На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 октября 1954 г., № 251 (5093). 'i u m i / / ж / щ ж а / - Быть преданным своему Народу Документ огромного мобилизующего , волнующие примеры непревзойденной техникой храбрости пяги моряков-черноморцев во главе с политруком Фильченковым, под- и вдохновляющего значения Во 10 готовность защищать i вшов Николая Гастелло, Александра Ма- любимую Родину советские i тросова, Ьориса Сафонова, Ивана Сивко, воины выражают в Военной ; Ьиктора Леонова, Александра Шабалина присяге, которую они торже- j и многих других героев Веллкон Отечест- стпенно принимают, вступая в ряды | пеннои воины. Подвиги, совершенные со- Бюруженных Сил СССР. Военная присяга излагает священный долг воинов перед Родиной, Народом, Со­ ветским правительством. В ней отраже­ ны глубокие патриотические чувства, высокий морально-политический облик советских воинов, воспитанных Коммуни­ стической партией в духе постоянной го­ товности выступить по первому зову Со­ ветского правительства на защиту люби­ мой Родины. Присяга является документом огромно­ го мобилизующего и вдохновляющего зна­ чения. Ее содержание проникнуто духом самой прогрессивной в мире советской военной идеологии. В клятве воина на верность Родине отражена классовая природа Советских Вооруженных Сил, призванных защищать самый передовой в мире советский социалистический строй, обеспечивший нашему народу сво­ бодную и счастливую жизнь, жизнь без помещиков и капиталистов, без кризисов и безработицы, без нищеты и угнетения. В армиях капиталистических стран во­ енная присяга является орудием импери­ алистов в борьбе против трудящихся, за сохранение реакционного буржуазного строя. Она обязывает солдата и матроса к тому, чтобы выполнять функции пала­ чи народной свободы, проливать кровь за осуществление захватнических, разбой­ ничьих целей кучки империалистов. Тре­ бования буржуазной присяги, построен­ ной на лжи и обмане, находятся в пря­ мом противоречии с интересами трудя­ щихся, призванных в армию. Иное положение у нас. Требования Во­ енной присяги, выражающие обязанности советского воина, близки и понятны каж­ дому гражданину нашей страны. Наш во­ ин хорошо понимает, что эти требования — веление народа, сыном которого он является. Торжественные слова священ­ ной клятвы, полные глубокого смысла, крепко запечатлеваются в сознании со­ ветского воина и приобретают силу зако­ на, определяющего все его действия и по­ ступки. Военная присяга выражает политику Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам военной защи­ ты социалистического Отечества. Она обязывает каждого военнослужащего быть мужественным, бдительным и умелым воином, безгранично преданным своей Родине, своему Народу, способным в лю­ бых условиях с честыо выполнить боевую задачу. Присяга требует от воинов воспитывать повседневно в себе высокие морально­ боевые качества, которые всегда были одним из главных элементов, определяю­ щих боеспособность частей и кораблей Армии и Флота. В современных условиях, когда насыщенность армий техникой не­ измеримо возросла, когда появились но­ вые мощные средства борьбы, — требо­ вания к моральной стойкости воинов, к их боевому мастерству и физической за­ калке еще более повысились. Почетные обязанности советского воина тШ Г ^ ОЕННАЯ присяга требует, чтобы воин был честным, храбрым. Этому учит совет­ ских воинов Коммунистиче­ ская партия. Незнание страха в борь­ бе, высокая идейность и духовная чисто­ та, честность н правдивость перед Ро­ диной и Народом являются неот’емлемой чертой морального облика советского че­ ловека. Быть честным — значит ревностно, с полным напряжением сил выполнять пра­ вила и законы военной службы, во всех своих делах, поступках и помыслах быть правдивым перед своими начальниками и товарищами по службе. Недаром наша военная пословица гласит: «Службу служить — душой не кривить». Ложь и обман, очковтирательство несовместимы с высоким званием советского воина. Они являются пережитками капитализма в сознании людей и совершенно недопу­ стимы в рядах Советской Армии и Воен­ но-Морского Флота. В условиях военной службы малейшая ф а л ы п ь и л и даже неточность в докладе командиру может привести к тяжелым последствиям. Совершив ошибку, военно­ служащий обязан немедленно доложить об этом командиру с тем, чтобы своевре­ менно исправить ее. Безупречное выполнение воинского дол­ га в бою немыслимо без соблюдения тре­ бования Присяги — быть храбрым. «Вои­ ну — храбрость, что орлу крылья», — гласит русская народная пословица. Вся история советского общества есть эпопея великого героизма трудящихся масс в строительстве социализма и защи­ те Родины от посягательств империали­ стов. С особой силой массовый героизм советских людей был продемонстрирован перед всем миром в годы Великой Оте­ чественной войны. Наш народ по праву стяжал себе славу героического народа. Тысячи и тысячи героических подвигов во славу Родины были совершены наши­ ми воинами в сражениях с ненавистным врагом. За героизм, храбрость, мужество и отвагу, проявленные в боях за Ро­ дину, миллионы советских воинов были награждены орденами и медалями Совет­ ского Союза, 11 тысяч воинов заслужили звание Героя Советского Союза, в том числе 513 военных моряков. Стремление к подвигу — одна из ха­ рактерных черт морального облика наше­ го воина. К совершению подвига зовет со­ ветская воинская честь. В памяти наро­ дов пашей страны навсегда сохранятся вотскими воинами в ооях с врагами, слу­ жат для солдат и матросов, сержантов и старшин, офицеров, генералов и адмира­ лов Советской Армии и Военно-Морского Флота вдохновляющим примером беззавет­ ною служения Родине, верности Военной присяге, делу Коммунистической партии. Воин страны социализма, принимая Присягу, клянется быть дисциплиниро­ ванным, бдительным воином, строго хра­ нить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и началь­ ников. Строжайшая, основанная на сознании воинов, советская воинская дисциплина — одно из главных условий историче­ ских побед Вооруженных Сил нашей Ро­ дины. Она придает войскам силу органи­ зованности, делает их гибкими и послуш­ ными командирской воле и является ос­ новой боевой готовности частей и кораб­ лей. Без дисциплины Армия и Флот не боеспособны. Чем крепче дисциплина воинов, тем выше их боевая готовность и стойкость в бою. Железная воинская дисциплина яви­ лась одним нз основных условий победы Советских Вооруженных Сил в период гражданской войны и иностранной ин­ тервенции. Она обеспечила величайшую победу советских войск в Великой Отече­ ственной войне. Ныне, в послевоенных условиях, твер­ дая воинская дисциплина составляет ос­ нову высокой и постоянной боеготовности ьаших войск. Точное и неуклонное соблю­ дение в-сех ее требований является ре­ шающим условием образцового выполне­ ния воинского долга. СледоьательгЮ, борь­ ба за укрепление воинсклс порянка п организованности на кораблях и в частях является делом чести кажзого военного моряка. Советская Военная присяга обязывает воина быть бдятгльным, строго хранить военную и государственную тайну. Совет­ ский народ под руководством Коммуни­ стической партии строит коммунизм, указывая путь борьбы всем народам ми­ ра. Наши успехи в коммунистическом строительстве вызывают звериную зло5у у американо-английских империалистов, которые применяют различные коварные методы в борьбе против Советского Сою­ за и стран народной демократии. В захватнических планах американ­ ских и1английских империалистов боль­ шое место отводится разведке и шпиона­ жу, вредительству, диверсионной и под­ рывной работе против СССР и стран на­ родной демократии. Особый интерес им­ периалисты проявляют к нашим Воору­ женным Силам. Они через свою агентуру пытались и пытаются подорвать боевую готовность Армии и Флота. В этих усло­ виях повышение бдительности воинов — одно из необходимых условий укрепления боевой мощи наших Вооруженных Сил. Быть бдительным воином — значит прежде всего образцово выполнять свои обязанности, не допускать какой бы то ни было огласки секретных сведений, бе­ зупречно нести караульную и дежурную службу и тем самым исключить всякую возможность для подрывной деятельности иностранных агентов. Советский воин должен уметь хранить военную и государственную тайну. При­ мерами этому могут служить героические подвиги солдата Юрия Смирнова и ма­ троса Евгения Никонова, которые в годы минувшей войны, попав в плен к врагу, погибли под страшными пытками, но не выдали фашистам военной тайны. Болтун — находка для шпиона. Неда­ ром американская разведка поучает своих агентов. «Держите глаза и уши широко открытыми, ищите хвастунов». Советский воин должен воздерживаться от разгово­ ров со случайными знакомыми по вопро­ сам службы, не писать в письмах о све­ дениях, составляющих военную тайну. Присягая на верность Родине, совет­ ский воин клянется добросовестно изу­ чать военное дело, всемерно беречь воен­ ное и народное имущество и до последне­ го дыхания быть преданным Народу, сво­ ей Советской Родине и Советскому Пра­ вительству. Высокая боевая готовность Армии и Флота немыслима без повседневного, на­ стойчивого овладения воинами современ­ ной военной техникой и оружием. Опыт Великой Отечественной войны и последу­ ющее развитие военного дела наиболее ярко показывают, что боевая выучка как отдельного солдата и матроса, так и под­ разделений в целом определяется, прежде всего, тем, насколько умело они могут использовать боевую технику и оружие и сберегать их. На кораблях и в частях нашего флота немало воинов, ставших подлинными ма­ стерами своего дела. Среди них классный специалист старшина 2 статьи Будко. Он отлично изучил специальность, образцово выполняет обязанности по обслуживанию своего заведывания, не допускает ника­ ких поломок в работе техники. За успе­ хи в боевой и политической подготовке Будко имеет 1 5 поощрений. Образцово служит Родине командир отделения тов. Бастрыкин. Его отделение полностью состоит из отличников. Известно на флоте имя старшины 1 статьи Кидунева, награжденного за образцовое несение службы и овладение специальностью четырьмя нагрудными знаками «Отличный сигнальщик». Kpoje того, Кидунев заслужил 22 поощрения *за безупречную службу. Он воспитал десят­ ки отличных связистов для флота. Советский народ оснащает свою Армию и Флот совершенной и сложной военной i и оружием. На этой основе происходит дальнейшее укрепление бое­ способности Вооруженных Сил нашей Ро­ дины. За состояние вверенного ему иму­ щества каждый воин несет личную от­ ветственность. Поэтому он обязан повсе­ дневно и ревностно заботиться о сохране­ нии своего заведывания, о поддержании его в постоянной исправности и высокой боеготовности. Примеров бережного отношения к ору­ жию и боевой технике, к военному и на­ родному имуществу можно привести мно­ го. На одном из кораблей флота служит старший матрос Владимиров. Свое заве- дыванне он всегда содержит в образцовом порядке и чистоте, постоянно осматрива ет, проверяет и немедленно устраняет все обнаруженные неисправности, добиваясь безотказной работы боевых механизмов Так же образцово выполняет свои обязан­ ности по сбережению и эксплуатации техники старший матрос Богданов. Решающим условием образцового несе­ ния службы воином является его высокая сознательность, его преданность СоветскоГ Родине. Высокая сознательность воинов, понимание ими глубокого смысла полити­ ки нашей партии, их высокие морально­ боевые качества оказывают решающее влияние на исход войны. Принимая При­ сягу, воин клянется до последнего дыха­ ния быть преданным своему Народу, Ро­ дине п Советскому правительству. Горячая любовь к Родине, готовность защищать ее мужественно, умело, с досто­ инством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами — благородные ка­ чества советских воинов и всех советских людей. Всемерно пропагандировать Военную присягу О СНОВНЫМ законом воинской службы является Присяга. Необходимо, чтобы каждый воин хорошо знал ее требо­ вания и свято соблюдал их. Поэто­ му надо всемерно и широко пропа­ гандировать Присягу. Особенно это важ­ но сейчас, когда на флот пришло мо­ лодое пополнение. Здесь большое поле деятельности для партийных и комсо­ мольских организаций, являющихся вер­ ной опорой командиров в воспитании вои­ нов стойким и , мужественными, умелыми защитниками Родины, беспредельно пре-- данными делу Коммунистической партии. Коммунисты и комсомольцы в первую очередь призваны показывать образец в выполнении воинского долга. Партийная организация, где членом бю­ ро Соколов, настойчиво борется за лич­ ную примерность коммунистов. На собра­ ниях и заседаниях бюро здесь периоди­ чески обсуждаются вопросы боевой под­ готовки и политического воспитания моря­ ков. Авангардная роль коммунистов яви­ лась одним из важнейших условий успеш­ ного выполнения личным составом задач боевой и политической подготовки. Широкую пропаганду требований Военной присяги ведет комсомольская ор­ ганизация подразделения, где членом бю­ ро старшина 2 статьи Вазиев. Активи­ сты корабля ведут большую работу по воспитанию молодых матросов, приви­ вают им высокие морально-боевые ка­ чества и чувство ответственности за стро­ гое выполнение требований Военной при­ сяги. Для молодых воинов проводятся доклады, беседы и читки материалов на темы: «Свято выполнять Военную при­ сягу». «Быть дисциплинированным вои­ ном», «Боевые традиции части» и т. д. С молодыми воинами комсомольцы проводят индивидуальную работу. На корабле любов­ но оформлена наглядная агитация: выпис­ ки из Присяги и уставов, призывы, зову­ щие личный состав к новым успехам в учебе и службе, листовки и плакаты о воинах-героях. Доска отличников бое­ вой и политической подготовки и клас­ сных специалистов. Большую роль в пропаганде Присяги играют политические занятия, на ко­ торых матросам и старшинам раз’ясня- ются ее требования и пути их выполне­ ния. Значительное место в пропаганде Военной присяги занимают лекции, до­ клады, политинформации. Только за последнее время в части прочитаны лек­ ции на темы: «Военная присяга и уста­ вы — нерушимый закон жизни совет­ ских воинов», «Беспрекословно повино ваться командирам и начальникам и за­ щищать их в бою», «Быть бдительным, строго хранить военную и государствен­ ную тайну» и многие другие. Старшие лейтенанты Сусов, Немиров, Соколов провели беседы на темы: «Воен­ ная присяга — клятва воина на вер­ ность Родине», «Честность и правди­ вость — важнейшие требования Прися­ ги», «О войсковом товариществе», «О храбрости и мужестве советских воинов», «Действуй по уставу — завоюешь честь и славу» и т. д. В беседах и на политин­ формациях пропагандируются успехи воинов в учебе, а также подвергаются крптике нарушители воинской дисципли­ ны. На ряде кораблей систематически орга­ низуются читательские конференции и читки книг советских писателей о бое­ вых делах советского народа и его Во­ оруженных Сил. Такие произведения, как «Белая береза», «Повесть о настоящем человеке», «Знаменосцы» и многие дру­ гие, учат советских воинов, как надо свя­ то и нерушимо выполнять Военную при­ сягу. Военная присяга — документ государ­ ственного значения. Строгое выполнение ее каждым воином поднимает могущест­ во наших Вооруженных Сил. Широкая пропаганда Присяги на кораблях и в ча­ стях способствует дальнейшему повыше­ нию боевой готовности родного флота.. Капитан -лейтенант К . СМИРНОВ. Опытный электрик Далеко за кормой осталась база. Ко­ рабль идет на выполнение учебно-боевой задачи. На вахте — старший матрос Се­ менов. На электрика возложена обяванностъ — прежде всего обеспечить бесперебой­ ную работу всех механизмов, дать пита­ ние потребителям. Только отличный специалист, любящий и знающий свое дело, сможет справиться с требованиями, пред’являемыми к вахтен­ ному электрику. Таким и является стар­ ший матрос Семенов. Он неустанно повы­ шает свои военные и политические зна­ ния. Это помогает воину успешно выпол­ нять своя обязанности. Когда Семенов стоит на вахте — командир спокоен. Мо­ ряк ие подведет. ...По кораблю раздается сигнал «Бое­ вая тревога». Корабль выходит в торпед­ ную атаку. С мостика дают прнкаванне: «Полный ход!». Вахтенный дублирует команду по машинно-котельным отделени­ ям. Как всегда, Семенов быстро прибегает на боевой пост н докладыгает: «Боевой номер... к бою готов». И в котельного отделения сообщают, что не горит свет на правой водомерной ко­ лонке. Это незначительное повреждение очень опасно при полной форсировке кот­ ла. Вахтенному трудно определить, какой уровень воды в котле. Получив прнкаванне, старший матрос Семенов берет инструмент и бежит на боевой пост. Он заменяет перегоревшую лампочку н докладывает: — Повреждение ликвидировано. Буквально через две-три минуты из другого котельного отделения поступает доклад: «Сломался рычажный переключа­ тель на телефоне механической группы, телефон не принимает вывова». Семенов немедленно налаживает связь. Благодаря быстрым н правильным дей­ ствиям вахтенного элехтрика поврежде­ ния были быстро устранены. Старший матрос Семенов внес вклад в общее дело. Электро-механнческая часть обеспечила корабль заданными ходами, и корабль ус­ пешно атаковал «противника». Старшина 1 статьи В . П О К Р О В С К И Й . На занятии по специальности Старшина 2 статьи Романенко готовит подчиненных к экзаменам на классность Упражнение выполнили успешно Недавно личный состав нашего подраз­ деления выполнял очередное упражнение по гранатометанию. Воины Савин и По- техин быстро вставили запалы. — Огонь! После взрыва гранат воины из винто­ вок умело обстреляли цели. Упражнение североморцы выполнили успешно. Рядовой А. СЕМАШ КИН . На боевом посту собрался личный со­ став отделения радиометристов. Очеред­ ное занятие проводит специалист перво­ го класса старшина 2 статьи Романенко. Он служит на флоте последние дни. ско- ipo уходит в запас. Но старшина думает о товарищах. Надо передать боевую тех­ нику в надежные руки. Сейчас моряк работает особенно много — все свои знания старается передать подчинен­ ным. Романенко неторопливо рассказывает подчиненным, как устранять простей­ шие неисправности станции. Если ма­ тросы слабо запомнят, какое сопро­ тивление надо, например, заменить, когда не подается напряжение на раз- впртку индикаторной трубки или когда нет питания в том или другом блоке, их знания будут непрочные. Поэтому стар­ шина развесил на стене принципиаль­ ные схемы блоков. Каждый воин дол­ жен изучить цепь, глубоко проанализи­ ровать, почему и где могут возникнуть неисправности. Вводную получает матрос Дубовский: — В приемник не поступает отражен­ ный импульс. Где будете искать неис­ правность и как ликвидировать ее? Дубовский — старательный матрос. Он уверенно, со знанием дела устраняет неисправность, показывает по схеме, где в результате выхода из строя сопро­ тивления прервалась цепь. Ответ воина удовлетворяет Романенко, но ему хочется знать, все ли подчинен­ ные смогут так выполнять вводную. Он приказывает матросу Журбе повторить действия товарища. Журба недавно прибыл из другого подразделения. Техника, которую он об­ служивал раньше, отличается от той. с которой воину приходится иметь дело сейчас. К тому же Журба первое время немного ленился. Старшина подметил это п стал давать ему задания по теоре­ тическому и практическому освоению специальности и строже спрашивать с него. Моряк, почувствовав требователь­ ность командира, стал упорно учиться. На тренировках и занятиях по специ­ альности Журба внимательно слушает каждое слово старшины. За короткий срок он значительно повысил своп зна­ ния. Когда Журба повторил решение ввод­ ной, старшина спросил: — А можно иначе сделать — просто устранить сопротивление и соединить концы цепи без него? — Нет, товарищ старшина, так нельзя. Тогда получится небольшое пе­ на ренапряжение и не (рассчитанная него цепь сгорит. Романенко подводит итоги по первой вводной. Надо, чтобы воины знали, правильно ли онп ответили. Даже тогда, когда они убеждены в точности своего ответа, матросы все равно ждут слова старшины. — Безусловно, товарищи, вы правы, только так можно ликвидировать эту неисправность. Но учтите, что нельзя ставить сопротивление, (рассчитанное на большое напряжение. Аппаратура не будет работать, и вам покажется, что возникла другая неисправность. Значит, и в таком, как будто пустяковом, деле, как выбор сопротивления, необходимо быть внимательными. Старшие матросы Васильев и Лазов­ ский — опытные радиометристы, спе­ циалисты второго класса. К ним надо пред’являть более высокие требования. Старшина поручил Васильеву расска­ зать менее подготовленным воинам, как устранять неисправности на распреде­ лительном щите и в приемнике. Лазов­ ского Романенко подозвал к передатчи­ ку и дал ему сложную вводную: — Вышел из строя прибор... Заме­ нить! Лазовский многое перенял у старши­ ны. Он как будто ожидал вводную и уверенно приступил к действиям. Раз­ вернули схему передатчика. — Для чего в цепь подсоединены конденсатор и сопротивление вот около этой лампы? — спрашивает старшина. — Может и без них обошлись бы? — Понял, товарищ старшина, эта цепь для.., — отвечает Лазовский. Потом Лазовский и Васильев меняют­ ся местами. — Где будете искать неисправность, если вот эта деталь не будет работать? — спрашивает Романенко. Этот вопрос связан с материалом про­ шлого занятия, с радиотехникой. Надо хорошенько обдумать его. Дело идет хо­ рошо. Моряк справляется с поставлен­ ной перед ним задачей. Очередная тренировка прошла успеш­ но. Моряки обогатили свои знания, за­ крепили практические навыки. Старшина подвел итоги. Результаты неплохие. Специалист высокого класса сумел направить подчиненных по пра­ вильному пути. Теперь каждый из них пснимает, что от него требуется. Моря­ ки чувствуют, что онп должны знать больше и лучше, обслуживать аппара­ туру безаварийно. Они готовятся стать классными специалистами, мастерами своего дела. Матрос Г. СКУБИЛИН . Рост воина-связиста Больших успехов в боевой и политиче­ ской подготовке добился специалист вто­ рого класса торпедный электрик старший матрос Владимир Махин. Он является хо­ рошим специалистом, дисциплинирован­ ным воином. Комсомольцы подразделения оказали большое доверие старшему матросу Махи­ ну, избрав его секретарем комсомольской органиаации. Он ведет большую работу среди воинов, мобилизуя их на отличную учебу и образцовое обслуживание боевой техники. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос Владимир Махин проверяет материальную часть. Фото И . Никишова. Четким строевым шагом к командиру подошел воин. Попросив разрешения обра­ титься, старший матрос Воробьев доложил, что он прибыл для дальнейшего прохож­ дения службы. После недолгой беседы офицер указал воину рабочее место, дал несколько практических советов... Так началась служба старшего матроса Воробьева в нашем подразделении. На первых порах много встречалось трудно­ стей. Большое наличие разнообразной ап­ паратуры связи, частые учения и тре­ нировки в условиях, приближенных к боевым, одновременная работа по телефону и радио, большой об’ем линейных работ— все это положительно сказывалось на вы­ учке воина. Если на первой тренировке Воробьев действовал неуверенно, часто просил корреспондента повторить переда­ чу, жаловался на плохую слышимость, то потом он стал успешно справляться с де­ лом. Воробьеву помогли командир и товари­ щи. Особенно много поработал со связи­ стом сержант Рудомёткин. Воробьев по­ чувствовал поддержку, поверил в свои силы и стал настойчиво и кропотливо ов­ ладевать практическими навыками по специальности. Усилия не пропали даром. Вот Воробье­ ву ужз об’явлена первая благодарность. Это еще больше ободрило воина. Он ста­ рательней взялся за учебу, стал чаще чи­ тать учебник ио электротехнике и другую литературу. Воробьев не считал для се­ бя зазорным обратиться с неясным вопро­ сом к опытному специалисту или коман­ диру. За несколько месяцев напряженной учебы старший матрос неплохо овладел специальностью. Приказом командира он сб’явлен отличником боевой и политиче­ ской подготовки. «В учебе предела нет»,— вспомнил тогда связист слова начальника. Он продолжает настойчиво повышать свои взенные и политические знания. Матрос В. ДУДОРЕВ. Нельзя надеяться на старые знания Корабли нашего флота оснащены перво­ классной отечественной техникой. Чтобы грамотно, со знанием дела эксплуатиро­ вать ее, нужны большие знания, опыт. Именно потому подготовка классных спе­ циалистов, моряков, умеющих не только правильно использовать в любых условиях современную боевую технику, но и спо­ собных взять от нее все, что она может дать, имеет огромное значение. Большинство матросов и старшин пра­ вильно понимает это и успешно решает стоящие перед ними задачи. Передовые воины флота проявляют настойчивость в учебе и стремятся стать классными спе­ циалистами. высококвалифицированными мастерами своего дела. Но есть еще, к сожалению, отдельные воины, которые относятся к повышению своих знаний недобросовестно. Таким, например, нам представляется старшина 2 статьи Александр Сидяков. Он не новичок на флоте, служит уже не первый год, когда-то был отличником бо­ евой и политической подготовки. У него неплохие способности. Но беда в том. что воин зазнался, перестал двигаться вперед, совершенствовать свое боевое мастерство, изо дня в день накапливать знания, опыт. Старшина не понял, что жить старым ба­ гажом знаний в наше время никак нельзя, что военное дело непрерывно развивается, что стоять на месте — значит отстать... Старшина 2 статьи Сидяков вместе с другими матросами и старшинами корабля готовился к сдаче зачетов на классность. Времени и возможностей хорошо подгото­ виться к этому у него было не меньше, если не больше, чем у других. Однако он не придал должного значения подготовке, решив, что зачеты — простое дело: мол, спросят — отвечу. Эта неоправданная самоуспокоенность не могла привести к добру. Так и случилось на самом деле. Оказалось, что трюмный ма­ шинист Сидяков слабо знает свое заведы- вание и поэтому не смог открыть нужный клапан коробки осушения. Неточно нари- Почему старшина Сидяков не сдал экзаменов на классность совал старшина и схему пожарной маги­ страли. А кому, как не ему, трюмному машинисту, знать все это надлежит хо­ рошо, до мельчайших подробностей,_ что­ бы в любой момент привести в действие системы, обеспечивающие безопасность плавания корабля. — В напряженный момент я не расте­ рялся бы, — виновато говорит старшина. — Сделал бы все так, как требуется по инструкции. Трудно верить этому. Если специалист не справился со своей задачей в обста­ новке, далекой от боевой, то вряд ли ему удалось бы это в условиях современного морского боя. Каждому моряку независимо от того, какой боевой пост он обслуживает па корабле, в совершенстве нужно знать свою специальность, быть высококвалифи­ цированным специалистом. Справедливость этого требования убедительно подтверж­ дается всем опытом Великой Отечествен­ ной войны. Расскажем только об одном случае, имевшем место в период освобож­ дения порта Линахамари от немецко-фа­ шистских захватчиков в октябре 1944 го­ да. Он ярко показывает, как важно любому моряку в совершенстве знать свою специ­ альность. На одном из катеров, участвовавших в освобождении порта при отходе от враже­ ского берега, прямым попаданием снаряда было выведено из строя рулевое управле­ ние. Казалось, что гибель катера и экипажа была неизбежна. Однако выход из создавшегося трудного положения был найден тяжело раненым старшиной груп­ пы мотористов тов. Курбатовым. Отлично зиая вверенную технику и ее возмож­ ности. Курбатов стал изменять число обо­ ротов моторов левого и правого бортов, чем и добился движения катера в нужном на­ правлении. Не сделай он этого — катер был бы потоплен вражеским огнем. Такова сила знаний своей специально­ сти. Следовательно, останавливаться на достигнутом, как это сделал трюмный ма­ шинист Сидяков, никак нельзя. Ему надо было совершенствоваться и совершенстг-о- ваться в своем деле, а он остановился, топтался на месте, не проявлял настойчи­ вости и разумной инициативы в повыше­ нии боевого мастегствз. Командир подразделения неоднократно указывал тов. Сидякову на его недостатки в учебе и особенно в содержании матери­ альной части заведывания: здесь у него грязь, там — ржавчина, то он забудет резину побелить мелом, то огнетушители опечатать. Одним словом, покажи командир — он сделает, а не покажи — так и оста­ нется. Где же, спрашивается, у такого мо­ ряка чувство личной ответственности за порученное дело? Видимо, притупилось у тов. Сидякова это чувство. Конечно такой моряк не мог стать классным специалис­ том. Многого у него не хватает для того, чтобы получить это почетное и ко многому обязывающее звание. Но еще не все потеряно. П он со време­ нем сможет стать классным специалистом. Для этого старшине 2 статьи Сидякову следует хорошенько понять, что жить ста­ рым багажом знаний в нынешнее время нельзя, надо двигаться вперед, успевать за развитием военной техники, отрешиться от зазнайства и самоуспокоенности. Советский моряк должен быть высоко­ квалифицированным специалистом, иници­ ативным и находчивым, мужественным и выносливым воином, готовым на преодоле­ ние любых трудностей. Он обязан всегда ПОМНИТЬ О ТОМ. ЧТО IlHTPJUYbl активной обо­ роны нашей Родины от происков ее вра­ гов требуют напряжения всех сил в бое­ вой учебе, обязывают каждого военнослу­ жащего сегодня знать и делать больше, чем вчера, а завтра — больше, чем сегод­ ня. Старший лейтенант В. ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz