На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 29 октября 1954 г., Иг 257 (5CS3). Трибуна классного специалиста Слаженность действий орудийного расчёта Корабль стопт у стенки. Личный состав занимается по «распорядку дня. Вдруг раз­ дается сигнал колоколов громкого боя: «Корабль к походу изготовить!». Матросы, быстро преодолевая крутые трапы, бегут к своим боевым постам. Первым к орудию прибежал -старшин матрос Белов. Он быст­ ро расчехляет обвес. Старшин матрос Кня­ зев. при бежавши и на пост вслед за това­ рищем, снимает чехол с откатной части. Мгновенно вынимается дульная пробка, ствол пробанпвается банником. П вот уже каждый номер расчета проверяет готов­ ность своего заведования. Замочный Белов осматривает затвор, опробывает автомати­ ку в действии, готовит на всякий случай запасные детали. Наводчики проверяют прицелы. О готовности своих заведываний комендоры докладывают командиру рас­ чета, который, в свою очередь, доклады­ вает командиру подразделения о том, что орудие к бою и походу изготовлено. Спустя некоторое время корабль идет в открытое море на выполнение задания. В действиях личного состава, обслужи­ вающего орудие, важно, чтобы каждый во­ ин отлично знал свои обязанности, умело выполнял их. Но одно это не решает успе- х р . Необходимо, чтобы при любом состоя­ нии моря, — в шторм, пургу, — все воины действовали четко и расторопно. За период обслуживания механизмов у личного состава расчета складывается то общее, коллективное мастерство, которое мы называем слаженностью. Ведь стоит только одному моряку опоздать, неточно выполнить свою задачу, как усилия все­ го коллектива сводятся на нет, хотя остальные п действовали отлично. Однажды подносчик матрос Головин задержал подачу очередного снаряда. За­ держка сразу отразилась на выполнении задачи. А случись это в условиях боя, из-за нерасторопности одного матроса могли бы произойти тяжелые послед­ ствия. Слаженность действий расчета — это результат долгих упорных тренировок на боевом посту. Тренируясь в обстановке, максимально приближенной к боевой, во­ йн приобретает четкие навыки в практи­ ческой работе. Нужно, чтобы матрос умел заменить то­ варища. Так, установщик целика стар­ ший матрос Князев готов в любую мину­ ту встать у механизмов горизонтальной наводки, а его может заменить подносчик снарядов. Идет тренировка. На орудие поступает вводная: «Вышло из строя стреляющее приспособление!». Командую: «Заменить стреляющее приспособление!». Это — не простая работа, она требует внимательно­ сти, четкости, быстроты. Бели бы ее вы­ полнял только один номер, то ему приш­ лось бы трудиться очень долго, а на тре­ нировках, как и в бою, необходим^, чтобы орудие работало бесперебойно, тем более, что современная авиация обладает исклю­ чительной скоростью и высоким потол­ ком. На нашем орудии замену стреляющего приспособления производит не один, а не­ сколько номеров. Замочный старший ма­ трос Белов закрывает клин, снимает ло­ ток, а в это же время заряжающий вы­ вертывает упор экстрактора. Одновременно воины производят операцию за операцией, и вот уже стреляющее приспособление у Белова. Он быстро передает его подносчи­ ку . Все остальные детали находятся в ру­ ках у номеров расчета. Они в обратном порядке передают их замочному и заря­ жающему. Вот, наконец, механизм заме­ нен. Комендоры намного перекрыли нор­ матив, вводная выполнена успешно. Так же образцово выполняются и другие ввод­ ные. В дружном коллективе матросы быстро осваиваются, становятся мастерами свое­ го дела. Так было с молодым матросом Коршуновым, недавно прибывшим на ко­ рабль. но уже ставшим умелым комендо­ ром. Сейчас Коршунов готовится к сдаче экзаменов на классность. ...Корабль — в море. Будни комендоров насыщены напряженной учебой. У приборов наведения застыли наводчи­ ки. Они моментально совмещают стрелки приборов. Орудие наведено точно в цель. Докладываю: «Наводка произведена!». В центральном посту загорается лампочка. Ревун. II почти одновременно — залп. Надо быстро перезарядить орудие, но происходит что-то неладное. Затвор не от­ крывается полностью. Отличник боевой и политической подготовки Белов доклады­ вает: «Вздутие гильзы!». Сообщаю об этом на мостик и приказываю подчинен­ ным переходить на ручное открывание. Замочный переводит рычаг сцепления и открывает затвор вручную. А остальные номера в это время готовятся к очередному залпу. На лицах напряжение, а кое у ко­ го даже и волнение. Я сам волнуюсь. Ведь темп стрельбы высокий. В короткое мгновение гильза экстрактировалась. Бе­ лов вновь переходит на автоматическую досылку, наводчики Коршунов и Бабицкий навели орудие. Снова ревун, заглушаемый громом выстрела. Стрельба идет безоста­ новочно, снаряды ложатся точно в цель. Если бы на этих стрельбах не было слаженности в работе расчета, то орудие не могло бы вести огонь в таком темпе. Стоило растеряться одному из матро­ сов, и темп был бы сорван, но благодаря высокой натренированности, выучке ко­ мендоров, пониманию стоящих перед ними задач они работали четко и умело. Чтобы расчет действовал более слажен­ но, мы не ограничиваемся плановыми тренировками, а проводим дополнитель­ ные. Большую возможность для учебы дает время, отведенное на проворачива­ ние механизмов. Выполняя эту работу, комендоры еще и еще раз учатся умело и быстро действовать на материальной части. На занятиях по специальности моряки стремятся разобрать все неясные вопросы. Они изучают не только вверенные им за- ведывания, но и механизмы, обслуживае­ мые другими, действие орудия в целом. Занятие я всегда провожу непосредствен­ но на материальной части, по возмояшо- ти раз'ясняю принцип работы приборов и частей в действии. Знание личным составом своих обязан­ ностей — основное в достижении сла­ женности действий орудийного расчета. В процессе тренировок у каждого воина вырабатываются определенные навыки, движения, благодаря которым он действу­ ет более четко, расторопно. Я рассказывал уже о том. как однажды матрос Головин задержал подачу снаряда. Он подносил снаряд после того, как гильза предыдуще­ го была экстрактирована. Если бы Голо­ вин догадался-подбежать к орудию в са­ мый момент выстрела, точнее в промежу­ ток времени между выстрелом и откатом, то задержки бы не произошло. Поняв свою ошибку, он вскоре изменил движения при работе, с помощью товарищей отработал их на тренировках. Сейчас на орудие всегда во-врэмя подается очередной снаряд. Боевая учеба сближает воинов. В на­ пряженной обстановке более ярко, чем в обычной, проявляется чувство локтя, кол­ лективизм. Комендоры нашего орудия очень дружны между собой, нередко помо­ гают они и морякам, обслуживающим дру­ гие орудия. А крепкая войсковая друж­ ба — залог всех успехов. Постоянно совершенствуя практические навыки, комендоры вносят свой вклад в дело повышения боевой готовности кораб­ ля. Ууеть отлично стрелять, быть готовым к выполнению любых задач в условиях современного боя, в условиях применения новых видов оружия — таковы почетные обязанности каждого советского артилле­ риста. Старшина 2 статьи А. СЕЛЕЗНЕВ, специалист второго нласса. Проверка политических занятий Хорошо П О Д Г О Т О В И Л И С Ь ----- хорошо отвечали... Умело обучает подчиненных командир отделения машинистов старшина 2 статви Михаил Глебов. Воины его отделения грамотно эксплуатируют механизмы и со­ держат их в постоянной готовности к действию. Н А С Н ИМ К Е : в машинном отделении корабля. Специалист второго класса стар­ шина 2 статьи Михаил Глебов (слева) проводит занятие по специальности. Ф ото И . Никишова. К полётам всё готово! Добросовестная служ ба работников авиационного тыла Настал наиболее ответственный и трудный период в боевой учебе авиа­ торов — полеты в зимних условиях. Летчики, техники и младшие авиацион­ ные специалисты настойчиво повыша­ ют своп знания, совершенствуют бое­ вое мастерство. Не менее ответственны и сложны в эту пору и задачи работников авиаци­ онного тыла. От их умения, организо­ ванности и дисциплины зависят успехи в боевой учебе летчиков. Сознавая всю важность материально-технического обеспечения летной работы, воины под­ разделения, где служит старший матрос Грачев, напряженно и инициативно трудятся на своих боевых постах. Поступил приказ об очередных поле­ тах. . Накануне летного дня была проведе­ на тщательная проверка состояния спецавготранспорта, наличие заправ­ ленных баллонов сжатого воздуха, гото­ вность склада горюче-смазочных ве­ ществ для выдачи горючего. Воины работали на своих станциях до поздней ночи. Особенно тщательно готовили спецагрегаты запуска двига­ телей водители Пванилов, Грачев, Спи­ ридонов и Чернышев. Исправность станций проверялась матросами Щедно- вым, Саниным и Черняковым. Кисло­ родно-заправочную станцию особенно хорошо подготовил старший матрос Тю­ менцев. Дежурный от авиационно-техниче­ ского подразделения на полетах побы­ вал в автопарке, на техническом скла­ де, проверил, чем занимаются аэродром- щики и т. д. Такой контроль помог ему заблаговременно узнать положение дел во всех службах и быстро принять меры к устранению недостатков. Поздно вечером офицер доложил о готовно­ сти материально-технических средств. Ранним утром на аэродром прибыли тягачи для буксировки самолетов, спец­ агрегаты для запуска двигателей, ки ­ слородно-зарядная станция и заправщи­ ки горючим. Водители сиецавтотран- спорта матросы Романенко, Чеботарев и другие занимают указанные места на аэродроме. Строго, в соответствии с плановой таблицей производится букси­ ровка самолетов. Начались полеты. Самолеты уходили на задание. Поддерживая постоянную связь с дежурным инженером на квад­ рате запуска, офицер четко и уверен­ но руководил работой подчиненных ему людей. Хорошо зная плановую таблицу полетов, он своевременно и быстро ор­ ганизовал дозарядку самолетов горю­ чим, кислородом, сжатым воздухом. Быстро и четко работали водители заправщиков горючего матросы Урбан- ник, Хаметов и Суханов. В установленный срок техники доло­ жили о готовности самолетов к следую­ щему вылету. Спустя несколько минут, истребители снова ушли на задание. На разборе полетов командир летно­ го подразделения дал хорошую оценку работе служб. Безупречные действия автомобилистов не случайны. Успехи достигнуты благодаря хорошей подго­ товке авиаспецтранспорта. Несмотря на ряд трудностей обслуживания полетов в зимних условиях, воины авиатехниче- ского подразделения помогают летному составу успешно выполнять задания в воздухе. Офицер С. ШАПИРО. Год службы первый Матрос Сладкевич за время службы за­ рекомендовал себя дисциплинированным, трудолюбивым воином. Он настойчиво изучает специальность радиста. Благодаря помощи товарищей и лич­ ному упорству моряк добился неплохих результатов в работе на ключе и приеме на слух. Теперь он вахту правит без замечаний. За безупречную службу матрос Сладкевич имеет ряд поощрений. Но на этом воин не останавливается, а настойчиво продол­ жает повышать специальные и политиче­ ские знания. Матрос Г. ФЕДОТОВ. Наступил день проверки политических ганятий. В подразделении к этому хороша подготовились. В помещении были выве­ шены диаграммы, показывающие рост со­ циалистической экономики и культуры, и другие наглядные пособия, географиче­ ские карты. Восемь часов утра... Чисто и опрятно одетые воины пришли на проверочное за­ нятие. Задав первый вопрос: «Значение воин­ ских уставов в жизни и деятельности со­ ветских воинов», офицер дал слушателям возможность подумать, а затем спросил: «Кто желает отвечать?». — Разрешите мне? — обращается к проверяющему рядовой Борисевич. Комсомолец хорошо и последовательно излагает свои мысли, приводит конкрет­ ные факты, показывающие огромное зна­ чение воинских уставов в жизни личного состава. Он говорит о том, что все устав­ ные требования необходимо строго и точ­ но выполнять, воспитывать в себе высо­ кие морально-боевые качества, необходи­ мые для победы в современном сою. После выступления Борисевича в жур­ нале против его фамилии офицер вывел «отлично». — В чем состоит коренное отличие со­ ветской воинской дисциплины от дисцип­ лины б буржуазных армиях? — задает офицер слушателям следующий вопрос. Не­ сколько человек почти одновременно под­ нимают руки. Среди них — отличник бое­ вой и политической подготовки младший сержант Ельников. Ему была предоставле­ на возможность первому отвечать на этот вопрос. Очень хорошо рассказал о Коммунисти­ ческой партии Советского Союза, как ру­ ководящей и направляющей силе советско. го общества, комсомолец-отличник млад­ ший сержант Курин. Он также получил отличную оценку. Глубокие и прочные знания на провер­ ке показали воины, изучавшие героиче­ скую историю нашей партии. Из числа слушателей этой группы только один по­ лучил хорошую оценку. Все остальные — «отлично». Успехи воинов в политической учебе — результат их повседневного кропотливого труда. Особенно старательно повышали свой кругозор матрос Горяйкэв, старшины 2 статьи Козлов и Тихонов, старшие матро­ сы Ковальчук. Киселев и многие другие. Тщательно изучая каждую новую главу учебника, комсомольцы добились глубокого понимания пройденного за год материала. Поэтому, придя на проверочные занятия, они приняли активное участие в обсужде­ нии поставленных руководителем вопросов. Но достоинству было отмечено проверя­ ющим выступление макроса Горяйкова. Содержательно и полно рассказал о книге В. II. Ленина «Что делать?» старшина 2 статьи Тихонов. ■ь ■* ■* Занятие группы было в разгаре. — Итак, мы уже повторили материал о тех изменениях, которые произошли в нашем народном хозяйстве пссле Великой Отечественной войны. — начал офицер. — Теперь обсудим другой вопрос. Кто рас­ скажет. как советский народ борется сей­ час за новые успехи в развитии народного хозяйства? Первым вызвался отвечать старший ма­ трос Соболев. Говоря о мощном под'еме про­ мышленности и развитии сельского хозяй­ ства, он рассказал сослуживцам о до­ стижениях своих земляков, поделился впе­ чатлениями о Всесоюзной сельскохозяйст­ венной выставке. — Недавно я побывал на родине и сво­ ими глазами увидел плоды самоотвержен­ ного труда строителей коммунизма, — сказал тов. Соболев. — Мне довелось так ­ же посетить Всесоюзную сельскохозяйст­ венную выставку. Больше всего я интере­ совался техникой и, в первую очередь, по­ бывал в павильоне «Механизация и элек­ трификация сельского хозяйства»... Воины с интересом слушали выступле­ ние старшего матроса Соболева. Моряк сказал, что он и впредь будет настойчиво овладевать техникой, образцово выполнять задания командования, укреплять дисцип­ лину и порядок. Товарищи хорошо знают, что у передо­ вого воина слова никогда не расходятся с Делом. Старший матрос служит примером в соблюдении Военной присяги, настойчиво совершенствует свои знания по специаль­ ности, образцово справляется с задания­ ми командира. После Соболева активно выступали и многие другие воины. Н. ЛЫЧЕВ. Активная помошЬ комсомольцев командиру Совершенствовать штурманское обеспечение выхода корабля в море Наш корабль много времени провел в море, выполняя учебные задачи. Штур­ манские приборы и инструменты действо­ вали в походах безукоризненно. Большая заслуга в этом принадлежит старшине 1 статьп Семенову и старшине 2 статьи Зеленову. Правильно поняв свою роль, они служат примером для всего личного соста­ ва в дисциплине и в выполнении служеб­ ных обязанностей. Специалисты первого класса, они изо дня в день совершенствуют знания передают свой опыт подчиненным. Не случайно поэтому все моряки подраз­ деления стали опытными специалистами. Говоря о штурманском обеспечении вы­ хода корабля в море, нужно прежде всего иметь в виду навигационную прокладку. Навигационная прокладка — это соче­ тание графического счисления с графи­ ческой рдЗотой на карте по определению места кора-Ъя. по результатам, не зависи­ мым от элементов его движения. Счисление ведется для того, чтобы знать, где находится корабль на водной по ­ верхности в данный момент и как надо идти чтобы наивыгоднеишим образом в данной конкретной обстановке занять дру­ гое. нужное место. Основными элементами счисления является истинный курс и прейденное кораблем расстояние. Опыт Великой Отечественной войны по­ казал. чю боевая деятельность кораб­ лей ? большей степени зависит от точно­ сти счисления. Это особенно важно пои десантных операциях и при артиллерий­ ских стрельбах по берегу. Минная обста­ новка., отсутствие средств навигационного оборудования театров, маскировка на пе­ реходах создают известные трудности на­ вигационного обеспечения кораблей. От точности выхода корабля в назначенное MfVTo зависит успех выполнения боевой вадачи. Вот почему к работе личного со­ става штурманской боевой части пред'яв- ляются особые требования. Точность счисления зависит от деятель­ ности всего личного состава подразделе­ ния. Штурман обобщает работу штурман­ ских электриков, рулевых, показания при­ боров и инструментов и, проанализировав ее, все это воплощает в линию пути на карте или В точку, условно изображающую место корабля. Правильность счисления в основном определяют работа электронавн- гационных приборов, степень знания их поправок, точность удержания корабля на курсе. Электронавигационные приборы, кото­ рые обслуживает специалист первого клас­ са Зеленое, всегда работают безотказно. Однажды перед выходом корабля в море старшина доложил о готовности матери­ альной части. — Вы все проверили? Ведь приборам предстоит работать беспрерывно несколько суток. — напомнил старшине штурман. Зеленов уверенно ответил: — Так точно! Ведь я готовлю свое за- ведьгвание ежедневно. Это действительно так. Старшина 2 статьи Зеленов полностью использует время стоянки у причала для подготовки себя, своих подчиненных и материальной части к длительной работе в море. Однажды на корабль поступило прика­ зание немедленно выйти в море. Здесь-то и сказалось умение штурманских электри­ ков. Они ввели гирокомпас в меридиан в несколько раз быстрее, чем это положено по нормативу. Между тем иногда случались и неис­ правности. Но благодаря своевременным и правильным действиям личного состава это не отражалось на оаботе приборов. Так. например, однажды в море вахтенный старший матрос Курсаков заметил сильное искрение в агрегате лага. Воин немедлен­ но доложил о случившемся и стал прижи­ мать щетку рукой, чтобы уменьшить ис­ крение. Тем временем старшина 2 статьп Зеленов установил причину неисправно­ сти. Лопнула пружина. Другой в ящике запасных приборов и инструментов не ока­ залось. Моряк связался с соседним боевым постом. Товарищи дали пружину. Зеленов тотчас установил ее на место, лаг стал ра­ ботать нормально. Как-то начал сильно искрить агрегат гирокомпаса. Прибор мог выйти из строя. А останавливать его было нельзя. Зеленов, детально зная электросхемы, принял пра­ вильное решение. — снять нагрузку пере­ менного однофазного тока с агрегата гиро­ компаса. а в схему подать питание от другого прибора. Вопя быстро подсоединил концы, снял некоторые предохранители. Питание было подано и схема гирокомпаса не выводилась из действия. ' Зеленов тщательно анализирует каждую неисправность и ненормальность, замечен­ ную в материальной части. Это помогает ему регулярно проводить профилактиче­ ские мероприятия. Гирокомпас обычно запускается за не­ сколько часов до выхода корабля в моое. Можно ли сократить это время? Конечно, можно. Чтобы гирокомпас был в любую ми­ нуту готов к пуску, нужно заблоговремен- но сделать все проверки и заморы. В зим­ нее время необходимо поддерживать в гп- ропосту температуру не ниже 18— 20 гра­ дусов. На опыте прошлой зимы мы убеди­ лись, что пониженне установленной тем­ пературы влечет за собой понижение тем­ пературы масла в гпросфере и, в конечном итоге, к увеличению времени прихода ги­ росферы в меридиан. Затем надо тщательно продумать поря­ док действий, чтобы наиболее рациональ­ но использовать время приготовления и пуска гирокомпаса. И, наконец, необходи­ мо умело использовать все др\гпе средства для приведения гиросферы в меридиан. Таким образом можно значительно сокра­ тить время приготовления гирокомпаса. Опыт показал, что это вполне допустимо и выгодно во всех отношениях. Важную роль в точности счисления иг­ рает и рулевой. Если он с большой ошиб­ кой определит направление и силу ветра, управляя рулем, будет «кататься», то это усложнит работу штурмана. Специалистам надо понять это. Ведь не секрет, что ма­ трос Савик иногда допускает отклонения корабля от курса на несколько градусов. Причина этого — халатность и невнима­ тельность при несении вахты. Корабль как бы чертит линию на водной поверхности, являющуюся путем корабля. Она прямая, «как стрела», когда за рулем стоит спе­ циалист первого класса старшина 1 статьи Семенов, и извилистая у Савика. Командир отделения часто напоминает под­ чиненным о бдительности на вахте, о том, что точность удержания корабля на кур­ се влияет на работу штурмана. При сов­ местном плавании отклонение от курса не дает возможности кораблю удержаться на своем месте в строю. Чем точнее будет совпадать прямая ли ­ ния на карте, проведенная штурманом, с линией, которую «чертит» корабль на во­ де, тем точнее будет счисление. В усло­ виях качки и волны трудно избежать от­ клонений от курса. Тут надо соблюдать некоторые условия, обеспечивающие мак­ симальную прямолинейность пути кораб­ ля. Надо так править, чтобы отклонения корабля от курса в обе стороны были оди­ наковыми, как и продолжительность лежа­ ния на «рыске». В понятпе штурманского обеспечения входят и другие действия, например, опре­ деление элементов движения цели, расчет маневра, определение давления, темпера­ туры. направления и скорости ветра и т . д. Все они, естественно, связаны с под­ готовкой материальной части и личного состава. Советский народ делает все для того, чтобы наш флот мог с честью защитить интересы своего государства. Нашей свя­ щенной обязанностью является — оправ­ дать его надежды и доверие. Личный со­ став штурманского подразделения корабля повседневно повышает свою боевую готов­ ность, усиленно готовится к сдаче экзаме­ нов на классность. Моряки стремятся об­ разцово выполнять свой долг перед Совет­ ской Родиной. Офииео В. БОЙЦОВ. Комсомольская организация Н-ского j подразделения настойчиво борется за лич­ ную примерность членов ВЛКСМ на поли-1 тических занятиях. Большую работу она проделала в период подготовки к осенней проверке В помощь слушателям политзанятий” активисты провели доклады и беседы: «Всемирно-историческое значение разгрома фашистской Германии и империалистиче­ ской Японии», «Героические подвиги со­ ветских воинов в Великой Отечественной войне», «Претворение в жизнь решений партии и правительства по дальнейшему под’ему сельского хозяйства», «Высокая боевая готовность — первейший долг зе­ нитчиков», «Успехи стран народной де­ мократии в строительстве социализма» и другие. Коммунисты и комсомольцы под­ готовили тематический вечер «У карты Родины». Активист Швиркс, окончивший в прошлом году партийную школу, вы­ ступил перед сослуживцами с беседой, в которой рассказал об освоении целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, о крупных гидроэлектростанциях страны. Большую помощь слушателям в подго­ товке к итоговым политзанятиям оказали члены бюро, комсомольцы-агитаторы. На­ пример, тов. Мельников побеседовал с ма­ тросами об освоении целинных и залеж­ ных земель, о международных событиях, провел громкие читки из газет и журна­ лов, подобрал для молодежи литературу, рекомендованную руководителями заня­ тий. Комсомолец агитатор Дыкин активно работает с шоферами. Он рассказывал им об успехах советского народа в строи­ тельстве коммунизма, провел много бесед у географической карты — о славных победах Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны, об успехах стран народной демократии, об агрессивном Северо-атлантическом блоке и т . д. о . . Комсомольцы Бледный, Леонов и член бюро Артемьев, окошпгвшие партийную школу, готовили наглядные пособия к итоговым занятиям. Ими были оформлены содержательные схемы, среди н и х— «Го­ сударственное устройство СССР», «Раз­ гром походов Антанты», «Постановления сентябрьского, февральско-мартовского п июньского Пленумов ЦК К1ТСС». Командир провел совещание отлични­ ков и поставил перед ними конкретные задачи по подготовке к осенней проверке. Старательно выполняли советы командира комсомольцы-отличники. Они помогали отстающим воинам в повторении материа­ ла, тщательно готовились сами. Проверка показала, что командование, партийная и комсомольская организации трудились не напрасно. Все воины, вы­ ступая на итоговых занятиях, показали хорошие знания. О высокой сознательно­ сти матросов и сержантов говорит и их повседневная служба. Воины успешно вы­ полняют свои обязанности, имеют высокие показатели в укреплении воинской дис­ циплины. Однако нужно отметить и недостатки. Некоторые матросы и сержанты пока еще слабо знают географическую карту, с тру­ дом ориентируются по схемам. Эти про­ махи нужно ликвидировать до начала но­ вого учебного года. Руководителям комсомольской органи­ зации нужно тщательно проанализиро­ вать деятельность членов ВЛКСМ в пе­ риод подготовки к осенней проверке и накопленный опыт использовать в новом учебном году. Это будет способствовать дальнейшему повышению качества всей идеологической работы, направленной на воспитание стойких, мужественных, соз­ нательных защитников интересов любимой Родины. Старший лейтенант А. ИСУПОВ. Корабельные рационализаторы Уважением среди личного состава ко­ рабля пользуются электрик старший матрос Шмелев и моторист матрос Си- ницин. Они завоевали авторитет своим /упорным, кропотливым трудом в изу­ чении специальности. Хорошо зная вве­ ренную нм технику, воины решили изучить специальность машиниста и добились своего. Однажды командир предложил стар­ шему матросу Шмелеву устранить де­ фект в питательном насосе. Моряк бы­ стро приступил к делу. Он решил вне­ сти изменения в существующий паро­ вой питательный насос. На помощь к нему пришел матрос Синицин. Воины составили чертеж. Затем в ко­ тельном отделении сделали фундамент и установили электромотор. На его ва­ лик насадили звездочку, сделанную Синициным. При помощи цепи и шесте­ ренки валик соединили с насосом. Та­ кое усовершенствование воинов дает неплохие результаты. После этого старший матрос Шмелев внес новое рационализаторское предло­ жение. Раньше каждый вспомогатель­ ный двигатель запускался от определен­ ной батареи, и каждую пз них прихо­ дилось заряжать отдельно. На это уходи­ ло много времени. Шмелев предложил за­ ряжать батареи все сразу и осуществил свой замысел. Сейчас это нашло широ­ кое применение и на других кораблях. За добросовестную службу Родине старший матрос Шмелев имеет ряд по­ ощрений. А за ценные рационализатор­ ские предложения командир предоста­ вил ему внеочередной краткосрочный отпуск. Матрос Н . КУЛЕШОВ. По следам неопубликованных писем В письме, присланном в редакцию, военкор сообщал о недостатках в дея­ тельности комнаты политпросветработы подразделения. В частности, он отмечал, что комсомольская организация, где се­ кретарем тов. Иетруничкпн, не прояв­ ляет должной заботы о культурном до­ суге воинов, не помогает личному со­ ставу в политической учебе. Копию этого письма редакция напра­ вила для принятия мер заместителю командира по политической части. На днях от него получен ответ, в котором сообщается, что изложенные военкором факты подтвердились. Приняты меры по устранению недостатков: в комнате политпросветработы заведена и регуляр­ но ведется подшивка газет и журналов, получены 5 партий шахмат и 4 партии шашек. В помощь личному составу для подготовки к политическим занятиям оборудован стол с необходимой литерату­ рой. Организуются консультации, кото­ рые проводят члены партийного бюро подразделения. Для поддержания порядка в комнате по- литпросветработы ответственным назначен комсомолец матрос Небышенков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz