На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
14 октября 1 9 5 4 г., N° 2 4 4 ( 5 0 8 6 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Партийная жизнь Старательный и трудолюбивый воин-коммунист Командир внимательно окинул взгля дом магроса Серова, доложившего о своем прибытии для дальнейшего прохождения службы. Хорошо подогнанное обмундирова ние ловко облегало статную фигуру стояв шего перед ним моряка. Уже но тому, как четко, по-уетавному доложил он о прибы тии и отвечал на вопросы во время бе седы, можно было заключить, что это — дисциплинированный, исполнительный воин. Из беседы с моряком командир уз нал, что до службы Серов был передовым производственником, активным обществен ником. Учитывая успехи комсомольца Серова, администрация паровозного депо, где он работал до призыва, направила его в железнодорожное училище, которое он успешно закончил и был награжден По четной грамотой. Получив специальность помощника машиниста, Серов стремился овладеть опытом передовиков, учился у них, а вскоре и сам стал добиваться вы соких производственных показателей. Мо лодой специалист сэкономил десятки тонн угля. Его наградили второй Почетной грамотой. Вскоре Серов вступил кандидатом в члены партии, его избрали в бюро рай кома комсомола. Молодой коммунист проя вил себя хорошим организатором и руко водителем молодежи. За успешную рабо ту по укреплению комсомольских органи заций Серов был награжден третьей По четной грамотой. Старательным и трудолюбивым воином зарекомендовал себя коммунист Серов с первых дней службы на флоте. — Начало у вас неплохое, — похвалил воина командир, — но довольствоваться старыми заслугами нельзя. Долг комму ниста — всегда быть примером в учебе и службе, настойчиво овладевать совре менной техникой, повседневно повышать свое мастерство. — Постараюсь и впредь служить че стно, — ответил моряк. — Этому меня обязывает высокое звание коммуниста. Слово свое Серов держит твердо. Он считается одним из лучших воинов под разделения. Его портрет помещен на До ске отличников боевой и политической подготовки. Продолжая настойчиво совершенство вать свои знания, матрос-коммунист по стоянно помнит о том, что принадлеж ность к партии обязывает его заботиться не только о личных успехах, но и об ус пехах ".воих товарищей. Так он и посту пает. Коммунист Серов помогает сослу живцам готовиться к политическим заня тиям, оказывает всестороннюю помощь командиру в воспитании мужественных и умелых воинов. Матрос Сурин раньше не проявлял усер дия в учебе, нарушал распорядок дня. Командир посоветовал коммунисту Серову поговорить с Суриным. Во время беседы тов. Серов указал воину на его недостатки, на конкретных примерах показал, к чему могут привести его проступки. Затем он наггомнил .моряку о требованиях Военной присяги и уставов. Сурин не оразу осознал свои ошибки. Вскоре состоялось комсомольское собрание. Слово взял коммунист Серов. Критикуя Сурина, он снова дал ему полезные со веты. О плохом поведении воина го ворили и другие комсомольцы. Но спра ведливую критику товарищей Сурин вос принял болезненно, считая, что товарищи напрасно придираются к нему. Коммунист Серов не отступал. Он ста рался чаще встречаться с воином, бесе довать с ним. Нередко, оставшись наеди не, они разбирали то или иное положение устава, сравнивали, как выполняют его лучшие воины подразделения и как по ступает Сурин. Матрос часто недоумевал, почему коман дир и все остальные старшие това рищи но службе придают такое большое значение «мелочам». «Ну, опоздал, ска жем, в строй, немного задержался, ~— рассуждал он, — ведь это же не в бою». И Серов раз’яснял воину, почему необхо димо сейчас делать все так же, как в бою. — В бою, — говорил он, — дорога каждая секунда. Ценить время необхо димо учиться сейчас, в мирных условиях. Пренебрежение к так называемым «ме лочам» не только на войне, а й в мир ной учебе нередко приводит к тяжелым последствиям. Недисциплинированный во ин не может быть отличником. — Так ведь и вообще не всякий мо жет быть отличником, — проговорил Сурин. Тогда Серов на примерах из жизни подразделения показал, что для овладе ния специальностью не требуется каких- то особых данных, что каждый воин мо жет стать отличником. Стоит только по трудиться! Много раз приходилось коммунисту Се рову убеждать Сурина в том, что товари щи не «придираются» к нему, а искрен не хотят помочь. Порой воин не соглашал ся. Однако с каждым днем он все вни мательнее прислушивался к замечаниям, все усерднее относился к своим обязанно стям. Это положительно сказалось на его учебе. В беседе о примерности комсомоль цев в овладении специальностью Серов отметил в числе других и матроса Сури на. Частое общение сблизило воинов. Сей час они вместе занимаются по специаль ности, активно участвуют в художествен ной самодеятельности. Вот другой случай. Матрос Круглов отставал в политической учебе. Комму нист Серов посоветовал комсомольцам по мочь товарищу. И первым, кто стал заниматься с Кругловым, был он сам. Однажды, заметив, что Круглов переписы- ваот все подряд из книги, Серов сказал: — Неправильно делаете. Вот прочтите эти два абзаца и перескажите их своими словами. Матрос прочел и кратко изложил со держание. — Теперь запишите сказанное вами в тетрадь, — посоветовал коммунист. Во время очередной беседы по теме Круглов выступал увереннее, чем раньше, и показал хорошие знания. В отделении, где служит Серов, замет но улучшилась дисциплина, растут ряды отличников. В этом немалая заслуга ма- троса-коммуниста, который выполняет свой воинский долг так, как подсказы вает ему партийный долг. Мичман П. ШУРЫГА . -О- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Решительно бороться за качество строительных работ Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства об улучшении бытовых условий североморцев пред’являет к нашим флогекям строите лям повышенные требования — строить лучше, быстрее и дешевле. Вопрос о качестве строительства на флоте приобретает особую значимость. Это хорошо понимают на многих стройках. Например, на участке, где работает тов. Прозоров, добились того, что ка чество почти всех выполненных строи тельных работ высокое. На участке умело организована укладка монолитного желе зобетона, интенсивность которой достигает 15 кубометров в час. Этот положитель ный опыт было бы полезно использовать на других строительствах. Но, к сожале нию. Строительное управление проявляет мало интереса к участку, не заботится о распространении его передового опыта. И это в то время, когда на ряде строи тельств организация груда налажена пло хо, качество работы низкое, грамотный производственно-технический контроль ор ганизован слабо. Качество строительства должно рас сматриваться в комплексе всех условий, обеспечивающих нормальную эксплуата цию об'екта. Было бы большой ошибкой подходить к этому делу односторонне, на пример, в отношении только прочности сооружения, внешней отделки и т. п. Можно ли признать качественным строительство дома Л* 21 в г. Северомор ск* с повышенной звукопроводностью ог- р»ждений? Конечно, нет. Эго вызывает справедливые нарекания жильцов, ибо зд^сь не создано необходимого для них уюта. Для обеспечения высокого качества строительства необходимо тщательно и заблаговременно выполнять подготовитель ные работы, своевременно проверять соот ветствие выполняемых конструкций тре бованиям технической документации и технических условий. Важно обеспечить постоянный контроль за производством отделочных работ и благоустройства. Несоблюдение этих элементарных пра вил привело, например, при строительстве жилого дома 11 к большим пере делкам и браку. Оказывается, постав щик железобетонных конструкций изго товил дефектные тавровые балки, неспо собные выдержать нагрузку перекрытий. А бывший начальник участка тов. Сте панов и прораб тов. Рогачев не провери ли качества доставленных им изделий и допустили их для укладки в перекрытия. Таким образом, междуэтажные перекры тия в этом доме были выполнены из бракованных железобетонных элементов. Потребовалось усилить перекрытия ме таллическими конструкциями, что удоро жило работы на несколько тысяч рублей. Не менее утешительная картина с каче ством строительства дома № 10 на том же участке. На об’екте из-за неподготов ленности к зиме было проморожено осно вание фундаментов. Потребовалось из лишнее углубление котлована с увеличе нием об’ема фундаментов, что превысило стоимость строительства более чем на 25 тысяч рублей. В настоящее время этим участком руководит тов. Куприянов, ко торый также допускает брак в производ стве. Например, паркетные полы в доме Л? 10 укладываются без должной подго товки. Поэтому качество работ здесь низ кое. Тов. Куприянов только в сентябре допустил брак кирпичной кладки на сум му в несколько тысяч рублей. Пли дру гой пример. На строительстве ко тельной в г. Североморске наиболее от ветственной работой является обмуровка котельных агрегатов. Тем не менее из ме сяца в месяц здесь допускается значи тельный брак в выполнении этой обму ровки. Кроме того, обмуровка котлов с надлежащей просушкой должна быть вы полнена при температуре не менее плюс 8 градусов. В настоящее время работа по обмуровке приостановлена из-за насту пления заморозков и неподготовленности самого помещения котельной, над кото рым еще не сделана крыша. Невольно напрашивается вопрос, где же был главный инженер строительства? Почему не оказана была своевременно по мощь участку? Приведенные примеры не единичны. Там, где вопросу борьбы за качество не уделяется должного внимания, там где имеет место обезличка, самотек и неудовлетворительная организация в ра боте, там — плохое качество работ и не выполнение плана ввода об’ектов в экс плуатацию. Все эти примеры говорят, что на не которых строительствах не уделяют долж ного внимания вопросу качества произво димых работ. Такое положение не может быть терпимо. Строить быстро, дешево и качествен но — вот задача, стоящая перед флот скими строителями. Инженер Н. АЛФЕРЬЕВ. Наш корабельный баянист Музыку Аркадий Котов полюбил еще в детстве. Отец Аркадия сам делал гар монии и баяны, старший брат превос ходно играл на многих музыкальных инструментах. U уже тогда, в детстве^, слушая игру отца и брата, Аркадий решил научиться играть на гармошке. ...Прошло несколько лет. Однажды в одном из клубов рабочего поселка со стоялся концерт воспитанников мест ного детского дома. Большинство номе ров программы исполнялось в сопровож дении баяна. Всех, кто присутствовал на концерте, поражала хорошая игра баяниста, но вряд ли кто из них су мел хорошо рассмотреть самого музы канта: мальчика почти не было видно из-за баяна. Это был Аркадий Котов. На концерте он выступал впервые. Влечение Аркадия к музыке еще больше окрепло на флоте. Правда, пер вые месяцы службы он редко брался за баян. Матрос понимал, что ему нужно прежде всего научиться хорошо ' слу жить, в совершенстве изучить свою специальность, стать умелым воином. Упорным трудом и строгим соблюдени ем уставов и Военной присяги Котов добился больших успехов в учебе и службе. Командир корабля об’явил его отличником боевой и политической под готовки. Часть своего свободного времени Ар кадий стал посвящать музыке. Он ста новится активным участником матрос ской художественной самодеятельности. В то время корабль готовился к празд нику. Коллектив матросской самодея тельности разучивал новые пьесы, пес ни и танцы. Аркадию предстояло впер вые выступить перед военными моря ками. Готовился он тщательно. ...П вот наступил праздник. Воины собрались на концерт. Моряки ставят литературно-художественный монтаж о счастливой жизни советских людей. Монтаж получился удачным. Заканчи вался он песней о воинах, бдительно охраняющих рубежи Советской Отчиз ны. Когда песня смолкла и отгремели аплодисменты довольных слушателей, ведущий концерт об’явил: — Этот монтаж был подготовлен при активном участии нашего кора бельного баяниста Аркадия Котова. Сейчас он выступит перед вамп. На сцену вышел невысокий матрос. Сначала он исполнил русскую пляску из кинофильма «По щучьему велению» на детской гармонике-семиголоске. За тем по порядку брал однорядку, баян, аккордеон. Вместе с инструментами ме нялись и мелодии. Моряк одновременно демонстрировал высокую технику игры и разнообразие своего репертуара. Впоследствии Аркадий еще не раз выступал перед моряками. Слушатели всегда оставались довольны его игрой. Аркадий много сил отдает уча стию в матросской художественной са модеятельности. Одно время он руко водил хором, затем ансамблем баяни стов, и неизменно моряк вкладывал в дело всю душу. За успехи в службе и за активное участие в художественной самодеятельности командир корабля трижды поощрял Когова. Часто Аркадий выступает и в своем подразделении. В свободное время, бы вает, достанет он свой любимый баян, и сразу вокруг него собираются друзья-товарищи. Приходят моряки и из других кубриков. — А ну-ка, давай веселенькое! Аркадий кинет на плечо ремень и неуловимо быстро пройдется по перла мутровым пуговицам клавиш. В кубри ке разольется, полетит буйная веселая мелодия. И, смотришь, не удержался какой-нибудь плясун... За ним второй... Разгорячатся в кругу. Один другому не уступит. А баян все сыплет и сыплет замысловатые коленца музыки. П вок руг улыбаются и хлопают танцорам боевые друзья. Нет, все-таки хорошо, когда в своем коллективе есть такой вот молодце ватый баянист! Старшина 2 статьи Н . ГУЖЕВ . Беседы на научно-популярные темы Искусственная молния Молния, гроза раньше принимались необразованными людьми за проявление гнева какого-то высшего карающего су щества. Убитый молнией человек считал ся наказанным грешником. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» не случайно исполь зован эффект этого явления природы. Катерина из «Грозы» находится под тяжким влиянием окружающей среды, ре лигии. В самый трагический момент пье сы под удары грома она кричит, почти теряя сознание: — Ад! Ад! Ад! Геенна огненная!.. Передовые, лучшие умы человечества уже давно старались доказать, что молния — лишь обычное явление природы, вос производимое даже искусственно. М. В. Ломоносов, много лет посвятивший изуче нию естественной молнии и исследованию электрических искр в лабораториях, пи сал: «Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, С громовым сходственным сверканием и треском...». Уверенность в том, что природа молнии и электрической лабораторной искры со вершенно одинакова, помогла Ломоносову указать технические пути защиты от «небесной искры». Однако и теперь еще есть люди, стра шащиеся грозы, с замиранием сердца ожидающие каждого удара грома. Между тем у нас достигнуты замеча тельные успехи в изучении атмосферных разрядов, и в наших лабораториях полу чаются молнии, настолько подобные есте ственным, что нет уже никаких «секре тов» в поведении тех огромных природ ных искр электричества, которые порой все еще пугают суеверных людей. изучением искусственных молний с большим успехом занимается лаборатория высоковольтного газового разряда Энерге тического института имени Г. М. Кржи жановского. Профессор И. С. Стекольников добился крупных достижений и в кон струировании специальных установок для изучения таких молний, и в создании теории, связанной с процессом высоко вольтного разряда, и в области практиче ского приложения результатов, получен ных в лаборатории. Изучение искусственной молнии нужно прежде всего для разработки все лучших и лучших методов защиты людей и соору жений от ударов настоящей молнии. Но и сам по себе высоковольтный разряд сей час нуждается в тщательных исследова ниях, так как это помогает понимать некоторые важнейшие электрические про цессы, происходящие в современных элек тропередачах энергии и в других уста новках. Понимание всего процесса высо ковольтного разряда дает, например, воз можность лучше бороться с помехами ра диоприему, лучше защищать электриче ские детали от аварии и т. д. Молния уже давно изучается и в п р и родных условиях. Для этого созданы особые регистрирующие и записывающие приборы, позволяющие судить о том, как высоковольтный разряд происходит «на воле». Эти приборы и другие средства науки открыли, что наибольший ток высоко вольтного разряда — молнии — достигает 230 .000 ампер. Огромная сила тока!.. Но природные разряды в сотни тысяч ач- пер (особенно опасные) происходят редко. Они составляют примерно 2,5 процента всех регистрируемых и записываемых разрядов. Изучать молнию в природных условиях необходимо. Но более глубокие знания о том или другом явлении мы можем полу чить, когда это явление вызывается искусственно, в лабораторных условиях. Молнии, которые мы наблюдаем во вре мя грозы, имеют огромную длину. Искус- стьенная молния может быть короче в сотни или даже в тысячи раз. Соответ ственно уменьшению масштаба весь раз ряд должен совершаться в сотни и тыся чи раз быстрее, чем в природных усло виях. Развитое высоковольтного разряда, про исходящего в природных условиях, запе чатлевается на фотопластинках. В лабо ратории развитие электрической искры, чтобы его успеть зафиксировать на фото материале, надо искусственно затормажи вать. И. С. Стекольников нашел способ торможения развития электрической искры, вводя в электрическую цепь, где происходит высоковольтный разряд, элек трическое сопротивление. Посредством изменения величины этого сопротивления в лаборатории удается тор мозить скорость разряда, который назы вается лидерным и который как бы про кладывает канал для главного, опасней шего разряда, отличающегося в отдель ных случаях очень большой силой тока. Разделение этих двух разрядов очень важ но для ученых. Генератор импульсных напряжений СГИН), имеющийся в лаборатории высо ковольтного разряда, установлен доволь но высоко над полом лаборатории: искус ственная молния должна обладать все-та- ки достаточной длиной. ГИН подвешен на высоте 26 метров в особом куполе лабо ратории. Странно видеть, что в непосредствен ном соседстве с этим опасным электриче ским источником тока находится помеще ние исследователя. Оно подвешено к гене ратору, как громадная птичья клетка. В этой клетке-кабине помещаются главные приборы для наблюдения за поведением искусственной молнии: осциллографы — аппараты, дающие возможность наблю дать и записывать любые быстро проте кающие электрические явления. Наблюда тель, сидящий в своей кабине и следя щий за осциллографами, не подвергается опасности, хотя между ним и полом лабо ратории — несколько миллионов вольт и тут же тянется провод, несущий ток до 1.000 ампер. Все это об'ясняется очень хорошей изоляцией исследователя от зем ли. Ток высоковольтного разряда идет по специальному металлическому стержню. Этот стержень подвешен над металличе ским листом на полу лаборатории. Рас стояние между ними называется разряд ным промежутком. Осциллографы в подвешенной кабине наблюдателя позволяют судить о всем процессе высоковольтного разряда: и о сравнительно медленном зарождении ли дера, и о стремительном ударе, идущем по главному каналу разряда. Но для более точного и подробного исследования про цесса в главном канале служит еще один осциллограф, находящийся на полу лабо ратории. Разряд в главном канале про должается только десятимиллионные до ли секунды, и понятно, сколько понадо билось находчивости, знаний и изобрета тельности, чтобы успеть исследовать этот поистине «молниеносный» промежуток времени! Вместе с осциллографом действует и особый фотоаппарат, установленный на соответствующем расстоянии от разрядно го промежутка. «Молния» снимается дву мя фотоаппаратами. В одном из них плен ка вращается перед об’ективом со ско ростью 15— 18 тысяч оборотов в минуту. Это позволяет зарегистрировать на фото пленке и лидера и главный разряд. Но еще более важные результаты дают снимки, производимые фотоаппаратом, со вершенно лишенным движущихся дета лей. Здесь применен «электрический за твор» — пучок света самой искры разря да. Этот «затвор» снимает с выдержкой в несколько миллиардных долей секунды. Действие его основано на том, что неко торые химические вещества под влиянием электрического поля мгновенно перестают пропускать свет, проходящий в об’ективс Фотоаппарата. Благодаря изучению искусственной мол нии, проделанному научно-исследователь скими организациями страны, Энергетиче ский институт собрал богатейший мате риал для проектирования и практического выполнения защиты различных сооруже ний от молнии. Большой интерес представляет защита от грозы высотных зданий. Ведь удар молнии обычно принимают на себя соору жения, возвышающиеся над другими. За щита от молнии здания Московского уни верситета на Ленинских горах была раз работана Энергетическим институтом. Исследователи построили модель зда ния университета в 1 /100 натуры и по местили ее под генератор импульсных напряжений. Очень важно было устано вить, куда, в какие части здания пре имущественно будет ударять молния. Уда ры происходили в самые высокие части, но вся картина разрядов убедила, что за щита от молний требует особенной на дежности в некоторых точках, находя щихся почти на одной высоте над землей. При самой лучшей защите молния все же может иногда ударить в облицовку здания. Что будет тогда, какая опас ность возникнет для пораженной части здания? Для выяснения этого в лабора тории высоковольтного разряда применя лись сразу два мощных импульсных ге нератора. Стена модели здания МГУ под- вергалась сначала электрическому про бою, а потом в это же место направлялся ток, имитировавший в соответствующих масштабах ток молнии. Все эти испыта ния позволили разработать надежную -за щиту университета на Ленинских горах от всевозможных ударов молнии. Для защиты зданий вообще применя ются так называемые молниеотводы. Они состоят из молниеприемника, то есть ме таллического стержня, вздымающегося над защищаемым об’ектом, и проводника, надежно соединяющего молниеприемник с заземлением, подобно разветвляющимся корням дерева, довольно глубоко уходя щим в землю. Однако высоковольтный разряд — очень сложное явление, на которое силь но влияют различные побочные условия, в том числе окружающие сооружения, де ревья, скалы и т. д. Поэтому одни рабо ты с искусственными молниями еще не дают полной гарантии, что защищенный об'ект будет навсегда надежно «прикрыт» различной системой молниеотводов. Спе- циалисты, проектирующие молниезащиту того пли иного об’екта, прибегают к сложным и кропотливым расчетам, осно ванным на физической сущности высо ковольтного разряда. Советские ученые и инженеры, успеш но развивая научно-исследовательскую работу по борьбе с молниями, заняли ве дущее место в технике молнпезащиты зданий и таких сооружений, как линии электропередачи, телефонные линии и т. д. И . ПИСКУНОВА. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО Старательно занимаются слушатели на шей партийной школы. Овги добросовест но относятся к занятиям, в часы само стоятельной работы читают рекомендован ную преподавателями литературу. Среди передовых слушателей — отличник бое вой и политической подготовки комму нист Атрощенко. Он успешно сдал пере водные экзамены в прошлом году и нын че не снижает трудолюбия в учении. Так же настойчиво занимаются и мно гие другие активисты. Слушатели глубоко понимают, что высокая марксистско-ле нинская сознательность поможет им еще лучше проводить в жизнь политику пар тии, еще активнее бороться за повышение боевой готовности родного флота. Старший лейтенант Н . ВОЕВОДИН, слушатель партийной шнолы. Стенгазета не вышит На нашем предприятии стенная газета не выпускается вот уже несколько меся цев. Ранее вышедшие ее номера очень сла бо отражали жизнь рабочих, опыт передо виков, новаторов производства. Ни секре тарь партийной организации, ни другие коммунисты, ни профсоюзная организация во главе с тов. Дудко не принимают мер для налаживания работы редколлегии. С. РАТНИКОВ. Офицеры активно участвуют в лекционной пропаганде Важнейшей задачей лекционной рабо ты является пропаганда внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, воспи тание у воинов чувства ответственности за защиту Родины, привИтие им высоких морально-боевых качеств. Большие требования, пред’являемые к лекционной пропаганде, вытекают из ре шений XIX с’езда партии об усилении идеологической работы. Учитывая это, командование планирует проведение лек ций для личного состава, добиваясь их целеустремленности и действенности. Как правило, к лекционной работе привлека ются наиболее подготовленные офицеры из числа работников штаба, политотдела, командиров кораблей, их заместителей по политической части. Нередко перед личным составом высту пает командир части — ветеран войны. Имея богатый боевой опыт, накопленный в период Великой Отечественной войны, он учит матросов, старшин и офицеров образцовому выполнению воинского долга. Большое внимание уделяется пропаган де руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в жизни наше го советского общества, в деле строитель ства коммунизма в нашей стране. С этой целью на кораблях и в частях читались лекции на темы: «Забота Коммунистиче ской партии и Советского правительства о развитии сельского хозяйства», «XIX с/езд партии об укреплении активной обо роны Советской Родины», «Повышение материального и культурного уровня со ветского народа — закон жизни и дея тельности Коммунистической партии», «Освоение целинных и залежных земель — важнейший вклад в дело развития сельского хозяйства СССР» и другие. Читаются лекции по истории и теории Коммунистической партии в помощь ру ководителям групп и слушателям полит занятий. Так, например, офицер Белозе ров прочитал для руководителей групп политзанятий лекции на темы: «Работа В. И. Ленина «Что делать?» ц ее исто-< рическое значение», «Разработка 3- И. Лениным тактических основ Коммунисти ческой партии». С лекциями и докладами перед руководителями групп политзаня тий по вопросам теории и истории КПСС часто выступают и другие офицеры. Все это способствует повышению роста идейно-политического уровня руководите лей групп политзанятий и улучшению качества их работы по политическому воспитанию воинов. Значительное место в лекциях отво дится вопросам воинского воспитания, пропаганде славных традиций боевых ус пехов советских воинов в период Великой Отечественной войны, опыта отличников и классных специалистов. Лекционная пропаганда в сочетании с другими формами и методами воинского воспитания способствует выработке таких необходимых военному моряку качеств, как любовь и привычка к морю, умение бороться с морской стихией, преодоле вать все трудности плавания в штормо вую погоду, решимость в любых условиях с честью выполнять свой воинский долг. Большой интерес вызвали у личного состава прочитанные лекции на темы: «Героическая оборона Советского Запо лярья — славная страница Великой Оте чественной войны», «Хранить боевые традиции советских моряков», «Быть от личником, классным специалистом — па триотический долг советского моряка». При чтении лекций пропагандисты ши роко исиользовали примеры мужества, до блести и отваги и тем самым способ ствовали формированию у моряков высо ких качеств, необходимых защитникам социалистического Отечества. Так, офицер Ткачев при чтении лекции рассказал о му жестве и героизме личного состава сторо жевого корабля «Туман», сражавшегося в неравном бою против трех миноносцев врага и совершившего бессмертный под виг. Был приведен также пример стой кости и воинского умения личного соста ва морского охотника под командованием лейтенанта Кроль, выдержавшего бой с 40 вражескими самолетами. Офицер Ко роль, читая лекцию на тему «Дружба и товарищество — славная традиция совет ских военных моряков», использовал мно гие примеры из боевой деятельности фло та, показал, что значит взаимная выруч ка воинов в бою и в учебе. Живой интерес вызывают у личного состава лекции офицера Ерохина. Он имеет большой опыт воспитания воинов, хорошо готовится к выступлениям, ис пользует многочисленные факты и при меры из жизни части, интересно и до ходчиво излагает содержание освещаемых вопросов. Читая лекцию о бдительности, он конкретно и наглядно показал необхо димость повышения бдительности в со временных условиях, привел примеры высокой боевой готовности советских вои нов и призвал старшин и матросов по вседневно заботиться о повышении бди тельности. По вопросам воинского воспитания, о единоначалии, о советской воинской дис циплине и путях ее укрепления высту пают с лекциями многие офицеры кораб лей. За непродолжительное время офицер Сухоручкин подготовил и прочитал на ко рабле лекции: «Воинская присяга и уста вы — незыблемый закон советских вои нов», «Аляска в агрессивных планах США». Как правило, там, где офицеры кораблей активно участвуют в лекцион ной пропаганде, заботятся о политическом воспитании личного состава, там значи тельнее успехи в боевой подготовке, в укреплении воинской дисциплины. Положительным в лекционной работе является и то, что за последнее время шире проводится естественно-научная пропаганда. Офицеры кораблей и частей стали чаще читать лекции на научные темы. Широко развернутая лекционная рабо та значительно способствует политическо му просвещению воинов, их мобилизации на успешное решение задач боевой подго товки, на укрепление боевой готовности кораблей. Но в лекционной работе имеет ся и много недостатков, снижающих ее идейный уровень. В части еще не доби лись, чтобы все лекции читались на высо ком теоретическом уровне. Многие офице ры, имеющие хорошую подготовку, не во влечены в лекционную работу, особенно из числа работников штаба. Слабо работают отдельные члены агитпропколлектива, который еще не стал центром лекционной работы. Во многих лекциях и докладах недостаточно раскрывается опыт передо вых командиров и политработников. Все еще недостаточно ведется пропаганда ус пехов советского народа по строительству коммунизма, недостаточно воспитывается у воинов личная ответственность за за щиту Советской Родины. Требует значи тельного улучшения также работа но естественно-научной пропаганде. Устра нение этих недостатков, безусловно, по высит качество лекционной пропаганды и ее действенность. Офицер К . СМИРНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz