На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
I За нашу Советскую Родину! на СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ № 215 (5057). Пятница. 1 0 сентября 1954 года. Год издания 18-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Выше боевую выучку воинов пунктов наведения Постоянно заботясь об укреплении обо роноспособности нашей Родины, Комму нистическая партия и родное Советское правительство оснащают Армию и Военно- Морской Флот разнообразной современной отечественной боевой техникой. Все более широкое распространение получает и ра диолокация. С помощью радиолокационных станций советские летчики способны днем и ночью своевременно обнаруживать воздушные цели, быстро перехватывать и атаковы вать их. Успешное решение ответственных задач, возложенных на североморских летчи ков, также во многом зависит от орга низации работы и боевой выучки воинов пунктов наведения. Когда начинаются тре нировки. с аэродромов в воздух поднима ются самолеты, которые с помощью вои- нор этой службы отрабатывают задачи на перехват воздушного противника. Вместе с лётным и инженерно-техни ческим составом, выполняя свой па триотический долг, упорно трудятся штурманы, операторы. планшетисты пунктов и постов наведения. Они несут бессменную вахту, сознавая, что вносят вклад в дело повышения боевой готовно сти и бдительности, обеспечивают летно му составу возможность непрерывно дви гаться вперед к высотам воинского ма стерства. На постах наведения немало опытных в авиационном деле специалистов, образ цово выполняют свои обязанности воины- ьеммунисты Бабенко, Стражев, Макаров и многие другие. Вот у радиолокационной станции не сет дежурство офицер Стражев, участник Великой Отечественной войны. Он внима тельно вглядывается в светящийся экран приемника. Импульсы электромагнитных волн с огромной скоростью пронизывают небо в разных направлениях, прощупывая пространство в зоне действия радиолока ционной станции. Вдруг на экране поя вилась едва различимая для неопытного глаза светящаяся точка. — Вижу цель, — докладывает Стра жев. И тут же определяет в короткое вре мя скорость, дальность, высоту, направ ление. В воздух немедленно поднимаются самолеты-истребители. Они идут на пере хват воздушного «противника». Воины постов наведения, повседневно тренируясь, повышают свои знания, приобретают практические на'выки, глубо ко понимая личную ответственность за обеспечение безопасности воздушных гра ниц Советского Заполярья. Однако в уче бе, работе и службе воинов постов и пунк тов наведения имеются и недостатки. Не всегда еще отдельные операторы своевре менно оповещают о появлении воздушной цели, не отработали мастерство безоши бочно и быстро обнаруживать цели и опре делять все необходимые данные в усло виях сильных радиолокационных помех. Исключительно ответственная задача возлагается на штурманов постов наве дения и офицеров, отвечающих за всю боевую деятельность постов. Эта катего рия воинов имеет разностороннюю подго товку в авиационных вопросах. Но к ним с каждым днем пред’являются более высо кие требования.* Штурман поста лично осуществляет наведение истребителей, и успех решения задачи будет зависеть от его высокой тактической подготовки, от четкого понимания всего комплекса ©опро сов. обеспечивающих победу летчикам в современном воздушном бою. Опыт же показал, что штурманам не следует полагаться только на свои зна ния в этих вопросах. Условия современ ного боя во весь р о с т поставили перед ними задачу — до автоматизма отработать практические навыки в обнаружении и слежении за целью, определении скоро сти, направления полета, высоты. Причем, все это необходимо делать очень быстро и точно, ибо малейшие ошибки в расчетах штурмана приведут к тому, что летчики будут получать непра вильные команды и не смогут выпол нить задачи в воздухе. В одном подразделении был случай, когда штурман пункта наведения в учеб но-тренировочном полете на перехват «противника» допустил ошибку в опре делении высоты цели, и самолет-перехват- чик, несмотря на то, что летчик исклю чительно точно выполнял дальнейшие команды пункта наведения, атаковать противника не смог-. Роль и значение средств наведения ог ромны в решении боевых задач истреби телями. В связи с этим следует особен но подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия летчиков с пунктами на ведения. Каждый летчик обязан хорошо знать особенности работы этой службы, лично бывать на посту .наведения, изу чать способы и приемы наведения, вос питывать в себе уверенность в точности данных радиолокационных станций, уме ло выполнять их. Один летчик-истребитель рассказал, что он не сумел перехватить «противника» только потому, что отклонился от задан ного ему курса, пытался по своим расче там построить маневр. Вот почему пра вильно поступают те офицеры пунктов наведения, которые регулярно проводят разборы результатов наведения совме стно с летным составом, используя для этой цели наглядные пособия. Как и в любой области боевой подготов ки, в вв ед ен и и не должно быть места условностям и шаблону. Между прочим, штурманы отдельных постов стремятся проводить тренировки в более благопри ятных условиях, не проявляют инициа тивы в совершенствовании тактических приемов, не обогащают технический ар сенал бесконечно разнообразными элемен тами воздушного боя. Нередко они повто ряют одни и те же приемы в наведении, и летчики уже заранее знают, какой ма невр ему предстоит выполнить. Пет необ ходимости доказывать, что постоянное повторение одних и тех же приемов, хотя и удачных, в конечном счете, приводит к шаблону. А ведь бой вести по шаблону нельзя. Противник будет менять свою тактику и приемы боя. Следовательно, наши летчики обязаны готовить себя к тому, чтобы в мирные дни воспитать ка чества разумного новаторства, смелого риска, нового оправданного маневра и т. д. Офицеры пунктов наведения, если они будут работать творчески, окажут полезную услугу летчикам в отработке и совершенствовании этих качеств. Воинам постов наведения Родина дове рила замечательную боевую технику и возложила на них ответственные зада чи. Долг каждого офицера, сержанта и матроса авиационного поста наведения ид ти в первых рядах лучших специалистов флота, мастерски владеть радиолокацион ной техникой, постоянно повышать свою выучку и боевую готовность. Всегда и везде видеть противника, свое временно предупреждать о его появлении, зорко охранять небо Заполярья — такова почетная задача воинов постов наведения. В честь Дня танкистов 26 сентября советский народ и его Во оруженные Силы отмечают День танки стов. На многих предприятиях столицы, в учреждениях, учебных заведениях, воен ных академиях, воинских частях Москов ского гарнизона проводятся лекции и бе седы о выдающихся заслугах бронетанко- вых войск в годы Великой Отечественной войны, о боевой и политической подготов ка танкистов. В лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний устраивается вечор, посвященный советским тачттт«тя\г. Я ТТпптпальном пар ке культуры и отдыха имени Горького и других парках столицы состоятся встречи с героями-танкистаии, народные гулянья. Усилился приток экскурсантов в Ц е н т -! ральный музей Советской Армии. Здесь | собраны многочисленные материалы, по вествующие об истории Советских Воору женных Сил. К знаменательной дате музей пополнился новыми экспонатами. В их чи сле — фотографии, документы, листовки, боевые листки, знамена, модели танков. Ко Дню танкистов изданы массовыми тиражами красочные плакаты. (ТАСС). В ознаменование десятилетия освобождения Болгарии Торжественное собрание в Москве Советские люди широко отмечают на циональный праздник болгарского народа — десятую годовщину освобождения Бол гарии. Этой дате было посвящено торжествен ное собрание, состоявшееся 8 сентября в Колонном зале Дома Союзов. Зал был украшен государственными флагами Народной Республики Болгарии и Советского Союза. Участники собрания — представители общественности столицы —- тепло приветствовали посла Народной Республики Болгарии в СССР К. Т. Лука- нова, гостей Москвы: председателя Союза болгаро-советских обществ юктора Ивана Пашова. писателя академика Людмила Стоянова, членов об’единенной делегации Союза болгарЬ-советских обществ. Славян ского комитета Болгарин и Болгарского комитета дружбы и культурных связей с заграницей, а также членов делегации болгарских профсоюзов. Доклад «Народная Республика Болгария на пути строительства социализма» сделал директор института славяноведения Ака демии наук СССР профессор П. Н. Треть яков. На собрании с речами выступили пере давшие братский привет народам Совет ского Союза посол Болгарии К. Т. Лука нов и руководитель об’единенной бол гарской делегации видный общественный деятель Никола Георгиев. Собрание закончилось концертом, в ко тором приняли участие болгарские и со ветские мастера искусств. (ТАСС). ВЕСТИ С ПОХОДА — лучшая шила боевой выучки Сталинская область. Славянский з а вод строительных машин успешно вы полняет заказы сельского хозяйства. Сейчас предприятие выпускает бетоно мешалки емкостью 250 литров. Первые 50 машин изготовлены досрочно. НА СНИМКЕ : м астер сборочного це ха Н. С. Мунтянов проверяет бетоно мешалки перед отправкой на село. Фото С. Гендельмана (Фотохроника ТАСС). ГАЗИФИКАЦИЯ ГОРОДОВ РСФСР Свыше 40 тысяч квартир в городах Российской Федерации получили с начала года газ. Большие работы по газификации ядлы х домов и коммунально-бытовых предприятий проведены в Москве, Сталин граде, Куйбышеве, Краснодаре, Калинин граде, Саратове. Заканчивается подготовка к приему газа в Ставрополье, Калуге, Бе- жице (Брянская область). До конца года здесь будет газифицировано свыше 2,5 ты сячи квартир. Продолжаются работы по строительству газовых сетей в городах Пе(рово, Кунцево и Коломна, Московской области. . Саратовский завод газовой аппаратуры освоил в этом году выпуск новых типов регуляторов давления газа. Применение их позволит широко газифицировать котель ные, бани, прачечные, пекарни и другие коммунально-бытовые предприятия. На этом же предприятии освоено произ водство квартирных регуляторов-стабили заторов газа. ____ (ТАСС). Р Е ЧНЫ Е ПЕРЕВО ЗКИ ЗЕРНА НОВОГО УРОЖАЯ Речники Оки, Волги, Днепра, Енисея, Оби и других рек страны развернули со ревнование за досрочное выполнение пла- па перевозок зерна нового урожая. Свыше ста команд пароходов и теплоходов нача ли работать скоростными методами. Так, коллектив грузового теплохода Хг 033 па роходства Москва-Волга— канал уже пе ревез сверх задания около тысячи тонн зерна и муки свежего помола. Грузовой теплоход СТ-4, курсирующий по Иртышу, сэкономил сотни часов ходового времени при транспортировке сельскохозяйствен ных продуктов. Об’ем перевозок зерна по рекам, прилегающим к районам освоения целинных и залежных земель, увеличил ся против прошлого года более чем в че тыре раза. Возросла пропускная способность пор тов. Новые причалы и механизированные » склады построены в Молотовском, Ново сибирском, Аральском портах и на при станях Павлодар, Тахиа-Таш. Все перегру зочные пункты восточных рек пополни лись новым оборудованием, машинами. (ТАСС). По команде «Ко- к походу изгото вить» моряки быстро заняли свои места и приступили к подготовке механизмов. В машинном отделении работают подчиненные классного специалиста Кочергина. Они в строгом соответствии с тре бованиями инструкции осматривают и проверяют работу вверенной нм техники. Командир внимательно следит за действиями воинов. Замечаний у него нет. Корабль в морс. Вахту у маневрового клапана несет мо ряк Кочергин. Он внимательно смотрит за показаниями при боров, чутко прислушивается к шуму работающих механиз мов. Вот, дрогнув, отклонилась стрелка и стала на новом месте. Отрепетовав команду, моряк стад открывать клапан. По более сильной впб!рацпи палубы Кочергин чувствует, что корабль быстро набирает заданный ход. Одна за другой с мостика поступают команды. Кочергин выполняет их бы стро, точно, умело. Затем на вахту у маневрового клапана встал старший матрос Крошилов. Он, как и командир, вахту правит так, как требует воинский долг. Несмотря на трудные условия похода, Кочергин не слышал от него ни одной жалобы па усталость, хотя матрос стоял на вахте по многу часов в сутки. В привитии воинам упорства, настойчивости и выносли вости немалую роль сыграл сам командир. Кочергин — бы- г.ллый, закаленный воин. Он знает, что море— лучшая шко ла боевой выучки, поэтому каждый поход использует для воспитания у подчиненных высоких моральпо-босвых ка честв. Кропотливый труд не пропал даром. Многие из его подчиненных стали мастерами своего дела. Например, стар ший матрос Проккоев является классным специалистом. За время службы на флоте этот воин имеет немало поощрений. Достигнув неплохих показателей в учебе и службе, он про должает настойчиво повышать свои специальные и полити ческие знания, воспитывает в себе замечательные качест ва — мужество, стойкость, выносливость, постоянную бое- Моряк подошел к прожектору и начал быстро передавать свстограмму. Адресат ответил, что текст принят без искаже ний. Доложив командиру о выполнении приказания, Лукин получил новое задание — поднять флаги. Он тут же нашел нужные флаги и поднял их к месту. Одну за другой четко выполняют команды моряки. Вои ны действуют быстро, сноровисто. По их движениям видно, что практические приемы передачи и приема отработаны до автоматизма. Не случайно сигнальщики максимально исполь зуют каждый выход в море для тренировок. В походе они учатся грамотно передавать необходимые сигналы на всех видах связи. Задание выполнено Старший матрос Иванов сменился с вах ты. В это время потребовалось выполнить ответственное за дание. — Товарищ командир, разрешите мне выполнить рабо ту, — попросил командира Иванов. — Вы только что сменились с вахты, вам нужно отды хать, — ответил командир. — Я чувствую себя хорошо и с этой задачей могу спра виться. Командир дал разрешение. Старшина .2 статьи Титов и старший матрос Иванов приступили к выполнению задания командира. От моряков требовались смекалка, глубокое зна ние специальности. Но несмотря на сложность задания и трудности, связанные с ее выполнением, вся работа была проделана за короткое время. Командир остался доволен ра ботой подчиненных. Об умелых действиях старшины Титова и старшего ма троса Иванова было рассказано личному составу корабля в очередном выпуске радиогазеты. Сослуживцы поздравили моряков с успешным выполнением задания командира. Тою ю курсу вую готовность. Вахту несут сшалынш Сигнальщики бди тельно стоят на вахте, внимательно осматривают поверхность и горизонт моря. — Плавающий предмет, правый борт... — слышится уверенный доклад матроса Егорова. Своевременное обнару жение предмета позволило принять необходимые меры. По ход продолжается... Командир приказал сигиальщпку Лукину передать све- тограмму. Корабль идет точно по заданному курсу. Вахту у руля несет классный специалист Заболотский. Он внимательно смотрит за показаниями приборов и выполняет все команды быстро и точно. Во время похода моряк вахту правил бдительно и умело. За годы службы на флоте Заболотский накопил немалый практический опыт и всегда с желанием помогает в учебе своим сослуживцам. Вверенная техника у него всегда на ходится в исправности и готова в любую минуту к дейст вию. За безупречную службу Родине Заболотский имеет от командира немало поощрений. Лейтенант В. СМОРОДИН. Смелость и инициатива Срочно требовался водолаз. А его на ко рабле не было. Штурманский электрик старшина •2 статьи Черников и матрсс Соколов из’явили желание нтгп под воду. Одев индивидуально-спасательный ап парат, старшина 2 статьи Черников по лез в воду первым. Он осмотрел винты, быстро выполнил приказание командира. Доложив об этом командиру, Черников с Соколовым вновь спустились в холод ную воду. Моряки работали энергично, преодолевая различные трудности. Задание было выполнено образцово. Командир остался доволен ’ их находчивостью, бесстрашием и инициативой. Старшина Черников и матрос Соколов являются отличниками боевой и полити ческой подготовки. Они служат Родине так, как велит воинский долг. Старшина 2 статьи В. APTEMEHKQ. В отличном состоянии содержит свое заведы вание трюмный машинист ст ар ший матрос Николай Кофаиов. Я вляясь комсомольцем, он служ и т примером в учебе и службе для матросов корабля. НА СНИМКЕ : трюмный машинист старший матрос Николай Кофаяов за осмотром своего заведы вания. Фото И . Иикишова. Пар на марке Котельное отделение. Старшиной вахты стоит специалист первого класса Калини- чев. Он контролирует действия воинов. Вахту на горении несет матрос Шалы- гин. По котельному телеграфу поступает сигнал: «Увеличить число действующих форсунок». — Значит кораблю потребовался боль ший ход, — думает моряк. _ Отрепетовав на командой пункт, что приказание принято, Шалыгин медленно открывает воздушные регистры и фор суночные клапаны, подавая мазут в фор сунки. Вслед за этим в котельное отделение поступает ряд других команд. Все он вы полняет быстро. Пар удерживается на марке. Хорошо несет вахту на питании матрос Шустов. Он внимательно следит за пока заниями приборов и реагирует на малей шее колебание стрелок. Через определен ный промежуток времени Шустов проду вает водомерные стекла для того, чтобы убедиться, не засорились ли отверстия водяного и парового каналов. Моряк Калинпчев не выпускает из своего поля зрения ни одного матроса. Он контролирует действия подчиненных, ра боту механизмов. Моряки действуют уме ло. В их движениях чувствуется сноров ка, хорошая натренированность. В этом немалую роль сыграл Калпничев, кото рый систематически учит воинов гра мотно эксплуатировать технику. А. АЛЕКСАНДРОВ. По примеру командира На днях в нашем подразделении состо ялись стрельбы. Первыми выполняли уп ражнение подчиненные сержанта Острен- кова. Вот на огневую позицию выходит командир отделения. Он стреляет. По те лефону сообщили, что цель поражена. Меткая стрельба командира вдохновила а подчиненных. Многие воины также ус пешно выполнили упражнение. Сержант Н. ЗЕЛЕНК0В. Инже н е р - но в а т ор Ду б о в и к 0 окончании строитель ства Волго-Донского ка нала. а затем и ороси тельной сети, молодому инженеру этих строек Ва силию Никитовичу Дубо- шюу в Министерстве сельского хозяй ства СССР предложили ехать работать в аппарат Кустанайского областного управления сельского хозяйства. Он за протестовал: — Из промышленности еду в сель ское хозяйство не для того, чтобы за ниматься сочинительством различных бумаг. Данте мне творческую работу. — Мы направляем вас для того, что бы вы сделали канцелярскую работу творческой. — Я хочу работать непосредственно на производстве, я хочу конструиро вать. — Лучшего места для этого не най ти. ведь вашей лабораторией могут стать десятки МТС. сотни колхозов. Василий Никитович согласился ехать, но не потому, что его убедили, а пото му. что уже неудобно было отказывать ся. Должность Дубовика была мудреная. Официально он стал начальником Уп равления эксплуатации и ремонта Глав ного управления МТС областного управ ления сельского хозяйства, но все на зывали его просто «главный инженер». Он не возражал. Это было короче и приятнее. Сперва он действительно по- т"" в плен различных бумаг, обступив ших его со всех сторон, но потом по нял. что бумажное обилие вызвано тем. что он мало бывает в МТС, колхозах. И Дубовик стал чаще выезжать в трак торные бригады и направлять туда ря довых инженеров. Понял он еще и то, что бумаги бывают разные. Хорошо бы, например, разослать в МТС чертежи нового приспособления, улучшающего качество и поднимающего производи тельность труда. Вот за такую бумагу в МТС будут благодарить. Частое посещение тракторных бригад сразу сказалось. Дубовик заметил, что глубина вспашки целинной и старопа хотной земли везде определяется на глазок, и выяснил, что прицепщики, как правило, ошибаются на 3— 5 сан тиметров. Выходит, таким образом, что колхозы практически получают землю, вспаханную не на 20 — 22 , а лишь на 15— 17 сантиметров. Мелькнула мысль: «А нельзя ли сделать глубиномер, ко торый бы на ходу показывал прицеп щику точную глубину вспашки?». Эта мысль не давала покоя Дубовику. В кабинете, дома, по пути в МТС он все время что-то чертил в блокноте и . на конец. поехал в Силантьевсюую МТС и Tail в мастерских сделал первый ва риант глубиномера, установил его на плуг и начал испытывать. Он оказался неудачным, но инженер не оставил идею. Были созданы второй, третий, четвертый варианты и в конце концов глубиномер стал действовать безотказ но. 0 своем изобретении Дубовик расска зал инженерам и агрономам МТС. а в областной газете напечатал чертежи и описание. Пусть медленно и с трудом, но новшество все же стало прививаться на полях. Работая на Волго-Доне, Василий Ни китович привык быть требовательным к качеству работ. Именно поэтому он обратил внимание на то. что при под’е- ме целины допускается нарушение т а кого важнейшего агротехнического пра вила. как то. что оборот дернины надо j ггропзводить на 180 градусов и укла дывать ее на дно борозды. Практически иятикорпуспый плут не давал здесь полного оборота дернины, и зеленая масса частично оставалась на поверх ности. Инженер начинает новую серию испытаний. Он маневрирует скоростями трактора, ставит дисковые ножи перед каждым корпусом плуга, переносит в самое крайнее переднее положение предплужники, ставит на отвал корпу са металлическое перо. По все безре зультатно. Были некоторые (улучшения, но дернина оборачивалась понреэшему не полностью. И вот однажды пришла в голову ш ея поставить металлическое перо на отвал предплужника. Эффект получился блестящий. Но Василий Ни китович не обольщается первым успе хом. Он приступает к целому ряду ис пытаний приспособления в различных условиях и везде получает полный обо рот дернины. Вслед за этим молодой инженер создает еще несколько инте ресных приспособлений к различным машинам и, наконец, конструирует си- лосоутрамбователь, полностью исклю чающий ручной труд. Но не только изобретениями а усовер шенствованиями занят Дубовик. Много внимания он уделяет организационной работе, улучшению деятельности МТС. повышению производительности трак торного парка. Начался, скажем, сев кулис на п а рах. Работа очень важная, но развер тывается она медленно. Причина: не хватка тракторов. Дубовик едет в одну из МТС и создает образец мощного по севного агрегата на прянете гусенич ного трактора. Такой агрегат за сутки засевает кулисы на шестистах гектаров паров. Образец демонстрируется руково дителям и механизаторам других МТС и находит широкое распространение. Темны посева кулис области растут. В Бурлинскую МТС завод прислал главного инженера Тверскова. Сельское хозяйство он не знал. Дела МТС по шли неважно. Анализируя своаки. Ду бовик обратил на это внимание и сразу отправился в МТС. Осмотрев вместе с Творсковым хозяйство поля, он указал на недостатки и тут же помог их устранить. В частности, в МТС часто ломались оси новых плугов. Механиза торы стали говорить, что виноваты за воды. присылающие недоброкачествен ные плуги, из-за чего увеличились простои тракторов. Несколько дней Ва силий Никитович внимательно наблго- .дал за работой механизаторов и до искался до причины поломки плугов. Неопытному в сельском хозяйстве ин женеру МТС Дубовик привез спе циальною литературу, познакомил с важнейшими правилами эксплуатации машин, дал ряд советов и указаний. Через потмесяца Дубовик опять приехал в эту МТС и снова конкретно помог Тверскову. Показатели работы МТС рез ко поднимаются. Так, кропотливо работая с людьми, прислушиваясь к их нуждам, помогая им и учась у них, Василий Никито вич превратил, казалось поначалу, су xivю канцелярскую работу в подлин но творческую. В. ДАРМ0ДЕХИН. Куста на й.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz