На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я т7 ноября 1054 г., Г7: 272 (5114). а классность НАЗНАЧЕННЫЙ пас за столом, накрытым красной "катрртью, заняли места члены комиссии по прием­ ки зачетов на классность. В кубрике тишина. Внн- MiHuc всех обращено к офицеру, которым н.пыварт Фамилии моряков и об’являет. кто »п них допущен к зачетам. — .Матрос Досаев, — вызывает офицер. К столу четко подходит несколько сму­ щенный воин. .-)то — трюмный... Видно, чго он любит чистоту и порядок. Об этом можно судить даже но его внешнему ВИ­ ДУ- — Изыскании у вас нет, поощрении— шесть, политические знания отличные, по содержанию заведывания замечании h r имеете, — удовлетворенно говорит офицер и добавляет: — Вы допущены к зачетам. Присутствующие воспринимают такое решение, как должное. Каждый из них хорошо знает, что означает эта краткая характеристика, данная матросу старшим начальником. Она свидетельствует о до­ бросовестной службе моряка, благородная цель которого — повседневно повышать боевую готовность своего подразделения. — Старшина 2 статьи Ткачук! Перед комиссией предстает аккуратно одетый моряк. Он спокойно и внима­ тельно слушает офицера. Это специалист второго класса. Он будет отстаивать пра­ во и впредь носить это почетное звание, идти дальше по пути совершенствования своих военных знаний. Но вот очередь дошла до старшего ма­ троса Пименова. Оказывается, при про­ верке в его заведывашш обнаружена -грязь. Да и по дисциплине у воина за последнее время немало замечаний. Он .не допущен к зачетам. Узнав об этом, Пименов расстроился, и, нервничая, сел на свое место. Как ни горько Пименову, по всякий скажет — поделом ему. Ничто не может оправдать того, кто удовлетворился до­ стигнутым и не совершенствует свое ма­ стерство. В прошлом воин добросовестно выполнял обязанности и был трижды по­ ощрен. Сейчас ему нечем похвалиться. Пименов часто опаздывает или совсем не выходит на приборку, не проявляет старательности в уходе за техникой. Возможно, Пименов сдал бы зачеты. Но кому нужны мертвые знания, не подкреп­ ленные делом! Классный специалист это •гот. кто всесторонне подготовлен к выпол­ нению любых задач в самых сложных ус­ ловиях современного боя, кто содержит технику в постоянной боевой готовности. ...Началась проверка знании воинов. У каюты офицера тихо переговариваются не­ сколько моряков, вспоминают особо труд­ ные, по их мнению, вопросы специально­ сти. Но вот дверь открывается, из нее вы­ ходит улыбающийся Ткачук. Он сдавал зачеты одним из первых. Старшина при­ вык всегда и во всем быть впереди, пока­ зывать пример подчиненным и тепе»рь ус­ пешно подтвердил право носить званле специалиста второго класса. * г - — Буду готовиться на первый, — зая­ вил Ткачук сослуживцам. — Держитесь спокойней, как на вахте. Сдадите, — под­ бодрил он воинов. Один за другим моряки сдают зачеты. Наконец, в каюту входит матрос Досаев. Представился. Офицер предлагает запи­ сать четыре вопроса и продумать ответы на них. Досаев быстро чертит на листе бумаги схему корабля в поперечном раз­ резе, затем аккуратно выводит ломаные линии, изображающие одну из систем. Делает это он уверенно. Затем Досаев отвечает на заданные ему вопросы. Сразу видно, что он глубоко ус­ воил устройство корабля и специальность трюмного. Выслушав его, начальник сдер­ жанно сказал: — Хорошо, можете идти, — и вывел против фамилии моряка цифру «5». В коридоре Досаева тепло поздравили с успехом старшина команды Тихомиров и командир отделения Онищак. Здесь же оказались матросы Болтухин и Гу­ ляев. Они ремонтировали систему отоп­ ления п как будто случайно, проходя мимо, подоспели к моменту, чтобы крепко пожать руку товарищу. — Жалею, что я отказался сдавать за­ четы. Не поверил в свои силы. — заявил Болтухин. — Обязательно подготовлюсь и в следующий раз не упущу такой возмож­ ности, — заверил он сослуживцев. — Молодец. — горячо похвалил трюм­ ного Гуляев. — Расскажешь потом, как работал во время подготовки. — Очень длинный будет разговор. — усмехнувшись, заметил Досаев. — Подго­ товка на классность — это ведь вся служ­ ба. Да, это так. С первого дня пребывания н# корабле матрос отличался усердием в уче­ бе. На занятиях по специальности он. как и все воины, внимательно слушал старши­ ну. а потом обходил отсеки, лазал в самые трудно доступные места, своими руками ощупывал каждую магистраль. каждый клапан. Уже неплохо зная корабельные си­ стемы. он продолжал чертить их на бума­ ге вновь и вновь, проверял себя и всякий раз узнавал что-то новое из того, что изу­ чал раньше. Воин приобретал прочные, глубокие знания. Вспоминается одна тренировка в море. Сильно качало. Воины действовали в про­ тивогазах. — Переключить систему. — приказы­ вает старшина. Досаев бежит выполнять вводную. Тем­ но. Трудно дышать. Пот заливает глаза. Моряк наощуиь находит клапаны, закры­ вает и открывает их. Нужно большое на­ пряжение воли, чтобы осмыслить свои действия. Матрос мобилизует все силы. Зато теперь он никогда не забудет распо­ ложение механизмов, клапанов. Моряк спешит доложить о выполнении приказания, а ему уже дают очередную вводную: — Пробило магистраль! Досаев находит выход из положения. Он начинает питать котел через вспомога­ тельную магистраль. Длительное время на­ пряжение не уменьшается ни на минуту. В походе Досаев несет вахту в посту энергетики и живучести. А через каждые несколько минут матрос спускается в ма­ шинное и котельное отделения. Он замеря­ ет уровень воды в теплом ящике, контро­ лирует вахту у испарителей. Порой не так-то просто пробраться в .'помещения — по палубе перекатываются волны. Но воин работает смело и расчетливо. При выполнении учебной задачи Досаев двенадцать часов бессменно нес вахту. Но ни на мгновение он не ослабил бдитель­ ность. Вода в котлы поступала бесперебой­ но. За образцовое несение вахты моряка неоднократно поощряли. Он был отмечен и за умелый уход за техникой и за содер­ жание ее в постоянной боевой готовно­ сти. Пока Досаев разговаривал с товарища­ ми, из каюты с низко опущенной головой вьппел старший матрос Кузнецов. Прова­ лил... Показал слабые знания по устройст­ ву корабля. Перед зачетами он много за­ нимался, а до этого имел немало упуще­ ний. П вот не получилось... Оказывается, штурмом не возьмешь. Не впервые встречается такой случай, что воин, удовлетворительно подготовлен­ ный по своей специальности, оказывается не в состоянии сдать зачеты по устройст­ ву корабля. Подобные факты есть сейчас, были и в прошлом. Ошибки повторяются. Случайно ли это? Нет. В обучении подчи­ ненных еще мало уделяется внимания изучению военно-морского дела, слабо по­ ставлен контроль за самостоятельной уче­ бой воинов. ...Оживленно на корабле в эти дни. Военные моряки настойчиво совершенст­ вуют свою боевую выучку, готовятся к тому, чтобы вскоре стать классными спе­ циалистами, другие уже удостоились это­ го почетного звания. Моряки охвачены стремлением постоянно оттачивать свое мастерство. Они сознают — это нужно для укрепления боевой готовности родно­ го флота. Старший лейтенант Г . АНАНЬИН. Повседневно заботиться о повышении политической сознательности воинов Нашп уставы обязывают командира- единояачальника неустанно заботиться о повышении политической сознательности своих подчиненных. Без этого нельзя ус­ пешно решать задачи боевой н политиче­ ской подготовки, обеспечить высокую во­ инскую дисциплину. Каждый офицер обя­ зан проводить работу по воспитанию ма­ тросов и старшин в духе беспредельной преданности Родине, Коммунистической партии и Правительству, неуклонного соблюдения требований Присяги и уста­ вов. Ленинские слова о том, что без инициа­ тивного, сознательного солдата и матроса нельзя победить в современной войне, сей­ час приобрели еще большую остроту и злободневность. II это вполне понятно. Ведь если воин глубоко и ясно сознает це­ ли и задачи своей деятельности, он дейст­ вует, как правило, смело, решительно, му­ жественно. Высокая политическая созна­ тельность каждого воина проявляется, прежде всего, в образцовой службе, в от­ личной учебе, в его волевой стойкости, постоянной готовности преодолеть любые трудности, перенести любые лишения, а если потребуется, то и пожертвовать жизнью во славу любимой Родины. Еще в училище нам, будущим офицерам, неоднократно указывали на необходи­ мость повседневно заботиться о повыше­ нии политической сознательности подчи­ ненных. На эту сторону моей деятельно­ сти обратил также' внимание секретарь партийной организации, когда я прибыл на корабль. Да и самому мне было хорошо понятно значение политического воспита­ ния вопнов. Но одно дело сознавать это и другое — осуществлять на практике. Должен откровенно признать, что были у меня поначалу, да и сейчас еще встре­ чаются в этом вопросе недоработки. Назначили меня руководителем группы политических занятий. Готовился я к ним старательно: составлял конспект, читал дополнительную литературу, просматривал карту. П все же занятия сперва получа­ лись, мягко выражаясь, не совсем пнтере^. ные. Позже я понял, что мое слабое место — недостаточные методические навыки. Я стал исправлять положение. В этом отно­ шении мне хорошо помогли семинары ру­ ководителей политзанятий. Они учили, как нужно любую тему органически связы­ вать с жизнью подразделения, корабля, с теми задачами, которые повседневно ре­ шают воины. Это повышает интерес лич­ ного состава к политической учебе, де­ лает занятия действенней и целенаправ­ ленней. Постепенно активность моих слушателей росла. Я заметил, что они с большим ин­ тересом слушают мой рассказ, серьезнее П И С Ь М А М О Л О Д Ы Х О Ф И Ц Е Р О В изучают литературу в часы самостоятель­ ной учебы. Обратил я внимание еще на одно положительное явление. Некоторые матросы стали вечерами, в свободное вре­ мя обращаться ко мне с вопросами, кото­ рые возникали у них при дальнейшем изучении темы. Я. конечно, охотно шел им навстречу. Но самое отрадное то. что повышение качества политической учебы положительно сказалось на успехах вои­ нов в службе, на состоянии воинской дисциплины. Мой предшественник, передавая мне группу, характеризовал ее как одну из самых отстающих на корабле. А недавно на проверке группа политзанятий, кото­ рой я руковожу, получила хорошую оценку. Понятно, что процесс воспитания вы­ сокосознательных воинов не ограничивает­ ся часами, в которые проводятся полити­ ческие занятия и информации. Постоянно, ежечасно, при каждом, даже самом крат­ ком общении с подчиненными командир осуществляет политическое влияние на них. Помню однажды во время приборки я обратил внимание на то, что некоторые матросы выполняют свои обязанности не­ брежно, как говорят, лишь бы отбыть но­ мер. Сразу же после приборки я побеседо­ вал с этими воинами, указал им на то, какое огромное значение для повышения боевой готовности корабля имеет постоян­ ное поддержание на нем уставного поряд­ ка п чистоты. Не стану судить о том. на­ сколько убедительны были мои слова, но после моего разговора с матросами они стали работать на приборке старательно, я бы сказал, с душой. На этом примере убедился, что установ­ ление внутренней связи между малыми и большими целями и задачами придает всей деятельности моряков глубокий идей­ ный смысл. В индивидуальных и групповых беседах с матросами, в своих выступлениях на комсомольских собраниях я всегда ста­ раюсь но мерс своих сил воспитывать личный состав подразделения в духе бое­ вых традиций и любвп к своему кораблю, верности Военно-морскому флагу, как сим­ волу воинской чести, доблести и славы. У меня, молодого офицера, когда я прибыл на корабль, не было достаточного опыта в подготовке целеустремленных, логически последовательных, глубоко продуманных выступлений перед матросами и старши­ нами. Здесь мне оказали большую по­ мощь коммунисты, заместитель командира копабля по политической части. Однажды у меня спросили, вее ли матросы регулярно читают газеты. Я вы­ нужден был признать, что не знаю этого. Позднее выяснил, что есть еще и такие моряки, для которых чтение не стало обя­ зательной потребностью. Как привить им вкус к газете? На этот вопрос мне помог­ ли ответить старшие, более опытные офи­ церы. Они посоветовали чаще проводить с воинами громкие читки наиболее интерес­ ных газетных материалов, вовлекать от­ стающих товарищей в общественную ра­ боту. Говоря о повышении сознательности во­ инов, нельзя умолчать и о политинформа­ циях. Их цель — раз’яснять личному со­ ставу решения партии и правительства, приказы Министра Обороны, важнейшие события внутренней и международной жизни подразделения, корабля. Отсюда становится ясно, какое значение они имеют в повышении политической созна­ тельности воинов, в расширении их обще­ го кругозора. Понятно, что успех полит­ информации обеспечивается не только удачным выбором темы, но и тщательной подготовкой руководителя к ее проведе­ нию. Важно также учитывать роль коллек­ тива, и в первую очередь партийных п комсомольских организаций, в пробужде­ нии политической сознательности у нера­ дивого воина. Кое-кто из молодых офицеров иногда пренебрегает этим. Случался такой грех и со мной. Так, например, было, ког­ да старший матрос Гольцев совершил гру­ бый дисциплинарный проступок. Не про­ анализировав его прежнее поведение, не продумав глубоко, что привело воина к на­ рушению уставного требования, нельзя ли еще ему помочь исправиться, я решил, как говорится, рубить с плеча: ходатайст­ вовать о разжаловании старшего матроса Гольцева и о лишении его звания клас­ сного специалиста. — А разве за Гольцевым и прежде за­ мечались такие проступки? — спросил коммунист Ковалин, узнав о моем реше­ нии. — Нет, это с ним впервые. — Напрасно вы пренебрегаете таким сильным средством, как общественное воз­ действие. Поговорите с комсомольскими активистами. Я уверен, что они помогут воину исправиться. Действительно, на комсомольском бюро Гольцеву досталось крепко. II это на не­ го сильно подействовало. Больше за вои­ ном подобных проступков не наблюдалось. Сейчас* старший матрос Гольцев — пере­ довик учебы и службы. Я пришел к твердому убеждению, что чем лучше поставлено политическое вос­ питание воинов, тем крепче дисциплина, тем больше успехи в боевой подготовке. Лейтенант В. СУВОРОВ. Отлично анает свою специальность электрик старший матрос Михаил Тимошков. Его можно часто видеть на боевом посту, когда он беседует с молодыми матросами, раз'ясняя им устройство и принцип работы элек­ трических приборов. Этим передовой моряк оказывает командиру дей­ ственную помощь в обу­ чении личного состава, в подготовке высококвали­ фицированных специа­ листов. Н А С Н И М К Е : стар­ ший матрос Михаил Ти ­ мошков (справа) расска­ зывает молодому матросу Василию Козлову о кон­ струкции электрического оборудования боевого по­ ста. Ф о то И . Никншова. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА БУДУТ ВРУЧЕНЫ ГРАМОТЫ? Во время зимней спартакиады, прохо­ дившей в январе 1954 года, наша коман­ да заняла 3-е место и была удостоена грамоты. Кроме того, грамотой была на­ граждена команда лыжников-офицеров в составе тт. Тюнипа, Илюхина и Ромашо­ ва, занявшая 2-е место в эстафете 3x10 км. Награждены были и другие участни­ ки спартакиады, занявшие призовые ме­ ста в личном первенстве. Однако но окончании спартакиады на­ грады нашим спортсменам не были вру­ чены. Ответственный за спортивную рабо­ ту тов. Воробьев заявил, что грамоты бу­ дут выданы позднее. — Немного обождите, — успокоил он спортсменов. Та же история повторилась и после лыжных военизированных гонок, в кото­ рых одна из наших команд, возглавляемая офицером Илюхиным, заняла 2-е место. Завоеванная грамота снова не была -вру­ чена. — Ждите, — опять обнадежил нас тов. Воробьев. Окончилась зима. На проходившей лет­ ней спартакиаде снова некоторые спорт­ смены нашей части выступили успешно и завоевали грамоты. Однако и эти лрамоты не были вручены. Снова наступила зима. Открыт лыжный сезон. Недалеко время новых спортивных встреч лыжников. А наши спортсмены до i их пор не могут получить грамоты, за­ воеванные ими в прошлом спортивном се­ зоне. Сколько же времени тов. Воробьев бу­ дет отделываться обещаниями? Старший лейтенант А. БЕРЕСНЕВ. УДЕЛЯТЬ ДОЛЖНОЕ ВНИМАНИЕ ПОДПИСКЕ НА ГАЗЕТЫ Воины нашего подразделения регуляр­ но подписываются на газеты и журналы. Передовые воины подразделения младшие сержанты Малышев и Виноходов, стар­ шие матросы Ерохин, Яковлев и другие воины выписывают местные и централь­ ные газеты, регулярно читают их. Но подписка на газеты в последнем квартале 1954 года прошла неудовлетворительно. Мало выделено журналов, нарушался по­ рядок подписки . Старший матрос Ерохин подписался на газету «Советский флот», но вместо нее получил другую. Матрос Меньков подписался на «Комсомольскую правду», а получил «Красную звезду». Несколько воинов, прибывших к нам. дли­ тельное время вообще не получают газет. Эти недостатки должны быть устранены. Матрос В. ДУДАРЕВ. По следам наших выступлений «ХОРОШЕЕ ДЕЛО НЕ ДОВЕЛИ ДО КОНЦА» Нод таким заголовком 3 октября в на­ шей газете было опубликовано письмо в редакцию. В нем говорилось о плохой ор­ ганизации и проведении технической уче­ бы офицеров строительных организаций. Как сообщили в редакцию, факты, ука­ занные в письме, имели место. Руководи­ тель учебы тов. Рябченко от проведения занятий отстранен. Приняты меры по улучшению технической учебы офицеров. «БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ 0 КАЧЕСТВЕ ЛЕКЦИЙ» Иод таким заголовком 8 октября в на­ шей газете опубликована корреспонденция офицера Е. Козлова, в которой отмеча­ лись недостатки в лекции, прочитанной пропагандистом тов. Полторацким. Как сообщили в редакцию, Факты, из­ ложенные ч корреспонденции, подтверди­ лись. Намечены конкретные мероприятия по улучшению качества лекций. Несение караульной службы выполнение боевой задачи Коммунистическая партия Советского Союза постоянно воспитывает наш народ в духе высокой бдительности, постоянно требует ог советских людей помнить о капиталистическом окружении. Шпионы, убийцы и диверсанты, за­ брасываемые иностранными разведками в нашу страну, одной из основных задач имеют задачу подрывать оборонную мощь нашей Родины. Поэтому Советская Армия и Военно-Морской Флот, стоящие на страже государственных интересов СССР, постоянно противопоставляют вражеской агентуре свою неусыпную бдительность, организованность и дисциплинирован­ ность. срывая тем самым коварные планы врагов. Шпионы и диверсанты особое внима­ ние направляют на расположение наших частей, складов с боеприпасами, горючим, аэродромов, парков с боевой техникой, оборонных предприятии и т. д. Охрану этих об’ектов осуществляют ка­ раулы. а отсюда и понятно, что охрана и оборона военных об’ектов — дело го- с>дарственной важности. Несение карауль­ ной "лужбы, как определяет Устав гар­ низонной и караульной служб, — есть выполнение боевой задачи. Поэтому организации и несению кара­ ульной службы всем начальникам в своей повседневной работе следует уделять са­ мое серьезное внимание, а личному со­ ставу, назначенному в караул, необходи­ мо строго выполнять требования Устава гарнилонной и караульной служб. Воины Советской Армии и Флота явля­ ются сознательными защитниками Ро­ дины. безгранично преданными своему на­ роду. Коммунистической партии и Со- вйг*к^му правительству. Им присущи та­ кие ипгородные качества, как высокая дисциплинированность, бдительность, храбрость, отвага, бесстрашие, мужество и стойкость, проявляемые постоянно при выполнении вопнокого долга. Высокая сознательная дисциплина со­ ветского воина проявляется во всей его повседневной многогранной службе и осо­ бенно при выполнении задач по несению караульной службы. Следует иметь в виду, что четкое не­ сение караульной службы находится в непосредственной связи со всем ходом боевой и политической подготовки на ко­ рабле, в части. Где выше боевая выучка воинов, где лучше поставлена с ними воспитательная работа, там четче несут и караульную службу. Организация и несение караульной службы включают в себя ряд важных, взаимно дополняющих друг друга про­ цессов или моментов, к которым относят­ ся: подготовка караулов, развод и смена караулов, непосредственное выполнение своих обязанностей личным составом ка­ раулов. К этому следует также добавить состояние ограждения об’ектов и оборудо­ вания постов. Если все это делается со­ гласно требованиям Устава, то уже имеет­ ся гарантия в надежности охраны и обо­ роны об’ектов. Подготовку воинов к несению кара­ ульной службы организует и проводит командир роты (батареи) или, по его ука­ занию' один из офицеров подразделения. Занятия проводятся с учетом охраны каждого об’екта, на специально оборудо­ ванных местах. Этому вопросу большое внимание уде­ ляется в части, где служит старший лей­ тенант Бельдяев. Здесь сделаны специ­ альные макеты каждого охраняемого об’­ екта. На макетах показан рельеф местно­ сти, расположение хранилищ, ограждение об’скта, нанесены границы постов. Та­ ким образом, каждый солдат, заранее зная, на каком посту он будет выполнять обя­ занности часового, тщательно изучает особенности этого поста, а начальник ка­ раула и разводящий полностью и подроб­ но усваивают характеристику об’ектов. порученных им для охраны и обороны. Но кроме материального обеспечения занятий, нужно правильно методически организовать их. С личным составом сле­ дует повторять соответствующие статьи Устава, проверять, как они усвоены, как понимаются по содержанию. В дальней­ шем необходимо показать на макете рас­ положение постов и изучить особые обя­ занности часового согласно . табелю по­ стам. Убедившись в теоретическом зна­ нии уставных обязанностей, необходимо практически отработать в специально оборудованном городке порядок заряжания оружия, приема об’екта и смены часовых, действия их при нападении на пост или при возникновении пожара и т. д. На тре­ нировках необходимо давать вводные, тре­ бовать четкого их решения, а руководи­ телю занятий практически показывать действия часовых в создавшейся обста­ новке. Занятия, проводимые таким образом, проходят интересно, увлекательно и при­ носят большую пользу. Но подготовка караулов этим не огра­ ничивается. Она предполагает также про­ верку исправности оружия и патронов, обуви и обмундирования. Развод караулов заключается л про­ верке готовности бойцов к несению служ­ бы, в переходе их в подчинение опреде­ ленному кругу лиц и в предоставлении караулам права смены старых караулов. На развод выводится весь личный состав караулов. Подробный порядок развода раз­ работан в Уставе и он со всей убедитель­ ностью подчеркивает ответственность при несении караульной службы. Развод гар­ низонных караулов проводит дежурный но караулам, а внутренних — дежурный но части. После проведения развода караулы сле­ дуют для смены старых караулов. В даль­ нейшем главное внимание должно быть уделено тщательному приему поста новым разводящим и заступающим караульным. Устав требует, чтобы при выставлении первой смены часовых оба разводящих наблюдали за тем. чтобы сменяемый ча­ совой правильно производил сдачу поста заступающему на пост караульному, оз­ накомил его с ограждениями и подступами к посту и со всеми особенностями поста. Во время приема и сдачи поста наблю­ дение за подступами к нему разводящий возлагает на одного из караульных. После сдачи и приема поста старый ча­ совой и заступающий на пост карауль­ ный становятся на установленное место, лицом в сторону, противоположную охра­ няемому об’екту. Старый часовой засте­ гивает сумку для магазинов и доклады­ вает своему разводящему о сдаче поста. Заступающий на пост караульный, расте- гивает сумку для магазинов и доклады­ вает своему разводящему о приеме поста, перечисляя все принятое под охрану, а также особые обязанности по охране об’­ екта. После доклада он берет оружие в установленное уставом положение и при­ ступает к выполнению своих обязанно­ стей по охране поста, т. е. к выполнению обязанностей часового. Часовым называется вооруженный ка­ раульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему по­ ста. Какие же общие обязанности часового, как он должен нести службу? Устав гарнизонной и караульной служб подчеркивает, что часовой есть лицо не­ прикосновенное. Неприкосновенность ча­ сового заключается: в особой охране за­ коном его прав и личного достоинства; в подчинении его строго определенным ли­ цам — начальнику караула, помощни­ ку начальника караула и своему разво­ дящему; в обязанности всех лиц беспре­ кословно исполнять требования часового, определяемые его службой на посту. Наряду с правами, предоставляемыми часовому. Устав определяет и его обязан­ ности. В любых условиях, даже если и жизни часового угрожает опасность, он не имеет права покинуть пост, а обязан его бдительно и стойко охранять и оборонять. Часовой постоянно обязан быть начеку, а поэтому ему запрещается: сидеть, при­ слоняться к чему-лиоо. читать, петь, ку­ рить, разговаривать и т. д., что может помешать часовому бдительно нести службу. Иначе говоря, часовой — это неусыпный страж, он постоянно находит­ ся в авангарде борьбы с врагами нашей Родины. Устав запрещает часовому пере­ давать кому-либо оружие, в том числе и лицам, которым он подчинен. Часовой обязан постоянно держать оружие гото­ вым к действию. Наряду с охраной об’екта от проникно­ вения посторонних лиц, часовой должен быть в постоянной готовности для охра­ ны поста от стихийных бедствий (пожар, наводнение, ураган и т. д.). В этих слу­ чаях он также должен действовать ини­ циативно, смело и находчиво, обязательно сообщив об этом установленным сигналом в караульное помещение. Всем воинам известны мужественные подвиги часовых Прокофия Чернышева, 'Герасима Щекочихина и других, вписав­ ших славную страницу в историю наших Вооруженных Сил. Многие воины нашего флота в суровых условия^ Заполярья и ночью и днем самоотверженно, несмотря ни на какие трудности, строго по уставу несут кара­ ульную службу. Отличник боевой и политической под­ готовки1рядовой Гедминас, будучи часо­ вым, на одном из об’ектов вблизи поста задержал подозрительного человека. Младший сержант Бабенко и рядовой Власов, благодаря бдительному несению караульной службы, сумели во-время предотвратить пожар на очень важных охраняемых об’ектах. Образцово несут службу сержанты Митрофанов и Конев, офицеры Зимняков и Дрибас и многие дру­ гие. Но есть отдельные матросы, которые халатно несут караульную службу, нару­ шают требования Устава, во время испол­ нения обязанностей разговаривают, си­ дят, курят и т. д. К числу таких отно­ сится воины Мирошников, Мишуков, Гри­ горьев и Репринцев. Несение караульной службы требует от воинов быть волевыми, инициативны­ ми. смелыми, бесстрашными.. стойкими. подтянутыми и зоркими. Такие качества должны прививаться воинам повседневно. В решении этой задачи главная роль принадлежит командиру-едининачаль- нику, партийным и комсомольским орга­ низациям. Успешному несению караульной служ­ бы в значительной мере способствует строгое уставное обеспечение караульных помещений и постов оборудованием, сред­ ствами сигнализации и связи и огражде­ ние об’ектов. Это тем более важно в наших условиях, когда наступает полярная ночь с ее вет­ рами, бурями, снежными заносами. Ча­ совому должны быть обеспечены условия для несения службы на посту путем бес­ препятственного обхода территории поста или наблюдения с места. Начальники охраняемых об’ектов, яв­ ляющиеся ответственными за огражде­ ние об’ектов и оборудование постов, дол­ жны принять меры к ограждению об’ек­ тов, обеспечению постов сигнализацией, противопожарным инвентарем и к обору­ дованию караульных помещений. В местах крутых спусков и под’емов, где приходит­ ся ходить личному составу караула, сле­ дует натянуть .канаты или тросы. Наряду с вышеизложенными мероприя­ тиями, являющимися основой успешного несения караульной службы, нельзя забы­ вать и о таких действенных мерах ее повышения, как систематический конт­ роль со стороны должностных лиц гар­ низона, части и старших начальников, проведение разборов несения службы, распространение опыта отличников, про­ ведение показательных занятий по под­ готовке, разводу и смене караулов; про­ ведение лекций, бесед и политинформаций о бдительности, героических подвигах ча­ совых Советской Армии и Флота; орга­ низация тематических вечеров, оформле­ ние специальных витрин и монтажей по караульной службе и т. д. Воины-североморцы, несущие карауль­ ную службу, должны повышать свое бое­ вое мастерство, бдительно нести карауль­ ную службу, всегда выполнять свой свя­ щенный воинский долг так, как велит Военная присяга. А. АНДРЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz