На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 ноября 1954 г., N° 282 (5124). ШААШЕ ВОИНЫ - : 0 Ш ! § & Л Г В ОРУЖИИ-ТВОЯ СИЛА Твоя военно-морская служба только началась. Для собственной пользы поча ще и повнимательнее присматривайся к тому. как работают, как берегут свое ору жие те. кто постарше тебя и у кого опыта побольше. Погляди, например, как несут свою службу артиллеристы. Один комендор как будто и действует четко, и с делом твоим справляется, и выполняет положенные нормативы. А малость где- нибудь заело, он стушевался, не знает, что к чему. У такого но учись, это неважный специалист, хотя поначалу могло пока заться, что работает он отменно. Теперь возьмем другого артиллериста. Этот работает ловко. Ему любое задание нипочем, всякую задержку устранит. Ни чего не скажешь, он, конечно, получше первого. Можно у него кое-что молодому матросу перенять. Однако мое мнение: и второй комендор серьезные из'яны в ра боте имеет. Отличный артиллерист тот, у кого никогда не бывает ни задержек, ни заеданий. Он заблаговременно все сделает, чтобы их предотвратить. Поэтому у него при стрельбе не встречается неприятных случайностей и «сюрпризов». Вот к ра боте такого артиллериста присматривайся повнимательнее, перенимай опыт, с та кой же любовью, как он, изучай свое ору жие, пуще глаза береги его, помни, в нем твоя сила. Есть на нашем флоте комендор стар ший матрос Иван Бледнпков. Он на крей сере служит, в подразделении главного калибра. Другого такого специалиста по искать нужно. Свое грозное оружие он досконально изучил, с закрытыми глаза ми может обязанности выполнять. А по дглядел бы ты, как передовой воин уха живает за оружием, как бережет его. Так же относится к технике и комендор с нашего корабля комсомолец Иван Сима ков. Его орудие в любую минуту готово открыть огонь. Нечего греха таить. Есть кое-где у нас еще и такие матросы, которые, например, считают проворачивание механизмов де лом формальным. Каждое утро, мол, по распорядку дня этим занимаемся, чего там за ночь с орудием может приклю читься. Это вредное и глубоко ошибочное мнение. Так рассуждать может только тот, кто не любит свое оружие, кто не по нимает, что в бою безотказно действую щие винтовка, автомат, пулемет, орудие, торпедный аппарат — надежный щит воина. Приведу один поучительный пример из опыта боевых действий у нас, на Север ном флоте. На один наш кате!Р-охотник на протя жении дня однажды совершили налет три десятка истребителей. Воздушные пираты шли со стороны залива. Они стремитель но вырвались из-за низкого мыса и по одиночке пошли на катер. Но, замечен ные еще раньше до подхода к мысу, не застигли моряков врасплох. Их встре тили шквальным огнем из орудии и пу леметов. Катер лежал в дрейфе с заглушенными моторами. Самолет зашел с кормы. Брони рованный хищник, казалось, ничего не боялся и (рвался на катер сквозь огне вую завесу. Вот он стремительно прибли жается к катеру. Уже открыл огонь из всех своих пушек и пулеметов. Сплош ные яркие трассы слепили глаза и, каза лось, вот-вот врежутся в катер. А катер стоял недвижимый. — Эх. какого черта мотористы долго копаются! — пронеслось у многих воинов в голове. Но в тот момент, когда истребитель открыл огонь, взревели моторы, командир дал задний ход, и длинная очередь легла с перелетом по носу катера. Когда несколько снарядов пронеслось над головой летчика и пули начали ба рабанить по мотору, фашист не выдержал и свернул с боевого курса. Он на один миг подставил свое брюхо под удар. Боцман Овчинников только и ждал это- гг» момента. Всей тяжестью тела навалил ся он на наплечники и, не выпуская самолет из визира, до боли стиснув зубы, нажал на гашетку пулемета. Длинная очередь прошила брюхо фа шистского самолета. Он задымился и за тем рухнул в залив. В вахтенном журнале катера записано, что бой морского охотника с тремя де сятками истребителей продолжался с 0.00 до 19.20. Десять часов двадцать минут советский катер выдерживал же стокую схватку с гитлеровцами и вышел из нее почти без единой царапины. Было ли это случайностью? Конечно, нет. Со ветские воины вышли победителями из этого неравного боя потому, что они отлично владели оружием, берегли его, верили в его силу. Моряки катара всегда содержали оружие в полной боевой го товности. П несмотря на преимущества врага экипаж морского охотника одолел его. Подобных примеров в годы Великой Отечественной войны было множество. А сейчас, в мирное время. тебе Родина доверила самый ответственный пост — охранять ее морские границы. А для это го нужно быть всегда «на товсь». Бди тельность означает не только во-время обнаружить врага, но и способность встре тить его во всеоружии. А для этого необ ходимо за вверенным оружием — будь то винтовка или орудие, тщательно уха живать, во-время, как положено, проти рать и смазывать, словом, если придется его в дело пускать, чтобы оно действова ло безотказно. Скажем, выполнял ты задание в не настную погоду. Продрог, устал. В поло женный час возвратился в подразделение. Входишь в кубрик, там тепло, уютно. Так и тянет на койку прилечь, отдох нуть. Не поддавайся минутной слабости. Прежде, чем располагаться на отдых, приведи в порядок оружие, аккуратно сотри с него влагу, если надобно— смажь и, лишь убедившись, что оно в полном порядке, с чистой душой можешь отды хать. Поверь, такая заботливость об ору жии сторицей окупится, а. может быть, при случае тебе и жизнь спасет. Сам по суди. чего стоит боец, у которого оружие в запущенном состоянии или неисправно. Помни, службу служить — душой не кривить. Знай: сила твоя в оружии, как зеницу ока, береги его. Научись в любых условиях владеть им в совершен стве. I Мичман А. 30ТИК0В. д е й с т в о в а л и б ы с т р о и точно Умелые моряки успешно преодолевают трудности Погода была неблагопри ятная, когда корабль вышел в море на выполнение зада ния. Резкий холодный ветер срывал верхушки волн, и брызги воды, замерзая, па дали на палубу ледяной дробью. Трудно мотористам в та кую погоду нести вахту. Люки и горловины машин ного отделения задраены, в отсеках очень высокая тем пература. От запаха топли ва и масляных паров стес нено дыхание. Но мотори сты, мужественно преодоле вая трудности, внимательно наблюдают за показаниями контрольно - измерительных приборов, чутко прислуши ваются к ритму работы мо торов. Вот иа посту управления дизелями стоят старшие ма тросы Ослюк и Войцехо- вич. Главный старшина Ав- донюшкин дает им вводную: — Пробоина... Правый борт в районе... шпангоута! Войцехович переходит на управление обоими дизеля ми, а Ослюк приступает к делу. Аварийный материал заранее подобран для воз можных вариантов пробоин и, как всегда, находится на определенных местах. Поэто му моторист действует без задержек. Быстро мелькают в его руках брусья, клинья и кувалда. Его движения быстры и точны. Через не сколько минут воин докла дывает механику о том, что пробоина заделана. Но от дыхать некогда, надо немед ленно становиться к дизе лю.Вслед за первой следуют другие вводные. Имитируя неисправность машинного телеграфа, командир кораб ля дает сигналы ревуном. Прислушиваясь к ним сквозь гул действующих двигателей, мотористы вы полняют команды с прежней уверенностью. У главного электрорас пределительного щита наб людает за приборами и за нагрузкой генератора вахтен ный электрик матрос Чу- праков. Механизмы работа ют на полную мощность. Вдруг стрелка прибора рез ко отклоняется вправо, по казывая, что генератор не сет нагрузку выше предель ной. Быстро сообразив, в чем дело, Чупраков выру бает на щите пакетннк тре тьей ламповой коробки и продолжает наблюдать за приборами. Теперь он на сторожен до предела. И так всегда. Мотористы и электрики нашего кораб ля — мастера своего дела. Они настойчиво учатся то му, что требуется в совре менном бою. Матрос И. ЦАПКО. Всегда в боевой готовности Ночь. На аародроме грохочут двигатели. Начинаются полеты. Пара за парой поднимаются машины в воздух... Получен приказ включить радиотехническую станцию. Старший матрос Ра- душко быстро исполняет приказание. — Станция включена! — докладывает он. Начинается напряженная работа оператора, требующая от него точного опреде ления координат самолета. Поэтому оператор всегда должен быть в боезой готовности, чтобы радиотехническая станция в любой момент могла контролировать работу лет чиков. II старший матрос Радушко честно и добросовестно выполняет свой долг перед Родиной. Он отлично знает материальную часть. Заблаговременно проверив работу всех блоков станции, устранил мелкие недостатки. С твердой уверенностью воин да ет на командный пункт все данные о самолетах. Вот поднимается в воздух рчередная пара самолетов. Через некоторое время стар ший матрос Радушко докладывает: — Цель вижу! Он дает о ней точные данные. Но вот цель скрылась на экране: изменилась ее высота. Радушко быстро ловит цель снова и сопровождает ее до определения точки, а затем отлично заводит на по садку. Матрос А. ХАЛЕПОВ. Вручены знаки отличных специалистов В нашем подразделении состоялось вру чение напрудных знаков. Сержант Геля- жус, матросы Амилявичус и Валанчук награждены знаками «Отличный артилле рист», матросы Гильбрантас и Калпмулин — «Отличник ПВО» и матрос Кобылкин — «Отличный повар». Вге они добросовестно служат своей любимой Родине, настойчиво овладевают знаниями. Старший матрос Ф. БАРАШНОВ. Настойчивость в учёбе обеспечила успех Полюбил матрос Бобровский свою спе циальность и с большим желанием стал осваивать вверенную ему боевую технику. В свободное от занятии и службы время он просиживал над конспектами, глубоко и детально изучая устройство отдельных агрегатов. Бывало и так: в походе, сме нившись с вахты, он шел к механизмам и подолгу наблюдал за их работой. Что было непонятно, раз’яснялп товарищи. Старания матроса не пропали даром. Он хорошо освоил боевую технику и со держит ее в постоянной готовности к не медленному действию. Старший матрос М. ЩЕГЛЯК. Н а корабле Н . идет сдача зачетов на классность. Передовые вонны показывают глубокие и прочные знания. Старший матрос Алексеи Сафронов впервые сдавал зачеты на получение звания специалиста второго класса. Он отвечал уверенно и твердо на заданные ему вопросы. НА СНИМКЕ : (слева направо) старший лейтенант Алексей Доненко и капитан- лейтенант Виталий Канторович принимают зачеты на классность у старшего матроса Алексея Сафронова. Фото И. Ннкишова. Руководители политзанятий делятся опытом Как я провожу рассказ по теме Политические занятия, как известно, являются основной формой идейного вос питания матросов и старшин. Действен ность политзанятий зависит, в первую очередь, от руководителя группы, от его умения проводить их на высоком идей ном уровне, целеустремленно, в тесной связи с жизнью и задачами личного со става. Несколько лет я руковожу группой политзанятий и на собственном опыте убедился, что работа пропагандиста лишь тогда будет успешной, когда он постоян но и настойчиво повышает свои знания п методическое мастерство. Большое значение для успеваемости слушателей имеет хорошо подготовлен ный, интересно и доходчиво проведенный рассказ но теме. Руководителю нужно отчетливо уяс нить цель и требования, пред’являемые к рассказу, изучить не только основ ную, но и дополнительную литературу. Надо подчеркнуть, что очень важным этапом в работе руководителя является подбор и изучение материала. Ведь/ чем глубже он изучен пропагандистом, тем выше будет идейный уровень рассказа. Но многим темам политзанятий сейчас имеются методические разработки. Они, безусловно, оказывают большую помощь в работе руководителя. Однако эти раз работки не освобождают его от необходи мости самым тщательным образом гото виться к занятиям. Вот как я готовился и провел рассказ по третьей главе истории партии: «Мень шевики и большевики в период русско- японской войны и первой русской рево люции (1901— 1907 годы)». Еще раньше мне удалось прочитать по этому вопросу ряд художественных произведений. Среди них — «Мать», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Цу сима» И. Новикова-П.рибоя, «Порт-Артур» А. Степанова. Чтобы лучше уяснить последователь ность материала и ход развивающихся событий в период революции 1905 года, я составил хронологическую таблицу, считая также необходимым кроме матери ала Краткого курса истории партии про читать и законспектировать произведения классиков марксизма-ленинизма, в част ности, «Двз тактики социал-демократии в демократической революции» В. И. Ленина. Затем я составил план рассказа и приступил к составлению конспекта. В начале своего рассказа я назвал те му и основные вопросы, которые стар шинам предстоит изучить. Кроме того, дал слушателям возможность записать ре комендованную литературу. Затем на помнил слушателям краткое содержание предыдущей главы с тем расчетом, чтобы восстановить в их памяти пройденный материал, дать им ориентировку в после довательности событий. Перейдя к изложению материала, стре мился обстоятельно раз'яснить слушате лям основные положения темы. Подробно остановился на тактических разногласи ях между большевиками и меньшевика ми, на работе III с'езда партии. Старался как можно доходчивее рассказать об ос новных тактических положениях, изло женных В. Н. Лениным в его знаменитой книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», и о новой ленинской установке о перерастании бур жуазно-демократической революции в ре волюцию социалистическую. В рассказе по следующему разделу этой темы я большое внимание уделил значению V с'езда пар тии и причинам поражения первой рус ской революции, ее урокам. В ходе рассказа поинтересовался, ясно ли я говорю, правильно ли поняли слу шатели ту или иную мысль. Приводил примеры, факты, сравнения. Придержи ваюсь определенной последовательности рассказа. Разобрав один вопрос, перехожу к следующему. Это очень важно для ус воения материала. Одним из серьезных условий доходчп- ео с т и и действенности рассказа является его тесная связь с современностью, с за дачами и жпзныо личного состава. В данном случае, говоря о тактике больше виков в период первой русской револю ции, их передовой роли в ней, я показал значение авангардной роли коммунистов в Вооруженных Силах, рассказал об об разцовой службе коммунистов корабля тт. Осягина п Маслова, об их инициатив ности в решении задач боевой п поли тической подготовки. Конспект рассказа я всегда имею, но на занятиях стараюсь как можно реже в него заглядывать. Рассказываю просто, доступным языком, избегаю иностранных слов. Если приходится пользоваться труд ными, непонятными терминами, то сразу же об’ясняю их значение. Очень важно, чтобы рассказ был об разным, содержал примеры и небольшие, но яркие отрывки из художественных произведений, крылатые слова, пословицы и поговорки. Как правило, в ходе изложе ния материала пользуюсь наглядными пособиями — альбомом, диаграммами, схемами, географическими картами. Все это оживляет рассказ и делает его более доходчивым. После рассказа до «конца занятия у ме ня остается пять-восемь минут для отве тов на вопросы слушателей и для тоги, чтобы убедиться, как материал поняли присутствующие на занятиях товарищи. Слушатели группы, которой я руково дил, программу усвоили хорошо. На осен ней проверке политзанятии они показа ли глубокие знания. Большинство стар шин добилось серьезных успехов в служ бе, обучении и воспитании подчиненных. Но не все шло гладко. В начале года стар шина 2 статьи Еремин отставал от това рищей. С ним я работал больше, чем с другими слушателями. Это не прошло бесследно. Старшина повысил свою актив ность на политзанятиях. В беседах по изучаемым темам он стал чаще высту пать. Успеваемость заметно улучшилась. Это благотворно отразилось и на службе старшины. Па осенней проверке полит занятий группа в целом получила отлич ную оценку. Капитан-лейтенант Е. СОЛОВЬЕВ. По следам неопубликованных писем 0 неудовлетворительной работе мага зина Лг 2 0 в редакцию прислал письмо военкор младший сержант Каплан. Воен кор указывал, что в магазине отсутству ют зубная паста, обувной крем и другие предметы бытового обихода военнослужа щих. Сотрудники магазина невниматель но относятся к запросам воинов и часто грубят с ними. Военкор В. Туманов в своем письме в редакцию сообщил о плохой работе радио узла. Трансляция передач часто преры вается, что мешает нормальному радпослу- шанию. В подразделении, в котором слу жит военкор. динамик неисправен. Отда вали его в ремонт, но после ремонта не оказалось вилки, и проводники в розетке держатся при помощи спичек. Копию письма редакция направила для принятия мер. Как сообщил редакции начальник отде ления Военторга, факты, указанные в письме, имели место. Отсутствовавшие ранее товары сейчас завезены в магазин, приняты моры по бесперебойному снабже нию воинов товарами бытового обихода. За грубое отношение к покупателям про давец Сорокина с работы снята. Копию письма редакция направила для принятия мер. Как сообщил в редакцию заместитель командира по политчасти, факты, указан ные в письме, соответствуют действитель ности. Сейчас создана бригада монтеров для ремонта радиопроводки. Приняты ме ры к замене неисправных динамиков. Де з а к т и в аци я оборонительных сооружений мес тнос ти В результате взрыва атомной бомбы в районе взрыва, а также по пути движе ния радиоактивного облака происходит радиоактивное заражение воздуха, мест ности и находящихся на ней об’ектов. Степень радиоактивного заражения мест ности зависит от вида взрыва, метеороло гических условий, характера местности и грунта, калибра атомной бомбы. При воздушном взрыве радиоактивное заражение будет незначительным, так как основная масса радиоактивных продуктов взрыва поднимается вверх вместе с обла ком и рассеивается в воздухе. При наземном атомном взрыве радио активное заражение местности в районе, прилегающем к центру взрыва (особенно в радиусе 400— 500 метров), а также по пути перемещения радиоактивного облака может быть значительным. Сильное зара жение имеет место и при подземном атом ном взрыве. Наряду с заражением радиоактивными веществами (они состоят из продуктов де ления ядер заряда атомной бомбы, искус ственных радиоактивных веществ, а так же части атомного заряда, не вступившей в реакцию), заражение местности в рай оне взрыва обусловливается радиоактив ностью почвы, возникающей в результате воздействия потока нейтронов на некото рые элементы, входящие в состав почвы. Под действием нейтронов эти элементы на некоторое время становятся радиоактив ными. Радиоактивность, вызванную дейст вием нейтронов, называют искусственной или наведенной. Радиоактивные вещества, выпавшие из радиоактивного облака, заражают по верхность земли и расположенных на ней об’ектэв. Искусственная же радиоактив ность, вызванная потоком нейтронов, мо жет возникать не только на поверхности, но и распространяться на некоторую, хотя и небольшую, глубину. Местность, покрытая лесом, травой или снегом, менее подвержена заражению. После атомного взрыва ветры и дожди, сметая и смывая верхний слой почвы, вместе с. ним уносят и радиоактивные ве щества. В этом случае в низинах и овра гах образуются сильно зараженные уча стки. Дождь и снег способствуют более быст рому выпадению радиоактивных веществ из радиоактивного облака и увеличивают степень радиоактивного заражения местно сти. Вместе с тем снег, выпавший после атомного взрыва, значительно снижает зараженность местности. С течением времени радиоактивное за ражение быстро уменьшается. Креме заражения местности под дейст вием атомного взрыва отдельные участки и об’екты могут быть заражены боеЕыми радиоактивными веществами (БРВ), кото рые применяются в виде жидкостей, по рошков и дымов. Не исключена возмож ность применения бое>вых радиоактивных веществ в смеси пли сочетаниях с бое выми отравляющими веществами. При применении боевых радиоактивных веществ (БРВ) наблюдается более равно мерное заражение небольших площадей и медленный спад уровня радиации. Следует иметь в виду, что радиоактив ные вещества могут не иметь цвета, за паха и других внешних признаков и об наружить их можно только при помощи специальных приборов, называемых дози метрическими. Никакими химическими способами уничтожить радиоактивные ве щества нельзя. Удаление их осуществ ляется лишь механическим путем. На местности, зараженной радиоактив ными веществами, человек подвергается действию радиоактивных излучений и ра диоактивному заражению кожных покро вов тела, а также внутренних органов при попадании в них радиоактивных веществ с воздухом, водой и пищей. Под воздействием больших доз радиа ции и ири попадании радиоактивных ве ществ внутрь организма возможно заболе вание лучевой болезнью. Радиоактивные вещества, попавшие на кожу и слизистые оболочки глаз, носа и рта и своевременно не удаленные с них, могут вызвать язвы и воспаления. Длительное пребывание воинов на зара женной радиоактивными веществами ме стности без надетых средств противохи мической защиты может привести к их поражению или понижению боеспособно сти. Для предотвращения поражения лично го состава при действиях на зараженной местности позиции, занимаемые войсками, оружие, боевая техника, а тзхже об’ек ты, находящиеся на местности, подверга ются дезактивации. Наиболее тщательно дезактивируется оружие, боевая техника и инженерные сооружения. В этой статье мы рассмотрим вопросы дезактивации оборонительных сооружений и местности. При дезактивации открытых оборони тельных сооружений (окопов, траншей, ходов сообщения), не имеющих одежды крутостей, срезают лопатой зараженный слой грунта толщиной 3 — -1 сантиметра. Снимать грунт с бруствера можно лишь в том случае, когда позволяют условия маскировки. Если этого сделать невозмож но. поверхность бруствера обметают вени ком. Рекомендуется зараженный слой сре зать сначала с бруствера, а затем со сте нок и дна окопа. Зараженный грунт со бирается в ведра (мешки) и относится в сторону, где закапывается в яму. Зимой дезактивация открытых оборонительных сооружений производится путем срезания слоя снега толщиной 4— G сантиметров или обметания вениками поверхностей. Закрытые сооружения, а также тран шеи с одеждой (крутостей дезактивируют обметанием влажными щетками, веника ми. ветошью или смыванием водой. Зара женная вода при этом отводится в погло щающие колодцы. Сметенная пыль соби рается в ведро, относится на некоторое удаление от сооружения и закапывается. Местность вокруг инженерных сооружений также необходимо дезактивировать. После дезактивации окопов, траншей, ходов сообщения и других инженерных со оружений степень их зараженности про веряется дозиметрическими приборами. В случае надобности, когда зараженность ос тается выше допустимой, производится до полнительное срезание зараженного слоя, повторное обметание и протирание зара женных поверхностей. Боевая техника, вооружение, а также инструменты не повреждаются радиоак тивными веществами. Но находящиеся на них радиоактивные вещества создают опасность поражения людей при прикос новении к зараженным частям и деталям. Вот почему пли первой же возможности необходимо произвести дезактивацию бое вой техники, вооружения и инструмента. (Правила и порядок дезактивации оружия излагались ранее). Дезактивация участков местности или проходов на ней заключается в механиче ском удалении радиоактивных веществ путем срезания зараженного слоя грунта или обметания (обмывания) зараженных поверхностей. Поражающее действие радиоактивных веществ может быть уменьшено также пу тем засыпания участков местности или проходо в незараженным грунтом или устройства покрытий из незараженных материалов. Работы по дезактивации ведутся с уче том направления ветра. Необходимо стре миться к тому, чтобы при работе людей ветер не заносил пыль с зараженных уча стков на дезактивированные. При дезактивации проходов пли уча стков местности снимается слой заражен ного грунта толщиной 3— 5 сантиметров равномерно но всей поверхности. Небольшие участки местности дезакти вируются вручную. Срезая грунт лопата ми. солдат захватывает полосу около 50 сантиметров по ширине ц двигается уступом на расстоянии 3— 5 шагов от другого. Снятый слой грунта отбрасывает ся как можно дальше в подветренную сто рону. В процессе работы с помощью дозиметрических приборов ведется наблю дение за уровнем радиации. Дезактивация дорог, имеющих твердое покрытие, может производиться путем сметания радиоактивной пы.тн подме тально-уборочными машинами, метлами, вениками. Зараженная ны.ть собирается и отвозится в сторону, а затем закапывается. Там, где невозможно срезать или смести зараженный слой (каменистые грунты), а также при наличии искусственной радио активности на большой глубине проходы устраиваются путем насыиания незара- женного грунта. Слой незараженного грун та значительно снижает уровень радиации. Для устройства проходов в этом случае могут быть использованы автомобили-са мосвалы и скреперы, а для разравнивания грунта — бульдозеры. Машины должны двигаться так. чтобы не заезжать с зара женных на дезактивированные участки. Вместо засыпания зараженных участков незараженным грунтом может быть осуще ствлено покрытие зараженного участка сплошным настилом из досок н.ти бревен. При недостатке лесоматериалов могут применяться колейные п о к р ы т и я , пред ставляющие собой щиты, брусья или брев на. уложенные но колеям дороги. Они не уменьшают уровня радиации, но пре пятствуют образованию радиоактивной пыли при движении машин, которая яв ляется особенно опасной при попадании внутрь организма. Дезактивация покрытых снегом уча стков может производиться путем очистки местности от снега снегоочистительными машинами или вручную. Проходы в радиоактивно зараженной ме стности после их дезактивации обозна чаются специальными знаками. Все работы по дезактивации выполняют ся воинами в противогазах. накидках, чулках и перчатках. После выхода с за раженного участка защитные костюмы и противогазы снимаются. Во время дезактивационных работ ппть, курить. принимать пищу, отправлять естественные надобности можно только на незараженном участке с разрешения командира. После окончания дезактивационных ра бот зараженные участки, которые дезак тивации не подвергались, обозначаются специальными предупредительными зна ками. При этом различают участки слабо го заражения с уровнем радиации более ОД рентгена в час. участки сильного за ражения с уровнем радиации более 5 1 >ент- генов в час и опасного заражения — свыше 100 рентгенов в час. Загаженные участки ограждаются желтыми Флажка ми. участки сильного заражения — красными флажками, а опасного — крас ными и желтыми флажками, поставлен ными рядом. А <г О Атомное оружие — мощное средство по ражения. Однако и от него имеются эффективные средства защиты. Одним г.з мероприятий противоатомной зашиты яв ляется дезактивация. Правильно организо ванные и проведенные дезактивациониыс работы позволят значительно уменьшить поражение личного состава от радиоактив ного заражения. Майор М. БРАГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz