На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
п К а с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 ноября 1954 г.. N 2 270 (51 12). ш Ш т у р м а н о д в о д н о й л о д к и Мимо проносились высокие темные соп- кп m p v n iii* мелколесьем, маленькие стннции и раз'елды. величественной па- !п;> 1 мои открыли<’ ь црии Хибпн. «Так вот оч кткой. Г.-'Врр», — подумал молодой л<Ч!ГЛнаят Владимир Щербавскпх, ехав ший на мепо службы после окончания в кнно-морского училища. Пн прикоснул ся к ктрману, в котором лежало предпи- гпнир. Завтра надо представиться старше му начальнику. Начальник юл го беседовал с молодым офицером, расспрашивал его об училище, давал полезные советы. Заканчивая бесе- лу. он сказал: — Будете служить на подводной лодке, — нзччльник назвал номер лодки и фами лию командира.— Учтите, что Баренцово море имеет много своих особенностей. По этому первейшая обязанность штурмана— изучить театр. А это возможно только при высокой внимательности, трудолюбии, при лежном исполнении своих обязанностей. Ну. желаю удачи, — он пожал руку лей тенанту. С первых дней молодой штурман горя чо взялся за дело. Лодка часто выходила в море. Здесь требовалось высокое мастер ство всего личного состава и особенно офицеров. Щербавскпх внимательно при сматривался к 1 ействпям командира, учился у него. Подолгу он сидел над ре шением задач, внимательно изучал лопии тг карты. Старания не пропали даром. Бла годаря повседневной боевой учебе в море, стремлению узнать как можно больше но вого Щербавскпх стал одним из лучших штурманов в части. Командир получил' приказ выйти в мо ре. Старший лейтенант Щербавскпх тщ а тельно корректирует путевые карты, вни мательно составляет предварительную про кладку. Здесь наю учесть все до послед ней мелочи. Ошибись штурмлн на полсан- тпметра, и лодка не выйдет в точно опре деленное старшим начальником место. Штурман еще раз изучает район плавания. От этого во многом зависит навигацион ная безопасность похода. Взяв лоцию, он определяет глубины и огни маяков, кото рые откроются на пути. Лодка снялась со швартовов. Штурман выходит на мостик. Это стало правилом Щербавскпх. т а к как обеспечение безопас ности плавгшпя — одно из важных тре бований. пред’являемых к его работе. Остаются позади крутые склоны сопок, северный ветер взметает волны на по верхности моря. Но штурман снова на мостике. Через каждые 1 5 минут он появляется здесь, чтобы определить место лодки по открывающимся то слева, то справа береговым ориентирам. Определив шись, он снова рассчитывает курсы. Раздается команда: «Срочное погруже ние !». Стихает шум дизелей, в открытые кингстоны спстерн устремляется забортная вода. Быстрая перекладка горизонталь ны х рулей, произведенная старшим матро сом Усановым,— и лодка на глубине, не видная на бескрайней поверхности колы шущегося моря. Начинают работать элект ромоторы, подводный корабль движется вперед, разрезая своим корпусом толщу ■морской воды. Сейчас особенно сложны обязанности штурмана. Определяться приходится по перископу. Щербавских хорошо знает по ведение лодки в море, «чувствует» малей шее ее отклонение от курса. Он изучил все маневренные элементы — скорость, диаметр циркуляции, инерцию, очень точно, безошибочно ведет корабль. Перископ — единственное средство ви зуального наблюдения, когда лодка нахо дится в подводном положении. Причем, поднимается он на очень короткое время. Поэтому штурман должен быть очень вни мательным, уметь быстро, с предельной точностью охватить взглядом все, что нужно для определения места корабля. Щербавских не зря старательно изучал район плавания. Сейчас он умело учи ты вает постоянные и приливо-отливные те чения. Перед выходом было выяснено, что дует сильный северный ветер. Казалось бы, что это имеет отношение только к надводным кораблям — ветер сносит их, лодка же движется под водой. Однако уме лый штурман знает, что ветер передвига ет массы воды на поверхности моря, ко торые в свою очередь влияют на глубин ные слои. Поэтому штурман учитывает и ветровое течение. А кустпк обнаружил шум корабля — це ли. Лодка всплывает под перископ. К оку лярам его припал штурман. Он мгновенно определяет элементы движения цели. Дан ны#* проверяются командиром. II вот уже лодка выходит в атаку. — Аппараты плп! Торпеды идут точно к цели. Атака закончилась. Лодка всплывает на поверхность. Сгущаются сумерки. В непроглядной тьме плещется штормовое мо. ре. IIIгурман — • на мостике, ряюм командиром. А в небе блистают мириады серебряных звезд. Но не красота их застав ляет штурмана вглядываться в причудли вые узоры созвездий — ему нужно астро номическим путем определить место лодки. При помощи секстана — этого отличного отечественного прибора Щербавских берет углы , затем, быстро решив задачу со сложными вычислениями, уточняет свое место в море. Лодка возвращается в базу, а вско ре — снова выход, снова упорная бое вая учеба в открытом море. Так проходят буднп подводни ков-североморцев. Старший лейтенант Щербавскпх на своем п о сту. Он умело берет пеленги на радиомаяки, зна ет радиопеленгование так же хорошо, как п определение по створам. В наших высоких широтах часты слу чаи, когда идут сильные снежные заря ды. окутывающие море непроглядной снеж ной пеленой, нередко опускаются густые туманы , но и в такой сложной обстановке штурман Щербавских ориентируется уме ло. Зная в совершенстве все приборы, все способы определения в море, он сочетает их при работе, выбирая каждый раз наи более удобный, наиболее точный из спосо бов. Бывает, когда трудно различить огни маяков, не видны выделенные на картах мысы и возвышенности. Чтобы избавиться от случайностей. Щербавскпх имеет свои ориентиры, которые не выделены, но есть на карте. Определяясь по ним. ш тур ман не раз приводил лодку в базу. Несмотря на богатый практический опыт, приобретенный в походах, Владимир Щербавских продолжает учиться и сей час. Его нередко можно видеть с книгой в руках. Чаще это специальная литерату ра. Штурман умело обучает и воспитывает подчиненных ему моряков. Так, старший матрос Усанов ранее имел дисциплинар ные проступки и, несмотря на знания, подчас неумело обращался с техникой. Щербавских убедился, что Усанов мо жет стать хорошим горизонталыциком. Он долго работал с моряком, строго относился ко всем его промахам и недостаткам. Штурман много беседовал с ним, совето вал строже относиться к себе, к своим действиям. Работа офицера не пропала даром. Усанов, спустя немного времени, действительно стал отличником боевой и политической подготовки. Он — умелый воин, зоркий, бдительный. Постоянно повышая свои знания, моряк стал спе циалистом высокого класса. Штурман немало работает и с другими матросами, оказывая ттм повседневную по- мощв. В течение длительного времени он руководил группой учебы старшинского со става. Неплохо поставлена на корабле и служ ба погоды, которая также находится в ве дении штурмана. Щербавских не только хорошо умеет ве сти корабль. Каждый раз, возвращаясь из похода, он подводит итоги, обобщая опыт плавания. Это позволяет е>гу точнее у ч и тывать все неожиданности, промахи и ошибки. — В современном бою, в условиях при менения новых видов оружия от каждого моряка требуется отличное знание своего дела, умение четко действовать в самой сложной обстановке. — говорит штурман. — Поэтому подводники должны изо дня в день совершенствовать свои практические навыки, повышать боевое мастерство, изу чать опыт умелых специалистов. Щербавских работает над повышением специальных знаний. В суровых морских походах закаляя свою волю, он готовится с честью выдержать любой бой, любое сра жение. Так служит Родине офицер Щербавских — умелый штурман подводной лодки. Офицер И. КОРОБОВ. Огонь ведёт главный калибр О том. что -кораблю предстояло прово дить артиллерийские стрельбы из глав ного калибра, личный состав знал еще накануне. — А как же я? — с огорчением спра шивал у своих товарищей матрос Несте ренко. — Ведь у меня рука почти зажила, только врачи не хотят снимать повязку. Говорят, рано. — А ты сходи к командиру. Может, разрешит, — посоветовал ему кто-то. Комсомолец Нестеренко так и сделал. — Товарищ лейтенант, прошу допу стить меня к стрельбе, — говорил воин. — Не могу же я отставать от своих това рищей. А потом у нас и вертикального наводчика запасного нет. — Наводчика хорошего у нас дейст вительно нет, — соглашался офицер. — Но вы ведь освобождены. У вас больная рука. — Я и с одной рукой справлюсь. Даю слово, — все настойчивее просил матрос. — Тогда, что же, — готовьтесь, — сказал командир. — Желаю удачи. Толь ко смотрите не подведите. — Не подведу! — ответил Нестерен- <ко и сразу же направился на свой боевой пост. Там шли последние приготовления к предстоящим стрельбам. Матросы и стар шины еще и еще раз тщательно прове ряли и осматривали оружие. Вместе с ними трудился на боевом по сту и комсомолец Нестеренко. Он с чув ством личной ответственности отнесся к подготовке материальной части к пред стоящим стрельбам, а на утро по сигналу «боевая тревога» одним из первых доложил о готовности заведывания. Вскоре появилась цель. Считанные се кунды потребовались артиллеристам для того, чтобы зарядить орудие, подгото вить исходные данные. Наводчик Несте ренко быстро осуществляет наводку и докладывает: — Наводка выполнена! Прошла еще одна секунда, и над морем загрохотали залпы. В результате умелой корректировки и точной наводки комсо мольца Нестеренко стрельба велась с большой скорострельностью и точностью. Умело и слаженно работали и другие номера артиллерийского расчета главного калибра. Благодаря хорошей натрениро* ванности, а главное, большому желанию как можно лучше выполнить задачу, стар шины и матросы проявляли исключитель ную находчивость и смекалку. При одном из выстрелов из-за неис правности воспламенительной трубки произошла осечка. Замочный старший матрос Нагайцев не растерялся. Отличник боевой и политической подготовки, он спокойно и уверенно произвел отсчет осечки, а затем быстро заменил трубку. Успешное проведение артиллерийских стрельб во многом зависело от умелых и согласованных действий воинов ’ подачи. Матрос Дорохов, например, расписанный на весьма ответственном посту, работал з этот раз за двоих. Благодаря отлично му знанию своей специальности, высокой натренированности, он умело действовал и сумел полностью обеспечить беспе ребойную работу отделения. Офииео В. ЕМЕЛЬЯНОВ, Грамотно эксплуатирует и в отличном г состоянии содержит боевую технику ма трос Борис Барсуков. Он служит приме ром для других моряков корабля в об служивании своего заведывания. Н А С Н И М К Е : матрос Борис Барсуков на вахте у турбодннамо. Фото И. Никишова. Результат настойчивой учёбы Матроса Цымбалюка зачислили в под разделение радиотелеграфистов. — Будете учиться работать на радио станции, — сказал командир молодому матросу. — Радиосвязь в современном бою играет большую роль, поэтому ов ладеть в совершенстве этой почетной специальностью должен стремиться каж дый воин нашего подразделения. Аппара тура сложная, но при настойчивости и упорстве ее можно быстро освоить. И вот Цымбалюк впервые вошел в радиокласс, познакомился с техникой. Вскоре он уже сидел за столом и при нимал первые сигналы телегргфных зна ков. Через некоторое время был достигнут первый успех. Воин поверил в свои си лы. Он стал заниматься еще прилежнее, упорнее. Иногда матросу никак не удавалось различить буквы «ш» и «о». Командир отделения сержант Фадеев проанализиро вал работу Цымбалюка. Оказалось, что тот старается запомнить передаваемые сигналы не по мотиву, а по количеству точек и тире. Фадеев указал матросу на ошибки и продолжал контролировать его учебу. Общими усилиями недостаток удалось изжить. Тяжело давалось молодому воину изу чение задающего генератора. Старший матрос Каяпович помог сослуживцу разо браться в принципе работы механизма, посоветовал, какую почитать техническую литературу по этому вопросу. Скоро и это препятствие было преодолено. Практические навыки радиотелеграфист приобрел на занятиях в поле. Здесь для успешного обеспечения командира радио связью часто надо прйявлять находчи вость. Перед такёй йёобхЬдимостыо и ока зался однажды молодой матрос. Цымбалюк поддерживал связь с коррес пондентом. Пересеченная местность зна чительно влияла на распространение ра диоволн, а, следовательно, и на дальность действия радиоаппаратуры. Командир при казал срочно передать сигнал. После неод нократного вызова матрос Цымбалюк убе дился, что корреспондент его не слышит. Впереди, метрах в пятидесяти, отвесная скала. «Взобраться на сопку и оттуда ве сти связь? Это займет много времени. Что же можно сделать еще?» — думал воин. И Цымбалюк нашел выход. Вблизи валялся кусок проволоки. Он взял его, одним концом прикрепил к антенне ра диостанции, а другой забросил на высо кий куст. Антенна была удлинена. Сиг нал передан своевременно. Цымбалюк много занимается самостоя тельно. Настойчивость ■ учебе не про шла даром. Воин стал специалистом вто рого класса, а на днях сдал зачеты на специалиста первого класса. Этого высоко го звания удостоились матрос Долгих и старший матрос Каянович. Теперь в на шем подразделении многие радиотелегра фисты являются классными специалиста ми. Сержант П . К О С ТЮ Ч ЕН КО . Нота Советского Правительства Правительствам европейских стран и США 13 ноября Министерство Инострайных Дг.л СССР направило европейским стра нам, с которыми СССР имеет дипломати ческие отношения, идентичные ноты Со ветского Правительства относительно со зыва Общеевропейского Совещания по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Ноты направлены находящимся в Москве посольствам и миссиям следующих государств: Франции, Великобритании, Австрии, Албании, Бель гии, Болгарии, Венгрии, Германской Демо кратической Республики, Голландии, Гре ции, Дании, Исландии, Италии, Люксем бурга, Норвегии, Польши, Румынтт, Тур ции, Финляндии, Чехословакии, Швейца рии, Швеции, Югославии, а также По сольству Соединенных Штатов Америки. Кроме того, эта нота направлена По сольству Китайской Народной Республи ки, представитель которой приглашен на указанное Совещание в качестве наблю дателя. Ниже публикуется текст ноты Прави тельства СССР Правительству Франции. «Советское Правительство считает не обходимым заявить Правительству Фран ции следующее. 2 3 октября сего года в Париже были подписаны соглашения, касающиеся За падной Германии. Подписанию этих сог лашений предшествовало совещание девя ти стран в Лондоне, участники которого договорились о сепаратных мероприятиях по германскому вопросу. Парижские соглашения предусматрива ют, в нарушение имеющихся междуна родных соглашений о Германии,^ восста новление милитаризма в Западной Герма нии, создание западногерманских воору женных сил и вовлечение Западной Гер мании в военные группировки некоторых государств, противопоставленные другим государствам Европы. В Западной Германии создается армия, которая уже в ближайшее время должна насчитывать 50 0— 5 2 0 ты сяч человек И которая будет располагать крупными ави ационными и танковыми соединениями, а также собственными военными штабами. Уже теперь германские милитаристы не скрывают, что установленную согласно лондонскому и парижским соглашениям численность западногерманской армии они рассматривают лишь как базу для развер тывания еще более многочисленных во оруженных сил. Западногерманская армия создастся под руководством тех германских генералов, которые возглавляли гитлеровскую армию в годы второй мировой воины, являлись соучастниками фашистской агрессии и на саждения кровавого гитлеровского «ново го порядка» в европейских странах. Лондонское и парижские соглашения развязывают руки западногерманским ми литаристам и реваншистам и для неогра ниченного производства вооружения. Воо руженные силы Западной Германии полу чают также возможность иметь •на своем вооружении атомное оружие, что намного усиливает угрозу разрушительной атомной войны в Европе. Указанные соглашения предусматрива ют вовлечение ремилитаризованной Запад ной Германии в сколачиваемую ныне но вую военную группировку в виде так на зываемого «Западноевропейского союза», а также в Северо-атлантический блок, на агрессивный характер которого уже неод нократно указывало Советское Правитель ство. Все это свидетельствует о том, что в от ношении Западной Германии проводится такой курс, который несовместим ни с за дачей укрепления мира в Европе, ни с задачей восстановления национального единства Германии. Осуществление лон донского и парижских соглашений озна чало бы, что объединение^ Германии по средством проведения свободных общегер манских выборов было бы принесено в жертву теперешним планам восстановле ния германского милитаризма, — этого смертельного врага народов Европы, в том числе и самого германского народа. Стремясь облегчить разрешение вопро са о восстановлении единства Германии, Советское Правительство внесло предло жение рассмотреть вопрос о безотлага тельном выводе оккупационных войск с территории Восточной и Западной Герма нии. Одновременно было внесено также предложение о том, чтобы была определе на численность и вооружение всех видов немецкой полиции как Восточной, так и Западной Германии. Советское Правитель ство попрежнему считает, что проведение этих мероприятии содействовало бы уменьшению наиряженности в Европе. Лондонское и парижские соглашения несовместимы с Франко-Советским Догово ром о союзе и взаимной помощи 1944 го да и с Англо-Советскн.м Договором 1942 года о сотрудничестве и взаимной помощи после войны, которые предусматривают принятие совместных мер с целью недо пущения возможности новой агрессии со стороны Германии. Советское Правительство уже обращало внимание государств, несущих ответст венность за урегулирование германской проблемы, на ту серьезную опасность, ко торая связана с возрождением милитариз ма в Западной Германии и с вовлечением последней в военные группировки. Обра зование таких военных группировок не которых государств, противопоставленных другим европейским государствам, неиз бежно ведет, как показал исторический опыт, к обострению отношений между ни ми и, в конечном счете, к войне. Так бы ло накануне первой мировой войны, когда были созданы две противостоящие друг другу военные коалиции держав. Так бы ло и накануне второй мировой войны, ког да под эгидой гитлеровской Германии бы ла образована агрессивная военная груп пировка, противопоставившая себя другим государствам, которые в ходе войны вы нуждены были об’единить свои силы для отпора гитлеровской агрессии. Чтобы избежать такого «положения, ког да Европа периодически становится аре ной кровопролитных и опустошительных воин, приносящих народам европейских государств многие миллионы человеческих жертв и колоссальные материальные раз рушения, возникает необходимость создать такую систему безопасности в Европе, участниками которой были бы все евро пейские госуда!>ства. независимо от и х об щественного и государственного устройст ва. Создание такой системы общеевропей ской коллективной безопасности дало бы прочную основу для мирного сотрудничест ва Есех европейских государств и гаранти ровало бы и х национальную безопасность путем принятия на себя обязательств ула живать возникающие между ними разно гласия мирным путем, а в случае возник новения угрозы миру или нарушения ми ра, — предпринимать оо’еаиненные дейст вия, в том числе и военные, против агрес сора. Создание в Европе эффективной систе мы коллективной безопасности, основанной на объединенных усилиях всех европей ски х государств, облегчило бы возможность урегулирования германской проблемы. В этом случае было бы устранено существу ющее в настоящее время основное препят ствие к восстановлению германского един ства, выражающееся в планах превраще ния Западной Германии в милитаристское государство и вовлечения ее в агрессив ные военные группировки. С целью облегчить возможность дости жения соответствующей договоренности между заинтересованными государствами. Советский Союз в начале этого года, во время Берлинского совещания министров иностранных дел СССР. США. Англии и Франции, внес предложения относительно основных принципов «Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе». Предложения о создании в Евоо- не системы коллективной безопасности встретили положительное к гебе отноше ние со стоюоны ряда европейских госу дарств. Они встретили также поддержку в широких общественных кругах как тех ев ропейских государств, правительства ко торых еще не высказали своего отношения к идее коллективной безопасности в Евро пе, так и тех государств, правительства которых отказались поддержать выдвину тые предложения. До сих пор, как известно, не удалось до стигнуть необходимой договоренности меж ду заинтересованными странами по этой важной проблеме. Между тем. интересы обеспечения безопасности европейских на родов требуют того, чтобы развитие в Ев ропе пошло не по гибельному пути восста новления германского милитаризма и об разования в Европе противопоставленных ДРУГ другу военных блоков государств, а по пути создания системы общеевропей ской безопасности, основанной на учете законных интересов всех государств Евро пы . больших и малых. Подготовленные Лондонским и Париж ским совещаниями планы восстановления германского милитаризма и вовлечения ре милитаризованной Западной Германии в военные группировки не могут не ослож нить положение в Европе. Осуществление этих планов неизбежно вызовет обострение взаимоотнопюний между европейскими го сударствами. усиление гонки вооружений и значительное увеличение бремени воен ных расходов для нгь’юдов Европы. В свя зи с этим совершенно естественным бу дет, если миролюбивые европейские наро ды вынуждены будут принять новые ме ры для обеспечения своей безопасности. Чтобы предотвратить указанное ослож нение положения в Европе, усиливающее опасность войны, должны быть предприня ты все меры, которые могли бы содейство вать установлонию системы коллективной безопасности в Европе и тем самым умень шению напряженности в международных отношениях. Исходя из этого. Советское Правитель ство считает, что возникла необходимость созвать без дальнейших отлагательств Совещание всех европейских государств, которые пожелают принять в нем участие, а также Соединенных Штатоз Америки, по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Признавая особую ответственность за поддержание международного мира и безо пасности. лежащую на государствах — постоянных членах Совета Безопасности ООН, — Советское Праглгтельство считает желательным, чтобы Китайская Народная Республика направила на это Совещание своего наблюдателя. Само собой разумеется, что каждое го сударство — участник указанного Сове щания должно иметь возможность вносить предложения, которые око считает необхо димыми в связи с обсуждаемым вопросом. Советское Правительство предлагает, чтобы такое Совещание было созвано 29 ноября сего года в Москве или в Париже. Откладывание созыва такого Совещания было бы нецелесообразным, поскольку уже с декабря месяца в некоторых европейских странах начинается рассмотрение вопроса о ратификации парижских соглашений. Такая ратификация в большой степени ос ложнила бы все положение в Европе и по дорвала бы возможности урегулирования неразрешенных европейских проблем и, прежде всего, германской проблемы. Предложение о созыве 29 ноября в Москве или Париже общеевропейского Со вещания по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе раз деляется также Правительством Польской Народной Республики и Правительством Чехословацкой Республики, с которыми Советское Правительство имело соответст вующие консультации. Аналогичные ноты Правительством СССР направлены всем европейским госу дарствам. с которыми СССР имеет дипло матические отношения. Советский Союз исходит из того, что приглашение евпо- пейским государствам, с которыми СССР не имеет дипломатических отношений, мог ло бы быть направлено правитольстзамп Франции, Англии или США. имеющими ли- пломатические отношения с указанными странами. Советское Правительство будет призна тельно Правительству Франции за сообще ние относительно его участия в указанном выше общеевропейском Совещании». Лгитпропколлектив оживляет свою работу На одном из партийных собраний ком мунисты резко критиковали работу агит- пропколлектива и его руководителей. Они справедливо требовали, чтобы коллектив по-настоящему занимался пропагандой об щественно-политических, естественно на у чны х и военно-морских знаний ;реди военнослужащих и помогал командованию в политическом, воинском и культурном воспитании моряков. Работники политоргана сделали пра вильные выводы из высказываний чле нов партии и решили о ж и в и т ь работу апппропколлектнва. Был пересмотрен ею состав, исключены из списков так называемые v«мертвые души» — люди, которые или не хотели вести агитацион- но-иропаганднстскую работу или не могли ез проводить по тем или иным причинам. В состав коллектива влились новые това рищи. Среди чих были политработники, строевые командиры, работники штаба, врачи, офицеры со специальным техниче ским образованием. На собрании члены коллектива были по их желанию распре делены по секциям. Так, в общественно- политической секции пз’явили желание работать девять человек. Другие стали работать в военно-морской секции и сек ции естественно-научной пропаганды. Был также обсужден перспективный план ра боты коллектива. Его участники получи ли задания готовить лекции и доклады на различные темы. С тех пор уже прошло полтора меся ца. Члены агитпропколлектива за это вре мя подготовили семь лекций. Большин ство из них были прочитаны воинам не скольких поддзаделенцц. Некоторые из н сх читались также в матросском клубе и в Доме офицеров. Тов. Батаров, побывав на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, подгото вил и прочел лекцию о социалистическом сельском хозяйстве, офицер Балалаев вы ступил с лекцией о происхождении Земли, тов. Любимов рассказал о роли советских учены х в освоении Северного морского п у ти. а тов. Дьяченко — о приоритете рус ских моряков в изобретении минного ору жия и т. д. Все лекции, подготовленные членами агитпропколлектива, обсуждаются на за седаниях секций, что, безусловно, оказы вает большую помощь пропагандистам в их работе над подготовкой лекций. Суще ственные недостатки в первоначальном виде имела, например, лекция об успехах Китайской Народной Республики в строи тельстве социализма и лекЦия о дости жениях советской строительной техники. После серьезной переработки, по советам членов агитпропколлектива, они с успе хом были прочитаны в ряде подразделе нии. В настоящее время в завершающей ста дии находится разработка целого ряда лек ций. Подходит к концу подготовка таких, например, лекций: «Успехи социалисти ческого строительства в европейских странах народной демократии», «О путях преодоления религиозных предрассудков в сознании людей», «О значении боевой техники и людей в современной воине»^, «Американские базы агрессии в Северной Атлантике и Арктике и задачи повыше ния бдительности воинов-североморцев». Врач Резников подготовил лекцию о здо ровом быте. Другой врач готовит лекцию на тему: «Наука и религия о происхож дении человека». Тов. Любимов завершает работу над лекцией «Современная наука о строении Вселенной», в основу которой положены последние исследования в этой области советских ученых, в частности, *академика 0. Шмидта. Полезное начинание проявили на днях преподаватели школы. Сейчас они готовят пять лекций на различные темы. Тов. Шумская уже выступала перед моряками с лекцией о замечательной жизни и творче стве пнеателя-бойца Николая Островского. Политорган поддержал разумную инициа тиву учителей. Таким образом, в ближай шее время агитиронколлектив пополнится новыми пропагандистами общественно-по литических и естественно-научных зна ний. Подводя некоторые итоги работы агит пропколлектива, можно с уверенностью заявить, что он значительно оживил свою деятельность, стал более конкретно зани маться агитационно-пропагандистской ра ботой среди моряков. Однако в деятельности коллектива есть еще немало недостатков. Он, по сути дела, не ведет повседневной пропаганды теории и истории Коммунистической партии. А ведь это одна из важнейших задач кол лектива, который обязан регулярно чи тать воинам лекции по вопросам марк систско-ленинской теории, помогать им изучать славную боевую историю нашей Коммунистической партии — великой вдохновляющей и руководящей силы со ветского народа в борьбе за -построение коммунизма в нашей стране. Немногое сделал коллектив и в области научно-естественной пропаганды и пропа ганды здорового быта, хотя этим вопро сам партия и правительство уделяют ог ромное внимание. Лекции на эти темы должны быть построены на глубокой научной основе, быть доходчивыми и по пулярными. Только в таком случае они помогут морякам освободиться от пере- •Ж и тко в капиталистического прошлого, по нять существо заботы Коммунистической партии о здоровом быте советских людей. Агитпропколлектив пока еще стопт в стороне и от пропаганды боевых традиций североморцев. Хотя в подразделениях этим традициям уделяется немало внимания, тем не менее коллектив обя зан еще шире пропагандировать их, моби лизовывать воинов на достижение все но вых и новых успехов в учебе и службе, на укрепление воинской дисциплины и организованности,- на повышение бдитель ности. Это — важный участок работы и его никак нельзя пускать на самотек. Есть в деятельности агитпропколлекти- ва и организационные неполадки. Весьма редко созываются собрания членов кол лектива. А на них можно было бы поде литься некоторым опытом работы пропа гандистов. вскрыть недостатки в деятель ности. наметить пути их устранения. Редцо собираются секции агитпропкол лектива. Обсуждение лекций на них про ходит подчас не совсем активно. И это, на наш взгляд, потому, что лектор не раз множает свою работу и не знакомит с ней предварительно членов секции. И, наконец, нельзя не отметить еще присущую некоторым товарищам из агит пропколлектива пассивность в работе. Лекции нередко разрабатываются слиш ком долго. Чем, например, можно об'яс- нить такой факт, что тов. Гептенко в те чение нескольких месяцев не может раз работать лекцию? Еще медленно развора чиваются с подготовкой лекций врачи. А кому, как не им, нужно принять самое ак тивное участие, например, в пропаганде здорового быта, в естественно-научной пропаганде. Все эти недочеты можно с успехом устранить. Для этого необходима творче ская инициатива каждого члена коллек тива, надо повысить чувство личной от ветственности за порученное дело. Офицер В. ПЕТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz