На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
П8 октября 1954 г., N° 256 (5098). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Самостоятельная работа над книгой В системе политической подготовки офицеров особое место занимает самостоя тельная учеба как основная форма овла дения мзрксизмом-ленинизмом. _ Только в процессе серьезной, вдумчи вой и систематической работы над книгой s ijx h o достичь глубоких знаний в изуче нии марксистско-ленинской теории, ус воить • ее существо, научиться умело пользоваться ее выводами при решении практических задач. Самостоятельная работа по повышению идейных знаний предполагает умелую организацию работы с книгой. Самостоя тельно учиться — это. прежде всего, уметь читать, усваивать прочитанное и применять полученные знания в своей практической работе. Работа над книгой — процесс слож ный, требующий строго определенной ор ганизации труда, проявления силы воли и взыскательности к себе. Чтобы достичь наилучших успехов, нужно овладеть ме тодикой самостоятельного изучения кни ги. При этом напрасно было бы искать каких-то универсальных форм этой рабо ты. В методике каждого самостоятельно работающего над книгой имеется много индивидуального, своеобразного, связан ного с уровнем его общей, специальной и политической подготовки, связанного с наличием у него уже приобретенного опыта и навыков самостоятельной рабо ты. Самостоятельная работа должна быть творческой. Полученные из книги знания должны быть не просто заучены и ме ханически зафиксированы в памяти, а переработаны в сознании обучающегося применительно к той обстановке, в кото рой было написано произведение, и в све те тех современных задач, которые ре шают наша партия и народ. Изу чение марксистско-ленинской теории должно проходить в неразрывной связи с жизнью Советских Вооруженных Сил. Подход к марксизму-ленинизму как к книжному учению противоречит самому духу этой творческой науки. Изучая, на пример, историю Коммунистической пар тии Советского Союза, нужно всегда пом нить, что история КПСС есть марк сизм-ленинизм в действии. А это значит, что нужно в конкретных фактах, собы тиях героической истории нашей партии видеть воплощение марксистско-ленин ских идей в жизнь, в действие, видеть их великую мобилизующую и преобразу ющую силу. В то же время нужно ви деть и то, как практическая деятель ность партии, трудящихся масс дает ма териал для новых теоретических обобще ний и выводов. Единство теоретических знаний и практических действий — од но из основных требований, которым не обходимо руководствоваться при изуче нии марксизма-ленинизма. Приступая к самостоятельной работе, каждый офицер должен поставить перед собой ясную цель. Это нужно для того, чтобы учеба не носила общий характер, а была целенап равлена, отвечала конкрет ной задаче усвоения того или иного не понятного или не изученного вопроса. Бесцельное чтение, как правило, ничего не дает. И, наоборот, чтение, направлен ное на углубление уже имеющихся зна ний или приобретение новых, всегда при носит успех. Кроме того, при сосредото ченной работе изучение каждого произве дения, каждой статьи происходит под уг лом зрения именно того вопроса, который интересует изучающего. Если, например, офицер работает над усвоением политиче ской стратегии и тактики коммунистиче ских партий на современном этапе, то каждое сообщение о деятельности зару бежных компартий им воспринимается с точки зрения того, какие тактические фирмы применяются компартиями для до стижения главной цели того стратегиче ского этапа, который проходит компартия тон или иной страны. Одно из важнейших условий успеха — последовательность в изучении темы, пе реход от первоначальных, элементарных понятий к более глубокому и тщатель ному усвоению вопроса. Выдающийся ученый нашей Родины И. П. Павлов пи сал: «Последовательность, последователь ность и последовательность! С самого на чала своей работы приучите себя к стро гой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пы таться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего». В работе над той или иной темой очень полезно вновь и вновь возвращать ся и перечитывать основные положения прочитанных произведений, уточнять и продумывать свои записи. Повто рение — необходимое средство закрепле ния в памяти и еще более глубокого ус воения содержания произведения. В своих воспоминаниях о Марксе Лафарг писал, что Маркс очень любил периодически пе речитывать свои прежние записи. Чтобы изучение марксистско-ленинской теории не превратилось в «тяжелую обя занность», каждый занимающийся должен вырабатывать в себе живой интерес к изучению революционной теории. А это го сделать нельзя без непрерывной рабо ты над повышением своего идейного уровня. Систематическая работа потому и создает интерес к изучению теории, что только она увеличивает, накапливает знания человека, постепенно, но непре^ рывно повышает его общеобразовательный и идейно-теоретический уровень, расши ряет кругозор. А это, в свою очередь, по зволяет правильно разбираться в окру жающей международной и внутренней об становке, глубже понимать политику на шей партии и делать практические выво ды для своей служебной деятельности. Между тем, многим офицерам не хва тает именно этого главного — система тической и непрерывной работы над ов ладением марксистско-ленинской т-орией. Эпизодическое обращение к книге, «топ танье на месте» глушит всякий интерес к учебе, и она превращается в тягость. Необходимо вырабатывать в себе драго ценное качество — постоянное стремле ние к повышению и совершенствованию своих знаний, любовь к книге. Советская система обучения и воспи тания отвергает формализм, начетничест во и догматизм, она исходит из единст венно правильного положения смысловой связи приобретаемых и ранее приобре тенных знаний. Исходя из этого, и нуж но решать вопрос о том, к каким приемам следует прибегнуть, чтобы лучше усвоить и запомнить прочитанное. Способы работы с, книгой зависят от целей, поставленных перед собой читате л е ^ Если требуется -только ознакомиться с- содержанием книги, применяется сплош ное чтение, без какого 5ы то ни было конспектирования. Если нужно узнать только отдельные места в книге, а не всю книгу, то применяется выборочное чтение. Но только полное и всеоб’емлю- щее изучение книги дает возможность наиболее глубоко усвоить ее содержание. Все формы, способы чтения и изуче ния произведении имеют одну цель — понять прочитанное. Как мыслительный процесс, понимание — очень сложное яв ление. Познать содержание книги — это значит четко представить себе предмет, Факты, явления, приводимые в ней, ра зобраться в том, где, когда и какое про изошло историческое событие, уметь рас крыть связи и взаимоотношения между Фактами, явлениями и событиями. Для более полного понимания прочитанного нужно научиться систематизировать ма териал, уметь обобщать его. Это помо гает усвоить все стороны и детали про читанной книги, выделить из множества второстепенных фактов наиболее типич ные, которые могут служить характери стикой содержания книги. Основные положения произведения молено считать усвоенными лишь тогда, когда содержание стало настолько ясным, что можно свободно и связно, своими сло вами изложить его. Глубокая работа над книгой невозможна без записи прочитан ного. Сам процесс записи активизирует мысль и сосредоточивает внимание на главном, существенном. Записи служат хорошим справочным материалом, но ним легко восстановить то, что уже забылось. Вот почему так важно научиться пра вильно делать записи. Существуют различные формы записи. Пользование той пли иной из них зави сит от самого занимающегося, от уровня его подготовки. Среди самостоятельно работающих наи более распространенной формой записей является конспект, т. е. краткое или под робное изложение содержания произведе ния. Полезно научиться составлять кон спект не в виде суммы цитат, а своими словами. Это, конечно, нелегко. Но такая запись поможет глубже усвоить книгу, творчески переработать в своем сознании основные идеи произведения. Нужно учиться конспектировать, как и работать над книгой, у классиков марк сизма-ленинизма. Очень полезно для изу чения существа конспектирования озна комиться, например, с конспектом Ф. Эн гельса произведения Маркса «Капитал», с «Философскими тетрадями» В. И. Ленина. Полезно самостоятельную работу над кпкгой сопровождать посещением лекций и консультаций по изучаемому вопросу, проведением бесед и обсуждении. Особен но важны для самостоятельно работаю щих беседы и обсуждения,. сопровождаю щиеся обменом мнениями, спорами. Они позволяют глубже усвоить существо во проса, выяснить непонятное. Интересно прошла недавно беседа офи церов в учреждении, где служит комму нист тов. Филиппов, по вопросу о про стом и расширенном воспроизводстве ка питала. Руководивший беседой коммунист тов. Шевченко, тщательно подготовив шись, сумел заинтересовать офицеров и вызвать их на обмен мнениями. Такие беседы и обсуждения полезно чаще прак тиковать в процессе самостоятельной учебы офицеров. Чтобы более продуктивно использовать время, отведенное для самостоятельной работы, нужно создать для этого не обходимые условия. Плохое освещение, ненормальная температура, шум — все это мешает сосредоточиться, приводит к быстрому утомлению. Для самостоятель ной работы очень важное-чтобы-..под ру кой была необходимая ' литература. . Все эти условия для работы с книгой созданы, например, в читальном зале партийной библиотеки, в комнатах само стоятельной работы Дома» офицеров. Меж ду тем, еще немногие офицеры посещают читальный зал. Мало до сих пор офицеров присутствует также на лекциях и кон сультациях, проводимых здесь. Самостоятельная учеба является глав ным щетодом политического образования офицеров. Постоянная забота офицера о своем идейном росте будет способствовать его марксистско-ленинской закалке и плодотворно скажется на всей служебной деятельности. !. Офицер П. ФРОЛОВ. Офицер М. МАРЧЕНКО. Предупреждать дисциплинарные проступки Выступая перед комсомольцами с до кладом о задачах по укреплению воин ской дисциплины, командир сказал, что одной из причин, ведущих к проступкам, является неточное знание отдельными воинами требований уставов. Он резко критиковал Трещука, Гагаринова, Горяче ва, которые грубят с сослуживцами. Далее командир отметил, что серьезны ми недостатками в деятельности бюро яв ляются отсутствие индивидуальной рабо ты, направленной на укрепление дисци плины, редкое проведение бесед о требо ваниях уставов и Присяги, слабая борь ба за рримерность в службе самого ак тива. «• — Устранив эти недостатки, — сде лал вывод командир, — мы сможем ак тивнее предупреждать проступки, что не замедлит сказаться на успехах в боевой и политической подготовке. Старший матрос Б. ЛЕБЕДЕВ. Беседы на научно-технические темы Я д е р ны е р е а к т о ры Хорошо знает свою специальность и в отличном состоянии содержит боевую технику радист матрос Евгений Николаев. Он любит свою специальность, настойчи во готовится к сдаче зачетов на ввание специалиста второго класса. Н А С Н ИМ К Е : матрос Е . Николаев на радиовахте. Ф ото И . Никишова. В матросском клубе Весело и культурно провели свой от дых матросы, солдаты, сержанты и стар шины в воскресный день в матросском клубе. С утра личному составу была про читана лекция о моральном облике совет ского воина. Лекцию прочитал офицер Тетеревелев, после чего был показан фильм «Честь товарища». Днем в клубе для личного состава де монстрировался очередной кинофильм фестиваля, посвященного 37-й годов щине Великой Октябрьской социалисти ческой революции, — «Юность Максима». Многие воины посетили библиотеку и читальный зал, получили необходимые нм книги. Большое внимание посетителей привлекла выставка литературы, посвя щенная 37-й годовщине Великого Октяб ря. Работник библиотеки тов. Федотова выступила в читальном зале перед вои нами с обзором литературы о бдительно сти. Она ознакомила читателей с рядом произведении советских писателей, посвя щенных бдительности. Тепло было встречено зрителями со стоявшееся вечером в клубе выступление Украинского женского народного хора по обновленной программе. На высоком ху дожественном уровне были исполнены ук раинские, русские и другие песни и пляски. Особенно большим успехом поль зовались артистки М. Коломиец, Н. Ва- енльцова, которые хорошо исполнили шу точные песни «На донском степном про сторе», «Уральская шуточная» и другие. Дружными аплодисментами зрители на градили участников хора за прекрасное исполнение украинского хоровода «Див- чата на впдпочынку». Успехом пользова лось также выступление солистки хора Л. Курбатовой. К . ПЕТРОВ. Лекппя о бдительности Офицер Сорочинский прочитал недавно для воинов лекцию о бдительности. Он рассказал о том, как бдительность помо гала советским воинам одерживать победы над численно превосходящим врагом в бою, о том, какой высокой бдительность должна быть в мирной обстановке. Докладчик привел интересные примеры из жизни воинов подразделения. Младший сержант А. КНЯЗЕВ. Честный поступок Недавно тт. Н. Новиков и П. Артемьев, идя на работу, на дороге около городско го стадиона Североморска нашли б у х а з - ник со значительной суммой денег. На ходку они доставили в органы прокурату ры. Бумажник и деньги затем были вру чены владельцу. В. БОТЕВ. Беззаботное отношение к досугу воинов О том, как организован досуг лич ного состава подразделения, началь ник клуба лейтенант Акимов расска зывает неохотно. В большинстве случаев он просто предлагает познакомиться с двумя документами: книгой учета куль турно-массовых мероприятий клуба и папкой, где подшиты планы по органи зации отдыха в предвыходные и выход ные дни. Перелистывая их, невольно залюбуешь ся, с какой тщательностью и старанием они оформлены. Первые страницы книга учета, например, заполнены записями ровным красивым почерком, планы ак куратно отпечатаны на машинке. Надо отдать должное начальнику культурно- просветительного учреждения: об оформ лении и сбережении документов учета мероприятий он проявляет постоянную заботу. А вот об отдыхе личного состава не заботится как следует. Эта истина подтверждав гея рассказами самих воинов. — В нашем клубе совсем не бывает вечеров отдыха воинов, молодежных и литературных вечеров, читательских кон ференций, — заявил матрос Потапов, — давно не проводились встречи с Героями Советского Союза, не устраивались кон церты... По выходным дням чаще всего демонстрируются фнльзш, читаются лек ции, доклады. На одной из страниц книги учета культурно-массовых мероприятий можно прочитать запись, датированную восьмым апгуста: состоялся концерт художествен ной самодеятельности. Так и напрашивается мысль, что на сцене клуба выстуиили свои воины: му зыканты, танцоры, исполнители песен и чтецы, которых в подразделении вполне достаточно. Но нет.. концертом выступала художествен ная самодеятельность наших соседей, — поясняет свою запись начальник клуба. Чтобы ответить на вопрос, когда же выступал свой самодеятельный коллектив, Акимов долго припоминает. И не случай но, это редкостное мероприятие в послед ний раз состоялось... в начале мая с. г. Точнее, художественная самодеятель ность подразделения подготовила в тече ние текущего года два концерта и вы ступала на сцене клуба только в дни больших праздников. К тому же многие номера программы не пользовались успе хом у личного состава. Некоторые воины часто вспомина ют то время, когда коллектив самодея тельности был многочисленным, состоял из нескольких трупп. Регулярно репети руясь, он творчески рос. Разнообразие программы делало концерты содержатель ными, интересными. Коллектив пользо вался популярностью среди воинов. ...В одной из тумбочек вместе со всем канцелярским хламом хранятся две Гра моты. Одна из них — свидетельство больших творческих успехов самодеятель ного коллектива, достигнутых в 1950— 1951 годах, другая Грамота — свиде тельство творческих достижений музы кантов оркестра. Теперь же в подразделении бодрых звуков оркестра не услышишь. Он давно распался. Инструменты нашли себе при ют на складе. А ответственные за орга низацию оркестра люди, в том числе и начальник клуба, перестали вспоминать об этих инструментах. Почему же концерты, с которыми вы ступала в этом году художественная са модеятельность, мало волновали воинов? Потому что планомерную и тщательную подготовку их подменили кампанейщи ной. Когда до какого-либо большого празд ника остаются считанные дни, начальник клуба и другие ответственные за работу художественной самодеятельности лица начинают спешно составлять программу будущего концерта, подбирать участни ков, организовывать репетиции. В это время много беготни, суеты. Но только проходят дни праздника, как в клубе на ступает затишье: не слышно голосов со листов, звуков струнного оркестра. Зати шье длится до следующего праздника. 'Нельзя упрекнуть тов. Акимова в том, что работа клуба не планируется. План регулярно составляется, но... не выпол няется. Например, в нем записано: изгото вить стенд «Выдающиеся успехи социа листического земледелия». Решение было хорошее — наглядно показать воинам, как трудятся советские люди на освоении целинных и залежных земель. Е сожале нию, воины этого стенда так и не увиде ли. А вот другое несоответствие плана и дела. В августе было решено провести читательскую конференцию по книге В. Рудного «Гангутцы». Подготовка к этому мероприятию сперва вызвала много хлопот у библиотекаря старшего матроса Стрельчука. Составив план конференции, он попросил лучших воинов готовиться к выступлению на ней, достал дополнитель но несколько экземпляров этой книги. Воины готовились к конференции и жда ли проведения се с нетерпением, ведь в этом году она была первой. Но прошел срок, прошел еще месяц, а конференцию так и не провели. Она не состоялась по тому, что у библиотекаря не хватило сил довести начатое дело до конца. Ему не помог ни начальник клуба, ни политот дел. В эти дни повсюду на нашем флоте идет подготовка к празднованию 37-й годовщины Великого Октября. Вечерами в клубах проводятся репетиции коллек тивов художественной самодеятельности, чтобы в праздники сделать увлекатель ным отдых воинов, порадовать их творче скими достижениями. Но в этом клубе не спешат, коллектив самодеятельности еще не создан, нет даже программы концерта. — Не успеем подготовить участников самодеятельности, попросим соседей вы- ' ступить у нас, — заявляет начальник клуба. ...В последнее воскресенье, 24 октября, мы снова побывали в этом подразделении, заходили в клуб. То, что увидели там и узнали, лишний раз подтверждает факт о беззаботном отношении начальника клуба к отдыху личного состава. Утром воины пришли в библиотеку, ^тобы почитать журналы и газеты. Тов. Стрельчук выдал им это. — А сесть на чем? — спрашивали они, разыскивая стулья. Их не было. По мещение, называемое читальным залом, оказалось на замке. Позднее его откры ли, но не для того, чтобы создать удоб ства читателям, а художнику для работы. — Подшивки газет и журналов я в за ле оставить не могу. — об’яснил библио текарь, — потому что не выделен дежур ный, который бы следил за их сохран ностью. Для дополнения к сказанному можно прибавить, что полки книжной выставки в зале всегда пустуют и это помещение в вечернее время очень слабо освещено. ...Зал клуба заполнил личный состав: было об'явлено о начале демонстрации фильма. Прошло 15— 20 минут. Кинокар тина не начиналась. — Когда же ее иокажут? — с досадой говорили воины, выходили из зала и, сно ва зайдя в него, садились на места. Только спустя час фильм начался. На этом план культурных мероприятий воскресного дня был исчерпан. До вечер ней поверки воины были предоставлены сами себе. Такое положение недопустимо. Следует принять все меры, чтобы быстрее покон чить с этими недостатками, улучшить от дых личного состава. В. КУНОВАЛЬСНИЙ. Известно, что ос новой современной ядерной техники яв ляется процесс рас- — щепления одного из изотопов естественно го радиоактивного элемента — урана 235 , а также искусственных радиоактив ных изотопов — плутония 239 и урана 233. Ядра атомов заключают в себе огромную энергию, скрытую в электрических силах отталкивания положительно заряженных частиц — протонов. Собранные в ничтож но малом об’еме, эти силы стремятся раз рушить ядро. Другие, столь же мощные внутриядерные силы, природа которых наукой еще не выяснена, удерживают эти частицы вместе. Уран 235 оказался пер вым веществом, у которого удалось пре одолеть эти силы. При попадании в ядро урана извне быстрого или медленного ней трона оно разрушается. При этом проис ходит высвобождение энергии. Вместе с ядерными осколками, облада ющими огромной кинетической энергией, из ядра вылетают с большой скоростью 2— 3 нейтрона. Каждый из них. попав при благоприятных условиях в ядро сосед него атома урана, может его разрушить и тем самым высвободить еще 2— 3 новых нейтрона. Если первоначально было вы свобождено 9 нейтронов, то они в свою очередь могут вызвать разрушение 9 но вых атомов урана и появление 27 нейтро нов и т. д. Такой процесс непрерывного лавинооб разного нарастания числа разрушающихся ядер урана называется цепной реакцией. Если ее ничем не ограничить, то она приведет к взрыву огромной разрушитель ной силы. Цепная реакция наступает только тогда, когда в результате расщеп ления каждого атома урана выбрасывае мые из него нейтроны вызовут расщепле ние не менее одного нового ядра урана. Естественный уран содержит только 0 ,7 процента способного к расщеплению изотопа урана 235 . Остальные 99 ,3 про цента приходятся на изотоп урана 238, который не только не вступает в цепную реакцию, но, наоборот, мешает ей, захва тывая нейтроны, выбрасываемые при де лении урана 235 . Возбуждать цепную реакцию и управ лять ею так, чтобы она не приводила к мгновенному взрыву, можно в специаль ных устройствах — ядерных реакторах (котлах). Значение ядерных реакторов особенно возросло после того, как было установле но, что, захватив нейтрон, ядро урана 238 претерпевает в течение короткого времени ряд радиоактивных изменений и превращается в новый искусственный элемент — плутоний 239 . Новый эле мент замечателен тем, что при попадании в него нейтрона он расщепляется так же, как и уран 235 . Сходным образом ведет себя и единственный встречающийся в •природе изотоп торпя 232 . Захватывая нейтрон, он превращается в искусствен ный изотоп — уран 233 , который также способен к цепной реакции. Процесс предварительного отделения изотопа урана 235 от изотопа урана 238 исключительно сложный, трудоемкий и медленный. В ряде случаев оказалось удобнее цепную реакцию возбуждать в естественном уране, «выжигая» из него только 0 ,7 процента расщепляемого изо топа урана 235. В ходе цепной реакции каждое расщеп ляющееся ядро урана 235 выбрасывает в среднем 2— 3 нейтрона. Один из них рас ходуется на разрушение другого ядра ура на, т. е. на поддержание цепной реакции. Из оставшихся 1— 2 нейтронов часть пог лощается ураном 235 , не вызывая его расщепления; другая часть поглощается в конструктивных элементах реактора и вредных примесях. И только часть ней тронов может быть использована на обра зование плутония. Поэтому приходится до рожить буквально каждой десятой долей процента свободных нейтронов. Но и в этом случае примерно 98 процентов всего урана 238 остается в отходах. После расщепления всех ядер изотопа урана 235 цепная реакция в котле пре кращается. Весь оставшийся после реак ции уран должен быть извлечен из реак тора и подвергнут весьма сложной очист ке от радиоактивных продуктов юасщепле- ния и отделению остатков урана 235 и вновь образовавшегося плутония от урана 238 . После этого в реактор закладывается новая порция природного урана. Склонность к расщеплению и уровень мощности цепной реакции в уране в зна чительной степени зависят от той скоро- К. ГЛАДКОВ , л а у р е а т С т а л и н с к о й прем ии сти, с какой нейтро ны влетают в ядра атомов урана. Скоро сти. более благопри ятствующие ходу цепной реакции в уране 235. оказываются менее благоприятными для превращения урана 23S в плутонии и наоборот. Поэтому в зависимости от на значения реактора они работают или на очень высоких или на очень медленных скоростях нейтронов. *1 последнем случае цепная реакция .происходит с максималь ной мощностью. Для производства плуто ния используют медленные нейтроны, ско рость которых обеспечивает как достаточ ный уровень цепной реакции, так и про изводство максимально возможного коли чества плутония. Чтобы при работе реактора нейтроны меньше поглощались ядрами урана 238 , необходимо их первоначальную очень вы сокую скорость как можно быстрее сни зить до очень медленной, избегая прп этом скорости, при которой уран 238 луч ше всего поглощает нейтроны. Для этого цепная реакция должна происходить в среде, не поглощающей нейтроны, но сильно замедляющей их скорость, т. е. чтобы они на своем пути претерпели большое число столкновений с атомами за медлителя. Наибольшая потеря кинетической энер гии при упругом столкновении двух тел происходит тогда, когда их массы равны. Поэтому в качестве замедлителя можно использовать водород, масса ядра которо го почти равна массе нейтрона. Как из вестно, водород является газом. Чтобы придать ему необходимую плотность, его пришлось бы сжимать до сверхвысоких давлений. Практически это сделать труд но. Наиболее выгодным и удобным оказа лось использовать водород, входящий в со став т а к называемой тяжелой воды. Мо лекула тяжелой воды в отличие от обык новенной воды содержит изотоп водорода, ядро которого вместо одного протона со стоит из протона и нейтрона, т. е. вдвое тяжелее обыкновенного водорода. Добыча тяжелой воты обходится дорого. Сравни тельно хорошими замедлителями являют ся менее дефицитный углерод в виде чи стого графита и редкий металл — берил лий. Наоборот, кадмий, литий и барий хоро шо поглощают нейтроны. Яд^рный реактор в настоящее время яв ляется основным и важнейшим устройст вом современной ядерной техники. В нем получается контролируемая цепная ре акция, производится плутоний, который используется в качестве взрывчатого ве щества в атомной бомбе. С помощью реак тора ведутся научные исследования, одни химические элементы превращаются в другие, создаются искусственные радиоак тивные элементы и т . д. Летящие с огромной скоростью п энер гией осколки распавшегося ядра атома- урана тормозятся п отдают свою энергию веществу замедлителя и самому урану ,ко -- торые при этом сильно нагреваются. Во избежание опасных перегревов, грозящих аварией жизненным узлам реактора, это тепло необходимо быстро отводить. Чем скорее тепло отводится, тем на более вы соком уровне может идти цепная реакция. Способность реактора выделять огром ные количества тепла и является основой применения его для мирных целей, в пер вую очередь для производства электриче ской энергии. Тепловая энергия может быть использована для приведения в дей ствие различных паросиловых установок. Ядерный реактор является источником энергии и может стать двигателем буду щего. Расщепление одного килограмма урана сопровождается выделением около 25 миллионов киловатт-часов энергии, что равноценно сжиганию 2 .500 тонн угля. В современной промышленности 1 кпло- ватт-час энергии заменяет часовой труд 14 рабочих. При расщеплении ядра урана примерно на две равные половины высвобождается только одна тысячная часть энергии, скрытая в ядре атома. Следовательно, ядерная техника сегодняшнего дня яв ляется лишь первым шагом к ядерной энергетике будущего. Ядерные реакторы отличаются друг от друга по тому, как в них используется замедлитель. В так называемых гетероген ных реакторах замедлитель (графит плп тяжелая вода) не смешиваемся с расщеп ляемым материалом. В гомогенных реакто рах расщепляемый материал распределен в замедлителе равномерно. (Окончание следует). И овые м а т е р и а л ы о М. И. Кутузове Ленинградский историк Ю . Н . Яблочкин закончил интересную работу на тему: «Неизведанные н ■новк выпиленные докумен ты о жизни ■ деятельности М . И . Кутузова». Основные материалы, об наруженные в архивах Ленинграда, снизаны с наи менее исследованным перио дом жнзнн М . И . Кутузова — от его рождении до по лучении первого офицерско го чина. Среди документов —за*пленке отца Кутузова, написанное нм в Риге, где он служил, с просьбой о за числении его сына, однннад- цатилетнего Михаила, в Пе тербургскую артиллерийскую н инженерную школу. Боль шой интерес представляет донесение инженер-капптан- поручика Ш алыгина от 8 апрели 1759 года, в кото ром сообщается, что Куту зов прекрасно выдержал эк замен. «.~В арифметике и геометрии довольное знание имеет, в фортификации на звание главнейших линии, углов и строение изрядно знает». Это донесение яв ляется наиболее ранним суждением о способностях будущего полководца. Найдены учебные ежеме сячные отчеты артиллернй- скои н инженерной школы. В неизвестном до енх пор документе, составленном на чальником школы, датиро ванном тем же 1759 годом, говорится об успехах Куту зова в изыках, математике, инженерных науках, свиде тельствуется, что он может бы ть помощником офицеров- воспитателей. В одиннад цать лет Кутузов получил первый сержантский чин, в и четырнадцать уже имел офицерский -г- инженер-пра- порщика. Среди находок — «При мечании о пехотной службе вообще н о егерской особен но». Установлено, что авто ром атого военного руко водства является М . И . Ку тузов. Ю . Яблочкин обнаружил также 6 0 неизвестных до сих пор документов, относя щихся к периоду русско- турецкой войны, когда Ку тузов командовал Бугскнм егерским корпусом. Новые материалы сущест венно дополняю г биографию отца Кутузова. Будучи воен ным инженером, он работал топографом, строил камен ный кронштадтский канал. В атот период с отцом в Кронштадте жил Михаил Илларионович, о чем до енх пор не было известно. В Петербурге отец Кутузова сооружал канал, который нынче носит имя Грибоедо ва. Кроме того, он участво вал в испытаниях новых ви дов артиллерии на кораблях Балтийского флота, руково дил изысканиями трассы для строительства судоход ного канала между Волгой и «зером Ильмень н другими важными работами. Выявлены ценные мате риалы • преподавателях ар тиллерийской и инженерной школы, у которых учился Кутузов, в том числе о та лантливом артиллеристе, изобретателе прибора для определения внутренней бал листики Иване Картмазове и других. Н а основе анализа новых материалов автор исследо вания считает, что дата рож дения М. И . Кутузова не 5 сентября 1745 года, как считали до сих пор, а 5 сен тября 1747 года. С докладом о своих изы сканиях Ю . Н . Яблочкин выступил на научном заседа нии в Доме ученых имени А . М . Горького. Его сооб щение вызвало большой ин терес. Т. ЛАЗАРЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz