На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 27 октября 1954 г., № 255 (5097). Уреш С первЫх дней слуЖбЫ будЬ верен Присяге Старательность в учёбе — путь к мастерству За свою многолетнюю службу мне не раз приходилось убеж­ даться в том, что только тот, кто постоянно изучает уставы, ин­ струкции, наставления, кто строго соблюдает все их требова­ ния, — тот имеет твердые успехи в учебе, уверенно решает любую задачу. Когда я впервые пришел на корабль, для меня все было но­ во. Я, признаться, вначале даже немножко растерялся, беспо­ коясь о том, сумею ли изучить эту сложную корабельную тех­ нику. Меня восхищали не только приборы и механизмы красав- ца-корабля, но и уверенные, расторопные действия матросов на боевых постах. С первых дней службы я вместе с другими молодыми ма­ тросами стремился к тому', чтобы хорошо изучить свои обязан­ ности, предусмотренные уставами, инструкциями и наставле­ ниями. Я внимательно слушал слова командира на занятиях. Много учился самостоятельно, повторял и закреплял пройденное. Хочется привести один из многочисленных примеров, свиде­ тельствующих о том, как отличное знание своей специальности, хорошая натренированность в практическом использовании ору­ жия помогали воинам добиться успехов в боях с врагом в годы Великой Отечественной войны. В моем подчинении служил матрос Михаил Капралов. Он был мастером своего дела, дисциплинированным и культурным воином, в совершенстве знающим свою специальность. Передо­ вой воин постоянно учился — и в походах и при стоянке в базе. И вот, когда настало время действовать в сложной обста­ новке, Капралов показал образец хладнокровия и стойкости. Это было в момент обстрела нашим кораблем вражеского побережья. В самое напряженное время боя в котельном отделении возник пожар. Капралов, хорошо знавший инструкцию о действиях на боевом посту, не (растерялся, а решительно и смело принялся за ликвидацию пожара и успешно справился с этим, обеспечив бесперебойную работу корабельный механизмов. За самоотвер­ женные действия в бою воин был напражден орденом Красной Звезды. Подобных примеров можно привести очень много. Но я хочу рассказать и о том, к каким печальным последст­ виям может привести плохое знание своей специальности. Был у нас на корабле матрос Шадричев. Оружие свое он изу­ чал плохо, допускал серьезные промахи в службе. Как-то вы­ шел из строя один из механизмов, которые обслуживал Шадри- ’чев. Матрос растерялся. Он не знал, что делать, как предупре­ дить неисправность. А вся иричина была в том, что Шадри­ чев в трудную минуту забыл об инструкции, которая четко и ясно определяла его обязанности на боевом посту. Следует напомнить молодым воинам, что в службе нет ме­ лочей. Встать точно по сигналу, своевременно занять место в строю так же важно, как, например, и проворачивание механиз­ мов. Ведь попробуй, не проверь какого-либо клапана пли другой части механизма, требующей согласно инструкции проворачи­ вания, они могут подвести, отказать или, как у нас говорят, «скиснуть». Вот почему мы должны учиться постоянно и на­ стойчиво, без скидок и упрощенчества, учиться тому, что тре­ буется на войне, закаляться в борьбе с трудностями, вырабаты­ вать в себе высокие морально-боевые качества, необходимые для победы над-врагом. Иногда мне приходится слышать от неопытных матросов, что на учениях можно допускать послабления. Это, конечно, большая и грубая ошибка. Опыт показывает — тот, кто допу­ скал нарушения уставов на учениях, тот подводил и в бою. Нужно чаще заниматься тренировками, доводить свои действия до полного автоматизма. Если не удался прием, повтори его еще раз, если нужно — повтори неоднократно, пока не добьешься успеха. Многие мои подчиненные хорошо знают и образцово выпол­ няют требования уставов. Возьмем для примера отличника бое­ вой и политической подготовки старшего матроса Чернонвано- ва. Он никогда не допускает упрощенчества в боевой учебе, по­ казывает пример честного и добросовестного выполнения своих служебных обязанностей. Передовой воин не сразу стал от­ личным специалистом. В первые дни службы у него немало бы­ ло трудностей. Упорной учебой и трудолюбием воин преодоле­ вал их и достиг хороших успехов. Этим путем должны идти и вы, молодые воины. Мичман А. КОВАЛЕНКО. Молодой войн! Ты пришел служить в славную боевую семью североморцев. Ты поклялся Родине быть верным ее сыном, не щадя сил и своей жизни мужествен­ но защищать великие завоевания нашего народа, уверенно идущего но пути к ком­ мунизму. Советская Отчизна, вручив тебе грозное боевое оружие, уверена, что ты в любой обстановке с честью выполнишь возложенные на тебя большие и ответст­ венные задачи по охране государственных интересов Советского Союза. Для того, чтобы стать полноценным бойцом наших могучих Вооруженных Сил, нужно много и упорно учиться, настой­ чиво овладевать воинским мастерством, воспитывать в себе качества победителя. Вот почему очень важно с первых дней службы сразу же по-настоящему взяться за учебу, с юношеским задором и огонь­ ком стремиться к тому, чтобы как можно спорее и лучше приобрести воинское уме­ ние — умение бить врага наверняка. Сов­ ременный бой с применением новейших средств ведения войны, как никогда рань­ ше. требует от личного состава высоких морально-боевых качеств. Эти качества приобретаются в постоянной и напряжен­ ной учебе. Самым наиглавнейшим из всех качеств воина-победителя является его беспредель­ ная преданность Родине, великой Комму­ нистической партии, его постоянная го­ товность выступить в бой против любого агрессора, который попытается нарушить созидательный труд советского народа. Мне пришлось участвовать в боях про­ тив гитлеровских захватчиков в одном строю со славными североморцами. Север­ ный флот воспитал и вырастил меня, здесь я прошел большую школу воинского ма­ стерства. Вспоминается первый бой. Тогда я сра­ зу почувствовал, какие высокие требова­ ния пред’являст он к воину. И очень жа­ лел, что не всегда во время занятий с пол­ ным напряжением сил использовал каж­ дую отведенную для учебы минуту. Это сказалось в первом же бою. Помню в раз­ гаре боя мне приказали прикрыть пере­ группировку товарищей. Я приготовился, достал гранату, но запал никак не хотел входить в отверстие. — Что там у тебя? — спросил мой сосед матрос Николай Доманов. — Запал не лезет. — Ручку оттяни!.. Слышишь, оттяни ручку! И только тогда я понял, что забыл от­ тянуть рукоятку гранаты. Наконец, я сделал все, что нужно, и бросил гранату туда, где находились гит­ леровцы. Но тут же раскрыл глаза от удивления: моя граната возвратилась об­ ратно и взорвалась недалеко от нас. — Вот спасибо, удружил, — крикнул Доманов из-за камня. — Встряхни гра­ нату, дай ей зашипеть... Другая граната была брошена удачно. Ко мне подполз Доманов, и мы послали противнику еще несколько «гостинцев». Почему у меня тогда так получилось? Ответ может быть один — мало трениро­ вался в обстановке, близкой к настояще­ му бою, не выработал в себе необходимых практических навыков в обращении с оружием, доведенных до автоматизма. А это, как известно, очень важно в бою. Вот почему необходимо всегда помнить и стро- В. Н. ЛЕОНОВ, д важды Герой Советского Союза Первая благодарность го выполнять уставное правило — делай в учебе все так же, как в бою, не допускай никаких послабле­ ний и упрощений. Не забывай никогда об этом, молодой воин! После неоднократных схваток с врагом я хорошо понял, что война — это большое напряже­ ние всех физических и мораль­ ных сил человека. И не раз я тогда думал: а как же добиться того, чтобы в бою, перед лицом смертельной опасности, быть всегда смелым, стойким, вынос­ ливым? Что для этого нужно? Своими мыслями я поделился с товарищами. Разговор перешел в общую, всех волновавшую бесе­ ду о храбрости и смелости. Активное уча­ стие в ней принял и наш командир, стар­ ший лейтенант Лебедев. Он пришел в куб­ рик, как всегда, аккуратно и опрятно оде­ тым, подчеркивая этим, что моряку нужно всегда твердо соблюдать требования уста­ вов. Во всей фигуре командира чувство­ вались спокойствие, внутренняя собран­ ность и сила. Старший лейтенант внимат.:льно выслу­ шал нас, а затем, для начала, рассказал интересные примеры из книги Д. Фурма­ нова «Чапаев». Он говорил негромко, но слова его, простые и ясные, хорошо за­ печатлевались в наших сердцах. — Мы хотим быстрее разгромить врага. А для этого, конечно, одной храбрости ма­ ло. Смелость и отвага — это только одна сторона героизма. Другая, не менее важ­ ная сторона — это умение... В бою вы действовали смело. (Взгляд командира ос­ тановился на мне). Да, вот возьмем, к при­ меру, Леонова. Как вы думаете, был ли Ле­ онов смел в первом своем бою? — Леонов действовал смело. — ответил старшина Мотовилин. — Но я думаю, что мы не разойдемся во взглядах, если скажу, что Леонову не хватало умения. Почему Леонов не смог быстро бросить гранату? Забыл оттянуть ручку. А потом бросил гранату, и она возвратилась обратно... Затем командир, ободрив меня взглядом, продолжал: — Вы, Леонов, не смущайтесь: у нас здесь разговор прямой, откровенный. Де­ лайте из этого правильные выводы. Вам нужно научиться хорошо владеть оружием, закалить свои организм и волю, воспитать в себе выносливость и сноровку. Тогда и храбрость будет настоящей, действенной, и смелость ваша будет способствовать ус­ пехам в бою. Без настоящего воинского ма­ стерства одного героизма для нас мало. Умение, сочетаемое с мужеством, — вот основа победы в бою. Помните вседда об этом! Лицо командира, всегда открытое и до­ бродушное, как бы преобразилось, голос зазвучал еще тверже и увереннее. Мне кажется, что эти советы нашего командира, геройски павшего в боях с вра­ гом, можно адресовать сегодня и к моло­ дым воннам-североморцам. Каждый день боев радовал нас все но­ выми и новыми победами. Сокрушитель­ ные удары наносили фашистам наши под­ водники и летчики, моряки надводных ко­ раблей и артиллеристы береговой обороны. В те памятные дни тяжелых сражений мы узнали о героическом подвиге морского пехотинца Василия Кислякова. Мне хо­ чется об этом еще раз напомнить. Группа моряков удерживала важную высоту. Фа­ шистов было вчетверо больше, но они все же не смогли взять сопку. Ряды моряков редели, наконец, их осталось всего лишь трое. Василий Кисляков, будучи команди­ ром отделения, сказал тогда товарищам: — Во что бы то ни стало доставьте до­ несение на командный пункт, а я буду держаться. И он держался. Не один десяток фаши­ стских вояк уже нашел себе могилу на склонах сопки, а Кисляков стоял, как по­ добает стоять советскому моряку. И он победил. За этот подвиг бесстрашный мо­ ряк был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Я хорошо знал Кислякова еще до войны по сборам флотских лыжников. Корена­ стый, всегда улыбающийся, он казался тихим, и нельзя было подумать, что в этом моряке столько мужества, храбрости, железной воли. Эти качества, с такой си­ лой раскрывшиеся в бою. воин воспиты­ вал в себе в процессе учебы. В приобрете­ нии стойкости и выносливости ему во многом способствовали занятия спортом. Хочется пожелать молодым воинам, что­ бы они с первых дней службы, не жалея сил и времени, закаляли себя физически, тренировали силу воли, больше занимались спортом. Все это очень и очень необходимо для приобретения нужных боевых ка­ честв. Особенно это важно сейчас, когда появились новые средства ведения войны. Сколько раз нам приходилось испыты­ вать огромнейшее напряжение сил. Мы на руках переносили зимой по сопкам *ар­ тиллерийские орудия, часами лежали в снегу на морозе, высаживались с кораблей, прыгая в ледяную воду. Физически зака­ ленные, хорошо натренированные, моряки умело переносили все эти трудности. Однажды отряд получил задание унич­ тожить опорный пункт противника. На море был шторм, и мы долго «мотались» по ваднам. Сильный ветер, бушевавший несколько дней подряд, оголил сопки, идти на лыжах по ледяной корке было трудно. Сила воин а— в дисциплине Часто, когда речь заходит о передовом воине, говорят, что дисциплина стала его привычкой, внутренней потребностью. Это значит, что воин, глубоко осознав громадное значение твер­ дого уставного порядка, всегда — на корабле, в увольнении строго и точно соблюдает все правила и нормы поведения, уста­ новленные в наших Вооруженных Силах, словом и делом оп­ равдывает принадлежность к дружной семье советских моряков. Выдающийся советский полководец М. В. Фрунзе говорил, что дисциплина является ярмом лишь для тех, кто не понял ее смысла и значения. И вот хотелось бы, чтобы молодые матросы с первых же дней поняли, что Родина оказала им высокое до­ верие, и поступали всегда так, как требуют Военная присяга и уставы. Тогда учеба и служба пойдет у них успешно. Крепкая дисциплина, как известно, является одним из ре­ шающих условий победы в бою и высокой боевой готовности войск в мирное время. Если моряк нарушает дисциплину, он ослабляет боеспособность своего корабля, своего подразделения, порочит достоинство и честь советского воина и тем самым на­ носит большой ущерб нашему общему делу. И, наоборот, кто укрепляет дисциплину, тот повышает могущество флота. В Советских Вооруженных Силах дисциплина основывается прежде всего на высокой политической сознательности воинов, Но мы преодолели все эти препятствия. I на глубоком понимании ими своего священного долга перед Ро- Скрытно подобравшись к вражеским Ук" диной. Наш воин выполняет возложенные на него обязанности реплениям, уничтожили часовых, ворва- HR за €ТраХ| а за совесть. Он — полноправный гражданин сво- . лись в расположение противника. Гитле -1 ^ СГранЫ) ему близки и дороги интересы народа, и во имя этих интересов он готов на любой подвиг. Да и может ли быть иначе! Ведь советский воин стоит на защите великих завоева­ ний своего народа — свободной, радостной и счастливой жизни. Дисциплинированным воином является тот, кто твердо знает и точно выполняет все своп обязанности. Он не ждет, чтобы ровцы оказали сильное сопротивление, боями, преодолевая метр за метром, моряки продвигались вперед. Напористость совет­ ских воинов, высокое чувство ответствен­ ности за выполнение приказа командира решили исход боя в нашу пользу. Исполнительность, беспрекословное по- командир каждый раз напоминал и приказывал ему делать то, виновение воле командира — неооходи- мые качества советских воинов-победпте- лей, которые нужно воспитывать в себе повседневно, с самого начала службы. У нас в отряде, помню, служил матрос Бызов. К учебе он относился плохо, дис­ циплину не любил. ‘И вот однажды этот недобросовестный боец своей разболтанно­ стью крепко подвел товарищей. У нас в отряде существовал такой порядок, что все воины болели душой за поведение каждого матроса. Против HapviuHTe.iefi уставных требований- решительно выступал весь коллектив. Обращаясь к молодым воинам, хочется напомнить и о том, чтобы они воспитыва­ ли в себе драгоценное чувство революци- что обязывают уставы, наставления и инструкции, а сам следу­ ет их требованиям. В дисциплине все важно и подлежит неукос­ нительному выполнению. Не может считаться примерным вои­ ном матрос, который хорошо знает свою специальность, образцо­ во несет вахту, а форму одежды и распорядок дня нарушает. Следовательно, молодому матросу с самого начала своей службы надо привыкнуть к аккуратности, четкости и исполнительно­ сти во всем, до тонкости изучить уставы и строго соблюдать их. На наш корабль пришло молодое пополнение. Большинство новичков ведет себя хорошо, прилежно учится. Взять, к приме­ ру, матроса Бревнова. Многого ему еще не хватает, слабоваты еще его навыки по обслуживанию техники. Но дисциплина у воина хорошая, он трудолюбив, и это является прочной ос­ новой будущих успехов в овладении мастерством. Корабль ча­ сто выходит в море. Случалось плавать и в штормовую погоду. Ты в школу шел в тот день, когда Матросов, Солдатской клятве верный до конца, Стремительно рванулся по откосу И сердцем заслонил струю свинца. Когда пытали Ю рня Смирнова, Ты был еще мальчишкой по годам, — Тогда отец твой, став солдатом снова. Сказал: «брагам Россию не отдам!». И шли бойцы на смерть во имя жизни, Неся в сердцах призывный клич: «Вперед!». З а счастье н за честь своей Отчявны Сражался героический народ. Так будь же этой славы ты достоян — Она добыта в праведном бою. Гордясь, что ныне ты — советский воин — С то я ть под Красным Знаменем в строю. онной бдительности. Для нас бдительность | Трудно приходится не только молодым, но и опытным морякам. Матрос Бревнов старается проявлять выдержку и стойкость, не пасует перед трудностями. Нет сомнения в том, что он станет хорошим специалистом, умелым воином. Залог этому — его дисциплинированность, старательность в службе. Совсем по-иному повел себя матрос Зимарин. К учебе ж службе он относится с холодком, нарушает уставной порядок. Как-то в строю он вел себя развязно, руки держал в карманах. Когда дежурный по кораблю призвал его к порядку, матрос вяло и неаккуратно выполнил требование офицера. Нужно ли доказывать, что своим недостойным поведением Зимарин нарушает устав, роняет честь советского моряка. Матрос должен изменить свое отношение к службе. Очень важно, чтобы молодые матросы чувствовали личную ответственность за порученное им дело, точно выполняли свои обязанности по службе. От этого зависит боеготовность всего ко­ рабля. Мне запомнился случай, происшедший с матросом Мина- ковым. Однажды на походе он невнимательно нес службу я забыл открыть масляной клапан. Масло на подшипник не поступало, и он сильно перегрелся. Современная техника требует от воинов собранности, дис­ циплинированности, высокого знания дела. Быть дисциплини- нужна, как воздух. Быть бдительным сей­ час — это, прежде всего, держать свое боевое оружие каждую минуту наготове, уметь в любое время ответить ударом на удар агрессоров. * it * Молодой воин! Ты начинаешь почетную воинскую службу защитника великой страны социализма. Тебе Родина оказала огромное доверие. Оправдай его добросо­ вестным отношением к выполнению воз­ ложенных на тебя обязанностей. Учись постоянно и напористо, будь трудолюбив и любознателен. Никогда и ни в чем не останавливайся на достигнутом. Полни: в твоих руках грозное боевое оружие. Отлично изучи, познай все секреты его умелого использования в бою. Всегда и во всем следуй ус­ таву. будь дисциплинированным и бдительным воином. Я привел здесь примеры из опыта Великой Отечественной войны. За последние годы боевая | рованным — дело чести советского воина, его служебный долг. В сознательной воинской дисциплине — сила и мощь наших Вооруженных Сил. Привычку к дисциплине молодой матрос должен воспитывать в себе с первых дней службы. В этом ос­ нова успехов в боевой и политической подготовке. Старшина 1 статьи И. АЛЬГИНОВ. Получая боевое оружие... техника и способы ведения боя значительно изменились. Этотре. бует от воинов еще большего на­ пряжения сил. еще более высо­ ких морально-боевых качеств. Упорно и настойчиво воспиты­ вай, молодой воин, в себе каче­ ства победителя, необходимые воину стоаны строящегося ком­ мунизма! С детства я мечтал о служ­ бе в Военно-Морском Флоте. С интересом слушал рассказы моряков, жадно читал книги о кораблях, о мореплавателях. И когда настало время при­ зыва, я с радостью и гор­ достью пошел служить на флот. С пепвых дней прихода на корабль взялся за изучение корабельной специальности сигнальщика. Прямо скажу, очень нравится мне эта спе­ циальность. Буду учиться лучше, упорнее, чтобы скорее стать полноценным моряком, настоящим мастером своего дела. Я знаю, что не легко достичь высоких результатов в боевой подготовке, стать мастером своего дела. Для этого потребуется большая и напряженная работа, настой­ чивость и упорство в преодо­ лении трудностей. Но мы ведь советские воины — препятствия нам не страшны. Наш долг добиться отличного знания своей специальности во что бы то ни стало. Недавно у меня и у многих моих сослуживцев произошло замечательное событие в жиз­ ни — нас допустили к не­ сению самостоятельной вах­ ты. Никогда не забуду того дня. когда командир отделе­ ния об’явил мне благодар­ ность за успешное изучение специальности и за бдитель­ ное несение вахты. — Служу Советскому Сою­ зу! — ответил я. Первые успехи не вскру­ жат мне голову. Благодарность командира обязывает меня еще лучше, еще настойчивее учиться, повышать бдитель­ ность. И я буду служить и учиться так. как требует Во­ енная присяга, как обязывает нас великий советский народ — народ-герой, народ-побе­ дитель. Матрос А. СУХАРЕВ. = Народные пословицы и поговорки о воинской чести Честь головою оберегают. Воинская честь сильнее смерти. С л у ж б у сл уж и ть — душой не кривить. Л ож ь к добру не приведет. Заслуженным уважением и авторитетом среди личного состава пользуется один из старейших моряков корабля стар­ шина группы котельных машинистов, член К П С С мичман Николай Степанович Козлов. Он — участник Великой Отечест­ венной войны. Его грудь украшают пять правительственных наград. Свои богатые знания и многолетний опыт мичман Козлов с большим старанием передает молодым матросам, воспитывает у них любовь к морской службе, к кораблю, своей специальности, выносливость, уверенность в силу и мощь нашей военной техники. . Н А С Н И М К Е : (слева направо) мичман Николай Степанович Козлов проводит с молодыми матросами Василием Леоно­ вым, Анатолием Полыиииковым и Владимиром Левашовым занятия по специальности. Ф о то И . Никишова. С чувством нескрываемой радости получал я боевое ору­ жие. И вот меня впервые по­ ставили часовым на охрану об’екта. — Родина доверяет вам ох­ ранять важный об'ект. Будьте бдительным на посту, умело используйте свое оружие, — сказал мне командир. И не только слова команди­ ра, вручившего мне оружие, вспоминал я, находясь на посту. Я вспоминал также на­ каз своих родителей и земля- ков-сталинградцев. Провожая на флот, они говорили мне. чтобы я честно и безупречно служил Родине, всегда помнил великие подвиги сталинград­ цев, совершенные ими в го­ ды минувшей войны. Главное, о чем я думал, — это о великом доверии, кото­ рое оказывают нам, воинам, советский народ, наша слав­ ная Коммунистическая пар­ тия, родное Советское прави­ тельство. Я горжусь тем, что мне доверено первоклассное оружие, сделанное заботливы­ ми руками советских людей. И пусть знают мои родители, мои земляки, пусть знает со­ ветский народ, что мы. мо­ лодые воины, крепко держим доверенное нам оружие в сво­ их руках. Мы будем зорко стоять на страже северных морских рубежей нашей От­ чизны. умножая боевую славу моряков старшего поколения, славные традиции Советских Вооруженных Сил. С первых дней службы я стараюсь оправдать оказанное мне доверие — учусь владеть боевым оружием так, чтобы успешно выполнить любую задачу, которую поручит мне командир. Я хорошо знаю, что воин силен своим боевым мастерством, умением действо­ вать в любой обстановке. Бу­ ду учиться с полным напря­ жением сил. чтобы быть до­ стойным защитником страны социализма. Матрос П. ИВАННИКОВ. = Народные пословицы и поговорки= о воинской чести Ж и т ь — Родине служить . Береги честь смолоду. Солдат честь не кинет, хоть головушка сгинет. Тот герой, кто за Родину стоит горой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz