На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 онтября 1954 г., N ° 234 (5С76). Подготовка классных специалистов задача огромного значения Делом чести командиров, партийных и Комсомольск их организаций является по вседневная забота о росте рядов классных специалистов, о повышении боевой готов ности родного флота. Для подготовки высококвалифициро ванных моряков огромное значение имеет полное и наиболее эффективное использо вание времени, отведенного на боевую учебу, качественное проведение занятий и тренировок, глубоко продуманная учеба в море, умелая организация ремонтных работ. В этом отношении определенный опыт имеется у старшины 2 статьи Золотухи на. Он тщательно готовится к каждому занятию, заранее составляет план-кон спект, изучает техническую литературу, готовит схемы, чертежи. Тема каждого занятия об’являстся матросам заранее, и они могут подготовиться к нему, соста вить перечень непонятных им вопросов. Рассказ старшина проводит непосред ственно у материальной части. Не все воины одинаково усваивают преподаваемый им материал. Золотухин хорошо знает подчиненных, способности каждого из них и учитывает это. Иногда приходится работать с некоторыми матро сами отдельно. Характерно, что Золотухин считает свою задачу невыполненной, ес ли хотя один воин слабо усвоил тему за нятия. Так, матрос Гуридов плохо понял схе му и принцип работы одного из механиз мов. Старшина после занятия вскрыл ме ханизм и, показывая по схеме, раз’яснил подчиненному взаимодействие частей. Серьезное внимание обращается на тре нировки. Матрос Редкодубский не укла дывался в норматив, не всегда при рабо те получал точные данные. Старшина подсказал ему, как устранить недостатки, и внимательно следил за действиями ма троса. Таким образом Золотухин выпра вил положение. Недавно корабль выпол нял стрельбу. Редкодубский успешно справился со своими обязанностями и за служил похвалу командира. После каждого занятия и тренировки старшина подводит итоги, отмечает дости жения и недостатки каждого артиллери ста и вскрывает причины ошибок. Почти все подчиненные Золотухина допущены к сдаче зачетов на классность. На корабле особое внимание уделяется тем матросам, которые будут сдавать за четы впервые. Воины получили хорошую Теоретическую подготовку, в плаваниях приобрели необходимые практические- на выки использования и обслуживания боевой техники. Многие из них стали от личниками боевой и политической подго товки. Однако при проверке знаний выясни лось, что некоторые воины слабо усвои ли устройство материальной части, не умеют производить ремонт, разборку и сборку механизмов. А без этого нельзя стать классным специалистом. Старшинам отделении и групп было указано на этот пробел в боевой подго товке. Моряки приложили немало сил к тому, чтобы восполнить его. Старшина 2 статьи Кочкин во время очередного ремонта об'яснял матросам Назарову и Волкодавову устройство техники, показы вал части механизмов, рассказывал о принципе их действия и назначении, учил устранять неисправности, указывал на ошибки в работе подчиненных. Сейчас эги воины хорошо знают материальную часть и готовятся стать классными спе циалистами. Для повышения выучки моряков ис пользуются осмотры и проворачивания механизмов, работы на материальной ча сти. Для воспитания мастеров военно-мор ского дела большое значение имеют тех нические собеседования. Тщательно под готовленные и хорошо организованные, они дают немалую пользу личному соста ву. Такое мероприятие состоялось недав но в одном из подразделений корабля. Ма трос Руденко выступил с докладом «Устройство турбогенератора и выработка электроэнергии». Старший матрос Коро лев рассказал о пожарной системе ко рабля. Присутствующие задали воинам ряд вопросов. Каждый матрос узнал много нового для себя. Личный состав хорошо отзывается о собеседованиях и высказывает пожелание впредь проводить их чаще. По просьбе моряков готовится очередное собеседова ние. Комсомольцы, принимая активное участие в этом, делают схемы, чертежи, беседуют с сослуживцами по различным техническим вопросам. Но такие массовые формы работы не да- юг возможности хорошо подготовить каж дого воина. Нужна четко поставленная индивидуальная работа со специалиста ми. Прошлый раз в период подготовки к зачетам на классность на нашем корабле вопросам индивидуальной работы уделя лось мало внимания. В результате ряд матросов и старшин не смогли показать достаточных знаний. Так, матрос Вовко не знал техниче ские формуляры своих механизмов, раз меры допусков при различных замерах и т. д. Матросы Семенюк и Громик слабо усвоили устройство обслуживаемых меха низмов. Старший матрос Жарский свое заведывание знал хорошо, но с материаль ной частью боевого поста был ознакомлен плохо. Некоторые воины не изучили устройство шлюпки, тактико-технические данные корабля. Эти ошибки устраняются. Старшины стали значительно лучше проводить инди видуальную работу. Подчиненный старшины 1 статьи Гом- зова матрос Абразумов будет первый раз сдавать на классность. Теоретическая подготовка по специальности у него не сколько ниже, чем у других воинов, мень ше опыт обслуживания боевой техники. Абразумов слабо представлял парообразо вание, циркуляцию воды и пара в котле. Старшина подробно рассказал матросу об устройстве котла и раз'яснил все проис ходящие в нем процессы. Теперь Абразу мов лучше несет ходовую вахту. Гомзов высказывает уверенность, что подчинен ный будет классным специалистом. Корабль часто бывает в море. Поэтому организовать занятия не всегда представ ляется возможным. В связи с этим инди видуальное обучение приобретает еще большее значение. У нас немало отделений, где все воины готовятся стать классными специалиста ми. Одним из них является отличное от деление старшины 2 статьи Морозова. Большую помощь командиру в выра щивании классных специалистов оказы вают партийная и комсомольская органи зации. Были проведены собрания, где обсуждался вопрос о передовой роли чле нов ВЛКСМ в подготовке и сдаче на клас сность. Проводятся беседы. Член бюро старшина 2 статьи Литовчпк вывесил выписку из положения о классности. Опыт классных специалистов пропаган дируется через стенную печать, радиога зету, боевые листки, наглядную агита цию. Недавно выпущена стенная газета на тему: «Растить ряды классных спе циалистов». В пей опубликована заметка о том, как старшина 1 статьи Устинов стал классным специалистом. В радиогазете выступили старшина 2 статьи Абрамов и старший матрос Хмылов, которые рассказали о том, как готовятся к сдаче на классность отлич ники боевой и политической подготовки матросы Миненко и Николаенко, об их передовом опыте обслуживания техники. По инициативе бюро комсомольской ор ганизации проведены вечера классных специалистов. На них выступили передо вые старшины корабля — специалисты высокого класса, которые рассказали о своем опыте подготовки мастеров военно го дела. Одним из важнейших требований, пред'являемых к классному специалисту, является высокая воинская дисциплина. На корабле был случай, когда старший матрос Павлиев нарушил уставной поря док и был лишен права сдавать на клас сность. Поэтому следует уделить серьез ное внимание вопросам укрепления дис циплины и организованности среди лич ного состава. Повседневная всесторонняя подготовка на классность — важнейшая задача командиров и политработников, всего эки пажа корабля. Ее цель — повысить бое вую готовность родного флота. Старший лейтенант Б. СМИРНОВ. ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ П РА В И Т Е Л ЬС Т В ОМ г ОЮЗА ССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О НЕТОРГОВЫХ ПЛАТЕЖАХ 30 сентября с. г. в Москве было под писано Соглашрние между Правительст вом Союза ССР и Правительством Герман ской Демократической Республики о не торговых платежах. От имени Правительства СССР Согла шение подписал Заместитель Министра Финансов СССР И. Д. Злобин. От имени Правительства Германской Демократической Республики — Замести тель Министра финансов ГДР М. Шмидт. Отличник боевой и политической подго товки старшина 2 статьи Николай Ге- раськин всегда тщательно готовит мате риальную часть к действию и обеспечи вает ее бесперебойную работу. Свои знания и богатый опыт передовой воин с большим усердием передает сослу живцам. Н А С Н ИМ К Е : отличник боевой и по литической подготовки старшина 2 статьи Николаи Гераськип за проверкой связи перед стрельбой. Ф ото В. Ломова. ПОДПИСАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНЫХ ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ МЕЖДУ СОВЕТСКИМИ И ЮГОСЛАВСКИМИ ВНЕШНЕТОРГОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В результате переговоров между пред ставителями советских внешнеторговых организаций и союзной Внешнеторговой Палатой Федеративной Народной Респуб лики Югославии, 1 октября сего года в Белграде было подписано компенсацион ное соглашение о взаимных поставках то варов советскими и югославскими внешне торговыми организациями. По этому соглашению в Югославию бу дут поставлены из СССР сырая нефть, хлопок, марганцевая руда, антрацит, га зетная бумага и из Югославии в СССР — мясо, пенька, табаки, каустическая со да, кальцинированная сода, спирт эти ловый, карбид кальция. Основное количество товаров с обеих сторон будет поставлено до конца теку щего года. Молодец наш старшина!.. Когда гвардии младший сержант Вла- беседует с личным состазом, а вскорй Товарищеская помощь Матрос Губянов на военной службе недавно. Трудно было ему, слабо владею щему русским языком, изучать специаль ность. Но Губянов со всей серьезностью отнесся к своим обязанностям. Встретив трудности, матрос обратился к комсомоль ской организации за помощью. Активисты горячо поддержали воина. Бюро поручило одному из комсомольцев— отличников бое вой и политической подготовки работать с Губяновым. Передовик с большой охотой стал помогать молодому матросу. Они по долгу сидели над описанием, по несколь ку раз разбирали устройство механизмов. Большую инициативу в обучении сво его сослуживца проявили комсомольцы Смирнов и Бережной. Они настойчиво и с любовью передавали ему свои знания. Благодаря своей настойчивости и помо щи товарищей Губянов добился заметных успехов. В настоящее время он является отличником боевой и политической подго товки. Ему прпсвоепо воинское звание «старший матрос». Сейчас примерный воин готовится к зачетам на классность. Старший матрос В. БОБРОВ. Умело действовать в любЫх условиях Изучить сложную боевую технику, най ти различные приемы и способы ее ис пользования* уметь в кратчайший срок устранить любую неисправность может только высококвалифицированный воин, мастер своего дела. Таким является клас сный специалист. К сдаче на классность тщательно гото вятся матросы и старшины нашего ко рабля. Для закрепления знаний по экс плуатации механизмов используется каж дый поход. ...Вахту у дизелей несут старшие ма кросы Ершов и Запорожец. Началась тре нировка. В машинное отделение приходит старшина 1 статьи Островский. —- Вышло из строя дизельдинамо, —- дает он вводную, засекает время и вы ключает свет. Запорожец действует в абсолютной темноте. Слышно как он проворачивает двигатель, проверяет наличие воды. Про ходит несколько секунд, и механизм уже работает на полных оборотах. — Двигатель запущен, можно давать нагрузкуI — докладывает старший ма трос. Запорожец готовится стать классным специалистом. Старшина повседневно ра ботает с ним. Он рассказывает подчинен ному, как надохтотовиться к сдаче заче тов, на что обратить основное внимание. Теоретические знания закрепляются на практике. Для этого используются пла ново-предупредительные ремонты. Заня тия у вскрытых механизмов помогают воинам лучше понять взаимодействие их частей. Старший матрос Ершов слабо знал устройство муфты сцепления. Островский усходил с ним на другой корабль, где в это время муфта была разобрана, об’яснил работу й устройство механизма. Большое внимание уделяется у нас по литическим занятиям. И £то правильно. Классным специалистом может быть толь ко политически грамотный, сознательный и дисциплинированный воин, умеющий выполнять обязанности в любых услови ях. Старший матрос Ю. СМИРНОВ. Задание выполнено Работа предстояла тяжелая. Выполне ние ее было поручено группе матросов во главе со старшим матросом Михаилом На- хамкйным. Воины должны были в труд ных условиях срочно выполнить задание командира. Работать приходилось в нестерпимой жаре. Ручьи пота стекали с моряков. Но комсомольцы Нахамкин и Рукшин не покладая рук трудились, отдавали делу все свои силы и уменье, проявляли стой кость и выносливость. Бригада выполни ла сложную операцию в срок. Не только в этот раз, а всегда бригада НахамкИна выполняет ответственные за дания с высокой оценкой и во-время. Так, за август месяц бригада реализовала про изводственный план на 185 процентов. Матрос Р. ОРЛОВ. димир Горпинченко работал авиационным механиком, его машина днем и ночью бы ла готова к выполнению боевой задачи. За хорошую подготовку материальной части к полетам, высокую воинскую дисциплину, настойчивость и инициативу в работе он был сфотографирован при развернутом Знамени части и кроме этого в карточке взысканий и поощрений авиатора записа но 24 других поощрения. Трудностей комсомолец Горпинченко не боялся и всегда просился туда, где другим казалось тяжело. В это время бывший старшина подраз деления допускал много ошибок в (работе и руководить личным составом по-настоя щему не мог. Командир вызвал к себе гвардии млад шего сержанта Горпинченко. — Видите, что у нас делается, — ска зал он подчиненному. — Баталерка пол на старого обмундирования, новое не полу чено, воины ходят на аэродром в рваных ботинках, а» старшина о своевременном ре монте обуви не беспокоится. В кубрик просто стыдно заходить. Чтобы навести порядок, поднять уровень воинской *и> циплйны, я решил назначить вас на должность старшины, — заключил офи цер. — Завтра же приступчите к испол нению новых обязанностей. Ж е л т успе ха. Быть механиком, г о т о в и т ь реактивную технику к полетам и вдруг стать старши ной. Первое время Горпинченко никак не мог свыкнуться с этим. Но спустя некото рое время гвардии младший сержант уви дел, что если работать с толком, быть инициативным, то он с честью оправдает доверие командира. Беспокойная должность у старшины подразделения. Надо везде быть и все знать — где находятся и чем занимаются подчиненные, правильно ли составлен на ряд, все ли накормлены, не заболел ли кто, правильно ли выполняют подчиненные приказания. Горпинченко успевал всюду. Сейчас он } знает, как обстоит дело с бельем, можно ли завтра организовать помывку воинов в бане, пришло ли на склад новое обмун дирование, работает ли сапожная мастер ская. Всех вопросов, которым)! он зани мается, нельзя перечесть. Воспитание личного состава — сложная я кропотливая работа. Одному воин дает задание и знает, что он выполнит его успешно и в срок. Так, например, если старшему матросу Храпову прикажут подшить три пары валенок, он подошьет четыре. А есть и такие, как гвардии старший матрос Шленкин. Однаж ды его послали на работу. Но попн отлы нивал от работы, грубо шрушил воин скую дисциплину. Шленкин был наказан командиром... Надо было произвести побелку кубрика, отремонтировать оконные рамы, застеклить их и покрасить, отремонтировать пол, тум- бочки, табуретки, сделать рамки для порт ретов. Работа казалась сложной. Старши на предложил подчиненным сделать все это своими силами. Кубрик в короткий срок привели в порядок, хотя трудностей встречалось много. — Под лежачий камень вода не течет, — говорил потом Горпинченко. — Не си дели сложа руки, поэтому и справились с задачей. Недавно по решению командира была назначена комиссия по осмотру жилых помещений. Она признала, что кубрик, где старшиной гвардии младший сержант Гор пинченко, выглядит лучше других. — Молодец наш старшпна. — говорят матросы о гвардейце Горпинченко. — Ёс.тп бы комсомольская организация активней помогала нам в решении задач и наведении уставного порядка в подразде лении, то дело пошло бы еще лучше. — ггворпт Горпинченко.— Тогда значительно выросло бы тлело отличников боевой и политической подготовки. Гвардии младший сержант В. ЦУРКАН . По следам наших выступлений «У СЕМИ НЯНЕК» Под таким заголовком 2 сентября в на шей газете был опубликован фельетон Г. Саврасова. В нем критиковалась работа клуба, ^де ответственным за культурно- массовую работу тов. Ермаков. Из политотдела сообщили, что изложен ные в фельетоне факты полностью под твердились. Приняты меры к ремонту клу ба и к улучшению культурного обслу живания личного состава. Ответственные за работу клуба тт. Андреев и Ермаков за плохое отношение к выполнению служеб ных обязанностей наказаны. ЧЕМУ УЧИТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Политическая экономия составляет важ нейшую часть марксистско-ленинской тео рии. Она является мощным идейным ору жием в руках рабочего класса и всего тру дящегося человечества в их борьбе за осво бождение от империалистического рабства. Марксистско-ленинская экономическая тео рия вооружает партию, наши кадры знанием законов развития общества, позволяет правильно руководить народным хозяйством, успешно решать насущные во просы коммунистического строительства. Она освещает трудящимся стран народной демократии пути создания нового, социа листического общества. 6 1. Политическая экономия есть наука о за конах общественного производства и рас пределения материальных благ на различ ных ступенях развития человеческого об щества. Предметом ее изучения являются общественно-производственные или эконо мические отношения людей. «Политиче ская экономия, — писал В. И. Ленин. — занимается... общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства». Характер производственных отношений данного строя зависит прежде всего от гос подствующей формы собственности на средства производства. Частная капитали стическая собственность на средства про изводства неизбежно порождает отношения эксплуатации рабочих капиталистами и ожесточенную конкурентную борьбу между капиталистами за получение наивысшей прибыли. Общественная собственность на средства производства является основой социалистических производственных отно шений, не знающих эксплуатации челове ка человеком и характеризующихся това рищеским сотрудничеством и взаимопо мощью. Политическая экономия изучает произ водственные отношения в их взаимодей ствии С производительными силами. Опре деленный уровень развития производи тельных сил обусловливает соответствую щий ему тип производственных отноше ний. В свою очередь новые производствен ные отношения активно воздействуют на пооизводительные силы, являются глав ным двигателем их дальнейшего развития. Совокупность «производственных отно шений,— указывает К. Маркс,— составляет экономическую структуру общества, реаль ный базис, на котором возвышается юриди ческая и политическая надстройка и кото рому соответствуют определенные формы общественного сознания». Надстройка, бу дучи порождена определенным базисом, оказывает на него активное воздействие, помогает ему укрепиться, способствует его дальнейшему развитию. Поэтому политиче ская экономия изучает производственные отношения, экономический базис общества также во взаимодействии с надстройкой. Изучая отношения людей в процессе про изводства, политическая экономия затраги вает наиболее важные, кровные экономиче ские и политические интересы людей, раз личных классов, общества и сама является ареной острой классовой борьбы. В силу этого нет и не может быть единой полити ческой экономии. Существует несколько политических экономий: буржуазная поли тическая экономия, пролетарская полити ческая экономия и политическая экономия промежуточных классов — мелкобуржуаз ная политическая экономия. В период, когда буржуазия была восхо дящим классом, когда она боролась против феодализма и ее классовые интересы сов падали с назревшей потребностью экономи ческого развития общества, возникла клас сическая буржуазная политическая эконо мия, которая для своего* времени являлась прогрессивной. Однако по мере развития капитализма и обострения классовой борьбы между бур жуазией и ''пролетариатом буржуазная по литическая экономия все более теряла научный характер и становилась на путь открытой апологетики капиталистического строя. Современная буржуазная политическая экономия превратилась в слу;канку моно полистического капитала, финансовой оли гархии. Она активно используется наибо лее реакционным и агрессивным американ ским монополистическим капиталом в каче стве идеологического оружия для оправда ния безудержной капиталистической экс плуатации, империалистической агрессии и подготовки новой мировой войны. Подлинно научной может быть полити ческая экономия только того Класса, инте ресы которого совпадают с об’ектпвным ходом общественного развития, сливаются с интересами освобождения общества от ка питалистического рабства, с Интересами прогрессивного развития человечества. Та ким классов является рабочий класс. По этому пролетарская политическая экономия сочетает строгую и высшую научность с последовательной революционностью. Подлинно на} 1 Ная политическая эконо мия создана гениальными вождями и теоретиками рабочего класса Марксом, Энгельсом, Ленгным. Опираясь на труды Маркса, Энгельса и Ленина, великий Сталин выдвинул и развил р яд к о вы х по ложений политической экономии. Могучая организующая и мобилизующая сила марксистско-ленинской политической экономии состоит в том, что она вскрыла экономические законы развития общества, доказала неизбежность революционного превращения капиталистического общества в социалистическое. Она идейно вооружает международное рабочее движение и его авангард — коммунистические и рабочие партии в их освободительной борьбе, она дает трудящимся массам ясность перспек тивы, уверенность в окончательной побе де коммунизма. Экономическая теория марксизма- ленинизма есть наука творческая. Ей чуж ды догматизм и схоластика. Она получает свое дальнейшее развитие в исторических решениях Коммунистической иартии Со ветского Союза и братских коммунистиче ских партий в трудах руководителей этих партий, обогащающих ее новыми выводами ь положениями на основе обобщения исто рического опыта революционной борьбы и социалистического строительства. Популярное изложение основных во просов марксистско-ленинской экономи ческой теории дано в учебнике политиче ской экономии, выпущенном недавно Ин ститутом экономики Академии наук СССР. N. Марксистско-ленинская политическая экономия учит, что история человеческого общества есть закономерный процесс раз вития общества от низших форм к высшим. В основе этого развития лежат об’ектив- ные законы, существующие независимо от волн людей. Каждая общественная форма ция является определенной ступенью в по ступательном движении человечества. На уке известны пять общественно-экономиче ских формаций: первобытно-общинная, ра бовладельческая, феодальная, капитали стическая, коммунистическая. Опыт исторического развития показыва ет, что общественные формации, основан ные на частной собственности на средства производства, играют прогрессивную роль лишь на первых порах своего развития. Производственные отношения рабовладель ческой, феодальной, капиталистический формаций в течение определенного периода способствовали росту производительных сил, а затем они превращались в их око вы. Тогда в силу закона обязательного со ответствия производственных отношений характеру производительных сил станови лась неизбежной замена старой обществен ной формации новой. До социалистической революции смена старых общественно-эко номических отношений новыми означала смену власти одних эксплуататоров други ми, смену форм эксплуатации. Обобщая весь ход общественного развития, проле тарская политическая экономия научно до казала, что капитализм есть последний об щественный строй, основанный на эксплу атации человека человеком. Политическая экономия вскрывает неиз лечимые язвы и пороки капиталистическо го строя, показывает, что свойственные ему неразрешимые противоречия вытекают из сущности капитализма, из законов его экономического развития. Научно формулируя основной экономиче ский закон капитализма, политическая эко номия показывает, что целью капитали стического производства является извлече ние прибавочной стоимости, наивысшей прибыли. Творцами богатства являются трудящиеся массы, а плоды их трудов присваиваются эксплуататорами. Ради по лучения наивысших прибылей капитали сты все в большей мере усиливают экс плуатацию рабочего класса, разоряют кре стьянство, закабаляют и грабят колониаль ные п зависимые народы. В странах капи талистического мира непрерывно возра стает обнищание народных масс. Капитализму присущи анархия произ водства, экономические кризисы. Экономи ческие кризисы периодически потрясают хозяйство капиталистических стран, вызы вают огромное разрушение производитель ных сил, приносят неисчислимые бетлтия трудящимся, являются наиболее ярким по казателем исторической обреченности яа- питализма. В условиях империализма, в особенности в период общего кризиса капитализма, все внутренние противоречия капиталистиче ской системы достигают исключительной остроты. Усиливаются паразитизм и загни вание экономики, безудержно растет ми литаризация Хозяйства, начинается посте пенный распад мировой капиталистической системы. В эпоху империализма крайнего предела достигает основное противоречие капита лизма — противоречие между обществен ным характеров производства и частной формой присвоения. Капиталистические производственные отношения все в в о с стающей степени тормозят движение про изводительных сил. Весь ход экономическо го развития капитализма вплотную подво дит рабочий класс к социалистической ре волюции. Эпоха империализма, общего кризиса капитализма— это эпоха социали стических революций, мощного националь но-освободительного движения в колониях и зависимых странах. На опыте Советского Союза и стран на родной демократии политическая эконо мия показывает, каким путем трудящиеся капиталистического мира могут освобо диться от гнета эксплуататоров, добиться свободной, счастливой жизни. Вскрывая глубокие экономические корни социалистических революций и растущей национально-освободительной борьбы угне тенных народов, марксистская экономи ческая теория неоспоримо доказывает, что эти великие движения современности происходят не в результате «злокознен ных» действий коммунистических агита торов и не экспортируются из стран со циалистического лагеря, а возникают в силу назревших внутренних потребностей экономического и политического развития стран капиталистического лагеря. Марксистская политическая экономия учит, что современный монополистический капитализм исторически исчерпал себя, превратился в реакционную силу, задер живающую прогрессивное развитие обще ства. Закономерный процесс общественно го развития с такой же неизбежностью ведет к замене капитализма социализмом, с какой за ночью следует день. Однако победа социализма не приходит самотеком. Она может быть завоевана лишь в результате революционной борьбы трудящихся масс, руководимых пролета риатом во главе с его авангардом — ком мунистическими партиями. III. Политическая экономия учит, как пре образовать экономику, получаемую рабочим классом в наследие от прошлого, на со циалистических основах. Она дает науч ное обоснование путей и методов создания нового общественного строя. Политическая экономия социализма изучает законы, уп равляющие производственными отношения ми социалистического общества в их воз никновении, развитии, в их движении к коммунистической фазе. Обобщая опыт создания социалистиче ского общества в СССР и практику со циалистического строительства в странах народной демократии, политическая эконо мия раскрывает содержание переходного периода от капитализма к социализму. Она показывает, как в этот период п р о и с х о д и т революционная смена капиталисти ческих производственных отношений со циалистическими. С возникновением и развитием социалистического уклада и ликвидацией капиталистических отноше ний теряют силу и сходят со сцены эконо мические законы капитализма, возникают и развиваются экономические законы со циализма. Марксизм-ленинизм дает обоснование не обходимости диктатуры пролетариата, ру ководящей роли рабочего класса в социа листическом строительстве, прочного сою за рабочего класса с крестьянством. Псходя из закона обязательного соответствия про изводственных отношений характеру про изводительных сил и учитывая требования основного экономического закона социализ ма, политическая экономия дает обоснова ние политики индустриализации страны и коллективизации миллионов крестьянских хозяйств. Она вскрывает законы классовой борьбы в переходный период. Пз марксистско-ленинской экономиче ской теории, из научно обобщенного совет ского опыта страны народной демократии черпают знание законов классовой борьбы в переходный период, знание того, как ра бочему классу добиться нерушимой дружбы и прочного союза с крестьянством. как укреплять экономическую смычку между городом и деревней, как достичь победы над эксплуататорскими классами и постро ить социалистическое общество. Вместе с тем марксистская экономиче ская теория учит, что опыт Советского Союза нельзя механически переносить на страны народной демократии. Экономиче ская политика в каждой стране, гтоояшей социализм, вырабатывается рабочим клас сом и его партией с учетом особенностей исторического развития данной странч. уровня производительных сил, своеобразие классовых отношений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz