На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 сентября 1954 г., Ns 207 (5049 ). в полшут боевую г о т о в н о с т ь ! З о р к о о х р а н я т ь р о д н о е н е б о С о в е т с к о г о З а п о л я р ь я ☆ ☆ Каждую секунду быть начеку! Защита воздушных границ нашей со­ циалистической Родины — основная за­ дача летчиков-истребнтелей. Их долг — в любых мег&оусловиях дня и ночи, на лю­ бых высотах не допустить самолеты про­ тивника к рубежам Отчизны. Это требует от летчиков-истребителей высокой бдительности, смелости, находчи­ вости и летного мастерства, чтобы пора­ жать противника наверняка. Летный состав нашей авиаэскадрильи за сравнительно короткий промежуток време­ ни освоил полеты в простых и сложных метеорологических условиях на средних и больших высотах, где пилотирование са­ молета связано со значительными трудно­ стями ввиду разряженности воздушной ат­ мосферы. большой инертности самолета. Но надо сказать, что трудности высот­ ных полетов не одинаково преодолевались летчиками. Так, например, один из летчи­ ков при выполнении группового полета, будучи внутренним ведомым, на разворо­ тах не мог держаться в строю, чем нару­ шал боевой порядок. Недостаток был свое­ временно обнаружен, и с летчиком после тщательного изучения при-______________ > чин его отставания прове­ ли дополнительные трени­ ровки в групповых поле­ тах прежде в составе па­ ры. потом — звена. Не дав укорениться ошибкам летчика, мы помогли ему стать на правильный путь. В настоящее время этот летчик уверенно выполня­ ет все полетные задания, чутко реагирует на все эволюции своего ведомого, в строю держится отлично. При обучении летного состава высотным полетал! мы не забываем об особен­ ностях производства посад­ ки после выполнения за­ дания на большой высоте. Опыт показал, что после высотных полетов теряет­ ся глубинное зрение. II если летчик не пролетит н а низкой высоте, он не всегда сможет точно опре­ делить расстояние до зем­ ля . что опасно при посад­ ке. Так. однажды один из _________ ___ летчиков, выполнив полет на большой высоте, не учел особенностей, нсторые повлияли на глубинное зрение, и допустил ошибку, посадку производил с высокого выравнивания. Осваивая полеты днем в сложных мете­ орологических условиях, от одиночных до групповых, летный и технический состав работал с большим напряжением сил, про­ являл образцы неутомимости и высокого мастерства. Прекрасная отечественная ре­ активная техника никогда не подводила нас в воздухе. В связи с этим хочу осо­ бенно отметить заслуги в этом авиацион­ ных специалистов Герасимова, Ази­ зова. Правильно летчики говорят, что их боевые помощники на земле свое дело Ъна- ют и на них всегда можно положиться. Мы уделяем постоянное внимание отра­ ботке групповых полетов по пробиванию облаков и ведению воздушного боя и стрельб за облаками. Очень важным каче­ ством при выполнении данной задачи яв­ ляется умение летчиков быстро, органи­ зованно производить сбор за облаками, ибо только единые, целеустремленные дейст­ вия собранной группы могут дать наи­ больший эффект при встрече с противни­ к и . Перед полетами на сбор за облаками пары, звена мы давали предварительно полеты на отработку элементов сбора групп в простых условиях. Эти полеты, как показал опыт, очень полезны и необ­ ходимы. Такая методика обучения в воз- же маленшие ошпоки летного состава, после чего принимались конкретные меры для их устранения. Так, при сборе группы после условного пробивания облаков вверх один летчик не смог пристроиться к груп­ пе из-за ошибок в технике пилотирова­ ния. Сразу же провели разбор, где было выяснено, что летчик не выдержал вер­ тикальную скорость набора высоты, по­ ступательную скорость полета, высоту сбора группы. Эти ошибки наглядно были разобраны со всеми летчиками, выяснена первопричина их возникновения. Но на этом мы не остановились, а произвели повторный вылет. Повседневно оттачивая мастерство поле­ тов в сложных условиях погоды, мы не забываем о мероприятиях, гарантирую­ щих безопасность самолетовождения. А практика учит, что стоит только одному допустить небольшую ошибку или неточ­ ность в воздухе при полетах в сложных метеоусловиях, как ока может повлечь тяжелые последствия. У нас подобных случаев не было, но предпосылки к это­ му имели место. Однажды один командир На аэродроме. П еред полетом командир авиационной эскадрильи майор Л . И. Смирнов (второй справа) д ае т последние у казан и я под­ чиненным. — Сегодня это уж е не первый вылет, — говорит командир. — Но л е та т ь все вы любите, умеете. Н адею сь, зад ан и е выполним успешно. А зав тр а выходной — можно будет и отдохнуть... Фофо И . Никишова. ---------------------- X х ------------------ У нас же некоторые летчики еще мало внимания уделяют осмотрительности, не тренируют себя настоящим образом в бы­ стром обнаружении самолетов в воздухе. Вот почему при контрольных полетах каждый командир обязан строже оцени­ вать элемент осмотрительности. Выраба­ тываются эти качества путем трени­ ровок не только в воздухе, но и на земле. Необходимо ясно понять, что перехват воздушного противника и уничтожение его зависят не только от постов наведе­ ния, но и прежде всего от летчика, подня­ того на перехват. Точное выполнение всех команд поста наведения — выдерживание скорости полета, высоты, кренов разворо­ та. стоогое соблюдение радиодисциплины поможет службе наведения вывести лет­ чика на цель в выгодный для атаки сек­ тор. Слабым местом у некоторых летчиков при полетах на перехват является прене­ брежение к правилам радиообмена. Порой ведущие групп подают лишние команды, допускают не связанные с выполнением ______________ задания разговоры, чем за ­ трудняют наземные посты наведения в передаче необ­ ходимых команд. Весь лет­ ный состав должен повсе­ дневно бороться за строгое соблюдение радиодисципли­ ны. Для успешного владения меткой стрельбой, умения летчика поражать цель с первой атаки необходима большая тренировка как в воздухе, так и на земле. Нам известно, что качест­ венное выполнение стрельб в воздухе во многом зави­ сит от кропотливой работы на земле. У нас на пред­ варительной подготовке летный состав отрабатыва­ ет все элементы, которые встретятся в полете: сле­ жение за целью, определе­ ние дальности до нее. оп­ ределение ракурса цели и точное обрамление ее. Для отработки всех этих и других действий к услу­ гам летчиков у нас имеет­ ся совершенная аппарату- Дисциплина — залог высокой боеготовности и бдительности Я остановлюсь на вопросах дисциплины на земле и в воздухе, ибо известно, что без дисциплины нельзя достигнуть высо­ ких и прочных результатов в повышении боеготовности и бдительности. Расскажу об одном Факте. Ранее авиа­ тор Яцкеиич нарушал дисциплину. Он до­ пускал пререкания со старшими. У него даже были случаи опоздания на службу. На Яцкевича стали оказывать повсе­ дневное влияние командир и комсомоль­ ская организация. Не один раз бе­ седовал с ним и я. И авиатор глубоко по- иял свои недостатки, стал строго соблю­ дать требования уставов, проявлять на­ стойчивость в работе. В настоящее время экипаж.* в котором состоит техник-лейте­ нант Яцкевич. является отличным. Характерно отметить, что вскоре под­ чиненный Яцкевича старший матрос Вишняков, следуя личному примеру своего командира, тажже стал передовым воином, отличником боевой и политической под­ готовки. Авиаторы эксплуатируют сейчас самолет, который поднимается в воздух довольно часто, и материальная часть действует всегда безотказно. Значит, высокая сознательная дисциплина вои­ нов, их стремление все силы отдавать порученному делу активно способствуют повышению боевого .мастерства. Около года служит в подразделении младший техник-лейтенант Утешев. Но и за этот сравнительно небольшой срок он показал, что способен решать любые задачи. Одновременно с ростом техниче­ ских знаний и опыта по специальности, авиатор расширяет идейно-теоретический уровень. Как молодому коммунисту, ему поручили руководство группой политиче­ ских занятий. К этим обязанностям оч относится исключительно добросовестно. В настоящее время офицер Угешев готовит­ ся к вступлению в члены Коммунистиче­ ской партии Советского Союза. Лучшей рекомендацией ему для вступления в пар­ тию является его образцовая служба, вы­ сокая дисциплинированность. Примерно служат Родине и такие авиа­ ционные специалисты, как Звонарев. Са- ломатин и другие. Но есть еще у нас и отдельные нару­ шители порядка и диспиплины. Я имею в виду младших сержантов Ка- щавцева и Митяева. Первый, будучи стар­ шиной. сам нарушал распорядок в кубри­ ке. не поднимался по под'ему, не соблю­ дал Форму одежды. За эти проступки Кащавцева отстранили от занимаемой должности. Митяев совершал такие по­ зорные проступки, как пьянство. Нару­ шитель также наказан. Возникает воп­ рос, почему же эти воины не исправлялот- ся? Дело в том, что эти воины еще глу­ боко не осознали личную ответственность за выполнение воинского долга, они не поняли, что своими действиями наносят ущерб всему коллективу подразделения, который ведет борьбу за высокую бое­ вую готовность и дисциплину. Допускают порой нарушения дисципли­ ны в воздухе и отдельные летчики. Од­ нажды п ри заходе на nocai'Riv один из авиаторов по своей недисциплинирован­ ности так приблизился к впереди летяще­ му самолету и зашел близко в хвост, что попал в струю выхлопных газов двигате­ ля. В результате на высоте выравнивания его самолет начало крепить. С большим трудом летчику удалось выйти из опас­ ного положения. В воздухе, на земле, на службе и вне службы воин должен всегда помнить, что дисциплина — залог высокой боевой го­ товности и бдительности. Капитан Г. ПРИТЧИН. духе позволяла своевременно выявлять да- звена, не выдержав время полета от опре­ деленной радионавигационной точки, не смог с первого захода вывести группу на посадку, что могло бы привести к непри­ ятностям, если бы посадка производилась с минимальным остатком горючего. Этому факту мы придали принципиальное зна­ чение, произвели тщательный разбор. Так, постоянно анализируя недостатки каждо­ го полета непосредственно на аэродроме, а затем в специальном классе, определяя ошпоки и давая конкретные задания на их устранение, летный состав постепенно и уверенно приобретает опыт полетов в сложных метеоусловиях. Остановлюсь я а таком важном элементе в полете, как осмотрительность. Отличная осмотрительность летчика — это его бди­ тельность, качество, нередко определяю­ щее успех боя. Из опыта Отечественной войны известно, что, кто первым увидит противника, тот сможет занять наиболее выгодное исходное положение для атаки, тот наверняка победит. Так поступал в пе­ риод войны мой бывший ведущий Герой Советского Союза Рассадкин, который бла­ годаря высокой осмотрительности первым обнаруживал противника и навязывал ему бой, когда тот оказывался в невыгодных условиях. Ветеранам Отечественной войны хорошо известно имя и славные боевые дела севетмарского истребителя-героя Пе­ тра Рассадкина. Высокое мастерство и от­ вага в сочетании с бдительностью обеспе­ чивали ему успехи в воздушных боях. ВоздушнЬш боец Летчик-истребитель, отстегнув ремни, выходит из кабины реактивного самоле­ т а ... Задание в воздухе выполнено отлич­ но. Листок-молния кратко сообщал: «Сегод­ н я при выполнении задания особенно мет­ ко стрелял по воздушной цели летчик- комсомолец Николай Борисов»... А он, не успев еще покинуть самолет, вновь уст­ ремляет свой взор в небо, которое поруче­ но ему зорко охранять. — Люблю летать! — произносит ави­ атор. В этих обычных для летчиков словах — большой смысл, героика будней северо- корских авиаторов, бдительно стоящих на страже воздушных границ Родины. Летчик-истребитель лейтенант Борисов — один из бойцов большой крылатой семьи, которые не имеют еще особых за­ слуг. Он рядовой летчик, ведомый. Много таких среди североморских истре­ бителей. Тем и интересен не большой, но примечательный путь этого рядового ави­ атора, типичный для многих его боевых друзей. Родился он в Чувашии в городке Ала­ тырь. Отец Николая — рабочий, ныне токарь машинно-тракторной станции. Стоило ли приводить эти прозаические ан­ кетные данные? Безусловно, если их свя­ зать с мыслями и чувствами летчика. — Когда я поднимаюсь в воздух, — го­ ворит авиатор, — я мысленно вижу пе­ ред собою безграничные просторы вели­ кой Родины: и мою Чувашию, и Украи­ ну ... А главное — труд советских людей, который мы оберегаем. Это большое дове­ рие. а еще большая ответственность. И молодой летчик выполняет свой по­ четный долг с чувством высокой лпч.чой ответств енн ости , показывая пример в ов­ л адении боеБЫМ мастерством. Вот с аэродрома взлетел истребитель. Газвернувшись, он стал удаляться, наби­ рая высоту. — Кто поднялся? — Борисов. В зону пилотажа пошел, яа первый самостоятельный... Радостное волнение охватило летчика, когда он едва заметным движением рулей положил самолет в крен и, одновременно увеличивая угловое вращение, выполнил глубокий левый впраж. Затем самолет был выведен в горизонт и заложен в празый крен. Истребитель искусно описал в воз­ духе невидимую восьмерку. Но это было только начало. За виражами последовал переворот. Лет­ чик вмиг оказался головой вниз и пошел с ппкированпе. Земля оказалась под углом и стремительно понеслась навстречу лет­ чику. В считанные секунды отрицатель­ ный угол пикирования сменился положи­ тельным, скорость все увеличивалась. На­ ступил момент наибольших перегрузок. Казалось, что-то невидимое, но тяжелое на­ валилось на все тело и крепко прижало летчика к спинке сиденья. «Резковато взял ручку. Плавнее надо», — услышал он слова командира. Тем вре­ менем самолет стрелой взвивался вверх, ос­ тавляя далеко позади промовые раскаты двигателя. Они многократным эхом разли­ вались над сопками Кольского полуостро­ ва. Уже прошло немало времени, а летчик на больших скоростях носился в воздуш­ ном пространстве. Из пикирования само­ лет выполняет петлю, а потом полупетлю Нестерова. Снова крен, и по спирали на 180 градусов с максимальным набо(ром вы ­ соты самолет опять оказался в зените. Теперь следуют бочки: одна, вторая, впра­ во. влево... Когда самолет приземлился, летчик п о -. ра. Однако мы ее используем еще недоста­ точно. При подготовке к воздушным стрель­ бам летчики не должны успокаиваться на достигнутых показателях. Рано или позд­ но это приведет к снижению качества стрельб. Так, два летчика научились мет­ ко стрелять/ без промаха, но успокоились и перед проверочными стрельбами не го­ товились как следует на земле. В ре­ зультате задание не выполнили. Систематически тренируясь, летая в сложных и простых условиях, летчики- истребители не должны забывать о попут­ ной разведке. Опыт Великой Отечествен­ ной войны показывает, что каждый полет на боевое задание являлся и разведыва­ тельным полетом. Значит у летчика дол­ жно быть развито постоянное стремление тренировать себя сейчас, в учебно-боевых буднях, на предмет отработки мастерства разведчика. Летчик, подготовив себя в мирные дни учебы к действиям в любых условиях, при любой обстановке во время войны сможет выполнить боевой приказ Родины с честью и достоинством, одержит победу над лю­ бым противником. Так и поступают летчики нашей авиа­ эскадрильи, всегда помня о том. что они поставлены на переднем крае бдительно защищать воздушные границы Советского Заполярья. Майор Л. СМИРНОВ, командир истребительной авиаэскад­ рильи, летчик первого класса. чувствовал приятное облегчение во всем теле. Крупно шагая, он подошел к коман­ диру и отрапортовал о выполнении зада­ ния. Крепкое пожатие руки, поздравле­ ния... Изо дня в день росло летное мастерство молодого летчика-истребителя. Но по ме­ ре его роста к нему пред’являлись и бо­ лее высокие требования, усложнялись за­ дания. Нелегко было авиатору, но он не отступал перед трудностями. И то, что год тому назад считалось для него слож­ ным, теперь было самым простым и обыч­ ным. Проведя воздушный бой в паре с лейте­ нантом Борисовым, его ведущий, бывалый авиатор, говорит: «Крепок Борисов. Голы­ ми руками его не возьмешь. Умело, ис­ кусно строит маневры, в бою энергичен, инициативен. И стреляет неплохо. Все данные истребителя налицо»... Заслуженная оценка! Но каких больших усилий она стоила летчику. Ведь ему из­ вестны неудачи, переживания и радость побед. Вспоминаются авиатору первые воз­ душные бои. Вот от взлетной полосы один за другим отрываются два истребителя. Они идут в зону воздушного боя. Ведущий, опытный летчик, разворачивается и видит затяну­ тое в шлеме юношеское лицо ведомого. Это был лейтенант Николай Борисов. В ответ он улыбнулся. «Зорок ведомый», — до­ вольно подумал командир, уловив выра­ жение лица подчиненного. Летчики продолжали полет, как бы присматриваясь друг к другу. Ведь они сейчас будут выступать в роли «против­ ников», вести воздушный бой один на один. Кто победит? Хотя Борисов и чувст­ вовал, что соперник сильнее, но у него и мысли не было о том, чтобы оказаться побежденным. Тем более не допускал мыс­ ли о поражении его ведущий. Так два спортсмена, изготовившись на старте, ду­ мают только о победе и все силы и свое мастерство отдают борьбе на беговой до- в с е г д а среди воинов Утро. Личный состав прибыл на аэро­ дром. Самолеты осмотрены и готовы к вылету. Вот они стоят рядами, призе­ мистые, стреловидные. Скоро мощно за­ гудят реактивные турбины, и машины одна за другой устремятся в небо. А пока свободные минуты. Секретарь партийной организации Владимир Стад- нлк собрал авиационных специалистов. Он проводит беседу на тему: «Об особен­ ностях подготовки материальной части к полетам в сложных условиях». Комму­ нист рассказывает о методах раооты пе­ редовых авиационных специалистов Дья­ конова и Звонарева. — Все они комсомольцы, — говорит секретарь . партийной организации. — Командир высоко оценил их работу по подготовке боевой техники в прошедшие полеты. Дело чести каждого комсомольца всегда образцово готовить материальную часть!.. Прозвучала команда. Все летчики быст­ ро заняли места в самолетах. Прошли се­ кунды. и машины взмыли в воздух. После выполнения задания Владимира Стадника уже видели среди группы лет­ чиков. Шло оживленное осуждение ус­ пехов и недостатков, выявившихся при отработке данной задачи. С утра до вечера руководитель партий­ кой организации находился на аэродроме среди личного состава, словом и личным примером помогал командиру в мобилиза­ ции авиаторов на решение задач боевой подготовки. Старший лейтенант В. Д0Р0ЖИНСКИЙ. Культурно-бытовое обслуживание на старте Летный и инженерно-технический со­ став подразделения работает с большим на­ пряжением сил. В этих условиях особен­ но важное значение имеет хорошо органи­ зованное культурно-бытовое обслужив i- нис личного состава непосредственно н а аэродроме в период полетов. У нас в каждый летный день оживлен­ но бывает в домике на старте. Здесь ра­ ботает буфет, где можно хорошо запусить, выпить фруктового безалкогольного на­ питка. На столиках имеются журналы, газеты. Перед входом в помещение за­ ранее, перед началом полетов вывеши­ ваются боевые листки, плакаты и спе­ циальные выставки по различным вопро­ сам боевой подготовки. Результаты выполнения задач опера­ тивно освещаются в наглядной агитации, в боевых листках и плакатах. Вот лет­ чики успешно выполнили возтушные стрельбы. Не успели они еще выйти из самолетов, а на большом листе уже вы- рожке. Но побеждает, как правило, один, наиболее сильный, ловкий, закаленный. ...Но вот крыло ведущего качнулось. Свалившись на плоскость, машина стре­ мительно заскользила вправо. Ведомый от­ валил влево. Выравняв самолет, ведущий осмотрелся: Борисов был далеко и не мог теперь впдеть своего командира. Неболь- вешены для обозрения результаты вы­ полнения задания. В натшеованном зара­ нее к о н к е обозначено количество попада­ ний Каждым летчиком. В этом вопросе оперативно .работают коммунисты Бердин. Червяков и другие. Но я х о ч у обратить внимание и на не­ достатки. Буфетом всегда довольны вои­ ны, но жаль, что работает он нерегу­ лярно. Одно время ночью практиковали доставку чая на аэродром, чему очень ра­ довались летчики и благодарили хозяйст- ■веннпков. Однако эта забота проявляется эпизодически, а не постоянно. Среди журналов, газет и брошюр, ко­ торые доставляются на аэродром, порой встречаются устаревшие экземпляры. Ни­ чего нет из технической литературы, в том числе и техтгческих журналов. а такая литература очень интересует авиа­ торов. Капитан М. ИВАНОВ. противника. Потребители хорошо знают эту истину и неустанно тренируются в отра­ ботке обнаружения цели и высокой осмот­ рительности в воздухе. Так было и в этом воздушном бою. Об­ наружив друг друга, летчики энергично начали строить маневры для производства атаки с наиболее выгодных положений. З ад ани е выполнено отлично. Летчик- кабины боевой машины. истребитель Николай Борисов выходит из Фото И. Никишова. шпе облака появились в той стороне, ку­ да он удалился. Ведущий взял курс ^ в центр зоны. Вскоре он увидел несущийся самолет Борисова. Летчик, оказывается, обнаружил своего «противника» и смело шел на сближение. «Молодец, осмотри­ тельность хорошая», — отмстил коман­ дир. Первый удар — самый тяжелый, но нанесет его тот, кто раньше обнаружит Введя машину в вираж, ведущий огля­ нулся и увидел, что «противник» быстро сокращает дистанцию п.вот-вот сфотогра­ фирует его. Командир увеличивает крен и скорость. Но Борисов не отставал. Нача­ лась «карусель». Но вот ведущий делает неожиданную эволюцию, и Борисов из по­ ложения атакующего переходит в положе­ ние атакуемого. Координация действий. Коммунисты впереди Партийная организация нашей эскад­ рильи оказывает командиру серьезную по* зющь в успешном выполнении задач бое­ вой и политической подготовки, в воспи­ тании авиаторов в духе беззаветной пре­ данности своему народу. Коммунистиче­ ской партии, любимой Родине. Комму­ нисты в большинстве своем являются передовыми борцами за высокую боевую готовность и бдительность п р и охране воздушных границ Заполярья. Взять, на- поимер. таких коммунистов, как Солодков, Нехамкин и другие. Все они являются ве­ теранами подразделения, в совершенстве изучили сложную боевую технику, научи­ лись образцово ее эксплуатировать на земле и в воздухе. Командир постоянно руководит партий­ ной организацией, ставит перед комму­ нистами конкретные задачи, выступает с докладами на партийных соЗраниях. Осо­ бое внимание мы уделяем вопросам бое­ вой подготовки. Когда перед эскадрильей была поставлена задача освоения слож­ ных видов полетов, мы подготовили и провели партийное собрание с повесткой дня: «Личная примерность коммунистов в овладении сложными видами полетов». _ После собрания коммунисты Солодков, Нехамкин и другие провели беседы с летным и техническим составом. Один из коммунистов, например, имея большой опыт полетов в сложных условиях, высту­ пил перед летным составом и рассказал оо особенностях самолетовождения в об­ лаках ио призорам. о производстве по­ садки с помощью наземных радиотехни­ ческих средств. Этом 1 у же вопросу были посвящены боевые листки. Таким образом партийная организация, используя различные Формы работы, все внимание личного состава налразляла я а решение главной в этот момент задачи. А когда начались сами полеты, мы продол­ жали действовать в том же направлении. H i старте после успешного проведения первых полетов в облаках были выпуще­ ны листки-молнии, посвященные лучшим авиационным специалистам и летчикам. Были проведены беседы на темы: «Рав­ няться на отличников боевой и полити­ ческой подготовки», «Образцово готовить технику на земле — святой долг каждого авиатора». В проведении этих згероприя- тий активное участие принимают многие коммунисты. Партийная организация постоянное-вни­ мание уделяет вопросам освоения воздуш­ ных стрельб, повышению бдительности и боевой готовности. Но есть у нас еще и недостатки в проведении партийно-по­ литических мероприятий непосредственно н а аэродроме. В частности, не всегда ши­ роко используется индивидуальная ра­ бота, передача опыта не носит системати­ ческий характер. Поэтому, если кто и де­ лится опытом, то происходит это стихий­ но. без достаточной предварительной под­ готовки. Коллектив у нас боевой, сплоченный. Все недостатки и проявление недисципли­ нированности со. стороны отдельных ком­ мунистов подвергаются принципиальной критике. В прошлом подвергались до­ вольно резкой критике коммунисты За- вальнюк. Нехамкин. Они правильно вос­ приняли партийную критику товарищей, сделали правильные выводы и сейчас во всех вопросах проявляют добросовест­ ность. честность, высокую партийную принципиальность. Но каждый коммунист не должен успо­ каиваться на достигнутом. Тем более, что задачи, которые ставятся перед истреби­ тельной авиацией, с каждым днем услож­ няются. и решать их с высоким качест­ вом можно при напряжении всех сил каждого авиатора. А коммунисты в пер­ вую очередь должны показывать личный пример. Секретарь партийной организации, старший лейтенант В. СТАДНИК. I быстрота и энергичность в построении ма­ невров у командира оказались выше. Он зафиксировал свою победу н а пленке Фо- топулемета. Конечно, лейтенант Борисов не был до­ волен собою, но ,он не огорчался. Прове­ денный свободный воздушный бой много­ му его научил. Летчик еще выше поднял­ ся на одну ступень в боевом мастерстве. А допущенные недостатки он стал на­ стойчиво исправлять в следующих боях. Командир дал совет: — Стройте маневры еще более энер­ гично, проворнее будьте, расторопнее, но, как говорят по-русски, всегда смотрите в оба. Лейтенант Борисов учитывает и учится пе только на собственных ошибках и не­ достатках. Он внимательно изучает при­ чины неудач своих боевых друзей. — Однажды один из летчиков оторвал­ ся от ведущего пары, — вспоминает Бо­ рисов, — и был вынужден пристроиться к другому. Почему это произошло? Пото­ му, что летчик не учел особенностей поле­ та на большой высоте. Ведущий сделал энергичный разворот, а ведомый не сде­ лал этого и лй «подрезал» курс своему ведущему. — Борисов начертил н а земле кривую и раз’яснн.л: — Вот так надо бы­ ло уменьшить радиус разворота, учитывая инертность самолета на высоте... Большой опыт приобрел летчпк-истре- бптель и в воздушных стрельбах. Он все задачи выполняет с высокими результа­ тами. — Причина первых моих неудач в стрельбе. — говорит авиатор, — состоя­ ла в том, что огонь вел с очень большой дистанции, резко работал ногами, в ре­ зультате не удерживал марку на цели. Но все это позади. А впереди новые задачи... — По самолетам! — прозвучал сигнал. Лейтенант Борисов прерывает рассказ, и бежит к самолету. Вскоре воздушный воин был на большой высоте. Он выпол­ нял новую задачу. Напитан А. АНТИПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz