чтобы в группе не бы­ ло отстающих. Активно взялся за исправ­ ление ошибок и тов. Киреев. Он приходил на занятия подготовленным, содержатель­ но вел рассказ, прививал воинам любовь к чтению книг, помогал слушателям хо­ рошо осмыслить изучаемый материал. Изменили свое отношение к учебе и многие слушатели. В группе все больше и больше появилось ' хорошо успевающих воинов, которые активно выступали на беседах по темам. Старшие матросы Волков, Елизаров, Андриевский и многие другие не жалели труда и времени, чтобы хорошо подгото­ виться к очередному занятию. Они много читали политической и художественной литературы, тщательно составляли кон­ спекты. За отличные успехи в учебе и примерную дисциплину эти товарищи бы­ ли неоднократно удостоены поощрений. Сейчас политические занятия в группе подходят к концу. Все слушатели стре­ мятся придти к осенней проверке полит­ занятий с глубокими знаниями. Для этого они в свободное время повторяют матери­ ал, читают газеты, журналы, уточняют ответы на неясные вопросы. Но в группе есть и воины, которые отстают в политической учебе. К ним от­ носятся матросы Белых, Эвем, Портнов и Крючков. На слабую их подготовку к за­ нятию не раз указывал руководитель груп­ пы и сослуживцы. Но они не реагируют на эти замечания и попрежнему к само­ стоятельному чтению относятся несерь­ езно, не читают рекомендованной лите­ ратуры, не ведут никаких записей. Кроме того, в последнее время можно наблюдать картину, когда все чаще и чаще отсутствуют слушатели на заняти­ ях. Правда, некоторые пз них отсут­ ствуют по уважительным причинам, но это нисколько не снимает с них ответ­ ственности за качество учебы. С ними должны заниматься дополнительно. К со­ жалению, дополнительные занятия по-на­ стоящему не организованы. Осталось мало времени до начала осен­ ней проверки политзанятий. Организо­ вать тщательную подготовку к ней, устра­ нить недостатки в учебе и не повторять ошибок прошлого года — прямой долг коммунистов и комсомольцев. Старший матрос Н. БУНАНОВ. Стали отличниками Старшие матросы Зеленков и Гуменюк активно готовятся к осенней проверке политических занятий. Они тщательно и серьезно подбирают рекомендованную ли­ тературу и читают ее. Рассказ руководи­ теля группы политических занятий воины слушают внимательно, делая необходимые записи в своих тетрадях и блокнотах. В часы самостоятельного чтения, а нередко и во время, отведенное для личного от­ дыха, они работают над конспектами. Это помогает им прочно и глубоко усвоить и?учаемые материалы по каждой теме. Высокая политическая сознательность воинов помогает им добиться успеха в боевой учебе и повседневной службе. Они об’явлены отличниками боевой и поли­ тической подготовки. Старший матрос Ю. АНТОСЕНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz