На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

2, На с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 сентября 1954 г., № 219 (5061). Чётко планировать и строго контролировать боевую учёбу подчинённых Плаяпгровлние боевой подготовки во многом определяет успех повседневной ра­ боты командира. Высокая организованность в его дея­ тельности должна проявляться прежде всего в конкретности и целеустремленно­ сти руковоитвл повседневной лчебой личного состава. Советский флот, благодаря неустанном заботе нангего народа, партии и пра- внтельства. оснащен первоклассной боевой техникой. (>гечественная военно-морская наука далеко шагнула вперед. В этих ус­ ловиях работать по-старому, старыми при­ емами и методами — значит не понимать изменений, которые произошли в после­ военный период. План боевой и политической подготов­ ки призван быть зля каждого командира перспективой, дающей ему возможность правильно использовать все возможности для повышения боевой выучки моряков, на успешное решение очередных зац ач , которые стоят перед подразделением, ко­ раблем. Большинство командиров хорошо пони- мчют необходимость четкого планирова­ ния. тесно связанного с жизнью. Но на деле не всегда все получается гладко. Например, командир корабельного под­ разделения офицер Ярума план работы не составляет, живет только сегодняшним днем. Учеба в его подразделении идет рас­ порядительным порядком, в зависимости от обстановки. В этом повинен не только сам офицер. Необходимо отметить, что недель­ ные планы на корабле иногда не соответ­ ствуют требованиям жизни. И не пото\пу, что они составлялись наспех и необду­ манно. Нет. Прежде всего, следует ука­ зать на тот факт, что штаб, составляя свой план, иногда не учитывает спегрфи- ки и подготовленности каждого корабля в отдельности. В результате бывают случаи, когда в первые же дни недели планы при­ ходится серьезно корректировать. На конкретность плана влияет знание командиром всех гарнизонных — внекора- бельных нарядов и работ на ближайшую неделю. Подчас этого нельзя добиться от штаба и комендантского управления. Штаб, составляя свой недельный план, нередко ставит тот или иной корабль в затруднительное положение: требуется еше подготовительная работа, а обязы­ вают уже сдавать задачу. Правда, коман­ дир кооабля может изменить план, исхо­ дя из обстановки. Но тюль старшего на­ чальника в том и состоит, что он не только требует выполнения плана, но и всячески содействует этому, учит подчи­ ненных, помогает им правильно планиро­ вать. Этим вносятся в работу элементы организованности. Формальное же планирование приносит большой вред боевой у^ебе, приводит к тому, что подчас командиры и офицеры на вдаблях вынуждены проводить такие Мероприятия, которые на данный момент не являются необходимыми. Но невыпол­ нение их влечет за собой целый ряд ос­ ложнений. Поэтому часть офицеров, не желая возражать представителям штаба, проводит запланированные мероприятия чисто формально — лишь бы было сдела­ но. Планирование без учета метеорологиче­ ских условий тгпиводит к срыву плана или нагромождению одного мероприятия на другое. На одил-два дня приходятся все оонолные задачи недели. Это приво­ дит к спешке, некачественному выпол­ нению задач. Цел 1 Ч,ооч'»{|дзно ставить перед кораблем задачи на наделю в целом. При этом они должны быть разно*юразными — для вы­ полнения в сложных и простых условиях. Командир, учитывая условия на к аж ды й день, сам решит, чем нужно заниматься экипажу сегодня. Это, на первый взгляд, налагает допол­ нительную нагрузку на штаб, вызывает хлопоты, связанные с корректировкой плана. Однако п р и таком планировании все сутки недели будут использованы наиболее нол 1 ноцвнно. К сожалению, это не всегда делается. Вот один из примеров. На корабле Н. выход в море для выполнения стрельб наг-начили на четверг и пятницу. До это­ го три дня погода была подходящей по условиям стрельбы. А потом обстановка резко изменилась и, хотя выход состоял­ ся, огневая задача не выполнялась. Раз- Bi* нельзя было штабу срочно откорректи­ ровать план. Однако он до выхода в море занимался второстепенными делами. Работа всего войскового организма — корабля, штаба и т. д. — должна быть четкой, слаженной и в то же время гиб­ кой во всех отношениях. Этого требует характер современного боя. Только те штабы, корабли успешно будут решать боевые задачи, которые' в мирных усло­ виях научатся правильно оценивать об­ становку, находить в ней главное и ре­ шать задачи творчески, не цепляясь за расписание времени,- как за нечто незы­ блемое. Слепое безинициативнос планирование выбивает из р у к офицеров подразделений инициативу. План выполняется некото­ рыми из них без «огонька», без творче­ ского решения поставленных задач. Прав офицер Грушин, когда говорит, что командиюы подразделений не всегда могут проявить инициативу в подготов­ ка подчиненных, ибо они связаны пла­ ном. — Мне. — говорит он, — иной раз надо провести теоретическое занятие, а планом назначена тренировка, отложить которую нам не дано нрава. Вот и п р и ­ х о д и т с я иногда делать не то. что требует­ ся по обстановке. Разнообразна деятельность командира по руководству боевой и политической подготовкой. Он несет полную ответствен- нссть за боевую готовность корабля. Уста­ вы налагают на него и другие важные должностные обязанности. Справиться со всем этим может только тот. кто с огонь­ ком подходит к выполнению этих обязан­ ностей, отдает делу все свои силы, зна­ ния способности, кто проявляет в работе творчество, умеет критически относиться к достижениям и видеть в успехах не предел, а предпосылки для дальнейшего совершенствования. : План оправдывает себя, если он тегпо связан с жизнью, с задачами боевой уче­ бы, если начальники добиваются строгого выполнения намеченных мероприятий. Контроль и проверка влияют на ход боевой подготовки/ помогают улучшить качество занятий. К сожалению, в контро­ ле, как и в планировании, встречаются существенные недостатки. Первой ступенью контроля является проверка готовности руководителя к про­ ведению занятий. Но не все начальники делают это добросовестно. Пион ограничи­ вает свои функции только беглым про­ смотром конспектов, не вникая в суще- ! ство, не интересуясь тем, какие знания имеет руководитель, каким методическим опытом он обладает. Такая проверка бесполезна. Больше того, некоторые офи- j церы, не утружиая себя просмотрами кон - спектов, лишь напоминают руководителям: j — Не забыли, что завтра проводите занятие? — Нет. — А как с подготовкой? — Ничего. — Ну, смотрите мне, не подведите... Разумеется, подобный «контроль» пе при­ носит никакой пользы. Об этом свиде­ тельствует такой факт. В прошлую кам­ панию офицер Бвичез — знающий свое дело командир— вывел свое подразделение в передовые, за что Командующий фло­ том его наградил ценным подарком. Стар­ шие начальники настолько успокоились и доверились еи>о опыту, что перестали контролировать. «Этот не подведет», — всегда твердили они. Переоценил свои возможности и сам Евичев. И вот за одну из стрельб он получил невысокую оценку. В чем дело? Выяснилось, что офицер не щюверял оружие, надеясь на «авось». Этот случай многому научил Евичева, явился уроком для других офицеров. Он напомнил о том, что даже в мелочах нуж­ но строго выполнять своп функции, не надеяться на то, что подчиненные во всем разберутся сами. Проверка и контроль гарантируют от случайностей. Матросам и старшинам надо доверять, но не слепо. «Доверяй я проверяй», — гла­ сит народная пословица. Говоря о контроле, нельзя не сказать о дисциплине, о точности выполнения задач. Ведь лногда получается так. что дано задание, определен срок, а исполни­ тель не удосужился доложить, как iy него обстоит дело. Требуется напомина­ ние. Выясняются недоделки. Начинается спешка. Это порождает ошибки. Страдает «забывчивостью» офицер Ер­ шов. Отданные ему распоряжения выпол­ няются, как правило, медленно, после неоднократных напоминаний, да и то неполноценно. Был, например, случай, когда он узнал о предстоящих стрельбах только за два часа до выполнения задачи, хотя план был составлен заблаговремен­ но и на планировании офицер присут­ ствовал. Этот поступок он об’ясняет «за­ бывчивостью». А нам. кажется, что это недисциплинированность. Конечно, стрель­ ба была отменена. Спрашивается, кто виноват? Офицер, который несерьезно от­ носится к своим обязанностям, к плату. Высокая организованность и делови­ тость—не врожденные качества. Они при­ обретаются в процессе работы. Поэтому вгжно. чтобы начальники учили подчи­ ненных работать без рывков, без штур­ мовщины, строго по плану, с учетом об­ становки. Моряки должны помнить, что умелое планирование и четкое выполнение наме­ ченных мегроприятий — важное средство дальнейшего повышения боевой готовно­ сти кораблей и подразделений родного флота. Офицер А. СМИРНОВ. Умелым воспитателем подчи«елных и отличным специалистом зарекомендовал себя командир отделения артиллерийских электриков старшина 2 статьи Н таолан Литовчи*. Передовому моряку комсомольцы подразделения ок а зали большое д о ­ верие, избрав его в состав бюро комсомольской организации подразделения. Безупречная служба старшины 2 статьи Н иколая Литовчз 1 ка отмечена 20 б ла­ годарностями и двум я внеочередными краткосрочными отпусками. НА СНИМ КЕ : специалист второго кл а сс а старшина 2 статьи Николай Литов- чик проверяет работу своего заведьж аян я . Фото И. Никишова. Требовательный старшина Корабль только что вер­ нулся из плавания. Прошел еще один день напряжен­ ной учебы в море. Гвардии старшина 2 статьи Рыбал­ ко осматривает заведыва- ния 1 подчиненных. Сегодня он особенно внимателен. Это вполне понятно. Поход был нелегким. Мотористам, как и всему экипажу корабля, пришлось преодолеть нема­ ло трудностей. Механизмы испытали на себе большую нагрузку. Отметив про себя, что техника в хорошем состоя­ нии, а подчиненные дейст­ вовали на вахте умело и слаженно, старшина не­ вольно улыбнулся. Особен­ но он б*ыл доволен стар­ шим матросом Муравье­ вым. Рыбалко приложил много усилий, чтобы научить Му­ равьева и других мотори­ стов быстро и сноровисто действовать на боевом по­ сту. Муравьев с самого на­ чала неплохо усваивал тео­ ретические вопросы. Но когда действовал практиче­ ски, был нерешительным, нерасторопным, терял мно­ го времени на лишние дви­ жения. — Так дальше не пой­ дет, — сказал однажды старшина, когда при вы­ полнении задания Муравьев допустил ошибку. В тот ж е день он соста­ вил план, в котором преду­ смотрел, какие подчиненно­ му необходимо отработать приемы, и стал ежедневно тренировать его, учил устранять неисправности, бороться за живучесть тех­ нических средств. Сначала отрабатывал четкость и по­ следовательность действий, а затем быстроту. Вот эту-то четкость и расторопность продемонст­ рировал сегодня комсомо­ лец Муравьев, теперь уже отличник боевой и полити­ ческой подготовки. Рыбал­ ко еще раз убедился в том, как важно постоянно тренировать матросов, от­ рабатывать у них те прие­ мы и действия, без кото­ рых немыслима победа в бою. К каждому из своих под­ чиненных старшина 2 ста­ тьи Рыбалко имеет инди­ видуальный подход. Если при обучении старшего ма­ троса Муравьева он уделял больше внимания отработ­ ке практических действий, то с другими воинами за ­ нимался главным образом изучением материальной части, рассказывал об устройстве боевой техники, подробно о б ’яснял принцип действия. отдельных меха­ низмов и приборов. — Моторы — это сердце корабля, — говорит стар­ шина матросам. — Малей­ ший промах или незначи­ тельное отступление от ин­ струкций могут привести к серьезным последствиям. Однажды на утреннем осмотре Рыбалко заметил, что у старшего матроса Поздеева грязное рабочее платье и нечищенные бо­ тинки. — Почему вы в таком виде вышли на под’ем фла­ га?—спросил воина коман­ дир. — Так я же моторист. В наших условиях разве на­ стираешься1, — ответил Поз- деев. — А вы стирайте не че­ рез полмесяца, а через не­ делю и при работе в ма­ шинном отделении одевай­ те комбинезон. А для чи­ стки ботинок возьмите у интенданта баночку крема. Вся беда только в том, что вы не следите за собой. Поздеев смущенно мол­ чал. На следующий день он стоял в строю в чистом об­ мундировании. — Первоклассную техни­ ку дает нам советский на­ род, — говорит Рыбалко. — А боевая готовность цели­ ком зависит от нас, воен­ ных моряков, от нашей подготовки. Будем же неустанно совершенствовать свою выучку, зорко стоять на страже мирного созида­ тельного труда советского народа. Старший матрос М. КАРПОВ. Передовые производственники Еоииы нашего подразделения ефрейтор Скуцаре®, ряяовые Сельченков, Кондраш- кин и многие другие систематически вы­ полняют дневные задания на 140— 150 процентов. Об их успехах неоднократно писалось и еггонной газете подразиеления, Гюевых листках и листках-молниях. Успехов воины добились благодаря твердому знанию своей специальности, трудолюбию, рациональному использова­ нию .рабочего времени. Являясь пгредсеи- Е.цси шро1гзводствз, они непрерывно «’О- вершенствуют свои военные и политиче­ ские знания. Они не только передовые н^изводгпвонниш, но и отличники бое­ вой и политической подготовки, свой опыт и знания всегда с охотой передают дцугим . Однажды ©яловому Кощрлпгкгсну при­ шлось работать ом**стс с неопытным вои­ ном Левиным, который еще слабо знал свою специальность. Переашик производ­ ства помог Левину в работе, раз’яеи'ил, как лучше выполнить задание. Не огра­ ничиваясь этим. тш. Ксщраплкин и в дальнейшем систематически обучал вои­ на, помог Левину стать хорошим специа­ листом. Своим благородным трудом передсвые воины подразделения вносят свой вклад в дело активной обороны нашей Родины от агрессивных действий ее врагов. Рядовой Н. КРЁКА. Содержательные занятия Содержательно проводит политические занятия офицер Никитин. Каждый его рассказ по теме воины слушают с боль­ шим вниманием. При подготовке к заня­ тию руководитель группы использует ре­ комендованную литературу, журналы, газеты, факты из жизни подразделения. Он всегда заботится о том, чтобы все слушатели были обеспечены литературой. •В своих выступлениях руководитель группы умело использует примеры боевых подвигов героев Великой Отечественной войны, образцовой службы отличников боевой и политической подготовки. Его рассказы о бессмертных подвигах северо­ морцев — участников Великой Отечест­ венной войны, тесно увязанные с учебой и службой личного состава подразделения, помогают слушателям еще глубже усвоить темы политических занятий, учат воинов стойкости, мужеству, умению преодолевать любые трудности на пути к достижению цели, учат сознательному выполнению своего священного и почетного воинского долга перед Родиной. За последнее время многие воины груп­ пы добились высоких результатов в учебе и службе. Теперь они являются отлични­ ками боевой и политической подготовки. К ним относится сержант Горбачев и многие другие, удостоенные поощрения коман­ дира. Младший сержант В. НЕДБАЙЛКЖ. Пулемётчики стреляют метко Предстояли очередные стрельбы из ручных пулеметов. К этому важному’ событию личный состав нашего подразделе­ ния тшательно готовился. И вот наступил день стрельб.. Установлены мишени, пу­ леметчики заняли позиции. За пулеметами расположились бойцы — Гальков и Лебедев. Командир подразделения при­ казывает: — Огонь! Раздаются короткие очереди. Слышен свист пуль. Бы­ стро истекает положенное время. Но стреляющие уложились в срок. По сигналу «Осмотреть» проверяющий подходит к мишеням и оценивает стрельбу. Все с живым интересом следят за проверяющим^ Каждый воин горит не­ терпением узнать результаты своей учебы. Осмотрена цель Веикшнера и младшего сержанта Шалаева. Следуют сигналы о попадании. Результат отличный— все пули пошли в цель. Образцово выполнил задачу комсомолец Гальков. Количест­ во ггробоин в мишени равно числу выданных патронов. По­ следним ложится за пулемет коммунист Ласкарео. Наступила тишина. Все внимательно наблюдают за четкими действиями своего командира. Раздаются выстрелы. Все пулп пошли в цель! Стрельба закончена. Подразделения выстроились по фрон­ ту. По приказанию выходят из строя комсомольцы Вейкшнер, Редозубов, Гальков, Лебедев. Офицер объявляет им благодар­ ность. — Служим Советскому Союзу! — дружно и гордо отве­ чают воины. Сержант В. АНДРЮШИН. Заслуженная награда Большим авторитетам среди личного со­ става нашего подразделения пользуется комсомолец ефрейтор Дубов. Он является трудолюбивым, дисциплинированным вои­ ном. активно участвует в общественной жизни подразделения. На днях заместитель командира подраз­ деления по политической части за отлич­ ные показатели в учебе и службе вручил ефрейтору Дубову Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. Е. ХРАМЫШЕВ. Овладел новой специальностью Однажды матрос Швец обратился к старшему инженеру подразделения с просьбой помочь ему изучить двигатель. — Хорошо, — ответил инженер, — поможем. С этого дня Швец стал осваивать тео­ рию и конструкцию самолета и двигателя. Комсомольцы Шелухин и Хмыров расска­ зывали воину о правилах эксплуатации агрегатов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Они глубоко изу­ чали с воином наставления, инструкции и указания по эксплуатации материальной части. В настоящее время матрос Швец повы­ шен в должности. Вверенный ему самолет всегда в чистоте и исправности, готов к боевому вылету. Старший инженер под­ разделения хорошо отзывается о службе молодого специалиста. Матрос А. МИЗАРЕВ. Настойчивость и трудолюбие Добросовестно 'выполняет воинский долг старший матрос Аликов. Он настойчиво изучает вверенную ему технику. Упорным трудом он добился неплохих показателеfu Командир об’явил ею отличником боевой и политической подготовки. Воин не остановился на достигну­ том, а продолжает и дальше совершенст­ вовать свое боевое мастерство. За успехи в учебе и службе командир предоставил ему внеочередной краткосрочный отпуск,- Матрос Ю. САВИН. По следам наших выступлений «А ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА ПОСТУ НЕТ» Так называлась корреспонденция офи­ цера Полысаева. опубликованная в нашей газете 7 августа. В ней автор сообщал, что ввиду отсутствия на боевом посту за­ пасных частей в учебе личного состава допускаются условности и упрощенчества. Как сообщили редакции, острый недо­ статок в отдельных запасных частях ощу­ щался по вине довольствугоигих органов.- В настоящее время эти недостатки устра­ нены. Освобождение Советской Прибалтики (К десятилетию восьмого удара Советской Армии по фашистским захватчикам ) В справедливой войне против фашист­ ских захватчиков Советские Вооруженные Силы добились к осени 1944 года круп­ ных побед. В результате уже осуществлен­ ных в этом году семи сокрушительных ударов по врагу была освобождена почти вся территория Советского Союза. П лишь в Прибалтике немецко-фашистские захват­ чики продолжали оккупировать значитель­ ную часть Эстонии, центральную часть Латвии и западную часть Литвы. Для удержания Советской Прибалтики гитлеровское командование сосредоточило там крупную группировку своих войск. В ее состав входили действовавшая в Эсто­ нии оперативная группа «Нарва» и оборо­ нявшиеся на территории Ла.рии на риж­ ском направлении 18-я и 13-я армии, об’единенные в группу армий «Север». Кроме того, в Прибалтике на мемельском направлении оборонялась часть сил 3-й танковой армии, входившей в группу ар­ мий «Центр». Всего в Прибалтике гитле­ ровцы имели 57 соединений. Численность вражеской группировки достигала свыше 700 тысяч человек. На ее вооружении находилось более 1.200 танков и штурмо­ вых орудий, до 400 боевых самолетов и много другой боевой техники. И спользуя выгодные естественные ус­ ловия лесисто-болотистой и озерной мест­ ности. противник создал в Прибалтике сильную оборону. Особенно широко раз­ витую систему оборонительных юлос и рубежей гитлеровское командование созда­ ло на рижском направлении — на фронте от южной оконечности озера Выртс-Ярв до района Митавы. Севернее реки Западная Двина, на подступах к Риге с северо-во­ стока, противник подготовил четыре оборо­ нительных рубежа, эшелонировав их на всю глубину до города Риги. Широко раз­ витая система оборонительных рубежей была создана также на мемельском направ­ лении и в Эстонии. Для преодоления этой мощной обороны врага от советских войск требовалось ог­ ромное напряжение сил, высокое мастер­ ство. В сложившейся обстановке Ставка Вер­ ховного Главнокомандования приняла ре­ шение о проведении новой крупной стра­ тегической наступательной операции — восьмого удара по немецко-фашистским за­ хватчикам с целью разгрома войск группы армий «Север» и освобожде­ ния Прибалтики. При этом главные усилия сосредоточивались против 16-й и 18-й немецко-фашистских армий, действо­ вавших на рижском направлении. Совет­ ские войска трех Прибалтийских фронтов должны были здесь нанести сокрушитель­ ные удары по сходящимся направлениям на Ригу. Ликвидацию же оборонявшейся в Эстонии оперативной группы «Нарва» и освобождение Эстонской ССР планировалось осуществить силами войск Ленинградского Фронта во взаимодействии с Краснознамен­ ным Балтийским флотом. В ходе подготовки восьмого удара Став­ ка усилила войска, действовавшие в При­ балтике, своими резервами провела необ­ ходимые мероприятия по всестороннему обеспечению наступательной операции. В частях, подразделениях и на кораблях бы­ ла широко развернута партийно-политиче­ ская работа. Ее содержание определялось общей задачей, ставшей перед Советскими Вооруженными Силами: завершить осво­ бождение от врага советской территории и добить фашистского зверя в его собствен­ ном логове. Эта задача конкретизировалась в пламенном призыве: «Освободим Совет­ скую Прибалтику от немецко-фашистских захватчиков!*. Усилия командиров, полит­ работников, партийных и комсомольских организаций были направлены на то, что­ бы мобилизовать личный состав на прет­ ворение в жизнь этого призыва. Большую помощь командованию в пери­ од подготовки наступления оказали поли­ тические органы. В частях проводились встречи пехотинцев, артиллеристов, тан­ кистов, а также совместные партийные и комсомольские собрания. К началу на­ ступления во всех стрелковых ротах были созданы полнокровные партийные и ком­ сомольские организации. Политорганы и партийные работники развернули широкую агитационно-массо­ вую работу среди населения. Местным ор­ ганам власти оказывалась большая помощь в налаживания работы на освобожденной территории. Наступление советских войск в Прибал­ тике началось утром 14 сентября. На вражескую оборону обрушился ряд одно­ временных мощных ударов войск 3-го, 2-го и 1-го Прибалтийских фронтов. В течение первых четырех дней на­ ступления наибольшего успеха добились войска 1-го Прибалтийского фронта, на­ носившие удар на Ригу с юга, из района юго-восточнее Митавы. Они взломали обо­ рону врага, продвинулись вперед до 40 километров, расширив црорыв до 120 километров по фронту. 17 сентября перешли в наступление и войска Ленинградского фронта, наносив­ шие удар из района севернее Тарту на таллинском направлении. Успешно про­ рвав оборону врага на перешейке между Чудским озером и озером Выртс-Ярв и нанеся потери соединениям оперативной группы «Нарва», войска фронта перешли в преследованию противника, который с вечера 18 сентября на всем фронте в Эстонии начал поспешный отход, стремясь отвести свои войска к Риге и Таллину. 22 сентября танковые части Ленинград­ ского фронта при содействии легких сил и авиации Краснознаменного Балтийского флота освободили столицу Эстонии — го­ род Таллин. Советские войска стремитель­ но продвигались вперед, вышли на побе­ режье Балтийского моря и Рижского за­ лива, завершили освобождение всей мате­ риковой части Эстонской ССР. К этому времени войска трех Прибалтийских фронтов, сломив сопротивление врага на рижском направлении, отбросили немец­ кие дивизии на рубеж, проходивший в 25— 60 километрах от Риги. При этом противнику были нанесены тяжелые по­ тери. Только за первую неделю наступле­ ния советских войск дивизии немецко- фашистских армий потеряли до 25 процен­ тов своего состава. На этом закончился первый этап боевых действий. Поражение гитлеровцев в Прибалтике и освобождение Эстонии ускорило заключе­ ние перемирия Финляндии с Советским Союзом. Финское правительство, поняв, наконец, бесперспективность продолжения войны на стороне Германии и под давле­ нием народных масс, было вынуждено под­ писать 19 сентября в Москве соглашение о перемирии. Однако цель восьмого удара не была еще полностью достигнута. Противник пе­ ребросил в район Риги войска из Эстонии, а также часть сил с мемельского направ­ ления. Его группировка, занявшая заранее подготовленный рубеж вокруг Риги, на­ считывала в своем составе до 30 пехотных и свыше 6 танковых и моторизованных дивизий. Учитывая изменившиеся условия в со­ отношении сил. Ставка Верховного Глав­ нокомандования приняла решение о пере­ носе главных усилий на новое операцион­ ное направление — мемельское, где про­ тивник к этому времени был значительно ослаблен. В течение короткого времени войска 1-го Прибалтийского фронта пере­ группировали свои основные силы в рай­ он Шауляя и 5 октября внезапно нанес­ ли мощный удар на мемельском направле­ нии. Успешно прорвав оборону противника и введя в бой подвижные соединения, войска 1-го Прибалтийского фронта к 10 октября вышли на побережье Балтий­ ского моря севернее Мемеля, отрезав сухо­ путные пути отхода группы армии «Се­ вер» в Восточную Пруссию. 6 октября, используя успех войск 1-го Прибалтийского фронта, возобновили на­ ступление на рижско-либавском направ­ лении и войска 3-го и 2-го Прибалтий­ ского фронтов. Прорвав ряд сильно укрепленных оборо­ нительных рубежей, они 13 октября штурмом овладели столицей Советской Лат­ вии— городом Ригой—важной военно-мор­ ской базой и мощным узлом обороны не­ мецко-фашистских войск в Прибалтике. Одновременно войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Краснознамен­ ным Балтийским флотом, пачав в конце сентября проведение десантных операции, очищали от противника острова Моонзунд- ского архипелага. Благодаря храбрости и воинскому мастерству наших войск, в частности, советских эстонских частей и моряков флота, острова были освобождены за короткий срок. В итоге осуществления восьмого удара крупной группировке немецко-фашист­ ских войск в Прибалтике было нанесено тяжелое поражение. Более 30 вражеских дивизий были прижаты к морю в районе между Тукумсом и Либавой, где они на­ ходились до конца войны и не могли при­ нять участия в последующих боях на со­ ветско-германском фроите. Остальные си­ лы врага, находившиеся в Прибалтике, были разгромлены в ходе боевых действий. Важнейшим военно-политическим ре­ зультатом восьмого удара явилось завер­ шение освобождения Советской Прибалти­ ки от немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровская Германия потеряла еще од­ ного союзника — Финляндию, которая не только была вынуждена выйти из войны на стороне Германии, но и об’явить ей войну. С освобождением морского побе­ режья Советской Прибалтики расширилась операционная зона действий Краснозна­ менного Балтийского флота, а стретегиче- ские позиции германского флота в бассей­ не Балтийского моря были значительно ослаблены. С выходом советских войск к северо-восточным границам Восточной Пруссии создались благоприятные условия для нанесения оттуда удара по восточно­ прусской группировке противника. В борьбе за освобождение Прибалтики воины всех родов войск, воспитанные коммунистической партией, вновь проде­ монстрировали высокие морально-боевые качества, проявили беззаветную предан­ ность Родине, мужество и геройство, воз­ росшее боевое мастерство и искусство по­ беждать врага в самой сложной обста­ новке. В ходе операций советские войска по­ казали новые образцы умелого применения различных форм и способов наступатель­ ных действий в сложных условиях борь­ бы. Прорыв подготовленных рубежей, фор­ сирование многочисленных рек, преследо­ вание врага в условиях лесисто-болотис­ той местности, организация взаимодейст­ вия родов войск, осуществление высадки морских и озерных десантов, ведение на­ ступления в крупных городах — вот тот многогранный боевой опыт, который на­ копила Советская Армия в боях за При­ балтику. П о д п о л к о в н и к В. МОРОЗОВ, кандидат военных наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz