На страже Заполярья. 1954 год. Ноябрь.

о L На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 ноября 1954 г., N° 262 (5104). Соверш енствовать навЫки 6 opb 6 bi за ЖивучестЬ Личный гогтав электромеханического подразделения корабля настойчиво и по­ вседневно повышает свое боевое мастерст­ во, совершенствует практические навыки но управлении» техникой. Особое место в боевой подготовке отводится отработке ор­ ганизации борьбы за живучесть корабля и технических средств. Учения на боевых постах проводятся в сложной обстановке, с учетом опыта Неликом Отечественной в<'йны. Вводи!,ю ставятся так, чтобы мо­ ряки действовали в условиях, прибли­ женных к боевым. Часто применяются имитации пожаров, поступления воды, повреждений материальной части. На­ сколько это важно, показывает опыт ми­ нувшей войны. Однажды на советский корабль налете­ ли вражеские самолеты. Одна из сбро­ шенных ими авиабомб попала в корму, не­ сколько других взорвались в непосредст­ венной близости. Некоторые отсеки были затоплены водой, погас свет. Вахтенного на затоплении матроса Ступака взрывной волной подняло вверх и отбросило в сто­ рону. Он на несколько мгновений потерял сознание. Когда моряк пришел в себя, он увидел в кубрике дым, пламя и услышал журчание воды. На учениях неоднократ­ но отрабатывались действия личного со­ става по борьбе за живучесть. Стуиаку ча­ сто приходилось закрывать разобщитель­ ный клапан на пожарной магистрали. Матрос, увидел, что обстановка в мо­ мент взрыва создалась примерно такая, какую он неоднократно встречал на тре­ нировках. Воин быстро перекрыл клапан и выскочил на верхнюю палубу. Теперь пожарная магистраль оказалась под дав­ лением, и это дало возможность в даль­ нейшем успешно бороться с пожаром. Мо­ ряки работали на кислородно-изолирую­ щих приборах. Слаженные и умелые дей­ ствия личного состава корабля, самоот­ верженный поступок матроса Ступака по­ зволили в короткий срок ликвидировать пожар. В боевой обстановке легким водолазам придется спускаться в затопленные ма­ шинные и котельные отделения, чтобы перекрыть те или иные клапаны, осмо­ треть поврежденные переборки и борто­ вую обшивку. На учениях и тренировках необходимо спускать водолазов в нижние помещения в полном снаряжении без све­ та пли с переноской. Аварийные задачи должны быть такими, какие возможны в бою при фактическом повреждении. В ходе боевой подготовки нужно пере­ ходить от простых вводных к более слож­ ным задачам — заделке пробоин в труд­ нодоступных местах, в районе прохожде­ ния большого числа трубопроводов, кабе­ лей. Так и организуют учебу передовые офицеры. Вот как проходило на одном из кораблей учение по борьбе за живучесть. В походе перед аварийной партией был поставлен ряд сложных вводных. Личный состав действовал в задымленном котель­ ном отделении при помощи кислородно- изолирующих аппаратов. Вооружая подпоры на переборки, заделывая пробоины на имитационных ящиках, воины были в противогазах, г.ивные котлы фактически выводились моряками с верхней палубы. Старшина 1 статьи Захаров со своими подчиненны­ ми действовал слаженно и четко. Однако были здеь и недостатки. Ни один человек из состава аварийной партии не имел при себе аккумуляторного фонаря. Когда был выключен свет, темп работ ио борьбе с водой резко с н и з и л с я , а позднее поста­ новка подпор прекратилась совсем. Заха­ ров послал матроса за фонарями. Прошло более пяти минут, пока он веюнулся. Дра­ гоценное время было потеряно. Вполне вероятно, что в бою придется действовать в темноте. Фонарь во многом поможет, несмотря на то, что с ним во­ оружать подпоры, заделывать пробоины гораздо труднее. Поэтому в мирное время надо отрабатывать действия личного со­ става в условиях, максимально прибли­ женных к боевым. Особое место в борьбе за живучесть за­ нимают вопросы непотопляемости кораб­ ля. Центральным звеном в руководстве борьбой за непотопляемость является пост энергетики и живучести. От правильных команд из поста живучести зависит жизнь корабля в бою. Командир электро­ механического подразделения должен ру­ ководить действиями личного состава бое­ вых постов, направленных на сохранение наибольшего запаса пловучести и остой­ чивости корабля. На учениях не всегда удастся фактиче­ ски создать крен и диферент корабля, производить перекачку мазута с борта на борт, из носа в корму, нельзя затоплять служебные помещения. Тренировки по спрямлению корабля можно проводить, применяя таблицы на листе бумаги. Та­ ким образом можно решать задачи с са­ мыми неожиданными вариантами затопле­ ния помещений. Это позволит накопить опыт по использованию имеемых на ко- габле документов для проведения успеш­ ной борьбы за непотопляемость. Целесо­ образность таких упражнений показало прошедшее недавно занятие. Проводился ряд тренировок, на кото­ рых фактически создавались крен и ди­ ферент. Они были подробно разработаны. В ходе подготовки произвели расчеты для определения элементов остойчивости И за­ паса пловучести при затоплении отсеков корабля через пробоины, полученные в бою. Такие расчеты дают возможность более детально изучить устройство кораб­ ля и его боевые качества. Личный состав практически производил спрямление ко­ рабля имеемыми в их распоряжении сред­ ствами и приобрел уже некоторые навы­ ки по их использованию в сложных ус­ ловиях. Опыт передовых кораблей, про­ водивших такие интересные тренировки, надо всемерно распространять. В бою руководство поста энергетики за­ висит от его связи с боевыми постами и главным командным пунктом корабля. На­ до сказать, что в этом отношении все еще допускаются отдельные недостатки. Команды и доклады иногда бывают не­ четкими, неточными, запутанными. Иног­ да в пост живучести и на главный командный пункт поступает чрезмерно много докладов, не имеющих существен­ ного значения и мешающих командиру управлять кораблем. Доклад с боевого по­ ста в пост живучести должен быть пре­ дельно коротким, ясным и точно опреде­ ляющим размеры и масштабы поврежде­ ний. В таком случае пост энергетики сможет быстро решить аварийную задачу и принять правильное решение. Только имея точные данные, можно избежать ошибок и привести корабль к положению, при котором он не только будет держать­ ся на воде, но и управляться, сможет ис­ пользовать оружие. В годы второй мировой войны один боевой корабль погиб от взрыва ми­ ны только потому, что на нем была слабо организована борьба за живучесть, в посту энергетики не знали точно разме­ ры и место пробоины. Имелась полная возможность спасти корабль, но она не была использована. В течение часа место повреждения корпуса не было точно установлено, и вода постепенно затапли­ вала помещения. Личный состав борьбы с водой не вел, а сразу же после взрыва выскочил на верхнюю палубу. Корабль тонул три часа с малым диферентом и креном. Можно привести множество примеров, когда правильное и целеустремленное ру­ ководство советских офицеров и хорошая подготовка моряков обеспечивали успех борьбы за непотопляемость корабля. В современном бою требования к связи, как и к борьбе за живучесть, резко воз­ росли. Поэтому тренировки, одиночные и частные учения надо проводить система­ тически и качественно. Личному составу надо прививать твердые практические навыки использования основных и дуб­ лирующих средств связи в противогазах в любых, самых сложных условиях. Борьба за живучесть корабля — дело всего экипажа. Успех ее, боеспособность* корабля в значительной степени зависят от умелого руководства учебой личного состава. При этом нельзя забывать о том, что моряки, расписанные в машинных и котельных отделениях, обязаны четко действовать по заделке мелких пробоин, трещин, разошедшихся швов корпуса ко­ рабля в труднодоступных местах (в трю­ ме, под фундаментом механизмов, за тру­ бопроводами). Задача моряков — постоянно повы­ шать свои практические навыки по борь­ бе с водой, пожарами, повреждениями тех­ нических средств. .Надо настойчиво учиться этому в условиях фактического за­ топления и задымления отсеков корабля, в темноте, в противогазах. Это будет спо­ собствовать повышению боевой готовности кораблей. Инженер-капитан-лейтенант Г. ЗПИН. Ц Е Л Ь О Б Н А Р У Ж Е Н А ! По команде офицера расчет станции быстро занял свои места. Проверив ос­ новные установки, номандир отделения Степанов доложил: «Готов». — Включать станцию! Матрос Мерзляков, расчехлив аг­ регат, включил мотор. Оператор Регут« плавно вращая рукоятки механизмов, ставит прибор в положение «Включе­ но». На щите загораются контрольные лампочки. — Станция включена, — следует доклад. Начинается поиск цели... Днем и ночью, в сложных метеоро­ логических условиях ведут наблюдение за воздушной обстановкой локаторщи- ни. Своевременно обнаружить цель, на­ вести на нее самолеты-истребители, доложить координаты цели старшему артиллерийскому начальнику — тако­ вы задачи воинов расчета Степанова. В современных условиях, когда ско­ рость самолетов доотигавг скорости звука, особенно необходимы быстрота и точность в работе операторов. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо воины знают прием­ но-передающее устройство, умеют бы­ стро устранять неисправнооти в меха­ низмах, четко выполнять нормативы. Необходима также образцовая слажен- ность номеров расчета, умение лона* торщиков работать в условиях актив­ ных и пассивных помех. Все это хорошо известно командиру, который немало потрудился над тем, чтобы воспитать у еврих подчиненных высокие моральные и боевые качества. На занятиях по специальности непо­ средственно у аппарата он обучает их маотерству. Так матрос Суворов стал классным специалистом. В его карточ­ ке взысканий и поощрений около де­ сятка поощрений. Старательный и лю­ бознательный матрос Регут за высокие показатели в боевой и политической подготовке награжден подарком. Мото­ ристу матросу Мерзлякову за образцо­ вое содержание и знание своего заве- дывания предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск. Отличник боевой и политической подготовки Степанов — член бюро комсомольской организации. — Цель обнаружена в... секторе, — доложил оператор. На экране прибора появилась светло- зеленая точка. — Сопровождать цель! — поступил сигнал с командного пункта. Локаторщик внимательно следит за целью, совмещает стрелки прибора с цифрами по азимуту, дальности, высо­ те. Некоторое время спустя точные координаты «самолета-нарушителя» были известны в артиллерийском под­ разделении. А. ИВАНОВ. Корабль в море. На одном из боевых постов вахту правит молодой матрос ком­ сомолец Глеб Ищенко. Он один и» самых старательных, исполнительных и трудолю­ бивых воинов, быстро осваивает свою специальность, чем заслужил уважение и любовь у моряков коргблв. Комсомольцы подразделения оказали большое доверие матросу Ищенко, избрав его членом комсомольского бюро. Н А С Н И М К Е : молодой матрос Глеб Ищенко иа вахте. Фото И. Никишова. Отличник учёбы С первых дней службы старший ма­ трос Шестаков зарекомендовал себя дис­ циплинированным воином. Он полюбил свою специальность электрика связи, с большой серьезностью относился, к пору­ ченному ему делу. Много усилий при­ шлось потратить воину на преодоление трудностей в изучении техники. Но упор­ ство победило, и он стал неплохим спе­ циалистом. Сейчас тов. Шестаков отдает все силы на то, чтобы как можно больше получить знаний, а потом их умело передавать со­ служивцам. Передовой воин, отличник учебы, тов. Шестаков использует каждую свободную минуту для совершенствования своего боевого Мастерства. В часы самостоя­ тельных занятий его всегда можно ви­ деть у аппаратуры, схем. Хорошо зная специальность, Шестаков с готовностью оказывает помощь товари­ щам, дает обстоятельные ответы на за­ даваемые ему вопросы. За безупречную службу Родине старший матрос Шестаков имеет более 15 благодарностей и два внеочередных краткосрочных отпуска. Старший матрос А. СТАРОСТИН. Брать пример с передовых Среди молодых матросов — воины разных национальностей. У всех у них единое стремление — быстрее и глубже изучить военную специальность, стать н^ самостоятельную вахту. На первых же практических занятиях матросы Царев, Альжанов и другие пока­ зали свое усердие. Иначе повел себя ма­ трос Мякинин. Он начал развязно вести себя, увиливать от работ, а однажды опоздал из увольнения. Товарищи строго осудили проступок сослуживца. Командир отделения Меньшиков рассказал подчи­ ненному, как овладевал специальностью моториста, чем заслужил классность. Мя­ кинин пообещал исправиться. Хотелось бы, чтобы воин сдержал свое слово. Ему есть у кого поучиться, с ко­ го взять пример. Хотя бы и с матроса Гунькина. Он принял на корабле бата- лерку и быстро навел в ней порядок, лю­ бо посмотреть на его заведывание. Воину поручили зарядить огнетушители, покра­ сить пожарный инвентарь. Все он сделал добросовестно, с душой. Гунькин всегда опрятно и чисто одет, строго выполняет распорядок дня. Таким нужно стать и матросу Мякинину. Ему надо брать пример с передовых. А. АДАМЁННО. На проверке политических занятий Почему группа получила посредственную оценку В некоторых группах нашей части про­ шла ^осенняя проверка Политических за- нятий. Подведены итоги учебы слушате­ лей за год. Особенность прошедшего учебного года в системе политических занятий состоит в том, что матросы и старшины присту­ пили к изучению истории славной Ком­ мунистической партии Советского Союза. Это придало политзанятиям особо важное значение и повысило личную ответствен­ ность как у слушателей, так и руководи­ телей. Партийные и комсомольские организа­ ции в начале года провели собрания, на которых широка обсуждались задачи ком­ мунистов и комсомольцев. Они обязали членов своих организаций занять аван­ гардную роль в овладении основами марксизма-ленинизма. Матросы и старши­ ны с большим желанием приступили к учебе. Осенняя проверка показала, что боль­ шинство матросов и старшин учебный ма­ териал усвоило хорошо. Например, груп­ па, Которой руководит коммунист Павлов, получила отличную оценку. Здесь слуша­ теле Приняли активное участие в обсуж­ дении поставленных вопросов. Свои вы­ ступления они тесно увязывали с жизнью страны, с задачами, решаемыми кораблем, флотом, каждым воином. О хорошей поли­ тической подготовке моряков говорит и их практическая деятельность, успехи в боввой учебе, высокая дисциплинирован­ ность. Однако есть и такие группы, которые получили посредственные оценки. Их немного, но они все Же есть. В чем же дело, чем это об'яснить? Вот группа, второй руководит коммунист Ма­ каров. В ней все слушатели за исключе­ нием одного — комсомольцы. На осенней проверке группа показала результаты ни­ же своих возможностей и окончила учеб­ ный год с общей оценкой «посредствен­ но». Люди в этой группе неплохие, за­ ниматься они могут не хуже других, но хороших показателей добиться не смогли. Проверяющий отметил, что активность здесь при обсуждении вопросов была неравномерной. Вначале желающих отве­ тить нашлось много, но потом их стано­ вилось все меньше и меньше. Первея глава Краткого курса обсуждалась подроб­ но. Хорошо были освещены вопросы за­ рождения пролетариата в России, первые, шаги революционного движения русских рабочих, деятельность группы «Освобож­ дение труда», начало революционной дея­ тельности В. П. Ленина и другие. Но дальше дело пошло хуже, так как после­ дующие темы слушателями усвоены ела» бее. Комсомолец старший матрос Орел, рас­ сказывая об отношении большевиков и меньшевиков .к буржуазно-демократиче­ ской революции в России, не мог рас­ крыть сущность разногласий по тактиче­ ским вопросам между ленинцами и их противниками. Он не об’ясннл, как встре­ тили революцию 1905 года большевики, какие они ставили перед собой задачи. Слушателем не было показано отношение меньшевиков к этой революции, не рас­ крыта их предательская роль. Комсомольцы Попов, Болотин и Тищен­ ко не смогли хорошо рассказать о борьбе большевиков против ликвидаторов и отзо­ вистов. Старший матрос Тищенко лишь в общих чертах говорил о борьбо Ленина и его сторонников с врагами партии. Слушатели Попов и Болотин не без тру­ да рассказали о значении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Они не вспомнили ни одного примера, свидетельствующего о выдающихся до­ стижениях социалистического сельского Хозяйства нашей страны. Такие неполные ио содержанию отве­ ты давали и другие слушатели группы. Здесь многие воины не смогли связать материал со своими задачами. Слабое усвоение слушателями группы пройденного материала до некоторой сте­ пени объясняется нерегулярным проведе­ нием Политзанятий. На одном из за­ нятий, например, в первый час ру­ ководитель группы сделал рассказ по третьей главе Краткого курса на те­ му: «Меньшевики и большевики в период русско-японской войны и первой русской революции», а два последующих часа бы­ ли посвящены самостоятельной работе. Следующее занятие по этой теме пропа­ гандист Макаров проводил почти через месяц. То же самое произошло при изучении четвертой главы Краткого курса. Другой причиной низкой успеваемости слушателей группы следует считать не­ умение матросов и старшин увязывать материал с событиями сегодняшнего дня. Слушатели зачастую не могут применить полученные знания в своей практической деятельности. В этом большая вина руко­ водителя группы. Он, как и некоторые другие пропагандисты, еще не отказался от школярства при изложении слушате­ лям учебного материала. Например, в сен­ тябре с. г., рассказывая о иод’емс ра­ бочего движения перед первой империа­ листической войной, руководитель груп­ пы подробно осветил вопрос о создании и деятельности большевистской газеты «Правда» в 1912— 1914 гг. Но этим он и ограничился. А разве можно умолчать о роли «Правды» после победы социали­ стической революции в нашей стране — в индустриализации страны, коллективи­ зации сельского хозяйства. построении социализма в СС€Р, в победе советского народа над гитлеровской Германией, в восстановлении народного хозяйства и, нааднец, в построении коммунизма? Такой подход к изложению материала по истории партии отразился на знаниях слушателей, на их политической учебе и службе. Так, старший матрос Валеев на осенней проверке прекрасно раскрыл дея­ тельность группы «Освобождение труда», борьбу Плеханова с народниками. Моряк имеет хорошие политические знания. Но у него неблагополучно обстоит дело с дисциплиной. Старший матрос Орел тоже имеет нарушения по службе, с холодком относится к учебе по специальности. Есть замечания и у комсомольца Маска- левского. Необходимо отмстить, что слабым было влияние комсомольской организации на членов ВЛКСМ. Нельзя сказать, что она ничего не сделала в мобилизации комсо­ мольцев на настойчивую политическую учебу. На собраниях не раз обсуждался вопрос о задачах членов ВЛКСМ в этой области. Но комсомольское бюро не зани­ малось индивидуальной работой с отдель­ ными слушателями. А в этом была необ­ ходимость. Возьмем, к примеру, комсо­ мольца Тищенко. Он имеет невысокое об­ разование, и ему трудно было учиться в течение года. Многие вопросы он не пони­ мал. На беседах Тишенко выступал редко. Ему, конечно, нужна была помощь. Среди комсомольцев есть слушатели, которые могли бы оказать помощь своему това­ рищу. Но он ее не получал. Сам Тищенко заявил: «Никто мне не помогал в этом году». У старшего матроса Орел были все возможности для того, чтобы заниматься гораздо лучше. Он имеет хорошую обще­ образовательную подготовку. От него бюро вправе было потребовать более высокой успеваемости. Но этого оно не сделало. Комсомолец Орел без старания занимался на политических занятиях и в результа­ те материал усвоил слабо. Надо сказать, что со стороны партий­ ной организации и ее секретаря также не было обращено серьезного внимания на вопросы организации и проведения политических занятий. Все это, несомненно, сказалось на ка­ честве политических занятий в группе пропагандиста Макарова. В новом учеб­ ном году эти ошибки необходимо учесть и не допускать их. Надо больше забо­ титься об организации качества полит­ занятий, добиваться их высокой дей­ ственности. В этом — важнейшее усло­ вие дальнейшего повышения боеготовно­ сти личного состава корабля. Офицер В. ТРУНЕВ. Так требует современный бой Беседуя с молодыми воинами, офицер Батыршин рассказал им о пулеметчике морской пехоты матросе Березине, участ­ нике боев в Советском Заполярье. — Морской пехотинец Березин, — го­ ворил офицер, — в совершенстве знал свое боевое оружие и умело использовал его против врагов, был физически силь­ ным и выносливым воином. Он ОДИН НО­ СИЛ на себе станковый пулемет и две коробки пулеметных лент. Кроме того, ему приходилось носить с собою нехит­ рые матросские пожитки, гранаты и иное снаряжение. Все вместе составляло со­ лидный вес, превышающий шесть пудов! — Вот это сила! — раздались восхи­ щенные голоса. — Однажды по дороге, — продолжал офицер, — которая пролегала недалеко от нашего переднего края, фашисты под­ возили продовольствие и боеприпасы. Это заметил Березин. Он скрытно пробрался со своим пулеметом в тыл к гитлеров­ цам. Его очереди метко разили растеряв­ шихся, метавшихся в панике врагов. Мо­ ряк расстрелял солдат, сопровождавших обоз в десять повозок. Вскоре воин невредимым вернулся к своим... Слушая этог поучительный рассказ офицера, старослужащие воины вспомни­ ли случай, происшедший когда-то в под­ разделении. Группа бойцов совершала пятнадцатикилометровый поход. Половину пути прошли нормально. Но вот пулемет­ чики старший матрос Мучанко и матрос Бычков не выдержали. Согнувшись под тяжелым станком. Бычков все время спрашивал: — Скоро ли привал? Воину явно не хватало выносливости. Все его тело ныло. А тут, как па грех, он натер ноги и шел прихрамывая. — Давайте помогу. — сказал млад­ ший сержант Шагин, берясь за станок. Морские пехотинцы овладевают качествами победителей Шагин был спортсменом. Его закален­ ный организм легко переносил двойную нагрузку. А когда на досуге матросы за­ говорили о его вынослтгвости, он ответил им словами поэта: Мускул свой, ' дыхание и тело Тренируй с пользой для военного дела! В связи с этим офицер Батыршин при­ помнил разговор со старшим начальни­ ком. — Надо учить морских пехотинцев ловкости и выносливости, — говорил он убежденно. — Они должны быть силь­ ными, решительными, готовыми к прео­ долению любых трудностей, уметь блоки­ ровать «вражеские» огневые точки, за­ брасывать их гранатами, штурмовать по­ зиции «противника». Надо приучать всех воинов к огню, к настоящей боевой об­ становке, к точному и тесному взаимо­ действию... Спорт в этом деле— первый помощник. Заниматься им стали все пулеметчики. Результаты повседневных тренировок сказались тогда на очередном практиче­ ском занятии. Воины, имевшие меньшую нагрузку, уже не покрикивали: — Эй, пулеметчики, не отставайте! Пулеметчики находились в боевых по­ рядках стрелков, вместе с ними атакова­ ли рубеж, занятый «противником», фор­ сировали озеро и ручей, преодолели кру­ той под'ем и расположились на обратном скате высоты. Никто не жаловался на усталость. —* За один такой бросок можно дать значок ГТО, — шутливо говорили ови. — Нелегко, но управились! — Верно» товарищи, — сказал офицер Батыршин. — Старая поговорка «Тяжело в учении, легко в бою» ныне явно уста­ рела. Теперь мы говорим: «Тяжело в уче­ нии, но гораздо труднее будет в совре­ менном бою», в условиях применения противником атомного оружия. Офицер Батыршин, не жалея сил и времени, учит подчиненных тому, что требуется на войне. Однажды он поста­ вил расчету сержанта Титова боевую ва- дачу. Пулеметчики удачно выбрали огне­ вую позицию, замаскировались в камнях. Вокруг слышались громкие взрывы и сухие очереди автоматов. Это достигалось средствами имитации. Офицер давал вводные: — Танк «противника»! — Уничтожить пулеметный расчет! — Подавить огневую точку! Пулеметчики то укрывались в ворон­ ках, в нишах, то били очередями из-за камней. Они быстро преодолевали откры­ тое пространство и решительно атаковы­ вали «противника». В «бою» из расчета выбыл командир. Пришлось матросу Пре- дислайпу вести огонь самому. Офицер Батыршин внимательно следил за движениями его рук. Воин последова­ тельно изготовился к стрельбе и открыл огонь. Но от опытного взгляда командира не укрылась одна деталь: матрос не мог взять упреждения. Он беспокойно и резко брался за пулемет, нервничал, однако дело от этого не шло на лад. — Дайте еще одну очередь! — прика­ зал офицер. Предяслайп п сам увидел, что выпу­ щенные им пули пролетели намного ле­ вее. — А ну, еще раз... Снова неудача: пули прошли позади цели. Воин замешкался — вот и резуль­ тат. Офицер Батыршин наметил ему ориен­ тир. — Как только цель окажется В полу­ метре от этой точки, — учил офицер, — так и открывайте огонь... Опыт удался. Затем командир показал, как стрелять по движущейся цели. Воин твердо усвоил показанные ему боевые приемы. Но командир не выпускал Предислайпа из своего поля зрения. В глаза бросалась старательность матроса. Он любую работу выполнял добросовестно. Если этого не замечали, то впредь воин к делу отно­ сился с холодком. Но стоило отметить его усилия, как пулеметчик трудился не по­ кладая рук. При этом офицер Батыршин подчеркивал, что у 1него могло получить­ ся лучше, если бы не некоторые недо­ статки. Подчиненный делал все возмож­ ное, чтобы избавиться от них. С такой меркой нельзя было подхо­ дить, например, к матросу Масану. Он — неплохой воин. Но стоило его похвалить, как он зазнавался, переставал совершен­ ствоваться. Приходилось командиру раз’- яснять подчиненному вред зазнайства. Вдумчивый и чуткий воспитатель подчиненных, коммунист офицер Батыр­ шин присмотрелся и к матросу Кочетко­ ву. У него не ладилось дело со стрельбой. Воин действовал нечетко. Это выража­ лось в том, что он непоследовательно за­ ряжал и наводил пулемет. Ему не хватало отведенного времени для производства боевых приемов. Командир лег за пулемет. — Смотрите, как нужно действовать, — сказал он. Офицеру понадобилось совсем немного времени, чтобы изготовить пулемет к стрельбе. Матрос Кочетков, считавший невозможным уложиться в существующий норматив, был немало этим удивлен и смущен. Командир затем показал воину, как и что необходимо делать. Кочетков несколько раз повторил показанные ему приемы в строгой последовательности. Потом офицер установил нормативное время больше положенного. В процессе повторения тренировки ато время посте­ пенно сокращалось и было доведено до предела. Кочетков действовал у пулемета четко и расторопно. Так в работе с подчиненными офицер Батыршин осуществляет индивидуальный подход. Одного матроса учит показом, другого — тренирует на практических действиях, третьего — заставляет почи­ тать специальную литературу. Это обес­ печивает успехи в учебе и службе пу­ леметчиков. Не случайно все они высо­ кодисциплинированные, в совершенстве знающие свое дело воины. В подразделе­ нии нет взысканий. Все матросы — ■ спортсмены, закаленные в преодолении трудностей военной службы. Вот почему воины, которыми командует коммунист офицер Батыршин, были допущены к призовым пулеметным стрельбам. ...Пулеметчики с полной выкладкой прибыли на стрельбище. Внешне они были спокойными. Только беспокойные влляды выдавали волнение. Лица воинов были сосредоточены. Еще бы! Сегодня им предстояло показать свою огневую выучку, отстоять честь и добрую славу своего подразделения! Офицер Батыршин еще раз об'ясняет условия стрельбы. Трудная задача! Пуле­ метчику приходилось самому при появле­ нии цели определить до нее дистанцию. Вот на огневой рубеж выходит комсомо­ лец сержант Разин. Он почти мгновенно изготовился к стрельбе. И когда на не­ сколько секунд появилась цель, раздался треск пулеметных очередей. Запахло га­ рью. Еще не рассеялся пороховой дым, как показалась вторая цель. Расстояние до нее было, примерно, одинаковое. Разин перенес огонь сюда. Отгремели выстрелы. Сержант получил высокую оценку. Так же успешно выполнили задачу ма­ тросы Чибитко, Рыбалко, Козариз и дру­ гие. Отличились и Кочетков с Предп- слайпом. Лица воинов радостные, воз­ бужденные. В глазах веселые искорки: пулеметчики оправдали доверие своего командира! Правда, не обошлось здесь и без ложки дегтя. Ею оказалась оплошность матроса Айденьяна. Воин замешкался на огневом рубеже. При появлении цели он расте­ рялся, нарушил последовательность дей­ ствий. Ему следовало определить расстоя­ ние до цели, зарядить пулемет, устано­ вить его и стрелять без команды. Ай- деньян же, начав все делать правильно, не закрепил винт механизма горизон­ тальной наводки. Выпущенные матросом пули ушли вправо. Он спохватился, ис­ правил свое упущение, но было уже поздно: цель скрылась. Вот почему воину не довелось стрелять по второй цели, он был отстранен от дальнейшего участия в состязании. Неудачу матроса Айденьяна пережива­ ли и товарищи. Но пулеметчики — лю­ ди деловые. Они сообща помогают сослу­ живцу стать мастером огня. И командир отмечает, что воины близки к достиже­ нию поставленной пели. Итоги боевой учебы радостны. Но не в правилах пулеметчиков почивать на лав­ рах. Ныне они учатся короткому матрос­ скому удару —- наступать стремительно, атаковать решитедьно. А добнтьгн этого нелегко. И, как всегда, командир учит подчиненных на опыте Великой Отечест- венной войны. Он рассказывает матросам о десантах морских пехотинцев на мыс Пикшуев, в Линахамари п другие места. Многие боевые подвиги североморцев на заполярных скалах известны им. II b ^ i - пы хотят быть такими, как бесстрашный автоматчик Шульга. смелый разведчик Грачев, герой пулеметчик Митрофанов. Они говорят: — Мы, как и герои прошлой войны, горячо любим свою Родину и самоотвер­ женно будем защищать ее от врагов. П. ЛУГАНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz