На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 сентября 1 9 5 4 г., № 224 (5555) Стрельба по воздушной цели иавиеишая задача аитилл'чинтов-зе- нитчиков Г 1 «:т»»ит в том. чтобы уметь в любое время ihh ii ночи, независимо от состояния погоды, своевременно обнаружи­ вать и уничтожать противника, откуда бы он ни появился. Понимая всю ответствен- \ Н'Х’ть. возложенную на зенитчиков по ох­ ране неба Советского Заполярья, личный состав нашей батареи повседневно повы­ шает ’вое огневое мастерство, отрабатыва­ ет приемы стрельбы по воздушным це­ лям. У нас уже накопился некоторый опыт в стрельбе по воздушным целям днем и ночью. Выполняя эти задачи в условиях, приближенных к боевым, зенитная бата­ рея постоянно добивается высоких оценок. Достижению успехов способствует ряд мероприятии, которые систематически проводились и проводятся в настоящее время командованием, партийной и комсо­ мольской организациями. Каждой стрельбе у нас предшествует тщательная подготовка. Но особое вни­ мание мы обращаем на проведение стрельб по конусу. Прежде всего мы глу­ боко довели до сознания всего личного со­ става особенности современной стрельбы по воздушной цели. Каждый зенитчик яс­ но понимает, что эта стрельба характери­ зуется большими высотами и скоростями цели. Отсюда первое требование — иск­ лючительная скоротечность, высокий темп, ибо цель находится в зоне огня секунды. Исходя из этих особенностей, мы самое серьезное внимание уделяем отработке бы­ строты и слаженности всех орудийных расчетов, обеспечивающих высокий темп и единый залп. Тренировки проводятся си­ стематически, непосредственно на боевой технике. На каждый день мы тщательно планируем и ставим конкретные задачи всему личному составу. Остановлюсь на подготовке и проведе­ нии одной стрельбы по скоростной воздуш­ ной цели. Подготовка непосредственно у механизмов проводилась по этапам, при­ чем каждый этап огневой подготовки на­ чинался с одиночных тренировок каждого номера расчета, и лишь после завершения одиночной подготовки мы переходили к отработке слаженности в работе всего орудийного расчета. Обучение начинали с простейших элементов, постепенно перехо­ дя к более сложным. На высоком методическом давне прово­ дили практические занятия лучшие командиры орудий — сержант Канынып, младший сержант Федотов, младший сер­ жант Алтухов и лзругие. Командир орудия Федотов, например, при подготовке но­ меров своего расчета широко использовал местность и опружающую обстановку — пролетающие самолеты, появляющиеся це­ ли на любых высотах и скоростях, а так­ же различные приборы и приспособления, позволяющие отрабатывать необходимые навыки при стрельбе. В основу организа­ ции и проведения занятий командир ору­ дия Федотов брал наглядный показ, с уче­ том степени подготовки каждого обучаемо­ го. Особое внимание он обращал на под­ готовку первых номеров, добиваясь бы­ строты в поимке цели и ее сопровождении. П(ри этом командир орудия стремился ис­ пользовать самолеты, проходящие под раз­ личными курсовыми углами. После отработки мастерства орудийных расчетов мы переходили к тренировкам с целью достичь слаженности подразделений. Надо сказать, что здесь не все прохо­ дило гладко. В процессе тренировок выяв­ лялись серьезные трудности, которые стоя­ ли препятствием на пути к достижению цели. Например, некоторые командиры не смогли добиться быстрого и точного доведения команд до орудийных расчетов. Дело в том, что после включения моторов на орудиях командиры расчетов не всегда смогли правильно принимать подаваемые команды. Особенно это отражалось при тренировках в ночных условиях. С целью устранения этого недостатка мы обратили должное внимание на оборудование сигна­ лизации, которая в любых условиях обес­ печивала бы надежное и мгновенное до­ ведение всех команд на орудия. Сейчас у нас так отработана сигнализа­ ция, что стоит только командиру подраз­ деления дать определенный сигнал, и все расчеты сразу же, например. включат приводы и произведут заряжания. Теперь любая темная ночь — не помеха в пере­ даче команд. Немало усилий пришлось приложить всему личному составу в отработке едино­ го залпа батареи. Дело в том, что даже ма­ лейшие неточности отдельных номеров от- Зенитчмки повышают свое боевое мастерство рнцательно сказывались на единый залп. Вот несколько примеров. Заряжающий старший матрос Матузников отстал на несколько секунд в своих действиях, и орудие не выдержало необходимого темна. А у матроса Евтодиева, тоже заряжающе­ го, был обнаружен другой недостаток. Он чрезмерно спешил и приводил в действие пусковую рукоятку автоматического уста­ новщика прежде, чем необходимо было но сигналу ревуна. Матрос Евтодиев никак не смог выработать в себе чувство време­ ни и уловить момент, обеспечивающий единый залп. А когда на его место был поставлен старший матрос Горохов, ору­ дийный расчет оразу же влился в единый темп стрельбы всей батареи. Этот пример на тренировках наглядно показал нам, насколько высоко должно быть мастерство каждого номера орудий­ ного расчета, чтобы батарея в целом смогла показать нужные результаты в стрельбе но скоростной воздушной цели. После тщательной подготовки для ар- тиллерисгов-зенитчиков наступил самый волнующий и ответственный день — стрельба по воздушной цели. ...У орудий на двориках стоят зенит­ чики. Они ждут приказаний, готовые в любую минуту открыть огонь. Оживленно на станции орудийной наводки. Операто­ ры старшие матросы Дастовский и Нико- лашлн всматриваются в экраны локато­ ра. Цель поймана!.. Теперь напряжение еще больше возросло. На орудия стали поступать точные данные о цели, кото­ рая быстро приближалась. Заряжающие матросы Лебедев, Сергеев и другие в мгновение положили на лотки боевые снаряды. И вот звунит команда: — Огонь!.. Грянули выстрелы. За первым залпом следует второй, третий... Артиллеристы действуют слаженно, быстро, с большим под’емом. О ни в этот напряженный момент демонстрпровалп то, что было приобрете­ но в процессе длительной учебы и трени­ ровок. Соответствующие приборы позволяли точно определять результат стрельбы по воздушной цели. Снаряды разрывались кучно, темп стрельбы был высок, залпы дружны, едины. Стрельба по воздушной цели была выполнена успешно. Эта оценка говорит о том, что весь лич­ ный состав батареи стремится непрорывно повышать свое огневое мастерство и бое­ вую готовность подразделения. Матросы и сержанты, несмотря на значительные трудности службы, отдают все своп силы на успешное выполнение огневых за­ дач. Не случайно у нас нередко можно слышать, когда артиллеристы-зенитчики с гордостью говорят о том, что они служат в тон батарее, которая имеет хорошую тра­ дицию, — задачи выполнять с высокими результатами. Командование, партийная и комсомоль­ ская организации в своей деятельности путем различных форм и методов партий­ но-политической работы пропагандируют и распространяют все то хорошее, чем за­ конно гордятся артиллеристы-зенитчики, а также своевременно вскрывают недо­ статки в работе, предупреждают их в дальнейшей учебе. Так, например, перед этой стрельбой у нас прошли партийное и комсомольское собрания. Коммунисты и комсомольцы подробно останавливались на недостатках, которые имели место на ранее проводи­ мых стрельбах по другим целям, а также на тренировках. Все узнали причину от­ ставания при зарялсании матросом Зайце­ вым. Оказалось, что на тренировках под­ носчик матрос Калашников клал снаряды на верхний стеллаж, а в момент стрельбы оп стал класть снаряды на нижний стел­ лаж. В результате заряжающий Зайцев, пока сделал лишнее движение, отстал на 1 секунду. Хотя в данном случае это не повлияло на темп и единый залп стрельбы, однако артиллеристы были на­ глядно предупреждены от повторения по­ добных ошибок. После партийного собрания коммунисты провели ряд мероприятий, обеспечиваю­ щих высокое качество подготовки и про­ ведения стрельбы по воздушной цели. Коммунист Белинский осуществил оформ­ ление наглядной агитации, коммунист Ма- лушков провел беседы о тренировках за­ ряжающих и о слаженности подразделе­ ний. Коммунисту Фомченкову было пору­ чено усилить оказание помощи в подго­ товке операторов станции орудийной на­ водки. Большую помощь командиру оказа­ ли и комсомольцы. Особенно следует от­ метить Максимова и Громакова, которые во всем показывали личный пример молоде­ жи. Высокие результаты стрельб во многом об'ясняются состоянием дисциплины среди личного состава. Поэтому остановлюсь и на этом важном вопросе, который являет­ ся основой высокого вотского мастерства и боевой готовности любого подразделения. Ранее у нас были серьезные нарушения воинской дисциплины со стороны отдель­ ных военнослужащих, которые отрица­ тельно влияли на наши общие показате­ ли. Всем нашим артиллеристам известны случаи, когда матрос Овчинников и стар­ ший матрос Тупицын в результате пьянст­ ва опоздали в подразделение. А матрос Кузнецов ухитрился в подразделении от­ метить день рождения с выпивкой. Как выяснилось, втянул его в это «мероприя­ тие» недисциплинированный матрос, ны­ не демобилизованный. А у Кузнецова не хватило силы воли отмахнуться от пороч­ ного влияния «друга». Матрос Николай Сергеев иногда вступал в пререкания и получал дисциплинарные взыскания. Все эти проступки, безусловно, осуж- дачтись большинством личного состава, но Факты — вещь упрямая, и они темным пятном ложились на добрые усилия и старания всего личного состава, затеня­ ли успехи. Но так долго продолжаться не могло. Вокруг нарушителей мы созда­ ли нетерпимую для совершения проступ­ ков обстановку, предупреждали отступле­ ния от уставных требований. Большую помощь командиру в укреплении воин­ ской дисциплины оказала комсомольская организация и, в частности, секретарь комсомольской организации сержант Гро­ маков, кандидат в члены КПСС. Следует отметить положительную роль сержантов в наведении порядка и устав­ ной дисциплины среди матросов-артплле- ристов. Особенно много сделали такие сержанты-отличники, как Алтухов, К-а- кыньш, Федотов и многие другие. Имея подчиненных, они прежде всего са­ ми глубоко овладели современной боевой техникой, умело обучали воинов, со зна­ нием дела, в поведении и поступках по­ казывали личный пример дисциплиниро­ ванности и воинского мастерства. Взять, например, сержанта Громакова. Он сплотил дружный, спаянный коллек­ тив, где нет места панибратству и малей­ шему отступлению от уставных требова­ ний службы. Опытный командир Грома­ ков пользуется высоким авторитетом. Он так поставил дело воспитания, что cjo подчиненные на службе и вне службы ведут себя образцово, а своего командира называют не иначе, как «товарищ сер­ жант». Этим можно подчеркнуть, что уставной дух здесь пронизывает всю службу каждого воина. Понятно поэтому, что весь расчет данного боевого поста только образцово выполняет* все зада­ чи по обеспечению зенитных стрельб., Сам сержант Громаков удостоен чести классного специалиста, и ему доверено ис­ полнять весьма ответственные обязанно­ сти. Укрепилась дисциплина — повысились результаты выполнения боевых заданий. По-иному ведут сейчас себя и матросы Сергеев, Овчинников и старший матрос Тупицын. За успехи в подготовке и про­ ведении последней стрельбы матросу Сер­ гееву командир предоставил внеочередной краткосрочный отпуск, старший матрос Тупицын стал отличником боевой и поли­ тической подготовки. Добросовестно слу­ жит и матрос Овчинников. Все эти това­ рищи более полугода не имеют замечаний по службе, и каждый удостоен того или иного поощрения. Высокий боевой дух воинов-артиллери- стов, возросшая сознательность и дисцип­ лина позволяют нам успешно решать за­ дачи по стрельбам и по охране воздуш­ ных границ нашей любимой Родины. Но каждый воин должен помнить, что останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо с еще большей настойчи­ востью учиться и овладевать новой тех­ никой, чтобы с честью выполнить наибо­ лее трудное и ответственное задание, ко­ торое предстоит решить нашему личному составу в ближайшее время. Офицер Г. СЕРГЕЕВ. ТРЕНИРОВКИ НА ПОСТАХ У нас в подразделении регулярно про­ водятся тренировки на боевых постах и последующие затем разборы. Такая мето­ дика обучения приносит большую пользу воинам в освоении специальности. В организации и проведении трениро­ вок постоянно участвуют командиры от­ делений, опытные мастера своего дела. Особенно хорошо передает свои знания командир отделения Сидорук. На разборах тренировок он подробно раз’ясняет недо­ статки отдельных воинов, отмечает пх умелые действия. Недавно Сидорук в своем выступлении на разборе вскрыл причины недостатков в работе на боевом посту пл;гншстистов и телефонистов. Они неправильно наносили цели, не делали обозначений и необходимых пометок. — В результате, — сказал Сидорук, — трудно было разобраться, в каком квадрате находилась цель, куда она сле­ довала н когда была «уничтожена». Далее командир отделения указал на неправильную прокладку курса матросами Шашмовым и Кейсом, которые пытались воспользоваться следами старой проклад­ ки. На помощь молодым матросам при­ шел более опытный воин Шестаков. О его правильных и умелых действиях коман­ дир отделения Сидорук подробно рассказал сослуживцам и порекомендовал всем дей­ ствовать, как Шестаков. Матросы также выступают с переда­ чей своего опыта. Поучительные приме­ ры о работе на передающем центре при­ вели на разборе матросы Глазунов, Кор­ мильчиков и другие. С каждым днем расширяются теорети­ ческие знания и практические навыки воинов подразделения. Растут ряды клас­ сных специалистов. Многие воины удо­ стоены поощрений. Недавно матросу Ста- чеву и старшему матросу Козлову коман­ дир перед строем об’явил благодарность за образцовое выполнение задания и про­ явленные при этом усердие и старание. Матросу Глазунову доверили эксплуати­ ровать сложную технику боевого поста. Матрос Г. ФЕДОТОВ. Успехи в службе Торпедного электрика комсомольца Вла­ димира Кудрявцева воины нашего подраз­ деления знают, как активного обществен­ ника, опытного специалиста, отзывчивого товарища. — Не было еще такого случая, чтобы Кудрявцев когда-либо нарушил дисципли­ ну или халатно отнесся к порученному ему делу, — отзывается о нем офицер. Прежде чем стать умелым специали­ стом, комсомольцу Кудрявцеву много и упорно пришлось потрудиться. Он кро­ потливо осваивал механизмы и приборы, изучал схемы, чертежи и описания. В этом ему много помогал старшина 1 ста­ тьи Сарпов. Он охотно раз’яснял воину устройство материальной части, правила ее обслуживания. При проверке знаний по специальности комсомолец Кудрявцев действовал на бое­ вом посту четко, уверенно. Командир похвалил моряка за расторопность, уме­ ние грамотно обслуживать боевую техни­ ку. Ободренный первыми успехами, пе­ редовой воин с еще большей настойчиво­ стью продолжал совершенствовать свое мастерство. ...Корабль вышел в морс. Кудрявцеву в этом походе пришлось много приложить сил и старания к тому, чтобы образцово справиться со своими обязанностями. Тру­ ды не пропали даром. Командир остался доволен действиями комсомольца. Техни­ ка, находящаяся в заведывании Кудряв­ цева, в любое время суток находится в полной боевой готовности. Командование высоко оценило заслуги передового воина. Esty присвоено звание «старшина 2 статьи». Он назначен на должность командира отделения. Г. НУРГАЛЕЕВ. Н а учении. — желх в бою Много сил и старания отдает обучению своих подчиненных серйгант Чебыкин. Он настойчиво учит воинов тому, что необходимо на войне. Чебыкин воспи­ тал немало отличников боевой и политиче­ ской подготовки. Возьмем, к примеру, ря­ дового Симашкпна. Этот воин безупречно выполняет свой долг, является агитатором и хорошим помощником командира в вос­ питании и обучении воинов. За умелое воспитание и обучение под­ чиненных сержант Чебыкин имеет нема­ ло поощрений от командира. Недавно он получил благодарность от Командующего флотом. Недавно проводилась тренировка. Вои­ ны скрытно вышли на огневую пози­ цию и приступили к ее оборудованию. Но вот взвилась вверх ракета — си­ гнал к атаке. Воины стремительно броси­ лись вперед, ведя на ходу огонь по «про­ тивнику». Вот уже видны проходы в про­ волочном заграждении. Бойцы стреми­ тельно преодолевают их и разворачивают­ ся вновь в боевой порядок. Цепи атакующих быстро достигают пер­ вой траншеи «противника». Но он ока­ зывает упорное сопротивление. В это Bipe- мя ударная фланговая группа во главе с сержантом Чебыкиным ворвалась с левого фланга, и дрогнула оборона «противника». На разборе учения командир похвалил многих бойцов за проявленную инициати­ ву и умелые действия. Сержанту Чебыкину за правильное ру­ ководство подчиненными во время трени­ ровки была об'явлена благодарность. Сержант А. КОНДРАЧУК. Советы электрику УХОД ЗА БЕРЕГОВЫМИ КАБЕЛЯМИ При подходе корабля к пирсу главной задачей корабельных электриков является обеспечить корабль электроэнергией с берега. Для быстрого и надежного под­ ключения необходимо содержать береговые кабели всегда готовыми к применению. Ос­ новными требованиями по содержанию ка­ белей в исправности являются: хорошая изоляция кабелей, хорошо напаянные на­ конечники для подключения. При повреждении изоляционной оболоч­ ки кабеля необходимо: тщательно очистить поврежденное место, промыть бензином Б-70, затем в 2— 3 слоя обмотать повреж­ денное место лапотканью. после этого как можно плотнее обмотать мягкой и тон­ кой в 3 — 4 слоя резиной, затем об­ мотать в 3 — 4 слоя изоляционной лен­ той и в последнюю очередь произвести ок- летневку и пропитать изоляционным ла­ ком и дать просохнуть. Такая изоляция обеспечит хорошую герметичность и меха­ ническую прочность в местах поврежде­ ния. Для предохранения от окисления медных наконечников кабеля их необходимо свое- В 1 ременно облудить, желательно чистым оловом, так как олово является хорошим проводником тока. Перед наматыванием кабеля на вьюшку его необходимо протереть от грязи и мас­ ла ветошыо, ибо грязь и масло способст­ вуют разрушению резины. В повседневной эксплуатации необхо­ димо следить, чтобы кабели не провисали в воду, так как морская вода также яв­ ляется противником резины. Однако слиш­ ком натянутые кабели могут порваться при приливе и отливе, когда корабль опу­ скается или поднимается. Поэтому кабели должны иметь стрелу провеса не более 2,5 м и не менее 1 метра. В условиях зимы уход за кабелями должен быть особенно тщательный, ибо резина от мороза затвердевает и уже при сравнительно небольшом изгибе кабеля лопается. Поэтому наматывать кабель на вьюшку нужно осторожно, не сгибая его белее чем на 0,5 метра в диаметре. Кроме этого кабели, лежа на снегу, под действи­ ем тепла, выделяемого из них (при большой на 1 рузке по току), протаивают и таким образом оказываются глубоко под снегом и льдом, что при их уборке приводит к зна­ чительной трудности, ибо достать из-под льда кабель не так-то легко да и време­ ни это много отнимает. Кроме того, при неосторожных действиях личного состава кабели могут быть поломаны, что ухуд­ шает их диэлектрическую прочность. Таким образом правильный повседнев­ ный уход за береговыми кабелями обеспе­ чит бесперебойность в подаче электро­ энергии на корабль. Старшина 1 статьи В. ПОКРОВСКИЙ. к х т о т Я Ъ о С Т Р О Г О ПО УС ТАВУ несут караульную службу матросы Кинович и Абаров. Недавно командир поощрил воинов за бдительное 1 ь па посту. Старшин матрос А . Крючков. О О Б Р А З Ц О В О выполняет свой воинский долг отличник боевой и по­ литической подготовки рядовой П /ш - каров. Дневные производственные за­ дания он выполняет на 150 и более процентов. З а успехи в учебе и служ­ бе командир предоставил ему внеоче­ редной краткосрочный отпуск. Рядовой М . Манвюк. о Д О Б Р О С О В Е С Т Н О изучает военное дело старший матрос Коряков^- ский. Он является отличником боевой и политической подготовки, классным специалистом. Воин не останавливается на достигнутом, а настойчиво повы­ шает свои знания. З а безупречную службу Родине он имеет немало по­ ощрений. Матрос А . Цыганов. О Н Е Д А В Н О в нашем подразделе­ нии проходили стрелковые соревнова­ ния. Лучший результат показал стар­ ший матрос Кириллов. Он является отличником боевой и политической подготовки. Воин на достигнутом не останавливается, а настойчиво по­ вышает специальные знания. З а усер­ дие в службе и личную дисциплиниро­ ванность он имеет от командира ряд поощрений. Старшин матрос В. Захаревич. о Д И С Ц И П Л И Н И РО В А Н Н Ы М , трудолюбивым воином зарекомендовал себя старший матрос Чаплыгин. Вве­ ренная ему машина всегда находится в исправности и готова к действию. З а успехи в боевой и политической подготовке воин имеет 12 благодарно­ стей и два внеочередных краткосроч­ ных отпуска. Старший матрос П . Буканов. Пекцибнная пропаганда на корабле Матросы, старшины и офицеры кораб- ля Н. добились некоторых успехов в бое­ вой и политической подготовке, з n j3 b i- шенин организации службы п дисципли­ ны. Это во многом стало возможным благода­ ри тому, что командование, партийная организация, весь офицерский состав ко­ рабля ведут постоянную целеустремлен­ ную, тесно связанную с жизнью воинов агитационно-пропагандистскую работу. На корабле нет офицеров, которые не выступали бы перед личным составом с лекцией, докладом или беседой. Команди­ ры — частые и желанные гости в кубри­ ках во внеслужебное время, куда таи при­ ходят с интересной лекцией или беседой по вопросам внутренней п внешней поли­ тики Коммунистической партии и Совет­ ского правительства, воинского воспита­ ния и естественно-научной пропаганды. Если обратиться к тематике лекций, до­ кладов и бесед, проводимых на этом кораб­ ле, то можно убедиться, что в центре всей агитационно-пропагандистской рабо­ ты стоят вопросы боевой подготовки и во­ инской дисциплины. Эта работа ведется не только с матросами, но и со старшинами, с офицерами. Пз месяца в месяц проводятся беседы со старшинами о их роли в воспитании и обучении подчиненных. Только за послед­ нее время проведены такие беседы, как: «Старшина — непосредственный началь­ ник и воспитатель своих подчиненных», «Старшины корабля — первые помощни­ ки офицеров в обучении и воспитании ма­ тросов». В одной из лекций на эту тему офицер Яровой подчеркнул, что старшины и сер­ жанты являются самым многочисленным отрядом командиров в Военно-Морских Си­ лах, что они, находясь среди личного со­ става, хорошо знают своих подчиненных, их положительные и отрицательные каче­ ства, их нужды и запросы, обучают вои­ нов мастерству, воспитывают их в духе любви к своей социалистической Родине, в духе жгучей ненависти к врагам. При чтении лекции офицер сослался на слова М. В. Фрунзе о том, что старшины яьляются той основой, на которой держит­ ся порядок и дисциплина, боевая спайка п бсезая подготовка части. В силу важно­ сти и ответственности задач, стоящих пе­ ред старшинами, они нзделяются больши­ ми правами — правом поощрять воинов за усердие и строго взыскивать с нерадивых. Говоря о том, что старшина наделен правом приказывать своим подчиненным и что его приказание или распоряжение под­ лежит беспрекословному выполнению, офи­ цер Яровой использовал интересные при­ меры из художественных произведений. Офицер обратил внимание старшин, что основой их авторитета является высокая требовательность к себе и к подчиненным, знание своего дела и примерность во всей службе. Хорошо поставленная и систематически проводимая со старшинами работа привела к тому, что на корабле выросло много старшин—передовиков боевой и политиче­ ской подготовки, классных специалистов, умелых воспитателей своих подчиненных, таких, как старшина 1 статьп Максимен- ков. старшина 1 статьи Ферапонтов, стар­ шина 2 статьи Онищук и другие. Командование корабля и партийная ор­ ганизация своевременно обратили внима­ ние на необходимость усиления пропаган­ ды здорового быта, привптпя личному со­ ставу высоких морально-боевых качеств, на необходимость усиления научно-атеи­ стической пропаганды. На эти темы офицерами было подготов­ лено несколько лекций, с которыми они выступили перед личным составом. Так, оФпцер Филин выступил с лекциями «Пьянство — вреднейший пережиток ка­ питалистического прошлого» и «Религия — средство одурманивания народных масс». С большим вниманием была прослушана старшинами и матросами лекция офицера Филина «Религия — средство одурмани­ вания народных масс». На ярких, дох д- чьвых примерах офицер показал, что ре­ лигия возникает как следствие фантас и- ческого, ложного отражения в голове пер­ вобытного человека внешних стихийных сил природы, которые господствовали над ним в повседневной яспзнн. Бессилие ч страх человека перед грозными, непонят­ ными ему явлениями природы породили веру в сверх’естественные, божсстзенные силы. В условиях эксплуататорского оощестза господствующие классы закрепили и раз­ вили заблуждение первобытного челозека. В религии они’нашли средство укрепления своего господства, средство оболванивания трудящихся масс. Религиозная проповедь бессилия, как нельзя лучше, пришлась по душе эксплуататорским классам. Лектор привел высказывание Максима Горького о том, что основная задача Е сех церквей была олм и та же: внушить беа- ньгм холопам, что для них нет счастья на земле, оно уготозано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю — дело благородное. Только в Советской стране уничтожены социальные корни религии. Но религиоз­ ные предрассудки. которые выступают в кашей стране как пережитки капитализма, еще существуют в сознании некоторой ча­ сти отсталых людей. В заключение лекции офицер Филин подчеркнул, что партия не может отно­ ситься к религии нейтрально, она считает борьбу с религией своим долгом, своей обя­ занностью. В агнгацпонно-пропаганднстской работе на корабле значительное место отводится привитию личному составу бережного от­ ношения к военному и народному имуще­ ству. Выступившие с лекцией «Повседнев­ но беречь народное имущество» офицеры корабля подчеркнули, что Родина доверила советским воинам огромные материальные ценности, что советский народ ни­ чего не жалеет для своих доблестных Во­ оруженных С и л , снабжая армию и флот первоклассной техникой, добротным обмун­ дированием и высококачественным пита­ нием. Священная обязанность каждого во­ еннослужащего — умело и бережно обра­ щаться с техникой, с обмундированием, беречь каждый грамм топлива. Все это со­ здано трудом нашего советского народа. На этом корабле пример активного уча­ стия в агитационно-пропагандистской ра­ боте показывает сам командир. Он систематически выступает с лекциями и докладами перед личным составом. Однако следует сказать, что на корабле имеются и недостатки в агитационно-про­ пагандистской работе. Еще недостаточно читается лекций, мало проводится таких бесед, которые повышали бы знания лич­ ного состава по специальности, способство­ вали бы росту рядов классных специали­ стов. Офицер Осипенко хорошо подготовил и прочитал такие лекции, как «Развитие минного и противолодочного оружия». Од­ нако мало кто из офицеров последовал ето примеру. Редко читаются еще на корабле лекции для самих офицеров по вопросам военной науки и воинского воспитания. . Несмотря на эти недостатки опыт аги­ тационно-пропагандистской работы на ко­ рабле Н. заслуживает внимания. Ведь на некоторых кораблях, к сожалению, есть еще офицеры, которые не выступают пе­ ред личным составом с лекциями, доклада­ ми п беседами. Быть воспитателем своих подчиненных — одна пз уставных обязанностей каждо­ го офицера. А одним пз важнейших средств воспитания воинов является лек­ ционная пропаганда. Офицер Н. ПОКРОВСКИЙ. Собрание о моральном облике воина Недавно в подразделении прошло ком­ сомольское собрание. Доклад о моральном облике советского воина сделал тов. Монго­ лии. Он рассказал о благородных качест­ вах советских воинов: стойкости, му­ жестве, храбрости, о том, насколько они необходимы бойцу в современной войне, в условиях применения новейших видов оружия. В пример всем была поставлена безуп­ речная служба членов ВЛКСМ Елисеева п ----------- О Тарасова, постоянно воспитывающих в се­ бе высокие морально-боевые качества. Вы­ ступившие в прениях товарищи подверг­ ли острой критике комсомольца Небурова 31 его нерадивое отношение к своим слу­ жебным обязанностям. Собрание прошло на высоком идейном и организационном уровне. На нем вы­ ступили многие члены ВЛКСМ. Матрос Д. МИЗАРЕВ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ ЛЕЖАТ В БАТАЛЕРКЕ — Младший сержант Никифоров! — Есть. — Получите газеты, которые вы вы­ писываете, — говорит старшина подраз­ деления. Никифоров получает пачку газет. Судя по об'ему полученной корреспонденции, можно подумать, что младший сержант выписывает несколько различных газет. Однако оказывается, что все это одна и тз же газета. Почему же так получается, что млад­ ший сержант Никифоров и его сослужив­ цы получают сразу по 7 — 8 номеров га­ зеты? В чем причина ненормального поло­ жения с доставкой периодической печати? Всему виной то, что у нас нет ответ­ ственного за эту серьезную работу'. До­ ставляемые в подразделение газеты и жур­ налы складываются в баталерке и лежат там. Не лучше обстоит дело и с подшивка­ ми газет в комнате политпросвегработы. Например, 8 сентября можно было в под­ шивке прочитать свежую газету... за 31 августа. Мы, воины, интересуемся событиями, которые происходят в жизни флота, стра­ ны и за рубежом. Но очень жаль, что све- жпе газеты, рассказывающие об этих со­ бытиях, до нас доходят с большим опозда­ нием. Старший сержант П. АРТЕМЕННОВ. По следам наших выступлений «ДО КОНЦА ИЗЖИТЬ ФОРМАЛИЗМ В ПАРТИЙНОЙ РАБОТЕ» Под таким заголовком 22 августа в на­ шей газете была опубликована статья тт. Дурыченкова и Щукина. В ней авто­ ры подвергли критике работу отдельных партийных организаций флота, которые по-казенному выполняли принятые реше­ ния. проводили мероприятия ради отметки в плане, выпускали из поля зрения работу по руководству комсомольскими организа­ циями, не обсуждали на собраниях и за­ седаниях бюро вопросы идейно-теоретиче­ ской работы коммунистов. Редакции сообщили. что коррес­ понденция обсуждена на совещании ра­ ботников политического отдела. Даны ука­ зания — при работе в частях оказывать практическую помощь секретарям партий­ ных организаций в реализации решений партийных собраний. В одном из подраз­ делений проведено отчетно-выборное пар­ тийное собрание, новому составу бюро оказана помощь в реализации критиче­ ских замечаний коммунистов. '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz