На страже Заполярья. 1954 год. Сентябрь.
9 • На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 сентября 1954 г., N°. 210 (5052>. Прививать старшинам методические навыки Из практики воспитательной работы офицеров корабля Н. Каждый старшина обязан повседневно заботиться о высокой идейности и орга низованности проводимых им занятий по специальности. Занятия и тренировки на боевом посту должны прививать матросам любовь к первоклассному советскому ору жию, лучшей в мире технике, укреплять титл' в безотказность ее действии при лю бых условиях, учить подчиненных мастер ству боевого применения этого оружия. Успешно справиться с поставленными задачами старшины смогут лишь в том случае, если они сами непрерывно будут повышать свои военные н политические знания, совершенствовать методические навыки по воспитанию и обучению ма тросов. Это обязывает офицеров постоянно за ботиться <ю идейном росте старший и со вершенствовании их командирских навы ков. помогать пм повышать боевое п ме тодическое мастет>ство. направлять и кон- Т 1 >олпповать их работу с матросами. Старшины Никитин. Шишлов и Свпна- рев стремятся повысить качество боевой учебы с личным составом. Но для этого пм не всегда хватает умения Иногда они на занятиях не могут заинтересовать ма тросов, так как пм не удается (умело со четать рассказ с показом. Старшина 2 статьи Шишлов, проводя занятия v механизмов, встречается со многими трудностями. Как преподнести новый материал, составить конспект, по строить рассказ, чтобы занятие было ин тересным? Эти вопросы всегда беспокоят моряка. Здесь на помощь должен придти офи- пер. Но эта помощь будет действенной лишь в том случае, если командир хорошо знает способности своих старшин, их ме тодические навыки и постоянно ведет ин дивидуальную работу с ними. На нашем корабле в этом отношении за служивает внимания опыт офицера Пепоц- кого. Присутствуя на занятии у Шиш лова. Пероцкий подметил, что стар шина при об’ясненпп материала упуска ет практический показ на схеме, увле кается описанием, что метает матросам глубже понять принцип действия и цик лы работы изучаемого механизма. Э ту осо бенность командира отделения офицер учел в своей повседневной работе с ним. Он помог ему устранить недостатки и по высить качество занятий. А вот другой пример* в отделении Га- нецкого служит старший матрос Онищен ко. отличник боевой и политической под готовки. На занятиях командир отделения у делял внимания этому воину меньше, чем другим. Подчиненный стал зазнавать ся. меньше тренироваться, успокаивал се бя тем, что он уже «все постиг». Коман дир отделения эту перемену в матросе уловил не сразу и не потребовал, чтобы он изменил свое отношение к службе. Вмешался командир старший лейтенант Латрягин. Он указал командиру отделения ка его ошибку, заключающуюся в том, что тот обращал внимание только на слабо успевающих в учебе матросов и за бывал о тех. кто успешно осваивал спе циальность. Офицер подсказал Ганешючу. что в проведении занятий, в укреплении дисциплины и порядка он золжен опи раться на отличников, повседневно ра ботать с ними. Большую роль в воспитании методпче- | ских навыков оказывают совещания стар шин по обмену опытом обучения и воспи тания своих подчиненных, которые орга низует командир. На нашем корабле они проводятся регулярно. О сроках и темах совещания старшин извещают заранее. На них приглашаются офицеры, которые, как правило, дополняют выступления стар шин ценными советами. Недавно на собрании мы обсуждали практику обучения и воспитания личного состава старшины 1 статьи Приходько. Дело в том. что среди его подчиненных ухудшилась дисциплина, матросы начали менее ревностно относиться к обслужива нию своих заведовании. Это видел и сам Приходько. Но он не мог найти причин снижения успехов в службе личного го- става. На помощь пришли старшины и офицеры других боевых частей и групп. Они подсказали Приходько, что он сни зил требовательность к себе, перестал быть требовательным и к подчиненным. На этом же собрании был заслушан доклад об опыте работы старшины 2 статьи Губий. Он рассказал, как приоб ретает методические навыки, необходимые для воспитания матросов. Затем выступил командир корабля, ко торый указал, что учебу старшин. на правленную на совершенствование их ме тодических навыков, н у ж н о строить так. чтобы командиры отделений и групп хо рошо поняли практические приемы учеО- но-восиитательной работы, научились бы сами правильно понимать требования, иг ед’являемые к личному составу, во всех деталях изучили организацию службы в подразделении, воспитывали в себе высо кие морально-боевые качества. В этом отношении примером может слу жить командир отделения старшина 2 статьи специалист второго класса Саен ко. Он хорошо знает организацию службы в подразделении, постоянно добивается от подчиненных точного выполнения требова ний уставов и наставлений, внимательно присматривается к действиям каждого ма троса во время практических тренировок и, если кто-нибудь допускает ошиб ки не только укажет на них. но и пока жет. как их исправить и почему нельзя допускать таких ошибок в дальнейшем. Не случайно старшина пользуется автори тетом у личного состава своего подразде ления и всего экипажа корабля. Большую помощь командиру корабля в оттачивании методического мастерства старшин оказывают партийная и комсо мольская организации. Работа со старши нами— коммунистами и комсомольцами — пропаганда их передового опыта, вскры тие недостатков находится всегда в цент ре внимания партийных и комсомольских организаций. Повседневная, неослабная работа со старшинским составом содействует дел>у обеспечения высокой боевой гоговнхтп корабля. Вот почему правильно поступают те командиры, которые уделяют неослаб ное внимание воспитанию старпгнн, при вивая из! замечательные качества — мастерство, мужество, отвагу, готовность с честью и достоинством выполнить лю бой приказ Родины. Офицер Д. ДУБЕЙКО. . Офицер И. ЧЕРНОВОЛОВ. П Е Р Е Д П О Л Ё Т А М И Окраска корабля С коро полеты... Авиа ционным специалистам на до тщательно проверить боевую технику, ничего не упустить. Они понимают, что успешное выполнение задания летчиком в воз духе во многом зависит от качества подготовки мате риальной части на земле Техник самолета стар ший сержант Равиль Ну- гаев имеет большой опыт в эксплуатации реактив ной машины. Свои знания он передает другим специ алистам. Вот и сейчас на квадрате запуска он сов местно с матросом Викто ром Антиповым проверяет угол отклонения элеронов. — Элероны исправны. — заключает Нугаев и направляется к другим ме ханизмам. внимательно ос матривая их. как требует инструкция. Оба авиатора являются отличниками бое вой и политической подго товки. Имя старшего сер жанта Нугаева известно не только в подразделении, но и за его пределами. Он один из лучших авиаци онных специалистов, с че стью и достоинством вы полняющий свой воинский долг перед Родиной. НА СНИМКЕ : (справа налево) старший серж ант Р. Нугаев и матрос В. Ан типов у реактивного сам о л ета. Фото И. Никишова. Упражнение выполнено образцово Поразили все пять мишеней 'В нашем подразделении проводилась стрельба из ручного пулемета. Упражне ние требовало от воинов большого вни мания и мастерства. Погода была пасмурная, моросил дождь, видимость — ограниченная. Но несмотря нн это воины стреляли метко. Рядовой Мальцев, например, поразил все пять мишеней. Так же отлично выпол нили упражнение бойцы Титов, Ершов и другие. Все эти воины носят нагрудный знак «Отличный стрелок». Младший сержант А. ВЕСЕЛОВ. На занятиях в ноле подчиненные младшего сержанта Жукова усердно тренировались в быстрой установке пулемета на позиции, точной навод ке на цель, по переносу огня на дру гие об’екты. Командир отделения до бивался от воинов быстроты и четко сти при заряжании пулемета, быстрой смены позиций. Все это он сочетал с высокой дисциплиной, ибо она являет ся основой успеха в решении задачи. Перед выполнением упражнения Жу ков еще раз проверил, как воины ус воили все элементы стрельбы. Пулеметчики на стрельбище. Отделе ние во главе с младшим сержантом за няло свое место в траншее. Командир указал полосу обстрела и приказал личному составу птти в укрытие, оста вив на позиции дежурного пулеметчи ка рядового Карло. Зорко всматривается воин в мест ность. отыскивая цель. Вот обнаружил ее. К арло засекает ее и подает команду, быстро определяя расстояние до цели. А в это время личный состав отделения выдвигается на огневой ру беж и ведет наблюдение за полем боя, где расположены мишени. Оружие за ряжено, установлен прицел. Карло до жидается определенного момента, дер ж а пальцы на гашетке пулемета. И вот тишину нарушает короткая очередь. Цель поражена метким огнем. Воин вновь всматривается в мест ность и замечает, 1 то справа от по раженной цели стоит еще мишень. «За маскированный предмет». — возникает v воина мысль, и он, оценив обстанов ку, наводит пулемет на него. Опять раздается длинная очередь, за ней дру гая. Воин быстро меняет позицию, од новременно не прекращая вести наблю дение. Слева снова он заметил цель. Воин мгновенно наводит пулемет, ре гулирует грубой и точной наводкой. Долго тянутся секунды. Длинные оче реди свинцовым ливнем поразили и э р у мишень. Упражнение выполнено образцово. Друзья по опужию поздравляют Карло с успехом. Не отстали от Карло и ря довые Рабковский. Червинскас и дру гие. Такой успех стал возможен благода ря настойчивой и упорной работе с -подчиненными младшего сержанта Жу кова. Командир подразделения высоко оценил стрельбу пулеметчиков. Младший сержант А. ПОТЕХИН. На гидроакустической вахте Поступает команда: «Открыть акустическую вахту!». — Есть, открыть вахту, — четко репетует специалист второго класса, от личник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Чернов и ловко вклю чает приборы. Вскоре от него поступает доклад о том, что вахта открыта. — Определить серо ст ь цели, — поступает следующее приказание. Моряк приступает к работе. Дело нелегкое. Требуется глубокое знание специ альности, инструкций и наставлений. Воин умело справляется с поставленной перед ним задачей. Вскоре на ходовой мостик поступают точные данные. — Определить число оборотов! — требует командир. Попрежнему уверенно действует акустик. Чернов склоняется над приборами. Наушники плотно прилегают к его ушам. Старшина производит вычисление. Обороты определены. Старшина 2 статьи Чернов свои обязанности в походе всегда выполняет безу пречно. Матрос А. ШАТОХИН. Качественная и своевременная окраска корпуса и надстроек предохраняет металл от ржавчины и придает кораблю краси вый внешний вид. Окраска наружных бортов и надстроек под цвет моря к то му же делает корабль менее заметным, маскирует его. способствует внезапности нанесения удара но кораблям противни ка. В условиях Севера окраска корабля яв ляется особенно сложной и ответственной задачей для всего личного состава. Ка чество ее выполнения зависит от органи зации работ. Мы производим покраску, исходя из опыта прошлых лет. Все ошибки были . учтены, дело поставлено по-новому. Это I дало хороший результат. За неделю до начала окраски командир корабля приказал привести в порядок по- I верхшости. Боцманская команда должна j была п р и г о т о в и т ь необходимые материалы I тля работ. Были указаны с р о к и окраски, ! сколько и каких потребуется принадлеж- • ностсй и красок. Мичман Хрулев со стар шинами разработал план распределения личного состава по об’ектам. При этом были учтены способности матросов и стар шин. Старшине 1 статьи Москаленко и старшине 2 статьи Селезневу поручили контролировать подготовку поверхности к окраске. Корабельные плотники Панов, Козаков и Сыч получили задание приго товить беседки и леса на катер, а Смир нов и другие воины приступили к приго товлению беседок. Весь личный состав корабля был рас пределен по группам. Во главе каждой из них назначался старший, который отвечал зч организацию работ на своем участке и их качество. Для каждой группы был установлен срок выполнения задания. Велась разделительная работа о роли и значении окраски, выпущены боевые ли стки. Старший матрос Ярославский быст ро затотонил краски и мастику для верх ней палл’бы. Все ржавые места чистили скребками, металлическими щетками, протирали ски- г т а р а м или растворителем, мыли горя^ чпй водой с мылом и протирали сухой ветошыо. Москаленко и Селезнев провери ли состояние палубы и только после это го выдали краску для грунтовки. Такая организация работ способствовала повы шению их качества. Старшина 2 статьи Кисля к со своей группой пытался красить по ржавчине. Командир заметил это и раз’яснил воину, что он наносит большой вред кораблю. Под краской ржавление продолжается, и краска, как средство предохранения ^ же леза от порчи, теряет свой смысл. Кроме того, недобросовестное отношение к делу приводит к лишним затратам краски, на приобретение которой расходуются опре деленные средства, Поступок старшины осудили его товарищи. Они указали на не добросовестность Кисляка и обвинили его в лишней затрате времени, которое приш лось употребить на то, чтобы переде лать работу. Старшина осознал свой про ступок и в дальнейшем не допускал по зорных ошибок. В прошлом году мы красили сначала надстройки и борта, а потом палубу. Это привело к тому, что п р и подготовке ^па лубы к окраске пачкали борта. Сейчас порядок изменили. Сначала занялись над стройками, затем палубой и в последнюю очередь бортами. Вокруг борта, возле ле еров оставили проходы, которые закраши вали вслед за окраской борта. Таким об- разом красилось все одновременно, поверх ности не пачкались. Когда на бортах, надстройке и палубе не оставалось ни одного пятна, присту пили ко второму этапу работ. Сняли па русину и спустили все плавсредства. Па русину: чехлы, отвесы стирали на бере гу. а плавсредства мыли и красили, что бы по окончании окраски было все чи стое. Сияли старательно надраенные ба рашки. нарезные и трущиеся части лег ко вращались, смазанные тонким слоем летней смазки. Р>се это на время окраски заклеили бумагой. Закрыли бумагой и стекла иллюминаторов и все другие неок- рашиваемые места. Личный состав боцманской команды своевременно приготовил беседки и спа сательные концы, проверил их прочность. Они были изготовлены из пенькового бельного троса. так как смоленый трос пачкает краску. Приготовили кисти, вед ра. Моряки, выделенные для работы с пульверизаторами, слушали об’яснения Москаленко и Селезнева о том. что кра ску н у ж н о наносить тонким слоем. При этом краска лучше сохнет и дольше дер жится. уменьшается опасность при воз никновении пожара. Работа с пульверизаторами производи лась в две смены. Первой руководил стар шина 1 статьи Москаленко, второй— стар шина 2 статьи Селезнев. Была обеспечена возможность полностью пспользовать при надлежности и сократить иротолжитель- ность работ по окраске корабля. Сначала погода стояла хорошая. Но вдруг пошел доя:дь. Он продолжался ми нут пять. Матросы остановились в нере шительности. В это время по трансляции раздалась команда руководителя окраски. Он приказал продолжать покраску под навесом, а сырые поверхности протереть чистой сухой ветошью. Матросы дпужно приступили к делу’. Через двадцать ми нут корабль был сухой, годен к окраске. Четыре раза шел дождь и четыре раза протирали поверхность. Но покраска ко рабля не была остановлена. Во время авральных работ коммунисты и комсомольпы-активисты вели индиви дуальную работу среди личного состава. Через каждые два-три часа корабельный радиоузел сообщал о ходе и качестве окрасочных работ. Секретарь комсомоль ского бюро и фотограф выпустили фо тогазету. В дружном коллективе даже трудно было выделить лучших, так как все работали добросовестно. Во время пе рерыва моряки оживленно беседовали на юте у фотогазеты. Вот на фото старшина 1 статьи Москаленко об’ясняет матросам, как лучше и быстрее красить. А рядом ггуппа воинов во главе с комсомольцем Непшой укладывают трос в свежевыкра шенную. уже высохшую корзинку. Мно гие другие матросы и старшины личным примером показывают образец в ттчуле. Окраска была произведена быстро д качественно. По окончании вабот коман- лир обошел корабль и сказал: — Молодцы матросы! В таком порядке нужно содержать корабль всегда... Было сэкономлено много краски. Она пригодится на подкрашивание. Хорошее выполнение важной задачи показывает возросшую морскую культуру воинов, их любовь к своему кораблю, ко торый стал для них родным домом . За отличную работу комсомольцы Смирнов. Казаков, Богин, Валигура и многие дру гие поощрены командиром корабля. Старшина 2 статьи Н. СМОЛЯР. Бдительный радист Длительное время матрос Глазунов пе редавал радиограммы четко и без иска жении, но с малой скоростью. Видя свой недостаток, воин упорно тренировался. В освоении схем и правильной работе на ключе ему во многом помог старшина 2 статьи Булычев. Глазунов добился хо роших результатов. Однажды во время вахты ем»у приказа ли передать несколько срочных донесе ний. Воин стал запускать передатчик. Но в агрегатном отсеке случилась неполадка. Послышался неравномерный шум движка, Глазунов сразу сообразил, в чем дело. «Засорилась свеча. — подумал он. — Но где ее взять?». Не теряя времени, ма трос доложил о случившемся командиру. На помощь пришел электромеханик стар ший матрос Саютин. Неисправность была устранена. Матрос Г. ФЕДОТОВ. С л а в н а я д а т а Крымская война 1853— 1856 гг. яви- л ап результатом столкновения на Ближ нем Востоке экономических и политиче ских интересов Англии и Франции, с од ной стороны, и России — с другой. И хо тя война началась между Россией и Тур цией, вскоре России пришлось вести борь бу с мошной коалицией, в которую в х о дили А н г л и я . Франция. Турция и Сарди ния. Возглавляла эту антирусскую коали цию английская и французская буржуа зия. которая требовала от своих генералов и адмиралов искать «слабое место у рус ских». Дороже всего стоили врагам эти поиски под Севастополем, где в кровопролитной схватке решалась судьба войны. Однако п у далекого Петропавловска они понесли такое поражение, от которого долго не мсгли опомниться. * * -Сс Накануне Крымской войны резко возро сла агрессивность европейских держав и Соединенных Штатов Америки на Тихом океане. Но наиболее опасным врагом Рос сии на Дальнем Востоке была в то время английская буржуазия, начавшая прояв лять подозрительный интерес к устью Амура и к Камчатке. Особенно привлекал англичан Петро павловск, расположенный недалеко от юж ной оконечности Камчатки в Авачинской губе (заливе), которая, по выражению из вестного географа Э. Реклю, может смело оспаривать у Рио-де-Жанейро и Сан-Фран циско право называться лучшим портом в мире. Англичане рассчитывали, что им без особых усилий удастся захватить этот не защищенный порт, в котором в 1852 г. на считывалось немногим более 150 деревян ных домов и около Л..600 жителей. Официально о разрыве России с англо французской к о а л и е т в Петропавловске узнали только в конце июля 185-1 г.. но слухи э вероятном разрыве и о начале враждебных действий коалиции против России дошли сюда значительно раньше. С марта 1854 г. началась энергичная подго товка к обороне: сооружались новые ук- (К 100-летию обороны Петропавловска -на-Камчатке) репления, велась боевая подготовка гар низона, состоявшего всего из 125 человек. Силы Петропавловска резко возросли с приходом сюда 1 июля 1854 г. фрегата «Аврора», команда которого насчитывала около 300 человек, а также с прибытием из бухты Де-Кастри в начале августа на доенном транспорте «Двина» 350 солдат Сибирского сводного батальона под коман дованием капитана А. П. Арбузова. Кроме того, участвовать в обороне из’- явило желание все взрослое население го рода и соседних селений. Пз до бровольцев был сформирован в начале ию ля особый отряд, в который вошло не сколько десятков жителей, остальные уча ствовали в строительстве оборонительных сооружений. Вечером 28 августа (даты всюду по нов. ст.) сигналом с дальних маяков да но было знать о появлении на горизонте каких-то судов. А утром 29 августа в Авачинскую губу вошел под американ ским флагом пароход. Навстречу пароходу вышла шлюпка, которая согласно существующему А р скому обычаю намеревалась узнать, в чем он нуждается, и, если потребуется, ока зать ему услуги по проводке в порт. Од нако пароход, заметив шлюпку, повернул и удалился. Паблюдавшие за судном офицеры с «Ав роры» опознали в нем английский паро ход «Вираго», с которым им по пути на Дальний Восток уже довелось встретить ся в одном из южноамериканских портов. Теперь уже в Петропавловске не сомне вались, что эскадра — неприятельская и что пароход пытался подойти к порту с разведывательными целями. Утром 30 августа в Авачинскую губу вошла эскадра, состоявшая пз шести судов (трех английских: 52- и 44-пушечные фрегаты «Президент» и «Пик» п пароход «Вираго», вооруженный 6 бомбическими пушками, и трех французских: 60-пушеч- ный фрегат «Лафорг», 32-пушечный кор вет «Эвридика» и 18-пушечный бриг «06- лигадо»). Таким образом, против 68 орудий на русских береговых батареях и кораблях противник располагал 214 орудиями, сре ди которых было значительное число бом- бических. К тому же, как вскоре выяви лось, у неприятеля было много пороха, ко торого как раз нехватало защитникам го рода. День 30 августа ознаменовался лишь перестрелкой береговых батарей Л'гЛ'? 1 , 2 и 4 с вражеской эскадрой, которая, ви димо, хотел£ выявить систему русской обороны. Убедившись, что оборона доста точно сильная, эскадра отошла к противо положному берегу Авачинской губы. 1 сентября вражеский пароход привел на буксире три фрегата, и они, заняв по зицию по западную сторону Сигнального мыса, начали ожесточенный обстрел ба тарей 1 и 4. Разрушив батарею Л» 1, противник усилил обстрел батареи Л1» 4. Мужественные артиллеристы смело вступили в бой с 80 орудиями противни ка. Но силы были слишком неравны. Вы садив невдалеке от батареи десант чис ленностью около 600 человек, враг за хватил батарею. Команда батареи с мичманом Поповым во главе вынуждена были отойти к горо ду, предварительно успев заклепать ору дия. Но когда из города подоспел о тряд стрелков. Попов смело повет их в на ступление против вчетверо сильнейшего противника. Пе выдержав удара * русских воинов, враг обратился в бегство. Но хотя противнику и удалось подавить огонь батарей Л1Л1 1 и 4, батарея Л1? 2 стойко держалась, 80 орудий трех фрега тов и парохода буквально засыпали бата рею ядрами и бомбами. Но русские воины стояли насмерть. Артиллеристы батареи Х ° 2 , которой командовал лейтенант Дмитрий Максутов, с изумительной^ стой костью выдержали девятичасовой бой и заставили врага отказаться от попытки прорваться в порт. Не удалась противни ку и попытка высадить десант на запад ную сторону Сигнальной горы. В итоге боя 1 сентября, длившегося с 8 час. утра до 7 час. вечера* потери рус ских составили: убитыми — 6 человек и ранеными — 13 (на батареях X zX z 1 и 2). Сколько потерял в этот день противник, неизвестно. Батарея N° 2 сильно пострадала от об стрела, однако за ночь все повреждения были исправлены, и на следующий день она встретила неприятельский пароход так же, как и накануне, причинив ему серьезные повреждения. До 4 сентября включительно противник готовился к решающему бою — чи нил поврежденные суда и собирал сведе ния о состоянии батарей и силе гарнизона Петропавловска. 4 сентября на об’единенном совете со юзники решили высадить крупный десант севернее Никольской горы, чтобы обойти город с севера. В 5 часов утра 5 с е н т я ^ я в Петропав ловске была об’явлена тревога, а в 7 ча сов уже начались боевые действия. Против батареи У : 3, расположенной на перешейке Сигнального полуострова, бросил якорь фрегат «Лафорт». против ба тареи № 7 (севернее Никольской горы), З а щ и щ а в ш е й подступы к городу, против ник поставил фрегат «Президент», придав ему в помощь пароход «Вираго». Бой начала батарея № 3, открывшая огонь по фрегату «Лафорт». Почти каждый ее снаряд попадал в корабль. Пяти орудиям этой батареи противостояло 30 орудий только одного борта фрегата. Через полча са все орудия батареи были подбиты, и противнику удалось высадить десант. Примерно такая же картина наблюда лась и у батареи Л? 7, орудия которой были выведены из строя огнем с англий ских судов «Президент» и «Вираго». Ког да огнем было уничтожено последнее ук репление батареи Ns 7. противник под прикрытием своих судов приступил к вы садке десанта и в этом районе. Согласно плану большая часть десанта направилась на соединение с отрядом, высадившимся у батареи Л: 3, чтобы об’- единенными усилиями захватить Николь скую гору и, используя ее господствую щее над местностью положение, обстрелять и уничтожить русские суда, которые по- нрежнему преграждали противнику вход во Внутреннюю гавань. Часть же десанта (и притом значительная) под командованием английского капитана Паркера направи лась по дороге, которая вела ,к Петропав ловску с севера. Враг уже торжествовал победу, но неожиданно был встречен кар течным огнем находившейся здесь батареи X : 6 и, понеся потери, вынужден был от казаться от попытки подойти к горо ду с этой стороны. Вскоре неприятелю удалось захватить Никольскую гору, которую защищали 16 человек с поручиком Губаревым во главе. Увлекшись преследованием отряда Пар кера, Губарев со своими стрелками поки нул гору. Этим воспользовался противник, который поднялся на вершину и начал обстрел «Авроры». Нужно было исправить положение и сбросить десантников с горы. С этой целью возглавлявший оборону командир Петро павловского порта генерал-майор В. С. Завойко приказал сформировать из команд судов несколько стрелковых отря дов и направить их против десанта, засев шего на горе. В общем высаженный союзниками де сант насчитывал около 900 человек. Рус ские же могли противопоставить ему не более 250 стрелков, которым предстояло штурмом отбить гору. Рассыпавшись цепью в густом кустар нике, покрывавшем склоны горы, матросы и солдаты стали теснить врага, а затем с криком «ура» ударили в штыки. Враг не выдержал и побежал. Видя замешательство десанта, англо-французское командование приказало поддержать его огнем корабель ной артиллерии. Но было уже поздно. Ку да бы ни бросались десантники, всюду их встречали штыки и приклады. Оставалось одно — путь по отвесным скалам к морю. Спасаясь от русских штыков, английские и французские солдаты бросались с круто го обрыва в море, разбиваясь о камни. Защитники Петропавловска потеряли в этот день убитыми и ранеными около ста человек. Потери противника составляли не менее 450 человек. Защитники Петропав ловска, кроме того, захватили в плен че тырех человек, а также военные трофеи— английское знамя, 7 офпцерекпх сабель и 56 ружей. Разгром десанта и повреждения, нане сенные судам противника русской артил лерией. заставили эскадру покинуть 8 сентября Авачинскую губу. А между тем документы, найденные у убитого во время штурма Никольской го ры командира десанта английского офи цера Паркера, говорят о том, что в зада чу десанта входило обязательно 5 сентяб ря овладеть Петропавловском. Кроме плана овладения Петропавловском в кармане у капитана Паркера была об наружена записка, написанная рукой ад мирала: «Не забыть взять с собою сколько есть кандалов». Рассчитывая обосноваться на Камчатке, англичане планировали пре вратить население этого края в рабов. Русские моряки, солдаты и местное на селение одержали замечательную победу. Планы врага захватить Петропавловск по терпели крах. * * * Камчатка с ее богатейшими природны ми ресурсами и после Крымской войны продолжала привлекать к себе внимание соседей России на Дальнем Востоке — капиталистов США и Японии, стремив шихся захватить огромные районы край него северо-востока Азии. Японцы, напри мер, собирались «сделать Камчатку... соб ственностью микадо, а население ее при вести в верность Японии». П только после русско-японской войны 1904— 1905 гг. под влиянием усилившейся в конце XIX и в начале ,ХХ века американской и япон ской экспансии на Камчатку, царское пра вительство стало задумываться о судь бах своих дальневосточных владении и приняло ряд мер к экономическому ожив лению края. Но до 1917 года Камчатка продолжала оставаться крайне отсталым районом. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила лицо Камчатки. Ныне это развитая индустриальная область, тесными узами связанная со всей нашей великой Родиной. Советский Тихоокеанский флот, воспри нявший и приумноживший в боях слав ные традиции прошлого, зорко охраняет дальневосточные рубежи страны Советов. Полновнин Г. ИГНАТК0ВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz