На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

23 ноября 1954 г., Ki 277 (5119). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь СМЕЛЫЕ И РЕШИТЕЛЬНЫЕ — Завтра мы должны выйти в море для выполнения сложной и ответственной задачи, — вызвав офицера к себе в каю­ ту , сказал командир корабля. — Успех в решении этой задачи во многом зависит от того, насколько грамотно и умело бу­ дут обслуживать боевую технику воины вашего подразделения, насколько точно каждый матрос и старшина будет дер­ жать заданное число оборотов главных турбин, соблюдать режим работы всех действующих на походе механизмов. Многие подчиненные офицера — члены ВЛКСМ. В тот же день но его совету в подразделении было проведено совещание комсомольского актива, на к-отором при­ сутствовали и коммунисты. Они помогли членам бюро правильно спланировать ра­ боту. направить все усилия комсомольцев на успешное выполнение поставленной за­ дачи. Исходя из критических замечаний и предложений, которые были высказаны на этом совещании, члены бюро провели ряд хороших мероприятий. Так, тт. Мой- кин и Стрешкин побеседовали на боевых постах с матросами, которым придется впервые нести самостоятельную ходовую вахту, поделились с ними своим опытом, рассказали о достижениях лучших специ­ алистов корабля. По инициативе членов бюро перед вы ­ ходом в море в группах подразделения были выпущены боевые листки, написа­ ны призывы. Классные специалисты старшие матросы Бровко, Майданюк. Ва- сильев и другие отлично подготовили мзтериальную часть к походу, быстро привели свои боевые посты в полный порядок. Они личным примером вооду­ шевляли молодежь на усердную подго­ товку к выходу в море. Вся эта работа бы­ ла направлена на воспитание у молодых воинов твердой воли, боевой активности, инициативы, способности к умелым и ре­ шительным действиям. Равняясь на передовиков, неплохо справились со своими обязанностями мо­ лодые специалисты, которым приходилось впервые участвовать в штормовом похо­ де. Много и настойчиво поработали по подготовке боевых механизмов, например, котельные машинисты комсомольцы Голо­ ванов и Коноплев. С помощью старшины 2 статьи Мойкина эти товарищи успеш ­ но выполняли свои обязанности на похо­ де, грамотно и умело обслуживали меха низ мы. Но особенно четкой и слаженной рабо той отличалось в этом походе отделение классного специалиста старшины 2 ста тьц Коновалова. Его подчиненные комсо мольцы Лупанов, Капустин и другие, не смотря ни на какие трудности, старатель­ но и инициативно несли ходовую вахту проявили высокую бдительность, способ­ ность к умелым и решительным действи­ ям. Об этом свидетельствует следующий факт. Во аремя форсированной работы ко­ тельной установки потребовалось заменить водомерное стекло. Первым включился в дело комсомолец Лупанов. Не медля ни од­ ной секунды, он быстро перекрыл соответ­ ствующие краники и заменил стекло. При этом форсированная (работа котла не пре­ кращалась. Хорошую сметку и находчивость проя­ вил на ходовой вахте матрос Корнев. На походе неожиданно сработал быстрозапор­ ный клапан нефтяного насоса. Это грози­ ло серьезными последствиями. Но хорошо натренированный, инициативный матрос не растерялся. Он с помощью тов. Коноп­ лева быстро произвел необходимые перек­ лючения. Найдя причину задержки, вои­ ны т у т же устранили ее. Вместе с котельными машинистами хо- рошо несли ходовую вахту машинисты- турбиннсты , электрики и трюмные. Все они успешно справились с поставленной перед ними задачей, заслужили высокую оценку командира корабля. Вечером после похода об опыте рабо­ ты лучших специалистов комсомольцы рассказали в кубрике своим сослуживцам, призвали их еще настойчивее совершен­ ствовать свои военные знания. Старший лейтенант В. ЕМЕЛЬЯНОВ. Индивидуальная работа с моряками Молодой матрос Неварко зарекомендо­ вал себя дисциплинированным и любо­ знательным воином. Серьезно он взялся за изучение сложной специальности ра­ диотелеграфиста и добился известного ус­ пеха. В один из выходных дней моряк уволился на берег. Командир был уве­ рен, что комсомолец Неварко культурно прозедет-свой отдых и без замечания воз­ вратится на корабль. Но случилось не так. Вахтенный у трапа задержал матроса Неварко, который пытался грубо нару­ ш и ть требования Корабельного устава. Комсомольцы не прошли мимо этого факта. Было назначено заседание бюро. Оно сурово осудило проступок Неварко, указало ему на недопустимость подобных нарушений. потребовало от моряка на­ стойчивой учебой и примерной дис­ циплиной искупить свою вину. Но этим не ограничились члены бюро. Они следи­ ли за поведением матроса, воспитывали его на конкретных поручениях. Кроме то­ го, с молодыми воинами провели беседы о требованиях уставов и Присяги. Комсомолец осознал свой проступок и сейчас показывает пример в учебе и дис­ циплине. Вот другой пример. Матрос Старопопов, придя на корабль, слабо справлялся с обязанностями сигнальщика. Особенно трудно давался ему прием светограмм. Когда же проводились занятия по спе­ циальности, матрос не вел записей, плохо слушал об’яснения руководителя, а на воп­ росы отвечал путано и неточно. Бюро заинтересовалось поведением это­ го воина и вскоре пригласило на вечер от­ личников макроса Староиопова и других молодых моряков. чтобы они услышали рассказы передовых воинов о службе на флоте, о том, как они добились успехов в учебе. Особенно интересным было выступле­ ние классного специалиста комсомольца Румянцева. Он рассказал о первых днях своей службы на флоте. После нескольких выступлений о тл и ч ­ н и к о в боевой и политической учебы по­ просили слово и молодые воины, среди них был Старопопов. Он признал свою ошибку и дал обещание быть дисципли­ нированным, во всем следовать примеру отличников. Для молодых воинов бюро проводило встречи с ветеранами подразделения, с классными специалистами и другие меро­ приятия, которые способствуют воспита­ нию и обучению молодых матросов. Старшина 2 статьи Ю. ГУРНИН. Передовики учёбы делятся опытом Наша комсомольская/организация вос­ питывает у молодежи любовь в технике, стремление овладеть ею в совершенстве. Было проведено комсомольское собрание, где обсужден вопрос о борьбе за личную примерность членов ВЛКСМ в подготовке материальной части в действию. На ^ нем много говорилось о том, что техникой на­ до овладеть в совершенстве. По поручению бюро передовики учебы и службы беседовали с отстающими в уче­ бе товарищами, передавая им своп знания и опыт. Выпускались боевые листки, пос­ вященные службе лучш и х специалистов. Комсомольцы Соловьев, Михайленко, Авдеев и другие показывают пример в подготов­ ке материальной части к действию. Своими хорошими делами комсомольцы подразделения мобилизуют молодежь на успешное овладение современной боевой техникой. Гвардии матрос А. ДАВЫДОВ. радиоактивного заражения людей, боевой техники, продовольствия и т . д. Дозиметрические приборы сравнительно просты по устройству и в обращении. В соответствии с назначением полевые дозиметрические приборы можно разделить на индикаторы, рентгенометры. дозиметры и радиометры (см. рисунок). Индикаторы представляют собой про­ стейшие приборы, которые используют для обнаружения радиоактивных излучений. С помощью такого прибора можно устано­ вить наличие заражения, определить ори­ ентировочно уровень радиации и границы зараженных участков. Основным прибором радиационной раз­ ведки является рентгенометр, который применяется для измерения уровней ра­ диации в зараженных районах. Если мы определим с помощью этого прибора уро­ вень радиации в зараженном районе, то, зная время пребывания солдата на этом участке местности, можно подсчитать и примерную дозу радиации (дозу облуче­ ния ), которую мог он получить. Дозиметры применяются зля определе­ ния ю зы радиации, полученной личным составом за все время пребывания на за­ раженном участке. Существуют дозиметры, предназначенные для группового и инди­ видуального контроля облучения личного состава при работах на зараженном уча ­ стке. Четвертым классом дозиметрических приборов являются радиометры, которые служ ат для измерения степени заражения поверхностей различных предметов и опре­ деления степени зараженности продоволь­ ствия воды, воздуха. Дозиметрический контполь заражения личного состава и предметов вооружения производится имен­ но этим прибором. Радиационная разведка ведется путем непрерывного радиационного наблюдения я с помощью специально подготовленных дозиметристов, включаемых в состав под­ разделений разведки. Радиационное наблюдение ведется спе­ циально подготовленными воинами в рай­ оне расположения пли действия своих под-, разделений. Наблюдение осуществляется путем периодического и внеочередного включения дозиметрических приборов и периодического обследования местности. Дозиметристов следует высылать для об­ следования района действий войск или отдельных направлений с целью обнару­ жения радиоактивного заражения, раз­ ведки обнаруженных зараженных участ­ ков, а также с целью первоначального об­ следования района атомного взрыва. Дози­ метристы должны своевременно обнару­ жить и обозначить зараженные участки , определить уровни радиации зараженных участков, а также отыскать пути обхода зараженных участков и очагов с высоки­ ми уровнями радиации. При обнаружении радиоактивного зара­ жения зараженные участки местности обозначаются предупредительными знака­ ми. В качестве знаков могут использо­ ваться желтые и красные флажки на ме­ таллических стержнях, а при их отсутст­ вии — фанерные щиты , на которых де­ лаются соответствующие надписи. При постановке предупредительных знаков отдельно отмечаются границы участка заражения, участка сильного за­ ражения и участка опасного заражения. Эти участки отмечаются различными зна* ками. Границы зараженного участка ограждаются желтыми флажками, сильно­ го заражения — красными, а опасного — красными и желтыми, поставленными ря­ дом. Чтобы исключить влияние радиоактив­ ного излучения с поверхности зараженно­ го грунта или различных об’ ектов, изме­ рения с помощью радиометров нужно про­ изводить только в незараженном районе. Радиационная разведка является одним m важнейших мероприятий по противо­ атомной защите. Она позволяет своевре­ менно ппинять эффективные меры для за­ щиты личного состава от поражения ра-' диоактивными веществами. Инженер-майор А. ДОВДФЕЕВ, кандидат технических наук. Большим уважением на корабле поль­ зуется кок-инструктор член КПСС мич­ ман Филипп Иванович Стрибуль. З а ссою службу он обучил своей специальности многих матросов, которые с большой теп­ лотой отзываются о своем учителе. Н А С Н И М К Е (слева направо): кок- инструктор мичман Ф . Стрибуль дает ука­ зания по приготовлению пищи молодому коку матросу Г. Кучеру. Фото И. Никишова. Трудолюбивый м а тр о с Обязанности истопника образцово вы ­ полняет комсомолец старший матрос Ни­ колай Семенов. Сознавая, насколько важ ­ ны для личного состава хорошие бытовые условия, он прилагает все усилия к то­ му, чтобы в кубрике постоянно поддер­ живать нормальную температуру. Хорошо изучив инструкции по техни­ ке пожарной безопасности, Николай Се­ менов никогда не нарушает их. Топку печей он производит только в строго оп­ ределенное время, постоянно следит за порядком в помещении. Однажды потребовалось оштукатурить отдельные участки печи, сменить колос­ ники. На вопрос командира, кто произве­ дет срочный ремонт, Семенов отозвался первым. Не считаясь с личным временем, комсомолец трудился с полной отдачей сил. Печь была отремонтирована качест­ венно и раньше срока, указанного коман­ диром. Помимо выполнения обязанностей истопника, воин следит, чтобы в кубри­ ке поддерживалась чистота. Он подметает пол, протирает окна, двери, койки. Не проходит он мимо таких случаев, когда кто-нибудь из воинов бесхозяйственно обращается с предметами обихода или со­ рит на пол. Семенов обязательно укажет на недопустимость таких фактов. Скромностью, хозяйской заботли­ востью, трудолюбием комсомолец снискал любовь и уважение сослуживцев. В карточке взысканий и поощрений Николая Семенова записано более 1 5 бла­ годарностей командиров. Матрос Н. ФИЛИППОВ. Книга—наш друг и наставник Североморцы, любите книгу! Книга — лучший друг человека. Она — неиссякае­ мый источник знаний. Книга помогает в политическом, воинском N культурном росте, позволяет лучше разобраться в жизни, в окружающей обстановке, прививает любовь к систематическому, вдумчивому чтению. В публикуемых ниже письмах рассказывается о том, какую пользу приносят кни­ ги их читателям, как библиотечные работники и отдельные воины заботятся о про­ паганде нашей литературы. Неиссякаемый источник знаний Жизнь нашего народа, его героическое прошлое и прекрасное настоящее за­ печатлены в книгах. Они — неиссякаемый источник знаний. В нашей части книги являются любимыми дру­ зьями воинов. В свободные часы , например, нередко можно видеть старшего матроса Виноградова, чи ­ тающего художественную литературу. В основном он увлекается книгами, рас­ сказывающими о героиче­ ских подвигах советских людей, об учебе воинов в мирные дни. За последнее время им прочитаны «Ре­ шающий шаг», «Корабли идут на бастионы», «В далекой гавани» и ряд других произведений. Книги учат комсомоль­ ца не бояться трудностей, беспредельно любить От­ чизну, быть преданным партии и народу, дают ответы на интересующие его вопросы, помогают соз­ нательно выполнять воин­ ский долг. Ранее старший матрос Виноградов допускал от­ ступления от требований уставов. Чтение художест­ венной литературы помогло ему глубже осознать свои задачи по охране мирного труда строителей комму­ низма. Теперь Виноградов не имеет нарушений. Остановлюсь еще на од­ ном примере. В первые дни пребывания в подраз­ делении старший матрос Винопрадов не успевал на политических занятиях. Причиной отставания был малый запас слов, неуме­ ние правильно н ясно вы ­ ражать езои мысли как при ответах на вопросы руководителя, так и на бумаге. Дружба с книгой помогла ему ликвидиро­ вать и этот недостаток. Теперь он является одним из передовых слушателей группы . Свои знания старший матрос Виноградов охот­ но передает сослуживцам, прививает им любовь к книге. Так, с его помощью матрос Быстров, отставав­ ший ранее в учебе, добил­ ся немалых успехов в ов­ ладении боевой техникой, в приобретении необходи­ мых для ее умелого об­ служивания навыков. Старшина 2 статьи А. АЛАДЬЕВ. А к т и в н ы й ч и т а т е л ь Конференция читателей газеты „На страже Заполярья" В подразделении подводников состоя­ лась читательская конференция, на кото­ рой обсужден доклад о работе газеты «На страже Заполярья». Моряки высказали ряд критических замечаний и предложе­ ний в адрес флотской газеты. Выступавшие тт. Сосков и Хвощ говори­ ли о неточностях в технической терминоло­ гии, допущенных в статьях и корреспон­ денциях о подводниках, что снижает качество и поучительность публикуемых материалов. Капитан-лейтенант Кузьми­ чев, старшина 1 статьи Горбунов и дру­ гие выступавшие подняли вопрос о том, чтобы газета чаще и подробнее писала об успехах советского народа в коммуни­ стическом строительстве, об освоении це­ линных и залежных земель, о достиже­ ниях советской науки и техники. Читатель газеты тов. Соловьев высказал­ ся за то, чтобы «На страже Заполярья» ольше печатала рассказов, очерков, Фельетонов, стихов, регулярно публико­ вала раздел «В минуты отдыха». Тогда газета будет интереснее, личный состав охотнее будет ее читать. Выступление тов. Соловьева поддержали старшина 2 статьи Спелов и другие морями. В частно­ сти, было высказано пожелание чаще печатать литературную страницу. Почти все выступавшие, в том числе и старшина 1 статьи Чернов, подвергли газету критике за слабое освещение физкультуры и спорта, за то, что мало бывает материалов о спортивных дости­ жениях нашей страны, не показывается широко физкультурно-массовая работа на флоте. В выступлениях подчеркивалась также необходимость больше давать материалов о пропаганде боевых традиций, войсково­ го товарищества, о подвигах советских воинов в Великую Отечественную войну, писать о воспитательной работе в семье и школе. Тов. Иванов специально остановился на своевременной доставке газет и ж ур ­ налов. Подводники имеют все возможности получать флотскую газету утром в день ее выхода, а нередко получают на 2-й— 3 -й день. С большим опозданием прихо­ дят и центральные газеты. Все это проис­ ходит потому, что политорган не прояв­ ляет заботы о решении этого наболевшего вопроса. Мичман Новиков говорил о необходимо­ сти выделения плавсредств для того, что­ бы наладить надежное сообщенпе с Севе­ роморском. Строго по уставу Член ВЛКСМ рядовой Котенёв является отличником боевой и политической под­ готовки. Этих успехов он добился благо­ даря высокой дисциплинированности. Воин настойчиво изучает уставы . Так, в карауле в бодрствующую смену его мож­ но часто видеть с Уставом гарнизонной и караульной служб в руках. Ефрейтор Н. ПОНЯТОВ. ___ Старший матрос Сущин является одним из самых активных читателей нашей корабельной библиотеки. Любознательный воин читает художественную и полити­ ческую литературу. Он работает над тру ­ дами классиков марксизма-ленинизма, чи­ тает произведения Чернышевского, Мая­ ковского и многих других выдающихся поэтов и прозаиков. В один из вечеров старший матрос Су- щин пришел в библиотеку. Обратясь к библиотекарю, он назвал несколько книг, которые ему необходимо прочесть. Воин зпает, какое произведение и когда лучше почитать. Например, когда на занятиях изучали темы о Великой Отечественной войне Советского Союза, он своевременно приобрел книги «Весна на Одере» Эм. Казакевича и «Служу Родине» П. Коже­ дуба. Чтение их помогло ему лучше уяс­ нить изучаемый материал. В результате его ответы на политзанятиях были пол­ ными и содержательными. — Книги, — говорит Сущин, — это мои верные помощники в учебе и службе. Они дают мне возможность лучше разо­ браться в различных вопросах жизни, учат боевому мастерству. ...После напряженного дня учебы моря­ ки разошлись по кубрикам. Сущин почи­ стил рабочее платье, умылся и взял в руки книгу. В это время к нему подошел матрос Рассказов. — Читать собираетесь? — спросил он товарища. — Да, а что вы хотели? — В домино думаем поиграть, пойдем­ те. — Нет, я лучше почитаю; — ответил Сущин и раскрыл книгу. — Разве вы не устали? — спросил Рассказов. — Вот я и собрался отдохнуть. Чтение книг — это для меня лучший отдых, — ответил моряку Сущин. Постоянное чтение политической и х у ­ дожественной литературы помогло Суш и ­ ну стать отличником боевой и политиче­ ской подготовки. Он — классный специ­ алист. Старший матрос А. СИДОРОВ. В целях воспитания личного состава В воинских библиотеках имеется мною произведений классиков марксизма-лени­ низма, есть достаточный выб^р социаль­ но-экономической, военной, естественно­ научной и художественной литературы. Это позволяет использовать книги в ин­ тересах политического, воинского и куль­ турного воспитания личного состава. И в этом отношении огромное значение би­ блиотек, вся деятельность' которых долж­ на быть направлена на то, чтобы окалы­ вать всестороннюю помощь командованию в мобилизации личного состава на созна­ тельное и добросовестное выполнение обязанностей по службе, на глубокое изу­ чение военного дела, овладение боевой техникой и оружием. Но использование книг в воспитании военнослужащих во многом зависит от то­ го, как поставлена пропаганда литерату­ ры. В этом отношении хороший пример подает библиотека, в которой работает офицер Сексте. Здесь, в частности, значи­ тельное внимание уделяется книжным вы ­ ставкам. Работники библиотеки, например, мно­ го потрудились над выставкой научно­ атеистической литературы. Здесь, наряду с произведениями В. П. Ленина о рели­ гии, лекциями Всесоюзного общества по распространению политических и науч­ ны х знаний, представлена и художествен­ ная литература. Эти книги помогают воинам в проведении научно-атеистиче­ ской пропаганды. Спрос на них со сторо­ ны воинов повысился. Значительную помощь в изучении марксистско-ленинской теории оказывает библиотека слушателям партийной шко­ лы. Для них оформлена выставка- реко­ мендованной литературы. Здесь имеются Краткий курс истории партии, учебник экономической географии СССР, КПСС в резолюциях и решениях с’ездов, конфе­ ренций и пленумов ЦК, произведения по историческому и диалектическому мате­ риализму и ряд других книг. Библиотека не забывает и военнослужа­ щих, самостоятельно работающих над по­ вышением своего идейно-политического уровня. Для таких товарищей сделала подборка литературы по истории КПСС* составлены рекомендательные списки по философии и т. д. Вопросы воинского воспитания отраже­ ны на книжной выставке «Что читать о воинском воспитании». Вся эта работа, проделанная библиоте­ кой по пропаганде книг, дает положи­ тельные результаты в воспитании лично­ го состава. Офицер Л. ЧЕРНОВ. Растёт спрос на научно-атеистическую литературу Наша библиотека укомплектована новейшей литературой. Мы, ее работники, стараемся удовлетворить запросы читателей, откликаться на каждое важное событие, происходящее в нашей стране. К знаменательным датам организуем книжные выстав­ ки, составляем рекомендательные списки, оформляем папки вы ­ резок газетных статей. Особый интерес у читателей вызывает выставка на тему «Литература по научно-атеистической пропаганде». Содержа­ ние ее раскрывает высказывание П. В. Мичурина «Мы не мо­ жем ждать милостей от природы; взять и х у нее — наша за­ дача». Вся литература выставки делится на три раздела. В одном из них помещены книги классиков марксизма-ленинизма, во втором — литература о происхождении (религии, религи­ озных суеверий, предрассудков и их вреде. Здесь имеют­ ся такие книги, как «Мысли о (религии» П. Скворцова- Степанова, «Великие русские мыслители в борьбе против идеа­ лизма и религии»* В. Прокофьева. Третий раздел выставки пог- священ научно-популярной литературе. Он представлен произ­ ведениями о И. П. Павлове, П. В. Мичурине, А. С. Попове. Здесь есть литература о происхождении клеток, о строении Все­ ленной, о солнечном и лунном затмениях, о мире звезд. Воины-североморцы интересуются научно-популярной п ате­ истической литературой. Матрос Е . Дашкевич в картотеке но­ вых книг выбрал для себя брошюру «Мысли о религии», ма­ трос Б. Гребеж взял для подготовки к беседе с воинами кнпгу «Великие русские мыслители в борьбе против идеализма и ре­ лигии» и «Происхождение религии». После оформления выставки интерес читателей к антирели­ гиозной и научно-популярной литературе еще больше возрос. *' Н. ФЕДОТОВА, заведующая библиотекой. Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я В И К Т О Р И Н Я Наши воины любят читать книги, осо­ бенно произведения классиков русской литературы. Недавно в подразделении бы­ ла проведена литературная викторина. В ней приняли участие почти все воины. Наибольшее количество правильных ответов по произведениям Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова и А. М. Горького дали матросы Поляков, Головин и другие. По окончании викторины командир вручил сержанту Бортникову, матросу По­ лякову и другим подарки. Подобные мероприятия следует прово­ дить чаще. Они прививают любовь к кни ­ ге, пропагандируют лучшие произведения русских и советских писателей п поэтов, заставляют воинов больше читать, инте­ ресоваться новинками художественной ли­ тературы. Матрос И. ЛАВРИНОВИЧ.* И х п о д в и г б е с с м е р т е н К РА С Н О Д О Н ! Это сло­ во звучат как символ мужества ■ вечной сла­ вы. В тяжелую годину освобо­ дительной воины советского народа здесь, в атом неболь­ шом шахтерском городе Дон­ басса, были совершены беспри­ мерные подвиги во имя свобо­ ды и счастья людей. Героиче­ ские дела коммунистов и ком- сомольцев-подпольщиков «Мо­ лодой Гвардии» известны все­ му миру. И з разных городов и сел страны приезжают в Красно­ дон рабочие и колхозники, ком­ сомольцы и школьники, воины Советской Армии. Они знако­ мятся с достопримечательно­ стями города, местами, связан­ ными с жизнью и боевой дея­ тельностью молодогвардейцев. Многочисленные делегации по­ сещают государственный музеи «Молодая Гвардия», где собра­ ны боевые реликвии — свиде­ тельство бессмертного подвига коммунистов и комсомольцев города Краснодона в период временной оккупации Донбасса фашистскими захватчиками. Музей организован осенью П о з а л а м К р а с н о д о н с к о г о го с у д а р с т в е н н о г о м у з е я «М о л о д а я Г в а р д и я > 1У44 года ■ дни первой годов- my 9 щины со дня опубликования Указов Президиума Верховного Совета СССР • присвоении звания Героя Советского Сою­ за организаторам и руководи­ телям подпольной комсомоль­ ской организации «Молодая Гвардия» — Громовой Ульяне Матвеевне, Земнухову Ивану Александровичу, Кошевому Олегу Васильевичу, Тюленину Сергею Гаврииловичу, Шевцо­ вой Любови Григорьевне и на­ граждении орденами Советского Союза членов подпольной ком­ сомольской организации «Мо­ лодая Гвардия». В музее собраны личные ве­ щи, картины, фотографии, кни­ ги, тетради, дневники, спор- ьардейцам. Левашев, тнвный инвентарь, принадле­ жавшие молодогва С. Тюленин, С. _____ В. Куликов мечтали стать лет­ чиками, А . Дубровина и У . Громова — учителями, И. Земнухов — юристом, В. Осьмухнн —• инженером* Среди экспонатов выделяется лнчньш дневник У ли Громовой и тетрадь молодогвардейца Анатолия Попова. В дневнике Ули много записей и выписок из произведений В . И . Ленина, А . М . Горького, Н . А . Остров­ ского. В зале, посвященном 1942 году, представлены •портреты секретарей подпольного обкома партии тт. Стеценко н Яковен­ ко. секретаря Краснодонского подпольного райкома партии тов. Лютиков». Особое внима­ ние привлекает картина худож­ ника В . Петухова, на которой изображено заседание будуще­ го подпольного райкома пар­ тии, проведенное Д. С Корот- ченко ва несколько дней до прихода немцев в Краснодон. В последующих валах — документы, рассказывающие о создании комсомольской орга­ низации «Молодая Гвардия», о ее -боевых делах. Реликвией является красный флаг, подго­ товленный молодогвардейцами для вывешивания на здании шахты № 1 в поселке Красно­ дон. Это не шелковое, золотом тканное полотнище, которое мы привыкли видеть на парадах и демонстрациях, а кусок старо­ го кумача, прикрепленный к почерневшей от времени дере­ вянной планке. Но как дорог этот флаг сердцу каждого со­ ветского человека. Здесь же хранится оружие ив арсенала молодогвардейцев, примитивный печатный станок, шрифты на подпольной типо­ графии «Молодой Гвардии» и несколько листков копироваль­ ной бумаги, при помощи кото­ рой молодогвардейцы размно­ жали листовки. Много картин, рисунков, дающих представле­ ние о налетах молодогвардей­ цев на тылы противника. На картине художника Сули- менко запечатлен момент раз­ грома вражеской автоколонны группой молодогвардейцев под руководством Ивана Туркени- ча. А вот рисунок «Поджог биржи», на котором хорошо переданы смелость и отвага участников операции Сергея Тюляиниа, Любы Шевцовой и Виктора Лукьянченко. Следующий раздел музея по­ вествует о последних днях жизни коммунистов н молодо­ гвардейцев. Здесь воспроизве­ дены волнующие надписи на стенах камеры. Даны строки из стихотворения М. Ю . Лермон­ това, читанные У . Громовой друзьям по оружию в переры­ вах между пытками. На картине художников Ко­ стенко, Фильберта и Воннште- на изображены молодогвардей­ цы в последние часы их жиз­ ни. Они мужественны, стойки, презирают врага и смерть. Скульптор В. Мухин создал композицию «Непокоренные». Дальнейшие разделы музея посвящены героической борьбе н победоносному окончанию Великой Отечественной войны, участию в ней молодогвардей­ цев, оставшихся в живых. В музей приходят письма не только- от советских юношей н девушек, но и от молодежи Китая, Чехословакии, Герман­ ской Демократической Респуб­ лики, других стран народной демократии. Они восхищаются мужественными образами геро- ев-молодогвардейцев. В музее постоянно бывает много экскурсантов. Рабочие, студенты, школьники, * колхоз­ ники, учителя, воины Совет­ ской Армии из городов и сел Донбасса, из Киева, Москвы, Ленинграда, с Урала, Казах­ стана, Дальнего Востока из Средней Азин н с Кавказа знакомятся с жизнью н дея­ тельностью подпольщиков Крас­ нодона. Многие из них остав­ ляют волнующие записи. Ин­ женер В . А . Огневой из Казах­ стана пишет: «Пусть наши трудовые дела будут памятни­ ком молодогвардейцам». Кроме музея, экскурсанты знакомятся с местами, связан­ ными с жизнью н боевой дея­ тельностью краснодонского под­ полья. Сейчас в центре города, в парке имени «Молодой Гвар­ дии», открыт величественным памятник. Авторы его — скульпторы В . Мухин, В. Аги­ балов, В . Федченко и архитек­ тор А . Сидоренко. Под знаме­ нем запечатлены руководители и организаторы «Молодой Гвардии» Герои Советского Союза Ульяна Громова, Олег Кошевой, Иван Земнухов, Лю­ бовь Шевцова, Сергей Тюле­ нин. Вблизи памятника на центральной площади города сооружается здание нового Дворца культуры имени «Мо­ лодой Гвардии». А . ЛИ ТВИ Н , директор Государственного музея «Молодая Гвардия». Краснодон, Во^юшнловград- ская область.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz