На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 сентября 1954 г.. N 2 211 (5053). О Л ё Т Ш Н 0 7 Ы 0 1. Подготовка Пилотировании самолета ночью сущест- р.'чпп) отличается от полета в тневных у с ловиях . Туман, дымка или облачность, не достаточно ясно вы р аж е нный е с тествен ный горизонт, — все это лиш а е т л е тчик а возможности визуально контролировать по ложение самолета относительно земли. Только в светлую лунную ночь л е тч ик мо ж е т пилотировать самолет визуально , при бегая к пилотажным приборам для само контроля. Из опыта известно, что в почных ус ловиях трудно определить высоту, ско рость и направление полета. Поэтому оп ределение положения самолета в простран стве. а также высоты, скорости и направ ления полета, выполнение различных эво люций летчик производит по пилотажным приборам: авиагоризонту. вариометру, ука зателю скорости, указателю поворота и скольжения, компасу и радиокомпасу. Ночью значительно труднее, чем днем, вести визуальную ориентировку и рабо тать с оборудованием кабины. Все это вы зывает у летчика повышенное психологи ческое напряжение, вследствие которого замедляется реакция восприятии и дейст вий в полете Реактивный самолет имеет свои особен ности. которые помогают или затрудняют ттилотирование ночью. Например, тгехко- лесное расположение шасси и вынесенная вперед кабина облегчиют летчику обзор и наблюдение за в о з д у ш н ы м пространством, лают возможность лучше видеть стартовые о г н и п р и взлете и на посадке. Отработан ные газы выходят вне поля зрения летчи ка и не метают ему видеть. Но летчику необходимо знать и другую особенность, а именно: стреловидность крыла самолета затрудняет пространствен ную ориентировку в полете, особенно в у с л о в и я х плохой видимости естественного гп-ризонта. так как летчик может ориен тироваться только по передней части са молета. а не по плоскостям. Кроме того, полеты на больших высотах сопговоя?дают ся частичным или полным обмерзанием Фонаря, что почти исключает возможность визуального пилотирования, и летчик вы нужден все внимание переключать на пи лотирование по приборам. Все эти особенности ночного полета тре буют тщательной подготовки самолета и самого летчика к полету. Подготовка летчпка должна быть все- 'оУемлюшей и затрагивать все элементы полета. Каждый летчик нашего подразде ления знает что перед полетом в ночных условиях большое Ф и з и ч е с к о е гаппяже- ние. недостаточный отдых недопустимы. Почему? Да потому, что большие зк-шс-ти полета и инертность самолета особенности пилотирования ночью требуют от летчика неослабного и исключительно напряжен ного внимания и контроля за положением самолета в пространстве. Небольшие о-шо ки. допущенные летчиком ночью, заме чаются обычно позже, чем при полетах днем. У утомленного летчика внимание бу дет недостаточным, а исправление, ошибок несвоевременным что может привести к более грубым ошибкам и потере просгоап- ственнои ориентировки. Подготовку к полетам ночью мы строим таким образом. Добиваемся, чтобы каждый летчик отлично усвоил задание, уяснил осо бенности данного полета и мог отлично работать с оборудованием кабины. В поле те основное внимание летчика напразл-но на пилотирование самолета, и отвлекать внимание на работу с оборудованием он может мало. Поэтому при подготовке к каждому ночному полету до автоматизма отрабатываются все действия в кабине. Тренажи в кабине должны производить ся в темное время без всяких условностей с максимальным приближением обстанов ки к действительному полету, при наде том парашюте. Очень важно при проведе нии тренажа в кабине обращать внимание на умение летчика быстро, не глядя, най ти нужный тумблер, кнопку пли рычаг, умение правильно отрегулировать освеще ние кабины. Дело в том, что от освеще ния кабины зависит осмотрительность летчика. В светлую лунную ночь накал лампочек должен быть таким, чтобы мож но было без затруднений читать показа ния приборов и полетную карту. При полете в звездную ночь без луны накал лампочек должен быть минималь ным. Некоторые летчики дают сильный накал, не понимая, что излишнее освеще ние кабины, приборной доски затруд няет и ухудшает осмотрительность. Кро ме того, яркие источники света дадот зер кальные отражения на стеклах фонаря, блики, которые слепят летчика и могут привести к неправильному определению положения самолета в воздухе. Подготовка летчика к полету должна затрагивать и такой вопрос, как умение определить направление полета другого самолета по аэронавигационным огням. Та кой тренаж молено проводить и в классе, и на старте в свободное от полетов время. Указав одному летчику пролетающий са молет. командир спрашивает направление полета этого самолета и, если нужно, по правляет. • Перед ночными полетами у нас летчи ки тщательно изучают разбивку старта в классе, а затем осматривают старт на аэродроме в ночное время при зключен- ных стартовых огнях. Дело в том. что в настоящее время обилие огней на старте может при рулении ввести летчика в за блуждение. в результате которого возмож ны наруливания на препятствия пли ук лонение с рулежной дорожки на неука- танный и непригодный для руления г р у н т . Перед каждым вылетом летчик обязан тщательно проверить п о д г о т о в к у самоле та к полету, обратив особое внимание на освещение пилотажно-навигационных при боров и на их исправность, проверить ра диотехнические средства самолетовожде ния. электрооборудование, пиротехнические средства. \ После посадки в кабину я. например, делаю следующее: подключаю аэродромное питание, включаю освещение кабины, аэронавигационные огни, авиагоризонт. Включаю и настраиваю на приводную ра диостанцию радиокомпас. Убеждаюсь, что карманный фонарик надежно прикреплен и им можно воспользоваться без затруд нения при отказе сети освещения кабины. После запуска двигателя выключаю ос вещение кабины для того, чтобы убедить ся. что в кабине нет открытых источни ков света, а лампочки освещают прибор ную доску равномерно и с силой, соответ ствующей данной ночи. Обязательно еще раз проверяю работу авиагоризонта, рас- стопорив его. Очень важно помнить, что ночью авиагоризонт разаретипуется неза долго до взлета. Проворив работу компаса и радиокомпаса, начинаю вы руливание. Миганием огней даю команду убрать колодки п. увеличив обороты дви гателя. плавно страгиваюсь с места. Из опыта я убедился, что руление не должно превышать определенной скорости. На рулежной дорожке, хорошо обозначен ной огнями, одна скорость. Если же дорожка обозначена недостаточно, то ру ление производить следует со значительно меньшей скоростью и по необходимости включать на короткое время посадочную фару для просмотра впереди лежащей местности. Однако фарой при вырулива нии для взлета нужно пользоваться как можно реже, так как после выключения света необходимо сравнительно длительное время для восстановления ночного зрения. Причем, у каждого летчика разное время уходит на полное адаптирование глаза. Вырулив на взлетную полосу, обяза тельно убеждаюсь, что самолет стоит строго по центру, а продольная ось его направлена по линии взлета. Был случай, когда один наш летчик не проверил на правление осп самолета перед взлетом и во время взлета уклонился, зацепив под весным баком один из стартовых огней. Контролировать положение самолета перед взлетом можно по огням искусственного горизонта, внутренние огни которого дол жны проектироваться таким образом, что бы их удаление от переплетов смотрового стекла было одинаковым. Можно также проверить правильную установку самоле та на взлетной полосе по углу визирова ния на левые и правые огни полосы. При этом угол должен быть одинаковым. Получив разрешение на взлет, плавно увеличиваю обороты двигателя и начинаю разбег самолета. Скорость начала под’ема переднего колеса определяю по чувству времени и навыкам, полученным в поле тах днем п в процессе провозных полетов ночью. После отрыва самолета задерживаю движение ручки и даю самолету плавно отойти от земли. Набрав высоту не менее 25 метров, даю кран шасси на убоину и продолжаю набор высоты с заданной ско ростью. Опыт меня научил, что взлет и набор высоты в условиях светлой ночи п р и в и д им о с ти естественного гор"чонта труд ностей не представляет. В темную же ночь, когда естественный горизонт не про сматривается. взлет и набор высоты уп- ложняются. так как только на вздетной дистанции можно проконтролировать по ложение самолета по стартовым огням Дальнейший набор высоты приходится производить по авпагоризонту, вариомет ру. указателю поворота и скольжения, указателю скорости и компасу. Тут уж приходится псе : концентрировать на при боры. точно’распределятъ внимание. О последующих элементах ночного по лета будет рассказано в очередной статье. Офицер М. НЕХАМКИН, командир авиаззена. До двух норм в смену Вопны нашего подразделения изо дня в д°нь повышают свои военные и политиче ские знания настойчиво борются за вы полнение и перевыполнение производст венные заданий. Возьмем к примеру рядового Кпуру. Ор оаботает маляром. Ежедневно выпол няет производственный план на 200 и бо лее процентов. За успехи в службе р я д о в о й Киуру име ет несколько поощрений от командования. Сейчас воин прикладывает все силы к то му. чтобы еше выше поднять производи тельность труда. Рядовой Ф. ШАПОВАЛОВ. Цель поражена с первого выстрела Расчет у орудия. Моро сит дождь, ветер. Матрос Кучеров, как Л/ все. бы стро занял свое место «У механизма. В такую погожу нужно быть особенно вни мательным к командам и безошибочно различать сигналы. % Ветер усиливается. Сей час все должно быть со средоточено на главном — без опозданий выпол нить приказание. Команда «Огонь!». Кучеров быстро обхватывает снаряд, кла дет на лоток. Нажата руко ятка. Разрывы легли все по курсу, цель поражена с первого выстрела. Кучеров в сложных ус ловиях действовал, как в бою, — четко, сноровисто. Важнейшие качества со ветского воина — выносли вость. твердое знание сво его дела, способность рабо тать в трудной обстановке. — лучше всего воспитыва ются и проявляются на тренировках. Пх сумел вы работать в себе Кучеров. Перед одной из трениро вок матрос Олюнин не под готовил свое заведывание к работе, ссылаясь на то, что ему не хватило време ни. Командир применил к воину дисциплинарные ме ры воздействия. Олюнин учел замечания командира и теперь старается раньше других п р и р о д и т ь матери альную часть в боевую го товность. Он берет пример с отличников боевой и по литической подготовки. Матрос А. БЫСТРОВ. За успехи в службе — награда С первых дней службы тов. Шнилез показал себя трудолюбивым, исполнидель- ным воином. Он хорошо освоил свою спе циальность артзлектрина. Изучив вверен ную ему технику, Шкилев стал помогать товарищам. Кроме зтого. воин принимает активное участие в общественной жизни корабля. Исполняя обязанности старшины груп пы, он умело воспитывает своих подчинен ных, учит матросов точному и быстрому действию на боевом посту, прививает им высокие морально-боевые качества — выносливость, мужество, отвагу, готов ность выполнить любой приказ команди ра. За примерную службу Родине и умелое воспитание подчиненных моряк Шкилев награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и знаком «Отличный артиллерист». Старший матрсс К. ЯРАСОВ. Заявление ТАСС С помощью с о с л у ж и в ц а Комсомолец Николай Васильев пришел в наше подразделение молодым, малоопыт ным матросом. С большим трудом ему да валось изучение специальности. Сначала он был неуверен в своих силах Однажды командир, подводя итоги учебы за неделю, отметил слабую успеваемость матроса Ва сильева. Замечание командира не прошло мимо внимания члена комсомольского бю ро старшего матроса Ровдо. После подведе ния итогов в свободное время он завел в кубрике дружескую беседу с матросом Ва сильевым. Ровдо. хорошо зная специаль ность. предложил ему овюю помощь. По вечерам они занимались вместе. Ак тивист охотно передавал малоопытному вспну свои знания, помог изучить боевые инструкции. Другие члены бюро помогли ему повысить свой идейный уровень. В настоящее время матрос Васильев слу жит примером в боевой и политической подготовке и в воинской дисциплине, до бросовестно относится к поручениям. На днях за успехи в учебе я службе матро-у Васильеву командир предоставил внеоче редной краткосрочный отпуск. А. ВОЙТЫШИН. -о- К о Г о H /m /ib О МНОГО классных специалистов воспитал старшина 2 статьи Мизю- лин. Среди них старшие матросы Медведев, Вьюн и другие. В прошед шем походе они показали высокую выучку, действовали четко и быстро. Командир подразделения об’явил им благодарность. Старшина 1 статьи А. Мельников. о КОМСОМОЛЬЦЫ МАТРОСЫ Виктор Степанов и Александр Яков лев добросовестно изучают стрелко вое дело. Прилежность воинов в уче бе обеспечивает им высокие практи ческие результаты . Очередное у п р аж нение из личного оружия матросы Степанов и Яковлев выполнили ус пешно. Командир об 'явил метким стрелкам благодарность. Матрос А. Федоров. О БД И Т Е Л ЬН О несет караульную службу отличник боевой и политиче ской подготовки рядовой Еремеев. Недавно он награж ден ценным по дарком Рядовой Н. Бортник. о с БОЛ ЬШ ИМ ИНТЕРЕСОМ и любовью изучает артиллерийское д е ло передовой воин И ван Горешек. К ак одного из лучших комендоров корабля, его назначили командиром орудия. Он неустанно повышает свои специальные знания, умело обучает подчиненных. З а образцовую службу передовой м оряк-артиллерист неоднократно по ощрялся. Старший матрос К. Сухопарое. 25 августа в Лондоне было опубликова но заявление Морского министерства Вели кобритании. в котором были приведены ни на чем не основанные данные относитель но военно-морского флота Советского Сою за. Заявление было пересыпано домыслами о планах строительства советских военно- морских сил, их численности и т. п. Заявление официального английского ведомства послужило поводом для шумихи, поднятой в английской печати. Словно но команде ряд английских газет «Дейли Мейл», «Дейли Экспресс», «Ньюс Кро- никл» и др., а также англннско» радио, развернули кампанию вокруг этого заявле ния, нагромождая одну на другую все но вые выдумки. Все это не оставляет сомнения в том. что заявление Морского министерства Ве ликобритании и последовавшая за этим кампания в печати предприняты по ини циативе тех кругов, которые стремятся поддержать дискредитировавшую себя по литику «с позиции силы» и стоят за про должение гонки вооружений. В то время как Советский Союз пред принимает все посильное для того, чтобы смягчить международное напряжение и содействовать развитию сотрудничества между государствами, сторонники полити ки «с позиции силы» напротив стремятся обострить обстановку, затруднить возмож ность достижения договоренности по не решенным международным проблемам. Характерно, что указанная кампания сопровождается требованиями об увеличе нии ассигнований на военно-морской флот Великобритании, причем ряд газет припу гивает английских налогоплательщиков «угрозой» для Англии со стороны военно- морского флота СССР. По меткому выра- жению одной шведской газеты, англий ское морское ведомство, повидимому. «ну ждается в попутном ветре» для собствен ной программы военно-морского строи тельства. Нетрудно заметить также, что этим пы таются отвлечь внимание от справедливых и все более настойчивых требований на родов — запретить атомное и водородное оружие, сократить вооружение государств, устранить угрозу новой войны. ТАСС уполномочен заявить, что сооб щение Морского министерства Великобри тании относительно военно-морских сил Советского Союза и целей, которые им при писываются, является грубым вымыслом. ЛегендарнЬш граЖданской герои войнЬя Тридцать пять лет назад на боевом по- жения и выйти к Николаевску. Решаю- Выше идейный уровень политических информаций Возросшие задачи боевой подготовки настоятельно требуют серьезного улучше ния идеологической работы, повышения идейного у р о в н я всех форм политического и воинского воспитания матросов, стар шин и офицеров. Важным средством идей ного воспитания оядового. сержантского и стапшинского состава является массо вая политическая агитация, в которой значительное место отводится политиче ским информациям. На корабле Н. к проведению поли тических информаций привлекаются наиболее опытные офицеры. Перед лич ным составом выступает командир ко- рпбля. его заместитель по политиче ской части и другие офицеры. Поли тические инФоомапии п р о в о д я т с я регу лярно и на актуальные темы. Хорошо, ннппимев \здесь была пцоведепа полити ческая информация на тему: «О введе нии сезонных горничных пен на капто- О.^ль овощи и Ф р у к т ы и снижении госу дарственных позничных пен на расти тельное масло и овощные консервы». Офицео Таобаев подробно рассказал о про водимых снижениях пен в нашей стране на продовольственные и промышленные товары о политике нашей партии и Со ветского поавительства направленной на кт\'той под’ем сельского хозяйства и дальнейшее улучшение материального и к у л ь т у р н о г о уровня жизни советских лю дей. — Введение сезонных розничных пен на кяпгоФель. овоши и Ф р у к т ы . — гово рил пропагандист. — свидетельство новой заботы партии п Советского прави тельства о благе народа. Это решение создает с т и м у л д л я тоужеников соппалп- гфцчрск/ого земледелия в хранении овощей и Ф п у к т о ч в зимние месяцы что дает воз можность бо^перебойпо снабжать т т гдя- щихся важнейшими продовольственными товарами в течение всего года. На отеческую заботу Коммунистической пар тии и Советского правительства мы. вои ны флота, должны ответить улучшением качества боевой и политической подготов ки. укреплением воинской дисциплины и повышением боевой готовности корабля. Проведенная на высоком идейном уровне политическая информация вызвала у личного состава живой интерес и сыг рала важную роль в мобилизации воинов на безупречное служение социалистиче ской Родине. Политические информации на корабле планируются на неделю. Каждый офицер, п р о в о д я щ и й политические информации, (узнает об очередной теме за несколько дней до выступления перед личным со ставом. Это дает возможность пропаган дистам хорошо подготовиться, продумать план своего выступления, подобрать не обходимые примеры из жизни личного состава корабля. Нередко с проводящими политические информации офицерами бе седует командир или его заместитель по политической части. Они инструктируют пропагандистов, дают им практические советы, как лучше и доходчивее раз’яс- нить воинам вопросы, выносимые на по литическую информацию, как увязать те му с задачами, стоящими перед личным составом. Личный состав другого корабля всегда с большим вниманием слушает выступле ния офицера Сьггенко. Он. например, ин тересно провел политическую информа цию на тему: «Решение партии и прави тельства о дальнейшем освоении целин ных и залежных земель». Во время отпуска офицер Сытенко по бывал на Всесоюзной сельскохозяйствен ной выставке, подробно осмотрел там па вильон. где показаны успехи тружеников социалистического сельского хозяйства в освоении целинных и залежных земель. Об этом подробно рассказал офицер лич ному составу. Особое внимание уделил пропагандист рассказу о новой технике, используемой в районах освоения новых земельных массивов. Тов. Сытенко рас сказал о мастерах высоких урожаев, о том, что успехи их стали возможными, благодаря отличному владению новейшей сельскохозяйственной техникой. — Достижения тружеников сельского хозяйства, — говорил пропагандист, — обязывают нас, воинов, зорко охранять созидательный труд нашего народ, повсе дневно поднимать боевую готовность и бдительность. Проведенная на высоком идейном уров не. построенная на ярких убедительных примерах, тесно связанная с задачами личного состава, политическая информа ция помогла морякам глубже уяснить практические задачи личного состава ко рабля по охране мирного созидательного труда советского народа. Однако следует сказать, что так поли тические информации проводятся не вез де Еще не редки случаи, когда они неумело планируются и проводятся на спех. не подготовленными людьми и на низком идейно-политическом уровне. На корабле, где служит к о м м у н и с т Петунин, политическим информациям уделяется крайне недостаточное внимание. Недавно на этом корабле была проведена полити ческая информация на тему: «0 восьмом кинофестивале». Интересный материал, изложенный общими фразами, сухо и скучно, не имел должного воспитатель ного воздействия на воинов. Молодому, энергичному, грамотному и культурному офипеоу. проводившему политическую ин формацию. со стороны политработника не было оказано помощи в подготовке. Серьезным недостатком в проведении политинформаций является и тот факт, что они иногда проводятся вне связи с жизнью личного состава корабля. Так. на- ппимер офицер Пгонин в инФоомапии на T fM iy: «Моральный облик советского чело века» почти ничего не сказал о мораль ном облике советских воинов, о значении высоких морально-боевых качеств для до стижения победы, о стойкости и вынос ливости. Пропагандист не привел ни од ного примера, не назвал ни одной фами лии примерного воина из экипажа кораб ля. При проведении политических инфор маций необходимо широко использовать письма, получаемые воинами от родных а знакомых и рассказывающие о том, как советский народ борется за претворе ние в жизнь боевой программы партии по крутому под’емпг сельского хозяйства, за построение ком 1 .мунизма в нашей стра не. Видное место в тематике политинфор маций должна занимать научно-атеисти ческая пропаганда, а также пропаганда здорового быта. Для того, чтобы серьезно поднять орга низационный и идейный уровень полити ческих информации, необходимо добиться, чтобы они регулярно проводились в точно отведенное распорядком дня время, за ботиться о том. чтобы все матросы и старшины, свободные от вахт, могли бы присутствовать на политических инфор мациях. Офицеры, готовясь к выступле нию. должны получать инструктажи, ин дивидуальную. методическую и другую помощь. Полезно также организовать взаимное посещение политических инфор маций офицерами, проводящими их. от дельные выступления подробно разбирать на совещаниях пропагандистов. Необходимо, чтобы каждый офицер вел устную пропаганду и агитацию Н 9 начет нически, а творчески, тесно увязывая об щеполитические вопросы с конкретными фактами из жизни корабля. Политические информации являются важной формой политического воспитания матросов и старшин, поэтому необходимо проявлять неустанную заботу об пх идейном содержании, использовать их для политического и воинского воспитания личного состава, для укрепления воинской дисциплины, повышения бдительности. Офицео М. БУРЦЕВ. Офицер И. СУЩЕНКО. сту погио верный сын нашего народа, ле гендарный герой гражданской войны, та лантливый командир Советской Армии Василий Пванович Чапаев. Короткая, но богатая подвигами жизнь Чапаева — яркий образец беззаветного служения Родине, честного выполнения воинского долга. В Чапаеве отразились лучшие черты советского народа — бес предельная любовь к Отчизне, мужество и героизм, незнание страха в борьбе с вра гами. пытливый ум и человеческая про стота. Пмя Чапаева стоит рядом с имена ми таких прославленных героев граждан ской войны, как Щорс. Котовский. Пархо менко и Лазо. Родился Чапаев 9 февраля 1887 годп в деревне Будайке Чебоксарского уезда Ка занской губернии в бедной крестьянской семье. Трудно приходилось добывать хлеб простому крестьянскому парню. Чапаев батрачил у помещиков, плотничал, служил «мальчиком» у купца, колол дрова и под метал полы, скитался в поисках заработка по городам Поволжья. Вскоре Чапаев стал солдатом царской армии. Он принимал участие в первой мировой войне, храбро сражался с немцами, много раз был ранен й награжден четырьмя георгиевскими кре стами. Огромное влияние на Чапаева оказала Октябрьская социалистическая революция. В сентябре 1917 года он вступает в ряды Коммунистической партии. С первых дней пролетарской революции Чапаев становит ся активным защитником великих завое ваний Октября. Партийная организация г. Николаевска (ныне г. Пугачев) направ ляет Чапаева в 138-й полк для раз’ясне- ния политики Коммунистической партии и решений Советского правительства. Выхо дец из народа Чапаев быстро завоевал ува жение и симпатии солдат, стал их другом и советчиком. Они единодушно избппают Чапаева командиром 138-го полка. Через некоторое время его назначают начальни ком гарнизона Николаевска, а позже воен ным комиссаром города. Чапаев провел огромную работу по формированию отрядов для Советской Ар мии и снабжению их продовольствием и обмундированием. Он возглавил борьбу с кулаками и эсерами, пытавшимися сверг нуть Советскую власть в Николаевске. В этих боях проявились незаурядный военный талант молодого Чапаева, его личная храбрость. Весной 1918 года контрреволюционные генералы и эсеры с помощью белоказаков захватили власть в Уральской области и стали угрожать Среднему Поволжью. Ру ководимый коммунистами Саратовский Со вет для разгрома белогвардейцев создал «Особую армию». Во главе одного из отря дов этой армии стал Чапаев. Выполняя самые трудные и ответствен ные задания командования, о т р я д Чапаева с упорными боями прошел до Уральска и разбил несколько вражеских частей. Ча паев составляет план и готовится к унич тожению противника, засевшего в городе. Однако к этому времени «Особая армия» оказалась отрезанной от Волги и была вы нуждена отходить. Обстановка осложня лась тем. что армия имела крайне ограни ченные запасы боеприпасов и продовольст вия. На отряд Чапаева была’ возложена за дача прикрывать отступление армии и не допустить ее разгрома. Ведя упорные бои. чапаевский отряд с честью справился с этим заданием. В пюне 1918 года был образован Вос точный фронт, в состав которого вошла «Особая армия», переименованная в 4-ю яр- мию. Чапаев назначается командиром Пу гачевской бригады. Во взаимодействии с другими соединениями армии бригада Чапаева добилась победы над частями уральской белоказачьей армии, разгромила трехтысячный чехословацкий отряд в рай оне Таволожанки и Николаевска, нанесла поражение войскам самарских контррево люционеров под Орловкой и Ливенкой. В боях против чехословацкого отряда Чапаев мастерски применил обходный ма невр. Он направил один полк в обход и до бился победы над врагом согласованными ударами с фронта и тыла. Осенью 1918 года Чапаев назначается начальником Николаевской дивизии и по лучает приказ прикрыть фланг 4-й ар мии. наступавшей на Самару. Выполняя эту задачу, малочисленная дивизия муже ственно сражалась с врагами и овладела Таловой. В октябре дивизия Чапаева по пала в окружение. Положение казалось безвыходным. Остро нуждаясь в боеприпа сах и продовольствии, дивизия в течение пяти дней вела бои с превосходящим про тивником, сумела прорвать кольцо окру- щую роль в -этом бою сыграли высокие мо рально-боевые качества бойцов, крепкая воинская дисциплина и личный героизм Чапаева. В ноябре 1918 года Чапаева наплавля ют на учебу в Военную академию. Но уже через три месяца по личной просьбе Ча паев возвращается на Восточный фронт в 4*ю армию, которой руководили в то вре мя Фрунзе и Куйбышев. Чапаева назнача ют командиром Александро-Гайской брига ды. а Фурманова — комиссаром. Руково димая Чапаевым и Фурмановым бригада наголову разбила белоказапкие части и ов- ледела станицей Сломихинской. Длительные и задушевные беседы с Фурмановым оказывали огромное воздейст вие на Чапаева. Боевой комиссар помогал Чапаеву разбираться в сложной полити ческой обстановке, понять роль организо ванности и высокой воинской дисциплины р достижении победы нал врагом, пробу дил в нем интерес к знаниям и книгам. В свою очередь Фурманов учился у Чапаева военному делу, стремился быть таким же мужественным и смелым, каким был Ча паев. Весной 1919 года Колчак. Деникин, панская Польша и Юденич предприняли совместное наступление против Советской Республики. Это был первый поход Антан ты. Главную рчть в нем играл Колчак. , Центральный Комитет нашей партии принял срочные меры с целью разгромить Колчака. Кроме общей мобилизации, на фронт было направлено 10 тысяч комму нистов. 3 тысячи комсомольцев и о*оло 25 тысяч членов профсоюза. Во главе Юж ной группы войск Восточного фронта пар тия поставила Фрунзе и Куйбышева. Организуя контрнаступление. Фрунзе создал из лучших частей ударную группи ровку, куда была включена и 25 -я стрел ковая чапаевская дивизия. В апреле 1919 года 25 -я дивизия пе- Т.ешла в наступление и совместно с дру ги м и частями нанесла поражение Колчаку на реке Боровка, пол Бугурусланом. Беле сееv и Бугульмой и вышла на реку Белая. В ночь на 7 июня 25-я дивизия форси ровала реку. Ни губительный огонь про тивника. ни его «психические атаки» не могли сдержать мощного натиска советских бойцов. 9 июня дивизия вступила в Уфу. За успешное осуществление уфимской опе рации Чапаев был награжден орденом Красного Знамени. Перед Чапаевым была поставлена новая задача — оказать помощь окруженной в Уральске 22-й дивизии. Выполняя это за дание чапаевпы разбили в районе стани цы Соболевской 2-й уральский конный корпус белых, a l l июля, ранее намечен ного срока. 25-я дивизия ворвалась в Уральск. Вскоре станицы Сквовкпнская. Бударинская. Кожехаровская. Лбищенская ?. Сахарная стали советскими. Штаб дивизии расположился в станипе Лбпщенской Чапаев и новый комиссар дпвизпп Батурин готовились к оконча тельному уничтожению белоказаков. В ночь на 5 сентября их штаб был подверг нут внезапному нападению. Небольшая группа бойцов во главе с Чапаевым и Ба туриным оказала врагу упорное сопротив ление. Но силы были неравными. В этом бою -погибли Kovnrcan Батурин, начальник штаба дивизии Новиков, начальник полит отдела Суворов, начальник школы крас ных командиров Чёков и другие. Тяжело раненый Чапаев и его порученец Петр Исаев начали пробираться к реке Урал. Израсходовав последние патроны. Чапаев бросился в воду. На середине реки враже ская пуля сразила героя. Мстя за смерть своего любимого коман дира. мужественно дралась против полчищ Колчака чапаевская дивизия. 6 сентября чапаевпы вновь овладели Лбитпенской. Ча паевская дивизия сражалась до полного разгрома врагов нашей Родины. Чапаев был строгим и требовательным командиром. Он воспитывал у своих под чиненных презрение к смертп. непоколе бимую стойкость при решении боевой за дачи. мужество и отвагу. Высокая требо вательность v Чапаева сочеталась с посто янной заботой о бойцах и командирах. Ча паев был беспощадным к трусам и пани керам. поборником строгой воинской дис циплины. В годы Великой Отечественной войны имя народного героя В. П. Чапаева вдохно вляло советских воинов на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Советский народ свято чтит память о герое-самородке В. П. Чапаеве. На примере жизни Чапаева советский народ учится беззаветному служению матери-Роднне, му жеству и героизму.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz