На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

3 ? ноября 1954 г., № 283 (5125). с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Рабочий день секретаря Секретарем комсомольской организации корабельного подразделения старшин ма­ трос Геннадии Шевяков избран недавно. Но и за короткое время он уже сумел по­ казать незаурядные организаторские спо­ собно:^! и стремление с честью оправ­ дать оказанное ему доверие. Обязанности секретаря требуют мно­ го сил и энергии. Нелегко одновременно выполнять обязанности по службе и руко­ водить комсомольской организацией. Но Геннадии никогда не жалуется на труд­ ности. Он с любовью относится к пору­ ченному ему делу, добиваясь оживления всей комсомольской работы, направленной на борьбу за примерность членов ВЛКСМ в учебе и службе. Покажем это на приме­ ре одного будничного дня секретаря ком­ сомольской организации. ...После под’ема флага молодежь под­ разделения собралась в кубрике. Важ­ ность предстоящей задачи понимают все матросы и старшины. Тем не менее сек­ ретарь, находясь сейчас в кругу сослу­ живцев, считает своим долгом еще раз напомнит^ им об этом, указать на сложность и ответственность похода. До выхода корабля в море оставалось еще несколько часов, и Ше-вяков, побесе­ довав •: матросами, решил узнать, как об­ стоит дело с выпуском боевого листка. — Почти гогов, — ответил ему редак­ тор комсомолец Возмитель. — Не хватает лишь двух заметок. — Хорошо. Я вам помогу. Вскоре поступили заметки от комсо­ мольцев Рыбалко и Плотникова, написан­ ные по совету секретаря. Отличник бое­ вой п политической подготовки старший матрос Рыбалко рассказал в своей кор­ респонденции о добросовестной работе молодого специалиста матроса Гусева, а матрос Плотников, один из лучших ра­ диометристов корабля, поделился опытом своей радоты, призвал сослуживцев от­ лично подготовиться к сдаче задачи. Через некоторое время боевой листок был готов и висел в кубрике на самом видном месте. Старшины и матросы с икте*г»есом читали его, и каждый делал для себя вывод: «Буду действовать на боевом посту, как о т л и ч н и к и ». Настало время выхода в море.* По сигналу все матросы и старшины подразделения были на своих местах. Вместе с ними работал в секретарь ком­ сомольской организации. Он еще и еще раз внимательно осматривал и проверял аппаратуру, готовил радиолокационную станцию к немедленному действию. В море во время выполнения задачи она работала безотказно. Да иначе и быть не могло: ведь эта техника — в руках спе­ циалиста высокого класса. По примеру активиста старательно трудились в походе на боевых постах комсомольцы старший матрос Пащенко, матросы Плотников, Завалишин и другие. Отличные знания и умелое управление сложной боевой техникой помогли ям ус­ пешно справиться с задачей, заслужить высокую оценку командира. Вечером корабль встал на якорь. Моло­ дежь снова собралась в кубрике. И опять среди своих сослуживцев был секретарь комсомольской организации. Он рассказал воинам об умелых и решительных дей­ ствиях на боевом посту старшины 2 ста­ тьи Сметанина, старших матросов Ры­ балко и Пащенко, матросов Плотникова и Завалишина. — Действовать так. как они, должен каждый воин, — говорил секретарь, рас­ сказав об умелой работе передовиков. После этой беседы Геннадий решил зайти к заместителю командира по поли­ тической части, выяснить у него ряд во­ просов и, в частности, узнать, какую на­ до подобрать литературу для беседы на те- м}: «Происхождение жизни на Земле». — Подготовить и провести эту беседу я думаю поручить комсомольцу Мищенко, — сказал он. — Правильно,— одобрил решение секре­ таря офицер. — Он вполне справится этим делом. Но помочь ему все же надо. Политработник порекомендовал секре­ тарю вместе с другими членами бюро по­ говорить с молодежью о предстоящей бе­ седе, призвать их принять в ней актив­ ное участие. Выйдя из каюты политработника, Ген­ надий направился к себе в кубрик. Там он застал целую группу матросов, кото­ рые сидели за столом и читали свежие номера газет и журналов, писали пись­ ма. Стараясь не мешать товарищам, се­ кретарь подошел к сидящему на рундуке матросу Яковлеву и решил узнать, как он готовится к вступлению в комсомол. — Ну как, с уставом уже ознакоми­ лись? — спросил секретарь у матроса и, получив утвердительный ответ, тут же еще раз напомнил ему, что быть приня­ тым в комсомол — большая честь. Комсо­ молец должен быть передовым воином, неустанно повышать свою сознатель­ ность. раз'яснять массам молодежи поли­ тику партии и правительства, быть чест­ ным и правдивым, не только самому по­ казывать пример ревностного выполнения воинского долга, но и помогать в учебе и службе товарищам. — Постараюсь выполнить эти требова­ ния. — уверенно ответил матрос Яков­ лев. Остаток своего рабочего .ца Геннадий использовал для самостоятельней поли­ тической учебы, для составления личного рабочего плана на завтра. «Помочь ком­ сомольцу Мищенко в подборе нгэ5хозимой литературы и подготовке к беседе. Прове­ сти заседание бюро, на котором оПсумть персональное дело матроса Деващенко. Дать задание членам бюро по оф>|»млению кубрика наглядной агитацией и оказа­ нию помощи редколлегии з выпуске стенной газеты», — записал он в гвоем блокноте. Конечно, помимо намеченного, у секре­ таря комсомольской организации завгра появится ряд других неотложных дел. Но нет сомнения, что все намеченные меро­ приятия им будут выполнены. Залогом этому — умение секретаря правильно со­ четать свою служебную деятельность с общественной работой, проявлять иници­ ативу и настойчивость в любом поручен­ ном ему деле. Старший лейтенант В. ЕМЕЛЬЯНОВ. Н А А Ы Ж А. МОРСКОЙ. А X. . . Выходи, «морские души»! Стрсйся с лыжами на суше, По порядку разбсрись... Все на лыжи становись! И пошли легко матросы Вдоль залива, между скал. По сугробам и заноегм — Им навстречу снежный шквал. Моряки — народ неробкий, Хоть и трудно вворх идти, Поднялись. Вершина сопки: Хочешь — птицею лети. Пронеслась пурга зарядом. Скрылось облако вдали. -о- И куда ни кинешь взглядом — Снежный северный разлив. Постояв, усталость сбросив, И рсшимссти полны Пслстели вниз матрссы — Меря грозного сыны. И, как ветер, быстро мчатся, Аж захватывает дух... Надо спортом заниматься. Спорт здоровью — лучший друг: Закаляет нервы, тело. Велю делает стальной. Моряков готовит смелых Для страны своей родной. Большой спортивный праздник Традиционная зимняя эстафета авиаторов на приз имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф . Сафонова Требовательный и заботливый командир В связи с приходом на корабль моло­ дежи большие задачи встали перед старшинами. Комсомолец старшина 2 статьи Ряполов отлично понял это. Он много и кропотливо работает с подчи­ ненными, передавая им свои знания, заботясь о том, чтобы они быстро ос­ воились с условиями службы на под­ водной лодке, были обеспечены всем необходимым. Молодой матрос Шафиков думал, что он не в состоянии изучить сложные механизмы, и чуть было не опустил ру­ ки перед трудностями. Старшина неод­ нократно беседовал с ним, раз'ясняя ему, что для советского моряка преодо­ лимы все препятствия, если он служит строго по уставу, добросовестно выпол­ няет распорядок дня, указания стар­ ших и проявляет настойчивость. Сове­ ты старшины помогли. Шафиков подтя­ нулся в учебе и службе. С любовью и уважением отзываются молодые матросы о своем командире- комсомольце, который является о т л и ч ­ н и ко м боевой и политической подготов­ ки. Старшина 1 статьи И. АЛЬГИНОВ. В воскресеш/; у североморских авиато­ ров состоялся большой спортивный празд­ ник — традиционная зимняя эстафета на приз имени дважды Героя Советского Со­ юза подполковника Б. Ф. Сафонова. В нем приняли участие многие воины. На старт лыжной эстафеты 10X5 ки­ лометров вышло несколько команд. По сигналу первый этап гонки начали авиаторы Солодов, Карпухин, Коротков и другие. Острая спортивная борьба между этими воинами разгорелась с первых же метров пути. Каждый из них пытал-ся возглавить бег. стать лидером состязания. Добиться этого удалось наиболее натрени 1 юванному лыжнику сер­ жанту Солодову. Он уверенно вырвался вперед, увеличивая разрыв между собой ч следующим за ним товарищем. Лыжня пролегла по сильно пересечен­ ной местности. На одном из ее участков сильный встречный ветер затруднял бег. Пошла двадцатая минута борьбы на лыжне. На крутом спуске с сопки пока­ зался лыжник в белом костюме. Это был Солодов. Воин стремительно преодолевает открытое место и передает эстафету Со­ кольцеву. В этот момент секундомеры по­ казали 21 мин. 25 сек. Приняв эстафету вторым, Кузнецов стремился во что бы то ни стало «до­ стать» Сокольцева, ушедшего вперед на несколько сот метров. Но сделать это ему не удалось. Зато пятикилометровый этап он прошел за 21 мин. 08 ссос. Лучшее время! Оно держалось до шестого эта­ па. когда его на двадцать секунд сокра­ тил матрос Никитин. Следующий этап был характерен тем, что участник команды Солодова, закреп­ ляя и развивая успех товарищей, увели­ чил разрыв между собой и последним лыжником, ушедшим на этот этап, на несколько километров. Сообщение об этом было встречено одобрениями со сто­ роны спортсменов и зрителей. К этому времени уже определились команды, которые могли рассчитывать на три первых места. Это — коллективы, за которые выступали Слепухин. Н. Власов, и Извеков. Вот принял эстафету офицер Н. Власов. Легко и свободно начал он бег. Каждое его движение точно рассчитано и подчи­ нено одному — развить максимальную скорость. В быстром темпе преодолевает он первый под’ем, за ним второй... — Этот лыжник себя покажет! — го­ ворили на старте. И действительно. Николай Власов пока­ зал время — 20 мкн. 27 сек. Но и его не считали окончательным. Предстоял еще бег таких сильных спорт­ сменов, как Слепухин, Лашин, мастер спорта II. Власов и многие другие. Все они — многократные участники флотских состязаний. Девятый этап. Приняв эстафету, Сле­ пухин устремился вперед. Успех его команды уже обеспечен. Но это не успо­ каивает воина. Он отдает все силы, чтобы окончательно закрепить его. улучшить общий итог всей команды. Ему удается улучшить результат Н. Власова на две секунды. Эстафета передана мастеру спорта СССР И. Власову. Ему потребовалось 18 мин. 49 сек., чтобы доставить ее к финишу. В результате острой спортивной борь­ бы на лыжне победу завоевала команда, за которую выступал мастер спорта П. Власов. Fe результат — 3#часа 35 мин. 54 сек. Победителям вручены грамо­ та и переходящий приз имени дважды Героя Советского Союза подполковника Б. Ф. Сафонова, каждый член этой коман­ ды также награжден грамотой. На втором месте команда, возглавляемая офицером Н. Власовым. Третье м^сто за­ няла команда, за которую выступал офицер Цзвеков. * * * Проведенная традиционная зимняя эс­ тафета прошла организованно. Судейский аппарат работал четко. Эта эстафета — начало большой спор­ тивно-массовой работы. И там, где такая работа проводится, спортивная жизнь бьет ключом. Взять, к примеру, подразде­ ление. честь которого защищал матрос Архипов. Здесь командир проявляет повсе­ дневную заботу о физкультурниках, вни­ мательно относится «к их запросам. Ему в этом важном деле действ?нную помощь оказывает комсомольская организация. Во время соревнований командир находился среди подчиненных, для которых спорт стал помощником в службе. Этого нельзя сказать о некоторых дру­ гих -коллективах. На эстафете отсутство­ вали не только начальники, но и полит­ работники и члены бюро ВЛКСМ. Уже по этому можно судить, как они относятся к спортивной работе. Массовость спор'га — это, в конечном счете, самое главное. Надо добиться та­ кого положения, чтобы каждый воин стал значкистом ГТО, занимался бы спортом повседневно, поставив епо на службу боевой подготовке. (Наш иорр.). Сло во зрителей о флот ском театре Спортивная хроника О В НАШЕМ подразделении проведена лыжная эстафетная гонка 5x5 километров. В ней приняло участие много команд. Спор­ тивная борьба на лыжне была острой и ин­ тересной. Победу одержали наиболее натре­ нированные лыжники Борисов, Арапов, Мо- сковкин, Пискунов и Илюшенко. А . К О Р Н Е Е В . О ПРИСТУПИЛИ к регулярным трени* ровкам на сильно пересеченной местности наши лыжники старшина 1 статьи Воробьев, старшины 2 статьи Наваров. Румянцев и другие. К этому они начали готовиться ва- долго до появления снега. Бег, гантельная гимнастика способствуют выработке у них выносливости и стойкости. На стадионе создается каток. Для хокке­ истов и любителей ледяной дорожки при­ обретено несколько пар ботинок с коньками. В развертывании спортивно-массовой ра­ боты в подразделении большая заслуга лей­ тенанта Русакова. Старший матрос В. А Н Т О С ЕН КО . В зрительном зале Дома офицеров Се­ верного флота собрались офицеры и чле­ ны их семей на вечер встречи с коллек­ тивом флотского театра. Работников те­ атра очень интересовало, что скажут об их работе зрители, какие будут замеча­ ния, пожелания, предложения. Вечер открыт. С кратким отчетом о работе коллектив^ за сезон и сообщени­ ем о творческих планах на 1955 год вы­ ступил главный режиссер театра, заслу­ женный артист РСФСР Н. Шойхет. — Флотский театр, — сказал он, — призван воспитывать советских моряков смелыми, высокосознательными, куль­ турными воинами. Велика его роль в пропаганде здорового быта советских лю­ дей. Работники театра стремятся к тому', чтобы выполнить возложенные на них задачи. В этом году театр подготовил и показал флотскому зрителю ряд постановок, вы­ ступал со спектаклями, подготовленны­ ми ранее. Скоро будет показана новая ра­ бота театра — спектакль Степанова и Попова «Порт-Артур». Коллектив продол­ жает трудиться над новой постановкой для молодежи «Старые друзья» Малюги­ на. В то же время он занят составлением плана работы на будущий год. Сейчас мы читаем драматические произведения, под­ бираем из них подходящие для постанов­ ки на флотской сцене. Ваши предложения и пожелания, това­ рищи зрители, помогут нам исправить недостатки, допущенные нами в текущем году. Их будем учитывать также при zo- ставлении плана работы театра на 1955 год. Мы предполагаем подготовить спек­ такль «За полярным кругом» П. Штока, рассказывающий о жизни нашего флота. Автор сейчас переделывает пьесу. Нас иптересуют также пьесы «Сын Рыбако­ ва» В. Гусева. «Персональное дело» A. Штейна, «Оптимистическая трагедия» B. Вишневского, «Крылья» А. Корнейчу­ ка, сказка «Горя бояться — счастья не видать» С. Маршака. Затем выступили участники вечера. Офнцео Юрков сказал: — Успехи флотского театра изве­ стны. Осваивая лучшие произведения искусства, театр во многом помогает нам. Флотский театр самобытен. Коллек­ тив его хорошо сыгрался. Спектакли те­ атра волнуют зрителей, воспитывают лю­ бовь к Родине, учат ненавидеть врагов. Заслуга в этом принадлежит всему твор­ ческому коллективу театра. Яркие сценические образы созданы заслуженными артистами РСФСР А. Най- чуком, С. Ахановым, В. Деньгиным, C. Простяковым. артистами М. Нечаевым. А. Фроловым. Запоминающиеся образы со­ здали на сцене заслуженная артистка рес­ публики С. Муратовская, артистки И. Риж­ ская, В. Ефимова, А. Сидорова, В. Зате- пякина, 3. Барковская и другие. Театр имеет разнообразный репертуар, отвечающий на важнейшие вопросы жиз­ ни. Однако еще не все артисты ровно ведут роли, не все герои постановок вол­ нуют зрителей. Желаем работникам теат­ ра повышать свое исполнительское ма­ стерство, с большим старанием готовить роли, не допускать на сцену надуманно­ го , 4 лживого. Одобрением встретили присутствующие выступление жены военнослужащего тов. Терентьевой-Рапопорт. Вот что она ска­ зала: — Меня волнует вопрос о том, что де­ ти наши иногда не могут найти, чем раз­ влечься. Они желают побывать в театре, увидеть интересную постановку, а коллек­ тив театра не показывает их для ребят. Мое пожелание театру — работать и над спектаклями для нашего молодого поколе­ ния и выступать с ними на сцене. Выступающие говорили о том, что они с удовольствием смотрят постановки те­ атра, искренне желают его коллективу дальнейших творческих успехов. Касаясь плана будущего года, они высказали мнение о том, что в нем мало пьес о фл*- те, о бдительности. Было высказано поже­ лание о включении в репертуар будущего года пьес М. ‘Горького, современных зарубежных прогрессивных авторов. Участники вечера указали на то, что в спектакле «Песнь о черноморцах» есть моменты нетипичного для нашей советской действительности. Они предло­ жили артистам вместе с режиссерами до­ работать отдельные картины. Зрители говорили, что им понравилась постановка «Не называя фамилий», а спектакль «Камни в печени» поставлен слабее. Кроме того, было указано на имеющиеся повторения в трактовке образов этих двух постановок. Выступившие пожелали кол­ лективу театра укреплять творческую связь г драматургами. Она поможет по­ высить художественный уровень постано­ вок, их воспитательное значение. Нужно постоянно помогать коллекти­ вам художественной самодеятельности флота. Об этом также говорили участни­ ки вечера. Офицер Баранов, хорошо отозвавшись в целом о спектаклях театра, отметил, что его работники держат слабую связь со своими зрителями, редко встречаются с ними. Участник вечера офицер Поляков отметил, как заслугу работников театра Северного флота, то, что ныне свой двад­ цатый сезон открыт им в отдаленных гарнизонах. Воины подразделений с ин­ тересом смотрят такие спектакли, как «Летчики», «Песнь о черноморцах» и другие. Он зачитал ряд положительных отзывов зрителей о театре. Их пожелание театру — больше показывать спектаклей о жизни флота, о Заполярье. И это не случайно. Тематика репертуара ^ должна быть направлена на повышение боеготов­ ности родного флота. Ответное слово произнес главный ре­ жиссер театра П. Шойхет. От имени твор­ ческого коллектива он заверил присутст­ вующих, что работники театра сделают все возможное для того, чтобы удовле­ творить пожелания и предложения зрите­ лей. Каждый участник вечера получил спе­ циальную анкету и в письменном виде отвечал на вопросы о положительном и недостатках в работе театра. Хорошие отзывы записаны о постановках «Не на­ зывая фамилий», «Отелло», «Шельменко- денщик» и о других. В заключение вечера были показаны отрывки из спектаклей. В. КУКОВАЛЬСКИЙ. Дружба двух самодеятельных коллективов Коллектив солдатской художественной самодеятельности нашего подразделения, где членом комсомольского бюро тов. Гри­ шин, выступил с концертом на корабле. Моряки с интересом встретили творчество своих боевых друзей. После концерта матросы и солдаты просмотрели кинофильм, беседовали о своих успехах в труде, боевой и полита- • чоской подготовке. Многие во время этой встречи подружились, сфотографирова­ лись, обменялись между собой адресами. Тепло расстались воины. Солдаты при­ гласили в себе в гости коллектив кора­ бельной художественной самодеятельно­ сти. Ефрейтор А. СОБОЛЕВСКИЙ. роды и общества. Вздорная побасенка ма­ хистов о свободе воли была разоблачена Лениным, показавшим, что идея причинно­ сти, необходимости, закономерности яв­ ляется отражением в челозеческой голове законов привады, действительного мира. Антинаучный махи-стский тезис о том, что «в природе нет ни причины, ни следствия». особенно широко реклами­ руется современной реакционной буржуаз­ ной наукой. Современные буржуазные ученые вроде Бора, Гайзенберга и д р у г и х , яростно нападают на материалистический принцип п р и ч и н н о с т и и открыто утверж­ дают, что в мире мельчайших материаль­ ных частиц «нет места для причинности», что электрон обладает «свободой воли», что человеческий разум при помощи фи­ зических приборов «навязывает» причин­ ность и необходимость природе, «вно­ сит» их в нее. Поддерживаемые американским мо­ нополистическим капиталом, реакцион­ ные буржуазные ученые используют раз­ личные обскурантистские идейки, чтобы «доказать» непознаваемость мива, суще­ ствование бога-творца и законодателя все­ ленной, «доказать» вечность и незыбле­ мость капиталистического строя. Ленин отмечал широкий размах пропа­ ганды мракобесия и поповщины в Соеди­ ненных Штатах Америки. Он еще в то время дал глубокую марксистскую опенку такого американского идеалистического философского течения, как прагматизм («философия действия»), который являет­ ся одной из наиболее реакционных разно­ видностей идеализма эпохи империализма. Сокрушительная ленинская критика ма­ хизма, прагматизма и других реакционных учений эпохи империализма — классиче­ ский образец воинственности, партийно­ сти в философии. Ленин мастерски в с к р ы л антинаучность, реакционность этих фи­ лософских течений. Коммунистическая партия всегда ре­ шительно боролась как против суб’екти- визма. ведущему к произволу и авантю­ ризму в политике, так и против фатализ­ ма, означавшего пассивное, созерцательное отношение к зействительности. Ленин ра­ зоблачил фатализм «легальных маркли­ стов», отдававший рабочий класс в рабст­ во экономическим законам капитализма, и показал величие марксизма, который, приз­ навая об’ективный. закономерный харак­ тер оощественного развития, вместе с тем со всей силой подчеркивает, что и с то рию общества делают люди, наводные массы. Борьба Ленина против суб’ективистско- го понимания законов развития п р и р о д ы и общества не утратила своего актуального значения и в наши дни. Ибо. известно, что еще совсем недавно в нашей литературе широко пропагандировались суб’ективи- стские, идеалистические взгляды на ха­ рактер экономических законов социализ­ ма, на соотношение экономики и полити­ ки, проповедывался культ личности. Труд Ленина «Материализм и эмпирио­ критицизм» ознаменовал собой новый этап в развитии диалектического материа­ лизма. Ленин конкретизировал и развил дальше основные положения теории позна­ ния — вопрос о познании как отражении об’ективного материального мира и вопрос о законах этого отражения, о формах от­ ражения действительности. Применив диалектику к процессу позна­ ния, Ленин показал, что познание не от­ ражает каких-либо иных законов помимо диалектических законов развития об’ек­ тивного мира, что наше мышление в со­ стоянии познать действительный мир. Познание человека, указывал Ленин, это сложный противоречивый процесс отраже­ ния, к о т о р ы й начинается с ощущения как непосредственной связи с внешним ми­ ром, как превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания, и подни­ мается до оострактного мышления, отража­ ющего в понятиях об’ектявную действи­ тельность во всем ее многообразии. Диалектический материализм у ч и т , что человеческое познание не стоит на месте, оно движется и развивается от незнания к знанию, от менее полного к более полному знанию. Кажтая ступень в развитии нау­ ки, практической деятельности отдельно­ го человека прибавляет все новые и новые зерна в эту сумму человеческих знаний и представлений о законах развития п р и р о ­ д ы и общества. Ленин указывал, что на деле каждый человек миллионы раз наб­ людал простое и очевидное превращение «вещи в себе» в «вещь для нас». Это пре­ вращение и есть познание. Как ве.тнкпй представитель творческого марксизма Ленин на глубоком анализе всех данных развития науки и опыта борьбы рабочего класса дал исчерпывающее обос­ нование диалектико-материалистических взглядов по во п ро с у об об’ективной. абсо­ лютной и относительной истине. Ленин учил, что в теории познания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать го­ товым и неизменным наше знание, а раз­ бирать. каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. Полное, цельное, абсолютно вер­ ное знание — абсолютная истина — достигается через неполное. частич­ ное, относительно верное анание — относительную истину. Относительность наших знаний на каждом данном этапе определяется развитием науки, историче­ скими условиями жизни общества. Сумма относительных истин дает абсолютную истину. Развитие всех отраслей науки является лучшей иллюстрацией положений диалек­ тического материализма о беспрерывном движении человеческого познания, о его все более и более глубоком проникнове­ нии в сущность явлений п р и р о д ы и обще­ ства. Если два десятилетия назад фи­ зики еще сомневались в возможности ис­ пользования ядерной энергии, то в насто­ ящее время эта возможность стала реаль­ ностью. Марксизм впервые в истории подлинно научно об’яснил развитие познания в ди­ алектической связи и на основе общест­ венной практики людей. Марксистские положения о роли прак­ тики в процессе познания были развиты далыпз Лениным. Ленинский труд «Мате­ риализм и эмпириокритицизм» содержит глубочайший анализ роли практики как основы всего процесса человеческого по­ знания. Попытку махистов отделить прак­ тику от познания, свести ее к опыту, под которым они понимали сумму ощущений, переживаний человека, Ленин об’являл схоластикой. Сила и жизненность марксизма-лениниз­ ма состоит в том. что он. опираясь в сво­ ей практической деятельности на потреб­ ности развития материальной жизни об­ щества. указывает трудящимся единст­ венно верный п у т ь строительства комму­ нистического общества. Разоблачая оппортунистов II Интерна­ ционала, окостенелость их мысли, догма­ тизм. Ленин, применив марксистскую ди­ алектику к рассмотрению общественных явлений эпохи империализма и пролетар­ ских революций, дал в своих трудах об­ разцы разработки стратегии и тактики Коммунистической партии. Великая заслуга Ленина состоит в том, что он в своих трудах глубоко раскрыл центральное ядро марксистской диалекти­ ки — учение о противоречиях и на этой основе показал значение марксистской те­ ории классовой борьбы. Вся деятельность нашей партии, ее стратегические и такти­ ческие лозунги, ее программа построены на с т ро гом научном понимании закономер­ ностей развития общества. * * л В книге «Материализм и эмпириокрити­ цизм» и других своих трудах Ленин обоб­ щил великий опыт первой русской рево­ люции и международного рабочего движе­ ния, творчески обогатил исторический ма­ териализм многими важными положения­ ми и выводами, до конца разоблачил фаль­ сификацию махистами исторического мате­ риализма. Известно, что махисты повторяли ста­ рые, истасканные доводы позитивистов, неокантианцев и других врагов рабочего класса против марксистской теории обще­ ственного развития. Выполняя социаль­ ный заказ империалистической буржуа­ зии, махистские горе-теоретики, рядясь ь марксистские одежды, под видом «по­ правок» к Марксу предприняли ревизию всех основных положений исторического материализма с целью выхолостить из него революционное содержание. Махисты пытались идеалистически, антимарксистски истолковать такие ко­ ренные вопросы исторического материа­ лизма, как вопрос о базисе и надстройке капиталистического общества, их взаимо­ отношении и роли в общественном разви­ тии. Стоя на идеалистических позициях, Богданов, например, об’яснял обществен­ ные явления не в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, а в сфере психической деятельности лю­ дей. Ленин разоблачил всю нелепость рас­ суждений Богданова и показал, что «об­ щественное» бытие и общественное соз­ нание не тождественны. Махисты ревизовали исторический ма­ териализм также по линии перенесения биологических законов развития природы в область общественных явлений. Путем подмены законов общественного развития законами природы Богданов пытался оп­ равдать капитализм, об’явить все его язвы нищету трудящихся, безработи­ цу — неизбежным, неустранимым ре­ зультатом законов природы. Не оставив камня на камне от социо­ логических воззрений русских махистов, Линин аащитил учение Маркса и Энгель­ са от всех покушений и развил дальше исторический материализм применительно к новым условиям общественного разви­ тия. Разгром Лениным социологических взглядов русских махистов имел огромное значение для всего международного рабо­ чего движения. Ленин учил рабочий класс тому, что борьба с империализмом должна быть тесно и неразрывно связана с борьбой против его наемных агентов —- правых социал-демократов. Это важней­ шее ленинское указание имеет особое зна­ чение в деле разоблачения современных правосоциалистических предателей. Историческая яаслуга Ленина состоит в том, что он поднял марксизм, как нау­ ку, на новую, высшую ступень. На осно­ ве обобщения нового исторического опыта он впервые в марксистской литературе дал всесторонний, глубочайший анализ империализма, его основных противоре­ чий и закономерностей, показал, что им­ периализм есть последняя стадия в раз­ витии капитализма, канун социальной революции пролетариата. На основе глубочайшего экономическо­ го и политического анализа империализ­ ма Ленин открыл закон неравномерного развития капитализма в* эпоху империа­ лизма и обосновал гениальный вывод о возможности прорыва цепи мирового им­ периализма в ее наиболее слабом звене, вывод о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране. Это была новая, законченная теория социалисти­ ческой революции, великий вклад в тео­ ретические основы марксистской партии. Вооруженная идеями марксигма-лениниз- ма. Коммунистическая партия под руко­ водством Ленина осуществила победонос­ ную пролетарскую революцию, вывела народы нашей страны на широкую дорогу социалистических преобразований. * * * Марксизм-ленинизм как творческая на­ ука никогда не останавливается на до­ стигнутом, а идет вперед, беспрестанно развивается, обогащается новым истори­ ческим опытом, практикой жизни. После смерти Ленина теоретические ос­ новы марксистской партии — диалекти­ ческий и исторический материализм — нлшли свое дальнейшее развитие в реше­ ниях Коммунистической партии, в тру­ дах ученика и продолжателя дела Ленина И. В. Сталина. Последовательно руко­ водствуясь марксистской теорией и твор­ чески развивая ее. Коммунистическая партия вырабатывает и неуклонно пре­ творяет в жизнь революционную, научно обоснованную политику, отвечающую ко­ ренным интересам трудящихся. В решениях XIX с’езда Коммунистиче­ ской партии Советского Союза, Пленумов ЦК КПСС, в постановлениях партии и правительства о расширении производст­ ва товаров народного потребления наме­ чена широкая программа дальнейшего могучего расцвета экономики и культуры нашей Родины. В этих исторических ре­ шениях ярко выражена жизненная сила а мудрость политики Коммунистической партии и Советского правительства, их забота о максимальном удовлетворении постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся. Осуществление грандиозных планов, намеченных партией и правительством, выдвигает перед всеми нашими кадрами неотложную задачу — творчески овладе­ вать марксистско-ленинской теорией. Товарищ Г. М. Маленков в докладе на XIX с’езде КПСС указывал, что без твор­ ческого овладения марксизмом-лениниз­ мом нельзя стать полноценным, зрелым руководителем. Коммунистическая партия как в тео­ рии, так и в практической деятельности дает непревзойденный образец творческо­ го понимания марксизма-ленинизма, обра­ зец научного обобщения борьбы трудя­ щихся масс за победу коммунизма. Реше­ ния партии являются великим творческим вкладом в сокровищницу марксизма- ленинизма, образцом единства теории и практики. С. КОЗЛОВА, старший преподаватель Московского Государственного университета имени . М. В. Ломоносова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz