На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 ноября 1954 г., № 267 (5109). Боевая учёба морских пехотинцев Много главных страниц вписали в историю Великои Отечественной воины советские морские пехотинцы. Они нако пили богатый боевой опыт. Творчески ос ваивая его, воины ныне настойчиво учат ся тому, что необходимо в современном бою. На практических занятиях матросы, сер жанты и офицеры решают самые (разнооб разные задачи боевой подготовки, приви вая себе качества, необходимые для нане сения врагу решительного удара. Воины отрабатывают навыки и действия при обо роне п наступлении. Боевой опыт учит, что морская пехота используется и для выполнения других задач и операции. Так, в годы воины на Севере было вы сажено несколько десантов. II все они ус пешно выполнили задачи, поставленные перед ними командованием. Залогом успешного выполнения задач морской пехоты были: самоотверженность и героизм воинов, их беззаветная предан ность социалистической Родине, родной Коммунистической партии и Советскому правительству. Высокая боевая выучка морских пехотинцев, крепкая воинская дисциплина, четкая организация, всесто ронняя разработка и осуществление опе рации нашими командирами — все это 'обеспечило успех североморцев в боях с фашистскими захватчиками на правом фланге великого фронта. Но в настоящее время только одного освоения опыта прошедшей войны уже недостаточно. Его надо дополнить пере довой практикой послевоенной боевой уче бы морских пехотинцев, на вооружении которых ныне находится первоклассная отечественная техника, с учетом требова ний современного боя. Современный бои требует от нас осо бенно высокой выучки и организованно сти. В этих условиях каждый морской пе хотинец должен действовать решительно и смело, проявлять находчивость, быть Физи чески сильным и выносливым. Успех вы полнения задачи зависит от каждого вои на в отдельности. Вот почему вся боевая подготовка должна быть подчинена основ ному требованию — учиться тому, что необходимо на войне. При этом особое внимание уделяется действиям личного состава в сложных ус ловиях боя. На занятиях и учениях коман диры требуют от подчиненных смелых и четких действий в обстановке, максималь но приближенной к боевой. Так. командир отделения младший сер жант Евстигнеев правильно понял свою роль в обучении и воспитании подчинен ных. Он постоянно раз'ясняет им то. что в современной войне решающую роль иг рают люди, в совершенстве овладевшие своим оружием, обладающие высокой бое вой выучкой, выносливостью и решитель ностью в своих кйствиях. На каждом занятии и учении младший сержант Евстигнеев учит воинов действо вать в самых разнообразных и сложных условиях. Матросы его отделения Короби- цин, Козлов и другие знают, что в насту пательном бою лучшим средством достиже ния победы является стремительное сбли жение с противником я решительная ата ка. а в обороне — подготовка позиции от деления так, чтобы она обеспечила вы полнение поставленной задачи. На одном из учений по обороне отделе ние, которым командует младший сер жант Евстигнеев, быстрее других подгото вило позицию, отвечающую требованиям обороны. Отличник боевой и политической подготовки матрос Коробпппи внес пенное предложенпе по использованию подручных средств для оборудования окопа. Его осу ществление позволило быстро и прочно подготовить оборону отделения. Начинание этого подразделения быстро распространи лось и в других отделениях. Следует также уделять внимание и оди ночной подготовке матросов. Это вызывает ся тем, что задачи, решаемые морской пе хотой. требуют от воинов особенной физи ческой и огневой подготовки для действий в различных условиях. Поэтому старший лейтенант Моторин постоянно требует от подчиненных проявлять повседневную за боту о повышении боевой выучки каждо го матроса. Этому учит боевой опыт. В годы Великой Отечественной войны мор- j ские пехотинцы при невозможности подхо да десантного корабля к берегу высажива лись прямо в воду и вброд или вплавь до стигали суши и начинали бой. В связи с этим вспоминается такой слу- ' чай. происшедший в 1942 году на Севере. | При разгроме одного опорного пункта про- j тпвника высадку п риш ло с ь проводить под сильным артиллерийским и минометным обстрелом врага. Маневрируя между раз- ; рывами. один бот с десантом под команде- j ванием лейтенанта Грачева попал на мель в восьмидесяти метрах от берега. Всякое : промедление грозило большой опасностью, срывом выполнения боевой задачи. Лей тенант Грачев приказал высаживаться прямо в ледяную воду и вплавь добирать ся до берега. Десант быстро высадился, навязал противнику бой и успешно вы полнил трудную боевую задачу. Наши воины, изучая драгоценный опыт Велпкой Отечественной войны, го товятся действовать в любых условиях современного боя. Однажды на практиче ском занятии нелегко было подчиненным младшего сержанта Энжина. Но среди за каленных, выносливых воинов отстающих и ослабевших не было. Все стремились только вперед. Морской пехотинец должен быть исклю чительно выносливым, чтобы легко пре одолевать большие расстояния по сильно пересеченной местности и нести на себе боеприпасы и продовольствие. Как пока зывает опыт войны, морским пехотинцам приходилось совершать марши и насту пать по бездорожью, по болотистой мест ности, форсировать озера и реки, преодо левать сопки. Приходилось не только са мому продвигаться, но и тащить за собой боевую технику: пушки, минометы, пуле меты. Пользоваться же услугами какого- либо транспорта не всегда позволяли местность и обстановка. Так, например, во время штурма в октябре 1944 года хребта Муста-Тунтури североморцы ис пользовали канаты и другие средства для плт'ема на крутые, порой почти недо ступные скалы боевой техники. Поэтому советские воины появлялись всегда там, где противник меньше всего ожидал их. Учитывая это. командир отделения младший сержант Савченко воспитывает своих подчиненных закаленными воинами. В его отделении не было случая, чтобы кто-нибудь из бойцов отстал в походе. Сам командир служит примером того, как надо преодолевать трудности. Но далеко не все воины учитывают требования современного боя. Известно, что для участия в различных операциях каждый морской пехотинец должен хорошо владеть своим оружием, применять малую пехотную лопатку, кпрко-мотыгу и т. д. Это у отдельных матросов, к сожалению, прививается еще недостаточно, в резуль тате чего на недавних практических за нятиях воины Четвериков и Ревин не вы полнили поставленную перед ними задачу. Практика показала, что морские пехо тинцы должны уметь ходить на шлюпках, на веслах и под парусами. Условия для приобретения этих навыков у нас есть. Но. к сожалению, до сих пор мы еще не до конца псподьзуем эти возможности, огра ничиваемся только теоретическими заня тиями. Необходимо чаще устраивать шлюпоч ные походы и гонки, регулярные трени ровки и соревнования, которые вырабаты вают у личного состава умение, стойкость и выносливость. Устранить отмеченные недостатки в учебе морских пехотинцев — значит по высить качество их боевой подготовки. Офицер П. АЛБЫЧЕВ. Умело передает свои опыт подчиненным командир орудия старшина 2 статьи Т. Сокрюкин. На тренировках он добивается от моряков быстрых, уверенных действий, борется за каждую секунду времени. Н А С Н И М К Е : командир орудия старшина 2 статьи Т . Сокрюкин (второй справа) за очередной тренировкой своих подчиненных на орудии. Фото И. Никишова. Радисты па боевом тралении Верные сыны социалисти ческой * Отчизны — совет ские моряки — настойчиво овладевают доверенной нм боевой техникой, совершен ствуют свое воинское ма стерство. Именно так и ис полняют свои служебный долг перед Родиной радио телеграфисты нашей части. Помня, что только правиль но н во-время принятая ра диограмма является дей ственным средством связи, они бдительно несут радио вахту. К таким относятся старшина 2 статьи Бурен ков, старшие матросы Вара- ханов, Худяков и Макарси- ков. На боевом •тралении, работая в трудных метеоро логических условиях, они показали отличное знание своей флотской специально сти. Нередко слышимость во все нарушалась, и лишь в определенное время суток она появлялась на некото рое время. Старшина 2 ста тьи Буренков и старший матрос Худяков всегда ус певали связаться с задан ным корреспондентом и, бла годаря этому, сообщения пе редавались во-время. Однажды из строя вышла антенна. Погода в это вре мя стояла свежая, порою иа корабль набегали снежные заряды, по старшего матро са Варахапова это не испу гало. Несмотря на сильную качку и пронизывающий ве тер, он полез на мачту ис правлять повреждение. До стигнув места повреждения и крепко привязавшись к мачте, моряк около часа трудился над устранением повреждения. Антепна была введена в строй. ’З а время боевого трале ния было две задержки в ра-. боте передатчика. Но отлич ное знание аппаратуры по могло Буренкову и Вараха- пову быстро устранить по вреждение. Связь ни разу не прерывалась. Неся бое вую вахту, радиотелеграфи сты ни на минуту не забы вали о бдительности, строго соблюдали правила радио обмена. Во время боевого трале ния велась деятельная под готовка к сдаче экзаменов иа классность. По приказа нию офицера была открыта учебная радиосеть. Регуляр но проводились занятия по специальности и практиче ские тренировки. На сборах радиотелеграфистов разби рались непонятные вопросы по устройству материальной части, проводился обмен опытом. Упорная работа в море не пропала даром. В на стоящее время успешно про ходит сдача экзаменов па классность. Отделение радиотелегра фистов, которым командует Минин, является отличным. Его подчиненные — стар ший матрос Кузьмин и ма трос Шсховцев бережно от носятся к вверенной им тех нике, своя заведования со держат в образцовом со стоянии. Примерным радистом яв ляется и старшина 1 статьи Рахматулпн. Србднившись с матросской семьей, он ре шил остаться иа сверхсроч ную службу. Свой опыт, приобретенный га время службы, моряк старательно передает подчиненным. Одиако у нас наряду с хорошими радистами имеются и такие, кото рые не стремятся стать мастерами своего дела, мало уделяют внимапия трени- розкам на боевых постах и потому слабо знают свою специальность. Например, матрос Посудсвский допу скает ошибки при приеме и передаче радиограмм. Это оЗ’яспястся тем, что ои не проявляет должного напря жения в боевой уче5е, не бо рется с трудностями. Современный бой пред’яв- ляет к морякам большие требования. Задача ради стов состоит в том, чтобы неустанно совершенствовать свое воинское мастерство, воспитывать в себе высокие морально-боевые качества. Старшина 1 статьи Н. ВИНОГРАДОВ. Старшина 2 статьи В. БУРОВ. О с н о в а у с п е х о в Образцово обслуживает сложную авиационную технику гвардии младший сер жант Крючков — опытный специалист. Однажды при подготовке самолета к полету Крючков получил приказание под ключить питание. Открыв лючок, авиатор заметил, что штырьки фишки включения питания погнуты. Не теряя времени, Крючков быстро устранил неисправность. Та ким образом самолет был своевременно подготовлен к вылету. Гвардии младший сержант Крючков настойчиво овладевает не только воинским мастерством, но и политическими знаниями. Высокая политическая сознательность позволяет гвардии младшему сержанту Крючкову образцово выполнять священный воинский долг перед любимой Родиной. Гвардии матрос А. ДАВЫДОВ. Физическая закална военных морянов Учить войска тому, что нужно в совре менном бою, немыслимо без постоянного физического развития личного состава Со ветской Армии и Военно-Морского Флота. Вот почему всесторонняя физическая подготовка военнослужащих входит орга ническим элементом в повседневную жизнь Советских Вооруженных Сил. За дача советских воинов — систематически закалять себя физически, чтобы стать умелыми, способными преодолевать любые трудности боевой обстановки. Это требование ко многому обязывает военных моряков. На корабле, где люди часто встречаются лицом к лицу со сти хией, где даже учебные походы сопряже ны с реальными опасностями, особенно необходимы физическая натренирован ность, ловкость и расторопность. Бодрость и выносливость всегда высо ко ценились на флоте. Высокие морально- боевые качества помогали нашим слав ным подводникам в дни войны ус пешно совершать длительные походы на морские сообщения противника. Имен но такие качества проявили североморцы, бесстрашно плававшие на обледеневших кораблях в условиях полярной ночи, мно гобальных штормов и снежных зарядов. А какого физического и морального на пряжения, выдержки и ловкости требует от моряков боевое траление или плава ние в свежую погоду на торпедных кате рах! Какой крепкой закалкой надо обла дать, чтобы нести вахту в осенние штор мы, под проливным дождем, в суровую стужу! Физическое развитие военных моряков — дело первостепенной важности. Его нельзя предоставлять самотеку. Конечно, сама служба, строгий корабельный ре жим, правильное чередование работы, пи тания, отдыха укрепляют организм и здо ровье моряка. Но это не значит, что офи цер свободен от забот о физическом вос питании своих подчиненных. Служебный долг обязывает его настойчиво прививать всем старшинам и матросам такие каче ства, как привычка, к морю, выносли вость, ловкость, подтянутость. Флотский офицер вправе гордиться, если его подчиненные выглядят бодро и молодцевато, умело гребут, систематиче ски занимаются гимнастикой. Разносто роннее Физическое развитие матросов и старшин хорошо аттестует командира. Как неот’емлемая часть боевой подго товки, физическая подготовка проводится непрерывно, в течение круглого года. Но ни в коем случае нельзя допу скать ослабления физической подготовки в осенне-зимний период. Наоборот, служ ба на море в этот период требует особой закалки и выносливости. Выжидание для занятий и тренировок каких-то особенно благоприятных условий принесет не поль зу, а вред делу физического воспитания военных моряков. Какая бы ни была погода, личный со став кораблей и частей должен начинать свой день с утренней зарядки. Летом и зимой, весной и осенью планы боевой учебы должны предусматривать занятия по физической подготовке. Воспитание сильных, ловких, закаленных воинов возможно лишь при регулярных упраж нениях и тренировках, проводимых по единой строгой системе. Устав обязывает начальника подавать пример бодрости и выносливости. Так ве ли себя в самые напряженные моменты боевой обстановки многие офицеры Воен но-Морских Сил. Взять, к примеру, дваж ды Героя Советскою Союза Виктора Лео нова — бесстрашного разведчика. В его лице подчиненные видели не только уме лого и волевого руководителя, но и стой кого воина, способного мужественно преодолевать все трудности и невзгоды. _ Такая закалка не приходит сама собой, она рождается и укрепляется длительны ми и систематическими физическими уп ражнениями и тренировками. Каждый офицер получает спортивные навыки еще в стенах военно-морских училищ, эти на выки необходимо поддерживать и умно жать в течение всей службы. Между тем, есть немало офицеров, которые обходят Физическую культуру, предпочитая роль зрителей, а не участников спортивных соревнований. Даже утреннюю зарядовую гимнастику, предусмотренную уставным распорядком, необходимую для укрепле ния организма и поддержания строевой выправки, они рассматривают, как пз- лишнюю обузу. Руководя фпзическои под готовкой своих подчиненных, командир должен стремиться быть впереди и в этом отношении, развивать в себе любовь и вкус к спорту. В нынешнем году на большинстве ко раблей и частей значительно улучши лись организация и проведение утренней зарядки. Однако кое-где до сих пор этот раздел распорядка дня продолжает выполняться только формально, в упраж нениях участвует далеко не весь личный состав, они проводятся совсем не так, как требует методика. Это, в частности, отно сится к подразделению, где ответствен ным за физкультуру и спорт является тов. Шиманскпй. Происходит это, в пер вую очередь, потому, что командиры под разделений и малых кораблей не проверя ют участие подчиненных в зарядке и ка чество ее проведения. Командиры кораблей и частей, несущпс ответственность за физическую подготов ку подчиненных, обязаны добиться, что бы в утренней зарядке участвовал весь рядовой и старшинский состав, чтобы она проводилась в соответствии с методикой и на деле способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма воен ных моряков, вырабатывала у них при вычку к ежедневным физическим упраж нениям. Сейчас особое внимание следует уде лить организации и проведению занятий по лыжной подготовке, специальных ’уп ражнений для личного состава корабля. Этп упражнения предусматривают лаза ние по шкентелю, шторм-трапу и канату, бросание конца на дальность и точность, ходьбу и бег по выстрелу и т. п. Задача состоит в том, чтобы вовлечь в ряды флотских спортсменов как можно больше старшин, матросов и офицеров, правильно использовать различные виды спорта для воспитания сильных, вынос ливых моряков. Забота о физическом раз витии моряков — не только дело одних командиров кораблей, частей и подразде лений. Значительно активнее должен уча ствовать в физическом воспитании вои нов и медицинский состав. Коммунисты и особенно комсомольцы призваны высту пить застрельщиками спортивных меро приятий. Дальнейшее улучшение физической подготовки матросов, старшин и офицеров поможет воспитать здоровых, сильных, смелых и закаленных воинов флота, спо собных отлично нести службу в любых условиях, готовых самоотверженно от стаивать интересы своей Родины. Офицер Г. ГОРСКИЙ. С помощью командира Благодаря точному выполнению требо ваний Присяги и уставов, старший сер жант Колесников стал отличником боевой и политической подготовки. Добившись высоких показателей в уче бе и службе, воин не останавливается на достигнутом, а свои знания и опыт умело передает подчиненным. Так. с помощью сержанта матросы Лапковский, Смирнов и другие стали передовиками учебы и службы. Старший матрос М. Г0Р0БЧЕНН0. Что показала проверка политических занятий Как показала осенняя проверка, полити ческие занятия в истекшем учебном ^году проводились на более высоком идейном уровне, чем в прошлые годы. Командиры, политработники, партийные и комсомоль ские организации в большинстве сумели правильно организовать воспитание воен ных моряков в духе непоколебимой вер ности Военной присяге, воинскому долгу, личной ответственности за защиту люби мой Родины. На политических занятиях большое внимание уделялось раз’ясненпю руково дящей роли Коммунистической партии, вопросов внешней и внутренней политики Советского государства, задач укрепления активной обороны нашей Родины. Творче ски изучая марксистско-ленинскую тео рию, воины флота стремились использо вать полученные знания для более успеш ного решения задач боевой подготовки. По литическая учеба способствовала улучше нию выучки личного состава, наведелпю уставного порядка и укреплению воинской дисциплины в подразделениях. Известно, что успех политических заня тий зависит прежде всего от руководите лей групп, от их теоретической и методи ческой подготовки. Поэтому подбору и под готовке пропагандистов на кораблях и в частях было уделено самое серьезное вни мание. На эту работу назначались наи более подготовленные офицеры, способные обеспечить высокий идейный уровень по литической учебы. За последние годы на кораблях и в частях сложился прочный, устойчивый коллектив руководителей по литических занятий и их помощников, являющихся хорошими воспитателями во енных моряков. Так, например, группа, которой руководит тов. Сергеев, на про верочных занятиях получила отличную оценку. Большинство слушателей являет ся отличниками боевой и политической подготовки. В отличие от прошлых лет. во всех ча стях и на кораблях более организованно и содержательно проходили семинары руко водителей, которые оказывали большую помощь пропагандистам в повышении их идейно-теоретического н методического ма стерства. Свое назначение семинары ус пешно выполняли там, где они хорошо ор ганизовывались, где ими руководили ква лифицированные и опытные пропаганди сты. В течение всего учебного года содержа тельно проходил семинар, которым руко водил пропагандист тов. Рулев. Каждое за нятие здесь велось интересно, при актив ном участии руководителей групп. Про пагандисты не только обсуждали содержа ние темы, но и обменивались опытом сво ей работы, вносилн предложения, на правленные на улучшение политзанятий. Этого удалось добиться тов. Рулеву пото му, что он стремился развивать инициати ву и творческий подход пропагандистов к изучению каждого вопроса. При обсужде нии содержания изучаемой темы учиты вались мнение и желание проаагандистов и в зависимости от этого на обсуждение вы носились не все разделы темы, а те, ко торые были наиболее сложными и вызы вали затруднения у пропагандистов при самостоятельном изучении. Такой творче: екпй подход обеспечивал хорошую подго товку руководителей политзанятий и со действовал повышению качества воспита тельной работы в группах. Тов. Рулев дер жал постоянную связь с руководителями групп часто присутствовал ва занятиях, внимательно изучал положительный опыт, указывал на недостатки и оказывал по мощь f их устранении. Указания пропагандиста и советы ру ководителей групп всегда были конкрет ными, потому что они отражали ход по литической учебы воинов. Хорошо п ро во д и л и с ь также семинарские занятия в под разделениях. где пропагандистами тт. Зин ченко, Смирнов, и на многих других ко раблях и в частях. Однако не везде так обстоит дело с под готовкой руководителей групп. В подраз делении. где пропагандистом тов. Редкозу бое. имели место случаи, когда семинары по обсуждению содержания и методике за нятий вообще не пооводилпсь. Там огра ничивались кратковременными инструкта жами за два-три дня до начала занятий. А ведь в этом подразделении, как показала проверка, молодые офицеры — руководи тели групп политзанятий— нуждаются в серьезной теоретической и методической подготовке. Большую роль в воспитании пропаган дистов, оказании им помощи в подготовке к занятиям играла индивидуальная рабо та. Учитывая это, тов. Новиков регулярно встречался с руководителями политзаня тий, советовал, какую литературу луч ше использовать, помогал разобраться в сложных вопросах, учил пропагандистов методике изложения того или другого ма териала/ подбору и подготевке наглядных пособий, советовал, какие нужно исполь зовать примеры из художественной лите ратуры, кинофильмов и т. д. Особое вни мание обращалось на то. как лучше увя зать изучаемую тему с задачами, кото рые решались личным составом подразде ления. Тов. Новиков регулярно присут ствовал на политзанятиях и на месте учил руководителей групп, помогал устра нять недостатки. Не случайно все груп пы в этом подразделении получпли на проверке высокую оценку. Матросы и сержанты показали глубокое, всесторон нее знание материала. В течение всего учебного года, а также в период подготовки и проведения осенней проверки большую помощь слушателям оказали партийные п комсомольские ор ганизации, которые постоянно интересова лись политической учебой воинов. Вопро сы политических занятий регулярно об суждались на партийных н комсомольских собраниях, заседаниях бюро. Секретапи партийных организаций и члены бюоо ча сто беседовали с руководителями групп, оказывали им помошь в повышении идей но-теоретических знаний. Для руководителей политзанятий и их помощников регулярно читались лекции по истории и теории Коммунистической партии, вопросам воинского и политиче ского воспитания, решениям ЦК КПСС и Советской) правительства, направленным на дальнейший под’ем сельского хозяйства и повышение материального и культурно го уровня советских людей. Регулярно проводились лекции и консультации по вопросам методики проведения занятий. , Командиры более регулярно стали вы ступать перед руководителями групп, ин формировали их об очередных задачах бое вой и политической подготовки и совето вали, как увязывать изучаемые темы с во просами дальнейшего повышения боевой готовности кораблей п частей, укрепления воинской дисциплины. Важную роль в улучшении качества политзанятий в истекшем учебном году сыграло обобщение и распространение по ложительного опыта работы. На совеща ниях пропагандистов организовывались выступления лучших руководителей групп. Все эти мероприятия помогали идейно-теоретическому и методическому росту руководителей групп, способствова ли улучшению политического воспитания матросов и старшин. На осенней проверке многие матросы и старшины показали глубокие знания изу чаемого материала. Одновременно следует отметить, что отдельные группы получи ли плохие оценки. Осенняя проверка также показа ла, что в организации и содержании по литических занятий имели место серь езные недостатки. К ним относится преж де всего недостаточная работа с пропа гандистами па некоторых кораблях и в частях. Имели место случаи, когда не проявлялось необходимой заботы об пдей- но-теоретпческом и методическом посте руководителей политзанятий. Так. в ре зультате недостаточной подготовки про пагандист тов. Бабич вместо живой раз вернутой беседы превратил проверочные занятия по существу в экзамен. Достаточ но сказать, что 8 человек в группе он проверял — 8 часов(!?). При этом был нарушен распорядок дня. Недостатком является п то, что отдель ные руководители групп политзанятий в ходе учебного года не всегда умели увя зать изучение тем политзанятий с кон кретными задачами, которые решает лич ный состав подразделения. Очень часто это делалось формально. В конце рассказа руководитель независимо от темы повто рял одни и те же задачи. Такая, с позво ления сказать, «увязка» не приносила никакой пользы. Слабая связь изучаемых тем с конкретными задачами личного со става очень часто об’яснялась тем, что от дельные руководители прупп не всегда творчески подходили к работе над темой при подготовке к очередным занятиям, недостаточно глубоко осмысливали содер жание темы. Поэтому вместо живого рас сказа читали для слушателей всеоб’емлю- щую лекцию или просто пересказывали учебник для политзанятий. В некоторых группах слабо была поставлена работа по воспитанию воинов на славных боевых традициях. Не творческий подход к изучению тем по воинскому воспитанию проявился и в том, что отдельные слушатели, хотя и не плохо рассказывали о требованиях уста вов, Военной присяги, но слабо знали свои обязанности, сами допускали нарушения воинской дисциплины, промахи по служ бе. Начетничество проявилось в ряде групп при изучении истории партии. Отдельные слушатели могли называть и излагать только исторические события, пересказы вать их. но совершенно не умели делать из них нужных выводов. Некоторые слу шатели не научились увязывать изучае мый материал по истории партии с темп задачами, которые решает наша партия в настоящее время. В отдельных группах выявлены недо статочные знания вопросов международ ных событий, слабое знание географиче ской карты СССР и карты мира. В оставшееся до начала нбвого учебно го года время необходимо обратить вни мание на эти вопросы и помочь слушате лям разобраться в них. Для этого необхо димо заняться повторением слабо усвоен ных тем, организовать проведение бесед и т. д. Проверкой вскрыты единичные, но все еще имеющие место случаи, когда отдель ные руководители групп вместо того, что бы добиваться сознательного усвоения слушателями материала, требовали от них обязательного ведения конспектов и в за висимости от конспекта определяли знания слушателей. Серьезным недостатком является непра вильное распределение литературы для политзанятий. Имеются факты, когда в библиотеке лежит много экземпля ров учебников, а в группах их находится всего по 3— 5 экземпляров. Такие случаи обнаружены в подразделении, где пропа гандистом тов. Бойко. В одном из подраз делений учебники выдавали только на са мом занятии, после занятий их собирали п закрывали под замок, мотивируя это тем, что слушатели могут их порвать. Это лишало слушателей возможности система тически изучать материал и готовиться к занятиям в свободное время. Указанные недостатки в политической учебе, вскрытые на осенней проверке, требуют ог командиров, политорганов и партийных организации сделать необходи мые выводы на новый учебный год. Подводя итоги проверки, нужно развер нуть серьезную работу по подготовке к но вому учебному году. Необходимо тщатель но подобрать руководителей групп полит занятий и руководителей семннароз, своевременно начать работу постоянно действующих семинаров, которые будут проводиться в новом учебном году , в за висимости от особенности части, по четы ре часа три раза в месяц или по т ри часа четыре раза в месяц. В ходе подготовки к новому учебному году необходимо на семи нарах руководителей групп обсудить со держание и методику первых тем учеб ного плана, прочитать необходимые лек ции. доклады и т. д. Надо обратить внимание на подготовку помощников руководителей групп политза нятий. Используя накопленный опыт, рас сказать им. как лучше организовать <т.ч;ю работу, направленную на оказание помо щи слушателям в усвоении материала. Необходимо позаботиться о своевременном обеспечении всех групп л п тооатурой. тет радями. наглядными пособиями. Главное в улучшении руководства по литической учебой матросов и старшин — это обеспечить высокое качество занятий, повысить их воспитательную роль и влия ние на все стороны службы личного соста ва флота. Офицер А. ЧЕРНОУС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz