На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 ноября 1954 г., № 278 (5120). Б ывалые воины - Ты — защитник своей великой Отчизны Морские рубежи! Суженными от напряжения гладами вглядываешься ты в подернутую легким синевато-серым туманом даль моря. Куда ни посмотришь — вода. вода. вода... Здесь нр поставишь полосатые пограничные столбы. Но все же почти физически осязаешь невидимую линию государствен ной границы Союза Советских Социали стических Республик. Ты стоишь на са мой крайней кромке своей любимой Роди ны ! За твоей спиной'на много тысяч ки лометров широко и вольготно (раскинулась родная страна — наша прекрасная и ве ликая Отчизна! Тебе поручили ее охра нять. Это сам^е ответственное за всю твою жизнь задание. Вдумайся только в значение слов — защитник Родины! Ты встал в наш строй, когда давно отгремели удары военной бурп. Я хочу поведать гебе, мой молодой друг, о боевых походах, о друзьях-товарищах, отстоявших в лихую годину родное Отечество от ино земного нашествия. Да будет потомству в пример их святая матросская верность своему долгу, их легендарная стойкость, их повергавшая в прах врагов пламен ная сыновняя любовь к Отчизне! ...Крошечный бугорок, от которого на чиналась земля Родины, героически за щищали шесть советских моря-ков во главе ? лейтенантом Фокиным. Неподалеку от высоткп чернел вдолбленный в камни пограничный столб. II сказал лейтенант, указывая на него рукой: — Допустим ли, товарищи, чтобы вцдг перешагнул через эту границу и вступил своим поганым копытом на нашу землю? — Не допустим! — отозвались бойцы в ответ своему командиру. II шестеро ге роев присягнули биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, как приказывали им с ч е с т ь , долг и чувство любви к Родине. Североморцы утратили счет времени. Кончались боеприпасы. Опустели пуле метные ленты. Гранатами сдерживали бешеный натиск врага. Но и гранаты уже на исходе. Вражеские атаки следовали одна за другой. И всякий раз, встреченные гра натами, в страхе откатывались гитлеров цы обратно. Опять жестокий минометный огонь фашистов обрушивался на горстку храбрецов. Но не было силы, которая могла бы столкнуть их с высотки. Муже ственные североморцы словно вросли в родную зоветскую землю. Вот что значит быть защитником своей великой Отчизны! Много замечательных примеров самоот верженного служения Родине вписали североморцы в летопись морской славы в годы Великой Отечественной войны. ...Декабрьской ночью несколько наших торпедных катеров вышли на перехват каравана противника, направлявшегося в один из северных портов. Старшин лейте нант Георгий Паламарчук повел свой ка тер на вражеский корабль, который сразу же открыл сильный заградительный огонь. Из орудий главного калибра фаши сты били по воде, стараясь преградить пу ть катеру. Почти одновременно напе ререз пошли вражеские охотники, при крывая караван дымовой завесой. Но сей час уже ничто не могло помешать стар шему лейтенанту и его матросам. Никакой огонь не мог сбить и х с намеченного пути . Отоя на мостике, офицер видел перед собой силуэт крупного фашистского корабля. Прорвав плотную завесу заградительно го огня, Георгий Паламарчук подошел к кораблю противника на предельно близ кую дистанцию и дал торпедный залп. Враг усилил огонь. Неистово били фа шистские миноносцы, неожиданно поя вившиеся из-за дымовой завесы, и начали замыкать катер в кольцо. Старший лей тенант знал об этом из докладов боцма на. Он приказал прибавить «газу». А т у т , как на грех, несколько прожектор ны х лучей осветили катер. Светящиеся трассы неумолимо приближались к кате ру. С грохотом рвались кругом снаряды, осколки со свистом летели через головы моряков. Один из снарядов попал в маши ну, но моторы продолжали работать. Несколько снарядов разорвалось около борта катера, и командир почувствовал острую боль в обеих ногах. Усилием воли он заставил себя перебороть подступив шую слабость и продолжал управлять катером. Лишь позже, когда впереди уже угады вались родные берега, старший лейте нант Георгии Паламарчук передал ш тур вал боцману Колобову, а сам ту т же в рубке опустился на мокрые паёлы. От потери крови он чувствовал непреодоли мую слабость. Торпедный катер пришел в базу. Командир нашел в себе силы встать на ноги. Матросы помогли ему подняться в турель, и он поблагодарил экипаж за отличную службу. Теперь только он с облегчением подумал, что сделал все, что требовал воинский долг. За этот подвиг, проявленный в боях за любимую Родину, старший лейтенант Георгий Паламарчук удостоен звания Героя Советского Союза. В годы войны мне довелось служить на одном из миноносцев Северного флота. Во многих боях участвовал наш корабль. Особенно запомнился мне один из похо дов. Мы вышли на свободную охоту в открытое морс. Темная ночь почти пол ностью исключала визирное наблюдение. Наибольшее напряжение выпало на долю радиометристов старшины 1 статьи Алек сандра Сегелп. Нм удалось обнаружить плавающий предмет. Командир корабля офицер Рябченко направпл миноносец в сторону цели. Это оказалась вражеская подводная лодка в позиционном положе нии. Расстояние до нее было очень не большое. Командир принял решение т а ранить лодку противника. Каждый из членов экипажа в эти секунды словно слился в единый живой организм с род ным кораблем. Удар! Лодка стала погру жаться, оставляя на поверхности пятна соляра. Глубинными бомбами мы добили врага. О нашей победе узнали из сводки Совинформбюро все -советские люди. Так было в боях. Но и сейчас, в мир ные дни. охрана священных рубежей От чизны также требует от нас самоотвер женности, мужества, высокой организо ванности, крепкой дисциплины и мастер ства. Помни, враг не дремлет, он всеми силами готовится к войне, ищет повод, чтобы напасть на нас внезапно. Будь зо рок, всегда держи оружие и технику на готове для сокрушительного отпора агрес сору. Учись у своих старших товари щей революционной бдительности. В при казе Министра Обороны СССР от 7 нояб ря 1 9 5 4 года ты прочитал: «В интересах безопасности своей со циалистической Родины нам необходимо и впредь проявлять высокую бдитель ность, совершенствовать боевую и поли тическую подготовку всех родов войск и настойчиво укреплять могущество наших Вооруженных Сил, чтобы всегда быть го товыми дать решительный отпор любому агрессору». Это требование Министра — требова ние нашего государства, нашего великого советского народа, и оно должно быть за коном для каждого воина страны социа лизма. На кораблях, в подразделении, где ты служишь, есть Доска отличников боевой и политической подготовки. Тебе не- раз приходилось видеть, разговаривать с те ми, чьи фотографии помещены на Доске. По ним равняйся, у них учись. Отлич ники, классные специалисты — герои учебных будней, лучшие защитники своей великой Отчизны. Перенимай их опыт и знания, становись таким хе. ; Защитник Родины! Нет выше л почет ней обязанности у гражданин* СССР! Отныне ты в ответе за мирный труд гор няков Донбасса, .металлурге® Урала, ма шиностроителей' Ленинграда, юношей и девушек, осваивающие целину. О тебе, своем надежном защитнике, с любовью говорит только вступающий в жизнь первоклассник н убеленный сединой кад ровый рабочий, участник октябрьских' боев, молоденькая сельская учительница и скупой на слано-хлебороб, на практике познающий^ лру|рость мичуринской науки. Дорожи т * высоки* ййерием и на родной любой*. СзттрЕ, как велика те перь твоя 'ответственность за каждый поступок. Если ты совершишь промах, поступишь не так, как. |ОЛ*Жен поступать советский воин. — вина твоя черным пятно* ляжет не тодько на тввю совесть, она осрамит и товарищей твоих' по ко раблю или по части. На корабле и на бе регу — всегда и везде помни: ты совет ский воин, защитник своей великой От чизны . Делом, примерной службой оправ дай высокую честь, оказанную тебе наро- Мичман В. РЫБЧЕНКО. Военкоры сообщают Бдительно несут ходовую вахту На вахту заступил сигнальщик Генна дий Шлыков. Он тщательно ознакомил ся с обстановкой на море, потом проверил семафорные флажки и световую сигнали зацию. Доложив вахтенному офицеру о заступлении на вахту, тов. Шлыков об ращает свое внимание на бдительное наб людение за морем и воздухом. Корабль, направляемый твердой рукою рулевого матроса Акименко, идет в кро мешной темноте вперед, точно по заданно му курсу. Сигнальщик Шлыков знает, что в подобных метеорологических условиях требуется особая бдительность. О всем за меченном он докладывает своевременно и точно. Командир остался доволен (работой моряка. — Я люблю свою специальность, буду классным специалистом. — сказал од нажды старательный моряк. Слово с делом у Шлыкова не расходит ся. Недавно он сдал экзамены на специа листа второго класса. Являясь командиром отделения. Шлыков свой опыт и знания умело передает подчи ненным. стремясь воспитать их мастерами военного дела. II в этом он имеет немалые успехи. Моряки его отделения бдительно несут ходовую вахту и служат Родине так. ка к требуют Присяга и уставы . Командование высоко оценило ревност ную службу старшины Шлыкова. За от личные успехи в боевой и политической подготовке он поошпен внеочередным краткосрочным отпуском. Старший матрос В. ЧЕРНОМОРЕЦ. Передовой водитель Всегда готов выполнить любое задание командира водитель автомашины, отлич ник боевой и политической подготовки рядовой Соколов. Возвратившись из рейса, он тщательно осматривает автомашину, своевременно устраняет обнаруженные им недостатки и только после этого ста вит машину на место стоянки. За отличное знание автомобиля, за ус пехи в бое-вой и политической подготовке командир предоставил примерному воину внеочередной краткосрочный отпуск. Рядовой А. БЕЛЯВИЧУС. Особенности эксплуатации реактивного истребителя зимой Воины-строители в гостях у моряков Наш корабль посетили воины-строите ли. Тепло встретили моряки своих доро гих гостей, которые познакомились с боевой техникой корабля, с учебой и бы том личного состава. Вот гости посмотрели машинно-ко тельное отделение. Их интересовало здесь все: к а к работают механизмы, -как их обслуживают машинисты. — За кормой нашего корабля много пройденных миль, — отвечая на вопро сы воииов-строителей, сказал старшина 1 статьи Кондратьев. — II во всех похо дах техника работала .безотказно, ее уме ло эксплуатируют наши классные спе циалисты. отличники боевой и полити ческой подготовки Цветков, Борисов, Гле бов и другие. * После осмотра корабля воины-строите ли рассказали морякам о своей службе, о достижениях в труде. Уходя с корабля, они поблагодарили матросов и старшин за теплое гостеприимство и пожелали им еще лучших успехов в боевой и полити ческой подготовке. Матрос Г. МАКОВ. “О* Всегда готовы открыть огонь Заслуженным авторитетом у личного состава корабля пользуется отличник бое вой и политической подготовки, классный специалист старшина 2 статьи Петр Гло тов. Он является командиром отделения комендоров. За безупречную службу тов. Глотов имеет много поощрений. Комсо мольцы оказали воину большое доверие, избрав его членом бюро комсомольской ор ганизации корабля. Свой опыт и знания старшина 2 ста тьи Глотов повседневно передает своим подчиненным, воспитывая у них сме лость, инициативу и находчивость. Опыт ный специалист добивается того, чтобы его расчет в любую минуту был готов открыть меткий огонь. Недавно корабль находился в море. Во ины знают, что каждый поход надо ис пользовать с наибольшей пользой для от работки практических навыков. Поэтому настойчиво и упорно они готовились в предстоящим стрельбам. Корабль быстро шел заданным курсом. Все моряки четко выполняли свои обя занности, каждый бдительно нес вахту, готовый выполнить любой приказ коман дира. Прозвучал сигнал. Личный состав за нял свои места. Подчиненные старшины 2 статьи Глотова быстро приготовили механизмы к действию. Прозвучала коман да: — Огонь! Расчет старшины 2 статьи Глотова точно поразил цель. Стрельба была вы полнена успешно. Н. СТЕПАНОВ. С та л отличником Занятие проходило в поле. Командир от деления сержант Огородник увидел, что рядовой Захаров, несмотря на все стара нии*. не мог правильно выполнить оужей- ныё приемы. Сержант подошел к солдату, взял у него мз р у к оруасие и сказал: — Смотрите и запоминайте, как буду делать я. Воин внимательно следил за действиями командира, а затем под его наблюдением несколько раз повторял показанное. Те перь. Захаров выполнил приемы более чет ко и уверенно. Вскоре состоялись практические стрель бы. На огневой рубеж вышел рядовой Захаров. По команде «огонь» он спокойно, как учнл командир, нажал на спусковой хрючок н выстрелил. Все пули попали в. цель. Шло время, и рядовой Захаров продол жал изо дня в день повышать военные и политические знания. Настойчивость дала отрадные результаты: Захаров стал от личником боевой и политической подго товки. Рядовой А. СЕМАШКИН. За примерную службу — более 30 поощрений Младший сержант Чу ре- пн — отличный специа лист и отзывчивый това рищ. Он с первых дней службы настойчиво изу чает вверенную ему тех нику, неустанно совер шенствует военные и по литические знания. Благо даря упорному труду и высокой дисциплиниро ванности передовой воин добился высоких показа телей в боевой и по литической подготовке. За успехи в учебе и службе младший сержант Чуреин имеет более 3 0 по ощрений от командования. Матрос И. ФИЛИППЕНКОВ. В отличном состоянии содержит свое заведывание матрос Вячеслав Загирный. Он служит примером в учебе и службе для многих моряков корабля. Честная и добросовестная служба ком сомольца Загирного отмечена рядом бла годарностей. Н А С Н И М К Е : матрос Вячеслав За- гнрный на вахте у турбоциркуляционного насоса. Фото И. Никишова. Полярная зима вступила в свои права. Крепчают морозы, иней густой пеленой покрывает самолеты. Снегопады, метель, поземка все чаще заносят стоянки. Все это сиздает для авиаторов дополнительные трудности в эксплуатации материальной части. Как-то, придя на аэродром, воины ста ли очищать самолет от снега. Вдруг от личный авиационный специалист Павлюк услышал с т у к по обшивке крыла. Это один из товарищей, обнаружив на обшивке крыла ледяную корку, пытался ее уда лить постукиванием деревянной бобышкой. Павлюк сделал ему замечание. — Вы должны знать. — обратился он к авиатору. — что если обшивка само лета обледенела и покрылась хотя и в незначительных местах льдом, то этот лед нужно удалять не скребками и постукива нием, ка к вы делаете, а горячим воздухом от специальных подогревателей, с последу ющим удалением подтаявшего льда мягкой ветошью или волосяной щеткой. В этом со стоит одна из особенностей эксплуатации самолета зимой. Спустя несколько минут ледяная корка с обшивки самолета была удалена с по мощью подогревателя. Но этот случай по служил поводом к тому, что с молодыми войнами- авиаторами подразделения были проведены дополнительные занятия по изучению правил эксплуатации матери альной части в зимних условиях. Этих правил нельзя забывать, ибо нарушение их может привести в тяжелым послед ствиям. Однажды цо приказу командира нужно было срочно отбукстю вать самолеты. Тех нический состав, быстро расчехлив самоле ты , в максимально короткое время выпол нил поставленную перед ним задачу. Толь ко один самолет остался на стоянке, а во круг него суетился механик. На самолете оказалась незаряженной воздушная систе ма, и ее нужно было зарядить прежде, чем буксировать самолет. — Воздухозаправщика сюда! — подав соответствующий знак руками, прокричал на всю стоянку механик, а сам.* соскочив с лесенки, быстро открыл лючок и снял заглуш ку зарядного штуцера. Т у т под’ехал и воздухозаправщик. Механик схватил за рядный шланг,' поворотом ручки вставил его соединяющий фланец в зарядный ш ту цер самолета и скомандовал: «Дать воз дух!». Но воздух в систему самолета не пошел. Тогда механик вскочил по лесенке в кабину летчика и, убедившись в том, что стрелка манометра воздушной сети стоит на нуле, начал давать замечания шоферу, что тот. якобы, приехал на стоянку с не заправленной системой. Механик понимал, что виной всему явился он сам, т . к . своевременно не снял, не разобрал и не просушил воздушный фильтр, который с наступлением морозов замерз и теперь задержал вылет самолета. Но он не хотел эту вину брать на себя и попытался, как говорится, свалить ее с больной головы на здоровую. Он не нашел в себе мужества признать ошибку и об’яс* нить ее летчику. Механик потребовал дру гого воздухозаправщика. надеясь все же, что ему удастся силой давления сжатого воздуха пробить замерзший воздушный фильтр. Он быстро, ка к и в первый раз. без продувки (в этом он допустил еще од ну ошибку) присоединил шланг воздухо заправщика и вторично скомандовал: «Дать воздух!». Но стрелка манометра да же не шевельнулась. — Отсюда вывод. — говорит отличник боевой и политической подготовки Пазлюк молодым воинам, — нужно периодически снимать, разбирать и просушивать воз душный фильтр, и прежде, чем заряжать систему воздухом, необходимо всегда и осо бенно зимой предварительно продуть за рядный шланг, чтобы предотвратить попа дание снега, кристаллов, воды на фильтр и замерзание его. — А ка к же проверить состояние фильтра, — обратился с вопросом моло дой воин, — если воздушная система са молета заряжена полностью и ее не нуж но дозаряжать? — Вот именно, чтобы своевременно удо стовериться в исправности воздушного фильтра при полностью заряженной систе ме и не буксировать самолет с замерзшим Фильтром на старт, — последовал ответ опытного техника. — для этого, во-пер вых. можно легко стравить давление в се ти оиробыванпем. например, работы тор мозной системы. II тогда, подсоединив шланг воздухозаправщика. можно прокон тролировать, что при исправности фильтра воздушной сети самолета стрелка маномет ра сети поднимается до установленной нор мы. давление воздуха в сети самолета и в воздухозаправщикс уравняется. Во-вто ры х . исправность фильтра воздушной сети перед полетами можно проверить более про сто. Для этого необходимо подсоединить за рядный шланг воздухозаправщика к борто вому штуцеру самолета и открыть кран наполнения кабины . Если воздух пойдет, значит Фильтр исправный ft не замерз. Особого ухода в зимних условиях тре бует тормозная система. Чтобы предотвра тить ее отказы, необходимо всегда при стоянке самолета, кроме своевременного выполнения всех регламентных работ но тормозной системе и органам приземления, тормозные колеса содержать под чехлами. В случае метели, поземки они прегражда ют попадание снега в тормозные барабаны и на тормозные колодки, и техническому составу не придется перед каждым летным днем снимать колеса и вычищать оттуда снег или лед. Мы иногда наблюдали такую картину, когда самолет, сделав одну посад ку. при выруливании на повторный вылет не разворачивается. Между тем, на нем ис правные тормозные колодки и т . д. Оказы вается, в тормозной барабан во время сто янки самолета и подготовки его к повтор ному вылету попат снег, который затем растаял и по море охлаждения колеса пре вратился в ледяную корку, что и резко снизило тормозные качества органов при земления. В таки х случаях летному со ставу нужно выруливать на повторный вылет не спеша, плавно притормозив оба колеса. Это несколько нагреет колесо, рас плавит лед в тормозном барабане. Эффективность тормозов самолета зимой снижается за счет снежного покрова взлет но-посадочной полосы. Поэтому ее посыпа ют песком. Для того, чтобы самолет слу шался тормозов, авиаспециалистам нужно также следить за состоянием передней стойки и носового колеса, которые играют важную роль при разворотах самолета вправо или влево. Требуется, чтобы ма сленки носовой стойки, механизма и сто пора колеса всегда были набиты смазкой и чисты от снега и льда. В противном сл у чае стопор переднего колеса работать не будет, а летчик не сможет, пользуясь тор мозами. развернуть самолет в нужном на правлении. Зимние условия в Заполярье требуют от технического состава систематического и тщательного контроля за качеством топли ва и состоянием топливной системы само лета. Обычно перед каждым летным днем необходимо осматривать состояние топлив ной системы и ее об’екты , выяснять, нет ли где течи, сливать отстой топлива и про верять, не цопали ли в топливо кристаллы снега, льда пли других примесей, прове рить чистоту дренажных трубок системы, выходящих за обшивку фюзеляжа. Безупречно выполняя указания и на ставления по эксплуатации, инженерно- технический состав подразделения перио дически не только производит анализ за правленного в самолет топлива, беря его для этого из сливных точек, но и меняет топливный фильтр. Все это положительно сказывается на работе авиационной тех ники. Однажды был такой случай. Закончился летный день, и на самолете были выпол нены необходимые работы. В числе пх был снят и проверен топливный фильтр. Через установленный промежуток времени произ водилась только лишь прогонка двигателя. П вот, спустя несколько дней, самолет был запланирован на полеты. Произведя пред полетную подготовку, решпли, что посколь ку самолет не летал и топливный фильтр уже снимался после минувшего летного дня. остановиться на проверке качества топлива, удалив отстой из сливных точек системы. Топливо оказалось кондицион ным и соответствовало требованию! эк сплуатации. Но чувство ответственности за порученное дело подсказало, что одной проверкой качества топлива при данных обстоятельствах ограничиваться нельзя, что нужно обязательно после длительной стоянки самолета снять и проверить со стояние топливного Фильтра. II действительно, когда Фильтр был снят, то фильтрующий элемент его оказал ся почти до половины забитым (закупо ренным) кристаллами снега, инея, вымерз шей воды в топливе. Обстоятельный ана лиз данного явления показал, что мы не учли некоторых особенностей эк сплуатации топливной системы в зимних условиях. А именно: зимой при изменении температуры и особенно при н и зк и х тем пературах из-за большой гигроскопично сти топлива происходит выпадание влаги п образование кристаллов льда. Больше то го. при длительной стоянке самолета с не- дозаправленными топливными баками на внутренних стенках их, как правило, образуется иней. Когда мы дозаправ ляем баки, этот иней омывается топ ливом и вместе с кристаллами льда, обра зовавшегося в результате гигроскопично сти топлива, при неоднократной прогонке двигателя (во время стоянки ) попадает на топливный Фильтр и закупоривает его. Это может привести к отказу в работе дви гателя в воздухе. Во избежание этого т я желого происшествия топливный Фильтр проверяется регулярно во время длитель ной стоянки самолета. Категорически за прещается держать топливную систему са молета недозаправл едной. Реактивные двигатели в эксплуатации и работе имеют огромнейшие преимущест ва перед поршневыми. В отличие от по следних они легко запускаются без пред варительного подогрева при н и зк и х темпе ратурах. Однако это не исключает наличия особенностей при обслуживании реактив ны х двигателей зимой, в частности, при за пуске и остановке двигателя. Авиаторы-североморцы, совершенствуя навыки в эксплуатации материальной ча сти . большое внимание уделяют обеспече нию надежности запуска двигателя с пер вой попытки . Перед тем. ка к запустить двигатель при пониженных температурах, техник самолета должен «прожигать» за пальные свечи. При этом второй авиаспе циалист наблюдает через реактивную тру бу за факелами. При появлении факелов из запальных устройств выключается «зажигание в воздухе» и затем произво дится нормальный запуск. При запуске двигателя не нужно торо питься с открытием стоп-крана. Поспеш ность в этом деле при н и з к и х температу рах^ вследствие недостаточной раскрутки турбины от стартера может привести к резкому повышению температуры. И еще хуже — быстрое открытие стоп-крана, увеличивает подачу топлива и может за лить. погасить начальное пламя, сорвать запуск двигателя. Поэтому необходимо ча стично прикрыть стоп-кран и. выждав 1— 2 секунды, продолжать открывать стоп-кран по мере роста оборотов турби ны . Для надежного запуска двигателя при низких температурах рекомендуется так же лрикрыть заглушкой всасывающее со пло. оставляя для прохода воздухз неболь шую щель. После выхода двигателя на ре жим малого газа всасывающее сопло от крыть полностью. Затем прогрев н пробу двигателя произвести в обычном порядке. Остановку двигателя нужно производить после обязательного предварительного ох лаждения его на малых режимах. Эту осо бенность надо учесть как техническому, т а к и летному составу. Во избежание рез кого охлаждения двигателя после его оста новки необходимо сразу же установить за глушки на всасывающее сопло и реактив ный насадок. Соблюдение и строгое выполнение всех этих и других мероприятий и особенно стей эксплуатации реактивной техники зимой будет служить делу дальнейшего по вышения боеготовности авиационных под разделений. Офицер С. ПУДАКОВ. П р и к а з в Ы п о л н е н Дежурному телефонисту матросу Аверину сообщили о том, что прервана связь на одной из телефонных линий. Захватив с собой необходимый инструмент, воин вышел на выполнение за дания. Отыскать обрыв проводов, когда бьет в лицо резкий ветер со снегом и в десяти шагах ничего не видно, — дело не легкое. Но связь восстановить необходимо — таков приказ командира. Разгребая руками снег, матрос искал повреждение. Вот он обна^ ружнл один конец провода, затем другой. Соединив провода н проверив линию, воин усталый, но довольный, с чувством вы полненного долга возвратился на свой пост. За образцовое выполнение задания командир об’явил матро су Аверину благодарность. Сержант Е. ЛАРИОНОВ. Офицеры обмениваются опытом работы В части состоялось совещание молодых офицеров с вопросом: обмен опытом рабо ты по воспитанию личного состава. На совещании с докладом выступил командир части. Он отметил, что многие офицеры приобрели богатый практический опыт по воспитанию матросов и старшин. К та ким относятся тт. Потаев, Борисов и многие другие. Офицер Потаев умело вос питывает и обучает подчиненных. В своей работе он всегда опирается на сержант ский состав и комсомольскую организа цию. Повседневная работа с сержантами, обучение и х методике проведения занятий по огневому делу, строевой и физической подготовке, отсутствие опеки способству ют развитию инициативы сержантов, по вышают их ответственность за выполне ние своих уставны х обязанностей. Подчи ненные лейтенанта Потаева добились зна чительных показателей в боевой и поли тической подготовке. Воины выполняют все учебные задачи успешно. Группа по литических занятий этого подразделения получила на проверке отличную оценку. Командир отметил также высокие успе хи личного состава одного из подразделе ний. Эти успехи во многом об’ясняются тем, что командир подразделения правиль но использует все формы воинского и по литического воспитания и обучения вои нов, правильно применяет дисциплинар ную практику. Одним из основных условии правильно го обучения и воспитания воинов являют ся личная примерность офицера в выпол нении уставны х обязанностей, его высо кая выучка и морская культура. Этого однако нельзя сказать об офицере Медве деве. Он допускает нарушения дисципли н ы и, вполне понятно, для подчиненных примером не служит. В заключение командир поставил перед офицерами задачи по дальнейшему совер шенствованию воспитательной работы, как основы дальнейшего повышения бое вого мастерства, дисциплины и бдитель ности воинов. Офицер Федоров выступил на совеща нии и поделился с молодыми офицерами своим опытом. — В работе по воинскому и поли тическому воспитанию, — заявил тов. Федоров, — я опираюсь на партийную и комсомольскую организация. Через комму нистов и комсомольцев мы доводим до личного состава задачи боевой и полити ческой подготовки, добиваемся, чтобы каждый матрос добросовестно исполнял свои обязанности. Вопросы боевой подго товки обсуждались на партийных и ком сомольских собраниях, раз’яснялись в ин дивидуальных беседах с матросами. Вы пускались боевые листки и стенные га зеты по отдельным огневым задачам. Изучение личного состава — важный участок в работе офицера с подчиненны ми. Нужно знать сильные и слабые сторо ны матроса и, исходя из этого, использо вать ту или иную ферму воспитательной работы. Основой основ всех успехов в работе офицера с личным составом яв ляется точное выполнение требований во инских уставов. Если офицер точно соб людает все уставные положения, он га рантирован от ошибок в служебной дея тельности. Поделились опытом работы молодые офицеры тт. Потаев, Борисов и другие. В своих выступлениях они основной упор делали на выполнение требований уста вов, изучение подчиненных, воспитание сержантов и старшин. Вместе с тем, они указали, что в подразделениях иногда мало помогают молодым офицерам, не учат их практике работы. Тов. Потаев, например, говорил, что ему порой прихо дилось идти своим путем, как говорят, ощупью, а ведь в подразделении есть опытные офицеры, которые могли бы ока зать своевременную помощь. В заключение выступил политработ ник. Он указал, что на офицеров Со ветской Армии и Военно-Морского Фло та возложены большие и почетные задачи — обучать и воспитывать защитников Советской Родины. Чтобы успешно ре шать эти задачи, офицеры должны по высить чувство ответственности за вы полнение служебных обязанностей, в сво ей работе крепче опираться на коммуни стов и комсомольцев. Вечер прошел на высоком уровне и принес несомненную пользу. Молодые офицеры высказали пожела ние. чтобы такие мероприятия проводи лись чаще. Г. ВАСИЛЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz