На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

14 октября 1 9 5 4 г., N° 2 4 4 ( 5 0 8 6 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Партийная жизнь Старательный и трудолюбивый воин-коммунист Командир внимательно окинул взгля­ дом магроса Серова, доложившего о своем прибытии для дальнейшего прохождения службы. Хорошо подогнанное обмундирова­ ние ловко облегало статную фигуру стояв­ шего перед ним моряка. Уже но тому, как четко, по-уетавному доложил он о прибы­ тии и отвечал на вопросы во время бе­ седы, можно было заключить, что это — дисциплинированный, исполнительный воин. Из беседы с моряком командир уз­ нал, что до службы Серов был передовым производственником, активным обществен­ ником. Учитывая успехи комсомольца Серова, администрация паровозного депо, где он работал до призыва, направила его в железнодорожное училище, которое он успешно закончил и был награжден По­ четной грамотой. Получив специальность помощника машиниста, Серов стремился овладеть опытом передовиков, учился у них, а вскоре и сам стал добиваться вы­ соких производственных показателей. Мо­ лодой специалист сэкономил десятки тонн угля. Его наградили второй Почетной грамотой. Вскоре Серов вступил кандидатом в члены партии, его избрали в бюро рай­ кома комсомола. Молодой коммунист проя­ вил себя хорошим организатором и руко­ водителем молодежи. За успешную рабо­ ту по укреплению комсомольских органи­ заций Серов был награжден третьей По­ четной грамотой. Старательным и трудолюбивым воином зарекомендовал себя коммунист Серов с первых дней службы на флоте. — Начало у вас неплохое, — похвалил воина командир, — но довольствоваться старыми заслугами нельзя. Долг комму­ ниста — всегда быть примером в учебе и службе, настойчиво овладевать совре­ менной техникой, повседневно повышать свое мастерство. — Постараюсь и впредь служить че­ стно, — ответил моряк. — Этому меня обязывает высокое звание коммуниста. Слово свое Серов держит твердо. Он считается одним из лучших воинов под­ разделения. Его портрет помещен на До­ ске отличников боевой и политической подготовки. Продолжая настойчиво совершенство­ вать свои знания, матрос-коммунист по­ стоянно помнит о том, что принадлеж­ ность к партии обязывает его заботиться не только о личных успехах, но и об ус­ пехах ".воих товарищей. Так он и посту­ пает. Коммунист Серов помогает сослу­ живцам готовиться к политическим заня­ тиям, оказывает всестороннюю помощь командиру в воспитании мужественных и умелых воинов. Матрос Сурин раньше не проявлял усер­ дия в учебе, нарушал распорядок дня. Командир посоветовал коммунисту Серову поговорить с Суриным. Во время беседы тов. Серов указал воину на его недостатки, на конкретных примерах показал, к чему могут привести его проступки. Затем он наггомнил .моряку о требованиях Военной присяги и уставов. Сурин не оразу осознал свои ошибки. Вскоре состоялось комсомольское собрание. Слово взял коммунист Серов. Критикуя Сурина, он снова дал ему полезные со­ веты. О плохом поведении воина го­ ворили и другие комсомольцы. Но спра­ ведливую критику товарищей Сурин вос­ принял болезненно, считая, что товарищи напрасно придираются к нему. Коммунист Серов не отступал. Он ста рался чаще встречаться с воином, бесе­ довать с ним. Нередко, оставшись наеди­ не, они разбирали то или иное положение устава, сравнивали, как выполняют его лучшие воины подразделения и как по­ ступает Сурин. Матрос часто недоумевал, почему коман­ дир и все остальные старшие това­ рищи но службе придают такое большое значение «мелочам». «Ну, опоздал, ска­ жем, в строй, немного задержался, ~— рассуждал он, — ведь это же не в бою». И Серов раз’яснял воину, почему необхо­ димо сейчас делать все так же, как в бою. — В бою, — говорил он, — дорога каждая секунда. Ценить время необхо­ димо учиться сейчас, в мирных условиях. Пренебрежение к так называемым «ме­ лочам» не только на войне, а й в мир­ ной учебе нередко приводит к тяжелым последствиям. Недисциплинированный во­ ин не может быть отличником. — Так ведь и вообще не всякий мо­ жет быть отличником, — проговорил Сурин. Тогда Серов на примерах из жизни подразделения показал, что для овладе­ ния специальностью не требуется каких- то особых данных, что каждый воин мо­ жет стать отличником. Стоит только по­ трудиться! Много раз приходилось коммунисту Се­ рову убеждать Сурина в том, что товари­ щи не «придираются» к нему, а искрен­ не хотят помочь. Порой воин не соглашал­ ся. Однако с каждым днем он все вни­ мательнее прислушивался к замечаниям, все усерднее относился к своим обязанно­ стям. Это положительно сказалось на его учебе. В беседе о примерности комсомоль­ цев в овладении специальностью Серов отметил в числе других и матроса Сури­ на. Частое общение сблизило воинов. Сей­ час они вместе занимаются по специаль­ ности, активно участвуют в художествен­ ной самодеятельности. Вот другой случай. Матрос Круглов отставал в политической учебе. Комму­ нист Серов посоветовал комсомольцам по­ мочь товарищу. И первым, кто стал заниматься с Кругловым, был он сам. Однажды, заметив, что Круглов переписы- ваот все подряд из книги, Серов сказал: — Неправильно делаете. Вот прочтите эти два абзаца и перескажите их своими словами. Матрос прочел и кратко изложил со­ держание. — Теперь запишите сказанное вами в тетрадь, — посоветовал коммунист. Во время очередной беседы по теме Круглов выступал увереннее, чем раньше, и показал хорошие знания. В отделении, где служит Серов, замет­ но улучшилась дисциплина, растут ряды отличников. В этом немалая заслуга ма- троса-коммуниста, который выполняет свой воинский долг так, как подсказы­ вает ему партийный долг. Мичман П. ШУРЫГА . -О- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Решительно бороться за качество строительных работ Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства об улучшении бытовых условий североморцев пред’являет к нашим флогекям строите­ лям повышенные требования — строить лучше, быстрее и дешевле. Вопрос о качестве строительства на флоте приобретает особую значимость. Это хорошо понимают на многих стройках. Например, на участке, где работает тов. Прозоров, добились того, что ка­ чество почти всех выполненных строи­ тельных работ высокое. На участке умело организована укладка монолитного желе­ зобетона, интенсивность которой достигает 15 кубометров в час. Этот положитель­ ный опыт было бы полезно использовать на других строительствах. Но, к сожале­ нию. Строительное управление проявляет мало интереса к участку, не заботится о распространении его передового опыта. И это в то время, когда на ряде строи­ тельств организация груда налажена пло­ хо, качество работы низкое, грамотный производственно-технический контроль ор­ ганизован слабо. Качество строительства должно рас­ сматриваться в комплексе всех условий, обеспечивающих нормальную эксплуата­ цию об'екта. Было бы большой ошибкой подходить к этому делу односторонне, на­ пример, в отношении только прочности сооружения, внешней отделки и т. п. Можно ли признать качественным строительство дома Л* 21 в г. Северомор­ ск* с повышенной звукопроводностью ог- р»ждений? Конечно, нет. Эго вызывает справедливые нарекания жильцов, ибо зд^сь не создано необходимого для них уюта. Для обеспечения высокого качества строительства необходимо тщательно и заблаговременно выполнять подготовитель­ ные работы, своевременно проверять соот­ ветствие выполняемых конструкций тре­ бованиям технической документации и технических условий. Важно обеспечить постоянный контроль за производством отделочных работ и благоустройства. Несоблюдение этих элементарных пра­ вил привело, например, при строительстве жилого дома 11 к большим пере­ делкам и браку. Оказывается, постав­ щик железобетонных конструкций изго­ товил дефектные тавровые балки, неспо­ собные выдержать нагрузку перекрытий. А бывший начальник участка тов. Сте­ панов и прораб тов. Рогачев не провери­ ли качества доставленных им изделий и допустили их для укладки в перекрытия. Таким образом, междуэтажные перекры­ тия в этом доме были выполнены из бракованных железобетонных элементов. Потребовалось усилить перекрытия ме­ таллическими конструкциями, что удоро­ жило работы на несколько тысяч рублей. Не менее утешительная картина с каче­ ством строительства дома № 10 на том же участке. На об’екте из-за неподготов­ ленности к зиме было проморожено осно­ вание фундаментов. Потребовалось из­ лишнее углубление котлована с увеличе­ нием об’ема фундаментов, что превысило стоимость строительства более чем на 25 тысяч рублей. В настоящее время этим участком руководит тов. Куприянов, ко­ торый также допускает брак в производ­ стве. Например, паркетные полы в доме Л? 10 укладываются без должной подго­ товки. Поэтому качество работ здесь низ­ кое. Тов. Куприянов только в сентябре допустил брак кирпичной кладки на сум­ му в несколько тысяч рублей. Пли дру­ гой пример. На строительстве ко­ тельной в г. Североморске наиболее от­ ветственной работой является обмуровка котельных агрегатов. Тем не менее из ме­ сяца в месяц здесь допускается значи­ тельный брак в выполнении этой обму­ ровки. Кроме того, обмуровка котлов с надлежащей просушкой должна быть вы­ полнена при температуре не менее плюс 8 градусов. В настоящее время работа по обмуровке приостановлена из-за насту­ пления заморозков и неподготовленности самого помещения котельной, над кото­ рым еще не сделана крыша. Невольно напрашивается вопрос, где же был главный инженер строительства? Почему не оказана была своевременно по­ мощь участку? Приведенные примеры не единичны. Там, где вопросу борьбы за качество не уделяется должного внимания, там где имеет место обезличка, самотек и неудовлетворительная организация в ра­ боте, там — плохое качество работ и не­ выполнение плана ввода об’ектов в экс­ плуатацию. Все эти примеры говорят, что на не­ которых строительствах не уделяют долж­ ного внимания вопросу качества произво­ димых работ. Такое положение не может быть терпимо. Строить быстро, дешево и качествен­ но — вот задача, стоящая перед флот­ скими строителями. Инженер Н. АЛФЕРЬЕВ. Наш корабельный баянист Музыку Аркадий Котов полюбил еще в детстве. Отец Аркадия сам делал гар­ монии и баяны, старший брат превос­ ходно играл на многих музыкальных инструментах. U уже тогда, в детстве^, слушая игру отца и брата, Аркадий решил научиться играть на гармошке. ...Прошло несколько лет. Однажды в одном из клубов рабочего поселка со­ стоялся концерт воспитанников мест­ ного детского дома. Большинство номе­ ров программы исполнялось в сопровож­ дении баяна. Всех, кто присутствовал на концерте, поражала хорошая игра баяниста, но вряд ли кто из них су­ мел хорошо рассмотреть самого музы­ канта: мальчика почти не было видно из-за баяна. Это был Аркадий Котов. На концерте он выступал впервые. Влечение Аркадия к музыке еще больше окрепло на флоте. Правда, пер­ вые месяцы службы он редко брался за баян. Матрос понимал, что ему нужно прежде всего научиться хорошо ' слу­ жить, в совершенстве изучить свою специальность, стать умелым воином. Упорным трудом и строгим соблюдени­ ем уставов и Военной присяги Котов добился больших успехов в учебе и службе. Командир корабля об’явил его отличником боевой и политической под­ готовки. Часть своего свободного времени Ар­ кадий стал посвящать музыке. Он ста­ новится активным участником матрос­ ской художественной самодеятельности. В то время корабль готовился к празд­ нику. Коллектив матросской самодея­ тельности разучивал новые пьесы, пес­ ни и танцы. Аркадию предстояло впер­ вые выступить перед военными моря­ ками. Готовился он тщательно. ...П вот наступил праздник. Воины собрались на концерт. Моряки ставят литературно-художественный монтаж о счастливой жизни советских людей. Монтаж получился удачным. Заканчи­ вался он песней о воинах, бдительно охраняющих рубежи Советской Отчиз­ ны. Когда песня смолкла и отгремели аплодисменты довольных слушателей, ведущий концерт об’явил: — Этот монтаж был подготовлен при активном участии нашего кора­ бельного баяниста Аркадия Котова. Сейчас он выступит перед вамп. На сцену вышел невысокий матрос. Сначала он исполнил русскую пляску из кинофильма «По щучьему велению» на детской гармонике-семиголоске. За­ тем по порядку брал однорядку, баян, аккордеон. Вместе с инструментами ме­ нялись и мелодии. Моряк одновременно демонстрировал высокую технику игры и разнообразие своего репертуара. Впоследствии Аркадий еще не раз выступал перед моряками. Слушатели всегда оставались довольны его игрой. Аркадий много сил отдает уча­ стию в матросской художественной са­ модеятельности. Одно время он руко­ водил хором, затем ансамблем баяни­ стов, и неизменно моряк вкладывал в дело всю душу. За успехи в службе и за активное участие в художественной самодеятельности командир корабля трижды поощрял Когова. Часто Аркадий выступает и в своем подразделении. В свободное время, бы­ вает, достанет он свой любимый баян, и сразу вокруг него собираются друзья-товарищи. Приходят моряки и из других кубриков. — А ну-ка, давай веселенькое! Аркадий кинет на плечо ремень и неуловимо быстро пройдется по перла­ мутровым пуговицам клавиш. В кубри­ ке разольется, полетит буйная веселая мелодия. И, смотришь, не удержался какой-нибудь плясун... За ним второй... Разгорячатся в кругу. Один другому не уступит. А баян все сыплет и сыплет замысловатые коленца музыки. П вок­ руг улыбаются и хлопают танцорам боевые друзья. Нет, все-таки хорошо, когда в своем коллективе есть такой вот молодце­ ватый баянист! Старшина 2 статьи Н . ГУЖЕВ . Беседы на научно-популярные темы Искусственная молния Молния, гроза раньше принимались необразованными людьми за проявление гнева какого-то высшего карающего су­ щества. Убитый молнией человек считал­ ся наказанным грешником. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» не случайно исполь­ зован эффект этого явления природы. Катерина из «Грозы» находится под тяжким влиянием окружающей среды, ре­ лигии. В самый трагический момент пье­ сы под удары грома она кричит, почти теряя сознание: — Ад! Ад! Ад! Геенна огненная!.. Передовые, лучшие умы человечества уже давно старались доказать, что молния — лишь обычное явление природы, вос­ производимое даже искусственно. М. В. Ломоносов, много лет посвятивший изуче­ нию естественной молнии и исследованию электрических искр в лабораториях, пи­ сал: «Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, С громовым сходственным сверканием и треском...». Уверенность в том, что природа молнии и электрической лабораторной искры со­ вершенно одинакова, помогла Ломоносову указать технические пути защиты от «небесной искры». Однако и теперь еще есть люди, стра­ шащиеся грозы, с замиранием сердца ожидающие каждого удара грома. Между тем у нас достигнуты замеча­ тельные успехи в изучении атмосферных разрядов, и в наших лабораториях полу­ чаются молнии, настолько подобные есте­ ственным, что нет уже никаких «секре­ тов» в поведении тех огромных природ­ ных искр электричества, которые порой все еще пугают суеверных людей. изучением искусственных молний с большим успехом занимается лаборатория высоковольтного газового разряда Энерге­ тического института имени Г. М. Кржи­ жановского. Профессор И. С. Стекольников добился крупных достижений и в кон­ струировании специальных установок для изучения таких молний, и в создании теории, связанной с процессом высоко­ вольтного разряда, и в области практиче­ ского приложения результатов, получен­ ных в лаборатории. Изучение искусственной молнии нужно прежде всего для разработки все лучших и лучших методов защиты людей и соору­ жений от ударов настоящей молнии. Но и сам по себе высоковольтный разряд сей­ час нуждается в тщательных исследова­ ниях, так как это помогает понимать некоторые важнейшие электрические про­ цессы, происходящие в современных элек­ тропередачах энергии и в других уста­ новках. Понимание всего процесса высо­ ковольтного разряда дает, например, воз­ можность лучше бороться с помехами ра­ диоприему, лучше защищать электриче­ ские детали от аварии и т. д. Молния уже давно изучается и в п р и ­ родных условиях. Для этого созданы особые регистрирующие и записывающие приборы, позволяющие судить о том, как высоковольтный разряд происходит «на воле». Эти приборы и другие средства науки открыли, что наибольший ток высоко­ вольтного разряда — молнии — достигает 230 .000 ампер. Огромная сила тока!.. Но природные разряды в сотни тысяч ач- пер (особенно опасные) происходят редко. Они составляют примерно 2,5 процента всех регистрируемых и записываемых разрядов. Изучать молнию в природных условиях необходимо. Но более глубокие знания о том или другом явлении мы можем полу­ чить, когда это явление вызывается искусственно, в лабораторных условиях. Молнии, которые мы наблюдаем во вре­ мя грозы, имеют огромную длину. Искус- стьенная молния может быть короче в сотни или даже в тысячи раз. Соответ­ ственно уменьшению масштаба весь раз­ ряд должен совершаться в сотни и тыся­ чи раз быстрее, чем в природных усло­ виях. Развитое высоковольтного разряда, про­ исходящего в природных условиях, запе­ чатлевается на фотопластинках. В лабо­ ратории развитие электрической искры, чтобы его успеть зафиксировать на фото­ материале, надо искусственно затормажи­ вать. И. С. Стекольников нашел способ торможения развития электрической искры, вводя в электрическую цепь, где происходит высоковольтный разряд, элек­ трическое сопротивление. Посредством изменения величины этого сопротивления в лаборатории удается тор­ мозить скорость разряда, который назы­ вается лидерным и который как бы про­ кладывает канал для главного, опасней­ шего разряда, отличающегося в отдель­ ных случаях очень большой силой тока. Разделение этих двух разрядов очень важ ­ но для ученых. Генератор импульсных напряжений СГИН), имеющийся в лаборатории высо­ ковольтного разряда, установлен доволь­ но высоко над полом лаборатории: искус­ ственная молния должна обладать все-та- ки достаточной длиной. ГИН подвешен на высоте 26 метров в особом куполе лабо­ ратории. Странно видеть, что в непосредствен­ ном соседстве с этим опасным электриче­ ским источником тока находится помеще­ ние исследователя. Оно подвешено к гене­ ратору, как громадная птичья клетка. В этой клетке-кабине помещаются главные приборы для наблюдения за поведением искусственной молнии: осциллографы — аппараты, дающие возможность наблю­ дать и записывать любые быстро проте­ кающие электрические явления. Наблюда­ тель, сидящий в своей кабине и следя­ щий за осциллографами, не подвергается опасности, хотя между ним и полом лабо­ ратории — несколько миллионов вольт и тут же тянется провод, несущий ток до 1.000 ампер. Все это об'ясняется очень хорошей изоляцией исследователя от зем­ ли. Ток высоковольтного разряда идет по специальному металлическому стержню. Этот стержень подвешен над металличе­ ским листом на полу лаборатории. Рас­ стояние между ними называется разряд­ ным промежутком. Осциллографы в подвешенной кабине наблюдателя позволяют судить о всем процессе высоковольтного разряда: и о сравнительно медленном зарождении ли­ дера, и о стремительном ударе, идущем по главному каналу разряда. Но для более точного и подробного исследования про­ цесса в главном канале служит еще один осциллограф, находящийся на полу лабо­ ратории. Разряд в главном канале про­ должается только десятимиллионные до­ ли секунды, и понятно, сколько понадо­ билось находчивости, знаний и изобрета­ тельности, чтобы успеть исследовать этот поистине «молниеносный» промежуток времени! Вместе с осциллографом действует и особый фотоаппарат, установленный на соответствующем расстоянии от разрядно­ го промежутка. «Молния» снимается дву­ мя фотоаппаратами. В одном из них плен­ ка вращается перед об’ективом со ско­ ростью 15— 18 тысяч оборотов в минуту. Это позволяет зарегистрировать на фото­ пленке и лидера и главный разряд. Но еще более важные результаты дают снимки, производимые фотоаппаратом, со­ вершенно лишенным движущихся дета­ лей. Здесь применен «электрический за­ твор» — пучок света самой искры разря­ да. Этот «затвор» снимает с выдержкой в несколько миллиардных долей секунды. Действие его основано на том, что неко­ торые химические вещества под влиянием электрического поля мгновенно перестают пропускать свет, проходящий в об’ективс Фотоаппарата. Благодаря изучению искусственной мол­ нии, проделанному научно-исследователь­ скими организациями страны, Энергетиче­ ский институт собрал богатейший мате­ риал для проектирования и практического выполнения защиты различных сооруже­ ний от молнии. Большой интерес представляет защита от грозы высотных зданий. Ведь удар молнии обычно принимают на себя соору­ жения, возвышающиеся над другими. За­ щита от молнии здания Московского уни­ верситета на Ленинских горах была раз­ работана Энергетическим институтом. Исследователи построили модель зда­ ния университета в 1 /100 натуры и по­ местили ее под генератор импульсных напряжений. Очень важно было устано­ вить, куда, в какие части здания пре­ имущественно будет ударять молния. Уда­ ры происходили в самые высокие части, но вся картина разрядов убедила, что за­ щита от молний требует особенной на­ дежности в некоторых точках, находя­ щихся почти на одной высоте над землей. При самой лучшей защите молния все же может иногда ударить в облицовку здания. Что будет тогда, какая опас­ ность возникнет для пораженной части здания? Для выяснения этого в лабора­ тории высоковольтного разряда применя­ лись сразу два мощных импульсных ге­ нератора. Стена модели здания МГУ под- вергалась сначала электрическому про­ бою, а потом в это же место направлялся ток, имитировавший в соответствующих масштабах ток молнии. Все эти испыта­ ния позволили разработать надежную -за­ щиту университета на Ленинских горах от всевозможных ударов молнии. Для защиты зданий вообще применя­ ются так называемые молниеотводы. Они состоят из молниеприемника, то есть ме­ таллического стержня, вздымающегося над защищаемым об’ектом, и проводника, надежно соединяющего молниеприемник с заземлением, подобно разветвляющимся корням дерева, довольно глубоко уходя­ щим в землю. Однако высоковольтный разряд — очень сложное явление, на которое силь­ но влияют различные побочные условия, в том числе окружающие сооружения, де­ ревья, скалы и т. д. Поэтому одни рабо­ ты с искусственными молниями еще не дают полной гарантии, что защищенный об'ект будет навсегда надежно «прикрыт» различной системой молниеотводов. Спе- циалисты, проектирующие молниезащиту того пли иного об’екта, прибегают к сложным и кропотливым расчетам, осно­ ванным на физической сущности высо­ ковольтного разряда. Советские ученые и инженеры, успеш­ но развивая научно-исследовательскую работу по борьбе с молниями, заняли ве­ дущее место в технике молнпезащиты зданий и таких сооружений, как линии электропередачи, телефонные линии и т. д. И . ПИСКУНОВА. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО Старательно занимаются слушатели на­ шей партийной школы. Овги добросовест­ но относятся к занятиям, в часы само­ стоятельной работы читают рекомендован­ ную преподавателями литературу. Среди передовых слушателей — отличник бое­ вой и политической подготовки комму­ нист Атрощенко. Он успешно сдал пере­ водные экзамены в прошлом году и нын­ че не снижает трудолюбия в учении. Так же настойчиво занимаются и мно­ гие другие активисты. Слушатели глубоко понимают, что высокая марксистско-ле­ нинская сознательность поможет им еще лучше проводить в жизнь политику пар­ тии, еще активнее бороться за повышение боевой готовности родного флота. Старший лейтенант Н . ВОЕВОДИН, слушатель партийной шнолы. Стенгазета не вышит На нашем предприятии стенная газета не выпускается вот уже несколько меся­ цев. Ранее вышедшие ее номера очень сла­ бо отражали жизнь рабочих, опыт передо­ виков, новаторов производства. Ни секре­ тарь партийной организации, ни другие коммунисты, ни профсоюзная организация во главе с тов. Дудко не принимают мер для налаживания работы редколлегии. С. РАТНИКОВ. Офицеры активно участвуют в лекционной пропаганде Важнейшей задачей лекционной рабо­ ты является пропаганда внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, воспи­ тание у воинов чувства ответственности за защиту Родины, привИтие им высоких морально-боевых качеств. Большие требования, пред’являемые к лекционной пропаганде, вытекают из ре­ шений XIX с’езда партии об усилении идеологической работы. Учитывая это, командование планирует проведение лек­ ций для личного состава, добиваясь их целеустремленности и действенности. Как правило, к лекционной работе привлека­ ются наиболее подготовленные офицеры из числа работников штаба, политотдела, командиров кораблей, их заместителей по политической части. Нередко перед личным составом высту­ пает командир части — ветеран войны. Имея богатый боевой опыт, накопленный в период Великой Отечественной войны, он учит матросов, старшин и офицеров образцовому выполнению воинского долга. Большое внимание уделяется пропаган­ де руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в жизни наше­ го советского общества, в деле строитель­ ства коммунизма в нашей стране. С этой целью на кораблях и в частях читались лекции на темы: «Забота Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства о развитии сельского хозяйства», «XIX с/езд партии об укреплении активной обо­ роны Советской Родины», «Повышение материального и культурного уровня со­ ветского народа — закон жизни и дея­ тельности Коммунистической партии», «Освоение целинных и залежных земель — важнейший вклад в дело развития сельского хозяйства СССР» и другие. Читаются лекции по истории и теории Коммунистической партии в помощь ру­ ководителям групп и слушателям полит­ занятий. Так, например, офицер Белозе­ ров прочитал для руководителей групп политзанятий лекции на темы: «Работа В. И. Ленина «Что делать?» ц ее исто-< рическое значение», «Разработка 3- И. Лениным тактических основ Коммунисти­ ческой партии». С лекциями и докладами перед руководителями групп политзаня­ тий по вопросам теории и истории КПСС часто выступают и другие офицеры. Все это способствует повышению роста идейно-политического уровня руководите­ лей групп политзанятий и улучшению качества их работы по политическому воспитанию воинов. Значительное место в лекциях отво­ дится вопросам воинского воспитания, пропаганде славных традиций боевых ус­ пехов советских воинов в период Великой Отечественной войны, опыта отличников и классных специалистов. Лекционная пропаганда в сочетании с другими формами и методами воинского воспитания способствует выработке таких необходимых военному моряку качеств, как любовь и привычка к морю, умение бороться с морской стихией, преодоле­ вать все трудности плавания в штормо­ вую погоду, решимость в любых условиях с честью выполнять свой воинский долг. Большой интерес вызвали у личного состава прочитанные лекции на темы: «Героическая оборона Советского Запо­ лярья — славная страница Великой Оте­ чественной войны», «Хранить боевые традиции советских моряков», «Быть от­ личником, классным специалистом — па­ триотический долг советского моряка». При чтении лекций пропагандисты ши­ роко исиользовали примеры мужества, до­ блести и отваги и тем самым способ­ ствовали формированию у моряков высо­ ких качеств, необходимых защитникам социалистического Отечества. Так, офицер Ткачев при чтении лекции рассказал о му­ жестве и героизме личного состава сторо­ жевого корабля «Туман», сражавшегося в неравном бою против трех миноносцев врага и совершившего бессмертный под­ виг. Был приведен также пример стой­ кости и воинского умения личного соста­ ва морского охотника под командованием лейтенанта Кроль, выдержавшего бой с 40 вражескими самолетами. Офицер Ко­ роль, читая лекцию на тему «Дружба и товарищество — славная традиция совет­ ских военных моряков», использовал мно­ гие примеры из боевой деятельности фло­ та, показал, что значит взаимная выруч­ ка воинов в бою и в учебе. Живой интерес вызывают у личного состава лекции офицера Ерохина. Он имеет большой опыт воспитания воинов, хорошо готовится к выступлениям, ис­ пользует многочисленные факты и при­ меры из жизни части, интересно и до­ ходчиво излагает содержание освещаемых вопросов. Читая лекцию о бдительности, он конкретно и наглядно показал необхо­ димость повышения бдительности в со­ временных условиях, привел примеры высокой боевой готовности советских вои­ нов и призвал старшин и матросов по­ вседневно заботиться о повышении бди­ тельности. По вопросам воинского воспитания, о единоначалии, о советской воинской дис­ циплине и путях ее укрепления высту­ пают с лекциями многие офицеры кораб­ лей. За непродолжительное время офицер Сухоручкин подготовил и прочитал на ко­ рабле лекции: «Воинская присяга и уста­ вы — незыблемый закон советских вои­ нов», «Аляска в агрессивных планах США». Как правило, там, где офицеры кораблей активно участвуют в лекцион­ ной пропаганде, заботятся о политическом воспитании личного состава, там значи­ тельнее успехи в боевой подготовке, в укреплении воинской дисциплины. Положительным в лекционной работе является и то, что за последнее время шире проводится естественно-научная пропаганда. Офицеры кораблей и частей стали чаще читать лекции на научные темы. Широко развернутая лекционная рабо­ та значительно способствует политическо­ му просвещению воинов, их мобилизации на успешное решение задач боевой подго­ товки, на укрепление боевой готовности кораблей. Но в лекционной работе имеет­ ся и много недостатков, снижающих ее идейный уровень. В части еще не доби­ лись, чтобы все лекции читались на высо­ ком теоретическом уровне. Многие офице­ ры, имеющие хорошую подготовку, не во­ влечены в лекционную работу, особенно из числа работников штаба. Слабо работают отдельные члены агитпропколлектива, который еще не стал центром лекционной работы. Во многих лекциях и докладах недостаточно раскрывается опыт передо­ вых командиров и политработников. Все еще недостаточно ведется пропаганда ус­ пехов советского народа по строительству коммунизма, недостаточно воспитывается у воинов личная ответственность за за­ щиту Советской Родины. Требует значи­ тельного улучшения также работа но естественно-научной пропаганде. Устра­ нение этих недостатков, безусловно, по­ высит качество лекционной пропаганды и ее действенность. Офицер К . СМИРНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz