На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 0 октября 1954 г., № 249 (5091). В борЬбе за секундЫ Радиометристы овладевают боевым мастерством п р о в е р и л и го- ч а с т и к бо евой б у д е т з а в и с е т ь — Наша Родина дала артиллеристам- североморцам нервоклассную боевую тех­ нику. Задача зенитчиков — быть бди­ тельными стражами воздушных просторов Советского Заполярья, — говорил на по- лптической информации заместитель командира по политической части.— Р>свя- зи с этим большая ответственность возла­ гается на личный состав радиолокацион­ ной станции. Он призван в любое вре­ мя суток, при любых метеорологических условиях обеспечивать батарею необходи­ мыми данными для стрельбы. Эти слова политработника твердо за­ помнили воины подразделени... Перед тренировками радиометристы осо- бо тщательно осмотрели механизмы зз- ведываний, внимательно товность материальной работе. — От нас во многом успех тренировки, — говорит товарищам старший матрос Гензель. Старший матрос Петрусас заметно вол­ нуется. Это не мешает опытному спе­ циалисту обнаружить неисправность. — Перегорел предохранитель стартера, — докладывает воип и тотчас приступает к замене его. А вскоре он извещает, что неисправ­ ность устранена. Действия Петрусаса чет­ ки и уверенны. Осмотр окончен. Следует уверенный доклад: — Станция питания к бою готова. — Есть! — отзывается сержант Лауре. Это опытный специалист, требователь­ ный командир. По выпажению лица вои­ на видно, что он доволен действиями подчиненных. Сержант убедился, что от­ ступлений от инструкции не допущено. До начала тренировки 10 минут. — Можно курить, — разрешает он матросам. Во время перерыва сгеди вои­ нов завязывается разговор. — А ведь мы еще все сделали для того, чтобы быстрей и слаженней действовать. — заявил матрос Парши- ков. — Мы добились полного использо­ вания технических возможностей оружия. Но надо увеличить темпы работы на боевом посту. На этом беседа прервалась. Раздался сигнал... Быстро и без суеты расчет занял свои места у боевых механизмов. Все напря­ женно ожидают очередной команды. Отда­ но приказание включить станцию. Каж­ дый приступил к выполнению обязан­ ностей и действует без лишних движений. Секундомер отсчитывает секунды. И вот распоряжение выполнено. — Молодцы. — говорит командир под­ разделения. — Значительно перекрыли норматив. С командного пункта . азали, в каком секторе производить поиск. — Есть цель, дальность предельная, — почти тотчас следует доклад матроса Паршикова. Он следит за быстро переме­ щающейся. едва заметной це..ью. Парши- ков периодически сообщает об измене­ ниях курса цели. Она подходит к зоне сопровождения. Сейчас вся ответствен­ ность возлагается на младшего сержанта Ольховского. Воин напрягает все внима­ ние, чтобы успешно справиться со свои­ ми обязанностями. — Есть данные! Сейчас особо важно не упустить цель. Ольховский уверенно вращает маховики и точно выполняет свои обязанности. На него можно положиться. Матрос Пар­ тинов попрежнему продолжает следить за целью. Воины работают слаженно, борясь за каждую секунду. В четком взаимоюй- ствии они сопровождают цель до зоны огня батареи. Внимательно следит за контрольными приборами старший матрос Павлаускас. Он совсем недавно приступил к выполнению обязанностей по этой специальности. Сей­ час от него зависит, откроет ли батарея огонь на предельной дальности. Понимая , всю ответственность за выполнение своего долга. Павлаускас добивается, чтобы меха­ низмы работали безотказно. — Есть данные. — Огонь! Стрельба ведется на предельной дально­ сти. Это результат умелых действий лич­ ного состава. После стрельбы зенитчики построились. Последовала команда: «Смирно!». — За отличную работу — об'являю благодарность, — сказал командир. От всего сердца, как клятва, гордо прозвуча­ ли ответные слова воинов: — Служим Советскому Союзу! Высокого боевою мастерства лпчныи со­ став добился не сразу. Много пришлось по­ работать в этом отношении командиру, партийной и комсомольской организациям батареи. Был проведен ряд бесед о роли и значении радиолокационной техники и перспективах се развития. По инициативе комсомольцев проводились технические со­ беседования о назначении и общем устрой­ стве станции и ряд других мероприятий. Партийно-политическая работа положи­ тельно сказалась на повышении личной от­ ветственности зенитчиков за выполнение воинского долга. В повышении боевого мастерства воинов немало встречалось трудностей, кото­ рые благодаря настойчивости и ини­ циативе воинов были быстро преодолены. Сержант Лауре, младший сержант Оль­ ховский, старший матрос Гензель и ма­ трос Паршиков подолгу просиживали над изучением той или иной схемы, использо­ вали каждую возможность для глубокого изучения техники. Сержант Лауре, проводя занятия, до­ бился твердого усвоения материала каж­ дым матросом. А ведь некоторое время назад при про­ верке расчет имел низкие показатели. Пменно это и заставило Лаурса перестро­ ить всю свою работу. За отличное воспи­ тание подчиненных в карточке взыскании и поощрений сержанта записано более де­ сяти поощрений. Все операторы являются отличниками боевой и политической под­ готовки, в числе которых младший сер­ жант Ольховский, матрос Паршиков. стар­ ший матрос Гензель и старший матрос Павлаускас. С каждым днем они продол­ жают совершенствовать свою боевую вы­ учку. Ежедневные тренировки по быстро дви­ жущимся целям стали правилом для спе­ циалистов. Каждый оператор старается до­ вести своп действия до автоматизма. Боль­ шое внимание они уделяют отработке вза­ имозаменяемости. Старший матрос Гензель прибыл в рас­ чет позже других. Ему необходимо было наверстывать упущенное. Но воин не ис­ пугался трудностей и с утроенной энер­ гией взялся за учебу. Активную помощь оказали ему комсомольцы Ольховский и Паршиков. Гензель в сравнительно корот­ кий срок изучил механизмы заведывания. освоил практические приемы. После этого старший матрос вместе с другими воина­ ми совершенствовал свою выучку и стал отличником боевой и политической потго- товки. Комсомольцы избрали Гензеля в члены своего бюро. За высокие показатели в боевой и политической подготовке млад­ ший сержант Ольховский и сержант Ла­ уре насаждены знаками отличного спе­ циалиста. Весть о присвоении сержанту Лаурсу, младшему сержанту Ольховскому, старше­ му матросу Гензель и матросу Паршикову звания классных специалистов застала их за подготовкой материальной части к дей­ ствию. — Это обязывает нас предстоящую стрельбу провести еше лучше и своевре­ менно обеспечить батарею необходимыми данными для меткого огня. — сказал Гензель. И воины выполнили задачу образцово. Радиометристы честно и добросовестно вы­ полняют свой воинский долг перед Роди­ ной. Младший лейтенант В. КОЗЛОВ. Выходы в море —лучшая школа Опытные специалисты учат молоаых воинов Еще в училище я избрал «самую мор­ скую», как мне казалось, специальность— штурмана. Почти все свободное время проводил в кабинете прокладки. Мне нра- пилось часами просиживать над картой, решая сложную задачу по кораблевожде­ нию. Тонкая линия, нанесенная остро отточенным карандашом, изображала курс воображаемого корабля, в штурманскую рубку которого я мысленно переносился сам. Меня очень радовало, когда «мой корабль», успешно преодолев все препят­ ствия, во-время достигал пункта назна­ чения. Но стоило оторваться от карты, и я снова ощущал под ногами не палубу стремительного эскадренного миноносца, а пол просторного класса, и взгляд упи­ рался не в овалы иллюминаторов, а в широкие окна, за которыми переливался золотистыми огнями большой город. В те минуты становилось особенно яс­ но, что знания, полученные в училище, требуют практической отработки, отшли­ фовки. А сделать это можно только в по­ ходах, в море. Не раз приходилось слы­ шать от бывалых, опытных офицеров та­ кую фразу: — Море шуток не любит и ошибок не прощает. Эти слова в наибольшей степени отно­ сятся к деятельности штурмана, который должен быть первоклассным моряком, носителем высокой военной культуры, в совепшенстве владеющим вверенной бое­ вой техникой. И вот уже не в кабинет прокладки, а в штурманскую рубку настоящего боево­ го корабля вхожу я, молодой офицер Фло­ та страны Советов. Меня назначили командиром группы. Отсюда станет понят­ но мое волнение перед первым выходом в море. Накануне я тщательно просмотрел не­ обходимые пособия по кораблевождению. Но изучить район предстоящего плавания на незнакомом для меня театре, т. е яс­ но, до мельчайших подробностей предста­ вить в непрерывном изменении метеоро­ логическую и навигационную обстановку — дело не такое простое и требует дли­ тельного времени. Корабль в море. Естественно, мне, но­ вичку, еще не доверяют самостоятельно вести прокладку и я, что называется «во все глаза», наблюдаю за четкими, спо­ койными действиями штурмана офицера Роговского. Вскоре у меня появляется возможность показать свои знания на де­ ле. Штурман Роговский приказал мне оп­ ределять место корабля и производить соответствующие записи в навигацион­ ном журнале через каждые 5 — 6 минут. На первый взгляд обязанности не­ сложные. Однако вначале у меня полу­ чился конфуз — никак не мог уложить­ ся в указанные сроки. Ведь прежде чем определиться, необходимо было опознать ориентиры. При этом не всегда есть воз­ можность записать пеленги. Помню, взяв пеленги, я торопился к штурманскому столу. Тут, к своему стыду, обнаруживаю, что, пока спускался- в рубку, перепутал *ва пеленга, а третий.., н вовсе забыл. И все приходится начинать сначала. «Вот тебе и штурман, — думал я о себе в такие минуты. — Определить ме­ сто корабля толком не умею. Как же 6yjy самостоятельно вести прокладку». Видимо, Роговский заметил мое заме­ шательство и смущение и постарался ме­ ня педбодрить. — Не падайте духом, — сказал он, — П И С Ь М А М О Л О Д Ы Х О Ф И Ц Е Р О В не " вами одним случалось такое в пер- зом походе. Знания у вас есть, а в море приобретете и опыт. Офицер дал мне несколько полезных практических советов. Теперь, направляясь к столу после взятия пеленгов, я никогда не путал и не забывал их. Перед определеппем места корабля выбирал с карты необходимые ориентиры и приближенные пеленги. Оставалось запомнить две последние циф­ ры отсчета по репитеру. Через некоторое время, освоившись с условиями работы, начал делать зарисов­ ки побережья, отдельных береговых пред­ метов. Такие зарисовки — хорошее посо­ бие при изучении театра. В походе, в море я убеждался, как важно в работе штурмана всегда со скур- иулезной точностью соблюдать все прави­ ла кораблевождения. Взять такой пример. Известно, что необходимо периодически сличать показания магнитного компаса с гироскопическим, с записями в вахтен­ ном и навигационном журналах. Все же мне думалось, что не беда, если на ка- ком-нибудь одном курсе не делать запи­ сей показаний магнитного компаса. П должен признаться, что иногда я так и поступал. Однако один случай, проис­ шедший в море, заставил меня совсем по- другому отнестись к этому вопросу. А дело было вот как. Плавание прохо­ дило ночью. Наплывавший туман и дождь скрывали огни маяков. Шли по волне. Временами луна пробивала тучи на острых курсовых углах корабля. Усилился дождь. Потом вскоре пере- ст&л. Минут через 10— 15 вдруг заме­ чаю, что луна уже па кормовых курсовых угл^Х корабля, да и качка заметно уси­ лилась. Что такое? В чем дело? Сразу бросаюсь к магнитному компасу. Оказывается, мы уклонились на несколь­ ко десятков градусов. При проверке выяс­ нилось, что по вине одного из специали­ стов все репитеры рассогласовались от­ носительно матки гирокомпаса. А руле­ вой, естественно, не зная об этом, следо­ вал за показаниями репитера, и в резуль­ тате корабль сильно уклонился от курса. Тогда я наглядно убедился, к каким неприятностям мог бы привести этот слу­ чай, если бы в том походе аккуратно не велись записи курсов по магнитному и гироскопическому компасам. А так мы без особого труда смогли выправить по­ ложение и снова лечь на прежний курс. В море на корабль действует много внешних сил. Учесть ях с предельной точностью, необходимой для успешного кораблевождения, без достаточного опыта и совета старших товарищей мне, особен­ но в самом начале службы, было бы за­ труднительно. II здесь в повышении точ­ ности счисления большую помощь мне оказал офицер Филиппов. Перед каж­ дым выходом он не забывал йл'помлнать, что море — лучшая школа для молодого штурмана. Астрономические, навигаци­ онные, радиотехнические способы опреде­ ления места корабля, счисление, манев­ рирование — ничто не ускользало из по­ ля зрения опытного офицера. Если случа­ лось, я допускал ошибку, он не только помогал ее устранять, но и стремился проанализировать, почему она произошла, и, таким образом, предостерегал от ее по­ вторения в будущем. Офицер Филиппов мне практически помог овладеть современным методом оп­ ределения скорости корабля. И теперь я всегда безошибочно пользуюсь им перед отрывом от берегов, перед наступлением темноты. Известно, что вести счисление пути корабля затрудняют приливо-отливные течения. Конечно, существующие пособия позволяют определять элементы течения. Все же выходы в море подсказали мнб, что необходимо приучать себя с самого начала своей работы пунктуально, через каждый час выбирать необходимые дан­ ные о течении, особенно при плаваниях в узкостях. Однажды в походе на нашем корабле отказал один из приборов, с по­ мощью которого определялось место ко­ рабля. Близкий берег был скрыт тума­ ном. И тут я убедился, что счисление пути корабля с учетом течения и опозна­ вание своего места по глубинам, если нельзя использовать технические средства кораблевождения, также с достаточной гарантией обеспечивают безаварийное плавание. В море корабль может оказаться в са­ мых непредвиденных обстоятельствах. Поэтому особенно вредна для любого спе­ циалиста, а тем более для молодого офи­ цера, излишняя самоуверенность. Учить­ ся, неустанно совершенствовать и рас­ ширять свои специальные знания — вот к какому выводу я прихожу всякий раз поеле возвращения корабля в родную ба­ зу Самое больное место, на мой взгляд, в практической работе молодого офицера — планирование, учет и организация боевой подготовки. Пожалуй, это наиболее сла­ бый участок в моих знаниях. Подобными вопросами в училище занимался мало, полагая, что все это постигается непо­ средственно на практике. Такое мнение, безусловно, ошибочно. Ведь организация и осуществление боевой подготовки личного состава занимает центральное место в деятельности офицера. Большую помощь по методике специального обучения под­ чиненных оказали мне опытные корабель­ ные офицеры и старшины. Каждый выход в море я использую не только для повы­ шения своих собственных знаний, но и для совершенствования мастерства лично­ го состава. Со многими трудностями встречается молодой штурман, много неожиданностей, а иногда и неприятностей бывает у него на первых порах. Уверенность в работе, точность счисления, применение всех средств и методов определения места ко­ рабля — все это познается только в по­ ходах, в море. Современный бой, насыщенный слож­ ной и разнообразной техникой, отличаю­ щийся высокой маневренностью и быст­ рым изменением обстановки, требует от штурмана широкого тактического круго­ зора, превосходного знания новейшей тех­ ники. Мы, молодые штупманы, призваны не только поспевать за развитием военно- морского дела, но и пытливо искать пути наилучшего использования замечательной техники, в любых условиях обеспечивать безопасность плавания наших кораблей, быть зоркими и бдительными, всегда и везде дорожить своим высоким званием и положением, ревностно беречь свою воин­ скую честь, свой командирский автори­ тет. Лейтенант Н. МАХРОВ. Настойчивость привела к успеху Не так- давно для члена ВЛКСМ Запо­ рожцева специальность радиста была со­ вершенно не известна. Прибыв в подраз­ деление, он сразу же заинтересовался ра­ диотехникой и стал с большим старанием изучать ее. На занятиях, когда командир вел рас­ сказ по новой теме, Запорожцев внима­ тельно слушал, стремясь запомнить все данные материальной части, назначение каждой детали. Чтобы закрепить в памяти полученные знания, хорошо усвоить и осмыслить ма­ териал, Запорожцев много и упорно зани­ мался самостоятельно. Воин читал учеб­ ники и различную техническую литера­ туру. Много внимания воин уделял четкости в работе на ключе, тренировкам по прие­ му на слух. Темп передачи и приема он наращивал постепенно. В практической работе комсомолец руководствовался пра­ вилом: переходить от одной скорости к белее повышенной только после того, как предыдущая скорость передачи станет четкой, а в приеме не будет пропусков и ошибок. К сдаче на классность Запорожцев по­ дошел подготовленным как теоретически, так и практически. Поэтому он с успе­ хом сдал зачеты на классного специа- лпста- Матрос И . Н03Л0В . Заслуженная награда Старшие матросы Красноженов, Павлов Бывалые моряки помогли молодым ма- и Гаврилов — специалисты высокого класса. Они не останавливаются на до­ стигнутом и с каждым днем повышают свой знания. тросам Сепенину, Капралову и другим быстро овладеть своей специальностью. Матрос А . ДЕМИДОВИЧ. На отдаленном посту несет службу сигнальщик первого класса старшина 1 статьи Корендюхин. Он является одним из лучших специалистов подразделения. Благодаря ему отлични­ ками боевой и политической подготовки стали матросы Селива­ нов и Ахметдянов. Недавно за высокие показатели в учебе и службе старшине 1 статьи Корендюхину был вручен второй нагрудный знак «От­ личный связист». Это — заслуженная награда! Б. НИКОЛАЕВ. Уважением и любовью пользуется у моряксв корабля молодой матрос Василий Корниенко. Он успешно осваивает свою специальность, стрсго выполняет все тре­ бования уставов, инструкций и наставле­ ний. Н А С Н И М К Е : матрос Василий Корни­ енко на вахте. Фото И. Никишова. Все силЫ — боевой учёбе Какую бы тренировку ни проводил орудийный расчет старшины 2 статьи Визгалина, артиллеристы прежде всего думают о том, как сэкономить секунды, добиться наибольшей слаженности в сво­ их действиях. Этой заботой матросы жи­ ли и сейчас, когда старшина скомандовал о начале тренировки. Быстро и без суеты воины занимают свои места по боевому расписанию. Раз­ ворачивается орудие. Один за другим по­ ступают доклады о готовности. Старшина 2 статьи Визгалин уверенно подает команды. Личный состав расчета быстро и умело выполняет их. Малейшее упущение в действиях того или иного матроса не остается не замеченным коман­ диром расчета. Он внимательно следит за тем, как номерные выполняют вводные, точно ли соблюдают они требования боевой инструкции. / В напряженном труде незаметно проле­ тело время. Тренировка окончена. Бодрые, довольные достигнутым успехом возвра­ щаются артиллеристы в кубрик. На подведении итогов командир под­ разделения высоко оценил натренирован­ ность и слаженность в работе орудийного расчета и поставил его в пример всему личному составу. Расчет, которым командует старшина 2 статьи Визгалин, является одним из передовых в подразделении. Здесь все воины учатся с полным напряжением сил, неустанно овладевают первоклассной боевой техникой. Больших успехов в боевой и политиче­ ской подготовке добились старшие матро­ сы Москвин, Белаконев и другие. Упор­ ный труд принес замечательные резуль­ таты. Москвин и Белаконев стали отлич­ никами учебы, квалифицированными ма­ стерами своего дела. «В бою побеждают сильные духом, уме­ лые и закаленные воины», — часто го­ ворит подчиненным старшина 2 статьи Визгалин. Вот почему он повседневно за­ ботится о боевой выучке матросов, учит их тому, что необходимо на войне, воспи­ тывает у личного состава смелость, ре­ шительность и воинское умение. Занятия но специальности и практиче­ ские тренировки командир расчета прово­ дит на высоком организационном и мето­ дическом уровне, решительно борется с послаблениями и упрощенчеством в учебе. Поэтому не случайно, специальная под­ готовка воинов этого расчета растет с каждым днем. • Матрос С. ЛАРЧЕННО. Н е с о к р у ш и м а я м о щ ь Блистателен венец военной славы на­ шей Родины. Из века в век народ, стро­ ивший великую нашу державу в посто­ янных боях с врагами, украшал его свои­ ми воинскими подвигами. Крупными ал­ мазами сверкают в этом венце деяния му­ жества, верности, стойкости. Немеркну­ щим сиянием горит в памяти поколений множество названий городов, рек, горных хребтов, бухт, долин, связанных с побе­ дами наших прадедов, отцов, братьев, с бессмертными примерами их отваги и са­ моотверженности. Приходилось ли вам когда-нибудь среди мерцания звезд приметить на черном бар­ хате неба какой-то удивительный пере­ межающийся блеск? В хороший бинокль видно, как яркая звезда играет там двой­ ным сверканием, словно заслоняя одно другим, будто спорит сама с собой. Это так называемая «двойная звезда». Чаще всего это две звезды. Они находятся на громадном расстоянии друг от друга, но, оказавшись для глаза наблюдателя с Зем­ ли на той же линии, сливаются для него в одно светило. Подобно этому в нашей военной исто­ рии есть имена двойной славы. Случи­ лось так, что воинский подвиг потомков совершался там, где за много лет до того предки их уже совершили свой. Так сно­ ва за двести лет прозвучали слова «взя­ тие Берлина», так еще раз остановила нашествие вражеских полчищ Москва, так дважды повернул весь ход войны го­ род на Волге — Сталинград. Такой двой­ ной яркой звездой сияет в венце отече­ ственной военной славы Севастополь. Хотя две его героические обороны от­ делены друг от друга почти согней лет и велись в разные эпохи, в разных усло- Леонид С О Б О Л Е В . виях, есть все же многое, что является общим для обоих этих бессмертпых под­ вигов. Это общее — грандиозность масштабов многомесячного непрерывного боя; соот­ ношение сил осаждающих и обороняю­ щихся; множественность поступков отва­ ги; поражающее своей длительностью на­ пряжение сил; переход героизма из иск­ лючительного состояния человека в обыч­ ное; повседневное и, наконец, необыкно­ венно чистое, цельное чувство воичского долга и своей ответственности перед Ро­ диной. То обстоятельство, что все это с воз­ росшей силой повторилось почти через сто лет, как нельзя лучше выражает ус- стойчивые черты мужественного и благо­ родного характера нашего народа, преем­ ственность традиций. Я вспоминаю разговор, происходивший в конце марта 1942 года на последнем аэродроме города-героя. Время близилось к полудню. То и дело из своих каменных капониров взлетали в голубое по-весеннему небо серебристые «Яки». Там и здесь вставали невысокие столбы красной пыли, шел обычный ме­ тодический, «беспокоящий» огонь немец­ ких батарей с Северной стороны, никого, впрочем, не беспокоивший. Николай Алек­ сеевич Остряков, тридцатидвухлетний командующий черноморской авиацией, только что вернулся из боевого вылета. Этот ежедневный предобеденный вылет был у него правилом. Во-первых, молодой генерал просто завидовал своим рядовым летчикам, во-вторых, опасался, как он говорил, «потерять почерк», а в-третьих (как он не говорил, но как я догадывал­ ся), ему важно было показывать своим летчикам образцы молниеносной штур­ мовки. За обедом я спросил его, куда он нынче вылетал. Оказалось, к Итальянско­ му кладбищу, где третьего дня приметил новую минометную батарею. О результа­ те он, как всегда, умолчал, заговорив сов­ сем о другом: Итальянское кладбище... английское... французское... Наверное, гитлеровцам не очень уютно тут воевать. Поучительная выставка, — так сказать, кто следующий? А нам сама земля помогает: что ни шаг — то памятник, куда ни взглянешь — под­ виг припомнишь. Вот воевали прадеды!.. — восхищенно сказал он. — Насмерть тут стояли, будто за спиной — и хата, и семья, и коровенка, и чуть ослабнешь, враг разорит и опоганит... А все это — за тыщу верст, в России, а тут только Се­ вастополь да флотский флаг. А на какие подвиги подымался русский человек! И кто — неграмотный крепостной! Так в чем же дело, товарищ писатель, как это об’яснить? И тут же сам себе ответил: — Удивительно высокие у нашего на­ рода моральные качества, вот в чем дело... Любовь к Родине — беззаветная, чувство воинского долга — безоговорочное, муже­ ство — безупречное, тем и силен наш на­ род!^.. Вот Нахимов и Корнилов эти его свойства знали, верили в них. Они в сол­ дате и в матросе человека видели и умели в нем эти свойства усилить. Отсюда и ге­ роизм. и стойкость, и потвиги защитников Севастополя... А у наших людей эти мо­ ральные качества еще более высоки, по­ тому что любовь к Родине у них глубоко сознательная, они знают, за что сражают­ ся. Так как же нам не держать Севасто­ поль, сколько будет нужно?.. Вот об этом и писать бы почаще! Поглядите только, что среди населения происходит, — сов­ сем по-новому традиции Севастопольской обороны раскрываются. Так разве под силу кому-нибудь победить страну, весь народ которой сражается?.. Правота его была бесспорна. Я видел в этих штольнях, в подземных мастерсклх оружия, севастопольскую женщину, по­ терявшую при бомбежке руку и продол­ жавшую работать у станка. В другом под­ земелье — в каменоломнях Инкермана, где был развернут громадный госпиталь, я ви­ дел раненую пулеметчицу — прославлен­ ную Нину Онилову, почти девочку. Там же, в этих гигантских подземных залах, где пересекались «улица Горького» и «Нев­ ский проспект», а «Крещатик» выходил на «Дерибасовскую», мы побывали в уди­ вительной мастерской, где самой «юной» работнице, сшивавшей из грубой овчины полушубки, было шестьдесят четыре года, а старшей — под девяносто. Весь город, от мала до велика? участво­ вал в сражении за Севастополь тем оружи­ ем. каким мог, подобно тому, как в свое время Даша Севастопольская стала первой сестрой милосердия, как «севастопольские мальчики», вроде Коли Пишенко, таскали на бастионы воду и подбирали перед тран­ шеями патронташи и ружья убитых вра­ гов. Все высокие моральные качества со­ ветского народа развернулись в этом ис­ пытании во всю свою силу. Героизм и вправду стал повседневностью, вздымаясь до непревзойденных высот в бессмертном поступке пятерых моряков — Фильченко- ва. Паршина. Одинцова. Иыбулько. Крас­ носельского, остановивших гитлеровские танки своей жизнью, в самоотверженно­ сти солдата Дебальцевского полка Афа­ насьева, который, подобно Матросову, за­ крыл собой амбразуру дота. Все это невольно приходит на память теперь, когда наш народ отмечает сотую годовщину первой Севастопольской обо­ роны: как нельзя смотреть на двойную звезду и замечать один лишь ее луч, так невозможно не видеть рядом с первой обо- ропой города-героя и вторую. Много раз вспоминал я потом слова Николая Острякова, советского воина, человека тех самых моральных качеств, которые он зорким взглядом коммуниста увидел в родном народе. Он не дождался победы, погибнув в Севастополе задолго до нее, но твердо знал, что она будет, что нельзя победить народ, у которого в про­ шлом такие примеры мужества, верности, стойкости. Героизм нахимовских матросов и хрулевских солдат повторился в наши дни на новой, высшей основе. Другой бы­ ла боевая техника, другим был и самый бой за город. Но подобно тому, как, по словам В. И. Ленина, Англия и Франция вместе возились целый год со взятием од­ ного Севастополя, так и громадная гит­ леровская армия, захватившая почти всю Европу и располагавшая всеми ресурсами порабощенных стран, в течение восьми с лишним месяцев топталась вокруг Сева­ стополя, теряя драгоценное стратегиче­ ское время, теряя свои обученные кадры, саморазоблачаясь в лживой легенде о мол­ ниеносности фашистского оружия. Непобедим народ, воспитывающийся в бессмертных традициях воинской славы, народ, который в каждом грозном испы­ тании совершенствует постоянные, устой­ чивые черты своего мужественного ха­ рактера, народ, под руководством Комму­ нистической партии умножающий могу­ щество и славу своей величественной Родины. («Правда», 17 октября с. г.). Группа получила отличную оценку С нетерпением ждали мы проверки по­ литических занятий. Все воины нашего корабля активно готовились к этому зна­ менательному дню. Слушатели на проверочном занятии по­ казали глубокие и прочные знания по всей учебной программе. Особенно хорошо и содержательно отве­ чали на вопросы проверяющего старший матрос Никитин, матрос Попов и другие товарищи. Глубокие знания моряков — результат их упорной и настойчивой ра­ боты на протяжении всего учебного года. Матрос Попов не только старательно учился сам, но и проявлял заботу о сво­ их товарищах, помогал им в изучении рекомендованной литературы, передавал им свой опыт. В целом наша группа по проверке по­ литзанятий получила отличную оценку. Матрос В. ЛУНОНИН . По следам наших выступлений «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОДГОТСВКЕ К ПРОВЕРКЕ ПОЛИТЗАНЯТИЙ» Под таким заголовком в нашей газете 21 сентября была опубликована статья А. Иваноиа. Из политотдела сообщили, что отмечен­ ные ь этой статье недостатки при про­ верке подтвердились. Проведено заседание комсомольского бюро подразделения с во­ просом: «Задачи бюро по оказанию помо­ щи командиру в подготовке и проведении осенней проверки политзанятий». В под­ разделении создан уголок в помощь слу­ шателям политзанятий, где сосредоточены науччая и политическая литература, на- гляд'.ые пособия, папки с 31»: резками м а ­ териалов из газет. Проведен инструктаж агитаторов, вывешены лозунги, призы­ вающие образцово провести осеннюю про­ верку политзанятии. Этой же теме посвя- щеч очередной номер стенной газеты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz