На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
____________________ _____________________________ Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 сентября 1954 г., № 221 (50G3). Насущные задачи партийного просвещения Величайший источник силы и непобеди мости Коммунистической партии заклю чается в том, что выработанная ею поли тика строго научна. Все мероприятия, ко торые осуществляет партия, каждое ее ре шение имеют глубокое теоретическое обос нование. Творчески руководствуясь марксизмом-ленинизмом, партия познает об'ектпвные законы общественного разви тия, правильно отражает потребности ма териальной жизни общества. Но политика партии осуществляется не сама собой, а претворяется в жизнь ак тивной деятельностью масс, поэтому пар тия кровно заинтересована в том, чтобы все советские люди, и прежде всего ком мунисты, ясно понимали глубокие основы политики партии, были убеждены в ее пра вильности и сознательно боролись за ее осуществление. На протяжении всей своей истории пар тия неустанно ведет в своих рядах и сре ди широких народных масс пропаганду маркеистско-ленпиской теории, рассматри вая эту работу как необходимое условие успешного (решения задач, встающих перед naipTnefi и народом. Отличительной чертой партийной пропа ганды является ее боевой характер, тес ная связь с жизнью, с реальными потреб ностями той борьбы, которую ведет пар тия. Это вытекает из самого существа марксизма-ленинизма — глубоко жизнен ной революционной науки, не только об'- ясняющей мир, но и служащей руководст вом к действию, вооружающей партию си лой предвидения, методом правильного ре шения самых сложных практических воп росов. Поэтому партия всегда добивалась тс.го , чтобы пропагандистская работа, при знанная вооружать коммунистов знанием марксистско-ленинской теории, была не абстрактной, не просветительской, а ак туальной. строилась в неразрывной связи с практической деятельностью. Великий Ленин, подчеркивая значение революционной теории, предупреждал: «Не принижайте только нашей революционной науки ло одяоП книжной догмы...» (Соч., т. 8 , стр. 192). В своей знаменитой речи на III с’езде комсомола о задачах союзов молодежи он говорил, что если бы только изучение теории заключалось в ус воении того, что изложено в коммунисти ческих трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы полу чить коммунистических начетчиков или хвастунов, людей книжных знаний, но не умеющих действовать так, как того дейст вительно коммунизм требует. Подлинное овладение революционной теорией опреде ляется не умением ссылаться на цитаты, а высоким сознанием долга коммуниста и советского патриота, глубоким понимани ем смысла политики партии, убежден ностью в правоте и непобедимости ее де ла. способностью выполнять ее директивы не механически, а творчески. Огромное значение приобретает пропа ганда великого учения Маркса— Энгельса —Ленина—-Сталина на современном эта пе, когда партия организует борьбу за бы строе решение попстине исторических за дач коммунистического строительства. Во всех уголках нашей необ’ятной Родины кипит созидательная работа советских лю дей. Широко развернулось в стране строи тельство заводов, шахт, электростанций, предприятий, выпускающих предметы на родного потребления, жилищ: всенародный характер приняла борьба за досрочное вы полнение пятилетки, народнохозяйствен ного плана нынешнего года. Осуществляет ся величайшая программа крутого под’е- ма всех отраслей сельского хозяйства, ус пешно осваиваются целинные и залежные земли, с которых уже в этом году снима ются высокие урожаи. Значительных успехов добилось Совет ское государство во внешней политике, в результате чего за последнее время прои зошло некоторое ослабление напряженно сти международной обстановки. Все это— наглядное свидетельство пра вильности политики Коммунистической партии, умения партии во всей своей дея тельности творчески руководствоваться марксистско-ленинским учением, разви вать его и обогащать в связи с новыми историческими задачами. Реакционные им периалистические круги и в первую оче редь американские империалисты безна дежно запутались в своей внутренней и внешней политике. Они живут без пер спектив и не видят выхода из затягиваю щей их трясины на путях мирного разви тия. Поэтому в своем политическом безу мии они с упорством маньяков толкают человечество к новой войне за монополию грабежа своих и чужих народов, за мак симальные прибыли для кучки миллиарде ров и миллионеров. Они не могут и не хо тят видеть, что весь ход истории против них. С каждым днем простые люди во всем мире все больше сознают, что именно аме риканские империалисты в своих корыст ных интересах готовы ввергнуть человече ство в пучину кровавой бойни. Опыт исто рии говорит, что каждая папытка импери алистов найти выход из трудностей в раз вязывании войны все больше приближает империализм к его окончательной гибели. Наша партия знает, куда вести дело, и ведет его вперед с успехом, потому что она верна марксистско-ленинскому учению. Весь ход истории вновь и вновь подтверж дает великую силу и правоту ленинизма. Пропагандистская работа и должна рас крывать научные основы проводимой пар тией и правительством внутренней и внеш ней политики, вселять чувство уверенно сти в правильности этой политики партии, веру в ее дело, раскрывать связь повсе дневных будничных дел советских людей с величественными перспективами нашего развития, с победой коммунизма*. Этим за дачам должно быть подчинено все содер жание политического просвещения масс. 1 октября начинается новый учебный год в системе партийного просвещения. Он должен стать годом дальнейшего под’ема всей пропагандистской работы, повышения качества политической учебы коммуни стов, усиления ее связи с жизнью. Цент ральный Комитет партии в решении от 19 сентября 1953 года «О задачах партийно го просвещения в новом учебном году» подчеркнул, что в пропагандистской рабо те необходимо решительно устранить на четнический, догматический подход к изу чению марксистско-ленинской теории, ис коренить из практики пропаганды отступ ления от марксизма-ленинизма в вопросе о роли народных масс и личности в истории, вести непримиримую борьбу со всякого ро да извращениями и вульгаризацией от дельных положений марксизма-ленинизма. Центральный Комитет партии потребовал от всех партийных организаций ликвиди ровать грубыэ нарушения принципа доб ровольности политической учебы коммуни стов. строить всю пропагандистскую рабо ту таким образом, чтобы она вызывала живой интерес коммунистов к марксист ско-ленинской теории. Выполняя указания ЦК КПСС, партий ные организации усилили внимание к по литическому просвещению, стали глубже вникать в его содержание, добиваться, чтобы пропаганда становилась более дей ственной, близкой к жизни. Широкий раз мах приняло изучение постановлений Пле нумов ЦК КПСС и других (решений партии и правительства. Однако все это — толь ко начало дела и не дает никаких основа ний для самоуспокоения. Партийным орга низациям еще предстоит провести боль шую работу, чтобы обеспечить серьезное улучшение качества партийной пропаган ды и прежде всего, чтобы до конца ликви дировать недостатки в ее идейном содер жании. Задача состоит в том. чтобы сде лать нашу пропаганду тесно связанной с жизнью, наступательной, непримиримой ко всякого рода отступлениям от марксизма- ленинизма, повысить ее роль в мобилиза ции масс на борьбу за осуществление по литики Коммунистической партии. Необходимость значительного повыше ния идейно-теоретического уровня пропа ганды требует от партийных организаций устранить серьезные недостатки в изуче нии некоторых важнейших вопросов марк сизма-ленинизма. Нельзя считать нормаль ным такое положение, когда в системе пар тийного просвещения при изучении исто рии КПСС поверхностно излагаются, а не редко и вовсе опускаются марксистско- ленинское учение о диктатуре пролетариа та, крестьянский вопрос, национальный вопрос, стратегия и тактика ленинизма. Эти крупные упущения наносят серьез ный ущерб делу правильного воспитания коммунистов. В печатных и устных вы ступлениях пропагандистов надо полно и ярко освещать выдающуюся роль В. П. Ленина в творческом развитии марксизма, ленинские положения о строительстве со циализма и коммунизма, о необходимости борьбы за неуклонный рост производи тельности труда как главное условие пере хода от социализма к коммунизму. Надо показывать, к?л, опираясь на тоуды Маркса — Энгельса — Ленина, обобщая богатейший опыт социалистического строи тельства в СССР и опыт современного международного освободительного движе ния, II. В. Сталин творчески развил марк систско-ленинское учение применительно к новым историческим условиям и в ряде вопросов обогатил революционную теорию новыми положениями. Особое значение для овладения теорией имеет изучение решений с’ездов партии, конференций и Пленумов ЦК и других пар тийных документов. На этих важнейших исторических документах можно наиболее ярко и полно раскрыть руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, ее творческую деятельность по претворению в яшзнь идей марксизма-ле нинизма. Все лучшее, передовое, что рож дается в процессе творческого труда масс, получает в партийных документах обобще ние и теоретическое освещение. Полнее следует освещать международ ное значение ленинизма и опыта Коммуни стической партии Советского Союза, рас крывать, как братские коммунистические и рабочие партии творчески руководст вуются великими идеями ленинского уче ния, используют опыт КПСС. I Один из коренных вопросов политики Ксммунистической партии—вопрос о сою зе рабочего класса и крестьянства и ре шающей роли этого союза в строительст ве коммунизма. Освещение этого вопроса должно занимать в партийной пропаганде важное место, причем его надо излагать не только в историческом плане, как это нередко делается, а раскрывать значение союза рабочего класса и крестьянства для строительства коммунизма, показывать практически задачи дальнейшего укрепле ния союза двух дружественных классов социалистического общества. Необходимо также преодолеть отвлечен ный характер, который приобретает иног да раз’яснение решающей роли народных масс в общественном развитии. При осве щении этого вопроса некоторые пропаган дисты ограничиваются использованием примеров главным образом далекого прош лого— эпохи рабовладельческого общества я феодализма, а современную преобразую щую созидательную деятельность трудя щихся масс и их боевого авангарда — Коммунистической партии — показывают слабо. Правильное понимание роли народа в коммунистическом строительстве самым непосредственным образом связано с та кими вопросами, как развитие активности и инициативы трудящихся в борьбе за вы полнение государственных планов, после довательное осуществление широкой де мократии. борьба с бюрократизмом, с за жимом критики снизу и т. д., и эту связь надо раскрывать в пропагандистской ра боте. Следует ярче показывать могучую со зидательную роль груда простых советских людей, значение для строительства комму низма дальнейшего увеличения доли обще ственного труда, занятого в сфере мате риального производства, всемерного упро щения управленческого аппарата. Надо повседневно раз'яснять, что коммунизм, как указывал Ленин, начинается там, где появляется самоотверженная, преодоле вающая тяжелый труд забота рядовых ра бочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся обществу в целом, сотням миллионов лю дей, об’едпненных в Союз Советских Рес публик. Серьезное место в партийном просвеще нии следует отвести пропаганде экономи ческих знаний. Чтобы быть на уровне сов ременных требований руководства социали стическим хозяйством и успешно претво рять в жизнь экономическую политику партии и государства, наши кадры обя заны хорошо знать экономическую теорию, глубоко разбираться в вопросах конкрет ной экономики. Партийные организации имеют необходимые условия для того, что бы широко и на высоком идейно-теорети ческом уровне развернуть пропаганду эко номической теории и вопросов практики руководства социалистическим хозяйством. В их распоряжении имеются изданные большими тиражами произведения класси ков марксизма-ленинизма. В текущем году дополнительно выпускаются произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, в том числе и по вопросам экономической тео рии. На днях вьгшел в свет учебник политической экономии. Партийные ко митеты уже сейчас должны при нять необходимые меры к тому, чтобы быть готовыми к удовлетворению возрос ших запросов коммунистов в области эко номического образования. Необходимо по добрать квалифицированных пропаганди стов. имеющих высшее образование, зна ющих политическую экономию, для ис пользования их в системе партийного про свещения. Важным участком пропагандистской ра боты является атеистическая пропаганда, борьба за материалистическое мировоззре ние. Партийные организации обязаны си стематической и терпеливой пропагандой естественно-научных знаний воспитывать трудящихся в духе материалистического мировоззрения, добиваться преодоления суеверий и религиозных предрассудков. Главное внимание в этой работе должно быть сосредоточено на разъяснении об’ек- тивных законов развития природы и об щества, популяризации достижений астро номии, биологии, физиологии, физики и других наук. Партийная пропаганда призвана форми ровать марксистско-ленинское мировоззре ние коммунистов, воспитывать в них идей ную стойкость и принципиальность, непри миримость к буржуазной идеологии, к пе режиткам капитализма в сознании людей. Наши пропагандистские кадры должны проникнуться пониманием того, что они являются активными бойцами партии, по литическими деятелями, а не людьми, за нимающимися отвлеченным просветитель ством. Однако еще далеко не всем пропа гандистам удается преодолеть схоластиче ский подход к вопросам марксистско- ленинской теории, тесно связывать теоре тические положения с практическими воп росами, с насущными задачами коммуни стического строительства. Вместе с тем миогие пропагандисты допускают упрощен чество. Они считают, что надо во что бы то ни стало связать любой изучаемый воп рос из теории и истории КПСС с современ ностью, и во имя этого становятся на путь механического сопоставления исторических фактов, взятых из различных эпох, допу скают сомнительные аналогии, зачастую отвлекают слушателей от изучаемого ма териала. Задача творческого изучения ре волюционной теории состоит в том, чтобы, овладевая существом марксистско-ленин ских идей, проникнуться пониманием того, как партия претворяла в жизнь эти идеи, исходя из конкретно-исторической обста новки, вооруягаться методом творческого применения марксизма-ленинизма в своей практической деятельности. В пропагандистской работе надо показы вать великие преимущества советского об щественного и государственного строя, раскрывать политические и теоретические основы мероприятий партии и правитель ства по развитию промышленности, сель ского хозяйства, по крутому под’ему ма териального благосостояния и культурного уровня трудящихся, ^га работа должна ве стись изо дня в день, причем следует по править тех пропагандистов, которые, ос вещая вопросы коммунистического строи тельства и современные задачи партии, впадают в парадный тон, не показывают все еще имеющиеся трудности и недостат ки и то, как партия борется за их преодо ление. В то же время нельзя мириться с тем, когда под видом критики недостатков дается искаженная картина советской действительности. Так, некоторые литера торы, обходя новое, передовое, рождаю щееся в жизни, перестают видеть перспек тивы нашего развития. Они, например, не понимают, что суровая, беспощадная кри тика недостатков в развитии сельского хо зяйства, которая дана в решениях партии, исходит из признания огромных преиму ществ колхозного строя и его способности обеспечить быстрый под’ем сельского хо зяйства. Прямая обязанность пропаганда став — раскрывать величественные перс пективы нашего развития, показывать, что открывает для страны в целом, для всех трудящихся всенародное движение за по вышение производительности труда, за осуществление мероприятий партии и пра вительства по под’ому сельского хозяйст ва, по вовлечению в обработку ранее не используемых многих миллионов гектаров целинных и залежных земель, по расши рению жилищного строительства и т. д. Необходимо больше уделять внимания ознакомлению коммунистов с вопросами внешней политики партии и Советского правительства, политики мира и дружбы между народами. Отражая историческую закономерность нашей эпохи, эта полити ка исходит из возможности мирного сосу ществования государств с различным об щественным устройством. В пропагандист ской работе необходимо широко показывать могущество и несокрушимое единство ла геря социализма, мира и демократии, да вать глубокий марксистский анализ меж дународных событий. Надо систематиче ски разоблачать идеологию и политику правых социалистов, прикрывающих со циалистической фразеологией свое при служничество империализму, на жизнен ных фактах повышать революционную бди тельность масс к проискам врагов, к про вокаторам и поджигателям войны. Для того, чтобы повысить качество про пагандистской работы, обеспечить тесную связь ее с жизнью, необходимо решитель но улучшить руководство пропагандой. Партийные комитеты должны руководить этой работой по существу, направлять ее идейное содержание, строить пропаганду так, чтобы она удовлетворяла запросы ком мунистов, постоянно развивала бы их ин терес к политическим знаниям. Одно из проявлений неправильных ме тодов руководства пропагандистской рабо той, непонимание ее лэтвого духа заклю чается в нарушениях принципа доброволь ности в партийном просвещении, вскры тых и осужденных Центральным Комите том партии. Став на путь произвольного зачисления коммунистов в кружки, школы и семинары, многие партийные комитеты, по существу, освободили себя от забот о качестве занятий. В результате посещение кружков для многих коммунистов превра щалось в скучную повинность, а пропа гандистская работа поручалась нередко людям, не способным удовлетворять за просы коммунистов. Следует отметить, что еще не у всех партийных руководителей есть необходи мый вкус к идеологическим вопросам, го товность к повседневной кропотливой идей ной работе с коммунистами. Пменно поэто му еще не преодолены до конца ошибочная тенденция к огульному, формальному охва ту всех коммунистов кружками и недооцен ка метода самостоятельного изучения воп- рссов _теории и истории КПСС как основно го метода политического просвещения ком мунистов. Именно поэтому некоторые пар тийные руководители избегают разговари вать с коммунистами по вопросам маркси стско-ленинской науки, не участвуют в теоретических собеседованиях, не прояв ляют интереса к тому, какова идейная жизнь в первичных партийных организа циях, и никак не могут отказаться от фор мально-бюрократической регламентации в партийном просвещении. Попытки устраи вать экзамены и «самоотчеты», требовать от каждого коммуниста, из’явившего же лание учиться самостоятельно, представле ния календарных планов изучения произве дений и глав, обязательное прикрепление к каждому занимающемуся самообразованием консультанта все еще имеют место. Наряду с этим некоторые партийные ру ководители думают, будто бы доброволь ность учебы коммунистов в системе пар тийного просвещения освобождает их от обязанности организовывать дело пропаган ды. Отказавшись от старых, осужденных ЦК КПСС методов бюрократического конт роля, они пустили партийное просвещение на самотек. Такие руководители забывают, что Устав КПСС обязывает каждого комму ниста «работать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марк сизма-ленинизма». Добровольность в пар тийном просвещении вовсе не означает, что коммунист может работать над повы шением своей сознательности, а может и не работать, если не захочет. Речь идет о тем, что коммунист сам решает, каким пу тем он будет выполнять эту свою уставную обязанность. Принцип добровольности пре доставляет членам партии широкий простор для проявления инициативы в учебе и все возможности для наиболее полного удов летворения их интересов. Последовательное проведение-^ в жизнь принципа добровольности партийного про свещения не только не снижает, но, наобо рот, значительно усиливает ответствен ность партийных организаций за идеологи ческое воспитание членов и кандидатов партии. Чтобы партийное просвещение по стоянно развивало живой интерес коммуни стов, нужно глубоко вникать в содержание пропагандистской работы, знать запросы участников кружков, слушателей лекций, самостоятельно изучающих марксистско- ленинскую теорию, и удовлетворять их. В новом учебном году партийные органи зации должны значительно усилить помощь коммунистам, самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм, сделать ее возможно более гибкой и действенной. Известно, что лекции — одна из важнейших форм помощи в овладении марксистско-ленин ской теорией. Между тем увлечение школьно-кружковыми формами учебы ослабило интерес партийных комитетов в лекционной пропаганде. Этот недоста ток следует исправить. Более широкое распространение должна получить оправ давшая себя форма чтения в лекториях при горкомах и райкомах партии циклов лек ций по истории КПСС, политической эко номии, философии, экономике промышлен ности и сельского хозяйства, международ ному положению. Наряду с этим необходи мо ввести в практику чтение популярных лекций по вопросам марксизма-ленинизма и текущей политики для коммунистов, при ступающих к самостоятельному изучению политической литературы, а также чтение лекций для слушателей кружков по наи более сложным и важным теоретическим проблемам. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы улучшить обслужи вание лекциями партийных организаций колхозов, совхозов и МТС. Основная задача руководства лекционной пропагандой — обеспечить неуклонное по вышение ее качества. Высокий теоретиче ский уровень лекций, их богатое идейное содержание должны сочетаться с цодлт- ч оской остротой, целеустремленностью и действенностью. Вместе с тем нельзя забы вать и о форме изложения. Хорошая по со держанию лекция не достигает цели, если не поработать над ее формой, если читает ся она вяло, без вдохновения. Скучная лекция снижает интерес к учебе и на носит тем самым ущерб делу партийного просвещения. Важная роль в организации политиче ского самообразования коммунистов при надлежит партийным библиотекам. Они должны установить постоянные дежурства консультантов; проводить теоретические собеседования, лекции; пропагандировать новинки политической и художественной литературы; вести справочно-библиогра фическую и выставочную работу; органи зовывать читательские конференции и обмен опытом самостоятельной работы на! книгой. Постоянная обязанность библио тек — помощь пропагандистам в подборе учебных и наглядных пособий, особенно местных иллюстративных материалов. На развертывание консультационной ра боты надо обратить особое внимание. Су щественный недостаток ее в настоящее время — отвлеченность, абстрактность. Консультации проводятся главным образом только по темам исторического характера. Многие коммунисты не имеют возможности получить раз’яснения по вопросам теку щей политики, экономики народного хозяй ства, международного положения и т. п. Очень важно, чтобы библиотеки укрепили связь с первичными партийными организа циями, систематически направляли квали фицированных консультантов на места, особенно в сельские организации, располо женные далеко от районных центров. Строгое проведение принципа доброволь ности, отказ от линии на стопроцентный охват коммунистов школами и кружками вовсе не освобождают партийные комитеты от заботы и об этих формах учебы. Конеч но, неправильно представление, будто каждый коммунист обязан пройти все су ществующие формы партийного просвеще ния, от начальных ступеней до районных партийных школ и университетов марк сизма-ленинизма. Поэтому не нужно ис кусственно, без учета условий, наличия достаточно подготовленных слушателей и пропагандистов создавать кружки повы шенного типа или при всех райкомах пар тии из года в год создавать вечерние пар тийные школы. Отказавшись от чрезмерного увлечения повышенными формами партийного просве щения, партийные комитеты должны созда вать вечерние партийные школы, кружки повышенного типа по изучению истории КПСС, а также вечерние унивегрситеты марксизма-ленинизма только там, где имеется соответствующий состав слушате лей и достаточно подготовленные пропаган дисты. Главное же внимание должно быть сосредоточено на качестве занятий в дей ствующих кружках и особенно в полит школе, где коммунисты приобретают на чальные политические знания. Между там многие партийные организации, несмотря на большое желание многих коммунистов глубоко изучить учебное пособие «В по мощь слушателям политшкол», дающее основы политических знаний, не оказыва ют им должной помощи в этом деле. Нельзя мириться с тем, что в школах и кружках до сих пор не устранены школяр ские методы работы, недопустимые в систе ме партийного просвещения. Некоторые пропагандисты видят свою основную зада чу в том, чтобы по всякому поводу экзаме новать слушателей, и мало помогают им хорошо разобраться в изучаемых вопросах, глубже понять их. Вместо обстоятельного раз’яснения вопроса пропагандисты зача стую ограничиваются кратким вступитель ным словом, считая главным для себя опрос слушателей. Вопросно-ответный метод еще преобладает в значительной части круж ков. Одним из проявлений шаблонного, по верхностного подхода к пропагандистской работе, школярства в партийном просвеще нии является ненужная торопливость при прохождении материалов в политшколах и кружках. На изучение той или иной темы и всего курса должно отводиться такое количество времени, какое необходимо для глубокого усвоения слушателями изучае мых вопросов. Часы, отводимые учебными планами кружков, надо рассматривать как примерные. Опыт показывает, в частности, что для успешного изучения истории КПС€ в кружках повышенного типа целесообраз но продлить срок их работы до трех лет. Некоторые пропагандисты неохотно идут на то, чтобы раз’яснять текущие события, хотя интерес к этим вопросам у коммуни стов очень высок. Обычно в таких случа ях ссылаются на то, что это не предусмот рено учебным планом. Но если рассматри вать учебные планы как нечто застывшее, легко впасть в бюрократическое игнориро вание запросов коммунистов. Пропаганди сты обязаны раз’яснять своим слушате лям все новые решения партии и прави тельства, об’яснять смысл происходящих событий. Очень важно, чтобы руководите лями кружков подбирались люди не толь ко знающие и подготовленные, но умеющие просто, задушевно разговаривать со свои ми слушателями, заинтересовать их, вла деющие искусством живой беседы. А опыт показывает, что такая беседа возникает только тогда, когда пропагандист побужда ет слушателей к самостоятельному мыш лению, сопоставлению фактов, развивает в них потребность следить за газетами, журналами, слушать радио. Успех политической учебы коммунистов во всех звеньях системы партийного про свещения зависит главным образом от про пагандистских кадров, от их теоретической подготовленности и мастерства. Повышать качество партийного просвещения — это значит неустанно улучшать работу с про пагандистскими кадрами. Между тем до сих пор эта работа — наиболее слабое зг.оно в руководстве партийным просвеще нием. Еще далеко не изжита формально бюрократическая практика подбора пропа гандистов. Особенно неудовлетворительно подбираются руководители для полит школ и кружков, создаваемых в партий ных организациях колхозов, совхозов и МТС. Известно, что в прошлом учебном году кружки, созданные искусственно, были распущены. Сокращение количества круж ков, особенно повышенного типа, создаю возможность улучшить состав пропаган дистских кадров. Однако эта возможность не везде использована. Более того, в ря де партийных организаций состав про пагандистских кадров даже ухудшился. Уменьшилось число пропагандистов, име ющих высшее образование, обладающих долголетним опытом. Задача заключается не только в том, чтобы более требовательно и всесторонне подходить к подберу пропагандистов, надо больше уделять внимания повышению их идейного уровня и мастерства. Нельзя ми риться с тем, что занятия пропагандист ских семинаров часто строятся по шабло ну, без учета конкретных запросов их уча стников. Многие семинары не оказывают достаточной помощи в изучении актуаль ных вопросов экономики народного хозяй ства, внутренней и внешней политики партии, между'народного положения, не способствуют повышению методического мастерства пропагандистов. Преобладаю щая форма работы семинаров — лекции, причем читаются они из года в год на одни и те же темы. Почти не практи куются собеседования по важнейшим те оретическим проблемам, а также по вопро сам методики и практики пропагандист ской работы. Серьезный недостаток состо-' пт и в том, что работа семинаров не дифференцируется в зависимости от сте пени подготовленности пропагандистов ж их опытности. Пропагандисты, обладающие хорошей теоретической подготовкой и опытом, нуждаются в лекциях по наиболее слож ным теоретическим вопросам, которые они раньше глубоко не изучали. Наряду с этим для мнопих пропагандистов нужны лекции по темам учебного плана, а также по методическим вопросам. В семинара! должны развертываться дискуссии, твор ческий обмен мнениями по наиболее важ ным теоретическим и методическим вопро сам. обобщаться лучший пропагандист ский опыт. Большую пользу приносят за нятия, на которых идет речь о том, ка® использовать в практике пропагандист-' спой работы художественную литературу, наглядные пособия, местные материалы: заслушиваются сообщения опытных про пагандистов о том, как они намерены про вести предстоящее занятие в своей полит школе пли же кружке. Необходимо, чтобы секретари горкомов и райкомов партии сиг стематически информировали пропаганди стов о политических и хозяйственных за дачах, учили пропагандистов связывать вопросы теории с задачами повседневной работы партийной организации. Пропагандистская работа — почетное и важное партийное поручение. Оно тре бует много сил, времени, и никак нельзя считать нормальным такое положение, когда нередко лекторы, руководители кружков и семинаров загружаются многи ми дополнительными заданиями, отвлека ющими их от пропагандистской работы. Беречь пропагандистские кадры, заботить ся об их теоретическом росте, относиться к ним с уважением— 'важнейшая обязан ность партийных комитетов. В борьбе за повышение качества поли тической учебы видное место принадле жит партийной печати. Между тем цен тральная и местная печать в последнее время ослабила пропаганду марксистско- ленинской теории. Вместо того, чтобы пе рестроить свою работу, научиться творче-' ски подходить к освещению теоретических вопросов, устранить в статьях догматизм и цитатничество, редакции многих газет и журналов, по существу, прекратили публиковать пропагандистские статьи. В газетах почти совсем не появляются мате риалы в помощь пропагандистам, лекторам и докладчикам по вопросам хозяйственного и культурного строительства. Слабо осве щает печать и практику пропагандистской работы. Коммунисты проявляют большой интерес к популярным брошюрам и статьям, в ко торых бы просто, доходчиво и на высоком идейно-теоретическом уровне излагались актуальные вопросы марксистско-ленин ской теории. Наши издательства, журналы и газеты не должны проходить мимо этих запросов. Марксистско-ленинское воспитание ком мунистов является предметом постоянной заботы нашей партии. Неуклонный рост идейного уровня членов и кандидатов в члены партии— 'решающее условие повы шения их авангардной роли во всех обла стях жпзни, развития активности партий ных масс. Поэтому партия обязывает свои организации постоянно интересоваться тем, как растут коммунисты, улучшать дело партийной пропаганды. Изживая из лишнюю регламентацию в политическом просвещении, бюрократическую опеку коммунистов, надо создавать общественное мнение против тех, кто не работает над собой, не изучает систематически марк систско-ленинскую теорию. Под руководством Коммунистической партии советский народ уверенно идет вперед. Мероприятия партии и Советского правительства в области дальнейшего раз вития народного хозяйства, крутого под’ ема сельского хозяйства, легкой промыш ленности и всемерного повышения матери ально-культурного уровня советских лю дей знаменует собой новый этап борьбы за коммунизм. Претворение в жизнь больших и сложных задач этого этапа требует от партийных организатгий дальнейшего по вышения идейно-политического воспита ния коммунистов, неустанной заботы об их идеологической закалке. (Журнал «Партийная жизнь», № 10).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz