На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 сентября 1954 г., Ns 214 (5056) Радиометристы! Настойчиво овладевайте мастерством! Бдительное наблюдение — важнейшее условие высокой боеготовности корабля Радиометристы — это дальнозоркие стражи флота. И днем, и ночью, в любую погоду они зорко несут вахту. «Враг не должен пройти незамечен­ ным», — вот о чем всегда обязаны помнить флот­ ские радиометристы, неустанно повышая свое ма ­ стерство, выучку и бдительность. На добросовестное выполнение возложенных на них почетных и ответственных обязанностей воинов воодушевляет глубокое сознание своего священного долга перед народом, высокое чувство личной ответ­ ственности за защиту любимой социалистической Родины. Именно поэтому они настойчиво и напря ­ женно овладевают вверенной им сложной отечествен­ ной техникой, с каждым днем повышают свое бое­ вое мастерство. На этой странице рассказывается о службе и учебе радиометристов одного корабля. В Р А Г НЕ ПРОЙДЕТ ! Враг хитер и коварен. Он будет стре­ миться использовать плохую видимость, темную ночь или туман, чтобы осущест­ вить свои подлые замыслы. Не пропус­ тить крага, как бы он ни хитрил, во-врс- мя обнаружить его и обеспечить точными данными артиллеристов и торпедистов — тгнова главная задача радиометристов ко­ рабля. Задача ответственная, сложная и почетная, требующаЖ хороших теоретиче­ ских знаний и высокой натренированности матросов и старшин радиотехнического подразделения. Радиометристы постоянно должны быть уверены, что сложная радиолокационная техника, которую дает нам советский на­ род, никогда не подведет. Матоос на ко­ рабле и в мирное время — на войне, зна­ чит, он обязан в любую минуту быть го­ товым применить оружие и технику, вве­ ренные ему. У нас на корабле немало (радиометри­ стов, которых по праву называют дально­ зоркими стражами флота. Таковы старши­ ны Котенев, Федин, старший матрос Бу­ ров, матрос Дзебрей и многие другие. Все они пользуются славой отличных специа­ листов, глубоко освоили сложнейшие ра­ диолокационные приборы, научились быст­ ро обнаруживать цели, давать о них точ­ ные данные. ...Рано утром корабль вышел в маре. Ме­ теорологические условия для плавания оказались сложными. И тут же радиомет­ ристы услышали знакомую команду :л — Включить станцию! Через некоторое время вахтенный доло­ жил: — Станция вшючена! И глаза воина устремляются на индика­ тор. Bo-время, на максимальной дистанции обнаружить цель, ничего не пропустить— вот единственная мысль, владеющая сей­ час- оператором. Он понимает, что в совре­ менном бою и секунды промедления порой бывают чрезвычайно опасными. ' Проходят напряженные минуты. Опера­ тор ни на один миг не отрывается от ин­ дикатора. И, вот на экране появляется еле заметный импульс. Человек, неискушен­ ный в тонком деле радиометриста, никог­ да и не подумал бы. что в бесконечной «пляске» электромагнитных лучей зафик­ сирована цель. Но опытный глаз классно­ го специалиста старшего матроса Бурова уверен, что это и есть импульс от цели. Радиометрист оживляется, теперь на его сосредоточенном лице можно прочитать готовность немедленно доложить: — Пель... Пеленг... Дистанция... — уверенно звучит голос радиометриста. Данные принимают на командном пункте. Цель обнаружена своевременно, дистанция до нее вполне обеспечивает подготовку оружия корабля для нанесения огне­ вого удара по « противнику ». На корабле уже сыграна учебная трево­ га. Радиометристы всех боевых постов бы­ стро разбегаются по своим об’ектам и при­ водят в действие сложнейшую аппарату­ ру- Теперь уже не один старший матрос Буров работает. Несколько глаз насторо­ женно следят за «противником». Данные по цели поступают непрерывно в артиллерийские приборы и на команд­ ные пункты. Быстро определяются эле­ менты движения цели: курс, скорость... А в это время радиометрист неослабно сле­ дит за индикатором. Ведь в любой миг мо­ гут появиться новые цели. Не упустить момента, не потерять ни одной секунды! Хорошо понимает это опытный специа- Один из лучших радиометристов ко­ рабля старшина 2 статьи Н. Федин. лист тов. Жмак. Вот почему он все свое острое зрение и сконцентрированное вни­ мание сосредоточил на светящемся экране, не упуская из вида обнаруженную цель и прощупывая, нет ли где еще. Только полная, достоверная обстановка дает возможность командиру корабля при­ нять правильное решение. Враг неожидан­ но может подойти с любой стороны, и нужно выбрать наиболее выгодную пози­ цию для корабля, чтобы нанести самое эф­ фективное поражение противнику. Все эти тактические задачи командир решает с помощью радиометристов. Тем временем дистанция между кораб­ лем и целью сокращалась. Уверенно рабо­ тают специалисты высокого класса Федин. Котенов, Жмак. Отлично вы. даются данные в артиллерийские прибо­ ры. Вот уже плавно качнулись и вздыби­ лись жерла орудий. Корабль изготовился к нанесению удара. Управляющий огнем подает команду об открытии артиллерийского огня. Первые же залпы убедительно показывают, что радио­ метристы поработали хорошо, не ошиблись в своих данных. Стрельбы выполнены ус­ пешно. Но радиометристы корабля не должны успокаиваться на достигнутых показате­ лях. Матросам и старшинам радиотехниче­ ского подразделения еще очень много надо трудиться, чтобы взять все возможное от быстро развивающейся радиолокационной техники. Задача радиометристов состоит не толь­ ко в том, чтобы научиться умело пользо­ ваться аппаратурой в момент походов, вла­ деть приемами быстрого обнаружения п определения данных цели. Радиометрист должен быть специалистом исключительно высокой технической культуры, чтобы в любой момент обнаружить ту или иную пепсправность и быстро устранить ее. У нас был в практике такой случай. Поступил неожиданно приказ — завтра выход в море. Радиотехническое подразде­ ление должно было обеспечить выполнение стрельб. Но оказалось, что в радиолокаци­ онной станции обнаружена неисправность. До с’емки с якоря оставалось несколько »1асов. Положение весьма осложнялось. Что ж, сорвать стрельбу? Не выполнить ответственную задачу? Нет, этого допу­ стить нельзя! Так думал старшина 2 статьи Федин, так думали и его подчиненные старшие ма­ тросы Томилов и Исаев. Они были увере­ ны, что мастерство поможет им выйти из трудного положения. Характерно же здесь то, что эти радио­ метристы не были одиноки в своих чувст­ вах и думах. За успешное проведение ар­ тиллерийской стрельбы переживал весь экипаж корабля. Вот почему на помощь Федину и его подчиненным пришли опыт­ ные специалисты других постов и своевременно ввели станцию в строй. Этот пример говорит, что высокое ма­ стерство в сочетании с высоким чувством коллективизма, взаимной помощи — важ­ ное условие преодоления любых труд­ ностей, залог успешного решения задач в мирное время и побед над врагом во вре­ мя ВОЙНЫ. Личный состав радиотехнического под­ разделения представляет дружный боевой коллектив. Каждый воин, понимая лич­ ную ответственность за боевую готовность корабля, настойчиво совершенствует свое мастерство, в походах учится тому, что от моряков требуется в бою. Офицер Б. ХМЕЛЕВСКИЙ. Почётная специальность В период Великой Отечественной вой­ ны радиолокационная техника сыграла большую роль в разгроме врага. В невиди­ мую погоду наши корабли и авиация об­ наруживали и топили вражеские корабли на море, сбивали самолеты в воздушных боях. Большую роль в этом сыграли вои- ны-радиометристы. Специальность радиометриста на кораб­ ле одна из самых интересных и увлека­ тельных. Я не помню такого случая, что­ бы выходы в море проходили без участия радиометристов разных постов. II чем сложнее обстановка, тем напряженнее ра­ бота радиометристов, тем выше к ним тре­ бования. Я и мои подчиненные всегда тщательно готовимся к каждому походу. Обязанности у нас строго распределены. Например, старший матрос Исаев внимательно произ­ водит наружный осмотр агрегатов и при­ боров своего заведывания. Кроме этого он замеряет изоляцию цепей, проверяет рабо­ чую поверхность коллекторов и щеток, смазывает подшипники. Убеждается, имеются ли в наличии все штатные пре­ дохранители в приборах. Только после такой проверки и осмотра он запускает агрегаты. Если механизмы действуют хорошо и полностью отсутству­ ют посторонние шумы, приступает к про­ верке приборов своего заведывания. О последовательности подготовки радио­ локационной техники я подробно остано­ вился потому, что были случаи, когда в походе начинали капризничать некоторые приборы только потому, что их заранее не готовили как следует. Опыт показал нам, что тщательное приготовление материаль­ ной части станции — залог успешного радиолокационного обеспечения огневых и других задач, которые выполняет эки­ паж корабля. На нас возложена ответственная задача — обеспечивать данными артиллеристов. Хочу особенно отметить операторов расче­ та старших матросов Томилова и Исаева. Они работают четко. Когда подается коман­ да включить станцию, воины быстро вы­ полняют команду и докладывают о готов­ ности к бою. Получив целеуказание, операторы точ­ но и быстро передают данные. В этот мо­ мент они полностью погружены в работу. Я же тем временем контролирую их дей­ ствия, а когда начнется стрельба, стрем­ люсь как можно точнее дать отклонение по цели. Нам хорошо известно, что неточность операторов будет отрицательно сказывать­ ся на работе центральных постов, кото­ рые не смогут выработать правильные данные для стрельбы. Расчет поста тренируется не только, когда проходят фактические стрельбы. Мы систематически проводим занятия, давая вводные, настойчиво отрабатываем ма­ стерство каждого оператора. С каждым днем растет интерес вопнов-радиометри- стов к своей увлекательной и почетной специальности. В то же время каждый из нас хорошо знает, что останавливаться в учебе, успо­ каиваться на достигнутых успехах мы не нмееМ никакого права. Техника непрерыв­ но развивается и совершенствуется, и это требует от радиометристов постоянного напряжения в учебе. Воины нашего подразделения так и поступают. Они упорно учатся своей спе­ циальности, честно и добросовестно вы­ полняют воинский долг перед Родиной. Старшина 2 статьи Н. ФЕДИН. Специалист первого класса старш ина 2 статьи В. Котенев проводит с подчи­ ненными зан яти я по специальности. Фото старшего матроса С. Вильнева. Пример старшины Свою службу на (корабле старшина 2 статьи Владимир Когенов начал млад­ шим специалистом. Впервые столкнувшись с практическим обслуживанием сложной радиолокационной аппаратуры. Котенев ощутил недостаток знаний по устройству и эксплуатации материальной части. Все новое на первый взгляд, кажется тгодным и непостижимым. Но Владимир Котенев оказался в числе тех моряков, которые не пасуют перед трудностями, а смело преодолевают их, каких бы усилий это ни стоило. Проявляя настойчивость и упорство, старшина 2 статьи Котенев начал изучать прилежно сложную боевую технику. Он приобрел личную техническую литерату­ ру по электротехнике, радиолокации, по высокочастотным генераторам и т. д. В процессе самостоятельных занятий вначале ' встретилось много неясностей. Никак не мог он разобраться с принци­ пом работы синхронной передачи. На по­ мощь Котеневу пришел старшина 2 статьи Алешин, который прекрасно владел теорией электротехники и радио­ локации и по праву считался лучшим спе­ циалистам подразделения. Старшине Алешину понравилась любо­ знательность и прилежность молодого вои­ на в изучении сложной аппаратуры, и он часами просиживал с Котоневым. ою’- ясняя тот или иной физический процесс в отдельном участке цепи, глубоко разби­ рая сложные узлы схемы. Требователь­ ность учителя и настойчивость «ученика дали свои результаты. Владимир Котенев быстро овладел специальностью и изучил правила эксплуатации материальной ча­ сти. По истечении срока напряжен­ ной уче*5ы Котеневу доверили технику боевого поста, приказом командира кораб­ ля он был зачислен на штат командира отделения. А вскоре успешно сдал заче­ ты на специалиста второго класса. Став командиром отделения, Ко­ тенев ни на минуту не прекращал работы над со5ой. все глубже изучал и совершенствовал свое мастерство, отмело передавал опыт подчиненным. В резуль­ тате его отделение стало отличным, а бо­ евой пост — передовым на корабле. Ко­ тенев подготовил к сдаче на классность своих подчиненных Бурова и Миронова. Умелое обслуживание и правильная эк ­ сплуатация радиолокационной техники всегда обеспечивали безаварийную работу на походе. Старшина 2 статьи Котенев творчески овладевает техникой, он^ скон­ струировал и сам смонтировал прибор для замера эмиссии радиоламп. Рационализа­ тор был поощрен внеочередным кратко­ срочным ОТПУСКОМ. Кроме того Котенев смонтировал и установил громкоговорящую связь между боевыми постами корабля. Предложение было одобрено и применено на других ко­ раблях. Сейчас Котенев повышен в должности. Он успешно справляется со своими обя­ занностями, умело руководит личным со­ ставом, передает свой опыт и навыки под­ чиненным. Пост старшины Котенева безупречно действует на походе, радиометристы быст­ ро вырабатывают данные, умело опреде­ ляют неисправности и устраняют их. Однажды вышел из строя прибор. Специ­ алист Мирсков. хорошо знающий ма­ териальную часть, быстро выявил и устранил неисправность. Передовой воин, специалист первого класса Котенев за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке поощрен Командующим Северным флотом. Старшина 2 статьи К). ГУРНИН. Точные данные весь У У Ч у д е с н ы е г л а з а а К ОРАБЛЬ шел в сплошном тумане. — Прямо по курсу до­ кладывать дистанцию! Точ­ нее! — это был приказ ходового мостика. Командир отдавал одно распоряжение за другим. Он был спокоен, обветренное, ху­ дощавое лицо офицера выражало чувство удовлетворенности работой радиометристов. Сейчас он вел корабль по их данным. На ходовом мостике идет обычная в похо­ дах оживленная деятельность. Время от времени командир подносит к глазам руч­ ной планшет собственной конструкции, уточняет прокладку курса, контролирует точность расчетов штурманов, радиомет­ ристов. И снова в переговорную трубу пе­ редаются команды и распоряжения. — Давать дистанцию по пеленгу норд, — слышат радиометристы. В боевом посту полумрак. Слышно жуж- жание электрических установок. Здесь много разнообразных приборов, устано­ вок. Экраны освещены во все цвета раду­ ги. Каждый радиометрист делает свое де­ ло Вот офицер Хмелевский внимательно всматривается в экран. Шкала пеленгов и курсового угла позволяет ему произвести в короткое время расчет и выработать необ­ ходимые данные. Он отлично выполняет эти обязанности. Когда корабль вошел в мертвую зону, поступила команда: — Дать круговое вращение антенны! Старшина 2 статьи Владимир Котенев несет вахту у другого прибора. Он немед­ ленно 5 ублирует приказание. Но вдруг его черные густые брови, под которыми поко­ ились такие же черные глаза, поползли к перрносипе. Пель не опознана. Котенев немедленно передает об этом командиру, одновремен­ но запрашивает другую станцию. На за ­ прос тотчас жр летит отврт . — Пель такая-то... Пеленг... Дистан­ ция... — Вот и отлично, — одобрительно, с облегчением произносит Котенев. Складка у переносицы расходится, и он говорит спокойным тоном: — Наше дело требует постоянной и высокой бдительности. На­ пряжение на походе радиометристы испы­ тывают большое. Хотя мы с помощью со­ временной техники приобрели дальнозор­ кость и можем видеть сквозь туман и тьму но эти «чудесные глаза» требуют особо! тренировки, глубоких знаний техники. В походах приобретается опыт. Радио­ метристы учатся глубоко познать принцип действий радиолокационной техники. Здесь большую роль играют специальные заня­ тия по вводный. Ныне опытный специа­ лист комсомолец Константин Исаев вспо- мъпает былые времена, когда его пости­ гали неудачи. Однажды командир боевого поста дал вводную: «Не вращается антенна по кур­ совому углу. Устранить неисправность!». Долго ломал голову старший матрос 'Иса­ ев, но задачи не решил. А старший матрос Василий Томилов быстро установил причи­ ну и устранил неисправность. На разборе старшина сделал подробный анализ дейст­ вий воинов по вводной и наглядно показал, в чем была причина неудачи Исаева. Ока­ залось, что радиометрист не замерил с по­ мощью определенного прибора поступаю­ щее напряжение, не заменил «перегорев­ шие» предохранители. А старший матрос Томилов точно выполнил эту последова­ тельность. и напряжение стало поступать на прибор, антенна пришла в действие. До службы на корабле многие радиомет­ ристы не были знакомы с радиолокацион­ ной техникой. К числу их принадлежит и радиометрист-наблюдатель матрос £оман- ченко. Правда, моряк окончил среднюю школу, где ознакомился с основами радио­ техники. Однако только на корабле он по- настоящему понял всю глубину своей но­ вой профессии. Как зачарованный, слушал молодой ра­ диометрист Романченко рассказы офицера о принципах отражения радиоволн, о чу­ десной радиолокационной технике, кото­ рая не имеет себе равных перед всеми другими видами наблюдения я обнаоужр- ния. А теперь моряк уже сам телится сво­ им опытом. ясно понимает, в чем именно состоят эти преимущества. Он гордостью за свою специальность, восхи­ щенно говорит о замечательной технике: — Радиолокация — это чудесные гла­ за! Вот корабль идет сейчас в тумане, командир все видит. В чем сила радиоло­ кации? В том, что результаты наблюдения не зависят от метеорологических условий и времени суток. Но и это еще не все. — Воин немного подумал и с тем же вдохно­ вением продолжал: — Наши радиолока­ ционные станции одинаково безотказно и надежно действуют зимой и летом, ночью и днем, в ясную погоду и в туман. Там, где не могут быть использованы обыкно­ венные оптические приборы из-за плохой видимости, наша техника оказывается единственным и незаменимым средством... Большое дело быть специалистом-радиомет- ристом! Немало на корабле отличных специали­ стов. Взять, например, старшину 2 статьи Николая Федина. Немало старания при­ ложил воин, чтобы стать опытным специ­ алистом. И труды не пропали даром, сей­ час на корабле он пользуется славой луч­ шего радиометриста. Николай Федин вырос на флоте в знатока своего дела, обогащен­ ного большим опытом, специальным теоре­ тическим кругозором. Моряк с волнением вспоминает первые занятия по радиоделу. — Меня с первого же дня увлекла спе­ циальность радиометриста, — говорит он. И охотно, со знанием дела отвечает на во­ просы. — Вы спрашиваете, как мы обнаружи­ ваем цели с помощью нашей техники? Тут все просто. Надо только ясно понять теорию электромагнитных волн. А это то­ же не так сложно. Подобно тому, как че­ ловеческий голос, произнесенный в горах, отражается от них и возвращается назад виде «эхо», так и электромагнитные волны, отражаясь от об’екта, возвращают­ ся в ту точку, откуда происходит излуче­ ние электромагнитных волн. А для излу­ чения этих волн и их приема у нас имеет­ ся прекрасная техника. Чудо-техника! >от посмотрите... Наши советские люди делают такую... С увлечением и долго говорит воин о новой чудо-технике и о ее основополож­ нике великом русском ученом Попове, о советском народе-творце и о своей при­ надлежности к специалистам радиолока­ ционной техники. И во всем чувствуется глубокое волнение моряка, страсть, лю­ бовь, вдохновение. ...По кораблю разнеслась команда: — По местам стоять, с' -якоря снимать­ ся! После короткого отдыха вновь на ноги были подняты моряки всех боевых постов и служб. Дан самый малый ход. Легкая волна у кормы корабля чуть-чуть вскипела, и темнозеленая вода заколыха­ лась, из глубины поднялись небольшие фонтаны, разбежались во все стороны. Ход корабля увеличен, за кормой взмет­ нулся яркоголубой бурун воды. Корабль выходил в открытое море. И снова начали свое непрерывное кру­ говое вращение развертки электронно-лу­ чевых трубок, во вое направления понес­ лись с огромной скоростью электромагнит­ ные волны, чтобы, наткнувшись на любой предмет в море, подобно эху, возвратиться на корабль и сигнализировать об «опас­ ности». У индикатора вахту несет радиометрист Николай Мирсков. Отраженный им­ пульс сигнализирует о появлении цели. Но воину необходимо еще определить ее курс, скорость, дистанцию. Радиометри­ сты уже имеют в этом опыт. Вскоре посту­ пают первые данные о засеченной цели. — Цель курсом... Скорость... Столько-то кабельтовых... Докладывает Мирсков. Но прошло не­ сколько минут, и в его секторе резко кзменилась обстановка... На помощь при­ ходят другие радиометристы. Они внима­ тельно следят за всеми целями, тщательно прощупывают водную поверхность. Корабль продолжал выполнять учебную задачу. Радиометристы несли свою почет­ ную вахту зорких стражей морских про­ сторов Крайнего Севера нашей великой 1>‘>ДИНЫ- Офниев А. АНТИПОВ. Перед походом командир собрал наш расчет и поставил задачу: — Работать четко и уверенно, — ска­ зал он. — Тщательно приготовьте свои заведывания. Поход будет длительным. Сыгран сигнал. Личный состав быстро разбегается по боевым постам. Вахту у ра­ диолокационной аппаратуры несут офицер Хмелевский и его подчиненные. Корабль вышел в море. Подул резкий и холодный ветер. Море встретило моряков неласково. Но североморцы привыкли к капризам Севера. С мостика поступило приказание: — Включить станцию! Всему расчету боевого поста стало ясно, что командир ведет корабль по радиолока­ ции. Команда немедленно репетуется. — Есть, включить станцию! — отвеча­ ет вахтенный оператор тов. Мирсков. Через несколько минут слышится его же голос: «Станция включена, примите обста­ новку»... В действиях моряка чувствуются большой опыт работы, хорошая натрени­ рованность. На пост поступают короткие, непрерывные доклады: — Цель по пеленгу... дистанция... Данные принимает тоже опытный ра­ диометрист старший матрос Малов. Неда­ ром именно ему доверил командир нести вахту на приборе и одновременно держать телефонную связь. Старший матрос Ма­ лов определяет элементы движения обна­ руженной цели, где и на какой дистанции с ней разойдется наш корабль. Но вот радиометрист Мирсков обнару­ живает еще одну цель, и снова поступают короткие доклады: — Цель... пеленг... дистанция... Теперь Малову приходится работать уже по двум целям, но это не пугает опытно­ го специалиста. На ходовой мостик пере­ даются точные доклады. Командир кораб­ ля доволен работой радиометристов и дает новое указание. — Внимательно следить за носовым сек­ тором. Входим в узкость. — Есть! Корабль идет малым ходом. В это время подул порывистый ветер, небо быстро за­ тягивалось облаками, ползущими низко над поверхностью моря. Еще минута, и корабль оказался в тумане. Вот они, кап­ ризы Севера! Совсем недавно было безоб­ лачно, а сейчас ничего не видно и за 10 метров. Успех прохода в узкости в создавшейся обстановке во многом зависел от радио­ метристов. Вот почему специалист Мирсков особенно внимательно елеп т з? работой приборов. Ему хорошо знаком этот район. Поступают команды на мостик: — Берег с правого борта, дистанция...- Проходим на дистанции... И вот трудные места остаются позади. Командир, выбрав якорную стоянку, продолжал вести ко­ рабль по радиолокации. Потом звучит приказ: — Корабль к постановке на якорь из­ готовить! — Но корабль постепенно отно­ сит к берегу. Мирсков допустил здесь ошибку, не доложил, что берег нахо­ дится очень близко. Старшина де­ лает замечание моряку, что вахта должна нестись до конца бдительно. Радиометрист признает ошибку и дает обещание впредь этого не допускать. И действительно, те­ перь моряк несет вахту всегда бдительно. Труды специалистов Николая Мирскова и Владимира Малова не пропали даром. Корабль успешно выполнил задачу. Сейчас оба моряка готовятся сдать зачеты на классность. Старшина 2 статьи В. КОТЕНЕВ. На достигнутой не останавливается На боевом посту радио­ метристов, как всегда, шла напряженная работа. Сно­ ровисто и быстро действует классный специалист стар­ ший матрос Карманов. Не так давно воин еще слабо разбирался в устройстве сложной аппаратуры, дей­ ствия его иногда были неу­ веренными, неточными. Но так длилось недолго. С большим желанием, прояв­ ляя упорство и настойчи­ вость, взялся Карманов за овладение интересной спе­ циальностью радиометри­ ста. И кропотливый труд сразу же сказался. За короткое время стар­ ший матрос Карманов поз­ нал устройство материаль­ ной части, овладел мастер­ ством ее умелого использо­ вания в условиях морских походов. Этому во многом помогли молодому воину опытные специалисты. Ему было присвоено зва­ ние специалиста второго класса. Сейчас в учебе опытного радиометриста горячие дни. Он готовится стать специа­ листом первого класса. Го­ товясь сам. старший ма­ трос много и плодотворно помогает своим товари­ щам добиться чысокого звания классных специали­ стов. В. Мичман НАСАСТИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz