На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.
i S s w b T E H A ; \ n с о p \ За нашу Советскую Родиш!^ на СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Кг 2 4 2 ( 5 0 8 4 ) . Вторник, 12 октября 1954 года. Год издания 1 8 -й , Выполняя свой священный воинский долг перед любимой Родиной, советсние военные моряни должны неустанно и настойчиво совершенствовать боевое мас терство, крепить дисциплину, повышать бдительность. Забота о высокой боеготовности родного флота — первейшая обязанность каждого североморца. За чёткий уставной порядок на ходовом мостике Успешное решение задач, стоящих перед кораблем в походной обстановке, всецело зависит от четкого взаимодействия его под. разделении, слаженной работы моряков всех специальностей. Осуществление каж дого маневра корабля, каждого такти ческого замысла командира обеспечивает ся, как известно, на ходовом мостике. На ходовом мостике корабля сходятся все нити управления подразделениями и боевыми постами, принимаются решения об использовании оружия и технических средств, о маневрах корабля и т. д. Скоротечный характер современного мор ского боя требует от командира, его стар шего помощника, вахтенного офицера и штурмана глубоких и всесторонних такти ческих знаний, умения четко ориентиро ваться в сложившейся обстановке, нахо дить правильный выход из любого затруд нительного положения. Высокая боевая вы учка и натренированность, расторопность и слаженность в действиях необходимы и матросам и старшинам, несущим службу на ходовом мостике. Их безупречная рабо та в плавании существенно влияет на ус пех общих действий всего экипажа. Постоянная боевая готовность корабля в походе возможна при том условии, когда на ходовом мостике поддерживается образ цовый уставной порядок. На всех этапах плавания,, начиная с момента заступления походной вахты и кончая постановкой на якорь или швартовы, служба должна не стись бдительно и безукоризненно. Бдительность — наше испытанное ору жие. Она является неот’емлемым, благо- (родным качеством советских военных мо ряков. воспитанных великой Коммунисти ческом партиен. Чувство ответственности за корабль, за его боеспособность, безопас нее плавание должно владеть всем личным составом, находящимся на мостике. Бди тельно нести службу — это значит четко выполнять обязанности, внимательно на блюдать за обстановкой, обеспечивать безотказную работу приборов. В любом де ле. а тем более в походе, недопустимы ни какие оплошности, могущие затруднить решение той или иной задачи. На мостике необходимо создавать такую обстановку, которая не отвлекала бы моряков от вы полнения обязанностей и полностью гаран тировала бы от каких бы то ни было нео жиданностей. Уставной порядок на ходовом мостике предполагает четкую и беспрерывную связь с командными пунктами, боевыми постами и служебными помещениями ко рабля. Умение моментально и безошибочно определить, каким видом связи следует воспользоваться в каждом конкретном слу чае, имеет большое значение в обеспече нии успешного плавания. Матросы и старшины, расписанные на мостике, призваны помогать командиру в управлении маневрами корабля и в руко водстве деятельностью боевых частей. Это весьма ответственная обязанность, требую щая глубокого знания своего дела, высо кой дисциплинированности и исполнитель- ности. Долг рулевых, сигнальщиков, штур манских электриков и других специалис тов — быть на высоте своего положения, в любых метеорологических и навигацион ных условиях добиваться точности и сла женности в работе на своих боевых по стах, стремиться к тому, чтобы стать спе циалистами высокого класса. Уставной порядок на ходовом мостике во многом зависит от твердого знания правил кораблевождения вахтенными офицерами. Находясь в походе, вахтенный офицер обязан поддерживать установлен ную боевую готовность корабля, следить за внешней его безопасностью, за точным удержанием назначенных курса, скорости и места корабля в строю, вести парал лельную со штурманом прокладку. Высо кие командные навыки, глазомер, наблю дательность, быстрота ориентировки — неот’емлемые качества офицера, несущего ходовую вахту. Вахтенный офицер должен отлично знать правила предупреждения столкновения судов в море и умело осу ществлять их на практике. Без твердо го знания руководящих документов он не сможет осуществить маневрирование корабля с целью эффективного использо вания оружия и уклонения от воздействия противника. Значение службы вахтенных офицеров осоиенно возросло в связи с появлением новых средств вооруженной борьбы. Поэтому задача состоит в том, чтобы неустанно совершенствовать прак тические навыки, развивать в себе высо кие морально-боевые качества. На кораблях выросло немало вахтен ных офицеров, безупречно выполняющих обязанности в походах. К числу таких относится старший лейтенант Романов. Он обладает прочными знаниями и навы ками ио кораблевождению и морской практике. Это позволяет ему в походах проявлять самостоятельные, тактически грамотные действия и разумную инициа тиву. Однажды корабль находился в море. Несмотря на трудные условия плавания, старший лейтенант Романов образцово выполнял свои обязанности, принимал продуманные решения о производстве ма невра, правильно оценивал обстановку на море. Когда офицер Романов несет вахту на ходовом мостике, всегда поддерживается твердый уставной порядок. Проявляя вы сокую требовательность к себе и вахтен ным рулевым, сигнальщикам и другим специалистам, он добивается, чтобы служ ба на мостике была бдительной и безу пречной. Борясь за надлежащий порядок на хо довом мостике, вахтенный офицер дол жен строго следить за тем, чтобы все команды, например, рулевому — об из менении курса, в машинное отделе ние — об изменении скорости хода по давались по-уставному, ясно и четко. Не обходимо также серьезное внимание уде лять и оформлению документации, чтобы записи в вахтенном журнале производи лись с предельной точностью, без каких бы то ни было пропусков. Это позволит проверить правильность действии моряков в плавании, еще выше поднять культуру в работе личного состава на мостике. Однако встречаются факты, когда не которые военнослужащие, расписанные на мостике, не со всей серьезностью отно сятся к своим обязанностям, несвоевре менно обнаруживают самолеты, встречные корабли, особенно ночью, подчас вахтен ному офицеру поступают неправильные доклады. Все эти недостатки свидетель ствуют о том, что кое-где организации службы не придается должного значения и что отдельные матросы и старшины пренебрегают положениями Корабельного устава. Надо покончить с имеющимися недостатками и не допускать их впредь. Заступил на вахту — выполняй свои обязанности так, как требует Корабель ный устав, неси службу образцово, прояв ляй бдительность, инициативу и находчи вость. Ответственность за организацию служ бы на мостике возложена на командира корабля. Он должен поддерживать на нем образцовый порядок, решительно бороть ся со всякого рода послаблениями и упу щениями в работе личного состава, вос питывать у моряков высокий наступа тельный дух, чувство ответственности 'за выполнение священного долга перед Ро диной. Развитию моральных и физичз- ских качеств широкую возможность пре доставляют походы, служба на мостике. Выходы кораблей в море для решения поставленных перед экипажами задач — самый ответственный этап в боевой под готовке. Осенне-зимнее плавание на на шем театре сопряжено со многими труд ностями. Постоянные штормы, туманы, снежные заряды потребуют от личного со става кораблей огромного напряжения сил, проявления стойкости, выносливости и морской закалки, всемерного повыше ния организации службы. Вот почему за бота командира должна быть направлена’ к тому, чтобы отлично отработать орга низацию службы на мостике, обеспечить ка нем образцовый уставной порядок. Бдительно следя за происками поджи гателей новой мировой войны, советские военные моряки должны настойчиво, с полным напряжением сил совершенство вать свое мастерство, овладевать перво классной техникой и оружием, учиться умело использовать их в сложных усло виях современного боя, быть готовыми к сокрушительному отпору сильному, тех нически оснащенному и маневренному противнику. У К А З Президиума Верховного Совета СССР О награждении писателя Бажана Н. П. орденом Ленина За заслуги в области художественной литературы, в связи с пятидесятиле тием со дня рождения, наградить писате ля Бажана Николая Платоновича орде ном Ленина. Председатель Президиума Верховного Совета ССС Р К . ВО РОШ И ЛО В . Секретарь Президиума Верховного Совета ССС Р Н . ИЕГОВ . Москва, Кремль. 9 октября 1954 г. В честь 37-й годовщины Велпкого Октября РЯЗАНЬ. На Рязанском станкострои тельном заводе развернулось социалисти ческое соревнование в честь 37-й годов щины Великого Октября. Станкостроители изыскивают дополнительные резервы для увеличения выпуска продукции, улучше ния ее качества и снижения себестоимо сти. По предложению формовщика тов. Дя гилева на отливке стали применена екю- ростная безмодельная формовка, что зна чительно ускорило операцию. Конструк тор завода тов. Кабаидзе в содружестве с рабочим инструментального цеха тов. Попко сконструировал специальную фре зу для обработки деталей тяжелых токар ных станков. В результате производитель ность труда повысилась в Десять раз. Высокопроизводительно трудится в эти дни коллектив цеха корпусных деталей. Он увеличил с’ем продукции с единицы оборудования но сравнению с прошлым годом на 60 процентов. Станкостроители досрочно выполнили сентябрьскую программу и план третьего квартала. 11 октября. (ТАСС). К О М М Ю Н И К Е о советско -китайских переговорах С 29 сентября по 12 октября в Китае находилась Правительствен ная делегация Советского Союза в составе первого секретаря Централь-, ного Комитета КПСС и члена Президиума Верховного Совета СССР Хрущева Н. С., первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Булганина Н. А., заместителя Председателя Совета Министров СССР Микояна А. И., Председателя Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов Шверника Н. М., министра культуры СССР Александрова Г. Ф., главного редактора газеты «Правда» Шепилова Д . Т., секретаря Московского Городского комитета КПСС Фурцевой Е. А., министра промышленности строительных материалов Узбекской ССР Насриддиновой Я. С., заведующего отделом ЦК КПСС- Степанова В. П., посла СССР в Китайской Народной Республике Юдина П. Ф., прибывшая по приглашению китайского правительства в связи с праздно ванием пятилетия со дня образования Китайской Народной Республики. Во время пребывания Советской делегации в КН Р между членами делегации, с одной стороны, и премьером Государственного совета и ми нистром иностранных дел КН Р Чжоу Энь-лаем, заместителями премьера Чэнь Юнем, Пын Дэ-хуаем , Д эн Сяо-пином, Д эн Цзы-хуэем, Ли Фу-чу- нем, с другой стороны, велись переговоры по вопросам советско-китай ских отношений и международного положения. В переговорах также приняли участие Председатель КН Р М ао Цзэ- дун, заместитель Председателя К Н Р Чж у Д э , секретарь ЦК КПК и председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Лю Шао-ци. Переговоры проходили в обстановке искренней дружбы и взаимного понимания. Ниже публикуются совместные декларации правительств Советского Союза и Китайской Народной Республики по вопросам советско-китай ских отношений и международного положения и по вопросу об отноше ниях с Японией, совместное коммюнике по вопросу о военно-морской базе Порт-Артур, по вопросу о существующих смешанных советско-ки тайских акционерных обществах, о соглашении . относительно научно- технического сотрудничества, о строительстве железной дороги Л аньч жоу—Урумчи—Алма-Ата. Кроме того, были подписаны соглашение о предоставлении прави тельством СССР правительству КН Р долгосрочного кредита в сумме 520 миллионов рублей и протокол об оказании правительством СССР помо щи правительству К Н Р в строительстве дополнительно 15 промышлен ных предприятий и увеличении об’ема поставок оборудования дл я 141 предприятия, предусмотренного в ранее подписанном соглашении, об щей стоимостью дополнительных поставок оборудования из СССР свыше 400 миллионов рублей. Совместная декларация правительства Союза Советских Социалистических Республик и правительства Китайской Народной Республики Правительство Союза Советских Социалистических Республик и правительство Китайской Народной Республики устанавливают наличие полного единства взглядов как в области развивающегося всестороннего сотрудничества между обоими госу дарствами, так и ио вопросам международного положения. За истекшие пять лет после исторической победы китайского народа и образо вания Китайской Народной Республики между Советским Союзом и Китайской На родной Республикой сложились отношения, основанные на тесном сотрудничестве в полном соответствии с Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи от 14_ фев раля 1950 года. В основе этого договора лежит искреннее стремление китайского и советского народов оказывать друг другу взаимную помощь, содействовать эконо мическому и культурному прогрессу обеих стран, дальнейшему укреплению и рас ширению братской дружбы между ними и тем самым содействовать упрочению мира и безопасности на Дальнем Востоке и во всем мире в соответствии с целями и принципами Об'единенчых Наций. Опыт показал великую жизненную силу установившегося сотрудничества меж ду Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, являющегося надежным оплотом мира и безопасности на Дальнем Востоке и важным фактором в деле под держания всеобщего мира. Правительство Советского Союза и правительство Китайской Народной Респу блики заявляют, что сложившиеся дружественные отношения между ССОР и Ки таем являются основой дальнейшего тесного сотрудничества между обоими государ ствами в соответствии с принципами равноправия, взаимной выгоды, взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности. Оба правительства единодушны в своих стремлениях и впредь принимать уча стие во всех международных действиях, направленных на укрепление мира, и бу дут консультироваться друг с другом всякий раз, когда будут возникать вопросы, затрагивающие общие интересы Советского Союза и Китайской Народной Республи ки, с целью согласования своих действий, направленных на обеспечение безопасно сти обоих государств, поддержание мира на Дальнем Востоке и во всем мире. Женевское совещание, которое привело к прекращению военных действий в Индо-Китае и открыло возможность для урегулирования положения в Индо-Китае в соответствии с законными национальными интересами народов этого района, по казало важное значение для дела мира участия в рассмотрении назревших между народных проблем всех великих держав, на которых устав ООН возлагает главную ответственность за поддержание международного мира. Оно показало также полную беспочвенность политики руководящих кругов США, препятствующих Китайской Народной Республике занять свое законное место в ООН. Такая политика, как и прямые акты агрессии, совершенные Соединенными Штатами в отношении Китайской Народной Республики, и особенно продолжающая ся оккупация Соединенными Штатами части территории КНР острова Тайвань, а также военная и финансовая поддержка враждебной китайскому народу клики Чан Кай-ши — несовместимы с задачами поддержания мира на Дальнем Востоке и уменьшения международной напряженности. Оба правительства считают ненормальным такое положение, когда Корея про должает оставаться разделенной на две части, вопреки естественным стремлениям корейского народа к национальному воссоединению в единое, миролюбивое, демокра тическое корейское государство. Признавая, что одной из важных задач, решение которой имело бы большое значение для укрепления мира на Дальнем Востоке, яв ляется об’единение Кореи, они считают необходимым созыв в ближайшем будущем конференции по корейскому вопросу с широким участием заинтересованных госу дарств. £ Советский Союз и Китайская Народная Республика решительно осуждают со здание агрессивного военного блока в Юго-Восточной Азии, так как в основе этого блока лежат империалистические цели его инициаторов, направленные прежде все го против безопасности и национальной независимости стран Азии, равно как и против интересов мира в районе Азии и Тихого океана. Они считают необходимым заявить, что Советский Союз и Китайская Народ ная Республика свои отношения со странами Азии и Тихого океана, как и с дру гими государствами и впредь будут строить на основе строгого соблюдения прин ципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, взаимного невмешательства во внутренние дела, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования, что открывает широкие возможности для раз вития плодотворного международного сотрудничества. Оба правительства глубоко убеждены в том, что такая политика отвечает ко ренным интересам всех народов, в том числе народов Азии, безопасность и благо получие которых могут быть обеспечены только на основе совместных усилий го сударств в деле защиты мира. Советское правительство и правительство Китайской Народной Республики со своей стороны приложат все усилия для того, чтобы содействовать урегулированию неразрешенных международных проблем, в том числе проблем, касающихся Азии. Совместная декларация правительства Союза Советских Социалистических Республик и правительства Китайской Народной Республики об отношениях с Японией После окончания второй мировой войны Япония, как это было предусмотрено Потсдамским соглашением, должна была получить полную национальную независи мость, создать свои демократические институты, развивать свою самостоятельную мирную экономику и национальную культуру. Однако Соединенные Штаты Америки, как главная оккупирующая держава в Японии, на которую была возложена основная ответственность за выполнение Потс дамских решений, грубо нарушили эти решения и, попирая интересы японского на рода, навязали Японии Сан-Францисскпй «мирный договор» и дпугие соглашения, противоречащие указанным соглашениям держав. По истечении 0-ти лет после окончания войны Япония не ^получила независимо сти и продолжает оставаться на положении полуоккупированной страны. Ее террито рия покрыта многочисленными американскими военными базами, созданными в це лях, не имеющих ничего общего с задачей поддержания мира и обеспечения мирного и независимого развития Японии. Промышленность и финансы Японии поставлены в зависимость от американских военных заказов, Япония связана в области своей внеш ней торговли, что губительно сказывается на ее экономике и главйым образом на мирных отраслях промышленности. Все это не может не наносить оскорбления национальным чувствам японского народа, создает атмосферу неуверенности у японцев, сковывает многообразные спо собности японского народа. Нынешнее положение Японии создает у народов стран Азии и Дальнего Востока законные опасения, что она может быть использована в агрессивных планах, чуждых как интересам японского народа, так и задаче поддержания мира на Дальнем Востоке. Народы Советского Союза и Китайской Народной Республики выражают глубокое сочувствие Японии и японскому народу, оказавшемуся в тяжелом положении в ре зультате указанных «договора» и соглашений, продиктованных иностранными инте ресами. Они верят, что японский народ найдет в себе достаточно сил, чтобы стать на путь освобождения от иностранной зависимости н возрождения своей родины, на путь установления нормальных отношений широкого экономического сотрудничества и культурных связей с другими государствами, и в первую очередь со своими сосе дями. Правительства Советского Союза и Китайской Народной Республики в своей по литике в отношении Японии исходят из принципа мирного сосуществования госу дарств независимо от их общественного строя, будучи уверены в том, что это отве чает жизненным интересам всех народов. Они стоят за развитие широких торговых отношений с Японией на взаимно выгодных условиях, за установление с ней тесных культурных связей. Они выражают также готовность предпринять шаги с целью нормализации своих отношений с Японией и заявляют, что Япония встретит полную поддержку в своем стремлении к установлению политических и экономических отношений с СССР и с КНР, равно как встретят полную.поддержку всякие шаги с ее стороны, направленные на обеспечение условий для ее мирного и независимого развития. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОМЮНИКЕ о выводе советских воинских частей из совместно используемой китайской военно-морской базы Порт-Артур и о переходе этой базы в полное распоряжение Китайской Народной Республики Учитывая изменение международной обстановки на Дальнем Востоке в связи с прекращением войны в Корее и восстановлением мира в Индо-Китае, а также прини мая во внимание укрепление обороноспособности Китайской Народной Республики, правительство Советского Союза и правительство Китайской Народной Республики.^ в соответствии с установившимися и все более укрепляющимися отношениями дружбы и сотрудничества между обоими государствами, договорились о том, ^что советские воинские части выводятся из совместно используемой военно-морской базы Порт- Артур и сооружения в этом районе безвозмездно передаются правительству Китай ской Народной Республики. Проведение мероприятий, связанных с выводом советских воинских частей и пе редачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур правительству Ки тайской Народной Республики, обе стороны договорились возложить на Советско- Китайскую об’едпненную военную комиссию в Порт-Артуре, образованную в соответ ствии с соглашением от 14 февраля 1950 года. ^ Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР в районе военно-морской базы Порт-Артур будут завершены к 31 мая 1955 года. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОМЮНИКЕ о передаче Китайской Народной Республике советской доли участия в смешанных обществах В 1950 и 1951 гг. по соглашению между Советским правительством и Ки тайским правительством были созданы на паритетных началах четыре смешанных советско-китайских общества: Общество по добыче цветных и редких металлов в Синьцзянскои провинции Китайской Народной Республики, _ _ Общество по добыче и переработке нефти в Синьцзянской провинции Китай ской Народной Республики, Общество по строительству и ремонту судов в г. Дальнем и Общество для организации и эксплуатации гражданских воздушных линий. Это было время, когда перед молодой Китайской Народной Республикой стояли задачи восстановления народного хозяйства. Образование советско-китайских обществ дало возможность наладить в корот кие сроки работу предприятий, вошедших в состав этих обществ, существенно рас ширить их производственную мощность и поднять общий технический уровень, ис пользуя передовой советский опыт хозяйственного строительства. Тем самым сме шанные общества сыграли свою положительную роль и внесли определенный вклад в дело восстановления и развития китайской экономики. Ныне, когда Китайская Народная Республика, восстановив свое хозяйство, ус пешно выполняет первый пятилетний план, китайские хозяйственные организации накопили необходимый опыт и могут сами управлять деятельностью предприятий, входящих в смешанные общества, правительства Советского Союза и Китайской Народной Республики пришли к соглашению о том, что советская доля участия в смешанных советско-китайских обществах будет полностью передана Китайской Народной Республике с 1 января 1955 года. Стоимость этой доли будет возмещена в течение ряда лет поставками в Советский Союз товаров, являющихся предметом обычного экспорта из Китайской Народной Республики. Таким образом предприятия, входящие в настоящее время в смешанные совет ско-китайские общества, станут полностью государственными предприятиями Ки тайской Народной Республики. Оба правительства единодушно считают, что это их решение соответствует установившимся между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой от ношениям дружбы и будет способствовать дальнейшему укреплению экономического сотрудничества на основе равенства, взаимной помощи и уважения интересов ДРУГ друга. (Окончание на 2 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz