На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

п К а с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 ноября 1954 г.. N 2 270 (51 12). ш Ш т у р м а н о д в о д н о й л о д к и Мимо проносились высокие темные соп- кп m p v n iii* мелколесьем, маленькие стннции и раз'елды. величественной па- !п;> 1 мои открыли<’ ь црии Хибпн. «Так вот оч кткой. Г.-'Врр», — подумал молодой л<Ч!ГЛнаят Владимир Щербавскпх, ехав­ ший на мепо службы после окончания в кнно-морского училища. Пн прикоснул­ ся к ктрману, в котором лежало предпи- гпнир. Завтра надо представиться старше­ му начальнику. Начальник юл го беседовал с молодым офицером, расспрашивал его об училище, давал полезные советы. Заканчивая бесе- лу. он сказал: — Будете служить на подводной лодке, — нзччльник назвал номер лодки и фами­ лию командира.— Учтите, что Баренцово море имеет много своих особенностей. По­ этому первейшая обязанность штурмана— изучить театр. А это возможно только при высокой внимательности, трудолюбии, при­ лежном исполнении своих обязанностей. Ну. желаю удачи, — он пожал руку лей­ тенанту. С первых дней молодой штурман горя­ чо взялся за дело. Лодка часто выходила в море. Здесь требовалось высокое мастер­ ство всего личного состава и особенно офицеров. Щербавскпх внимательно при­ сматривался к 1 ействпям командира, учился у него. Подолгу он сидел над ре­ шением задач, внимательно изучал лопии тг карты. Старания не пропали даром. Бла­ годаря повседневной боевой учебе в море, стремлению узнать как можно больше но­ вого Щербавскпх стал одним из лучших штурманов в части. Командир получил' приказ выйти в мо­ ре. Старший лейтенант Щербавскпх тщ а ­ тельно корректирует путевые карты, вни ­ мательно составляет предварительную про­ кладку. Здесь наю учесть все до послед­ ней мелочи. Ошибись штурмлн на полсан- тпметра, и лодка не выйдет в точно опре­ деленное старшим начальником место. Штурман еще раз изучает район плавания. От этого во многом зависит навигацион­ ная безопасность похода. Взяв лоцию, он определяет глубины и огни маяков, кото­ рые откроются на пути. Лодка снялась со швартовов. Штурман выходит на мостик. Это стало правилом Щербавскпх. т а к как обеспечение безопас­ ности плавгшпя — одно из важных тре­ бований. пред’являемых к его работе. Остаются позади крутые склоны сопок, северный ветер взметает волны на по­ верхности моря. Но штурман снова на мостике. Через каждые 1 5 минут он появляется здесь, чтобы определить место лодки по открывающимся то слева, то справа береговым ориентирам. Определив­ шись, он снова рассчитывает курсы. Раздается команда: «Срочное погруже­ ние !». Стихает шум дизелей, в открытые кингстоны спстерн устремляется забортная вода. Быстрая перекладка горизонталь­ ны х рулей, произведенная старшим матро­ сом Усановым,— и лодка на глубине, не­ видная на бескрайней поверхности колы­ шущегося моря. Начинают работать элект­ ромоторы, подводный корабль движется вперед, разрезая своим корпусом толщу ■морской воды. Сейчас особенно сложны обязанности штурмана. Определяться приходится по перископу. Щербавских хорошо знает по­ ведение лодки в море, «чувствует» малей­ шее ее отклонение от курса. Он изучил все маневренные элементы — скорость, диаметр циркуляции, инерцию, очень точно, безошибочно ведет корабль. Перископ — единственное средство ви­ зуального наблюдения, когда лодка нахо­ дится в подводном положении. Причем, поднимается он на очень короткое время. Поэтому штурман должен быть очень вни­ мательным, уметь быстро, с предельной точностью охватить взглядом все, что нужно для определения места корабля. Щербавских не зря старательно изучал район плавания. Сейчас он умело учи ты ­ вает постоянные и приливо-отливные те­ чения. Перед выходом было выяснено, что дует сильный северный ветер. Казалось бы, что это имеет отношение только к надводным кораблям — ветер сносит их, лодка же движется под водой. Однако уме­ лый штурман знает, что ветер передвига­ ет массы воды на поверхности моря, ко­ торые в свою очередь влияют на глубин­ ные слои. Поэтому штурман учитывает и ветровое течение. А кустпк обнаружил шум корабля — це­ ли. Лодка всплывает под перископ. К оку­ лярам его припал штурман. Он мгновенно определяет элементы движения цели. Дан­ ны#* проверяются командиром. II вот уже лодка выходит в атаку. — Аппараты плп! Торпеды идут точно к цели. Атака закончилась. Лодка всплывает на поверхность. Сгущаются сумерки. В непроглядной тьме плещется штормовое мо. ре. IIIгурман — • на мостике, ряюм командиром. А в небе блистают мириады серебряных звезд. Но не красота их застав­ ляет штурмана вглядываться в причудли­ вые узоры созвездий — ему нужно астро­ номическим путем определить место лодки. При помощи секстана — этого отличного отечественного прибора Щербавских берет углы , затем, быстро решив задачу со сложными вычислениями, уточняет свое место в море. Лодка возвращается в базу, а вско­ ре — снова выход, снова упорная бое­ вая учеба в открытом море. Так проходят буднп подводни ков-североморцев. Старший лейтенант Щербавскпх на своем п о сту. Он умело берет пеленги на радиомаяки, зна­ ет радиопеленгование так же хорошо, как п определение по створам. В наших высоких широтах часты слу­ чаи, когда идут сильные снежные заря­ ды. окутывающие море непроглядной снеж ­ ной пеленой, нередко опускаются густые туманы , но и в такой сложной обстановке штурман Щербавских ориентируется уме­ ло. Зная в совершенстве все приборы, все способы определения в море, он сочетает их при работе, выбирая каждый раз наи­ более удобный, наиболее точный из спосо­ бов. Бывает, когда трудно различить огни маяков, не видны выделенные на картах мысы и возвышенности. Чтобы избавиться от случайностей. Щербавскпх имеет свои ориентиры, которые не выделены, но есть на карте. Определяясь по ним. ш тур ­ ман не раз приводил лодку в базу. Несмотря на богатый практический опыт, приобретенный в походах, Владимир Щербавских продолжает учиться и сей­ час. Его нередко можно видеть с книгой в руках. Чаще это специальная литерату­ ра. Штурман умело обучает и воспитывает подчиненных ему моряков. Так, старший матрос Усанов ранее имел дисциплинар­ ные проступки и, несмотря на знания, подчас неумело обращался с техникой. Щербавских убедился, что Усанов мо­ жет стать хорошим горизонталыциком. Он долго работал с моряком, строго относился ко всем его промахам и недостаткам. Штурман много беседовал с ним, совето­ вал строже относиться к себе, к своим действиям. Работа офицера не пропала даром. Усанов, спустя немного времени, действительно стал отличником боевой и политической подготовки. Он — умелый воин, зоркий, бдительный. Постоянно повышая свои знания, моряк стал спе­ циалистом высокого класса. Штурман немало работает и с другими матросами, оказывая ттм повседневную по- мощв. В течение длительного времени он руководил группой учебы старшинского со­ става. Неплохо поставлена на корабле и служ ­ ба погоды, которая также находится в ве­ дении штурмана. Щербавских не только хорошо умеет ве­ сти корабль. Каждый раз, возвращаясь из похода, он подводит итоги, обобщая опыт плавания. Это позволяет е>гу точнее у ч и ­ тывать все неожиданности, промахи и ошибки. — В современном бою, в условиях при­ менения новых видов оружия от каждого моряка требуется отличное знание своего дела, умение четко действовать в самой сложной обстановке. — говорит штурман. — Поэтому подводники должны изо дня в день совершенствовать свои практические навыки, повышать боевое мастерство, изу ­ чать опыт умелых специалистов. Щербавских работает над повышением специальных знаний. В суровых морских походах закаляя свою волю, он готовится с честью выдержать любой бой, любое сра­ жение. Так служит Родине офицер Щербавских — умелый штурман подводной лодки. Офицер И. КОРОБОВ. Огонь ведёт главный калибр О том. что -кораблю предстояло прово­ дить артиллерийские стрельбы из глав­ ного калибра, личный состав знал еще накануне. — А как же я? — с огорчением спра­ шивал у своих товарищей матрос Несте­ ренко. — Ведь у меня рука почти зажила, только врачи не хотят снимать повязку. Говорят, рано. — А ты сходи к командиру. Может, разрешит, — посоветовал ему кто-то. Комсомолец Нестеренко так и сделал. — Товарищ лейтенант, прошу допу­ стить меня к стрельбе, — говорил воин. — Не могу же я отставать от своих това­ рищей. А потом у нас и вертикального наводчика запасного нет. — Наводчика хорошего у нас дейст­ вительно нет, — соглашался офицер. — Но вы ведь освобождены. У вас больная рука. — Я и с одной рукой справлюсь. Даю слово, — все настойчивее просил матрос. — Тогда, что же, — готовьтесь, — сказал командир. — Желаю удачи. Толь­ ко смотрите не подведите. — Не подведу! — ответил Нестерен- <ко и сразу же направился на свой боевой пост. Там шли последние приготовления к предстоящим стрельбам. Матросы и стар­ шины еще и еще раз тщательно прове­ ряли и осматривали оружие. Вместе с ними трудился на боевом по­ сту и комсомолец Нестеренко. Он с чув­ ством личной ответственности отнесся к подготовке материальной части к пред­ стоящим стрельбам, а на утро по сигналу «боевая тревога» одним из первых доложил о готовности заведывания. Вскоре появилась цель. Считанные се­ кунды потребовались артиллеристам для того, чтобы зарядить орудие, подгото­ вить исходные данные. Наводчик Несте­ ренко быстро осуществляет наводку и докладывает: — Наводка выполнена! Прошла еще одна секунда, и над морем загрохотали залпы. В результате умелой корректировки и точной наводки комсо­ мольца Нестеренко стрельба велась с большой скорострельностью и точностью. Умело и слаженно работали и другие номера артиллерийского расчета главного калибра. Благодаря хорошей натрениро* ванности, а главное, большому желанию как можно лучше выполнить задачу, стар­ шины и матросы проявляли исключитель­ ную находчивость и смекалку. При одном из выстрелов из-за неис­ правности воспламенительной трубки произошла осечка. Замочный старший матрос Нагайцев не растерялся. Отличник боевой и политической подготовки, он спокойно и уверенно произвел отсчет осечки, а затем быстро заменил трубку. Успешное проведение артиллерийских стрельб во многом зависело от умелых и согласованных действий воинов ’ подачи. Матрос Дорохов, например, расписанный на весьма ответственном посту, работал з этот раз за двоих. Благодаря отлично­ му знанию своей специальности, высокой натренированности, он умело действовал и сумел полностью обеспечить беспе­ ребойную работу отделения. Офииео В. ЕМЕЛЬЯНОВ, Грамотно эксплуатирует и в отличном г состоянии содержит боевую технику ма­ трос Борис Барсуков. Он служит приме­ ром для других моряков корабля в об­ служивании своего заведывания. Н А С Н И М К Е : матрос Борис Барсуков на вахте у турбодннамо. Фото И. Никишова. Результат настойчивой учёбы Матроса Цымбалюка зачислили в под­ разделение радиотелеграфистов. — Будете учиться работать на радио­ станции, — сказал командир молодому матросу. — Радиосвязь в современном бою играет большую роль, поэтому ов­ ладеть в совершенстве этой почетной специальностью должен стремиться каж­ дый воин нашего подразделения. Аппара­ тура сложная, но при настойчивости и упорстве ее можно быстро освоить. И вот Цымбалюк впервые вошел в радиокласс, познакомился с техникой. Вскоре он уже сидел за столом и при­ нимал первые сигналы телегргфных зна­ ков. Через некоторое время был достигнут первый успех. Воин поверил в свои си­ лы. Он стал заниматься еще прилежнее, упорнее. Иногда матросу никак не удавалось различить буквы «ш» и «о». Командир отделения сержант Фадеев проанализиро­ вал работу Цымбалюка. Оказалось, что тот старается запомнить передаваемые сигналы не по мотиву, а по количеству точек и тире. Фадеев указал матросу на ошибки и продолжал контролировать его учебу. Общими усилиями недостаток удалось изжить. Тяжело давалось молодому воину изу­ чение задающего генератора. Старший матрос Каяпович помог сослуживцу разо­ браться в принципе работы механизма, посоветовал, какую почитать техническую литературу по этому вопросу. Скоро и это препятствие было преодолено. Практические навыки радиотелеграфист приобрел на занятиях в поле. Здесь для успешного обеспечения командира радио­ связью часто надо прйявлять находчи­ вость. Перед такёй йёобхЬдимостыо и ока­ зался однажды молодой матрос. Цымбалюк поддерживал связь с коррес­ пондентом. Пересеченная местность зна­ чительно влияла на распространение ра­ диоволн, а, следовательно, и на дальность действия радиоаппаратуры. Командир при­ казал срочно передать сигнал. После неод­ нократного вызова матрос Цымбалюк убе­ дился, что корреспондент его не слышит. Впереди, метрах в пятидесяти, отвесная скала. «Взобраться на сопку и оттуда ве­ сти связь? Это займет много времени. Что же можно сделать еще?» — думал воин. И Цымбалюк нашел выход. Вблизи валялся кусок проволоки. Он взял его, одним концом прикрепил к антенне ра­ диостанции, а другой забросил на высо­ кий куст. Антенна была удлинена. Сиг­ нал передан своевременно. Цымбалюк много занимается самостоя­ тельно. Настойчивость ■ учебе не про­ шла даром. Воин стал специалистом вто­ рого класса, а на днях сдал зачеты на специалиста первого класса. Этого высоко­ го звания удостоились матрос Долгих и старший матрос Каянович. Теперь в на­ шем подразделении многие радиотелегра­ фисты являются классными специалиста­ ми. Сержант П . К О С ТЮ Ч ЕН КО . Нота Советского Правительства Правительствам европейских стран и США 13 ноября Министерство Инострайных Дг.л СССР направило европейским стра­ нам, с которыми СССР имеет дипломати­ ческие отношения, идентичные ноты Со­ ветского Правительства относительно со­ зыва Общеевропейского Совещания по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Ноты направлены находящимся в Москве посольствам и миссиям следующих государств: Франции, Великобритании, Австрии, Албании, Бель­ гии, Болгарии, Венгрии, Германской Демо­ кратической Республики, Голландии, Гре­ ции, Дании, Исландии, Италии, Люксем­ бурга, Норвегии, Польши, Румынтт, Тур ­ ции, Финляндии, Чехословакии, Швейца­ рии, Швеции, Югославии, а также По­ сольству Соединенных Штатов Америки. Кроме того, эта нота направлена По­ сольству Китайской Народной Республи­ ки, представитель которой приглашен на указанное Совещание в качестве наблю­ дателя. Ниже публикуется текст ноты Прави­ тельства СССР Правительству Франции. «Советское Правительство считает не­ обходимым заявить Правительству Фран­ ции следующее. 2 3 октября сего года в Париже были подписаны соглашения, касающиеся За­ падной Германии. Подписанию этих сог­ лашений предшествовало совещание девя­ ти стран в Лондоне, участники которого договорились о сепаратных мероприятиях по германскому вопросу. Парижские соглашения предусматрива­ ют, в нарушение имеющихся междуна­ родных соглашений о Германии,^ восста­ новление милитаризма в Западной Герма­ нии, создание западногерманских воору­ женных сил и вовлечение Западной Гер­ мании в военные группировки некоторых государств, противопоставленные другим государствам Европы. В Западной Германии создается армия, которая уже в ближайшее время должна насчитывать 50 0— 5 2 0 ты сяч человек И которая будет располагать крупными ави­ ационными и танковыми соединениями, а также собственными военными штабами. Уже теперь германские милитаристы не скрывают, что установленную согласно лондонскому и парижским соглашениям численность западногерманской армии они рассматривают лишь как базу для развер­ тывания еще более многочисленных во­ оруженных сил. Западногерманская армия создастся под руководством тех германских генералов, которые возглавляли гитлеровскую армию в годы второй мировой воины, являлись соучастниками фашистской агрессии и на­ саждения кровавого гитлеровского «ново­ го порядка» в европейских странах. Лондонское и парижские соглашения развязывают руки западногерманским ми­ литаристам и реваншистам и для неогра­ ниченного производства вооружения. Воо­ руженные силы Западной Германии полу­ чают также возможность иметь •на своем вооружении атомное оружие, что намного усиливает угрозу разрушительной атомной войны в Европе. Указанные соглашения предусматрива­ ют вовлечение ремилитаризованной Запад­ ной Германии в сколачиваемую ныне но­ вую военную группировку в виде так на­ зываемого «Западноевропейского союза», а также в Северо-атлантический блок, на агрессивный характер которого уже неод­ нократно указывало Советское Правитель­ ство. Все это свидетельствует о том, что в от­ ношении Западной Германии проводится такой курс, который несовместим ни с за­ дачей укрепления мира в Европе, ни с задачей восстановления национального единства Германии. Осуществление лон­ донского и парижских соглашений озна­ чало бы, что объединение^ Германии по­ средством проведения свободных общегер­ манских выборов было бы принесено в жертву теперешним планам восстановле­ ния германского милитаризма, — этого смертельного врага народов Европы, в том числе и самого германского народа. Стремясь облегчить разрешение вопро­ са о восстановлении единства Германии, Советское Правительство внесло предло­ жение рассмотреть вопрос о безотлага­ тельном выводе оккупационных войск с территории Восточной и Западной Герма­ нии. Одновременно было внесено также предложение о том, чтобы была определе­ на численность и вооружение всех видов немецкой полиции как Восточной, так и Западной Германии. Советское Правитель­ ство попрежнему считает, что проведение этих мероприятии содействовало бы уменьшению наиряженности в Европе. Лондонское и парижские соглашения несовместимы с Франко-Советским Догово­ ром о союзе и взаимной помощи 1944 го­ да и с Англо-Советскн.м Договором 1942 года о сотрудничестве и взаимной помощи после войны, которые предусматривают принятие совместных мер с целью недо­ пущения возможности новой агрессии со стороны Германии. Советское Правительство уже обращало внимание государств, несущих ответст­ венность за урегулирование германской проблемы, на ту серьезную опасность, ко­ торая связана с возрождением милитариз­ ма в Западной Германии и с вовлечением последней в военные группировки. Обра­ зование таких военных группировок не­ которых государств, противопоставленных другим европейским государствам, неиз­ бежно ведет, как показал исторический опыт, к обострению отношений между ни­ ми и, в конечном счете, к войне. Так бы­ ло накануне первой мировой войны, когда были созданы две противостоящие друг другу военные коалиции держав. Так бы­ ло и накануне второй мировой войны, ког­ да под эгидой гитлеровской Германии бы­ ла образована агрессивная военная груп ­ пировка, противопоставившая себя другим государствам, которые в ходе войны вы ­ нуждены были об’единить свои силы для отпора гитлеровской агрессии. Чтобы избежать такого «положения, ког­ да Европа периодически становится аре­ ной кровопролитных и опустошительных воин, приносящих народам европейских государств многие миллионы человеческих жертв и колоссальные материальные раз­ рушения, возникает необходимость создать такую систему безопасности в Европе, участниками которой были бы все евро­ пейские госуда!>ства. независимо от и х об­ щественного и государственного устройст­ ва. Создание такой системы общеевропей­ ской коллективной безопасности дало бы прочную основу для мирного сотрудничест­ ва Есех европейских государств и гаранти­ ровало бы и х национальную безопасность путем принятия на себя обязательств ула­ живать возникающие между ними разно­ гласия мирным путем, а в случае возник­ новения угрозы миру или нарушения ми­ ра, — предпринимать оо’еаиненные дейст­ вия, в том числе и военные, против агрес­ сора. Создание в Европе эффективной систе­ мы коллективной безопасности, основанной на объединенных усилиях всех европей­ ски х государств, облегчило бы возможность урегулирования германской проблемы. В этом случае было бы устранено существу­ ющее в настоящее время основное препят­ ствие к восстановлению германского един­ ства, выражающееся в планах превраще­ ния Западной Германии в милитаристское государство и вовлечения ее в агрессив­ ные военные группировки. С целью облегчить возможность дости­ жения соответствующей договоренности между заинтересованными государствами. Советский Союз в начале этого года, во время Берлинского совещания министров иностранных дел СССР. США. Англии и Франции, внес предложения относительно основных принципов «Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе». Предложения о создании в Евоо- не системы коллективной безопасности встретили положительное к гебе отноше­ ние со стоюоны ряда европейских госу­ дарств. Они встретили также поддержку в широких общественных кругах как тех ев­ ропейских государств, правительства ко­ торых еще не высказали своего отношения к идее коллективной безопасности в Евро­ пе, так и тех государств, правительства которых отказались поддержать выдвину­ тые предложения. До сих пор, как известно, не удалось до­ стигнуть необходимой договоренности меж­ ду заинтересованными странами по этой важной проблеме. Между тем. интересы обеспечения безопасности европейских на­ родов требуют того, чтобы развитие в Ев­ ропе пошло не по гибельному пути восста­ новления германского милитаризма и об­ разования в Европе противопоставленных ДРУГ другу военных блоков государств, а по пути создания системы общеевропей­ ской безопасности, основанной на учете законных интересов всех государств Евро­ пы . больших и малых. Подготовленные Лондонским и Париж­ ским совещаниями планы восстановления германского милитаризма и вовлечения ре­ милитаризованной Западной Германии в военные группировки не могут не ослож­ нить положение в Европе. Осуществление этих планов неизбежно вызовет обострение взаимоотнопюний между европейскими го­ сударствами. усиление гонки вооружений и значительное увеличение бремени воен­ ных расходов для нгь’юдов Европы. В свя­ зи с этим совершенно естественным бу­ дет, если миролюбивые европейские наро­ ды вынуждены будут принять новые ме­ ры для обеспечения своей безопасности. Чтобы предотвратить указанное ослож­ нение положения в Европе, усиливающее опасность войны, должны быть предприня­ ты все меры, которые могли бы содейство­ вать установлонию системы коллективной безопасности в Европе и тем самым умень­ шению напряженности в международных отношениях. Исходя из этого. Советское Правитель­ ство считает, что возникла необходимость созвать без дальнейших отлагательств Совещание всех европейских государств, которые пожелают принять в нем участие, а также Соединенных Штатоз Америки, по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Признавая особую ответственность за поддержание международного мира и безо­ пасности. лежащую на государствах — постоянных членах Совета Безопасности ООН, — Советское Праглгтельство считает желательным, чтобы Китайская Народная Республика направила на это Совещание своего наблюдателя. Само собой разумеется, что каждое го­ сударство — участник указанного Сове­ щания должно иметь возможность вносить предложения, которые око считает необхо­ димыми в связи с обсуждаемым вопросом. Советское Правительство предлагает, чтобы такое Совещание было созвано 29 ноября сего года в Москве или в Париже. Откладывание созыва такого Совещания было бы нецелесообразным, поскольку уже с декабря месяца в некоторых европейских странах начинается рассмотрение вопроса о ратификации парижских соглашений. Такая ратификация в большой степени ос­ ложнила бы все положение в Европе и по­ дорвала бы возможности урегулирования неразрешенных европейских проблем и, прежде всего, германской проблемы. Предложение о созыве 29 ноября в Москве или Париже общеевропейского Со­ вещания по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе раз­ деляется также Правительством Польской Народной Республики и Правительством Чехословацкой Республики, с которыми Советское Правительство имело соответст­ вующие консультации. Аналогичные ноты Правительством СССР направлены всем европейским госу­ дарствам. с которыми СССР имеет дипло­ матические отношения. Советский Союз исходит из того, что приглашение евпо- пейским государствам, с которыми СССР не имеет дипломатических отношений, мог­ ло бы быть направлено правитольстзамп Франции, Англии или США. имеющими ли- пломатические отношения с указанными странами. Советское Правительство будет призна­ тельно Правительству Франции за сообще­ ние относительно его участия в указанном выше общеевропейском Совещании». Лгитпропколлектив оживляет свою работу На одном из партийных собраний ком­ мунисты резко критиковали работу агит- пропколлектива и его руководителей. Они справедливо требовали, чтобы коллектив по-настоящему занимался пропагандой об­ щественно-политических, естественно на­ у чны х и военно-морских знаний ;реди военнослужащих и помогал командованию в политическом, воинском и культурном воспитании моряков. Работники политоргана сделали пра­ вильные выводы из высказываний чле­ нов партии и решили о ж и в и т ь работу апппропколлектнва. Был пересмотрен ею состав, исключены из списков так называемые v«мертвые души» — люди, которые или не хотели вести агитацион- но-иропаганднстскую работу или не могли ез проводить по тем или иным причинам. В состав коллектива влились новые това­ рищи. Среди чих были политработники, строевые командиры, работники штаба, врачи, офицеры со специальным техниче­ ским образованием. На собрании члены коллектива были по их желанию распре­ делены по секциям. Так, в общественно- политической секции пз’явили желание работать девять человек. Другие стали работать в военно-морской секции и сек­ ции естественно-научной пропаганды. Был также обсужден перспективный план ра­ боты коллектива. Его участники получи­ ли задания готовить лекции и доклады на различные темы. С тех пор уже прошло полтора меся­ ца. Члены агитпропколлектива за это вре­ мя подготовили семь лекций. Большин­ ство из них были прочитаны воинам не­ скольких поддзаделенцц. Некоторые из н сх читались также в матросском клубе и в Доме офицеров. Тов. Батаров, побывав на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, подгото­ вил и прочел лекцию о социалистическом сельском хозяйстве, офицер Балалаев вы ­ ступил с лекцией о происхождении Земли, тов. Любимов рассказал о роли советских учены х в освоении Северного морского п у ­ ти. а тов. Дьяченко — о приоритете рус­ ских моряков в изобретении минного ору­ жия и т. д. Все лекции, подготовленные членами агитпропколлектива, обсуждаются на за­ седаниях секций, что, безусловно, оказы­ вает большую помощь пропагандистам в их работе над подготовкой лекций. Суще­ ственные недостатки в первоначальном виде имела, например, лекция об успехах Китайской Народной Республики в строи­ тельстве социализма и лекЦия о дости­ жениях советской строительной техники. После серьезной переработки, по советам членов агитпропколлектива, они с успе­ хом были прочитаны в ряде подразделе­ нии. В настоящее время в завершающей ста­ дии находится разработка целого ряда лек­ ций. Подходит к концу подготовка таких, например, лекций: «Успехи социалисти­ ческого строительства в европейских странах народной демократии», «О путях преодоления религиозных предрассудков в сознании людей», «О значении боевой техники и людей в современной воине»^, «Американские базы агрессии в Северной Атлантике и Арктике и задачи повыше­ ния бдительности воинов-североморцев». Врач Резников подготовил лекцию о здо­ ровом быте. Другой врач готовит лекцию на тему: «Наука и религия о происхож­ дении человека». Тов. Любимов завершает работу над лекцией «Современная наука о строении Вселенной», в основу которой положены последние исследования в этой области советских ученых, в частности, *академика 0. Шмидта. Полезное начинание проявили на днях преподаватели школы. Сейчас они готовят пять лекций на различные темы. Тов. Шумская уже выступала перед моряками с лекцией о замечательной жизни и творче­ стве пнеателя-бойца Николая Островского. Политорган поддержал разумную инициа­ тиву учителей. Таким образом, в ближай­ шее время агитиронколлектив пополнится новыми пропагандистами общественно-по­ литических и естественно-научных зна­ ний. Подводя некоторые итоги работы агит­ пропколлектива, можно с уверенностью заявить, что он значительно оживил свою деятельность, стал более конкретно зани­ маться агитационно-пропагандистской ра­ ботой среди моряков. Однако в деятельности коллектива есть еще немало недостатков. Он, по сути дела, не ведет повседневной пропаганды теории и истории Коммунистической партии. А ведь это одна из важнейших задач кол­ лектива, который обязан регулярно чи­ тать воинам лекции по вопросам марк­ систско-ленинской теории, помогать им изучать славную боевую историю нашей Коммунистической партии — великой вдохновляющей и руководящей силы со­ ветского народа в борьбе за -построение коммунизма в нашей стране. Немногое сделал коллектив и в области научно-естественной пропаганды и пропа­ ганды здорового быта, хотя этим вопро­ сам партия и правительство уделяют ог­ ромное внимание. Лекции на эти темы должны быть построены на глубокой научной основе, быть доходчивыми и по­ пулярными. Только в таком случае они помогут морякам освободиться от пере- •Ж и тко в капиталистического прошлого, по­ нять существо заботы Коммунистической партии о здоровом быте советских людей. Агитпропколлектив пока еще стопт в стороне и от пропаганды боевых традиций североморцев. Хотя в подразделениях этим традициям уделяется немало внимания, тем не менее коллектив обя­ зан еще шире пропагандировать их, моби­ лизовывать воинов на достижение все но­ вых и новых успехов в учебе и службе, на укрепление воинской дисциплины и организованности,- на повышение бдитель­ ности. Это — важный участок работы и его никак нельзя пускать на самотек. Есть в деятельности агитпропколлекти- ва и организационные неполадки. Весьма редко созываются собрания членов кол­ лектива. А на них можно было бы поде­ литься некоторым опытом работы пропа­ гандистов. вскрыть недостатки в деятель­ ности. наметить пути их устранения. Редцо собираются секции агитпропкол­ лектива. Обсуждение лекций на них про­ ходит подчас не совсем активно. И это, на наш взгляд, потому, что лектор не раз­ множает свою работу и не знакомит с ней предварительно членов секции. И, наконец, нельзя не отметить еще присущую некоторым товарищам из агит­ пропколлектива пассивность в работе. Лекции нередко разрабатываются слиш­ ком долго. Чем, например, можно об'яс- нить такой факт, что тов. Гептенко в те­ чение нескольких месяцев не может раз­ работать лекцию? Еще медленно развора­ чиваются с подготовкой лекций врачи. А кому, как не им, нужно принять самое ак­ тивное участие, например, в пропаганде здорового быта, в естественно-научной пропаганде. Все эти недочеты можно с успехом устранить. Для этого необходима творче­ ская инициатива каждого члена коллек­ тива, надо повысить чувство личной от­ ветственности за порученное дело. Офицер В. ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz