На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

6 октября 1954 г., № 237 (5079). На с т р а ж е З а п о л я р ь я ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА Началу учебного гола в университете марксизма-ленинизма __ предшествовала боль­ шая подготовительная работа. Главное вни­ мание было сосредоточено на повышении идейного уровня занятии, качества лейцин с тем. чтобы усилить живой интерес ком­ мунистов к политическим знаниям, к изу­ чению основ марксистско-ленинской тео­ рии. окончательно искоренить из практики пропагандистской работы элементы форма­ лизма и школярства. Учтя ошибки прош­ лых лет, в этом году к преподаванию в унпвет>ситете привлечены товарищи с выс­ шим образованием и достаточным опытом пропагандистской работы. Большую роль в повышении идейного уровня всех занятии призваны сыграть лекции. Лекции по социально-экономиче­ ским дисциплинам являются важным ме­ тодом пропаганды марксизма-ленинизма. Вопрос о качестве лекционной работы как с точки зрения идейного содержания, так и с точки зрения методики является од­ ним из важнейших в партийной пропаган­ де и учебной работе. Каждая лекция долж­ на быть наполнена глубоким идейным со­ держанием, проникнута духом партийно­ сти, ярко и доходчиво раз’яснлть роль народных масс в истории, роль Коммуни­ стической партии, как руководящей и на­ правляющей силы в строительстве ком­ мунизма. Пропагандисты должны тесно увязывать изучаемый материал с жизнью страны, с задачами, .решаемыми советским народом, с требованиями, пред’чвляемымп к нашим воинам. Как же отвечает этим требованиям первая лекция, прочитанная на втором курсе вечернего университета марксизма- ленинизма преподавателем тов. Фроловым? Пропагандист Фролов, готовясь к лек­ ции «Коммунистическая партия в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 — 1920 гг.)», использовал обширный материал, отобрал из него самое существенное, ярко осветил узловые вопросы темы. Лекцию читал он грамотно, использовал наглядные пособия, умело увязывал изучаемый материал с «.временностью. Так. освещая вопрос «Начало иностранной военной интервен­ ции». тов. Фролов показал, что в резуль­ тате победы Великой Октябрьской социа­ листической революции мир раскололся на два лагеря: на лагерь войны, реакции, им­ периализма. возглавляемый США, и лагерь мира, демократии и социализма, возглав­ ляемый Советским Союзом. — Одним из самых непримиримых вра­ гов Советского государства с момента его основания и по сегодняшний день, — го­ ворил пропагандист, — является амери­ канский империализм. Американские им­ периалисты питают особую ненависть к Советскому Союзу, ибо Великая Октябрь­ ская социалистическая революция сорва­ ла американские планы мирового господ­ ства. Последовательно и аргументированно преподаватель освещал и другие вопросы, поставленные в плане лекции. Пропаган­ дист ярко показал руководящую роль на­ шей партии в борьбе рабочих и крестьян против иностранных интервентов и внут­ ренней контрреволюции. Можно было привести и еще ряд, поло­ жительных моментов из лекции, прочи­ танной преподавателем тов. Фроловым. Однако следует отметить и недостатки первой лекции и. главным образом, те, которые в той пли иной степени сказа­ лись на ее идейном уровне. Пропагандист слабо осветил решения VIII с ’езда партии по военному вопросу, не показал на прак­ тических примерах заботу Коммунистиче­ ской партии о строительстве и укрепле­ нии Вооруженных Сил СССР. Этот недо- ЕЩ Е ВЫШ Е П О Д Н И М А Т Ь И Д ЕИ НЫ Й У РО В ЕН Ь Л Е К Ц И Й статок становится тем более недопусти- мым, если учесть, что лекция читалась в аудитории военных слушателей. Слишком бегло рассказал преподаватель о создании, деятельности и значении III Коммунисти­ ческого Интернационала, не совсем точно осветил вопрос о роспуске Коминтерна. Преподаватели обязаны излагать мате­ риал политически целеустремленно, глубо­ ко и полно показывать решения партий­ ных с ’ездов и конференции, Нлечумо» Центрального Комитета, в которых выра­ жена коллективная мудрость партии, обобщен богатый исторический опыт стро­ ительства социализма в СССР. Свои лек­ ции преподаватели должны строить в ду­ хе боевого идеологического наступ тни я на буржуазный строй, его культуру, его идеологию. Лекции призваны вооружать слушателей-воинов знанием перспективы нашего движения вперед, умению глубоко понимать правоту нашего дела. Они долж­ ны убеждать каждого «слушателя в том, что усвоение марксистско-ленинской тео­ рии дает ему не только глубокое пони­ мание перспектив общественного разви­ тия, но и правильную ориентировку в ею личной практической деятельности. Раскрытие перед слушателями этой связи изучаемых теоретических вопросов с практикой строительства коммунизма яв­ ляется одной из главных обязанностей преподавателя. Необходимо, чтобы лекции были сво­ бодны от догматизма, начетничества и бук­ воедства, от вульгаризации и опошления отдельных положений марксизма-лениниз­ ма. Хорошей лекцией будет та, в которой достигнута глубокая подчиненность всех методических средств ее идейно-теорети­ ческому содержанию. Отбор материа­ ла, иллюстраций, демонстрационный по­ каз — все это в значительной степени оп­ ределяет идейно-теоретическое содержание лекции. При изложении материала о революции в Германии пропагандисту, например, следовало разоблачить предательство немецких социал-демократов. Именно в сплу предательской п о л и т и к и герман­ ской социал-демократии и отсутст­ вия сильной революционной партии но­ ябрьская революция в Германии не смогла подняться на уровень социалистической революции и ограничилась чисто буржу­ азными преобразованиями, несмотря на наличие благоприятных об’ективных ус­ ловий для дальнейшего своего развития. К сожалению, лектор этого не отметил. Лекция является исходной и напразля- нпцей формой учебного процесса. Она служит для слушателей отправным момен­ том в их самостоятельной работе, опрзде- ляет направление и теоретический уро­ вень их самостоятельных занятий. Содер­ жание лекции, ее идейная направлен­ ность, ее убедительность и доходчивость в значительной мере определяют успех всей последующей т учебной работы по теме.. Лекция призвана в какой-то мере дать ин­ структаж, организовать дальнейшую са­ мостоятельную работу слушателей. И еще одно замечание. Лекцию следова­ ло Читать медленней. более четко выде­ лять главные моменты, сосредоточивая на них особое внимание слушателей. Задача пропагандистов — непрерывно повышать качество своей работы, постоян­ но помня о том, что от этого в ( Р е ш а ю щ е й степени зависит идейный уровень заня­ тий, глубокое понимание и прочное усво­ ение слушателями марксистско-ленинской науки, а значит и применение ими полу­ ченных знаний в борьбе за повышение бдительности и боеготовности кораблей и подразделений. Б. МАКСИМОВ. Боевой пост матроса Ю рия Моторина об’явлен отличным на корабле. Кандидат в члены КПСС Моторин служит приме­ ром честного, добросовестного выполнения своего служебного долга перед Родиной. З а успехи в боевой и политической учебе ему об’явлено несколько благодарностей и других поощрений. Н А С Н ИМ К Е : отличник боевой и по­ литической подготовки матрос Ю рий Мо­ торин за регулировкой пружины гидрав­ лического насоса. Фото И. Никишова. Индивидуальная работа Член ВЛКСМ Халявин имел упущения в дисциплине. А к т и в и с т ы , видя, что это — результат недопонимания воином отдель­ ных уставных требований, провели с ним большую индивидуальную работу. С тов. Халявиным беседовали комсомолец Кондра- чук и другие воины. 0 его проступках говорили на собрании. Воин прочувствовал свои недостатки и улучшил отношение к политическим за ­ нятиям. Сержант С. ОГОРОДНИК. ЕДЕТ СЫН СЛУЖИТЬ НА ФЛОТ Вся семья сегодня в сборе — Молодежь и старики. Едет сын служить на море, Ой зачислен в моряки. С уваженьем на матроса Братья младшие глядят, Подарили папиросы, Встать поближе норовят. — Ты пиши, Сергей, почаще, Фотографии пришли, Чтоб на них в волне нипящей Отражались корабли. С пирогами мать хлопочет, Напекла — не унести: — Все ли ты собрал, сыночек? А сама грустит, грустит. Но высокой, благородной Сердце гордостью поет: Вид у парня богатырский, Он недаром взят на флот. А отец — бывалый воин — Поседевший ирутит ус: — Должен ты служить достойно И держать отлично курс. Подал книгу в переплете: — 0 Нахимове прочти, Знай: традиции на флоте Свято надобно блюсти. Проводили, наиазали: — Хорошо служи, матрос! Он счастливыми глазами Всех обвел и произнес: — Хорошо быть всюду вместе С вами сердцем и душой. Выполнять на флоте с честью Буду долг священный свой! Игорь ДАШКОВ. В комнате политпросветработы В нашей комнате политико-просвети­ тельной работы можно хорошо отдохнуть. В ней всегда уютно. Воины в свободное время собираются здесь, чтобы почитать журналы, газеты, поиграть в шахматы, домино. Большим успехом у личного состава пользуется проводящаяся в комнате по­ литпросветработы громкая читка книги Александра Бека «Волоколамское шоссе». Воины внимательно слушают чтеца ком­ сомольца Рогозина. Он обещает и в буду­ щем проводить громкие читки художест­ венных произведений. Рядовой М. МАНЗКЖ. С у ч ё т о м з а п р о с о в в о и н о в И з о пы т а р а б о ты б и б л и о т е к и п о д р а з д е л е н и я 0 том, что в воскресный день в читаль­ ном зале состоится литературный вечер на тему «Молодые патриоты нашей Роди­ ны», знал весь личный состав. ...Смеркается. То и дело открывается входная дверь читального зала. Сюда при­ ходят воины. Их привлекает волнующая тема вечера. Кроме того, судя по опыту проводившихся здесь мероприятий, чита­ тели уверены, что вечер пройдет хорошо. В основу литературного вечера было положено обсуждение книг «Как закаля­ лась сталь» Н. Островского и «Молодая гиардня» А. Фадеева. С докладом высту­ пил матрос Орлов. На вечере взволнован­ но говорили о любимых героях советской молодежи — Павке Корчагине, Олеге Ко­ шевом, Уле Громовой, Сергее Тюленине и других. С увлечением здесь рассказывали о Павке Корчагине. Ведь каждый из при­ сутствующих познакомился с ним еще в ранние годы. Павка полюбился всем. Пе­ речитывая волнующие страницы произ­ ведения Н. Островского, каждый воин сравнивает свою жизнь с жизнью люби­ мого героя, стремится подражать ему, об­ разцово выполнять свой долг. Через все, сказанное на вечере, красной нитыо проходил призыв — отдать все си ­ лы служению Родине, стремиться посту­ пать в жизни та'к, как герои-краснодонцы, как Павел Корчагин. Воины прослушали отрывок из рома­ на «Молодая гвардия», а затем просмот­ рели одноименный диафильм. Вечер про­ шел интересно. Подобные мероприятия здесь органи­ зуются регулярно. За последнее время, на­ пример. прошли литературные вечера «Героические подвиги вопнов-северомор- цев в ВелпкоЙ Отечественной войне», а также вечера, посвященные писателям А. П. Чехову и А. М. Горькому. Эти мероприятия были организованы по инициативе п при действенной помощи ра­ ботников библиотеки Софьп Владимировны Контареро — выпускнпцы Ленинградского библиотечного института и Лидии Сте­ пановны Филипповой, шесть лет прорабо­ тавшей здесь. Литературные вечера они готовят зара­ нее. Из числа читателей подбирают док­ ладчика, помогают ему подготовиться к выступлению, подсказывают, на что в сво­ ем докладе обратить особое внимание, снабжают его литературой. Чтобы вечера проходили более интерес­ но, они организуют или художественную часть, или демонстрацию диафильмов. Так, на вечерах, посвященных Чехову и Горь­ кому, выступали участники художествен­ ной самодеятельности с постановками и чтением. В читальном зале воины могут послу­ шать лекции, беседы. В организации их участвуют политработники или педагоги местной школы. Недавно, например, инте­ ресную беседу «Солнце и Земля» провела учительница Михалева. После беседы был показан диафильм «Наука о Земле и не­ бе.». В целях пропаганды литературы работ­ ники библиотеки широко используют местный радиоузел. Они регулярно выступают с обзорами военных книг и журналов, информируют читателей о поступивших в библиотеку новинках, устраивают чтение по радио отрывков из произведений художественной литерату­ ры. Так, например, здесь были организо­ ваны радиопередачи на тему: «Героиче­ ские подвиги североморцев», а также пе­ редачи, посвященные Героям Советского Союза Сивко, Гаджиеву, Шабалину и другим. По радио передаются специальные бе­ седы для молодых воинов, такие, как «Уставы — закон жизни советских вои­ нов», «Бдительность — наше оружие» и ряд других. Усилено внимание к вопросам атеи­ стического воспитания личного состава и организации здорового быта. По радио пе­ редавались беседы: «Наука о строении и развитии вселенной», «Религиозные суе­ верия — вредный пережиток прошлого» и т. д. Сейчас библиотека готовит читатель­ скую конференцию по книге «Морская служба» Соловьева. Конференция состоит­ ся в октябре. При библиотеке есть небольшой, но уютный читальный зал. Радует глаз его оформление. На стенах — портреты, стен­ ды, выставки, Еитрины. С любовыо оформ­ лен большой стенд «Книга — верный помощник в боевой и политической под­ готовке». Он состоит из трех разделов. Слева помещены документальные книги о великих русских флотоводцах Ф. Ф. Ушакове, С. 0 . Макарове, М. П. Лазареве, справа под заглавием «Советский воин — пламенный патриот своей Родины» — книги и брошюры, рассказывающие об овладении личным составом военным де­ лом; посредине помещена разнообразная литература в помощь руководителям п слушателям групп политзанятий. Привлекает внимание оборудованный работниками библиотеки стенд «По пути к коммунизму». На нем представлено мно­ го фотоиллюстраций, повествующих о трудовых успехах советских людей. Здесь есть также стенд «Антирелиги­ озная литература», на котором помещены книги и вырезки из газет на эту тему, литература о строении вселенной, о про­ исхождении жизни на Земле и т. д. Работники библиотеки внимательно следят за событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом, стремятся как можно понятнее и убедительнее рас­ сказать о них читателям. Так, например, как только открылась Всесоюзная сель­ скохозяйственная выставка, они позабо­ тились об оформлении специального фото­ стенда. Радушно встречают Софья Владимиров­ на и Лидия Степановна своих читателей, стремятся выполнить их просьбы и по­ желания. Не случайно в библиотеке всег­ да бывают люди. Одни приходят сюда обменить книгу, другие подготовиться к политзанятиям и получить дополнитель­ ную литературу, третьи — узнать что- либо новое, почитать подшивки или све­ жие газеты и журналы, получить справ­ ку. А бывает и так, что воины обращают­ ся в библиотеку, чтобы разрешить спор­ ный вопрос. Часто на помощь им прихо­ дит Софья Владимировна. Она — чуткий, заботливый товарищ. Контареро отвечает на вопросы воинов, всегда посоветует, ка­ кое произведение лучше почитать. — Хорошо работает, — отзываются о ней матросы. ...Мы беседовали с заведующей. — Стараемся, но у нас еще есть не­ достатки, — смущенно заявила Софья Владимировна. — Во-первых, в библио­ теке еще небольшой выбор литературы: плохо снабжает нас магазин «Военная книга» города Североморска. Приходится покупать литературу в книжных магази­ нах Мурманска. Вот и за последнее вре­ мя приобрели 100 экземпляров книг... Кроме того у нас книжный фонд еще не весь учтен. Сейчас устраняем эти пробе­ лы К новому году решили все привести в порядок. И далее Контареро с увлечением начи­ нает рассказывать о том, какие культур­ ные мероприятия они наметили провести в ближайшем месяце, как думают сделать их более массовыми, интересными, чтобы улучшить отдых воинов и помочь коман­ дирам в воспитании воинов. В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Лекция о вреде алкоголя Перед демонстрацией кинофильма на­ чальник медицинской службы прочитал для воинов лекцию о вреде алкоголя. Он подробно рассказал о т о м , какой вред ч е ­ ловеческому организму приносит упот­ ребление спиртных напитков, привел ряд убедительных примеров. Личный состав прослушал лекцию с большим вниманием. Матрос В. ЛУКАНИН. Беседы на научно-популярные темы Новые достижения советских учёных Пакеты и блоки из стекла Установлено, что воздушная прослой­ ка толщиной от 4 до 8 миллиметров пред­ ставляет собою столь же надежную защи­ ту от холода, как и обычная двойная ра­ ма. Так возникла идея двухслойных сте­ кол-пакетов. В одной из лабораторий Всесоюзного научно-исследовательского института стекла начата разработка технологии из­ готовления таких двухслойных стекол. — Пакеты, — рассказывает кандидат технических наук И. Г. Башбеук-Мелико- ва, — могуг быть сделаны из обыкно­ венного оконного стекла. Задача состоит в подборе прокладок из органического стекла, стекловолокна, металла и проч­ ных склеивающих силикатных и органи­ ческих мастик. Пакет делают с таким расчетом, чтобы внутри оказался сухой воздух. На такие стекла зимой мороз не будег наносить свои узоры. Возможно также заполнение пакета стекловолокном. Такой пакет будет про­ пускать лишь рассеянный свет. — Двухслойные стекла, — продолжает рассказывать тов. Башбеук-Меликова, — могут быть использованы в зданиях, строящихся в жарких районах страны. Они предотвратят прямое попадание сол­ нечных лучен и уменьшат прогревание помещений в летнее время. Применение стеклянных пакетов значи­ тельно удешевит строительство жилых домов, производственных предприятий и культурно-бытовых учреждений. Отпада­ ет необходимость изготовлять вторые ра­ мы, а теплоизоляционные условия в поме­ щении значительно повысятся. В лаборатории архитектурно-строитель­ ного и цветного стекла проводится также работа по креплению стеклянных блоков, производство которых начато на одном из заводов. Стеклянные блоки — новый высокоэф­ фективный строительный материал. Их изготовляют пустотелыми и частично ва- куумированными. Поэтому они мало теп­ лопроводны и могут служить оригиналь­ ным стеновым материалом. В Москву для опытного строительства завезена большая партия стеклянных бло­ ков. — Стеклоблоки будут использованы при сооружении новых текстильных пред­ приятий, — говорит И. Г. Башбеук-Мели­ кова. — Однако они могут найти приме­ нение и при постройке больниц, зданий детских садов и яслей, а также в сель­ ском хозяйстве. Дома, сооруженные из стеклоблоков, будут буквально прониза­ ны светом. Много внимания лаборатория уделила изучению стекла, которое в отличие от обычного оконного стекла хорошо пропу­ скает ультрафиолетовые или, как еще их называют, «биологические» лучи. Они благотворно действуют на человека и ра­ стения. Освещенные этими «лучами жиз­ ни», быстрее будут зацветать комнатные растения, погибнут всякие болезнетвор­ ные бактерии, легче будет дышать чело­ веку. Такие стекла в первую очередь будут вставлять в окна больниц, санаториев, детских учреждений, а в сельском хозяй­ стве — в теплицах и парниках. Как же сделать стекло прозрачным для ультрафиолетовых лучей? Руководитель лаборатории архитектур­ но-строительного и цветного стекла лау­ реат Сталинской премии М. А. Царицын рассказывает: — Обыкновенное оконное стекло со­ держит небольшие дозы окислов железа. Они-то и задерживают «лучи жизни». Если же приготовить стекло из чистых материалов, без окислов железа, то оно пропустит ультрафиолетовое излучение. В два раза лучше пропускают «лучи жиз­ ни» так называемые фосфатные стекла, сырье для которых может приготовлять наша отечественная химическая промыш­ ленность. Металл обрабатывается электрической искрой Советские ученые — металлурги и ма­ шиностроители— давно искали способы по­ вышения твердости металла. Да это и понятно: ведь главная причина износа деталей, а следовательно, и выхода машин из строя, заключается в разрушении металла. Именно из-за этого ежегодно за­ трачиваются сотни тысяч тонн чугуна, стали, бронзы на изготовление запасных частей. Во всем мире ученые стараются получить материалы наивысшей твердо­ сти. наименее поддающиеся истиранию. В нашей стране эти поиски дали уже бле­ стящие результаты. Современная техни­ ка знает такие материалы, как, например, созданные советскими металлургами спла­ вы типа «Победит», многочисленные ин­ струментальные материалы, изготовляе­ мые на кобальтовой и титановой основе методом металлокерамики, и т. д. Решив проблему повышения твердости сплавов, металлурги поставили машино­ строителей и самих себя перед новой слож­ ной задачей: они создали такие материа­ лы, которые... нечем обработать! Напри­ мер, многими сплавами можно резать за­ каленные стали, обтачивать отбеленный чугун и т. д., но чем резать сами эти сплавы? Ни сверлить, ни обтачивать, ни фрезеровать или строгать их невозможно. Поэтому область применения твердых сплавов до последнего времени была ог­ раничена довольно узкими рамками произ­ водства режущих инструментов. А между тем твердые сплавы было бы очень вы­ годно применять в качестве работах орга­ нов многих машин. На эту сторону дела и обратили внима­ ние инженеры Романович и Лазаренко, ко­ торые изобрели электроискровой способ обработки металлов. Этот способ заключается в использо­ вании ударного действия искрового элек­ трического разряда, вызывающего направ­ ленный взрыв металла в точке удара искры. Электрическая искра — это нич­ тожно маленькая молния, обладающая ог­ ромной разрушительной силой. Поток та ­ ких «молний» направляется в определен­ ное место обрабатываемого изделия и вы­ бивает из него металл частицу за части­ цей. Первым огромным преимуществом искрового метода обработки является то, что он осуществляется без машин и стан­ ков. Обычная современная машина рабо­ тает, как правило, от привода, который передает механическую энергию, полу­ ченную от мотора. Метод Лазаренко ис­ пользует электроэнергию непосредственно, без механических усилий. Возьмем для примера работу чеканных штампов или пробивку отверстий под прессом. Чтобы выполнить эти работы, нужны огромные усилия, очень мощные крессы, развивающие давление в десятки и сотни тонн. А при искровом способе такая работа выполняется без всяких усилий, простым нажатием кнопки или включением рубильника. При этом сле­ дует подчеркнуть, что во многих случаях искровой метод обработки является един­ ственно возможным. Представьте, что в плите, откованной и л и о т л и т о й из стали толщиной в не­ сколько десятков миллиметров (или тол­ ще), нужно сделать отверстие диаметром в сотые доли миллиметра. Практически такое отверстие никаким сверлом сделать невозможно. А искровой способ решает эту задачу в течение 5— 6 минут с по­ мощью... медной проволочки соответствую­ щей толщины. Или еще пример. В стальной монолит­ ной детали нужно сделать очень узкое щелевое отверстие неправильной формы и л и канал сложной конфигурации. Из обычных методов в этом случае можно использовать только отливку (да и то при достаточно больших размерах отверстии), но она не дает необходимой точности и чистоты. Искровой способ решает эту за­ дачу просто и безукоризненно. Но способ искровой обработки ценен не только как «заменитель» методов обра­ ботки металлов резанием. При соответ­ ствующей настройке разрядного контура искра можег не выбивать частицы из электрода-изделия, а, наоборот, наносить на него частицы с другого электрода- инструмента. Этим на многих заводах уже пользуются для того, чтобы метал- изготовленные из металлами высокой лизировать детали, обычных металлов, прочности и твердости. Используя в качестве электрода-инстру- мента разнообразные марки твердых спла­ вов, инструментальщики с помощью ис­ кры наносят на обрабатываемый инстру­ мент такой слой сплава, какой необходим и достаточен для значительного повыше­ ния стойкости и долговечности режущей части инструмента. Выгоды такой опера­ ции очевидны: с ее помощью можно восстановить работоспособность очень до­ рогих штампов, в несколько раз повы­ сить стойкость резцов и т. д. Нет сомнения, что творческая ини­ циатива советских рабочих-рационализа- торов и инженерно-технических работни­ ков в ближайшие годы внесет немало улучшений в приемы использования элек­ трической искры для металлообработки, разовьет и пополнит их. И. ПИСКУНОВА. Л Р О вЙТ1@ ; г г . у ш ш г .У ! дкддсмик Н в Ц.ИЦИИ , Всенародный смотр doc тижений еоцио . шстическо г о сельского хозяйства MCCNBA »*64 Как дорогих и желанных гостей, встре­ чают у нас на Флоте экскурсантов Все­ союзной сельскохозяйственной выставки, с интересом и вниманием слушают их "ас- сказы о посещении этого замечательного университета всенародного опыта. Сколь­ ко прекрасных дворцов-павильонов, сколь­ ко величественных сооружений, построек, занимающих огромную территорию! Ко­ лоссальны достижения великого советско­ го народа-богатыря, несметны и сказочны его богатства. Самоотверженно трудятся наши люди над выполнением грандиоз­ ных задач Коммунистической партии и Советского правительства о резком увели­ чении продуктов сельскохозяйственного производства. Все лучшее, все передовое, достигнутое нашим самым крупным в ми­ ре социалистическим сельским хозяйством, сосредоточено на Всесоюзной сельскохо­ зяйственной выставке. Об этом и рассказывает брошюра ди­ ректора выставки академика Н. В. Ци- цина — «Всенародный смотр достижений социалистического сельского хозяйства». В первом, как и в последующих разде­ лах брошюры, Н. В. Цицин приводит ин­ тересные данные и сравнения, приковы­ вающие внимание читателя. Автор напо­ минает читателю о довоенной выставке, организованной по предложению II Все­ союзного с’езда колхозников-ударников. ...К моменту открытия выставки летом 1939 года на колхозных и совхозных по­ лях работало свыше 500 тысяч тракторов, 1С5 тысяч комбайнов, свыше 200 тысяч грузовых автомобилей. Уже в те годы, — говорит автор, — наше социалистиче­ ское сельское хозяйство было вооружено первоклассной техникой лучше любой ка­ питалистической страны, занимая первое место в мире не только по технической оснащенности, но также и по производи­ тельности труда. .............. - Говоря, о неуклонном росте механиза-г ции сельского хозяйства, о мероприятиях Коммунистической партии и Советского правительства по резкому увеличению производства продовольственных продук­ тов, академик Цицин отмечает: «В начале 1954 года на вооружении сельского хозяйства страны находилось 1.260 тысяч тракторов в 15-сильном исчислении, 326 тысяч только зерновых комбайнов, 370 тысяч грузовых автомо­ билей п много других машин. Только за первую половину 1954 года сельское хо­ зяйство получило 92 тысячи тракторов, 52 тысячи грузовых автомобилей, .18 ты ­ сяч зерновых комбайнов, 15 тысяч трак­ торных н самоходных сенокосилок, а так­ же большое количество хлопкоуборочных машин, свеклокомбайнов, льнокомбайнов, впервые начатых массовым производством картофелеуборочных комбайнов, много зерноочистительных и других сельскохо­ зяйственных машин». Всесоюзная сельскохозяйственная вы­ ставка отражает величественные дости­ жения самого крупного в мире социали­ стического сельского хозяйства. Она ос­ вещает самоотверженную борьбу совет­ ского народа за проведение в жизнь ре­ шений партии и правительства, направ­ ленных на резкое улучшение материаль­ ного и культурного уровня жизни наших людей. Выставка является народным уни­ верситетом, центром обобщения и обмена опытом. В брошюре приводятся интересные дан­ ные по отдельным районам, колхозам, совхозам, представленным на выставке, рассказывается о достижениях ученых- новаторов социалистического земледелия. Наряду с общими сведениями о выстав­ ке в брошюре подчеркиваются особенно­ сти отраслевых и республиканских па­ вильонов, приводятся другие интересные данные, характеризующие отдельные па­ вильоны. Брошюра написана простым, понятным и доходчивым языком, иллюстрирована фотографиями. Ее с интересом прочтут не только агитаторы и пропагандисты, но и все моряки нашего флота. Спас мальчика Благородный поступок советского моряка Невдалеке раздался слабый детский голос. Его услышал проходящий мимо залива старший матрос Пузырев и стремглав бросился в ту сторону. Пузырев пробежал несколько метров и, глянув на залив, замер... Быстрая волна несла по течению трехлетнего мальчика. Раздумывать было некогда. Старший матрос в бушлате прыгнул в воду. Несмотря на холод, порывистый ветер и удары волн, напрягая силы, Пузырев плыл вперед. Подобрав мальчика, старший матрос направился к берегу. Намокшая одежда и полные ботинки воды тянули ко дну. Но моряк все же достиг берега и вынес мальчика на сушу. Мать ребенка горя­ чо поблагодарила отважного воина за спасение сына. Старший матрос Н. КУЧЕРЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz