На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 онтября 1954 г., N: 246 (5028). П Е Р Е Д ВЫ ХО ДОМ В М О Р Е Получено приказание — выйти в мо­ ре на выполнение задания командования. Началась деятельная подготовка к похо­ ду. На боевых постах закипела дружная работа. — Товарищ Бутко, дайте ключ на 22 миллиметра, — говорит классный специа­ лист старший матрос Федоров. Его не видно, — он работает внизу, под П авл а­ ми. — А что случилось? — спрашивает главный старшина Соболев. — Ничего, товарищ главный старшина, поход предстоит трудный. Поэтому хочу тщательно все проверить и осмотреть. Бутко подает товарищу гаечный ключ. Приятно главному старшине Соболе­ ву видеть, как старательно трудятся мо­ ряки, готовя материальную часть к по­ ходу. Во всем чувствуются высокое воин­ ское мастерство и натренированность воинов, умение действовать на боевом посту. В море часто бывает, когда приходится работать без отдыха по многу часов в трудных и сложных условиях. П к это­ му надо подготовиться, чтобы суметь справиться с любыми заданиями. Яркий электрический свет освещает машинное отделение. Здесь чистота и по­ рядок. Старшина 2 статьи Харцпзов, скло­ нившись над чертежом, об’ясняет моло­ дому матросу Сонову схему насоса, в принципах работы которой тот не мог самостоятельно разобраться. Заняты своим делом и другие воины. Незаметно летит время. То и дело слы­ шатся доклады: — Дизель проверен. Все в порядке. — Масло сменили. Приказание вы­ полнено. Каждый моряк тральщика любит свою специальность, гордится ею и отдает все силы на то, чтобы стать умелым воином. На. каких бы постах ни находились спр - шины и матросы, всех их роднит одно — почетная военно-морская служба, долг перед любимой Родиной. Закончены последние приготовления... Я К О Р Ь Ч И С Т ! Лучи восходящего солнца не успели еще коснуться верхушек полярных со­ пок, а моряки тральщика были уже на ногах. Прозвучала команда: «'Пошел шпиль!».' С давних пор повелось считать, что « ’емка с якоря или со швартовов также, как постановка пли швартовка; являют­ ся лучшей проверкой морской выучки и культуры личного состава корабля. Есть даже поговорка: «Чисто снялся — ли­ хо пошел». Поэтому и стараются моряки. Никто не хочет отставать. Подбадривают друг друга. — Якорь встал! — докладывает стар­ ший боцман старшина 1 статьи Резник. — Якорь чист! — вновь слышится его доклад. Вахтенный офицер переводит ручки телеграфа со «стоп» на «малый вперед». Корабль вздрагивает, набирает ход. — Право руля! — Есть, право руля! — репетует ру­ левой матрос Мосейчук и четко выпол­ няет команду. — Так держать! — Есть, так держать! Корабль выходит из бухты на широкий морской простор... Т Р А Л С Т А В И Т Ь ! Экипаж горел желанием как можно быстрее осуществить переход в район траления и приступить к выполнению ! боевого задания. Не только минерам, но | и другим морякам хотелось услышать ; командного пункта долгожданный сиг­ нал: «Трал ставить!». Все минеры в полной боевой готовно­ сти. — Пока с мостика поступит команда о постановке трала, надо еще раз все тща­ тельно проверить, — говорит коммунист старшина 1 статьи Демидов. — Ваши обязанности при постановке трала? — обращается он к матросу Бе­ лякову. Воин отвечает уверенно. — Действуйте! Беляков берет инструмент и быстро выполняет один прием за другим. — Хватит, Беляков, — говорит Деми­ дов. — Только надо при работе стано­ виться немного дальше и соблюдать все меры предосторожности. Матросу Усачеву дастся приказание приготовить бандажи для бензелевки трала. За действиями Усачева наблюдают все минеры. — Готово, товарищ старшина. Старшина проверяет каждого матроса. На ходовом мостике в это время штур­ ман докладывал командиру, что до наз­ наченной точки остался один час хода. — Надо об’явить личному составу — подходим к месту траления, — распоря­ дился командир. Вахтенный офицер включил микрофон... Старшина 2 статьи Харцпзов в это время находился на верхней палубе. Он докладывал командиру боевой части о режимах работы главных машин, которые обслуживают его подчиненные. Замечаний нет. Прозвучала трель колоколов громкого боя. С мостика поступила команда: «По местам стоять, трал ставить!». Минеры заняли свои места по боевому расписа­ нию. Началась боевая работа. Старшина 2 статьи Марчук приказывает включить трал-лебедку. Старший матрос Богданов уверенно выполняет эту команду. Матрос Миков сталкивает за борт буй-обозначи- тель. Матросы Иерусалимский и Усачев действуют сноровисто, строго по инструк­ ции. Последовала команда: — Травить тралящую часть. Минепы действуют дружно. — Тралчасть стравлена... — доклады­ вает Марчук старшине группы минеров. Произведя необходимые действия, мо­ ряки вскоре стравили остальную часть трала. Затем матросы JIiikob и Иеру­ салимский присоединили уравнительные бриделя, а старший матрос Богданов берет тралящую часть на буксирное устройство. Матрос Барышполь в это время точно выполняет свои функции. — Трал поставлен! — докладывает на главный командный пункт старшина 1 статьи Демидов. С ходового мостика передали, что командир доволен работой трального расче­ та. Вскоре личный состав выстроился но правому борту. Командир поблагодарил моряков за отличную работу. Корабль идет по опасному району. За кормой — трал. Внимательно следит за ним матрос Миков. О работе трала, натя­ жении и исправности буксирного устрой­ ства, о состоянии буя-опраничптеля, о плавающих в его секторе наблюдения предметах он то и дело докладывает на главный командный пункт. Боевая работа тружеников моря, паха­ рей голубых дорог, продолжается долго. Позади осталось много миль. В сложных метеорологических условиях, с длитель­ ным отрывом от базы моряки самоотвер­ женно выполняют поставленную перед ними задачу. Каждый на своем боевом посту стремится, чтобы техника работа­ ла безотказно. На море разыгрался силь­ ный шторм. Корабль бросает с борта на борт, но он продолжает тралить. В мотор­ ном отделении создалось затруднитель­ ное положение. От старших матросов Си­ нявского и Любименко потребовались бы­ стрые и умелые действия, находчивость и выносливость. <П они выдержали труд­ ное испытание. Моряки трудились в ус­ ловиях высокой температуры и большого шума агрегатов, но обеспечили беспере­ бойную работу вспомогательного механиз­ ма. С поставленной командиром задачей они справились в короткий срок. Стар­ шие матросы Синявский и Любименко отлично знают свое дело, являются клас- сными специал истами. Траление продолжается. Шторм усили­ вается. Крен корабля увеличивается. Командир принимает решение — затопить два отсека забортной водой для остойчи­ вости корабля. Трюмные машинисты во главе со старшиной 2 статьи Скляреико быстро выполняют приказ. В Б А З У Плавание в сложных метеорологических условиях явилось для экипажа лучшей школой боевой выучки и морской закал­ ки. Боевое задание командования было выполнено успешно. Когда над морем спускались сумерки, поступило приказа­ ние: «Трал выбирать!». Довольные успешно выполненным зада­ нием, матросы, старшины и офицеры ко­ рабля трудятся с той же энергией, с ка­ кой и начинали свою ответственную ра­ боту. — Трал выбран, — последовал доклад на командный пункт. Прозвучал сигнал «сбор». Командир корабля поблагодарил личный состав за отличную работу на боевом тра­ лении. В ответ взволнованно прозвучали слова: «Служим Советскому С-оюзу!». Тральщик идет в базу. Вдали показался встречный корабль. Он быстро приближал­ ся. Оттуда слышались звуки оркестра. Это адмирал встречал тружеников моря. В от­ вет на приветствия и поздравления адми­ рала над проливом раздавалось мощное «ура». Вдали от родной базы моряки жили пол­ нокровной жизнью. Был организован при­ ем важных передач по радио. Моряки каж­ дое утро шли к Доске об’явлений и чита­ ли принятые и отпечатанные на машинке «Последние известия». Большую работу вели агитаторы тральщика. Главный стар­ шина Морев, старшина 2 статьи Петренко, старшина 1 статьи Осадчук и другие про­ водили беседы на боевых постах, раз’ясня- ли задачи похода, рассказывали об отли­ чившихся воинах корабля. Регулярно проводились политзанятия и политинформации. Офицеры выступали перед воинами с докладами и беседами. Например, тов. Су- хоручкпн сделал доклады: «Уставы Во­ оруженных Сил СССР — нерушимый за­ кон жизни и деятельности советских вои­ нов», «Бдительное и четкое несение ходо­ вой вахты — залог безаварийного плава­ ния». Офицер Емельянов беседовал с мо­ ряками о необходимости четко выполнять свои обязанности, неустанно крепить во­ инскую дисциплину и на другие темы. Личный состав часто слышал голос ко­ рабельного диктора. Во время траления было выпущено много номеров радиогазе­ ты. Они посвящались ходу выполнения за­ дания командования, бдительному несению ходовой вахты и другим вопросам. В стенной газете корабля и боевых листках коммунисты и комсомольцы си­ стематически отражали ход боевого трале­ ния, успехи и недостатки отдельных ма­ тросов и старшин. В одной из заметок за нарушение воинской дисциплины был под­ вергнут резкой критике матрос Гулида. На комсомольском собрании был разобран его проступок. Члены ВЛКСМ резко осудили комсомольца и об'явили ему союзное взы­ скание. Они помогли тов. Гулиде осознать свои ошибки. Работа коммунистов и комсомольцев явилась важным условием успешного вы­ полнения задания. Матросы, старшины и офицеры корабля не останавливаются на достигнутом. Воз­ вратившись в базу, они приступили к под­ готовке к состязательному тралению, за­ крепляют своп знания и опыт, получен­ ные в трудном походе. На корабле сейчас идет планово-предупредительный ремонт. Датросы и старшины усердно готовят тех­ нику к выполнению большой и ответствен­ ной задачи. Старший лейтенант Л. ГОЛУБЕВ. Строго по инструкции — Корабль к походу изготовить! — подана команда с мостика. Личный состав быстро занял твои ме ста и приступил к подготовке материаль­ ной части и оружия. Турбинисты отделения классного спе циалиста Афанасьева действуют ^ умело Бремени очень мало, поэтому необходимо работать четко, слаженно. Афанасьев, на ходясь у главного щита, внимательно следит за показаниями измерительных приборов. — Ввести в действие отсос и уплот­ нение! — отдаст моряк приказание ма­ тросу Юшкову. — Есть! — четко отвечает моряк i немедленно приступает к делу. — Начать обогрев турбин, следить за температурой корпусов, — следует оче­ редная команда. Классный специалист старший матрос Бусыгин строго выполняет требования инструкции по приготовлению механиз­ мов. Одна за другой следуют команды i со всеми ими машиннсты-турбинисты справляются образцово. В походе подчиненные Афанасьева по­ казали глубокое знание специальности, возросшее боевое мастерство, твердые на­ выки в эксплуатации техники. На про­ тяжении всего похода материальная часть, которой управляют воины отделе­ ния, работала безотказно. Моряки свое­ временно обеспечивали корабль заданны­ ми ходами. После возвращения в базу были подведены итоги боевой подготовки Дня. — Задача, поставленная перед нами,— говорил командир подчиненным. — вы­ полнена успешно. Афанасьев особо отметил действия старшего матроса Бусыгина и других воинов. Он призвал матросов, чтобы они еще настойчивее овладевали современной техникой, строго соблюдали инструкции и наставления. Старшина 1 статьи П. ВОЛКОВ. Безупречная служба Безупречно выполняет воинский долг воин Лисенков. Упорно и кропотливо изу­ чает он сложную боевую технику, воспи­ тывает в себе дисциплинированность и исполнительность. За успехи в боевой и политической подготовке и добросовестную службу Ли- сснкову присвоено звание младшего сер­ жанта. Сейчас он командир отделения, умело обучает молодых воинов. Многие его подчиненные, как и он сам, являются отличниками боевой и политической под­ готовки. Отделений, которым командует Лисенков, стало одним из передовых в подразделении. Сержант И . КУВАКИН . Проверка политических занятий И д е й ны й рост воинов Всегда в полной боевой готовности и отличном состоянии содержит боевую тех­ нику торпедный электрик специалист вто­ рого класса старший матрос Александр Чайковский. Добросовестная служба ком­ сомольца Чайковского отмечена рядом благодарностей и внеочередным кратко­ срочным отпуском. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Александр Чай­ ковский ва осмотром своего заведывания. Ф ото И . Никишова. К проверке политических занятий мы готовились в продолжение всего учебного года. Но особенно активно взялись за это после того, как у нас состоялась полити­ ческая информация. Сразу же мы приня­ лись за повторение пройденного материа­ ла, обращая особое внимание на наиболее сложные и слабо изученные вопросы. Руководитель группы, заместитель командира корабля по политической ча­ сти и другие офицеры позаботились о том, чтобы обеспечить слушателей необ­ ходимыми учебниками, наглядными посо­ биями. С матросами, пропустившими за­ нятия, была организована дополнительная учеба. Все это дало возможность слуша­ телям глубоко и прочно усвоить изучае­ мые материалы и в целом это благотвор­ но сказалось на результатах проверки политических знаний воинов. Отвечая на вопрос о задачах матросов и старшин в изучении новой техники и оружия, матрос Козлов привел много ин­ тересных и запоминающихся примеров из жизни личного состава корабля, указал на необходимость еще серьезнее и на­ стойчивее учиться военному делу, кре­ пить дисциплину и повышать бдитель­ ность. Содержательным было выступление матроса Берлинского. Еще недавно этот воин считался отстающим, не прояв­ лял ревностного отношения к службе. Но сослуживцы — передовые воины суме­ ли привить матросу вкус к политическим занятиям, помогли преодолеть трудности. На проверке политических занятий Бер­ линский дал исчерпывающие обстоятель­ ные ответы на поставленные перед ним вопросы. Не менее интересными и содер­ жательными были ответы и других това­ рищей. Подавляющее большинство из них получило хорошие и отличные оценки. Тот, кто старательно готовился к по­ литическим занятиям, кто постоянно за­ ботился о своем росте, тот и показал вы­ сокие знания на проверке, добился успе­ ха в службе. Неглубокие, непрочные знания па про­ верке показал матрос Перминов. Причина его отставания заключается в том, что он несерьезно относился к учебе, на за­ нятиях никакой активности не прояв­ лял, часто отвлекался, а некоторые за­ нятия вообще пропускал и, не беспо­ коясь о том, чтобы наверстать упущен­ ное, дополнительных занятий не посещал. В этом, конечно, повинны и мы, сослу­ живцы, и комсомольская организация, не потребовавшие серьезного отношения к учебе со стороны тов. Перминова. Старший матрос А. НРАСИЙ. Забота о каждом слушателе Руководитель группы политических за­ нятий тов. Александров проявляет посто­ янную заботу о том, чтобы каждый слу­ шатель полностью прочитал рекомендо­ ванную литературу по теме и разобрался в ней. В часы самостоятельного чтения он внимательно следит за тем, как ма­ тросы работают над материалом, как ус­ ваивают прочитанное. Хорошо зная спо­ собности каждого слушателя, руководи­ тель группы в соответствии с этим ока­ зывает им необходимую помощь. К провЬдению беседы пропагандист го­ товится со всей серьезностью и тщатель­ ностью. В каждом рассказе тов. Алексан­ дров старается глубже раскрыть факты из жизни своей части и подразделения, делает выводы, вытекающие из важней­ ших политических событий последних дней. Индивидуальный подход к каждому ма­ тросу даст возможность руководителю по­ литических занятий оказывать в ходе беседы влияние на каждого воина. Инди­ видуальный метод позволяет привлекать к активному участию в беседе тех матро­ сов, которые редко до этого высту­ пали. Например, матрос Сигачев часто отмалчивался на занятиях. Малообщи­ тельный был он и в кругу товарищей. Пропагандист на одном из занятий пред­ ложил Снгачеву рассказать о том, что пишут его товарищи, уволенные в запас из рядов Военно-Морских Сил п поехав­ шие на работу в колхоз. Матрос высту­ пил и рассказал, как радушно их встре­ тила колхозная деревня, какие нм созда­ ются условия для плодотворной работы в колхозе. Так с помощью руководителя группы политзанятий матрос Сигачев сде­ лал первый шаг к тому, чтобы оконча­ тельно преодолеть свою робость, которая мешала ему активно участвовать в обсуж- детпги изучаемых вопросов. После каждого выступления матросов руководитель делает краткое заключение, а в конце занятия подводит итоги по со­ держанию всей беседы, дает оценку ус­ воения изучаемой темы группой, отме­ чает положительные стороны и недостат­ ки каждого выступающего. На проверке политических занятий группа офицера тов. Александрова получила отличную оценку. Матрос Н. ЛЕБЕДЕВ. Воины показывают глубокие знания Пятеро матросов нашей группы полу­ чили хорошую оценку знаний на проверке политических занятий, остальные— «от­ лично». Добиться таких показателей нам удалось благодаря постоянной и настой­ чивой учебе в течение всего учебного го­ да. Приходилось очень часто подолгу про­ сиживать за изучением рекомендованной литературы, отдавать этому свободное время. Особое внимание мы обращали на наиболее сложные вопросы учебного пла­ на. В часы самостоятельной работы особен­ но хорошо и много помогал нам руководи­ тель группы офицер Зеленов и его по­ мощник старшина 1 статьи Клочков. Они советовали, какую подобрать литературу, учили, как работать над книгой, чтобы лучше усвоить ту или иную тему. Итогом настойчивой и ягрьезной рабо­ ты руководителя политических занятий, его помощника и всех слушателей яв­ ляется та высокая оценка, которую по­ лучила наша группа в день проверки политических занятий. Особенно хорошие результаты на про­ верке политических занятий показали старшие матросы Мерзляков, Воробьев, матросы Горбунов, Мозгунов, Ефремов и другие. Эти товарищи являются не толь­ ко отличниками политической подготов­ ки, но и имеют также успехи в службе, хорошо знают свою специальность. Матрос В. ГУЛЕВИЧ. -----------О----------- По следам наших выступлений «ПОЧЕМУ ПРОСТАИВАЮТ МЕХАНИЗМЫ» Так называлась корреспонденция К. Ва- обсуждена на совещании внженерно-тех- сильева, опуоликованная в нашей газе­ те 3 сентября. В ней указывалось на плохую организацию труда строителей, слабое использование строительных об’ектах. механизмов на нических работников. Начальнику участ­ ка Киеву и прорабам Батраку и Гриш- ко дано указание лучше использовать ме­ ханизмы на строительных площадках. В настоящее время приняты меры к полно­ му использованию башенных кранов на Редакции сообщили, что эта заметка стройках. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Разработка В. И. Лениным идеологических основ марксистской партии Коммунистическая партия Советского Союза, созданная гениальным Лениным и закаленная в боях под руководством Ленина, ученика и продолжателя дела Ленина И. В. Сталина, является ведущей, руководящей и направляющей силой со­ ветского общества. Свою великую роль борца против капиталистического строя и созидателя нового, социалистического строя, роль аванга!рда международного коммунистического движения партия ус­ пешно выполняла и выполняет благодаря тому, что во всей своей деятельности ру­ ководствуется великим, всепобеждающим учением марксизма-ленинизма. Марксистско-ленинская идеология безраздельно господствует в нашей стране. Марксизм-ленинизм составляет основу всей многогранной деятельности Коммунистиче­ ской партии по руководству страной, по коммунистическому воспитанию советских людей. Партия неустанно воспитывает со­ циалистическое сознание у широких масс трудящихся. Марксизм-ленинизм стал по- истине учением миллионов рабочих и кре­ стьян, сознательных и активных строите­ лей коммунизма. Великим историческим торжеством марксистско-ленинской идеолога и является успешное строительство новой жизни в Китайской Народной Республике, в стра­ нах народной демократии. Марксистско- ленинская идеология — могучая сила, мо­ билизующая народы земного шара на борьбу против империализма и реакции, за победу дела мира, демократии и социализ­ ма. * * * В начале XX века перед русскими рево- люционерами-марксистами стояла неотлож­ ная задача создания революционной марк­ систской партии, способной возглавить пролетариат и повести его на штурм ца­ ризма и капитализма. Трудности создания такой партии в условиях самодержавного строя усугублялись появлением в русской социал-демократии «экономизма», провоз­ гласившего отказ от всех марксистских ре­ волюционных принципов. «Экономизм» был оппортунистиче­ ским направлением в русской социал-де­ мократии. Идеологией «экономизма» была тред-юнионистская, буржуазная идеология. «Экономисты», преклоняясь перед стихий­ ным рабочим движением, приспосаблива­ лись к отсталости масс и ограничивали за ­ дачи и размах рабочего движения экономи­ ческой борьбой. Они стремились превра­ тить рабочее движение в придаток либе­ ральной буржуазии, развратить классовое сознание рабочих, привить им буржуазную идеологию: Чтобы создать самостоятельную полити­ ческую партию рабочего класса, необходи­ мо было разоблачить и ра?громить оппор­ тунизм «экономистов», поставить дело об’- единения марксистских организаций на прочную идейную основу, раз’яснить цели и задачи рабочего движения и марксист­ ской партии в России. Необходимо было развернуть теоретическую работу, без ко­ торой невозможен был успешный рост ре­ волюционного движения, разработать идео­ логические основы политической партии пролетариата. Выполнению этих задач была посвящена деятельность общерусской марксистской политической газеты «Искра», организо­ ванной В. П. Лениным, и его знаменитая книга «Что делать?», вышедшая в свет в середине марта 1902 года. В книге «Что делать?» Ленин разобла­ чил отступление «экономистов» и их за­ падноевропейских союзников— бернштей- нианцев от революционных принципов марксизма, показал вред их взглядов для рабочего класса и революционного движе­ ния в целом. Теоретические взгляды «эко­ номистов», их проповедь «свободы крити­ ки» марксизма на деле означали отказ от революции, от диктатуры пролетариата, от социализма. В^ идеологических принципах пролетар­ ской партии важнейшее место занимает вопрос о роли теории в рабочем движении. Ленин высоко поднял значение революци­ онной теории, как основы социалистиче­ ской идеологии, как могучей организую­ щей, мобилизующей и преобразующей си­ лы в жизни общества. Такой теорией яв­ ляется теория марксизма, которая впервые превратила социализм из утопии в науку, раскрыла законы развития общества, до­ казала неизбежность гибели капитализма и замены его социализмом, выяснила все­ мирно-историческую роль пролетариата, как могильщика каппталистическогостроя я строителя нового, социалистического об­ щества. Революционная теория марксизма дала прочную теоретическую опору рабочему движению, указала авангарду рабочего класса — пролетарской партии ясные це­ ли борьбы. Ленин подчеркивал, что «без революционной теории не может быть и революционного движения», что «...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Ленин учил творческому пониманию марксизма, умелому применению его к ус­ ловиям России, разработке и обогащению его новыми положениями с учетом нового революционного опыта и новых историче­ ских условий классовой борьбы пролетари­ ата. В книге «Что делать?» Ленин показал роль революционной партии в деле про­ паганды социалистической идеологии, внесения социалистического сознания в рабочее движение, раз’яснпл запутанный «экономистами» вопрос о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении. Ленин гениально обосновал по­ ложение о том, что марксистская партия есть соединение рабочего движения с со­ циализмом. Он показал роль марксистской партии как идеолога, носителя социали­ стической идеологии, руководителя рабоче­ го движения. Преклонение «экономистов» перед сти­ хийностью рабочего движения, отрицание ими необходимости внесения в рабочее движение социалистического сознания, со­ циалистической идеологии, отрицание ру­ ководящей роли партии означало на деле укрепленно буржуазной идеологии, усиле­ ние ее позиций в рабочем классе, стремле­ ние подчинить рабочее движение буржуа­ зии. Ленин учил, что «...всякое умаление социалистической идеологии, всякое от­ странение от нее означает тем самым уси­ ление идеологии буржуазной». Социалистическая идеология,^ указывал Ленин, возникает не из стихииного дви­ жения, а из науки. Научный социализм общественной мысли и революционного движения всех стран света. Пробудившийся к борьбе пролетариат и другие эксплуатируемые капитализмом трудовые слон населения тянутся к со­ циализму, нуждаются в научном освеще­ нии пути их борьбы. Классовый интерес заставляет рабочих думать над условиями своего освобождения, делает их восприим­ чивыми к социализму. Отказ от борьбы за внесение социалистического сознания в ра­ бочее движение означает стремление оста­ вить рабочий класс безоружным, обречь ого на долгие мучительные страдания. Ленин *со всей силой подчеркивал роль социалистической идеологии, роль передо­ вых идей, которые приобретают значение материальной силы, когда они овладева­ ют миллионными массами. В книге «Что делать?» Ленин разобла­ чил и разгромил оппортунизм «экономи­ стов» в области политики. Ленин показал, что преклонение «экономистов» перед сти­ хийным рабочим движением, отрицание ими значения социалистической идеологии вели к отказу от политической борьбы пролетариата. Ленин учил, что главной, решающей формой борьбы рабочего класса является политическая борьба, что только она пре­ вращает борьбу рабочих в действительно классовую борьбу всего рабочего класса против всего класса капиталистов и под­ держивающего этот класс правительства. Задача партии состояла в том. чтобы по­ средством организации рабочих, пропаган­ ды и агитации превратить стихийную (экономическую) борьбу российского про­ летариата против угнетателей в политиче­ скую борьбу за свержение самодержавия. Развивая идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической револю­ ции, Ленин подчеркивал, что партия, охра­ няя классовую самостоятельность пролета­ риата, должна постоянно ставить перед ра­ бочим классом общедемократические зада­ чи. сплачивать вокруг него все демокра­ тические элементы, способные бороться за свободу. Партия должна быть постоянно во главе движения, руко­ водить им, воспитывать массы политиче­ ски, развивать их политическое сознание, политическую активность, направлять их энергию на борьбу против самодержавия и капитализма. Одной из форм политического воспи­ тания масс Ленин считал политическую агитацию — всесторонние политические обличения господствующих классов. Про­ летарские революционеры должны были усилить работу в массах, идти во все классы населения в качестве пропаганди­ стов, агитаторов и организаторов. Борьба Ленина против «экономистов* отражала борьбу двух направлений в рус­ ской социал-демократии: революционного и оппортунистического. «Экономисты», от­ казываясь от политической борьбы, вос­ певая стихийный процесс рабочего движе­ ния и отрицая руководящую роль партии, хотели иметь не партию социальной рево­ люции, а партию «социальных реформ». «Экономисты» были реформистами, преда­ ющими интересы пролетариата. В соответствии с политическими задача­ ми, стоявшими .перед рабочим классом, Ленин разработал организационный план построения марксистской партии в Рос­ сии. Книга В. И. Ленина «Что делать?» сыг­ рала выдающуюся роль в создании и раз­ витии пашей партии. В этой книге Ленин первый в истории марксизма обнажил идейные истоки оппортунизма, защитил и отстоял революционные принципы марк­ сизма, поднял на высоту значение револю­ ционной теории, дал гениальную разработ­ ку идеологических основ марксистской партии. Книга «Что делать?» учит верности марксизму-ленинизму, борьбе за чистоту революционной теории, за упрочение со­ циалистической идеологии, против буржу­ азной идеологии, в какой бы форме она ни проявлялась. Учение В. И. Ленина о значении рево­ люционной теории в борьбе пролетариата, Маркса и Энгельса явился теоретическим обобщением всех достижений передовой 1 политическую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz