На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

13 онтября 1 9 5 4 г., N: 2 4 3 ( 5 0 8 5 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я Н О ВЫ Е К Н И ГИ Учебник политической экономии Вышел в свет учебник политической экономии*). В нем дается популярное из­ ложение основных проблем составной ча­ сти марксистско-ленинской теории — пролетарской политической экономии, по­ казывается ее огромное значение для ре­ волюционной деятельности рабочего клас­ са. Учебник политической экономии содер- жит: Введение, разделы — «Докапитали­ стические способы производства», «Капи­ талистический способ производства» (до­ монополистический и монополистический капитализм — империализм), «Социали­ стический способ производства», Заклю­ чение. Каждая глава учебника завершает­ ся краткими выводами. Введение посвящено выяснению пред­ мета и метода политической экономии, раскрытию коренного отличия пролетар­ ской политической экономии, как подлин- по научной, от буржуазной и мелкобур­ жуазной. Во Введении характеризуется роль ве­ ликих вождей и теоретиков рабочего класса К. Маркса и Ф. Энгельса как соз­ дателей пролетарской политической эко­ номии. В классическом труде «Капитал» К. Маркс вскрыл законы возникновения, развития и гибели капитализма, дал эко­ номическое обоснование неизбежности со­ циалистической революции и установле­ ния диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс в общих чертах разработали уче­ ние о переходном периоде от капитализма к социализму и о двух фазах коммуни­ стического общества. В учебнике подчеркивается, что ге­ ниальный продолжатель дела Маркса — Энгельса В. И. Ленин творчески развил и обогатил экономическое учение марксиз­ ма. Он обобщил новый опыт историче­ ского развития и создал марксистское учение об империализме, дал исходные положения основного экономического за­ кона современного капитализма, разрабо­ тал основы учения об общем кризисе ка­ питализма. создал новую теорию социа­ листической революции, научно разрабо­ тал основные проблемы строительства социализма и коммунизма. Опираясь на труды Маркса, Энгельса и Ленина, создавших подлинную научную политическую экономию, великий сорат­ ник и ученик Ленина — И. В. Сталия выдвинул и развил ряд новых положений политической экономии. Марксистско-ленинская экономическая теория получает свое дальнейшее разви­ тие в решениях Коммунистической пар­ тии Советского Союза и братских ком­ мунистических партий, в работах руко­ водителей этих партий. Учитывая пожелания читателей, помещаем статью , в которой кратко рассказы­ вается о содержании учебника политической экономии, подготовленного Институтом экономики Академии Наук СССР . чили с феодализмом, утвердили господст­ во капиталистических производственных отношений, открывших на известное вре­ мя простор для развития производитель­ ных сил. Данный в учебнике анализ экономиче­ ских отношений докапиталистических Формаций освещает об’ективные причины гибели одних способов производства, ис­ черпавших себя, неизбежность победы других, более прогрессивных. Изучение закономерностей развития до­ капиталистических формаций имеет не только познавательное, но и практиче­ ское значение. В экономике многих наро­ дов, порабощенных империалистами, еще до сих пор в значительных размерах со­ хранились феодальные, а кое-где и пер­ вобытно-общинные отношения. Знание и учет объективных экономических законов докапиталистических формаций позволяют более правильно понимать особенности освободительного движения в этих стра­ нах. 1 . В первом разделе учебника освещаются экономические отношения докапиталисти­ ческих способов производства: первобыт­ но-общинного, рабовладельческого, фео­ дального. Одновременно излагаются обще­ ственные представления первобытной эпохи, экономические воззрения периода рабовладельчества и феодализма. Учебник дает представление о состоя­ нии производительных сил и характере производственных отношений в каждую из этих экономических эпох. В нем про­ слеживаются действия закона обязатель­ ного соответствия производственных от­ ношений характеру производительных сил на различных этапах развития дока­ питалистических формации. Характеристику социально-экономиче­ ских формаций авторы учебника начина­ ют с первобытно-общинного строя, кото­ рым открывается история человеческого общества. В этот период орудия произ­ водства были примитивными, люди могли добывать средства к жизни только груп­ пами, собственность на средства произ­ водства носила коллективный характер, продукты распределялись по принципу уравнительности в рамках небольших об­ щин. Учебник подводит читателя к понима­ нию закономерностей смены общественно­ экономических формаций. По мере своего развития производительные силы вступи­ ли в противоречие с существовавшими в условиях первобытно-общинного строя производственными отношениями. Стала неизбежной смена первобытно-общинного строя другой, более высокой формацией. Закономерным шагом вперед в развитии человеческого общества явился рабовла­ дельческий строй, который вызвал даль­ нейший рост производительных сил. Ос­ новой производственных отношений рабо­ владельческого строя была полная собст­ венность рабовладельцев на средства про­ изводства и рабов. Начиная с рабовладельческого способа производства история человечества всту­ пила в период борьбы классов — эксплу­ ататоров и эксплуатируемых. Вследствие раскола общества на классы возникло го­ сударство как аппарат подавления эксплуатируемого большинства общества эксплуатирующим меньшинством. В дальнейшем производственные отно­ шения рабовладельческого строя переста­ ли соответствовать растущим производи­ тельным силам, что предопределило неиз­ бежность гибели этого строя. Авторы учебника рассказывают, как на смену рабовладельческому способу про­ изводства пришел и утвердился феодаль­ ный строй, который открывал новый про­ стор для развития производительных сил общества. Основой производственных от­ ношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и непол­ ная собственность на работника произ­ водства — крепостного крестьянина. С течением времени производственные от­ ношения феодального общества постепен­ но превратились в тормоз развития про­ изводительных сил. Этот конфликт меж­ ду производительными силами и произ­ водственными отношениями Феодального общества явился экономической основой буржуазных п^волюции, которые покон- *) Политическая экономия, учебник, стр. 640 . Госполитиздат, 1954. Учебник написан коллективом экономистов в составе Остро­ витянова К . В., Шепилова Д . Т ., Леонтьева Л . Д.. Лаптева И. Д ., Кузьминова И . И., Г-: т о б с к о г о Л . М., Юдина П. Ф ., Пашкова А И.. Переслегина В. И. В подборе и об­ работке статистических материалов принял участие Старовский В. Н . Второй раздел учебника политической экономии посвящен рассмотрению эконо­ мических отношений капиталистического способа производства. В разделе дается краткий обзор экономических учений эпохи капитализма. Авторы излагают марксистское учение об экономическом строе капитализма, по­ казывают, что основу его производствен­ ных отношений составляет частнокапита­ листическая собственность на средства производства. Капитализму присуще на­ личие класса наемных рабочих, лишен­ ных средств производства. В этом разделе рассказывается, что К. Маркс создал теорию прибавочной стоимости и тем самым открыл основной экономический закон капитализма, разоб­ лачил тайну капиталистической эксплуа­ тации. Глава «Накопление капитала и обни­ щание пролетариата» раскрывает проти­ воречия капиталистического накопления. Здесь приводятся фактические материалы, характеризующие безудержный рост богатства в руках буржуазии и непрерыв­ ный процесс относительного и абсолютно­ го обнищания рабочего класса. Читатель найдет в книге характери­ стику того, как в ходе капиталистическо­ го воспроизводства обостряется основное противоречие капитализма — противоре­ чие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Это наиболее ярко проявляется в периодических экономиче­ ских кризисах, в усилении классовой борьбы между пролетариатом и буржуази­ ей. Большое внимание уделяется в этом разделе изложению открытой К. Марксом исторической тенденции развития капи­ талистического способа производства. Раз­ вивая производительные силы и обобще­ ствляя производство, капитализм тем са­ мым, с одной стороны, создает матери­ альные предпосылки социализма, а с дру­ гой — порождает своего могильщика в лице пролетариата, который организует и возглавляет революционную борьбу всех трудящихся за освобождение от ига капи­ тала. На конкретном материале в учебнике прослеживается процесс перерастания до­ монополистического капитализма в импе­ риализм. Авторы раскрывают роль Ленина в теоретическом обобщении экономиче­ ских процессов эпохи империализма. В главах, посвященных империализму, показано, как в результате действия ос­ новного экономического закона современ­ ного капитализма резко обостряются все главные противоречия ' империализма: противоречие между трудом и капиталом; противоречие между империалистически­ ми державами, борющимися за мировое господство: противоречие между метропо­ лиями и колониями. Здесь авторы дают изложение открыто­ го Лениным закона неравномерности эко­ номического и политического развития капиталистических стран в эпоху импе­ риализма, ленинской теории о возможно­ сти победы социализма в одной стране. * По мере развития империализма накап~ ливались предпосылки общего кризиса капитализма. Этот кризис занимает це­ лый исторический период, содержанием которого является крушение капитализма и победа социализма во всемирном мас­ штабе. Общий кризис капитализма на­ чался в период первой мировой войны и особенно усилился в результате отпаде­ ния Советского Союза от капиталистиче­ ской системы. В результате второй мировой войны и отпадения от системы капитализма на­ родно-демократических стран в Европе и Азии начался второй этап общего кризи­ са. На этом этапе единый мировой всеох­ ватывающий капиталистический рынок раскололся, образовались два параллель­ ных рынка, ввиду чего сфера приложе­ ния сил главных капиталистических стран к мировым ресурсам сузилась; на­ чался распад колониальной системы им­ периализма. Крайне усилилась неравно­ мерность развития капиталистических стран, все большую роль в хозяйственной жизни стала приобретать милитаризация экономики. В политическом отношении загнивание капитализма находит свое выражение в усилении реакции, в фаши­ зации государственного строя. Укрепление лагеря мира, демократии и социализма, ослабление империалистиче­ ского лагепя, рост освободительной борь­ бы трудящихся во главе с пролетариатом в метрополиях и колониях — все это показывает, что современная эпоха яв­ ляется эпохой крушения капитализма, эпохой победы коммунизма. Изучение экономических законов капи­ тализма, и особенно его последней стадии — империалистической, позволяет пра­ вильно понимать тенденции историческо­ го развития, расстановку классовых сил и борьбу между ними на современном этапе, помогает разоблачать буржуазных апологетов, пытающихся скрыть язвы современного капитализма, указывает по­ рабощенным народам пути освобождения от империалистического ига. 3 . В третьем разделе учебника рассматри­ ваются экономические отношения социа­ листического способа производства. Несколько глав учебника посвящено пе­ реходному периоду от капитализма к со­ циализму/ В них излагаются основные пути преобразования экономики на социа­ листических началах. Опираясь на положения Маркса и Эн­ гельса, Ленин создал целостное учение о переходном периоде от капитализма к со­ циализму, о диктатуре пролетариата, во­ оружив рабочий класс, всех трудящихся научным знанием путей построения со­ циализма. Читатель книги знакомится с тем, как Коммунистическая партия, опираясь на об’ективные экономические законы, ук­ репляла союз рабочего класса и крестьян­ ства, организовала строительство социа­ лизма. Выполняя ленинские предначер­ тания, Коммунистическая партия Совет­ ского Союза успешно осуществила инду­ стриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, добилась ликвида­ ции капиталистических элементов. Наша страна превратилась в мощную социали­ стическую державу с зы.окоразвитий промышленностью и коллективным сель­ ским хозяйством. J5 учебнике дается характеристика со­ циалистической системы народного хозяй­ ства и ее экономических законов, социа­ листической собственности на средства производства в двух ее формах (государ­ ственной, общенародной и кооперативно- колхозной) как основы производственных отношений социализма. Экономические законы социализма, возникшие с появле­ нием социалистического уклада, по мере ею развития получали все больший про­ стор для своего действия и с победой со­ циализма стали безраздельно господству­ ющими. Глава «Основной экономический пкон социализма» раскрывает сущность этого закона, сформулированного И. В. Сталиным на основе исходных положе­ ний, данных в трудах Маркса, Энггльеа, Ленина. Учитывая требования основного экономического закона социализма, пар­ тия и правительство проводят политику неуклонного повышения благосост)лни -.1 советского народа, ускоренного развития всех отраслей общественного производст­ ва с преимущественным ростом производ­ ства средств производства. В специальной главе читатель найдет ответ на вопрос о сущности закона пла­ номерного ^пропорционального) развития ' нароДног’6Л:Хбзяйства, о его регулирующей роли в развитии социалистической эконо ­ м и к и , познакомится с тем. как этот за­ кон используется государственными орга­ нами при плановом руководстве народным хозяйством. Партия и правительство в соответствии с требованиями закона планомерного раз витня народного хозяйства постоянно со вершенствуют методы социалистического планирования. Вместе с последовательным проведением централизации планирования по основным и решающим показателям одновременно развивается инициатива местных органов, промышленных пред­ приятий и колхозов в плановом руковод­ стве производством, .обеспечивается диф­ ференцированный подход в планировании применительно к каждому экономическо­ му району, сельскохозяйственной зоне, к каждому предприятию, колхозу. Руководствуясь основным экономиче­ ским законом социализма и законом пла­ номерного развития народного хозяйства, Коммунистическая партия и Советское правительство в настоящее время на базе дальнейшего роста тяжелой промышлен­ ности осуществляют программу крутого под’ема сельскохозяйственного производ­ ства и выпуска предметов народного по­ требления. Принимаются меры по ликви­ дации отставания отдельных отраслей, устраняются ошибки и недостатки в планировании. Ознакомившись с главой «Обществен­ ный труд при социализме», читатель по­ лучает представление об особенностях труда при социализме. Как известно, со­ циалистический строй в корне изменяет характер труда. Дисциплина труда ста­ новится сознательной. Однако при социа­ лизме труд еще не стал первой жизнен­ ной потребностью человека. Это будет до­ стигнуто лишь на высшей стадии комму­ низма. Перед социалистическим общест­ вом стоит задача строжайшего контроля над мерой труда и мерой потребления, решительного преодоления всяких прояв­ лений мелкобуржуазной уравниловки. Эта задача осуществляется с помощью ис­ пользования экономического закона рас­ пределения по труду, усиления личной материальной заинтересованности работ­ ников в повышении производительно­ сти труда и росте общественного произ­ водства. В настоящее время партия и правительство последовательно использу­ ют принцип материальной заинтересован­ ности в целях под’ема с.ельского хозяйст­ ва. Авторы учебника уделяют большое унимание вопросам производительности труда, как решающему условию победы коммунизма, показывают, что неуклонный рост производительности труда является об’ективным экономическим законом со­ циалистического общества. В учебнике говорится о различии меж­ ду трудом работников, занятых в мате­ риальном производстве, и трудом работ­ ников, занятых в непроизводственной сфере, раскрывается важность для социа­ листического общества правильного рас­ пределения трудовых ресурсов между ма­ териальным производством, где создаются все материальные блага.*и непроизводст­ венной сферой. В настоящее время, когда решаются задачи крутого под’ема уровня народного потребления, особенно важн*1. повышение доли труда, занятого в сфере материального производства, всемерно: >прощение структуры управленческого аппарата, сокращение раздутых штатов, снижение издержек обращения и т. д. В книге рассматриваются такие эконо­ мические категории, как торговля, явля­ ющаяся основной формой распрэзед-'ния продуктов при социализме, деньги, фи­ нансы и кредит, хозрасчет, рентабель­ ность, себестоимость и цены, связаннее с действием закона стоимости в социали­ стической экономике. Коммунистическая партия и Советское правительство в соответствии с иоложо- киями политической экономии о роли то­ варного производства, закона стоимости, денег, хозрасчета в социалистической экономике всемерно укрепляют эти эко­ номические формы в интересах неуклон­ ного под'ема благосостояния трудящихся, наиболее бередсливого ведения хозяйства, ускорения роста производства. Партия и правительство придают большое значение овладению хозяйственниками механизмом действия закона стоимости. Отдельная глава учебника посвящена характеристике социалистической системы сельского хозяйства. В ней дается анализ общественного хозяйства колхосов. тру­ додня, излагаются сущность и формы диф­ ференциальной ренты в колхозах. Комму­ нистическая партия и Советское прави­ тельство в настоящее время Форсируют развитие всех отраслей сельскохозяйст­ венного производства с тем, чтобы резко поднять обеспеченность населения нашей страны продовольствием и вместе с тем повысить уровень благосостояния колхоз­ ного крестьянства. Важнейшими задачами являются более полное и рациональное ис­ пользование земли, освоение больших мас­ сивов плодородных целинных и залежных земель, повышение урожайности сельско­ хозяйственных культур и продуктивности животиооэдства. усиление роли МТС в под’еме колхозного производства и все­ мерное развитие совхозного производства, дальнейшее организационно-хозяйствен­ ное укрепление колхозов. Учебник знакомит читателя с основны­ ми проблемами теории социалистического воспроизводства и национального дохода, показывает значение накопления и его правильного распределения для роста эко­ номического могущества страны и повы­ шения благосостояния народа. Изложение экономических проблем со­ циализма завершается главой «'Постепен­ ный переход от социализма к коммунизму», в которой освещается марксистско-ленин­ ское учение о двух фазах коммунистиче­ ского общества, рассматриваются законо­ мерности перехода от социализма к комму­ низму. важнейшие вопросы коммунистиче­ ского строительства в СССР. В учебнике показано, что великий Ленин, развивая и обогащая марксистское учение о коммуниз­ ме, разработал основные положения о пу­ тях построения коммунистического обще­ ства. В заключительных главах учебника из­ лагаются основные проблемы строитель­ ства социализма в странах народной де­ мократии, закономерности и особенности их развития. В одной из глав характери­ зуется экономический строй европейских стран народной демократии, освещаются пути социалистического развития этих стран. Специальная глава посвящена ана­ лизу экономического строя Китайской На­ родной Республики, особенностей социали­ стического строительства в Китае. Страны, отпавшие от мировой системы капитализма и образовавшие вместе с Со­ ветским Союзом социалистический ла­ герь, экономически сомкнулись и налади ли тесное сотрудничество между собой Создан совершенно новый, соцпалистиче ский тип международных отношений, ос нованный на началах полного равенства и взаимной выгоды, уважения государст­ венного суверенитета больших и малых народов, братской взаимопомощи, плано­ мерности и организованности всех эконо­ мических связей. Отношения между странами социали­ стического лагеря базируются на эконо­ мических законах социализма, являются воплощением принципов пролетарского интернационализма. Выход в свет учебника политической экономии будет содействовать более актив­ ному и творческому обсуждению важных экономических проблем. В предисловии ав­ торы пишут, что они намерены продол­ жить работу по дальнейшему улучшению текста учебника. Несомненно, что поже­ лания и предложения читателей, опыт изучения политической экономии по учеб­ нику в вузах, материалы, накопленные на экономических и других кафедрах, по­ могут авторам книги в этой их работе. ★ Хорошо работает библиотека корабля, где членом комсомольского бюро матрос Аркадий Сабуров. В библиотеке есть достаточный выбор политической и художест­ венной литературы, а также газет и журналов. Моряки в свободное время охотно приходят сюда, чтобы подобрать нужную книгу. Корабельная библиотека сыграла большую роль в подготовке к проверке полити­ ческих занятий. Многие воины, являющиеся активными читателями библиотеки, прочно и глубоко усвоили изучаемый материал. Н А С Н ИМ К Е : в корабельной библиотеке. Справа налево: матрос Аркадий Сабуров рекомендует для чтения книги старшему матросу Кокстаптпну Баранову и старшине 2 статьи Леониду Ермоловичу. Ф ото И. Никншова. Агитаторы на стройке Пдеи марксистской политической эконо­ мии имеют первостепенное значение для рабочего класса и его авангарда — комму­ нистических партий в их борьбе против капитализма, за торжество коммунизма. Знание экономических законов позволяет правильно понимать общественные про­ цессы, научно предвидеть ход экономиче­ ского развития и использовать экономи­ ческие законы в интересах борьбы за коммунизм. Политическая экономия показывает ра­ бочему классу капиталистических стран неизбежность гибели капитализма, пути завоевания свободы. Она учит компартии, трудящихся стран народной демократии тому, как полностью ликвидировать экс­ плуатацию человека человеком и постро­ ить социалистическое общество. Комму­ нистическая партия Советского Союза, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, знанием об’ективных экономиче­ ских законов, вырабатывает и проводит в жизнь научно обоснованную и практи­ чески проверенную политику, организует трудящихся на строительство коммунизма. Учебник политической экономии повы­ сит интерес у коммунистов и бсспартий- пых к овладению экономическими зна­ ниями. будет способствовать повышению уровня экономического образования кад­ ров. Партийные, советские, хозяйственные кадры, работники промышленности и сельского хозяйства, наша народная ин­ теллигенция настойчиво овладевают эко­ номической наукой для успешного реше­ ния задач коммунистического строитель­ ства. («Правда», 8 октября 1954 г.). Большие задачи решают наши флотские строители. К числу коллективов, которые активно борются за осуществление плана и своих социалистических обязательств, от­ носятся и строители Н-ского подразделе­ ния. В 1953 году воины досрочно закон­ чили годовую программу, добившись но ряду операций перевыполнения плана. Успешно завершили они и полугодовую программу этого года. Готовясь к 37-й го­ довщине Великой Октябрьской социали­ стической революции, коллектив подразде­ ления принял на себя новые социалисти­ ческие обязательства: годовой план строи­ тели решили выполнить досрочно, превы­ сить задание по производительности трула. В трудовом успехе коллектива^большую роль сыграло улучшение партийно-поли­ тической работы. Вся деятельность пар­ тийной и комсомольской организаций на­ правлена на то, чтобы всемерно развивать социалистическое соревнование среди лич­ ного состава, неустанно раз’яснять вои­ нам внутреннюю и внешнюю политику на­ шего государства, задачи, стоящие пород страной, и поднимать строителей на борь­ бу за осуществление принятых социали­ стических обязательств. Агитационно-массовая работа среди воинов проводится в специфических условиях. Партийные организации здесь, как правило, невелики. К тому же коллек­ тив одновременно ведет строительные ра­ боты на ряде об’ектов в разных местах. Если к этому добавить, что массово-поли­ тическую работу на стройках приходится ь»*сти чаще всего под открытым небом или в неприспособленных временных помеще­ ниях, то станет ясно, с какими трудностя­ ми приходится сталкиваться партийным организациям. Они вынуждены учитывать эти условия, чтобы охватить своим влия­ нием всех работающих, вовлечь строите­ лей в активную общественную жизнь. Агитационную работу непосредственно на строительных площадках ведет агит­ коллектив. В его составе наиболее подго­ товленные члены партии, комсомольцы, передовики строительства. Вот как была, например, организована агитационно-массовая работа на одной из строительных площадок. Здесь на бетон­ ных работах было занято несколько десят­ ков человек. В каждой бригаде был агита­ тор. Среди них — плотники Пронченко и Царикаев, прораб Кабанов, коммунист тов. Агапов и другие. Примерно так же созда­ ются группы агитаторов и на друг ах участках. Перед началом раоот агитаторы провели беседы, в которых подробно рассказали о важности бетонных работ. В своих бесе­ дах они нацелили воинов на то, чтобы ни одна минута времени не пропадала даром. Затем была подготовлена наглядная агита­ ция. В кратких и выразительных призы­ вах и цифрах сформулированы конкрет­ ные задачи. Участок работы был радио­ фицирован. Каждый час по радио сообща­ лось о ходе выполнения плана. В конце смены подводились итоги, наиболее отли­ чившиеся отмечались командиром. Все это способствовало достижению трудового успеха. Задание было выполне­ но досрочно. Приемная комиссия высоко оценила качество работы. Агитаторы подразделения ведут боль­ шую и многогранную деятельность. Ре­ гулярно, не реже одного раза в ме­ сяц, проводятся совещания агитаторов, на которых они делятся опьиом, разрешают отдельные вопросы. Для инструктирования агитаторов привлекаются руководящие ра­ ботники из политотдела, которые приво­ дят в своих выступлениях цифры и факты из жизни строителей флота. Это по­ могает агитаторам делать свои беседы с воинами (юлее конкретными, доходчивыми, действенными. Так, в одной из бесед агитатор Прончен­ ко привел факты о низком качестве плот­ ницких работ на строительстве одного жилого дома. Участники бгееды, в свою очередь, подняли ряд вопросов, от кото­ рых зависит качество работ. Тов. Хныков, например, предложил вести плотницкие операции по-новому. О предлол;енип воина * агитатор рассказал командиру. Бы.™ при­ нято решение об изготовлении одной дета­ ли н применении ее в строительстве. Это не только улучшило качество работ, но и дало большую экономию материала. Во время этой беседы строители также пред­ ложили упорядочить организацию труда, заменить износившийся инструмент. Проводится агитационно-массовая работа и в подразделении, где живут воины. Здесь есть комната политпроспетработы, библиотека, радио и т. д. Для воинов чи­ таются лекции и доклады о мелиунарэд- f o m и внутреннем положении, а также на научно-естественные темы. Много внимания уделяется оформле­ нию наглядной агитчции. Для нее ис­ пользуются фанерные щиты, на которых пишутся призывы, помещаются социали­ стические обязательства подразделения, бригад, звеньев, сообщаются успехи пере­ довиков стройки. На строительных пло­ щадках можно увидеть щиты, призываю­ щие бороться за бережное отношение х материалу и снижение стоимости работ. Во всех бригадах и звеньях агитаторы регулярно проводят читку газет. Таким образом, воины бывают постоянно в кур­ се всех событий в стране и за рубежом. Важным средством воспитания коллек­ тива строителей являются сойрания. Они проводятся ежемесячно с постановкой на них докладов по текущим хозяйственным и политическим вопросам. Собрания про­ ходят активно и приносят большую пользу. Развертывая под руководством командира п его заместителя по политической части агптационно-массозую работу, парторга­ низация стремится использовать все фор­ мы и методы политического воспитания ьоинов-строителей, мобилизуя их на борь­ бу за выполнение плана строительства жилых домов, культурно-бытовых учреж­ дений и других об’ектов. Особенно много внимания уделяется вовлечению всех строителей в социалистическое соревнова­ ние, показу результатов труда, опыта пе­ редовиков. Итоги соревнования ежемесяч­ но обсуждаются на собраниях. Лучшим бригадам и звеньям присуждаются пере­ ходящее Красное знамя, вымпелы и пре­ мии. Следуя примеру передовиков, хорошо трудятся все остальные воины. Достаточ­ но указать, например, на подразделение, в котором служит тов. Валиев. Здесь нет ни одного строителя, не выполняющего норм выработки. Почти каждый месяц все вои­ ны получают премии, держат переходящее Красное знамя, а ефрейтор Гвалк награж­ ден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Но в работе агитколлектива есть и не­ достатки. Наиболее серьезный из них со­ стоит в том, что не все агитаторы добросо­ вестно относятся к порученному им почет­ ному делу. Некоторые товарищи плохо го­ товятся к беседам и проводят их наспех. Бывает нередко, что во время беседы стро­ ители высказывают критические замеча­ ния о ходе работ, вносят ценные предло­ жения. Но далеко не все агитаторы ин­ формируют об этом командование и пар­ тийную организацию. Поэтому важные вопросы подчас не находят своего разре­ шения. Партийное бюро наметило ряд меропри­ ятий, направленных на устранение этих недостатков, на дальнейшее улучшение агитационно-массовой работы. Решительно улучшая политическую ра­ боту, командир и партийная организация стремятся мобилизовать "коллектив строи­ телей на борьбу за выполнение поставлен­ ных перед ними задач. Офицеп В. СОРОКАЛЕТ. t- В выходной день Увлекательно и интересно отдохнули в один из воскресных дней воины нашего подразделения. До обеда часть личного состава побывала в клубе. Там демонстри­ ровались кинофильмы. В это время нема­ ло воинов посетило библиотеку. К их услугам здесь книги художественной ли­ тературы, журналы, подшивки газет. ...Хотя погода на дворе не была сол­ нечной и с моря слегка дул ветерок, на­ шлись желающие прогуляться по окрест­ ностям города. Воины Коновалов, Аки­ мов, Клочков и другие, подготовив удоч­ ки, под руководством офицера Фигурно­ ва ушли на прогулку. Отдыхали увлекательно. Одни занялись сбором ягод, другие — рыбной ловлей. Хорошо прошел у нас воскресный день. В настоящее время есть все возмож­ ности еще лучше организовать отдых воинов. Желательно бы, например, чаще организовывать различные культпоходы, практиковать встречи воинов с ветера­ нами Великой Отечественной войны, с классными специалистами флота и т. д. Старший матрос А. ЗИМИН. „ Н а у к а и р е л и г и я м На такую тему у нас недавно состоя­ лась лекция. Тов. Барбашин рассказал воинам о реакционной сущности религии, ее непримиримости с наукой, о необхо­ димости бороться с религиозными пред­ рассудками. Лектору было задано много самых различных вопросов. Ефрейтор Б. ВОИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz