На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 ноября 1954 г.. N° 274 (5116). самостоятельности ирешительности действиях вахтенного офицера Ночь. Непроглядная темно­ та окружает го г.сех сторпн идущий на постановку мин корабль. Холодный северный ветер гонит по морю бледчо- серсбриптые от пенных ба­ рашков полны. Они тяжело обрушиваются на палубу ко- рабля, разбиваются о надст­ ройки, ярко сверкая фосфо­ рическими брызгами. Корабль, весь содрагаясь от напряже­ ния, идет заданным курсом. Он должен строго в опреде­ ленное время прибыть к ме­ сту назначения. Задача трудная, осо­ бенно в таких сложных метеорологических условиях. Поэтому вахтенный офицер старшин лейтенант Яруков очень внима­ тельно следит за ходом и курсом корабля. Он весь поглощен своим делом, насторо­ жен. Сигнальщик докладывает о том. что ви­ дит белый огонь. Вахтенный офицер, не мешкая, берет на него пеленг и через ко­ роткие промежутки времени определяет, как он изменяется. Яруков еще не знает, имеет ли огонь навигационное значение или принадлежит находящемуся в море судну. Однако первая мера предосторожно­ сти выорана правильно. Но всяком случае вскоре станет ясно, следует ли выпол­ нять маневр и как именно, или можно продолжать идти прежним курсом. Яруков уточняет место корабля. Ока­ зывается — здесь не должно быть ограж­ дении навигационных опасностей, зна­ чит... В это время открывается еще ряд огнен. Уже отчетлпво видны ходовые от­ личительные и дополнительные огни с у ­ дов. По ним вахтенный офицер приходит к заключению, что сравнительно на не­ большом участке моря несколько рыболов­ ны х траулеров. Мужественные труженики — заполярные рыбаки даже в плохую по­ году занимаются своим делом, не жалеют сил. чтобы дать советскому народу боль­ ше ценных продуктов питания. Эта мысль только короткое мгновенпе занимает Ярукова. Он озабочен тем, как разойтись с траулерами. Он должен ре­ шать этот вопрос без чьей бы то ни было помощи.'Старшие начальники не вмеши­ ваются в его действия. Они видят, что непосредственной опасности нет. Вахтен­ ный офицер анализирует обстановку. Об­ ходить суда — значит потерять много вре­ мени и усложнить выполнение задачи. Пройти между ними?.. Яруков оценивает обстановку, взвешивает все «за» и «про­ тив» . Можно. Есть полная гарантия избе­ ж ать столкновения и миновать выпущен­ ные рыбаками тралы . Для этого старший лейтенант изменяет на несколько градусов курс. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы успешно выйти из со­ здавшегося положения. Впоследствии Яруков признавал, что этот случаи был для него весьма поучи­ тельным. За несколько считанных минут он творчески осмыслил правила преду­ преждения столкновений судов в море и другие важные документы, увидел, какая ответственность возложена на него. У старшего лейтенанта усилилась тяга к знаниям, укрепилась вера в свои силы. Все это явилось прямым следствием того, что вахтенному офицеру была предостав­ лена возможность самостоятельно управ­ лять кораблем в сложных условиях. I I он справился со своими обязанностями. Вопрос о выработке самостоятельности в руководстве маневрами корабля — главный « обучении вахтенных офицеров. Он особенно остро встает в связи с новы­ ми требованиями к боевой подготовке, вы ­ текающими из особенностей современного морского боя. Скоротечность сражения предполагает, что командир корабля будет занят решением сложных задач тактиче­ ского характера и использования оружия. Поэтому вахтенный офицер на переходе и в бою 'должен точно и быстро осуществлять маневры корабля, воплощать в своих де­ лах волю командира. От этого зависит вы ­ ход на позицию атаки, эффект стрельбы, уклонение от воздействия противника и многое другое. Как известно, от вахтенного офицера за­ висит. насколько точно корабль удержи­ вает место в походном строю п ри совмест­ ном плавании. Стоит ему «упустить» пе­ ленг на несколько градусов или не усле- дпть за скоростью хода, и порядок кораб­ лей будет нарушен, что, несомненно, отра­ зится на боеспособности. Ведь всякий по­ ходный порядок должен быть приближен к боевому и имеет целевое назначение, а перед каждой группой, линией кораблей стоит определенная задача. Строй орга­ низуется так. чтобы им удобно было уп ­ равлять и чтобы он был готов в любую минуту развернуться для боя. встречи про­ тивника. Неправильные действия вахтен- поро офицера одного из кораблей стеснят и затруднят маневрирование д р у г и х . В нашей газете было напечатано несколько писем молодых офицеров, п которых они делились своим опытом воспитания и обучения личного состава, борьбы за крепкую воинскую дис­ циплину и организацию службы. Многие молодые офицеры флота высказали пожелания, что­ бы на страницах газеты была опубликована статья о действиях вахтенного офицера на походе. Вопрос этот важный. В совре­ менном морском бою такие качества офицера, как умение са­ мостоятельно принимать правильные решения, действовать расторопно, твердо и решительно в самой сложнойобстановке, имеют исключительное значение для победы над врагом. Публикуемая статья рассказывает об опыте воспитания у вахтенных офицеров этих необходимых качеств. Может случиться так, что назначенные скорость и курс длительное время не ме­ няются. Не имеющий достаточной практи­ ки вахтенный офицер думает, что все об­ стоит благополучно, успокаивается и не берет периодически пеленг на другие ко­ рабли. Когда же он спохватывается, вы ­ ясняется, что место «потеряно». Оказы­ вается, не учтены особенности работы ма­ шин и других механизмов, точность удер­ жания корабля на курсе, снос и дрейф. Этого никогда не допустит опытный офицер. Он постоянно проверяет положе­ ние корабля в строю, знает и даже чув ­ ствует. когда необходимо увеличить или уменьшить число оборотов машин и таким образом одновременно удерживает постоян­ ными пеленг и дистанцию. Такая точность достигается только практикой, которую не заменит даже самая основательная теоре­ тическая подготовка. Корабельным уставом вахтенному офи­ церу предоставлены большие нрава. Никто без его ведома не имеет права менять курс п ход корабля. Командир корабля назнача­ ет курс и скорость через вахтенного офи­ цера. Это требование устава надо помнить постоянно и руководствоваться им в пов­ седневной практической деятельности. Необходимо в каждом походе создавать ус­ ловия для закрепления знаний и совер­ шенствования навыков подчиненных, вос­ питывать у них решительность, наход­ чивость, смекалку. Офицера ставят на вахту лишь после того, как он освоит теоретический курс по самостоятельному управлению кораблем. Его действия строго контролируются, каж ­ дая ошибка и неточность подвергаются анализу. Конечно, на первых пэрах могут быть промахи даже при плавании в самой про­ стой обстановке. Бывает так — стал вах­ тенный у переговорочной трубы, поближе к машинному телеграфу, и боится от них отойти. На репитер гирокомпаса он не смотрит, о сигнальщиках забывает. При изменении обстановки офицер не может быстро рассчитать курс. Хотя моряк хо­ рошо знает, как делается это. но в дан­ ный момент он не подготовил себя к ма­ невру. Подчас молодой вахтенный офицер, из­ меняя ход кооабля. забывает показать его скорость шаром или световыми сигналами, сторону поворота флагом пли фонарем. У нас по возможности стараются не подска­ зывать офицеру, ка к поступить в том или ином случае. Пусть он сая разберется во всем и, подумав, найдет выход из со­ здавшегося положения. А потом можно сде­ лать замечание, указать, как было бы л у ч ­ ше поступить в подобном случае. Только т а к постепенно офицер научится учи ты ­ вать изменения курса и хода корабля, со­ четать управление машинами » связью, контролировать вахту рулевых и сигналь­ щиков и не будет суетиться и нервни­ чать. Тогда его главное внимание будет обращено на то. чтобы правильно оценить обстановку на море и сориентироваться в ней, верно рассчитать маневр. Команды же офицер будет давать как бы попутно — обдумывание их не отнимет много времени. Как-то старшему лейтенанту Васильеву поручили управлять кораблем при прохож­ дении узкости. Дымка поднималась над мо­ рем до 10— 1 5 метров. Сигнальщик заме­ тил впереди мачты корабля и доложил об этом. Вскоре можно было рассмотреть кор­ пус рыболовного траулера. Опытные моряки видели, что суда сво­ бодно разойдутся. Но Васильев невнима­ тельно наблюдал за пеленгом и не учел, что кораблю еще несколько кабельтовых можно идти прежним курсом. Он прика­ зал рулевому положить лево руля. Совер­ шая поворот, старший лейтенант увидел, что маневр был ненужным. Пз этого фак­ та офицер понял, что недостаточно знать, какпми бортами должны расходиться ко­ рабли. надо глубоко освоить практический смысл правил предупреждения столкнове­ ний судов в море. Это необходимо для лю­ бого корабля, в любом плавании. Самостоятельно управлять кораблем при плавании в узкости и ночью сможет только тот, кто хорошо ориентируется в обстанов­ ке. К этому у нас готовят всех офицеров. В то время, как один из них Фактически ведет корабль, другие также вызываются на мостик и ведут маневренные карточки. Они « маневриру­ ют» на бумаге и но существу решают те же задачи, что и вахтенный офицер. На переходе практикуются и зарисовки берега. Сначала офицеры изучают лоцию и карту, а затем воспроизводят очертания берега и приметные точки на нем. Здесь стараем­ ся не упустить возможность и опросить подчиненных, сколько кораб­ лей и от каких ветров могут укрыться в данной бухте, как им выбрать якорную стоянку и лучше развернуться для боя и т . д. Твердое знание района плавания 51 решение подобных задач в сочетании с практическим управлением кораблем вы ­ рабатывает у моряков способность быстро и безошибочно ориентироваться в обста­ новке. Нередко, когда создается для этого под­ ходящая обстановка, мы вызываем на мостик офицеров и изучаем с ними пра­ вила использования различных техниче­ ски х средств, например, радиолокационной станции. Вахтенный офицер должен уметь контролировать оператора и применять на деле результаты его наблюдений. Ведь он располагает обобщенными данными. А не­ умение пользоваться ими может привести к внезапным и нежелательным маневрам. Условия плавания на северном мороком театре, особенно зимой, сами по себе спо­ собствуют закалке и совершенствованию выучки вахтенных офицеров. Темнота по­ лярной h j 4 i i , штормы, туманы , снежные заряды — все это затрудняет работу мо­ ряков, обязывает их неустанно совершен­ ствовать свое мастерство, выполнять обя­ занности с полным напряжением сил. Ког­ да повышается ответственность за управ­ ление кораблем, увеличивается число на­ вигационных и других опасностей, неко­ торые командиры не доверяют подчинен­ ным маневрировать самостоятельно п все решения принимают сами. В таких слу ­ чаях вахтенный офицер по существу дуб­ лирует приказания командира н передает ему доклады исполнителей. Никакой речи о творческой и осмысленной работе вах­ тенного офицера здесь не может быть. Следует поручать вахтенным офицерам даже очень сложные маневры. Конечно, это обязывает командиров кропотливо учить подчиненных мастерству, испы ты ­ вать в связи с этим массу хлопот. Зато это будет способствовать выработке у офи­ церов умения, расчетливости и решитель­ ности при выполнении боевых задач. Ра­ ди достижения этой цели нельзя считать­ ся ни с какими трудностями. Воспитание высоких морально-боевых качеств в. большой степени зависит от са­ мого моряка, его настойчивости в учебе, стремления преодолеть препятствия на пу ­ ти к цели. Например, взаимная информа­ ция вахтенного офицера и штурмана не представляет собой сложности для каждо­ го из них, но имеет большое значение. Штурман бывает на мостике при отходе ко­ рабля от причала, плавании в узкости, при определении места корабля в море. В ос­ тальное время он находится в рубке и не межет знать всего, что делается вокруг. Вахтенный своевременно извещает ш тур ­ мана об изменении курса и хода, о появ­ лении открывающихся маяков и огней и т . д. Дисциплинированный и внутренне собранный моряк выполнит это точно. Все это способствует успешному корабле­ вождению. Вахтенный офицер, чтобы научиться образцово справляться со своими обязанно­ стями, должен повседневно изучать ко­ рабль, тактико-технические данные энер­ гетических установок, а также средств наблюдения и связя. Чтобы обеспечить оп­ ределенный ход кораблю, иногда недоста­ точно одного работающего котла. Об этом должен знать вахтенный офицер и забла­ говременно предупредить инженер-механи- ка. Пначе могут произойти недоразуме­ ния, которые приведут или к срыву ма­ невра. или к поломке техники . Так и по­ лучилось в прошлом у одного из офице­ ров. Напротив, такие опытные вахтенные, как Яруков, умело используют возможно­ сти первоклассной советской техники. В современной войне с применением но­ вых видов оружия быстрота и точность маневрирования приобретают исключи­ тельно важное значение. Поэтому подго­ товка вахтенных офицеров, выработка у них самостоятельности и решительности в действиях, инициативы ' й находчивости — дело чести каждого командира корабля. Это важное средство укрепления боевой готовности родного флота. Офицер В. ЗАГОРОДНЫЙ. Умело эксплуатирует свое заведываиие котельный машинист специалист второго класса старший матрос Дмитрий Гук. За успехи в учебе и службе командир кораб­ ля наградил комсомольца Гук ценным по­ дарком. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старший матрос Дмитрии Гук на вахте. Фото И. Никишова. Военкоры сообщают Так преодолеваются трудности в учёбе С первых дней службы Сергей Корнау- хов начал старательно овладевать специ­ альностью котельного машиниста. На одном из занятии старшина об’яс- нял матросам схему корабельного трубо­ провода и отдельных механизмов котель­ ной установки. Вначале Ворнаухов не уяснил глубоко их назначения и обратил­ ся за помощью к старшине, который подробно раз’яснил .^олодому моряку нено. нятные ему вопросы. Затем Корнаухов осмотрел помещения, где проходил трубо­ провод, интересовался, как действуют механизмы. Воин начертил схему распо­ ложения трубопровода и агрегатов и толь­ ко пос.тэ этого почувствовал, что тему усвоил хорошо. Вдумчиво и тщательно изучал Корнау­ хов н установку иарораспределения. Сно­ ва с помощью старшины и классных специалистов он успешно преодолел труд­ ности в учебе. В морских походах воин настойчиво тренировался, до автоматизма отрабатывая свои действия. Старший матрос Корнаухов хорошо ов­ ладел техникой. Сейчас он — классный специалист. Являясь агитатором, он ак­ тивно борется за высокую боевую выучку товарищей, за строгий воинский порядок на корабле. Старшина 2 статьи С. АГЕЕВ. С помощью товарища Матрос Бабрецов, придя в наше подраз­ деление, первое время слабо успевал на политических занятиях. Как ни старался воин работать над собой, ничего у него не получалось. Преподаваемые материалы знал он слабо. «Не быть мне отличником в учебе», — думал боец. Товарищи по службе не оставили без внимания матро­ са Бабрецова. Они помогли ему. Напри­ мер, комсомолец матрос Кривцов много и настойчиво занимался с сослуживцем, передавая бойцу свои знания. Сейчас матрос Бабрецов стал пример­ ным воином, показывает глубокие знания на политических занятиях. Матрос А. БЫСТРОВ. На дежурстве — образцовый порядок Образцово выполняет обязанности де­ журного по подразделению тов. Попов. Перед заступлением в наряд воин внима­ тельно читает уставы и инструкции, за­ ранее готовит обмундирование. За несколько часов до развода Попов собирает назначенных на дежурство вои­ нов и знакомит их еще раз с требования­ ми уставов и инструкций, указывает на особенности несения службы в связи с наступнвшей^зимой. Он обращает внима­ ние воинов на важность высокой бдитель­ ности, на ярких, убедительных примерах показывает, к каким нежелательным по­ следствиям может привести малейшее от­ клонение пт инструкций. Тщательно про­ верив знание волнами обязанностей, тов. Попов дает указание приготовиться к раз­ воду. За несколько минут до развода он лично проверяет выполнение сделан­ ных им указаний. Перед тем, как принять дежурство, По­ пов вместе со старым дежурным обходит помещения, заглядывая в каждый уголок. Тщательно проверяет он наличие и ис­ правность имущества, осведомляется о том, какие были приказания. Заступив на дежурство, Попов умело обеспечивает точное выполнение распо­ рядка дня. Однажды дневальный несвое­ временно дал сигнал о начале трениров­ ки, Попов пббеседовал с ним, сделал за­ мечание. Впоследствии этот воин службу нес образцово. В другой раз матрос Свири­ дов отлучился со своего поста. Дежурный во-время заметил отсутствие дневального. Он немедленно вызвал подсменного. Когда Свиридов вернулся, Попов сделал ему строгое предупреждение, а вечерам коман­ дир отделения наложил на Свиридова взыскание за нарушение правил дежур­ ной службы. В течение дня Попов несколько раз об­ ходит все кубрики, требует от дневаль­ ных, чтобы они поддерживали в помеще­ ниях безукоризненную чистоту и порядок. Безупречно выполняет воинский долг перед Родиной тов. Попов. Он отличается высокой требовательностью к себе и под­ чиненным. Командир уварен, что все бу­ дет в порядке, когда на дежурстве тов. Попов. Старший матрос В. СОНИН. Вахта у маневрового клапана С первых минут похода на корабле началась напряженная боевая учеба. Успех решения поставленных задач во многом зависел и от моряков электромеханического подразделения. Они обязаны были обеспечить кораблю любой заданный командиром ход В тяжелых условиях плавания бдительно, в строгом соот­ ветствии с требованиями инструкций и наставлений правил хо­ довую вахту у маневрового клапана комсомолец матрос Лазучен. ко. После похода командир об'явил ему благодарность. Старший матрос И. Г0Р0БЕЦ. Передовой воин Старший матрос Геннадий Царев пэ праву считается одним из лучших теле­ фонистов подразделения. Он любит свою специальность, поэтому относится к ней с душой. Его заведыванис находится всегда в чистоте и порядке, техника ра­ ботает безотказно. Примерный воин в то же время являет­ ся и хорошим сапожником. Как-то по­ требовалось отремонтировать обувь для личного состава. Царев сразу же взялся за порученное ему дело, отремонтировал несколько пар ботинок. За усердную службу старший матрос Геннадий Царев имеет двенадцать поощре­ ний. Матрос В. ДУДАРЕВ. --------0-------- 1 £ о 7 Э Ъ 7 п Х Ь о НАСТОЙЧИВО овладевают воен­ ным делом молодые матросы Файзу- лаев, Быстров и другие. Они учатся с полным напряжением сил, воспиты­ вают в себе высокую дисциплиниро­ ванность и исполнительность. Старший матрос И. Колупаев. О НА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СТРЕЛЬБАХ умело и расторопновы­ полняли свои обязанности матросы Са- мофалов и Проскурин. Они продемон­ стрировали возросшее огневое мастер­ ство. Матрос А. Мухаметдмнов. о «БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМ. СТРО­ ГО ХРАНИТЬ ВОЕННУЮ И ГО­ СУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ» на такую тему с личным составом провел беседу коммунист тов. Щербак. Беседа была прослушана с большим интере­ сом. Младший сержант К. Наравас. О ОПЫТНЫМ ВОДИТЕЛЕМ за­ рекомендовал себя матрос Эвеле. Он заботливо ухаживает за вверенной ему автомашиной, бережно ее эксплуати­ рует. Матрос Н. Вершинин. о ВОИНСКОЕ УМЕНИЕ и фи­ зическую закалку показали на практи­ ческих занятиях бойцы Сурнин, Еди- гарев, Захаров и другие Они действо­ вали, как в настоящем бою. Отличив- ■! шимся воинам командир об'явил благо- дарность. Сержант L-. игородннк. Повышать требовательность старшин и сержантов Не оставлять без воздействия ни одного проступка Современный бой требует от военных моряков полного напряжения не только моральных, но и физических сил, боль­ шого умения и выносливости, способности стойко преодолевать любые трудности, i железной дисциплины. | Дисциплина — важнейшее условие вы- I сокои боеготовности Вооруженных Сил СССР. Поэтому строжайшее соблюдение всех ее т 1 >ебований, повседневная борьба за всемирное укрепление уставного поряд­ ка — священная обязанность, патриоти­ ческий долг всего личного состава. Дисциплинарный устав налагает боль­ шую ответственность на командира за под­ держание строгого уставного порядка, за воспитание личного состава в духе дисци­ плинированности н исполнительности, глу­ бокой ответственности за порученное дело. «Интересы защиты Родины, — гласит Дисциплинарный устав, — требуют от начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, строю взыскивать с нерадивых и поощрять до­ стойных за проявленное усердие, подаиги и отличия но службе». Вместе с офицерами за крепкую воин­ скую дисциплину обязаны неослабно бо­ роться и старшины — непосредственные начальники и воспитатели матросов. Там, где старшины иод руководством офи­ церов проявляют постоянную требователь­ ность к матросам, ка к правило, дисципли­ на и боевая подготовка находятся на должном уровне. Примером в этом отноше­ нии может служить старшина 1 статьи Семенов. Сам подтянутый и требовательный к се­ бе, он всегда требует образцового порядка и от подчиненных. Матросы берут с него пример, подражают ему во всем. Семенов не оставляет без внимания малейшее на­ рушение воинской дисциплины, он дейст­ вует согласно требованиям Дисциплинарно­ го устава. Такая система приучила матро­ сов к соблюдению везде н во веем стро­ жайшего уставного пирядка. Это положи­ тельно сказывается на боевой учебе моря­ ков. Отделение старшины 1 статьи Семе­ нова является лучшим на корабле. Мно­ гие его подчиненные — специалисты вы ­ сокого класса. Воспитание сознательной воинской дис­ циплины требует от командира отеческой заботы о подчиненных. Хороший, опытный командир никогда не упустит случая по­ говорить с бойцами, душевной беседой по­ влиять на их настроение. Общение на­ чальника с подчиненными как нельзя лучше способствует боевому содружеству и спайке личного состава, укрепляет дис­ циплину. Забота командира о подчиненном долж­ на проявляться прежде всего в том. что­ бы обучить матроса военному делу, воспи­ тать его опытным и шецпплинированным специалистом. Обучение и воспитание воина неразрыв­ но связано с другими сторонами жизни военнослужащего, в частности, с бытовы­ ми условиями. Особенно важна забота командира о молодых бойцах, только что пришедших на службу. Когда в отделение старшины 2 статьи Заруднева прибыл молодой матрос Чирков, старшина не поинтересовался его п р о ш ­ л ы м . Он формально выполнил обязанности командира отделения — показал воину койку и рундук, ознакомил с боевым по­ стом и расположением помещений на ко­ рабле. Вскоре, убедившись, что матпос Чирков освоил материальную часть, За- руднев стал мало обращать внимания на поведение подчиненного и совершенствова­ ние его боевой выучки . Молодой матрос, пользуясь бесконтрольностью, начал нару­ шать распорядок дня. Фамилия Чиркова стала часто появляться в журнале замеча­ ний дежурного но кораблю. Но командир отделения не всегда обращал внимание на такие замечания. Ч у в с т в у я , что наруше­ ния остаются без воздействия, матрос Чирков, когда его отпустили на увольне­ ние, совершил проступок. Командир потразделения' разобпал столь недопустимый поступок матроса Чиркова и указал старшине 2 статьи Зарудневу на неправильный метод воспитания подчи­ ненного. Требовательный командир не оставит без воздействия ни одного проступка и в то же время всегда поощрит достойных за проявленное усердие, подвиги и отличия по службе. Однако имеются факты нарушения установленных правил. Нередко поощре­ ния об’являются воинам за второстепен­ ные хозяйственные работы, тогда как бое­ вая учеба того или иного матроса желает много лучшего. Таким образом дисципли­ нарной практикой в этом случае не сти­ мулируется рост боеготовности подразделе­ ния. Вдумчиво нужно относиться и к нало­ жению дисциплинарных взысканий. «К наложению дисциплинарных взы­ сканий. — указывал М. В. Фрунзе. — следует относиться с чрезвычайной осто­ рожностью. Всякие злоупотребления в этом отношении должны рассматриваться как нарушение основных требований в системе дисциилинирования армии и дол­ жны решительно осуждаться». Корабельный устав четко определяет обязанности должностных лип корабля от командира до матриса. Вся воспитательная работа должна быть направлена на то. чтобы «каждый член экипажа выполнял свои обязанности образцово, как повеле­ вает Военная присяга. К сожалению, на кораблях и в частях имеют место случаи, когда вышестоящие .начальники подменяют старшин групп и команд иров отделениii. Такое положение можно наблюдать в од­ ном из подразделений. За последнее зремя из всех матросов, получивших взыскания, большинство наложено самим командира'! подразделения, в то время, когда степень проступков была такова, что за половину пз них могли наказать своей властно командиры отделений и старшины групп. Такая практика устраняет командиров отделений и старшин групп от во:иита- тельной работы, от выполнения своих обя­ занностей, предусмотренных \ставом. Требовательность н строгость нельзя отождествлять с голым администрировани­ ем, с грубостью. Требовательность — это выполнение того, что определено законом, уставом, приказом. Однако имеются случаи, когда некото­ рые командиры отделений из-за боязни «испортить отношения» с матросами оставляют безнаказанно своих подчинен­ ных, нарушивших воинскую дисциплину. Это приводит к потере авторитета коман­ дира н ухудшает дисциплину, а, следо­ вательно. и боеготовность подразделения. Дисциплинарной практикой нужно подь- зоваться разумно и предусмотрительно. Каждый случаи нарушения дисциплины следует разбирать подробно и накладывать взыскание, сообразуясь с индивидуальны­ ми качествами воина. Нельзя действовать сгоряча, наказывать подчиненных под «ю рячую руку» , не разобравшись в сущности дела. Нужно но только нака­ зывать за тот и л и ино й проступок, но и изыскивать пути к предотвращению пов­ торения подобных проступков другими подчиненными. Основной действенной марой, преду­ преждающей нарушения дисциплины, яв­ ляется строгое соблюдение распорядка дня н положений уставов. Поэтому на кораб­ лях п в частях нужно систематически проводить занятия по изучению уставов и тцебовать от всего личного состава пунк­ туального выполнения распорядка дня. Требовательность командира достигает своей цели тогда, когда она сочетается с проверкой исполнения отданного им при­ казания или распоряжения. В воспитательной мботе велика сила авторитета командира. Лично соблюдая и точно выполняя требования советской во­ инской дисциплины, командир-единона­ чальник будет содействовать этим самым укреплению уставного порядка в части. В часы проведения досуга вне располо­ жения части старшины и подчиненные им матросы неренко находятся вместе. Быва­ ют случаи, когда матросы во время увольнения на глазах у своих командиров отделений нарушают форму' одежды, пра­ вила воинской вежливости. Некото­ рые старшины проходят мимо подоб­ ных фактов нарушения уставного по­ рядка, оставляя их без воздействия, сч и ­ тая, что делать замечания в городе своим подчиненным не их дело. В этом случае подрывается авторитет командира. Офицеры обязаны всемерно поддержи­ вать волевых, инициативных, способных сгаршин и сержантов, умело воспиты­ вающих матросов, бороться против эле­ ментов панибратства, которое еще нередко встречается между старшинами и матро­ сами. В повышении дисциплины и уставного порядка на кораблях и в частях большая роль принадлежит партийным и комсо­ мольским организациям. Коммунисты и комсомольцы призваны показывать лич­ ный пример в соблюдении воинской дис­ циплины, во всем помогать команди­ рам в наведении уставного порядка. Надо широко пропагалдировать опыт передовых воинов, создавать нетерпи­ мее общественное мнение "вокруг нару­ шителей дисциплины. При этом нужно т 1 меть в виду, что в основе укрепления дисциплины, как и всей жизни и дея­ тельности войск, лежит метот убеждения, метод воспитания, повышения политиче­ ской сознательности воинов. Н у ж н о так поставить пропаганду уставных требова­ ний. чтобы с каждым днем воин все глуб­ же созчавал значение дисциплины в ре­ шении з ам ч боевой и политической под­ готовки. важность и необходимость повы­ шения бдительности. Командир — полновластный начальник в своем подразделении, части, на корабле. Он несет полную ответственность за со­ стояние боевой подготовки и дисциплины своих подчиненных и должен требовать, чтобы они настойчиво развивали и ук ­ репляли в себе высокие морально-боевые качества, образцово выполняли свой во­ инский долг перед социалистической Ро­ диной. Офицер В. ПРИКЛОНСКИЙ. По следам наших выступлений «ПО ХАЛАТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ» Так называлось письмо, опубликованное в нашей газете 2 7 октября. Военкор И. Оськин писал, что в подразделении, в котором он служит, мало внимания уде­ ляется развертыванию спортивной работы. Автор указывал, что имеющийся при клу ­ бе спортивный зал находится в запущен­ ном состоянии, секции не работают, спор­ тивный инвентарь требует ремонта. Как сообщили в редакцию, факты, у к а ­ занные в письме, подтвердились. Сейчас заканчивается ремонт спортив­ ного зала. Спортинвентарь приведен в по­ рядок. Организуются спортивные секции по легкой атлетике, штанге, боксу и во­ лейболу. По следам неопубликованных писем Военкоры А. Елисеев и Ф. Уличев прислали в редакцию письмо, в котором сообщали о недостатках в организации культурного досуга личного состава. Воен­ коры писали, что в клубе, где работает тов. Ушаков, киносеансы проходят неор­ ганизованно. Часто на одно место касса продает по два билета. Художественная самодеятельность отсутствует. Как сообщил в редакцию начальник политотдела, факты, указанные военкора­ ми, правильно отражают недостатки в организации культурного отдыха личного состава. Сейчас эти недостатки устраняются. Развернулась подготовка к смотру матрос­ ской художественной самодеятельности. Улучшилось обслуживание личного соста­ ва кинофильмами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz