На страже Заполярья. 1954 год. Октябрь.

9 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 октября 1954 г., N : 235 (5077). Физическая закалка необходимое качество воина-победителя Современный морской пои характери­ зуется сложностью обстановки, быстро­ той маневра, требующих большой напря­ женности моральных и физических сил личного состава и высокого наступатель­ ного духа от каждого воина. Кроме отлич­ ного владения боевой техникой и оружием, моряки должны иметь хорошую натрени­ рованность. быть стойкими и выносливы­ ми. способными переносить все тяготы и лишения походной жизни. Опыт Великой Отечественной войны показал, что в боевой обстановке наибо­ лее активно и решительно действовали те корабли, личный состав которых обладал хорошей Физической закалкой, имел вы­ сокий наступательный дух. Подтверждением этому могут служить продолжительные походы торпедных кате­ ров под командованием дважды Героя Со­ ветского Союза Шабалина. В трудных ус­ ловиях Севера, штормовой погоды и лю­ тых морозов, прикрываясь туманом и снежными зарядами, катерники неустанно выслеживали вражеские транспорты и то­ пили их в то время, когда противник считал действия торпедных катеров со­ вершенно невозможными из-за суровых штормовых условий. Можно привести также много примеров, свидетельствующих о самоотверженных действиях наших героев-подводников, ко­ торые длительное время находились на позициях и уничтожали вражеские ко­ рабли. Такие действия присущи советским морякам, имеющим сильную волю, креп­ кую физическую закалку и неодолимое стремление к победе над врагом. Наши офицеры прилагают немало уси­ лии к тому, чтобы теперь, в мирное вре­ мя, выработать у матросов и старшин выносливость, физически закалить их, подготовить к смелым и решительным действиям в самых сложных и трудных условиях боевой обстановки. Практика плавания показывает, что лучших успехов в боевой подготовке до­ стигают те корабли, командиры которых при обучении подчиненных строго руко­ водствуются уставами и наставлениями, ни на шаг не отступают от основного принципа боевой подготовки — учиться тому, что необходимо на войне, не допу­ скают шаблона и упрощенчества на заня­ тиях и в походах. Примером творческого отношения к организации боевой и физической подго­ товки, к воспитанию подчиненных пока­ зывает командир подразделения офицер Романов. Все занятия и тренировки он проводит в условиях, приближенных к боевым, насыщая каждое учение вводны­ ми, и имитациями, использует все воз­ можности, чтобы повысить закалку моря­ ков. Тов. Романов долгое время командовал авральной шлюпкой на корабле. Физиче­ ская закалка личного состава авральной шлюпки была предметом его постоянной заботы на протяжении всего периода. За хорошую выучку и умелые действия команда яла неоднократно поощрялась. Требовательный к-себе и подчиненным, офицер Романов добился немалых успехов в своей работе. Утренняя зарядка моряков в его подразделении проходит организо­ ванно и методически правильно. Личный состав систематически приобретает физи­ ческую закалку и выносливость. Физкультура и спорт помимо закалки способствуют воспитанию волевых ка ­ честв. Они не только укрепляют нервную систему человека, но и создают тем са­ мым благоприятную почву для развития выдержки и самообладания, прививают дисциплинированность, умение владеть собой, проявлять в действиях твердость, настойчивость, решительность и инициа­ тиву. Известно, что физически сильные и закаленные люди наиболее устойчивы, к а к по отношению к различным обычным заболеваниям, так и по отношению к лу­ чевой болезни, вызываемой при взрыве атомной бомбы. Однако в практике воспитательной ра­ боты встречаются факты извращения и неправильного понимания значения физи­ ческой подготовки. Утренняя гимнастика еще не на всех кораблях проходит организованно, стар­ шины, как правило, на зарядке не присут­ ствуют, а многие из них не обучены ме­ тодике ее проведения. Поэтому занятия подчас не приносят должной польз *. В учебных походах некоторые коман­ диры подразделений допускают послабле­ ния, не всегда используют неблагоприят­ ное время погоды для организации трени­ ровок. Так, например, командир зенитной батареи во время выходов корабля в море в плохую погоду разрешал расчетам зе- китных установок при несении боевой го- говности находиться не у орудий, а по­ близости, в укрытии, тем самым не при­ учал своих подчиненных к выносливости, а главное, терялся весь смысл отработки боевой готовности противовоздушной обо­ роны корабля. На этот недостаток было обращено серьезное внимание. Личному составу было раз’яснено значение проти­ вовоздушной и противолодочной обороны, наглядно показано, что в случае ухода с боевого поста матросы теряют секторы наблюдений, образуются неперекрытые площади, в районе которых и возможно появление низколетящего самолета или .перископа подводной лодки. Физическая подготовка на кораблях ор­ ганизуется командиром корабля и коман­ дирами подразделений. Учебные занятия по физической подготовке планируются и проводятся по соответствующим програм­ мам. Однако не везде планирование этого вида учебы ведется на должном уровне. Имеются случаи, когда время, отведенное для этой цели, используется на другие ничем не оправданные мероприятия. Сла­ бо обстоит дело со сдачей норм на зна­ чок ГТО, с подготовкой спортсменов-раз- рядников. Все это происходит не потому, что нет условий для проведения спортивных ме­ роприятий, а потому, что нет нужного и должного руководства со стороны физ­ культурного руководителя, который ни разу не собрал лиц, ответственных за спортивно-массовую работу, не побеседо­ вал с ними и не дал должного направле­ ния. Только к концу лета в районе стоян­ ки кораблей начали оборудовать спортив­ ные площадки для гимнастических уп­ ражнений. Спортивные мероприятия — игры в футбол, волейбол и другие, хотя и про­ водятся, но возникают порой стихийно, по инициативе самих участников. Такой стиль работы говорит о том, что спор­ тивные комитеты подбираются без особого учета индивидуальных качеств их членов. В воспитании выносливых и сильных воинов большая роль принадлежит стар­ шине, который на занятиях и трениров­ ках должен создавать сложную обстанов­ к у применительно к современному бою. Весьма поучительно проходят занятия и тренировки в группе старшины 1 ста­ тьи Солдаткина. Опытный старшина всегда создает обстановку, которая ставит подчиненного в условия, приближенные к боевым. Матросам при выполнении прак­ тических упражнений приходится прояв­ лять инициативу, настойчивость, смекал­ ку. Зато и результаты налицо. В ходе та ­ ких занятий и тренировок старшина по­ лучает твердые навыки в управлении группой, а личный состав — большую физическую и боевую закалку. Выявлен­ ные на занятиях недостатки старшина 1 статьи Солдаткин подвергает анализу, стремится не только устранить ошибки, но и выяснить причину их возникнове­ ния. Здесь нет такого матроса, который не укладывался бы в нормативные пока­ затели в работе па боевом посту. Сам же тов. Солдаткин является отличником боевой и политической подготовки, спо­ собным спортсменом. Для достижения более высокого уровня развития физических качеств и военно- прикладных навыков существуют спор­ тивные игры. К таким видам спортивных игр молпю отнести метание бросательного конца, бег по кораблю с преодолением препятствий, перетягивание каната и т. д. Такие виды игр не только способствуют Физической закалке моряков, но и при­ учают их к правильному использованию корабельных средств. Умение точно и далеко метать броса­ тельный конец всегда необходимо во вре­ мя швартовки корабля. Перетягивание каната приучает моряков, как нужно пра- вильно взяться за швартовый конец, как удобнее поставить ноги и упереться, что­ бы создать дружные усилия и пришвар­ товать корабль быстро и без излишней суетливости. Застрельщиками и организаторами та ­ ких игр во время досуга моряков должны быть комсомольские активисты. Их долг — как можно больше вовлекать воинов в спортивные мероприятия, сделать спорт массовым. Одним из важнейших видов спорта на корабле должно быть хождение на шлюп­ ке на веслах и под парусами. Опыт Ве­ ликой Отечественной войны показал, как важно и необходимо уметь каждому мо­ ряку ходить на шлюпке и управлять ею. Хождение на шлюпке не только зака­ ляет моряков физически, но и приучает их переносить трудности, вырабатывает волю к победе, настойчивость, смекалку. Однако на кораблях недостаточно ис­ пользуются шлюпки для обучения лично­ го состава. Не весь еще личный состав умеет правильно грести и ходить под па­ русами. На некоторых кораблях есть гра­ фики тренировок команд, но они зачастую беспричинно не выполняются. Не налаже­ на система массового изучения устрой­ ства шлюпки и паруса. Подчас это делает­ ся от случая к случаю, тренируются лишь команды авральной и гоночной шлюпок, остальной же личный состав остается в стороне. Каждый командир подразделения обя­ зан использовать все средства и возмож­ ности для разносторонней и систематиче­ ской физической подготовки своих подчи­ ненных. Учить воинов мужественно пере­ носить трудности походно-боевой жизни— зпачит всемерно развивать спортивно-мас­ совую работу. Приучают моряков к походно-боевой жизни продолжительные походы кораблей, тренировки на быстроту приведения ору­ жия в боевое состояние, систематические учебные тревоги. Задачей физической подготовки яв­ ляется воспитание и повседневное совер­ шенствование физических и волевых ка­ честв воинов— выносливости, силы, лов­ кости, быстроты в действиях, смелости и настойчивости. На кораблях и в частях надо широко раз’яснять значение физической подго­ товки и спорта, популяризировать бое­ вые подвиги воинов-спортсменов в годы Великой Отечественной войны, достиже­ ния в боевой подготовке и спорте в мир­ ное время. Необходимо добиться такого положения, чтобы на кораблях все матро­ сы, старшины и офицеры сдали нормы на значок «Готов к труду и обороне». Проводя походы кораблей в трудных штормовых условиях, насыщая занятия, учения и тренировки большим количе­ ством вводных, физически закаляя моря­ ков, командиры тем самым повышают боеготовность кораблей, делая все для то­ го, чтобы военные моряки были способны выдержать любые испытания, отлично выполнить любой приказ. Умело передаст свои знания подчиненным командир автомата старшина 2 статьи Алексей Голговский. Он добился высоких показателей в боевой и политической под­ готовке своего расчета. Я вляясь членом комсомольского бюро корабля, комсомолец Голговский ведет большую агитационно-массовую работу среди личного состава ко­ рабля, мобилизуя воинов на образцовое выполнение воинского долга перед Родиной. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи Алексеи Голгов- ский (слева) проводит занятия по специальности со старшим матросом Муртазами Амиргаджиевым. Ф ото И . Никишова. Техника — в надёЖнЫх руках В. ЛАНСНИЙ. Ночь. Густой туман окутал берег и мо­ ре. Корабль, рассекая темные волны, идет на выполнение задания. Сигнальщик Чи­ стов включил прожектор. Мощный сноп света не помогает. Его поглощает непро­ ницаемая пелена тумана. Вблизи ни мая­ ка, ни створов, ни другой приметы, по которой можно было бы ориентироваться командиру и штурману. Но боевой ко­ рабль точно идет по заданному курсу. Командир спокойно отдает приказания с мостика. Он знает, что на радиолокацион­ ной вахте — классный специалист Ми­ хаил Котов. Этот не подведет. Как только спустились сумерки, было отдано приказание открыть радиолокаци­ онную вахту. Медлить нельзя. Старшина 1 статьи Котов поднялся по трапам и открыл рубку. При включении сгорела лампа освещения. Однако это не испуга­ ло старшину. Он натренирован так, что может запускать станцию и устранять неисправности в любых условиях. Прошло несколько секунд. Старшина четко до­ кладывает: —г Радиолокационная вахта открыта. Вахтейный радиометрист старшина 1 ста­ тьи Котов! — Вести наблюдение в секторе... — Есть! — отвечает классный спе­ циалист. На экране отметчика появляют­ ся одна за другой две цели. Перед радио­ метристом стоит задача — определить их элементы. У неопытного специалиста это заняло бы много времени. Он долго ос­ матривается, убеждается в точности дан­ ных, а время не ждет. От Котова же не­ прерывно поступают доклады: — Слева 30, корабль, дистанция... ка­ бельтовых... Вскоре старшина вновь передает ре­ зультаты своих наблюдений. Он четко и с максимальной точностью -определяет дистанцию до встречных целей и курсо­ вые углы на них. Котов не отрывает глаз от экрана. Как правило, в умелых руках станция всегда работает надежно, безукоризненно. Но иногда случается так, что в аппара­ туре встречаются незначительные неис­ правности. Так произошло и на этот раз. Котов заметил, что цели, только что отчетливо вырисовавшиеся на экране, вдруг поблекли и постепенно исчезли со­ всем. Мелкие капельки пота покрыли ли­ цо моряка. Без технического наблюдения плавание становится опасным, а подчас и невозможным. Старшина ясно предста­ вил обстановку... — Почему нет докладов? — послы­ шался голос офицера. Специалист доложил о случившемся. — Устранить неисправность! — по­ следовало приказание. Котов представил схему сложнейшего блока, в котором, по его мнению, произошла неполадка. «Сгорело сопротивление», — решил он. В руках мелькают инструменты — ключи, отвертка, плоскогубцы. Прибор вскрыт. Переносным светильником Котов освещает бесчисленные провода, контак­ ты, лампы. Старшина не ошибся. Вскоре он громко докладывает: — Неисправность устранена. Море бушует, но радиометрист не чув­ ствует качки — он свыкся с этим, при­ вык к морской качке. Котов приобрел большой опыт в рабо­ те на боевом посту, любит свою специ­ альность и тщательно ухаживает за мате­ риальной частью. — Это один из лучших^ специалистов! — отзывается о нем командир. За время службы' Михаил Котов воспи­ тал немало опытных моряков. Многие из них стали отличниками боевой и полити­ ческой подготовки, классными специали­ стами. Старший матрос А. БОНДАРЕНКО. Строго по уставу Много хорошего мож­ но услышать в нашем под­ разделении о старшем ма­ тросе Гаркавий. Он заре­ комендовал себя дисципли­ нированным, исполнитель­ ным воином. Еще в пер­ вые дни его службы стар­ шина Мирошниченко как- то сказал ему: — В своей практиче­ ской деятельности строго руководствуйтесь устава­ ми, тогда и служить бу­ дет легче. Крепко запали тогда в сознание матроса слова старшины. И он старается служить Родине так, как требует Присяга. Теперь Иван Гаркавий за успехи в учебе и службе имеет немало благодарностей от командира, два раза наг­ ражден личными фотогра­ фиями, снятыми при раз­ вернутом Знамени части. Гаркавий является опытным специалистом. Свое заведывание он со­ держит всегда в исправно­ сти и готовности. В прош­ лом году благодаря упор­ ной учебе он стал клас­ сным специалистом. Сей­ час готовится подтвердить это высокое звание. Свои знания моряк передает то­ варищам, помогает им го­ товиться к зачетам на классность. Старшина 1 статьи В. ПОКРОВСКИЙ. Мастерство классного специалиста ...Евгений Масонов с детских лет гре­ зил морем. Трудно сказать, когда у чело­ века рождается первая, порой неясная еще мечта, как и когда она превращается в склонность, потом в призвание... На во­ прос, кто ему привил любовь к морю, Евгений уклончиво отвечает: — Не знаю. Брат старший на Балтике служил.., погиб в войну... Он мне много рассказывал о море... Книги о моряках читал. А сейчас служу на корабле. Может быть, тогда, когда восхищенный рассказом старшего брата о широких про­ сторах моря, о героях-моряках, о грозных кораблях мальчик, надвинув на самые уши бескозырку брата с золотой надписью на ленточке и стоя перед зеркалом, произ­ нес в душе, тайно от всех, клятву — быть моряком. Летели годы... Пришел срок итти слу­ жить в армию. — Пойду на флот, — сказал Евгений матери, когда была получена повестка явиться в военкомат. — Ну смотри, сынок. Служить Ро­ дине везде почетно и нужно, — напут­ ствовала мать, провожая сына. ...События первых дней, проведенных на корабле, как-то ошеломили молодого матроса: все было так ново, необычно, интересно. Хотя здесь не все выглядело так, как представлял себе Масонов, по он не растерялся, не разочаровался. Да и Еекогда было. — Вы будете дублировать старшего матроса Белика, — сказал старшина ма­ тросу. — Вот идите с ним, он вам все покажет и со всем ознакомит. — Вы до службы по какой специаль­ ности работали? — спросил молодого воина Белик. — Окончил курсы трактористов, но поработал мало, только одно лето, — от­ ветил матрос. — Значит, с техникой уже знакомы? Хорошо! Легче будет разобраться в кора­ бельных устройствах. — Слишком уж много механизмов. — Ничего, будете стараться — все изучите, станете специалистом высокого класса. — А вы, товарищ старший матрос, ка­ кой класс имеете? —* полюбопытствовал Масонов. — Первый, — не без гордости ответил Белик своему дублеру. — Скажите, & что нужно, чтобы стать классным специалистом? — рас­ спрашивал матрос. — А вот будем вместе служить, обслу­ живать одни механизмы, и поймете, уз­ наете. Я вам помогать буду, старшина поможет. Он и сам специалист первого класса. При изучении турбонефтяного насоса Масонову долго не удавалось понять устройство его гидравлической части. Но присущая моряку настойчивость победи­ ла. Он занимался до тех пор, пока не убе­ дился, что насос знает хорошо. Однажды старшина проводил занятие, на котором воинов знакомили с паровыми питатель­ ными системами. Откровенно говоря. Ма­ сонов слабо усвоил эти хитрые перепле­ тения из металлических труб, различного диаметра. — Возьмите лист бумаги, "карандаш, спуститесь в котельное отделение и там, на месте, вычертите магистрали, — по­ советовал Масонову старшина. — Здесь у вас неправильно... И здесь ошибка, — отметил старшина на исчер­ ченном листе бумаги красным каранда­ шом, когда подчиненный, порядком изма­ занный мазутом, протянул ему лист. — Какая это магистраль, товарищ старшина? — А вы разберитесь сами, спуститесь еще раз. В таких случаях даже зло брало Масо- нова. Ведь знает же старшина, а посыла­ ет в трюм, лазай там, разбирайся. — Ну вот теперь, молодец, — скажет потом старшина, — а что вы сами сде­ лали, так оно лучше, крепче запомнится. Наконец, пришло время, когда матросу Масонову поручили самостоятельно отре­ монтировать насос. Теоретически он счи­ тал себя подготовленным, но практиче­ ских навыков было еще явно недостаточ- но. Работа была ответственная. Старший матрос Белик уехал в отпуск, а он бы помог, подсказал... — Разберите сначала насос, внима­ тельно осмотрите каждую деталь, — по­ яснил старшина подчиненному. — Сни­ мите с вала износившийся подшипник и доложите мне. Да смелее приступайте к работе. Дело подвигалось медленно, но зато де­ тали ложились одна на другую, как это должно быть, даже «лишних» не оста­ лось, что иногда бывает с теми, кто пер­ вый раз что-либо ремонтирует. Спустив­ шись в котельное отделение, старшина 1 статьи Разов застал матроса, когда тот протирал ветошью инструмент и уклады­ вал его в ящик. — Вот здесь нет двух шплинтов, а вот тут контргайка не подтянута, — строго заметил старшина Масонову, отмечая, од­ нако, про себя, что в основном воин с делом справился — это не мелочи, уч­ тите! В тот же день испытали насос в рабо­ те. Ремонт был выполнен доброкачествен­ но, но матросу Масонову не понравилось, почему старшина так строго осудил за такие пустяки. Первый раз серьезная ра­ бота, и вдруг такой тон. Он (чего греха таить) надеялся на похвалу. Вскоре приехал из отпуска Белик. Как- то он спросил у сослуживца, как, мол, справился с работой по ремонту нефтяного насоса. — Боялся очень, что не сумею оси­ лить, — был ответ. — Но справился. Правда, старшина как будто остался не­ доволен. Я чуть не обиделся на него. — Боялся, говорите? Это в порядке вещей. Оно всегда так первый раз. Вот придут прочные знания, опыт — исчез­ нет неуверенность. А то, что старшина остался недоволен, так вы еще не знае­ те толком нашего старшину. Он в душе рад за вас, но показать этого не хотел. Да это и лучше. Первое ответственное за­ дание выполнено успешно, и вдруг— похва­ лы. Смотришь, человек зазнался, сделался самоуверенным. А самоуверенность, гово­ рит нам старшина, — это зоб, который душит хорошего специалиста, не дает ему дышать. Запомните это крепко, иначе из вас хорошего моряка никогда не будет. Хорошо изучив с помощью товарищем и командиров свое дело, Масонов был очень чуток и отзывчив к любым прось­ бам товарищей. Он, например, не отойдет от матроса до тех пор, пока не убедится, что тот все понял, о чем спрашивал. А матросу Андрианову даже устройство трактора обещал рассказать, вот только, как свободен будет. Крепко полюбили то­ варищи Евгения. Он это заслужил. Желание стать в ряды лучших людей" корабля, классных специалистов, не по­ кидало Масонова. Оно еще больше усили­ лось и стало казаться вполне осуществи­ мым после того, как он почувствовал уверенность в своих силах. И вот однаж­ ды Масонов, как бы невзначай, спросил у Разова. — Товарищ старшина, смогу я быть классным специалистом, вот если слу­ жить буду все время так? Вопрос был не совсем скромный, и ма­ трос даже пожалел, что спросил. — Нет, классным специалистом вам пока считать себя рано, — твердо зая ­ вил старшина. — Но почему, ведь я специальность знаю. Вы же сами говорили... — Правильно, вы хороший специа­ лист, дисциплинированный воин, отзыв­ чивый товарищ — все это неот’емлемые качества специалиста высокого класса, но... этого недостаточно. — Что же еще нужно? Вскоре сама жизнь дала ответ на этот вопрос. ...Корабль выполнял практическую за­ дачу. Озаренный багровыми отблесками бушующего в топке котла пламени, вахту на горении нес теперь уже старший ма­ трос Масонов. Ловко орудуя ручками ре­ гистров, он ни на минуту не допускал при включении форсунок чрезмерного по­ ступления воздуха в топку. Котел начал содрогаться. Регулируя подачу воздуха вентилятором, Масонов искусно обеспечи­ вал бездымное горение. Теперь Евгений один на заведывании — больше забот, ответственности. Он это постоянно чув­ ствует... За отличную службу много по­ ощрений... Звонок котельного телеграфа преду­ преждает, что прибавлен ход. Стрелка манометра поползла вниз. Несколько лов­ ких движений — и пар на марке. Еще включена одна форсунка. Вдруг в топке послышался ненормальный шум. Одно­ временно стрелка манометра поползла вниз. Что такое? — Лопнула трубка! — мелькнула в голове мысль. — Да, сомнений нет! Из поста энергетики поступает прика­ зание вывести котел из действия. — Корабль должен давать большие хода, — говорит старшина 1 статьи Ра­ зов морякам, стоявшим вахту у котла. — Необходимо трубку заглушить, ввести ко­ тел в действие и, таким образом, обеспе­ чить выполнение задачи. На это нам дано времени в обрез. Кому придется лезть в горячий коллек­ тор? Работу смогут выполнить только умелые, стойкие и выносливые. Найдутся ли такие? — Разрешите мне, товарищ старшина, поставить заглушку? — просит старшин матрос Зубов. — Разрешите мне. Я могу выполнить задание] — громче всех заявляет стар­ ший матрос Масонов. — Молодцы! Все молодцы, — одобрил старшина моряков. — Будут работать старшие матросы Масонов и Белик. Остальным помогать! ...Нестерпимо жжет лицо, обвязанное марлей, шею, руки. Пот заливает глаза. От одежды, только что облитой холодной водой, валит клубами пар. Последние удары кувалды, и заглушка прочно заг­ нана в отверстие лопнувшей трубки. Ра­ зомлевший от жары, но счастливый от исполненного долга, стоит Евгений Ма­ сонов на найолах среди товарищей, кото­ рые помогают ему снять мокрую одежду. Корабль снова стремительно идет пперед; разрезая острым форштевнем прозрачно голубую воду. Ответственная задача будет выполнена. Когда командир подразделе­ ния вызвал старшину 1 статьи Разова к себе в каюту и спросил, кого допустить к зачетам на классность, то старшина, не колеблясь, назвал Евгения Масонова. Сейчас Евгений Масонов — классный специалист, отличник боевой и политиче­ ской подготовки. Старшина 2 статьи А. СМИРНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ХОРОШЕЕ ДЕЛО НЕ ДОВЕЛИ ДО КОНЦА Офицеры нашего подразделения неод­ нократно заявляли о своем желании глуб­ же изучить основы строительного дела. Это улучшило бы руководство строитель­ ными работами. II вот некоторое время тому назад в подразделении стали проводиться такие занятия. Руководил ими тов. Рябченко. Но с первого же дня стало ясно, что к этому важному и полезному делу прояв­ ляется равнодушное отношение. Занятия проводились нерегулярно, нередко сры­ вались. Часто бывало так: слушатели все в сборе, а руководителя нет. Наконец, он приходит, и занятия начинаются. Тов. Рябченко берет в руки об’емистую ин­ струкцию по производству строительных работ и начинает монотонным голосом читать ее. Так проходит первый час за­ нятий, за ним второй. До слушателей до­ летают отдельные термины и вычисления. А когда это «чтение» заканчивается, слу­ шатели в недоумении смотрят друг на друга, как бы желая узнать, понял ли кто из прочитанной «лекции» то новое, что требовалось. Оказывается, никто но­ вых знаний не приобрел. В помещении, выделенном для занятий, не имеется наглядных пособий, нет даже простой доски, на которой можно было бы изобразить тот или иной чертеж или сде­ лать вычисления. Руководителя занятий это не беспокоит, как не волнует его и ка­ чество занятий, и усвоение слушателями преподаваемого им материала. Нет у него даже конспекта. Такое отношение руково­ дителя к повышению технических зна­ ний офицеров нетерпимо. Хочется спро­ сить тов. Рябченко: — Зачем мы напрасно тратим драго­ ценное время? Младший лейтенант В. ЧИТАЕВ. ПЛОХАЯ ПОДГОТОВКА СНИЗИЛА РЕЗУЛЬТАТЫ Спортсменам нашего подразделения бы­ ло об’явлено о том, что скоро начнутся стрелковые соревнования на личное пер­ венство. Но из каких видов оружия, ка­ кие предстоят упражнения — об этом никто не знал. Мы задали вопрос капита­ ну команды Подкопаеву: — Какие же будут упражнения и ка­ ков порядок их выполнения? — Не только я, но и даже председа­ тель совета физкультурного коллектива Буряченко, — ответил он, — не 'знает об этом. Тренируйтесь предварительно по таким упражнениям, которые были на флотских соревнованиях. И мы тренировались, чувствуя ответ­ ственность. Ведь нам доверили отстаивать честь подразделения. Наступил день со­ стязаний. Но увы! Они не состоялись. Со­ ревнования перенесли на другое число. — Что ж, мы много ждали, теперь еще подождем, — ответили члены команды. » Поступило распоряжение капитана команды о том, какими будут упражне­ ния. Все мы тренировались снова по новой программе, но опять — напрасно. Прошло еще два срока в ожидании состя­ заний, которые были сорваны, как и предыдущие. Хочу заметить, что и к флотским со­ ревнованиям мы так же готовились. Име­ лось много недостатков. Например, перед соревнованиями тренировались в скоро­ стрельной стрельбе по грудной мишени, а выполняли по кругу. Хотя мы и заня­ ли первое место в стрельбе из винтовки на флотских состязаниях, но результа­ ты оказались не'совсем высокие. Сержант И. КУВАКИН , спортсмен-разрядник. У ЗАКРЫТОГО ОКОШКА Дни выписки обмундирования в органе вещевого снабжения, где работает офицер Ивановский, — вторник и пятница. Но трудно найти Ивановского в эти дни: то он уехал на склад или в Мурманск, то ку­ да-нибудь вышел. С самого под’ема стар­ шины подразделения толпятся у окна ра­ ботников вещевого снабжения и напрасно. После долгих ожиданий все отправляют­ ся искать тов. Ивановского. Но он ока­ зывается занятым, и приходится являться за получением обмундирования в следую­ щий день выдачи. Так, от пятницы к пятнице проходят недели, а личный со­ став не может во-время получить положен­ ного ему обмундирования. Когда же тов. Ивановский будет соблю­ дать утвержденный командованием распо­ рядок рабочего времени? « Т . РУДОЙ. -------О------- По следам неопубликованных писем Военкор сообщил в редакцию о недо­ статках в столовой, где заведующим тов. Бовтенко. В письме приводились факты недоброкачественного приготовления пи­ щи. Редакция направила копию этого пись­ ма для принятия мер командиру. На днях от него получен ответ, в котором сооб­ щается, что указанные военкором факты подтвердились. За плохую организацию риботы столовой и недобросовестное от­ ношение к служебным обязанностям зав. чтоловой Бовтенко наказан в дисципли­ нарном порядке. Повар Чернышев за не­ доброкачественное приготовление пищи с работы снят. Столовая пополнилась ку­ хонной посудой. В настоящее время со­ стояние работы пищеблока улучшилось. , * * * В редакцию обратилась группа матро­ сов. Воины спрашивали, почему при матросском клубе г. Североморска не су­ ществует шахматно-шашечной секции. Как сообщил в редакцию начальник матросского клуба, в течение октября при клубе будет создана шахматно-шашечная секция. В настоящее время оборудуется комна­ та, принимаются меры к приобретению шахмат и шашек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz