На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 0 октября 1954 г., № 249 (5091). В борЬбе за секундЫ Радиометристы овладевают боевым мастерством п р о в е р и л и го- ч а с т и к бо евой б у д е т з а в и с е т ь — Наша Родина дала артиллеристам- североморцам нервоклассную боевую тех нику. Задача зенитчиков — быть бди тельными стражами воздушных просторов Советского Заполярья, — говорил на по- лптической информации заместитель командира по политической части.— Р>свя- зи с этим большая ответственность возла гается на личный состав радиолокацион ной станции. Он призван в любое вре мя суток, при любых метеорологических условиях обеспечивать батарею необходи мыми данными для стрельбы. Эти слова политработника твердо за помнили воины подразделени... Перед тренировками радиометристы осо- бо тщательно осмотрели механизмы зз- ведываний, внимательно товность материальной работе. — От нас во многом успех тренировки, — говорит товарищам старший матрос Гензель. Старший матрос Петрусас заметно вол нуется. Это не мешает опытному спе циалисту обнаружить неисправность. — Перегорел предохранитель стартера, — докладывает воип и тотчас приступает к замене его. А вскоре он извещает, что неисправ ность устранена. Действия Петрусаса чет ки и уверенны. Осмотр окончен. Следует уверенный доклад: — Станция питания к бою готова. — Есть! — отзывается сержант Лауре. Это опытный специалист, требователь ный командир. По выпажению лица вои на видно, что он доволен действиями подчиненных. Сержант убедился, что от ступлений от инструкции не допущено. До начала тренировки 10 минут. — Можно курить, — разрешает он матросам. Во время перерыва сгеди вои нов завязывается разговор. — А ведь мы еще все сделали для того, чтобы быстрей и слаженней действовать. — заявил матрос Парши- ков. — Мы добились полного использо вания технических возможностей оружия. Но надо увеличить темпы работы на боевом посту. На этом беседа прервалась. Раздался сигнал... Быстро и без суеты расчет занял свои места у боевых механизмов. Все напря женно ожидают очередной команды. Отда но приказание включить станцию. Каж дый приступил к выполнению обязан ностей и действует без лишних движений. Секундомер отсчитывает секунды. И вот распоряжение выполнено. — Молодцы. — говорит командир под разделения. — Значительно перекрыли норматив. С командного пункта . азали, в каком секторе производить поиск. — Есть цель, дальность предельная, — почти тотчас следует доклад матроса Паршикова. Он следит за быстро переме щающейся. едва заметной це..ью. Парши- ков периодически сообщает об измене ниях курса цели. Она подходит к зоне сопровождения. Сейчас вся ответствен ность возлагается на младшего сержанта Ольховского. Воин напрягает все внима ние, чтобы успешно справиться со свои ми обязанностями. — Есть данные! Сейчас особо важно не упустить цель. Ольховский уверенно вращает маховики и точно выполняет свои обязанности. На него можно положиться. Матрос Пар тинов попрежнему продолжает следить за целью. Воины работают слаженно, борясь за каждую секунду. В четком взаимоюй- ствии они сопровождают цель до зоны огня батареи. Внимательно следит за контрольными приборами старший матрос Павлаускас. Он совсем недавно приступил к выполнению обязанностей по этой специальности. Сей час от него зависит, откроет ли батарея огонь на предельной дальности. Понимая , всю ответственность за выполнение своего долга. Павлаускас добивается, чтобы меха низмы работали безотказно. — Есть данные. — Огонь! Стрельба ведется на предельной дально сти. Это результат умелых действий лич ного состава. После стрельбы зенитчики построились. Последовала команда: «Смирно!». — За отличную работу — об'являю благодарность, — сказал командир. От всего сердца, как клятва, гордо прозвуча ли ответные слова воинов: — Служим Советскому Союзу! Высокого боевою мастерства лпчныи со став добился не сразу. Много пришлось по работать в этом отношении командиру, партийной и комсомольской организациям батареи. Был проведен ряд бесед о роли и значении радиолокационной техники и перспективах се развития. По инициативе комсомольцев проводились технические со беседования о назначении и общем устрой стве станции и ряд других мероприятий. Партийно-политическая работа положи тельно сказалась на повышении личной от ветственности зенитчиков за выполнение воинского долга. В повышении боевого мастерства воинов немало встречалось трудностей, кото рые благодаря настойчивости и ини циативе воинов были быстро преодолены. Сержант Лауре, младший сержант Оль ховский, старший матрос Гензель и ма трос Паршиков подолгу просиживали над изучением той или иной схемы, использо вали каждую возможность для глубокого изучения техники. Сержант Лауре, проводя занятия, до бился твердого усвоения материала каж дым матросом. А ведь некоторое время назад при про верке расчет имел низкие показатели. Пменно это и заставило Лаурса перестро ить всю свою работу. За отличное воспи тание подчиненных в карточке взыскании и поощрений сержанта записано более де сяти поощрений. Все операторы являются отличниками боевой и политической под готовки, в числе которых младший сер жант Ольховский, матрос Паршиков. стар ший матрос Гензель и старший матрос Павлаускас. С каждым днем они продол жают совершенствовать свою боевую вы учку. Ежедневные тренировки по быстро дви жущимся целям стали правилом для спе циалистов. Каждый оператор старается до вести своп действия до автоматизма. Боль шое внимание они уделяют отработке вза имозаменяемости. Старший матрос Гензель прибыл в рас чет позже других. Ему необходимо было наверстывать упущенное. Но воин не ис пугался трудностей и с утроенной энер гией взялся за учебу. Активную помощь оказали ему комсомольцы Ольховский и Паршиков. Гензель в сравнительно корот кий срок изучил механизмы заведывания. освоил практические приемы. После этого старший матрос вместе с другими воина ми совершенствовал свою выучку и стал отличником боевой и политической потго- товки. Комсомольцы избрали Гензеля в члены своего бюро. За высокие показатели в боевой и политической подготовке млад ший сержант Ольховский и сержант Ла уре насаждены знаками отличного спе циалиста. Весть о присвоении сержанту Лаурсу, младшему сержанту Ольховскому, старше му матросу Гензель и матросу Паршикову звания классных специалистов застала их за подготовкой материальной части к дей ствию. — Это обязывает нас предстоящую стрельбу провести еше лучше и своевре менно обеспечить батарею необходимыми данными для меткого огня. — сказал Гензель. И воины выполнили задачу образцово. Радиометристы честно и добросовестно вы полняют свой воинский долг перед Роди ной. Младший лейтенант В. КОЗЛОВ. Выходы в море —лучшая школа Опытные специалисты учат молоаых воинов Еще в училище я избрал «самую мор скую», как мне казалось, специальность— штурмана. Почти все свободное время проводил в кабинете прокладки. Мне нра- пилось часами просиживать над картой, решая сложную задачу по кораблевожде нию. Тонкая линия, нанесенная остро отточенным карандашом, изображала курс воображаемого корабля, в штурманскую рубку которого я мысленно переносился сам. Меня очень радовало, когда «мой корабль», успешно преодолев все препят ствия, во-время достигал пункта назна чения. Но стоило оторваться от карты, и я снова ощущал под ногами не палубу стремительного эскадренного миноносца, а пол просторного класса, и взгляд упи рался не в овалы иллюминаторов, а в широкие окна, за которыми переливался золотистыми огнями большой город. В те минуты становилось особенно яс но, что знания, полученные в училище, требуют практической отработки, отшли фовки. А сделать это можно только в по ходах, в море. Не раз приходилось слы шать от бывалых, опытных офицеров та кую фразу: — Море шуток не любит и ошибок не прощает. Эти слова в наибольшей степени отно сятся к деятельности штурмана, который должен быть первоклассным моряком, носителем высокой военной культуры, в совепшенстве владеющим вверенной бое вой техникой. И вот уже не в кабинет прокладки, а в штурманскую рубку настоящего боево го корабля вхожу я, молодой офицер Фло та страны Советов. Меня назначили командиром группы. Отсюда станет понят но мое волнение перед первым выходом в море. Накануне я тщательно просмотрел не обходимые пособия по кораблевождению. Но изучить район предстоящего плавания на незнакомом для меня театре, т. е яс но, до мельчайших подробностей предста вить в непрерывном изменении метеоро логическую и навигационную обстановку — дело не такое простое и требует дли тельного времени. Корабль в море. Естественно, мне, но вичку, еще не доверяют самостоятельно вести прокладку и я, что называется «во все глаза», наблюдаю за четкими, спо койными действиями штурмана офицера Роговского. Вскоре у меня появляется возможность показать свои знания на де ле. Штурман Роговский приказал мне оп ределять место корабля и производить соответствующие записи в навигацион ном журнале через каждые 5 — 6 минут. На первый взгляд обязанности не сложные. Однако вначале у меня полу чился конфуз — никак не мог уложить ся в указанные сроки. Ведь прежде чем определиться, необходимо было опознать ориентиры. При этом не всегда есть воз можность записать пеленги. Помню, взяв пеленги, я торопился к штурманскому столу. Тут, к своему стыду, обнаруживаю, что, пока спускался- в рубку, перепутал *ва пеленга, а третий.., н вовсе забыл. И все приходится начинать сначала. «Вот тебе и штурман, — думал я о себе в такие минуты. — Определить ме сто корабля толком не умею. Как же 6yjy самостоятельно вести прокладку». Видимо, Роговский заметил мое заме шательство и смущение и постарался ме ня педбодрить. — Не падайте духом, — сказал он, — П И С Ь М А М О Л О Д Ы Х О Ф И Ц Е Р О В не " вами одним случалось такое в пер- зом походе. Знания у вас есть, а в море приобретете и опыт. Офицер дал мне несколько полезных практических советов. Теперь, направляясь к столу после взятия пеленгов, я никогда не путал и не забывал их. Перед определеппем места корабля выбирал с карты необходимые ориентиры и приближенные пеленги. Оставалось запомнить две последние циф ры отсчета по репитеру. Через некоторое время, освоившись с условиями работы, начал делать зарисов ки побережья, отдельных береговых пред метов. Такие зарисовки — хорошее посо бие при изучении театра. В походе, в море я убеждался, как важно в работе штурмана всегда со скур- иулезной точностью соблюдать все прави ла кораблевождения. Взять такой пример. Известно, что необходимо периодически сличать показания магнитного компаса с гироскопическим, с записями в вахтен ном и навигационном журналах. Все же мне думалось, что не беда, если на ка- ком-нибудь одном курсе не делать запи сей показаний магнитного компаса. П должен признаться, что иногда я так и поступал. Однако один случай, проис шедший в море, заставил меня совсем по- другому отнестись к этому вопросу. А дело было вот как. Плавание прохо дило ночью. Наплывавший туман и дождь скрывали огни маяков. Шли по волне. Временами луна пробивала тучи на острых курсовых углах корабля. Усилился дождь. Потом вскоре пере- ст&л. Минут через 10— 15 вдруг заме чаю, что луна уже па кормовых курсовых угл^Х корабля, да и качка заметно уси лилась. Что такое? В чем дело? Сразу бросаюсь к магнитному компасу. Оказывается, мы уклонились на несколь ко десятков градусов. При проверке выяс нилось, что по вине одного из специали стов все репитеры рассогласовались от носительно матки гирокомпаса. А руле вой, естественно, не зная об этом, следо вал за показаниями репитера, и в резуль тате корабль сильно уклонился от курса. Тогда я наглядно убедился, к каким неприятностям мог бы привести этот слу чай, если бы в том походе аккуратно не велись записи курсов по магнитному и гироскопическому компасам. А так мы без особого труда смогли выправить по ложение и снова лечь на прежний курс. В море на корабль действует много внешних сил. Учесть ях с предельной точностью, необходимой для успешного кораблевождения, без достаточного опыта и совета старших товарищей мне, особен но в самом начале службы, было бы за труднительно. II здесь в повышении точ ности счисления большую помощь мне оказал офицер Филиппов. Перед каж дым выходом он не забывал йл'помлнать, что море — лучшая школа для молодого штурмана. Астрономические, навигаци онные, радиотехнические способы опреде ления места корабля, счисление, манев рирование — ничто не ускользало из по ля зрения опытного офицера. Если случа лось, я допускал ошибку, он не только помогал ее устранять, но и стремился проанализировать, почему она произошла, и, таким образом, предостерегал от ее по вторения в будущем. Офицер Филиппов мне практически помог овладеть современным методом оп ределения скорости корабля. И теперь я всегда безошибочно пользуюсь им перед отрывом от берегов, перед наступлением темноты. Известно, что вести счисление пути корабля затрудняют приливо-отливные течения. Конечно, существующие пособия позволяют определять элементы течения. Все же выходы в море подсказали мнб, что необходимо приучать себя с самого начала своей работы пунктуально, через каждый час выбирать необходимые дан ные о течении, особенно при плаваниях в узкостях. Однажды в походе на нашем корабле отказал один из приборов, с по мощью которого определялось место ко рабля. Близкий берег был скрыт тума ном. И тут я убедился, что счисление пути корабля с учетом течения и опозна вание своего места по глубинам, если нельзя использовать технические средства кораблевождения, также с достаточной гарантией обеспечивают безаварийное плавание. В море корабль может оказаться в са мых непредвиденных обстоятельствах. Поэтому особенно вредна для любого спе циалиста, а тем более для молодого офи цера, излишняя самоуверенность. Учить ся, неустанно совершенствовать и рас ширять свои специальные знания — вот к какому выводу я прихожу всякий раз поеле возвращения корабля в родную ба зу Самое больное место, на мой взгляд, в практической работе молодого офицера — планирование, учет и организация боевой подготовки. Пожалуй, это наиболее сла бый участок в моих знаниях. Подобными вопросами в училище занимался мало, полагая, что все это постигается непо средственно на практике. Такое мнение, безусловно, ошибочно. Ведь организация и осуществление боевой подготовки личного состава занимает центральное место в деятельности офицера. Большую помощь по методике специального обучения под чиненных оказали мне опытные корабель ные офицеры и старшины. Каждый выход в море я использую не только для повы шения своих собственных знаний, но и для совершенствования мастерства лично го состава. Со многими трудностями встречается молодой штурман, много неожиданностей, а иногда и неприятностей бывает у него на первых порах. Уверенность в работе, точность счисления, применение всех средств и методов определения места ко рабля — все это познается только в по ходах, в море. Современный бой, насыщенный слож ной и разнообразной техникой, отличаю щийся высокой маневренностью и быст рым изменением обстановки, требует от штурмана широкого тактического круго зора, превосходного знания новейшей тех ники. Мы, молодые штупманы, призваны не только поспевать за развитием военно- морского дела, но и пытливо искать пути наилучшего использования замечательной техники, в любых условиях обеспечивать безопасность плавания наших кораблей, быть зоркими и бдительными, всегда и везде дорожить своим высоким званием и положением, ревностно беречь свою воин скую честь, свой командирский автори тет. Лейтенант Н. МАХРОВ. Настойчивость привела к успеху Не так- давно для члена ВЛКСМ Запо рожцева специальность радиста была со вершенно не известна. Прибыв в подраз деление, он сразу же заинтересовался ра диотехникой и стал с большим старанием изучать ее. На занятиях, когда командир вел рас сказ по новой теме, Запорожцев внима тельно слушал, стремясь запомнить все данные материальной части, назначение каждой детали. Чтобы закрепить в памяти полученные знания, хорошо усвоить и осмыслить ма териал, Запорожцев много и упорно зани мался самостоятельно. Воин читал учеб ники и различную техническую литера туру. Много внимания воин уделял четкости в работе на ключе, тренировкам по прие му на слух. Темп передачи и приема он наращивал постепенно. В практической работе комсомолец руководствовался пра вилом: переходить от одной скорости к белее повышенной только после того, как предыдущая скорость передачи станет четкой, а в приеме не будет пропусков и ошибок. К сдаче на классность Запорожцев по дошел подготовленным как теоретически, так и практически. Поэтому он с успе хом сдал зачеты на классного специа- лпста- Матрос И . Н03Л0В . Заслуженная награда Старшие матросы Красноженов, Павлов Бывалые моряки помогли молодым ма- и Гаврилов — специалисты высокого класса. Они не останавливаются на до стигнутом и с каждым днем повышают свой знания. тросам Сепенину, Капралову и другим быстро овладеть своей специальностью. Матрос А . ДЕМИДОВИЧ. На отдаленном посту несет службу сигнальщик первого класса старшина 1 статьи Корендюхин. Он является одним из лучших специалистов подразделения. Благодаря ему отлични ками боевой и политической подготовки стали матросы Селива нов и Ахметдянов. Недавно за высокие показатели в учебе и службе старшине 1 статьи Корендюхину был вручен второй нагрудный знак «От личный связист». Это — заслуженная награда! Б. НИКОЛАЕВ. Уважением и любовью пользуется у моряксв корабля молодой матрос Василий Корниенко. Он успешно осваивает свою специальность, стрсго выполняет все тре бования уставов, инструкций и наставле ний. Н А С Н И М К Е : матрос Василий Корни енко на вахте. Фото И. Никишова. Все силЫ — боевой учёбе Какую бы тренировку ни проводил орудийный расчет старшины 2 статьи Визгалина, артиллеристы прежде всего думают о том, как сэкономить секунды, добиться наибольшей слаженности в сво их действиях. Этой заботой матросы жи ли и сейчас, когда старшина скомандовал о начале тренировки. Быстро и без суеты воины занимают свои места по боевому расписанию. Раз ворачивается орудие. Один за другим по ступают доклады о готовности. Старшина 2 статьи Визгалин уверенно подает команды. Личный состав расчета быстро и умело выполняет их. Малейшее упущение в действиях того или иного матроса не остается не замеченным коман диром расчета. Он внимательно следит за тем, как номерные выполняют вводные, точно ли соблюдают они требования боевой инструкции. / В напряженном труде незаметно проле тело время. Тренировка окончена. Бодрые, довольные достигнутым успехом возвра щаются артиллеристы в кубрик. На подведении итогов командир под разделения высоко оценил натренирован ность и слаженность в работе орудийного расчета и поставил его в пример всему личному составу. Расчет, которым командует старшина 2 статьи Визгалин, является одним из передовых в подразделении. Здесь все воины учатся с полным напряжением сил, неустанно овладевают первоклассной боевой техникой. Больших успехов в боевой и политиче ской подготовке добились старшие матро сы Москвин, Белаконев и другие. Упор ный труд принес замечательные резуль таты. Москвин и Белаконев стали отлич никами учебы, квалифицированными ма стерами своего дела. «В бою побеждают сильные духом, уме лые и закаленные воины», — часто го ворит подчиненным старшина 2 статьи Визгалин. Вот почему он повседневно за ботится о боевой выучке матросов, учит их тому, что необходимо на войне, воспи тывает у личного состава смелость, ре шительность и воинское умение. Занятия но специальности и практиче ские тренировки командир расчета прово дит на высоком организационном и мето дическом уровне, решительно борется с послаблениями и упрощенчеством в учебе. Поэтому не случайно, специальная под готовка воинов этого расчета растет с каждым днем. • Матрос С. ЛАРЧЕННО. Н е с о к р у ш и м а я м о щ ь Блистателен венец военной славы на шей Родины. Из века в век народ, стро ивший великую нашу державу в посто янных боях с врагами, украшал его свои ми воинскими подвигами. Крупными ал мазами сверкают в этом венце деяния му жества, верности, стойкости. Немеркну щим сиянием горит в памяти поколений множество названий городов, рек, горных хребтов, бухт, долин, связанных с побе дами наших прадедов, отцов, братьев, с бессмертными примерами их отваги и са моотверженности. Приходилось ли вам когда-нибудь среди мерцания звезд приметить на черном бар хате неба какой-то удивительный пере межающийся блеск? В хороший бинокль видно, как яркая звезда играет там двой ным сверканием, словно заслоняя одно другим, будто спорит сама с собой. Это так называемая «двойная звезда». Чаще всего это две звезды. Они находятся на громадном расстоянии друг от друга, но, оказавшись для глаза наблюдателя с Зем ли на той же линии, сливаются для него в одно светило. Подобно этому в нашей военной исто рии есть имена двойной славы. Случи лось так, что воинский подвиг потомков совершался там, где за много лет до того предки их уже совершили свой. Так сно ва за двести лет прозвучали слова «взя тие Берлина», так еще раз остановила нашествие вражеских полчищ Москва, так дважды повернул весь ход войны го род на Волге — Сталинград. Такой двой ной яркой звездой сияет в венце отече ственной военной славы Севастополь. Хотя две его героические обороны от делены друг от друга почти согней лет и велись в разные эпохи, в разных усло- Леонид С О Б О Л Е В . виях, есть все же многое, что является общим для обоих этих бессмертпых под вигов. Это общее — грандиозность масштабов многомесячного непрерывного боя; соот ношение сил осаждающих и обороняю щихся; множественность поступков отва ги; поражающее своей длительностью на пряжение сил; переход героизма из иск лючительного состояния человека в обыч ное; повседневное и, наконец, необыкно венно чистое, цельное чувство воичского долга и своей ответственности перед Ро диной. То обстоятельство, что все это с воз росшей силой повторилось почти через сто лет, как нельзя лучше выражает ус- стойчивые черты мужественного и благо родного характера нашего народа, преем ственность традиций. Я вспоминаю разговор, происходивший в конце марта 1942 года на последнем аэродроме города-героя. Время близилось к полудню. То и дело из своих каменных капониров взлетали в голубое по-весеннему небо серебристые «Яки». Там и здесь вставали невысокие столбы красной пыли, шел обычный ме тодический, «беспокоящий» огонь немец ких батарей с Северной стороны, никого, впрочем, не беспокоивший. Николай Алек сеевич Остряков, тридцатидвухлетний командующий черноморской авиацией, только что вернулся из боевого вылета. Этот ежедневный предобеденный вылет был у него правилом. Во-первых, молодой генерал просто завидовал своим рядовым летчикам, во-вторых, опасался, как он говорил, «потерять почерк», а в-третьих (как он не говорил, но как я догадывал ся), ему важно было показывать своим летчикам образцы молниеносной штур мовки. За обедом я спросил его, куда он нынче вылетал. Оказалось, к Итальянско му кладбищу, где третьего дня приметил новую минометную батарею. О результа те он, как всегда, умолчал, заговорив сов сем о другом: Итальянское кладбище... английское... французское... Наверное, гитлеровцам не очень уютно тут воевать. Поучительная выставка, — так сказать, кто следующий? А нам сама земля помогает: что ни шаг — то памятник, куда ни взглянешь — под виг припомнишь. Вот воевали прадеды!.. — восхищенно сказал он. — Насмерть тут стояли, будто за спиной — и хата, и семья, и коровенка, и чуть ослабнешь, враг разорит и опоганит... А все это — за тыщу верст, в России, а тут только Се вастополь да флотский флаг. А на какие подвиги подымался русский человек! И кто — неграмотный крепостной! Так в чем же дело, товарищ писатель, как это об’яснить? И тут же сам себе ответил: — Удивительно высокие у нашего на рода моральные качества, вот в чем дело... Любовь к Родине — беззаветная, чувство воинского долга — безоговорочное, муже ство — безупречное, тем и силен наш на род!^.. Вот Нахимов и Корнилов эти его свойства знали, верили в них. Они в сол дате и в матросе человека видели и умели в нем эти свойства усилить. Отсюда и ге роизм. и стойкость, и потвиги защитников Севастополя... А у наших людей эти мо ральные качества еще более высоки, по тому что любовь к Родине у них глубоко сознательная, они знают, за что сражают ся. Так как же нам не держать Севасто поль, сколько будет нужно?.. Вот об этом и писать бы почаще! Поглядите только, что среди населения происходит, — сов сем по-новому традиции Севастопольской обороны раскрываются. Так разве под силу кому-нибудь победить страну, весь народ которой сражается?.. Правота его была бесспорна. Я видел в этих штольнях, в подземных мастерсклх оружия, севастопольскую женщину, по терявшую при бомбежке руку и продол жавшую работать у станка. В другом под земелье — в каменоломнях Инкермана, где был развернут громадный госпиталь, я ви дел раненую пулеметчицу — прославлен ную Нину Онилову, почти девочку. Там же, в этих гигантских подземных залах, где пересекались «улица Горького» и «Нев ский проспект», а «Крещатик» выходил на «Дерибасовскую», мы побывали в уди вительной мастерской, где самой «юной» работнице, сшивавшей из грубой овчины полушубки, было шестьдесят четыре года, а старшей — под девяносто. Весь город, от мала до велика? участво вал в сражении за Севастополь тем оружи ем. каким мог, подобно тому, как в свое время Даша Севастопольская стала первой сестрой милосердия, как «севастопольские мальчики», вроде Коли Пишенко, таскали на бастионы воду и подбирали перед тран шеями патронташи и ружья убитых вра гов. Все высокие моральные качества со ветского народа развернулись в этом ис пытании во всю свою силу. Героизм и вправду стал повседневностью, вздымаясь до непревзойденных высот в бессмертном поступке пятерых моряков — Фильченко- ва. Паршина. Одинцова. Иыбулько. Крас носельского, остановивших гитлеровские танки своей жизнью, в самоотверженно сти солдата Дебальцевского полка Афа насьева, который, подобно Матросову, за крыл собой амбразуру дота. Все это невольно приходит на память теперь, когда наш народ отмечает сотую годовщину первой Севастопольской обо роны: как нельзя смотреть на двойную звезду и замечать один лишь ее луч, так невозможно не видеть рядом с первой обо- ропой города-героя и вторую. Много раз вспоминал я потом слова Николая Острякова, советского воина, человека тех самых моральных качеств, которые он зорким взглядом коммуниста увидел в родном народе. Он не дождался победы, погибнув в Севастополе задолго до нее, но твердо знал, что она будет, что нельзя победить народ, у которого в про шлом такие примеры мужества, верности, стойкости. Героизм нахимовских матросов и хрулевских солдат повторился в наши дни на новой, высшей основе. Другой бы ла боевая техника, другим был и самый бой за город. Но подобно тому, как, по словам В. И. Ленина, Англия и Франция вместе возились целый год со взятием од ного Севастополя, так и громадная гит леровская армия, захватившая почти всю Европу и располагавшая всеми ресурсами порабощенных стран, в течение восьми с лишним месяцев топталась вокруг Сева стополя, теряя драгоценное стратегиче ское время, теряя свои обученные кадры, саморазоблачаясь в лживой легенде о мол ниеносности фашистского оружия. Непобедим народ, воспитывающийся в бессмертных традициях воинской славы, народ, который в каждом грозном испы тании совершенствует постоянные, устой чивые черты своего мужественного ха рактера, народ, под руководством Комму нистической партии умножающий могу щество и славу своей величественной Родины. («Правда», 17 октября с. г.). Группа получила отличную оценку С нетерпением ждали мы проверки по литических занятий. Все воины нашего корабля активно готовились к этому зна менательному дню. Слушатели на проверочном занятии по казали глубокие и прочные знания по всей учебной программе. Особенно хорошо и содержательно отве чали на вопросы проверяющего старший матрос Никитин, матрос Попов и другие товарищи. Глубокие знания моряков — результат их упорной и настойчивой ра боты на протяжении всего учебного года. Матрос Попов не только старательно учился сам, но и проявлял заботу о сво их товарищах, помогал им в изучении рекомендованной литературы, передавал им свой опыт. В целом наша группа по проверке по литзанятий получила отличную оценку. Матрос В. ЛУНОНИН . По следам наших выступлений «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПОДГОТСВКЕ К ПРОВЕРКЕ ПОЛИТЗАНЯТИЙ» Под таким заголовком в нашей газете 21 сентября была опубликована статья А. Иваноиа. Из политотдела сообщили, что отмечен ные ь этой статье недостатки при про верке подтвердились. Проведено заседание комсомольского бюро подразделения с во просом: «Задачи бюро по оказанию помо щи командиру в подготовке и проведении осенней проверки политзанятий». В под разделении создан уголок в помощь слу шателям политзанятий, где сосредоточены науччая и политическая литература, на- гляд'.ые пособия, папки с 31»: резками м а териалов из газет. Проведен инструктаж агитаторов, вывешены лозунги, призы вающие образцово провести осеннюю про верку политзанятии. Этой же теме посвя- щеч очередной номер стенной газеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz