На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 сентябоя 1954 г., № 208 (5050). Твёрдо знать и точно выполнять правила обслуживания техники Корабельный устав требует от воинов флота неустанно добиваться твердых зна нии Фужин н техники, практически ос ваивать свою специальность, учиться ма стерски использовать материальную часть в бою. быстро устранять повреждения и неисправности. Главная задача заключает ся в том. чтобы довести практические на выки воинов до автоматизма. Иногда можно наблюдать случаи, когда молодые матросы, несмотря на х о р о ш у ю теоретическую подготовку, при работе на действующих механизмах допускают ошибки, подчас приводящие к авариям и поломкам. Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания воинов на ко рабле должным образом организовать с ними повседневную учебу по освоению правил обслуживания механизмов в раз личных условиях — на походе, при сто янке корабля на якоре, у стенки. Занятия по специальности в корабель ных условиях проводятся на боевых по стах у механизмов и систем. Поэтому каж дое из них должно сопровождаться пока зом действий на материальной части, у того или иного устройства. Насколько это важно, видно из следующего примера. Корабль стоял у причала. Предстоял выход в море. Надо было пополнить запа сы воды. Дежурному трюмному матросу Кожаеву командир приказал набрать воду в носовую систерну. К этому времени во ин был уже допущен к самостоятельному несению дежурства. Он вместе со всем личным составом изучал питьевую систе му по схемам и чертежам, сам рисовал ее. Однако руководитель занятия старшина 2 статьи Бесчетнов не указал на особен ности переключения системы пои приемке воды, не рассказал о мерах предосторож ности. Таким образом, матрос Кожаев не был заранее подготовлен к неожиданностям. Он не знал, что может затопить котельное отделение в случае прессовки систерны че рез предохранительный клапан. Поэтому BCKOipe после начала приемки воды он спокойно пошел отдыхать, не предупре див о своих действиях бодрствующую де журную службу в посту энергетики. А во да тем временем заполнила систерну. дав ление в магистрали повысилось, и предо хранительный клапан на системе начал перепускать воду в трюм котельного отде ления. Проводивший осмотр помещений мото рист обнаружил в трюме много воды, кото рая грозила затопить главный котел. Он доложил о замеченном дежурному. Сразу же были приняты соответствующие мены, и аварию предотвратили. Пначе ошибка Кожаева могла вывести из строя весь ко тел на несколько дней и сорвать плава ние. Этот факт показывает, какое большое значение имеет специальная подготовка личного состава, обучение воинов твер дым практическим навыкам обслуживания технических средств. Необходимо повсе дневно на занятиях и тренировках обра щать внимание моряков на особенности эксплуатации технических средств, у к а зывать на возможные неисправности, пре дотвращать неправильные действия по пе реключению и включению систем трубо проводов. Личному составу приходится не только нести вахту у действующих механизмов, исполнять обязанности лиц дежурной службы, но и участвовать в пповеденнп планово-предупредительного ремонта и ос мотра материальной части. В это время часто бывает необходимым вскрывать под шипники, регуляторы и «различные дру гие узлы главных и вспомогательных ме ханизмов. Так, на нашем корабле неодно кратно производился осмотр турбопита- тельных насосов. Котельные машинисты участвовали в полной разборке насоса. При этом проводилось занятие по специ альности, и воины могли посмотреть, что фактически представляет из себя та или иная деталь, изображенная на чертеже. Корабль на ходу. Вместе со многими другими механизмами в действии нахо дится котел, который обслуживает стар- шгна 2 статьи Данилов. Все в по рядке. Однако вахтенный у вспомогатель ных механизмов матрос Акименко замеча ет, что температура масла в подшипниках турбопитательного насоса растет и при ближается к верхнему пределу, указанно му в инструкции. Матрос докладывает об этом старшине вахты. Bo-время поступает дсклад в пост энергетики. Неисправный турбопптательный насос пришлось остано вить и ввести в действие резервный, что бы обеспечить кораблю заданный ход. По возвпащенип в базу механизмы вскрыли. Наружный осмотр верхнего под шипника ничего не дал. Поэтому командир отделения принял решение закрыть под- шкпнпк и сменить масло. Определение причины, по которой грелся подшипник, не было доведено до конца. Опробовали насос. Подшипник грелся. Тогда под руководством командира груп пы подшипник был полностью разобран. Неисправность обнаружили. Канавки, под водящие масло, оказались забиты грязью, в винтовой канавке оказался кусок ме таллической стружки. Причина была яс на Этот случай обсуждался со всеми ко тельными машинистами. Он свидетельст вует о том, что часть специалистов слабо знала тонкости ваботы верхнего п т н п п г нпка. не представляла, что может явигь- ся причиной повышения температуры. Впоследствии с подобными неполадками справлялись легко. Котельные машинисты в процессе эксплуатации техники стали обращать особое внимание не на общую работу механизма, а на работу отдельных его узлов, маслоподающпх устройств, сле дить за их исправностью. В результате этого в течение длительного времени т а - ванпя питательные насосы работают бес перебойно. Случай, который произошел со старши ной Даниловым, показывает, что неисправ ности видны не сразу. Прежде чем найти нгполадку. надо знать, где ее искать, где она наиболее возможна. А для этого нуж ны твердые и глубокие знания устройства материальной части, настойчивость в тру де С каждым годом корабельная техника развивается и совершенствуется. Это обя зывает моряков изучать свою специаль ность со всей настойчивостью и упорст вом. Старшина 2 статьи Петров— специалист первого класса. Среди его подчиненных есть специалисты первого и второго клас са. есть и малоопытные "матросы. Можно сказать с уверенностью, что в этом году в машинном отделении вырастут новые классные специалисты, ибо командир пов седневно передает подчиненным свои зна ния и опыт эксплуатации техники. И в походе, и при стоянке корабля у стенки старшина ежедневно находпт время для обучения воинов, проверяет, как матросы знают свое заведывание. что они изучи ли нового в течение последних двух-трех дней. На занятиях по изучению инструкции по эксплуатации технических средств Петров обращает особое внимание на то, чтобы при заступлении ка вахту личный состав точно соблюдал инструкцию, тща тельно производил осмотр работающего ме ханизма, убеждался в его исправности, проверял, правильно ли включены систе мы. какие клапана открыты и закрыты. Все это моряки должны проверять сами, не ожидая, пока об этом напомнит сдаю щий вахту. Матрос Крикун присутствовал на этих занятиях. На походе он нес ответствен ную вахту у турбоконденсатного насоса. От исправности этого механизма зависит надежная работа главных котлов. Коман дир отделения решил проверить, как ус воил воин то, чему он учил его. Перед за ступлением матроса на ьахту Петров спу стил воду из водомерного стекла, и оно не показывало уровень воды в теплом ящи ке. Крикун не выполнил требования ин струкции, формально принял обязанности у своего предшественника. Вскоре после наступления Крикуна на вахту к нему 'спустился старшина 2 статьи Петров. — Есть ли в теплом ящике вода? — спросил он подчиненного. Крикун бросился к водомерному стеклу — воды не бйло. Это оказалось для не^о неожиданным. Не зная, как и что у него включено, он растерялся и не смог ниче го предпринять. Чтобы разобрать этот случай, был со бран весь личный состав отделения. Командир еще раз подчеркнул, какое зна чение для безаварийной эксплуатации ма териальной части имеет точное выполне ние инструкций. Он рассказал, что отсут ствие воды в теплом ящике может приве сти к пожогу котла, к аварии. Сочетание занятий по изучению инст рукций с проведением практических тре нировок по их выполнению дает положи тельные результаты. Подчиненные Петро ва добросовестно выполняют инструкции при приеме вахты. Когда корабль на ходу и механизмы машинного отделения работают. Петоов также передает свой опыт подчиненным. Рядом с молодыми воинами находятся ста рослужащие. Каждое неправильное дейст вие молодого матроса видит стоящий ря дом с ним классный специалист, опыт ный машинист. Он поправляет его. учит действовать сноровисто. Большое значение имеет подготовка ру ководителя к занятию. Например, старши на 1 статьи Лопатенко обязательно забла говременно просматривает чертежи, чита ет инструкцию, отдельные статьи правил эксплуатации электрооборудования, на ко торые считает необходимым обратить осо бое внимание матросов. На занятие он идет с конспектом, со схемами и в ходе рассказа приводит примеры из опыта эк сплуатации материальной части. Пополь зуется каждая возможность для того, что бы показать, как практически выполнять то. о чем было рассказано. Такая органи зация учебы обеспечивает безаварийную эксплуатацию электротехнических средств. Боевая готовность кораблей в значи тельной степени зависит от того, как во ины умеют выполнять обязанности по повседневным и боевым расписаниям, ин струкциям. Поэтому каждый советский моряк должен повседневно овладевать ис кусством управления нашей первоклассной корабельной техникой Офицер Г. ЭПИН. С в я з ь у с т а н о в л е н а В кубрик входит командир поста и приказывает: — Личному составу построиться! Матросы быстро и без суеты занимают свои места. Командир об’ясняет подчиненным причину построения: — Через несколько минут наша станция должна делать отработку, а корреспондент не слышит нас. Следует выехать на новое место и установить антенну. За три минуты до начала работы антенна была установ лена, запущен передатчик. Четко, быстро и без искажений работал на ключе стар шина 2 статьи Булычев. Аппаратура установлена правильно и быстро. Это об’ясняется тем, что личный состав поста в совеошенстве знает свою специальность и хорошо натрени рован практически. Особенно отличился старший матрос Плетнев. Матрос Г. ФЕДОТОВ. О Т В С Е Г О С Е Р Д Ц П О Ч Т А О Д Н О Г О К О Р А Б Л Я Старший серж ан т Александр Ф еокти стов за успехи в боевой и политической подготовке сфотографирован при р а з вернутом Знамени части. Н а своем боевом посту авиатор-от личник проявляет инициативу и но ваторство. Он внес ряд ценных рацио нализаторских предложении, с по мощью которых ускоряется процесс проверки некоторых приборов самолета. НА СНИМКЕ : старший серж ант А. Феоктистов на боевом посту. Фото И. Никишова. Без замечаний Получив приказание подготовить са молет к полету, старший сержант Беля ков тщательно проверил работу агрега тов. Поступила команда: — Самолет на линию запуска! Летчик садится в кабину. — Запуск, — командует он. — Есть, запуск! — отвечает Беля ков. Проходят считанные секунды, и дви гатель заработал. Вот самолет плавно оторвался от земли и быстро начал на бирать высоту. Выполнив задание, летчик вернулся на аэродром. Материальная часть ра ботала безотказно. Не только сегодня, а всегда старший сержант обеспечивает надежную работу техники в воздухе. Гвардии старший сержант Беляков является отличником боевой и полити ческой подготовки. Благодаря настойчи вости и трудолюбию, он хорошо изучил свою специальность, техника находится в образцовом состоянии. Командир ча сто ставит его в пример другим воинам. За безупречную службу Родине Беляков имеет немало поощрений. Недавно ему была вручена Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. Гвардии младший сержант , ' В. ШАНСКИЙ. ------- 0 ------- О Б Е ЗУ П Р Е Ч Н О выполняет свой воинский д о л г перед Родиной ст ар ший серж ан т Рябц ев. З а достигнутые успехи в учебе и службе он н а гр аж ден нагрудным знаком «Отличник авиации». А. Лавров. О ВЫСОКОГО огневого м астерст ва добился тов. Сусвалов. П ракти ческие стрельбы он выполняет то ль ко на «отлично». З а успехи в учебе и службе воин награж ден нагрудным знаком «Отличный пулеметчик». М. Одеськов. о П РИМ Е РН О СЛУЖИТ серж ант Толочка. З а успехи в боевой и поли тической подготовке передовой вочч сфотографирован при развернутом Знамени части. А. Куликов. Таков обычай советского народа: когда ■сын уходит служить в Вооруженные Си лы. родители дают ему строгий наказ — свято выполнять воинский долг, соблю дать Присягу. беречь честь советского 1 воина. И сыновья никогда не забывают ; родительского наказа. В сердце каждого ; горит желание оправдать надежды семьи, надежды Родпны и народа. Командир корабля Н. вяял за правило . отправлять «благодарственные письма ро- , дителям воинов — отличников боевой и | политической подготовки. Почта ежедневно доставляет ответные | письма со штампами многих почтовых от- , делений Советского Союза. Родители, до- 1 вольные успехами сыновей, в простых, сердечных словах выражают свою ра дость. Сколько тепла и сердечности в каждой строчке, в каждом слове! II во всех письмах звучит законная гордость за сыновей — славных защитников Родины. «Мое сердце преисполнено чувством материнской гордости за своего сына, за то. что он с честью выполняет мой на каз. Я уверена, что он и впредь Аудет до бросовестно выполнять свои обязанности, еще настойчивей изучать военную тех нику. еще лучше служить нашей Совет ской Родине». — пишет командиру Еле- H i Недилько. мать классного специалиста Алексея Недилько. «Я полон радости и гордости за своего сына, который честно несет службу, зор ко стоит на страже Советского Запо лярья». — заявляет семидесятилетний отец старшины 2 статьи Дмитриева. Труженики заводов, фабрик и колхоз ных полей, отвечая на благодарность командира за честную службу сыновей, делятся своими успехами, рассказывают о результатах упорного созидательного труда на блато Отчизны. Родители стар шины 1 статьи Гол»убева Василий Кон стантинович и Александра Кузминична в своем письме рассказывают: «Мы в прошлом году собрали хороший урожай с полей. В это лето соберем зерна еще больше. Для этого <у нас есть все возможности. У колхоза все больше по является новой сельскохозяйственной тех ники. механизируются трудоемкие работы. Зажиточная жизнь пришла в каждый дом. Благодаря заботам родной партии и правительства жизнь в деревне становит ся все краше и зажиточнее». Родители горячо благодарят командиров, партийные и комсомольские организации воспитывающих воинов в духе беззаветной щ>еданности партии и правительству, любимой социалистической Родине. Го рячее. взволнованное письмо прислала мать старшего матроса Виктора Макаро ва. «Спасибо вам. — пишет она командо ванию. — что вы воспитали в моем сыне, то понимание долга перед Родиной, кото рое я так хотела в нем видеть. От всего сердца благодарю вас за это». Читая эти строки. чувствуешь, как крепка и неразрывна духовная связь меж ду советским народом и его Вооруженны ми Силами. Отцы и матери воинов хорошо понима ют. в каких условиях несут моряки службу на Севере нашей страны, напо минают им о бдительности, о чувстве от ветственности каждого за защиту своею с опиалистич ес-кого Отечества. «Будьте зоркими часовыми нашей род ной земли», — призывает мать старшего матроса Макарова. Мать старшины 1 ста тьи Голубева обращается ко всем воинам Флота с горячим призывом: «Будьте от личниками учебы, будьте бдительными в своей почетной морской службе, помните, что на вас надеется весь народ!». Где. в какой капиталистической стране возможна такая духовная близость, та кая любовь, такое доверие народа к своим воинам? Может ли мать американского матроса, бесчинствующего в портах За падной Германии, гордиться своим сыном? Могла ли мать матроса английского фло та. насиловавшего и убивавшего тысячи невинных людей в Малайе, быть благо дарна своему сы-ну? Напишет ли мать матроса любой капиталистической армии такое задушевное письмо офицеру, выход цу из семьи банкира, ростовщика, чинов ника. разжигающему в его сыне звериные инстинкты? Нет! Только в стране, где власть принад лежит рабочим и крестьянам, только в на шей действительно народной армии а флоте возможно это. Только у нас. где так почетно звание воина, могут гордой торжественно звучать слова подписи над письмом Елены Недилько: «Мать совет ского матроса». Большую воспитательную силу имеют эти письма. Как правило, они зачиты ваются на комсомольских собраниях, пе ред строем личного состава корабля. Не которые из них помещаются в стенной газете. Так. например, в одном из номеров стенгазеты моряки прочитали письмо и увидели фото отца старшины 2 статьи Дмитриева — Степана Дмитриевича. В га зете сообщалось, что С. Д. Дмитриев, несмотря на свой преклонный возраст, ра ботает не покладая рук. стремится быть активным строителем коммунизма. Рабо тая на лесопункте, производственные за дания он выполняет на 200 и более про центов. В последнее время комсомольцы кораб ля послали теплое, патриотическое пись мо на Алтай в одну из тракторных бригад, осваивающих целинные п залеж ные земли. Партийная и комсомольская организа ции корабля ведут большую работу вок руг писем, которые часто приходят на имя командира корабля, на пмя матросов и старшин. Эта раоота способствует вос питанию моряков корабля пламенными патриотами своей Родины, сознательными, дисциплинированными и умелыми воина ми. готовыми в любую минуту выступить по зову партии и правительства на защи ту священных рубежей страны социализ ма п с честью выполнить свой почетный долг. Офицер М. XAMET0B. Преодолевая трудности Много трудностей, больших и малых, было преоюлено прежде, чем удалось до стигнуть намеченной цели. Сейчас, когда сержант Асеев является специалистом вы сокого класса, ему вспоминается путь, по которому он шел к успеху. Молодым .матросом Асеев прибыл в под разделение. Вот тут и встретились пер вые трудности. Не ладилось дело с элек тромеханикой и радиотехникой. Он удив лялся. узнав, что электроны двигаются по проводнику, не мог понять таких явле ний. как напряжение и сила тока, свой ства конденсаторов и т. д. Однажды, внимательно слушая руково дителя. следя за каждым его движением, матрос заинтересовался темой занятий, тем. что рассказывал офицер. II как-то сразу специальность стала близкой и по нятной. укрепилась вера в свои силы. С этого дня Асеев стал еще более вниматель но изучать материал. Благодаря на стойчивости и кропотливому труду. Асеев успешно освоил программу л даже стал помогать в учебе другим воинам. За безупречную службу воину присво или звание «сержант». У Асеева техника всегда готова к бое вым действиям. Он непрерывно изучает материальную часть, передает свой опыт подчиненным, учит их тому, что необхо димо на войне. За отличия по службе сержант имеет больше 10 поощрений. Его фотография помещена на Доспу отличников боевой и псаптической подготовки. Н. ПОТОЦКИЙ. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 7. Как производить дезактивацию и санитарную обработку Военные моряки, подготовленные к дей ствиям в условиях применения атомного оружия, смогут успешно выполнить лю бую боевую задачу. Для того, чтобы предотвратить поражение радиоактивными веществами, которые, попадают на одежду, кожные покровы п слизистые оболочки после атомного взрыва или воздействия боевых радиоактивных веществ, каждый матрос и старшина должен твердо знать правила санитарной обработки и точно их выполнять. Дезактивация и санитарная обработка осуществляются путем удаления радиоак тивных веществ с зараженных поверхно стей. а также из воды и продовольствия. В зависимости от обстановки, санитарная обработка личного состава и дезактива ция кораблей, вооружения, технических средств и различного имущества могут выполняться частично или в полном оо’еме. В соответствии с этим санитарная об работка и дезактивация подразделяются на частичную и полную. При частичной санитарной обработке и дезактивации в зараженном районе (на корабле) дози метрический контроль степени заражения не проводится. Частичная санитарная обработка лпч- пого '•остава и дезактивация обмундиро вания должны проводиться до частичной дезактивации корабля, оружия и техни ческих средств. После частичной дезак тивации опулгия и технических средств частичная санитарная обработка личного состава и частичная дезактивация обмун дирования а средств противохимической защиты должны проводиться повторно. Полная санитарная обработка личного состава и полная дезактивация корабля, его вооружения, оборудования и имуще ства производятся после выполнения бое вых задач, как правило, в незараженной зоне. Дезактивационные пункты развер тываются в незараженном районе, вбли зи источников воды и путей подвоза и эвакуации, в местах с удобными под’ез- дами и выездами и с хорошими условиями укрытия от воздушного наблюдения. Частичная санитарная обработка лич ного состава выполняется в порядке са мопомощи и взаимопомощи и производит ся путем обмываний открытых участков тела (лица, рук, шеи) незараженной во дой с мылом и прополаскиванием рта. При недостатке воды частичная санитар ная обработка может производиться пу тем многократного обтирания открытых участков тела тампонами, смоченными водой или 2 -процентным раствором соля ной кислоты. При отсутствии^ воды и 2- процентного раствора соляной кислоты допускается смачивание тампонов жид костью из противохимического пакета, не допуская попадания ее в глаза, нос и рот. При частичной обработке на заражен ном участке воспрещается пользоваться подручными средствами и водой из ме стных открытых источников. После вы хода из зараженного участка, частичную санитарную обработку производят путем более тщательного обмывания (обтира ния) открытых частей тела. В этом слу чае допускается обтирание (влажное или сухое) зараженных учаотков тела нсза- раженнымн подручными средствами (пак лей. сорванными листьями и т. п.). Полной санитарной обработке подвер гается только тот личный состав, у ко торого зараженность кожного покрова те ла или обмундирования оказалось выше допустимых норм. Полная санитарная обработка производится, как правило, после дезактивации личным составом свое го корабля, его вооружения и техниче ских средств. При полной санитарной об работке все тело тщательно обмывается горячей* водой с мылом под душем. Если после санитарной обработки зараженность личного состава превышает допустимые нормы, обмывание повторяется. Военнослужащие, зараженность кото рых после повторной санитарной обра ботки остается выше допустимых норм, должны быть взяты под тщательное наблюдение врача. Раненые и больные санитарную обработку проходят непо средственно на этапах медицинской эва куации и на обмывочные пункты не на правляются. Если воин окажется в зараженном районе без надетых средств защиты, необ ходимо обмыть или протереть открытые участки тела, затем надеть средства за щиты и приступить к дезактивации по зиции и оружия. После этого надо проде- зактивировзть средства защиты и еще раз обмыть (обтереть) открытые участ ки тела. В условиях применения противником атомного оружия очень важно осуще ствлять самопомощь и взаимопомощь. Если при атомном взрыве загорелась одежда, необходимо немедленно погасить ее. На ожог или рану нужно положить повязку, используя индивидуальный пе ревязочный пакет (индивидуальный пе ревязочный пакет с неповрежденной обо лочкой радиоактивными веществами не заражен). Если одежда пристанет к обожженной коже, повязку рекомендуется наклады вать поверх приставшей одежды. Нельзя обмывать обожженную поверх ность (рану) водой пли другими жидко стями. Кровотечение следует останавли вать давящей повязкой или самодельным жгутом (бинт с закруткой, брючной ре мень). При переломах поврежденные конеч ности прибинтовывают: руку в полусог нутом положении — к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге. Во время оказания помощи товарищу на зараженной местности надо обмыть (об тереть) открытые участки его тела и на деть на него противогаз. В том случае, когда пораженный поте рял сознание и не дышит, либо дышит едва заметно, необходимо даже на зара женной местности сделать ему искусст венное дыхание. В военно-морской базе в первую очередь необходимо производить дезактивацию при чалов, пирсов и дорог. Дезактивация от дельных участков местности, проходов и грунтовых дорог может быть осуществлена путем снятия поверхностного зараженного слоя почвы толщиной не менее 3 см или перепахивания зараженного грунта на глубину не менее 20 см. Если такими методами дезактивацию провести невоз можно. то отдельные участки и дороги могут быть засыпаны слоем незаражен- ного грунта толщиной 8— 10 см. В отдельных случаях на участках ме стности с каменистым, промерзшим или болотистым грунтом, удаление радиоак тивных веществ с которых затруднено, зараженные поверхности могут быть изолированы при помощи колейнощито вых покрытий или матов из камыша, хвороста и других материалов. Проходы через зараженные участки местности для одностороннего движения устраиваются шириной 4— 5 метров. Для двухсторон него движения прокладываются два та ких же прохода на удалении не менее 25 метров один от другого или в исклю чительных случаях один проход шириной 8 — 9 метров. Дезактивацию внутренних помещений производят путем сметания радиоактив ной пыли с потолков и стен влажными щетками, не допуская при этом пылр- образования. Окрашенные поверхности моются водой с мылом при помощи ще ток и протираются ветошью (тряпками). Наружные поверхности зданий и соору жений дезактивируют обметанием щет ками или обмыванием водой из брандспой тов пожарных машин, мотопомп, ручных насосов и других средств. Дезактивацию начинают с крыш и наветренной стороны и производят сверху вниз. Дезактивация воды производится только в тех случаях, когда нет незара- женных источников воды или когда за пасы незараженной воды не обеспечивают минимальных потребностей кораблей, частей и население базы. Контроль сте пени зараженности воды до дезактива ции и после нес осуществляется хими ческой службой базы, корабля, части. Заключение о пригодности воды к упо треблению дают начальники медицин ских служб. Дезактивация воды производится теми же способами, что и очистка воды, с ис пользованием для этого табельных и подручных средств. В зависимости от характера и степени заражения воды и наличия средств очистки применяются следующие способы дезактивации воды: отстаивание, фильтрование, фильтрова ние с предварительным отстаиванием, фильтрование с полным обменом, перегон ка зараженной воды. Шахтные колодцы, зараженные радио активными веществами, очищаются мно гократным откачиванием или вычерпы ванием всей воды, а такаю удалением зараженного слоя грунта со дна колодца. Перед каждым откачиванием воды внут ренние стенки шахты колодца, а также вся поверхность надземной части шахты тщательно обмываются. Дезактивация продовольствия и фура жа организуется р проводится органами интендантской службы. Дозиметрический контроль степени зараженности продо вольствия и фуража до и после дезак тивации осуществляется химической служ бой. Заключение о пригодности продо вольствия к употреблению дается меди- ‘ цинской службой. Па кораблях и в бе реговых частях продовольствие, выдан ное на камбузы, а также носимые запа сы, зараженные выше допустимых норм, подлежат из’ятпю и немедленному унич тожению. При этом принимаются меры против случайного использования их личным составом. Продовольствие, не поддающееся дезактивации, к употребле нию не допускается. Зараженные камбузы, походные кухни, кухонная посуда и инвентарь, термосы для переноски пищи, а также оборудова ние и инвентарь хлебопекарен подверга ются такой же тщательной дезактива ции. как и продовольствие. Дезактпвацпя их проводится обмыванием горячей во дой с мылом, чисткой и протиранием щетками, ветошью или тряпками. При дезактивацнонных работах необходимо строго соблюдать следующие меры защи ты от поражения радиоактивными веще ствами: при дезактивации местности могут быть использованы противогазы и про тивохимическая защитная одежда или противогазы и обычные комбинезоны, ре зиновые сапоги и перчатки; ^при обмывании зараженных, поверх ностей предметов необходимо работать только в защитных костюмах, чтобы исключить попадание брызг на кожу и одежду: после окончания дезактивации до проведения соответствующей санитарной ооработки личному составу, проводившему дезактивацию, запрещается пить, курить и принимать пищу. В течение всего периода дезактиваппи должен ^ осуществляться непрерывный групповой и индивидуальный дозиметри ческий контроль облучения личного со става. Все корабельное оборудование, принадлежности по окончании работ лод- лежат дезактивации. Точно выполнять правила дезактивации и санитарной обработки — важнейшее ус ловие предохранения от действий радио активных веществ. Офицер П. ДУНДУК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz