На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 ноября 1954 г., № 278 (5120). Б ывалые воины - Ты — защитник своей великой Отчизны Морские рубежи! Суженными от напряжения гладами вглядываешься ты в подернутую легким синевато-серым туманом даль моря. Куда ни посмотришь — вода. вода. вода... Здесь нр поставишь полосатые пограничные столбы. Но все же почти физически осязаешь невидимую линию государствен­ ной границы Союза Советских Социали­ стических Республик. Ты стоишь на са ­ мой крайней кромке своей любимой Роди­ ны ! За твоей спиной'на много тысяч ки­ лометров широко и вольготно (раскинулась родная страна — наша прекрасная и ве­ ликая Отчизна! Тебе поручили ее охра­ нять. Это сам^е ответственное за всю твою жизнь задание. Вдумайся только в значение слов — защитник Родины! Ты встал в наш строй, когда давно отгремели удары военной бурп. Я хочу поведать гебе, мой молодой друг, о боевых походах, о друзьях-товарищах, отстоявших в лихую годину родное Отечество от ино­ земного нашествия. Да будет потомству в пример их святая матросская верность своему долгу, их легендарная стойкость, их повергавшая в прах врагов пламен­ ная сыновняя любовь к Отчизне! ...Крошечный бугорок, от которого на­ чиналась земля Родины, героически за­ щищали шесть советских моря-ков во главе ? лейтенантом Фокиным. Неподалеку от высоткп чернел вдолбленный в камни пограничный столб. II сказал лейтенант, указывая на него рукой: — Допустим ли, товарищи, чтобы вцдг перешагнул через эту границу и вступил своим поганым копытом на нашу землю? — Не допустим! — отозвались бойцы в ответ своему командиру. II шестеро ге­ роев присягнули биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, как приказывали им с ч е с т ь , долг и чувство любви к Родине. Североморцы утратили счет времени. Кончались боеприпасы. Опустели пуле­ метные ленты. Гранатами сдерживали бешеный натиск врага. Но и гранаты уже на исходе. Вражеские атаки следовали одна за другой. И всякий раз, встреченные гра­ натами, в страхе откатывались гитлеров­ цы обратно. Опять жестокий минометный огонь фашистов обрушивался на горстку храбрецов. Но не было силы, которая могла бы столкнуть их с высотки. Муже­ ственные североморцы словно вросли в родную зоветскую землю. Вот что значит быть защитником своей великой Отчизны! Много замечательных примеров самоот­ верженного служения Родине вписали североморцы в летопись морской славы в годы Великой Отечественной войны. ...Декабрьской ночью несколько наших торпедных катеров вышли на перехват каравана противника, направлявшегося в один из северных портов. Старшин лейте­ нант Георгий Паламарчук повел свой ка­ тер на вражеский корабль, который сразу же открыл сильный заградительный огонь. Из орудий главного калибра фаши­ сты били по воде, стараясь преградить пу ть катеру. Почти одновременно напе­ ререз пошли вражеские охотники, при­ крывая караван дымовой завесой. Но сей­ час уже ничто не могло помешать стар­ шему лейтенанту и его матросам. Никакой огонь не мог сбить и х с намеченного пути . Отоя на мостике, офицер видел перед собой силуэт крупного фашистского корабля. Прорвав плотную завесу заградительно­ го огня, Георгий Паламарчук подошел к кораблю противника на предельно близ­ кую дистанцию и дал торпедный залп. Враг усилил огонь. Неистово били фа­ шистские миноносцы, неожиданно поя­ вившиеся из-за дымовой завесы, и начали замыкать катер в кольцо. Старший лей­ тенант знал об этом из докладов боцма­ на. Он приказал прибавить «газу». А т у т , как на грех, несколько прожектор­ ны х лучей осветили катер. Светящиеся трассы неумолимо приближались к кате­ ру. С грохотом рвались кругом снаряды, осколки со свистом летели через головы моряков. Один из снарядов попал в маши­ ну, но моторы продолжали работать. Несколько снарядов разорвалось около борта катера, и командир почувствовал острую боль в обеих ногах. Усилием воли он заставил себя перебороть подступив­ шую слабость и продолжал управлять катером. Лишь позже, когда впереди уже угады­ вались родные берега, старший лейте­ нант Георгии Паламарчук передал ш тур ­ вал боцману Колобову, а сам ту т же в рубке опустился на мокрые паёлы. От потери крови он чувствовал непреодоли­ мую слабость. Торпедный катер пришел в базу. Командир нашел в себе силы встать на ноги. Матросы помогли ему подняться в турель, и он поблагодарил экипаж за отличную службу. Теперь только он с облегчением подумал, что сделал все, что требовал воинский долг. За этот подвиг, проявленный в боях за любимую Родину, старший лейтенант Георгий Паламарчук удостоен звания Героя Советского Союза. В годы войны мне довелось служить на одном из миноносцев Северного флота. Во многих боях участвовал наш корабль. Особенно запомнился мне один из похо­ дов. Мы вышли на свободную охоту в открытое морс. Темная ночь почти пол­ ностью исключала визирное наблюдение. Наибольшее напряжение выпало на долю радиометристов старшины 1 статьи Алек­ сандра Сегелп. Нм удалось обнаружить плавающий предмет. Командир корабля офицер Рябченко направпл миноносец в сторону цели. Это оказалась вражеская подводная лодка в позиционном положе­ нии. Расстояние до нее было очень не­ большое. Командир принял решение т а ­ ранить лодку противника. Каждый из членов экипажа в эти секунды словно слился в единый живой организм с род­ ным кораблем. Удар! Лодка стала погру­ жаться, оставляя на поверхности пятна соляра. Глубинными бомбами мы добили врага. О нашей победе узнали из сводки Совинформбюро все -советские люди. Так было в боях. Но и сейчас, в мир­ ные дни. охрана священных рубежей От­ чизны также требует от нас самоотвер­ женности, мужества, высокой организо­ ванности, крепкой дисциплины и мастер­ ства. Помни, враг не дремлет, он всеми силами готовится к войне, ищет повод, чтобы напасть на нас внезапно. Будь зо­ рок, всегда держи оружие и технику на­ готове для сокрушительного отпора агрес­ сору. Учись у своих старших товари­ щей революционной бдительности. В при­ казе Министра Обороны СССР от 7 нояб­ ря 1 9 5 4 года ты прочитал: «В интересах безопасности своей со­ циалистической Родины нам необходимо и впредь проявлять высокую бдитель­ ность, совершенствовать боевую и поли­ тическую подготовку всех родов войск и настойчиво укреплять могущество наших Вооруженных Сил, чтобы всегда быть го­ товыми дать решительный отпор любому агрессору». Это требование Министра — требова­ ние нашего государства, нашего великого советского народа, и оно должно быть за­ коном для каждого воина страны социа­ лизма. На кораблях, в подразделении, где ты служишь, есть Доска отличников боевой и политической подготовки. Тебе не- раз приходилось видеть, разговаривать с те­ ми, чьи фотографии помещены на Доске. По ним равняйся, у них учись. Отлич­ ники, классные специалисты — герои учебных будней, лучшие защитники своей великой Отчизны. Перенимай их опыт и знания, становись таким хе. ; Защитник Родины! Нет выше л почет­ ней обязанности у гражданин* СССР! Отныне ты в ответе за мирный труд гор­ няков Донбасса, .металлурге® Урала, ма­ шиностроителей' Ленинграда, юношей и девушек, осваивающие целину. О тебе, своем надежном защитнике, с любовью говорит только вступающий в жизнь первоклассник н убеленный сединой кад­ ровый рабочий, участник октябрьских' боев, молоденькая сельская учительница и скупой на слано-хлебороб, на практике познающий^ лру|рость мичуринской науки. Дорожи т * высоки* ййерием и на­ родной любой*. СзттрЕ, как велика те­ перь твоя 'ответственность за каждый поступок. Если ты совершишь промах, поступишь не так, как. |ОЛ*Жен поступать советский воин. — вина твоя черным пятно* ляжет не тодько на тввю совесть, она осрамит и товарищей твоих' по ко ­ раблю или по части. На корабле и на бе­ регу — всегда и везде помни: ты совет­ ский воин, защитник своей великой От­ чизны . Делом, примерной службой оправ­ дай высокую честь, оказанную тебе наро- Мичман В. РЫБЧЕНКО. Военкоры сообщают Бдительно несут ходовую вахту На вахту заступил сигнальщик Генна­ дий Шлыков. Он тщательно ознакомил­ ся с обстановкой на море, потом проверил семафорные флажки и световую сигнали­ зацию. Доложив вахтенному офицеру о заступлении на вахту, тов. Шлыков об­ ращает свое внимание на бдительное наб­ людение за морем и воздухом. Корабль, направляемый твердой рукою рулевого матроса Акименко, идет в кро­ мешной темноте вперед, точно по заданно­ му курсу. Сигнальщик Шлыков знает, что в подобных метеорологических условиях требуется особая бдительность. О всем за­ меченном он докладывает своевременно и точно. Командир остался доволен (работой моряка. — Я люблю свою специальность, буду классным специалистом. — сказал од­ нажды старательный моряк. Слово с делом у Шлыкова не расходит­ ся. Недавно он сдал экзамены на специа­ листа второго класса. Являясь командиром отделения. Шлыков свой опыт и знания умело передает подчи­ ненным. стремясь воспитать их мастерами военного дела. II в этом он имеет немалые успехи. Моряки его отделения бдительно несут ходовую вахту и служат Родине так. ка к требуют Присяга и уставы . Командование высоко оценило ревност­ ную службу старшины Шлыкова. За от­ личные успехи в боевой и политической подготовке он поошпен внеочередным краткосрочным отпуском. Старший матрос В. ЧЕРНОМОРЕЦ. Передовой водитель Всегда готов выполнить любое задание командира водитель автомашины, отлич­ ник боевой и политической подготовки рядовой Соколов. Возвратившись из рейса, он тщательно осматривает автомашину, своевременно устраняет обнаруженные им недостатки и только после этого ста­ вит машину на место стоянки. За отличное знание автомобиля, за ус­ пехи в бое-вой и политической подготовке командир предоставил примерному воину внеочередной краткосрочный отпуск. Рядовой А. БЕЛЯВИЧУС. Особенности эксплуатации реактивного истребителя зимой Воины-строители в гостях у моряков Наш корабль посетили воины-строите­ ли. Тепло встретили моряки своих доро­ гих гостей, которые познакомились с боевой техникой корабля, с учебой и бы­ том личного состава. Вот гости посмотрели машинно-ко­ тельное отделение. Их интересовало здесь все: к а к работают механизмы, -как их обслуживают машинисты. — За кормой нашего корабля много пройденных миль, — отвечая на вопро­ сы воииов-строителей, сказал старшина 1 статьи Кондратьев. — II во всех похо­ дах техника работала .безотказно, ее уме­ ло эксплуатируют наши классные спе­ циалисты. отличники боевой и полити­ ческой подготовки Цветков, Борисов, Гле­ бов и другие. * После осмотра корабля воины-строите­ ли рассказали морякам о своей службе, о достижениях в труде. Уходя с корабля, они поблагодарили матросов и старшин за теплое гостеприимство и пожелали им еще лучших успехов в боевой и полити­ ческой подготовке. Матрос Г. МАКОВ. “О* Всегда готовы открыть огонь Заслуженным авторитетом у личного состава корабля пользуется отличник бое­ вой и политической подготовки, классный специалист старшина 2 статьи Петр Гло­ тов. Он является командиром отделения комендоров. За безупречную службу тов. Глотов имеет много поощрений. Комсо­ мольцы оказали воину большое доверие, избрав его членом бюро комсомольской ор­ ганизации корабля. Свой опыт и знания старшина 2 ста­ тьи Глотов повседневно передает своим подчиненным, воспитывая у них сме­ лость, инициативу и находчивость. Опыт­ ный специалист добивается того, чтобы его расчет в любую минуту был готов открыть меткий огонь. Недавно корабль находился в море. Во­ ины знают, что каждый поход надо ис­ пользовать с наибольшей пользой для от­ работки практических навыков. Поэтому настойчиво и упорно они готовились в предстоящим стрельбам. Корабль быстро шел заданным курсом. Все моряки четко выполняли свои обя­ занности, каждый бдительно нес вахту, готовый выполнить любой приказ коман­ дира. Прозвучал сигнал. Личный состав за­ нял свои места. Подчиненные старшины 2 статьи Глотова быстро приготовили механизмы к действию. Прозвучала коман­ да: — Огонь! Расчет старшины 2 статьи Глотова точно поразил цель. Стрельба была вы ­ полнена успешно. Н. СТЕПАНОВ. С та л отличником Занятие проходило в поле. Командир от­ деления сержант Огородник увидел, что рядовой Захаров, несмотря на все стара­ нии*. не мог правильно выполнить оужей- ныё приемы. Сержант подошел к солдату, взял у него мз р у к оруасие и сказал: — Смотрите и запоминайте, как буду делать я. Воин внимательно следил за действиями командира, а затем под его наблюдением несколько раз повторял показанное. Те­ перь. Захаров выполнил приемы более чет­ ко и уверенно. Вскоре состоялись практические стрель­ бы. На огневой рубеж вышел рядовой Захаров. По команде «огонь» он спокойно, как учнл командир, нажал на спусковой хрючок н выстрелил. Все пули попали в. цель. Шло время, и рядовой Захаров продол­ жал изо дня в день повышать военные и политические знания. Настойчивость дала отрадные результаты: Захаров стал от­ личником боевой и политической подго­ товки. Рядовой А. СЕМАШКИН. За примерную службу — более 30 поощрений Младший сержант Чу ре- пн — отличный специа­ лист и отзывчивый това­ рищ. Он с первых дней службы настойчиво изу­ чает вверенную ему тех­ нику, неустанно совер­ шенствует военные и по­ литические знания. Благо­ даря упорному труду и высокой дисциплиниро­ ванности передовой воин добился высоких показа­ телей в боевой и по­ литической подготовке. За успехи в учебе и службе младший сержант Чуреин имеет более 3 0 по­ ощрений от командования. Матрос И. ФИЛИППЕНКОВ. В отличном состоянии содержит свое заведывание матрос Вячеслав Загирный. Он служит примером в учебе и службе для многих моряков корабля. Честная и добросовестная служба ком­ сомольца Загирного отмечена рядом бла­ годарностей. Н А С Н И М К Е : матрос Вячеслав За- гнрный на вахте у турбоциркуляционного насоса. Фото И. Никишова. Полярная зима вступила в свои права. Крепчают морозы, иней густой пеленой покрывает самолеты. Снегопады, метель, поземка все чаще заносят стоянки. Все это сиздает для авиаторов дополнительные трудности в эксплуатации материальной части. Как-то, придя на аэродром, воины ста ­ ли очищать самолет от снега. Вдруг от­ личный авиационный специалист Павлюк услышал с т у к по обшивке крыла. Это один из товарищей, обнаружив на обшивке крыла ледяную корку, пытался ее уда­ лить постукиванием деревянной бобышкой. Павлюк сделал ему замечание. — Вы должны знать. — обратился он к авиатору. — что если обшивка само­ лета обледенела и покрылась хотя и в незначительных местах льдом, то этот лед нужно удалять не скребками и постукива­ нием, ка к вы делаете, а горячим воздухом от специальных подогревателей, с последу­ ющим удалением подтаявшего льда мягкой ветошью или волосяной щеткой. В этом со­ стоит одна из особенностей эксплуатации самолета зимой. Спустя несколько минут ледяная корка с обшивки самолета была удалена с по­ мощью подогревателя. Но этот случай по­ служил поводом к тому, что с молодыми войнами- авиаторами подразделения были проведены дополнительные занятия по изучению правил эксплуатации матери­ альной части в зимних условиях. Этих правил нельзя забывать, ибо нарушение их может привести в тяжелым послед­ ствиям. Однажды цо приказу командира нужно было срочно отбукстю вать самолеты. Тех­ нический состав, быстро расчехлив самоле­ ты , в максимально короткое время выпол­ нил поставленную перед ним задачу. Толь­ ко один самолет остался на стоянке, а во­ круг него суетился механик. На самолете оказалась незаряженной воздушная систе­ ма, и ее нужно было зарядить прежде, чем буксировать самолет. — Воздухозаправщика сюда! — подав соответствующий знак руками, прокричал на всю стоянку механик, а сам.* соскочив с лесенки, быстро открыл лючок и снял заглуш ку зарядного штуцера. Т у т под’ехал и воздухозаправщик. Механик схватил за­ рядный шланг,' поворотом ручки вставил его соединяющий фланец в зарядный ш ту ­ цер самолета и скомандовал: «Дать воз­ дух!». Но воздух в систему самолета не пошел. Тогда механик вскочил по лесенке в кабину летчика и, убедившись в том, что стрелка манометра воздушной сети стоит на нуле, начал давать замечания шоферу, что тот. якобы, приехал на стоянку с не­ заправленной системой. Механик понимал, что виной всему явился он сам, т . к . своевременно не снял, не разобрал и не просушил воздушный фильтр, который с наступлением морозов замерз и теперь задержал вылет самолета. Но он не хотел эту вину брать на себя и попытался, как говорится, свалить ее с больной головы на здоровую. Он не нашел в себе мужества признать ошибку и об’яс* нить ее летчику. Механик потребовал дру­ гого воздухозаправщика. надеясь все же, что ему удастся силой давления сжатого воздуха пробить замерзший воздушный фильтр. Он быстро, ка к и в первый раз. без продувки (в этом он допустил еще од­ ну ошибку) присоединил шланг воздухо­ заправщика и вторично скомандовал: «Дать воздух!». Но стрелка манометра да­ же не шевельнулась. — Отсюда вывод. — говорит отличник боевой и политической подготовки Пазлюк молодым воинам, — нужно периодически снимать, разбирать и просушивать воз­ душный фильтр, и прежде, чем заряжать систему воздухом, необходимо всегда и осо­ бенно зимой предварительно продуть за­ рядный шланг, чтобы предотвратить попа­ дание снега, кристаллов, воды на фильтр и замерзание его. — А ка к же проверить состояние фильтра, — обратился с вопросом моло­ дой воин, — если воздушная система са ­ молета заряжена полностью и ее не нуж ­ но дозаряжать? — Вот именно, чтобы своевременно удо­ стовериться в исправности воздушного фильтра при полностью заряженной систе­ ме и не буксировать самолет с замерзшим Фильтром на старт, — последовал ответ опытного техника. — для этого, во-пер­ вых. можно легко стравить давление в се­ ти оиробыванпем. например, работы тор­ мозной системы. II тогда, подсоединив шланг воздухозаправщика. можно прокон­ тролировать, что при исправности фильтра воздушной сети самолета стрелка маномет­ ра сети поднимается до установленной нор­ мы. давление воздуха в сети самолета и в воздухозаправщикс уравняется. Во-вто­ ры х . исправность фильтра воздушной сети перед полетами можно проверить более про­ сто. Для этого необходимо подсоединить за­ рядный шланг воздухозаправщика к борто­ вому штуцеру самолета и открыть кран наполнения кабины . Если воздух пойдет, значит Фильтр исправный ft не замерз. Особого ухода в зимних условиях тре­ бует тормозная система. Чтобы предотвра­ тить ее отказы, необходимо всегда при стоянке самолета, кроме своевременного выполнения всех регламентных работ но тормозной системе и органам приземления, тормозные колеса содержать под чехлами. В случае метели, поземки они прегражда­ ют попадание снега в тормозные барабаны и на тормозные колодки, и техническому составу не придется перед каждым летным днем снимать колеса и вычищать оттуда снег или лед. Мы иногда наблюдали такую картину, когда самолет, сделав одну посад­ ку. при выруливании на повторный вылет не разворачивается. Между тем, на нем ис­ правные тормозные колодки и т . д. Оказы­ вается, в тормозной барабан во время сто­ янки самолета и подготовки его к повтор­ ному вылету попат снег, который затем растаял и по море охлаждения колеса пре­ вратился в ледяную корку, что и резко снизило тормозные качества органов при­ земления. В таки х случаях летному со­ ставу нужно выруливать на повторный вылет не спеша, плавно притормозив оба колеса. Это несколько нагреет колесо, рас­ плавит лед в тормозном барабане. Эффективность тормозов самолета зимой снижается за счет снежного покрова взлет­ но-посадочной полосы. Поэтому ее посыпа­ ют песком. Для того, чтобы самолет слу ­ шался тормозов, авиаспециалистам нужно также следить за состоянием передней стойки и носового колеса, которые играют важную роль при разворотах самолета вправо или влево. Требуется, чтобы ма­ сленки носовой стойки, механизма и сто­ пора колеса всегда были набиты смазкой и чисты от снега и льда. В противном сл у ­ чае стопор переднего колеса работать не будет, а летчик не сможет, пользуясь тор­ мозами. развернуть самолет в нужном на ­ правлении. Зимние условия в Заполярье требуют от технического состава систематического и тщательного контроля за качеством топли­ ва и состоянием топливной системы само­ лета. Обычно перед каждым летным днем необходимо осматривать состояние топлив­ ной системы и ее об’екты , выяснять, нет ли где течи, сливать отстой топлива и про­ верять, не цопали ли в топливо кристаллы снега, льда пли других примесей, прове­ рить чистоту дренажных трубок системы, выходящих за обшивку фюзеляжа. Безупречно выполняя указания и на­ ставления по эксплуатации, инженерно- технический состав подразделения перио­ дически не только производит анализ за­ правленного в самолет топлива, беря его для этого из сливных точек, но и меняет топливный фильтр. Все это положительно сказывается на работе авиационной тех­ ники. Однажды был такой случай. Закончился летный день, и на самолете были выпол­ нены необходимые работы. В числе пх был снят и проверен топливный фильтр. Через установленный промежуток времени произ­ водилась только лишь прогонка двигателя. П вот, спустя несколько дней, самолет был запланирован на полеты. Произведя пред­ полетную подготовку, решпли, что посколь­ ку самолет не летал и топливный фильтр уже снимался после минувшего летного дня. остановиться на проверке качества топлива, удалив отстой из сливных точек системы. Топливо оказалось кондицион­ ным и соответствовало требованию! эк­ сплуатации. Но чувство ответственности за порученное дело подсказало, что одной проверкой качества топлива при данных обстоятельствах ограничиваться нельзя, что нужно обязательно после длительной стоянки самолета снять и проверить со­ стояние топливного Фильтра. II действительно, когда Фильтр был снят, то фильтрующий элемент его оказал­ ся почти до половины забитым (закупо­ ренным) кристаллами снега, инея, вымерз­ шей воды в топливе. Обстоятельный ана­ лиз данного явления показал, что мы не учли некоторых особенностей эк­ сплуатации топливной системы в зимних условиях. А именно: зимой при изменении температуры и особенно при н и зк и х тем­ пературах из-за большой гигроскопично­ сти топлива происходит выпадание влаги п образование кристаллов льда. Больше то­ го. при длительной стоянке самолета с не- дозаправленными топливными баками на внутренних стенках их, как правило, образуется иней. Когда мы дозаправ­ ляем баки, этот иней омывается топ­ ливом и вместе с кристаллами льда, обра­ зовавшегося в результате гигроскопично­ сти топлива, при неоднократной прогонке двигателя (во время стоянки ) попадает на топливный Фильтр и закупоривает его. Это может привести к отказу в работе дви­ гателя в воздухе. Во избежание этого т я ­ желого происшествия топливный Фильтр проверяется регулярно во время длитель­ ной стоянки самолета. Категорически за­ прещается держать топливную систему са ­ молета недозаправл едной. Реактивные двигатели в эксплуатации и работе имеют огромнейшие преимущест­ ва перед поршневыми. В отличие от по­ следних они легко запускаются без пред­ варительного подогрева при н и зк и х темпе­ ратурах. Однако это не исключает наличия особенностей при обслуживании реактив­ ны х двигателей зимой, в частности, при за­ пуске и остановке двигателя. Авиаторы-североморцы, совершенствуя навыки в эксплуатации материальной ча­ сти . большое внимание уделяют обеспече­ нию надежности запуска двигателя с пер­ вой попытки . Перед тем. ка к запустить двигатель при пониженных температурах, техник самолета должен «прожигать» за­ пальные свечи. При этом второй авиаспе­ циалист наблюдает через реактивную тру ­ бу за факелами. При появлении факелов из запальных устройств выключается «зажигание в воздухе» и затем произво­ дится нормальный запуск. При запуске двигателя не нужно торо­ питься с открытием стоп-крана. Поспеш­ ность в этом деле при н и з к и х температу­ рах^ вследствие недостаточной раскрутки турбины от стартера может привести к резкому повышению температуры. И еще хуже — быстрое открытие стоп-крана, увеличивает подачу топлива и может за­ лить. погасить начальное пламя, сорвать запуск двигателя. Поэтому необходимо ча­ стично прикрыть стоп-кран и. выждав 1— 2 секунды, продолжать открывать стоп-кран по мере роста оборотов турби­ ны . Для надежного запуска двигателя при низких температурах рекомендуется так­ же лрикрыть заглушкой всасывающее со­ пло. оставляя для прохода воздухз неболь­ шую щель. После выхода двигателя на ре­ жим малого газа всасывающее сопло от­ крыть полностью. Затем прогрев н пробу двигателя произвести в обычном порядке. Остановку двигателя нужно производить после обязательного предварительного ох­ лаждения его на малых режимах. Эту осо­ бенность надо учесть как техническому, т а к и летному составу. Во избежание рез­ кого охлаждения двигателя после его оста­ новки необходимо сразу же установить за­ глушки на всасывающее сопло и реактив­ ный насадок. Соблюдение и строгое выполнение всех этих и других мероприятий и особенно­ стей эксплуатации реактивной техники зимой будет служить делу дальнейшего по­ вышения боеготовности авиационных под­ разделений. Офицер С. ПУДАКОВ. П р и к а з в Ы п о л н е н Дежурному телефонисту матросу Аверину сообщили о том, что прервана связь на одной из телефонных линий. Захватив с собой необходимый инструмент, воин вышел на выполнение за­ дания. Отыскать обрыв проводов, когда бьет в лицо резкий ветер со снегом и в десяти шагах ничего не видно, — дело не легкое. Но связь восстановить необходимо — таков приказ командира. Разгребая руками снег, матрос искал повреждение. Вот он обна^ ружнл один конец провода, затем другой. Соединив провода н проверив линию, воин усталый, но довольный, с чувством вы ­ полненного долга возвратился на свой пост. За образцовое выполнение задания командир об’явил матро­ су Аверину благодарность. Сержант Е. ЛАРИОНОВ. Офицеры обмениваются опытом работы В части состоялось совещание молодых офицеров с вопросом: обмен опытом рабо­ ты по воспитанию личного состава. На совещании с докладом выступил командир части. Он отметил, что многие офицеры приобрели богатый практический опыт по воспитанию матросов и старшин. К та­ ким относятся тт. Потаев, Борисов и многие другие. Офицер Потаев умело вос­ питывает и обучает подчиненных. В своей работе он всегда опирается на сержант­ ский состав и комсомольскую организа­ цию. Повседневная работа с сержантами, обучение и х методике проведения занятий по огневому делу, строевой и физической подготовке, отсутствие опеки способству­ ют развитию инициативы сержантов, по­ вышают их ответственность за выполне­ ние своих уставны х обязанностей. Подчи­ ненные лейтенанта Потаева добились зна­ чительных показателей в боевой и поли­ тической подготовке. Воины выполняют все учебные задачи успешно. Группа по­ литических занятий этого подразделения получила на проверке отличную оценку. Командир отметил также высокие успе­ хи личного состава одного из подразделе­ ний. Эти успехи во многом об’ясняются тем, что командир подразделения правиль­ но использует все формы воинского и по­ литического воспитания и обучения вои­ нов, правильно применяет дисциплинар­ ную практику. Одним из основных условии правильно­ го обучения и воспитания воинов являют­ ся личная примерность офицера в выпол­ нении уставны х обязанностей, его высо­ кая выучка и морская культура. Этого однако нельзя сказать об офицере Медве­ деве. Он допускает нарушения дисципли ­ н ы и, вполне понятно, для подчиненных примером не служит. В заключение командир поставил перед офицерами задачи по дальнейшему совер­ шенствованию воспитательной работы, как основы дальнейшего повышения бое­ вого мастерства, дисциплины и бдитель­ ности воинов. Офицер Федоров выступил на совеща­ нии и поделился с молодыми офицерами своим опытом. — В работе по воинскому и поли­ тическому воспитанию, — заявил тов. Федоров, — я опираюсь на партийную и комсомольскую организация. Через комму­ нистов и комсомольцев мы доводим до личного состава задачи боевой и полити­ ческой подготовки, добиваемся, чтобы каждый матрос добросовестно исполнял свои обязанности. Вопросы боевой подго­ товки обсуждались на партийных и ком­ сомольских собраниях, раз’яснялись в ин­ дивидуальных беседах с матросами. Вы ­ пускались боевые листки и стенные га­ зеты по отдельным огневым задачам. Изучение личного состава — важный участок в работе офицера с подчиненны­ ми. Нужно знать сильные и слабые сторо­ ны матроса и, исходя из этого, использо­ вать ту или иную ферму воспитательной работы. Основой основ всех успехов в работе офицера с личным составом яв­ ляется точное выполнение требований во­ инских уставов. Если офицер точно соб­ людает все уставные положения, он га­ рантирован от ошибок в служебной дея­ тельности. Поделились опытом работы молодые офицеры тт. Потаев, Борисов и другие. В своих выступлениях они основной упор делали на выполнение требований уста­ вов, изучение подчиненных, воспитание сержантов и старшин. Вместе с тем, они указали, что в подразделениях иногда мало помогают молодым офицерам, не учат их практике работы. Тов. Потаев, например, говорил, что ему порой прихо­ дилось идти своим путем, как говорят, ощупью, а ведь в подразделении есть опытные офицеры, которые могли бы ока­ зать своевременную помощь. В заключение выступил политработ­ ник. Он указал, что на офицеров Со­ ветской Армии и Военно-Морского Фло­ та возложены большие и почетные задачи — обучать и воспитывать защитников Советской Родины. Чтобы успешно ре­ шать эти задачи, офицеры должны по­ высить чувство ответственности за вы ­ полнение служебных обязанностей, в сво­ ей работе крепче опираться на коммуни­ стов и комсомольцев. Вечер прошел на высоком уровне и принес несомненную пользу. Молодые офицеры высказали пожела­ ние. чтобы такие мероприятия проводи­ лись чаще. Г. ВАСИЛЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz