На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 сентября 1954 г.. N° 212 (5054). Л О Т Ы 2. В воздухе*) Ш О ч ь ю Высота начала первого разворота долж­ на быть не менее определенной высоты нал рельефом местности. Перед разворотом ставлю кран шасси нейтрально и начинаю выполнение первого и второго разворотов с креном 15— 20 градусов. Параллель­ ность прямой после второго разворота про­ веряю но линии стартовых огней и по курсу, который должен быть павсн обрат­ но-посадочному. Если же задание дано на пилотирование в зоне, то продолжаю набор высоты, ведя все время осмотрительность, и определяю направление полета видимых самолетов по их аэронавигационным огням. При подходе к зоне обязательно убеж­ даюсь в отсутствии в ней других самоле­ тов. Затем вхожу в зону и разворачиваюсь в таком направлении, чтобы ввод в фпгу- ГУ происходил в направлении темной ча­ сти горизонта, а вывод в светлую часть или в сторону хорошо видимого светового ориентира. Во время пилотирования в зоне положе­ ние самолета контролирую пл приборам, световым ориентирам и светлой части ес­ тественного горизонта. В темную ночь пи­ лотирование производится только по при­ борам. Во время выполнения полетов в зону многие летчики нашего подразделения не­ редко попадали в облака. Вход в облака обычно происходит неожиданно для лет­ чика, так как определить в темную ночь наличие облачности из кабины самолета почти невозможно. Однако вход в облака сопровождается наступлением полной тем­ ноты и появлением светового экрана у лампочек на концах плоскостей. При входе в облачность летчик должен немедленно перейти на пилотирование по приборам. Еслп вход в облачность npoino- шел во время выполнения какой-либо фи­ гуры. то необходимо вьтве**тп самолет в го­ ризонтальный полет и затем начать сни­ жение для выхода из облачности. Снижение производится не нпже высо­ ты. указанной для данной зоны пли оп­ ределенной командиром на предваритель­ ной подготовке. 0 входе в облака необхо­ димо доложить руководителю полетов по радио, что порой у нас летчики не выпол­ няют. Если же выйти из облаков не удалось, то чадо соблюдать хладнокровие п даль­ нейший полет выполнять на приводную радиостанцию, строя маневр для захода на посадку по приборам. Так именно мне приходилось не один раз поступать. После окончания пилотажа потерять в зоне высоту и затем лететь в направлении аэродрома H iph подхоте к аэродрому необ- • ) . Окончание. Начало см. в номере за 5 сентября. ходгого снизиться до высоты крута п. по­ лучив разрешение руководителя полетов, войти в круг полетов по касательной. Посадку производить не обязательно сразу же после прихода из зоны. Но здесь следует учитывать и индивидуальную подготовку летчика. Например, летчику, натренированному в ночных полетах, не­ трудно правильно построить заход и рас­ считать на посадку. Малоопытной!у же лет­ чику гучше пройти над стартом и постро­ ить нормальный малый круг, чем будет облегчен заход и расчет на посадку. Третий разворот так же, как и днем, вы­ полняется тогда, когда световое «Т» будет визироваться под углом 35— 40 градусов. Для облегчения захода третий разворот выполняется не на 90, а 100— 110 гра­ дусов. Четвертый разворот начать выпол­ нять при визировании на световое «Т» под углом 25— 30 градусов и закончить на высоте не менее 200 метров над релье­ фом местности. После выхода из четвертого разворота необходимо убедиться в точности захода. При неточном заходе исправлять ошибку только уходом на второй круг. Уходя на второй круг ночью, нужно помнить, что при уборке шасси и выпу­ щенных щитках загорается лампочка, сигнализирующая о том. что щитки вы­ пущены, а шасси убраны. Свет этой лам­ почки очень яркий и направлен в глаза летчика. Для того, чтобы ослабить воз­ действие этого света, в нашем подразделе­ нии при подготовке самолетов к ночным полетам стекло лампочки покрыли крас­ ной краской. Но и при защитном слое краски свет лампочки все же ярок и ос­ лепляет летчика. Поэтому при уходе на второй круг лучше в первую очередь уби­ рать щитки, если позволяет высота полета, а затем шасси. При нормальном заходе на посадку не- обхо-*т'мо во-время уточнять расчет по уг­ лу визирования на световое «Т». Заход, при котором световое «Т» как бы уходит под нос самолета, будет с перелетом. Эта ошибка, во-время замеченная, легко ис­ правляется уменьшением чпсла оборотов двигателя и увеличением угла планирова­ ния. Если же световое «Т» удаляется, то это значит, что самолет потерял высоту, а кривая планирования очень пологая. В этом случае необходимо увеличить оборо­ ты двигателя и, уменьшив угол планиро­ вания, лететь до положения, когда визи­ рование на «Т» станет нормальным. У меня лично в ночных полетах зимой одно время наблюдались очень низкие под­ ходы на посадку. Несколько таких под­ ходов говорили о наличии у меня ошибки в определении крутизны глиссады плани­ рования. Такая ошибка обычно возникает у летчика с большим переры""- п ноч­ ных полетах пли у летчика . i начав­ шего летать ночью. После выхода из четвертого разворота летчик, обычно, основное внимание уделя­ ет точности захода на посадочную полосу и незаметно для себя снижается больше, чем необходимо. Такая ошибка может про­ исходить потому, что летчики днем обыч­ но подходят на посадку на малой высоте и привыкли визировать «Т» под неболь­ шим углом. Поэтому, готовя себя к поле­ там ночью, в дневных условиях нужно отрабатывать заход с более крутой глис­ садой планирования, чем в обычном днев­ ном полете. Летчик всегда должен помнить, что при заходе на посадку он не может контроли­ ровать точность расчета по высоте над наземными ориентирами. Точность расчета можно определять только по углу визиро­ вания на «Т» при нормальной скорости планирования, которая должна быть не­ сколько больше, чем при планировании днем. Выравнивание ночыо производится над освещенной прожектором части взлет­ но-посадочной полосы. Но один молодой летчик в нескольких полетах начинал вы­ равнивание до освещенной части полосы. Это приводило к тому, что, попадая из тем­ ноты в луч прожектора, он не мог точно определить расстояние до земли j i , как ре­ зультат. посадку делал с высокого вы­ равнивания. После приземления самолета нужно убе­ диться, что он бежит на колесах, и только тогда переносить взгляд вперед, контроли­ руя направление пробега самолета по ог­ ням искусственного горизонта и огням по­ лосы. Торможение начинать после опу­ скания переднего колеса, дав на тормоза 2— 3 атмосферы. В процессе торможения скорость пробега контролируется по огням полосы. После того, как самолет пробежит до огней, указывающих на то, что оста­ лось менее половины полосы, можно дать на тормоза G — 8 атмосфер. Некото­ рые летчики не натренировали себя в да­ че на тормоза определенного давления. Это приводило к перегреву тормозов и выка­ тыванию самолета на нерабочую часть аэродрома. Остановив самолет пли убедившись, что ско 1 юсть движения не превышает установ­ ленную. нужно плавно начать выводить обороты двигателя и, срулив с полосы, уб­ рать щитки. При рулении на линпго оста­ новки двигателя можно использовать по­ садочную фару, включая ее на оборотах двигателя не менее определенных, чтобы нг разрядить аккумулятор. Таковы особенности полетов в ночных условиях. Отличное овладение ночными полетами — одна из важнейших задач летчпков- североморцев, призванных зорко стоять па страже воздушных границ Советского За­ полярья. Офицер М. НЕХАМКИН, командир звена. Отлично несут ходовую вахту подчиненные старшины 2 статьи Степана Ткачука. НА СНИМКЕ: к о м а н д и р о т д е л е н и я к о т е л ь н ы х м а ш и н и с т о в , с п е ц и а л и с т в т о ­ рого класса с т а р ш и н а 2 статьи Степан Ткачук ( с п р а в а ) п р о с л у ш и в а е т р а ­ боту м е х а н и з м а , м а т р о с Дмитрий Бавыкин з а н е с е н и е м в а х т ы н а п и т а н и и к о т л а в о д о й и с п е ц и а л и с т в т о р о г о к л а с с а с т а р ш и й M a tp o c Константин Панкратьев з а н е ­ с е н и е м вахты н а г о р е н и и . Фото И. Никишова. На вахте у маневрового клапана -1 Д Е Л А Й , К А К Я и Машинное отделение. Мерно работает дизель-динамо. Вахту несет опытный специалист старший матрос Запоро­ жец. Рядом с ним изучает инструкцию по эксплуатации ма­ трос Землянский. . f — Товарищ старший матрос, — обращается Землянскпй к Запорожцу, — проверьте у меня знания инструкции. Мне кажется, что я ее усвоил. Опросив сослуживца, Запорожец говорит: — Теперь давайте практически проделаем то, что вы изучили. Сейчас я буду готовить дизель к пуску. Наблюдай­ те. А потом проделаете прием сами. Движения Запорожца быстры и уверенны. Во всем чувст­ вуется отличное знание материальной части, строгое соблю­ дение инструкции. Несколько секунд, и двигатель готов к пуску. 44 — Теперь все повторите, как делал я, — требует стар­ ший матрос от Землянского. Землянский приступает к делу, подолгу задерживается на каждой операции. Запорожец не торопит его — знает, что главное сейчас не во времени, а в точности и последова- тельности действий. Когда матрос этого добьется, тогда мож­ но с ним отработать и быстроту. — Двигатель к пуску готов, — 'доложил Землянский. — А вы подумайте, все лпх сделали, — говорит Запоро­ жец, заметив, что воин не выполнил одну операцию. — Кажется, все, — произносит молодой моряк. — Не торопитесь с ответом. Важно, чтобы вы сами об­ наружили свою ошибку! — говорит Запорожец. — Тогда ш в следующий раз не допустите ее. Не можете так вспом­ нить, посмотрите в инструкцию. — Я забыл проверить наличие масла, — спохватив­ шись, говорит матрос. — Вот видите, оказывается, не все сделали! — замеча­ ет Запорожец, довольный, что воин сам обнаружил упуще­ ние. — Возможно, в двигателе масла нет, а говорите «к пус­ ку готов». Так сразу полетят подшипники и вообще весь апрегат выйдет из строя! Запорожец старательно передает свой опыт сослужив­ цам, помогает им стать подлинными мастерами своего дела. Старший матрос Ю. СМИРНОВ. На корабле матрос Ку­ лешов служит недавно. Но и за это время он проявил себя дисциплинированным, честным и трудолюбивым воином. С первых дней службы Кулешов старательно взял­ ся за изучение специально­ сти. Его интересовало все, с чем приходилось стал­ киваться в машинном от­ делении. Но больше всего привлекала внимание моло­ дого моряка вахта у ма­ невровых клапанов. Он не раз наблюдал за рабЬтой опытных специалистов Ра- потина и Наумова, которые на вахте по-особенному сосредоточены. Они внима­ тельно и неотрывно следят за показаниями приборов, по которым поддерживают установившийся режим ра­ боты машины, быстро и четко выполняют все команды, поступающие с мостика. Маневрист, буду­ чи на вахте, выполняет весьма почетные обязанно­ сти. Желание как можно ско­ рее стать в ряды умелых котельных машинистов, до ­ биться права нести ходо­ вую вахту именно на этом ответственном посту обязы­ вало комсомольца Кулешо­ ва отдать все свои силы и способности для достиже­ ния успеха. Не считаясь со временем, самостоятельно и с по­ мощью старших товари­ щей он последовательно, шаг за шагом, овладевал сложной специальностью. Часто воин обращался за помощью к опытному ма- невристу Рапотину. Тот всегда охотно объяснял Ку­ лешову все неясные для него вопросы, передавал то­ варищу свой богатый прак­ тический опыт. Однажды у Кулешова возникли затруднения в ос­ воении одного из узлов. Ои попросил старшего матро­ са Рапотина помочь ему в этом. Опытный специалист подробно изложил все, что было нужно по интересую­ щему воина вопросу. В другой раз Кулешов не смог разобраться в одной системе. Ему снова помог старший матрос Рапотин. Много еще потребовалось труда и упорной учебы, не один вечер пришлось про­ сидеть матросу над техни­ ческой литературой, чер­ тежами и схемами. На­ стойчивый труд не пропал даром. Матрос Кулешов хо­ рошо изучил свое дело. На­ ступил день, когда коман­ дир, проверив знания мо­ ряка, сказал: — Хорошо! Будете не­ сти вахту на походе у ма­ невровых клапанов!.. Но учтите, что вам доверяется самая трудная вахта. Оши­ бок она не терпит. Кроме того, я доверяю вам слож­ ное заведывание — манев­ ровое устройство. Надеюсь — не подведете. — Не подведу, товарищ командир, — уверенно от­ ветил воин. • И вот комсомолец Ку­ лешов впервые заступил на самостоятельную вахту. Перед ним множество при­ боров. Моряк внимательно следкт за ними и по пока­ заниям определяет малей­ шие ненормальности в ра­ боте машины, своевремен­ но докладывает о них стар­ шине вахты. За всю вахту он не по­ лучил ни одного замеча­ ния. Много еще раз нес вахту у маневровых клапа­ нов моряк Кулешов, пока­ зывая высокую выучку и бдительность. Благодаря тренировкам в походах, сейчас он имеет хороший опыт и навыки обслужива­ ния маневрового устройст­ ва. Его заведывание в лю­ бой момент готово к немедленному действию. ...Корабль вышел в мо­ ре. Идет напряженная бое­ вая учеба. Перед подразде­ лением поставлена ответст­ венная задача — обеспе­ чить кораблю необходимое маневрирование. В самый напряженный момент на вахту у маневровых клапа­ нов заступил матрос Ку­ лешов. Задача выполнена успеш­ но. Корабль возвращается к месту стоянки. По тран­ сляции передается сообще­ ние: — За успешное выполне­ ние задачи, отличное обес­ печение плана боевой под­ готовки всему личному со­ ставу механической боевой части об'являю благодар­ ность, — сказал командир. С чувством законной гор­ дости слушал это сообще­ ние и матрос Кулешов. В общем успехе есть частица и его труда. Старший матрос А. САПОЖНИКОВ. Бдительность воина Воины нашего подразделения стремятся как можно лучше выполнить поставлен­ ные перед ними задачи. Они всегда тща­ тельно ГОФО 0 ЯТСЯ к несению караульной службы. Так. например, рядовой Гедменас од­ нажды. стоя на посту, заметил, что к охраняемому им об’екту подошел неиз­ вестный. Воин, действуя строго по {уста­ ву. задержал неизвестного. За проявленную бдительность и умелые действия при задержании неизвестного командир поощрил воина. Рядовому Гед- менакгу был предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск. Сержант А. СТЕПАНОВ. В Министерстве Иностранных Дел СССР 5 «сентября Заместитель Министра Ино­ странных Дел СССР А. А. Громыко при­ нял Посла США г. Болена и вручил ему ноту следующего содержания: «Правительство Союза Советских Со- циалистичееюих Рес-пушск считает необ­ ходимым заявить Ираштсльству Соеди­ ненных Штатов Америки следующее. Согласно точно установленным данным, 4 сентября с. г. в 1!) часов 12 минут по владивостокскому времени двухмоторный военный самолет тина «Нептун» с олоз- «авательны мм знакам 1 во с л н о - в о с п у шных сил США нарушил государственную гра­ ницу С-ССР в районе мьгеа Острошой к востоку от лг?рта Находка. При подходе к американскому самолету- нарушителю двух советских истребителей с целцо указать ему. что он находится в пределах границ СССР, и предложить немедленно п о к и н у т ь возпушное простран­ ство Cctctvikoto Союза, американский са­ молет открыл но ним огонь. В связи с этим советские самолеты вынуждены бы­ ли открыть ответный огонь, после чего американский самолет удалился в сторо­ ну моря. Советское Правительство считает необ­ ходимым обратит!» внимание Правительст­ ва США на то. что это уже но первый случай нарушения американскими воен­ ными самолетами государственной грани­ цы СССР. Советское Правительство заявляет ре­ шительный протест Правительству США против этого нового грубого нарушения американским военным само детом совет­ ской границы, настаивает ца привлече­ нии к с т р о п о й ответстветгностп лип. по­ винных в этом нарушении, и ожидает, что Правительством США будут немедлен­ но приняты меры к недопущению шредь нарушений американскими самолетами государственной границы Советского Сою­ за». Посол заявил. что нота Советского Правительства будет передана Правитель­ ству США. Равняться по передовикам Подучив задание, воины нашего под­ разделения Педько. Сивцов. Романов и другие дружно принялись за работу. Несмотря на то. что воинам пришлось выгружать много сыпучего материала, работа шла споро, без перебоев. Каж- дый из бойцов знал, что нужно закончить выгрузку во-время. чтобы не было про­ стоя вагонов. В результате упорного тру- л а задание было выполнено раньше сро­ ка. Так личный состав подразделения ра­ ботает всегда. Благодаря хорошей организации труда, своевременной подготовке рабочего места и добросовестного отношения к делу под­ разделение перевыполнило производст­ венный план за август месяц. Прав­ да. одно время воины Педько. Щеки- ков нарушали трудовую дисциплину и не выполняли дневных норм. Но товари­ щи по службе и офицер Мартынов по­ могли этим бойцам понять ту ответствен­ ность и важность работ, которая возложе­ на на подразделение, помогли правильно организовать их труд, и отстающие воины вскоре подтянулись. А через некоторое время и они стали перевыполнять зада­ ния. В настоящее время Педько и Щекинов являются образцовыми воинами, за успехи в труде и примерную воинскую дисцип­ лину их неоднократно поощрял коман­ дир. На примере ранее отстающих вои­ нов, а теперь передовиков, все увиде­ ли. чего может добиться каждый, если будет честно служить. выполнять все требования уставов и приказы команди­ ров. Младший сержант А. ФИЛИППОВ. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию % ' — ----- - ” —* ~ ■ ■ * Стратегия и тактика Коммунистической партии на главных этапах её развития Великая организующая и вдохновляю­ щая сила советского общества — партия коммунистов — уверенно ведет ^народы СССР к победе коммунизма. В своей дея­ тельности наша партия неизменно руковод­ ствуется марксистско-ленинской теорией, правильно отражающей законы развития общества и указывающей пути преобразо­ вания всей общественной жизни на комму­ нистических началах. Боевым оружием Коммунистической партии является рево­ люционная стратегия и тактика— наука о руководстве классовой борьбой пролета­ риата. Основы революционной стратегии и так ­ тики были заложены великими учителями пролетариата Марксом и Энгельсом. Ге­ ниальный организатор и вождь нашей пар­ тии В. П. Ленин в новых исторических условиях развил основные тактические по­ ложения Маркса — Энгельса, дополнил их новыми идеями и положениями, об’единил их в стройную систему правил и руково­ дящих начал. Важный вклад в науку о ру­ ководстве классовой борьбой пролетариата внес великий продолжатель дела Ленина П. В. Сталин. Он обобщил и в ряде вопро­ сов развпл дальше марксистско-ленинские положения о политической стратегии и тактике. В трудах классиков марксизма-лениниз­ ма. в решениях партийных с’ездов, кон­ ференций и пленумов Центрального Коми­ тета содержатся ценнейшие указания по вопросам стратегического и тактического руководства. В ппх раскрывается все богатство и разнообразие форм и методов политической борьбы, которые наша пар­ тия применяла на различных этапах свое­ го развития— в борьбе против царизма, помещиков и буржуазии, за победу дик­ татуры пролетариата п построение социа­ листического общества в пашей стране. !. Марксизм-ленинизм учит, что задачей политической стратегии является опреде­ ление того основного направления, по ко­ торому должно пойти рабочее движение и на котором пролетариату выгоднее всего нанести удар противнику для достижения целей, поставленных программой партии. Задача тактики, являющейся частью стра­ тегии, состоит в том, чтобы выработать формы борьбы и организации пролетариа­ та и обеспечить правильное использование их для подготовки стратегического успеха. Стратегия и тактика непосредственно имеют дело с суб’ективной стороной рабо­ чего движения, то есть с сознательным и планомерным движением пролетариата к определенной цели. По вместе с тем поли­ тическая стратегия и тактика исходят из учета об’ективных условий: экономическо­ го положения страны, развития капитализ­ ма, стихийного движения пролетариата и окружающих его классов. Стратегия и так ­ тика не могут ни отменить, ни изменить эти об’ективные процессы, но они должны считаться с ними, опираться на правиль­ ное познание об’ективных закономерно­ стей. Только при этом условии партия мо­ жет воздействовать на ход общественного развития, успешно руководить освободи­ тельной борьбой пролетариата. Политическая стратегия, равно как и тактика, изменяется в зависимости от кон­ кретных исторических условий классовой борьбы пролетариата, от характера тех за­ дач, которые выдвигаются программой партии на том пли ином этапе революции. История нашей партии со времени ее воз­ никновения знает три различных страте­ гических плана, соответствующих трем основным историческим поворотам в жизни страны Первый исторический поворот относится к началу двадцатого века (примерно к 1903 году), когда партия выдвинула в ка­ честве ближайшей задачи свержение само­ державия и завоевание демократической республики (программа-минимум). В этот период боролись два стратептческих плана: план болыневиков-ленинцев и план мень­ шевиков. Меньшевистская стратегия планирова­ ла основной удар по царизму путем согла­ шения пролетариата с либеральной бур­ жуазией. При этом роль гегемона револю­ ции отводилась либеральной буржуазии. Что касается рабочего класса, то меньше­ вики обрекали его на роль пособника бур­ жуазии, а крестьянство, как одну из основ­ ных революционных сил. вообще сбрасыва­ ли со счета. Это был оппортунистический, реакционный план. Меньшевики игнориро­ вали тот факт, что в новую историческую эпоху, когда рабочий класс уже превра­ тился в самостоятельную политическую силу, революция может успешно разви­ ваться лишь под его гегемонией. Стратегический план большевиков ко­ ренным образом отличался от меньшевист­ ского плана. Большевистская стратегия планировала основной удар по царизму по линии союза пролетариата с крестьян­ ством. при нейтрализации либеральной буржуазии. При этом роль вождя, гегемона революции предоставлялась пролетариату как единственному до конца революционно­ му классу. Большевики считали, и это це­ ликом подтвердилось, что именно рабочий класс и крестьянство являются движущи­ ми силами буржуазно-демократической ре­ волюции, что только союз этих двух клас­ сов при руководящей роли пролетариата может обеспечить решительную победу народа над царизмом. Выдвигая гегемонию пролетариата в буржуазно-демократической революции, большевистская стратегия исходила из воз­ можности и необходимости перерастания этой революции в революцию социалисти­ ческую. Теория^ перерастания буржуазно­ демократической революции в социалисти­ ческую была гениально обоснована В. И. Лениным в 1905 году в его знаменитой книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции». Па всем этапе борьбы за победу буржуазно-демократической революции (1903 г. — февраль 1917 г.) стратеги­ ческий план нашей партии оставался не­ изменным, между тем как тактика меня­ лась в зависимости от приливов и отливов революции. В момент революционного под’ема 1903— 1905 годов тактика' пар­ тии была наступательной. На первый план выдвигались такие формы борьбы, как по­ литические забастовки и демонстрации, во­ оруженное восстание, бойкот Государствен­ ной думы и другие. Когда же революция потерпела поражение и наступил период столыпинской реакции, партия вынуждена была перейти к тактике отступления. «Революционные партии должны доучи­ ваться, — писал Ленин в своем классиче­ ском труде по вопросам революционной стратегии и тактики «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».— Они учились наступать. Теперь приходится понять, что эту науку необходимо дополнить наукой, как правильнее отступать. Приходится по­ нять, — и революционный класс на соб­ ственном горьком опыте учится пони­ мать, — что нельзя победить, не научив­ шись правильному наступлению и пра­ вильному отступлению» (Соч., т. 31, стр. 11 — 12 ). В годы столыпинской реакции, когда партия вынуждена была снова уйти в под­ полье, массовые революционные организа­ ции рабочего класса были заменены куль­ турно-просветительными, кооперативными, страховыми и другими легальными орга­ низациями. Большевики умело сочетали подпольную работу с легальными возмож­ ностями. Они участвовали в Государствен­ ной думе, в кооперативных и страховых обществах — повсюду, где только предо­ ставлялась хотя бы малейшая возмож­ ность для того, чтобы завоевывать массы, готовить их к новым революционным бит­ вам. С наступлением нового революционного под’ема (1912— 1914 годы) партия боль­ шевиков возглавила рабочее движение и повела его под своими лозунгами к новой революции. Это были авангардные бои, прерванные первой мировой войной. В пе­ риод этой войны наша партия оказалась единственной пролетарской партией в ме­ ждународном рабочем движении, которая осталась до конца верной делу пролетар­ ского интернационализма и социализма. Она организовывала массы на борьбу за превращение империалистической войны в войну гражданскую, против своего, импе­ риалистического правительства, за под­ держку борьбы против империалистической войны во всех странах. Партия большеви­ ков опиралась при этом на марксистско- ленинскую теорию и тактику по вопросам войны, мира и революции, на гениальный вывод Ленина о возможности прорыва цепи мирового фронта империализма в ее наи­ более слабом звене, о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капитали­ стической стране. Рабочий класс России под руководством партии коммунистов пер­ вый в мире использовал ослабление миро­ вого капитализма в ходе мировой войны, свергнул царизм и обеспечил победу бур- жуазно-демократической революции, кото­ рая явилась прологом социалистической революции. II. После победы народа над царизмом в феврале 1917 года начался второй истори­ ческий поворот, который продолжался до октября 1917 года. В результате свержения самодержавия в России, как известно, образовалось двое­ властие: рядом с буржуазным Временным правительством возникла другая власть — Совет рабочих и солдатских депутатов. По­ лучилось переплетение двух диктатур, двух властей: диктатуры буржуазии в ли­ це Временного правительства и диктатуры пролетариата и крестьянства в лице Сове­ тов. Но так как руководство Советами за­ хватили меньшевики и эсеры, то Советы добровольно уступали власть буржуазии. В этот период также боролись два стра­ тегических плана: меныиевистско-эсеров- с к и й и большевистский. Меньшевистско- эсеровская стратегия предусматривала по­ степенное отстранение Советов от власти и сосредоточение всей власти в руках бур­ жуазии. При этом решение насущных и неотложных вопросов мира и воины, на­ ционального и аграрного откладывалось на неопределенное время. Меныневистско- эсеровская стратегия была рассчитана на сохранение господства капиталистов и по­ мещиков. на укрепление власти империа­ листической буржуазии. Совершенно противоположным был стра­ тегический план большевиков. Он исходил из необходимости ликвидировать буржуаз­ ную власть соединенными силами пролета­ риата и крестьянской бедноты, организо­ вать диктатуру пролетариата в виде рес­ публики Советов, разорвать связь с импе­ риализмом и выйти из воины, освободить угнетенные национальности бывшей Рос­ сийской империи, экспроприировать поме­ щиков и капиталистов и подготовить усло­ вия для организации социалистического хозяйства. Этот новый стратегический план большевиков, соответствующий новому историческому повороту, был всесторонне разработан в знаменитых Апрельских те­ зисах Ленина и в пешениях Апрельской партийной конференции в 1917 году. Тактика партии в период подготовки со­ циалистической революции определялась основной стратегической целью. Она исхо­ дила из нового расположения классовых сил в стране. Если борьба за свержение царизма проходила под лозунгом союза про­ летариата со всем крестьянством, прп ней­ трализации либеральной буржуазии, то со­ циалистическая революция могла одержать победу прп союзе пролетариата с крестьян­ ской беднотой и нейтрализации среднего крестьянства, которое колебалось между пролетариатом и буржуазией до тех пор, пока не был еще предрешен исход борьбы в пользу пролетариата. Одна из основных тактических задач партии заключалась в том. чтобы создать массовую политическую армию социали­ стической революции. В отличие от воен­ ного командования, которое к началу вой­ ны располагает готовой армией, партия должна создавать свою армию в процессе самой борьбы, в ходе столкновения классов, по мере того, как массы на собственном опыте убеждаются в правильности поли­ тики партии. Задача партии состояла в том, чтобы руководить стихийно возни­ кающим движением масс, придавать ему организованный характер и вести массы за собой. Коммунистическая партия за весь пери­ од подготовки Октябрьской революции опи­ ралась на стихийный под’ем массового ре­ волюционного движения, сохраняя за со­ бой безраздельное руководство движением. Это облегчило формирование массовой по­ литической армии для осуществления Ок­ тябрьского восстания. Это же привело б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz