На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 онтября 1954 г., N: 246 (5028). П Е Р Е Д ВЫ ХО ДОМ В М О Р Е Получено приказание — выйти в мо ре на выполнение задания командования. Началась деятельная подготовка к похо ду. На боевых постах закипела дружная работа. — Товарищ Бутко, дайте ключ на 22 миллиметра, — говорит классный специа лист старший матрос Федоров. Его не видно, — он работает внизу, под П авл а ми. — А что случилось? — спрашивает главный старшина Соболев. — Ничего, товарищ главный старшина, поход предстоит трудный. Поэтому хочу тщательно все проверить и осмотреть. Бутко подает товарищу гаечный ключ. Приятно главному старшине Соболе ву видеть, как старательно трудятся мо ряки, готовя материальную часть к по ходу. Во всем чувствуются высокое воин ское мастерство и натренированность воинов, умение действовать на боевом посту. В море часто бывает, когда приходится работать без отдыха по многу часов в трудных и сложных условиях. П к это му надо подготовиться, чтобы суметь справиться с любыми заданиями. Яркий электрический свет освещает машинное отделение. Здесь чистота и по рядок. Старшина 2 статьи Харцпзов, скло нившись над чертежом, об’ясняет моло дому матросу Сонову схему насоса, в принципах работы которой тот не мог самостоятельно разобраться. Заняты своим делом и другие воины. Незаметно летит время. То и дело слы шатся доклады: — Дизель проверен. Все в порядке. — Масло сменили. Приказание вы полнено. Каждый моряк тральщика любит свою специальность, гордится ею и отдает все силы на то, чтобы стать умелым воином. На. каких бы постах ни находились спр - шины и матросы, всех их роднит одно — почетная военно-морская служба, долг перед любимой Родиной. Закончены последние приготовления... Я К О Р Ь Ч И С Т ! Лучи восходящего солнца не успели еще коснуться верхушек полярных со пок, а моряки тральщика были уже на ногах. Прозвучала команда: «'Пошел шпиль!».' С давних пор повелось считать, что « ’емка с якоря или со швартовов также, как постановка пли швартовка; являют ся лучшей проверкой морской выучки и культуры личного состава корабля. Есть даже поговорка: «Чисто снялся — ли хо пошел». Поэтому и стараются моряки. Никто не хочет отставать. Подбадривают друг друга. — Якорь встал! — докладывает стар ший боцман старшина 1 статьи Резник. — Якорь чист! — вновь слышится его доклад. Вахтенный офицер переводит ручки телеграфа со «стоп» на «малый вперед». Корабль вздрагивает, набирает ход. — Право руля! — Есть, право руля! — репетует ру левой матрос Мосейчук и четко выпол няет команду. — Так держать! — Есть, так держать! Корабль выходит из бухты на широкий морской простор... Т Р А Л С Т А В И Т Ь ! Экипаж горел желанием как можно быстрее осуществить переход в район траления и приступить к выполнению ! боевого задания. Не только минерам, но | и другим морякам хотелось услышать ; командного пункта долгожданный сиг нал: «Трал ставить!». Все минеры в полной боевой готовно сти. — Пока с мостика поступит команда о постановке трала, надо еще раз все тща тельно проверить, — говорит коммунист старшина 1 статьи Демидов. — Ваши обязанности при постановке трала? — обращается он к матросу Бе лякову. Воин отвечает уверенно. — Действуйте! Беляков берет инструмент и быстро выполняет один прием за другим. — Хватит, Беляков, — говорит Деми дов. — Только надо при работе стано виться немного дальше и соблюдать все меры предосторожности. Матросу Усачеву дастся приказание приготовить бандажи для бензелевки трала. За действиями Усачева наблюдают все минеры. — Готово, товарищ старшина. Старшина проверяет каждого матроса. На ходовом мостике в это время штур ман докладывал командиру, что до наз наченной точки остался один час хода. — Надо об’явить личному составу — подходим к месту траления, — распоря дился командир. Вахтенный офицер включил микрофон... Старшина 2 статьи Харцпзов в это время находился на верхней палубе. Он докладывал командиру боевой части о режимах работы главных машин, которые обслуживают его подчиненные. Замечаний нет. Прозвучала трель колоколов громкого боя. С мостика поступила команда: «По местам стоять, трал ставить!». Минеры заняли свои места по боевому расписа нию. Началась боевая работа. Старшина 2 статьи Марчук приказывает включить трал-лебедку. Старший матрос Богданов уверенно выполняет эту команду. Матрос Миков сталкивает за борт буй-обозначи- тель. Матросы Иерусалимский и Усачев действуют сноровисто, строго по инструк ции. Последовала команда: — Травить тралящую часть. Минепы действуют дружно. — Тралчасть стравлена... — доклады вает Марчук старшине группы минеров. Произведя необходимые действия, мо ряки вскоре стравили остальную часть трала. Затем матросы JIiikob и Иеру салимский присоединили уравнительные бриделя, а старший матрос Богданов берет тралящую часть на буксирное устройство. Матрос Барышполь в это время точно выполняет свои функции. — Трал поставлен! — докладывает на главный командный пункт старшина 1 статьи Демидов. С ходового мостика передали, что командир доволен работой трального расче та. Вскоре личный состав выстроился но правому борту. Командир поблагодарил моряков за отличную работу. Корабль идет по опасному району. За кормой — трал. Внимательно следит за ним матрос Миков. О работе трала, натя жении и исправности буксирного устрой ства, о состоянии буя-опраничптеля, о плавающих в его секторе наблюдения предметах он то и дело докладывает на главный командный пункт. Боевая работа тружеников моря, паха рей голубых дорог, продолжается долго. Позади осталось много миль. В сложных метеорологических условиях, с длитель ным отрывом от базы моряки самоотвер женно выполняют поставленную перед ними задачу. Каждый на своем боевом посту стремится, чтобы техника работа ла безотказно. На море разыгрался силь ный шторм. Корабль бросает с борта на борт, но он продолжает тралить. В мотор ном отделении создалось затруднитель ное положение. От старших матросов Си нявского и Любименко потребовались бы стрые и умелые действия, находчивость и выносливость. <П они выдержали труд ное испытание. Моряки трудились в ус ловиях высокой температуры и большого шума агрегатов, но обеспечили беспере бойную работу вспомогательного механиз ма. С поставленной командиром задачей они справились в короткий срок. Стар шие матросы Синявский и Любименко отлично знают свое дело, являются клас- сными специал истами. Траление продолжается. Шторм усили вается. Крен корабля увеличивается. Командир принимает решение — затопить два отсека забортной водой для остойчи вости корабля. Трюмные машинисты во главе со старшиной 2 статьи Скляреико быстро выполняют приказ. В Б А З У Плавание в сложных метеорологических условиях явилось для экипажа лучшей школой боевой выучки и морской закал ки. Боевое задание командования было выполнено успешно. Когда над морем спускались сумерки, поступило приказа ние: «Трал выбирать!». Довольные успешно выполненным зада нием, матросы, старшины и офицеры ко рабля трудятся с той же энергией, с ка кой и начинали свою ответственную ра боту. — Трал выбран, — последовал доклад на командный пункт. Прозвучал сигнал «сбор». Командир корабля поблагодарил личный состав за отличную работу на боевом тра лении. В ответ взволнованно прозвучали слова: «Служим Советскому С-оюзу!». Тральщик идет в базу. Вдали показался встречный корабль. Он быстро приближал ся. Оттуда слышались звуки оркестра. Это адмирал встречал тружеников моря. В от вет на приветствия и поздравления адми рала над проливом раздавалось мощное «ура». Вдали от родной базы моряки жили пол нокровной жизнью. Был организован при ем важных передач по радио. Моряки каж дое утро шли к Доске об’явлений и чита ли принятые и отпечатанные на машинке «Последние известия». Большую работу вели агитаторы тральщика. Главный стар шина Морев, старшина 2 статьи Петренко, старшина 1 статьи Осадчук и другие про водили беседы на боевых постах, раз’ясня- ли задачи похода, рассказывали об отли чившихся воинах корабля. Регулярно проводились политзанятия и политинформации. Офицеры выступали перед воинами с докладами и беседами. Например, тов. Су- хоручкпн сделал доклады: «Уставы Во оруженных Сил СССР — нерушимый за кон жизни и деятельности советских вои нов», «Бдительное и четкое несение ходо вой вахты — залог безаварийного плава ния». Офицер Емельянов беседовал с мо ряками о необходимости четко выполнять свои обязанности, неустанно крепить во инскую дисциплину и на другие темы. Личный состав часто слышал голос ко рабельного диктора. Во время траления было выпущено много номеров радиогазе ты. Они посвящались ходу выполнения за дания командования, бдительному несению ходовой вахты и другим вопросам. В стенной газете корабля и боевых листках коммунисты и комсомольцы си стематически отражали ход боевого трале ния, успехи и недостатки отдельных ма тросов и старшин. В одной из заметок за нарушение воинской дисциплины был под вергнут резкой критике матрос Гулида. На комсомольском собрании был разобран его проступок. Члены ВЛКСМ резко осудили комсомольца и об'явили ему союзное взы скание. Они помогли тов. Гулиде осознать свои ошибки. Работа коммунистов и комсомольцев явилась важным условием успешного вы полнения задания. Матросы, старшины и офицеры корабля не останавливаются на достигнутом. Воз вратившись в базу, они приступили к под готовке к состязательному тралению, за крепляют своп знания и опыт, получен ные в трудном походе. На корабле сейчас идет планово-предупредительный ремонт. Датросы и старшины усердно готовят тех нику к выполнению большой и ответствен ной задачи. Старший лейтенант Л. ГОЛУБЕВ. Строго по инструкции — Корабль к походу изготовить! — подана команда с мостика. Личный состав быстро занял твои ме ста и приступил к подготовке материаль ной части и оружия. Турбинисты отделения классного спе циалиста Афанасьева действуют ^ умело Бремени очень мало, поэтому необходимо работать четко, слаженно. Афанасьев, на ходясь у главного щита, внимательно следит за показаниями измерительных приборов. — Ввести в действие отсос и уплот нение! — отдаст моряк приказание ма тросу Юшкову. — Есть! — четко отвечает моряк i немедленно приступает к делу. — Начать обогрев турбин, следить за температурой корпусов, — следует оче редная команда. Классный специалист старший матрос Бусыгин строго выполняет требования инструкции по приготовлению механиз мов. Одна за другой следуют команды i со всеми ими машиннсты-турбинисты справляются образцово. В походе подчиненные Афанасьева по казали глубокое знание специальности, возросшее боевое мастерство, твердые на выки в эксплуатации техники. На про тяжении всего похода материальная часть, которой управляют воины отделе ния, работала безотказно. Моряки свое временно обеспечивали корабль заданны ми ходами. После возвращения в базу были подведены итоги боевой подготовки Дня. — Задача, поставленная перед нами,— говорил командир подчиненным. — вы полнена успешно. Афанасьев особо отметил действия старшего матроса Бусыгина и других воинов. Он призвал матросов, чтобы они еще настойчивее овладевали современной техникой, строго соблюдали инструкции и наставления. Старшина 1 статьи П. ВОЛКОВ. Безупречная служба Безупречно выполняет воинский долг воин Лисенков. Упорно и кропотливо изу чает он сложную боевую технику, воспи тывает в себе дисциплинированность и исполнительность. За успехи в боевой и политической подготовке и добросовестную службу Ли- сснкову присвоено звание младшего сер жанта. Сейчас он командир отделения, умело обучает молодых воинов. Многие его подчиненные, как и он сам, являются отличниками боевой и политической под готовки. Отделений, которым командует Лисенков, стало одним из передовых в подразделении. Сержант И . КУВАКИН . Проверка политических занятий И д е й ны й рост воинов Всегда в полной боевой готовности и отличном состоянии содержит боевую тех нику торпедный электрик специалист вто рого класса старший матрос Александр Чайковский. Добросовестная служба ком сомольца Чайковского отмечена рядом благодарностей и внеочередным кратко срочным отпуском. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Александр Чай ковский ва осмотром своего заведывания. Ф ото И . Никишова. К проверке политических занятий мы готовились в продолжение всего учебного года. Но особенно активно взялись за это после того, как у нас состоялась полити ческая информация. Сразу же мы приня лись за повторение пройденного материа ла, обращая особое внимание на наиболее сложные и слабо изученные вопросы. Руководитель группы, заместитель командира корабля по политической ча сти и другие офицеры позаботились о том, чтобы обеспечить слушателей необ ходимыми учебниками, наглядными посо биями. С матросами, пропустившими за нятия, была организована дополнительная учеба. Все это дало возможность слуша телям глубоко и прочно усвоить изучае мые материалы и в целом это благотвор но сказалось на результатах проверки политических знаний воинов. Отвечая на вопрос о задачах матросов и старшин в изучении новой техники и оружия, матрос Козлов привел много ин тересных и запоминающихся примеров из жизни личного состава корабля, указал на необходимость еще серьезнее и на стойчивее учиться военному делу, кре пить дисциплину и повышать бдитель ность. Содержательным было выступление матроса Берлинского. Еще недавно этот воин считался отстающим, не прояв лял ревностного отношения к службе. Но сослуживцы — передовые воины суме ли привить матросу вкус к политическим занятиям, помогли преодолеть трудности. На проверке политических занятий Бер линский дал исчерпывающие обстоятель ные ответы на поставленные перед ним вопросы. Не менее интересными и содер жательными были ответы и других това рищей. Подавляющее большинство из них получило хорошие и отличные оценки. Тот, кто старательно готовился к по литическим занятиям, кто постоянно за ботился о своем росте, тот и показал вы сокие знания на проверке, добился успе ха в службе. Неглубокие, непрочные знания па про верке показал матрос Перминов. Причина его отставания заключается в том, что он несерьезно относился к учебе, на за нятиях никакой активности не прояв лял, часто отвлекался, а некоторые за нятия вообще пропускал и, не беспо коясь о том, чтобы наверстать упущен ное, дополнительных занятий не посещал. В этом, конечно, повинны и мы, сослу живцы, и комсомольская организация, не потребовавшие серьезного отношения к учебе со стороны тов. Перминова. Старший матрос А. НРАСИЙ. Забота о каждом слушателе Руководитель группы политических за нятий тов. Александров проявляет посто янную заботу о том, чтобы каждый слу шатель полностью прочитал рекомендо ванную литературу по теме и разобрался в ней. В часы самостоятельного чтения он внимательно следит за тем, как ма тросы работают над материалом, как ус ваивают прочитанное. Хорошо зная спо собности каждого слушателя, руководи тель группы в соответствии с этим ока зывает им необходимую помощь. К провЬдению беседы пропагандист го товится со всей серьезностью и тщатель ностью. В каждом рассказе тов. Алексан дров старается глубже раскрыть факты из жизни своей части и подразделения, делает выводы, вытекающие из важней ших политических событий последних дней. Индивидуальный подход к каждому ма тросу даст возможность руководителю по литических занятий оказывать в ходе беседы влияние на каждого воина. Инди видуальный метод позволяет привлекать к активному участию в беседе тех матро сов, которые редко до этого высту пали. Например, матрос Сигачев часто отмалчивался на занятиях. Малообщи тельный был он и в кругу товарищей. Пропагандист на одном из занятий пред ложил Снгачеву рассказать о том, что пишут его товарищи, уволенные в запас из рядов Военно-Морских Сил п поехав шие на работу в колхоз. Матрос высту пил и рассказал, как радушно их встре тила колхозная деревня, какие нм созда ются условия для плодотворной работы в колхозе. Так с помощью руководителя группы политзанятий матрос Сигачев сде лал первый шаг к тому, чтобы оконча тельно преодолеть свою робость, которая мешала ему активно участвовать в обсуж- детпги изучаемых вопросов. После каждого выступления матросов руководитель делает краткое заключение, а в конце занятия подводит итоги по со держанию всей беседы, дает оценку ус воения изучаемой темы группой, отме чает положительные стороны и недостат ки каждого выступающего. На проверке политических занятий группа офицера тов. Александрова получила отличную оценку. Матрос Н. ЛЕБЕДЕВ. Воины показывают глубокие знания Пятеро матросов нашей группы полу чили хорошую оценку знаний на проверке политических занятий, остальные— «от лично». Добиться таких показателей нам удалось благодаря постоянной и настой чивой учебе в течение всего учебного го да. Приходилось очень часто подолгу про сиживать за изучением рекомендованной литературы, отдавать этому свободное время. Особое внимание мы обращали на наиболее сложные вопросы учебного пла на. В часы самостоятельной работы особен но хорошо и много помогал нам руководи тель группы офицер Зеленов и его по мощник старшина 1 статьи Клочков. Они советовали, какую подобрать литературу, учили, как работать над книгой, чтобы лучше усвоить ту или иную тему. Итогом настойчивой и ягрьезной рабо ты руководителя политических занятий, его помощника и всех слушателей яв ляется та высокая оценка, которую по лучила наша группа в день проверки политических занятий. Особенно хорошие результаты на про верке политических занятий показали старшие матросы Мерзляков, Воробьев, матросы Горбунов, Мозгунов, Ефремов и другие. Эти товарищи являются не толь ко отличниками политической подготов ки, но и имеют также успехи в службе, хорошо знают свою специальность. Матрос В. ГУЛЕВИЧ. -----------О----------- По следам наших выступлений «ПОЧЕМУ ПРОСТАИВАЮТ МЕХАНИЗМЫ» Так называлась корреспонденция К. Ва- обсуждена на совещании внженерно-тех- сильева, опуоликованная в нашей газе те 3 сентября. В ней указывалось на плохую организацию труда строителей, слабое использование строительных об’ектах. механизмов на нических работников. Начальнику участ ка Киеву и прорабам Батраку и Гриш- ко дано указание лучше использовать ме ханизмы на строительных площадках. В настоящее время приняты меры к полно му использованию башенных кранов на Редакции сообщили, что эта заметка стройках. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Разработка В. И. Лениным идеологических основ марксистской партии Коммунистическая партия Советского Союза, созданная гениальным Лениным и закаленная в боях под руководством Ленина, ученика и продолжателя дела Ленина И. В. Сталина, является ведущей, руководящей и направляющей силой со ветского общества. Свою великую роль борца против капиталистического строя и созидателя нового, социалистического строя, роль аванга!рда международного коммунистического движения партия ус пешно выполняла и выполняет благодаря тому, что во всей своей деятельности ру ководствуется великим, всепобеждающим учением марксизма-ленинизма. Марксистско-ленинская идеология безраздельно господствует в нашей стране. Марксизм-ленинизм составляет основу всей многогранной деятельности Коммунистиче ской партии по руководству страной, по коммунистическому воспитанию советских людей. Партия неустанно воспитывает со циалистическое сознание у широких масс трудящихся. Марксизм-ленинизм стал по- истине учением миллионов рабочих и кре стьян, сознательных и активных строите лей коммунизма. Великим историческим торжеством марксистско-ленинской идеолога и является успешное строительство новой жизни в Китайской Народной Республике, в стра нах народной демократии. Марксистско- ленинская идеология — могучая сила, мо билизующая народы земного шара на борьбу против империализма и реакции, за победу дела мира, демократии и социализ ма. * * * В начале XX века перед русскими рево- люционерами-марксистами стояла неотлож ная задача создания революционной марк систской партии, способной возглавить пролетариат и повести его на штурм ца ризма и капитализма. Трудности создания такой партии в условиях самодержавного строя усугублялись появлением в русской социал-демократии «экономизма», провоз гласившего отказ от всех марксистских ре волюционных принципов. «Экономизм» был оппортунистиче ским направлением в русской социал-де мократии. Идеологией «экономизма» была тред-юнионистская, буржуазная идеология. «Экономисты», преклоняясь перед стихий ным рабочим движением, приспосаблива лись к отсталости масс и ограничивали за дачи и размах рабочего движения экономи ческой борьбой. Они стремились превра тить рабочее движение в придаток либе ральной буржуазии, развратить классовое сознание рабочих, привить им буржуазную идеологию: Чтобы создать самостоятельную полити ческую партию рабочего класса, необходи мо было разоблачить и ра?громить оппор тунизм «экономистов», поставить дело об’- единения марксистских организаций на прочную идейную основу, раз’яснить цели и задачи рабочего движения и марксист ской партии в России. Необходимо было развернуть теоретическую работу, без ко торой невозможен был успешный рост ре волюционного движения, разработать идео логические основы политической партии пролетариата. Выполнению этих задач была посвящена деятельность общерусской марксистской политической газеты «Искра», организо ванной В. П. Лениным, и его знаменитая книга «Что делать?», вышедшая в свет в середине марта 1902 года. В книге «Что делать?» Ленин разобла чил отступление «экономистов» и их за падноевропейских союзников— бернштей- нианцев от революционных принципов марксизма, показал вред их взглядов для рабочего класса и революционного движе ния в целом. Теоретические взгляды «эко номистов», их проповедь «свободы крити ки» марксизма на деле означали отказ от революции, от диктатуры пролетариата, от социализма. В^ идеологических принципах пролетар ской партии важнейшее место занимает вопрос о роли теории в рабочем движении. Ленин высоко поднял значение революци онной теории, как основы социалистиче ской идеологии, как могучей организую щей, мобилизующей и преобразующей си лы в жизни общества. Такой теорией яв ляется теория марксизма, которая впервые превратила социализм из утопии в науку, раскрыла законы развития общества, до казала неизбежность гибели капитализма и замены его социализмом, выяснила все мирно-историческую роль пролетариата, как могильщика каппталистическогостроя я строителя нового, социалистического об щества. Революционная теория марксизма дала прочную теоретическую опору рабочему движению, указала авангарду рабочего класса — пролетарской партии ясные це ли борьбы. Ленин подчеркивал, что «без революционной теории не может быть и революционного движения», что «...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Ленин учил творческому пониманию марксизма, умелому применению его к ус ловиям России, разработке и обогащению его новыми положениями с учетом нового революционного опыта и новых историче ских условий классовой борьбы пролетари ата. В книге «Что делать?» Ленин показал роль революционной партии в деле про паганды социалистической идеологии, внесения социалистического сознания в рабочее движение, раз’яснпл запутанный «экономистами» вопрос о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении. Ленин гениально обосновал по ложение о том, что марксистская партия есть соединение рабочего движения с со циализмом. Он показал роль марксистской партии как идеолога, носителя социали стической идеологии, руководителя рабоче го движения. Преклонение «экономистов» перед сти хийностью рабочего движения, отрицание ими необходимости внесения в рабочее движение социалистического сознания, со циалистической идеологии, отрицание ру ководящей роли партии означало на деле укрепленно буржуазной идеологии, усиле ние ее позиций в рабочем классе, стремле ние подчинить рабочее движение буржуа зии. Ленин учил, что «...всякое умаление социалистической идеологии, всякое от странение от нее означает тем самым уси ление идеологии буржуазной». Социалистическая идеология,^ указывал Ленин, возникает не из стихииного дви жения, а из науки. Научный социализм общественной мысли и революционного движения всех стран света. Пробудившийся к борьбе пролетариат и другие эксплуатируемые капитализмом трудовые слон населения тянутся к со циализму, нуждаются в научном освеще нии пути их борьбы. Классовый интерес заставляет рабочих думать над условиями своего освобождения, делает их восприим чивыми к социализму. Отказ от борьбы за внесение социалистического сознания в ра бочее движение означает стремление оста вить рабочий класс безоружным, обречь ого на долгие мучительные страдания. Ленин *со всей силой подчеркивал роль социалистической идеологии, роль передо вых идей, которые приобретают значение материальной силы, когда они овладева ют миллионными массами. В книге «Что делать?» Ленин разобла чил и разгромил оппортунизм «экономи стов» в области политики. Ленин показал, что преклонение «экономистов» перед сти хийным рабочим движением, отрицание ими значения социалистической идеологии вели к отказу от политической борьбы пролетариата. Ленин учил, что главной, решающей формой борьбы рабочего класса является политическая борьба, что только она пре вращает борьбу рабочих в действительно классовую борьбу всего рабочего класса против всего класса капиталистов и под держивающего этот класс правительства. Задача партии состояла в том. чтобы по средством организации рабочих, пропаган ды и агитации превратить стихийную (экономическую) борьбу российского про летариата против угнетателей в политиче скую борьбу за свержение самодержавия. Развивая идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической револю ции, Ленин подчеркивал, что партия, охра няя классовую самостоятельность пролета риата, должна постоянно ставить перед ра бочим классом общедемократические зада чи. сплачивать вокруг него все демокра тические элементы, способные бороться за свободу. Партия должна быть постоянно во главе движения, руко водить им, воспитывать массы политиче ски, развивать их политическое сознание, политическую активность, направлять их энергию на борьбу против самодержавия и капитализма. Одной из форм политического воспи тания масс Ленин считал политическую агитацию — всесторонние политические обличения господствующих классов. Про летарские революционеры должны были усилить работу в массах, идти во все классы населения в качестве пропаганди стов, агитаторов и организаторов. Борьба Ленина против «экономистов* отражала борьбу двух направлений в рус ской социал-демократии: революционного и оппортунистического. «Экономисты», от казываясь от политической борьбы, вос певая стихийный процесс рабочего движе ния и отрицая руководящую роль партии, хотели иметь не партию социальной рево люции, а партию «социальных реформ». «Экономисты» были реформистами, преда ющими интересы пролетариата. В соответствии с политическими задача ми, стоявшими .перед рабочим классом, Ленин разработал организационный план построения марксистской партии в Рос сии. Книга В. И. Ленина «Что делать?» сыг рала выдающуюся роль в создании и раз витии пашей партии. В этой книге Ленин первый в истории марксизма обнажил идейные истоки оппортунизма, защитил и отстоял революционные принципы марк сизма, поднял на высоту значение револю ционной теории, дал гениальную разработ ку идеологических основ марксистской партии. Книга «Что делать?» учит верности марксизму-ленинизму, борьбе за чистоту революционной теории, за упрочение со циалистической идеологии, против буржу азной идеологии, в какой бы форме она ни проявлялась. Учение В. И. Ленина о значении рево люционной теории в борьбе пролетариата, Маркса и Энгельса явился теоретическим обобщением всех достижений передовой 1 политическую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz