На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 о ктября 1 9 5 4 г., N° 2 4 5 ( 5 0 8 7 ) УставЫ—закон нашей Жизни СОДЕРЖАТЬ ТЕХНИКУ В ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ Матрос обязан: «...содержать в образцовом состоянии свое заведываиие и иметь всегда исправные, готовые к бою оружие и технические средства». (Корабельный устав Военно-Морских Сил Союза С С Р ). ☆ В современном быстротечном морском бою победа во многом зависит от состоя­ ния техники. Следовательно, каждый во­ ин должен всегда содержать оружие и технические средства в образцовом со­ стоянии, в полной боевой готовности. Для этого надо максимально использовать ежедневные осмотры и проворачивания механизмов, планово-предупредительные осмотры и ремонты, время подготовки корабля к походу. Многие воины нашего корабля заботли­ во ухаживают за материальной частью, эксплуатируют ее в строгом соответствии с требованиями инструкций и наставле­ ний. Особенно тщательно готовится кора­ бельная техника к походам. Матросы трюмной группы Барков, Мордасов и другие творчески подходят к этому делу. Большую часть времени они используют на проверку и подготовку основных ме­ ханизмов и их узлов. В оставшиеся до аврала минуты материальная часть чи­ стится, протирается, производится необ­ ходимый ремонт деталей. Мелкие ремонт­ ные работы позволяют сократить плано­ во-предупредительные ремонты. Некоторые воины из трюмной группы уволились в запас. Старшина 2 статьи Кротов, по указанию командира подраз­ деления, распределил заведывания ушед­ ших матросов между оставшимися опыт­ ными специалистами и молодыми воина­ ми. Отработанная ранее взаимозаменяе­ мость сказалась положительно. Морякам не потребовалось много времени на отра­ ботку слаженности боевыг постов. Все хо­ рошо заботятся о состоянии техники, ревностно выполняют свои служебные обязанности, строго соблюдают инструк­ ции и наставлення. В практике дежурной и вахтенной служб у трюмных .машинистов устано­ вилось правило — немедленно выполнять мелкие ремонтные работы. Это также освобождает от необходимости вносить в список работ на планово-предупредитель- ный ремонт всякие «мелочи». Иными словами, порядок наводит матрос, кото­ рый выявил дефект и может устранить его сразу же, спросив на это разрешение у командира. В основном это касается протирки клапанов, смены прокладок во фланцевых соединениях, постановки бу­ гелей или с’емки магистралей и заварки их. Очень важно, чтобы каждый i воин всогда своевременно ставил в известность командира о состоянии материальной ча­ сти заведывания. Доклад должен быть четким и ясным, технически грамотным. Ни в коем случае нельзя скрывать недо- стетки. Это может привести к серьезным последствиям. Трюмному машинисту матросу Жере- бятнккову перед выходом корабля в море приказали привести в порядок помеще­ ние и механизм. Матрос почистил меха­ низм и покрасил помещение. Во время работы он подложил отвертку под маги­ страли охлаждения двигателя помпы, что­ бы прекратить доступ воды в трюм, и за­ был об этом. Доложив старшине о готов­ ности заведывания к походу, Жеребятни- ков вскоре сошел с корабля. Когда же за­ пустили помпу, произошла задержка в ее работе. Причиной явилась халатность ма­ троса. Каждый матрос должен извлечь для себя урок из этого факта и не допускать в дальнейшем подобных промахов. Важным фактором обеспечения посто­ янной готовности материальной части к действию является систематичность и плановость ухода за техникой. Вся тех- ☆ ника и механизмы должны постоянно на­ ходиться под наблюдением. Одно время трюмные машинисты остав­ ляли без внимания палубные заглушки приема пресной воды и выгородки клапа­ нов бортовых систерн. На них попадала пода, заглушки ржавели и не проворачи­ вались, а в кожухи заливалась забортная вода. Bo-время не убранная, она разру­ шала краску выгородки, а иногда и што к и самих клапанов. Чтобы устранить де фекты, нужно было затратить много вре­ мени. Когда же за ними было установле но надлежащее наблюдение, положение изменилось. Стали своевременно убирать виду, смазывать тавотом штоки. Это по­ зволило увеличить срок работы механиз­ мов между планово-предупредительными ремонтами. ^Залог бесперебойной работы техник4 — строгое и точное соблюдение эксплуа­ тационных инструкций. Инструкции по­ зволяют наиболее экономично и рента­ бельно обслуживать механизмы. У нас этому вопросу уделяется большое и по­ стоянное внимание. В часткости, каждыГ заступающий на вахту у механизма во­ ин еще раз повторяет инструкцию. Командиры постоянно требуют от подч.и- ненных строгого соблюдения правил систематически контролируют действия подчиненных. При планировании и производстве ре­ монтов большую помощь оказывают за­ писи в эксплуатационных журналах • состоянии того или иного механизма за Е есь период между ремонтами, о замечен­ ных снижениях тактико-технических данных, поломках, превышениях норм нагрузки и т. п. Старшинский состав трюмных и котельных групп несвоевре­ менно и неполностью фиксировал эти данные, а это задерживало впоследствии составление планов ремонтных работ. Они получались нереальными и наду­ манными. Старшинам было своевременно указано на этот недостаток, и они, оценив значе­ ние записей, стали своевременно фикси­ ровать в журналах всю «биографию» ме­ ханизмов и систем. Прежде чем вскрывать механизмы, за­ ведующие и занятые в ремонте матросы обязаны ознакомиться с записями и, ис­ ходя из них, производить дефектацию де­ талей, в которых возможны поломки иди выработка. Затем постепенно нужно изу­ чать и осматривать все детали, чтобы выяснять из’яны в работе механизма, а не тофко устранить главный дефект в его работе. Кропотливая детальная дефектация и изучение поломок могут привести к из­ менению инструкции по эксплуатации или конструктивным изменениям, кото­ рые будут способствовать безаварийной работе. У котельных машинистов был случай, когда нарушилась работа валика тяги золотника питательного насоса. Де­ тальное изучение условий работы валика и его поломок натолкнули старшину 2 статьи Корниенко на мысль о том, что можно изменить конструкцию валика. В мастерской корабля был изготовлен и установлен на место валик новой конст­ рукции, предложенной старшиной. И вот уже в течение нескольких месяцев он ра­ ботает безотказно, не принося никаких хлопот. Советский народ оснастил наш флот первоклассной боевой техникой. Заботли­ вый уход за оружием и техническими средствами — залог безаварийного пла­ вания корабля, успешного выполнения заданий командования. Этого требует Ко­ рабельный устав. Старший инженер-лейтенант Г. ГУСЕВ . О воинском воспитании На собственном опыте мне пришлось убедиться, что воинское воспитание под­ чиненных — один из самых важных мо­ ментов в повседневной работе офицера Неспроста еще в училище этому вопросу уделялось так много внимания. Наши пре­ подаватели рассказывали нам на лекциях в товарищеских беседах, на комсомольских собраниях о том, как устанавливаются правильные взаимоотношения с подчинен­ ными, делились своим богатым опытом приобретенным за долголетнюю службу на флоте. Они предостерегли нас, будущих моло­ дых офицеров, от погони за дешевой по­ пулярностью. — Таким путем вы сможете заслужить расположение одного, от силы двух ма­ тросов, но отнюдь не всего личного соста­ ва, — говорили офицеры. — Ведь среди ваших подчиненных наверняка будут лю­ ди, имеющие значительно больший жиз­ ненный опыт, чем вы. Они сразу заметят все неестественное в поведении и поступ­ ках молодого офицера. Вам трудно будет скрыть от них свои промахи и ошибки. Поэтому командир должен очень тщательно продумывать каждый свой шаг, чтобы не подорвать свой престиж в глазах подчи­ ненных неблаговидным поступком. Нам, курсантам, преподаватели постоян­ но напоминали о необходимости быть тре­ бовательными абсолютно во всем не только в службе, но и в быту. Трудно определить грань между службой и бытом воина - от того и другого в какой-то степени за­ висит боевая готовность подразделения и корабля в целом. Естественно, что эти весьма полезные поучения пока носили лишь теоретиче­ ский характер. Велись они в классах и лекционных залах, конкретных трудностей в воспитании подчиненных никто из нас тогда еще не встречал, потому что не бы­ ло еще и самих подчиненных. Все это нас ожидало впереди, а пока мы больше бес­ покоились о предстоящих зачетах и госу­ дарственных экзаменах. Но вот заменена курсантская фланелев­ ка на офицерский китель и получено наз­ начение на корабль для прохождения даль­ нейшей службы. Теперь вопросы воинско­ го воспитания не кажутся отвлеченной теорией. Их нужно решать настойчиво и повседневно во всей своей практической работе. Когда по прибытии на корабль предо мной впервые выстроились мои подчинен­ ные, я с большим вниманием разглядывал их. Как мне хотелось сразу, по внешнему виду определить характеры, наклонности каждого матроса и старшины! Но я ви­ дел только, как тогда казалось, одинаково серьезные лица, пытливые глаз?, которые изучали меня с неменыпим интересом, чем я их. «Воинское воспитание придется начи­ нать с более близкого знакомства с подчи­ ненными», — невольно подумал я. Приблизительно эту мысль мне выска­ зал в тот же день один из корабельных офицеров. В беседе со мной он с большим тактом коснулся трудностей, с которыми я, возможно, встречусь, назвал офицеров, у которых можно многому поучиться, а глав- П И С ЬМ А М О Л О Д Ы Х О Ф И Ц Е РО В ное, и самое ценное для меня в то время — коротко охарактеризовал некоторых мо­ их подчиненных. Он не навязывал своего мнения о людях, а как бы делился собст­ венными наблюдениями. Я до сих пор бла­ годарен ему за этот простой, откровенный разговор. Много полезных советов получил я от своего непосредственного начальника r то время инженер-капитан-лейтенанта Ере­ мина. Иомню, в начале своей службы ] меня бывали случаи, когда я не совсем правильно оценивал людей. Однажды в разговоре с тов. Ереминым высказал весь­ ма лестное мнение о деловых качествах одного из своих командиров отделения. — Хороший старшина, специальность знает отлично, есть у него чему поучить­ ся подчиненным, — эти мои слова коман­ дир подразделения встретил весьма снис­ ходительной улыбкой. Он не стал меня пе­ реубеждать, а только сказал: — Никогда не делайте поспешных вы­ водов, вначале хорошо разберитесь. Поздней я убедился в своем ошибочном суждении о командире отделения. Получше изучив его, заметил, что он хотя и яв­ ляется специалистом первого класса, но свои знания подчиненным передает плохо, груб с ними. Помещение и механизмы, за которые нес ответственность этот коман­ дир отделения, при проверке оказались в плохом состоянии. Мне тогда стали по­ нятней слова инженер-капитан-лейтенанта Еремина о том, что никогда не следует де­ лать поспешных выводов, особенно, если речь идет о людях. Командира отделения пришлось отстранить от должности. - — Кого же вы хотите назначить вместо него? —• спросил командир подразделения. К этому времени я уже лучше знал под­ чиненных и назвал кандидатуру старши­ ны 2 статьи Байкова. Он отлично знает специальность, пользуется у матросов ав­ торитетом, комсомольцы подразделения из­ брали его своим вожаком. Командир согла­ сился с моим выбором. Теперь чувствую, что не ошибся. Байков является сейчас одним из лучших старшин корабля. В воспитательной работе многому учусь у других, более опытных в этом от­ ношении офицеров. Стараюсь получше при­ смотреться, как они работают с подчинен­ ными. Особенно мне понравилось, как строит свои взаимоотношения с матросами старший лейтенант Куриленко. По какому бы вопросу к нему ни обратились подчи­ ненные, он всегда внимательно их вы­ слушивает, и это помогает ему принимать правильные решения. Однажды, наблюдая за тем, как Куриленко тщательно разби­ рает недостатки в службе одного матроса и продуманно выправляет положение, при­ знаться, даже позавидовал ему. Невольно у меня возник вопрос: «А лак бы я по­ ступил на его месте?». Большое значение в вопросах воинского воспитания имеет работа со старшинами. Зедь они являются командирами, которые ближе всех стоят к матросам. От их бла­ готворного влияния на подчиненных за­ висит во многом уровень организован-чо- стп всего подразделения, состояние боевjfi готовности. Приведу такой пример. С некоторого времени в одном из моих отделений резго ухудшилась воинская дисциплина, что не замедлило сказаться и на успехах матросов в боевой подготовке. Старшин матрос Се­ ров стал нарушать требования уставов, в нетрезвом с о с т о я н и и возвратился из у в о л ь ­ нения. Признаться, не сразу я разобр-ися в причине этих нарушений. С-овсем недав­ но отделение было не хуже других. Решил поближе присмотреться к людям, не торо­ питься с выводами. Вскоре выяснил )сь, что в снижении дисциплинированности в отделении во многом новинен сам командир отделения старшина 2 статьи Обергьн- ский. Он сам несколько раз нарушал устав­ ной порядок, был замечен в употреблении спиртных напитков, как-то даже пришел с берега на корабль пьяным. Поэтому ечз- действие необходимо было прежде всего оказать на старшину, а потом уже на его кодчиненных. Вот здесь большую помощь мне оказала комсомольская организация. Одними мерами принуждения испралтть положение было невозможно. Комсомоль­ цы резко осудили недостойное поведение Обертынского и других нарушителей дис­ циплины. Общественное воздействие в со­ четании со строгим дисциплинарным взы­ сканием не прошло бесследно. Старшина 2 статьи Обертынский изменил свое отно­ шение к службе. За ним перестали заме­ чаться прежние пороки, он стал требова­ тельней не только к себе, но и к подчи­ ненным. А это не замедлило сказаться на состоянии дисциплины в отделении. Ис­ чезли случаи пьянок, повысилась органи­ зованность личного состава, заметней ста­ ли успехи в боевой и политической учебе. Коротко хочу сказать о требовательно­ сти офицера к подчиненным. Устав обя­ зывает командиров и начальников реши­ тельно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, постоянно воспи­ тывать своих подчиненных в духе неук­ лонного выполнения всех приказов, рас­ поряжений, инструкций и наставлений. Здесь у меня есть слабина. Иногда сам замечаю, что неправильно отношусь к некоторым проступкам матросов. Порой нужно наказать человека, а я ограничи­ ваюсь лишь разговором. Поздней, гля­ дишь, он опять совершил проступок. Такую, прямо скажу, мягкотелость проя­ вил я по отношению к одному из своих подчиненных, когда он допустил грубое нарушение правил дежурства. В практической деятельности большую помощь мне оказали сборы молодых офи­ церов соединения. На них старшие офице­ ры делились своим опытом по воспитанию подчиненных. На сборах мы, молодые офи­ церы, получили ответы на многие вопро­ сы, возникающие у нас в процессе рабо­ ты с матросами и старшинами. Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия прово­ дились почаще. В заключение отмечу, что основным ру ­ ководящим документом в службе для нас является Корабельный устав. Его требова­ ния определяют всю нашу служебную и воспитательную деятельность. В уставе заложен многолетний опыт и лучшие тра­ диции Советского'Военно-Морского Флота. Инженер-лейтенант М. БЯИТШ ТЕЙН . О р у д и е з а р я д и т ь ! Подразделению предстояло выполнить огневую задачу. Ма- — Орудие зарядить! — поступила команда. тросы и старшины тщательно готовились к этому ответственно­ му моменту. На боевых постах регулярно проводились практи­ ческие тренировки, максимально приближенные к условиям бое­ вой действительности. Вместе со всеми воинами настойчиво отрабатывал свои навыки и матрос Леонид Охоботов. В этом ему много помогал комсомолец Чайковский. В свободное время их часто можно было видеть за изучением описаний, чертежей и схем. Теоретические знания, как правило, закреплялись на практике. Все это не смогло не сказаться на повышении мас­ терства молодого артиллериста. Наступил день выполнения огневой задачи. Все пришло в движение на боевых постах. Вот у одного из орудий трудится матрос Охоботов. Действия его четки и размеренны. выполнив прием, воин ждет следующего Быстро и умело сигнала... В течение всей стрельбы матрос Охоботов сноровисто дейст­ вовал на боевом посту.. Сейчас, как и все артиллеристы подразделения, комендор старательно готовится к сдаче очередной задачи, систематиче­ ски тренируется в подаче снарядов. Матрос Охоботов глубоко понимает, что в совершенстве ов­ ладеть специальностью можно только путем настойчивой и кро­ потливой учебы. Вот почему он упорно совершенствует свое боевое мастерство, воспитывает в себе закалку и физиче­ скую выносливость. Старшина 1 статьи В. ЧЕРНЯЕВ . Отлично несет ходовую вахту в слож­ ных метеорологических условиях старший матрос Иван Борщевский. Являясь чле­ ном комсомольского бюро подразделения, он активно участвует в общественной жизни корабля. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старший матрос Иван Борщевский на вахте. Ф ото И . Никишова. С помощью товарища Первое время рядовому Филиппову встретилось много неясных и сложных вопросов но изучаемым темам на поли­ тических занятиях. Руководитель группы рассказал об этом на одном из комсомоль­ ских собраний и просил комсомольцев помочь ему в работе с отстающими слу­ шателями. О т л и ч н и к боевой и политической под­ готовки комсомолец Симашкнн взялся по­ мочь рядовому Филиппову. Подобрав не­ обходимую литературу, они целыми ве­ черами просиживали над книгами, состав­ ляли краткие записи. Так шли дни, неде­ ли, месяцы. С помощью Симашкина Фи­ липпов полюбил книгу, стал лучше раз­ бираться в материалах. Благодаря помощи товарища, Филиппов успешно изучил все темы политических занятий. Это помогло воину добиться ус­ пеха в боевой подготовке и в службе. Сержант А. КОНДРАЧУК. -------О------- По следам Ему было как-то не по себе. В ушах стоял страшный шум. Казалось все, что есть самого худшего в эфире, выливалось из телефонов и давило на барабанные пе­ репонки. Радист Александр Веселов от этого морщился, как от зубной боли. Го­ лова отказывалась отчетливо соображать. Веселов незаметно посматривал на вахтенного радиста старшего матроса Чи- няева. Тот так увлекся работой, что не замечал мучений молодого радиста. Вах­ тенный быстро записывал на бланк груп­ пы знаков. Карандаш в его руках бегал по бумаге быстро и уверенно. Вдруг Чи- няев прижал руками черные колпачки наушников, затем молниеносным движе­ нием проверил настройку. Затухавшие было сигналы словно вырвались из-за препятствия, полились громким сплош­ ным потоком. На лбу связиста появились бисерные капельки пота. Вытереть их воину было некогда. «Вот тебе и легкая, не пыльная «ра­ ботенка», — вспомнил Веселов тех из то­ варищей по школе, которые считали труд радиста чуть ли не занятием белоручек. Подключившись параллельно к приемни­ ку Чиняева, Веселов не мог принять и десятой доли того, что сделал его това­ рищ. А уж как он старался! — И как это у тебя ловко получает­ ся?! — спрашивал Веселов у Чиняева после вахты. — II всегда ты сумеешь принять радиограмму? — Если нужно, значит можно, — от­ ветил тогда Чиняев и посоветовал Весе­ лову больше тренироваться практически по приему на слух и передаче на ключе Он говорил: — В нашем деле, как ни в каком дру­ гом, важна последовательность. Передайте ныне определенное число знаков в мину­ ту, а завтра — больше* затем — еще больше. Так же, примерно, практикуйтесь и в приеме. Приобретенные навыки за­ крепляйте и двигайтесь дальше... Александр Веселов не раз принимал радиограммы параллельно с Чиняевым и другими опытными специалистами. Он пристально следил за каждым их движе­ нием, перенимал все то ценное, без чего не может быть мастера эфира. При та ­ ком внимании любое дело, даже самое сложное и трудное, начинает нравиться, если видишь, как делает его вдохновен­ ный мастер. Но желания было мало. И в этом ма­ трос Веселов убедился на очередной тре­ нировке. В простых условиях он кое-как принял учебный текст радиограммы. Но вот появились помехи — этот вечный враг радистов. Чиняев работал, как ни в чем не бывало. Веселов же допустил про­ пуски. — Опять неудача! — огорчался он. -— Оснований для паники нет, — хладнокровно говорил Чиняев. — В таких случаях следует уменьшить полосу про­ пускания сигнала. Можно включить фильтр. Кроме того, целесообразно изме­ нять звучание сигнала... И все равно не сразу удалось приме­ ниться, преодолеть трудности. Особенно много хлопот причиняло Веселову изуче­ ние схем. Взять, к примеру, систему пи­ тания ламп приемника. Начнет, бывало, следить за линией, которая идет от источ­ ника к потребителю. До конденсатора — все нормально. А после — попробуй разо­ браться, что и з а ч ем ../ Так, занимаясь однажды изучением схемы, Веселов пришел к твердому убеж­ дению: надо знать назначение каждой де­ тали, тогда легко будет обеспечить живу­ честь материальной части, обслуживать ее. Но чему же отдать предпочтение?- В подразделении были радисты, которые утверждали, что знание схемы — это главное. Другие говорили наоборот: знай приемник и передатчик, а схема — при­ ложится. Матрос не согласился ни с кем. Он с помощью командира отделения осваивал материальную часть наглядно. Расскавом и показом учил его начальник. А однаж­ ды командир сказал: — Радист и в мирное время на войне!.. Это Веселов понял не сразу. — По напряжению, по методам работы мы, связисты, выполняем боевые задачи. Так же скрытно, четко и бесперебойно мы будем действовать и на войне даже в ус­ ловиях применения противником атомного оружия и радиопомех с его стороны... Вот для чего необходимо в совершенстве знать свое дело. Эти слова крепко запомнились Алек­ сандру Веселову. «Значит, — думал он, — классный радист — это зрелый воин, готовый выполнить любой приказ коман­ дира». И ему страстно захотелось стать мастером своего дела. Это было его меч­ той, его целью. И уж такой у него на­ стойчивый характер: чего захотел, обяза­ тельно добьется. «Для советского человека, — вспоми­ нал он вычитанные из книги гордые сло­ ва, — нет ничего невозможного!.. ». И снова Александр Веселов много вре­ мени проводил за литературой, у схем и радиоаппаратуры. Как-то командир про­ верил знания материальной части Весело­ вым. Похвалил бойца, но радиста это не успокоило. Перед ним выросли новые трудности. Стоило корреспонденту начать быструю передачу, как звуки сливались в сплошной гул, и Веселов не сразу мог ра­ зобрать, какой передан знак. Ведь буквы «С» и «X» по телеграфной азбуке зву­ чат соответственно, как три и четыре точки, а буквы «О» и «Ш», как три и четыре продолжительных звука — тире. Не каждый связист разберется в атом во время работы, а делать это надо немед­ ленно, так как звуки льются, затухают, вновь прорываются без остановки. И сюит радисту замешкаться, отвлечься, не проявить должного вним ания ,, как будет допущен пропуск в тексте. Отсюда выте­ кает главное, без чего не может быть хо­ рошего связиста: чувство личной ответ­ ственности за порученное дело. И Веселов это твердо усвоил. Ему, как и каждому хорошему радисту, знакомо чувство постоянного беспокойства: а вдруг потеряю волну, а вдруг исчезнет корреспондент. Да и как тут не волно­ ваться, если часто доводится держать связь с самолетами, с кораблями и дру­ гими об’ектами. Во время вахт приходит­ ся выдерживать длительные физические напряжения. Это особенно часто бывает в дни плохого прохождения волны. Сигна­ лы «капризничают», и только ценой больших усилий их удается привести на слышимость. Если же не удается достиг­ нуть желаемого, то Веселову теперь ясно почему: слаб передатчик или корреспон­ дент находится очень далеко. В таких случаях надо сидеть и терпеливо ждать появления сигнала. Возможно, он снова затухнет и опять появится: радист запи­ сывает все, что только возможно. Такого 5 ж его правило! Однако не все радисты твердо соблю­ дают его. Был случай, когда во время практических занятий старший матрос Круглов не обнаружил своего корреспон­ дента. У него не хватало терпения и вы­ держки до конца. Он спасовал перед труд­ ностями поиска волны товарища в усло­ виях больших радиопомех. В такой же обстановке Веселов успеш­ но справился с порученным дедом, поло- жив перед командиром бланк, заполнен­ ный группами знаков. Круглов же ут­ верждал, что в это время его корреспон­ дент не работал. Когда эту отговорку отвергли, он стал оправдываться: — Видимо, приемник был неиспра­ вен... Этот случай показал, что Александр Веселов становится зрелым мастером. Ему уже под силу напряженные и ответствен­ ные вахты. Он занял свое место на пе* реднем крае защитников социалистиче­ ской Родины. В учебных буднях проходило время. Матросу Веселову за достигнутые ус­ пехи в боевой и политической подготовке и проявленное по службе усердие было присвоено очередное воинское звание. Ему уже казалось, что достигнуты вершины мастерства. Он научился работать в лю­ бых условиях. Но жизнь всегда «расстав­ ляет ловушки» там, где пх не ожидают. Потребовалось как-то на практических занятиях передать сигнал о готовности. Веселов сделал это добросовестно, как и при передаче обычного донесения. И вдруг ему об’явнли замечание... за неправиль­ ные действия. Оказывается, что сигнал о готовности надо было передать без зна­ ка настройки. «Век живи, век учись»,— подумал тогда воин. А придя в кубрик, задал товарищам вопрос: — Как передается радиосигнал об об’яв- лении готовности?.. И не зря он это сделал. Выяснилось, что отдельные товарищи при случае по­ ступили бы так же, как и Веселов. Снова книги и практические трениров­ ки. Устройство материальной части, ин­ струкции по ее обслуживанию, правила радиообмена и многое другое стало содер­ жанием службы старшего, матроса Алек­ сандра Веселова. Упорный труд принес замечательные плоды: он сдал экзамены на специалиста второго класса. А через некоторое время воин стал первоклассным радистом. Вскоре служба Александра Веселова круто повернула: его назначили коман­ диром отделения. Трудно, ох, как трудно быть начальником тех, с кем, как гово­ рится, «хлеб и соль делили пополам». Вчера подчинялся сам, а ныне поставлен командовать. Здесь не сразу приобретешь необходимые павыки. Пользуясь этим, кое-кто пытался про- неопубликованных писем Военкор оообщил в редакцию, что в подразделении, где он служит, плохо ис­ полняет свои обязанности еанннструктор Савельев. Заместитель командира по политиче­ ской части, которому была направлена копия письма для принятия мер, сообщил редакции, что факты, изложенные в кор­ респонденции военкора, подтвердились. Поведено совещание санинструкторов подразделений. За халатное отношение к своим обязан­ ностям санинструктору Савельеву об'явлен выговор. * # * В письме, присланном в редакцию, военкор сообщал о плохой работе комна­ ты политиросветработы, в которой не имелось ни газет, ни журналов. Копия этого письма была направлена для принятия мер в политотдел. Как со­ общили редакции, проверкой было уста­ новлено, что выписываемые для комна­ ты политиросветработы газеты и журна­ лы находились под замком и воины не имели возможности пользоваться ими. В настоящее время указанные недостатки устранены. тпиопоставить дружбу службе. Матрос Васильев, например, будучи в суточном наряде, небрежно выполнял свои обязан­ ности, а старший матрос Костин в беспо- ряке содержал тумбочку. Молодой коман­ дир отделения нашел правильное реше­ ние и строго взыскал с нерадивых под­ чиненных. Им это, конечно, не понрави­ лось. Но впоследствии они убедились, что требовательность их начальника способ­ ствует повышению качества службы. Все стали действовать без замечаний. Немало хлопот причинял Веселову на первых порах матрос Новиков. Слабо раз­ бираясь в устройстве материальной части, воин не проявлял усердия - но службе. Пришлось командиру отделения заняться с ним индивидуально. Беседы о долге пе­ ред Родиной, практические тренировки, занятия по специальности — все это проводил Веселов с подчиненным. II ре­ зультат сказался во время сдачи Нови­ ковым экзамена на классность: он стал специалистом второго класса. От души воин поблагодарил своего начальника: — Спасибо, товарищ командир, за нау­ ку! Не случайно старший матрос Маляров и все комсомольцы оказали Александру Веселову высокую честь и большое дове­ рие, избрав его в состав бюро ВЛКСМ. Он — настоящий вожак молодежи, на­ дежный помощник командира в воспита­ нии умелых и мужественных защитников Отчизны. II всегда к Веселову приходят товарищи за советом, помощью и под­ держкой. Он при случае напоминает со­ служивцам замечательные слова, ставшие девизом советской молодежи: «Мужество рождается в борьбе. Мужество воспиты­ вается изо дня в день в упорном сопро­ тивлении трудностям. II девиз нашей мо­ лодежи — это мужество, это упорство, это настойчивость, это преодоление всех препятствий... Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе н только к победе — и никуда иначе!». Для достижения этого Александр Весе­ лов и его подчиненные не жалеют сил и труда. Опп всегда идут наперекор труд­ ностям и добиваются успехов и службе. П . ЛУГАНИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz