На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

____________________ _____________________________ Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 сентября 1954 г., № 221 (50G3). Насущные задачи партийного просвещения Величайший источник силы и непобеди­ мости Коммунистической партии заклю­ чается в том, что выработанная ею поли­ тика строго научна. Все мероприятия, ко­ торые осуществляет партия, каждое ее ре­ шение имеют глубокое теоретическое обос­ нование. Творчески руководствуясь марксизмом-ленинизмом, партия познает об'ектпвные законы общественного разви­ тия, правильно отражает потребности ма­ териальной жизни общества. Но политика партии осуществляется не сама собой, а претворяется в жизнь ак­ тивной деятельностью масс, поэтому пар­ тия кровно заинтересована в том, чтобы все советские люди, и прежде всего ком­ мунисты, ясно понимали глубокие основы политики партии, были убеждены в ее пра­ вильности и сознательно боролись за ее осуществление. На протяжении всей своей истории пар­ тия неустанно ведет в своих рядах и сре­ ди широких народных масс пропаганду маркеистско-ленпиской теории, рассматри­ вая эту работу как необходимое условие успешного (решения задач, встающих перед naipTnefi и народом. Отличительной чертой партийной пропа­ ганды является ее боевой характер, тес­ ная связь с жизнью, с реальными потреб­ ностями той борьбы, которую ведет пар­ тия. Это вытекает из самого существа марксизма-ленинизма — глубоко жизнен­ ной революционной науки, не только об'- ясняющей мир, но и служащей руководст­ вом к действию, вооружающей партию си­ лой предвидения, методом правильного ре­ шения самых сложных практических воп­ росов. Поэтому партия всегда добивалась тс.го , чтобы пропагандистская работа, при­ знанная вооружать коммунистов знанием марксистско-ленинской теории, была не абстрактной, не просветительской, а ак­ туальной. строилась в неразрывной связи с практической деятельностью. Великий Ленин, подчеркивая значение революционной теории, предупреждал: «Не принижайте только нашей революционной науки ло одяоП книжной догмы...» (Соч., т. 8 , стр. 192). В своей знаменитой речи на III с’езде комсомола о задачах союзов молодежи он говорил, что если бы только изучение теории заключалось в ус­ воении того, что изложено в коммунисти­ ческих трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы полу­ чить коммунистических начетчиков или хвастунов, людей книжных знаний, но не умеющих действовать так, как того дейст­ вительно коммунизм требует. Подлинное овладение революционной теорией опреде­ ляется не умением ссылаться на цитаты, а высоким сознанием долга коммуниста и советского патриота, глубоким понимани­ ем смысла политики партии, убежден­ ностью в правоте и непобедимости ее де­ ла. способностью выполнять ее директивы не механически, а творчески. Огромное значение приобретает пропа­ ганда великого учения Маркса— Энгельса —Ленина—-Сталина на современном эта­ пе, когда партия организует борьбу за бы­ строе решение попстине исторических за­ дач коммунистического строительства. Во всех уголках нашей необ’ятной Родины кипит созидательная работа советских лю­ дей. Широко развернулось в стране строи­ тельство заводов, шахт, электростанций, предприятий, выпускающих предметы на­ родного потребления, жилищ: всенародный характер приняла борьба за досрочное вы­ полнение пятилетки, народнохозяйствен­ ного плана нынешнего года. Осуществляет­ ся величайшая программа крутого под’е- ма всех отраслей сельского хозяйства, ус­ пешно осваиваются целинные и залежные земли, с которых уже в этом году снима­ ются высокие урожаи. Значительных успехов добилось Совет­ ское государство во внешней политике, в результате чего за последнее время прои­ зошло некоторое ослабление напряженно­ сти международной обстановки. Все это— наглядное свидетельство пра­ вильности политики Коммунистической партии, умения партии во всей своей дея­ тельности творчески руководствоваться марксистско-ленинским учением, разви­ вать его и обогащать в связи с новыми историческими задачами. Реакционные им­ периалистические круги и в первую оче­ редь американские империалисты безна­ дежно запутались в своей внутренней и внешней политике. Они живут без пер­ спектив и не видят выхода из затягиваю­ щей их трясины на путях мирного разви­ тия. Поэтому в своем политическом безу­ мии они с упорством маньяков толкают человечество к новой войне за монополию грабежа своих и чужих народов, за мак­ симальные прибыли для кучки миллиарде­ ров и миллионеров. Они не могут и не хо­ тят видеть, что весь ход истории против них. С каждым днем простые люди во всем мире все больше сознают, что именно аме­ риканские империалисты в своих корыст­ ных интересах готовы ввергнуть человече­ ство в пучину кровавой бойни. Опыт исто­ рии говорит, что каждая папытка импери­ алистов найти выход из трудностей в раз­ вязывании войны все больше приближает империализм к его окончательной гибели. Наша партия знает, куда вести дело, и ведет его вперед с успехом, потому что она верна марксистско-ленинскому учению. Весь ход истории вновь и вновь подтверж­ дает великую силу и правоту ленинизма. Пропагандистская работа и должна рас­ крывать научные основы проводимой пар­ тией и правительством внутренней и внеш­ ней политики, вселять чувство уверенно­ сти в правильности этой политики партии, веру в ее дело, раскрывать связь повсе­ дневных будничных дел советских людей с величественными перспективами нашего развития, с победой коммунизма*. Этим за­ дачам должно быть подчинено все содер­ жание политического просвещения масс. 1 октября начинается новый учебный год в системе партийного просвещения. Он должен стать годом дальнейшего под’ема всей пропагандистской работы, повышения качества политической учебы коммуни­ стов, усиления ее связи с жизнью. Цент­ ральный Комитет партии в решении от 19 сентября 1953 года «О задачах партийно­ го просвещения в новом учебном году» подчеркнул, что в пропагандистской рабо­ те необходимо решительно устранить на­ четнический, догматический подход к изу­ чению марксистско-ленинской теории, ис­ коренить из практики пропаганды отступ­ ления от марксизма-ленинизма в вопросе о роли народных масс и личности в истории, вести непримиримую борьбу со всякого ро­ да извращениями и вульгаризацией от­ дельных положений марксизма-ленинизма. Центральный Комитет партии потребовал от всех партийных организаций ликвиди­ ровать грубыэ нарушения принципа доб­ ровольности политической учебы коммуни­ стов. строить всю пропагандистскую рабо­ ту таким образом, чтобы она вызывала живой интерес коммунистов к марксист­ ско-ленинской теории. Выполняя указания ЦК КПСС, партий­ ные организации усилили внимание к по­ литическому просвещению, стали глубже вникать в его содержание, добиваться, чтобы пропаганда становилась более дей­ ственной, близкой к жизни. Широкий раз­ мах приняло изучение постановлений Пле­ нумов ЦК КПСС и других (решений партии и правительства. Однако все это — толь­ ко начало дела и не дает никаких основа­ ний для самоуспокоения. Партийным орга­ низациям еще предстоит провести боль­ шую работу, чтобы обеспечить серьезное улучшение качества партийной пропаган­ ды и прежде всего, чтобы до конца ликви­ дировать недостатки в ее идейном содер­ жании. Задача состоит в том. чтобы сде­ лать нашу пропаганду тесно связанной с жизнью, наступательной, непримиримой ко всякого рода отступлениям от марксизма- ленинизма, повысить ее роль в мобилиза­ ции масс на борьбу за осуществление по­ литики Коммунистической партии. Необходимость значительного повыше­ ния идейно-теоретического уровня пропа­ ганды требует от партийных организаций устранить серьезные недостатки в изуче­ нии некоторых важнейших вопросов марк­ сизма-ленинизма. Нельзя считать нормаль­ ным такое положение, когда в системе пар­ тийного просвещения при изучении исто­ рии КПСС поверхностно излагаются, а не­ редко и вовсе опускаются марксистско- ленинское учение о диктатуре пролетариа­ та, крестьянский вопрос, национальный вопрос, стратегия и тактика ленинизма. Эти крупные упущения наносят серьез­ ный ущерб делу правильного воспитания коммунистов. В печатных и устных вы­ ступлениях пропагандистов надо полно и ярко освещать выдающуюся роль В. П. Ленина в творческом развитии марксизма, ленинские положения о строительстве со­ циализма и коммунизма, о необходимости борьбы за неуклонный рост производи­ тельности труда как главное условие пере­ хода от социализма к коммунизму. Надо показывать, к?л, опираясь на тоуды Маркса — Энгельса — Ленина, обобщая богатейший опыт социалистического строи­ тельства в СССР и опыт современного международного освободительного движе­ ния, II. В. Сталин творчески развил марк­ систско-ленинское учение применительно к новым историческим условиям и в ряде вопросов обогатил революционную теорию новыми положениями. Особое значение для овладения теорией имеет изучение решений с’ездов партии, конференций и Пленумов ЦК и других пар­ тийных документов. На этих важнейших исторических документах можно наиболее ярко и полно раскрыть руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, ее творческую деятельность по претворению в яшзнь идей марксизма-ле­ нинизма. Все лучшее, передовое, что рож­ дается в процессе творческого труда масс, получает в партийных документах обобще­ ние и теоретическое освещение. Полнее следует освещать международ­ ное значение ленинизма и опыта Коммуни­ стической партии Советского Союза, рас­ крывать, как братские коммунистические и рабочие партии творчески руководст­ вуются великими идеями ленинского уче­ ния, используют опыт КПСС. I Один из коренных вопросов политики Ксммунистической партии—вопрос о сою­ зе рабочего класса и крестьянства и ре­ шающей роли этого союза в строительст­ ве коммунизма. Освещение этого вопроса должно занимать в партийной пропаганде важное место, причем его надо излагать не только в историческом плане, как это нередко делается, а раскрывать значение союза рабочего класса и крестьянства для строительства коммунизма, показывать практически задачи дальнейшего укрепле­ ния союза двух дружественных классов социалистического общества. Необходимо также преодолеть отвлечен­ ный характер, который приобретает иног­ да раз’яснение решающей роли народных масс в общественном развитии. При осве­ щении этого вопроса некоторые пропаган­ дисты ограничиваются использованием примеров главным образом далекого прош­ лого— эпохи рабовладельческого общества я феодализма, а современную преобразую­ щую созидательную деятельность трудя­ щихся масс и их боевого авангарда — Коммунистической партии — показывают слабо. Правильное понимание роли народа в коммунистическом строительстве самым непосредственным образом связано с та­ кими вопросами, как развитие активности и инициативы трудящихся в борьбе за вы­ полнение государственных планов, после­ довательное осуществление широкой де­ мократии. борьба с бюрократизмом, с за­ жимом критики снизу и т. д., и эту связь надо раскрывать в пропагандистской ра­ боте. Следует ярче показывать могучую со­ зидательную роль груда простых советских людей, значение для строительства комму­ низма дальнейшего увеличения доли обще­ ственного труда, занятого в сфере мате­ риального производства, всемерного упро­ щения управленческого аппарата. Надо повседневно раз'яснять, что коммунизм, как указывал Ленин, начинается там, где появляется самоотверженная, преодоле­ вающая тяжелый труд забота рядовых ра­ бочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся обществу в целом, сотням миллионов лю­ дей, об’едпненных в Союз Советских Рес­ публик. Серьезное место в партийном просвеще­ нии следует отвести пропаганде экономи­ ческих знаний. Чтобы быть на уровне сов­ ременных требований руководства социали­ стическим хозяйством и успешно претво­ рять в жизнь экономическую политику партии и государства, наши кадры обя­ заны хорошо знать экономическую теорию, глубоко разбираться в вопросах конкрет­ ной экономики. Партийные организации имеют необходимые условия для того, что­ бы широко и на высоком идейно-теорети­ ческом уровне развернуть пропаганду эко­ номической теории и вопросов практики руководства социалистическим хозяйством. В их распоряжении имеются изданные большими тиражами произведения класси­ ков марксизма-ленинизма. В текущем году дополнительно выпускаются произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, в том числе и по вопросам экономической тео­ рии. На днях вьгшел в свет учебник политической экономии. Партийные ко­ митеты уже сейчас должны при­ нять необходимые меры к тому, чтобы быть готовыми к удовлетворению возрос­ ших запросов коммунистов в области эко­ номического образования. Необходимо по­ добрать квалифицированных пропаганди­ стов. имеющих высшее образование, зна­ ющих политическую экономию, для ис­ пользования их в системе партийного про­ свещения. Важным участком пропагандистской ра­ боты является атеистическая пропаганда, борьба за материалистическое мировоззре­ ние. Партийные организации обязаны си­ стематической и терпеливой пропагандой естественно-научных знаний воспитывать трудящихся в духе материалистического мировоззрения, добиваться преодоления суеверий и религиозных предрассудков. Главное внимание в этой работе должно быть сосредоточено на разъяснении об’ек- тивных законов развития природы и об­ щества, популяризации достижений астро­ номии, биологии, физиологии, физики и других наук. Партийная пропаганда призвана форми­ ровать марксистско-ленинское мировоззре­ ние коммунистов, воспитывать в них идей­ ную стойкость и принципиальность, непри­ миримость к буржуазной идеологии, к пе­ режиткам капитализма в сознании людей. Наши пропагандистские кадры должны проникнуться пониманием того, что они являются активными бойцами партии, по­ литическими деятелями, а не людьми, за­ нимающимися отвлеченным просветитель­ ством. Однако еще далеко не всем пропа­ гандистам удается преодолеть схоластиче­ ский подход к вопросам марксистско- ленинской теории, тесно связывать теоре­ тические положения с практическими воп­ росами, с насущными задачами коммуни­ стического строительства. Вместе с тем миогие пропагандисты допускают упрощен­ чество. Они считают, что надо во что бы то ни стало связать любой изучаемый воп­ рос из теории и истории КПСС с современ­ ностью, и во имя этого становятся на путь механического сопоставления исторических фактов, взятых из различных эпох, допу­ скают сомнительные аналогии, зачастую отвлекают слушателей от изучаемого ма­ териала. Задача творческого изучения ре­ волюционной теории состоит в том, чтобы, овладевая существом марксистско-ленин­ ских идей, проникнуться пониманием того, как партия претворяла в жизнь эти идеи, исходя из конкретно-исторической обста­ новки, вооруягаться методом творческого применения марксизма-ленинизма в своей практической деятельности. В пропагандистской работе надо показы­ вать великие преимущества советского об­ щественного и государственного строя, раскрывать политические и теоретические основы мероприятий партии и правитель­ ства по развитию промышленности, сель­ ского хозяйства, по крутому под’ему ма­ териального благосостояния и культурного уровня трудящихся, ^га работа должна ве­ стись изо дня в день, причем следует по­ править тех пропагандистов, которые, ос­ вещая вопросы коммунистического строи­ тельства и современные задачи партии, впадают в парадный тон, не показывают все еще имеющиеся трудности и недостат­ ки и то, как партия борется за их преодо­ ление. В то же время нельзя мириться с тем, когда под видом критики недостатков дается искаженная картина советской действительности. Так, некоторые литера­ торы, обходя новое, передовое, рождаю­ щееся в жизни, перестают видеть перспек­ тивы нашего развития. Они, например, не понимают, что суровая, беспощадная кри­ тика недостатков в развитии сельского хо­ зяйства, которая дана в решениях партии, исходит из признания огромных преиму­ ществ колхозного строя и его способности обеспечить быстрый под’ем сельского хо­ зяйства. Прямая обязанность пропаганда став — раскрывать величественные перс­ пективы нашего развития, показывать, что открывает для страны в целом, для всех трудящихся всенародное движение за по­ вышение производительности труда, за осуществление мероприятий партии и пра­ вительства по под’ому сельского хозяйст­ ва, по вовлечению в обработку ранее не используемых многих миллионов гектаров целинных и залежных земель, по расши­ рению жилищного строительства и т. д. Необходимо больше уделять внимания ознакомлению коммунистов с вопросами внешней политики партии и Советского правительства, политики мира и дружбы между народами. Отражая историческую закономерность нашей эпохи, эта полити­ ка исходит из возможности мирного сосу­ ществования государств с различным об­ щественным устройством. В пропагандист­ ской работе необходимо широко показывать могущество и несокрушимое единство ла­ геря социализма, мира и демократии, да­ вать глубокий марксистский анализ меж­ дународных событий. Надо систематиче­ ски разоблачать идеологию и политику правых социалистов, прикрывающих со­ циалистической фразеологией свое при­ служничество империализму, на жизнен­ ных фактах повышать революционную бди­ тельность масс к проискам врагов, к про­ вокаторам и поджигателям войны. Для того, чтобы повысить качество про­ пагандистской работы, обеспечить тесную связь ее с жизнью, необходимо решитель­ но улучшить руководство пропагандой. Партийные комитеты должны руководить этой работой по существу, направлять ее идейное содержание, строить пропаганду так, чтобы она удовлетворяла запросы ком­ мунистов, постоянно развивала бы их ин­ терес к политическим знаниям. Одно из проявлений неправильных ме­ тодов руководства пропагандистской рабо­ той, непонимание ее лэтвого духа заклю­ чается в нарушениях принципа доброволь­ ности в партийном просвещении, вскры­ тых и осужденных Центральным Комите­ том партии. Став на путь произвольного зачисления коммунистов в кружки, школы и семинары, многие партийные комитеты, по существу, освободили себя от забот о качестве занятий. В результате посещение кружков для многих коммунистов превра­ щалось в скучную повинность, а пропа­ гандистская работа поручалась нередко людям, не способным удовлетворять за­ просы коммунистов. Следует отметить, что еще не у всех партийных руководителей есть необходи­ мый вкус к идеологическим вопросам, го­ товность к повседневной кропотливой идей­ ной работе с коммунистами. Пменно поэто­ му еще не преодолены до конца ошибочная тенденция к огульному, формальному охва­ ту всех коммунистов кружками и недооцен­ ка метода самостоятельного изучения воп- рссов _теории и истории КПСС как основно­ го метода политического просвещения ком­ мунистов. Именно поэтому некоторые пар­ тийные руководители избегают разговари­ вать с коммунистами по вопросам маркси­ стско-ленинской науки, не участвуют в теоретических собеседованиях, не прояв­ ляют интереса к тому, какова идейная жизнь в первичных партийных организа­ циях, и никак не могут отказаться от фор­ мально-бюрократической регламентации в партийном просвещении. Попытки устраи­ вать экзамены и «самоотчеты», требовать от каждого коммуниста, из’явившего же­ лание учиться самостоятельно, представле­ ния календарных планов изучения произве­ дений и глав, обязательное прикрепление к каждому занимающемуся самообразованием консультанта все еще имеют место. Наряду с этим некоторые партийные ру­ ководители думают, будто бы доброволь­ ность учебы коммунистов в системе пар­ тийного просвещения освобождает их от обязанности организовывать дело пропаган­ ды. Отказавшись от старых, осужденных ЦК КПСС методов бюрократического конт­ роля, они пустили партийное просвещение на самотек. Такие руководители забывают, что Устав КПСС обязывает каждого комму­ ниста «работать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марк­ сизма-ленинизма». Добровольность в пар­ тийном просвещении вовсе не означает, что коммунист может работать над повы­ шением своей сознательности, а может и не работать, если не захочет. Речь идет о тем, что коммунист сам решает, каким пу­ тем он будет выполнять эту свою уставную обязанность. Принцип добровольности пре­ доставляет членам партии широкий простор для проявления инициативы в учебе и все возможности для наиболее полного удов­ летворения их интересов. Последовательное проведение-^ в жизнь принципа добровольности партийного про­ свещения не только не снижает, но, наобо­ рот, значительно усиливает ответствен­ ность партийных организаций за идеологи­ ческое воспитание членов и кандидатов партии. Чтобы партийное просвещение по­ стоянно развивало живой интерес коммуни­ стов, нужно глубоко вникать в содержание пропагандистской работы, знать запросы участников кружков, слушателей лекций, самостоятельно изучающих марксистско- ленинскую теорию, и удовлетворять их. В новом учебном году партийные органи­ зации должны значительно усилить помощь коммунистам, самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм, сделать ее возможно более гибкой и действенной. Известно, что лекции — одна из важнейших форм помощи в овладении марксистско-ленин­ ской теорией. Между тем увлечение школьно-кружковыми формами учебы ослабило интерес партийных комитетов в лекционной пропаганде. Этот недоста­ ток следует исправить. Более широкое распространение должна получить оправ­ давшая себя форма чтения в лекториях при горкомах и райкомах партии циклов лек­ ций по истории КПСС, политической эко­ номии, философии, экономике промышлен­ ности и сельского хозяйства, международ­ ному положению. Наряду с этим необходи­ мо ввести в практику чтение популярных лекций по вопросам марксизма-ленинизма и текущей политики для коммунистов, при­ ступающих к самостоятельному изучению политической литературы, а также чтение лекций для слушателей кружков по наи­ более сложным и важным теоретическим проблемам. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы улучшить обслужи­ вание лекциями партийных организаций колхозов, совхозов и МТС. Основная задача руководства лекционной пропагандой — обеспечить неуклонное по­ вышение ее качества. Высокий теоретиче­ ский уровень лекций, их богатое идейное содержание должны сочетаться с цодлт- ч оской остротой, целеустремленностью и действенностью. Вместе с тем нельзя забы­ вать и о форме изложения. Хорошая по со­ держанию лекция не достигает цели, если не поработать над ее формой, если читает­ ся она вяло, без вдохновения. Скучная лекция снижает интерес к учебе и на­ носит тем самым ущерб делу партийного просвещения. Важная роль в организации политиче­ ского самообразования коммунистов при­ надлежит партийным библиотекам. Они должны установить постоянные дежурства консультантов; проводить теоретические собеседования, лекции; пропагандировать новинки политической и художественной литературы; вести справочно-библиогра­ фическую и выставочную работу; органи­ зовывать читательские конференции и обмен опытом самостоятельной работы на! книгой. Постоянная обязанность библио­ тек — помощь пропагандистам в подборе учебных и наглядных пособий, особенно местных иллюстративных материалов. На развертывание консультационной ра­ боты надо обратить особое внимание. Су­ щественный недостаток ее в настоящее время — отвлеченность, абстрактность. Консультации проводятся главным образом только по темам исторического характера. Многие коммунисты не имеют возможности получить раз’яснения по вопросам теку­ щей политики, экономики народного хозяй­ ства, международного положения и т. п. Очень важно, чтобы библиотеки укрепили связь с первичными партийными организа­ циями, систематически направляли квали­ фицированных консультантов на места, особенно в сельские организации, располо­ женные далеко от районных центров. Строгое проведение принципа доброволь­ ности, отказ от линии на стопроцентный охват коммунистов школами и кружками вовсе не освобождают партийные комитеты от заботы и об этих формах учебы. Конеч­ но, неправильно представление, будто каждый коммунист обязан пройти все су­ ществующие формы партийного просвеще­ ния, от начальных ступеней до районных партийных школ и университетов марк­ сизма-ленинизма. Поэтому не нужно ис­ кусственно, без учета условий, наличия достаточно подготовленных слушателей и пропагандистов создавать кружки повы­ шенного типа или при всех райкомах пар­ тии из года в год создавать вечерние пар­ тийные школы. Отказавшись от чрезмерного увлечения повышенными формами партийного просве­ щения, партийные комитеты должны созда­ вать вечерние партийные школы, кружки повышенного типа по изучению истории КПСС, а также вечерние унивегрситеты марксизма-ленинизма только там, где имеется соответствующий состав слушате­ лей и достаточно подготовленные пропаган­ дисты. Главное же внимание должно быть сосредоточено на качестве занятий в дей­ ствующих кружках и особенно в полит­ школе, где коммунисты приобретают на­ чальные политические знания. Между там многие партийные организации, несмотря на большое желание многих коммунистов глубоко изучить учебное пособие «В по­ мощь слушателям политшкол», дающее основы политических знаний, не оказыва­ ют им должной помощи в этом деле. Нельзя мириться с тем, что в школах и кружках до сих пор не устранены школяр­ ские методы работы, недопустимые в систе­ ме партийного просвещения. Некоторые пропагандисты видят свою основную зада­ чу в том, чтобы по всякому поводу экзаме­ новать слушателей, и мало помогают им хорошо разобраться в изучаемых вопросах, глубже понять их. Вместо обстоятельного раз’яснения вопроса пропагандисты зача­ стую ограничиваются кратким вступитель­ ным словом, считая главным для себя опрос слушателей. Вопросно-ответный метод еще преобладает в значительной части круж­ ков. Одним из проявлений шаблонного, по­ верхностного подхода к пропагандистской работе, школярства в партийном просвеще­ нии является ненужная торопливость при прохождении материалов в политшколах и кружках. На изучение той или иной темы и всего курса должно отводиться такое количество времени, какое необходимо для глубокого усвоения слушателями изучае­ мых вопросов. Часы, отводимые учебными планами кружков, надо рассматривать как примерные. Опыт показывает, в частности, что для успешного изучения истории КПС€ в кружках повышенного типа целесообраз­ но продлить срок их работы до трех лет. Некоторые пропагандисты неохотно идут на то, чтобы раз’яснять текущие события, хотя интерес к этим вопросам у коммуни­ стов очень высок. Обычно в таких случа­ ях ссылаются на то, что это не предусмот­ рено учебным планом. Но если рассматри­ вать учебные планы как нечто застывшее, легко впасть в бюрократическое игнориро­ вание запросов коммунистов. Пропаганди­ сты обязаны раз’яснять своим слушате­ лям все новые решения партии и прави­ тельства, об’яснять смысл происходящих событий. Очень важно, чтобы руководите­ лями кружков подбирались люди не толь­ ко знающие и подготовленные, но умеющие просто, задушевно разговаривать со свои­ ми слушателями, заинтересовать их, вла­ деющие искусством живой беседы. А опыт показывает, что такая беседа возникает только тогда, когда пропагандист побужда­ ет слушателей к самостоятельному мыш­ лению, сопоставлению фактов, развивает в них потребность следить за газетами, журналами, слушать радио. Успех политической учебы коммунистов во всех звеньях системы партийного про­ свещения зависит главным образом от про­ пагандистских кадров, от их теоретической подготовленности и мастерства. Повышать качество партийного просвещения — это значит неустанно улучшать работу с про­ пагандистскими кадрами. Между тем до сих пор эта работа — наиболее слабое зг.оно в руководстве партийным просвеще­ нием. Еще далеко не изжита формально­ бюрократическая практика подбора пропа­ гандистов. Особенно неудовлетворительно подбираются руководители для полит­ школ и кружков, создаваемых в партий­ ных организациях колхозов, совхозов и МТС. Известно, что в прошлом учебном году кружки, созданные искусственно, были распущены. Сокращение количества круж­ ков, особенно повышенного типа, создаю возможность улучшить состав пропаган­ дистских кадров. Однако эта возможность не везде использована. Более того, в ря­ де партийных организаций состав про­ пагандистских кадров даже ухудшился. Уменьшилось число пропагандистов, име­ ющих высшее образование, обладающих долголетним опытом. Задача заключается не только в том, чтобы более требовательно и всесторонне подходить к подберу пропагандистов, надо больше уделять внимания повышению их идейного уровня и мастерства. Нельзя ми­ риться с тем, что занятия пропагандист­ ских семинаров часто строятся по шабло­ ну, без учета конкретных запросов их уча­ стников. Многие семинары не оказывают достаточной помощи в изучении актуаль­ ных вопросов экономики народного хозяй­ ства, внутренней и внешней политики партии, между'народного положения, не способствуют повышению методического мастерства пропагандистов. Преобладаю­ щая форма работы семинаров — лекции, причем читаются они из года в год на одни и те же темы. Почти не практи­ куются собеседования по важнейшим те­ оретическим проблемам, а также по вопро­ сам методики и практики пропагандист­ ской работы. Серьезный недостаток состо-' пт и в том, что работа семинаров не дифференцируется в зависимости от сте­ пени подготовленности пропагандистов ж их опытности. Пропагандисты, обладающие хорошей теоретической подготовкой и опытом, нуждаются в лекциях по наиболее слож­ ным теоретическим вопросам, которые они раньше глубоко не изучали. Наряду с этим для мнопих пропагандистов нужны лекции по темам учебного плана, а также по методическим вопросам. В семинара! должны развертываться дискуссии, твор­ ческий обмен мнениями по наиболее важ­ ным теоретическим и методическим вопро­ сам. обобщаться лучший пропагандист­ ский опыт. Большую пользу приносят за­ нятия, на которых идет речь о том, ка® использовать в практике пропагандист-' спой работы художественную литературу, наглядные пособия, местные материалы: заслушиваются сообщения опытных про­ пагандистов о том, как они намерены про­ вести предстоящее занятие в своей полит­ школе пли же кружке. Необходимо, чтобы секретари горкомов и райкомов партии сиг стематически информировали пропаганди­ стов о политических и хозяйственных за­ дачах, учили пропагандистов связывать вопросы теории с задачами повседневной работы партийной организации. Пропагандистская работа — почетное и важное партийное поручение. Оно тре­ бует много сил, времени, и никак нельзя считать нормальным такое положение, когда нередко лекторы, руководители кружков и семинаров загружаются многи­ ми дополнительными заданиями, отвлека­ ющими их от пропагандистской работы. Беречь пропагандистские кадры, заботить­ ся об их теоретическом росте, относиться к ним с уважением— 'важнейшая обязан­ ность партийных комитетов. В борьбе за повышение качества поли­ тической учебы видное место принадле­ жит партийной печати. Между тем цен­ тральная и местная печать в последнее время ослабила пропаганду марксистско- ленинской теории. Вместо того, чтобы пе­ рестроить свою работу, научиться творче-' ски подходить к освещению теоретических вопросов, устранить в статьях догматизм и цитатничество, редакции многих газет и журналов, по существу, прекратили публиковать пропагандистские статьи. В газетах почти совсем не появляются мате­ риалы в помощь пропагандистам, лекторам и докладчикам по вопросам хозяйственного и культурного строительства. Слабо осве­ щает печать и практику пропагандистской работы. Коммунисты проявляют большой интерес к популярным брошюрам и статьям, в ко­ торых бы просто, доходчиво и на высоком идейно-теоретическом уровне излагались актуальные вопросы марксистско-ленин­ ской теории. Наши издательства, журналы и газеты не должны проходить мимо этих запросов. Марксистско-ленинское воспитание ком­ мунистов является предметом постоянной заботы нашей партии. Неуклонный рост идейного уровня членов и кандидатов в члены партии— 'решающее условие повы­ шения их авангардной роли во всех обла­ стях жпзни, развития активности партий­ ных масс. Поэтому партия обязывает свои организации постоянно интересоваться тем, как растут коммунисты, улучшать дело партийной пропаганды. Изживая из­ лишнюю регламентацию в политическом просвещении, бюрократическую опеку коммунистов, надо создавать общественное мнение против тех, кто не работает над собой, не изучает систематически марк­ систско-ленинскую теорию. Под руководством Коммунистической партии советский народ уверенно идет вперед. Мероприятия партии и Советского правительства в области дальнейшего раз­ вития народного хозяйства, крутого под’­ ема сельского хозяйства, легкой промыш­ ленности и всемерного повышения матери­ ально-культурного уровня советских лю­ дей знаменует собой новый этап борьбы за коммунизм. Претворение в жизнь больших и сложных задач этого этапа требует от партийных организатгий дальнейшего по­ вышения идейно-политического воспита­ ния коммунистов, неустанной заботы об их идеологической закалке. (Журнал «Партийная жизнь», № 10).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz