На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 ноября 1954 г., № 277 (5119). мо/прсаv - Люби CJJ и знай свою специальность Законом воинской жизни матросов является Корабельный устав, кото­ рый обязывает каждого вопил довести сбою вы учку , знания, навыки и натрени­ рованность в области использования о р у ­ ж и я , технических средств и тактических приемов до такой '.-тепени совершенства, которое обеспечило бы успешное решение пч-тавленных задач в самых разнообраз­ ных условиях обстановки. Значение этого требования устава ис­ ключительно велико. Коммунистическая партия и Советское правительство п р о яв ­ л я ю т неустанную заботу об укреплении Со- ветской Армии и Военно-Морского Флота, снабжают их в лосгаточном количестве от­ личным оружием и современной техникой. Блаппаря этой заботе. Флот имеет замеча­ тельные современные подводные и над­ водные боевые корабли, оснащенные новейшим оружием и самой совершен­ ной техникой. Сейчас наши Военно-Мор­ ские Силы по количеству и качеству во­ оружения, по напыщенности технически­ ми средствами уже совсем не те, которы­ ми они были в годы Великой Отечествен­ ной войны. Боевые корабли, их оружие и техника составляют основу боевой мощи флота, яв ­ ляются одним из важнейших условий побе­ ды на : врагом. Однако история войн учит, что, какими бы ни были оружие и боевая техника, без человека, его воли и разума они мерт­ вы . Решающей силой в бою всегда был, есть и будет человек. Непрерывное развитие морского оружия и техники вносит значительные изменения в способы и фоомы ведения боевых дейст­ вий на море. Современный морской бой ве­ дется в быстро меняющейся обстановке. Ос­ новным условием достижения успеха в бою является четкое взаимодействие различ­ ны х сил флота — надводных и подводных кораблей и морской авиации. Усложнение состава сил. скоротечность событий, при­ менение новейших боевых средств боль­ шой мощности требуют от личного соста­ ва Флота исключительно высоких мораль­ ны х и боевых качеств, отличного знания воинской специальности. Перед военными моряками стоит задача большой государственной важности— стать настоящими мастерами военно-морского де­ ла. в совершенстве овладеть вверенным им оружием и боевой техникой, научиться использовать все их возможности в любой, самой сложной обстановке. Именно этого требует от каждого воина Присяга. Приобретение матросами прочных зна­ ний. умения и навыков происходят в про­ цессе боевой подготовки, проводимой под руководством офицеров и старшин. Они у ч а т матросов умению производить опре­ деленные нужные для боя приемы с ору­ жием, механизмами, приборами, привива­ ют им четкость, ловкость, быспроту, ав­ томатизм в действиях. Долг каждого ма­ троса — старательно и твердо запоми­ нать все, чему его обучают начальники, образцово выполнять показанные ему воинские приемы. Главным условием успешного освоения вверенного оружия и боевой техники яв ­ ляется любовь матроса к своей специаль­ ности. Чувство любви в специальности, к своему кораблю, к морю — одна из слав­ ны х традиций советских военных моря­ ков. В основе этого чувства лежит высо­ кое сознание матросами своего воинского долга, глубокая преданность своей Совет­ ской Родине, Коммунистической партии, под мудрым водительством которой наш на­ род идет к заветной цели — коммунизму. Любовь военных моряков к своей боевой •специальности — это активное, *ейстъен- ное чувство. Оно усиливает интерес к изу­ чению военного дела, вызывдгг у матро­ сов стремление в совершенстве овладевать воинским мастерством. Живя обществен­ ными интересами, советский моряк любит порученное ему дело прежде всего за ту пользу, которую оно приносит народу. Он знает, что защита Отечества — священ­ ный долг каждого гражданина СССР, что воинская служба представляет почетную обязанность советских граждан, которую надо выполнять с честью. Поэтому про­ фессиональная гордость сигнальщика, ру­ левого, комендора, торпедиста, минера, электрика, радиста, моториста и других специалистов основывается на понимании каждым из них своей ответственной роли в бою. 'Именно поэтому на флоте нет та­ кой специальности, которая не была бы овеяна славой героических подвигов, со­ вершенных в годы Великой Отечественной войны. У нас есть немало боевых кораблей, прошедших за годы войны десят­ ки ты сяч миль, участвовавших во многих боевых операциях, потопивших не малое число кораблей и транспортов против­ ника, сбивших много вражеских самолетов. Эти победы — результат коллективных усилий, высокого воинского мастерства личного состава всех боевых частей, моря­ ков всех корабельных специальностей. О том. что дает в бою отличное знание моряками своего дела, поучительную исто­ рию рассказал Герой Советского Союза ка­ питан 1 ранга В. Стариков Однажды под­ водная лодка, котосой он командовал, вы­ шла в боевой поход с неотремонтирован- ным эхолотом. В море от сильных ударов волны о корпус лодки гирокомпас ча­ сто выходил из меридиана, а на магнит­ ны х компасах изменялась девиация. Малая видимость не позволяла получить навига­ ционную обсервацию, а сплошная низкая облачность исключала возможность прове­ рить свое место по светилам. Много раз со­ жалел командир о том, что во время пре­ бывания в базе не удалось отремонтиро­ вать эхолот. Но каково же было его удив­ ление. когда он узнал, что эхолот исправ­ лен. Оказывается, с разрешения штурмана, это в течение ночи, отказавшись от сна. сделал по своей инициативе старшина 2 статьи Зубков. Опознав с помощью эхо­ лота место и уйдя на заданную глубину, лодка вскоре перехватила транспорт про­ тивника с боеприпасом и потопила его. Так, благодаря отличному знанию старши­ ной 2 статьи Зубковым своей специально­ сти и его разумной инициативе экипая:ем корабля была достигнута еще одна замеча­ тельная победа. Для того, чтобы действовать в боевой обстановке так же умело, как действовали военные моряки, участники Великой Оте­ чественной войны, матросу необходимо твердо знать свое оружие и технические средств^, уметб быстро устранять их не­ исправности и повреждения, иметь натре­ нированность в действиях на боевом посту, доведенную до автоматизма, работать но­ чью. без освещения с таким же успехом, как и днем, в шторм, как и в тихую ,пого- ду. А для этого надо не жалеть сил и тру ­ да на совершенствование своих знании и навыков, необходимо много и настойчиво учиться, ибо умение достигается только в результате упорной и непрерывной учебы. Недаром говорят, что ученье — путь . к умению. В основе боевой подготовки личного со­ става кораблей и частей флота лежит р у ­ ководящий принцип — учиться тому, что необходимо в современном бою. Исходя из этого принципа, командиры всемерно при­ ближают обстановку, в которой происходит обучение, к боевой. Для военных моряков такой обстановкой являются морские похо­ ды. Только в море, в походах создаются наиболее благоприятные условия для под­ готовки моряков к боевым действиям. Пла­ вание — лучшая школа боевой выучки и флотской закалки экипажей.- Обучаясь в сложных условиях— в туман, дождь, сне­ гопад, шторм, ночью бдительно нести вахту, отлично управлять оружием и тех ­ ническими средствами, бороться за ж и в у ­ честь своих боевых постов и всего кораб­ ля. моряки приобретают такие знания, на­ выки и качества, которые им необходимы для победы в бою. Известно, что знания и навыки не всем даются одинаково. Один матрос быстро за­ поминает и схватывает то, что об’ясняет пли показывает старшина или офицер, другой, хотя и старается, но не может сде­ лать этого сразу. Смущаться, однако, не следует. Важно иметь стремление во что бы то ни стало добиться цели. Чтобы на­ учиться в совершенстве владеть своим оружием или вверенным механизмом, при­ бором, надо терпеливо и настойчиво трени­ роваться, много и много раз повторять «и- аи и те же действия и приемы. Повторе­ ние, говорят, — мать учения. На каждом корабле, в каждой части есть кемало моряков, которые с большим стара­ нием изучают вверенное им оружие и тех­ нику , совершенствуют свое боевое мастер­ ство. На корабле II. значительных успе­ хов в боевой и политической подготовке добилось подразделение капитан-лейте­ нанта Титова. Здесь все матросы и стар­ шины образцово содержат вверенную им технику, мастерски управляют ею. Мно­ гие воины — отличники и классные специалисты. Этих успехов личный состав добился благодаря тому, что и в плавании, и при стоянке в базе он еже­ дневно тренируется в выполнении своих обязанностей по расписанию. Правильная организация занятий и тренировок на бое­ вы х постах обеспечивает непрерывное со­ вершенствование навыков матросов в уп ­ равлении боевой техникой. Особенно больших успехов добился здесь старшина 2 статьи коммунист Мурзенко. В свое время на корабль он пришел, не имея никакой корабельной специальности. Но горячее желание освоить военное дело', любовь к службе помогли моряку преодо­ леть все трудности стать отличником, командиром отделения, затем классным специалистом и старшиной группы . Ряды отличников и классных специали­ стов на флоте все больше растут. Это по­ казывает, что наши воины проникнуты чувством высокой личной ответственности за защиту своей любимой социалистиче­ ской Родины. Внимательно следя за меж­ дународными событиями, советские моряки видят, что агрессоры не перестают бряцать оружием. Империалисты США лихорадоч­ но готовят преступную войну против Советского Союза и стран народной демократии, усиливают гонку воору­ жений, сколачивают военные блоки, возрождают германский и японский мили­ таризм, грозятся атомным и водородным оружием. Из этого наши воины делают со­ вершенно правильный вывод о том. что нам необходимо всемерно повышать боего­ товность Вооруженных Сил. А путь к •этому один — укрепление воинской дис­ циплины. строгое соблюдение уставов, на­ ставлений и инструкций, отличное освое­ ние специальности, мастерское владение вверенным оружием и боевой техникой, постоянная готовность в любую минуту вы ступить на защиту государственных интересов любимой Родины. Офицер С. БУБЕНЩИКОВ. Точно по инструкциям и наставлениям эксплуатирует боевую технику отличник боевой и политической подготовки, спе­ циалист второго класса матрос Александр Попадюк. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса матрос Александр Попадюк на бое­ вом посту. Фото И. Никишова. Помогает товарищам Немало трудностей пришлось преодо­ леть старшине 1 статьи Сафонову в изу­ чении корабельной техники . Но упорство и настойчивость, любовь к специальности котельного машиниста принесли хорошие результаты. Сафонов стал специалистом первого класса. Он помог в учебе и сво­ им подчиненным старшим матросам Пано­ ву, Колычеву и другим, которые, являясь теперь отличниками боевой и политиче­ ской подготовки, готовятся стать клас­ сными специалистами". За безупречную службу старшина 1 статьи Сафонов неоднократно поощрял­ ся командиром. Старший матрос И. МАНШАНОВ. З а б о тл и в о е отн ош ени е к т ехн и к е Отделение старшины 2 статьи Богданова является одним из лучш и х на корабле. Здесь все воины отлично знают свою спе­ циальность, умело обслуживают механизмы, заботливо ухаж и ­ вают за техникой. Безотказная работа материальной части яви ­ лась одним из главных условий, обеспечивших кораблю успешное выполнение многих учебно-боевых задач. За отличное обслуживание заведываний и высокую дисци­ плинированность старшине 2 статьи Богданову об’явлен ряд поощрений. Старшина 2 статьи 13. КОЖАЕВ. Заслуженная благодарность Недавно офицеру Елисееву было дано задание. Ему пришлось работать в слож­ ны х метеорологических условиях. Но опытный воин действовал в подобной об­ становке не впервые. Благодаря твердому знанию своего дела и умению офицер Елисеев задание выполнил успешно. Старший начальник об’явил ему благо­ дарность. Д. МИЗАРЕВ. 1 £ 0 7 Э Ъ 7 п Л Ь О З А У С П Е Х И в боевой и поли­ тической подготовке внеочередным краткосрочным отпуском поощрил командир матроса Кивисар. Воин стро­ го соблюдает требования Присяги и воинских уставов. Его имя занесено на Доску отличников подразделения. Младший сержант Н . Галич. О В УП О РНО Й Б О Р Ь Б Е прошел у нас шашечный турнир. В нем приня­ ли участие многие воины. Первое ме­ сто занял старший матрос Железов, ему был вручен приз. Второе и третье места поделили между собой старшина 1 статьи Цикулаев и матрос Станчук. Они также отмечены подарками. Старшина 2 статьи А . Андрианов. О Н А С ТО Й ЧИ ВО изучает оружие молодой воин Шелудяков. Он стремит­ ся стать мастером своего дела и уже имеет некоторые успехи. Матрос К . Давлетшин. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О изучают пре­ подаваемый материал молодые матросы Горенков, Павлов, Золин и другие. За добросовестное выполнение служебных обязанностей воинам об’явлена благо- | дарность. Младший сержант М . Бардаков. Агитационно-пропагандистская работа о караульном подразделении Сменившись с караула, воины верну­ лись в подразделение. Младший сержант Потапов доложил командиру, что рядовой Попов плохо нес службу*, нарушил устав. — Это весьма тревожный сигнал, — сказал офицер и, обращаясь к политработнику, продолжал: — Солдат Хомяков проявил беспечность. Он потерял чувство личной ответственности за пору­ ченное ему дело. Необходимо усилить раз’ яснительную работу' Среди воинов. Командир и его земсститель но полит­ части, посовещавшись, наметили ряд ме­ роприятий, направленных на повышение у воинов бдительности, на дальнейшее у к ­ репление дисциплины. Они решили в бли­ жайшее время собрать агитаторов. На следующий день младший сержант Потапов побеседовал с солдатами отделе­ ния. Он и все воины осудили недостой­ ное поведение рядового Попова и других нарушителей дисциплины. Вскоре состоялась политическая инфор­ мация. Провел ее старший лейтенант Лу­ кин. Офицер еще раз напомнил воинам государственное значение несения кара­ ульной службы, подчеркнул, что подразде­ ление выполняет боевую задачу по охра­ не социалистической собственности, тех ­ ники, военного имущества. Офицер Лукин говорил, что малейшее отклонение от положений Устава гарни­ зонной и караульной служб может дорого обойтись часовому и нанести серьезный ущерб интересам государства. А рядовые Попов и Хомяков забывают об этом, на­ рушают уставные требования. У них не только притупилась бдительность, но и понизилось чувство ответственности за большое доверие, оказываемое воинам, на­ значаемым в -караул. Офицер призвал личный состав постоянно повышать бди­ тельность, настойчиво овладевать воен­ ным делом, быть всегда и во всем дис­ циплинированными. В последнее время вопросам воинского воспитания в этом подразделении был посвящен ряд политических информаций. Вот их тематика: «Высокая бдительность — неот’емлемое качество советского вои­ на», «Особенности несения караульной службы в зимний период», «Свято и нерушимо соблюдать Военную присягу» и т. д. Офицеры глубоко изучают положе­ ние дел в подразделении. Поэтому полит­ информации, проводимые здесь, отлича­ ются целеустремленностью, тесно связа­ ны с жизнью и задачами личного соста­ ва. Состоялся очередной инструктаж аги­ таторов. Политработник рассказал о зада­ чах агитационной работы по укреплению воинской дисциплины в похраз!елении, дал методические еоветы по практике проведения бесе# с воинами. Агитаторы регулярно собираются, что- оы обсудить насущные вопросы своей работы, обогатиться опытом, получить указания. Рядовые Лежебоков, Соснии, Розов и другие комсомольцы ввиду спе­ цифики службы воинов подразделения главным образом проводят с ними инди­ видуальные беседы. В первую очередь они воздействуют на сослуживцев лич­ ным примером. Командир подразделения выступает пе­ ред личным составом с докладами, про­ водит политинформации, беседы. Всю эту работу офицер подчиняет воспитанию у воинов высокой бдительности. Внимание подчиненных он обращает на знание и точное соблюдение уставов, в частности, Устава гарнизонной и караульной служб, на индивидуальное их изучение. Коман­ дир каждый раз перед заступлением вои­ нов в наряд беседует с начальниками ка­ раулов, разводящими, проверяет, ка к тот или иной солдат знает обязанности часо­ вого, уставные положения. В подразделении немало примеров об­ разцового несения караульной службы. Так, рядовой Хлебников, будучи часовым, проявил исключительную бдительность и умелые действия. Как-то на посту созда­ лась обстановка, потребовавшая от ча­ сового -решительности и находчивости. И эти качества Хлебников проявил в пол­ ной мере. Он отлично справился с постав­ ленной перед ним задачей. Командир по­ ощрил его внеочередным краткосрочным отпуском. Здесь помнят уволившегося в (запас рядового Ахметзянова ка к отваж­ ного воина, отличного часового. Однажды ночью на посту Ахметзянов действо­ вал точно по уставу, проявил смелость, выдержку. В о и н задержал неизвестного п передал его начальнику караула. Э т и и другие примеры активисты ис­ пользуют в агитационно-пропагандист­ ской работе среди личного состава, вы ­ зывая у воинов стремление развивать в себе высокие морально-боевые качества. На решение этой задачи направлена и наглядная агитация, стенная печать. В помещениях казармы вывешены плакаты о подвигах часовых Прокопия Чернышева и Герасима Шекочихнна. Григория Соро­ ки, Василия Лемешенко и других патрио­ тов Родины. Здесь на видном месте — выдержки из уставов, текст Военной при­ сяги, лозунги. В последних номерах стен­ газеты рассказывалось о необходимости бдительно нести караульную службу, строго выполнять распорядок дня. Запомнился воинам вечер «Отличники боевой и политической подготовки — ак­ тивные помощники командира». С докла­ дом выступил командир части. Своим опытом учебы и службы поделились сер­ жант Конев и другие отличники. Передо­ викам были вручены личные фотокарточ­ ки, на которых они сняты при развер­ нутом Знамени части. Хорошо прошел и вечер: «Действуй по уставу — завоюешь честь и славу». Серьезное внимание в подразделении уделяется борьбе с пережитками капита­ лизма, за здоровый быт воинов. Для этого используются лекции, беседы. Здесь ак­ тивно ведется пропаганда успехов совет­ ского народа в коммунистическом строи­ тельстве. Интересно, например, прошел тематический вечер «Трудовые подвиги советских людей в выполнении пятого пятилетие го плана». Офицерами части и работниками полит­ отдела читаются для личного состава лек­ ции о советском патриотизме, о руководя­ щей и направляющей роли Коммунисти­ ческой партии, о Всесоюзной сельскохо­ зяйственной выставке и на другие темы. Агитационно-пропагандистская работа оказывает большую помощь командиру в мобилизации воинов на образцовое несе­ ние караульной службы. Нужно, однако, отметить, что* в воспи­ тании личного состава в духе высокой бдительности, верности Военной присяге и уставу командиру слабо-помогают клуб части и имеющаяся при нем библиотека. Начальник клуба не проявляет инициа­ тивы в работе, не организует интересных мероприятий, тематических выставок во­ енной и художественной литературы, об­ суждение кинофильмов, а обычно ждет указаний сверху. И в лекционной пропаганде здесь в последние несколько месяцев наблюдался некоторый отрыв от вопросов воинско­ го воспитания. Кое-кто в политоргане склонен об’я с- нить это тем, что воинам эти вопросы до­ статочно раз’ясня.тись. Вот, дескать, при­ дет молодежь, тогда темы воинского воспи­ тания снова будут подниматься широко.' Это, конечно, ошибочнее мнение. М. И. Калинин, обращаясь к агитаторам-фрон- товикам, говорил, что «хорошие мысли никогда не мешает повторить. Ничего, если вам, например, скаж ут: «Что это ты всё про окапывание заладил?». А вы на это ответьте: «До тех пор буду вам говорить об этом, пока вы окопы не на­ учитесь рыть; жалко мне ваших голов, если они зря погибнут». Следовательно, пропаганда бдительно­ сти должна всегда носить целеустремлен­ ный характер, мобилизовывать воинов на безупречное выполнение служебных обя­ занностей, на мастерское владение боевой техникой и оружием каждым военно­ служащим. Офицер М. ХАМЕТОВ. Радиационная разведка у Рёнтпю-птр Дазимётрбг ТруЛпобой "г* имдиви^а^бнрш) Р'о$и5Ъ?гпЭх Одной из характерных особенностей атомного взрыва является заражение ме­ стности и об’ектов, расположенных на ней, радиоактивными веществами. Они выпадают не только в районе взрыва, но и по пути движения радиоактивного обла­ ка, уносимого ветром. Радиоактивные ве­ щества представляют собой продукты взрыва атомной бомбы или снаряда. Зара­ жение может быть осуществлено также с помощью боевых радиоактивных веществ (БРВ ), которые представляют собой спе­ циально приготовленные для боевого ис­ пользования вещества, содержащие радио­ активные атомы. Боевые радиоактивные вещества могут применяться в виде жид­ костей, порошков или дымов в авиацион­ ны х бомбах, ракетах, минах, артиллерий­ ских снарядах и торпедах. Кроме поверхности земли, радиоактив­ ные вещества -заражают воздух, воду, про­ довольствие, обмундирование, боевую тех­ нику и оружие. Пребывание на заражен­ ной местности и обращение с заражен­ ными предметами создают опасность для человека, так как он может подвергнуть­ ся вредному для организма воздействию радиоактивных излучений (облучению) и радиоактивному заражению кожных по­ кровов тела. Радиоактивные вещества мо­ гут попасть с воздухом, водой и пищей внутрь организма. Под воздействием боль­ ших доз радиации и при попадании радио­ активных веществ внутрь организма мо­ жет возникнуть лучевая болезнь. Чтобы обеспечить своевременную защи­ т у войск от поражения радиоактивными веществами, необходимо поедварительно разведать зараженные участки местности и об’ екты Такая разведка называется радиационной. Основная ее задача со­ стоит е том. чтобы обнаружить радиоак­ тивное заражение местности и воздуха. Разведка также определяет степень зара­ жения и оповещает об этом войска, дей­ ствующие в районе атомного нападения противника. Радиационная разведка должна вестись постоянно, во всех условиях боевой обста­ новки всеми частями и подразделениями, в том числе и тыловыми. • Выполнение за­ дач радиационной разведки возлагается на специально подготовленных воинов. Радиационная разведка должна вестись пешим порядком, на автомашинах, броне­ транспортерах, танках и самолетах. Вы ­ бор того или иного способа передвижения определяется условиями местности, боевой обстановкой, размерами и отдалением рай ­ онов, подлежащих разведке, и степенью заражения местности, которую можно предположить заранее. Так. например, в случае взрыва атомной бомбы в воздухе на высоте нескольких сот метров зараже­ ние местности будет слабым. При взры­ ве бомбы на земле следует ожидать сильно­ го заражения. При слабом заражении ме­ стности и небольших участках заражения разведку можно осуществлять пешими до­ зорами; при сильном заражении она ведет­ ся на автомашинах, бронетранспортерах и танках. Воины, ведущие разведку на автомаши­ нах, бронетранспортерах и танках, будут передвигаться со значительно большей скоростью, чем пешие. В этом случае раз­ ведчики будут получать на зараженной ме­ стности значительно меньшую дозу радиа­ ции и меньше подвергаться опасности об­ лучения. К тому же броня танка и бро­ нетранспортера в несколько раз ослабляет интенсивность радиоактивных излучений и предохраняет воинов от вредного воздей­ ствия этих излучений. Разведка с помощью самолетов ведется в тех случаях, когда необходимо обследо­ вать удаленные районы или большие пло­ щади. Применение авиации позволяет зна­ чительно ускорить обнаружение заражен­ ны х участков местности. ' К ак известно, радиоактивные вещества могут не иметь цвета, запаха и других внешних признаков, свойственных боль­ шинству отравляющих веществ. К ак же обнаружить радиоактивное заражение? Радиоактивные вещества обнаружи­ ваются благодаря явленням, возникающим при прохождении радиоактивных излуче­ ний через вещество. Проходя через вещество (воздух, вода и т . д .), радиоактивные излучения (альфа- и бета-частицы, гамма-лучи) встречают на своем пу ти молекулы и атомы. При столк­ новении этих частиц с атомом из его электронной оболочки выбивается элек­ трон. Если до этого атом был электриче­ ски нейтрален (положительный заряд яд­ ра уравновешивался отрицательным заря­ дом электронов), то, лишившись одного электрона, атом оказывается заряженным Положительно. Такой атом называется по­ ложительным ионом, а выбитый электрон, имеющий отрицательный заряд,— отрица­ тельным ионом. Образование ионов при прохождении радиоактивных излучений через вещество носит название процесса ионизации. Радиоактивные излучения, проходя че­ рез вещество, оставляют за собой след, как бы цепочку из положительных и от­ рицательных ионов. По ионизации веще­ ства и может быть обнаружено радиоак­ тивное заражение. Для этого используют ионизационную камеру, напоминающую собой во зд уш ны й конденсатор. Простейшая ионизационная камера представляет собой две металлические пла­ стины , удаленные дпуг от друга на неко- торое.расстояние. Между пластинами нахо­ дится воздух или другой газ. Если к пла­ стинам камеры подключить батарею, то одна из пластин зарядится положительно, а т у г а я — отрицательно. Между пласти­ #ещ&ажеш<ьч л&сте* нами возникнет электрическое поле. По­ павшая в это поле заряженная частица начнет двигаться в определенном направ­ лении, которое зависит от знака ее заря­ да. Если частица заряжена положительно (положительный ион), она будет переме­ щаться от пластины, заряженной положи­ тельно, к пластине, заряженной отрица­ тельно. Если же частица заряжена отрица­ тельно (электрон), она будет двигаться б обратном направлении. Как только камеру внесут в зону дейст­ вия радиоактивных излучений, .между ее пластинами возникнут положительные а отрицательные ионы. Под действием элек­ трического поля между пластинами ионы придут в движение. Движение зарядов представляет собой не что иное, как элек­ трический ток. Следовательно, радиоактивные излуче­ ния, ионизируя воздух в камере, создают в проводах, соединяющих пластины с ба­ тареей, электрический ток. Чтобы зафик­ сировать его, достаточно между батареей и одней из пластин включить измеритель­ ный прибор. Отклонение стрелки прибора служит сигналом о наличия радиоактив­ ны х веществ. Если стрелка прибора не отклоняется, значит тока в цепи нет. Это показывает, что в данном месте нет радиоактивных излучений, а, следовательно, и радиоак­ тивны х веществ. С помощью такого простого устройства можно не только обнаружить радиоактив­ ные вещества, но и определить интенсив­ ность радиоактивных излучений. Чем интенсивнее излучения, тем больше ионов возникает в воздухе в единицу вре­ мени. При большем же числе ионов, обра­ зующихся за секунду, сила тока меж !у пластинами камеры будет большей. По ве­ личине силы тока и можно судить о сте­ пени заражения местности. Сила тока, возникающего под воздейст­ вием ионизации, очень мала и. как прави­ ло, недостаточна, чтобы зафиксировать се существующими в настоящее время изме­ рительными приборами. П о э т о м у д л я изме­ рения величины тока его предварительно усиливают с помощью ооычных радиотех­ нических усилителей. Этот принцип обнаружения радиоактив­ ны х веществ лежит в основе устройства специальных приборов, с помощью которых ведется радиационная разведка. Такие приборы носят название дозиметрических. Основными элементами любого дозимет­ рического прибора обычно являются: вос­ принимающее устройство, усилитель, ре­ гистрирующее или показывающее устрой­ ство и источник питания. Воспринимающее устройство восприни­ мает радиоактивные излучения, в резуль­ тате чего в приборе возникает электриче­ ский ток. Он усиливается и Фиксируется регистрирующим устройством. Простейшие воспринимающие устройства построены по принципу описанной выше ионизационной камеры. В качестве регистрирующего уст­ ройства в дозиметрических приборах ис­ пользуют электроизмерительные приборы. ш калЫ ко горы х градуируются в единицах мощности дозы (рентгены в час) или в елш ицах дозы радиации (рентгенах). По уровню радиации, который показывает прибор, можно судить о степени заоаже- ния местности- радиоактивными вещества­ ми. Если прибор показывает уровень ра­ диации свыше 10 0 рентгенов в час, то имеет место опасное заражение местности. При уровне радиации более 5 рентгенов в час будет сильное заражение. При уровне радиации свыше 0 ,1 рентгена в час мест­ ность считается зараженной. Дозиметрические приборы позволяют быстро обнаружить заражение местности и об’ектов и определить степень их зара­ жения. Кроме того, дозиметрические при­ боры позволяют произвести так называе­ мый дозиметрический контроль,' который слагается из контроля радиоактивного об­ лучения и контроля радиоактивного зара­ жения. Контроль облучения состоит в из­ мерении доз облучения, получаемых лич­ ным составом п р и действиях на заражен­ ной местности. Контроль заражения людей, боевой техники, оружия и имущества про­ водится вне зараженного района. Его на­ значение — выявить наличие и степень- *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz