На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 онтября 1954 г., N ° 234 (5С76). Подготовка классных специалистов задача огромного значения Делом чести командиров, партийных и Комсомольск их организаций является по­ вседневная забота о росте рядов классных специалистов, о повышении боевой готов­ ности родного флота. Для подготовки высококвалифициро­ ванных моряков огромное значение имеет полное и наиболее эффективное использо­ вание времени, отведенного на боевую учебу, качественное проведение занятий и тренировок, глубоко продуманная учеба в море, умелая организация ремонтных работ. В этом отношении определенный опыт имеется у старшины 2 статьи Золотухи­ на. Он тщательно готовится к каждому занятию, заранее составляет план-кон­ спект, изучает техническую литературу, готовит схемы, чертежи. Тема каждого занятия об’являстся матросам заранее, и они могут подготовиться к нему, соста­ вить перечень непонятных им вопросов. Рассказ старшина проводит непосред­ ственно у материальной части. Не все воины одинаково усваивают преподаваемый им материал. Золотухин хорошо знает подчиненных, способности каждого из них и учитывает это. Иногда приходится работать с некоторыми матро­ сами отдельно. Характерно, что Золотухин считает свою задачу невыполненной, ес­ ли хотя один воин слабо усвоил тему за­ нятия. Так, матрос Гуридов плохо понял схе­ му и принцип работы одного из механиз­ мов. Старшина после занятия вскрыл ме­ ханизм и, показывая по схеме, раз’яснил подчиненному взаимодействие частей. Серьезное внимание обращается на тре­ нировки. Матрос Редкодубский не укла­ дывался в норматив, не всегда при рабо­ те получал точные данные. Старшина подсказал ему, как устранить недостатки, и внимательно следил за действиями ма­ троса. Таким образом Золотухин выпра­ вил положение. Недавно корабль выпол­ нял стрельбу. Редкодубский успешно справился со своими обязанностями и за­ служил похвалу командира. После каждого занятия и тренировки старшина подводит итоги, отмечает дости­ жения и недостатки каждого артиллери­ ста и вскрывает причины ошибок. Почти все подчиненные Золотухина допущены к сдаче зачетов на классность. На корабле особое внимание уделяется тем матросам, которые будут сдавать за­ четы впервые. Воины получили хорошую Теоретическую подготовку, в плаваниях приобрели необходимые практические- на­ выки использования и обслуживания боевой техники. Многие из них стали от­ личниками боевой и политической подго­ товки. Однако при проверке знаний выясни­ лось, что некоторые воины слабо усвои­ ли устройство материальной части, не умеют производить ремонт, разборку и сборку механизмов. А без этого нельзя стать классным специалистом. Старшинам отделении и групп было указано на этот пробел в боевой подго­ товке. Моряки приложили немало сил к тому, чтобы восполнить его. Старшина 2 статьи Кочкин во время очередного ремонта об'яснял матросам Назарову и Волкодавову устройство техники, показы­ вал части механизмов, рассказывал о принципе их действия и назначении, учил устранять неисправности, указывал на ошибки в работе подчиненных. Сейчас эги воины хорошо знают материальную часть и готовятся стать классными спе­ циалистами. Для повышения выучки моряков ис­ пользуются осмотры и проворачивания механизмов, работы на материальной ча­ сти. Для воспитания мастеров военно-мор­ ского дела большое значение имеют тех­ нические собеседования. Тщательно под­ готовленные и хорошо организованные, они дают немалую пользу личному соста­ ву. Такое мероприятие состоялось недав­ но в одном из подразделений корабля. Ма­ трос Руденко выступил с докладом «Устройство турбогенератора и выработка электроэнергии». Старший матрос Коро­ лев рассказал о пожарной системе ко­ рабля. Присутствующие задали воинам ряд вопросов. Каждый матрос узнал много нового для себя. Личный состав хорошо отзывается о собеседованиях и высказывает пожелание впредь проводить их чаще. По просьбе моряков готовится очередное собеседова­ ние. Комсомольцы, принимая активное участие в этом, делают схемы, чертежи, беседуют с сослуживцами по различным техническим вопросам. Но такие массовые формы работы не да- юг возможности хорошо подготовить каж ­ дого воина. Нужна четко поставленная индивидуальная работа со специалиста­ ми. Прошлый раз в период подготовки к зачетам на классность на нашем корабле вопросам индивидуальной работы уделя­ лось мало внимания. В результате ряд матросов и старшин не смогли показать достаточных знаний. Так, матрос Вовко не знал техниче­ ские формуляры своих механизмов, раз­ меры допусков при различных замерах и т. д. Матросы Семенюк и Громик слабо усвоили устройство обслуживаемых меха­ низмов. Старший матрос Жарский свое заведывание знал хорошо, но с материаль­ ной частью боевого поста был ознакомлен плохо. Некоторые воины не изучили устройство шлюпки, тактико-технические данные корабля. Эти ошибки устраняются. Старшины стали значительно лучше проводить инди­ видуальную работу. Подчиненный старшины 1 статьи Гом- зова матрос Абразумов будет первый раз сдавать на классность. Теоретическая подготовка по специальности у него не­ сколько ниже, чем у других воинов, мень­ ше опыт обслуживания боевой техники. Абразумов слабо представлял парообразо­ вание, циркуляцию воды и пара в котле. Старшина подробно рассказал матросу об устройстве котла и раз'яснил все проис­ ходящие в нем процессы. Теперь Абразу­ мов лучше несет ходовую вахту. Гомзов высказывает уверенность, что подчинен­ ный будет классным специалистом. Корабль часто бывает в море. Поэтому организовать занятия не всегда представ­ ляется возможным. В связи с этим инди­ видуальное обучение приобретает еще большее значение. У нас немало отделений, где все воины готовятся стать классными специалиста­ ми. Одним из них является отличное от­ деление старшины 2 статьи Морозова. Большую помощь командиру в выра­ щивании классных специалистов оказы­ вают партийная и комсомольская органи­ зации. Были проведены собрания, где обсуждался вопрос о передовой роли чле­ нов ВЛКСМ в подготовке и сдаче на клас­ сность. Проводятся беседы. Член бюро старшина 2 статьи Литовчпк вывесил выписку из положения о классности. Опыт классных специалистов пропаган­ дируется через стенную печать, радиога­ зету, боевые листки, наглядную агита­ цию. Недавно выпущена стенная газета на тему: «Растить ряды классных спе­ циалистов». В пей опубликована заметка о том, как старшина 1 статьи Устинов стал классным специалистом. В радиогазете выступили старшина 2 статьи Абрамов и старший матрос Хмылов, которые рассказали о том, как готовятся к сдаче на классность отлич­ ники боевой и политической подготовки матросы Миненко и Николаенко, об их передовом опыте обслуживания техники. По инициативе бюро комсомольской ор­ ганизации проведены вечера классных специалистов. На них выступили передо­ вые старшины корабля — специалисты высокого класса, которые рассказали о своем опыте подготовки мастеров военно­ го дела. Одним из важнейших требований, пред'являемых к классному специалисту, является высокая воинская дисциплина. На корабле был случай, когда старший матрос Павлиев нарушил уставной поря­ док и был лишен права сдавать на клас­ сность. Поэтому следует уделить серьез­ ное внимание вопросам укрепления дис­ циплины и организованности среди лич­ ного состава. Повседневная всесторонняя подготовка на классность — важнейшая задача командиров и политработников, всего эки­ пажа корабля. Ее цель — повысить бое­ вую готовность родного флота. Старший лейтенант Б. СМИРНОВ. ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ П РА В И Т Е Л ЬС Т В ОМ г ОЮЗА ССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О НЕТОРГОВЫХ ПЛАТЕЖАХ 30 сентября с. г. в Москве было под­ писано Соглашрние между Правительст­ вом Союза ССР и Правительством Герман­ ской Демократической Республики о не­ торговых платежах. От имени Правительства СССР Согла­ шение подписал Заместитель Министра Финансов СССР И. Д. Злобин. От имени Правительства Германской Демократической Республики — Замести­ тель Министра финансов ГДР М. Шмидт. Отличник боевой и политической подго­ товки старшина 2 статьи Николай Ге- раськин всегда тщательно готовит мате­ риальную часть к действию и обеспечи­ вает ее бесперебойную работу. Свои знания и богатый опыт передовой воин с большим усердием передает сослу­ живцам. Н А С Н ИМ К Е : отличник боевой и по­ литической подготовки старшина 2 статьи Николаи Гераськип за проверкой связи перед стрельбой. Ф ото В. Ломова. ПОДПИСАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНЫХ ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ МЕЖДУ СОВЕТСКИМИ И ЮГОСЛАВСКИМИ ВНЕШНЕТОРГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В результате переговоров между пред­ ставителями советских внешнеторговых организаций и союзной Внешнеторговой Палатой Федеративной Народной Респуб­ лики Югославии, 1 октября сего года в Белграде было подписано компенсацион­ ное соглашение о взаимных поставках то­ варов советскими и югославскими внешне­ торговыми организациями. По этому соглашению в Югославию бу­ дут поставлены из СССР сырая нефть, хлопок, марганцевая руда, антрацит, га­ зетная бумага и из Югославии в СССР — мясо, пенька, табаки, каустическая со­ да, кальцинированная сода, спирт эти­ ловый, карбид кальция. Основное количество товаров с обеих сторон будет поставлено до конца теку­ щего года. Молодец наш старшина!.. Когда гвардии младший сержант Вла- беседует с личным состазом, а вскорй Товарищеская помощь Матрос Губянов на военной службе недавно. Трудно было ему, слабо владею­ щему русским языком, изучать специаль­ ность. Но Губянов со всей серьезностью отнесся к своим обязанностям. Встретив трудности, матрос обратился к комсомоль­ ской организации за помощью. Активисты горячо поддержали воина. Бюро поручило одному из комсомольцев— отличников бое­ вой и политической подготовки работать с Губяновым. Передовик с большой охотой стал помогать молодому матросу. Они по­ долгу сидели над описанием, по несколь­ ку раз разбирали устройство механизмов. Большую инициативу в обучении сво­ его сослуживца проявили комсомольцы Смирнов и Бережной. Они настойчиво и с любовью передавали ему свои знания. Благодаря своей настойчивости и помо­ щи товарищей Губянов добился заметных успехов. В настоящее время он является отличником боевой и политической подго­ товки. Ему прпсвоепо воинское звание «старший матрос». Сейчас примерный воин готовится к зачетам на классность. Старший матрос В. БОБРОВ. Умело действовать в любЫх условиях Изучить сложную боевую технику, най­ ти различные приемы и способы ее ис­ пользования* уметь в кратчайший срок устранить любую неисправность может только высококвалифицированный воин, мастер своего дела. Таким является клас­ сный специалист. К сдаче на классность тщательно гото­ вятся матросы и старшины нашего ко­ рабля. Для закрепления знаний по экс­ плуатации механизмов используется каж ­ дый поход. ...Вахту у дизелей несут старшие ма­ кросы Ершов и Запорожец. Началась тре­ нировка. В машинное отделение приходит старшина 1 статьи Островский. —- Вышло из строя дизельдинамо, —- дает он вводную, засекает время и вы­ ключает свет. Запорожец действует в абсолютной темноте. Слышно как он проворачивает двигатель, проверяет наличие воды. Про­ ходит несколько секунд, и механизм уже работает на полных оборотах. — Двигатель запущен, можно давать нагрузкуI — докладывает старший ма­ трос. Запорожец готовится стать классным специалистом. Старшина повседневно ра­ ботает с ним. Он рассказывает подчинен­ ному, как надохтотовиться к сдаче заче­ тов, на что обратить основное внимание. Теоретические знания закрепляются на практике. Для этого используются пла­ ново-предупредительные ремонты. Заня­ тия у вскрытых механизмов помогают воинам лучше понять взаимодействие их частей. Старший матрос Ершов слабо знал устройство муфты сцепления. Островский усходил с ним на другой корабль, где в это время муфта была разобрана, об’яснил работу й устройство механизма. Большое внимание уделяется у нас по­ литическим занятиям. И £то правильно. Классным специалистом может быть толь­ ко политически грамотный, сознательный и дисциплинированный воин, умеющий выполнять обязанности в любых услови­ ях. Старший матрос Ю. СМИРНОВ. Задание выполнено Работа предстояла тяжелая. Выполне­ ние ее было поручено группе матросов во главе со старшим матросом Михаилом На- хамкйным. Воины должны были в труд­ ных условиях срочно выполнить задание командира. Работать приходилось в нестерпимой жаре. Ручьи пота стекали с моряков. Но комсомольцы Нахамкин и Рукшин не покладая рук трудились, отдавали делу все свои силы и уменье, проявляли стой­ кость и выносливость. Бригада выполни­ ла сложную операцию в срок. Не только в этот раз, а всегда бригада НахамкИна выполняет ответственные за ­ дания с высокой оценкой и во-время. Так, за август месяц бригада реализовала про­ изводственный план на 185 процентов. Матрос Р. ОРЛОВ. димир Горпинченко работал авиационным механиком, его машина днем и ночью бы­ ла готова к выполнению боевой задачи. За хорошую подготовку материальной части к полетам, высокую воинскую дисциплину, настойчивость и инициативу в работе он был сфотографирован при развернутом Знамени части и кроме этого в карточке взысканий и поощрений авиатора записа­ но 24 других поощрения. Трудностей комсомолец Горпинченко не боялся и всегда просился туда, где другим казалось тяжело. В это время бывший старшина подраз­ деления допускал много ошибок в (работе и руководить личным составом по-настоя­ щему не мог. Командир вызвал к себе гвардии млад­ шего сержанта Горпинченко. — Видите, что у нас делается, — ска­ зал он подчиненному. — Баталерка пол­ на старого обмундирования, новое не полу­ чено, воины ходят на аэродром в рваных ботинках, а» старшина о своевременном ре­ монте обуви не беспокоится. В кубрик просто стыдно заходить. Чтобы навести порядок, поднять уровень воинской *и> циплйны, я решил назначить вас на должность старшины, — заключил офи­ цер. — Завтра же приступчите к испол­ нению новых обязанностей. Ж е л т успе­ ха. Быть механиком, г о т о в и т ь реактивную технику к полетам и вдруг стать старши­ ной. Первое время Горпинченко никак не мог свыкнуться с этим. Но спустя некото­ рое время гвардии младший сержант уви­ дел, что если работать с толком, быть инициативным, то он с честью оправдает доверие командира. Беспокойная должность у старшины подразделения. Надо везде быть и все знать — где находятся и чем занимаются подчиненные, правильно ли составлен на­ ряд, все ли накормлены, не заболел ли кто, правильно ли выполняют подчиненные приказания. Горпинченко успевал всюду. Сейчас он } знает, как обстоит дело с бельем, можно ли завтра организовать помывку воинов в бане, пришло ли на склад новое обмун­ дирование, работает ли сапожная мастер­ ская. Всех вопросов, которым)! он зани­ мается, нельзя перечесть. Воспитание личного состава — сложная я кропотливая работа. Одному воин дает задание и знает, что он выполнит его успешно и в срок. Так, например, если старшему матросу Храпову прикажут подшить три пары валенок, он подошьет четыре. А есть и такие, как гвардии старший матрос Шленкин. Однаж­ ды его послали на работу. Но попн отлы­ нивал от работы, грубо шрушил воин­ скую дисциплину. Шленкин был наказан командиром... Надо было произвести побелку кубрика, отремонтировать оконные рамы, застеклить их и покрасить, отремонтировать пол, тум- бочки, табуретки, сделать рамки для порт­ ретов. Работа казалась сложной. Старши­ на предложил подчиненным сделать все это своими силами. Кубрик в короткий срок привели в порядок, хотя трудностей встречалось много. — Под лежачий камень вода не течет, — говорил потом Горпинченко. — Не си­ дели сложа руки, поэтому и справились с задачей. Недавно по решению командира была назначена комиссия по осмотру жилых помещений. Она признала, что кубрик, где старшиной гвардии младший сержант Гор­ пинченко, выглядит лучше других. — Молодец наш старшпна. — говорят матросы о гвардейце Горпинченко. — Ёс.тп бы комсомольская организация активней помогала нам в решении задач и наведении уставного порядка в подразде­ лении, то дело пошло бы еще лучше. — ггворпт Горпинченко.— Тогда значительно выросло бы тлело отличников боевой и политической подготовки. Гвардии младший сержант В. ЦУРКАН . По следам наших выступлений «У СЕМИ НЯНЕК» Под таким заголовком 2 сентября в на­ шей газете был опубликован фельетон Г. Саврасова. В нем критиковалась работа клуба, ^де ответственным за культурно- массовую работу тов. Ермаков. Из политотдела сообщили, что изложен­ ные в фельетоне факты полностью под­ твердились. Приняты меры к ремонту клу­ ба и к улучшению культурного обслу­ живания личного состава. Ответственные за работу клуба тт. Андреев и Ермаков за плохое отношение к выполнению служеб­ ных обязанностей наказаны. ЧЕМУ УЧИТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Политическая экономия составляет важ ­ нейшую часть марксистско-ленинской тео­ рии. Она является мощным идейным ору­ жием в руках рабочего класса и всего тру­ дящегося человечества в их борьбе за осво­ бождение от империалистического рабства. Марксистско-ленинская экономическая тео­ рия вооружает партию, наши кадры знанием законов развития общества, позволяет правильно руководить народным хозяйством, успешно решать насущные во­ просы коммунистического строительства. Она освещает трудящимся стран народной демократии пути создания нового, социа­ листического общества. 6 1. Политическая экономия есть наука о за ­ конах общественного производства и рас­ пределения материальных благ на различ­ ных ступенях развития человеческого об­ щества. Предметом ее изучения являются общественно-производственные или эконо­ мические отношения людей. «Политиче­ ская экономия, — писал В. И. Ленин. — занимается... общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства». Характер производственных отношений данного строя зависит прежде всего от гос­ подствующей формы собственности на средства производства. Частная капитали­ стическая собственность на средства про­ изводства неизбежно порождает отношения эксплуатации рабочих капиталистами и ожесточенную конкурентную борьбу между капиталистами за получение наивысшей прибыли. Общественная собственность на средства производства является основой социалистических производственных отно­ шений, не знающих эксплуатации челове­ ка человеком и характеризующихся това­ рищеским сотрудничеством и взаимопо­ мощью. Политическая экономия изучает произ­ водственные отношения в их взаимодей­ ствии С производительными силами. Опре­ деленный уровень развития производи­ тельных сил обусловливает соответствую­ щий ему тип производственных отноше­ ний. В свою очередь новые производствен­ ные отношения активно воздействуют на пооизводительные силы, являются глав­ ным двигателем их дальнейшего развития. Совокупность «производственных отно­ шений,— указывает К. Маркс,— составляет экономическую структуру общества, реаль­ ный базис, на котором возвышается юриди­ ческая и политическая надстройка и кото­ рому соответствуют определенные формы общественного сознания». Надстройка, бу­ дучи порождена определенным базисом, оказывает на него активное воздействие, помогает ему укрепиться, способствует его дальнейшему развитию. Поэтому политиче­ ская экономия изучает производственные отношения, экономический базис общества также во взаимодействии с надстройкой. Изучая отношения людей в процессе про­ изводства, политическая экономия затраги­ вает наиболее важные, кровные экономиче­ ские и политические интересы людей, раз­ личных классов, общества и сама является ареной острой классовой борьбы. В силу этого нет и не может быть единой полити­ ческой экономии. Существует несколько политических экономий: буржуазная поли­ тическая экономия, пролетарская полити­ ческая экономия и политическая экономия промежуточных классов — мелкобуржуаз­ ная политическая экономия. В период, когда буржуазия была восхо­ дящим классом, когда она боролась против феодализма и ее классовые интересы сов­ падали с назревшей потребностью экономи­ ческого развития общества, возникла клас­ сическая буржуазная политическая эконо­ мия, которая для своего* времени являлась прогрессивной. Однако по мере развития капитализма и обострения классовой борьбы между бур­ жуазией и ''пролетариатом буржуазная по­ литическая экономия все более теряла научный характер и становилась на путь открытой апологетики капиталистического строя. Современная буржуазная политическая экономия превратилась в слу;канку моно­ полистического капитала, финансовой оли­ гархии. Она активно используется наибо­ лее реакционным и агрессивным американ­ ским монополистическим капиталом в каче­ стве идеологического оружия для оправда­ ния безудержной капиталистической экс­ плуатации, империалистической агрессии и подготовки новой мировой войны. Подлинно научной может быть полити­ ческая экономия только того Класса, инте­ ресы которого совпадают с об’ектпвным ходом общественного развития, сливаются с интересами освобождения общества от ка­ питалистического рабства, с Интересами прогрессивного развития человечества. Та­ ким классов является рабочий класс. По­ этому пролетарская политическая экономия сочетает строгую и высшую научность с последовательной революционностью. Подлинно на} 1 Ная политическая эконо­ мия создана гениальными вождями и теоретиками рабочего класса Марксом, Энгельсом, Ленгным. Опираясь на труды Маркса, Энгельса и Ленина, великий Сталин выдвинул и развил р яд к о вы х по­ ложений политической экономии. Могучая организующая и мобилизующая сила марксистско-ленинской политической экономии состоит в том, что она вскрыла экономические законы развития общества, доказала неизбежность революционного превращения капиталистического общества в социалистическое. Она идейно вооружает международное рабочее движение и его авангард — коммунистические и рабочие партии в их освободительной борьбе, она дает трудящимся массам ясность перспек­ тивы, уверенность в окончательной побе­ де коммунизма. Экономическая теория марксизма- ленинизма есть наука творческая. Ей чуж­ ды догматизм и схоластика. Она получает свое дальнейшее развитие в исторических решениях Коммунистической иартии Со­ ветского Союза и братских коммунистиче­ ских партий в трудах руководителей этих партий, обогащающих ее новыми выводами ь положениями на основе обобщения исто­ рического опыта революционной борьбы и социалистического строительства. Популярное изложение основных во­ просов марксистско-ленинской экономи­ ческой теории дано в учебнике политиче­ ской экономии, выпущенном недавно Ин­ ститутом экономики Академии наук СССР. N. Марксистско-ленинская политическая экономия учит, что история человеческого общества есть закономерный процесс раз­ вития общества от низших форм к высшим. В основе этого развития лежат об’ектив- ные законы, существующие независимо от волн людей. Каждая общественная форма­ ция является определенной ступенью в по­ ступательном движении человечества. На­ уке известны пять общественно-экономиче­ ских формаций: первобытно-общинная, ра­ бовладельческая, феодальная, капитали­ стическая, коммунистическая. Опыт исторического развития показыва­ ет, что общественные формации, основан­ ные на частной собственности на средства производства, играют прогрессивную роль лишь на первых порах своего развития. Производственные отношения рабовладель­ ческой, феодальной, капиталистический формаций в течение определенного периода способствовали росту производительных сил, а затем они превращались в их око­ вы. Тогда в силу закона обязательного со­ ответствия производственных отношений характеру производительных сил станови­ лась неизбежной замена старой обществен­ ной формации новой. До социалистической революции смена старых общественно-эко­ номических отношений новыми означала смену власти одних эксплуататоров други­ ми, смену форм эксплуатации. Обобщая весь ход общественного развития, проле­ тарская политическая экономия научно до­ казала, что капитализм есть последний об­ щественный строй, основанный на эксплу­ атации человека человеком. Политическая экономия вскрывает неиз­ лечимые язвы и пороки капиталистическо­ го строя, показывает, что свойственные ему неразрешимые противоречия вытекают из сущности капитализма, из законов его экономического развития. Научно формулируя основной экономиче­ ский закон капитализма, политическая эко­ номия показывает, что целью капитали­ стического производства является извлече­ ние прибавочной стоимости, наивысшей прибыли. Творцами богатства являются трудящиеся массы, а плоды их трудов присваиваются эксплуататорами. Ради по­ лучения наивысших прибылей капитали­ сты все в большей мере усиливают экс­ плуатацию рабочего класса, разоряют кре­ стьянство, закабаляют и грабят колониаль­ ные п зависимые народы. В странах капи­ талистического мира непрерывно возра­ стает обнищание народных масс. Капитализму присущи анархия произ­ водства, экономические кризисы. Экономи­ ческие кризисы периодически потрясают хозяйство капиталистических стран, вызы­ вают огромное разрушение производитель­ ных сил, приносят неисчислимые бетлтия трудящимся, являются наиболее ярким по­ казателем исторической обреченности яа- питализма. В условиях империализма, в особенности в период общего кризиса капитализма, все внутренние противоречия капиталистиче­ ской системы достигают исключительной остроты. Усиливаются паразитизм и загни­ вание экономики, безудержно растет ми­ литаризация Хозяйства, начинается посте­ пенный распад мировой капиталистической системы. В эпоху империализма крайнего предела достигает основное противоречие капита­ лизма — противоречие между обществен­ ным характеров производства и частной формой присвоения. Капиталистические производственные отношения все в в о с ­ стающей степени тормозят движение про­ изводительных сил. Весь ход экономическо­ го развития капитализма вплотную подво­ дит рабочий класс к социалистической ре­ волюции. Эпоха империализма, общего кризиса капитализма— это эпоха социали­ стических революций, мощного националь­ но-освободительного движения в колониях и зависимых странах. На опыте Советского Союза и стран на­ родной демократии политическая эконо­ мия показывает, каким путем трудящиеся капиталистического мира могут освобо­ диться от гнета эксплуататоров, добиться свободной, счастливой жизни. Вскрывая глубокие экономические корни социалистических революций и растущей национально-освободительной борьбы угне­ тенных народов, марксистская экономи­ ческая теория неоспоримо доказывает, что эти великие движения современности происходят не в результате «злокознен­ ных» действий коммунистических агита­ торов и не экспортируются из стран со­ циалистического лагеря, а возникают в силу назревших внутренних потребностей экономического и политического развития стран капиталистического лагеря. Марксистская политическая экономия учит, что современный монополистический капитализм исторически исчерпал себя, превратился в реакционную силу, задер­ живающую прогрессивное развитие обще­ ства. Закономерный процесс общественно­ го развития с такой же неизбежностью ведет к замене капитализма социализмом, с какой за ночью следует день. Однако победа социализма не приходит самотеком. Она может быть завоевана лишь в результате революционной борьбы трудящихся масс, руководимых пролета­ риатом во главе с его авангардом — ком­ мунистическими партиями. III. Политическая экономия учит, как пре­ образовать экономику, получаемую рабочим классом в наследие от прошлого, на со­ циалистических основах. Она дает науч­ ное обоснование путей и методов создания нового общественного строя. Политическая экономия социализма изучает законы, уп­ равляющие производственными отношения­ ми социалистического общества в их воз­ никновении, развитии, в их движении к коммунистической фазе. Обобщая опыт создания социалистиче­ ского общества в СССР и практику со­ циалистического строительства в странах народной демократии, политическая эконо­ мия раскрывает содержание переходного периода от капитализма к социализму. Она показывает, как в этот период п р о и с ­ х о д и т революционная смена капиталисти­ ческих производственных отношений со­ циалистическими. С возникновением и развитием социалистического уклада и ликвидацией капиталистических отноше­ ний теряют силу и сходят со сцены эконо­ мические законы капитализма, возникают и развиваются экономические законы со­ циализма. Марксизм-ленинизм дает обоснование не­ обходимости диктатуры пролетариата, ру­ ководящей роли рабочего класса в социа­ листическом строительстве, прочного сою­ за рабочего класса с крестьянством. Псходя из закона обязательного соответствия про­ изводственных отношений характеру про­ изводительных сил и учитывая требования основного экономического закона социализ­ ма, политическая экономия дает обоснова­ ние политики индустриализации страны и коллективизации миллионов крестьянских хозяйств. Она вскрывает законы классовой борьбы в переходный период. Пз марксистско-ленинской экономиче­ ской теории, из научно обобщенного совет­ ского опыта страны народной демократии черпают знание законов классовой борьбы в переходный период, знание того, как ра­ бочему классу добиться нерушимой дружбы и прочного союза с крестьянством. как укреплять экономическую смычку между городом и деревней, как достичь победы над эксплуататорскими классами и постро­ ить социалистическое общество. Вместе с тем марксистская экономиче­ ская теория учит, что опыт Советского Союза нельзя механически переносить на страны народной демократии. Экономиче­ ская политика в каждой стране, гтоояшей социализм, вырабатывается рабочим клас­ сом и его партией с учетом особенностей исторического развития данной странч. уровня производительных сил, своеобразие классовых отношений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz