На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 ноября 1954 г., N i 260 (5102). Борьба за меткий выстрел «Артиллерия — бог воины», — так гозорят советские бойцы. Ее огонь яв­ ляется действенным средством уничтоже­ ния вражеских танков, самолетов, живой силы и различных сооружений. Артилле­ рия способствует успешному наступле­ нии' наших войск, их активной обороне. Это подтверждает опыт Великой Отечест­ венной войны. Но артиллерия превращается в грозное оружие только в умелых руках воинов, в совершенство знающих свое дело, облада­ ющих высокими морально-боевыми качест­ вами. Па-мятуя об этом, мы поремся за слаженность каждого орудийного расчета, за воспитание v артиллеристов качеств, необходимых р современном бою. Много внимания у нас уделяется оди­ ночной подготовке каждого матрога. Ос­ новным видом такой подготовки являют­ ся тренировки. Они имеют целью освое­ ние практических навыков в выполнении своих обязанностей по обслуживанию и боевому использованию оружия. Артилле­ ристы учатся как на учебных приборах, так и непосредственно на материальной части. Многие матросы отработали свои действия до автоматизма. Взять, к примеру, установщика матро­ са Микужпса. Он в любой обстановке от­ лично справляется со своими обязанно­ стями, выполняя нормативы, отведенные на те пли иные боевые приемы. Этого во­ ин достиг благодаря тому, что освоил свое оружие и умеет им пользоваться. От него не отстает и заряжающий ма­ трос Карпе. Он, несмотря ни на какие трудности, обеспечивает заданную скоро­ стрельность. Безупречное выполнение каждым ма­ тросом своих обязанностей — основное условие успеха. В этом воины убедились во время очередной стрельбы. Упражнение было сложным. Но артиллеристы, при­ ученные действовать в обстановке, приближенной к боевой, выполняли огневую задачу с высокой оцен­ кой. Хорошо слаженный расчет действо­ вал четко. Ни за кем не было задержки, все делалось быстро. Снарядный ловко подавал снаряды. Установщик хладно­ кровно выполнял свои обязанности, хо­ рошо действовал и заряжающий. Никто не делал лишних движений, не суетился, не мешал друг другу в работе. Однако этого мало. Опыт Великой Оте­ чественной войны учит, что в бою при­ ходится заменять раненых товарищей, работать сокращенным расчетом, выпол­ няя обязанности двух, а то и трех номе­ ров. Это заставило нас отрабатывать на­ выки по взаимозаменяемости. Правда, не сразу люди поняли важность такого ме­ роприятия. Нашлись и такие товарищи, которые говорили: — Свое дело мы знаем, а чужое — нам ни к чему... Так, примерно, рассуждал и матрос Карпе. А однажды он } меня спросил: — Товарищ младший; сержант, для че­ го нам нужна взаимозаменяемость? Матрос Садовников и товарищи об’яс- нпли ему важность взаимозаменяемости в бою для достижения победы, привели ин­ тересные, поучительные примеры из опы­ та Великой Отечественной войны. — Случалось так, — говорили мы во­ ину, — из орудийного расчета, состояв­ шего из шести-восьми человек, в строю оставались двое-трое. И эти два или три артиллериста продолжали вести огонь по врагу. Иногда у пушки оставался один артиллерист. Но и один он, действуя за нескольких, стрелял из своего орудия, по­ ка бой не заканчивался нашей полной победой. ...Это было на Северном флоте летом 1942 года. Советский сторожевой корабль вступил в единоборство с крупным фа­ шистским кораблем. Силы были явно не­ равными. но североморцы смело вступп.тп в бон с пиратом. Вон был трудным и крово­ пролитным, хотя длился совсем недолго. Несколько десятков снарядов крупного и среднего калибров выпустили фашисты по нашему кораблю. Но советские моояки стреляли метче. Враг получил несколько прямых попаданий. Прикрывшись дымо­ вой завесой, он с позором бежал. На одном из орудий советского кораб­ ля осколками разорвавшегося у борта сна­ ряда был вы вод рн из строя весь расчет, кроме комендора старшего матроса Лукья­ нова. Казалось, что пушка должна была замолчать. Но орудие метко стреляло до конца боя. Лукьянов сам наводил его, вносил поправки, заряжал и стрелял но фашистскому кораблю. Вот что значит умение заменить товарищей на боевом по­ сту, овладеть их обязанностями! Учитывая опыт войны и» те высокие требования, которые предъявляет совре­ менный бой, мы во время практических тренировок заменяли друг друга или ра­ ботали сокращенным расчетом. Первое, с чего мы начали, — это то, чтобы все бой­ цы хорошо усвоили обязанности наводчи­ ка. Когда воины достигли успеха в этом отношении, я стал переставлять их на другие места. II надо сказать, что резуль­ тат нами достигнут неплохой. Это наглядно было доказано на одной пз практических стрельб. Мы должны бы­ ли огнем своего орудия поразить весьма подвижную цель. Во время подготовки за­ болел наводчик. Кое-кто из других расче­ тов думал, что мы не выполним такое трудное упражнение без наводчика. Од­ нако они ошиблись. Место выбывшего на­ водчика занял матрос Садовников, давно освоивший это дело. Воин справился с трудным царучением. Огневая задача бы­ ла выполнена успешно. • Известно, что стрельба прямой навод­ кой имеет свои неоспоримые преимущест­ ва: значительно повышается точность стрельбы, сокращается расход снарядов. Следовательно, и времени для выполнения огневой задачи нужно гораздо меньше по сравнению со стрельбой с закрытых по­ зиций. Наши матросы знают, что при стрель­ бе прямой наводкой на малую дальность снаряд обладает наибольшей ударной си­ лон, орудия бьют очень метко, поражают даже небольшие цели, такие, как пулеме­ ты, огдельные пушки и другие. В мир­ ных условиях это кажется легким де­ лом. Но в бою, когда враг мешает, пы­ таясь уничтожить расчет, действовать нужно смело и расчетливо, а главное — быстро. Тут растеряться, промедлить или промахнуться из-за неточной наводки — значит погубить и орудие и товарищей. Чтобы этого не было, я приучаю подчи­ ненных к сокращению времени на откры­ тие огня и смену огневой позиции и т. д. При эгом артиллеристы воспитывают в себе хладнокровие, мужество, выносли­ вость и мастерство. Труднее метко поразить движущуюся цель. Взять, к примеру, танк. Он может двигаться прямо на орудие или вдоль Фронта, или наискосок к орудию и с раз­ личной скоростью. Во всех этих случаях командиру орудия необходимо мгновенно определить, какое требуется упреждение, а наводчику — так же мгновенно наве­ сти орудие и дать выстрел. И опять-таки мы тренируемся практически, как это требуют руководящие документы. Современный бой требует исключитель­ но большого мастерства и высокого на­ пряжения всех сил. К этому и готовят­ ся изо дня в день наши артиллеристы. Младший сержант В. ТЕСЛЕНКО. Твёрдая дисциплина — основа высокой боеготовности Постоянно заботиться о твердом устав­ ном порядке в подразделении — одна из главных обязанностей командира. Еще в училище нам, будущим офицерам, об этом неоднократно напоминали. Мы хорошо уяс­ нили, что советская воинская дисциплина — основа постоянной боеготовности Ар­ мии и Флота, залог успехов в учебе и победы в современном бою. Естественно, что, придя на корабль, вступив в свою первую офицерскую дол­ жность, я сразу заинтересовался дисци­ плиной своих подчиненных, их отношени­ ем к службе. Поговорил с матросами, со старшинами. Много узнал об этом так- жз из беседы с командиром корабля, с его заместителем по политической части, с другими офицерами. Потом решил про­ смотреть карточки взысканий и поощре­ ний своих подчиненных. У некоторых матросов за службу накопилось немалое число взысканий. Проанализировав состо­ яние дисциплины, я пришел к выводу, что большинство нарушений, зафиксиро­ ванных в карточках, совершалось вне ко­ рабля. Видимо, в подразделении не велась по-настоящему воспитательная работа с воинами, увольняющимися на берег. «Значит, на это и надо обратить ос­ новное внимание», — решил я. Но были среди карточек взысканий и поощрений и такие, которые искренне обрадовали меня. Приятно было узнать, что среди моих подчиненных есть воины, которые за всю службу не получали ни­ каких замечаний. Вот, например, _ стар­ ший матрос Колесников. Взысканий у не­ го нет совсем, зато поощрений — не­ сколько. На примере таких передовых воинов, как Колесников, надо воспиты­ вать весь личный состав. Вот к какому выводу я пришел. Конечно, я не ограничился «анкет­ ным» знакомством с подчиненными. С первого дня пребывания на корабле стал внимательно изучать матросов и старшин на занятиях, во время отдыха. Нередко заводил с подчиненными беседы в про­ стой. неофициальной обстановке. Так лучше можно узнать матроса, увидеть, какие воинские качества развиты у него, чего ему не хватает, ^тобы стать пе­ редовым воином. Не раз приходилось мне вести подобные беседы со старшим ма­ тросом Ремизовым и матросом Петровым. Эти моряки имели строгие взыскания за недостойное поведение на берегу. — По поведению моряка в увольнении судят об организованности и порядке на том корабле, где он служит, — говорил я. — Следовательно, если недостойно ве­ дешь себя на берегу, то тем самым бро­ саешь пятно на своих товарищей, на весь экипаж, а значит не дорожишь не только своим личным достоинством, но и доброй славой родного корабля. Помимо раз’яснения того, как следует себя вести воину вне корабля, я повысил требовательность « подчиненным.. Ведь укреплять дисциплину — значит прежде всего организовать службу в подразделе­ нии в строгом соответствии с требования­ ми устава, так, чтобы от побудки до от­ боя все работы, занятия, отдых личного состава, принятие пищи отвечало устав­ ным правилам. В дни увольнений я лично следил за тем, ПИ СЬМ А М О ЛО Д Ы Х О Ф И Ц Е РО В как мои подчиненные подготовились сой­ ти на берег. Никогда не передоверял (Кон­ троль за увольняемыми старшинам. Ду­ мается, что не зазорно офицеру^ самому периодически проверить внешний вид ма­ тросов, посмотреть, надраены ли пугови­ цы, отглажены ли брюки, почищены ли ботинки. Но внешний вид, строгое соблю­ дение формы одежды — это одна сторо­ на дела. Бывает, что матрос сойдет с ко­ рабля безукоризненно, по-уставному оде­ тым, а потом в городе нарушит дисци­ плину. Поэтому перед увольнением не лишне напомнить матросам о том, как следует им вести себя вне корабля, под­ черкнуть, что принцип войскового това­ рищества предусматривает, да и устав требует не только самому вести себя об­ разцово, но и удерживать от дурных по­ ступков товарища. Перед приходом на корабль молодых во­ инов старшие, более опытные офицеры посоветовали мне с самого начала приу­ чать новичков к строгому соблюдению уставов, на примере отличников боевой и политической подготовки, классных спе­ циалистов показывать, что стать передо­ вым воином может только дисциплини­ рованный, высокосознательный моряк. Я так и поступил, как мне рекомендо­ вали старшие товарищи. На примере мо­ лодого матроса Титова убедился в полез­ ности их совета. С этим воином мне при­ ходилось беседовать не раз, и я подробно ознакомился с его биографией, с кругом его интересов. В свою очередь, рассказал ему об одном из лучших специалистов подразделения, дисциплинированном мо­ ряке старшем матросе Колесникове. — Берите с него пример, — говорил я Титову, — будьте так же исполнитель­ ны, как классный специалист Колесни­ ков, и вы наверняка станете отличным воином. Только дисциплинированный бо­ ец может научиться в любых условиях современного боя, в любой обстановке вы­ полнять свои обязанности. — Постараюсь равняться на передови­ ков, — ответил Титов. II молодой матрос стал служить еще прилежнее. Он всегда действует строго но уставу. Личная организованность помо­ гает ему успешно овладевать специаль­ ностью сигнальщика. Сейчас матрос Ти­ тов уже допущен к самостоятельному’ не­ сению вахты. Понятно, что в своей практике по ук­ реплению дисциплины мы, офицеры, обя­ заны не только опираться на своих бли­ жайших помощников — старшин, но и повседневно учить их практике воспита­ ния подчиненных. Иногда бывает, что дисциплинарная практика не соответст­ вует тому уровню дисциплины, который наблюдается в отделении. Так, например, у нас один из. старшин часто накладывал взыскания. Но матросы, получившие их, относились к этому равнодушно. Выясни­ лось, чго взыскания накладывались фор­ мально, никуда не заносились, почти ни­ когда не отбывались. Иногда наблюдается, что старшина од­ нообразно пользуется своими правами. Провинившихся он наказывает, а вот от­ личившиеся остаются неотмеченными. По-моему это тоже вредит делу повыше­ ния организованности и порядка. Порой слишком много шумят о нарушениях дис­ циплины и незаслуженно забывают о са­ мом главном в воспитании дисциплини­ рованности — о поощрениях. Обо всем этом я указываю командирам отделений на совещаниях, в индивиду­ альных беседах, на специальных заняти­ ях но методике обучения личного состава. Стремлюсь, чтобы старшины проводили с матросами такую воспитательную работу, которая способствовала бы укреплению дисциплины не только в отделении, но во всем подразделении и на корабле в це­ лом. Есть у нас старшина 2 статьи Овсян­ ников. Требовательности к подчиненным у него можно поучиться. Подчиненные Овсянникова всегда ведут себя по-устав­ ному, точно выполняют все приказания и распоряжения старших начальников, от­ лично содержат материальную часть, дей­ ствуют по инструкциям. И это потому, что старшина требователен к себе и к своим подчиненным. Из своих собственных наблюдений и высказываний других офицеров я пришел к выводу, что укреплять дисциплину — это значит самому командиру нужно быть примером высокой дисциплинированности. Иногда приходится наблюдать, как коман­ дир «отчитывает» матроса за нарушение формы одежды, а у самого при этом не отглажен китель, смяты брюки, да и свои замечания он делает, заложив руки в карманы. Естественно, что действенность сделанных замечаний в данном случае сводится на нет. Я убедился, что очень важно в своей работе по укреплению дисциплины среди личного состава опираться на обществен­ ность, на партийную и комсомольскую организации. Коллектив — это великая сила, мнение коллектива заставляет ма­ троса исправить свое поведение. Был у нас такой случай. Старший ма­ трос Литвинов, находясь в командировке, был задержан комендантским патрулем в нетрезвом виде. Командир корабля строго наказал Литвинова за недостойное поведе­ ние. Но этим дело не кончилось. Комсо­ мольская организация своевременно по­ ставила на своем собрании вопрос о про­ ступке старшего матроса Литвинова, позо­ рящего высокое звание советского воина. На нем резко критиковали Литвинова и требовали от моряка изменить свое по­ ведение. С помощью командиров и своих товари­ щей Литвинов глубоко осознал свою ошибку и сделал для себя соответствую­ щие выводы. С тех пор вот уже длитель­ ное время у него нет ни единого замеча­ ния по службе. Литвинов стал примером в учебе и дисциплине. Недавно ему при­ своили звание старшины 2 статьи и на­ значили командиром отделения. Только в комплексе всех методов вос­ питательной работы, только в сочетании высокой требовательности и личной при­ мерности командира с чуткостью и вни­ манием к нуждам личного состава можно добиться твердой дисциплины и отличных успехов в учебе. Лейтенант Е. ИГОНИН. С помощью О т к р ы т з ы м я я А с л о р т в в я ы А с е з о н В минувшее воскресенье в нашем подразделении состоя­ лось открытие зимнего спортивного сезона. На старт вышел коллектив лыжников. В программе соревновании эстафета 5x5 километров. По сигналу главного судьи со старта выходят участники соревнований первого этапа. Сразу же вперед вырывается один из лучших лыжников подразделения старшин матрос Плехов. Он лидирует в течение всего этапа и первым заканчивает дистанцию. Вторым пришел младший сержант Комиссаров. На второе этапе лыжник из команды Комиссарова матрос Фатин обходит «соперника», и в дальнейшем команда уверенно удерживает лидерство. Второе место заняла команда Ваганова. Лучшее личное время показали старшие матросы Плехов и Галашин, матросы Ваганов я Наймушин. Офицер А . Б Е Р Е С Н Е В , бывалого моряна Матроса Кузьмина назначили в груп­ пу, которую возглавлял опытный мо­ ряк, прослуживший на флоте 19 лет, мичман Пазлов. С первых же дней службы молодые воины полюбили своего командира п внимательно прислушивались к его со­ ветам. — Учитесь настойчиво, — говорил тов. Павлов, — не останавливайтесь перед трудностями, а преодолевайте их. Только тогда, когда ны научитесь по­ беждать трудности, успешно действо­ вать в условиях современного боя, мо­ жете стать умелыми защитниками любимой Родины. И матрос Кузьмин следовал совету командира. На занятиях по специаль­ ности он прилежно изучал технику, отрабатывал практические навыки, вэ всем и всегда стремился разобрать­ ся детально. Воин доби.тся неплохих успехов в службе. Это не прошло б?з внимания мичмана Павлова. Однажды он подошел к Кузьмину и сказал: — Из вас получится отличный спе­ циалист-подводник. Но для этого нуж­ но еще упорнее совершенствовать бое­ вое мастерство. Мичман не ошибся в моряке. Вскоре после этого за отличные показатели в боевой и политической подготовке ма­ тросу Кузьмину было присвоено очеред­ ное воинское звание «старший матрос». Этого спокойного, но волевого воина полюбил весь экипаж корабля. Моряки оказали ему большое доверие, избрав членом бюро комсомольской организа­ ции. В настоящее время старший матрос Кузьмин является специалистом перво­ го класса, он безупречно выполняет свой воинский долг. За время службы моряк имеет немало благодарностей от командира, сфотографирован при раз­ вернутом Знамени части, награжден ценным подарком. Недавно ому вручена Почетная грамота ILK ВЛКСМ. Старший матрос Н. МОРОЗ. Первые успехи Матрос Зайчиков решил стать машнни- стом-турбинистом. Придя на корабль, он ознакомился со сложной техникой, кото­ рую дала Родина верным защитникам морских рубежей. На первых порах у не­ го были большие трудности. К нему на помощь пришли командир и товарищи. Немало пришлось поработать с моло­ дым моряком старшему матросу Лазареву. Он помогал Зайчикову изучить инструк­ цию, технику, отрабатывать практиче­ ские навыки непосредственно на боевом посту. Особенно большую помощь моряку да­ ли выходы в море. Он часами наблюдал за умелыми движениями Лазарева, пере­ нимал его опыт. Часто старший матрос давал молодому воину вводные и внимательно следил за его действиями. — Открывайте клапан медленно, не до­ пускайте рывков, — поучал Лазарев. Благодаря настойчивой учебе, система­ тическим тренировкам на боевом посту матрос Зайчиков добился неплохих резуль­ татов и теперь вахту у маневрового кла­ пана несет самостоятельно. Но моряк зна­ ет, что это первые его шаги, а Присяга и уставы требуют постоянного совершен­ ствования боевого мастерства. Поэтому в настоящее время он под руководством командира настойчиво повышает свои специальные знания, воспитывает в себе высокие морально-боевые качества — мужество, отвагу, стойкость и выносли­ вость. Матрос В. ЛУКАНИН. К 37-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции ДруЖба народов — великое завоевание О к т я б р я Великая Октябрьская социалистиче­ ская революция, победившая тридцать семь лет назад под боевым знаменем про­ летарского интернационализма, открыла новую эру в мировой истории — эру тор­ жества социализма и коммунизма. Одним из великих завоеваний Октябрь­ ской социалистической революции яв­ ляется создание в нашей стране неруши­ мого братского содружества равноправ­ ных народов, создание могучего многона­ ционального Советского государства, воз­ главляющего ныне международный лагерь мира, демократии и социализма. Дружба народов СССР — гранитная основа нашего Советского многонацио­ нального социалистического государства, в пределах которого живет более 60 на­ ций, национальных групп и народностей. Исторический опыт Советского государ­ ства, успехи коммунистического строи­ тельства ярко свидетельствуют о том, что дружба между народами является основой его благополучия, могущества и процве­ тания. Дружба народов нашей страны имеет глубокие исторические корни. Она заро­ дилась в те далекие годы, когда русский народ об’единял и сплачивал все народы, населяющие нашу Родину, для отпора иноземным захватчикам, зарившимся на наши земли, на наши несметные природ­ ные богатства, стремившимся поработить свободолюбивые народы нашей страны. В тяжелых исторических испытаниях ковались и крепли дружба, любовь и уважение всех народов России к старше­ му орагу — русскому народу. Определяя великую освободительную роль русского народа в жизни других народов, Н. Г. Чернышевский писал, что не завоевате­ лями выступают русские в политической истории, а спасителями; В этих словах определена та роль, которую играл рус­ ский народ на протяжении своей много­ вековой героической истории в жизни в*рх народов России и народов Европы и Азии. Наша славная Коммунистическая пар­ тия с самого начала своего возникнове­ ния выступала как знаменосец идеоло­ гии пролетарского интернационализма и дружбы народов. Программа, принятая на II с'езде РСДРП, признавала право на са­ моопределение за всеми нациями, входя­ щими в состав государства. Великий Ленин впервые в истории марксизма выработал теоретическую про­ грамму и политику партии по националь­ ному вопросу. В. И. Ленин обосновал важнейшее положение о том, что нацио­ нальный вопрос является составной ча­ стью революционной борьбы рабочего класса за диктатуру пролетариата. Даль­ нейшую разработку национальный вопрос получил в работах И. В. Сталина, в ре­ шениях партии. Вооруженная марксистско-ленинской теорией, Коммунистическая партия воз­ главила национально-освободительную борьбу угнетенных народов России и су­ мела направить ее на свержение буржуа­ зии и установление диктатуры пролета­ риата. Интернационалистическая политика Коммунистической партии получила глу­ бокий отклик в сердцах трудящихся уг­ нетенных народов России и обеспечила ей сочувствие и поддержку широких масс всех национальностей в борьбе против царизма и империалистической русской буржуазии. Эта поддержка и сочувствие явились одним из решающих моментов, определивших победу нашей партии в Октябрьской революции. Великая Октябрьская социалистическая революция, подготовленная и проведен­ ная под руководством Коммунистической партии, одним ударом разорвала цепи со­ циального и национального гнета, осво­ бодила все угнетенные народы нашей Ро­ дины, расчистила почву для их братско­ го сотрудничества. Победа Октябрьской революции обусловила коренной перелом в жизни и судьбах всех угнетенных на­ родов. В огне гражданской войны сложился и окреп боевой союз народов молодой рес­ публики Советов, так как только при ак­ тивной и бескорыстной помощи друг дру­ гу они могли разбить всех врагов и при­ ступить к непосредственному решению задачи построения социализма. Свержение власти капиталистов и по­ мещиков, установление диктатуры проле­ тариата, разгром интервентов и белогвар­ дейцев, укрепление союза рабочего клас­ са и трудового крестьянства привело к сплочению народов России в единое мно­ гонациональное социалистическое госу­ дарство. Революционный союз народов нашей Родины, созданный Коммунистиче­ ской партией в совместной борьбе против эксплуататоров, превратился в государ­ ственное об'единение национальностей Советской страны. Суть национальной политики Комму­ нистической партии после победы дикта­ туры пролетариата заключалась в том, чтобы уничтожить ту фактическую от­ сталость (хозяйственную, политическую, культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, дать воз­ можность отсталым народам догнать Центральную Россию и в государствен­ ном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях. Осуществление этой политики нашей партией имело огромное значение для дальнейшего раскрепощения в прошлом угнетенных народов России. Известно, что до Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции многие национальности и народности царской России находились в состоянии крайней экономической и культурной отсталости. Такие народы, как горцы, узбеки, башкиры, киргизы, народы Туркестана и другие, почти не имели своей промышленности и рабо­ чего класса, вели сельское хозяйство са­ мым примитивным, первобытным спосо­ бом или занимались кочевым скотовод­ ством, были сплошь неграмотными. Мно­ гие народы даже не имели своей пись­ менности. Советская власть, провозгласив полити­ ку братства и дружбы народов, не толь­ ко осуществила их правовое равенство, но и создала реальную материальную основу для экономического и культурного под'е- М8. для возрождения и расцвета всех ра­ нее отсталых национальностей. Ликвида­ ция экономической и культурной отста­ лости народов была осуществлена на ос­ нове проведения политики социалистиче­ ской индустриализация страны и кол­ лективизации сельского хозяйства. Совместная борьба за социализм, вза­ имная помощь сблизила все народы на­ шей страны и сплотила их вокруг рус­ ского народа, как наиболее выдающейся нации среди равноправных наций Совет­ ского Союза. Русский народ возглавил борьбу народов СССР за строительство социализма, помог ранее отсталым наро­ дам нашей страны подняться до уровня передовой социалистической культуры. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства ко­ ренным образом преобразили все совет­ ские республики. Многие народы, нахо­ дившиеся на докапиталистической стадии развития, при помощи великого русского народа совершили гигантский скачок к социализму, минуя мучительный путь капиталистического развития с его разо- рзпием трудящихся, нищетой и голодом. За годы социалистического строитель­ ства ранее отсталые народы при помощи русского народа создали первоклассную социалистическую промышленность и многочисленные высококвалифицирован­ ные национальные кадры рабочих и ин­ женерно-технических работников. Так, до Октябрьской революции Средняя Азия представляла самую отсталую колонию царской. России. В советские годы узбек­ ский. казахский, таджикский, туркмен­ ский, киргизский народы создали свои национальные государства. В короткий срок эти республики превратились в цве­ тущие социалистические нации, с раз­ витой промышленностью, механизирован­ ным сельским хозяйством, с высокой культурой. В результате победы социализма в Со­ ветском Союзе сложились и развились социалистические нации, неизмеримо бо­ лее сплоченные и жизнеспособные, чем любая буржуазная нация. В нашей стране, где ликвидированы эксплуататор­ ские классы, нет почвы для националь­ ного и социального гнета. Социалистиче­ ские нации — это новые нации по свое­ му классовому составу, духовному облику и социально-политическим устремлениям. Они развиваются и крепнут под знаме­ нем советской идеологии — идеологии мира, равноправия и дружбы народов. В Советской стране утвердилась новая движущая сила — морально-политиче­ ское единство советского общества. Вме­ сто национально-колониального гнета, на­ циональной вражды, присущих капита­ лизму, в нашей стране утвердилась друж­ ба народов. Вместо буржуазного национа­ лизма и его оборотной стороны — космо­ политизма, этого идейного орудия амери­ канских империалистов, предназначенно­ го для подрыва патриотизма трудящихся масс, у нас утвердилась идеология совет­ ского патриотизма и пролетарского ин­ тернационализма. Торжество политики равноправия и дружбы народов в нашей стране законо­ дательно закреплено в Конституции СССР, где записано, что все граждане Советско­ го Союза, независимо от их расовой и национальной принадлежности, имеют равные права во всех областях хозяй­ ственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. , Буржуазные националисты и иные агенты империализма не раз пытались подорвать дружбу народов СССР, посеягь рознь и вражду между н и м и . Н о происки врагов неминуемо терпели и терпят крах. Трудящиеся всех республик, как святы­ ню, оберегают дружбу народов — вели­ кое завоевание Октября, о:нову основ нашего многонационального государства. Дружба советских народов — это тор­ жество национальной политики Коммуни­ стической партии. Рожденная в огне Ок­ тябрьской революции, развернувшаяся на почве победы социализма в нашей стране, дружба народов СССР еще более окрепла и закалилась в суровых испытаниях Ве­ ликой Отечественной войны. В тяжзлых битвах с фашизмом сражались бок о бок русские и украинцы, армяне и казахи, белорусы и узбеки. Они отстаивали сво­ боду и независимость своей любимой Ро­ дины — первого в мире социалистиче­ ского Отечества. В ходе Великой Отечест­ венной войны еще раз подтвердились ве­ личайшие преимущества и жизнеспособ­ ность нашего многонационального социа­ лист:! :зского государства. После победоносного окончания Вели­ кой Отечественной войны народы СССР показали невиданные образцы животвор­ ного советского патриотизма, самоотвер­ женного труда в восстановлении и даль­ нейшем развитии народного хозяйства на­ шей страны. Социалистическая система хозяйства, ленинско-сталинская национальная поли­ тика Коммунистической партии, взаимо­ помощь всех народов нашей страны яв: ляются могучими факторами быстрого развития производительных сил совет­ ских республик. Так, продукция крупной промышленности Узбекской, Казахской, Туркменской, Киргизской, Таджикской республик за период с 1928 по 1951 год выросла в 22 раза, тогда как по Совет­ скому Союзу за тот же период она уве­ личилась в 16 раз. Советские республики в своем разви­ тии намного опережают капиталистиче­ ские государства. Украинская Советская Социалистическая Республика, например, в экономическом развитии далеко обогна­ ла Францию и Италию. Крупная промыш­ ленность Украины в 1952 году выпусти­ ла продукции в 17 раз больше, чем промышленность дореволюционной Ук­ раины. Выработка электроэнергии за это время увеличилась более чем в 37 раз; продукция металлообрабатывающей про­ мышленности выросла почти в 69 раз; добыча угля возросла болеее чем в 4 ра­ за. Быстрыми темпами развивается социа­ листическое сельское хозяйство. По его технической оснащенности советские республики стоят значительно выше са­ мых развитых капиталистических стран Европы. Советский Узбекистан на каж­ дую тысячу гектаров посевной площади имеет 14 тракторов, тогда как Франция — только 7, а Италия — 4. Еще меньше тракторов имеется в странах Востока. Ес­ ли в Узбекской республике один трактор приходится на 70 гектаров посева, то в Индии — на 13 тысяч гектаров. Огромных успехов достигли националь­ ные республики в под’еме культурного уровня трудящихся. За годы Советской власти ликвидирована культурная отста­ лость в прошлом угнетенных националь­ ностей, в каждой республике создана своя собственная интеллигенция, значительно расширена сеть учебных заведений. В Казахской ССР, например, до Великой Октябрьской социалистической революции не было ни одного высшего учебного за­ ведения. Сейчас там 26 вузов. В одном только Узбекистане в 2 раза больше ву­ зов, чем в Турции, Иране и Афганистане, вместе взятых. В Азербайджанской ССР на 10 тысяч жителей в 30 с лишним раз больше студентов, чем в Иране, почти в 8 раз больше, чем в Египте и Турции. О дин т о л ь ко В и л ь н ю с с к и й университет в послевоенный период выпустил студентов больше, чем вся буржуазная Литва за 20 лет. Сейчас в 12 союзных республиках есть академии наук, много научно-исследо­ вательских институтов. В советское вре­ мя более 40 народов получили свою пись­ менность и издают книги и газеты на родном языке. Все республики достигли небывалого расцвета своей национальной социалистической культуры. В Советском Союзе достижения куль­ туры одного народа превращаются в об­ щие достижения всех народов страны. Примером сотрудничества и взаимопомо­ щи советских народов является все воз­ растающее творческое содружество уче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz