На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 сентябоя 1954 г., № 208 (5050). Твёрдо знать и точно выполнять правила обслуживания техники Корабельный устав требует от воинов флота неустанно добиваться твердых зна­ нии Фужин н техники, практически ос­ ваивать свою специальность, учиться ма­ стерски использовать материальную часть в бою. быстро устранять повреждения и неисправности. Главная задача заключает­ ся в том. чтобы довести практические на­ выки воинов до автоматизма. Иногда можно наблюдать случаи, когда молодые матросы, несмотря на х о р о ш у ю теоретическую подготовку, при работе на действующих механизмах допускают ошибки, подчас приводящие к авариям и поломкам. Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания воинов на ко­ рабле должным образом организовать с ними повседневную учебу по освоению правил обслуживания механизмов в раз­ личных условиях — на походе, при сто­ янке корабля на якоре, у стенки. Занятия по специальности в корабель­ ных условиях проводятся на боевых по­ стах у механизмов и систем. Поэтому каж­ дое из них должно сопровождаться пока­ зом действий на материальной части, у того или иного устройства. Насколько это важно, видно из следующего примера. Корабль стоял у причала. Предстоял выход в море. Надо было пополнить запа­ сы воды. Дежурному трюмному матросу Кожаеву командир приказал набрать воду в носовую систерну. К этому времени во­ ин был уже допущен к самостоятельному несению дежурства. Он вместе со всем личным составом изучал питьевую систе­ му по схемам и чертежам, сам рисовал ее. Однако руководитель занятия старшина 2 статьи Бесчетнов не указал на особен­ ности переключения системы пои приемке воды, не рассказал о мерах предосторож­ ности. Таким образом, матрос Кожаев не был заранее подготовлен к неожиданностям. Он не знал, что может затопить котельное отделение в случае прессовки систерны че­ рез предохранительный клапан. Поэтому BCKOipe после начала приемки воды он спокойно пошел отдыхать, не предупре­ див о своих действиях бодрствующую де­ журную службу в посту энергетики. А во­ да тем временем заполнила систерну. дав­ ление в магистрали повысилось, и предо­ хранительный клапан на системе начал перепускать воду в трюм котельного отде­ ления. Проводивший осмотр помещений мото­ рист обнаружил в трюме много воды, кото­ рая грозила затопить главный котел. Он доложил о замеченном дежурному. Сразу же были приняты соответствующие мены, и аварию предотвратили. Пначе ошибка Кожаева могла вывести из строя весь ко­ тел на несколько дней и сорвать плава­ ние. Этот факт показывает, какое большое значение имеет специальная подготовка личного состава, обучение воинов твер­ дым практическим навыкам обслуживания технических средств. Необходимо повсе­ дневно на занятиях и тренировках обра­ щать внимание моряков на особенности эксплуатации технических средств, у к а ­ зывать на возможные неисправности, пре­ дотвращать неправильные действия по пе­ реключению и включению систем трубо­ проводов. Личному составу приходится не только нести вахту у действующих механизмов, исполнять обязанности лиц дежурной службы, но и участвовать в пповеденнп планово-предупредительного ремонта и ос­ мотра материальной части. В это время часто бывает необходимым вскрывать под­ шипники, регуляторы и «различные дру­ гие узлы главных и вспомогательных ме­ ханизмов. Так, на нашем корабле неодно­ кратно производился осмотр турбопита- тельных насосов. Котельные машинисты участвовали в полной разборке насоса. При этом проводилось занятие по специ­ альности, и воины могли посмотреть, что фактически представляет из себя та или иная деталь, изображенная на чертеже. Корабль на ходу. Вместе со многими другими механизмами в действии нахо­ дится котел, который обслуживает стар- шгна 2 статьи Данилов. Все в по­ рядке. Однако вахтенный у вспомогатель­ ных механизмов матрос Акименко замеча­ ет, что температура масла в подшипниках турбопитательного насоса растет и при­ ближается к верхнему пределу, указанно­ му в инструкции. Матрос докладывает об этом старшине вахты. Bo-время поступает дсклад в пост энергетики. Неисправный турбопптательный насос пришлось остано­ вить и ввести в действие резервный, что­ бы обеспечить кораблю заданный ход. По возвпащенип в базу механизмы вскрыли. Наружный осмотр верхнего под­ шипника ничего не дал. Поэтому командир отделения принял решение закрыть под- шкпнпк и сменить масло. Определение причины, по которой грелся подшипник, не было доведено до конца. Опробовали насос. Подшипник грелся. Тогда под руководством командира груп­ пы подшипник был полностью разобран. Неисправность обнаружили. Канавки, под­ водящие масло, оказались забиты грязью, в винтовой канавке оказался кусок ме­ таллической стружки. Причина была яс­ на Этот случай обсуждался со всеми ко­ тельными машинистами. Он свидетельст­ вует о том, что часть специалистов слабо знала тонкости ваботы верхнего п т н п п г нпка. не представляла, что может явигь- ся причиной повышения температуры. Впоследствии с подобными неполадками справлялись легко. Котельные машинисты в процессе эксплуатации техники стали обращать особое внимание не на общую работу механизма, а на работу отдельных его узлов, маслоподающпх устройств, сле­ дить за их исправностью. В результате этого в течение длительного времени т а - ванпя питательные насосы работают бес­ перебойно. Случай, который произошел со старши­ ной Даниловым, показывает, что неисправ­ ности видны не сразу. Прежде чем найти нгполадку. надо знать, где ее искать, где она наиболее возможна. А для этого нуж­ ны твердые и глубокие знания устройства материальной части, настойчивость в тру­ де С каждым годом корабельная техника развивается и совершенствуется. Это обя­ зывает моряков изучать свою специаль­ ность со всей настойчивостью и упорст­ вом. Старшина 2 статьи Петров— специалист первого класса. Среди его подчиненных есть специалисты первого и второго клас­ са. есть и малоопытные "матросы. Можно сказать с уверенностью, что в этом году в машинном отделении вырастут новые классные специалисты, ибо командир пов­ седневно передает подчиненным свои зна­ ния и опыт эксплуатации техники. И в походе, и при стоянке корабля у стенки старшина ежедневно находпт время для обучения воинов, проверяет, как матросы знают свое заведывание. что они изучи­ ли нового в течение последних двух-трех дней. На занятиях по изучению инструкции по эксплуатации технических средств Петров обращает особое внимание на то, чтобы при заступлении ка вахту личный состав точно соблюдал инструкцию, тща­ тельно производил осмотр работающего ме­ ханизма, убеждался в его исправности, проверял, правильно ли включены систе­ мы. какие клапана открыты и закрыты. Все это моряки должны проверять сами, не ожидая, пока об этом напомнит сдаю­ щий вахту. Матрос Крикун присутствовал на этих занятиях. На походе он нес ответствен­ ную вахту у турбоконденсатного насоса. От исправности этого механизма зависит надежная работа главных котлов. Коман­ дир отделения решил проверить, как ус­ воил воин то, чему он учил его. Перед за­ ступлением матроса на ьахту Петров спу­ стил воду из водомерного стекла, и оно не показывало уровень воды в теплом ящи­ ке. Крикун не выполнил требования ин­ струкции, формально принял обязанности у своего предшественника. Вскоре после наступления Крикуна на вахту к нему 'спустился старшина 2 статьи Петров. — Есть ли в теплом ящике вода? — спросил он подчиненного. Крикун бросился к водомерному стеклу — воды не бйло. Это оказалось для не^о неожиданным. Не зная, как и что у него включено, он растерялся и не смог ниче­ го предпринять. Чтобы разобрать этот случай, был со­ бран весь личный состав отделения. Командир еще раз подчеркнул, какое зна­ чение для безаварийной эксплуатации ма­ териальной части имеет точное выполне­ ние инструкций. Он рассказал, что отсут­ ствие воды в теплом ящике может приве­ сти к пожогу котла, к аварии. Сочетание занятий по изучению инст­ рукций с проведением практических тре­ нировок по их выполнению дает положи­ тельные результаты. Подчиненные Петро­ ва добросовестно выполняют инструкции при приеме вахты. Когда корабль на ходу и механизмы машинного отделения работают. Петоов также передает свой опыт подчиненным. Рядом с молодыми воинами находятся ста­ рослужащие. Каждое неправильное дейст­ вие молодого матроса видит стоящий ря­ дом с ним классный специалист, опыт­ ный машинист. Он поправляет его. учит действовать сноровисто. Большое значение имеет подготовка ру­ ководителя к занятию. Например, старши­ на 1 статьи Лопатенко обязательно забла­ говременно просматривает чертежи, чита­ ет инструкцию, отдельные статьи правил эксплуатации электрооборудования, на ко­ торые считает необходимым обратить осо­ бое внимание матросов. На занятие он идет с конспектом, со схемами и в ходе рассказа приводит примеры из опыта эк­ сплуатации материальной части. Пополь­ зуется каждая возможность для того, что­ бы показать, как практически выполнять то. о чем было рассказано. Такая органи­ зация учебы обеспечивает безаварийную эксплуатацию электротехнических средств. Боевая готовность кораблей в значи­ тельной степени зависит от того, как во­ ины умеют выполнять обязанности по повседневным и боевым расписаниям, ин­ струкциям. Поэтому каждый советский моряк должен повседневно овладевать ис­ кусством управления нашей первоклассной корабельной техникой Офицер Г. ЭПИН. С в я з ь у с т а н о в л е н а В кубрик входит командир поста и приказывает: — Личному составу построиться! Матросы быстро и без суеты занимают свои места. Командир об’ясняет подчиненным причину построения: — Через несколько минут наша станция должна делать отработку, а корреспондент не слышит нас. Следует выехать на новое место и установить антенну. За три минуты до начала работы антенна была установ­ лена, запущен передатчик. Четко, быстро и без искажений работал на ключе стар­ шина 2 статьи Булычев. Аппаратура установлена правильно и быстро. Это об’ясняется тем, что личный состав поста в совеошенстве знает свою специальность и хорошо натрени­ рован практически. Особенно отличился старший матрос Плетнев. Матрос Г. ФЕДОТОВ. О Т В С Е Г О С Е Р Д Ц П О Ч Т А О Д Н О Г О К О Р А Б Л Я Старший серж ан т Александр Ф еокти­ стов за успехи в боевой и политической подготовке сфотографирован при р а з­ вернутом Знамени части. Н а своем боевом посту авиатор-от­ личник проявляет инициативу и но­ ваторство. Он внес ряд ценных рацио­ нализаторских предложении, с по­ мощью которых ускоряется процесс проверки некоторых приборов самолета. НА СНИМКЕ : старший серж ант А. Феоктистов на боевом посту. Фото И. Никишова. Без замечаний Получив приказание подготовить са­ молет к полету, старший сержант Беля­ ков тщательно проверил работу агрега­ тов. Поступила команда: — Самолет на линию запуска! Летчик садится в кабину. — Запуск, — командует он. — Есть, запуск! — отвечает Беля­ ков. Проходят считанные секунды, и дви­ гатель заработал. Вот самолет плавно оторвался от земли и быстро начал на­ бирать высоту. Выполнив задание, летчик вернулся на аэродром. Материальная часть ра­ ботала безотказно. Не только сегодня, а всегда старший сержант обеспечивает надежную работу техники в воздухе. Гвардии старший сержант Беляков является отличником боевой и полити­ ческой подготовки. Благодаря настойчи­ вости и трудолюбию, он хорошо изучил свою специальность, техника находится в образцовом состоянии. Командир ча­ сто ставит его в пример другим воинам. За безупречную службу Родине Беляков имеет немало поощрений. Недавно ему была вручена Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. Гвардии младший сержант , ' В. ШАНСКИЙ. ------- 0 ------- О Б Е ЗУ П Р Е Ч Н О выполняет свой воинский д о л г перед Родиной ст ар ­ ший серж ан т Рябц ев. З а достигнутые успехи в учебе и службе он н а гр аж ­ ден нагрудным знаком «Отличник авиации». А. Лавров. О ВЫСОКОГО огневого м астерст­ ва добился тов. Сусвалов. П ракти ­ ческие стрельбы он выполняет то ль ­ ко на «отлично». З а успехи в учебе и службе воин награж ден нагрудным знаком «Отличный пулеметчик». М. Одеськов. о П РИМ Е РН О СЛУЖИТ серж ант Толочка. З а успехи в боевой и поли­ тической подготовке передовой вочч сфотографирован при развернутом Знамени части. А. Куликов. Таков обычай советского народа: когда ■сын уходит служить в Вооруженные Си­ лы. родители дают ему строгий наказ — свято выполнять воинский долг, соблю­ дать Присягу. беречь честь советского 1 воина. И сыновья никогда не забывают ; родительского наказа. В сердце каждого ; горит желание оправдать надежды семьи, надежды Родпны и народа. Командир корабля Н. вяял за правило . отправлять «благодарственные письма ро- , дителям воинов — отличников боевой и | политической подготовки. Почта ежедневно доставляет ответные | письма со штампами многих почтовых от- , делений Советского Союза. Родители, до- 1 вольные успехами сыновей, в простых, сердечных словах выражают свою ра­ дость. Сколько тепла и сердечности в каждой строчке, в каждом слове! II во всех письмах звучит законная гордость за сыновей — славных защитников Родины. «Мое сердце преисполнено чувством материнской гордости за своего сына, за то. что он с честью выполняет мой на­ каз. Я уверена, что он и впредь Аудет до­ бросовестно выполнять свои обязанности, еще настойчивей изучать военную тех­ нику. еще лучше служить нашей Совет­ ской Родине». — пишет командиру Еле- H i Недилько. мать классного специалиста Алексея Недилько. «Я полон радости и гордости за своего сына, который честно несет службу, зор­ ко стоит на страже Советского Запо­ лярья». — заявляет семидесятилетний отец старшины 2 статьи Дмитриева. Труженики заводов, фабрик и колхоз­ ных полей, отвечая на благодарность командира за честную службу сыновей, делятся своими успехами, рассказывают о результатах упорного созидательного труда на блато Отчизны. Родители стар­ шины 1 статьи Гол»убева Василий Кон­ стантинович и Александра Кузминична в своем письме рассказывают: «Мы в прошлом году собрали хороший урожай с полей. В это лето соберем зерна еще больше. Для этого <у нас есть все возможности. У колхоза все больше по­ является новой сельскохозяйственной тех­ ники. механизируются трудоемкие работы. Зажиточная жизнь пришла в каждый дом. Благодаря заботам родной партии и правительства жизнь в деревне становит­ ся все краше и зажиточнее». Родители горячо благодарят командиров, партийные и комсомольские организации воспитывающих воинов в духе беззаветной щ>еданности партии и правительству, любимой социалистической Родине. Го­ рячее. взволнованное письмо прислала мать старшего матроса Виктора Макаро­ ва. «Спасибо вам. — пишет она командо­ ванию. — что вы воспитали в моем сыне, то понимание долга перед Родиной, кото­ рое я так хотела в нем видеть. От всего сердца благодарю вас за это». Читая эти строки. чувствуешь, как крепка и неразрывна духовная связь меж­ ду советским народом и его Вооруженны­ ми Силами. Отцы и матери воинов хорошо понима­ ют. в каких условиях несут моряки службу на Севере нашей страны, напо­ минают им о бдительности, о чувстве от­ ветственности каждого за защиту своею с опиалистич ес-кого Отечества. «Будьте зоркими часовыми нашей род­ ной земли», — призывает мать старшего матроса Макарова. Мать старшины 1 ста­ тьи Голубева обращается ко всем воинам Флота с горячим призывом: «Будьте от­ личниками учебы, будьте бдительными в своей почетной морской службе, помните, что на вас надеется весь народ!». Где. в какой капиталистической стране возможна такая духовная близость, та­ кая любовь, такое доверие народа к своим воинам? Может ли мать американского матроса, бесчинствующего в портах За­ падной Германии, гордиться своим сыном? Могла ли мать матроса английского фло­ та. насиловавшего и убивавшего тысячи невинных людей в Малайе, быть благо­ дарна своему сы-ну? Напишет ли мать матроса любой капиталистической армии такое задушевное письмо офицеру, выход­ цу из семьи банкира, ростовщика, чинов­ ника. разжигающему в его сыне звериные инстинкты? Нет! Только в стране, где власть принад­ лежит рабочим и крестьянам, только в на­ шей действительно народной армии а флоте возможно это. Только у нас. где так почетно звание воина, могут гордой торжественно звучать слова подписи над письмом Елены Недилько: «Мать совет­ ского матроса». Большую воспитательную силу имеют эти письма. Как правило, они зачиты­ ваются на комсомольских собраниях, пе­ ред строем личного состава корабля. Не­ которые из них помещаются в стенной газете. Так. например, в одном из номеров стенгазеты моряки прочитали письмо и увидели фото отца старшины 2 статьи Дмитриева — Степана Дмитриевича. В га­ зете сообщалось, что С. Д. Дмитриев, несмотря на свой преклонный возраст, ра­ ботает не покладая рук. стремится быть активным строителем коммунизма. Рабо­ тая на лесопункте, производственные за ­ дания он выполняет на 200 и более про­ центов. В последнее время комсомольцы кораб­ ля послали теплое, патриотическое пись­ мо на Алтай в одну из тракторных бригад, осваивающих целинные п залеж­ ные земли. Партийная и комсомольская организа­ ции корабля ведут большую работу вок­ руг писем, которые часто приходят на имя командира корабля, на пмя матросов и старшин. Эта раоота способствует вос­ питанию моряков корабля пламенными патриотами своей Родины, сознательными, дисциплинированными и умелыми воина­ ми. готовыми в любую минуту выступить по зову партии и правительства на защи­ ту священных рубежей страны социализ­ ма п с честью выполнить свой почетный долг. Офицер М. XAMET0B. Преодолевая трудности Много трудностей, больших и малых, было преоюлено прежде, чем удалось до­ стигнуть намеченной цели. Сейчас, когда сержант Асеев является специалистом вы­ сокого класса, ему вспоминается путь, по которому он шел к успеху. Молодым .матросом Асеев прибыл в под­ разделение. Вот тут и встретились пер­ вые трудности. Не ладилось дело с элек­ тромеханикой и радиотехникой. Он удив­ лялся. узнав, что электроны двигаются по проводнику, не мог понять таких явле­ ний. как напряжение и сила тока, свой­ ства конденсаторов и т. д. Однажды, внимательно слушая руково­ дителя. следя за каждым его движением, матрос заинтересовался темой занятий, тем. что рассказывал офицер. II как-то сразу специальность стала близкой и по­ нятной. укрепилась вера в свои силы. С этого дня Асеев стал еще более вниматель­ но изучать материал. Благодаря на­ стойчивости и кропотливому труду. Асеев успешно освоил программу л даже стал помогать в учебе другим воинам. За безупречную службу воину присво­ или звание «сержант». У Асеева техника всегда готова к бое­ вым действиям. Он непрерывно изучает материальную часть, передает свой опыт подчиненным, учит их тому, что необхо­ димо на войне. За отличия по службе сержант имеет больше 10 поощрений. Его фотография помещена на Доспу отличников боевой и псаптической подготовки. Н. ПОТОЦКИЙ. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 7. Как производить дезактивацию и санитарную обработку Военные моряки, подготовленные к дей­ ствиям в условиях применения атомного оружия, смогут успешно выполнить лю­ бую боевую задачу. Для того, чтобы предотвратить поражение радиоактивными веществами, которые, попадают на одежду, кожные покровы п слизистые оболочки после атомного взрыва или воздействия боевых радиоактивных веществ, каждый матрос и старшина должен твердо знать правила санитарной обработки и точно их выполнять. Дезактивация и санитарная обработка осуществляются путем удаления радиоак­ тивных веществ с зараженных поверхно­ стей. а также из воды и продовольствия. В зависимости от обстановки, санитарная обработка личного состава и дезактива­ ция кораблей, вооружения, технических средств и различного имущества могут выполняться частично или в полном оо’еме. В соответствии с этим санитарная об­ работка и дезактивация подразделяются на частичную и полную. При частичной санитарной обработке и дезактивации в зараженном районе (на корабле) дози­ метрический контроль степени заражения не проводится. Частичная санитарная обработка лпч- пого '•остава и дезактивация обмундиро­ вания должны проводиться до частичной дезактивации корабля, оружия и техни­ ческих средств. После частичной дезак­ тивации опулгия и технических средств частичная санитарная обработка личного состава и частичная дезактивация обмун­ дирования а средств противохимической защиты должны проводиться повторно. Полная санитарная обработка личного состава и полная дезактивация корабля, его вооружения, оборудования и имуще­ ства производятся после выполнения бое­ вых задач, как правило, в незараженной зоне. Дезактивационные пункты развер­ тываются в незараженном районе, вбли­ зи источников воды и путей подвоза и эвакуации, в местах с удобными под’ез- дами и выездами и с хорошими условиями укрытия от воздушного наблюдения. Частичная санитарная обработка лич­ ного состава выполняется в порядке са­ мопомощи и взаимопомощи и производит­ ся путем обмываний открытых участков тела (лица, рук, шеи) незараженной во­ дой с мылом и прополаскиванием рта. При недостатке воды частичная санитар­ ная обработка может производиться пу­ тем многократного обтирания открытых участков тела тампонами, смоченными водой или 2 -процентным раствором соля­ ной кислоты. При отсутствии^ воды и 2- процентного раствора соляной кислоты допускается смачивание тампонов жид­ костью из противохимического пакета, не допуская попадания ее в глаза, нос и рот. При частичной обработке на заражен­ ном участке воспрещается пользоваться подручными средствами и водой из ме­ стных открытых источников. После вы­ хода из зараженного участка, частичную санитарную обработку производят путем более тщательного обмывания (обтира­ ния) открытых частей тела. В этом слу­ чае допускается обтирание (влажное или сухое) зараженных учаотков тела нсза- раженнымн подручными средствами (пак­ лей. сорванными листьями и т. п.). Полной санитарной обработке подвер­ гается только тот личный состав, у ко­ торого зараженность кожного покрова те­ ла или обмундирования оказалось выше допустимых норм. Полная санитарная обработка производится, как правило, после дезактивации личным составом свое­ го корабля, его вооружения и техниче­ ских средств. При полной санитарной об­ работке все тело тщательно обмывается горячей* водой с мылом под душем. Если после санитарной обработки зараженность личного состава превышает допустимые нормы, обмывание повторяется. Военнослужащие, зараженность кото­ рых после повторной санитарной обра­ ботки остается выше допустимых норм, должны быть взяты под тщательное наблюдение врача. Раненые и больные санитарную обработку проходят непо­ средственно на этапах медицинской эва­ куации и на обмывочные пункты не на­ правляются. Если воин окажется в зараженном районе без надетых средств защиты, необ­ ходимо обмыть или протереть открытые участки тела, затем надеть средства за­ щиты и приступить к дезактивации по­ зиции и оружия. После этого надо проде- зактивировзть средства защиты и еще раз обмыть (обтереть) открытые участ­ ки тела. В условиях применения противником атомного оружия очень важно осуще­ ствлять самопомощь и взаимопомощь. Если при атомном взрыве загорелась одежда, необходимо немедленно погасить ее. На ожог или рану нужно положить повязку, используя индивидуальный пе­ ревязочный пакет (индивидуальный пе­ ревязочный пакет с неповрежденной обо­ лочкой радиоактивными веществами не заражен). Если одежда пристанет к обожженной коже, повязку рекомендуется наклады­ вать поверх приставшей одежды. Нельзя обмывать обожженную поверх­ ность (рану) водой пли другими жидко­ стями. Кровотечение следует останавли­ вать давящей повязкой или самодельным жгутом (бинт с закруткой, брючной ре­ мень). При переломах поврежденные конеч­ ности прибинтовывают: руку в полусог­ нутом положении — к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге. Во время оказания помощи товарищу на зараженной местности надо обмыть (об­ тереть) открытые участки его тела и на­ деть на него противогаз. В том случае, когда пораженный поте­ рял сознание и не дышит, либо дышит едва заметно, необходимо даже на зара­ женной местности сделать ему искусст­ венное дыхание. В военно-морской базе в первую очередь необходимо производить дезактивацию при­ чалов, пирсов и дорог. Дезактивация от­ дельных участков местности, проходов и грунтовых дорог может быть осуществлена путем снятия поверхностного зараженного слоя почвы толщиной не менее 3 см или перепахивания зараженного грунта на глубину не менее 20 см. Если такими методами дезактивацию провести невоз­ можно. то отдельные участки и дороги могут быть засыпаны слоем незаражен- ного грунта толщиной 8— 10 см. В отдельных случаях на участках ме­ стности с каменистым, промерзшим или болотистым грунтом, удаление радиоак­ тивных веществ с которых затруднено, зараженные поверхности могут быть изолированы при помощи колейнощито­ вых покрытий или матов из камыша, хвороста и других материалов. Проходы через зараженные участки местности для одностороннего движения устраиваются шириной 4— 5 метров. Для двухсторон­ него движения прокладываются два та­ ких же прохода на удалении не менее 25 метров один от другого или в исклю­ чительных случаях один проход шириной 8 — 9 метров. Дезактивацию внутренних помещений производят путем сметания радиоактив­ ной пыли с потолков и стен влажными щетками, не допуская при этом пылр- образования. Окрашенные поверхности моются водой с мылом при помощи ще­ ток и протираются ветошью (тряпками). Наружные поверхности зданий и соору­ жений дезактивируют обметанием щет­ ками или обмыванием водой из брандспой­ тов пожарных машин, мотопомп, ручных насосов и других средств. Дезактивацию начинают с крыш и наветренной стороны и производят сверху вниз. Дезактивация воды производится только в тех случаях, когда нет незара- женных источников воды или когда за­ пасы незараженной воды не обеспечивают минимальных потребностей кораблей, частей и население базы. Контроль сте­ пени зараженности воды до дезактива­ ции и после нес осуществляется хими­ ческой службой базы, корабля, части. Заключение о пригодности воды к упо­ треблению дают начальники медицин­ ских служб. Дезактивация воды производится теми же способами, что и очистка воды, с ис­ пользованием для этого табельных и подручных средств. В зависимости от характера и степени заражения воды и наличия средств очистки применяются следующие способы дезактивации воды: отстаивание, фильтрование, фильтрова­ ние с предварительным отстаиванием, фильтрование с полным обменом, перегон­ ка зараженной воды. Шахтные колодцы, зараженные радио­ активными веществами, очищаются мно­ гократным откачиванием или вычерпы­ ванием всей воды, а такаю удалением зараженного слоя грунта со дна колодца. Перед каждым откачиванием воды внут­ ренние стенки шахты колодца, а также вся поверхность надземной части шахты тщательно обмываются. Дезактивация продовольствия и фура­ жа организуется р проводится органами интендантской службы. Дозиметрический контроль степени зараженности продо­ вольствия и фуража до и после дезак­ тивации осуществляется химической служ­ бой. Заключение о пригодности продо­ вольствия к употреблению дается меди- ‘ цинской службой. Па кораблях и в бе­ реговых частях продовольствие, выдан­ ное на камбузы, а также носимые запа­ сы, зараженные выше допустимых норм, подлежат из’ятпю и немедленному унич­ тожению. При этом принимаются меры против случайного использования их личным составом. Продовольствие, не поддающееся дезактивации, к употребле­ нию не допускается. Зараженные камбузы, походные кухни, кухонная посуда и инвентарь, термосы для переноски пищи, а также оборудова­ ние и инвентарь хлебопекарен подверга­ ются такой же тщательной дезактива­ ции. как и продовольствие. Дезактпвацпя их проводится обмыванием горячей во­ дой с мылом, чисткой и протиранием щетками, ветошью или тряпками. При дезактивацнонных работах необходимо строго соблюдать следующие меры защи­ ты от поражения радиоактивными веще­ ствами: при дезактивации местности могут быть использованы противогазы и про­ тивохимическая защитная одежда или противогазы и обычные комбинезоны, ре­ зиновые сапоги и перчатки; ^при обмывании зараженных, поверх­ ностей предметов необходимо работать только в защитных костюмах, чтобы исключить попадание брызг на кожу и одежду: после окончания дезактивации до проведения соответствующей санитарной ооработки личному составу, проводившему дезактивацию, запрещается пить, курить и принимать пищу. В течение всего периода дезактиваппи должен ^ осуществляться непрерывный групповой и индивидуальный дозиметри­ ческий контроль облучения личного со­ става. Все корабельное оборудование, принадлежности по окончании работ лод- лежат дезактивации. Точно выполнять правила дезактивации и санитарной обработки — важнейшее ус­ ловие предохранения от действий радио­ активных веществ. Офицер П. ДУНДУК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz