На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 октября 1954 г., № 251 (5093). 'i u m i / / ж / щ ж а / - Быть преданным своему Народу Документ огромного мобилизующего , волнующие примеры непревзойденной техникой храбрости пяги моряков-черноморцев во главе с политруком Фильченковым, под- и вдохновляющего значения Во 10 готовность защищать i вшов Николая Гастелло, Александра Ма- любимую Родину советские i тросова, Ьориса Сафонова, Ивана Сивко, воины выражают в Военной ; Ьиктора Леонова, Александра Шабалина присяге, которую они торже- j и многих других героев Веллкон Отечест- стпенно принимают, вступая в ряды | пеннои воины. Подвиги, совершенные со- Бюруженных Сил СССР. Военная присяга излагает священный долг воинов перед Родиной, Народом, Со ветским правительством. В ней отраже ны глубокие патриотические чувства, высокий морально-политический облик советских воинов, воспитанных Коммуни стической партией в духе постоянной го товности выступить по первому зову Со ветского правительства на защиту люби мой Родины. Присяга является документом огромно го мобилизующего и вдохновляющего зна чения. Ее содержание проникнуто духом самой прогрессивной в мире советской военной идеологии. В клятве воина на верность Родине отражена классовая природа Советских Вооруженных Сил, призванных защищать самый передовой в мире советский социалистический строй, обеспечивший нашему народу сво бодную и счастливую жизнь, жизнь без помещиков и капиталистов, без кризисов и безработицы, без нищеты и угнетения. В армиях капиталистических стран во енная присяга является орудием импери алистов в борьбе против трудящихся, за сохранение реакционного буржуазного строя. Она обязывает солдата и матроса к тому, чтобы выполнять функции пала чи народной свободы, проливать кровь за осуществление захватнических, разбой ничьих целей кучки империалистов. Тре бования буржуазной присяги, построен ной на лжи и обмане, находятся в пря мом противоречии с интересами трудя щихся, призванных в армию. Иное положение у нас. Требования Во енной присяги, выражающие обязанности советского воина, близки и понятны каж дому гражданину нашей страны. Наш во ин хорошо понимает, что эти требования — веление народа, сыном которого он является. Торжественные слова священ ной клятвы, полные глубокого смысла, крепко запечатлеваются в сознании со ветского воина и приобретают силу зако на, определяющего все его действия и по ступки. Военная присяга выражает политику Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам военной защи ты социалистического Отечества. Она обязывает каждого военнослужащего быть мужественным, бдительным и умелым воином, безгранично преданным своей Родине, своему Народу, способным в лю бых условиях с честыо выполнить боевую задачу. Присяга требует от воинов воспитывать повседневно в себе высокие морально боевые качества, которые всегда были одним из главных элементов, определяю щих боеспособность частей и кораблей Армии и Флота. В современных условиях, когда насыщенность армий техникой не измеримо возросла, когда появились но вые мощные средства борьбы, — требо вания к моральной стойкости воинов, к их боевому мастерству и физической за калке еще более повысились. Почетные обязанности советского воина тШ Г ^ ОЕННАЯ присяга требует, чтобы воин был честным, храбрым. Этому учит совет ских воинов Коммунистиче ская партия. Незнание страха в борь бе, высокая идейность и духовная чисто та, честность н правдивость перед Ро диной и Народом являются неот’емлемой чертой морального облика советского че ловека. Быть честным — значит ревностно, с полным напряжением сил выполнять пра вила и законы военной службы, во всех своих делах, поступках и помыслах быть правдивым перед своими начальниками и товарищами по службе. Недаром наша военная пословица гласит: «Службу служить — душой не кривить». Ложь и обман, очковтирательство несовместимы с высоким званием советского воина. Они являются пережитками капитализма в сознании людей и совершенно недопу стимы в рядах Советской Армии и Воен но-Морского Флота. В условиях военной службы малейшая ф а л ы п ь и л и даже неточность в докладе командиру может привести к тяжелым последствиям. Совершив ошибку, военно служащий обязан немедленно доложить об этом командиру с тем, чтобы своевре менно исправить ее. Безупречное выполнение воинского дол га в бою немыслимо без соблюдения тре бования Присяги — быть храбрым. «Вои ну — храбрость, что орлу крылья», — гласит русская народная пословица. Вся история советского общества есть эпопея великого героизма трудящихся масс в строительстве социализма и защи те Родины от посягательств империали стов. С особой силой массовый героизм советских людей был продемонстрирован перед всем миром в годы Великой Оте чественной войны. Наш народ по праву стяжал себе славу героического народа. Тысячи и тысячи героических подвигов во славу Родины были совершены наши ми воинами в сражениях с ненавистным врагом. За героизм, храбрость, мужество и отвагу, проявленные в боях за Ро дину, миллионы советских воинов были награждены орденами и медалями Совет ского Союза, 11 тысяч воинов заслужили звание Героя Советского Союза, в том числе 513 военных моряков. Стремление к подвигу — одна из ха рактерных черт морального облика наше го воина. К совершению подвига зовет со ветская воинская честь. В памяти наро дов пашей страны навсегда сохранятся вотскими воинами в ооях с врагами, слу жат для солдат и матросов, сержантов и старшин, офицеров, генералов и адмира лов Советской Армии и Военно-Морского Флота вдохновляющим примером беззавет ною служения Родине, верности Военной присяге, делу Коммунистической партии. Воин страны социализма, принимая Присягу, клянется быть дисциплиниро ванным, бдительным воином, строго хра нить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и началь ников. Строжайшая, основанная на сознании воинов, советская воинская дисциплина — одно из главных условий историче ских побед Вооруженных Сил нашей Ро дины. Она придает войскам силу органи зованности, делает их гибкими и послуш ными командирской воле и является ос новой боевой готовности частей и кораб лей. Без дисциплины Армия и Флот не боеспособны. Чем крепче дисциплина воинов, тем выше их боевая готовность и стойкость в бою. Железная воинская дисциплина яви лась одним нз основных условий победы Советских Вооруженных Сил в период гражданской войны и иностранной ин тервенции. Она обеспечила величайшую победу советских войск в Великой Отече ственной войне. Ныне, в послевоенных условиях, твер дая воинская дисциплина составляет ос нову высокой и постоянной боеготовности ьаших войск. Точное и неуклонное соблю дение в-сех ее требований является ре шающим условием образцового выполне ния воинского долга. СледоьательгЮ, борь ба за укрепление воинсклс порянка п организованности на кораблях и в частях является делом чести кажзого военного моряка. Советская Военная присяга обязывает воина быть бдятгльным, строго хранить военную и государственную тайну. Совет ский народ под руководством Коммуни стической партии строит коммунизм, указывая путь борьбы всем народам ми ра. Наши успехи в коммунистическом строительстве вызывают звериную зло5у у американо-английских империалистов, которые применяют различные коварные методы в борьбе против Советского Сою за и стран народной демократии. В захватнических планах американ ских и1английских империалистов боль шое место отводится разведке и шпиона жу, вредительству, диверсионной и под рывной работе против СССР и стран на родной демократии. Особый интерес им периалисты проявляют к нашим Воору женным Силам. Они через свою агентуру пытались и пытаются подорвать боевую готовность Армии и Флота. В этих усло виях повышение бдительности воинов — одно из необходимых условий укрепления боевой мощи наших Вооруженных Сил. Быть бдительным воином — значит прежде всего образцово выполнять свои обязанности, не допускать какой бы то ни было огласки секретных сведений, бе зупречно нести караульную и дежурную службу и тем самым исключить всякую возможность для подрывной деятельности иностранных агентов. Советский воин должен уметь хранить военную и государственную тайну. При мерами этому могут служить героические подвиги солдата Юрия Смирнова и ма троса Евгения Никонова, которые в годы минувшей войны, попав в плен к врагу, погибли под страшными пытками, но не выдали фашистам военной тайны. Болтун — находка для шпиона. Неда ром американская разведка поучает своих агентов. «Держите глаза и уши широко открытыми, ищите хвастунов». Советский воин должен воздерживаться от разгово ров со случайными знакомыми по вопро сам службы, не писать в письмах о све дениях, составляющих военную тайну. Присягая на верность Родине, совет ский воин клянется добросовестно изу чать военное дело, всемерно беречь воен ное и народное имущество и до последне го дыхания быть преданным Народу, сво ей Советской Родине и Советскому Пра вительству. Высокая боевая готовность Армии и Флота немыслима без повседневного, на стойчивого овладения воинами современ ной военной техникой и оружием. Опыт Великой Отечественной войны и последу ющее развитие военного дела наиболее ярко показывают, что боевая выучка как отдельного солдата и матроса, так и под разделений в целом определяется, прежде всего, тем, насколько умело они могут использовать боевую технику и оружие и сберегать их. На кораблях и в частях нашего флота немало воинов, ставших подлинными ма стерами своего дела. Среди них классный специалист старшина 2 статьи Будко. Он отлично изучил специальность, образцово выполняет обязанности по обслуживанию своего заведывания, не допускает ника ких поломок в работе техники. За успе хи в боевой и политической подготовке Будко имеет 1 5 поощрений. Образцово служит Родине командир отделения тов. Бастрыкин. Его отделение полностью состоит из отличников. Известно на флоте имя старшины 1 статьи Кидунева, награжденного за образцовое несение службы и овладение специальностью четырьмя нагрудными знаками «Отличный сигнальщик». Kpoje того, Кидунев заслужил 22 поощрения *за безупречную службу. Он воспитал десят ки отличных связистов для флота. Советский народ оснащает свою Армию и Флот совершенной и сложной военной i и оружием. На этой основе происходит дальнейшее укрепление бое способности Вооруженных Сил нашей Ро дины. За состояние вверенного ему иму щества каждый воин несет личную от ветственность. Поэтому он обязан повсе дневно и ревностно заботиться о сохране нии своего заведывания, о поддержании его в постоянной исправности и высокой боеготовности. Примеров бережного отношения к ору жию и боевой технике, к военному и на родному имуществу можно привести мно го. На одном из кораблей флота служит старший матрос Владимиров. Свое заве- дыванне он всегда содержит в образцовом порядке и чистоте, постоянно осматрива ет, проверяет и немедленно устраняет все обнаруженные неисправности, добиваясь безотказной работы боевых механизмов Так же образцово выполняет свои обязан ности по сбережению и эксплуатации техники старший матрос Богданов. Решающим условием образцового несе ния службы воином является его высокая сознательность, его преданность СоветскоГ Родине. Высокая сознательность воинов, понимание ими глубокого смысла полити ки нашей партии, их высокие морально боевые качества оказывают решающее влияние на исход войны. Принимая При сягу, воин клянется до последнего дыха ния быть преданным своему Народу, Ро дине п Советскому правительству. Горячая любовь к Родине, готовность защищать ее мужественно, умело, с досто инством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами — благородные ка чества советских воинов и всех советских людей. Всемерно пропагандировать Военную присягу О СНОВНЫМ законом воинской службы является Присяга. Необходимо, чтобы каждый воин хорошо знал ее требо вания и свято соблюдал их. Поэто му надо всемерно и широко пропа гандировать Присягу. Особенно это важ но сейчас, когда на флот пришло мо лодое пополнение. Здесь большое поле деятельности для партийных и комсо мольских организаций, являющихся вер ной опорой командиров в воспитании вои нов стойким и , мужественными, умелыми защитниками Родины, беспредельно пре-- данными делу Коммунистической партии. Коммунисты и комсомольцы в первую очередь призваны показывать образец в выполнении воинского долга. Партийная организация, где членом бю ро Соколов, настойчиво борется за лич ную примерность коммунистов. На собра ниях и заседаниях бюро здесь периоди чески обсуждаются вопросы боевой под готовки и политического воспитания моря ков. Авангардная роль коммунистов яви лась одним из важнейших условий успеш ного выполнения личным составом задач боевой и политической подготовки. Широкую пропаганду требований Военной присяги ведет комсомольская ор ганизация подразделения, где членом бю ро старшина 2 статьи Вазиев. Активи сты корабля ведут большую работу по воспитанию молодых матросов, приви вают им высокие морально-боевые ка чества и чувство ответственности за стро гое выполнение требований Военной при сяги. Для молодых воинов проводятся доклады, беседы и читки материалов на темы: «Свято выполнять Военную при сягу». «Быть дисциплинированным вои ном», «Боевые традиции части» и т. д. С молодыми воинами комсомольцы проводят индивидуальную работу. На корабле любов но оформлена наглядная агитация: выпис ки из Присяги и уставов, призывы, зову щие личный состав к новым успехам в учебе и службе, листовки и плакаты о воинах-героях. Доска отличников бое вой и политической подготовки и клас сных специалистов. Большую роль в пропаганде Присяги играют политические занятия, на ко торых матросам и старшинам раз’ясня- ются ее требования и пути их выполне ния. Значительное место в пропаганде Военной присяги занимают лекции, до клады, политинформации. Только за последнее время в части прочитаны лек ции на темы: «Военная присяга и уста вы — нерушимый закон жизни совет ских воинов», «Беспрекословно повино ваться командирам и начальникам и за щищать их в бою», «Быть бдительным, строго хранить военную и государствен ную тайну» и многие другие. Старшие лейтенанты Сусов, Немиров, Соколов провели беседы на темы: «Воен ная присяга — клятва воина на вер ность Родине», «Честность и правди вость — важнейшие требования Прися ги», «О войсковом товариществе», «О храбрости и мужестве советских воинов», «Действуй по уставу — завоюешь честь и славу» и т. д. В беседах и на политин формациях пропагандируются успехи воинов в учебе, а также подвергаются крптике нарушители воинской дисципли ны. На ряде кораблей систематически орга низуются читательские конференции и читки книг советских писателей о бое вых делах советского народа и его Во оруженных Сил. Такие произведения, как «Белая береза», «Повесть о настоящем человеке», «Знаменосцы» и многие дру гие, учат советских воинов, как надо свя то и нерушимо выполнять Военную при сягу. Военная присяга — документ государ ственного значения. Строгое выполнение ее каждым воином поднимает могущест во наших Вооруженных Сил. Широкая пропаганда Присяги на кораблях и в ча стях способствует дальнейшему повыше нию боевой готовности родного флота.. Капитан -лейтенант К . СМИРНОВ. Опытный электрик Далеко за кормой осталась база. Ко рабль идет на выполнение учебно-боевой задачи. На вахте — старший матрос Се менов. На электрика возложена обяванностъ — прежде всего обеспечить бесперебой ную работу всех механизмов, дать пита ние потребителям. Только отличный специалист, любящий и знающий свое дело, сможет справиться с требованиями, пред’являемыми к вахтен ному электрику. Таким и является стар ший матрос Семенов. Он неустанно повы шает свои военные и политические зна ния. Это помогает воину успешно выпол нять своя обязанности. Когда Семенов стоит на вахте — командир спокоен. Мо ряк ие подведет. ...По кораблю раздается сигнал «Бое вая тревога». Корабль выходит в торпед ную атаку. С мостика дают прнкаванне: «Полный ход!». Вахтенный дублирует команду по машинно-котельным отделени ям. Как всегда, Семенов быстро прибегает на боевой пост н докладыгает: «Боевой номер... к бою готов». И в котельного отделения сообщают, что не горит свет на правой водомерной ко лонке. Это незначительное повреждение очень опасно при полной форсировке кот ла. Вахтенному трудно определить, какой уровень воды в котле. Получив прнкаванне, старший матрос Семенов берет инструмент и бежит на боевой пост. Он заменяет перегоревшую лампочку н докладывает: — Повреждение ликвидировано. Буквально через две-три минуты из другого котельного отделения поступает доклад: «Сломался рычажный переключа тель на телефоне механической группы, телефон не принимает вывова». Семенов немедленно налаживает связь. Благодаря быстрым н правильным дей ствиям вахтенного элехтрика поврежде ния были быстро устранены. Старший матрос Семенов внес вклад в общее дело. Электро-механнческая часть обеспечила корабль заданными ходами, и корабль ус пешно атаковал «противника». Старшина 1 статьи В . П О К Р О В С К И Й . На занятии по специальности Старшина 2 статьи Романенко готовит подчиненных к экзаменам на классность Упражнение выполнили успешно Недавно личный состав нашего подраз деления выполнял очередное упражнение по гранатометанию. Воины Савин и По- техин быстро вставили запалы. — Огонь! После взрыва гранат воины из винто вок умело обстреляли цели. Упражнение североморцы выполнили успешно. Рядовой А. СЕМАШ КИН . На боевом посту собрался личный со став отделения радиометристов. Очеред ное занятие проводит специалист перво го класса старшина 2 статьи Романенко. Он служит на флоте последние дни. ско- ipo уходит в запас. Но старшина думает о товарищах. Надо передать боевую тех нику в надежные руки. Сейчас моряк работает особенно много — все свои знания старается передать подчинен ным. Романенко неторопливо рассказывает подчиненным, как устранять простей шие неисправности станции. Если ма тросы слабо запомнят, какое сопро тивление надо, например, заменить, когда не подается напряжение на раз- впртку индикаторной трубки или когда нет питания в том или другом блоке, их знания будут непрочные. Поэтому стар шина развесил на стене принципиаль ные схемы блоков. Каждый воин дол жен изучить цепь, глубоко проанализи ровать, почему и где могут возникнуть неисправности. Вводную получает матрос Дубовский: — В приемник не поступает отражен ный импульс. Где будете искать неис правность и как ликвидировать ее? Дубовский — старательный матрос. Он уверенно, со знанием дела устраняет неисправность, показывает по схеме, где в результате выхода из строя сопро тивления прервалась цепь. Ответ воина удовлетворяет Романенко, но ему хочется знать, все ли подчинен ные смогут так выполнять вводную. Он приказывает матросу Журбе повторить действия товарища. Журба недавно прибыл из другого подразделения. Техника, которую он об служивал раньше, отличается от той. с которой воину приходится иметь дело сейчас. К тому же Журба первое время немного ленился. Старшина подметил это п стал давать ему задания по теоре тическому и практическому освоению специальности и строже спрашивать с него. Моряк, почувствовав требователь ность командира, стал упорно учиться. На тренировках и занятиях по специ альности Журба внимательно слушает каждое слово старшины. За короткий срок он значительно повысил своп зна ния. Когда Журба повторил решение ввод ной, старшина спросил: — А можно иначе сделать — просто устранить сопротивление и соединить концы цепи без него? — Нет, товарищ старшина, так нельзя. Тогда получится небольшое пе на ренапряжение и не (рассчитанная него цепь сгорит. Романенко подводит итоги по первой вводной. Надо, чтобы воины знали, правильно ли онп ответили. Даже тогда, когда они убеждены в точности своего ответа, матросы все равно ждут слова старшины. — Безусловно, товарищи, вы правы, только так можно ликвидировать эту неисправность. Но учтите, что нельзя ставить сопротивление, (рассчитанное на большое напряжение. Аппаратура не будет работать, и вам покажется, что возникла другая неисправность. Значит, и в таком, как будто пустяковом, деле, как выбор сопротивления, необходимо быть внимательными. Старшие матросы Васильев и Лазов ский — опытные радиометристы, спе циалисты второго класса. К ним надо пред’являть более высокие требования. Старшина поручил Васильеву расска зать менее подготовленным воинам, как устранять неисправности на распреде лительном щите и в приемнике. Лазов ского Романенко подозвал к передатчи ку и дал ему сложную вводную: — Вышел из строя прибор... Заме нить! Лазовский многое перенял у старши ны. Он как будто ожидал вводную и уверенно приступил к действиям. Раз вернули схему передатчика. — Для чего в цепь подсоединены конденсатор и сопротивление вот около этой лампы? — спрашивает старшина. — Может и без них обошлись бы? — Понял, товарищ старшина, эта цепь для.., — отвечает Лазовский. Потом Лазовский и Васильев меняют ся местами. — Где будете искать неисправность, если вот эта деталь не будет работать? — спрашивает Романенко. Этот вопрос связан с материалом про шлого занятия, с радиотехникой. Надо хорошенько обдумать его. Дело идет хо рошо. Моряк справляется с поставлен ной перед ним задачей. Очередная тренировка прошла успеш но. Моряки обогатили свои знания, за крепили практические навыки. Старшина подвел итоги. Результаты неплохие. Специалист высокого класса сумел направить подчиненных по пра вильному пути. Теперь каждый из них пснимает, что от него требуется. Моря ки чувствуют, что онп должны знать больше и лучше, обслуживать аппара туру безаварийно. Они готовятся стать классными специалистами, мастерами своего дела. Матрос Г. СКУБИЛИН . Рост воина-связиста Больших успехов в боевой и политиче ской подготовке добился специалист вто рого класса торпедный электрик старший матрос Владимир Махин. Он является хо рошим специалистом, дисциплинирован ным воином. Комсомольцы подразделения оказали большое доверие старшему матросу Махи ну, избрав его секретарем комсомольской органиаации. Он ведет большую работу среди воинов, мобилизуя их на отличную учебу и образцовое обслуживание боевой техники. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос Владимир Махин проверяет материальную часть. Фото И . Никишова. Четким строевым шагом к командиру подошел воин. Попросив разрешения обра титься, старший матрос Воробьев доложил, что он прибыл для дальнейшего прохож дения службы. После недолгой беседы офицер указал воину рабочее место, дал несколько практических советов... Так началась служба старшего матроса Воробьева в нашем подразделении. На первых порах много встречалось трудно стей. Большое наличие разнообразной ап паратуры связи, частые учения и тре нировки в условиях, приближенных к боевым, одновременная работа по телефону и радио, большой об’ем линейных работ— все это положительно сказывалось на вы учке воина. Если на первой тренировке Воробьев действовал неуверенно, часто просил корреспондента повторить переда чу, жаловался на плохую слышимость, то потом он стал успешно справляться с де лом. Воробьеву помогли командир и товари щи. Особенно много поработал со связи стом сержант Рудомёткин. Воробьев по чувствовал поддержку, поверил в свои силы и стал настойчиво и кропотливо ов ладевать практическими навыками по специальности. Усилия не пропали даром. Вот Воробье ву ужз об’явлена первая благодарность. Это еще больше ободрило воина. Он ста рательней взялся за учебу, стал чаще чи тать учебник ио электротехнике и другую литературу. Воробьев не считал для се бя зазорным обратиться с неясным вопро сом к опытному специалисту или коман диру. За несколько месяцев напряженной учебы старший матрос неплохо овладел специальностью. Приказом командира он сб’явлен отличником боевой и политиче ской подготовки. «В учебе предела нет»,— вспомнил тогда связист слова начальника. Он продолжает настойчиво повышать свои взенные и политические знания. Матрос В. ДУДОРЕВ. Нельзя надеяться на старые знания Корабли нашего флота оснащены перво классной отечественной техникой. Чтобы грамотно, со знанием дела эксплуатиро вать ее, нужны большие знания, опыт. Именно потому подготовка классных спе циалистов, моряков, умеющих не только правильно использовать в любых условиях современную боевую технику, но и спо собных взять от нее все, что она может дать, имеет огромное значение. Большинство матросов и старшин пра вильно понимает это и успешно решает стоящие перед ними задачи. Передовые воины флота проявляют настойчивость в учебе и стремятся стать классными спе циалистами. высококвалифицированными мастерами своего дела. Но есть еще, к сожалению, отдельные воины, которые относятся к повышению своих знаний недобросовестно. Таким, например, нам представляется старшина 2 статьи Александр Сидяков. Он не новичок на флоте, служит уже не первый год, когда-то был отличником бо евой и политической подготовки. У него неплохие способности. Но беда в том. что воин зазнался, перестал двигаться вперед, совершенствовать свое боевое мастерство, изо дня в день накапливать знания, опыт. Старшина не понял, что жить старым ба гажом знаний в наше время никак нельзя, что военное дело непрерывно развивается, что стоять на месте — значит отстать... Старшина 2 статьи Сидяков вместе с другими матросами и старшинами корабля готовился к сдаче зачетов на классность. Времени и возможностей хорошо подгото виться к этому у него было не меньше, если не больше, чем у других. Однако он не придал должного значения подготовке, решив, что зачеты — простое дело: мол, спросят — отвечу. Эта неоправданная самоуспокоенность не могла привести к добру. Так и случилось на самом деле. Оказалось, что трюмный ма шинист Сидяков слабо знает свое заведы- вание и поэтому не смог открыть нужный клапан коробки осушения. Неточно нари- Почему старшина Сидяков не сдал экзаменов на классность совал старшина и схему пожарной маги страли. А кому, как не ему, трюмному машинисту, знать все это надлежит хо рошо, до мельчайших подробностей,_ что бы в любой момент привести в действие системы, обеспечивающие безопасность плавания корабля. — В напряженный момент я не расте рялся бы, — виновато говорит старшина. — Сделал бы все так, как требуется по инструкции. Трудно верить этому. Если специалист не справился со своей задачей в обста новке, далекой от боевой, то вряд ли ему удалось бы это в условиях современного морского боя. Каждому моряку независимо от того, какой боевой пост он обслуживает па корабле, в совершенстве нужно знать свою специальность, быть высококвалифи цированным специалистом. Справедливость этого требования убедительно подтверж дается всем опытом Великой Отечествен ной войны. Расскажем только об одном случае, имевшем место в период освобож дения порта Линахамари от немецко-фа шистских захватчиков в октябре 1944 го да. Он ярко показывает, как важно любому моряку в совершенстве знать свою специ альность. На одном из катеров, участвовавших в освобождении порта при отходе от враже ского берега, прямым попаданием снаряда было выведено из строя рулевое управле ние. Казалось, что гибель катера и экипажа была неизбежна. Однако выход из создавшегося трудного положения был найден тяжело раненым старшиной груп пы мотористов тов. Курбатовым. Отлично зиая вверенную технику и ее возмож ности. Курбатов стал изменять число обо ротов моторов левого и правого бортов, чем и добился движения катера в нужном на правлении. Не сделай он этого — катер был бы потоплен вражеским огнем. Такова сила знаний своей специально сти. Следовательно, останавливаться на достигнутом, как это сделал трюмный ма шинист Сидяков, никак нельзя. Ему надо было совершенствоваться и совершенстг-о- ваться в своем деле, а он остановился, топтался на месте, не проявлял настойчи вости и разумной инициативы в повыше нии боевого мастегствз. Командир подразделения неоднократно указывал тов. Сидякову на его недостатки в учебе и особенно в содержании матери альной части заведывания: здесь у него грязь, там — ржавчина, то он забудет резину побелить мелом, то огнетушители опечатать. Одним словом, покажи командир — он сделает, а не покажи — так и оста нется. Где же, спрашивается, у такого мо ряка чувство личной ответственности за порученное дело? Видимо, притупилось у тов. Сидякова это чувство. Конечно такой моряк не мог стать классным специалис том. Многого у него не хватает для того, чтобы получить это почетное и ко многому обязывающее звание. Но еще не все потеряно. П он со време нем сможет стать классным специалистом. Для этого старшине 2 статьи Сидякову следует хорошенько понять, что жить ста рым багажом знаний в нынешнее время нельзя, надо двигаться вперед, успевать за развитием военной техники, отрешиться от зазнайства и самоуспокоенности. Советский моряк должен быть высоко квалифицированным специалистом, иници ативным и находчивым, мужественным и выносливым воином, готовым на преодоле ние любых трудностей. Он обязан всегда ПОМНИТЬ О ТОМ. ЧТО IlHTPJUYbl активной обо роны нашей Родины от происков ее вра гов требуют напряжения всех сил в бое вой учебе, обязывают каждого военнослу жащего сегодня знать и делать больше, чем вчера, а завтра — больше, чем сегод ня. Старший лейтенант В. ПЕТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz