На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 ноября 1954 г., К : 279 (5121). JB П О И С К Е Старшина 2 статьи Дабдин умело несет гидроакустическую вахту Сигнал тревоги застал акустика стар- трос Дабдин. Корабельная техника пора- шину 2 статьи Владимира Дабдина в руб ке. В этот момент моряк осматривал стан цию. Не медля ни секунды, он опустил вибратор, отел наушники. Вскоре стар шина доложил на мостик о готовности по ста к действию. — Открыть гидроакустическую вахту! — приказал командир корабля. Получив сектор обследования, Дабдин нажимает кнопку питания агрегата, вы водит -реостаты и включает нужный при бор. В наушниках слышится лишь легкий шум собственных винтов. Фильтр рабо тает исправно, и шум не мешает акустику. Если посмотреть на старшину со сто роны, можно подумать, что он ничего особенного не делает, а сноконно слушает невнятные звуки, льющиеся из наушни ков. Но это далеко не так. Весь его слух, все внимание напряжены до предела. Еще на один градус повернут штурвал, и до слуха акустика доносится невнятное эхо. «Ложное или действительное?» — думает он. Но определить это очень труд но... Старшина через минуту докладывает, что эхо оказалось ложным, и корабль снова устремляется вперед. А от него во все стороны, словно невидимые щупаль- цы, идут импульсы. II все, с чем они встречаются в толще воды, замечает опыт ный специалист-гидроакустик. Прошло несколько долгих для акусти ка минут. Последний градус сектора. II в тот момент, как командир корабля принял решение лечь на второй галс, Дабдин уло вил эхо с характерным, понятным только ему металлическим отливом. «Лодка!» — пронеслась у старшины мысль. Он плот нее прпжал колпачки наушников. «А не ошибся ли я?», — все же терзает сом нение. Нет, не может ошибиться классный специалист! По переговорной трубе Даб дин доложил командиру об обнаружении цели. Мгновения кажутся минутами. Все яв ственнее слышит Владимир характерный, на ничто другое не похожий шум подвод ной цели. Измеряя при помощи хрономет ра дистанцию, он непрерывно докладыва ет на мостик о ее изменении. Даже здесь, в рубке, слышно, как корабль уве личил ход и пошел на сближение с це лью. «Выходим в атаку», — удовлетво? ренно подумал старшина. Время, кажется, остановилось. От дол гой работы станции температура в рубке повысилась, старшина ладонью смахивает со лба пот. Жара становится невыноси мой. Но акустик должен держать тесный неразрывный контакт с целью. П, напря гая силы, он делает это. Разрезая острым форйггевнем волны, корабль то и дело выходит в «атаку», сбрасывая учебные бомбы на предполага емого противника. Уже около четырех часов несет вахту Владимир, ни на мину ту не отвлекаясь от приборов. А такое напряжение может выдержать только уме лый специалист, любящий технику и свою специальность, закаленный в мор ских походах. Не сразу и не в один день Владимир Дабдин добился высокого ма стерства. Прежде чем стать мастером свое го дела, он прошел трудный путь станов ления моряка. * * + ‘Несколько лет тому назад на палубу корабля, отдав честь Военно-морскому флагу, робко ступил молодой ма зила его своим изооилием и сложностью. И б первые дни призадумался воин: «Смогу ли я здесь работать, справлюсь ли?». Но комсомолец оказался настойчи вым человеком, он не отступил перед тру дностями. а энергично приступил к изу чению материальной части. Тех теорети ческих знаний, что Дабдин приобрел ра нее, оказалось недостаточно. По всем не ясным вопросам воин обращался к коман диру отделения старшине 2 статьи Пе скову, который по праву считался в то в;»смя лучшим гидроакустиком. Трудно было в первые дни новичку уяснить причины неисправности стан ции и способы их устранения и преду преждения. Зачастую он с командиром от деления часами просиживал над схемами и чертежами, изучая материальную часть. Иногда Песков показывал подчиненному детали и узлы приборов. заострял его вни мание на возможных недостатках в работе аппаратуры. Лучшей школой для приобретения проч ных знаний и навыков явились для мо лодого матроса учебные морские походы, во время которых старшина запускал станцию и учил Дабдина самостоятельно му несению гидроакустической вахты. Примостившись рядом с матросом, Песков брал вторые наушники и по ходу трени ровки об’яснял. как различать ложное эхо от действительного, давал вводные о вы ходе из строя того или иного прибора и строго контролировал правильность дей ствий подчиненного. С каждым днем росло мастерство вои на: через несколько месяцев он стал штатным специалистом, а затем сдал и экзамены на классность. Пришло то вре мя, когда старшина 2 статьи Песков, ухо дя в запас, сказал подчиненному: — Командир решил оставить за меня вас. Я старался передать вам свой опыт и знания. Верю, что вы и впредь будете честно и добросовестно служить Родине, повышать свое боевое мастерство. II вот молодой командир отделения Даб дин начал обучать подчиненных. Одно де- лэ учиться самому и работать, следуя со ветам и указаниям старшего товарища, и совсем другое — самому учить матросов, передавать им знания, прививать любовь к технике и специальности. Вначале труд но было проводить занятия, но с по мощью опытных корабельных сослужив цев и командиров Дабдин сумел в корот кое время приобрести необходимые навы ки в обучении подчиненных. Не случайно на прошедшем походе старшина 2 статьи Дабдин одним из первых обнаружил подводную цель и в течение нужного времени держал с ней контакт. Это плоды кропотливой подго товки. Еще задолго до выхода корабля в море Владимир вместе с подчиненным матросом Гусевым много внимания уделил подготовке материальной части. Приго товили запасные детали, почистили кон такты, проверили работу и настройку ре кордера. А за несколько минут до начала учений старшина еще раз проверял ра боту станции. Отличник боевой и политической под готовки, специалист первого класса Вла димир Дабдин ныне настойчиво обучает своих подчиненных, чтобы и они были мастерами своего дела. Старшина 2 статьи П. БЕРЕСТ. Крепко дерЖите в руках вверенное вал\ оруЖие! Настойчивость в учёбе AipmT.iepncTbi-3eHHT4HKH старательно овладевают воинским мастерством, воспи тывают в себе высокие морально-боевые качества, необходимые для победы над врагом. Пример в этом отношении показывают коммунисты и комсомольцы. Пз старослу жащих все комсомольцы являются отлич никами боевой и политической подго товки. Больших успехов добились командиры орудийных расчетов Таран, Мельников и другие. Благодаря настойчивости в бое вой учебе воины этих расчетов показа ли хорошие результаты при выполнении артиллерийских стрельб. Они действовали на боевых постах уверенно, четко и сла женно. • Безупречно служат Родине подчинен ные младшего сержанта Маркова. Они хо рошо сберегают вверенную им технику, проявляют инициативу и находчивость при (решении учебных задач. Старшие товарищи старательно переда ют свой опыт молодым воинам: бесе дуют с ними, рассказывая о службе ар тиллеристов, замечательной технике. Все это способствует воспитанию у молодых матросов высоких морально-боевых ка честв, дисциплинированности и исполни тельности. Артиллеристы-зенитчики понимают, что достигнутые успехи не являются ко нечным результатом, ибо. в совершенство вании военных и политических знаний предела нет. Поэтому они настойчива про должают повышать воинское мастерство, учатся тому, что необходимо в бою. Старший лейтенант А. ИСУПОВ. Недавно в матросском клубе состоялся вечер встре чи бывалых воинов с моло дым пополнением. Вечер открыл офицер. Он предоставил слово участни ку Великой Отечественной войны офицеру Ефимову. — Товарищи, — сказал офицер, — сегодня мы при шли сюда, чтобы поделиться с вами, молодыми воинами, воспоминаниями о Великой •Отечественной войне. Я хочу рассказать вам о некоторых эпизодах военной службы, о боях, участниками которых были прославленные герои- североморцы торпедных ка теров. Среди них — стар ший лейтенант Горбачев, ко торый на поврежденном в бою катере сражался про тив фашистских кораблей и нанес нм значительный ущерб. — Храбро сражались се вероморцы, покрыв себя неу вядаемой славок, — продол жал Ефимов. — Вам, моло дым воинам, необходимо бе речь традиции нашего род ного флота. Помните, что современный бой требует ог ромного напряжения мораль ных и физических сил, вы соких боевых качеств, отлич ного владения вверенным оружием. А чтобы бить вра га наверняка, для этого ну жно настойчиво учиться во инскому мастерству. — Необходимо всегда и везде помнить о бдительно сти, — заканчивая свое вы ступление, сказал офицер,— быть начеку, держать ору жие всегда наготове для от пора агрессору. Будьте бди тельны, молодые воины! Слово предоставляется офицеру Чугаю. — Вы призваны, — об ращаясь к молодым воинам, говорит он, — для выпол нения почетного долга перед Родиной. В Конституции нашей страны записано, что воинская служба является почетной обязанностью гра ждан СССР. Служба в на почетна потому, что воины выполняют благородные за дачи по защите интересов трудящихся страны социа лизма. З а период своего су ществования Советская Ар мия и Военно-Морской Флот не раз демонстрировали пе ред всем миром свое могу щество, сплоченность и же лезную воинскую дисципли ну, беспредельную предан ность Родине и делу Пар тии. — Мне выпала честь, —• продолжал тов. Чугай, — пройти с боями славный путь от Сталинграда до Праги. И во всех боях, уча стником которых я был, ви дел массовый героизм и му жество наших воинов. В борьбе с немецко-фа шистскими захватчиками на этом участке фронта прини мали активное участие и моряки. В боях за город Ни- колаев отличился батальон морской пехоты майора Ко- танова. Отряд морской пе хоты под командованием лейтенанта Ольшанского на рыбачьих лодках поднялся вверх по Южному Бугу и высадился в Николаевском порту. Двое суток мужест венно сражались моряки, они отбили 18 атак против ника и уничтожили 700 гит леровцев. Все участники этой операции были удо стоены высокого звания Ге роя Советского Союза. —: Мы прошли по доро гам войны через Украину, Румынию, Болгарию, Венг рию. Югославию, Австрию и дошли до столицы Чехо словакии — Праги. Всюду советского воина встречали с огромной любовью и радо стью. — Хочется пожелать вам, молодым воинам, честного служения Родине, беспреко словного повиновения коман дирам, точного соблюдения уставных требований, — сказал в заключение офи цер Чугай. Слово предоставляется участнику партизанского ших Вооруженных Силах движения офицеру Котель никову. Он рассказал о мощном партизанском дви жении в годы Великой Оте чественной войны. Тов. Котельников призвал молодых воинов неустанно овладевать боевым мастерст вом, крепить дисциплину в своих рядах, ибо дисципли нированность бойцов явля лась одним из важных фак торов наших побед в годы Великой Отечественной вой ны. На трибуне — участник боев за Советское Заполярье мичман Двиннн. В своем выступлении он сказал: — Я был пулеметчиком в отряде морской пехоты. Сра жался с фашистами в Со ветском Заполярье. Никогда не забуду дней, проведен ных на полуострове Рыба чий. Мужественная защита этого клочка советской зем ли стоила фашистам огром ных потерь. — Товарищи, вы недавно пришли в нашу боевую семью. Не забывайте о том, что вам необходимо крепить железную воинскую дисцип лину, крепить дружбу и войсковое товарищество. Чувство товарищества помо гало нам, участникам Вели кой Отечественной войны, сражаться с фашистскими захватчиками. Всегда пом ните, что современный бой требует безукоризнепного знания техники и оружия, честной работы и слаженно сти в любых условиях. Затем выступил матрос Прокофьев. От имени моло дых воинов он заверил уча стников Великой Отечест венной войны, что они бу дут свято беречь и умно жать славные боевые тради ции, повышать политиче скую сознательность, учить ся тому, что необходимо в современном бою. Вечер встречи бывалых воинов с молодым пополне нием прошел нцтереспо и живо. Матрос В. К0КАР0ВЦЕВ. Руководители политзанятий делятся опытом Подготовка к рассказу по теме В пошедшем учебном году я руководил ! развернуто в тетради излагаю теоретнче- Маневровщик старший матрос Виктор Даншичев безупречно выполняет свои обя занности на боевом посту. Его примерная служба отмечена рядом благодарностей и не раз ставилась в пример другим матросам корабля. Н А С Н И М К Е : старший матрос Виктор Даншичев на вахте у маневрового клапана. Фото И. Никишова. группой матросов по третьему году служ бы. Назначение пропагандистом воспри нял с удовлетворением и с чувством боль шей ответственности. Хорошую помощь оказал мне замести тель командира подводной лодки по по литической части. Он дал много ценных советов по подготовке и проведению рас сказа, организации самостоятельного чте ния и беседы. Я постоянно чувствовал контроль и поддержку политработника. Это позволило мне быстрее понять суть своей работы, овладеть методическими навыками, понять большую роль руково дителя в воспитании макросов и стар шин. На собственном опыте я убедился, что успех любого занятия в огромной степе ни зависит от всесторонней подготовки к нему. Рассказ, например, должен быть высокоидейным, содержательным, целе устремленным, тесно связанным с сегод няшним днем, с жизнью и задачами лич ного состава, охватывающим все основ ные вопросы темы и точно рассчитанным по времени. При легком, поверхностном подходе к порученному делу руководитель, безусловно, не сможет выполнить все эти серьезные требования и справиться со своей задачей. Поэтому подготовке к рас сказу я стал уделять большое внимание. Начал работать не только над основным материалом, но и над дополнительной литературой. Для примера расскажу, как я готовил ся к занятию по теме: «Партия большеви ков в период империалистической войны. Вторая революция в России. (1914 г. — март 1917 г.)». Обстоятельно изучив ма териал, изложенный в Кратком курсе истории партии, я прочитал работы В. И. Ленина «Война и ооссийская социал-де мократия», «Военная программа проле тарской революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма». Отчетный доклад товшршца Сталина на XV III с’езде партии. Просмотрел свои записи, сделан ные на семинаре руководителей политза нятий. Все это помогло мне полнее ус воить и осмыслить материал. Только после этого я приступил к со ставлению плана и конспекта рассказа. План и расчет учебного времени на каж дый вопрос выглядел так: 1. Краткое напоминание слушателям материала^предыдущего занятия. 5 минут. 2. Причины войны. Распадение II Ин тернационала на отдельные социал-шови нистические партии. 25 минут. 3. Теория и тактика большевиков по вопросам войны, мира и революции. 35 минут. 4. Февральская революция и падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Вре менного правительства. Двоевластие. 40 минут. 5. Ответы на вопросы слушателей. 5 минут. Как видно, в план вынесены узловые и^ наиболее трудные вопросы, главным образом теоретического характера. Потом я приступил к составлению конспекта. Обычно делаю краткие записи. Более ские положения и те моменты, которые мне кажутся трудными. В данном случае я поступил так же. Но суть темы, глав ные мысли в моих записях были выраже ны отчетливо. Стараюсь не связывать себя конспектом, говорить своими слова ми. Это повышает интерес слушателей. Но считаю, что конспект необходим. В своей тетради я пометил, какие по ложения в материале следует увязать с современностью, с задачами и жизнью слушателей и всего экипажа. Так, разби рая вопрос о войнах справедливых и несправедливых, счел необходимым оста новиться на характере Великой Отечест венной войны, вооруженной освободитель ной борьбы корейского, вьетнамского и индонезийского народов. Я также указал в конспекте, что при раз’яснении ленин ской теории социалистической революции следует рассказать о победе социализма в нашей стране, о роли и значении Совет ских Вооруженных Сил, а затем перейти к задачам, поставленным перед кораблем, и показать, как они решаются личным составом. Записал конкретные примеры из жизни экипажа. Решил подчеркнуть слушателям, что такие недисциплиниро ванные матросы, как Шагин, своими про ступками не укрепляют, а ослабляют бое готовность подводной лодки. Вместе с тем, пометил фамилии передовых матросов Калинина, Вислова и Иващенко, чтобы поставить этих воинов в пример всем слушателям группы. Окончательно составив план и кон спект, вызвал помощника руководителя главного старшину Колбякова. Мы вместе еще раз разобрали основные вопросы и проверили расчет времени, отведенного на рассказ. Помощнику были даны указания о подготовке места занятия, наглядных пособий. Рассказ по теме заинтересовал слуша телей. Они задали ряд вопросов. Мне пришлось конкретизировать те или иные положения. Вместе с тем, выяснилось, что не все матросы правильно поняли причины перехода партий II Интернацио нала на сторону своих империалистиче ских правительств. Это говорило о том, что данный вопрос мною был освещен недостаточно полно и удачно. Поэтому во время самостоятельного чтения и в беседе я его раз’яснил'более подробно. Беседа прошла активно и показала, что тему слушатели усвоили и поняли пра вильно. Содержательными были высту пления Калинина, Романова и других ма тросов группы. Так, сама практика подтверждает пра вильность вывода о том, что должный идейный уровень, высокое качество d ас- сказа. клк и любого другого занятия, обес печивается тщательной подготовкой. Слушатели группы, которой я руково дил, добросовестно и настойчиво овладе вают политическими знаниями. Много по работали они и в последнее йвремя при повторении пройденных тем. Осенняя про верка показала их высокую политиче скую подготовку. Группа получила от личную оценку. Офицер В. ТЕЛИН. -о- Совещание пропагандистов Собеседование лётно-технического состава В нашей части состоялось собеседова ние летно-технического состава. Летчики и техники обменялись опытом эксплуата ции авиационной техники в зимних усло виях. Собеседование прошло живо и ин тересно. Оно принесет авиаторам большую пользу в изучении сложной авиационной техники, в овладении опытом передовых авиаторов — отличников боевой и поли тической подготовки. Вместе с тем, участники собеседования резко -критиковали хозяйственников под разделения, где служитч тов. Соколов. В частности, отмечалось, что хозяйственни ки этого подразделения не уделяют долж ного внимания материальному обеспече нию боевой учебы авиаторов. Эти недо статки необходимо устранить. С. ПУДАКОВ. В Доме офицеров состоялось совещание пропагандистов. Собравшиеся прослу шали доклад об итогах истекшего учеб ного года в системо йолитических занятий и задачах руководителей семинаров в но вом учебном году. — Политические занятия во многпх группах, — говорит докладчик, — про ходили организованнее, чем в предыду щие годы, и на более высоком идейном уровне. Значительно лучше стали гото виться и проходить семинары руководи телей групп -политических занятий. Руководители семинаров тт. Смирнов, Рулев практически помогают руководите лям групп в их работе по идейному вос питанию воинов. На совещании были высказаны претен зии в адрес отдельных руководителей се минаров и политработников. Например, в одном из подразделений вместо семинаров проводят кратковременные инструктажи, хотя там к руководству группами пришли молодые офицеры и они нуждаются в по мощи. Резкой критике был подвергнут пропа гандист тов. Вергилис за неудовлетвори тельную подготовку и плохое проведение семинарского занятия. Участники совещания тт. Новиков и Учуваткин рассказали о своем опыте работы, о том, как они помогают руково дителям групп политзанятий, высказали ряд предложений, направленных на повы шение организационного и идейного уров ня подготовки и проведения семинаров. Офицер Мельников подробно остано вился на требованиях, пред’являемых к руководителям политических занятий, на необходимости дальнейшего повышения идейного и организационного уровня се минарских занятий в новом учебном году. В заключение участники совещания прослушали выступление о задачах про пагандистов по улучшению идеологиче ской работы на кораблях и в частях. После Великой Октябрьской стической революции, когда власть в на шей стране перешла в руки пролетариата и были созданы Советская Армия и Совет ский Военно-Морской Флот, сразу же была выдвинута задача упрочения новой, со ветской воинской дисциплины, которая всемерно содействовала бы организации и укреплению Вооруженных Сил нашего со циалистического государства. Великий вождь революции В. И. Ленин уделял ук реплению воинской дисциплины большое внимание. В письме к рабочим и крестья нам по поводу победы нал Колчаком он призывал: «Не за страх, а за совесть ис полнять все законы о Красной Армии, все приказы, поддерживать дисциплину в ней всячески...». Ленин учил. что зля того, чтобы победить, нужна величайшая борь ба. нужна железная военная дисциплина. Советская воинская дисциплина — это, прежде всего, сознательная дисциплина. Она базируется на общности классовых интересов подчиненных и начальников, на ясном понимании ими целей и задач во инской службы, на беспредельной любви и преданности воинов своему народу. Во инская дисциплина — основа боевой го товности Советской А рм и и и Военно-Мор ского Флота. Вот почему задачи усиления мощи наших Вооруженных Сил в пеовую очередь выдвигают необходимость дальней шего укрепления воинской дисциплины. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР дает краткое, но глубокое опре деление попятия воинской дисциплины. «Воинская дисциплина, — гласит статья первая,— есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и пла вил. установленных законами и воински ми уставами». Здесь уместно вспомнить высказывание Б. Е. Ворошилова, в кото ром он указывал, что дисциплина и орга низованность должны пронизать всю нашу жизнь насквозь. Дисциплина и ор ганизованность в труде, в быту, в учебе, во взаимоотношениях между собой, в по ведении на улице, в общественных местах, на отдыхе — вездё и всюду дисциплина и организованность. Они вам нужны, как воздух. Дисциплинарный устав особо подчерки вает роль начальника в деле укрепления и поддержания воинской дисциплины. Каж дый начальник обязан решительно и твер до требовать соблюдения воинской дисцип лины, постоянно воспитывать своих под чиненных в духе неуклонного выполнения всех ее требований, развивать и поддержи вать у них сознание воинской чести и воинского долга. Начальник в первую очередь несет от ветственность за состояние дисциплины во вверенном ему подразделении. Поэтом? он обязан поддерживать строгий порядок среди подчиненного ему личного состава. Это требование устава имеет исключи тельно важное значение. Его целью яв ляется привить каждому начальнику твердое сознание ответственности за со стояние дисциплины. Отсюда вытекает другое требование устава — не оставлять без воздействия ни одного проступка под чиненных. Советские Вооруженные Силы обязаны быть всегда начеку, постоянно готовыми выступить в бой с врагами Советского го сударства. Высокая боевая готовность предполагает железную воинскую д и с ц и п л и н у , с т ро ги й уставной порядок, в ы с о к у ю бдительность. Однако у нас кое-где много говорят об укреплении дисциплины, а мало делают. Отдельные военнослужащие, в том числе и офицеры, не пронизали каждый свой шаг. каждое свое движение духом строжайшей дисциплинированности, беспрекословного повиновения. Наблюдаются случаи благо душия и беспечности. Так, тов. Нездай- минов, видя, что его подчиненный шофер Ерофеев распивает спиртные напитки, на ходясь при исполнении служебных обя занностей, не только не принял мер пре сечения этого грубого нарушения дисцип лины, но и сам принял участие в выпив ке. Наряду с обязанностью поддерживать строгую дисциплину, каждый начальник должен подавать пример точного выполне ния требований устава, быть справедли вым и заботливым к подчиненным, воспи тывать у них дисциплинированность, раз вивать и поддерживать у воинов сознание личной ответственности за защиту своей Родины. С особой силой Дисциплинарный устав подчеркивает значение приказа начальни ка. Приказ командира — закон для под чиненных. Приказ должен быть выполнен беспрекословно. точно и в срок. Приказ есть распоряжение начальника, которое дается на основании воинских уставов. Приказ отражает волю советского народа, и исполнение его — священная обязан ность каждого военнослужащего. Получпв притязание командира, воин обязан его выполнить, невзирая ни на какие препятствия и опасности. Невыпол нение приказа является тяжким воинским преступлением. Высшее проявление сознательности и преданности своему Отечеству, своему на роду — это беспрекословное подчинение командиру, который, как представитель Советского государства, облечен всей пол нотой власти. Воины Советских Воору женных Сил — подчиненные и начальни ки — сыны одной матери-Ролшы. У них одни интересы, одна цель. Коммунистическая сознательность на ших воинов неуклонно растет, но пере- ягитки капитализма еще имеются у от дельных товарищей. Глубоко ошибается тот, кто думает, что только одними раз говорам и беседами можно побороть эти привычки. Чтобы укрепить воинскую дис циплину. необходимо и принуждение. Коммунистическая сознательность со ветского воина наиболее ярко проявляется в дисциплинированности, в понимании своего воинского долга и безупречном его выполнении. Дисциплина во всем — вот закон жизни Вооруженных Сил. У нас есть отдельные военнослужащие, которые много и красиво говорят о соблюдении во инской дисциплины, но они не считают нужным отдавать честь старшему началь нику на улице, нарушают форму одежды, роняют высокое достоинство советского воина. У нас есть командиры и начальни ки, которые, видя эти нарушения, про ходят мимо них. не требуют выполнения незыблемых правил, установленных зако нами и воинскими уставами. Партия и правительство Ессгда требо вали и требуют всемерно крепить совет скую воинскую дисциплину — основу боеспособности наших Вооруженных Сил. Авторитет командира и начальника дол жен сыграть в этом решающую роль. Каждый военнослужащий обязан содей ствовать начальнику в поддержании воин ской дисциплины в подразделении и на корабле. По бывают случаи, когда военно- I служащий, наблюдая то или иное нару шение дисциплины, остается в стороне, не принимает по своей инициативе мер к то му, чтобы оказать начальнику немедлен ное содействие в восстановлении порядка. Безусловно, такое отношение к долгу службы нужно рассматривать, как несоб людение своих воинских обязанностей. Интересы защиты нашего социалисти ческого государства требуют от каждого командира и начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка своих подчиненных.^строго взыскивать с нера дивых, поощрять достойных. Отсюда яс но, что каждый начальник, заботясь об укреплении воинской дисциплины, обязан сочетать во всей своей деятельности вы сокую требовательность с заботой о своих подчиненных. t Большую роль в укреплении воинской дисциплины играют старшины и сержан ты. Они проводят специальное обучение по одиночной подготовке в своих подразде лениях. направляют действия солдат и ма тросов на боевых постах. Командиры от делений живут вместе со своими подчи ненными. повседневно приучают их к соблюдению установленного в части и на корабле порядка и дисциплины. Они долж ны постоянно влиять на солдат и матро сов. указывать им на ошибки и помогать исправлять их. Налагая на старшин и сержантов боль шие обязанности, воинские уставы пре доставляют им необходимые права. В рас поряжении старшин и сержантов есть все возможности и для того, чтобы, поощряя передовиков п наказывая нерадивых, твердой рукой наводить порядок среди своих подчиненных. Старшина и сержант везде, где бы он ни был — на учении, в казарме, в кубри ке, на берегу, обязан помнить, что его действия должны служить примером м я подчиненных, чтобы каждый матпос и сол- дат_.схР_емЩ1ся 5рать пример дисциплини рованности У своего командира, всяче ски подражал ему. Командир отделения должен всегда быть в курсе, где его бой цы, что они делают. Необходимо так по ставить дело, чтобы воины зна.тп. что ни одно упущение, ни одна ошибка, даже малейшая неряшливость не будут оставле ны без внимания пх командиром. Не слу чайно. например, пользуется заслуженным авторитетом на корабле главный старшина Марков. Он заботливо относится к своим подчиненным, строго взыскивает с нера дивых. Но встречаются у нас и такие команди ры, которые ограничиваются только про ведением занятий, а в остальное время за бывают о своих командирских обязанно стях. Как может рассчитывать на уваже ние матросов старшина 1 статьи Рябичев. если он на берегу вместе с рядовыми ведет себя недостойно. Большую помощь старшинам п сержан там в укреплении их авторитета должны оказывать командиры боевых частей, под разделений. Некоторые офицеры смотрят на старшин и сержантов, как на специа листов — и только. Они забывают об уставных правах и обязанностях старшин я сержантов, подменяют их в практиче ской деятельности. Такое отношение на носит серьезный ущерб авторитету бли жайшего начальника матросов и солдат, искусственно сужает круг его обязанно стей. Воинские уставы являются могучим средством укрепления советской воинской дисциплины. Точное и неуклонное их вы полнение должно быть непреложной обя занностью каждого военнослужащего. Точ ное соблюдение уставов может быть обес печено при непременном у с л о ви и твердого изучения их требований всеми солдата ми и матросами, старшинами, сержантами и офицерами. На обязанности командиров лежит ответственность по раз’яснению сущности воинской дисциплины среди своих подчиненных. Каждый начальник в уставах найдет ясные и четкие указания по укреплению воинской дисциплины. Его долг — всемер но способствовать развитию у подчинен ных высоких морально-боевых качеств, настойчиво внедрять в их сознание д ух железной воинской диецптпны. А. ДУБАСОВ. Решительно и твёрдо требовать соблюдения воинской дисциплины социали- V >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz