На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 ноября 1954 г., № 277 (5119). мо/прсаv - Люби CJJ и знай свою специальность Законом воинской жизни матросов является Корабельный устав, кото рый обязывает каждого вопил довести сбою вы учку , знания, навыки и натрени рованность в области использования о р у ж и я , технических средств и тактических приемов до такой '.-тепени совершенства, которое обеспечило бы успешное решение пч-тавленных задач в самых разнообраз ных условиях обстановки. Значение этого требования устава ис ключительно велико. Коммунистическая партия и Советское правительство п р о яв л я ю т неустанную заботу об укреплении Со- ветской Армии и Военно-Морского Флота, снабжают их в лосгаточном количестве от личным оружием и современной техникой. Блаппаря этой заботе. Флот имеет замеча тельные современные подводные и над водные боевые корабли, оснащенные новейшим оружием и самой совершен ной техникой. Сейчас наши Военно-Мор ские Силы по количеству и качеству во оружения, по напыщенности технически ми средствами уже совсем не те, которы ми они были в годы Великой Отечествен ной войны. Боевые корабли, их оружие и техника составляют основу боевой мощи флота, яв ляются одним из важнейших условий побе ды на : врагом. Однако история войн учит, что, какими бы ни были оружие и боевая техника, без человека, его воли и разума они мерт вы . Решающей силой в бою всегда был, есть и будет человек. Непрерывное развитие морского оружия и техники вносит значительные изменения в способы и фоомы ведения боевых дейст вий на море. Современный морской бой ве дется в быстро меняющейся обстановке. Ос новным условием достижения успеха в бою является четкое взаимодействие различ ны х сил флота — надводных и подводных кораблей и морской авиации. Усложнение состава сил. скоротечность событий, при менение новейших боевых средств боль шой мощности требуют от личного соста ва Флота исключительно высоких мораль ны х и боевых качеств, отличного знания воинской специальности. Перед военными моряками стоит задача большой государственной важности— стать настоящими мастерами военно-морского де ла. в совершенстве овладеть вверенным им оружием и боевой техникой, научиться использовать все их возможности в любой, самой сложной обстановке. Именно этого требует от каждого воина Присяга. Приобретение матросами прочных зна ний. умения и навыков происходят в про цессе боевой подготовки, проводимой под руководством офицеров и старшин. Они у ч а т матросов умению производить опре деленные нужные для боя приемы с ору жием, механизмами, приборами, привива ют им четкость, ловкость, быспроту, ав томатизм в действиях. Долг каждого ма троса — старательно и твердо запоми нать все, чему его обучают начальники, образцово выполнять показанные ему воинские приемы. Главным условием успешного освоения вверенного оружия и боевой техники яв ляется любовь матроса к своей специаль ности. Чувство любви в специальности, к своему кораблю, к морю — одна из слав ны х традиций советских военных моря ков. В основе этого чувства лежит высо кое сознание матросами своего воинского долга, глубокая преданность своей Совет ской Родине, Коммунистической партии, под мудрым водительством которой наш на род идет к заветной цели — коммунизму. Любовь военных моряков к своей боевой •специальности — это активное, *ейстъен- ное чувство. Оно усиливает интерес к изу чению военного дела, вызывдгг у матро сов стремление в совершенстве овладевать воинским мастерством. Живя обществен ными интересами, советский моряк любит порученное ему дело прежде всего за ту пользу, которую оно приносит народу. Он знает, что защита Отечества — священ ный долг каждого гражданина СССР, что воинская служба представляет почетную обязанность советских граждан, которую надо выполнять с честью. Поэтому про фессиональная гордость сигнальщика, ру левого, комендора, торпедиста, минера, электрика, радиста, моториста и других специалистов основывается на понимании каждым из них своей ответственной роли в бою. 'Именно поэтому на флоте нет та кой специальности, которая не была бы овеяна славой героических подвигов, со вершенных в годы Великой Отечественной войны. У нас есть немало боевых кораблей, прошедших за годы войны десят ки ты сяч миль, участвовавших во многих боевых операциях, потопивших не малое число кораблей и транспортов против ника, сбивших много вражеских самолетов. Эти победы — результат коллективных усилий, высокого воинского мастерства личного состава всех боевых частей, моря ков всех корабельных специальностей. О том. что дает в бою отличное знание моряками своего дела, поучительную исто рию рассказал Герой Советского Союза ка питан 1 ранга В. Стариков Однажды под водная лодка, котосой он командовал, вы шла в боевой поход с неотремонтирован- ным эхолотом. В море от сильных ударов волны о корпус лодки гирокомпас ча сто выходил из меридиана, а на магнит ны х компасах изменялась девиация. Малая видимость не позволяла получить навига ционную обсервацию, а сплошная низкая облачность исключала возможность прове рить свое место по светилам. Много раз со жалел командир о том, что во время пре бывания в базе не удалось отремонтиро вать эхолот. Но каково же было его удив ление. когда он узнал, что эхолот исправ лен. Оказывается, с разрешения штурмана, это в течение ночи, отказавшись от сна. сделал по своей инициативе старшина 2 статьи Зубков. Опознав с помощью эхо лота место и уйдя на заданную глубину, лодка вскоре перехватила транспорт про тивника с боеприпасом и потопила его. Так, благодаря отличному знанию старши ной 2 статьи Зубковым своей специально сти и его разумной инициативе экипая:ем корабля была достигнута еще одна замеча тельная победа. Для того, чтобы действовать в боевой обстановке так же умело, как действовали военные моряки, участники Великой Оте чественной войны, матросу необходимо твердо знать свое оружие и технические средств^, уметб быстро устранять их не исправности и повреждения, иметь натре нированность в действиях на боевом посту, доведенную до автоматизма, работать но чью. без освещения с таким же успехом, как и днем, в шторм, как и в тихую ,пого- ду. А для этого надо не жалеть сил и тру да на совершенствование своих знании и навыков, необходимо много и настойчиво учиться, ибо умение достигается только в результате упорной и непрерывной учебы. Недаром говорят, что ученье — путь . к умению. В основе боевой подготовки личного со става кораблей и частей флота лежит р у ководящий принцип — учиться тому, что необходимо в современном бою. Исходя из этого принципа, командиры всемерно при ближают обстановку, в которой происходит обучение, к боевой. Для военных моряков такой обстановкой являются морские похо ды. Только в море, в походах создаются наиболее благоприятные условия для под готовки моряков к боевым действиям. Пла вание — лучшая школа боевой выучки и флотской закалки экипажей.- Обучаясь в сложных условиях— в туман, дождь, сне гопад, шторм, ночью бдительно нести вахту, отлично управлять оружием и тех ническими средствами, бороться за ж и в у честь своих боевых постов и всего кораб ля. моряки приобретают такие знания, на выки и качества, которые им необходимы для победы в бою. Известно, что знания и навыки не всем даются одинаково. Один матрос быстро за поминает и схватывает то, что об’ясняет пли показывает старшина или офицер, другой, хотя и старается, но не может сде лать этого сразу. Смущаться, однако, не следует. Важно иметь стремление во что бы то ни стало добиться цели. Чтобы на учиться в совершенстве владеть своим оружием или вверенным механизмом, при бором, надо терпеливо и настойчиво трени роваться, много и много раз повторять «и- аи и те же действия и приемы. Повторе ние, говорят, — мать учения. На каждом корабле, в каждой части есть кемало моряков, которые с большим стара нием изучают вверенное им оружие и тех нику , совершенствуют свое боевое мастер ство. На корабле II. значительных успе хов в боевой и политической подготовке добилось подразделение капитан-лейте нанта Титова. Здесь все матросы и стар шины образцово содержат вверенную им технику, мастерски управляют ею. Мно гие воины — отличники и классные специалисты. Этих успехов личный состав добился благодаря тому, что и в плавании, и при стоянке в базе он еже дневно тренируется в выполнении своих обязанностей по расписанию. Правильная организация занятий и тренировок на бое вы х постах обеспечивает непрерывное со вершенствование навыков матросов в уп равлении боевой техникой. Особенно больших успехов добился здесь старшина 2 статьи коммунист Мурзенко. В свое время на корабль он пришел, не имея никакой корабельной специальности. Но горячее желание освоить военное дело', любовь к службе помогли моряку преодо леть все трудности стать отличником, командиром отделения, затем классным специалистом и старшиной группы . Ряды отличников и классных специали стов на флоте все больше растут. Это по казывает, что наши воины проникнуты чувством высокой личной ответственности за защиту своей любимой социалистиче ской Родины. Внимательно следя за меж дународными событиями, советские моряки видят, что агрессоры не перестают бряцать оружием. Империалисты США лихорадоч но готовят преступную войну против Советского Союза и стран народной демократии, усиливают гонку воору жений, сколачивают военные блоки, возрождают германский и японский мили таризм, грозятся атомным и водородным оружием. Из этого наши воины делают со вершенно правильный вывод о том. что нам необходимо всемерно повышать боего товность Вооруженных Сил. А путь к •этому один — укрепление воинской дис циплины. строгое соблюдение уставов, на ставлений и инструкций, отличное освое ние специальности, мастерское владение вверенным оружием и боевой техникой, постоянная готовность в любую минуту вы ступить на защиту государственных интересов любимой Родины. Офицер С. БУБЕНЩИКОВ. Точно по инструкциям и наставлениям эксплуатирует боевую технику отличник боевой и политической подготовки, спе циалист второго класса матрос Александр Попадюк. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса матрос Александр Попадюк на бое вом посту. Фото И. Никишова. Помогает товарищам Немало трудностей пришлось преодо леть старшине 1 статьи Сафонову в изу чении корабельной техники . Но упорство и настойчивость, любовь к специальности котельного машиниста принесли хорошие результаты. Сафонов стал специалистом первого класса. Он помог в учебе и сво им подчиненным старшим матросам Пано ву, Колычеву и другим, которые, являясь теперь отличниками боевой и политиче ской подготовки, готовятся стать клас сными специалистами". За безупречную службу старшина 1 статьи Сафонов неоднократно поощрял ся командиром. Старший матрос И. МАНШАНОВ. З а б о тл и в о е отн ош ени е к т ехн и к е Отделение старшины 2 статьи Богданова является одним из лучш и х на корабле. Здесь все воины отлично знают свою спе циальность, умело обслуживают механизмы, заботливо ухаж и вают за техникой. Безотказная работа материальной части яви лась одним из главных условий, обеспечивших кораблю успешное выполнение многих учебно-боевых задач. За отличное обслуживание заведываний и высокую дисци плинированность старшине 2 статьи Богданову об’явлен ряд поощрений. Старшина 2 статьи 13. КОЖАЕВ. Заслуженная благодарность Недавно офицеру Елисееву было дано задание. Ему пришлось работать в слож ны х метеорологических условиях. Но опытный воин действовал в подобной об становке не впервые. Благодаря твердому знанию своего дела и умению офицер Елисеев задание выполнил успешно. Старший начальник об’явил ему благо дарность. Д. МИЗАРЕВ. 1 £ 0 7 Э Ъ 7 п Л Ь О З А У С П Е Х И в боевой и поли тической подготовке внеочередным краткосрочным отпуском поощрил командир матроса Кивисар. Воин стро го соблюдает требования Присяги и воинских уставов. Его имя занесено на Доску отличников подразделения. Младший сержант Н . Галич. О В УП О РНО Й Б О Р Ь Б Е прошел у нас шашечный турнир. В нем приня ли участие многие воины. Первое ме сто занял старший матрос Железов, ему был вручен приз. Второе и третье места поделили между собой старшина 1 статьи Цикулаев и матрос Станчук. Они также отмечены подарками. Старшина 2 статьи А . Андрианов. О Н А С ТО Й ЧИ ВО изучает оружие молодой воин Шелудяков. Он стремит ся стать мастером своего дела и уже имеет некоторые успехи. Матрос К . Давлетшин. О С Т А Р А Т Е Л Ь Н О изучают пре подаваемый материал молодые матросы Горенков, Павлов, Золин и другие. За добросовестное выполнение служебных обязанностей воинам об’явлена благо- | дарность. Младший сержант М . Бардаков. Агитационно-пропагандистская работа о караульном подразделении Сменившись с караула, воины верну лись в подразделение. Младший сержант Потапов доложил командиру, что рядовой Попов плохо нес службу*, нарушил устав. — Это весьма тревожный сигнал, — сказал офицер и, обращаясь к политработнику, продолжал: — Солдат Хомяков проявил беспечность. Он потерял чувство личной ответственности за пору ченное ему дело. Необходимо усилить раз’ яснительную работу' Среди воинов. Командир и его земсститель но полит части, посовещавшись, наметили ряд ме роприятий, направленных на повышение у воинов бдительности, на дальнейшее у к репление дисциплины. Они решили в бли жайшее время собрать агитаторов. На следующий день младший сержант Потапов побеседовал с солдатами отделе ния. Он и все воины осудили недостой ное поведение рядового Попова и других нарушителей дисциплины. Вскоре состоялась политическая инфор мация. Провел ее старший лейтенант Лу кин. Офицер еще раз напомнил воинам государственное значение несения кара ульной службы, подчеркнул, что подразде ление выполняет боевую задачу по охра не социалистической собственности, тех ники, военного имущества. Офицер Лукин говорил, что малейшее отклонение от положений Устава гарни зонной и караульной служб может дорого обойтись часовому и нанести серьезный ущерб интересам государства. А рядовые Попов и Хомяков забывают об этом, на рушают уставные требования. У них не только притупилась бдительность, но и понизилось чувство ответственности за большое доверие, оказываемое воинам, на значаемым в -караул. Офицер призвал личный состав постоянно повышать бди тельность, настойчиво овладевать воен ным делом, быть всегда и во всем дис циплинированными. В последнее время вопросам воинского воспитания в этом подразделении был посвящен ряд политических информаций. Вот их тематика: «Высокая бдительность — неот’емлемое качество советского вои на», «Особенности несения караульной службы в зимний период», «Свято и нерушимо соблюдать Военную присягу» и т. д. Офицеры глубоко изучают положе ние дел в подразделении. Поэтому полит информации, проводимые здесь, отлича ются целеустремленностью, тесно связа ны с жизнью и задачами личного соста ва. Состоялся очередной инструктаж аги таторов. Политработник рассказал о зада чах агитационной работы по укреплению воинской дисциплины в похраз!елении, дал методические еоветы по практике проведения бесе# с воинами. Агитаторы регулярно собираются, что- оы обсудить насущные вопросы своей работы, обогатиться опытом, получить указания. Рядовые Лежебоков, Соснии, Розов и другие комсомольцы ввиду спе цифики службы воинов подразделения главным образом проводят с ними инди видуальные беседы. В первую очередь они воздействуют на сослуживцев лич ным примером. Командир подразделения выступает пе ред личным составом с докладами, про водит политинформации, беседы. Всю эту работу офицер подчиняет воспитанию у воинов высокой бдительности. Внимание подчиненных он обращает на знание и точное соблюдение уставов, в частности, Устава гарнизонной и караульной служб, на индивидуальное их изучение. Коман дир каждый раз перед заступлением вои нов в наряд беседует с начальниками ка раулов, разводящими, проверяет, ка к тот или иной солдат знает обязанности часо вого, уставные положения. В подразделении немало примеров об разцового несения караульной службы. Так, рядовой Хлебников, будучи часовым, проявил исключительную бдительность и умелые действия. Как-то на посту созда лась обстановка, потребовавшая от ча сового -решительности и находчивости. И эти качества Хлебников проявил в пол ной мере. Он отлично справился с постав ленной перед ним задачей. Командир по ощрил его внеочередным краткосрочным отпуском. Здесь помнят уволившегося в (запас рядового Ахметзянова ка к отваж ного воина, отличного часового. Однажды ночью на посту Ахметзянов действо вал точно по уставу, проявил смелость, выдержку. В о и н задержал неизвестного п передал его начальнику караула. Э т и и другие примеры активисты ис пользуют в агитационно-пропагандист ской работе среди личного состава, вы зывая у воинов стремление развивать в себе высокие морально-боевые качества. На решение этой задачи направлена и наглядная агитация, стенная печать. В помещениях казармы вывешены плакаты о подвигах часовых Прокопия Чернышева и Герасима Шекочихнна. Григория Соро ки, Василия Лемешенко и других патрио тов Родины. Здесь на видном месте — выдержки из уставов, текст Военной при сяги, лозунги. В последних номерах стен газеты рассказывалось о необходимости бдительно нести караульную службу, строго выполнять распорядок дня. Запомнился воинам вечер «Отличники боевой и политической подготовки — ак тивные помощники командира». С докла дом выступил командир части. Своим опытом учебы и службы поделились сер жант Конев и другие отличники. Передо викам были вручены личные фотокарточ ки, на которых они сняты при развер нутом Знамени части. Хорошо прошел и вечер: «Действуй по уставу — завоюешь честь и славу». Серьезное внимание в подразделении уделяется борьбе с пережитками капита лизма, за здоровый быт воинов. Для этого используются лекции, беседы. Здесь ак тивно ведется пропаганда успехов совет ского народа в коммунистическом строи тельстве. Интересно, например, прошел тематический вечер «Трудовые подвиги советских людей в выполнении пятого пятилетие го плана». Офицерами части и работниками полит отдела читаются для личного состава лек ции о советском патриотизме, о руководя щей и направляющей роли Коммунисти ческой партии, о Всесоюзной сельскохо зяйственной выставке и на другие темы. Агитационно-пропагандистская работа оказывает большую помощь командиру в мобилизации воинов на образцовое несе ние караульной службы. Нужно, однако, отметить, что* в воспи тании личного состава в духе высокой бдительности, верности Военной присяге и уставу командиру слабо-помогают клуб части и имеющаяся при нем библиотека. Начальник клуба не проявляет инициа тивы в работе, не организует интересных мероприятий, тематических выставок во енной и художественной литературы, об суждение кинофильмов, а обычно ждет указаний сверху. И в лекционной пропаганде здесь в последние несколько месяцев наблюдался некоторый отрыв от вопросов воинско го воспитания. Кое-кто в политоргане склонен об’я с- нить это тем, что воинам эти вопросы до статочно раз’ясня.тись. Вот, дескать, при дет молодежь, тогда темы воинского воспи тания снова будут подниматься широко.' Это, конечно, ошибочнее мнение. М. И. Калинин, обращаясь к агитаторам-фрон- товикам, говорил, что «хорошие мысли никогда не мешает повторить. Ничего, если вам, например, скаж ут: «Что это ты всё про окапывание заладил?». А вы на это ответьте: «До тех пор буду вам говорить об этом, пока вы окопы не на учитесь рыть; жалко мне ваших голов, если они зря погибнут». Следовательно, пропаганда бдительно сти должна всегда носить целеустремлен ный характер, мобилизовывать воинов на безупречное выполнение служебных обя занностей, на мастерское владение боевой техникой и оружием каждым военно служащим. Офицер М. ХАМЕТОВ. Радиационная разведка у Рёнтпю-птр Дазимётрбг ТруЛпобой "г* имдиви^а^бнрш) Р'о$и5Ъ?гпЭх Одной из характерных особенностей атомного взрыва является заражение ме стности и об’ектов, расположенных на ней, радиоактивными веществами. Они выпадают не только в районе взрыва, но и по пути движения радиоактивного обла ка, уносимого ветром. Радиоактивные ве щества представляют собой продукты взрыва атомной бомбы или снаряда. Зара жение может быть осуществлено также с помощью боевых радиоактивных веществ (БРВ ), которые представляют собой спе циально приготовленные для боевого ис пользования вещества, содержащие радио активные атомы. Боевые радиоактивные вещества могут применяться в виде жид костей, порошков или дымов в авиацион ны х бомбах, ракетах, минах, артиллерий ских снарядах и торпедах. Кроме поверхности земли, радиоактив ные вещества -заражают воздух, воду, про довольствие, обмундирование, боевую тех нику и оружие. Пребывание на заражен ной местности и обращение с заражен ными предметами создают опасность для человека, так как он может подвергнуть ся вредному для организма воздействию радиоактивных излучений (облучению) и радиоактивному заражению кожных по кровов тела. Радиоактивные вещества мо гут попасть с воздухом, водой и пищей внутрь организма. Под воздействием боль ших доз радиации и при попадании радио активных веществ внутрь организма мо жет возникнуть лучевая болезнь. Чтобы обеспечить своевременную защи т у войск от поражения радиоактивными веществами, необходимо поедварительно разведать зараженные участки местности и об’ екты Такая разведка называется радиационной. Основная ее задача со стоит е том. чтобы обнаружить радиоак тивное заражение местности и воздуха. Разведка также определяет степень зара жения и оповещает об этом войска, дей ствующие в районе атомного нападения противника. Радиационная разведка должна вестись постоянно, во всех условиях боевой обста новки всеми частями и подразделениями, в том числе и тыловыми. • Выполнение за дач радиационной разведки возлагается на специально подготовленных воинов. Радиационная разведка должна вестись пешим порядком, на автомашинах, броне транспортерах, танках и самолетах. Вы бор того или иного способа передвижения определяется условиями местности, боевой обстановкой, размерами и отдалением рай онов, подлежащих разведке, и степенью заражения местности, которую можно предположить заранее. Так. например, в случае взрыва атомной бомбы в воздухе на высоте нескольких сот метров зараже ние местности будет слабым. При взры ве бомбы на земле следует ожидать сильно го заражения. При слабом заражении ме стности и небольших участках заражения разведку можно осуществлять пешими до зорами; при сильном заражении она ведет ся на автомашинах, бронетранспортерах и танках. Воины, ведущие разведку на автомаши нах, бронетранспортерах и танках, будут передвигаться со значительно большей скоростью, чем пешие. В этом случае раз ведчики будут получать на зараженной ме стности значительно меньшую дозу радиа ции и меньше подвергаться опасности об лучения. К тому же броня танка и бро нетранспортера в несколько раз ослабляет интенсивность радиоактивных излучений и предохраняет воинов от вредного воздей ствия этих излучений. Разведка с помощью самолетов ведется в тех случаях, когда необходимо обследо вать удаленные районы или большие пло щади. Применение авиации позволяет зна чительно ускорить обнаружение заражен ны х участков местности. ' К ак известно, радиоактивные вещества могут не иметь цвета, запаха и других внешних признаков, свойственных боль шинству отравляющих веществ. К ак же обнаружить радиоактивное заражение? Радиоактивные вещества обнаружи ваются благодаря явленням, возникающим при прохождении радиоактивных излуче ний через вещество. Проходя через вещество (воздух, вода и т . д .), радиоактивные излучения (альфа- и бета-частицы, гамма-лучи) встречают на своем пу ти молекулы и атомы. При столк новении этих частиц с атомом из его электронной оболочки выбивается элек трон. Если до этого атом был электриче ски нейтрален (положительный заряд яд ра уравновешивался отрицательным заря дом электронов), то, лишившись одного электрона, атом оказывается заряженным Положительно. Такой атом называется по ложительным ионом, а выбитый электрон, имеющий отрицательный заряд,— отрица тельным ионом. Образование ионов при прохождении радиоактивных излучений через вещество носит название процесса ионизации. Радиоактивные излучения, проходя че рез вещество, оставляют за собой след, как бы цепочку из положительных и от рицательных ионов. По ионизации веще ства и может быть обнаружено радиоак тивное заражение. Для этого используют ионизационную камеру, напоминающую собой во зд уш ны й конденсатор. Простейшая ионизационная камера представляет собой две металлические пла стины , удаленные дпуг от друга на неко- торое.расстояние. Между пластинами нахо дится воздух или другой газ. Если к пла стинам камеры подключить батарею, то одна из пластин зарядится положительно, а т у г а я — отрицательно. Между пласти #ещ&ажеш<ьч л&сте* нами возникнет электрическое поле. По павшая в это поле заряженная частица начнет двигаться в определенном направ лении, которое зависит от знака ее заря да. Если частица заряжена положительно (положительный ион), она будет переме щаться от пластины, заряженной положи тельно, к пластине, заряженной отрица тельно. Если же частица заряжена отрица тельно (электрон), она будет двигаться б обратном направлении. Как только камеру внесут в зону дейст вия радиоактивных излучений, .между ее пластинами возникнут положительные а отрицательные ионы. Под действием элек трического поля между пластинами ионы придут в движение. Движение зарядов представляет собой не что иное, как элек трический ток. Следовательно, радиоактивные излуче ния, ионизируя воздух в камере, создают в проводах, соединяющих пластины с ба тареей, электрический ток. Чтобы зафик сировать его, достаточно между батареей и одней из пластин включить измеритель ный прибор. Отклонение стрелки прибора служит сигналом о наличия радиоактив ны х веществ. Если стрелка прибора не отклоняется, значит тока в цепи нет. Это показывает, что в данном месте нет радиоактивных излучений, а, следовательно, и радиоак тивны х веществ. С помощью такого простого устройства можно не только обнаружить радиоактив ные вещества, но и определить интенсив ность радиоактивных излучений. Чем интенсивнее излучения, тем больше ионов возникает в воздухе в единицу вре мени. При большем же числе ионов, обра зующихся за секунду, сила тока меж !у пластинами камеры будет большей. По ве личине силы тока и можно судить о сте пени заражения местности. Сила тока, возникающего под воздейст вием ионизации, очень мала и. как прави ло, недостаточна, чтобы зафиксировать се существующими в настоящее время изме рительными приборами. П о э т о м у д л я изме рения величины тока его предварительно усиливают с помощью ооычных радиотех нических усилителей. Этот принцип обнаружения радиоактив ны х веществ лежит в основе устройства специальных приборов, с помощью которых ведется радиационная разведка. Такие приборы носят название дозиметрических. Основными элементами любого дозимет рического прибора обычно являются: вос принимающее устройство, усилитель, ре гистрирующее или показывающее устрой ство и источник питания. Воспринимающее устройство восприни мает радиоактивные излучения, в резуль тате чего в приборе возникает электриче ский ток. Он усиливается и Фиксируется регистрирующим устройством. Простейшие воспринимающие устройства построены по принципу описанной выше ионизационной камеры. В качестве регистрирующего уст ройства в дозиметрических приборах ис пользуют электроизмерительные приборы. ш калЫ ко горы х градуируются в единицах мощности дозы (рентгены в час) или в елш ицах дозы радиации (рентгенах). По уровню радиации, который показывает прибор, можно судить о степени заоаже- ния местности- радиоактивными вещества ми. Если прибор показывает уровень ра диации свыше 10 0 рентгенов в час, то имеет место опасное заражение местности. При уровне радиации более 5 рентгенов в час будет сильное заражение. При уровне радиации свыше 0 ,1 рентгена в час мест ность считается зараженной. Дозиметрические приборы позволяют быстро обнаружить заражение местности и об’ектов и определить степень их зара жения. Кроме того, дозиметрические при боры позволяют произвести так называе мый дозиметрический контроль,' который слагается из контроля радиоактивного об лучения и контроля радиоактивного зара жения. Контроль облучения состоит в из мерении доз облучения, получаемых лич ным составом п р и действиях на заражен ной местности. Контроль заражения людей, боевой техники, оружия и имущества про водится вне зараженного района. Его на значение — выявить наличие и степень- *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz