На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
4 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 октября 1954 г., № 247 (5089). Панорама „Оборона Севастополя C S4 РЕ Д И большого числа истори- чсскнх памятников нашей Ро дины одно из выдающихся мест занимает знаменитая па- J норама «Оборона Севастопо ля», посвященная героическим подвигам русской армии и флота в борьбе с иноземными захватчиками в 1854— 1855 голах. Это замечательное произведение рус ской батальной живописи хорошо знакомо миллионам советских люден. Панорама «Оборона Севастополя» имеет спою довольно интересную историю. Было это в начале X X века. В связи с подготов кой к ознаменованию 50-летия героической обороны Севастополя от апгло-француз- ских и турецких интервентов возникла мысль увековечить эту славную страницу в истории нашей Родины , создать панораму, отображающую эпизоды боев за город. Вы полнение этой задачи было поручено извест ному русскому художнику-баталисту про фессору Академии художеств Ф . А . Рубо. Получив ответственный заказ, Рубо вы ехал на место боев в Севастополь. Осмотрев город, ознакомившись с документами и различными материалами, художник при шел к выводу, что необходимо показать не отдельные эпизоды, а самый напряженный момент борьбы за важнейший опорный пункт русской обороны — штурм Малахова кз'ргана 18 июня 1855 года. Предложение Рубо было принято, н в начале октября 1901 года художник приступил к выпол нению эскизов, а затем к написанию само го произведения. Рубо писал свою картину вдали от Се вастополя в специально отстроенном па вильоне. Летом 1904 года накатанная на 14-метровый деревянный вал и уложенная на двух сцепленных железнодорожных плат формах картина была привезена в город-ге рои. Вскоре началась установка живописного холста и предметного плана панорамы в специально построенном здании на Истори ческом бульваре. Панорама представляла собой огромное полотно длиной 115 метров и высотой 14 метров. Состояла она и з двух частей: пе реднего — так называемого предметного плана, где все предметы были изображены в виде макетов натуральной величины, и заднего плана — полотна, на котором раз мещалась сама картина. Переход от пред метного плана к живописному полотну был настолько незаметен, что у зрителей созда валось впечатление полного единства ком позиции изображекия. Войдя внутрь здания панорамы и поднявшись на смотровую пло щадку, зритель видел перед собой не толь ко штурм Малахова кургана, но и весь осажденный город, Южную и Северную бухты. Графскую пристань. Приморский бульвар. Сражающийся Севастополь был окутан дымом пожарищ . Д в е цепочки мачт затопленных кораблей преграждали доступ в б}хту вражескому флоту. Н а рейде стояли русские корабли, обстреливающие против ника, наступавшего с суши; береговые бата реи вели беспрестанный огонь по вражеским войскам. С огромной эмоциональной силой и высо ким художественным мастерством Рубо з а печатлел незабываемые дни героической эпо пеи. Он сумел передать величие бессмертно го подвига славных защитников Севастопо ля, мужество и храбрость русских воинов. По художественной правдивости, красочно сти и исторической точности эта картина не имела себе равных во всем мире. Панорама вызывала у зрителей восхищение и чувство законной гордости за русский народ и его героических воинов — верных сынов Оте чества. После Великой Октябрьской социалисти ческой революции панорама приобрела ши рочайшую известность как один и з выдаю щихся памятников славы русского оружия, русской культуры . Число посетителей с каждым годом возрастало. В 1938 году оно превысило 3 0 0 тысяч человек. Н аряду с жителями Севастополя панораму постоянно посещало множество экскурсантов, отды хающих на крымских курортах. 37 лет простояло большое, круглое, купо лообразное здание панорамы «Оборона Се вастополя». Когда в 1941 году началась осада города-крепости гитлеровскими захват чиками, наши воинские и гражданские вла сти всеми силами старались сохранить от вражеского огня и разрушений этот замеча тельный памятник русского искусства. Вблизи панорамы запрещалось располагать людские резервы, военные об’екты я зенит ные батареи. З а сохранностью здания сле дили специально выделенные люди. Но вот летом 1942 года фашистские бом бардировщики совершили массированный воздушный налет на Исторический бульвар, подвергли панораму варварской бомбарди ровке и разрушили ее. Когда об этом узна ли военные моряки я солдаты, они тут же ринулись в об’ятое пламенем здание. Воины разрезали полотно на части, извлекли ив полуразрушенного здания. Спасенные кускн картины были укутаны одеялами н плащ- палатками, вывезены в Камышевую бухту н под огнем противника погружены на борт военного корабля. Н а корабле картина была доставлена в тыл. Т а к защитники Севастополя спасли на циональное сокровище нашего народа. Осмотр панорамы показал, что она была изрезана на 86 кусков различных размеров и форм, имела более шести тысяч поврежде ний и дыр. Было вовсе утрачено 493 из 1.810 кпадратных метров живописной по верхности. Полностью погибли живопись неба, а также предметный план. Вскоре после окончания Великой Отечест венной войны Советское правительство при няло решение о возрождении панорамы. В 1951 году в реставрационных мастерских Третьяковской галереи группа живописцев под руководством одного из лучших масте ров реставрации лауреата Сталинской пре мии П . Д . Корина проделала колоссальную работу по восстановлению уцелевших частей панорамы. После этого было решено в це лях продления жизни картипы написать ее заново, сделать точную копию' произведения Рубо. З а эту сложную и ответственную за дачу в зял ся творческий коллектив под ру ководством народного художника Р С Ф С Р В. Н . Яковлева, а после его смерти — под руководством действительного члена А каде мии художеств ССС Р лауреата Сталинской премии П . П . Соколова-Скаля. К огромному кругу консолей под самым куполом здания был подвешен гигантский холст размером более 1.600 квадратных метров, вытканный по специальному заказу на Ленинградском текстильном комбинате имени Тельмана в четырнадцати кусках девятнметровой ширины; оя был сшит на мссте. После закрепления холст загрунто вали. Потом художники, работая на пере движных четырехэтажных башнях, нанесли акварельными красками точные контуры рисунка панорамы. Завершающим этапом работы явилось написание картины маслом. Живописное полотно уже полностью гото во. Н а нем отображен один ив наиболее ярких эпизодов 11-месячной осады Севасто поля — штурм 18 июня 1855 года М ала хова кургана я других укреплении Кора бельной стороны. Когда зритель войдет в здание панорамы и поднимется на смотровую площадку, ему покажется, что он находится на Малаховой кургане, среди отважных ващитннков кре пости. Перед ним откроется широкая кар тина осажденного Севастополя. Все, что можно было извлечь и з уцелевших кусков картины Ф . А . Рубо, художники тща тельно перенесли на по лотно. Н о они яе могли ограничиться только соз данием копия картины Рубо, так как во вре мя работы был найден неиспользованный ранее ценный исторический ма< териал. Живописцы вне сли в панораму ряд но- вых эпизодов. Художники нашли все материалы по расположе нию русских кораблеш я кораблей противника к время обороны. Каждый из этих кораблей изо бражен теперь е полной исторической точностью Живописцами уточнен также характер сражении на третьем н четвертом бастионах, где показан боь отважных защитни ков Севастополя с анг личанами. Введен в па нораму я эпизод, пока зывающий, как храбрый матрос Петр Кошка его друг Федор Занка доставляют плененного ими Француза — «явы- ка». Н а новой картине заново совдаяа компози ция полевого госпиталя где показан знаменитый русский хирург Н . И. Пирогов, распекающий нерадивого фельдшера. Н а Малаховой кургане, у бруствера, в нов — душа ( польской обороны адми Севастополь. Зд ани е Панорамы обороны Севастополя Н ахимов. Кулььина^ 1854— 55 гг. Н а переднем плаке — орудие 4-го бастиона. Ф о то В. Докина. гуще во— Севасто- З а время с сентября 1952 года по апрель 1953 года коллектив живописцев закончил всю предварительную подготовку по восста новлению панорамы. Была проведена боль ш ая экспериментальная работа по исследо ванию приемов живописи автора картины— Ф . А . Рубо, написав панорамный эскиз, оп ределяющий порядок работы над самим холстом. В этот же период художники тру дились над созданием эскизов макета пред метного плава. Это был первый этап вос становления панорамы. Пока в Москве велись подготовительные работы над картиной н предметным планом, в Севастополе восстанавливалось здание па норамы. Архитектурное оформление его осталось прежним. Строители устранили все недостатки старого здания. Раньше пано рама не отапливалась. Полотно и з-за атмос ферных колебаний становилось то влажнее, то суше. Картина портилась, и ее дважды — в 1924 и в 1934 годах — пришлось ча стично реставрировать. Сейчас в помещении устроена система кондиционирования возду ха — постоянного освежении его н поддер жания на определенном уровне температуры и влажности. Это позволит намного увели чить долговечность картины . В старом зда нии стены экспозиционного зал а не были оштукатурены, с непокрытого земляного по ла и присыпанного землей предметного пла на поднималась и оседала на холсте р аз’е- дающая его пыль. Сейчас стены зала ошту катурены, пол бетонирован. Раньше панора ма имела только дневное освещение. Теперь она оборудована электрическим освещением, обеспечивающим возможность осмотра ее ве чером, а также в пасмурные дни н в.ночное время. После восстановления здания в Севасто поле и завершения подготовительных работ в Москве коллектив художников начал вто рой этап работы над панорамой. Живопис цы выехали в город-герой н приступили к написанию картины н к оформлению пред метного плана. ционныи пункт панорамы — рукопашная схватка за батарею Жерве. В центре сражения здесь на белом коне гене рал X рулев. Он руководит контратакой, увенчавшейся полным успехом По фотографиям англичан, сделанным на другой день nocAtf" Занятия Севастополя* художники уточнили картину раврушейного города. В передний — так называемый пред метный план панорамы, расположенный между живописным полотном н смотровой площадкой, ими внесены существенные правки. Предметный план стал теперь до стовернее прежнего. Макеты батарей, блин дажей, тлеющих головешек воспринимаются как настоящие батарея, блиндажи, головеш кн. О масштабах проделанной работы можно судить по следующим данным. Н а грунтов- ку холста израсходовано до 200 килограм мов осетрового клея, 400 килограммов ция ковых белил, 100 килограммов оляфы я много других материалов. Н а живописные работы израсходовано свыше 40 тас яч тю биков масляных красок, которые были на готовлены по особому заказу в Ленинграде. В вестибюле вданни панорамы установ лены мемориальные доски с именами героев- черноморцев, а также портреты адмиралов В. А . Корнилова и П. С. Нахимова, хирур га Н . И. Пирогова, великого русского писа теля Л . Н . Толстого, отважного матроса Петра Кошки, медицинской сестры Даши Севастопольской н других. Воссоздание панорамы «Оборона Севасто поля» можно рассматривать, как первый большой труд советских художников в етой области изобразительного искусства. О я по ложит начало созданию с е р п панорам, ото бражающих замечательные события совет ской действительности и сланные ст героического прошлого народов нашей дины. Открытие панорамы состоится и день празднования столетня Севастопольской обороны — 17 октября 1954 года. Г. ОСТАПЕНКО. Гранины iefi Ро- Против возрождения германского милитаризма! ПАРИЖ. 15 октября. (ТАСС). Постоян ная комиссия Национального совета мира Франции направила главе французского правительства Мендес-Франсу открытое письмо, в котором говорится: После прихода к власти Вы не переста вали обращаться с призывом к обществен ному мнению. Стремясь к миру и в тече ние длительного времени сознавая необхо димость прекращения войны в Индо-Ки- тае, общественное мнение поддержало вашу деятельность на Женевском , совещании. Оно о радостью восприняло решение На ционального собрания об отклонении до говора о Европейском оборонительном сооб ществе. Но ваша позиция на Лондонском совещании его глубоко разочаровала. В договоре о Ев 1 ропейском оборонитель ном сообществе большинство французов осудило, прежде всего, вооружение Герма нии. Это вооружение, но в другой форме, Германия находит в лондонских соглаше ниях. В обмен на иллюзорные гарантии и ско- ipee кажущиеся, чем реальные обязатель ства Великобритании, вы дали согласие на восстановление германской армии и воз душного флота, на восстановление герман ского генерального штаба и военно-гсро- мышленного потенциала Рура. Лондонские соглашения привели бы к тому же резуль тату, что и Европейское оборонительное сообщество: к вооружению Германии, уг лублению раскола Германии и Европы, Открытое письмо Национального совета мира Франции Мендес-Франсу усилению гонки вооружений с ее гибель ными экономическими последствиями для жизненного уровня французов, к обостре нию опасности войны. Так же, как ваши предшественники, вы проповедовали в парламенте неизбежность вооружения Германии. Этот аргумент не убеждает общественное мнение. Оно знает, что появились и все яснее вырисовываются перспективы, благоприят ствующие проведению переговоров о всеоб щем разоружении и о мирном разрешении германской проблемы. Чтобы попытаться сгладить проявляе мое повсюду чувство беспокойства, вы за явили, что будете одновременно добивать ся выполнения лондонских соглашений и вести переговоры с Востоком. Обществен ное мнение знает, что нельзя добиться все общего разоружения посредством вооруже ния Германии. Оно знает, что после рати фикации лондонских соглашений Франция, которая стала бы союзником Западной Гер мании, была бы обязана поддержать гер манские планы в Европе п что ее свобода действий была бы ограничена. Обществен ное мнение вправе потребовать, чтобы ло дебатов о ратификации лондонских согла шений правительство, как этого требуют деятели всех политических партий, пред приняло необходимые действия в целях за ключения соглашения между четырьмя державами по германской проблеме и со глашения о разоружении. В этих двух са мых важных вопросах интересы Франции совпадают с интересами мира. Г-н председатель совета министров, путь, на который Вы встали в Лондоне, ве дет нашу страну к серьезным опасностям. Общественное мнение воспрепятствует вооружению Германии. Оно заявит Вам, что было бы безрассудным предоставлять ору жие германским милитаристам. Оно обра тится к своим представителям, к своим де путатам. Оно все настойчивее будет про являть свою волю. Оно желает безопасно сти Франции, ее независимости, безопас ности всех стран Европы, разоружения и мира во всем мире. Эти глубокие чаяния будут выражены, в частности, 31 октября во время нацио нального дня борьбы за мир. Национальный совет мира, по инициа- т в е которого проводилась кампания за за прещение оружия массового уничтожения, за разоружение, за мир в Индо-Китае и который с самого начала решительно вы ступил против вооружения Германии в ка кой бы то ни было форме и за разреше ние германской проблемы путем пере говоров, — уверен, что общественное мнение услышит и поймет его призыв. ПЛОДЫ СОВЕТСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕКИН, 15 октября. (ТАСС). Согласно опубликованному в печати советско-ки тайскому коммюнике. Советский Союз ре: шил передать китайскому правительству свою долю в советско-китайских смешан ных обществах и в том числе в обществе по строительству и ремонту судов в городе Дальнем. В связи с этим газета «Чжунгоциннянь- бао» помещает статью о больших измене ниях. которые произошли в работе обще ства за время совместного советско-китай ского управления. Судостроительное хозяй ство. пишет газета, за эти годы неузнава емо изменилось, главным образом сильно изменилась техника производства. На сме ну старому японскому оборудованию приш ли новейшие станки и машины, появилось много универсальных погрузочно-разгру- эочных и мощных под’емных механизмов; эгектровагонетки заменили тяжелый руч ной труд. В цехах предприятия общества установлено современное вентиляционное оборудование. Значительные перемены про изошли и в самих производственных про цессах. С помощью электросварки и более правильной расстановки сил во много раз сократилось время, необходимое для пост ройки судов при значительном улучшении качества работ. Газета особо отмечает важный вклад, который внесли советские специалисты в дело развития предприятия и подготовки китайских кадров — судостроителей. В честь Великого Октября ПРАГА, 16 октября. (ТАСС). Замеча тельными трудовыми успехами встречают чехословацкие трудящиеся 37-ю годовщи ну Великой Октябрьской социалистиче ской революции. Коллективы многих про мышленных предприятий, новостроек, же лезных дорог рапортуют в эти дни о до срочном завершении производственных заданий, снижении себестоимости и улуч шении качества продукции. Коллектив Тршинецкого металлургиче ского завода имени В. М. Молотова обя зался в честь праздника Великого Ок тября дать 106 скоростных плавок. Это обязательство не только выполнено, но и значительно перевыполнено. Только в сентябре количество скоростных плавок на заводе было доведено до 306 , что по зволило дать сверх задания несколько сот тонн металла. Высоких показателей добились острав ские шахтеры, вступившие в предок тябрьское социалистическое соревнование. Бригада скоропроходчиков во главе с Б. Охманским (шахта «Петр Цингер»), работая одновременно в двух забоях, за одну неделю прошла 37 метров штреков. Соревнующаяся с ней бригада А. Богача прошла за это время 35 метров штреков. В результате применения новых совет ских методов работы на ряде остравских шахт быстро растет добыча угля. Так, коллектив шахты «Юлиус Фучик», уже давший сверх плана большое количество топлива, решил до конца года в честь 37-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции выдать на гара дополнительно 42 тысячи тонн угля. Аналогичные обязательства взяли на себя коллективы шахт «Дукла», «Анто нин Запотоцкий» и другие. Девятая сессия Генеральной Ассамблеи ООН В Специальном политическом комитете НЬЮ-ЙОРК, 16 октября. (ТАСС). Вче ра Специальный политический комитет закончил обсуждение жалобы Бирмы на агрессивные действия со стороны гомин дановских банд. Комитет единогласно при нял резолюцию, в которой говорится, что находящиеся в Бирме гоминдановские войска «должны быть разоружены и ин тернированы». Резолюция заверяет пра вительство Бирмы в том, что Генеральная Ассамблея «попрежнему одобряет и под держивает усилия этого правительства, направленные к окончательному разреше нию этого серьезного вопроса». Резолюция также содержит просьбу ко всем госу дарствам предпринять все необходимые меры для предотвращения оказания помо щи гоминдановским войскам в Бирме. Гоминдановский представитель участия в голосовании не принимал. ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В США 10-И СИМФОНИИ ШОСТАКОВИЧА НЬЮ-ЙОРК, 16 октября. (ТАОС). 14 октября симфонический оркестр нью- йоркской филармонии под управлением дирижера Димитрия Митропулоса впер вые в США исполнил десятую симфонию Шостаковича в «Карнеги-холл» в Нью- Йорке. Слушатели встретили исполнение этой симфонии бурными аплодисментами. На концерте присутствовал постоянный представитель СССР в ООН А. Я. Вы шинский. Заседание кабинета министров Демократической республики Вьетнам в Ханое ШАНХАЙ, 15 октября. (ТАОС). Вьет намское информационное агентство пере дает: Согласно опубликованному коммюнике, 12 октября в столице Демократической республики Вьетнам — Ханое состоялось заседание кабинета министров. На заседании было отмечено, что пере дача Ханоя происходила в обстановке эн тузиазма всего населения, горячо привет ствовавшего вступление Вьетнамской на- рэдной армии в столицу. В Ханое обес печен порядок и безопасность: жизнь го рода вошла в нормальную колею. Кабинет министров отметил, что организованная передача Ханоя служит доказательством патриотизма населения столицы, дисцип лины ВНА. Кабинет министров постановил поздра вить народную армию и кадровых работ ников за их усилия в деле успешной пе редачи с голицы. По случаю освобождения Ханоя кабинет министров решил провести амнистию за ключенных. Р Е Б У С Так говорил Суворов В основе жизни Армия Советской Шарады слово первое найдешь. Второе слово всем знакомо с детства, С любовью ты его произнесешь. Ш а р а д а А третье слово будет результатом Упорного и честного труда. Все целое советские солдаты Должны запомнить твердо, навсегда! * Живой портрет Помните загадочную особенность портрета, опи санного Гоголем в повести «Портрет»? «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он (Чертков) портрет к дверям — еще сильнее глядели глаза. Почти то же впечатление произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, воскликнула: «Глядит, глядит!» и попя тилась назад». В других местах пове сти читаем о том же порт рете: «В этом ныне бывшем перед ним портрете было что-то странное... Это бы ли живые, это были человеческие глаза! Ка залось, как будто они были вырезаны из живого чело века и вставлены сюда». «...Глаза еще страшнее, еще значительнее впери лись в него и, казалось, не хотели ни на что другое глялеть, как только на не го». Что скажете вы об этом свойстве портрета? Пре увеличение ли здесь или же писателем подмечена подлинная особенность нь- которых портретов? И ес ли так, то чем об’ясняется эта особенность? О Т В Е Т Н А К РИ П Т О Г РАМ М У , О П У Б Л И К О В А Н Н УЮ 10 О К Т Я Б Р Я Выше гор поднимаются тучи. Выше туч люди нашей страны, ■Ar -fir * Им ни горы, ни долы, ни кручи Никакие пути не страшны. Правильные ответы на ранее опублико- | Антонов, Бутурля, Кузнецов, Малянов, прислали тт. Ищенко, Ш катов, Матвеев, Попов и другие. ванные головоломки -о- Почтовые марки, посвященные столетию обороны Севастополя Министерство связи выпускает новые почтовые марки, посвященные столетию героической обороны Севастополя в 1854— 1855 годах. На одной из них — портреты пяти героев обороны Сева стополя — у^нтер-офицера А. Елисеева, боцмана А. Рыбакова, квартирмейстера П. Кошки, матроса П. Димченко и квар тирмейстера Ф. Заики, на второй марке — портрет руководителя обороны города Севастополя — адмирала П. С. Нахимо ва. Оригиналы марок исполнены художни ком И. И. Дубасовым. 17 октября новые марки поступят в почтовое обращение. (ТАСС). Д Е К А Д А СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ И ТАНЦА В РУМЫНИИ БУХАРЕСТ, 16 октября. (ТАСС). В свя зи с месячником румыно-советской друж бы вчера в Бухаресте состоялось торжест венное открытие декады советской песни и танца. На открытии декады присут ствовали деятели культуры и искусства, представители общественных организа ций, а также члены советской делегации во главе с членом-корреспондентом Ака демии наук СССР П. А. Барановым. В своем выступлении композитор Ион Киреску отметил, что декада советской песни и танца позволит румынским тру дящимся еще ближе познакомиться с со ветским искусством. Вечера, посвященные открытию декады советской песни и танца, состоялись так же и в других городах страны. СССР — ЧЕХОСЛОВАКИЯ Товарищеский матч шахматисток Товарищеский матч по шахматам меж ду женскими командами СССР — Чехо словакия подходит к концу. В пятом туре к перерыву закончились только две пар тии: Хитилова на 14-м ходу просмотрела фигуру и сдала партию Зворыкиной, ко торая, таким образом, имеет после пяти туров пять очков. Партия Грушкова- Бельска — Игнатьева окончилась вни чью. 15 октября состоялось доигрывание неоконченных партий. Без игры сдались Суха — Игнатьевой и Ракосникова — Руденко. Войцик выиграла у Эретовой. Партия Эретова — Быкова окончилась вничью. Лопушна на 76-м ходу выиграла партию у Рубцовой. Эта первая победа, одержанная в матче чехословацкой шах матисткой, была тепло встречена зрите лями. Вторую победу чехословацкой команде принесла Суха, выигравшая у Войцик. Таким образом в пятом туре три очка набрала команда Чехословакии и столько же команда СССР. После пяти туров команда СССР имеет 24 очка, команда Чехословакии 6 очков. 16 октября — последний тур. (ТАСС). НА «КУБОК СССР» ПО ФУТБОЛУ 16 октября в Москве на Центральном стадионе «Динамо» состоялась очередная встреча на «Кубок СССР» по футболу. Играли команды класса «А» «Динамо» (Киев) и «Зенит» (Ленинград). Встреча носила исключительно упорный характер. 90 минут основного времени не дали ре зультатов. В дополнительное время игра протека ла также стремительно. Она закончилась победой динамовцев Киева со счетом 1:0. В финальной игре розыгрыша «Кубка СССР» по футболу встретятся команды «Спартзк» (Ереван) и «Динамо» (Киев). (ТАСС). К у д а п о й т и Д О М О Ф И Ц Е РО В . 10.00 — для школьников спектакль Мурманского обла стного театра кукол «Кот в сапогах». 15.00 — в лекционном зале демонстриру ются журналы кинохроники. 19.00 — ве чер, посвященный 100-летию героической обороны Севастополя. 20 .30 — спектакль драматического театра Северного флота Б. Лавренев «Песнь о черноморцах». 21.00 — вечер танцев. М А Т РО С С К И Й К Л У Б . 09 .00 — для воинов-строителей лекция «Севастополь — гордость нашей Родины». После лекции— кинофильм «Адмирал Нахимов». 13.00 — для детей спектакль Мурманского област ного театра кукол. А . Михайлов «Честное слово». 20 .00 — вечер встречи матросов и старшин с участниками боев за осво бождение Печенги от фашистских захват чиков. О т в е тс т в ен ны й р е д а к т о р В. Л У Ш Е Н Ь К И Н АДРЕС РЕДАКЦИИ И И ЗДА ТЕЛ ЬС ТВА : гор. Североморск Мурманской области, гл. Полярная, 8. Телефоны: редактор — _____________________ отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевов Подготовив а 3 -76 . вам оедактора — 2-48. секретарь — 1-64 нач. издательства и ная. типографии —- 5-83. отдел подписки в бухгалтерия — 2-01, — 28, пропаганды в партийной я комсомольской жизни — 96. ГМ 0900247 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz