На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 ноября 1954 г., N i 260 (5102). Борьба за меткий выстрел «Артиллерия — бог воины», — так гозорят советские бойцы. Ее огонь яв ляется действенным средством уничтоже ния вражеских танков, самолетов, живой силы и различных сооружений. Артилле рия способствует успешному наступле нии' наших войск, их активной обороне. Это подтверждает опыт Великой Отечест венной войны. Но артиллерия превращается в грозное оружие только в умелых руках воинов, в совершенство знающих свое дело, облада ющих высокими морально-боевыми качест вами. Па-мятуя об этом, мы поремся за слаженность каждого орудийного расчета, за воспитание v артиллеристов качеств, необходимых р современном бою. Много внимания у нас уделяется оди ночной подготовке каждого матрога. Ос новным видом такой подготовки являют ся тренировки. Они имеют целью освое ние практических навыков в выполнении своих обязанностей по обслуживанию и боевому использованию оружия. Артилле ристы учатся как на учебных приборах, так и непосредственно на материальной части. Многие матросы отработали свои действия до автоматизма. Взять, к примеру, установщика матро са Микужпса. Он в любой обстановке от лично справляется со своими обязанно стями, выполняя нормативы, отведенные на те пли иные боевые приемы. Этого во ин достиг благодаря тому, что освоил свое оружие и умеет им пользоваться. От него не отстает и заряжающий ма трос Карпе. Он, несмотря ни на какие трудности, обеспечивает заданную скоро стрельность. Безупречное выполнение каждым ма тросом своих обязанностей — основное условие успеха. В этом воины убедились во время очередной стрельбы. Упражнение было сложным. Но артиллеристы, при ученные действовать в обстановке, приближенной к боевой, выполняли огневую задачу с высокой оцен кой. Хорошо слаженный расчет действо вал четко. Ни за кем не было задержки, все делалось быстро. Снарядный ловко подавал снаряды. Установщик хладно кровно выполнял свои обязанности, хо рошо действовал и заряжающий. Никто не делал лишних движений, не суетился, не мешал друг другу в работе. Однако этого мало. Опыт Великой Оте чественной войны учит, что в бою при ходится заменять раненых товарищей, работать сокращенным расчетом, выпол няя обязанности двух, а то и трех номе ров. Это заставило нас отрабатывать на выки по взаимозаменяемости. Правда, не сразу люди поняли важность такого ме роприятия. Нашлись и такие товарищи, которые говорили: — Свое дело мы знаем, а чужое — нам ни к чему... Так, примерно, рассуждал и матрос Карпе. А однажды он } меня спросил: — Товарищ младший; сержант, для че го нам нужна взаимозаменяемость? Матрос Садовников и товарищи об’яс- нпли ему важность взаимозаменяемости в бою для достижения победы, привели ин тересные, поучительные примеры из опы та Великой Отечественной войны. — Случалось так, — говорили мы во ину, — из орудийного расчета, состояв шего из шести-восьми человек, в строю оставались двое-трое. И эти два или три артиллериста продолжали вести огонь по врагу. Иногда у пушки оставался один артиллерист. Но и один он, действуя за нескольких, стрелял из своего орудия, по ка бой не заканчивался нашей полной победой. ...Это было на Северном флоте летом 1942 года. Советский сторожевой корабль вступил в единоборство с крупным фа шистским кораблем. Силы были явно не равными. но североморцы смело вступп.тп в бон с пиратом. Вон был трудным и крово пролитным, хотя длился совсем недолго. Несколько десятков снарядов крупного и среднего калибров выпустили фашисты по нашему кораблю. Но советские моояки стреляли метче. Враг получил несколько прямых попаданий. Прикрывшись дымо вой завесой, он с позором бежал. На одном из орудий советского кораб ля осколками разорвавшегося у борта сна ряда был вы вод рн из строя весь расчет, кроме комендора старшего матроса Лукья нова. Казалось, что пушка должна была замолчать. Но орудие метко стреляло до конца боя. Лукьянов сам наводил его, вносил поправки, заряжал и стрелял но фашистскому кораблю. Вот что значит умение заменить товарищей на боевом по сту, овладеть их обязанностями! Учитывая опыт войны и» те высокие требования, которые предъявляет совре менный бой, мы во время практических тренировок заменяли друг друга или ра ботали сокращенным расчетом. Первое, с чего мы начали, — это то, чтобы все бой цы хорошо усвоили обязанности наводчи ка. Когда воины достигли успеха в этом отношении, я стал переставлять их на другие места. II надо сказать, что резуль тат нами достигнут неплохой. Это наглядно было доказано на одной пз практических стрельб. Мы должны бы ли огнем своего орудия поразить весьма подвижную цель. Во время подготовки за болел наводчик. Кое-кто из других расче тов думал, что мы не выполним такое трудное упражнение без наводчика. Од нако они ошиблись. Место выбывшего на водчика занял матрос Садовников, давно освоивший это дело. Воин справился с трудным царучением. Огневая задача бы ла выполнена успешно. • Известно, что стрельба прямой навод кой имеет свои неоспоримые преимущест ва: значительно повышается точность стрельбы, сокращается расход снарядов. Следовательно, и времени для выполнения огневой задачи нужно гораздо меньше по сравнению со стрельбой с закрытых по зиций. Наши матросы знают, что при стрель бе прямой наводкой на малую дальность снаряд обладает наибольшей ударной си лон, орудия бьют очень метко, поражают даже небольшие цели, такие, как пулеме ты, огдельные пушки и другие. В мир ных условиях это кажется легким де лом. Но в бою, когда враг мешает, пы таясь уничтожить расчет, действовать нужно смело и расчетливо, а главное — быстро. Тут растеряться, промедлить или промахнуться из-за неточной наводки — значит погубить и орудие и товарищей. Чтобы этого не было, я приучаю подчи ненных к сокращению времени на откры тие огня и смену огневой позиции и т. д. При эгом артиллеристы воспитывают в себе хладнокровие, мужество, выносли вость и мастерство. Труднее метко поразить движущуюся цель. Взять, к примеру, танк. Он может двигаться прямо на орудие или вдоль Фронта, или наискосок к орудию и с раз личной скоростью. Во всех этих случаях командиру орудия необходимо мгновенно определить, какое требуется упреждение, а наводчику — так же мгновенно наве сти орудие и дать выстрел. И опять-таки мы тренируемся практически, как это требуют руководящие документы. Современный бой требует исключитель но большого мастерства и высокого на пряжения всех сил. К этому и готовят ся изо дня в день наши артиллеристы. Младший сержант В. ТЕСЛЕНКО. Твёрдая дисциплина — основа высокой боеготовности Постоянно заботиться о твердом устав ном порядке в подразделении — одна из главных обязанностей командира. Еще в училище нам, будущим офицерам, об этом неоднократно напоминали. Мы хорошо уяс нили, что советская воинская дисциплина — основа постоянной боеготовности Ар мии и Флота, залог успехов в учебе и победы в современном бою. Естественно, что, придя на корабль, вступив в свою первую офицерскую дол жность, я сразу заинтересовался дисци плиной своих подчиненных, их отношени ем к службе. Поговорил с матросами, со старшинами. Много узнал об этом так- жз из беседы с командиром корабля, с его заместителем по политической части, с другими офицерами. Потом решил про смотреть карточки взысканий и поощре ний своих подчиненных. У некоторых матросов за службу накопилось немалое число взысканий. Проанализировав состо яние дисциплины, я пришел к выводу, что большинство нарушений, зафиксиро ванных в карточках, совершалось вне ко рабля. Видимо, в подразделении не велась по-настоящему воспитательная работа с воинами, увольняющимися на берег. «Значит, на это и надо обратить ос новное внимание», — решил я. Но были среди карточек взысканий и поощрений и такие, которые искренне обрадовали меня. Приятно было узнать, что среди моих подчиненных есть воины, которые за всю службу не получали ни каких замечаний. Вот, например, _ стар ший матрос Колесников. Взысканий у не го нет совсем, зато поощрений — не сколько. На примере таких передовых воинов, как Колесников, надо воспиты вать весь личный состав. Вот к какому выводу я пришел. Конечно, я не ограничился «анкет ным» знакомством с подчиненными. С первого дня пребывания на корабле стал внимательно изучать матросов и старшин на занятиях, во время отдыха. Нередко заводил с подчиненными беседы в про стой. неофициальной обстановке. Так лучше можно узнать матроса, увидеть, какие воинские качества развиты у него, чего ему не хватает, ^тобы стать пе редовым воином. Не раз приходилось мне вести подобные беседы со старшим ма тросом Ремизовым и матросом Петровым. Эти моряки имели строгие взыскания за недостойное поведение на берегу. — По поведению моряка в увольнении судят об организованности и порядке на том корабле, где он служит, — говорил я. — Следовательно, если недостойно ве дешь себя на берегу, то тем самым бро саешь пятно на своих товарищей, на весь экипаж, а значит не дорожишь не только своим личным достоинством, но и доброй славой родного корабля. Помимо раз’яснения того, как следует себя вести воину вне корабля, я повысил требовательность « подчиненным.. Ведь укреплять дисциплину — значит прежде всего организовать службу в подразделе нии в строгом соответствии с требования ми устава, так, чтобы от побудки до от боя все работы, занятия, отдых личного состава, принятие пищи отвечало устав ным правилам. В дни увольнений я лично следил за тем, ПИ СЬМ А М О ЛО Д Ы Х О Ф И Ц Е РО В как мои подчиненные подготовились сой ти на берег. Никогда не передоверял (Кон троль за увольняемыми старшинам. Ду мается, что не зазорно офицеру^ самому периодически проверить внешний вид ма тросов, посмотреть, надраены ли пугови цы, отглажены ли брюки, почищены ли ботинки. Но внешний вид, строгое соблю дение формы одежды — это одна сторо на дела. Бывает, что матрос сойдет с ко рабля безукоризненно, по-уставному оде тым, а потом в городе нарушит дисци плину. Поэтому перед увольнением не лишне напомнить матросам о том, как следует им вести себя вне корабля, под черкнуть, что принцип войскового това рищества предусматривает, да и устав требует не только самому вести себя об разцово, но и удерживать от дурных по ступков товарища. Перед приходом на корабль молодых во инов старшие, более опытные офицеры посоветовали мне с самого начала приу чать новичков к строгому соблюдению уставов, на примере отличников боевой и политической подготовки, классных спе циалистов показывать, что стать передо вым воином может только дисциплини рованный, высокосознательный моряк. Я так и поступил, как мне рекомендо вали старшие товарищи. На примере мо лодого матроса Титова убедился в полез ности их совета. С этим воином мне при ходилось беседовать не раз, и я подробно ознакомился с его биографией, с кругом его интересов. В свою очередь, рассказал ему об одном из лучших специалистов подразделения, дисциплинированном мо ряке старшем матросе Колесникове. — Берите с него пример, — говорил я Титову, — будьте так же исполнитель ны, как классный специалист Колесни ков, и вы наверняка станете отличным воином. Только дисциплинированный бо ец может научиться в любых условиях современного боя, в любой обстановке вы полнять свои обязанности. — Постараюсь равняться на передови ков, — ответил Титов. II молодой матрос стал служить еще прилежнее. Он всегда действует строго но уставу. Личная организованность помо гает ему успешно овладевать специаль ностью сигнальщика. Сейчас матрос Ти тов уже допущен к самостоятельному’ не сению вахты. Понятно, что в своей практике по ук реплению дисциплины мы, офицеры, обя заны не только опираться на своих бли жайших помощников — старшин, но и повседневно учить их практике воспита ния подчиненных. Иногда бывает, что дисциплинарная практика не соответст вует тому уровню дисциплины, который наблюдается в отделении. Так, например, у нас один из. старшин часто накладывал взыскания. Но матросы, получившие их, относились к этому равнодушно. Выясни лось, чго взыскания накладывались фор мально, никуда не заносились, почти ни когда не отбывались. Иногда наблюдается, что старшина од нообразно пользуется своими правами. Провинившихся он наказывает, а вот от личившиеся остаются неотмеченными. По-моему это тоже вредит делу повыше ния организованности и порядка. Порой слишком много шумят о нарушениях дис циплины и незаслуженно забывают о са мом главном в воспитании дисциплини рованности — о поощрениях. Обо всем этом я указываю командирам отделений на совещаниях, в индивиду альных беседах, на специальных заняти ях но методике обучения личного состава. Стремлюсь, чтобы старшины проводили с матросами такую воспитательную работу, которая способствовала бы укреплению дисциплины не только в отделении, но во всем подразделении и на корабле в це лом. Есть у нас старшина 2 статьи Овсян ников. Требовательности к подчиненным у него можно поучиться. Подчиненные Овсянникова всегда ведут себя по-устав ному, точно выполняют все приказания и распоряжения старших начальников, от лично содержат материальную часть, дей ствуют по инструкциям. И это потому, что старшина требователен к себе и к своим подчиненным. Из своих собственных наблюдений и высказываний других офицеров я пришел к выводу, что укреплять дисциплину — это значит самому командиру нужно быть примером высокой дисциплинированности. Иногда приходится наблюдать, как коман дир «отчитывает» матроса за нарушение формы одежды, а у самого при этом не отглажен китель, смяты брюки, да и свои замечания он делает, заложив руки в карманы. Естественно, что действенность сделанных замечаний в данном случае сводится на нет. Я убедился, что очень важно в своей работе по укреплению дисциплины среди личного состава опираться на обществен ность, на партийную и комсомольскую организации. Коллектив — это великая сила, мнение коллектива заставляет ма троса исправить свое поведение. Был у нас такой случай. Старший ма трос Литвинов, находясь в командировке, был задержан комендантским патрулем в нетрезвом виде. Командир корабля строго наказал Литвинова за недостойное поведе ние. Но этим дело не кончилось. Комсо мольская организация своевременно по ставила на своем собрании вопрос о про ступке старшего матроса Литвинова, позо рящего высокое звание советского воина. На нем резко критиковали Литвинова и требовали от моряка изменить свое по ведение. С помощью командиров и своих товари щей Литвинов глубоко осознал свою ошибку и сделал для себя соответствую щие выводы. С тех пор вот уже длитель ное время у него нет ни единого замеча ния по службе. Литвинов стал примером в учебе и дисциплине. Недавно ему при своили звание старшины 2 статьи и на значили командиром отделения. Только в комплексе всех методов вос питательной работы, только в сочетании высокой требовательности и личной при мерности командира с чуткостью и вни манием к нуждам личного состава можно добиться твердой дисциплины и отличных успехов в учебе. Лейтенант Е. ИГОНИН. С помощью О т к р ы т з ы м я я А с л о р т в в я ы А с е з о н В минувшее воскресенье в нашем подразделении состоя лось открытие зимнего спортивного сезона. На старт вышел коллектив лыжников. В программе соревновании эстафета 5x5 километров. По сигналу главного судьи со старта выходят участники соревнований первого этапа. Сразу же вперед вырывается один из лучших лыжников подразделения старшин матрос Плехов. Он лидирует в течение всего этапа и первым заканчивает дистанцию. Вторым пришел младший сержант Комиссаров. На второе этапе лыжник из команды Комиссарова матрос Фатин обходит «соперника», и в дальнейшем команда уверенно удерживает лидерство. Второе место заняла команда Ваганова. Лучшее личное время показали старшие матросы Плехов и Галашин, матросы Ваганов я Наймушин. Офицер А . Б Е Р Е С Н Е В , бывалого моряна Матроса Кузьмина назначили в груп пу, которую возглавлял опытный мо ряк, прослуживший на флоте 19 лет, мичман Пазлов. С первых же дней службы молодые воины полюбили своего командира п внимательно прислушивались к его со ветам. — Учитесь настойчиво, — говорил тов. Павлов, — не останавливайтесь перед трудностями, а преодолевайте их. Только тогда, когда ны научитесь по беждать трудности, успешно действо вать в условиях современного боя, мо жете стать умелыми защитниками любимой Родины. И матрос Кузьмин следовал совету командира. На занятиях по специаль ности он прилежно изучал технику, отрабатывал практические навыки, вэ всем и всегда стремился разобрать ся детально. Воин доби.тся неплохих успехов в службе. Это не прошло б?з внимания мичмана Павлова. Однажды он подошел к Кузьмину и сказал: — Из вас получится отличный спе циалист-подводник. Но для этого нуж но еще упорнее совершенствовать бое вое мастерство. Мичман не ошибся в моряке. Вскоре после этого за отличные показатели в боевой и политической подготовке ма тросу Кузьмину было присвоено очеред ное воинское звание «старший матрос». Этого спокойного, но волевого воина полюбил весь экипаж корабля. Моряки оказали ему большое доверие, избрав членом бюро комсомольской организа ции. В настоящее время старший матрос Кузьмин является специалистом перво го класса, он безупречно выполняет свой воинский долг. За время службы моряк имеет немало благодарностей от командира, сфотографирован при раз вернутом Знамени части, награжден ценным подарком. Недавно ому вручена Почетная грамота ILK ВЛКСМ. Старший матрос Н. МОРОЗ. Первые успехи Матрос Зайчиков решил стать машнни- стом-турбинистом. Придя на корабль, он ознакомился со сложной техникой, кото рую дала Родина верным защитникам морских рубежей. На первых порах у не го были большие трудности. К нему на помощь пришли командир и товарищи. Немало пришлось поработать с моло дым моряком старшему матросу Лазареву. Он помогал Зайчикову изучить инструк цию, технику, отрабатывать практиче ские навыки непосредственно на боевом посту. Особенно большую помощь моряку да ли выходы в море. Он часами наблюдал за умелыми движениями Лазарева, пере нимал его опыт. Часто старший матрос давал молодому воину вводные и внимательно следил за его действиями. — Открывайте клапан медленно, не до пускайте рывков, — поучал Лазарев. Благодаря настойчивой учебе, система тическим тренировкам на боевом посту матрос Зайчиков добился неплохих резуль татов и теперь вахту у маневрового кла пана несет самостоятельно. Но моряк зна ет, что это первые его шаги, а Присяга и уставы требуют постоянного совершен ствования боевого мастерства. Поэтому в настоящее время он под руководством командира настойчиво повышает свои специальные знания, воспитывает в себе высокие морально-боевые качества — мужество, отвагу, стойкость и выносли вость. Матрос В. ЛУКАНИН. К 37-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции ДруЖба народов — великое завоевание О к т я б р я Великая Октябрьская социалистиче ская революция, победившая тридцать семь лет назад под боевым знаменем про летарского интернационализма, открыла новую эру в мировой истории — эру тор жества социализма и коммунизма. Одним из великих завоеваний Октябрь ской социалистической революции яв ляется создание в нашей стране неруши мого братского содружества равноправ ных народов, создание могучего многона ционального Советского государства, воз главляющего ныне международный лагерь мира, демократии и социализма. Дружба народов СССР — гранитная основа нашего Советского многонацио нального социалистического государства, в пределах которого живет более 60 на ций, национальных групп и народностей. Исторический опыт Советского государ ства, успехи коммунистического строи тельства ярко свидетельствуют о том, что дружба между народами является основой его благополучия, могущества и процве тания. Дружба народов нашей страны имеет глубокие исторические корни. Она заро дилась в те далекие годы, когда русский народ об’единял и сплачивал все народы, населяющие нашу Родину, для отпора иноземным захватчикам, зарившимся на наши земли, на наши несметные природ ные богатства, стремившимся поработить свободолюбивые народы нашей страны. В тяжелых исторических испытаниях ковались и крепли дружба, любовь и уважение всех народов России к старше му орагу — русскому народу. Определяя великую освободительную роль русского народа в жизни других народов, Н. Г. Чернышевский писал, что не завоевате лями выступают русские в политической истории, а спасителями; В этих словах определена та роль, которую играл рус ский народ на протяжении своей много вековой героической истории в жизни в*рх народов России и народов Европы и Азии. Наша славная Коммунистическая пар тия с самого начала своего возникнове ния выступала как знаменосец идеоло гии пролетарского интернационализма и дружбы народов. Программа, принятая на II с'езде РСДРП, признавала право на са моопределение за всеми нациями, входя щими в состав государства. Великий Ленин впервые в истории марксизма выработал теоретическую про грамму и политику партии по националь ному вопросу. В. И. Ленин обосновал важнейшее положение о том, что нацио нальный вопрос является составной ча стью революционной борьбы рабочего класса за диктатуру пролетариата. Даль нейшую разработку национальный вопрос получил в работах И. В. Сталина, в ре шениях партии. Вооруженная марксистско-ленинской теорией, Коммунистическая партия воз главила национально-освободительную борьбу угнетенных народов России и су мела направить ее на свержение буржуа зии и установление диктатуры пролета риата. Интернационалистическая политика Коммунистической партии получила глу бокий отклик в сердцах трудящихся уг нетенных народов России и обеспечила ей сочувствие и поддержку широких масс всех национальностей в борьбе против царизма и империалистической русской буржуазии. Эта поддержка и сочувствие явились одним из решающих моментов, определивших победу нашей партии в Октябрьской революции. Великая Октябрьская социалистическая революция, подготовленная и проведен ная под руководством Коммунистической партии, одним ударом разорвала цепи со циального и национального гнета, осво бодила все угнетенные народы нашей Ро дины, расчистила почву для их братско го сотрудничества. Победа Октябрьской революции обусловила коренной перелом в жизни и судьбах всех угнетенных на родов. В огне гражданской войны сложился и окреп боевой союз народов молодой рес публики Советов, так как только при ак тивной и бескорыстной помощи друг дру гу они могли разбить всех врагов и при ступить к непосредственному решению задачи построения социализма. Свержение власти капиталистов и по мещиков, установление диктатуры проле тариата, разгром интервентов и белогвар дейцев, укрепление союза рабочего клас са и трудового крестьянства привело к сплочению народов России в единое мно гонациональное социалистическое госу дарство. Революционный союз народов нашей Родины, созданный Коммунистиче ской партией в совместной борьбе против эксплуататоров, превратился в государ ственное об'единение национальностей Советской страны. Суть национальной политики Комму нистической партии после победы дикта туры пролетариата заключалась в том, чтобы уничтожить ту фактическую от сталость (хозяйственную, политическую, культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, дать воз можность отсталым народам догнать Центральную Россию и в государствен ном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях. Осуществление этой политики нашей партией имело огромное значение для дальнейшего раскрепощения в прошлом угнетенных народов России. Известно, что до Великой Октябрьской социалисти ческой революции многие национальности и народности царской России находились в состоянии крайней экономической и культурной отсталости. Такие народы, как горцы, узбеки, башкиры, киргизы, народы Туркестана и другие, почти не имели своей промышленности и рабо чего класса, вели сельское хозяйство са мым примитивным, первобытным спосо бом или занимались кочевым скотовод ством, были сплошь неграмотными. Мно гие народы даже не имели своей пись менности. Советская власть, провозгласив полити ку братства и дружбы народов, не толь ко осуществила их правовое равенство, но и создала реальную материальную основу для экономического и культурного под'е- М8. для возрождения и расцвета всех ра нее отсталых национальностей. Ликвида ция экономической и культурной отста лости народов была осуществлена на ос нове проведения политики социалистиче ской индустриализация страны и кол лективизации сельского хозяйства. Совместная борьба за социализм, вза имная помощь сблизила все народы на шей страны и сплотила их вокруг рус ского народа, как наиболее выдающейся нации среди равноправных наций Совет ского Союза. Русский народ возглавил борьбу народов СССР за строительство социализма, помог ранее отсталым наро дам нашей страны подняться до уровня передовой социалистической культуры. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства ко ренным образом преобразили все совет ские республики. Многие народы, нахо дившиеся на докапиталистической стадии развития, при помощи великого русского народа совершили гигантский скачок к социализму, минуя мучительный путь капиталистического развития с его разо- рзпием трудящихся, нищетой и голодом. За годы социалистического строитель ства ранее отсталые народы при помощи русского народа создали первоклассную социалистическую промышленность и многочисленные высококвалифицирован ные национальные кадры рабочих и ин женерно-технических работников. Так, до Октябрьской революции Средняя Азия представляла самую отсталую колонию царской. России. В советские годы узбек ский. казахский, таджикский, туркмен ский, киргизский народы создали свои национальные государства. В короткий срок эти республики превратились в цве тущие социалистические нации, с раз витой промышленностью, механизирован ным сельским хозяйством, с высокой культурой. В результате победы социализма в Со ветском Союзе сложились и развились социалистические нации, неизмеримо бо лее сплоченные и жизнеспособные, чем любая буржуазная нация. В нашей стране, где ликвидированы эксплуататор ские классы, нет почвы для националь ного и социального гнета. Социалистиче ские нации — это новые нации по свое му классовому составу, духовному облику и социально-политическим устремлениям. Они развиваются и крепнут под знаме нем советской идеологии — идеологии мира, равноправия и дружбы народов. В Советской стране утвердилась новая движущая сила — морально-политиче ское единство советского общества. Вме сто национально-колониального гнета, на циональной вражды, присущих капита лизму, в нашей стране утвердилась друж ба народов. Вместо буржуазного национа лизма и его оборотной стороны — космо политизма, этого идейного орудия амери канских империалистов, предназначенно го для подрыва патриотизма трудящихся масс, у нас утвердилась идеология совет ского патриотизма и пролетарского ин тернационализма. Торжество политики равноправия и дружбы народов в нашей стране законо дательно закреплено в Конституции СССР, где записано, что все граждане Советско го Союза, независимо от их расовой и национальной принадлежности, имеют равные права во всех областях хозяй ственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. , Буржуазные националисты и иные агенты империализма не раз пытались подорвать дружбу народов СССР, посеягь рознь и вражду между н и м и . Н о происки врагов неминуемо терпели и терпят крах. Трудящиеся всех республик, как святы ню, оберегают дружбу народов — вели кое завоевание Октября, о:нову основ нашего многонационального государства. Дружба советских народов — это тор жество национальной политики Коммуни стической партии. Рожденная в огне Ок тябрьской революции, развернувшаяся на почве победы социализма в нашей стране, дружба народов СССР еще более окрепла и закалилась в суровых испытаниях Ве ликой Отечественной войны. В тяжзлых битвах с фашизмом сражались бок о бок русские и украинцы, армяне и казахи, белорусы и узбеки. Они отстаивали сво боду и независимость своей любимой Ро дины — первого в мире социалистиче ского Отечества. В ходе Великой Отечест венной войны еще раз подтвердились ве личайшие преимущества и жизнеспособ ность нашего многонационального социа лист:! :зского государства. После победоносного окончания Вели кой Отечественной войны народы СССР показали невиданные образцы животвор ного советского патриотизма, самоотвер женного труда в восстановлении и даль нейшем развитии народного хозяйства на шей страны. Социалистическая система хозяйства, ленинско-сталинская национальная поли тика Коммунистической партии, взаимо помощь всех народов нашей страны яв: ляются могучими факторами быстрого развития производительных сил совет ских республик. Так, продукция крупной промышленности Узбекской, Казахской, Туркменской, Киргизской, Таджикской республик за период с 1928 по 1951 год выросла в 22 раза, тогда как по Совет скому Союзу за тот же период она уве личилась в 16 раз. Советские республики в своем разви тии намного опережают капиталистиче ские государства. Украинская Советская Социалистическая Республика, например, в экономическом развитии далеко обогна ла Францию и Италию. Крупная промыш ленность Украины в 1952 году выпусти ла продукции в 17 раз больше, чем промышленность дореволюционной Ук раины. Выработка электроэнергии за это время увеличилась более чем в 37 раз; продукция металлообрабатывающей про мышленности выросла почти в 69 раз; добыча угля возросла болеее чем в 4 ра за. Быстрыми темпами развивается социа листическое сельское хозяйство. По его технической оснащенности советские республики стоят значительно выше са мых развитых капиталистических стран Европы. Советский Узбекистан на каж дую тысячу гектаров посевной площади имеет 14 тракторов, тогда как Франция — только 7, а Италия — 4. Еще меньше тракторов имеется в странах Востока. Ес ли в Узбекской республике один трактор приходится на 70 гектаров посева, то в Индии — на 13 тысяч гектаров. Огромных успехов достигли националь ные республики в под’еме культурного уровня трудящихся. За годы Советской власти ликвидирована культурная отста лость в прошлом угнетенных националь ностей, в каждой республике создана своя собственная интеллигенция, значительно расширена сеть учебных заведений. В Казахской ССР, например, до Великой Октябрьской социалистической революции не было ни одного высшего учебного за ведения. Сейчас там 26 вузов. В одном только Узбекистане в 2 раза больше ву зов, чем в Турции, Иране и Афганистане, вместе взятых. В Азербайджанской ССР на 10 тысяч жителей в 30 с лишним раз больше студентов, чем в Иране, почти в 8 раз больше, чем в Египте и Турции. О дин т о л ь ко В и л ь н ю с с к и й университет в послевоенный период выпустил студентов больше, чем вся буржуазная Литва за 20 лет. Сейчас в 12 союзных республиках есть академии наук, много научно-исследо вательских институтов. В советское вре мя более 40 народов получили свою пись менность и издают книги и газеты на родном языке. Все республики достигли небывалого расцвета своей национальной социалистической культуры. В Советском Союзе достижения куль туры одного народа превращаются в об щие достижения всех народов страны. Примером сотрудничества и взаимопомо щи советских народов является все воз растающее творческое содружество уче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz