На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я о октября 1954 г., Иг 239 (5081). Бдительность котельного машиниста на вахте Современные машинные и котельные установки советских кораблей обеспечива­ ют им необходимую дальность плавания, скорость хода, быстроту и точность ма­ невров. Полностью использовать тактико- технические данные заведывання могут только моряки, в ччшершеттве овладевшие своим делом. Задача каждого воина флота — отработать до автоматизма практиче­ ские навыки по управлению боевыми сред­ ствами, научиться бдительно нести вахту в любых условиях. На нашем корабле немало специалистов, которые показывают образцы в ра­ боте при обслуживании механизмов и аг­ регатов. У них материальная часть дейст­ вует безотказно, они с каждым днем до­ биваются все более высоких показателен в эксплуатации техники и повышении ее боевой готовности. Для передовиков ха­ рактерно то, что они никогда не останав­ ливаются на достигнутом, смело идут впе­ ред по пути к мастерству, с каждым за­ нятием и тренировкой накапливают опыт, повышают техническую культуру. К та­ ким морякам относятся классные специа­ листы — старшины 1 статьи Калинин, Барсуков и многие другие. Они отлично несут походную вахту, строго выполняют требования инструкций. В годы Великой Отечественной войны корабли Северного флота успешно выпол­ няли любые задания командования. Не­ редко важным фактором при проведении операций являлась скрытность передвиже­ ния кораблей, в частности, бездымная ра­ бота котлов на всех (режимах. Поэтому не случайно сейчас перед котельными маши­ нистами стоит задача — повседневно учиться плавать без дыма. Высокая культура эксплуатации дейст­ вующего котла, умение управлять горени­ ем в топке, неусыпная бдительность— вот что требуется от котельных машинистов в первую очередь и обеспечивает бездым­ ность плавания. Вместе с тем нельзя за­ бывать о согласованности действий вах­ тенного у маневрового устройства и вах­ тенного на горении. Это особенно важно учитывать при переменных режимах ра­ боты пароэнергетической установки. Наличие черного и белого дыма на хо­ ду корабля — признак ненормального про­ цесса сгорания топлива. Подчиненные классного специалиста Барсукова понима­ ют, что при недостаточной подаче в топку воздуха топливо полностью не сгорает и мелкие частички его улетают в дымовую трубу, образуя черный дым. Он может по­ явиться и при избыточной подаче возду­ ха в том случае, когда неправильно уста­ новлена или загрязнена форсунка, либо не­ исправно воздухонаправляющее устройст­ во. Воины получили знания по специаль­ ности на занятиях, в процессе самостоя­ тельной учебы, на практических трениров­ ках. В море Барсуков и другие старшины постоянно контролируют действия вахтен­ ных. Управлять процессом горения ‘в топке нз переменных режимах — дело сложное, требующее больших практических навыков и опыта. Для обеспечения бездымной ра­ боты котла при включении и выключении форсунок, в зависимости от изменения хо- ia , котельные машинисты должны дейст­ вовать сноровисто и слаженно. ...Корабль в море. Нагрузка на котел небольшая, включена только одна форсун­ ка, турбовентиляторы работают на малых оборотах. Сыграна боевая тревога. Вахтен­ ному у маневрового устройства поступает команда «Увеличить ход». Воин тотчас по­ ворачивает ручку котельного телеграфа. Через доли секунды сигнал получают Ко­ тельные машинисты. Онп сообщают звон­ кими в машинное отделение о том, что ко­ тел готов к работе с полной производи­ тельностью. Стрелка манометра, показывающая дав­ ление пара в главном котле, дрогнула и медленно поползла вниз от красной черты. Турбина увеличивает число оборотов. Ко­ тельные машинисты в этот момент не зе­ вают. Четко и слаженно выполняют обя­ занности подчиненные старшины 1 статьи, Барсукова. Быстрым, расчетли­ вым движением Барсуков увеличивает чи­ сло оборотов турбовентилятора, на долю секунды опережает действия вахтенного на горении матроса Чоба, который уверен­ но открывает воздушные регистры, затем форсуночный клапан. Барсуков так рассказывает о своем опы- тз работы на боевом посту: «Вахтенный на горении и старшина должны хорошо понимать друг друга. Например, матрос Чг.ба репетует сигнал в машинное отделе­ ние и одновременно пальцами показывает мне. сколько Форсунок надо включить. Я прибавляю обороты турбовентилятора. Когда станет поступать необходимое коли­ чество воздуха, кивком головы даю знать подчиненному, что можно включать фор­ сунку. Открывая регистры и форсуночные клапаны, Чоба соблюдает определенную по­ следовательность. Чтобы факел воспламе­ нился немедленно, всю массу необходимо­ го для горения воздуха вахтенный подво­ дит к самому началу факела открытием малого (внутреннего) регистра. Бывали и у Чобы ошибки в первые дни самостоятельной вахты. То у какой-нибудь неработающей форсунки оказывается от­ крыт воздушный регистр, то он от виб­ рации котла закроется самопроизвольно, а иногда выясняется, что плохо обжат фор­ суночный клапан. Все это происходит из- за невнимательности при несении вахты. Постепенно в походах моряк накопил прак­ тический опыт, научился бдительно нести вахту. Чоба, как и другие котельные ма­ шинисты, глубоко понимает, что плохая организация процесса горения в топке кот­ ла. содержание форсунок, воздухонаправ­ ляющего устройства вызывают не только появление черного или белого дыма, но и снижают паропропзводительность котла, коэфицпент полезного действия. Темпера­ тура перегретого пара поднимается выше расчетной величины, что может привести к аварии, преждевременному износу тех­ ники». Барсуков и его подчиненные во время работы на боевом посту строго придер­ живаются инструкции, проявляя при этом разумную инициативу и находчи­ вость. Борясь за повышение культуры экс­ плуатации материальной части, Барсуков и другие старшины неустанно совершен­ ствуют свою выучку. Они знают, как в годы Великой Отечественной войны лич­ ный состав эскадренного миноносца «Гре­ мящий», эксплуатируя паросиловую уста­ новку на высоком техническом уровне, обеспечивал безаварийную и надежную ра­ боту всех механизмов, нужный ход кораб­ лю в любых условиях. Гвардейский ко­ рабль за годы войны прошел без аварий и поломок десятки тысяч миль. Для пополнения запасов котельной воды на кораблях имеется специальная уста­ новка. Несмотря на твердое знание спе­ циалистами корабля устройства мате­ риальной части и инструкций по ее об­ служиванию, им не всегда удавалось обес­ печить высококачественную работу техни­ ки. Случалось и так, что корабль в похо­ дах нередко пополнял запасы котельной во­ ды с водолея. Установки не давали нуж­ ной производительности, часто засаливали воду в конттрольных системах.и ее прихо­ дилось спускать в трюм. Это приводило к еще большей потере котельной воды. Установка, о которой идет речь, по своему устройству и конструкции проста. Однако при обслуживании ее нужны твердые практические навыки. Основным недостатком в действиях личного состава было то, что иногда воинам не удавалось сразу добиться устойчивого режима ра­ боты. Всегда что-нибудь было не в нор­ ме. Например, вахтенные допускали, что уровень воды был слишком высок: Это приводило к уменьшению парового об’ема установки, к увеличению скорости дви­ жения вторичного пара и в итоге к за­ солу дестиллята. Повседневное совершенствование зна­ ний, внимательное наблюдение за работой механизмов при различных условиях по­ могли морякам накопить достаточный опыт по эксплуатации установки в лю­ бых условиях. Установки уже несколько лет работают бесперебойно, устойчиво. В этом немалая заслуга старшины 2 статьи Суровуева и старшего матроса Данилей- ко, отлично овладевших своим делом. Опыт эксплуатации оружия и техники в различных условиях показывает, что там, где личный состав имеет твердые практические навыки по обслуживанию действующих механизмов, установок, ясно представляет назначение каждой детали, понимает физическую сущность процес­ сов, происходящих в турбине, в топке кот­ ла, в испарителе, т, е. использует оружие и технику на основе высокой техниче­ ской культуры и бдительно несет вахту, там механизмы всегда работают безотказ­ но. Офицер Г. ЗПИН. Мастерство штурманского электрика Штурманский электрик Караваев гор­ дится своей специальностью, любит ее и постоянно, изо дня в день повышает воин­ ское мастерство. Старшему матросу Ка- раваспу хорошо запомнились рассказы ветеранов о том, как в годы Великой Отечественной войны штурманские элек­ трики успешно обеспечивали боевые опера­ ции кораблей. Слушая эти рассказы , он глубоко осознал, что в бою успешна мо­ жет действовать лишь тот специалист, ко­ торый хорошо, в совершенстве знает свое дело и в любых условиях может устра­ нять псе возникшие неисправности и по­ лученные в бою повреждения. Например, в годы минувшей войны од­ на и з подводных лодок, потопившая вра­ жеский транспорт, была атакована кораб­ лями охранения противника. Глубинные бомбы рвались совсем рядом. Н а лодке был затоплен один нз отсеков, в котором находился гирокомпас. И з-за этого лодка не имела возможности определить курс для возвращения в свою базу. Н о вот удалось осушить отсек. О т штурманского электрика требовалось высокое мастерст­ во, чтобы запустить гирокомпас. Каждое непродуманное и неправильное действие специалиста могло вывести прибор из строя. И все же штурманский электрик li сумел преодолеть все трудности. Прибор, побывавший под водой, вновь работал бесперебойно. Иван Караваев многому учится у быва­ лых воппов, хворчески осваивает их опыт. В зять хотя бы уход за штурманскими приборами. М оряк содержит их в образ­ цовом состоянии и в полной боевой го­ товности. Поэтому и действуют они бес­ перебойно. Ежедневно, а в плохих метео­ рологических условиях и по нескольку раз в день, штурманский электрик тщательно протирает приборы, проверяет состояние коллекторов, смазывает необходимые дета­ ли. Своевременной заменой смазки он оберегает приборы от порчи. — Смазка имеет большое значение, — говорит Караваев. — Нужно на механиз­ мах всегда иметь свежую смазку. Старая смазка может привести к загрязнению де­ талей и может явиться причиной перебо­ ев в работе приборов. Особенно внимательно Караваев осма­ тривает и проворачивает механизмы при изменениях погоды, при повышенной влажности воздуха. Тщ ательный уход ва материальной частью дает замечательные результаты . Ещ е не было случая, чтобы обслуживаемые старшим матросом К ара­ ваевым приборы выходили из строя. Исключительно большая ответствен­ ность возлагается на штурманского элек­ трика при подготовке корабля к выходу в море. Успех каждого выхода в море нахо­ дится в большой зависимости от работы штурманских прибооов. Проверяя однажды состояние компаса, Караваев насторожился. Освещение не было достаточно ярким. Проверка показа­ ла, что это произошло и з-за плохого кон­ такта в системе питания. Только внима­ тельное отношение штурманского электри­ ка к своим обязанностям дало возмож­ ность избежать выхода освещения из строя во время похода. — Один и з лучших специалистов ко­ рабля, — так отзывается командир о штурманском электрике, классном специа­ листе Иване Караваеле. Старшина 1 статьи В . Т У П И Н . Растут ряды передовых воинов Воины нашего подразделения добились неплохих показателей в боевой и полити­ ческой подготовке. За последнее время у нас значительно выросли ряды отлични­ ков учебы, которые показывают пример безупречного выполнения воинского долга. Среди передовиков — классный специ­ алист младший сержант Тимошин. Раньше он слабо знал свою специальность, не имел достаточных практических навыков. Но сознание своего долга перед Родиной позволило ему преодолеть встретившиеся на пути трудности, добиться хороших ре­ зультатов. Не останавливаясь на достиг­ нутом, он продолжает учиться настойчиво и кропотливо. Сейчас воин назначен ко­ мандиром отделения. Неплохих результатов в учебе добились также старший матрос Арыкин, матрос Кравчук, младший сержант Круглов. Они неоднократно отличались при выполнении служебных обязанностей. Хорошо изучив вверенную им технику, воины продолжа­ ют совершенствовать свое боевое мастер­ ство. На проверке политических занятий Знания, подкреплённые делами Сержант Е. ЛАРИОНОВ. ОТЛИЧНИК АВИАЦИИ Т е х н и к а в с е г д а в го то вн о с ти к д е й с т в ию Перед воинами-авшатора- ми поставлена почетная и ответственная задача — зор­ ко стоять на страже воз- душных рубежей нашей любимой Родины . Успешное выполнение этой задачи требует от каждого авиаци­ онного специалиста глубо­ ких знаний техники и вы­ соких навыков в овладении ею, четкого выполнения ин­ струкций и наставлений, обеспечивающих безотказ­ ную работу материальной части на земле и в воздухе. Пример добросовестного выполнения служебных обя­ занностей показывает от­ личник боевой и политиче­ ской подготовки старший сержант Гункевич. Он хо­ рошо овладел своей специ­ альностью, научился гра­ мотно обслуживать матери­ альную часть. —Подразделение готови­ лось к выполнению очеред­ ных задач. Это требовало от каждого специалиста ог­ ромного напряжения сил. Большую работу нужно было проделать по подго­ товке специального обору­ дования. Правильно распре­ делив время, старший сер­ жант Гункевич приступает' к работе, один за другим осматривая агрегаты. Обна­ ружив неисправность в креп­ лении агрегата, он быстро устраняет ее. Все работы по подготовке материаль­ ной части выполнены Гун- кевичем раньше установ­ ленного времени. Специаль­ ное оборудование, подготов­ ленное авиатором, действо­ вало безотказно. Успехи в овладении бое­ вой техникой ве пришли са­ ми по себе. Прибыв в под­ разделение, Гункевич с комсомольским задором взялся за научение матери­ альной части, инструкций и наставлений, закрепляя по­ лученные знания ва прак­ тике. Случалось в так, что какая-либо из тем в учебе трудно усваивалась, тогда Гункевич обращался за по­ мощью к коммунисту Лоба­ нову и получал исчерпываю­ щие ответы на все неясные вопросы. Строго соблюдая требо­ вания Военной присяги и уставов, инструкций и на­ ставлений, изо дня в день повышая навыки и овладе­ нии боевой техникой, стар­ ший сержант Гункевич стал грамотным специалистом. Свои богатый практиче­ ский опыт авиатор усердно передает подчиненным, — Отличным специали­ стом, —- говорил Гункевич, выступая с обмевом опыта, — может стать любой воин. Д л я этрго необходимо всег­ да помнить требования Во­ енной присяги и выполнять их в своей повседневной жизни. Его примеру в овладевав боевой техникой следуют ма­ тросы Абетне, Переседов и другие воины подразделе­ ния. Они готовятся стать механиками специального оборудоваввя. З а отлвчные показатели в боевой и политической под­ готовке старшин сержант Гункевич награжден Почет­ ной грамотой ЦК ВЛКСМ , нагрудным знаком «Отлич­ ник авиации», сфотографи­ рован при развернутом З н а ­ мени части, двумя цен­ ными подарками и имеет 10 благодарностей от коман­ дования. Офицер Н , ПАВЛОВ . f C o j я с г т Я Ь О У С П ЕШ Н О выполнили стрельбу, по воздушной цели зенитчики-артилле- рнсты. Умело действовали на боевом посту матросы Афонин, Мурадяи и другие. Старший матрос П . Попов. О Д О Б Р О С О В Е С Т Н О выполняет воинский долг комсомолец матрос Н и ­ колай Карагин. З а отличную учебу и активное участие в общественной ра­ боте передовой воин награжден Почет­ ной грамотой ЦК ВЛКСМ . Старший матрос Б . Кожуркин. О ВЫ СОКО Е боевое мастерство показали на практическом занятии воины одного из отделений. В труд­ ных условиях они успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Сре­ ди отличившихся — младший сержант Салтанов, рядовые Шевелев, Потапов и другие. Рядовой М . Ковалевский. О Б Д И Т Е Л Ь Н О несет караульную службу рядовой Фоминский. Он стро­ го соблюдает требования Устава гар­ низонной и караульной служб, зорко охраняет вверенный ему об'ект. Рядовой П. Хартуков. О с П О Л НЫ М Н А П Р Я Ж Е Н И ­ ЕМ СИЛ овладевают боевым мастер­ ством сержант Крюков и его подчи­ ненные рядовые Беляцкий и Горбалев. При выполнении учебной задачи вон* ны проявили не только умение, но смекалку и расторопность. Рядовой А . Силко. К проверке политических занятий лич­ ный состав корабля готовился как к боль­ шому н важному событию. Каждый воин стремился как можно глубже и прочнее усвоить изучаемый материал. Подготовка к проверке была не кратковременной кам­ панией, она велась на протяжении всего учебного года. Партийная и комсомоль­ ская организации в самом начале года на своих собраниях обсудили вопросы о при­ мерности коммунистов и комсомольцев на политических занятиях, о повышении их идейного уровня. Борясь за высокое идей­ ное содержание политических занятий, за их действенность, коммунисты и комсо­ мольцы своевременно и смело вскрывали недостатки в учебе, активно и решитель­ но пх устраняли. Осенняя проверка показала возросший уровень политических знаний матросов и старшин, явилась красноречивым итогом работы пропагандистов, всего офицерского состава корабля по политическому и воин­ скому воспитанию личного состава. Лучшие результаты показала группа комсомольца старшего лейтенанта Дубин- ского. Здесь активное участие на занятии принимало большинство слушателей. Од­ ним из первых выступил старший матрос Заварыкин. Он четко и обстоятельно рас­ сказал о начале революционной деятельно­ сти В. И. Ленина и Петербургском Союзе борьбы за освобождение рабочего класса. С глубоким знанием отвечал воин и на дру­ гие вопросы. Отличной оценки старший матрос Заварыкин добился благодаря упор­ ней, настойчивой и систематической ра­ боте над повышением своего идейно-тео­ ретического уровня. Высокая политиче­ ская сознательность воина помогает ему лучше понять и образцово выполнять сто­ ящие перед ним задачи. Заварыкин яв ­ ляется отличником боевой и политической подготовки, готовится стать классным спе­ циалистом. — Это дисциплинированный, отлично знающий свое дело моряк, — говорит о нем командир. Глубокие и прочные знания по всем те­ мам показал своими ответами старший ма­ трос Юрченко — отличник боевой и по­ литической подготовки. Это — результат его постоянной и серьезной* работы над изучением литературы, тщательной подго­ товки к каждому занятию. Свои знания комсомолец Юрченко охотно передает со­ служивцам, оказывая им постоянную това­ рищескую помощь. Содержательные вы­ ступления слушателей, которым помогал Юрченко, явились лучшим показателем ак ­ тивной работы комсомольца. С глубокими и обстоятельными отве­ тами выступили отличники боевой и по­ литической подготовки матросы Клюев, Чернышев и другие. Слушатели группы хорошо усвоили основные вопросы учебно­ го плана. Не случайно здесь подавляющее большинство воинов является отличника­ ми боевой и политической подготовки, классными специалистами. Глубокие поли­ тические знания помогают им активно бо­ роться за высокое качество боевой учебы, за повышение боеготовности своего родно­ го корабля. Конечно, эти итоги но пришли сами по себе. Чтобы их добиться, немало поработа- ли руководитель группы комсомолец стар­ ший лейтенант Дубинский и его помощ­ ник комсомолец отличник боевой и по­ литической подготовки старшина 2 статьи Пудров. В свое время в группе были от­ стающие, имелось много недостатков. Ак­ тивная и повседневная борьба комсомоль­ ской организации с недостатками в уче­ бе, серьезная и повседневная работа ру­ ководителя группы и его помощника с каждым слушателем дали свои результаты. Возьмем, к примеру, матроса Клюева, яв­ ляющегося отличником боевой и полити­ ческой подготовки. В свое время он имел недостатки в учебе, были у него и замеча­ ния по службе. Серьезное отношение к по­ литической учебе, систематическая работа над повышением своей сознательности по­ могли ему стать передовым воином на корабле. Хорошие знания изучаемого материала показали слушатели другой группы. Свои­ ми содержательными и убедительными от­ ветами матрос Барлюк хорошо показал, как надо увязывать общеполитические вопро­ сы с конкретными задачами своего кораб­ ля, подразделения. Говоря о моральных качествах советских людей, слушатель удачно использовал примеры из произве­ дений советских писателей, из жизни ко­ рабля, флота. — В буржуазном обществе господству­ ет волчий закон эксплуатации, вражды, Отличные знания на проверке политических занятии показали многие старшины и матросы корабля Н . М оряки полно, исчерпывающе отвечали на все вопросы, по­ ставленные поверяющим, тесно увязывая пройденный материал с современной полити­ ческой обстановкой и задачами, стояшими перед флотом. Н А С Н ИМ К Е : отличники учебы и службы, показавшие глубокие знания на про­ верке политзанятий (слева направо) первый ряд — матрос Евгений Чернышев, по­ мощник руководителя группы политзанятий старшина 2 статьи Юрий Пудров, матрос Евгений Клюев; второй ряд — старшие матросы Ю рий Заварыкин , Вячеслав Ю р ­ ченко и матрос Иван Босяк. Фото И . Никишова. конкуренции, — говорил слушатель. — Совершенно другое дело в нашем социали­ стическом обществе. У нас человек чело­ веку друг и товарищ. Нашим законом — законом советских людей — является дружба, товарищеская взаимопомощь. Далее матрос делает вывод: — Наша задача — всегда и во всем помогать друг другу в учебе, службе, ук­ реплении дисциплины и порядка, ибо все мы решаем почетную и ответственную задачу по охране государственных инте­ ресов Советской Р о д и н ы . Моряк привел интересные примеры, по­ казывающие высокие морально-боевые ка­ чества советских военных моряков. Матрос Барлюк — отличник боевой и политической подготовки, образцово вы­ полняет свои обязанности по службе, поль­ зуется заслуженным авторитетом среди личного состава. Матрос Симонов дал глубокий и содер­ жательный ответ на в о п р о с об отмене кре­ постного права и развитии капитализма в России. Слушатели Дзусов и Кашинцез со­ держательно отвечали на вопрос о борьбе немецкого народа за об’единение Германии, за мир и дружбу с другими народами. 0 серьезном и глубоком изучении тем, оэ умении увязывать материал политиче­ ских занятий с конкретными задачами, со всей жпзныо и работой свидетельствует и выступление старшего матроса Никонен­ ко. С увлечением рассказывая о решени­ ях Коммунистической партии п Советско­ го правительства о резком под’еме сель­ ского хозяйства, матрос привел интерес­ ные и запоминающиеся примеры об улуч­ шении материального и культурного уров­ ня жизни своих земляков, у которых он недавно проводил свой краткосрочный от­ пуск. — Постоянная забота партии о совет­ ских людях, — говорит воин, — вооду­ шевляет и обязывает нас, военных моря­ ков, еще лучше учиться и служить Ро­ дине. Никоненко содержательно выступал н на предыдущих занятиях. Свою высокую активность в политической учебе воин подкрепляет практическими делами. Он образцово несет службу, не имеет замеча­ ний, является передовым воином. Глубокие знания материалов учебного плана, умение моряков делать правильные выводы 113 общеполитических положений для своей практической деятельности, сви­ детельствуют о той серьезной работе, ко­ торую проделали офицеры корабля, пар­ тийная и комсомольская организации, ру­ ководители групп, их помощники. Подав­ ляющее большинство слушателей, пока­ завших прочные знания материала поли­ тических занятий, является отличниками боевой и политической подготовки, бди­ тельно несет службу, не допускает нару­ шений дисциплины и порядка на корабле. Благотворное влияние политических заня­ тий на результаты боевой подготовки, на улучшение повседневной службы моряков, на укрепление дисциплины и порядка до­ стигнуто благодаря тому, что здесь поли­ тической учебе личного состава всегда уделялось и уделяется неослабное внима­ ние. На корабле не было случаев срыва политзанятий, а с пропустившими заня­ тия организовывалась регулярная допол­ нительная учеба. Действенную помощь в подготовке лич­ ного состава к занятиям оказывает кора­ бельная библиотека. Тут слушатели могут найти нужные учебники, рекомендован­ ную литературу к каждому занятию. Биб­ лиотекарь отличник боевой и политиче­ ской подготовки матрос Сабуров не только подбирает литературу, но и нередко помо­ гает слушателям, как лучше разобраться в ней, советует, как сделать запись, чтобы запомнить прочитанное. На корабле в на­ чале учебного года ощущался недостаток в наглядных пособиях. Этот пробел с по­ мощью комсомольцев был устранен. Ком­ сомольцы отличники боевой и политиче­ ской подготовки старшина 2 статьи Пу- риш, старший матрос Купаев, матрос До­ брынин изготовили наглядные пособия по истории партии, по отдельным решениям Коммунистической партии и Советского правительства. Офицеры и старшины ин­ тересуются политической вучебой своих подчиненных, с чувством ’высокой ответ­ ственности заботятся об успеваемости. Не­ достатки в учебе того или иного матроса здесь вызывают тревогу и беспокойство не только у руководителей, активистов, но и у всего личного состава корабля. Моряки пч раз убеждались в том, что отставание в политической учебе отрицательно ска ­ зывается на их служебной деятельности, неизбежно ведет к недочетам и провалам в работе. П на этот раз, в день проверки, в од- пой из групп оказались такие товарищи, которые недостаточно серьезно заботятся о росте своих политических знаний. Напри­ мер. матрос Целищев, имея неплохую об­ щеобразовательную подготовку, несерьезно относился к занятиям, недостаточно усво­ ил некоторые темы учебного плана. От­ ставание в политических занятиях отри­ цательно сказалось и на его служебной деятельности. Недалеко от него ушли и матросы Артеменко и Городецкий, показав­ шие на проверке поверхностные знания. А разве эти товарищи не могли быть в числе передовых слушателей? Конечно, мо­ гли. Свое несерьезное отношение к учебе они пытаются об’яснить различного рода трудностями. Но ведь в их же группе, на­ ходясь в одинаковых с ними условиях, ма­ трос Хатагов показал глубокие п обстоя­ тельные знания. А ведь у Хатагова труд­ ностей встречалось гораздо больше, чем у других. Упорство, настойчивость матроса, оказанная ему помощь со стороны передо­ вых комсомольцев дали возможность Ха- тагову выйти в число передовых слушате­ лей. Долг офицеров, всех коммунистов и комсомольцев еще активнее, еще на­ стойчивее бороться за высокую дейст­ венность политических занятий, за их вы­ сокое идейное содержание. Офицер В. ЛОМОВ, Больше заботы о качестве лекций Лекция офицера Полторацкого не об­ суждалась на методическом совещании. Возможно, только поэтому в ней, наряду с некоторыми поучительными для пропа­ гандистов моментами, были явные недора­ ботки. Перед преподавателем стояла задача — в своей вводной лекции показать слуша­ телям, что история Коммунистической партии Советского Союза есть марксизм- ленинизм в действии. Исходя из этого, он и составил план своего выступления. Од­ нако. работая нзд лекцией, пропагандист отвлекся от него и затем, излагая матери­ ал, уже не выделял отдельных вопросов, не делал по ним выводов. Слушатели недо­ умевали: в начале занятия преподаватель дал им записать один план, а лекцию чи­ тал по другому. Далее,' ведя рассказ по теме, пропаган­ дист почему-то упустил такие важнейшие события, как Пражская партийная кон­ ференция 1912 года и постановление, при­ нятое Центральным Комитетом партии в 1938 году в связи с выпуском в спет Краткого курса истории партии. Очень бегло он осветил значение II и XVIII с ’ездов партии. Пропагандист мало сказал На первом занятии в партийной школе о роли В. И. Ленина как создателя Ком­ мунистической партии, а также о реше­ ниях, принятых ЦК КПСС по идеологиче­ ским вопросам после Великой Отечествен­ ной войны. В лекции мало иллюстративного мате­ риала, но н тот, который имеется, не уточнен, не сверен с последними данны­ ми. Преподаватель сказал слушателям, что в Советском Союзе к настоящему времени поднято 13 миллионов га целинных и за­ лежных земель. Между тем, известно, что, самоотверженно выполняя решения партии и правительства, труженики сельского хо­ зяйства нашей страны, благодаря поддер­ жке всего народа, уже к 1 августа подня­ ли 14,1 миллиона га целины и залежей— на 1,1 миллиона га больше, чем было на­ мечено но плану. Лекция охватила материал но всей про­ грамме предмета. Естественно, в ней встре­ чались положения, не знакомые слушате­ лям, первый день находящимся в степах партийной школы. Пропагандисту следо­ вало учесть это и материал излагать более простым языком, обстоятельно раз'яснять новые для слушателей термины. Все эти недостатки не могли не отра­ зиться на идейном содержании занятия. Большинство активистов, слушая вы­ ступление тов. Полторацкого, не вело ни­ каких записей в своих тетрадях, если не считать нескольких пометок, сделанных в начале первого часа. А ведь если бы лек­ ция отвечала всем пред’являемым к ней требованиям, воины наверняка нашли бы, что записать со слов пропагандиста. Занятие недостаточно было подготовле­ но и в организационном отношении. От­ дельные воипы опаздывали в класс после перерывов, а несколько человек вовсе не ягшлось на учебу. Необходимо больше заботиться о каче­ стве лекций, об их всесторонней подго­ товке. Начальник партийной школы обя­ зан с. первых же дней устранить допу­ щенные недостатки, добиться высокой дисциплины и организованности слуша­ телей на занятиях в партийной школе. Офицер Е. КОЗЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz