На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
За нашу Советскую Родину! Нв СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ N : 214 (5056 ). Четверг, 9 сентября 1954 года. Год издания 18-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Повысить роль комсомольцев в подготовке к зачетам на классность Многие матросы и старшины готовятся к сдаче зачетов на классность. Уже сама подготовка к этому важ ному событию имеет серьезное значение. Она проходит в условиях напряженной ра боты по решению учебно-боевых задач, в обстановке частых выходов в море и вы полнения других заданий командования. Несмотря на большие трудности, подготов ку к зачетам на классность ослаблять нельзя, ибо она является неот’емлемой со ставной частью всей борьбы североморцев за овладение грозной современной техни кой, за повышение могущества родного флота. Тщательной подготовке к зачетам на классность должны уделять неос лабное внимание партийные и ком сомольские организации, оказывая в этом деле постоянную помощь командова нию. Особая роль принадлежит комсомоль цам кораблей и частей — наиболее много численному отряду флотской молодежи, боевым помощникам командиров и партий ных организаций в обучении и воспита нии моряков. Значительная часть матро сов и старшин — членов ВЛКСМ будет са ма сдавать зачеты на подтверждение и по вышение, классности по своей специально сти. Н ужно добиться, чтобы эти товари щи повсеместно служили образцом 1 ля молодежи, личным примером зажигали в сердцах своих сослуживцев неугасимое стремление стать специалистами высокого класса. Однако достижением личной примерно сти членов ВЛКСМ, в этом деле роль ком сомольских организаций не исчерпывает ся. Они, воспитывая молодежь в духе идей коммунизма, должны проводить активную работу по раз’яснению матросам и стар шинам роли техники и человека в совре менной войне, развивать у моряков лю бовь к своему оружию, стремление овла деть боевыми механизмами в совершенст ве. На флоте немало комсомольских орга низаций, которые успешно решают эти задачи. Так, например, на одном из ко раблей комсомольские активисты регуляр но проводят различные полезные меропри ятия. Характерно, что они не просто зна комят молодежь с требованиями, пред’яв ляемыми к мастерам военного дела, а все ми формами работы стремятся повысить у матросов и старшин благородное стремле ние к военным знаниям, к выработке ка честв, необходимых нашему воину-победи- телю в современном бою. Именно это яв ляется целью проводимых здесь бесед и докладов, тематических вечеров и встреч со знатными людьми, организуемых ком сомольскими активистами. В одном из походов члены ВЛКСМ про водили беседы, используя листовки, вы пущенные политотделом. Рассказывая о классном связисте Владимире Афанасенко и классном машинисте Юрие Лазареве, они особо подчеркивали, что любовь к Ро дине и стремление сделать для Отчизны все, что она требует, помогли передовым воинам добиться высокого мастерства. И именно эта патриотическая черта харак тера высококвалифицированных специали стов больше всего запала в сердце участ ников бесед. Расходясь по боевым постам, они помнили, что проявлением их любви к Родине будет еще более старательное овла дение современной техникой. . Другими характерными особенностями воспитательной работы, проводимой ком сомольской организацией, являются ее наглядность и разнообразие. Помимо сгора ний и заседаний бюро, технических собе седований и бесед на корабле была орга низована встреча молодежи с Героем Со- ветского Союза офицером Коптевым. В пе риод плаваний кроме выпуска радиогазе ты и боевых листков регулярно оформ ляется фотовитрина, показывающая опыт несения ходовых вахт отличниками классными специалистами. Поводом для некоторых мероприятий служат благодар ственные письма, посылаемые командиром родителям передовиков. Умело и настойчиво воспитывают У молодежи стремление стать классными специалистами и многие другие комсо мольские организации флота. Однако не везде дело идет ровно. без из’яно®. Горя чо взялись помогать командованию в под готовке к зачетам на классность комсо мольцы корабля Н. Многое они сделали за короткий промежуток времени. Напри мер. в артиллерийском подразделении старшина 2 статьи Попов хор ош о исполь зовал оазборку механизма для подготовки подчиненных к зачетам. В другом подраз делении комсомольцы проявили ценную инициативу в изучении схем приборов и механизмов. Делать все.это. несомненно, нужно, но этого далеко недостаточно. Ведь одна из важнейших задач комсомольской организа ции, вытекающая из решения XII с’езла ВЛКСМ, состоит в том, чтобы прово дить массовую работу по воспита нию молодежи в духе коммунистического отношения к обязанностям!, возложенным на воинов Родиной. Это как раз здесь и недооценивается. Кроме собраний по это му вопросу здесь по сути дела ничего не проведено. Как говорит сек ретарь комсомольской организации ар тиллерийского подразделения, активисты только мимоходом упоминают молодежи о роли человека, овладевшего техникой, в современном бою. Партийная организация корабля обяза на была помочь комсомольцам во-воемя исправить такой ov цественный недоста ток. Однако она этог») не сделала. • Борьбу за выращивание классных спе циалистов необходимо тесно сочетать с работой по повышению идейной созна тельности и Физической закалки воинов, по укреплению дисциплины, организован ности. уставного порядка. Нам нужны не просто военные специалисты, а люди, об ладающие комплексом всех высоких мо- рально-боевых качеств, необходимых для победы в современном бою. Правильно по ступают те комсомольские организации, которые, добиваясь передовой воли чле нов ВЛКСМ в овладении техникой. не ослабляют своей борьбы против таких явлений, мешающих совершенствованию военных знаний, как пьянство и религи озные предрассудки, нарушение кора бельного порядка и притупление бдитель ности. Успешная подготовка к сдаче зачетов на классность — задача огромной госу дарственной важности. Постоянно помни об этом, моряк-комсомолец! Личным при мером и пламенным слОэом зови моло дежь на успешное решение этой задачи. Об увольнении из рядов Советской Армии и Военно-Морского Флота военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, и об очередном призыве в Советскую Армию П Р И К А З Министра Обороны Союза ССР 8 сентября 1954 г. М 160 г. Москва i В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности приказываю: : 1. Уволить из рядов Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск в запас солдат, матросов, сержантов и старшин, выслуживших ус тановленные Законом сроки действительной военной службы. 2 . В связи с увольнением военнослужащих, указанных в п. 1 настоящего при каза, призвать на действительную военную службу в Советскую Армию, Военно- Морской Флот, в пограничные и внутренние войска граждан 1935 года рождения, не имеющих права на льготу и отсрочки от призыва, а также граждан призывных возрастов, которым истекли отсрочки от призыва и сверстники которых проходят действительную военную службу. 3. Приказ об’явить во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях и на ко раблях. Минис+р Обороны Союза ССР М арш ал Советского Союза Н. А. БУЛГАНИН . Соревнование гидростроителей ИРКУТСК, 8 сентября. (ТАСС). Строи тели Ангарской гидроэлектростанции со ревнуются со строителями Новосибирской ГЭС и Каховского гидроузла. С большим вниманием следят ангаровцы за ус пехами своих товарищей на Оби и Днепре, перенимают все лучшее в их работе, в письмах и на страницах местных газет охотно делятся с ними своим опытом. Коллектив «Ангаргэсстроя», успешно выполнив план августа, берет новые по вышенные обязательства, настойчиво бо рется за достойную встречу 37 годовщи ны Великого Октября. До наступления морозов решено закрыть бетонной плитой все основание ГЭС, уложить в плотину 100 тысяч кубометров суглинка, образ цово подготовить к работе в зимних ус ловиях бетонное хозяйство, автотранспорт, экскаваторный парк. Коллектив электроцеха основных со оружений обратился к электрикам, рабо тающим на строительстве Новосибирской гидроэлектростанции., с письмом, в кото ром обязуется, обеспечить четкую, беспе ребойную работу экскаваторов и вибра торного хозяйства на укладке бетона, сбе речь до 10 процентов электроматериалов. Соревнование по профессиям разверты вается также между бетонщиками, арма турщиками, шоферами, машинистами экскаваторов и другими специалистами. Задание выполнено успешно Заслуженным авторитетам на корабле пользуется старшина 1 статьи Кощрать- ев. Он является отличником боеной и по литической подготовки, классным специа листом. Волн на достигнутом не останав ливается. а систематически повышает сг-ои принял иные п политические знания. Старшина Кондратьев — командир от- деллнин. Ему доверено обучение л воспи тание подчиненных. Имея богатый опыт изучения и эксплуатации техники. он умело передает его своим подчиненным. В отделении старшины выросли мастера своего дела, опытные специалисты, добро- сонестно выполняющие свои воинский долг... Королю предстоял выход в море. Мо ряки тщательно о.’мнтпнвали и проверяли действие каждого механизма. Все готово к походу. В море Кондратьев был старшиной вах ты. Он 1путко вслушивался в работу ме ханизмов. внимательно следил за дейст виями подчиненных. Все моряки вахту несли в строгом соответствии с требова ниями инструкции. Море штормило. Воаны разбивались о пос корабля, заливали палубу. Штормовые леера то ослабевали, то натягивались, как струны. В такую погоду командир пору чил старшине 1 статьи Кошратьаву слож ную задачу. При выполнении ее опытный моряк проявил смекалку, показал глубо кое знание техники. Задание Кондратьев выполнил быстро и качественно. За это командно преаостанил ему краткосроч ный отпуск. Матрос Г. МАКОВ. Учёба в море Корабль в море. Бдительно несут моря ки ходовую вахту. — Самолеты... справа... дистанция... — слышится четкий доклад матроса Антипо ва. Взметнулись в зенит жерла орудий, еще бдительнее вглядываются в небо и горизонт сигнальщики. Котельные маши нисты и малгинисты-турбинисты быстро выполняют поступающие с мостика команды и обеспечивают кораблю задан ный ход. Начались тренировки. Четко работают подчиненные старшины 2 статьи Весело ва. Немало приложил сил и старания стар шина. прежде чем добиться слаженности работы подчиненных, взаимозаменяемости, высокой боевой готовности. Матрос А. ЦЫГАНОВ. ЦЕЛЬ ПОРЯЖЕНА Недавно в нашем подразделении состоя лись практические стрельбы. Кругом тихо, только слышны четкие доклады комендоров о готовности орудий ных расчетов к действию. — Производить поиск, — поступила команда. * -*ьмц Матрос Жабрев внимательно следит за воздухом. Через несколько секунд он до кладывает о появлении цели. Раздаются, выстрелы. Цель поражена. За отличные действия на боевом посту многим воинам, в том числе и матросу Жабреву, командиром были об’явлены по ощрения. Старший матрос Л. РОГУТ. П а дрейфующ ей н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й станции «Северный п о л ю с - 3 » , руко водимой Героем Социалистического Труда А. Ф. Треигнкковым, ведутся научные работы по намеченной программе. Гидрологи, метеорологи, аэрологи и научные работники других специальностей проводят большой комплекс работ, изучают состо яние льдов, берут пробы грунта, наблюдают животный мир на различных морских горизонтах. НА СНИМКЕ : метеоролог А Д . Мал ков ведет наблюдение за солнечной ради ацией. Фото В. Савостьянова (Фотохроника ТАСС). СМЕЛАЯ ПОПЫТКА ПРОНИКНУТЬ В ПРЕДПОЛЮСНЫЕ ПРОСТРАНСТВА 190 -ле тн е п о л я р н о й э к сп е д и ц и и В . Ч и ч а г о в а ЛЕНИНГРАД, 7 сентября. (ТАСС). Ис полнилось 190 лет со времени организации русской полярной экспедиции В. Я. Чи чагова, предпринятой по проекту велико го Ломоносова. Это была первая смелая по пытка проникнуть в предполюсные про странства, дать стране надежный деше вый морской путь для связи с Дальним Востоком. Сотрудники Арктического научно-ис следовательского института провели изу чение архивных материалов, связанных с деятельностью этой экспедиции. Указ о ее снаряжении был издан летом 1764 года. Осенью того же года лейте нант Михаил Немтинов предпринял ре когносцировочное плавание на Шпицбер ген с целью устройства базы экспедиции. Сохранилась непубликовавшаяся карта больших размеров, изображающая одну из бухт, где базировалась экспедиция Чнчаго- ва. \ ~ На Архангельской верфи руками уме лых поморских корабельщиков были по строены три фрегата. К этому времени из Петербурга прибыли команды офицеров и матросов. Среди поморов были отобра ны лучшие кормщики. Ломоносовым была составлена «примерная инструкция», ко торая по существу являлась развернутой программой комплексных исследований в Арктике. Экспедиция Чичагова работала в тече ние трех лет. Большой интерес представ ляют изученные сейчас подлинные су довые журналы и карты экспедиции. Бла годаря им уточнены даты и маршрут про движения этой экспедиции в центр Арк тики. Исследование материалов опровер гает распространенное мнение о якобы полной неудаче экспедиции. Ее участники собрали обширные данные о Шпицберге не, провели метеорологические и гидро логические наблюдения в одной из юж ных частей Арктики, изучили особенно сти Гренландского моря. Результаты работы экспедиции дали ценные сведения исследователям, пытав шимся впоследствии проникнуть к цен тру Арктики. В наши дни, когда ведется систематическое научное изучение цен трального полярного бассейна, труды Ло моносова об Арктике и работы экспедиции Чичагова приобретают особое значение. Советские ученые своими работами под твердили догадку Ломоносова о поднятии дна в центральном полярном бассейне. Открытый ими подводный хребет заслу женно назван именем Ломоносова. Сейчас зимовщики дрейфующих поляр ных станций «СП-3» и «СП-4», находя щиеся в районе, куда стремилась пройти экспедиция Чичагова, успешно ведут ис следования, направленные на обогаще ние наших знаний о центральном поляр ном бассейне. СОЗДАНИЕ АКАДЕМИИ НАУК КИРГИЗСКОЙ ССР Совет Министров С о н т ССР принял предложение Совета Министров Киргиз ской ССР и Президиума Академии наук СССР об организации в 1 9 5 4 году в горо де Фрунзе Академии наук Киргизской ССР. Академия наук Киргизской ССР создает ся на базе Киргизского филиала АН СССР и ряда других республиканских научно- исследовательских учреждений. Для проведения подготовительной рабо т а , связанной с организацией и откры тием Академии наук Киргизской ССР. пра вительство Киргизии создало оргкоми тет, в который вошли ученые республи ки и Академии наук СССР. Открытие Академии наук Киргизской СОР и созыв ее первой научной сессии намечены на октябрь текущего года. (ТАСС). 340 т ы с я ч МОЛОДЫХ МЕХАНИЗАТОРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ Училища механизации сельского хозяй ства выпустили в этом году около 300 тысяч трактористов, механиков-комбай- неров, бригадиров тракторных бригад и рабочих других профессий. Они направ лены в МТС и совхозы страны. Почти 65 тысяч молодых механизаторов уже рабо тают в районах освоения целинных и залежных земель. Сейчас в училищах начинается очеред ной выпуск механизаторов сельского хо зяйства. Профессию трактористов получи ли более 4 0 тысяч человек. (ТАСС). ОТДЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 50 тысяч рабочих.и служащих автомо бильных, станкостроительных и приборо строительных предприятий страны по бывали в текущем году в санаториях и домах отдыха. Большинство их получило льготные путевки. В распоряжении машиностроителей — j санатории в Кисловодске, Евпатории, Алуште и 16 домов отдыха, расположен ных в Подмосковье, на берегу Финского залива, в горах Урала. В этом году на благоустройство и строительство здрав ниц ассигновано свыше шести миллионов рублей. Новые летние корпуса появились в домах отдыха «Полушкино» под Мос квой и «Шубинка» (Алтайский край). На берегу Черного моря, около Макопсе, стро ится новый санаторий общего типа на 150 человек. Хорошо провели лето дети машинострои телей. Около ста тысяч школьников жили в пионерских лагерях. : ( тасс ). НОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ЧИТАЛЬНЫЕ ЗАЛЫ ДНЕПРОПЕТРОВСК, 8 сентября. (ТАСС). С начала года в области открыто свыше ста библиотек и читальных залов, боль шинство из них — в колхозах и МТС. Сейчас в Днепропетровской области ра ботают более 400 библиотек. На пополне ние их книжного фонда в нынешнем году расходуется свыше трех миллионов руб лей. УБОРКА УРОЖАЯ ТАШКЕНТ. В Узбекистане повсеместно выращен высокий урожай риса. В колхозе имени Сталина, Гурленского района. Хо резмской области, с каждого гектара на молачивают на три-четыре центнера зерна больше, чем в минувшем году. Сель хозартели Кашка-Дарьинской и . Сурхан- Дарьинской областей сдали государству первые тонны риса нового урожая. Нынешней осенью в Ташкентской и Хо резмской областях уборка риса будет впервые производиться на больших пло щадях самоходными комбайнами «С-4». ГРОДНО. Механизаторы области нача ди уборку сахарной свеклы. Повсеместно вес корней значительно выше прошлогод него. Это результат возросшей агротех ники сева и ухода за посевами. В отли чие от прошлых лет на плантациях про ведены по три-четыре рыхления между рядий и подкормки органическими удобре ниями. МТС области направляют в колхозы 70 свеклокомбайнов, тогда как в прошлом году этих агрегатов не было. Машинами уберут одну треть всей площади посевов сахарной свеклы. 8 сентября. (ТАСС). У К А З Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденами и медалями учителей школ Мурманской области В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 года за выслугу лет и безупречную работу наградить: ОРДЕНОМ ЛЕНИНА 1. Клюеву Елизавету Яковлевну — учи тельницу средней школы № 2, г. Мур манск. 2 . Наумову Глафиру Васильевну — учительницу средней школы Ms 2, г. Мур манск. 3. Сарв Анну Савельевну — учитель ницу средней школы Ms 3, г. Мончегорск. 4. Шильникову Екатерину Никаноров- ну — учительницу семилетней школы М? 10, г. Мурманск. ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 1. Луншину Тамару Алексеевну — учительницу средней школы Ms 2 , г. Мур манск. 2. Лукшина Ивана Григорьевича — за ведующего Кировским районо. г. Мур* манск. 3. Попова Константина Николаевича — заведующего Порьягууской начальной школой. Терский район. 4. Семирову Марию Дмитриевну — учительницу семилетней школы Mi 10 , г. Мурманск. ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА» 1. Абрамову Капитолину Яковлевну — учительницу Кильдинской средней шко лы. Кольский DafioH. 2. Боголюбову Елену Дмитриевну — учительницу средней школы Ms 2 , г. Мурманск. 3. Бояринцеву Надежду Ильинична — учительницу средней школы Ms 8 , г. Мур манск. 4. Дюнову Зою Васильевну — учи тельницу средней школы Ms 2, г. Мур манск. 5. Ноневу Ефросинью Ивановну — учительницу се*илетней школы Ms 17, г. Мурманск. 6 . Липатова Павла Николаевича — заведующего Мурманским гороно. 7. Свистунову Таисию Григорьевну — учительницу семилетней школы Ms 15, г. Мурманск. 8 . Стананову Аполинарию Петровну — заведующую учебной частью средней школы Ms 2, г. Мурманск. 9. Шумайлову Раису Захаровну — учительницу средней школы Ms 2, г. Мурманск. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ» 1. Бубнову Татьяну Алексеевну — за ведующую начальной школой поселка Арктика. Кольский район. 2. Горскую Капитолину Феаоровну — учительницу семилетней школы Л? 3, г. Мурманск. 3. Гудину Веру Алексеевну — учи тельницу средней школы, г. Полярный. 4. Козлову Валентину Матвеевну — директора вспомогательной семилетней школы Ms 11. г. Мурманск. 5. Косяк Анфису Петровну — (учи тельницу средней школы Ms 4, г. Мур манск. 6 . Котляревскую Анну Андреевну^ — учительницу средней школы Ms 8 , г. Мурманск. 7. Матвиенко Екатерину Дмитриевну — (учительницу семилетней школы Ml 15, г. Мурманск. 8 . Малову Зинаиду Александровну — учительницу семилетней школы К; 10 , г. Мурманск. 9. Мохову Несю Самуиловну — учи тельницу семилетней школы Ms 10, г. Мурманск. 10. Серникову Екатерину Александров ну — директора Мурмашинскон средней школы. Кольский район. 11. Соколову Ларису Петровну — учи тельницу Кольской средней школы. 12. Соколову Лидию Иптновну — ди ректора семилетней школы Л? 17, г. Мур манск. 13. Сурядова Семена Васильевича — заведующего Чаваньгской начальной шко лой. Терский район. 14. Тамбовскую Нину Алексеевну — учительницу средней школы, г. Поляр ный. 15. Фукс Веру Васильевну — заведую щую Мурманским городским педкабинетом. 16. Юдину Екатерину Артемьевну — учительницу средней школы Ms 2, г. Мурманск. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ» 1. Аброзе Неллен Михайловну — учи тельницу Кильдинской средней школы. Кольский район. 2. Агальцову Марию Ильиничну — учительницу семилетней школы Ms 17, г. Мурманск. 3. Амозова Николая Владимировича — лчителя средней школы Ms 4. г. Мур манск. 4. Антонова Ивана Ивановича — за ведующего учебной частью средней шко лы М? 3, г. Мончегорск. 5. Блохину Евгению Ивановну — учи тельницу средней школы рабочей молоде жи Л1! 1, г. Мурманск. 6 . Будкину Анастасию Дмитриевну — учительницу семилетней вспомогательной школы М? 11 , г. Мурманск. 7. Вагину Валентину Григорьевну — учительницу средней школы Ms 20 , г. Мурманск. 8 . Гущину Павлу Евлампиевну — учительницу Кильдинской средней школы. Ксльскпй район. 9. Дребенцову Евгению Мироновну — учительницу средней школы Mi 8 , г. Мурманск. 10. Келину Евлалию Ф и л и п п о вн у — учительницу средней школы Ms 12, г. Мурманск. Ивановну — учи тельницу Грязногубской средней школы. Североморский район. 12. Матвееву Валентину Ивановну >— заведующую учебной частью семилетней школы Ms 3, г. Мурманск. 13. Мельникову Анфису Александровну — учительницу Ревдовской средней шко лы. Ловоеерский район. 14. Милютину Ольгу Ивановну — учительницу семилетней школы Ms 5, г. Мурманск. 15. Нестерову Анну Ивановну — учи тельницу Ревдовской средней школы, Ловоеерский район. 16. Первушину Анну Петровну — (учительницу семилетней школы Ms 5. г. Мурманск. 17. Подосенову Марию Александровну — учительницу семилетней школы Ms 15, г. Мурманск. 18. Протасову Нину Григорьевну — учительницу Грязногубской средней шко лы. Североморский район. 19. Салганского Антонина Владимиро вича — директора Кильдинской средней школы. Кольский оайон. 20. Сечко Дмитрия Романовича — учителя Ловозерской средней школы. 21. Смирнову Анну Петровну — учи тельницу средней школы г. Полярный. 22. Стасенно Марию Даниловну — учительницу средней школы Ms 2, г. Мурманск. 23. Степанову Зою Ивановну — заве дующую учебной частью средней школы М? 3. г. Мончегорск. 24. Трубину Людмилу Владимировну — учительницу семилетней школы Ms 5, г. Мурманск. 25 . Филатову Татьяну Даниловну — учительницу средней школы М? 8 , г. Мурманск. 26. Шкрябину Марию Ефимовну — заведующую учебной частью семилетней школы Ms 17. г. Мурманск. 11. Маркову Анну Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. ВОРОШИЛОВ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. ПЕГОВ. Москва. Кремль. 6 сентября 1954 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz