На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
2, На с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 сентября 1954 г., № 219 (5061). Чётко планировать и строго контролировать боевую учёбу подчинённых Плаяпгровлние боевой подготовки во многом определяет успех повседневной ра боты командира. Высокая организованность в его дея тельности должна проявляться прежде всего в конкретности и целеустремленно сти руковоитвл повседневной лчебой личного состава. Советский флот, благодаря неустанном заботе нангего народа, партии и пра- внтельства. оснащен первоклассной боевой техникой. (>гечественная военно-морская наука далеко шагнула вперед. В этих ус ловиях работать по-старому, старыми при емами и методами — значит не понимать изменений, которые произошли в после военный период. План боевой и политической подготов ки призван быть зля каждого командира перспективой, дающей ему возможность правильно использовать все возможности для повышения боевой выучки моряков, на успешное решение очередных зац ач , которые стоят перед подразделением, ко раблем. Большинство командиров хорошо пони- мчют необходимость четкого планирова ния. тесно связанного с жизнью. Но на деле не всегда все получается гладко. Например, командир корабельного под разделения офицер Ярума план работы не составляет, живет только сегодняшним днем. Учеба в его подразделении идет рас порядительным порядком, в зависимости от обстановки. В этом повинен не только сам офицер. Необходимо отметить, что недель ные планы на корабле иногда не соответ ствуют требованиям жизни. И не пото\пу, что они составлялись наспех и необду манно. Нет. Прежде всего, следует ука зать на тот факт, что штаб, составляя свой план, иногда не учитывает спегрфи- ки и подготовленности каждого корабля в отдельности. В результате бывают случаи, когда в первые же дни недели планы при ходится серьезно корректировать. На конкретность плана влияет знание командиром всех гарнизонных — внекора- бельных нарядов и работ на ближайшую неделю. Подчас этого нельзя добиться от штаба и комендантского управления. Штаб, составляя свой недельный план, нередко ставит тот или иной корабль в затруднительное положение: требуется еше подготовительная работа, а обязы вают уже сдавать задачу. Правда, коман дир кооабля может изменить план, исхо дя из обстановки. Но тюль старшего на чальника в том и состоит, что он не только требует выполнения плана, но и всячески содействует этому, учит подчи ненных, помогает им правильно планиро вать. Этим вносятся в работу элементы организованности. Формальное же планирование приносит большой вред боевой у^ебе, приводит к тому, что подчас командиры и офицеры на вдаблях вынуждены проводить такие Мероприятия, которые на данный момент не являются необходимыми. Но невыпол нение их влечет за собой целый ряд ос ложнений. Поэтому часть офицеров, не желая возражать представителям штаба, проводит запланированные мероприятия чисто формально — лишь бы было сдела но. Планирование без учета метеорологиче ских условий тгпиводит к срыву плана или нагромождению одного мероприятия на другое. На одил-два дня приходятся все оонолные задачи недели. Это приво дит к спешке, некачественному выпол нению задач. Цел 1 Ч,ооч'»{|дзно ставить перед кораблем задачи на наделю в целом. При этом они должны быть разно*юразными — для вы полнения в сложных и простых условиях. Командир, учитывая условия на к аж ды й день, сам решит, чем нужно заниматься экипажу сегодня. Это, на первый взгляд, налагает допол нительную нагрузку на штаб, вызывает хлопоты, связанные с корректировкой плана. Однако п р и таком планировании все сутки недели будут использованы наиболее нол 1 ноцвнно. К сожалению, это не всегда делается. Вот один из примеров. На корабле Н. выход в море для выполнения стрельб наг-начили на четверг и пятницу. До это го три дня погода была подходящей по условиям стрельбы. А потом обстановка резко изменилась и, хотя выход состоял ся, огневая задача не выполнялась. Раз- Bi* нельзя было штабу срочно откорректи ровать план. Однако он до выхода в море занимался второстепенными делами. Работа всего войскового организма — корабля, штаба и т. д. — должна быть четкой, слаженной и в то же время гиб кой во всех отношениях. Этого требует характер современного боя. Только те штабы, корабли успешно будут решать боевые задачи, которые' в мирных усло виях научатся правильно оценивать об становку, находить в ней главное и ре шать задачи творчески, не цепляясь за расписание времени,- как за нечто незы блемое. Слепое безинициативнос планирование выбивает из р у к офицеров подразделений инициативу. План выполняется некото рыми из них без «огонька», без творче ского решения поставленных задач. Прав офицер Грушин, когда говорит, что командиюы подразделений не всегда могут проявить инициативу в подготов ка подчиненных, ибо они связаны пла ном. — Мне. — говорит он, — иной раз надо провести теоретическое занятие, а планом назначена тренировка, отложить которую нам не дано нрава. Вот и п р и х о д и т с я иногда делать не то. что требует ся по обстановке. Разнообразна деятельность командира по руководству боевой и политической подготовкой. Он несет полную ответствен- нссть за боевую готовность корабля. Уста вы налагают на него и другие важные должностные обязанности. Справиться со всем этим может только тот. кто с огонь ком подходит к выполнению этих обязан ностей, отдает делу все свои силы, зна ния способности, кто проявляет в работе творчество, умеет критически относиться к достижениям и видеть в успехах не предел, а предпосылки для дальнейшего совершенствования. : План оправдывает себя, если он тегпо связан с жизнью, с задачами боевой уче бы, если начальники добиваются строгого выполнения намеченных мероприятий. Контроль и проверка влияют на ход боевой подготовки/ помогают улучшить качество занятий. К сожалению, в контро ле, как и в планировании, встречаются существенные недостатки. Первой ступенью контроля является проверка готовности руководителя к про ведению занятий. Но не все начальники делают это добросовестно. Пион ограничи вает свои функции только беглым про смотром конспектов, не вникая в суще- ! ство, не интересуясь тем, какие знания имеет руководитель, каким методическим опытом он обладает. Такая проверка бесполезна. Больше того, некоторые офи- j церы, не утружиая себя просмотрами кон - спектов, лишь напоминают руководителям: j — Не забыли, что завтра проводите занятие? — Нет. — А как с подготовкой? — Ничего. — Ну, смотрите мне, не подведите... Разумеется, подобный «контроль» пе при носит никакой пользы. Об этом свиде тельствует такой факт. В прошлую кам панию офицер Бвичез — знающий свое дело командир— вывел свое подразделение в передовые, за что Командующий фло том его наградил ценным подарком. Стар шие начальники настолько успокоились и доверились еи>о опыту, что перестали контролировать. «Этот не подведет», — всегда твердили они. Переоценил свои возможности и сам Евичев. И вот за одну из стрельб он получил невысокую оценку. В чем дело? Выяснилось, что офицер не щюверял оружие, надеясь на «авось». Этот случай многому научил Евичева, явился уроком для других офицеров. Он напомнил о том, что даже в мелочах нуж но строго выполнять своп функции, не надеяться на то, что подчиненные во всем разберутся сами. Проверка и контроль гарантируют от случайностей. Матросам и старшинам надо доверять, но не слепо. «Доверяй я проверяй», — гла сит народная пословица. Говоря о контроле, нельзя не сказать о дисциплине, о точности выполнения задач. Ведь лногда получается так. что дано задание, определен срок, а исполни тель не удосужился доложить, как iy него обстоит дело. Требуется напомина ние. Выясняются недоделки. Начинается спешка. Это порождает ошибки. Страдает «забывчивостью» офицер Ер шов. Отданные ему распоряжения выпол няются, как правило, медленно, после неоднократных напоминаний, да и то неполноценно. Был, например, случай, когда он узнал о предстоящих стрельбах только за два часа до выполнения задачи, хотя план был составлен заблаговремен но и на планировании офицер присут ствовал. Этот поступок он об’ясняет «за бывчивостью». А нам. кажется, что это недисциплинированность. Конечно, стрель ба была отменена. Спрашивается, кто виноват? Офицер, который несерьезно от носится к своим обязанностям, к плату. Высокая организованность и делови тость—не врожденные качества. Они при обретаются в процессе работы. Поэтому вгжно. чтобы начальники учили подчи ненных работать без рывков, без штур мовщины, строго по плану, с учетом об становки. Моряки должны помнить, что умелое планирование и четкое выполнение наме ченных мегроприятий — важное средство дальнейшего повышения боевой готовно сти кораблей и подразделений родного флота. Офицер А. СМИРНОВ. Умелым воспитателем подчи«елных и отличным специалистом зарекомендовал себя командир отделения артиллерийских электриков старшина 2 статьи Н таолан Литовчи*. Передовому моряку комсомольцы подразделения ок а зали большое д о верие, избрав его в состав бюро комсомольской организации подразделения. Безупречная служба старшины 2 статьи Н иколая Литовчз 1 ка отмечена 20 б ла годарностями и двум я внеочередными краткосрочными отпусками. НА СНИМ КЕ : специалист второго кл а сс а старшина 2 статьи Николай Литов- чик проверяет работу своего заведьж аян я . Фото И. Никишова. Требовательный старшина Корабль только что вер нулся из плавания. Прошел еще один день напряжен ной учебы в море. Гвардии старшина 2 статьи Рыбал ко осматривает заведыва- ния 1 подчиненных. Сегодня он особенно внимателен. Это вполне понятно. Поход был нелегким. Мотористам, как и всему экипажу корабля, пришлось преодолеть нема ло трудностей. Механизмы испытали на себе большую нагрузку. Отметив про себя, что техника в хорошем состоя нии, а подчиненные дейст вовали на вахте умело и слаженно, старшина не вольно улыбнулся. Особен но он б*ыл доволен стар шим матросом Муравье вым. Рыбалко приложил много усилий, чтобы научить Му равьева и других мотори стов быстро и сноровисто действовать на боевом по сту. Муравьев с самого на чала неплохо усваивал тео ретические вопросы. Но когда действовал практиче ски, был нерешительным, нерасторопным, терял мно го времени на лишние дви жения. — Так дальше не пой дет, — сказал однажды старшина, когда при вы полнении задания Муравьев допустил ошибку. В тот ж е день он соста вил план, в котором преду смотрел, какие подчиненно му необходимо отработать приемы, и стал ежедневно тренировать его, учил устранять неисправности, бороться за живучесть тех нических средств. Сначала отрабатывал четкость и по следовательность действий, а затем быстроту. Вот эту-то четкость и расторопность продемонст рировал сегодня комсомо лец Муравьев, теперь уже отличник боевой и полити ческой подготовки. Рыбал ко еще раз убедился в том, как важно постоянно тренировать матросов, от рабатывать у них те прие мы и действия, без кото рых немыслима победа в бою. К каждому из своих под чиненных старшина 2 ста тьи Рыбалко имеет инди видуальный подход. Если при обучении старшего ма троса Муравьева он уделял больше внимания отработ ке практических действий, то с другими воинами за нимался главным образом изучением материальной части, рассказывал об устройстве боевой техники, подробно о б ’яснял принцип действия. отдельных меха низмов и приборов. — Моторы — это сердце корабля, — говорит стар шина матросам. — Малей ший промах или незначи тельное отступление от ин струкций могут привести к серьезным последствиям. Однажды на утреннем осмотре Рыбалко заметил, что у старшего матроса Поздеева грязное рабочее платье и нечищенные бо тинки. — Почему вы в таком виде вышли на под’ем фла га?—спросил воина коман дир. — Так я же моторист. В наших условиях разве на стираешься1, — ответил Поз- деев. — А вы стирайте не че рез полмесяца, а через не делю и при работе в ма шинном отделении одевай те комбинезон. А для чи стки ботинок возьмите у интенданта баночку крема. Вся беда только в том, что вы не следите за собой. Поздеев смущенно мол чал. На следующий день он стоял в строю в чистом об мундировании. — Первоклассную техни ку дает нам советский на род, — говорит Рыбалко. — А боевая готовность цели ком зависит от нас, воен ных моряков, от нашей подготовки. Будем же неустанно совершенствовать свою выучку, зорко стоять на страже мирного созида тельного труда советского народа. Старший матрос М. КАРПОВ. Передовые производственники Еоииы нашего подразделения ефрейтор Скуцаре®, ряяовые Сельченков, Кондраш- кин и многие другие систематически вы полняют дневные задания на 140— 150 процентов. Об их успехах неоднократно писалось и еггонной газете подразиеления, Гюевых листках и листках-молниях. Успехов воины добились благодаря твердому знанию своей специальности, трудолюбию, рациональному использова нию .рабочего времени. Являясь пгредсеи- Е.цси шро1гзводствз, они непрерывно «’О- вершенствуют свои военные и политиче ские знания. Они не только передовые н^изводгпвонниш, но и отличники бое вой и политической подготовки, свой опыт и знания всегда с охотой передают дцугим . Однажды ©яловому Кощрлпгкгсну при шлось работать ом**стс с неопытным вои ном Левиным, который еще слабо знал свою специальность. Переашик производ ства помог Левину в работе, раз’яеи'ил, как лучше выполнить задание. Не огра ничиваясь этим. тш. Ксщраплкин и в дальнейшем систематически обучал вои на, помог Левину стать хорошим специа листом. Своим благородным трудом передсвые воины подразделения вносят свой вклад в дело активной обороны нашей Родины от агрессивных действий ее врагов. Рядовой Н. КРЁКА. Содержательные занятия Содержательно проводит политические занятия офицер Никитин. Каждый его рассказ по теме воины слушают с боль шим вниманием. При подготовке к заня тию руководитель группы использует ре комендованную литературу, журналы, газеты, факты из жизни подразделения. Он всегда заботится о том, чтобы все слушатели были обеспечены литературой. •В своих выступлениях руководитель группы умело использует примеры боевых подвигов героев Великой Отечественной войны, образцовой службы отличников боевой и политической подготовки. Его рассказы о бессмертных подвигах северо морцев — участников Великой Отечест венной войны, тесно увязанные с учебой и службой личного состава подразделения, помогают слушателям еще глубже усвоить темы политических занятий, учат воинов стойкости, мужеству, умению преодолевать любые трудности на пути к достижению цели, учат сознательному выполнению своего священного и почетного воинского долга перед Родиной. За последнее время многие воины груп пы добились высоких результатов в учебе и службе. Теперь они являются отлични ками боевой и политической подготовки. К ним относится сержант Горбачев и многие другие, удостоенные поощрения коман дира. Младший сержант В. НЕДБАЙЛКЖ. Пулемётчики стреляют метко Предстояли очередные стрельбы из ручных пулеметов. К этому важному’ событию личный состав нашего подразделе ния тшательно готовился. И вот наступил день стрельб.. Установлены мишени, пу леметчики заняли позиции. За пулеметами расположились бойцы — Гальков и Лебедев. Командир подразделения при казывает: — Огонь! Раздаются короткие очереди. Слышен свист пуль. Бы стро истекает положенное время. Но стреляющие уложились в срок. По сигналу «Осмотреть» проверяющий подходит к мишеням и оценивает стрельбу. Все с живым интересом следят за проверяющим^ Каждый воин горит не терпением узнать результаты своей учебы. Осмотрена цель Веикшнера и младшего сержанта Шалаева. Следуют сигналы о попадании. Результат отличный— все пули пошли в цель. Образцово выполнил задачу комсомолец Гальков. Количест во ггробоин в мишени равно числу выданных патронов. По следним ложится за пулемет коммунист Ласкарео. Наступила тишина. Все внимательно наблюдают за четкими действиями своего командира. Раздаются выстрелы. Все пулп пошли в цель! Стрельба закончена. Подразделения выстроились по фрон ту. По приказанию выходят из строя комсомольцы Вейкшнер, Редозубов, Гальков, Лебедев. Офицер объявляет им благодар ность. — Служим Советскому Союзу! — дружно и гордо отве чают воины. Сержант В. АНДРЮШИН. Заслуженная награда Большим авторитетам среди личного со става нашего подразделения пользуется комсомолец ефрейтор Дубов. Он является трудолюбивым, дисциплинированным вои ном. активно участвует в общественной жизни подразделения. На днях заместитель командира подраз деления по политической части за отлич ные показатели в учебе и службе вручил ефрейтору Дубову Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. Е. ХРАМЫШЕВ. Овладел новой специальностью Однажды матрос Швец обратился к старшему инженеру подразделения с просьбой помочь ему изучить двигатель. — Хорошо, — ответил инженер, — поможем. С этого дня Швец стал осваивать тео рию и конструкцию самолета и двигателя. Комсомольцы Шелухин и Хмыров расска зывали воину о правилах эксплуатации агрегатов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Они глубоко изу чали с воином наставления, инструкции и указания по эксплуатации материальной части. В настоящее время матрос Швец повы шен в должности. Вверенный ему самолет всегда в чистоте и исправности, готов к боевому вылету. Старший инженер под разделения хорошо отзывается о службе молодого специалиста. Матрос А. МИЗАРЕВ. Настойчивость и трудолюбие Добросовестно 'выполняет воинский долг старший матрос Аликов. Он настойчиво изучает вверенную ему технику. Упорным трудом он добился неплохих показателеfu Командир об’явил ею отличником боевой и политической подготовки. Воин не остановился на достигну том, а продолжает и дальше совершенст вовать свое боевое мастерство. За успехи в учебе и службе командир предоставил ему внеочередной краткосрочный отпуск,- Матрос Ю. САВИН. По следам наших выступлений «А ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА ПОСТУ НЕТ» Так называлась корреспонденция офи цера Полысаева. опубликованная в нашей газете 7 августа. В ней автор сообщал, что ввиду отсутствия на боевом посту за пасных частей в учебе личного состава допускаются условности и упрощенчества. Как сообщили редакции, острый недо статок в отдельных запасных частях ощу щался по вине довольствугоигих органов.- В настоящее время эти недостатки устра нены. Освобождение Советской Прибалтики (К десятилетию восьмого удара Советской Армии по фашистским захватчикам ) В справедливой войне против фашист ских захватчиков Советские Вооруженные Силы добились к осени 1944 года круп ных побед. В результате уже осуществлен ных в этом году семи сокрушительных ударов по врагу была освобождена почти вся территория Советского Союза. П лишь в Прибалтике немецко-фашистские захват чики продолжали оккупировать значитель ную часть Эстонии, центральную часть Латвии и западную часть Литвы. Для удержания Советской Прибалтики гитлеровское командование сосредоточило там крупную группировку своих войск. В ее состав входили действовавшая в Эсто нии оперативная группа «Нарва» и оборо нявшиеся на территории Ла.рии на риж ском направлении 18-я и 13-я армии, об’единенные в группу армий «Север». Кроме того, в Прибалтике на мемельском направлении оборонялась часть сил 3-й танковой армии, входившей в группу ар мий «Центр». Всего в Прибалтике гитле ровцы имели 57 соединений. Численность вражеской группировки достигала свыше 700 тысяч человек. На ее вооружении находилось более 1.200 танков и штурмо вых орудий, до 400 боевых самолетов и много другой боевой техники. И спользуя выгодные естественные ус ловия лесисто-болотистой и озерной мест ности. противник создал в Прибалтике сильную оборону. Особенно широко раз витую систему оборонительных юлос и рубежей гитлеровское командование созда ло на рижском направлении — на фронте от южной оконечности озера Выртс-Ярв до района Митавы. Севернее реки Западная Двина, на подступах к Риге с северо-во стока, противник подготовил четыре оборо нительных рубежа, эшелонировав их на всю глубину до города Риги. Широко раз витая система оборонительных рубежей была создана также на мемельском направ лении и в Эстонии. Для преодоления этой мощной обороны врага от советских войск требовалось ог ромное напряжение сил, высокое мастер ство. В сложившейся обстановке Ставка Вер ховного Главнокомандования приняла ре шение о проведении новой крупной стра тегической наступательной операции — восьмого удара по немецко-фашистским за хватчикам с целью разгрома войск группы армий «Север» и освобожде ния Прибалтики. При этом главные усилия сосредоточивались против 16-й и 18-й немецко-фашистских армий, действо вавших на рижском направлении. Совет ские войска трех Прибалтийских фронтов должны были здесь нанести сокрушитель ные удары по сходящимся направлениям на Ригу. Ликвидацию же оборонявшейся в Эстонии оперативной группы «Нарва» и освобождение Эстонской ССР планировалось осуществить силами войск Ленинградского Фронта во взаимодействии с Краснознамен ным Балтийским флотом. В ходе подготовки восьмого удара Став ка усилила войска, действовавшие в При балтике, своими резервами провела необ ходимые мероприятия по всестороннему обеспечению наступательной операции. В частях, подразделениях и на кораблях бы ла широко развернута партийно-политиче ская работа. Ее содержание определялось общей задачей, ставшей перед Советскими Вооруженными Силами: завершить осво бождение от врага советской территории и добить фашистского зверя в его собствен ном логове. Эта задача конкретизировалась в пламенном призыве: «Освободим Совет скую Прибалтику от немецко-фашистских захватчиков!*. Усилия командиров, полит работников, партийных и комсомольских организаций были направлены на то, что бы мобилизовать личный состав на прет ворение в жизнь этого призыва. Большую помощь командованию в пери од подготовки наступления оказали поли тические органы. В частях проводились встречи пехотинцев, артиллеристов, тан кистов, а также совместные партийные и комсомольские собрания. К началу на ступления во всех стрелковых ротах были созданы полнокровные партийные и ком сомольские организации. Политорганы и партийные работники развернули широкую агитационно-массо вую работу среди населения. Местным ор ганам власти оказывалась большая помощь в налаживания работы на освобожденной территории. Наступление советских войск в Прибал тике началось утром 14 сентября. На вражескую оборону обрушился ряд одно временных мощных ударов войск 3-го, 2-го и 1-го Прибалтийских фронтов. В течение первых четырех дней на ступления наибольшего успеха добились войска 1-го Прибалтийского фронта, на носившие удар на Ригу с юга, из района юго-восточнее Митавы. Они взломали обо рону врага, продвинулись вперед до 40 километров, расширив црорыв до 120 километров по фронту. 17 сентября перешли в наступление и войска Ленинградского фронта, наносив шие удар из района севернее Тарту на таллинском направлении. Успешно про рвав оборону врага на перешейке между Чудским озером и озером Выртс-Ярв и нанеся потери соединениям оперативной группы «Нарва», войска фронта перешли в преследованию противника, который с вечера 18 сентября на всем фронте в Эстонии начал поспешный отход, стремясь отвести свои войска к Риге и Таллину. 22 сентября танковые части Ленинград ского фронта при содействии легких сил и авиации Краснознаменного Балтийского флота освободили столицу Эстонии — го род Таллин. Советские войска стремитель но продвигались вперед, вышли на побе режье Балтийского моря и Рижского за лива, завершили освобождение всей мате риковой части Эстонской ССР. К этому времени войска трех Прибалтийских фронтов, сломив сопротивление врага на рижском направлении, отбросили немец кие дивизии на рубеж, проходивший в 25— 60 километрах от Риги. При этом противнику были нанесены тяжелые по тери. Только за первую неделю наступле ния советских войск дивизии немецко- фашистских армий потеряли до 25 процен тов своего состава. На этом закончился первый этап боевых действий. Поражение гитлеровцев в Прибалтике и освобождение Эстонии ускорило заключе ние перемирия Финляндии с Советским Союзом. Финское правительство, поняв, наконец, бесперспективность продолжения войны на стороне Германии и под давле нием народных масс, было вынуждено под писать 19 сентября в Москве соглашение о перемирии. Однако цель восьмого удара не была еще полностью достигнута. Противник пе ребросил в район Риги войска из Эстонии, а также часть сил с мемельского направ ления. Его группировка, занявшая заранее подготовленный рубеж вокруг Риги, на считывала в своем составе до 30 пехотных и свыше 6 танковых и моторизованных дивизий. Учитывая изменившиеся условия в со отношении сил. Ставка Верховного Глав нокомандования приняла решение о пере носе главных усилий на новое операцион ное направление — мемельское, где про тивник к этому времени был значительно ослаблен. В течение короткого времени войска 1-го Прибалтийского фронта пере группировали свои основные силы в рай он Шауляя и 5 октября внезапно нанес ли мощный удар на мемельском направле нии. Успешно прорвав оборону противника и введя в бой подвижные соединения, войска 1-го Прибалтийского фронта к 10 октября вышли на побережье Балтий ского моря севернее Мемеля, отрезав сухо путные пути отхода группы армии «Се вер» в Восточную Пруссию. 6 октября, используя успех войск 1-го Прибалтийского фронта, возобновили на ступление на рижско-либавском направ лении и войска 3-го и 2-го Прибалтий ского фронтов. Прорвав ряд сильно укрепленных оборо нительных рубежей, они 13 октября штурмом овладели столицей Советской Лат вии— городом Ригой—важной военно-мор ской базой и мощным узлом обороны не мецко-фашистских войск в Прибалтике. Одновременно войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Краснознамен ным Балтийским флотом, пачав в конце сентября проведение десантных операции, очищали от противника острова Моонзунд- ского архипелага. Благодаря храбрости и воинскому мастерству наших войск, в частности, советских эстонских частей и моряков флота, острова были освобождены за короткий срок. В итоге осуществления восьмого удара крупной группировке немецко-фашист ских войск в Прибалтике было нанесено тяжелое поражение. Более 30 вражеских дивизий были прижаты к морю в районе между Тукумсом и Либавой, где они на ходились до конца войны и не могли при нять участия в последующих боях на со ветско-германском фроите. Остальные си лы врага, находившиеся в Прибалтике, были разгромлены в ходе боевых действий. Важнейшим военно-политическим ре зультатом восьмого удара явилось завер шение освобождения Советской Прибалти ки от немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровская Германия потеряла еще од ного союзника — Финляндию, которая не только была вынуждена выйти из войны на стороне Германии, но и об’явить ей войну. С освобождением морского побе режья Советской Прибалтики расширилась операционная зона действий Краснозна менного Балтийского флота, а стретегиче- ские позиции германского флота в бассей не Балтийского моря были значительно ослаблены. С выходом советских войск к северо-восточным границам Восточной Пруссии создались благоприятные условия для нанесения оттуда удара по восточно прусской группировке противника. В борьбе за освобождение Прибалтики воины всех родов войск, воспитанные коммунистической партией, вновь проде монстрировали высокие морально-боевые качества, проявили беззаветную предан ность Родине, мужество и геройство, воз росшее боевое мастерство и искусство по беждать врага в самой сложной обста новке. В ходе операций советские войска по казали новые образцы умелого применения различных форм и способов наступатель ных действий в сложных условиях борь бы. Прорыв подготовленных рубежей, фор сирование многочисленных рек, преследо вание врага в условиях лесисто-болотис той местности, организация взаимодейст вия родов войск, осуществление высадки морских и озерных десантов, ведение на ступления в крупных городах — вот тот многогранный боевой опыт, который на копила Советская Армия в боях за При балтику. П о д п о л к о в н и к В. МОРОЗОВ, кандидат военных наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz