На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 5 сентября 1954 г.. N 2 211 (5053). О Л ё Т Ш Н 0 7 Ы 0 1. Подготовка Пилотировании самолета ночью сущест- р.'чпп) отличается от полета в тневных у с ­ ловиях . Туман, дымка или облачность, не­ достаточно ясно вы р аж е нный е с тествен ­ ный горизонт, — все это лиш а е т л е тчик а возможности визуально контролировать по­ ложение самолета относительно земли. Только в светлую лунную ночь л е тч ик мо­ ж е т пилотировать самолет визуально , при ­ бегая к пилотажным приборам для само­ контроля. Из опыта известно, что в почных ус­ ловиях трудно определить высоту, ско­ рость и направление полета. Поэтому оп­ ределение положения самолета в простран­ стве. а также высоты, скорости и направ­ ления полета, выполнение различных эво­ люций летчик производит по пилотажным приборам: авиагоризонту. вариометру, ука­ зателю скорости, указателю поворота и скольжения, компасу и радиокомпасу. Ночью значительно труднее, чем днем, вести визуальную ориентировку и рабо­ тать с оборудованием кабины. Все это вы­ зывает у летчика повышенное психологи­ ческое напряжение, вследствие которого замедляется реакция восприятии и дейст­ вий в полете Реактивный самолет имеет свои особен­ ности. которые помогают или затрудняют ттилотирование ночью. Например, тгехко- лесное расположение шасси и вынесенная вперед кабина облегчиют летчику обзор и наблюдение за в о з д у ш н ы м пространством, лают возможность лучше видеть стартовые о г н и п р и взлете и на посадке. Отработан­ ные газы выходят вне поля зрения летчи­ ка и не метают ему видеть. Но летчику необходимо знать и другую особенность, а именно: стреловидность крыла самолета затрудняет пространствен­ ную ориентировку в полете, особенно в у с ­ л о в и я х плохой видимости естественного гп-ризонта. так как летчик может ориен­ тироваться только по передней части са­ молета. а не по плоскостям. Кроме того, полеты на больших высотах сопговоя?дают­ ся частичным или полным обмерзанием Фонаря, что почти исключает возможность визуального пилотирования, и летчик вы­ нужден все внимание переключать на пи­ лотирование по приборам. Все эти особенности ночного полета тре­ буют тщательной подготовки самолета и самого летчика к полету. Подготовка летчпка должна быть все- 'оУемлюшей и затрагивать все элементы полета. Каждый летчик нашего подразде­ ления знает что перед полетом в ночных условиях большое Ф и з и ч е с к о е гаппяже- ние. недостаточный отдых недопустимы. Почему? Да потому, что большие зк-шс-ти полета и инертность самолета особенности пилотирования ночью требуют от летчика неослабного и исключительно напряжен­ ного внимания и контроля за положением самолета в пространстве. Небольшие о-шо­ ки. допущенные летчиком ночью, заме­ чаются обычно позже, чем при полетах днем. У утомленного летчика внимание бу­ дет недостаточным, а исправление, ошибок несвоевременным что может привести к более грубым ошибкам и потере просгоап- ственнои ориентировки. Подготовку к полетам ночью мы строим таким образом. Добиваемся, чтобы каждый летчик отлично усвоил задание, уяснил осо­ бенности данного полета и мог отлично работать с оборудованием кабины. В поле­ те основное внимание летчика напразл-но на пилотирование самолета, и отвлекать внимание на работу с оборудованием он может мало. Поэтому при подготовке к каждому ночному полету до автоматизма отрабатываются все действия в кабине. Тренажи в кабине должны производить­ ся в темное время без всяких условностей с максимальным приближением обстанов­ ки к действительному полету, при наде­ том парашюте. Очень важно при проведе­ нии тренажа в кабине обращать внимание на умение летчика быстро, не глядя, най­ ти нужный тумблер, кнопку пли рычаг, умение правильно отрегулировать освеще­ ние кабины. Дело в том, что от освеще­ ния кабины зависит осмотрительность летчика. В светлую лунную ночь накал лампочек должен быть таким, чтобы мож­ но было без затруднений читать показа­ ния приборов и полетную карту. При полете в звездную ночь без луны накал лампочек должен быть минималь­ ным. Некоторые летчики дают сильный накал, не понимая, что излишнее освеще­ ние кабины, приборной доски затруд­ няет и ухудшает осмотрительность. Кро­ ме того, яркие источники света дадот зер­ кальные отражения на стеклах фонаря, блики, которые слепят летчика и могут привести к неправильному определению положения самолета в воздухе. Подготовка летчика к полету должна затрагивать и такой вопрос, как умение определить направление полета другого самолета по аэронавигационным огням. Та­ кой тренаж молено проводить и в классе, и на старте в свободное от полетов время. Указав одному летчику пролетающий са­ молет. командир спрашивает направление полета этого самолета и, если нужно, по­ правляет. • Перед ночными полетами у нас летчи­ ки тщательно изучают разбивку старта в классе, а затем осматривают старт на аэродроме в ночное время при зключен- ных стартовых огнях. Дело в том. что в настоящее время обилие огней на старте может при рулении ввести летчика в за­ блуждение. в результате которого возмож­ ны наруливания на препятствия пли ук­ лонение с рулежной дорожки на неука- танный и непригодный для руления г р у н т . Перед каждым вылетом летчик обязан тщательно проверить п о д г о т о в к у самоле­ та к полету, обратив особое внимание на освещение пилотажно-навигационных при­ боров и на их исправность, проверить ра­ диотехнические средства самолетовожде­ ния. электрооборудование, пиротехнические средства. \ После посадки в кабину я. например, делаю следующее: подключаю аэродромное питание, включаю освещение кабины, аэронавигационные огни, авиагоризонт. Включаю и настраиваю на приводную ра­ диостанцию радиокомпас. Убеждаюсь, что карманный фонарик надежно прикреплен и им можно воспользоваться без затруд­ нения при отказе сети освещения кабины. После запуска двигателя выключаю ос­ вещение кабины для того, чтобы убедить­ ся. что в кабине нет открытых источни­ ков света, а лампочки освещают прибор­ ную доску равномерно и с силой, соответ­ ствующей данной ночи. Обязательно еще раз проверяю работу авиагоризонта, рас- стопорив его. Очень важно помнить, что ночью авиагоризонт разаретипуется неза­ долго до взлета. Проворив работу компаса и радиокомпаса, начинаю вы­ руливание. Миганием огней даю команду убрать колодки п. увеличив обороты дви­ гателя. плавно страгиваюсь с места. Из опыта я убедился, что руление не должно превышать определенной скорости. На рулежной дорожке, хорошо обозначен­ ной огнями, одна скорость. Если же дорожка обозначена недостаточно, то ру ­ ление производить следует со значительно меньшей скоростью и по необходимости включать на короткое время посадочную фару для просмотра впереди лежащей местности. Однако фарой при вырулива­ нии для взлета нужно пользоваться как можно реже, так как после выключения света необходимо сравнительно длительное время для восстановления ночного зрения. Причем, у каждого летчика разное время уходит на полное адаптирование глаза. Вырулив на взлетную полосу, обяза­ тельно убеждаюсь, что самолет стоит строго по центру, а продольная ось его направлена по линии взлета. Был случай, когда один наш летчик не проверил на­ правление осп самолета перед взлетом и во время взлета уклонился, зацепив под­ весным баком один из стартовых огней. Контролировать положение самолета перед взлетом можно по огням искусственного горизонта, внутренние огни которого дол­ жны проектироваться таким образом, что­ бы их удаление от переплетов смотрового стекла было одинаковым. Можно также проверить правильную установку самоле­ та на взлетной полосе по углу визирова­ ния на левые и правые огни полосы. При этом угол должен быть одинаковым. Получив разрешение на взлет, плавно увеличиваю обороты двигателя и начинаю разбег самолета. Скорость начала под’ема переднего колеса определяю по чувству времени и навыкам, полученным в поле­ тах днем п в процессе провозных полетов ночью. После отрыва самолета задерживаю движение ручки и даю самолету плавно отойти от земли. Набрав высоту не менее 25 метров, даю кран шасси на убоину и продолжаю набор высоты с заданной ско­ ростью. Опыт меня научил, что взлет и набор высоты в условиях светлой ночи п р и в и ­ д им о с ти естественного гор"чонта труд­ ностей не представляет. В темную же ночь, когда естественный горизонт не про­ сматривается. взлет и набор высоты уп- ложняются. так как только на вздетной дистанции можно проконтролировать по­ ложение самолета по стартовым огням Дальнейший набор высоты приходится производить по авпагоризонту, вариомет­ ру. указателю поворота и скольжения, указателю скорости и компасу. Тут уж приходится псе : концентрировать на при­ боры. точно’распределятъ внимание. О последующих элементах ночного по­ лета будет рассказано в очередной статье. Офицер М. НЕХАМКИН, командир авиаззена. До двух норм в смену Вопны нашего подразделения изо дня в д°нь повышают свои военные и политиче­ ские знания настойчиво борются за вы­ полнение и перевыполнение производст­ венные заданий. Возьмем к примеру рядового Кпуру. Ор оаботает маляром. Ежедневно выпол­ няет производственный план на 200 и бо­ лее процентов. За успехи в службе р я д о в о й Киуру име­ ет несколько поощрений от командования. Сейчас воин прикладывает все силы к то­ му. чтобы еше выше поднять производи­ тельность труда. Рядовой Ф. ШАПОВАЛОВ. Цель поражена с первого выстрела Расчет у орудия. Моро­ сит дождь, ветер. Матрос Кучеров, как Л/ все. бы­ стро занял свое место «У механизма. В такую погожу нужно быть особенно вни­ мательным к командам и безошибочно различать сигналы. % Ветер усиливается. Сей­ час все должно быть со­ средоточено на главном — без опозданий выпол­ нить приказание. Команда «Огонь!». Кучеров быстро обхватывает снаряд, кла­ дет на лоток. Нажата руко­ ятка. Разрывы легли все по курсу, цель поражена с первого выстрела. Кучеров в сложных ус­ ловиях действовал, как в бою, — четко, сноровисто. Важнейшие качества со­ ветского воина — выносли­ вость. твердое знание сво­ его дела, способность рабо­ тать в трудной обстановке. — лучше всего воспитыва­ ются и проявляются на тренировках. Пх сумел вы­ работать в себе Кучеров. Перед одной из трениро­ вок матрос Олюнин не под­ готовил свое заведывание к работе, ссылаясь на то, что ему не хватило време­ ни. Командир применил к воину дисциплинарные ме­ ры воздействия. Олюнин учел замечания командира и теперь старается раньше других п р и р о д и т ь матери­ альную часть в боевую го­ товность. Он берет пример с отличников боевой и по­ литической подготовки. Матрос А. БЫСТРОВ. За успехи в службе — награда С первых дней службы тов. Шнилез показал себя трудолюбивым, исполнидель- ным воином. Он хорошо освоил свою спе­ циальность артзлектрина. Изучив вверен­ ную ему технику, Шкилев стал помогать товарищам. Кроме зтого. воин принимает активное участие в общественной жизни корабля. Исполняя обязанности старшины груп­ пы, он умело воспитывает своих подчинен­ ных, учит матросов точному и быстрому действию на боевом посту, прививает им высокие морально-боевые качества — выносливость, мужество, отвагу, готов­ ность выполнить любой приказ команди­ ра. За примерную службу Родине и умелое воспитание подчиненных моряк Шкилев награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и знаком «Отличный артиллерист». Старший матрсс К. ЯРАСОВ. Заявление ТАСС С помощью с о с л у ж и в ц а Комсомолец Николай Васильев пришел в наше подразделение молодым, малоопыт­ ным матросом. С большим трудом ему да­ валось изучение специальности. Сначала он был неуверен в своих силах Однажды командир, подводя итоги учебы за неделю, отметил слабую успеваемость матроса Ва­ сильева. Замечание командира не прошло мимо внимания члена комсомольского бю­ ро старшего матроса Ровдо. После подведе­ ния итогов в свободное время он завел в кубрике дружескую беседу с матросом Ва­ сильевым. Ровдо. хорошо зная специаль­ ность. предложил ему овюю помощь. По вечерам они занимались вместе. Ак­ тивист охотно передавал малоопытному вспну свои знания, помог изучить боевые инструкции. Другие члены бюро помогли ему повысить свой идейный уровень. В настоящее время матрос Васильев слу­ жит примером в боевой и политической подготовке и в воинской дисциплине, до­ бросовестно относится к поручениям. На днях за успехи в учебе я службе матро-у Васильеву командир предоставил внеоче­ редной краткосрочный отпуск. А. ВОЙТЫШИН. -о- К о Г о H /m /ib О МНОГО классных специалистов воспитал старшина 2 статьи Мизю- лин. Среди них старшие матросы Медведев, Вьюн и другие. В прошед­ шем походе они показали высокую выучку, действовали четко и быстро. Командир подразделения об’явил им благодарность. Старшина 1 статьи А. Мельников. о КОМСОМОЛЬЦЫ МАТРОСЫ Виктор Степанов и Александр Яков­ лев добросовестно изучают стрелко­ вое дело. Прилежность воинов в уче­ бе обеспечивает им высокие практи­ ческие результаты . Очередное у п р аж ­ нение из личного оружия матросы Степанов и Яковлев выполнили ус­ пешно. Командир об 'явил метким стрелкам благодарность. Матрос А. Федоров. О БД И Т Е Л ЬН О несет караульную службу отличник боевой и политиче­ ской подготовки рядовой Еремеев. Недавно он награж ден ценным по­ дарком Рядовой Н. Бортник. о с БОЛ ЬШ ИМ ИНТЕРЕСОМ и любовью изучает артиллерийское д е ­ ло передовой воин И ван Горешек. К ак одного из лучших комендоров корабля, его назначили командиром орудия. Он неустанно повышает свои специальные знания, умело обучает подчиненных. З а образцовую службу передовой м оряк-артиллерист неоднократно по­ ощрялся. Старший матрос К. Сухопарое. 25 августа в Лондоне было опубликова­ но заявление Морского министерства Вели­ кобритании. в котором были приведены ни на чем не основанные данные относитель­ но военно-морского флота Советского Сою­ за. Заявление было пересыпано домыслами о планах строительства советских военно- морских сил, их численности и т. п. Заявление официального английского ведомства послужило поводом для шумихи, поднятой в английской печати. Словно но команде ряд английских газет «Дейли Мейл», «Дейли Экспресс», «Ньюс Кро- никл» и др., а также англннско» радио, развернули кампанию вокруг этого заявле­ ния, нагромождая одну на другую все но­ вые выдумки. Все это не оставляет сомнения в том. что заявление Морского министерства Ве­ ликобритании и последовавшая за этим кампания в печати предприняты по ини­ циативе тех кругов, которые стремятся поддержать дискредитировавшую себя по­ литику «с позиции силы» и стоят за про­ должение гонки вооружений. В то время как Советский Союз пред­ принимает все посильное для того, чтобы смягчить международное напряжение и содействовать развитию сотрудничества между государствами, сторонники полити­ ки «с позиции силы» напротив стремятся обострить обстановку, затруднить возмож­ ность достижения договоренности по не­ решенным международным проблемам. Характерно, что указанная кампания сопровождается требованиями об увеличе­ нии ассигнований на военно-морской флот Великобритании, причем ряд газет припу­ гивает английских налогоплательщиков «угрозой» для Англии со стороны военно- морского флота СССР. По меткому выра- жению одной шведской газеты, англий­ ское морское ведомство, повидимому. «ну­ ждается в попутном ветре» для собствен­ ной программы военно-морского строи­ тельства. Нетрудно заметить также, что этим пы­ таются отвлечь внимание от справедливых и все более настойчивых требований на­ родов — запретить атомное и водородное оружие, сократить вооружение государств, устранить угрозу новой войны. ТАСС уполномочен заявить, что сооб­ щение Морского министерства Великобри­ тании относительно военно-морских сил Советского Союза и целей, которые им при­ писываются, является грубым вымыслом. ЛегендарнЬш граЖданской герои войнЬя Тридцать пять лет назад на боевом по- жения и выйти к Николаевску. Решаю- Выше идейный уровень политических информаций Возросшие задачи боевой подготовки настоятельно требуют серьезного улучше­ ния идеологической работы, повышения идейного у р о в н я всех форм политического и воинского воспитания матросов, стар­ шин и офицеров. Важным средством идей­ ного воспитания оядового. сержантского и стапшинского состава является массо­ вая политическая агитация, в которой значительное место отводится политиче­ ским информациям. На корабле Н. к проведению поли­ тических информаций привлекаются наиболее опытные офицеры. Перед лич­ ным составом выступает командир ко- рпбля. его заместитель по политиче­ ской части и другие офицеры. Поли­ тические инФоомапии п р о в о д я т с я регу­ лярно и на актуальные темы. Хорошо, ннппимев \здесь была пцоведепа полити­ ческая информация на тему: «О введе­ нии сезонных горничных пен на капто- О.^ль овощи и Ф р у к т ы и снижении госу­ дарственных позничных пен на расти­ тельное масло и овощные консервы». Офицео Таобаев подробно рассказал о про­ водимых снижениях пен в нашей стране на продовольственные и промышленные товары о политике нашей партии и Со­ ветского поавительства направленной на кт\'той под’ем сельского хозяйства и дальнейшее улучшение материального и к у л ь т у р н о г о уровня жизни советских лю­ дей. — Введение сезонных розничных пен на кяпгоФель. овоши и Ф р у к т ы . — гово­ рил пропагандист. — свидетельство новой заботы партии п Советского прави­ тельства о благе народа. Это решение создает с т и м у л д л я тоужеников соппалп- гфцчрск/ого земледелия в хранении овощей и Ф п у к т о ч в зимние месяцы что дает воз­ можность бо^перебойпо снабжать т т гдя- щихся важнейшими продовольственными товарами в течение всего года. На отеческую заботу Коммунистической пар­ тии и Советского правительства мы. вои­ ны флота, должны ответить улучшением качества боевой и политической подготов­ ки. укреплением воинской дисциплины и повышением боевой готовности корабля. Проведенная на высоком идейном уровне политическая информация вызвала у личного состава живой интерес и сыг­ рала важную роль в мобилизации воинов на безупречное служение социалистиче­ ской Родине. Политические информации на корабле планируются на неделю. Каждый офицер, п р о в о д я щ и й политические информации, (узнает об очередной теме за несколько дней до выступления перед личным со­ ставом. Это дает возможность пропаган­ дистам хорошо подготовиться, продумать план своего выступления, подобрать не­ обходимые примеры из жизни личного состава корабля. Нередко с проводящими политические информации офицерами бе­ седует командир или его заместитель по политической части. Они инструктируют пропагандистов, дают им практические советы, как лучше и доходчивее раз’яс- нить воинам вопросы, выносимые на по­ литическую информацию, как увязать те­ му с задачами, стоящими перед личным составом. Личный состав другого корабля всегда с большим вниманием слушает выступле­ ния офицера Сьггенко. Он. например, ин­ тересно провел политическую информа­ цию на тему: «Решение партии и прави­ тельства о дальнейшем освоении целин­ ных и залежных земель». Во время отпуска офицер Сытенко по­ бывал на Всесоюзной сельскохозяйствен­ ной выставке, подробно осмотрел там па­ вильон. где показаны успехи тружеников социалистического сельского хозяйства в освоении целинных и залежных земель. Об этом подробно рассказал офицер лич­ ному составу. Особое внимание уделил пропагандист рассказу о новой технике, используемой в районах освоения новых земельных массивов. Тов. Сытенко рас­ сказал о мастерах высоких урожаев, о том, что успехи их стали возможными, благодаря отличному владению новейшей сельскохозяйственной техникой. — Достижения тружеников сельского хозяйства, — говорил пропагандист, — обязывают нас, воинов, зорко охранять созидательный труд нашего народ, повсе­ дневно поднимать боевую готовность и бдительность. Проведенная на высоком идейном уров­ не. построенная на ярких убедительных примерах, тесно связанная с задачами личного состава, политическая информа­ ция помогла морякам глубже уяснить практические задачи личного состава ко­ рабля по охране мирного созидательного труда советского народа. Однако следует сказать, что так поли­ тические информации проводятся не вез­ де Еще не редки случаи, когда они неумело планируются и проводятся на­ спех. не подготовленными людьми и на низком идейно-политическом уровне. На корабле, где служит к о м м у н и с т Петунин, политическим информациям уделяется крайне недостаточное внимание. Недавно на этом корабле была проведена полити­ ческая информация на тему: «0 восьмом кинофестивале». Интересный материал, изложенный общими фразами, сухо и скучно, не имел должного воспитатель­ ного воздействия на воинов. Молодому, энергичному, грамотному и культурному офипеоу. проводившему политическую ин­ формацию. со стороны политработника не было оказано помощи в подготовке. Серьезным недостатком в проведении политинформаций является и тот факт, что они иногда проводятся вне связи с жизнью личного состава корабля. Так. на- ппимер офицер Пгонин в инФоомапии на T fM iy: «Моральный облик советского чело­ века» почти ничего не сказал о мораль­ ном облике советских воинов, о значении высоких морально-боевых качеств для до­ стижения победы, о стойкости и вынос­ ливости. Пропагандист не привел ни од­ ного примера, не назвал ни одной фами­ лии примерного воина из экипажа кораб­ ля. При проведении политических инфор­ маций необходимо широко использовать письма, получаемые воинами от родных а знакомых и рассказывающие о том, как советский народ борется за претворе­ ние в жизнь боевой программы партии по крутому под’емпг сельского хозяйства, за построение ком 1 .мунизма в нашей стра­ не. Видное место в тематике политинфор­ маций должна занимать научно-атеисти­ ческая пропаганда, а также пропаганда здорового быта. Для того, чтобы серьезно поднять орга­ низационный и идейный уровень полити­ ческих информации, необходимо добиться, чтобы они регулярно проводились в точно отведенное распорядком дня время, за­ ботиться о том. чтобы все матросы и старшины, свободные от вахт, могли бы присутствовать на политических инфор­ мациях. Офицеры, готовясь к выступле­ нию. должны получать инструктажи, ин­ дивидуальную. методическую и другую помощь. Полезно также организовать взаимное посещение политических инфор­ маций офицерами, проводящими их. от­ дельные выступления подробно разбирать на совещаниях пропагандистов. Необходимо, чтобы каждый офицер вел устную пропаганду и агитацию Н 9 начет­ нически, а творчески, тесно увязывая об­ щеполитические вопросы с конкретными фактами из жизни корабля. Политические информации являются важной формой политического воспитания матросов и старшин, поэтому необходимо проявлять неустанную заботу об пх идейном содержании, использовать их для политического и воинского воспитания личного состава, для укрепления воинской дисциплины, повышения бдительности. Офицео М. БУРЦЕВ. Офицер И. СУЩЕНКО. сту погио верный сын нашего народа, ле­ гендарный герой гражданской войны, та ­ лантливый командир Советской Армии Василий Пванович Чапаев. Короткая, но богатая подвигами жизнь Чапаева — яркий образец беззаветного служения Родине, честного выполнения воинского долга. В Чапаеве отразились лучшие черты советского народа — бес­ предельная любовь к Отчизне, мужество и героизм, незнание страха в борьбе с вра­ гами. пытливый ум и человеческая про­ стота. Пмя Чапаева стоит рядом с имена­ ми таких прославленных героев граждан­ ской войны, как Щорс. Котовский. Пархо­ менко и Лазо. Родился Чапаев 9 февраля 1887 годп в деревне Будайке Чебоксарского уезда Ка­ занской губернии в бедной крестьянской семье. Трудно приходилось добывать хлеб простому крестьянскому парню. Чапаев батрачил у помещиков, плотничал, служил «мальчиком» у купца, колол дрова и под­ метал полы, скитался в поисках заработка по городам Поволжья. Вскоре Чапаев стал солдатом царской армии. Он принимал участие в первой мировой войне, храбро сражался с немцами, много раз был ранен й награжден четырьмя георгиевскими кре­ стами. Огромное влияние на Чапаева оказала Октябрьская социалистическая революция. В сентябре 1917 года он вступает в ряды Коммунистической партии. С первых дней пролетарской революции Чапаев становит­ ся активным защитником великих завое­ ваний Октября. Партийная организация г. Николаевска (ныне г. Пугачев) направ­ ляет Чапаева в 138-й полк для раз’ясне- ния политики Коммунистической партии и решений Советского правительства. Выхо­ дец из народа Чапаев быстро завоевал ува­ жение и симпатии солдат, стал их другом и советчиком. Они единодушно избппают Чапаева командиром 138-го полка. Через некоторое время его назначают начальни­ ком гарнизона Николаевска, а позже воен­ ным комиссаром города. Чапаев провел огромную работу по формированию отрядов для Советской Ар­ мии и снабжению их продовольствием и обмундированием. Он возглавил борьбу с кулаками и эсерами, пытавшимися сверг­ нуть Советскую власть в Николаевске. В этих боях проявились незаурядный военный талант молодого Чапаева, его личная храбрость. Весной 1918 года контрреволюционные генералы и эсеры с помощью белоказаков захватили власть в Уральской области и стали угрожать Среднему Поволжью. Ру­ ководимый коммунистами Саратовский Со­ вет для разгрома белогвардейцев создал «Особую армию». Во главе одного из отря­ дов этой армии стал Чапаев. Выполняя самые трудные и ответствен­ ные задания командования, о т р я д Чапаева с упорными боями прошел до Уральска и разбил несколько вражеских частей. Ча­ паев составляет план и готовится к унич­ тожению противника, засевшего в городе. Однако к этому времени «Особая армия» оказалась отрезанной от Волги и была вы­ нуждена отходить. Обстановка осложня­ лась тем. что армия имела крайне ограни­ ченные запасы боеприпасов и продовольст­ вия. На отряд Чапаева была’ возложена за­ дача прикрывать отступление армии и не допустить ее разгрома. Ведя упорные бои. чапаевский отряд с честью справился с этим заданием. В пюне 1918 года был образован Вос­ точный фронт, в состав которого вошла «Особая армия», переименованная в 4-ю яр- мию. Чапаев назначается командиром Пу­ гачевской бригады. Во взаимодействии с другими соединениями армии бригада Чапаева добилась победы над частями уральской белоказачьей армии, разгромила трехтысячный чехословацкий отряд в рай­ оне Таволожанки и Николаевска, нанесла поражение войскам самарских контррево­ люционеров под Орловкой и Ливенкой. В боях против чехословацкого отряда Чапаев мастерски применил обходный ма­ невр. Он направил один полк в обход и до­ бился победы над врагом согласованными ударами с фронта и тыла. Осенью 1918 года Чапаев назначается начальником Николаевской дивизии и по­ лучает приказ прикрыть фланг 4-й ар­ мии. наступавшей на Самару. Выполняя эту задачу, малочисленная дивизия муже­ ственно сражалась с врагами и овладела Таловой. В октябре дивизия Чапаева по­ пала в окружение. Положение казалось безвыходным. Остро нуждаясь в боеприпа­ сах и продовольствии, дивизия в течение пяти дней вела бои с превосходящим про­ тивником, сумела прорвать кольцо окру- щую роль в -этом бою сыграли высокие мо­ рально-боевые качества бойцов, крепкая воинская дисциплина и личный героизм Чапаева. В ноябре 1918 года Чапаева наплавля­ ют на учебу в Военную академию. Но уже через три месяца по личной просьбе Ча­ паев возвращается на Восточный фронт в 4*ю армию, которой руководили в то вре­ мя Фрунзе и Куйбышев. Чапаева назнача­ ют командиром Александро-Гайской брига­ ды. а Фурманова — комиссаром. Руково­ димая Чапаевым и Фурмановым бригада наголову разбила белоказапкие части и ов- ледела станицей Сломихинской. Длительные и задушевные беседы с Фурмановым оказывали огромное воздейст­ вие на Чапаева. Боевой комиссар помогал Чапаеву разбираться в сложной полити­ ческой обстановке, понять роль организо­ ванности и высокой воинской дисциплины р достижении победы нал врагом, пробу­ дил в нем интерес к знаниям и книгам. В свою очередь Фурманов учился у Чапаева военному делу, стремился быть таким же мужественным и смелым, каким был Ча­ паев. Весной 1919 года Колчак. Деникин, панская Польша и Юденич предприняли совместное наступление против Советской Республики. Это был первый поход Антан­ ты. Главную рчть в нем играл Колчак. , Центральный Комитет нашей партии принял срочные меры с целью разгромить Колчака. Кроме общей мобилизации, на фронт было направлено 10 тысяч комму­ нистов. 3 тысячи комсомольцев и о*оло 25 тысяч членов профсоюза. Во главе Юж­ ной группы войск Восточного фронта пар­ тия поставила Фрунзе и Куйбышева. Организуя контрнаступление. Фрунзе создал из лучших частей ударную группи­ ровку, куда была включена и 25 -я стрел­ ковая чапаевская дивизия. В апреле 1919 года 25 -я дивизия пе- Т.ешла в наступление и совместно с дру­ ги м и частями нанесла поражение Колчаку на реке Боровка, пол Бугурусланом. Беле­ сееv и Бугульмой и вышла на реку Белая. В ночь на 7 июня 25-я дивизия форси­ ровала реку. Ни губительный огонь про­ тивника. ни его «психические атаки» не могли сдержать мощного натиска советских бойцов. 9 июня дивизия вступила в Уфу. За успешное осуществление уфимской опе­ рации Чапаев был награжден орденом Красного Знамени. Перед Чапаевым была поставлена новая задача — оказать помощь окруженной в Уральске 22-й дивизии. Выполняя это за­ дание чапаевпы разбили в районе стани­ цы Соболевской 2-й уральский конный корпус белых, a l l июля, ранее намечен­ ного срока. 25-я дивизия ворвалась в Уральск. Вскоре станицы Сквовкпнская. Бударинская. Кожехаровская. Лбищенская ?. Сахарная стали советскими. Штаб дивизии расположился в станипе Лбпщенской Чапаев и новый комиссар дпвизпп Батурин готовились к оконча­ тельному уничтожению белоказаков. В ночь на 5 сентября их штаб был подверг­ нут внезапному нападению. Небольшая группа бойцов во главе с Чапаевым и Ба­ туриным оказала врагу упорное сопротив­ ление. Но силы были неравными. В этом бою -погибли Kovnrcan Батурин, начальник штаба дивизии Новиков, начальник полит­ отдела Суворов, начальник школы крас­ ных командиров Чёков и другие. Тяжело раненый Чапаев и его порученец Петр Исаев начали пробираться к реке Урал. Израсходовав последние патроны. Чапаев бросился в воду. На середине реки враже­ ская пуля сразила героя. Мстя за смерть своего любимого коман­ дира. мужественно дралась против полчищ Колчака чапаевская дивизия. 6 сентября чапаевпы вновь овладели Лбитпенской. Ча­ паевская дивизия сражалась до полного разгрома врагов нашей Родины. Чапаев был строгим и требовательным командиром. Он воспитывал у своих под­ чиненных презрение к смертп. непоколе­ бимую стойкость при решении боевой за­ дачи. мужество и отвагу. Высокая требо­ вательность v Чапаева сочеталась с посто­ янной заботой о бойцах и командирах. Ча­ паев был беспощадным к трусам и пани­ керам. поборником строгой воинской дис­ циплины. В годы Великой Отечественной войны имя народного героя В. П. Чапаева вдохно­ вляло советских воинов на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Советский народ свято чтит память о герое-самородке В. П. Чапаеве. На примере жизни Чапаева советский народ учится беззаветному служению матери-Роднне, му­ жеству и героизму.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz