На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 ноября 1954 г., N° 282 (5124). ШААШЕ ВОИНЫ - : 0 Ш ! § & Л Г В ОРУЖИИ-ТВОЯ СИЛА Твоя военно-морская служба только началась. Для собственной пользы поча­ ще и повнимательнее присматривайся к тому. как работают, как берегут свое ору­ жие те. кто постарше тебя и у кого опыта побольше. Погляди, например, как несут свою службу артиллеристы. Один комендор как будто и действует четко, и с делом твоим справляется, и выполняет положенные нормативы. А малость где- нибудь заело, он стушевался, не знает, что к чему. У такого но учись, это неважный специалист, хотя поначалу могло пока­ заться, что работает он отменно. Теперь возьмем другого артиллериста. Этот работает ловко. Ему любое задание нипочем, всякую задержку устранит. Ни­ чего не скажешь, он, конечно, получше первого. Можно у него кое-что молодому матросу перенять. Однако мое мнение: и второй комендор серьезные из'яны в ра­ боте имеет. Отличный артиллерист тот, у кого никогда не бывает ни задержек, ни заеданий. Он заблаговременно все сделает, чтобы их предотвратить. Поэтому у него при стрельбе не встречается неприятных случайностей и «сюрпризов». Вот к ра­ боте такого артиллериста присматривайся повнимательнее, перенимай опыт, с та­ кой же любовью, как он, изучай свое ору­ жие, пуще глаза береги его, помни, в нем твоя сила. Есть на нашем флоте комендор стар­ ший матрос Иван Бледнпков. Он на крей­ сере служит, в подразделении главного калибра. Другого такого специалиста по­ искать нужно. Свое грозное оружие он досконально изучил, с закрытыми глаза­ ми может обязанности выполнять. А по­ дглядел бы ты, как передовой воин уха­ живает за оружием, как бережет его. Так же относится к технике и комендор с нашего корабля комсомолец Иван Сима­ ков. Его орудие в любую минуту готово открыть огонь. Нечего греха таить. Есть кое-где у нас еще и такие матросы, которые, например, считают проворачивание механизмов де­ лом формальным. Каждое утро, мол, по распорядку дня этим занимаемся, чего там за ночь с орудием может приклю­ читься. Это вредное и глубоко ошибочное мнение. Так рассуждать может только тот, кто не любит свое оружие, кто не по­ нимает, что в бою безотказно действую­ щие винтовка, автомат, пулемет, орудие, торпедный аппарат — надежный щит воина. Приведу один поучительный пример из опыта боевых действий у нас, на Север­ ном флоте. На один наш кате!Р-охотник на протя­ жении дня однажды совершили налет три десятка истребителей. Воздушные пираты шли со стороны залива. Они стремитель­ но вырвались из-за низкого мыса и по­ одиночке пошли на катер. Но, замечен­ ные еще раньше до подхода к мысу, не застигли моряков врасплох. Их встре­ тили шквальным огнем из орудии и пу­ леметов. Катер лежал в дрейфе с заглушенными моторами. Самолет зашел с кормы. Брони­ рованный хищник, казалось, ничего не боялся и (рвался на катер сквозь огне­ вую завесу. Вот он стремительно прибли­ жается к катеру. Уже открыл огонь из всех своих пушек и пулеметов. Сплош­ ные яркие трассы слепили глаза и, каза­ лось, вот-вот врежутся в катер. А катер стоял недвижимый. — Эх. какого черта мотористы долго копаются! — пронеслось у многих воинов в голове. Но в тот момент, когда истребитель открыл огонь, взревели моторы, командир дал задний ход, и длинная очередь легла с перелетом по носу катера. Когда несколько снарядов пронеслось над головой летчика и пули начали ба­ рабанить по мотору, фашист не выдержал и свернул с боевого курса. Он на один миг подставил свое брюхо под удар. Боцман Овчинников только и ждал это- гг» момента. Всей тяжестью тела навалил­ ся он на наплечники и, не выпуская самолет из визира, до боли стиснув зубы, нажал на гашетку пулемета. Длинная очередь прошила брюхо фа­ шистского самолета. Он задымился и за­ тем рухнул в залив. В вахтенном журнале катера записано, что бой морского охотника с тремя де­ сятками истребителей продолжался с 0.00 до 19.20. Десять часов двадцать минут советский катер выдерживал же­ стокую схватку с гитлеровцами и вышел из нее почти без единой царапины. Было ли это случайностью? Конечно, нет. Со­ ветские воины вышли победителями из этого неравного боя потому, что они отлично владели оружием, берегли его, верили в его силу. Моряки катара всегда содержали оружие в полной боевой го­ товности. П несмотря на преимущества врага экипаж морского охотника одолел его. Подобных примеров в годы Великой Отечественной войны было множество. А сейчас, в мирное время. тебе Родина доверила самый ответственный пост — охранять ее морские границы. А для это­ го нужно быть всегда «на товсь». Бди­ тельность означает не только во-время обнаружить врага, но и способность встре­ тить его во всеоружии. А для этого необ­ ходимо за вверенным оружием — будь то винтовка или орудие, тщательно уха­ живать, во-время, как положено, проти­ рать и смазывать, словом, если придется его в дело пускать, чтобы оно действова­ ло безотказно. Скажем, выполнял ты задание в не­ настную погоду. Продрог, устал. В поло­ женный час возвратился в подразделение. Входишь в кубрик, там тепло, уютно. Так и тянет на койку прилечь, отдох­ нуть. Не поддавайся минутной слабости. Прежде, чем располагаться на отдых, приведи в порядок оружие, аккуратно сотри с него влагу, если надобно— смажь и, лишь убедившись, что оно в полном порядке, с чистой душой можешь отды­ хать. Поверь, такая заботливость об ору­ жии сторицей окупится, а. может быть, при случае тебе и жизнь спасет. Сам по­ суди. чего стоит боец, у которого оружие в запущенном состоянии или неисправно. Помни, службу служить — душой не кривить. Знай: сила твоя в оружии, как зеницу ока, береги его. Научись в любых условиях владеть им в совершен­ стве. I Мичман А. 30ТИК0В. д е й с т в о в а л и б ы с т р о и точно Умелые моряки успешно преодолевают трудности Погода была неблагопри­ ятная, когда корабль вышел в море на выполнение зада­ ния. Резкий холодный ветер срывал верхушки волн, и брызги воды, замерзая, па­ дали на палубу ледяной дробью. Трудно мотористам в та­ кую погоду нести вахту. Люки и горловины машин­ ного отделения задраены, в отсеках очень высокая тем­ пература. От запаха топли­ ва и масляных паров стес­ нено дыхание. Но мотори­ сты, мужественно преодоле­ вая трудности, внимательно наблюдают за показаниями контрольно - измерительных приборов, чутко прислуши­ ваются к ритму работы мо­ торов. Вот иа посту управления дизелями стоят старшие ма­ тросы Ослюк и Войцехо- вич. Главный старшина Ав- донюшкин дает им вводную: — Пробоина... Правый борт в районе... шпангоута! Войцехович переходит на управление обоими дизеля­ ми, а Ослюк приступает к делу. Аварийный материал заранее подобран для воз­ можных вариантов пробоин и, как всегда, находится на определенных местах. Поэто­ му моторист действует без задержек. Быстро мелькают в его руках брусья, клинья и кувалда. Его движения быстры и точны. Через не­ сколько минут воин докла­ дывает механику о том, что пробоина заделана. Но от­ дыхать некогда, надо немед­ ленно становиться к дизе­ лю.Вслед за первой следуют другие вводные. Имитируя неисправность машинного телеграфа, командир кораб­ ля дает сигналы ревуном. Прислушиваясь к ним сквозь гул действующих двигателей, мотористы вы­ полняют команды с прежней уверенностью. У главного электрорас­ пределительного щита наб­ людает за приборами и за нагрузкой генератора вахтен­ ный электрик матрос Чу- праков. Механизмы работа­ ют на полную мощность. Вдруг стрелка прибора рез­ ко отклоняется вправо, по­ казывая, что генератор не­ сет нагрузку выше предель­ ной. Быстро сообразив, в чем дело, Чупраков выру­ бает на щите пакетннк тре­ тьей ламповой коробки и продолжает наблюдать за приборами. Теперь он на­ сторожен до предела. И так всегда. Мотористы и электрики нашего кораб­ ля — мастера своего дела. Они настойчиво учатся то­ му, что требуется в совре­ менном бою. Матрос И. ЦАПКО. Всегда в боевой готовности Ночь. На аародроме грохочут двигатели. Начинаются полеты. Пара за парой поднимаются машины в воздух... Получен приказ включить радиотехническую станцию. Старший матрос Ра- душко быстро исполняет приказание. — Станция включена! — докладывает он. Начинается напряженная работа оператора, требующая от него точного опреде­ ления координат самолета. Поэтому оператор всегда должен быть в боезой готовности, чтобы радиотехническая станция в любой момент могла контролировать работу лет­ чиков. II старший матрос Радушко честно и добросовестно выполняет свой долг перед Родиной. Он отлично знает материальную часть. Заблаговременно проверив работу всех блоков станции, устранил мелкие недостатки. С твердой уверенностью воин да­ ет на командный пункт все данные о самолетах. Вот поднимается в воздух рчередная пара самолетов. Через некоторое время стар­ ший матрос Радушко докладывает: — Цель вижу! Он дает о ней точные данные. Но вот цель скрылась на экране: изменилась ее высота. Радушко быстро ловит цель снова и сопровождает ее до определения точки, а затем отлично заводит на по­ садку. Матрос А. ХАЛЕПОВ. Вручены знаки отличных специалистов В нашем подразделении состоялось вру­ чение напрудных знаков. Сержант Геля- жус, матросы Амилявичус и Валанчук награждены знаками «Отличный артилле­ рист», матросы Гильбрантас и Калпмулин — «Отличник ПВО» и матрос Кобылкин — «Отличный повар». Вге они добросовестно служат своей любимой Родине, настойчиво овладевают знаниями. Старший матрос Ф. БАРАШНОВ. Настойчивость в учёбе обеспечила успех Полюбил матрос Бобровский свою спе­ циальность и с большим желанием стал осваивать вверенную ему боевую технику. В свободное от занятии и службы время он просиживал над конспектами, глубоко и детально изучая устройство отдельных агрегатов. Бывало и так: в походе, сме­ нившись с вахты, он шел к механизмам и подолгу наблюдал за их работой. Что было непонятно, раз’яснялп товарищи. Старания матроса не пропали даром. Он хорошо освоил боевую технику и со­ держит ее в постоянной готовности к не­ медленному действию. Старший матрос М. ЩЕГЛЯК. Н а корабле Н . идет сдача зачетов на классность. Передовые вонны показывают глубокие и прочные знания. Старший матрос Алексеи Сафронов впервые сдавал зачеты на получение звания специалиста второго класса. Он отвечал уверенно и твердо на заданные ему вопросы. НА СНИМКЕ : (слева направо) старший лейтенант Алексей Доненко и капитан- лейтенант Виталий Канторович принимают зачеты на классность у старшего матроса Алексея Сафронова. Фото И. Ннкишова. Руководители политзанятий делятся опытом Как я провожу рассказ по теме Политические занятия, как известно, являются основной формой идейного вос­ питания матросов и старшин. Действен­ ность политзанятий зависит, в первую очередь, от руководителя группы, от его умения проводить их на высоком идей­ ном уровне, целеустремленно, в тесной связи с жизнью и задачами личного со­ става. Несколько лет я руковожу группой политзанятий и на собственном опыте убедился, что работа пропагандиста лишь тогда будет успешной, когда он постоян­ но и настойчиво повышает свои знания п методическое мастерство. Большое значение для успеваемости слушателей имеет хорошо подготовлен­ ный, интересно и доходчиво проведенный рассказ но теме. Руководителю нужно отчетливо уяс­ нить цель и требования, пред’являемые к рассказу, изучить не только основ­ ную, но и дополнительную литературу. Надо подчеркнуть, что очень важным этапом в работе руководителя является подбор и изучение материала. Ведь/ чем глубже он изучен пропагандистом, тем выше будет идейный уровень рассказа. Но многим темам политзанятий сейчас имеются методические разработки. Они, безусловно, оказывают большую помощь в работе руководителя. Однако эти раз­ работки не освобождают его от необходи­ мости самым тщательным образом гото­ виться к занятиям. Вот как я готовился и провел рассказ по третьей главе истории партии: «Мень­ шевики и большевики в период русско- японской войны и первой русской рево­ люции (1901— 1907 годы)». Еще раньше мне удалось прочитать по этому вопросу ряд художественных произведений. Среди них — «Мать», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Цу­ сима» И. Новикова-П.рибоя, «Порт-Артур» А. Степанова. Чтобы лучше уяснить последователь­ ность материала и ход развивающихся событий в период революции 1905 года, я составил хронологическую таблицу, считая также необходимым кроме матери­ ала Краткого курса истории партии про­ читать и законспектировать произведения классиков марксизма-ленинизма, в част­ ности, «Двз тактики социал-демократии в демократической революции» В. И. Ленина. Затем я составил план рассказа и приступил к составлению конспекта. В начале своего рассказа я назвал те­ му и основные вопросы, которые стар­ шинам предстоит изучить. Кроме того, дал слушателям возможность записать ре­ комендованную литературу. Затем на­ помнил слушателям краткое содержание предыдущей главы с тем расчетом, чтобы восстановить в их памяти пройденный материал, дать им ориентировку в после­ довательности событий. Перейдя к изложению материала, стре­ мился обстоятельно раз'яснить слушате­ лям основные положения темы. Подробно остановился на тактических разногласи­ ях между большевиками и меньшевика­ ми, на работе III с'езда партии. Старался как можно доходчивее рассказать об ос­ новных тактических положениях, изло­ женных В. Н. Лениным в его знаменитой книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», и о новой ленинской установке о перерастании бур­ жуазно-демократической революции в ре­ волюцию социалистическую. В рассказе по следующему разделу этой темы я большое внимание уделил значению V с'езда пар­ тии и причинам поражения первой рус­ ской революции, ее урокам. В ходе рассказа поинтересовался, ясно ли я говорю, правильно ли поняли слу­ шатели ту или иную мысль. Приводил примеры, факты, сравнения. Придержи­ ваюсь определенной последовательности рассказа. Разобрав один вопрос, перехожу к следующему. Это очень важно для ус­ воения материала. Одним из серьезных условий доходчп- ео с т и и действенности рассказа является его тесная связь с современностью, с за­ дачами и жпзныо личного состава. В данном случае, говоря о тактике больше­ виков в период первой русской револю­ ции, их передовой роли в ней, я показал значение авангардной роли коммунистов в Вооруженных Силах, рассказал об об­ разцовой службе коммунистов корабля тт. Осягина п Маслова, об их инициатив­ ности в решении задач боевой п поли­ тической подготовки. Конспект рассказа я всегда имею, но на занятиях стараюсь как можно реже в него заглядывать. Рассказываю просто, доступным языком, избегаю иностранных слов. Если приходится пользоваться труд­ ными, непонятными терминами, то сразу же об’ясняю их значение. Очень важно, чтобы рассказ был об­ разным, содержал примеры и небольшие, но яркие отрывки из художественных произведений, крылатые слова, пословицы и поговорки. Как правило, в ходе изложе­ ния материала пользуюсь наглядными пособиями — альбомом, диаграммами, схемами, географическими картами. Все это оживляет рассказ и делает его более доходчивым. После рассказа до «конца занятия у ме­ ня остается пять-восемь минут для отве­ тов на вопросы слушателей и для тоги, чтобы убедиться, как материал поняли присутствующие на занятиях товарищи. Слушатели группы, которой я руково­ дил, программу усвоили хорошо. На осен­ ней проверке политзанятии они показа­ ли глубокие знания. Большинство стар­ шин добилось серьезных успехов в служ­ бе, обучении и воспитании подчиненных. Но не все шло гладко. В начале года стар­ шина 2 статьи Еремин отставал от това­ рищей. С ним я работал больше, чем с другими слушателями. Это не прошло бесследно. Старшина повысил свою актив­ ность на политзанятиях. В беседах по изучаемым темам он стал чаще высту­ пать. Успеваемость заметно улучшилась. Это благотворно отразилось и на службе старшины. Па осенней проверке полит­ занятий группа в целом получила отлич­ ную оценку. Капитан-лейтенант Е. СОЛОВЬЕВ. По следам неопубликованных писем 0 неудовлетворительной работе мага­ зина Лг 2 0 в редакцию прислал письмо военкор младший сержант Каплан. Воен­ кор указывал, что в магазине отсутству­ ют зубная паста, обувной крем и другие предметы бытового обихода военнослужа­ щих. Сотрудники магазина невниматель­ но относятся к запросам воинов и часто грубят с ними. Военкор В. Туманов в своем письме в редакцию сообщил о плохой работе радио­ узла. Трансляция передач часто преры­ вается, что мешает нормальному радпослу- шанию. В подразделении, в котором слу­ жит военкор. динамик неисправен. Отда­ вали его в ремонт, но после ремонта не оказалось вилки, и проводники в розетке держатся при помощи спичек. Копию письма редакция направила для принятия мер. Как сообщил редакции начальник отде­ ления Военторга, факты, указанные в письме, имели место. Отсутствовавшие ранее товары сейчас завезены в магазин, приняты моры по бесперебойному снабже­ нию воинов товарами бытового обихода. За грубое отношение к покупателям про­ давец Сорокина с работы снята. Копию письма редакция направила для принятия мер. Как сообщил в редакцию заместитель командира по политчасти, факты, указан­ ные в письме, соответствуют действитель­ ности. Сейчас создана бригада монтеров для ремонта радиопроводки. Приняты ме­ ры к замене неисправных динамиков. Де з а к т и в аци я оборонительных сооружений мес тнос ти В результате взрыва атомной бомбы в районе взрыва, а также по пути движе­ ния радиоактивного облака происходит радиоактивное заражение воздуха, мест­ ности и находящихся на ней об’ектов. Степень радиоактивного заражения мест­ ности зависит от вида взрыва, метеороло­ гических условий, характера местности и грунта, калибра атомной бомбы. При воздушном взрыве радиоактивное заражение будет незначительным, так как основная масса радиоактивных продуктов взрыва поднимается вверх вместе с обла­ ком и рассеивается в воздухе. При наземном атомном взрыве радио­ активное заражение местности в районе, прилегающем к центру взрыва (особенно в радиусе 400— 500 метров), а также по пути перемещения радиоактивного облака может быть значительным. Сильное зара­ жение имеет место и при подземном атом­ ном взрыве. Наряду с заражением радиоактивными веществами (они состоят из продуктов де­ ления ядер заряда атомной бомбы, искус­ ственных радиоактивных веществ, а так­ же части атомного заряда, не вступившей в реакцию), заражение местности в рай­ оне взрыва обусловливается радиоактив­ ностью почвы, возникающей в результате воздействия потока нейтронов на некото­ рые элементы, входящие в состав почвы. Под действием нейтронов эти элементы на некоторое время становятся радиоактив­ ными. Радиоактивность, вызванную дейст­ вием нейтронов, называют искусственной или наведенной. Радиоактивные вещества, выпавшие из радиоактивного облака, заражают по­ верхность земли и расположенных на ней об’ектэв. Искусственная же радиоактив­ ность, вызванная потоком нейтронов, мо­ жет возникать не только на поверхности, но и распространяться на некоторую, хотя и небольшую, глубину. Местность, покрытая лесом, травой или снегом, менее подвержена заражению. После атомного взрыва ветры и дожди, сметая и смывая верхний слой почвы, вместе с. ним уносят и радиоактивные ве­ щества. В этом случае в низинах и овра­ гах образуются сильно зараженные уча­ стки. Дождь и снег способствуют более быст­ рому выпадению радиоактивных веществ из радиоактивного облака и увеличивают степень радиоактивного заражения местно­ сти. Вместе с тем снег, выпавший после атомного взрыва, значительно снижает зараженность местности. С течением времени радиоактивное за­ ражение быстро уменьшается. Креме заражения местности под дейст­ вием атомного взрыва отдельные участки и об’екты могут быть заражены боеЕыми радиоактивными веществами (БРВ), кото­ рые применяются в виде жидкостей, по­ рошков и дымов. Не исключена возмож­ ность применения бое>вых радиоактивных веществ в смеси пли сочетаниях с бое­ выми отравляющими веществами. При применении боевых радиоактивных веществ (БРВ) наблюдается более равно­ мерное заражение небольших площадей и медленный спад уровня радиации. Следует иметь в виду, что радиоактив­ ные вещества могут не иметь цвета, за­ паха и других внешних признаков и об­ наружить их можно только при помощи специальных приборов, называемых дози­ метрическими. Никакими химическими способами уничтожить радиоактивные ве­ щества нельзя. Удаление их осуществ­ ляется лишь механическим путем. На местности, зараженной радиоактив­ ными веществами, человек подвергается действию радиоактивных излучений и ра­ диоактивному заражению кожных покро­ вов тела, а также внутренних органов при попадании в них радиоактивных веществ с воздухом, водой и пищей. Под воздействием больших доз радиа­ ции и ири попадании радиоактивных ве­ ществ внутрь организма возможно заболе­ вание лучевой болезнью. Радиоактивные вещества, попавшие на кожу и слизистые оболочки глаз, носа и рта и своевременно не удаленные с них, могут вызвать язвы и воспаления. Длительное пребывание воинов на зара­ женной радиоактивными веществами ме­ стности без надетых средств противохи­ мической защиты может привести к их поражению или понижению боеспособно­ сти. Для предотвращения поражения лично­ го состава при действиях на зараженной местности позиции, занимаемые войсками, оружие, боевая техника, а тзхже об’ек­ ты, находящиеся на местности, подверга­ ются дезактивации. Наиболее тщательно дезактивируется оружие, боевая техника и инженерные сооружения. В этой статье мы рассмотрим вопросы дезактивации оборонительных сооружений и местности. При дезактивации открытых оборони­ тельных сооружений (окопов, траншей, ходов сообщения), не имеющих одежды крутостей, срезают лопатой зараженный слой грунта толщиной 3 — -1 сантиметра. Снимать грунт с бруствера можно лишь в том случае, когда позволяют условия маскировки. Если этого сделать невозмож­ но. поверхность бруствера обметают вени­ ком. Рекомендуется зараженный слой сре­ зать сначала с бруствера, а затем со сте­ нок и дна окопа. Зараженный грунт со­ бирается в ведра (мешки) и относится в сторону, где закапывается в яму. Зимой дезактивация открытых оборонительных сооружений производится путем срезания слоя снега толщиной 4— G сантиметров или обметания вениками поверхностей. Закрытые сооружения, а также тран­ шеи с одеждой (крутостей дезактивируют обметанием влажными щетками, веника­ ми. ветошью или смыванием водой. Зара­ женная вода при этом отводится в погло­ щающие колодцы. Сметенная пыль соби­ рается в ведро, относится на некоторое удаление от сооружения и закапывается. Местность вокруг инженерных сооружений также необходимо дезактивировать. После дезактивации окопов, траншей, ходов сообщения и других инженерных со­ оружений степень их зараженности про­ веряется дозиметрическими приборами. В случае надобности, когда зараженность ос­ тается выше допустимой, производится до­ полнительное срезание зараженного слоя, повторное обметание и протирание зара­ женных поверхностей. Боевая техника, вооружение, а также инструменты не повреждаются радиоак­ тивными веществами. Но находящиеся на них радиоактивные вещества создают опасность поражения людей при прикос­ новении к зараженным частям и деталям. Вот почему пли первой же возможности необходимо произвести дезактивацию бое­ вой техники, вооружения и инструмента. (Правила и порядок дезактивации оружия излагались ранее). Дезактивация участков местности или проходов на ней заключается в механиче­ ском удалении радиоактивных веществ путем срезания зараженного слоя грунта или обметания (обмывания) зараженных поверхностей. Поражающее действие радиоактивных веществ может быть уменьшено также пу­ тем засыпания участков местности или проходо в незараженным грунтом или устройства покрытий из незараженных материалов. Работы по дезактивации ведутся с уче­ том направления ветра. Необходимо стре­ миться к тому, чтобы при работе людей ветер не заносил пыль с зараженных уча­ стков на дезактивированные. При дезактивации проходов пли уча­ стков местности снимается слой заражен­ ного грунта толщиной 3— 5 сантиметров равномерно но всей поверхности. Небольшие участки местности дезакти­ вируются вручную. Срезая грунт лопата­ ми. солдат захватывает полосу около 50 сантиметров по ширине ц двигается уступом на расстоянии 3— 5 шагов от другого. Снятый слой грунта отбрасывает­ ся как можно дальше в подветренную сто­ рону. В процессе работы с помощью дозиметрических приборов ведется наблю­ дение за уровнем радиации. Дезактивация дорог, имеющих твердое покрытие, может производиться путем сметания радиоактивной пы.тн подме­ тально-уборочными машинами, метлами, вениками. Зараженная ны.ть собирается и отвозится в сторону, а затем закапывается. Там, где невозможно срезать или смести зараженный слой (каменистые грунты), а также при наличии искусственной радио­ активности на большой глубине проходы устраиваются путем насыиания незара- женного грунта. Слой незараженного грун­ та значительно снижает уровень радиации. Для устройства проходов в этом случае могут быть использованы автомобили-са­ мосвалы и скреперы, а для разравнивания грунта — бульдозеры. Машины должны двигаться так. чтобы не заезжать с зара­ женных на дезактивированные участки. Вместо засыпания зараженных участков незараженным грунтом может быть осуще­ ствлено покрытие зараженного участка сплошным настилом из досок н.ти бревен. При недостатке лесоматериалов могут применяться колейные п о к р ы т и я , пред­ ставляющие собой щиты, брусья или брев­ на. уложенные но колеям дороги. Они не уменьшают уровня радиации, но пре­ пятствуют образованию радиоактивной пыли при движении машин, которая яв­ ляется особенно опасной при попадании внутрь организма. Дезактивация покрытых снегом уча­ стков может производиться путем очистки местности от снега снегоочистительными машинами или вручную. Проходы в радиоактивно зараженной ме­ стности после их дезактивации обозна­ чаются специальными знаками. Все работы по дезактивации выполняют­ ся воинами в противогазах. накидках, чулках и перчатках. После выхода с за­ раженного участка защитные костюмы и противогазы снимаются. Во время дезактивационных работ ппть, курить. принимать пищу, отправлять естественные надобности можно только на незараженном участке с разрешения командира. После окончания дезактивационных ра­ бот зараженные участки, которые дезак­ тивации не подвергались, обозначаются специальными предупредительными зна­ ками. При этом различают участки слабо­ го заражения с уровнем радиации более ОД рентгена в час. участки сильного за­ ражения с уровнем радиации более 5 1 >ент- генов в час и опасного заражения — свыше 100 рентгенов в час. Загаженные участки ограждаются желтыми Флажка­ ми. участки сильного заражения — красными флажками, а опасного — крас­ ными и желтыми флажками, поставлен­ ными рядом. А <г О Атомное оружие — мощное средство по­ ражения. Однако и от него имеются эффективные средства защиты. Одним г.з мероприятий противоатомной зашиты яв­ ляется дезактивация. Правильно организо­ ванные и проведенные дезактивациониыс работы позволят значительно уменьшить поражение личного состава от радиоактив­ ного заражения. Майор М. БРАГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz