На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 сентября 1954 г., Ns 207 (5049 ). в полшут боевую г о т о в н о с т ь ! З о р к о о х р а н я т ь р о д н о е н е б о С о в е т с к о г о З а п о л я р ь я ☆ ☆ Каждую секунду быть начеку! Защита воздушных границ нашей со циалистической Родины — основная за дача летчиков-истребнтелей. Их долг — в любых мег&оусловиях дня и ночи, на лю бых высотах не допустить самолеты про тивника к рубежам Отчизны. Это требует от летчиков-истребителей высокой бдительности, смелости, находчи вости и летного мастерства, чтобы пора жать противника наверняка. Летный состав нашей авиаэскадрильи за сравнительно короткий промежуток време ни освоил полеты в простых и сложных метеорологических условиях на средних и больших высотах, где пилотирование са молета связано со значительными трудно стями ввиду разряженности воздушной ат мосферы. большой инертности самолета. Но надо сказать, что трудности высот ных полетов не одинаково преодолевались летчиками. Так, например, один из летчи ков при выполнении группового полета, будучи внутренним ведомым, на разворо тах не мог держаться в строю, чем нару шал боевой порядок. Недостаток был свое временно обнаружен, и с летчиком после тщательного изучения при-______________ > чин его отставания прове ли дополнительные трени ровки в групповых поле тах прежде в составе па ры. потом — звена. Не дав укорениться ошибкам летчика, мы помогли ему стать на правильный путь. В настоящее время этот летчик уверенно выполня ет все полетные задания, чутко реагирует на все эволюции своего ведомого, в строю держится отлично. При обучении летного состава высотным полетал! мы не забываем об особен ностях производства посад ки после выполнения за дания на большой высоте. Опыт показал, что после высотных полетов теряет ся глубинное зрение. II если летчик не пролетит н а низкой высоте, он не всегда сможет точно опре делить расстояние до зем ля . что опасно при посад ке. Так. однажды один из _________ ___ летчиков, выполнив полет на большой высоте, не учел особенностей, нсторые повлияли на глубинное зрение, и допустил ошибку, посадку производил с высокого выравнивания. Осваивая полеты днем в сложных мете орологических условиях, от одиночных до групповых, летный и технический состав работал с большим напряжением сил, про являл образцы неутомимости и высокого мастерства. Прекрасная отечественная ре активная техника никогда не подводила нас в воздухе. В связи с этим хочу осо бенно отметить заслуги в этом авиацион ных специалистов Герасимова, Ази зова. Правильно летчики говорят, что их боевые помощники на земле свое дело Ъна- ют и на них всегда можно положиться. Мы уделяем постоянное внимание отра ботке групповых полетов по пробиванию облаков и ведению воздушного боя и стрельб за облаками. Очень важным каче ством при выполнении данной задачи яв ляется умение летчиков быстро, органи зованно производить сбор за облаками, ибо только единые, целеустремленные дейст вия собранной группы могут дать наи больший эффект при встрече с противни к и . Перед полетами на сбор за облаками пары, звена мы давали предварительно полеты на отработку элементов сбора групп в простых условиях. Эти полеты, как показал опыт, очень полезны и необ ходимы. Такая методика обучения в воз- же маленшие ошпоки летного состава, после чего принимались конкретные меры для их устранения. Так, при сборе группы после условного пробивания облаков вверх один летчик не смог пристроиться к груп пе из-за ошибок в технике пилотирова ния. Сразу же провели разбор, где было выяснено, что летчик не выдержал вер тикальную скорость набора высоты, по ступательную скорость полета, высоту сбора группы. Эти ошибки наглядно были разобраны со всеми летчиками, выяснена первопричина их возникновения. Но на этом мы не остановились, а произвели повторный вылет. Повседневно оттачивая мастерство поле тов в сложных условиях погоды, мы не забываем о мероприятиях, гарантирую щих безопасность самолетовождения. А практика учит, что стоит только одному допустить небольшую ошибку или неточ ность в воздухе при полетах в сложных метеоусловиях, как ока может повлечь тяжелые последствия. У нас подобных случаев не было, но предпосылки к это му имели место. Однажды один командир На аэродроме. П еред полетом командир авиационной эскадрильи майор Л . И. Смирнов (второй справа) д ае т последние у казан и я под чиненным. — Сегодня это уж е не первый вылет, — говорит командир. — Но л е та т ь все вы любите, умеете. Н адею сь, зад ан и е выполним успешно. А зав тр а выходной — можно будет и отдохнуть... Фофо И . Никишова. ---------------------- X х ------------------ У нас же некоторые летчики еще мало внимания уделяют осмотрительности, не тренируют себя настоящим образом в бы стром обнаружении самолетов в воздухе. Вот почему при контрольных полетах каждый командир обязан строже оцени вать элемент осмотрительности. Выраба тываются эти качества путем трени ровок не только в воздухе, но и на земле. Необходимо ясно понять, что перехват воздушного противника и уничтожение его зависят не только от постов наведе ния, но и прежде всего от летчика, подня того на перехват. Точное выполнение всех команд поста наведения — выдерживание скорости полета, высоты, кренов разворо та. стоогое соблюдение радиодисциплины поможет службе наведения вывести лет чика на цель в выгодный для атаки сек тор. Слабым местом у некоторых летчиков при полетах на перехват является прене брежение к правилам радиообмена. Порой ведущие групп подают лишние команды, допускают не связанные с выполнением ______________ задания разговоры, чем за трудняют наземные посты наведения в передаче необ ходимых команд. Весь лет ный состав должен повсе дневно бороться за строгое соблюдение радиодисципли ны. Для успешного владения меткой стрельбой, умения летчика поражать цель с первой атаки необходима большая тренировка как в воздухе, так и на земле. Нам известно, что качест венное выполнение стрельб в воздухе во многом зави сит от кропотливой работы на земле. У нас на пред варительной подготовке летный состав отрабатыва ет все элементы, которые встретятся в полете: сле жение за целью, определе ние дальности до нее. оп ределение ракурса цели и точное обрамление ее. Для отработки всех этих и других действий к услу гам летчиков у нас имеет ся совершенная аппарату- Дисциплина — залог высокой боеготовности и бдительности Я остановлюсь на вопросах дисциплины на земле и в воздухе, ибо известно, что без дисциплины нельзя достигнуть высо ких и прочных результатов в повышении боеготовности и бдительности. Расскажу об одном Факте. Ранее авиа тор Яцкеиич нарушал дисциплину. Он до пускал пререкания со старшими. У него даже были случаи опоздания на службу. На Яцкевича стали оказывать повсе дневное влияние командир и комсомоль ская организация. Не один раз бе седовал с ним и я. И авиатор глубоко по- иял свои недостатки, стал строго соблю дать требования уставов, проявлять на стойчивость в работе. В настоящее время экипаж.* в котором состоит техник-лейте нант Яцкевич. является отличным. Характерно отметить, что вскоре под чиненный Яцкевича старший матрос Вишняков, следуя личному примеру своего командира, тажже стал передовым воином, отличником боевой и политической под готовки. Авиаторы эксплуатируют сейчас самолет, который поднимается в воздух довольно часто, и материальная часть действует всегда безотказно. Значит, высокая сознательная дисциплина вои нов, их стремление все силы отдавать порученному делу активно способствуют повышению боевого .мастерства. Около года служит в подразделении младший техник-лейтенант Утешев. Но и за этот сравнительно небольшой срок он показал, что способен решать любые задачи. Одновременно с ростом техниче ских знаний и опыта по специальности, авиатор расширяет идейно-теоретический уровень. Как молодому коммунисту, ему поручили руководство группой политиче ских занятий. К этим обязанностям оч относится исключительно добросовестно. В настоящее время офицер Угешев готовит ся к вступлению в члены Коммунистиче ской партии Советского Союза. Лучшей рекомендацией ему для вступления в пар тию является его образцовая служба, вы сокая дисциплинированность. Примерно служат Родине и такие авиа ционные специалисты, как Звонарев. Са- ломатин и другие. Но есть еще у нас и отдельные нару шители порядка и диспиплины. Я имею в виду младших сержантов Ка- щавцева и Митяева. Первый, будучи стар шиной. сам нарушал распорядок в кубри ке. не поднимался по под'ему, не соблю дал Форму одежды. За эти проступки Кащавцева отстранили от занимаемой должности. Митяев совершал такие по зорные проступки, как пьянство. Нару шитель также наказан. Возникает воп рос, почему же эти воины не исправлялот- ся? Дело в том, что эти воины еще глу боко не осознали личную ответственность за выполнение воинского долга, они не поняли, что своими действиями наносят ущерб всему коллективу подразделения, который ведет борьбу за высокую бое вую готовность и дисциплину. Допускают порой нарушения дисципли ны в воздухе и отдельные летчики. Од нажды п ри заходе на nocai'Riv один из авиаторов по своей недисциплинирован ности так приблизился к впереди летяще му самолету и зашел близко в хвост, что попал в струю выхлопных газов двигате ля. В результате на высоте выравнивания его самолет начало крепить. С большим трудом летчику удалось выйти из опас ного положения. В воздухе, на земле, на службе и вне службы воин должен всегда помнить, что дисциплина — залог высокой боевой го товности и бдительности. Капитан Г. ПРИТЧИН. духе позволяла своевременно выявлять да- звена, не выдержав время полета от опре деленной радионавигационной точки, не смог с первого захода вывести группу на посадку, что могло бы привести к непри ятностям, если бы посадка производилась с минимальным остатком горючего. Этому факту мы придали принципиальное зна чение, произвели тщательный разбор. Так, постоянно анализируя недостатки каждо го полета непосредственно на аэродроме, а затем в специальном классе, определяя ошпоки и давая конкретные задания на их устранение, летный состав постепенно и уверенно приобретает опыт полетов в сложных метеоусловиях. Остановлюсь я а таком важном элементе в полете, как осмотрительность. Отличная осмотрительность летчика — это его бди тельность, качество, нередко определяю щее успех боя. Из опыта Отечественной войны известно, что, кто первым увидит противника, тот сможет занять наиболее выгодное исходное положение для атаки, тот наверняка победит. Так поступал в пе риод войны мой бывший ведущий Герой Советского Союза Рассадкин, который бла годаря высокой осмотрительности первым обнаруживал противника и навязывал ему бой, когда тот оказывался в невыгодных условиях. Ветеранам Отечественной войны хорошо известно имя и славные боевые дела севетмарского истребителя-героя Пе тра Рассадкина. Высокое мастерство и от вага в сочетании с бдительностью обеспе чивали ему успехи в воздушных боях. ВоздушнЬш боец Летчик-истребитель, отстегнув ремни, выходит из кабины реактивного самоле т а ... Задание в воздухе выполнено отлич но. Листок-молния кратко сообщал: «Сегод н я при выполнении задания особенно мет ко стрелял по воздушной цели летчик- комсомолец Николай Борисов»... А он, не успев еще покинуть самолет, вновь уст ремляет свой взор в небо, которое поруче но ему зорко охранять. — Люблю летать! — произносит ави атор. В этих обычных для летчиков словах — большой смысл, героика будней северо- корских авиаторов, бдительно стоящих на страже воздушных границ Родины. Летчик-истребитель лейтенант Борисов — один из бойцов большой крылатой семьи, которые не имеют еще особых за слуг. Он рядовой летчик, ведомый. Много таких среди североморских истре бителей. Тем и интересен не большой, но примечательный путь этого рядового ави атора, типичный для многих его боевых друзей. Родился он в Чувашии в городке Ала тырь. Отец Николая — рабочий, ныне токарь машинно-тракторной станции. Стоило ли приводить эти прозаические ан кетные данные? Безусловно, если их свя зать с мыслями и чувствами летчика. — Когда я поднимаюсь в воздух, — го ворит авиатор, — я мысленно вижу пе ред собою безграничные просторы вели кой Родины: и мою Чувашию, и Украи ну ... А главное — труд советских людей, который мы оберегаем. Это большое дове рие. а еще большая ответственность. И молодой летчик выполняет свой по четный долг с чувством высокой лпч.чой ответств енн ости , показывая пример в ов л адении боеБЫМ мастерством. Вот с аэродрома взлетел истребитель. Газвернувшись, он стал удаляться, наби рая высоту. — Кто поднялся? — Борисов. В зону пилотажа пошел, яа первый самостоятельный... Радостное волнение охватило летчика, когда он едва заметным движением рулей положил самолет в крен и, одновременно увеличивая угловое вращение, выполнил глубокий левый впраж. Затем самолет был выведен в горизонт и заложен в празый крен. Истребитель искусно описал в воз духе невидимую восьмерку. Но это было только начало. За виражами последовал переворот. Лет чик вмиг оказался головой вниз и пошел с ппкированпе. Земля оказалась под углом и стремительно понеслась навстречу лет чику. В считанные секунды отрицатель ный угол пикирования сменился положи тельным, скорость все увеличивалась. На ступил момент наибольших перегрузок. Казалось, что-то невидимое, но тяжелое на валилось на все тело и крепко прижало летчика к спинке сиденья. «Резковато взял ручку. Плавнее надо», — услышал он слова командира. Тем вре менем самолет стрелой взвивался вверх, ос тавляя далеко позади промовые раскаты двигателя. Они многократным эхом разли вались над сопками Кольского полуостро ва. Уже прошло немало времени, а летчик на больших скоростях носился в воздуш ном пространстве. Из пикирования само лет выполняет петлю, а потом полупетлю Нестерова. Снова крен, и по спирали на 180 градусов с максимальным набо(ром вы соты самолет опять оказался в зените. Теперь следуют бочки: одна, вторая, впра во. влево... Когда самолет приземлился, летчик п о -. ра. Однако мы ее используем еще недоста точно. При подготовке к воздушным стрель бам летчики не должны успокаиваться на достигнутых показателях. Рано или позд но это приведет к снижению качества стрельб. Так, два летчика научились мет ко стрелять/ без промаха, но успокоились и перед проверочными стрельбами не го товились как следует на земле. В ре зультате задание не выполнили. Систематически тренируясь, летая в сложных и простых условиях, летчики- истребители не должны забывать о попут ной разведке. Опыт Великой Отечествен ной войны показывает, что каждый полет на боевое задание являлся и разведыва тельным полетом. Значит у летчика дол жно быть развито постоянное стремление тренировать себя сейчас, в учебно-боевых буднях, на предмет отработки мастерства разведчика. Летчик, подготовив себя в мирные дни учебы к действиям в любых условиях, при любой обстановке во время войны сможет выполнить боевой приказ Родины с честью и достоинством, одержит победу над лю бым противником. Так и поступают летчики нашей авиа эскадрильи, всегда помня о том. что они поставлены на переднем крае бдительно защищать воздушные границы Советского Заполярья. Майор Л. СМИРНОВ, командир истребительной авиаэскад рильи, летчик первого класса. чувствовал приятное облегчение во всем теле. Крупно шагая, он подошел к коман диру и отрапортовал о выполнении зада ния. Крепкое пожатие руки, поздравле ния... Изо дня в день росло летное мастерство молодого летчика-истребителя. Но по ме ре его роста к нему пред’являлись и бо лее высокие требования, усложнялись за дания. Нелегко было авиатору, но он не отступал перед трудностями. И то, что год тому назад считалось для него слож ным, теперь было самым простым и обыч ным. Проведя воздушный бой в паре с лейте нантом Борисовым, его ведущий, бывалый авиатор, говорит: «Крепок Борисов. Голы ми руками его не возьмешь. Умело, ис кусно строит маневры, в бою энергичен, инициативен. И стреляет неплохо. Все данные истребителя налицо»... Заслуженная оценка! Но каких больших усилий она стоила летчику. Ведь ему из вестны неудачи, переживания и радость побед. Вспоминаются авиатору первые воз душные бои. Вот от взлетной полосы один за другим отрываются два истребителя. Они идут в зону воздушного боя. Ведущий, опытный летчик, разворачивается и видит затяну тое в шлеме юношеское лицо ведомого. Это был лейтенант Николай Борисов. В ответ он улыбнулся. «Зорок ведомый», — до вольно подумал командир, уловив выра жение лица подчиненного. Летчики продолжали полет, как бы присматриваясь друг к другу. Ведь они сейчас будут выступать в роли «против ников», вести воздушный бой один на один. Кто победит? Хотя Борисов и чувст вовал, что соперник сильнее, но у него и мысли не было о том, чтобы оказаться побежденным. Тем более не допускал мыс ли о поражении его ведущий. Так два спортсмена, изготовившись на старте, ду мают только о победе и все силы и свое мастерство отдают борьбе на беговой до- в с е г д а среди воинов Утро. Личный состав прибыл на аэро дром. Самолеты осмотрены и готовы к вылету. Вот они стоят рядами, призе мистые, стреловидные. Скоро мощно за гудят реактивные турбины, и машины одна за другой устремятся в небо. А пока свободные минуты. Секретарь партийной организации Владимир Стад- нлк собрал авиационных специалистов. Он проводит беседу на тему: «Об особен ностях подготовки материальной части к полетам в сложных условиях». Комму нист рассказывает о методах раооты пе редовых авиационных специалистов Дья конова и Звонарева. — Все они комсомольцы, — говорит секретарь . партийной организации. — Командир высоко оценил их работу по подготовке боевой техники в прошедшие полеты. Дело чести каждого комсомольца всегда образцово готовить материальную часть!.. Прозвучала команда. Все летчики быст ро заняли места в самолетах. Прошли се кунды. и машины взмыли в воздух. После выполнения задания Владимира Стадника уже видели среди группы лет чиков. Шло оживленное осуждение ус пехов и недостатков, выявившихся при отработке данной задачи. С утра до вечера руководитель партий кой организации находился на аэродроме среди личного состава, словом и личным примером помогал командиру в мобилиза ции авиаторов на решение задач боевой подготовки. Старший лейтенант В. Д0Р0ЖИНСКИЙ. Культурно-бытовое обслуживание на старте Летный и инженерно-технический со став подразделения работает с большим на пряжением сил. В этих условиях особен но важное значение имеет хорошо органи зованное культурно-бытовое обслужив i- нис личного состава непосредственно н а аэродроме в период полетов. У нас в каждый летный день оживлен но бывает в домике на старте. Здесь ра ботает буфет, где можно хорошо запусить, выпить фруктового безалкогольного на питка. На столиках имеются журналы, газеты. Перед входом в помещение за ранее, перед началом полетов вывеши ваются боевые листки, плакаты и спе циальные выставки по различным вопро сам боевой подготовки. Результаты выполнения задач опера тивно освещаются в наглядной агитации, в боевых листках и плакатах. Вот лет чики успешно выполнили возтушные стрельбы. Не успели они еще выйти из самолетов, а на большом листе уже вы- рожке. Но побеждает, как правило, один, наиболее сильный, ловкий, закаленный. ...Но вот крыло ведущего качнулось. Свалившись на плоскость, машина стре мительно заскользила вправо. Ведомый от валил влево. Выравняв самолет, ведущий осмотрелся: Борисов был далеко и не мог теперь впдеть своего командира. Неболь- вешены для обозрения результаты вы полнения задания. В натшеованном зара нее к о н к е обозначено количество попада ний Каждым летчиком. В этом вопросе оперативно .работают коммунисты Бердин. Червяков и другие. Но я х о ч у обратить внимание и на не достатки. Буфетом всегда довольны вои ны, но жаль, что работает он нерегу лярно. Одно время ночью практиковали доставку чая на аэродром, чему очень ра довались летчики и благодарили хозяйст- ■веннпков. Однако эта забота проявляется эпизодически, а не постоянно. Среди журналов, газет и брошюр, ко торые доставляются на аэродром, порой встречаются устаревшие экземпляры. Ни чего нет из технической литературы, в том числе и техтгческих журналов. а такая литература очень интересует авиа торов. Капитан М. ИВАНОВ. противника. Потребители хорошо знают эту истину и неустанно тренируются в отра ботке обнаружения цели и высокой осмот рительности в воздухе. Так было и в этом воздушном бою. Об наружив друг друга, летчики энергично начали строить маневры для производства атаки с наиболее выгодных положений. З ад ани е выполнено отлично. Летчик- кабины боевой машины. истребитель Николай Борисов выходит из Фото И. Никишова. шпе облака появились в той стороне, ку да он удалился. Ведущий взял курс ^ в центр зоны. Вскоре он увидел несущийся самолет Борисова. Летчик, оказывается, обнаружил своего «противника» и смело шел на сближение. «Молодец, осмотри тельность хорошая», — отмстил коман дир. Первый удар — самый тяжелый, но нанесет его тот, кто раньше обнаружит Введя машину в вираж, ведущий огля нулся и увидел, что «противник» быстро сокращает дистанцию п.вот-вот сфотогра фирует его. Командир увеличивает крен и скорость. Но Борисов не отставал. Нача лась «карусель». Но вот ведущий делает неожиданную эволюцию, и Борисов из по ложения атакующего переходит в положе ние атакуемого. Координация действий. Коммунисты впереди Партийная организация нашей эскад рильи оказывает командиру серьезную по* зющь в успешном выполнении задач бое вой и политической подготовки, в воспи тании авиаторов в духе беззаветной пре данности своему народу. Коммунистиче ской партии, любимой Родине. Комму нисты в большинстве своем являются передовыми борцами за высокую боевую готовность и бдительность п р и охране воздушных границ Заполярья. Взять, на- поимер. таких коммунистов, как Солодков, Нехамкин и другие. Все они являются ве теранами подразделения, в совершенстве изучили сложную боевую технику, научи лись образцово ее эксплуатировать на земле и в воздухе. Командир постоянно руководит партий ной организацией, ставит перед комму нистами конкретные задачи, выступает с докладами на партийных соЗраниях. Осо бое внимание мы уделяем вопросам бое вой подготовки. Когда перед эскадрильей была поставлена задача освоения слож ных видов полетов, мы подготовили и провели партийное собрание с повесткой дня: «Личная примерность коммунистов в овладении сложными видами полетов». _ После собрания коммунисты Солодков, Нехамкин и другие провели беседы с летным и техническим составом. Один из коммунистов, например, имея большой опыт полетов в сложных условиях, высту пил перед летным составом и рассказал оо особенностях самолетовождения в об лаках ио призорам. о производстве по садки с помощью наземных радиотехни ческих средств. Этом 1 у же вопросу были посвящены боевые листки. Таким образом партийная организация, используя различные Формы работы, все внимание личного состава налразляла я а решение главной в этот момент задачи. А когда начались сами полеты, мы продол жали действовать в том же направлении. H i старте после успешного проведения первых полетов в облаках были выпуще ны листки-молнии, посвященные лучшим авиационным специалистам и летчикам. Были проведены беседы на темы: «Рав няться на отличников боевой и полити ческой подготовки», «Образцово готовить технику на земле — святой долг каждого авиатора». В проведении этих згероприя- тий активное участие принимают многие коммунисты. Партийная организация постоянное-вни мание уделяет вопросам освоения воздуш ных стрельб, повышению бдительности и боевой готовности. Но есть у нас еще и недостатки в проведении партийно-по литических мероприятий непосредственно н а аэродроме. В частности, не всегда ши роко используется индивидуальная ра бота, передача опыта не носит системати ческий характер. Поэтому, если кто и де лится опытом, то происходит это стихий но. без достаточной предварительной под готовки. Коллектив у нас боевой, сплоченный. Все недостатки и проявление недисципли нированности со. стороны отдельных ком мунистов подвергаются принципиальной критике. В прошлом подвергались до вольно резкой критике коммунисты За- вальнюк. Нехамкин. Они правильно вос приняли партийную критику товарищей, сделали правильные выводы и сейчас во всех вопросах проявляют добросовест ность. честность, высокую партийную принципиальность. Но каждый коммунист не должен успо каиваться на достигнутом. Тем более, что задачи, которые ставятся перед истреби тельной авиацией, с каждым днем услож няются. и решать их с высоким качест вом можно при напряжении всех сил каждого авиатора. А коммунисты в пер вую очередь должны показывать личный пример. Секретарь партийной организации, старший лейтенант В. СТАДНИК. I быстрота и энергичность в построении ма невров у командира оказались выше. Он зафиксировал свою победу н а пленке Фо- топулемета. Конечно, лейтенант Борисов не был до волен собою, но ,он не огорчался. Прове денный свободный воздушный бой много му его научил. Летчик еще выше поднял ся на одну ступень в боевом мастерстве. А допущенные недостатки он стал на стойчиво исправлять в следующих боях. Командир дал совет: — Стройте маневры еще более энер гично, проворнее будьте, расторопнее, но, как говорят по-русски, всегда смотрите в оба. Лейтенант Борисов учитывает и учится пе только на собственных ошибках и не достатках. Он внимательно изучает при чины неудач своих боевых друзей. — Однажды один из летчиков оторвал ся от ведущего пары, — вспоминает Бо рисов, — и был вынужден пристроиться к другому. Почему это произошло? Пото му, что летчик не учел особенностей поле та на большой высоте. Ведущий сделал энергичный разворот, а ведомый не сде лал этого и лй «подрезал» курс своему ведущему. — Борисов начертил н а земле кривую и раз’яснн.л: — Вот так надо бы ло уменьшить радиус разворота, учитывая инертность самолета на высоте... Большой опыт приобрел летчпк-истре- бптель и в воздушных стрельбах. Он все задачи выполняет с высокими результа тами. — Причина первых моих неудач в стрельбе. — говорит авиатор, — состоя ла в том, что огонь вел с очень большой дистанции, резко работал ногами, в ре зультате не удерживал марку на цели. Но все это позади. А впереди новые задачи... — По самолетам! — прозвучал сигнал. Лейтенант Борисов прерывает рассказ, и бежит к самолету. Вскоре воздушный воин был на большой высоте. Он выпол нял новую задачу. Напитан А. АНТИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz