На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 25 ноября 1954 г., К : 279 (5121). JB П О И С К Е Старшина 2 статьи Дабдин умело несет гидроакустическую вахту Сигнал тревоги застал акустика стар- трос Дабдин. Корабельная техника пора- шину 2 статьи Владимира Дабдина в руб­ ке. В этот момент моряк осматривал стан­ цию. Не медля ни секунды, он опустил вибратор, отел наушники. Вскоре стар­ шина доложил на мостик о готовности по­ ста к действию. — Открыть гидроакустическую вахту! — приказал командир корабля. Получив сектор обследования, Дабдин нажимает кнопку питания агрегата, вы­ водит -реостаты и включает нужный при­ бор. В наушниках слышится лишь легкий шум собственных винтов. Фильтр рабо­ тает исправно, и шум не мешает акустику. Если посмотреть на старшину со сто­ роны, можно подумать, что он ничего особенного не делает, а сноконно слушает невнятные звуки, льющиеся из наушни­ ков. Но это далеко не так. Весь его слух, все внимание напряжены до предела. Еще на один градус повернут штурвал, и до слуха акустика доносится невнятное эхо. «Ложное или действительное?» — думает он. Но определить это очень труд­ но... Старшина через минуту докладывает, что эхо оказалось ложным, и корабль снова устремляется вперед. А от него во все стороны, словно невидимые щупаль- цы, идут импульсы. II все, с чем они встречаются в толще воды, замечает опыт­ ный специалист-гидроакустик. Прошло несколько долгих для акусти­ ка минут. Последний градус сектора. II в тот момент, как командир корабля принял решение лечь на второй галс, Дабдин уло­ вил эхо с характерным, понятным только ему металлическим отливом. «Лодка!» — пронеслась у старшины мысль. Он плот­ нее прпжал колпачки наушников. «А не ошибся ли я?», — все же терзает сом­ нение. Нет, не может ошибиться классный специалист! По переговорной трубе Даб­ дин доложил командиру об обнаружении цели. Мгновения кажутся минутами. Все яв­ ственнее слышит Владимир характерный, на ничто другое не похожий шум подвод­ ной цели. Измеряя при помощи хрономет­ ра дистанцию, он непрерывно докладыва­ ет на мостик о ее изменении. Даже здесь, в рубке, слышно, как корабль уве­ личил ход и пошел на сближение с це­ лью. «Выходим в атаку», — удовлетво? ренно подумал старшина. Время, кажется, остановилось. От дол­ гой работы станции температура в рубке повысилась, старшина ладонью смахивает со лба пот. Жара становится невыноси­ мой. Но акустик должен держать тесный неразрывный контакт с целью. П, напря­ гая силы, он делает это. Разрезая острым форйггевнем волны, корабль то и дело выходит в «атаку», сбрасывая учебные бомбы на предполага­ емого противника. Уже около четырех часов несет вахту Владимир, ни на мину­ ту не отвлекаясь от приборов. А такое напряжение может выдержать только уме­ лый специалист, любящий технику и свою специальность, закаленный в мор­ ских походах. Не сразу и не в один день Владимир Дабдин добился высокого ма­ стерства. Прежде чем стать мастером свое­ го дела, он прошел трудный путь станов­ ления моряка. * * + ‘Несколько лет тому назад на палубу корабля, отдав честь Военно-морскому флагу, робко ступил молодой ма­ зила его своим изооилием и сложностью. И б первые дни призадумался воин: «Смогу ли я здесь работать, справлюсь ли?». Но комсомолец оказался настойчи­ вым человеком, он не отступил перед тру­ дностями. а энергично приступил к изу­ чению материальной части. Тех теорети­ ческих знаний, что Дабдин приобрел ра­ нее, оказалось недостаточно. По всем не­ ясным вопросам воин обращался к коман­ диру отделения старшине 2 статьи Пе­ скову, который по праву считался в то в;»смя лучшим гидроакустиком. Трудно было в первые дни новичку уяснить причины неисправности стан­ ции и способы их устранения и преду­ преждения. Зачастую он с командиром от­ деления часами просиживал над схемами и чертежами, изучая материальную часть. Иногда Песков показывал подчиненному детали и узлы приборов. заострял его вни­ мание на возможных недостатках в работе аппаратуры. Лучшей школой для приобретения проч­ ных знаний и навыков явились для мо­ лодого матроса учебные морские походы, во время которых старшина запускал станцию и учил Дабдина самостоятельно­ му несению гидроакустической вахты. Примостившись рядом с матросом, Песков брал вторые наушники и по ходу трени­ ровки об’яснял. как различать ложное эхо от действительного, давал вводные о вы­ ходе из строя того или иного прибора и строго контролировал правильность дей­ ствий подчиненного. С каждым днем росло мастерство вои­ на: через несколько месяцев он стал штатным специалистом, а затем сдал и экзамены на классность. Пришло то вре­ мя, когда старшина 2 статьи Песков, ухо­ дя в запас, сказал подчиненному: — Командир решил оставить за меня вас. Я старался передать вам свой опыт и знания. Верю, что вы и впредь будете честно и добросовестно служить Родине, повышать свое боевое мастерство. II вот молодой командир отделения Даб­ дин начал обучать подчиненных. Одно де- лэ учиться самому и работать, следуя со­ ветам и указаниям старшего товарища, и совсем другое — самому учить матросов, передавать им знания, прививать любовь к технике и специальности. Вначале труд­ но было проводить занятия, но с по­ мощью опытных корабельных сослужив­ цев и командиров Дабдин сумел в корот­ кое время приобрести необходимые навы­ ки в обучении подчиненных. Не случайно на прошедшем походе старшина 2 статьи Дабдин одним из первых обнаружил подводную цель и в течение нужного времени держал с ней контакт. Это плоды кропотливой подго­ товки. Еще задолго до выхода корабля в море Владимир вместе с подчиненным матросом Гусевым много внимания уделил подготовке материальной части. Приго­ товили запасные детали, почистили кон­ такты, проверили работу и настройку ре­ кордера. А за несколько минут до начала учений старшина еще раз проверял ра­ боту станции. Отличник боевой и политической под­ готовки, специалист первого класса Вла­ димир Дабдин ныне настойчиво обучает своих подчиненных, чтобы и они были мастерами своего дела. Старшина 2 статьи П. БЕРЕСТ. Крепко дерЖите в руках вверенное вал\ оруЖие! Настойчивость в учёбе AipmT.iepncTbi-3eHHT4HKH старательно овладевают воинским мастерством, воспи­ тывают в себе высокие морально-боевые качества, необходимые для победы над врагом. Пример в этом отношении показывают коммунисты и комсомольцы. Пз старослу­ жащих все комсомольцы являются отлич­ никами боевой и политической подго­ товки. Больших успехов добились командиры орудийных расчетов Таран, Мельников и другие. Благодаря настойчивости в бое­ вой учебе воины этих расчетов показа­ ли хорошие результаты при выполнении артиллерийских стрельб. Они действовали на боевых постах уверенно, четко и сла­ женно. • Безупречно служат Родине подчинен­ ные младшего сержанта Маркова. Они хо­ рошо сберегают вверенную им технику, проявляют инициативу и находчивость при (решении учебных задач. Старшие товарищи старательно переда­ ют свой опыт молодым воинам: бесе­ дуют с ними, рассказывая о службе ар­ тиллеристов, замечательной технике. Все это способствует воспитанию у молодых матросов высоких морально-боевых ка­ честв, дисциплинированности и исполни­ тельности. Артиллеристы-зенитчики понимают, что достигнутые успехи не являются ко­ нечным результатом, ибо. в совершенство­ вании военных и политических знаний предела нет. Поэтому они настойчива про­ должают повышать воинское мастерство, учатся тому, что необходимо в бою. Старший лейтенант А. ИСУПОВ. Недавно в матросском клубе состоялся вечер встре­ чи бывалых воинов с моло­ дым пополнением. Вечер открыл офицер. Он предоставил слово участни­ ку Великой Отечественной войны офицеру Ефимову. — Товарищи, — сказал офицер, — сегодня мы при­ шли сюда, чтобы поделиться с вами, молодыми воинами, воспоминаниями о Великой •Отечественной войне. Я хочу рассказать вам о некоторых эпизодах военной службы, о боях, участниками которых были прославленные герои- североморцы торпедных ка­ теров. Среди них — стар­ ший лейтенант Горбачев, ко­ торый на поврежденном в бою катере сражался про­ тив фашистских кораблей и нанес нм значительный ущерб. — Храбро сражались се­ вероморцы, покрыв себя неу­ вядаемой славок, — продол­ жал Ефимов. — Вам, моло­ дым воинам, необходимо бе­ речь традиции нашего род­ ного флота. Помните, что современный бой требует ог­ ромного напряжения мораль­ ных и физических сил, вы­ соких боевых качеств, отлич­ ного владения вверенным оружием. А чтобы бить вра­ га наверняка, для этого ну­ жно настойчиво учиться во­ инскому мастерству. — Необходимо всегда и везде помнить о бдительно­ сти, — заканчивая свое вы­ ступление, сказал офицер,— быть начеку, держать ору­ жие всегда наготове для от­ пора агрессору. Будьте бди­ тельны, молодые воины! Слово предоставляется офицеру Чугаю. — Вы призваны, — об­ ращаясь к молодым воинам, говорит он, — для выпол­ нения почетного долга перед Родиной. В Конституции нашей страны записано, что воинская служба является почетной обязанностью гра­ ждан СССР. Служба в на почетна потому, что воины выполняют благородные за­ дачи по защите интересов трудящихся страны социа­ лизма. З а период своего су­ ществования Советская Ар­ мия и Военно-Морской Флот не раз демонстрировали пе­ ред всем миром свое могу­ щество, сплоченность и же­ лезную воинскую дисципли­ ну, беспредельную предан­ ность Родине и делу Пар­ тии. — Мне выпала честь, —• продолжал тов. Чугай, — пройти с боями славный путь от Сталинграда до Праги. И во всех боях, уча­ стником которых я был, ви­ дел массовый героизм и му­ жество наших воинов. В борьбе с немецко-фа­ шистскими захватчиками на этом участке фронта прини­ мали активное участие и моряки. В боях за город Ни- колаев отличился батальон морской пехоты майора Ко- танова. Отряд морской пе­ хоты под командованием лейтенанта Ольшанского на рыбачьих лодках поднялся вверх по Южному Бугу и высадился в Николаевском порту. Двое суток мужест­ венно сражались моряки, они отбили 18 атак против­ ника и уничтожили 700 гит­ леровцев. Все участники этой операции были удо­ стоены высокого звания Ге­ роя Советского Союза. —: Мы прошли по доро­ гам войны через Украину, Румынию, Болгарию, Венг­ рию. Югославию, Австрию и дошли до столицы Чехо­ словакии — Праги. Всюду советского воина встречали с огромной любовью и радо­ стью. — Хочется пожелать вам, молодым воинам, честного служения Родине, беспреко­ словного повиновения коман­ дирам, точного соблюдения уставных требований, — сказал в заключение офи­ цер Чугай. Слово предоставляется участнику партизанского ших Вооруженных Силах движения офицеру Котель­ никову. Он рассказал о мощном партизанском дви­ жении в годы Великой Оте­ чественной войны. Тов. Котельников призвал молодых воинов неустанно овладевать боевым мастерст­ вом, крепить дисциплину в своих рядах, ибо дисципли­ нированность бойцов явля­ лась одним из важных фак­ торов наших побед в годы Великой Отечественной вой­ ны. На трибуне — участник боев за Советское Заполярье мичман Двиннн. В своем выступлении он сказал: — Я был пулеметчиком в отряде морской пехоты. Сра­ жался с фашистами в Со­ ветском Заполярье. Никогда не забуду дней, проведен­ ных на полуострове Рыба­ чий. Мужественная защита этого клочка советской зем­ ли стоила фашистам огром­ ных потерь. — Товарищи, вы недавно пришли в нашу боевую семью. Не забывайте о том, что вам необходимо крепить железную воинскую дисцип­ лину, крепить дружбу и войсковое товарищество. Чувство товарищества помо­ гало нам, участникам Вели­ кой Отечественной войны, сражаться с фашистскими захватчиками. Всегда пом­ ните, что современный бой требует безукоризнепного знания техники и оружия, честной работы и слаженно­ сти в любых условиях. Затем выступил матрос Прокофьев. От имени моло­ дых воинов он заверил уча­ стников Великой Отечест­ венной войны, что они бу­ дут свято беречь и умно­ жать славные боевые тради­ ции, повышать политиче­ скую сознательность, учить­ ся тому, что необходимо в современном бою. Вечер встречи бывалых воинов с молодым пополне­ нием прошел нцтереспо и живо. Матрос В. К0КАР0ВЦЕВ. Руководители политзанятий делятся опытом Подготовка к рассказу по теме В пошедшем учебном году я руководил ! развернуто в тетради излагаю теоретнче- Маневровщик старший матрос Виктор Даншичев безупречно выполняет свои обя­ занности на боевом посту. Его примерная служба отмечена рядом благодарностей и не раз ставилась в пример другим матросам корабля. Н А С Н И М К Е : старший матрос Виктор Даншичев на вахте у маневрового клапана. Фото И. Никишова. группой матросов по третьему году служ­ бы. Назначение пропагандистом воспри­ нял с удовлетворением и с чувством боль­ шей ответственности. Хорошую помощь оказал мне замести­ тель командира подводной лодки по по­ литической части. Он дал много ценных советов по подготовке и проведению рас­ сказа, организации самостоятельного чте­ ния и беседы. Я постоянно чувствовал контроль и поддержку политработника. Это позволило мне быстрее понять суть своей работы, овладеть методическими навыками, понять большую роль руково­ дителя в воспитании макросов и стар­ шин. На собственном опыте я убедился, что успех любого занятия в огромной степе­ ни зависит от всесторонней подготовки к нему. Рассказ, например, должен быть высокоидейным, содержательным, целе­ устремленным, тесно связанным с сегод­ няшним днем, с жизнью и задачами лич­ ного состава, охватывающим все основ­ ные вопросы темы и точно рассчитанным по времени. При легком, поверхностном подходе к порученному делу руководитель, безусловно, не сможет выполнить все эти серьезные требования и справиться со своей задачей. Поэтому подготовке к рас­ сказу я стал уделять большое внимание. Начал работать не только над основным материалом, но и над дополнительной литературой. Для примера расскажу, как я готовил­ ся к занятию по теме: «Партия большеви­ ков в период империалистической войны. Вторая революция в России. (1914 г. — март 1917 г.)». Обстоятельно изучив ма­ териал, изложенный в Кратком курсе истории партии, я прочитал работы В. И. Ленина «Война и ооссийская социал-де­ мократия», «Военная программа проле­ тарской революции», «Империализм, как высшая стадия капитализма». Отчетный доклад товшршца Сталина на XV III с’езде партии. Просмотрел свои записи, сделан­ ные на семинаре руководителей политза­ нятий. Все это помогло мне полнее ус­ воить и осмыслить материал. Только после этого я приступил к со­ ставлению плана и конспекта рассказа. План и расчет учебного времени на каж­ дый вопрос выглядел так: 1. Краткое напоминание слушателям материала^предыдущего занятия. 5 минут. 2. Причины войны. Распадение II Ин­ тернационала на отдельные социал-шови­ нистические партии. 25 минут. 3. Теория и тактика большевиков по вопросам войны, мира и революции. 35 минут. 4. Февральская революция и падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Вре­ менного правительства. Двоевластие. 40 минут. 5. Ответы на вопросы слушателей. 5 минут. Как видно, в план вынесены узловые и^ наиболее трудные вопросы, главным образом теоретического характера. Потом я приступил к составлению конспекта. Обычно делаю краткие записи. Более ские положения и те моменты, которые мне кажутся трудными. В данном случае я поступил так же. Но суть темы, глав­ ные мысли в моих записях были выраже­ ны отчетливо. Стараюсь не связывать себя конспектом, говорить своими слова­ ми. Это повышает интерес слушателей. Но считаю, что конспект необходим. В своей тетради я пометил, какие по­ ложения в материале следует увязать с современностью, с задачами и жизнью слушателей и всего экипажа. Так, разби­ рая вопрос о войнах справедливых и несправедливых, счел необходимым оста­ новиться на характере Великой Отечест­ венной войны, вооруженной освободитель­ ной борьбы корейского, вьетнамского и индонезийского народов. Я также указал в конспекте, что при раз’яснении ленин­ ской теории социалистической революции следует рассказать о победе социализма в нашей стране, о роли и значении Совет­ ских Вооруженных Сил, а затем перейти к задачам, поставленным перед кораблем, и показать, как они решаются личным составом. Записал конкретные примеры из жизни экипажа. Решил подчеркнуть слушателям, что такие недисциплиниро­ ванные матросы, как Шагин, своими про­ ступками не укрепляют, а ослабляют бое­ готовность подводной лодки. Вместе с тем, пометил фамилии передовых матросов Калинина, Вислова и Иващенко, чтобы поставить этих воинов в пример всем слушателям группы. Окончательно составив план и кон­ спект, вызвал помощника руководителя главного старшину Колбякова. Мы вместе еще раз разобрали основные вопросы и проверили расчет времени, отведенного на рассказ. Помощнику были даны указания о подготовке места занятия, наглядных пособий. Рассказ по теме заинтересовал слуша­ телей. Они задали ряд вопросов. Мне пришлось конкретизировать те или иные положения. Вместе с тем, выяснилось, что не все матросы правильно поняли причины перехода партий II Интернацио­ нала на сторону своих империалистиче­ ских правительств. Это говорило о том, что данный вопрос мною был освещен недостаточно полно и удачно. Поэтому во время самостоятельного чтения и в беседе я его раз’яснил'более подробно. Беседа прошла активно и показала, что тему слушатели усвоили и поняли пра­ вильно. Содержательными были высту­ пления Калинина, Романова и других ма­ тросов группы. Так, сама практика подтверждает пра­ вильность вывода о том, что должный идейный уровень, высокое качество d ас- сказа. клк и любого другого занятия, обес­ печивается тщательной подготовкой. Слушатели группы, которой я руково­ дил, добросовестно и настойчиво овладе­ вают политическими знаниями. Много по­ работали они и в последнее йвремя при повторении пройденных тем. Осенняя про­ верка показала их высокую политиче­ скую подготовку. Группа получила от­ личную оценку. Офицер В. ТЕЛИН. -о- Совещание пропагандистов Собеседование лётно-технического состава В нашей части состоялось собеседова­ ние летно-технического состава. Летчики и техники обменялись опытом эксплуата­ ции авиационной техники в зимних усло­ виях. Собеседование прошло живо и ин­ тересно. Оно принесет авиаторам большую пользу в изучении сложной авиационной техники, в овладении опытом передовых авиаторов — отличников боевой и поли­ тической подготовки. Вместе с тем, участники собеседования резко -критиковали хозяйственников под­ разделения, где служитч тов. Соколов. В частности, отмечалось, что хозяйственни­ ки этого подразделения не уделяют долж­ ного внимания материальному обеспече­ нию боевой учебы авиаторов. Эти недо­ статки необходимо устранить. С. ПУДАКОВ. В Доме офицеров состоялось совещание пропагандистов. Собравшиеся прослу­ шали доклад об итогах истекшего учеб­ ного года в системо йолитических занятий и задачах руководителей семинаров в но­ вом учебном году. — Политические занятия во многпх группах, — говорит докладчик, — про­ ходили организованнее, чем в предыду­ щие годы, и на более высоком идейном уровне. Значительно лучше стали гото­ виться и проходить семинары руководи­ телей групп -политических занятий. Руководители семинаров тт. Смирнов, Рулев практически помогают руководите­ лям групп в их работе по идейному вос­ питанию воинов. На совещании были высказаны претен­ зии в адрес отдельных руководителей се­ минаров и политработников. Например, в одном из подразделений вместо семинаров проводят кратковременные инструктажи, хотя там к руководству группами пришли молодые офицеры и они нуждаются в по­ мощи. Резкой критике был подвергнут пропа­ гандист тов. Вергилис за неудовлетвори­ тельную подготовку и плохое проведение семинарского занятия. Участники совещания тт. Новиков и Учуваткин рассказали о своем опыте работы, о том, как они помогают руково­ дителям групп политзанятий, высказали ряд предложений, направленных на повы­ шение организационного и идейного уров­ ня подготовки и проведения семинаров. Офицер Мельников подробно остано­ вился на требованиях, пред’являемых к руководителям политических занятий, на необходимости дальнейшего повышения идейного и организационного уровня се­ минарских занятий в новом учебном году. В заключение участники совещания прослушали выступление о задачах про­ пагандистов по улучшению идеологиче­ ской работы на кораблях и в частях. После Великой Октябрьской стической революции, когда власть в на­ шей стране перешла в руки пролетариата и были созданы Советская Армия и Совет­ ский Военно-Морской Флот, сразу же была выдвинута задача упрочения новой, со­ ветской воинской дисциплины, которая всемерно содействовала бы организации и укреплению Вооруженных Сил нашего со­ циалистического государства. Великий вождь революции В. И. Ленин уделял ук­ реплению воинской дисциплины большое внимание. В письме к рабочим и крестья­ нам по поводу победы нал Колчаком он призывал: «Не за страх, а за совесть ис­ полнять все законы о Красной Армии, все приказы, поддерживать дисциплину в ней всячески...». Ленин учил. что зля того, чтобы победить, нужна величайшая борь­ ба. нужна железная военная дисциплина. Советская воинская дисциплина — это, прежде всего, сознательная дисциплина. Она базируется на общности классовых интересов подчиненных и начальников, на ясном понимании ими целей и задач во­ инской службы, на беспредельной любви и преданности воинов своему народу. Во­ инская дисциплина — основа боевой го­ товности Советской А рм и и и Военно-Мор­ ского Флота. Вот почему задачи усиления мощи наших Вооруженных Сил в пеовую очередь выдвигают необходимость дальней­ шего укрепления воинской дисциплины. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР дает краткое, но глубокое опре­ деление попятия воинской дисциплины. «Воинская дисциплина, — гласит статья первая,— есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и пла­ вил. установленных законами и воински­ ми уставами». Здесь уместно вспомнить высказывание Б. Е. Ворошилова, в кото­ ром он указывал, что дисциплина и орга­ низованность должны пронизать всю нашу жизнь насквозь. Дисциплина и ор­ ганизованность в труде, в быту, в учебе, во взаимоотношениях между собой, в по­ ведении на улице, в общественных местах, на отдыхе — вездё и всюду дисциплина и организованность. Они вам нужны, как воздух. Дисциплинарный устав особо подчерки­ вает роль начальника в деле укрепления и поддержания воинской дисциплины. Каж­ дый начальник обязан решительно и твер­ до требовать соблюдения воинской дисцип­ лины, постоянно воспитывать своих под­ чиненных в духе неуклонного выполнения всех ее требований, развивать и поддержи­ вать у них сознание воинской чести и воинского долга. Начальник в первую очередь несет от­ ветственность за состояние дисциплины во вверенном ему подразделении. Поэтом? он обязан поддерживать строгий порядок среди подчиненного ему личного состава. Это требование устава имеет исключи­ тельно важное значение. Его целью яв­ ляется привить каждому начальнику твердое сознание ответственности за со­ стояние дисциплины. Отсюда вытекает другое требование устава — не оставлять без воздействия ни одного проступка под­ чиненных. Советские Вооруженные Силы обязаны быть всегда начеку, постоянно готовыми выступить в бой с врагами Советского го­ сударства. Высокая боевая готовность предполагает железную воинскую д и с ц и п ­ л и н у , с т ро ги й уставной порядок, в ы с о к у ю бдительность. Однако у нас кое-где много говорят об укреплении дисциплины, а мало делают. Отдельные военнослужащие, в том числе и офицеры, не пронизали каждый свой шаг. каждое свое движение духом строжайшей дисциплинированности, беспрекословного повиновения. Наблюдаются случаи благо­ душия и беспечности. Так, тов. Нездай- минов, видя, что его подчиненный шофер Ерофеев распивает спиртные напитки, на­ ходясь при исполнении служебных обя­ занностей, не только не принял мер пре­ сечения этого грубого нарушения дисцип­ лины, но и сам принял участие в выпив­ ке. Наряду с обязанностью поддерживать строгую дисциплину, каждый начальник должен подавать пример точного выполне­ ния требований устава, быть справедли­ вым и заботливым к подчиненным, воспи­ тывать у них дисциплинированность, раз­ вивать и поддерживать у воинов сознание личной ответственности за защиту своей Родины. С особой силой Дисциплинарный устав подчеркивает значение приказа начальни­ ка. Приказ командира — закон для под­ чиненных. Приказ должен быть выполнен беспрекословно. точно и в срок. Приказ есть распоряжение начальника, которое дается на основании воинских уставов. Приказ отражает волю советского народа, и исполнение его — священная обязан­ ность каждого военнослужащего. Получпв притязание командира, воин обязан его выполнить, невзирая ни на какие препятствия и опасности. Невыпол­ нение приказа является тяжким воинским преступлением. Высшее проявление сознательности и преданности своему Отечеству, своему на­ роду — это беспрекословное подчинение командиру, который, как представитель Советского государства, облечен всей пол­ нотой власти. Воины Советских Воору­ женных Сил — подчиненные и начальни­ ки — сыны одной матери-Ролшы. У них одни интересы, одна цель. Коммунистическая сознательность на­ ших воинов неуклонно растет, но пере- ягитки капитализма еще имеются у от­ дельных товарищей. Глубоко ошибается тот, кто думает, что только одними раз­ говорам и беседами можно побороть эти привычки. Чтобы укрепить воинскую дис­ циплину. необходимо и принуждение. Коммунистическая сознательность со­ ветского воина наиболее ярко проявляется в дисциплинированности, в понимании своего воинского долга и безупречном его выполнении. Дисциплина во всем — вот закон жизни Вооруженных Сил. У нас есть отдельные военнослужащие, которые много и красиво говорят о соблюдении во­ инской дисциплины, но они не считают нужным отдавать честь старшему началь­ нику на улице, нарушают форму одежды, роняют высокое достоинство советского воина. У нас есть командиры и начальни­ ки, которые, видя эти нарушения, про­ ходят мимо них. не требуют выполнения незыблемых правил, установленных зако­ нами и воинскими уставами. Партия и правительство Ессгда требо­ вали и требуют всемерно крепить совет­ скую воинскую дисциплину — основу боеспособности наших Вооруженных Сил. Авторитет командира и начальника дол­ жен сыграть в этом решающую роль. Каждый военнослужащий обязан содей­ ствовать начальнику в поддержании воин­ ской дисциплины в подразделении и на корабле. По бывают случаи, когда военно- I служащий, наблюдая то или иное нару­ шение дисциплины, остается в стороне, не принимает по своей инициативе мер к то­ му, чтобы оказать начальнику немедлен­ ное содействие в восстановлении порядка. Безусловно, такое отношение к долгу службы нужно рассматривать, как несоб­ людение своих воинских обязанностей. Интересы защиты нашего социалисти­ ческого государства требуют от каждого командира и начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка своих подчиненных.^строго взыскивать с нера­ дивых, поощрять достойных. Отсюда яс­ но, что каждый начальник, заботясь об укреплении воинской дисциплины, обязан сочетать во всей своей деятельности вы­ сокую требовательность с заботой о своих подчиненных. t Большую роль в укреплении воинской дисциплины играют старшины и сержан­ ты. Они проводят специальное обучение по одиночной подготовке в своих подразде­ лениях. направляют действия солдат и ма­ тросов на боевых постах. Командиры от­ делений живут вместе со своими подчи­ ненными. повседневно приучают их к соблюдению установленного в части и на корабле порядка и дисциплины. Они долж­ ны постоянно влиять на солдат и матро­ сов. указывать им на ошибки и помогать исправлять их. Налагая на старшин и сержантов боль­ шие обязанности, воинские уставы пре­ доставляют им необходимые права. В рас­ поряжении старшин и сержантов есть все возможности и для того, чтобы, поощряя передовиков п наказывая нерадивых, твердой рукой наводить порядок среди своих подчиненных. Старшина и сержант везде, где бы он ни был — на учении, в казарме, в кубри­ ке, на берегу, обязан помнить, что его действия должны служить примером м я подчиненных, чтобы каждый матпос и сол- дат_.схР_емЩ1ся 5рать пример дисциплини­ рованности У своего командира, всяче­ ски подражал ему. Командир отделения должен всегда быть в курсе, где его бой­ цы, что они делают. Необходимо так по­ ставить дело, чтобы воины зна.тп. что ни одно упущение, ни одна ошибка, даже малейшая неряшливость не будут оставле­ ны без внимания пх командиром. Не слу­ чайно. например, пользуется заслуженным авторитетом на корабле главный старшина Марков. Он заботливо относится к своим подчиненным, строго взыскивает с нера­ дивых. Но встречаются у нас и такие команди­ ры, которые ограничиваются только про­ ведением занятий, а в остальное время за­ бывают о своих командирских обязанно­ стях. Как может рассчитывать на уваже­ ние матросов старшина 1 статьи Рябичев. если он на берегу вместе с рядовыми ведет себя недостойно. Большую помощь старшинам п сержан­ там в укреплении их авторитета должны оказывать командиры боевых частей, под­ разделений. Некоторые офицеры смотрят на старшин и сержантов, как на специа­ листов — и только. Они забывают об уставных правах и обязанностях старшин я сержантов, подменяют их в практиче­ ской деятельности. Такое отношение на­ носит серьезный ущерб авторитету бли­ жайшего начальника матросов и солдат, искусственно сужает круг его обязанно­ стей. Воинские уставы являются могучим средством укрепления советской воинской дисциплины. Точное и неуклонное их вы­ полнение должно быть непреложной обя­ занностью каждого военнослужащего. Точ­ ное соблюдение уставов может быть обес­ печено при непременном у с л о ви и твердого изучения их требований всеми солдата­ ми и матросами, старшинами, сержантами и офицерами. На обязанности командиров лежит ответственность по раз’яснению сущности воинской дисциплины среди своих подчиненных. Каждый начальник в уставах найдет ясные и четкие указания по укреплению воинской дисциплины. Его долг — всемер­ но способствовать развитию у подчинен­ ных высоких морально-боевых качеств, настойчиво внедрять в их сознание д ух железной воинской диецптпны. А. ДУБАСОВ. Решительно и твёрдо требовать соблюдения воинской дисциплины социали- V >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz