На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 октября 1954 г.. № 253 (J4W5). в У У Г Ч .- . . H ' H L M L '. a H Я > М Л НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Правительствам Франции, Великобритании и США Жданов. Н а коксохимическом заводе недавно вступил в строй ноьый цех по производству минеральных удобрений — сульфат-аммония. Все процессы здесь ав­ томатизированы. С пуском цеха производ­ ство удобрений возрастает почти в два раза. Н А С Н И М К Е : в сушильном отделении новою цеха. Ф о то П . Кашкеля. (Фотохроника Т А С С ) . В че.сть 37-й годовщины Великого Октября Горняки приводят в действие резервы КЕМЕРОВО. Соревнуясь за достойную встречу 37-й годовщины Великого Ок­ тября, горняки Кузбасса используют внут­ ренние (резервы. Онл совершенствуют тех­ нологию производства, повышают свое мастерство. Большой интерес в этом отношении представляет работа участка Xs 26 шах­ ты имени Сталина треста «Сталинуголь». Коллектив его в последнее время освоил новую технологию добычи угля. Она со­ стоит в том, что выработанное пространст­ во здесь закладывают породой, которая подается к очистным забоям гидравличе­ ским способом. В /результате слаженной работы всего коллектива .участок Л? 26 стал лучшим на шахте. Только в сентябре и за 20 дней октября он добыл сверх плана более двух тысяч тонн угля. За последние два меся­ ца экономия от снижения себестоимости топлива превысила десять тысяч рублей. Успех бурильщиков ГР03НЫП. Ташкалинская контора бу­ рения досрочно выполнила годовой план. Этот успех — результат широкого ^исполь­ зования так называемого кустового метода бурения, при котором проходка двух сква­ жин ведется сразу с одной вышки, одним комплектом оборудования. Новшество дало особенно большой эффект при работе в горных условиях, где трудно найти ров­ ную площадку, сложно прокладывать до­ роги. тянуть электролинии, водопровод. Только за счет сокращения строительных работ на восьми законченных кустовых скважинах конторой сэкономлено 430 ты­ сяч рублей. 23 октябоя. (ТАСС). НОВЫЕ ЗЕРНОСОВХОЗЫ В КУСТАНАИСКОИ СТЕПИ КУСТАНАП, 22 октября. (ТАСС). В об­ ласти создаются Семпозерный, Мендыга- рпнекий, Боровский, Узункольский, Клю­ чевский и другие зерновые совхозы. На строительство их только в первый год бу­ дет израсходовано полмиллиарда рублей. Организация этих хозяйств потребовала создания ряда предприятий по производ­ ству стройматериалов. На новых землях намечено построить заводы железобетон­ ных конструкций, кирпичные, известко­ вые, шлакоблочные предприятия. Вновь созданные совхозы в будущем году поднимут около полутора миллионов гектаров целины. УХОДЯЩИЕ В ЗАПАС ВОИНЫ ЕДУТ НА РАБОТУ В НОВЫЕ ЗЕРНОВЫЕ СОВХОЗЫ 22 октября коллегия Министерства сов­ хозов СССР обсудила коллективное пись­ мо группы увольняемых в запас солдат и сержантов прославленной Кантемировской дивизии. Они просят направить их всех вместе на работу в новый совхоз, органи­ зуемый в Чкаловском районе Кокчетав- ской области, и назвать это хозяйство «Кантемпровец». В письме говорится также, что Канте­ мировская дивизия берет шефство над но- гым совхозом и обязуется укомплектовать его квалифицированными рабочими из числа увольняемых в запас воинов. На заседании коллегии присутствовали представители дивизии. Выступившие старшин лейтенант Бишенков и младший сержант Каипов заявили, что от’езжаю- шие в районы освоения целины оправ­ дают доверие и будут высоко держать высокое звание кантемировца. Потом выступил директор вновь орга­ низуемого совхоза тов. Виноградный, ко­ торый поддержал просьбу кантемировцев назвать новый совхоз именем дивизии. Коллегия Министерства горячо одобри­ ла патриотическую инициативу. Принято решение присвоить вновь организуемому совхозу название «Кантемировец». В Министерство совхозов СССР посту­ пают десятки писем от уходящих в запас воинов и из других частей и подразделе­ ний с просьбой направить их на работу в новые зерновые совхозы, которые созда­ ются на целинных и залежных землях в Казахстане, на Урале, в Сибири и По­ волжье. В районы освоения целины уже выеха­ ла первая группа бывших воинов, имею­ щих специальности механизаторов и строителей. (ТАСС). 23 октября Министр Иностранных Дел i Ч. Болена и вручил им ноту Советского г Ниже публикуется текст ноты Прави- СССР В. М. Молотов принял Посла Фран- Правительства, являющуюся ответом на тельства Франции от 10 сентября 1954 ции г-на Л. Жокса. Посла Великобрита- ноты правительств Франции, Великобри- года и текст ноты Советского Правитель­ ниц г-на У. Хэйтера и Посла США г-на I тании и США от 10 сентября 1954 года. I ства от 23 октября 1954 года. Нота Правительства Франции от 10 сентября 1954 года Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностран­ ных Дел Союза Советских Социалистиче­ ских Республик и имеет честь сооб­ щить ему следующее. 1 — При консультации с Американ­ ским и Британским Правительствами, с другими Правительствами — членами Организации Северо-Атлантического До­ говора, с Австрийским Правительством и с Правительством Германской Федеральной Республики Французское Правительство внимательно изучило ноту Советского Правительства от 24 июля, а также уст­ ное сообщение, сделанное от имени этого Правительства 4 августа. 2 — согласно этим сообщениям, Со­ ветское Правительство возобновляет свои предложения, которые уже были предме­ том глубокого обсуждения на Берлинском совещании. Французское Правительство признает исключительный характер проблемы безопасности в Европе, но эта проблема может быть рассмотрена с пользой только при уважении основных интересов всех заинтересованных сторон. Безопасность не могла бы - быть достиг­ нута в Европе путем подписания общего соглашения, подобному тому, какое пред­ лагает Советское Правительство. Она может быть достигнута только в резуль­ тате решения конкретных проблем, наи­ более неотложными из которых являются германская и австрийская проблемы. 3 — Французское Правительство отме­ чает, что Советское Правительство вновь утверждает, что Атлантическая Органи­ зация является «агрессивной военной группировкой». Организация Северо- Атлантического Договора, чисто оборони­ тельные цели которой полностью соот­ ветствуют Уставу Об’единенных Наций, была создана, чтобы сделать возможной оборону западных демократий против уг­ розы, возникшей в 1945 году в связи с созданием в Восточной Европе сильно во­ оруженной советской группировки. Орга­ низация Северо-Атлантического Договора является сейчас свободной ассоциацией государств, имеющих общие стремления и об’единенных узами, которые являют­ ся не только военными. Речь не могла бы идти ни об изменении этой концеп­ ции, ни об отказе от нее. 4 — присоединение Германской Феде­ ральной Республики к оборонительной системе, об’единяющей другие мирные государства Западной Европы — происхо­ дящее много времени спустя после пере­ вооружения Восточной Германии :— дале­ кое от того, чтобы представлять угрозу европейской безопасности, имеет своей целью предупредить всякое самостоятель­ ное обращение к угрозе или к примене­ нию силы. Это присоединение является лучшей гарантией безопасности для всех соседей Германии, для самой Германии и для Европы в целом. 5 — ни в своей ноте от 24 июля, ни в устном сообщении от 4 августа Совет­ ское Правительство не внесло новых предложений для решения германской проблемы. Согласно советскому проекту договора о безопасности существующий раздел Германии был бы сохранен вопре­ ки чаяниям германского народа. Француз­ ское Правительство, со своей стороны, считает, что Германия должна быть вновь об’единена возможно скорее в условиях свободы. Это об’единение может быть осуществлено Только путем свободных выборов по всей Германии под между­ народным контролем. Французское Пра­ вительство попрежнему готово вести пере­ говоры на основе конкретного плана бы­ строй организации этих выборов, кото­ рый три западные державы представили Берлинскому совещанию. 6 — на-аолсе простым шагом для продвижения на пути к европейской бе­ зопасности остается быстрое урегулиро­ вание австрийского вопроса. В этой связи Французское Правительство вновь выра­ жает мнение, что заключение австрий­ ского государственного договора не дол­ жно зависеть, как это предлагает Совет­ ское Правительство, от общего европей­ ского урегулирования, от заключения мирного договопа с Германией или от любого другого вопроса, не имеющего от­ ношения к австрийскому договору. В Бер­ лине Французское Правительство предло­ жило, при условии незамедлительного согласия Советского Правительства, при­ нять советский текст всех статей авст­ рийского государственного договора, быв­ ших ранее спорными. Оно готово возоб­ новить это предложение. Если Советское Правительство согласится подписать до­ говор в такой редакции, то сразу же бы­ ло бы заключено соглашение с тем, что­ бы вернуть Австрии независимость и свобод;, которые были ей обещаны с 1943 года. 7 — Соглашение по вопросу о разору­ жении, несомненно, способствовало бы созданию атмосферы, необходимой для полезного обсуждения проблемы безопас­ ности в Европе. Французское Правитель­ ство желает добиться запрещения исполь­ зования и производства всех видов атом­ ного и водородного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, а также владения им в рамках системы, предусматривающей одновременное значи­ тельное сокращение обычного вооружения и вооруяянных сил до уровня, установлен­ ного по общему соглашению. Вся эта программа осуществлялась бы под меж­ дународным контролем и ио этапам, уста­ новленным по соглашению. Во время не­ давних дискуссий в соответствующем подкомитете Об’сдиненных Наций Фран­ цузское Правительство выдвинуло пред­ ложения, которые могли бы дать^ возмож­ ность добиться прогресса. Хотя Советское Правительство не сочло тогда нужным принять во внимание эти предложения, Французское Правительство будет ста­ раться изыскивать приемлемое и эффек­ тивное соглашение. Оно надеется, что Со­ ветское Правительство пожелает оказать этому свое содействие. 8 — таковы проблемы, практическое разрешение которых необходимо для того, чтобы сделать возможным установление в Европе подлинной безопасности. Новые переговоры были бы полезными лишь в том случае, если бы имелись лучшие перспективы соглашения, чем .те, которые выявились в ходе углубленного обсужде­ ния в Берлине или в последних сообще­ ниях Советского ' Правительства. Фран­ цузское Правительство попрежнему полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы достигнуть прогресса по этим раз­ личным вопросам. Оно надеется, что Со­ ветское Правительство пожелает содейст­ вовать этому прогрессу: а) путем подписания австрийского го­ сударственного договора в советской ре­ дакции статей, являвшихся ранее спор­ ными, о чем было сделано предложение на Берлинском совещании французским, английским, американским и австрийским правительствами, которое Французское Правительство сейчас возобновляет: в) согласившись, в качестве первого важного этапа на пути к воссоединению Германии в условиях свободы, на свобод­ ные выборы на базе, предложенной Французским Правительством в Берлине. Если в этом налравлении может быть достигнут прогресс, то Французское Пра­ вительство было бы готово согласиться с созывом совещания министров иностран­ ных дел Франции, Великобритании, Сое­ диненных Штатов и Союза Советских Со­ циалистических Республик для заверше­ ния урегулирования этих проблем и изу­ чения после этого всех других аспектов безопасности в Ев(ропе. В то же время Французское Правитель jcTBo горячо желает, чтобы переговоры о разоружении, предпринятые в рамках Ои’единенных Наций, могли привести соглашению. тс же генералы, которые создавали гит­ леровскую армию и вместе с Гитлером осуществляли агрессию против Чехослова­ кии, Польши, Франции, Советского Союза, Англии и многих других европейских го­ сударств. При таких условиях сегодняш­ ние формальные обязательства боннско­ го правительства относительно ограни­ чения численности западногерманской ар­ мии и ее вооружения не могут быть приняты всерьез. Как свидетельствует недавний опыт, приступив к созданию своих корпусов и дивизий, германские милитаристы и реваншисты не остановят­ ся ни перед чем, чтобы добиться увели­ чения численности и вооружения своей армии. Лондонские решения открывают путь для восстановления германского милита­ ризма. После этого у западногерманских милитаристов и реваншистов будут раз­ вязаны руки для проведения их агрес­ сивной политики в Европе. Западная Германия превращается, таким образом в опасный очаг новой войны в Европе. Лондонские решения предусматривают включение ремилитаризованной Западной Германии в военную группировку запад­ ноевропейских государств, противопостав­ ленную другим европейским государст­ вам. На этот раз вместо ранее намечав­ шейся военной группировки шести за­ падноевропейских государств — Фран­ ции, Западной Германии, Италии, Бель­ гии, Голландии и Люксембурга, преду­ сматривается образование военной груп­ пировки тех же государств с участием Англии. Было бы обманом общественного мнения утверждать, будто бы лондонский план создания новой военной группиров­ ки больше соответствует интересам безо­ пасности народов Европы, нежели прова­ лившийся план создания «европейского оборонительного сообщества». Нота Советского Правительства от 23 октября 1954 года В связи с нотой Правительства Фран­ ции от 10 сентября с. г. Советское Пра­ вительство считает необходимым заявить следующее. Правительство СССР в ноте от 24 ию­ ля предложило Правительству Франции, а также Правительствам Англии и США, созвать общеевропейское совещание для рассмотрения вопроса о создании систе­ мы коллективной безопасности в Европе. 4 августа Правительство СССР предложи­ ло Правительствам Франции, Англии и США обсудить этот вопрос в предвари­ тельном порядке на совещании министров иностранных дел четырех держав, а так­ же продолжить на этом совещании рас­ смотрение германского вопроса. В целях содействия разрешению проб­ лемы безопасности в Европе Советское Правительство внесло свой проект «Обще­ европейского Договора о коллективной безопасности в Европе», выразив одно­ временно готовность рассмотреть и дру­ гие предложения по этому вопросу. В проекте предлагается создать в Евро­ пе такую систему коллективной безопас­ ности, которая обеспечивала бы сохране­ ние мира путем об’единения усилий всех заинтересованных европейских госу- харств, независимо от их общественного и государственного строя. В основу со­ ветского проекта Общеевропейского Дого­ вора положен принцип коллективных дей­ ствий его участников против угрозы и вооруженного нападения на любое госу­ дарство, участвующее в Договоре, а также принцип сотрудничества в экономической области. Это значит, что всякая попытка агрессии со стороны любого государства немедленно повлекла бы за собой приме­ нение коллективных санкций против аг­ рессора. Тем самым советский проект Общеевро­ пейского Договора содержит в себе реаль­ ные гарантии безопасности Франции и Польши, Англии и Советского Союза, всех больших и малых государств Европы. В то же время он создает наиболее благо­ приятные условия для восстановления национального единства Германии, для свободного, мирного развития германского государства. Ни одно государство, действительно стремящееся к укреплению мира в Евро­ пе, не может относиться отрицательно к сотрудничеству с другими европейскими государствами в создании эффективной системы общеевропейской безопасности. Что касается Советского Правительства, то оно попрежнему исходит из того,^ что только совместные усилия европейских государств способны обеспечить безопас­ ность в Европе. Высказывая свои возражения против этого советского проекта. Французское Правительство не внесло, однако, како­ го-либо своего предложения по обеспече­ нию коллективной безопасности в Европе, Французское Правительство не только не. внесло своего вклада в дело обеспечения коллективной безопасности в Европе, но, напротив, как свидетельствуют факты последнего времени, продолжает идти по пути сколачивания военных группировок в Европе. При этом Французское Правительство вновь выступило в защиту Северо-атлан- тического военного блока, будто бы пре­ следующего оборонительные цели, хотя об агрессивном характере этой группиров­ ки в ее теперешнем виде свидетельствуют многочисленные факты. Что эта военная группировка направлена, прежде всего, против Советского Союза и стран народ­ ной демократии — этого не скрывают во­ енные руководители Северо-атлантическо­ го блока. Имеющиеся в ноте от 10 сен­ тября попытки оправдать создание этого блока ссылками на наличие в Восточной Европе «сильно вооруженной советской группировки» совершенно несостоятель­ ны, поскольку такой группировки в дей­ ствительности не существует. Тот факт, что в настоящее время подготовляется осуществление планов ремилитаризации Западной Германии и вовлечение ее в Се­ веро-атлантическую группировку, лишь подтверждает, что дело идет о дальней­ шем усилении агрессивности этой груп­ пировки. В этих условиях Советское Правитель­ ство считает необходимым снова обратить внимание Правительства Франции на то, что создание военных группировок не мо­ жет содействовать укреплению мира и безопасности в Европе. Создание таких группировок европейских государств, на­ правленных против других европейских государств, ведет к дальнейшему усиле­ нию международной напряженности и на­ ходится в прямом противоречии с инте­ ресами укрепления мира в Европе. Идя по этому пути и отказываясь от участия в организации системы коллективной бе­ зопасности в Европе, Правительство Франции берет на себя ответственность за последствия такой политики, несовме­ стимой с интересами безопасности в Ев ­ ропе. Для обеспечения безопасности в Евро­ пе решающее значение имеет урегулиро­ вание германской проблемы. Это значит, что самой важной и неотложной задачей является восстановление единства Герма­ нии, как миролюбивого и демократическо­ го государства, и заключение с ней мир­ ного договора. Нельзя откладывать решение задачи об'единения Германии, все еще остаю­ щейся разорванной на две противопо­ ставленные друг другу части. Интересы национальной безопасности европейских государств, как и интересы самого гер­ манского народа, требуют решения вопро­ са о воссоединении Германии с тем, что­ бы народы Европы были уверены, что об’единенная Германия не попадет в руки заклятых врагов мира — германских ми­ литаристов и реваншистов, а прочно станет на путь мирного развития и уста­ новления добрососедских отношений другими странами. Как и раньше, Советское Правительство считает, что для восстановления единст­ ва Германии необходимо проведение обще­ германских свободных выборов. На этих выборах германский народ должен иметь возможность выразить свою свободную во­ лю, чтобы единая Германия возродилась как миролюбивое и демократическое го­ сударство. На Берлинском совещании че­ тырех тержав не было достигнуто согла­ шения о проведении общегерманских вы­ боров для восстановления единства Гер­ мании. Этому помешали, прежде всего, планы создания «европейского оборони­ тельного сообщества», предусматривав­ шие ремилитаризацию Западной Герма­ нии и вовлечение ее в эту военную груп­ пировку. Отклонение Национальным Соб­ ранием Франции договора о создании «ев­ ропейского оборонительного сообщества» открыло возможности для сближения по­ зиций четырех держав по вопросу о вос­ соединении Германии и проведении в этих целях общегерманских выборов. Советское Правительство выражает го­ товность вновь рассмотреть, с учетом указанных выше новых обстоятельств, предложения о проведении общегерман­ ских выборов, внесенные на Берлинском совещании Англией и поддержанные Францией и США. При этом Советское Правительство исходит из того, что бу­ дут рассмотрены также соответствующие предложения Советского Союза. Советское Правительство считает, что возможности достижения договоренности между державами по этому вопросу име­ ются, если исходить из признания того бесспорного положения, что главной зада­ чей является об’единение Германии на миролюбивых и демократических осно­ вах. В связи с этим Советское Правительст­ во считает необходимым особо обратить внимание на те новые планы ремилита­ ризации Западной Германии и вовлечения ее в военную группировку некоторых за­ падных государств, о которых стало из­ вестно после закончившегося 3 октября с. г. совещания девяти стран в Лондоне, а также в связи с происходящими в на­ стоящее время сепаратными совещаниями в Париже. Вопреки обязательствам, принятым на себя Францией. Англией и США, совме­ стно с Советским Союзом, о недопущении восстановления германского милитаризма, согласно сепаратному сговору в Лондоне и Париже, должна быть создана уже в бли­ жайшее время западногерманская армия в 500 тысяч человек со своей много­ численной авиацией, танковыми соеди­ нениями и своими военными штабами. Тяжелая промышленность Западной Гер­ мании — и прежде всего Рура — снова перестраивается на массовое производ­ ство вооружения. Руководить вооружен­ ными силами Западной Германии будут Лондонский план предусматривает так­ же вовлечение Западной Германии в Се­ веро-атлантический блок, что дает воз­ можность германским милитаристам оказывать прямое влияние в сторону дальнейшего усиления агрессивности се­ веро-атлантической группировки. Совсем недавно Национальное Собрание Франции признавало недопустимым участие Запад­ ной Германии в Северо-атлантическом блоке, считая это несовместимым с инте­ ресами безопасности Франции. Тем более несовместимым с интересами безопасности в Европе является вовлечение в северо­ атлантическую группировку ремилитари- зоранной Западной Германии, как это предусматривается Лондонским соглаше­ нием. Эти решения, развязывающие руки германским милитаристам, продиктованы агрессивными кругами держав, стремя­ щихся к мировому господству на основе проведения пресловутой «политики си­ лы». Лондонские соглашения несовместимы и с восстановлением суверенных прав германского народа. На деле эти соглаше­ ния ведут не к прекращению режима оккупации, как хотят это представить, а к оставлению оккупационных войск в Западной Германии до 1998 года, то есть до конца нынешнего столетия. Западная Германия остается связанной условиями кабального «боннского договора». Все это говорит о том, что лондонские решения, ведущие к восстановлению гер­ манского милитаризма и вовлечению За­ падной Германии в агрессивные военные группировки, в корне противоречат инте­ ресам поддержания мира и усиливают угрозу новой войны в Европе. В случае осуществлений этих решений Западная Германия уже не может рассматриваться как миролюбивое государство, что сделает невозможным на долгий срок восстановле­ ние единства Германии. Советское Правительство считает необ­ ходимым заявить, что согласие Француз­ ского Правительства на принятие и осу-' щеттвление лондонских решений нахо­ дится в явном противоречии с франко­ советским договором о союзе и взаимной помощи 1944 года. В то время как до­ говор обязывает обе стороны «совместно предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходя­ щей от Германии, и препятствовать та­ ким действиям, которые делали бы воз­ можной любую новую попытку агрессии с ее стороны», — лондонские решения прямо направлены на восстановление германского милитаризма ж таким обра­ зом создают угрозу безопасности народов Европы. В то время как франко-чюзет- ский Договор обязывает оба государства «не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коали­ ции, направленной против одной из Вы ­ соких Договаривающихся Сторон», осу­ ществление лондонских решений означа­ ло бы, что Франция вступает с возрож­ даемым германских милитаризмом в во­ енный блок, направленный против Совет­ ского Союза. Предпринимая такие действия, проти­ воречащие основам франко-советского до­ говора, Французское Правительство берет на себя ответственность как за то, что в результате такой политики Франция окажс.,л лицом к лицу с ее извечным врагом — германским милитаризмом, так и за то, что она противопоставляет себя Советскому Союзу, хотя безопасность обоих государств требует совместных усилий для недопущения возрождения германского милитаризма. Намеченные в Лондоне и Париже меро­ приятия в отношении Западной Германии находятся в прямом противоречии и с предложениями Правительств Франции и Англии, внесенными в ООН в июне этого года и поддержанными Правительством США, по вопросу о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного ору­ жия. В настоящее время в Организации 06’- едпненных Наций рассматриваются как Франко-английские предложения, так и предложения Советского Союза по вопро­ су о сокращении вооружений п запреще­ нии атомного оружия, причем Советское Правительство предложило принять в^ основу соответствующей международной конвенции указанные предложения Фран­ ции и Англии. Таким образом, намети­ лось сближение позиций сторон по этому важному вопросу. Правительство Франции заявляет в своей ноте от 10 сентября о стремлении содействовать решению во­ проса о разоружении. Нельзя, однако, в одно и то же время предлагать всеобщее сокращение вооружений и проводить ре­ милитаризацию Западной Германии. Та­ кие действия несовместимы. В последнее время, как известно, уда­ лось достигнуть определенного ослабле­ ния напряженности в международных от­ ношениях. Советское Правительство исхо­ дит из того, что все миролюбивые народы заинтересованы в дальнейшем ослаблении международной напряженности. Между тем, лондонские решения не только не содействуют этому, но, наоборот, ведут к обострению международной обстановки. В настоящее время сложилось такое положение: либо четыре державы, несущие особую ответственность за решение германской проблемы, сделают все, чтобы приступить к рассмотрению и решить самый неот­ ложный вопрос — вопрос о восстанов­ лении единства Германии, в чем так за­ интересован германский народ, и, вместе с тем, все миролюбивые народы Европы; либо, если дело дойдет до восстановления германского милитаризма и вовлечения Западной Германии в агрессивные воен­ ные группировки, то германская нация надолго останется разорванной на части, а со стороны ремилитаризованной Запад­ ной Германии будет создана прямая угро­ за миру в Европе. В целях содействия урегулированию германского вопроса Советское Прави­ тельство внесло на Берлинском совеща­ нии предложение о выводе оккупацион­ ных войск, кроме некоторых строго огра­ ниченных контингентов, с территории Восточной и Западной Германии. Это пред­ ложение связывалось с заключением мир­ ного договора и с предложением об обще­ германских выборах. Тогда не было до­ стигнуто договоренности по этому вопро­ су. Руководствуясь стремлением облегчить условия сближения обеих частей Германии и решение задачи ее национального. вос­ соединения, Советское Правительство предлагает Правительствам Франции. Ан­ глии и Соединенных Штатов Америки рас­ смотреть вопрос о выводе оккупационных войск с территории Восточной и Запад­ ной Германии и осуществить вывод окку­ пационных войск теперь же, без каких- либо отлагательств. Такое решение содей­ ствовало бы дальнейшей разрядке между­ народной напряженности и укреплению мира в Европе. Вместе с решением этого вопроса воз­ никает необходимость, чтобы между СССР, Францией. Англией и США. при участии Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики бы­ ло достигнуто соглашение относительно численности, дислокации и вооружения всех видов немецкой полиции в Восточной и Западной Германии. Это положило бы конец всяким опасениям в отношении пе­ ревооружения как Восточной, так и За­ падной Германии. Известно, что со сторо­ ны Восточной Германии нет возражений против этого предложения и нет возраже­ ний против проверки на месте действи­ тельного положения в настоящее врем^. Уклонение от принятия этого предложе­ ния со стороны Западной Германии не оз­ начало бы ничего другого, кроме стремле­ ния ускорить проведение планов перево­ оружения. Исходя из изложенного. Советское Пра­ вительство вносит на рассмотрение Пра­ вительства Франции, равно как и Прави­ тельств Англии и США, предложение о созыве в ноябре с. г. совещания Минист­ ров иностранных дел Франции. Англии. США и Советского Союза для рассмотре­ ния следующих вопросов: 1) о восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических осно­ вах и проведении общегерманских свобод­ ных выборов: 2) о выводе оккупационных войск че­ тырех держав с территории Восточной и Западной Германии: 3) о созыве общеевропейского совеща­ ния для рассмотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Ев ­ ропе. Что касается вопроса о заключении Го­ сударственного договора с Австрией, то, как известно, Советское Правительство еще 12 августа с. г. в своей ноте Авст­ рийскому правительству предложило, что­ бы совещание послов Франции. Англии. США и Советского Союза в Вене совмест­ но с представителями Австрийского прави­ тельства занялось рассмотрением остав­ шихся неурегулированными вопросов, от­ носящихся к проекту Государственного до­ говора, н других вопросов, связанных с за­ ключением этого договора с Австрией. В ответной ноте Австрийского прави­ тельства от .12 октября сообщается о его готовности принять участие в указанном совещании. Однако, Советскому Прави­ тельству неизвестна точка зрения Прави­ тельства Франции, равно как Прави­ тельств Англии и США, по этому вопросу. Советское Правительство хотело бы знать, согласны ли правительства трех держав с тем. чтобы их послы приняли участие в совещании в Вене для рассмотрения во­ просов. относящихся к заключению Госу­ дарственного договора с Австрией. Соответствующие ответные ноты Совет­ ского Правительства направляются также Правительству Англии и Правительству США.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz