На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

П8 октября 1954 г., N° 256 (5098). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Самостоятельная работа над книгой В системе политической подготовки офицеров особое место занимает самостоя­ тельная учеба как основная форма овла­ дения мзрксизмом-ленинизмом. _ Только в процессе серьезной, вдумчи­ вой и систематической работы над книгой s ijx h o достичь глубоких знаний в изуче­ нии марксистско-ленинской теории, ус­ воить • ее существо, научиться умело пользоваться ее выводами при решении практических задач. Самостоятельная работа по повышению идейных знаний предполагает умелую организацию работы с книгой. Самостоя­ тельно учиться — это. прежде всего, уметь читать, усваивать прочитанное и применять полученные знания в своей практической работе. Работа над книгой — процесс слож­ ный, требующий строго определенной ор­ ганизации труда, проявления силы воли и взыскательности к себе. Чтобы достичь наилучших успехов, нужно овладеть ме­ тодикой самостоятельного изучения кни­ ги. При этом напрасно было бы искать каких-то универсальных форм этой рабо­ ты. В методике каждого самостоятельно работающего над книгой имеется много индивидуального, своеобразного, связан­ ного с уровнем его общей, специальной и политической подготовки, связанного с наличием у него уже приобретенного опыта и навыков самостоятельной рабо­ ты. Самостоятельная работа должна быть творческой. Полученные из книги знания должны быть не просто заучены и ме­ ханически зафиксированы в памяти, а переработаны в сознании обучающегося применительно к той обстановке, в кото­ рой было написано произведение, и в све­ те тех современных задач, которые ре­ шают наша партия и народ. Изу­ чение марксистско-ленинской теории должно проходить в неразрывной связи с жизнью Советских Вооруженных Сил. Подход к марксизму-ленинизму как к книжному учению противоречит самому духу этой творческой науки. Изучая, на­ пример, историю Коммунистической пар­ тии Советского Союза, нужно всегда пом­ нить, что история КПСС есть марк­ сизм-ленинизм в действии. А это значит, что нужно в конкретных фактах, собы­ тиях героической истории нашей партии видеть воплощение марксистско-ленин­ ских идей в жизнь, в действие, видеть их великую мобилизующую и преобразу­ ющую силу. В то же время нужно ви­ деть и то, как практическая деятель­ ность партии, трудящихся масс дает ма­ териал для новых теоретических обобще­ ний и выводов. Единство теоретических знаний и практических действий — од­ но из основных требований, которым не­ обходимо руководствоваться при изуче­ нии марксизма-ленинизма. Приступая к самостоятельной работе, каждый офицер должен поставить перед собой ясную цель. Это нужно для того, чтобы учеба не носила общий характер, а была целенап равлена, отвечала конкрет­ ной задаче усвоения того или иного не­ понятного или не изученного вопроса. Бесцельное чтение, как правило, ничего не дает. И, наоборот, чтение, направлен­ ное на углубление уже имеющихся зна­ ний или приобретение новых, всегда при­ носит успех. Кроме того, при сосредото­ ченной работе изучение каждого произве­ дения, каждой статьи происходит под уг­ лом зрения именно того вопроса, который интересует изучающего. Если, например, офицер работает над усвоением политиче­ ской стратегии и тактики коммунистиче­ ских партий на современном этапе, то каждое сообщение о деятельности зару­ бежных компартий им воспринимается с точки зрения того, какие тактические фирмы применяются компартиями для до­ стижения главной цели того стратегиче­ ского этапа, который проходит компартия тон или иной страны. Одно из важнейших условий успеха — последовательность в изучении темы, пе­ реход от первоначальных, элементарных понятий к более глубокому и тщатель­ ному усвоению вопроса. Выдающийся ученый нашей Родины И. П. Павлов пи­ сал: «Последовательность, последователь­ ность и последовательность! С самого на­ чала своей работы приучите себя к стро­ гой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пы­ таться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего». В работе над той или иной темой очень полезно вновь и вновь возвращать­ ся и перечитывать основные положения прочитанных произведений, уточнять и продумывать свои записи. Повто­ рение — необходимое средство закрепле­ ния в памяти и еще более глубокого ус­ воения содержания произведения. В своих воспоминаниях о Марксе Лафарг писал, что Маркс очень любил периодически пе­ речитывать свои прежние записи. Чтобы изучение марксистско-ленинской теории не превратилось в «тяжелую обя­ занность», каждый занимающийся должен вырабатывать в себе живой интерес к изучению революционной теории. А это­ го сделать нельзя без непрерывной рабо­ ты над повышением своего идейного уровня. Систематическая работа потому и создает интерес к изучению теории, что только она увеличивает, накапливает знания человека, постепенно, но непре^ рывно повышает его общеобразовательный и идейно-теоретический уровень, расши­ ряет кругозор. А это, в свою очередь, по­ зволяет правильно разбираться в окру­ жающей международной и внутренней об­ становке, глубже понимать политику на­ шей партии и делать практические выво­ ды для своей служебной деятельности. Между тем, многим офицерам не хва­ тает именно этого главного — система­ тической и непрерывной работы над ов­ ладением марксистско-ленинской т-орией. Эпизодическое обращение к книге, «топ­ танье на месте» глушит всякий интерес к учебе, и она превращается в тягость. Необходимо вырабатывать в себе драго­ ценное качество — постоянное стремле­ ние к повышению и совершенствованию своих знаний, любовь к книге. Советская система обучения и воспи­ тания отвергает формализм, начетничест­ во и догматизм, она исходит из единст­ венно правильного положения смысловой связи приобретаемых и ранее приобре­ тенных знаний. Исходя из этого, и нуж­ но решать вопрос о том, к каким приемам следует прибегнуть, чтобы лучше усвоить и запомнить прочитанное. Способы работы с, книгой зависят от целей, поставленных перед собой читате­ л е ^ Если требуется -только ознакомиться с- содержанием книги, применяется сплош­ ное чтение, без какого 5ы то ни было конспектирования. Если нужно узнать только отдельные места в книге, а не всю книгу, то применяется выборочное чтение. Но только полное и всеоб’емлю- щее изучение книги дает возможность наиболее глубоко усвоить ее содержание. Все формы, способы чтения и изуче­ ния произведении имеют одну цель — понять прочитанное. Как мыслительный процесс, понимание — очень сложное яв ­ ление. Познать содержание книги — это значит четко представить себе предмет, Факты, явления, приводимые в ней, ра­ зобраться в том, где, когда и какое про­ изошло историческое событие, уметь рас­ крыть связи и взаимоотношения между Фактами, явлениями и событиями. Для более полного понимания прочитанного нужно научиться систематизировать ма­ териал, уметь обобщать его. Это помо­ гает усвоить все стороны и детали про­ читанной книги, выделить из множества второстепенных фактов наиболее типич­ ные, которые могут служить характери­ стикой содержания книги. Основные положения произведения молено считать усвоенными лишь тогда, когда содержание стало настолько ясным, что можно свободно и связно, своими сло­ вами изложить его. Глубокая работа над книгой невозможна без записи прочитан­ ного. Сам процесс записи активизирует мысль и сосредоточивает внимание на главном, существенном. Записи служат хорошим справочным материалом, но ним легко восстановить то, что уже забылось. Вот почему так важно научиться пра­ вильно делать записи. Существуют различные формы записи. Пользование той пли иной из них зави­ сит от самого занимающегося, от уровня его подготовки. Среди самостоятельно работающих наи­ более распространенной формой записей является конспект, т. е. краткое или под­ робное изложение содержания произведе­ ния. Полезно научиться составлять кон­ спект не в виде суммы цитат, а своими словами. Это, конечно, нелегко. Но такая запись поможет глубже усвоить книгу, творчески переработать в своем сознании основные идеи произведения. Нужно учиться конспектировать, как и работать над книгой, у классиков марк­ сизма-ленинизма. Очень полезно для изу­ чения существа конспектирования озна­ комиться, например, с конспектом Ф. Эн­ гельса произведения Маркса «Капитал», с «Философскими тетрадями» В. И. Ленина. Полезно самостоятельную работу над кпкгой сопровождать посещением лекций и консультаций по изучаемому вопросу, проведением бесед и обсуждении. Особен­ но важны для самостоятельно работаю­ щих беседы и обсуждения,. сопровождаю­ щиеся обменом мнениями, спорами. Они позволяют глубже усвоить существо во­ проса, выяснить непонятное. Интересно прошла недавно беседа офи­ церов в учреждении, где служит комму­ нист тов. Филиппов, по вопросу о про­ стом и расширенном воспроизводстве ка­ питала. Руководивший беседой коммунист тов. Шевченко, тщательно подготовив­ шись, сумел заинтересовать офицеров и вызвать их на обмен мнениями. Такие беседы и обсуждения полезно чаще прак­ тиковать в процессе самостоятельной учебы офицеров. Чтобы более продуктивно использовать время, отведенное для самостоятельной работы, нужно создать для этого не­ обходимые условия. Плохое освещение, ненормальная температура, шум — все это мешает сосредоточиться, приводит к быстрому утомлению. Для самостоятель­ ной работы очень важное-чтобы-..под ру­ кой была необходимая ' литература. . Все эти условия для работы с книгой созданы, например, в читальном зале партийной библиотеки, в комнатах само­ стоятельной работы Дома» офицеров. Меж­ ду тем, еще немногие офицеры посещают читальный зал. Мало до сих пор офицеров присутствует также на лекциях и кон­ сультациях, проводимых здесь. Самостоятельная учеба является глав­ ным щетодом политического образования офицеров. Постоянная забота офицера о своем идейном росте будет способствовать его марксистско-ленинской закалке и плодотворно скажется на всей служебной деятельности. !. Офицер П. ФРОЛОВ. Офицер М. МАРЧЕНКО. Предупреждать дисциплинарные проступки Выступая перед комсомольцами с до­ кладом о задачах по укреплению воин­ ской дисциплины, командир сказал, что одной из причин, ведущих к проступкам, является неточное знание отдельными воинами требований уставов. Он резко критиковал Трещука, Гагаринова, Горяче­ ва, которые грубят с сослуживцами. Далее командир отметил, что серьезны­ ми недостатками в деятельности бюро яв ­ ляются отсутствие индивидуальной рабо­ ты, направленной на укрепление дисци­ плины, редкое проведение бесед о требо­ ваниях уставов и Присяги, слабая борь­ ба за рримерность в службе самого ак­ тива. «• — Устранив эти недостатки, — сде­ лал вывод командир, — мы сможем ак­ тивнее предупреждать проступки, что не замедлит сказаться на успехах в боевой и политической подготовке. Старший матрос Б. ЛЕБЕДЕВ. Беседы на научно-технические темы Я д е р ны е р е а к т о ры Хорошо знает свою специальность и в отличном состоянии содержит боевую технику радист матрос Евгений Николаев. Он любит свою специальность, настойчи­ во готовится к сдаче зачетов на ввание специалиста второго класса. Н А С Н ИМ К Е : матрос Е . Николаев на радиовахте. Ф ото И . Никишова. В матросском клубе Весело и культурно провели свой от­ дых матросы, солдаты, сержанты и стар­ шины в воскресный день в матросском клубе. С утра личному составу была про­ читана лекция о моральном облике совет­ ского воина. Лекцию прочитал офицер Тетеревелев, после чего был показан фильм «Честь товарища». Днем в клубе для личного состава де­ монстрировался очередной кинофильм фестиваля, посвященного 37-й годов­ щине Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции, — «Юность Максима». Многие воины посетили библиотеку и читальный зал, получили необходимые нм книги. Большое внимание посетителей привлекла выставка литературы, посвя­ щенная 37-й годовщине Великого Октяб­ ря. Работник библиотеки тов. Федотова выступила в читальном зале перед вои­ нами с обзором литературы о бдительно­ сти. Она ознакомила читателей с рядом произведении советских писателей, посвя­ щенных бдительности. Тепло было встречено зрителями со­ стоявшееся вечером в клубе выступление Украинского женского народного хора по обновленной программе. На высоком ху­ дожественном уровне были исполнены ук­ раинские, русские и другие песни и пляски. Особенно большим успехом поль­ зовались артистки М. Коломиец, Н. Ва- енльцова, которые хорошо исполнили шу­ точные песни «На донском степном про­ сторе», «Уральская шуточная» и другие. Дружными аплодисментами зрители на­ градили участников хора за прекрасное исполнение украинского хоровода «Див- чата на впдпочынку». Успехом пользова­ лось также выступление солистки хора Л. Курбатовой. К . ПЕТРОВ. Лекппя о бдительности Офицер Сорочинский прочитал недавно для воинов лекцию о бдительности. Он рассказал о том, как бдительность помо­ гала советским воинам одерживать победы над численно превосходящим врагом в бою, о том, какой высокой бдительность должна быть в мирной обстановке. Докладчик привел интересные примеры из жизни воинов подразделения. Младший сержант А. КНЯЗЕВ. Честный поступок Недавно тт. Н. Новиков и П. Артемьев, идя на работу, на дороге около городско­ го стадиона Североморска нашли б у х а з - ник со значительной суммой денег. На­ ходку они доставили в органы прокурату­ ры. Бумажник и деньги затем были вру­ чены владельцу. В. БОТЕВ. Беззаботное отношение к досугу воинов О том, как организован досуг лич­ ного состава подразделения, началь­ ник клуба лейтенант Акимов расска­ зывает неохотно. В большинстве случаев он просто предлагает познакомиться с двумя документами: книгой учета куль­ турно-массовых мероприятий клуба и папкой, где подшиты планы по органи­ зации отдыха в предвыходные и выход­ ные дни. Перелистывая их, невольно залюбуешь­ ся, с какой тщательностью и старанием они оформлены. Первые страницы книга учета, например, заполнены записями ровным красивым почерком, планы ак­ куратно отпечатаны на машинке. Надо отдать должное начальнику культурно- просветительного учреждения: об оформ­ лении и сбережении документов учета мероприятий он проявляет постоянную заботу. А вот об отдыхе личного состава не заботится как следует. Эта истина подтверждав гея рассказами самих воинов. — В нашем клубе совсем не бывает вечеров отдыха воинов, молодежных и литературных вечеров, читательских кон­ ференций, — заявил матрос Потапов, — давно не проводились встречи с Героями Советского Союза, не устраивались кон­ церты... По выходным дням чаще всего демонстрируются фнльзш, читаются лек­ ции, доклады. На одной из страниц книги учета культурно-массовых мероприятий можно прочитать запись, датированную восьмым апгуста: состоялся концерт художествен­ ной самодеятельности. Так и напрашивается мысль, что на сцене клуба выстуиили свои воины: му­ зыканты, танцоры, исполнители песен и чтецы, которых в подразделении вполне достаточно. Но нет.. концертом выступала художествен­ ная самодеятельность наших соседей, — поясняет свою запись начальник клуба. Чтобы ответить на вопрос, когда же выступал свой самодеятельный коллектив, Акимов долго припоминает. И не случай­ но, это редкостное мероприятие в послед­ ний раз состоялось... в начале мая с. г. Точнее, художественная самодеятель­ ность подразделения подготовила в тече­ ние текущего года два концерта и вы­ ступала на сцене клуба только в дни больших праздников. К тому же многие номера программы не пользовались успе­ хом у личного состава. Некоторые воины часто вспомина­ ют то время, когда коллектив самодея­ тельности был многочисленным, состоял из нескольких трупп. Регулярно репети­ руясь, он творчески рос. Разнообразие программы делало концерты содержатель­ ными, интересными. Коллектив пользо­ вался популярностью среди воинов. ...В одной из тумбочек вместе со всем канцелярским хламом хранятся две Гра­ моты. Одна из них — свидетельство больших творческих успехов самодеятель­ ного коллектива, достигнутых в 1950— 1951 годах, другая Грамота — свиде­ тельство творческих достижений музы­ кантов оркестра. Теперь же в подразделении бодрых звуков оркестра не услышишь. Он давно распался. Инструменты нашли себе при­ ют на складе. А ответственные за орга­ низацию оркестра люди, в том числе и начальник клуба, перестали вспоминать об этих инструментах. Почему же концерты, с которыми вы­ ступала в этом году художественная са­ модеятельность, мало волновали воинов? Потому что планомерную и тщательную подготовку их подменили кампанейщи­ ной. Когда до какого-либо большого празд­ ника остаются считанные дни, начальник клуба и другие ответственные за работу художественной самодеятельности лица начинают спешно составлять программу будущего концерта, подбирать участни­ ков, организовывать репетиции. В это время много беготни, суеты. Но только проходят дни праздника, как в клубе на­ ступает затишье: не слышно голосов со­ листов, звуков струнного оркестра. Зати­ шье длится до следующего праздника. 'Нельзя упрекнуть тов. Акимова в том, что работа клуба не планируется. План регулярно составляется, но... не выпол­ няется. Например, в нем записано: изгото­ вить стенд «Выдающиеся успехи социа­ листического земледелия». Решение было хорошее — наглядно показать воинам, как трудятся советские люди на освоении целинных и залежных земель. Е сожале­ нию, воины этого стенда так и не увиде­ ли. А вот другое несоответствие плана и дела. В августе было решено провести читательскую конференцию по книге В. Рудного «Гангутцы». Подготовка к этому мероприятию сперва вызвала много хлопот у библиотекаря старшего матроса Стрельчука. Составив план конференции, он попросил лучших воинов готовиться к выступлению на ней, достал дополнитель­ но несколько экземпляров этой книги. Воины готовились к конференции и жда­ ли проведения се с нетерпением, ведь в этом году она была первой. Но прошел срок, прошел еще месяц, а конференцию так и не провели. Она не состоялась по­ тому, что у библиотекаря не хватило сил довести начатое дело до конца. Ему не помог ни начальник клуба, ни политот­ дел. В эти дни повсюду на нашем флоте идет подготовка к празднованию 37-й годовщины Великого Октября. Вечерами в клубах проводятся репетиции коллек­ тивов художественной самодеятельности, чтобы в праздники сделать увлекатель­ ным отдых воинов, порадовать их творче­ скими достижениями. Но в этом клубе не спешат, коллектив самодеятельности еще не создан, нет даже программы концерта. — Не успеем подготовить участников самодеятельности, попросим соседей вы- ' ступить у нас, — заявляет начальник клуба. ...В последнее воскресенье, 24 октября, мы снова побывали в этом подразделении, заходили в клуб. То, что увидели там и узнали, лишний раз подтверждает факт о беззаботном отношении начальника клуба к отдыху личного состава. Утром воины пришли в библиотеку, ^тобы почитать журналы и газеты. Тов. Стрельчук выдал им это. — А сесть на чем? — спрашивали они, разыскивая стулья. Их не было. По­ мещение, называемое читальным залом, оказалось на замке. Позднее его откры­ ли, но не для того, чтобы создать удоб­ ства читателям, а художнику для работы. — Подшивки газет и журналов я в за­ ле оставить не могу. — об’яснил библио­ текарь, — потому что не выделен дежур­ ный, который бы следил за их сохран­ ностью. Для дополнения к сказанному можно прибавить, что полки книжной выставки в зале всегда пустуют и это помещение в вечернее время очень слабо освещено. ...Зал клуба заполнил личный состав: было об'явлено о начале демонстрации фильма. Прошло 15— 20 минут. Кинокар­ тина не начиналась. — Когда же ее иокажут? — с досадой говорили воины, выходили из зала и, сно­ ва зайдя в него, садились на места. Только спустя час фильм начался. На этом план культурных мероприятий воскресного дня был исчерпан. До вечер­ ней поверки воины были предоставлены сами себе. Такое положение недопустимо. Следует принять все меры, чтобы быстрее покон­ чить с этими недостатками, улучшить от­ дых личного состава. В. КУНОВАЛЬСНИЙ. Известно, что ос­ новой современной ядерной техники яв­ ляется процесс рас- — щепления одного из изотопов естественно­ го радиоактивного элемента — урана 235 , а также искусственных радиоактив­ ных изотопов — плутония 239 и урана 233. Ядра атомов заключают в себе огромную энергию, скрытую в электрических силах отталкивания положительно заряженных частиц — протонов. Собранные в ничтож­ но малом об’еме, эти силы стремятся раз­ рушить ядро. Другие, столь же мощные внутриядерные силы, природа которых наукой еще не выяснена, удерживают эти частицы вместе. Уран 235 оказался пер­ вым веществом, у которого удалось пре­ одолеть эти силы. При попадании в ядро урана извне быстрого или медленного ней­ трона оно разрушается. При этом проис­ ходит высвобождение энергии. Вместе с ядерными осколками, облада­ ющими огромной кинетической энергией, из ядра вылетают с большой скоростью 2— 3 нейтрона. Каждый из них. попав при благоприятных условиях в ядро сосед­ него атома урана, может его разрушить и тем самым высвободить еще 2— 3 новых нейтрона. Если первоначально было вы­ свобождено 9 нейтронов, то они в свою очередь могут вызвать разрушение 9 но­ вых атомов урана и появление 27 нейтро­ нов и т. д. Такой процесс непрерывного лавинооб­ разного нарастания числа разрушающихся ядер урана называется цепной реакцией. Если ее ничем не ограничить, то она приведет к взрыву огромной разрушитель­ ной силы. Цепная реакция наступает только тогда, когда в результате расщеп­ ления каждого атома урана выбрасывае­ мые из него нейтроны вызовут расщепле­ ние не менее одного нового ядра урана. Естественный уран содержит только 0 ,7 процента способного к расщеплению изотопа урана 235 . Остальные 99 ,3 про­ цента приходятся на изотоп урана 238, который не только не вступает в цепную реакцию, но, наоборот, мешает ей, захва­ тывая нейтроны, выбрасываемые при де­ лении урана 235 . Возбуждать цепную реакцию и управ­ лять ею так, чтобы она не приводила к мгновенному взрыву, можно в специаль­ ных устройствах — ядерных реакторах (котлах). Значение ядерных реакторов особенно возросло после того, как было установле­ но, что, захватив нейтрон, ядро урана 238 претерпевает в течение короткого времени ряд радиоактивных изменений и превращается в новый искусственный элемент — плутоний 239 . Новый эле­ мент замечателен тем, что при попадании в него нейтрона он расщепляется так же, как и уран 235 . Сходным образом ведет себя и единственный встречающийся в •природе изотоп торпя 232 . Захватывая нейтрон, он превращается в искусствен­ ный изотоп — уран 233 , который также способен к цепной реакции. Процесс предварительного отделения изотопа урана 235 от изотопа урана 238 исключительно сложный, трудоемкий и медленный. В ряде случаев оказалось удобнее цепную реакцию возбуждать в естественном уране, «выжигая» из него только 0 ,7 процента расщепляемого изо­ топа урана 235. В ходе цепной реакции каждое расщеп­ ляющееся ядро урана 235 выбрасывает в среднем 2— 3 нейтрона. Один из них рас­ ходуется на разрушение другого ядра ура­ на, т. е. на поддержание цепной реакции. Из оставшихся 1— 2 нейтронов часть пог­ лощается ураном 235 , не вызывая его расщепления; другая часть поглощается в конструктивных элементах реактора и вредных примесях. И только часть ней­ тронов может быть использована на обра­ зование плутония. Поэтому приходится до­ рожить буквально каждой десятой долей процента свободных нейтронов. Но и в этом случае примерно 98 процентов всего урана 238 остается в отходах. После расщепления всех ядер изотопа урана 235 цепная реакция в котле пре­ кращается. Весь оставшийся после реак­ ции уран должен быть извлечен из реак­ тора и подвергнут весьма сложной очист­ ке от радиоактивных продуктов юасщепле- ния и отделению остатков урана 235 и вновь образовавшегося плутония от урана 238 . После этого в реактор закладывается новая порция природного урана. Склонность к расщеплению и уровень мощности цепной реакции в уране в зна­ чительной степени зависят от той скоро- К. ГЛАДКОВ , л а у р е а т С т а л и н с к о й прем ии сти, с какой нейтро­ ны влетают в ядра атомов урана. Скоро­ сти. более благопри­ ятствующие ходу цепной реакции в уране 235. оказываются менее благоприятными для превращения урана 23S в плутонии и наоборот. Поэтому в зависимости от на­ значения реактора они работают или на очень высоких или на очень медленных скоростях нейтронов. *1 последнем случае цепная реакция .происходит с максималь­ ной мощностью. Для производства плуто­ ния используют медленные нейтроны, ско­ рость которых обеспечивает как достаточ­ ный уровень цепной реакции, так и про­ изводство максимально возможного коли­ чества плутония. Чтобы при работе реактора нейтроны меньше поглощались ядрами урана 238 , необходимо их первоначальную очень вы­ сокую скорость как можно быстрее сни­ зить до очень медленной, избегая прп этом скорости, при которой уран 238 луч­ ше всего поглощает нейтроны. Для этого цепная реакция должна происходить в среде, не поглощающей нейтроны, но сильно замедляющей их скорость, т. е. чтобы они на своем пути претерпели большое число столкновений с атомами за­ медлителя. Наибольшая потеря кинетической энер­ гии при упругом столкновении двух тел происходит тогда, когда их массы равны. Поэтому в качестве замедлителя можно использовать водород, масса ядра которо­ го почти равна массе нейтрона. Как из­ вестно, водород является газом. Чтобы придать ему необходимую плотность, его пришлось бы сжимать до сверхвысоких давлений. Практически это сделать труд­ но. Наиболее выгодным и удобным оказа­ лось использовать водород, входящий в со­ став т а к называемой тяжелой воды. Мо­ лекула тяжелой воды в отличие от обык­ новенной воды содержит изотоп водорода, ядро которого вместо одного протона со­ стоит из протона и нейтрона, т. е. вдвое тяжелее обыкновенного водорода. Добыча тяжелой воты обходится дорого. Сравни­ тельно хорошими замедлителями являют­ ся менее дефицитный углерод в виде чи­ стого графита и редкий металл — берил­ лий. Наоборот, кадмий, литий и барий хоро­ шо поглощают нейтроны. Яд^рный реактор в настоящее время яв­ ляется основным и важнейшим устройст­ вом современной ядерной техники. В нем получается контролируемая цепная ре­ акция, производится плутоний, который используется в качестве взрывчатого ве­ щества в атомной бомбе. С помощью реак­ тора ведутся научные исследования, одни химические элементы превращаются в другие, создаются искусственные радиоак­ тивные элементы и т . д. Летящие с огромной скоростью п энер­ гией осколки распавшегося ядра атома- урана тормозятся п отдают свою энергию веществу замедлителя и самому урану ,ко -- торые при этом сильно нагреваются. Во избежание опасных перегревов, грозящих аварией жизненным узлам реактора, это тепло необходимо быстро отводить. Чем скорее тепло отводится, тем на более вы­ соком уровне может идти цепная реакция. Способность реактора выделять огром­ ные количества тепла и является основой применения его для мирных целей, в пер­ вую очередь для производства электриче­ ской энергии. Тепловая энергия может быть использована для приведения в дей­ ствие различных паросиловых установок. Ядерный реактор является источником энергии и может стать двигателем буду­ щего. Расщепление одного килограмма урана сопровождается выделением около 25 миллионов киловатт-часов энергии, что равноценно сжиганию 2 .500 тонн угля. В современной промышленности 1 кпло- ватт-час энергии заменяет часовой труд 14 рабочих. При расщеплении ядра урана примерно на две равные половины высвобождается только одна тысячная часть энергии, скрытая в ядре атома. Следовательно, ядерная техника сегодняшнего дня яв­ ляется лишь первым шагом к ядерной энергетике будущего. Ядерные реакторы отличаются друг от друга по тому, как в них используется замедлитель. В так называемых гетероген­ ных реакторах замедлитель (графит плп тяжелая вода) не смешиваемся с расщеп­ ляемым материалом. В гомогенных реакто­ рах расщепляемый материал распределен в замедлителе равномерно. (Окончание следует). И овые м а т е р и а л ы о М. И. Кутузове Ленинградский историк Ю . Н . Яблочкин закончил интересную работу на тему: «Неизведанные н ■новк выпиленные докумен­ ты о жизни ■ деятельности М . И . Кутузова». Основные материалы, об­ наруженные в архивах Ленинграда, снизаны с наи­ менее исследованным перио­ дом жнзнн М . И . Кутузова — от его рождении до по­ лучении первого офицерско­ го чина. Среди документов —за*пленке отца Кутузова, написанное нм в Риге, где он служил, с просьбой о за ­ числении его сына, однннад- цатилетнего Михаила, в Пе­ тербургскую артиллерийскую н инженерную школу. Боль­ шой интерес представляет донесение инженер-капптан- поручика Ш алыгина от 8 апрели 1759 года, в кото­ ром сообщается, что Куту­ зов прекрасно выдержал эк­ замен. «.~В арифметике и геометрии довольное знание имеет, в фортификации на­ звание главнейших линии, углов и строение изрядно знает». Это донесение яв­ ляется наиболее ранним суждением о способностях будущего полководца. Найдены учебные ежеме­ сячные отчеты артиллернй- скои н инженерной школы. В неизвестном до енх пор документе, составленном на­ чальником школы, датиро­ ванном тем же 1759 годом, говорится об успехах Куту­ зова в изыках, математике, инженерных науках, свиде­ тельствуется, что он может бы ть помощником офицеров- воспитателей. В одиннад­ цать лет Кутузов получил первый сержантский чин, в и четырнадцать уже имел офицерский -г- инженер-пра- порщика. Среди находок — «При­ мечании о пехотной службе вообще н о егерской особен­ но». Установлено, что авто­ ром атого военного руко­ водства является М . И . Ку­ тузов. Ю . Яблочкин обнаружил также 6 0 неизвестных до сих пор документов, относя­ щихся к периоду русско- турецкой войны, когда Ку­ тузов командовал Бугскнм егерским корпусом. Новые материалы сущест­ венно дополняю г биографию отца Кутузова. Будучи воен­ ным инженером, он работал топографом, строил камен­ ный кронштадтский канал. В атот период с отцом в Кронштадте жил Михаил Илларионович, о чем до енх пор не было известно. В Петербурге отец Кутузова сооружал канал, который нынче носит имя Грибоедо­ ва. Кроме того, он участво­ вал в испытаниях новых ви­ дов артиллерии на кораблях Балтийского флота, руково­ дил изысканиями трассы для строительства судоход­ ного канала между Волгой и «зером Ильмень н другими важными работами. Выявлены ценные мате­ риалы • преподавателях ар­ тиллерийской и инженерной школы, у которых учился Кутузов, в том числе о та­ лантливом артиллеристе, изобретателе прибора для определения внутренней бал­ листики Иване Картмазове и других. Н а основе анализа новых материалов автор исследо­ вания считает, что дата рож­ дения М. И . Кутузова не 5 сентября 1745 года, как считали до сих пор, а 5 сен­ тября 1747 года. С докладом о своих изы ­ сканиях Ю . Н . Яблочкин выступил на научном заседа­ нии в Доме ученых имени А . М . Горького. Его сооб­ щение вызвало большой ин­ терес. Т. ЛАЗАРЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz